Правильное питание для будущего школьника. Вставка смайликов

В будущем школа, я считаю, должна измениться. Прежде всего, должны быть хорошие, добрые учителя, даже, возможно обладающие телепатическими способностями, и уж конечно, они должны быть отличными психологами. Учитель должен чувствовать настроение ученика, и точно знать, что именно ребёнок не понял, и объяснить более доходчиво.
Классы должны быть не более 10 человек и конечно собранные по интересам. Одни дети любят гуманитарные науки, другие увлекаются точными науками, третьи более тяготеют к творчеству. Поэтому, психологи должны отбирать детей в классы, чтобы детям интересно было друг с другом общаться и в каждом классе в образовании делать упор именно на те предметы, в которых ребёнок более заинтересован. Я не предлагаю отказаться от математики – она основа наук или от русского языка – это основа нашего общения. Но считаю, что некоторые предметы, можно, если не исключить, то хотя бы уменьшить часы их изучения. Ну, например, для детей не одарённых в рисовании, сделать этот урок, раз в месяц, а освободившиеся часы, отдать изучению наук, к которым дети тяготеют или хотя бы математики и русского языка. А для творчески одарённых ребятишек создать классы, где они максимально смогут раскрыть свои таланты. То же касается урока музыки, я считаю, что этот урок себя изжил, так как музыкой нужно заниматься в специальных музыкальных школах, а не кричать целым классом песню на всю школу, мешая остальным осваивать другие предметы. Физкультура может и для кого-то важна, но не в данной ситуации. Очень много детей страдает какими-то болезнями, а их заставляют делать вещи, после которых большинство может и заболеть. Урок физкультуры нужно проводить в такой форме, чтобы это было полезно для здоровья и не 3 раза в неделю, а каждый день. В школе будущего, я считаю, должен быть хороший спортзал, где в любое время, под руководством опытного инструктора, можно потренироваться, и, конечно, бассейн, плавание укрепляет здоровье и закаляет организм. После занятий физкультурой необходимо принять душ, конечно же душевые кабины должны быть в школе будущего. Программу по физкультуре пересмотреть кардинально. Нужна ли гимнастика и акробатика простому человеку, далёкому от спорта, это может нанести увечья, что нередко и бывает на уроках физкультуры. В общем, я считаю, что физкультура в школе будущего, должна быть направлена на оздоровление учеников, а не выматывание последних сил. В школе будущего у ребёнка должен быть свободный выбор в изучении иностранных языков. И возможность изучать несколько иностранных языков по желанию, а не только тот по которому есть педагог.
В школе будущего должны быть просторные, светлые классы, и стоять не только парты, а допустим диваны или кресла, чтобы на переменах дети могли пообщаться в спокойной обстановке, а не носиться по коридору.
И, конечно же, в школе будущего, должна быть отличная библиотека, причём не компьютерная, так как компьютер портит глаза ребёнка, а самая натуральная, где будет огромный выбор книг по всем вопросам.
В школе будущего, не должно быть компьютеров, они вредят организму, учёные должны придумать кардинально новую технику, чтоб она была безопасна для ребёнка и в то же время не уступала компьютеру, а может быть, даже превосходила его по свойствам. Возможно это будет даже телепатическое обучение, учёные придумают такую технику, чтобы передавала мысли учителя к ученикам, в этом случае процесс усвоения материала пойдёт быстрее и лучше, но конечно мысли учителя должны быть светлыми и чистыми, чтобы действительно воспитать достойных членов общества из маленьких девчонок и мальчишек.

Питание детей в школе будущего должно быть продумано с точки зрения полезности, качественности и вкусности. Например, можно предложить более расширенное меню и возможность покушать в любое удобное время, у каждого человека разные биоритмы и пищу каждому полезно принимать в разное время.
В школе будущего должна быть форма, единая для всех школ будущего. Она должна быть прежде всего удобной, во-вторых из натуральных материалов, в-третьих практичной, то есть по- возможности меньше рваться, мяться и мараться, в- четвёртых это форма должна быть функциональной, должны быть различные карманы для ключей, денег, флешек, телефона и т.д. и она должна легко сниматься и одеваться, например при занятиях физкультурой, это наиболее актуально для младших классов. И, конечно же, форма должна быть красивой – дети тоже люди.
И конечно в школе будущего к каждому ребёнку будут относиться уважительно, считаться с его интересами, не ущемлять его человеческое достоинство.
Я, конечно, вряд ли поучусь в такой школе, но очень хочется, чтобы мои дети, или хотя бы внуки, смогли учиться в новой школе будущего.

Номинация «О педагогике - с любовью»

«Смотри на мир глазами ребенка, …учись мечтать и учи этому современных детей», - так кратко можно охарактеризовать мою педагогическую философию.

Школа будущего - «завтрашняя радость»

«Завтрашняя радость» у ребенка должна ассоциироваться со школой, где ребенку уютно, комфортно, где он ощущает себя успешным человеком независимо от полученных отметок. Для этого нужно создать определенную классную среду (ситуацию).

Здесь ребенку должны быть предоставлены все возможности для самореализации, чтобы возникало стремление быть, проявлять себя и признаваться личностью .

Все в школе должно быть подчинено этому, так как школа для ребёнка - это второй дом, где он проводит большую часть своего времени, это мир, в котором он живёт и, как губка, впитывает весь уклад и традиции школы, именно там формируется характер, личность.

Школа должна обладать принципиальной инновационностью:

Обновленное содержание образования, в том числе в области русского и иностранного языков;

Интеграция информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс;

Поддержка и укрепление здоровья детей;

Формы организации образовательного процесса, в том числе: проектная, исследовательская, дистанционная;

Прямое взаимодействие школы с научными институтами и вузами.

Но на данный момент не все школы отвечают перечисленным выше критериям, и поэтому в перспективном развитии образования видится создание школы будущего.

Что такое школа будущего? Школа будущего - это школа воспитания Личности, готовой к непрерывному образованию. Школа будущего - это школа, оснащенная новейшими учебно-техническими средствами. В каждом классе школы будущего нет привычных меловых досок. Есть интерактивные экраны и доски с обратной связью, с помощью которых через компьютер учитель ведет урок; учащиеся могут писать прямо со своих мест, а при необходимости и прямо на самом