Скачать фильтры для фотошопа cc. Фильтры Photoshop – художественное искусство для веб-дизайна

Photoshop CS6 зверь! Это всемогущий бегемот, способный производить грандиозные изображения, видео высокого качества, а версия CS6 Extended может даже создавать реалистичную 3D графику.

Все возможности в одной коробке позволяют создавать впечатляющие проекты, но иногда стоит добавить несколько дополнительных возможностей, которые позволят получить максимальную отдачу от вашей работы. В этой статье вы увидите 10 лучших плагинов, которые позволят раскрыть весть потенциал Фотошопа.

01. Exposure 4

  • Компания: Alien Skin
  • Цена: $ 249 (доступна бесплатная пробная версия)

Exposure является творческим инструментом, позволяющий имитировать эффекты фильма на цифровых изображениях, придавать аналоговый стиль, границы, царапин и многие другие ретро эффекты. В Exposure 4 добавили дополнительных элементы управления для создания отличного черного-белого изображения, инструменты тонирования и пользовательские цветовые эффекты.

02. Fluid Mask 3

  • Компания: Vertus

Требует много времени и терпения, и является одной из ключевых возможностей Фотошопа. Несмотря на то, что в версиях CS5 и CS6 инструменты маскирования были значительно улучшены, у вас все равно могут возникнуть проблемы с маскировкой, например волос или шерсти. Плагин Fluid Mask делает этот обычно трудоемкий процесс намного быстрее и (относительно) легче!

03. Portraiture

  • Компания: Imagenomic
  • Цена: $ 199,95
  • Лучше всего подходит для фотографов

Этот замечательный плагин позволяет автоматизировать процесс ретуши портретов с идеальной кожей. Portraiture автоматически сглаживает тона кожи, удаляет пятна и, самое главное, позволяет избежать размытия деталей в таких таких областях, как ресницы, глаза, губы, а также не стирает саму текстуру кожи.

04. 3D Invigorator

  • Издатель: Digital Anarchy
  • Лучше всего подходит для Дизайнеров

В то время как Photoshop позволяет создавать довольно сложные 3D объекты, есть еще место и для дополнительных инструментов, которые могут упростить процесс создания сложных сцен и 3D моделей. Этот плагин имеет простой редактор в котором используется перо, как инструмент для рисования и редактирования трехмерных форм.

0.5. Blow Up 3

  • Компания: Alien Skin
  • Цена: $ 199 (доступна бесплатная пробная версия)
  • Лучше всего подходит для дизайнеров и фотографов

Blow Up позволяет увеличивать изображения без ущерба потери качества. Алгоритм этого инструмента является более продвинутым, чем встроенный в Photoshop бикубический в фильтр. Это делает его отличным инструментом для дизайнеров, которым нужно подготовить к печати изображения в низком разрешении.

06. Photomatix Pro

  • Компания: HDR soft
  • Цена: от $ 79 (доступна бесплатная пробная версия)
  • Лучше всего подходит для фотографов

Photomatix Pro позволяет создавать HDR изображения. Возможности его инструментов выходят за рамки Photoshop, особенно это касается ттонирования. Photomatix Pro позволяет создавать изображения HDR с относительной легкостью.

07. Perfect Effects 3 FREE

  • Издательство: OnOne Software
  • Цена: Бесплатно
  • Лучше всего подходит для фотографов и дизайнеров

Perfect Effects 3 представляет собой удобный инструмент с разнообразными фото эффектами. Плагин имеет библиотеку эффектов (немного похоже на галерею в Photoshop) и позволяет комбинировать различные эффекты для достижению новых и интересных результатов.

0.8. Noiseware

  • Компания: Imagenomic
  • Цена: $ 79,95
  • Лучше всего подходит для фотографов

Шум является проблемой для всех и в особенности для фотографа, которому необходимо представить клиентам чистое изображение независимо от условий фотосъемки. Noiseware является специалистом в подавлении шумов, который не просто удалит шум, но и сохранит резкость. Для фотографа это очень полезное дополнение к Photoshop.

0.9. Magic Bullet PhotoLooks 2.0

  • Компания: Red Giant Software
  • Цена: $ 199 (доступна бесплатная пробная версия)
  • Лучше всего подходит для фотографов

Компания Red Giant известная больше своими плагинами для After Effects, создала инструмент и для Photoshop, Lightroom и Aperture. Плагин имеет. Magic Bullet PhotoLooks 2.0 имеет набор пресетовЮ благодаря которым вы сможете быстро создать необходимый эффект.

10. Knoll Light Factory 3.2


  • Компания: Red Giant Software
  • Цена: $ 149 (доступна бесплатная пробная версия)
  • Лучше всего подходит для фотографов

Как и его старший брат для After Effects, Knoll Light Factory для Photoshop позволяет создавать множество впечатляющих бликов и свечения, которые не просто накладываются на изображение, но и воздействует на него. В его настройках вы найдете более 100 пресета, и кроме того вы можете создавать новые эффекты свечения на свой вкус.

В этом уроке фотошопа мы расскажем, как можно изменить оттенок изображения с помощью “Фотофильтра”/”Photo Filter” в фотошопе. “Фотофильтр”/”Photo Filter” не столь часто используемое средство работы с изображением, но он заслуживает более пристального внимания. Фильтр очень прост в использовании и это единственный инструмент фотошопа, позволяющий выбрать цвет по названию из списка! Он имеет несколько способов применения. Один из способов мы рассмотрим в этом уроке.


Один из способов применения фотофильтра - придание изображению или его отдельным участкам теплых или холодных оттенков. Мы будем работать с корректирующим слоем и с маской слоя и будем использовать несколько фильтров индивидуально на разных участках снимка.

Вот изображение, с которым мы будем работать. Эта фотография снята во время заката. На небе были видны оттенки розового и фиолетового цвета, а земля светилась чудными оранжевыми тонами.

К сожаления, цифровая камера «увидела» картинку иначе.
И цвета на фото выглядят скучновато:

Благодаря фотофильтру мы легко сможем вернуть цвета, которые видел человеческий глаз. Мы сможем сделать их даже более выразительными.


Цвета выглядят намного ярче и красочнее, само изображение стало более привлекательным, и все это было сделано с помощью всего лишь несколько простых слоев с фотофильтрами. Давайте начнем!

Шаг 1: Выделите область, с которой вы хотите работать

Как мы уже говорили, мы будем использовать несколько слоев с фотофильтрами для того, чтобы индивидуально менять цвета в разных частях фотографии. Начнем с неба. Поэтому сначала выделяем небо. Вы можете использовать любой инструмент выделения. Выберите наиболее комфортный для вас инструмент (Lasso Tool, Pen Too и др.). Мы будем использовать лассо (Lasso Tool), поэтому мы выбираем его из панели инструментов:

Вы можете также нажать L на клавиатуре, чтобы получить доступ с лассо с помощью горячих клавиш. Выделяем небо:


На изображении вы видите контур выделения.

Шаг 2: Добавьте корректирующий слой “Фотофильтр”

Теперь, когда у нас выделено небо, мы можем добавить наш первый фотофильтр. Нажмите на значок “Создать корректирующий слой” внизу палитры слоев:

Выбираем “Фотофильтр” из списка корректирующих слоев:

Появляется диалоговое окно “Фотофильтр” и, поскольку мы выбрали часть изображения перед добавлением “Фотофильтра”, он будет влиять только область, которую мы выбрали.

Шаг 3: Выберите цвет

Функции фотофильтра программы похожи на функции фотофильтров в фотокамерах.
Но в программе фотошоп его можно применять более гибко, так как мы можем в любое время изменить его настройки и зону его действия.

У нас есть два способа выбора цвета. В верхней части диалогового окна есть две опции, фильтр и цвет. Обе опции делают одно и то же, позволяют выбрать оттенок цвета. Единственное различие между ними в том, что в "Фильтр" позволяет нам выбрать цвет из списка готовых цветов. Здесь указано их разделение на теплые и холодные. В "Color" мы можем выбрать цвет по нашему вкусу. В нашем случае мы будем придерживаться готовых цветов, так как они хорошо подходят к нашей фотографии. В нём нет розовых и пурпурных оттенков, которыми было окрашено небо в момент съёмки, но в нём есть оттенок MAGENTA, который вполне подойдёт для работы.
Выбираем MAGENTA из выпадающего списка установок:

Теперь, когда цвет выбран, мы немного увеличим интенсивность цвета. Интенсивность цвета мы будем регулировать с помощью ползунка DENSITY (ПЛОТНОСТЬ) Выбираем значение 30%:

Убедитесь, что у вас стоит галочка на опции Preserve Luminosity (Сохранить свечение). Если галочку снять, то изображение станет значительно темнее. Если вы довольны результатом, нажмите на OK, чтобы покинуть диалоговое окно.

Вот наше изображение - обратите внимание, что только небо поменяло оттенок. Все остальные участки изображения остались нетронутыми.


Теперь небо выглядит более красочным. Возможно оно не совсем реалистично, но нам нравится общий эффект и в обработке нет закона, что мы должны на 100% стремиться к реализму.

Земля, безусловно, выглядит еще скучновато, но мы не хотели бы делать ее розовой или фиолетовой. Земле мы можем добавить оранжевые оттенки. То есть нам нужен второй фильтр другого цвета.

Шаг 3: Выделяем землю

Так как мы хотим поменять только оттенок земли, теперь мы должны выделить землю так же, как мы это делали с небом. Мы опять будем работать с фотофильтром на корректирующем слое.

Это можно сделать несколькими способами. Я сделаю так - вновь загружу выделение неба, а затем инвертирую его. Удерживая Ctrl (для Windows) и Command (для Mac), кликаем по значку маски слоя фотофильтра.

Если вы внимательно посмотрите на миниатюру маски слоя, вы заметите, что верхняя часть маски белого цвета, а нижняя часть черного. Белая область на маске - небо, которое мы выделяли первоначально. Эта область на которую влияет фотофильтр. На область внизу маски (черного цвета) фотофильтр не влияет. Поэтому земля не была тонирована в розово-фиолетовый цвет.

Удерживая "Ctrl кнопкой мыши" (Win) / "Command кнопкой мыши" (Mac) и кликая на иконку слоя маски, мы загружаем наше первоначальное выделение:


В настоящее выделено небо, а мы хотим выделить землю. Поэтому мы должны инвертировать выделение. Это можно сделать, нажав на клавиши Ctrl + I (Win) / Shift + Ctrl + I (Mac). Первоначальное выделение будет снято, теперь будет выделен участок, которого выделенее ранее не касалось. Другими словами, мы перевернули выделение, теперь земля выделена земля, а не небо:


Единственная проблема, мы выбрали не только землю, а также небольшой участок воды слева. Мы не хотели бы, чтобы на него влияли фотофильтры. Мы можем это легко исправить позже, поэтому не будем об этом сейчас беспокоиться.

Шаг 5: Добавьте второй фотофильтр

Теперь создадим второй фотофильтр, нажав на значок “Создать корректирующий слой” внизу палитры слоев:

Опять выбираем “Фотофильтр”/ “Photo Filter” из выпадающего списка:

Фотошоп добавляет второй фотофильтр в виде корректирующего слоя над первым фотофильтром в палитре слоев. Открывается диалоговое окно фотофильтра.

Шаг 6: Выбор цвета второго фотофильтра

Мы хотим, чтобы земля имела теплый оттенок. Пусть это будет оранжевый. Можно воспользоваться параметрами фильтра из выпадающего списка Orange (Оранжевый), можно выбрать цвет при помощи пипетки, я же просто выберу готовый фильтр который называется Warming Filter (85):

В настройках есть два других «тёплых» фильтра - «Warming Filter (LBA) и Warming Filter (81). Экспериментируем со всеми тремя, я выбираем 85, тк. он хорошо подходит к снимку. Плотность (Density) по умолчанию - 25%. Увеличиваем ее до 85%. Такой вариант хорошо соответствует оттенкам неба.

Нажимаем на OK, чтобы выйти из диалогового окна. Вот наше изображение после применения фотофильтра:

Как мы уже упоминали, действие фотофильтра теперь распространяется и на водный участок. Чтобы удалить влияние фильтра на этом участке, мы будем работать с инструментом “Кисть”/”Brush Tool” Мы будем работать на маске слоя. Везде, где будет действовать кисть, маска будет удалена и соответственно мы уберем эффект фотофильтра.

Выбираем кисть из панели инструментов:

Мы также могли нажать B, чтобы выбрать кисть с помощью клавиш.

Нам нужен чёрный цвет, и мы должны установить его, как цвет переднего плана.
Сделать это можно, нажав на D:

Теперь мы можем убрать действие фотофильтра на воде. Чтобы изменить размер кисти, можно использовать две клавиши - открывающуюся и закрывающуюся квадратную скобку. Кисть можно сделать также жестче или мягче, используя Shift + левую квадратную скобку (делает кисть мягче) или Shift + правую квадратную скобку (делает кисть жёстче). Начинаем закрашивать участок с водой на маске и оригинальный синий цвет воды восстанавливается на изображении:


Вот результат:

Итак мы тонировали изображение, но снимку не хватает контраста. Контраст изображения мы увеличим с помощью с помощью корректирующего слоя “Кривые”/”Curves”.

Шаг 7: Повышение контрастности

С помощью кривых мы повысим контраст снимка. Не волнуйтесь, если вы ничего не понимаете в “Кривых”/”Curves”. Всё что вам здесь необходимо уметь - это работать мышью и вы прекрасно справитесь с тем, чтобы придать изображению необходимую степень контрастности. Активируем верхний слой в палитре слоев, так как мы хотим, чтобы корректирующий слой с кривыми добавился выше всех других слоев. Затем нажмите на значок “Создать корректирующий слой” внизу палитры слоев и выберите “Кривые”/”Curves” из списка:

Фотошоп добавляет корректирующий слой и открывается диалоговое окно "Кривые". По умолчанию вы увидите окно, покрытое сеткой линий, делящих окно на 16 квадратов (4х4). Удерживая Alt (Windows) или Option (для Mac) кликнем где-нибудь внутри этой сетки. Её вид сразу изменится. Окно теперь будет разделено на 100 квадратов (10х10).

Мы видим диагональную линию, пересекающую окно из левого нижнего угла в правый верхний. Постараемся придать этой прямой форму буквы S. Так мы сможем увеличить контраст изображения. Кликнем по линии где-либо в месте её пересечения с линиями сетки вверху справа. В месте «клика» вы сразу увидите небольшую точку. Перетащите эту точку немного вверх (это можно сделать или с помощью мыши, или, нажав клавишу со стрелкой вверх на клавиатуре несколько раз). Не поднимайте точку слишком высоко, иначе вы потеряете детали на светлых участках изображения. В данном случае вы можете 4 раза нажать на клавишу со стрелкой вверх.

Теперь тоже самое сделаем с противоположной стороны, в левом верхнем углу. Щелкните мышью на точку пересечения сетки в левом нижнем углу и перетащите точку немного вниз с помощью мыши или опустить ее, используя клавишу со стрелкой вниз на клавиатуре. Попробуем опустить ее на такое же расстояние, на которое подняли кривую в верхнем правом углу. Вы увидите, диагональная линия будет приближаться к форме "S" и, что темные области изображения становятся темнее.

Нажимаем OK, чтобы выйти из диалогового окна “Кривые”/”Curves”. Мы сделали яркие участки в изображении немного ярче, а темные участки - темнее, благодаря настройкам "Кривой" и увеличили общий контраст изображения. Не зная больше ничего о том, как работают кривые, вы теперь можете использовать этот метод, чтобы поднять контраст всех ваших изображений, которые в этом нуждаются!

Вот наше исходное изображение еще ​​раз для сравнения:

И вот результат:


Программа Photoshop весьма оправданно считается лучшим другом тех пользователей, которые работают с изображениями на компьютере. В данном фоторедакторе предусмотрено огромное количество инструментов, которые позволяют быстро и качественно обрабатывать картинки. Если так сложилось, что ранее вы работали с 5-ой версией данного приложения или ниже, то переход на 6-ую может быть несколько омрачен. Дело в том, что в CS6 поменялось местоположение некоторых инструментов, разработчики что-то убрали, что-то добавили, словом, к некоторым аспектам придется заново привыкать.


В данной статье мне хотелось бы затронуть тему фильтров, как одного из главных и важных инструментов в борьбе за красивую картинку. Итак, фильтры для фотошопа cs6: где их искать, куда они «переехали» в новой версии и на какие стоит обратить особое внимание.

Где искать фильтры

Повторюсь, что если ранее вы работали с Photoshop CS5, то в 6-ой версии вы можете не только не досчитаться некоторых привычных фильтров, но также и увидеть новые. О последних я расскажу дальше, а сейчас – покажу вам, куда спрятались стандартные фильтры. Как вы уже, наверное, знаете, для фильтров в Фотошопе предусмотрен специальный раздел, который носит одноименное название. Нажав на кнопку «Фильтр», вы увидите контекстное меню, в котором те и будут предложены. Впрочем, здесь вы не найдете, к примеру, режим «Имитация», «Эскиз», «Стилизация» и т.д., все они расположены в другом месте. Чтобы туда попасть, в этом же контекстном меню кликните на строчку «Галерея фильтров». Перед вами – шесть категорий, внутри каждой – свои фильтры.

Сказать, что по сравнению со старыми версиями, стало неудобно, мы не можем. Все же, это дело вкуса и привычки. В принципе, к изменению местоположения быстро привыкаешь, особенно, если работать в Photoshop приходится очень часто.

Новые фильтры


Чтобы их найти и применить, не надо далеко ходить: откройте раздел «Фильтры», пункт «Размытие», а дальше выберите желаемый эффект.

  1. Размытие поля и считается наиболее простеньким фильтром среди этой троицы. Он позволяет регулировать плавность размытия в нескольких зонах. С помощью данного эффекта можно настроить два параметра: степень размытия и его расположение. За первое отвечает кольцо на изображении, за второе – центральные круги. Его также часто используют как и .
  2. Размытие диафрагмы. Работать с этим фильтром просто: точку размытия поставьте по центру, после чего вокруг него образуется кольцо. Если резкость фрагмента нормальная, то вокруг него будет овал, все остальное станет размытым. Небольшие квадратики позволяют менять высоту и ширину области, которая не будет подвержена размытию.
  3. Фильтр Наклон-смещение: нажав на него, вы поместите активную точку в центре, с двух сторон от которой образуются горизонтальные линии. Также здесь появляется пунктирная линия, которая служит своеобразным разграничителем размытой и нормальной областей изображения.

Возможно, сначала с этими фильтрами у вас не получится дружбы. Но, немного попрактиковавшись, вы поймете, что они могут стать вашими лучшими друзьями!

Сделать невозможное возможным, используя фильтры Photoshop для удивительных художественных фотоэффектов, просто и легко, хотя и требует немалую толику фантазии, около часика свободного времени и вдохновленного порыва. Графический дизайн в оформлении сайтов (веб-дизайне, проще говоря) используется в разном виде, но в самом что ни на есть художественном - редко. И ответ кроется отчасти в том, что подобрать тематическое изображение или создать его самому сложновато, если нет соответствующего навыка. Но что если использовать фотографии?

Вполне можно сделать что-нибудь замечательное с помощью фильтров Photoshop. Нужен туман или дождь на горизонте фотографии? Есть фильтр для этого. Нужно переориентировать композицию? Тоже есть фильтр для этого. Есть даже фильтры для прорисовки неба, чтобы оно выглядело более живым и ярким, не сказочным, но насыщенным. Реалистичная и сюрреалистическая одновременно графика, 3D-изображения-обманки или некое животное в море вдруг начинает выглядеть таким, будто движется - и всего ничего, а только работа с фильтрами. Стандартными.

Красота фильтров заключается в том, что они позволяют начать работу с нуля, и создать эффект специально для той композиции, которая создается. Искусство фотоизображений может стать для веб-дизайнеров отличным моментом для поиска вдохновения , творческого начала, но и жуткой вещью, когда приходится затрачивать на сие действо час или около того. Но используя только фильтр пластики, работа с текстурой займет гораздо меньше времени. Фильтров в Photoshop много, но каждый из них способен дополнять и преобразовать отдельные моменты композиции, например, облака, вспышки, свечения, блики, можно их смешивать между собой.

Это и сложное, и легкое искусство, красивое и притягательное. Но давайте детальнее глянем на него и разберемся в некоторых основах.

Художественная графика веб-дизайна

Мы неоднократно рассказывали, что практически любая фотография, используемая в качестве фона и оформления сайта, корректируется дизайнерами. Делается ярче или светлее, контрастнее или с выделением деталей и так далее. Мы даже говорили о том, как всего это можно достичь с помощью одних только режимов наложения слоев .

Сайты с такими изображениями редки, но красивы и именно на таких работах мы посмотрим работу фильтров Photoshop. Уже впоследствии, выбирая фотографию, например, для фона домашней станицы вы сможете уже бегло опередить, требуется ли её немного «украсить», подкорректировать и, соответственно, будете знать как.

Размытие в движении

Чем изображение со слоном отличается от аналогичного с китом? Не углубляясь в законы преломления лучей, света, зеркальных отражений, заметим, что погруженные в жидкость предметы визуально немного увеличиваются, размываются и сдвигаются от своей верхней части, если погружены частично. Пример соломинки в стакане с водой помнят из детства все. Вот и тут то же самое. Изображение с китом - прекрасно (да, кто бы спорил-то?), но что если добавить фильтр?

Работаем со смарт-фильтрами, чтобы имелась возможность постредактирования. Выделяем плавники нашего кита и переходим в Фильтр -> Размытие -> Размытие в движении . Угол в нашем случае выбираем небольшой и совсем малый сдвиг. Кит становится слегка «замыленным», но в воде и не существует четких объектов. Они должны иметь небольшой муар, пыль. Вот её и подрисуем.

Аналогично можно из фотографии автомобиля на дороге создать движущейся автомобиль, путем размывания колес и фона. Но тут лучше использовать Размытие вращения из галереи размытия. Впрочем, эффекты-то все те же, но вопрос в удобстве работы с практической точки зрения.

Пластика

Об этом фильтре мы уже немного говорили в теме каллиграфии , но сейчас отметим тот факт, что он идеально подходит для создания влажных текстур, жидких поверхностей, мокрых. Одинокая скала в море редко бывает 100% сухой. На большом изображении с китом от этого фильтра можно отказаться, но если изображение небольшое, то немного «влажности» не помешает. Обычно её больше на границе с водой, вот там её и подрисуем.

Переходим в Фильтр -> Пластика и инструментом Деформация немного прокрашиваем границу скалы, а параметры… параметры подбираете подходящие для вашего изображения. Чем больше Нажим и Плотность - тем и эффект виднее. В случае, когда необходимо уменьшить количество деформированной площади, выберем следующий инструмент - Реконструировать и затираем ненужное. Это ластик обычный.

Если рассматривать изображение со слоном, то пластика применялась к скале справа.

Смещение

Когда идет работа с текстурами, фильтр Смещение идеален для создания тонких искажений. Легких, почти незаметных и таких необходимых. Например, с его помощью можно создать отражение в воде.

Выберем часть скалы у границы и скопируем выделение на новый слой (Ctrl+J). Перейдем в каналы, выделим Голубой (отключив все прочие) и кликнув ПКМ сохраним его в новый файл psd.

Возвращаемся на слой с выделенным объектом и выбираем Фильтр -> Искажение -> Смещение и устанавливаем параметры, побольше в значении, так как все таки и волны сильные.

Теперь выделим получившееся «безобразие» Ctrl+T, отразим по вертикали, расположим ближе к границе и лишнее удалим ластиком по маске. Помните также о том, куда движутся волны и падает свет, отражение тоже должно немного преломляться. Но и не везде оно может быть. Вдалеке в небольшом заливе оно не будет видно.

Не забываем про режимы наложения и выбираем Перекрытие или Мягкий свет.

В нашем случае отражать в воде по факту и нечего. Сильнее всего только птички и будут видны. Если бы скала была бы ближе на композиции, то тогда бы и отражение пришлось бы делать детальнее. Но если посмотреть на изображение со слоном, то можно заметить, что отражается много всего и даже небо.

Пожары

Работать с рендерингом в Photoshop несложно и даже нужно. Например, хотим мы, чтобы на скале горел огонек. С помощью инструмента Перо нарисуем некоторый образ пламени.

Переходим в Фильтр -> Рендеринг -> Огонь и выбираем понравившуюся модель. Настраиваем параметры и видим что получилось. Не забываем про свободное трансформирование, режим наложения и копирование слоев для насыщенности. Мы понимаем, что это кит, но почему не добавить сюрреализма, ведь это же скала.

Аналогично можно создать огонь для любых иных случаев. А затем добавить дым, искажение поверхности (пластика фильтр) и так далее. Если искать язычки пламени или полноценный огонь некогда, гораздо проще нарисовать самому.

Облака

Небеса обетованные… красота облаков, тумана, рассвета и так далее. Что же, Photoshop и здесь помощник, и еще какой. У нас теперь горы.

Добавляем чистый слой, применяем Фильтр -> Рендеринг -> Облака . Выбираем режим наложения Экран (или иной подходящий вам вариант) и добавляем слой-маску. Вершины, да еще и на переднем плане обычно четко видны. Прокрасим их по маске и с неба тоже уберем лишнее.

Вот и все, дымка, туман густой, может, рядом горячий источник… неважно, но фотография готова за минуты две от силы. Можно еще убрать насыщенность, если это рассвет или пасмурный день.

Сферизация

Поместить изображение в объект несложно. Выделил, удалил лишнее и - все. Но что если приходится подбирать и размещать изображение так, чтобы оно было органичным, подходило под форму. В этом случае важно искажение. Правильное и вручную создавать его очень сложно.

На простом примере елочного шарика и тематической заснеженной улицы посмотрим как быть иначе.

Выделяем шарик и копируем на новый слой. Переходим на пейзаж, зажимаем Ctrl + лкм и наш объект выделяется на этом уже слое. Применяем Фильтр - > Искажение -> Сферизация . Ручное и удобные параметры. И видим, что изображение исказилось.

Лишнее можно удалить, используя инструменты Осветлитель и Затемнитель, прорисовать светотень, как на оригинальном шарике. Использование фильтра можно и повторить, тогда эффект будет более явным.

Блик

Блики добавляются с помощью черного слоя и последующего использования режима наложения Экран.

Масляная краска

Фильтр позволяет преобразовать любое изображение таким образом, что оно превращается в совершенно новое, стилистическое и художественное. Открываем изображение, переходим Фильтр -> Стилизация -> Масляная краска и выбираем параметры.

Таким образом, получается написанная на хосте картина. Если добавлять больше Блеска, то видна будет рельефность от щетинок кисточки.

Завершение

Фильтров в Photoshop еще много, некоторые повторяют друг друга, другие же позволяют работать с отдельными деталями. Частично мы в блоге уже рассматривали некоторые из них, поэтому, например, на том же Наклон-смещение (эффект миниатюры) мы уже не останавливались сейчас.

Так или иначе, но работая над дизайном сайта, рассматривая фотографии клиента, подбирая в интернете нужные объекты, готовые работы всегда хорошо помнить о том, что любое изображение можно подкорректировать, украсить, отретушировать в нужную вам сторону. И это не является чем-то несуразным. Достаточно посмотреть на разные работы иных дизайнеров и можно увидеть огромное количество потрясающих фонов. Мы частенько их выкладываем в материалах блога. Это и сайты тур-тематики, архитектуры, недвижимости, кафетериев и прочего.

Разумеется, что сидеть перед компьютером и часами рисовать одну картинку мало кому хочется. Но уделить минут 30 времени все же не бывает лишним и сделать из обычной фотки чуть более яркий вариант, художественный или даже из графического изображения - реалистичное, можно. Создаете вы дизайн сайта, инфографику, редактируете изображение - фильтры не лишние. Выделите время и посмотрите повнимательнее их все. Они способны на многое, и не только удивлять возможностями или своим наличием.

Сообщество Photoshop , вобравшее в себя огромное количество ресурсов, обучений, подсказок и методов, .psd-файлов и даже действий (Action), напоминает что-то вроде коробки хороших шоколадных конфет. Но есть одна область, в которой так не достаёт всего этого, а именно – бесплатных плагинов и фильтров. Конечно же, Photoshop долгое время был наилучшим примером в развитии графических редакторов, и с каждой новой версией (самая последняя версия CS4) в программу добавлялось бесконечное число возможностей и аддонов. В результате, стало вероятным и то, что более нет такой сильной нужны в дополнительных бесплатных плагинах, как прежде. Или на это просто перестали обращать внимание?

Стандартные плагины Photoshop являются лучшими друзьями фотографов-любителей: сделать пару снимков, запустить Photoshop, добавить несколько фильтров, и, вуаля, у вас получился достаточно профессиональный снимок. Профессиональные же фотографы за основу используют плагины и только после этого подстраивают и добавляют фильтры для того, чтобы подчеркнуть свой собственный профессиональный характер фотографии. Плагины, по существу, являются очень важным звеном, которому не уделяют должного внимания – что возвращает нас к нашей начальной головоломке о том, почему существует так мало бесплатных плагинов и фильтров? Вы знаете ответ на этот вопрос? Мы нет.

В этой статье вы найдете несколько предложенных вам бесплатных плагинов, они очень старые, но не нужно пугаться – они будут отлично работать на всех версиях Photoshop, и достигаемый ими эффект так же востребован, как и в то время, когда они были разработаны. Если вы потратили уйму времени в поисках простого и удобного способа применения эффектов для ваших изображений – то эта статья как раз для вас.

3D Shadow

С помощью этого удобного плагина можно с легкостью создавать 3D-тени различных объектов (Буквы, цифры, формы и так далее). Все настройки уровня прозрачности, перспективны, цвета и позиции тени, направления XYZ и многие другие размещены в одном удобном окне.

AAA Buzzer

AAA Buzzer упрощает ваше изображение, удерживая резкость контуров. Работает быстро или медленно, в зависимости от выставленных параметров.

Absolute Color

Absolute Color представляет собой палитру оттенков в виде окружности, разделенной на 6 частей по 60 градусов. Выберите любой цветовой сегмент и он ограничит оттенок изображения данным цветом.

B/W Conversion

Плагин преобразования изображения в Ч/Б. Он даёт вам полное владение над управлением красной, желтой, зеленой, циановой, голубой и пурпурной, а также промежуточными тональностями. Пользователь может увеличить подачу каждого цвета или же свести все к белому или черному, вовсе не влияя при этом на остальные цвета.

Bad Dream

Bad Dream даёт вам возможность создавать такие решения цветов, которых обычно нужно добиваться в течении нескольких часов. К тому же, есть возможность добавить эффект мягкости и туманности. Конечный результат может быть очень приятным.

Bas-Relief

Фильтр трансформирует изображение так, как будто оно вырезано барельефом. Достигается данный эффект тем, что устанавливается определенное освещение для акцентирования поверхностного рельефа. Можно сделать изображение похожим на алюминиевую фольгу, кованный метал или окантованный камень. Также плагин преобразовать фотографию в нарисованный карандашом эскиз.

Camouflage

Данный плагин позволяет создавать виды окрасок по типу армейского камуфляжа, или же шкуры животных. Этот плагин создает цельные изображения, что означает, что вы сможете использовать их как текстуры для 3D моделей или фоновое изображение на страницах веб-сайта. Также можно использовать их как узор для одежды.

Caravaggio

С помощью этого плагина можно получить эффект масляных красок. В окне управления плагинов всего 4 ползунка: Креативность (Creativity), Изобилие (Exuberance), Выделение (Attentiveness) и что-то вроде расположения духа (Moodswing).

Chalkaholic

Chalkaholic создает эффект мела или древесного угля с особым художественным стилем. Это даёт возможность создавать уникальные артистичные варианты реализации. Данный плагин станет важным дополнением в коллекции любого художника.

Circle to Square

С этим плагином вы сможете превратить любую окружность в квадрат.

Cloud 2.2

С помощью этого плагина вы сможете создавать цельные изображения, как облака на снимках. Вы сможете контролировать уровни размытости, контуров и оттенков освещения.

Color MegaMix

Color MegaMix с легкостью меняет цвета любого изображения. Управление представляет собой 2 колонки цветов: 8 исходных цветов и 8 тех, в которые нужно преобразовать исходный цвет. Беря в учет выставленные данные, плагин преобразует полностью весь исходный цвет изображения в указанный вами.

Color Replacer

Данный фильтр выполняет функции цветозаменителя. Данная функция схожа со стандартной командой Replace Color в Photoshop. Тем не менее, данный плагин более гибкий в обращении, так как вы можете отдельно выбрать исходный цвет и так же указать тот цвет, в который вам требуется преобразовать исходный. Более того, с помощью этого фильтра можно заполнить серые области изображения произвольный цветом, что может послужить восстановлению цвета в пересвеченных областях изображения.

ColorWorks

Данный плагин распространяется в комплекте с 20-ю эффектами для редактирования цветового значения изображений различными методами. Вы можете использовать его для искусного исправления ваших цифровых фотоснимков или поэкспериментировать с возможными более масштабными трансформациями. Все эффекты достаточно стандартны, но они могут быть полезными при регулярном использовании.

Contrast Balance

Contrast Balance усиливает возможности стандартного фильтра яркости и контраста (luminosity/contrast) и разделяет его на 4 части константы/контраста, используя данные 4 соотношения: белый-черный, красный-циан, зеленый-пурпурный, голубой-желтый.

Contrast Mask

Этот плагин использует маску контраста для уменьшения общего контраста изображения, одновременно выделяя детали в случаях как с яркими, так и темными участками.
Черно-белый негатив изображения размыт (радиус размытости управляется ползунком) во избежание резких контуров, и после чего, покрыт оригиналом изображения, затемняя светлые участки, и осветляя темные. Уровень плотности поверхностного слоя регулируется ползунком «Strength».

Craquelure 3D

Фильтр, с помощью которого можно создать богатый ассортимент эффектов потрескавшегося от старости лака, что крайне полезно в создании различных абстрактных текстур, декоративных поверхностей и строительных материалов. Можно управлять двумя отдельными слоями с потрескавшимся эффектов и достичь огромного разнообразия текстурных эффектов: от гравированного метала и шелка до плавленого стекла и водяной ряби.

Curves Plugin

Данный плагин может реализовать 8 предопределенных и интересных «кривых» внутри вашего изображения. На интерфейсе плагина отображены несколько предварительных вариантов с кривыми – выберите один из них и вы будете впечатлены тем, как это отразится на вашем изображении.

DepthDither

DepthDither использует 3 пути придания вашему изображению такого вида, который создает эффект непрерывности, если цвет ниже 24-х бит. Так же, как и Photoshop, он предлагает на выбор диффузию, и варианты применения шумов к текстурам. Вы также можете указать уровень глубины цвета, например 2 бита, 4 бита, и так далее до 18-и битов – это является основным отличием от Photoshop. Самая свежая версия Photoshop предоставляет на выбор режимы до 256 цветов.

Digitization

Этот плагин был разработан для того, чтобы оцифровывать данные позиций на больших изображениях. Кликая на полученную информацию, вы сохраняете координаты в текстовый файл (CSV). Эти координаты могут быть использованы для дальнейшего анализа. Нижеприведенная картинка показывает пример анализа, основанного на информации, полученной с помощью данного плагина.

Dreamy Photo

Dreamy Photo придает фотоснимкам мягкое романтическое ощущение. Этот эффект незаменим в улучшении обычный фотографий, снимков с цифровой фотокамеры да и вообще – для любого изображения, которому вы хотели бы придать ощущение тепла.

Edges Fx

Этот плагин используется преимущественно для определения точного алгоритма контуров (precise) для применения следующих эффектов: Раскрашивание (Colorize), Размытие/Растягивание (Erode/Dilate), Насыщение цветом (Sat Boost) и Эскиза (Sketch)

EdgeWorks

Данный плагин идет с 20-ю эффектами для выполнения серьезных контурных и цветовых модификаций. Лучше всего использовать данный плагин при экспериментах по улучшению стилистического внешнего вида фотоснимков. Также интересно использовать при создании текстурных эффектов.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...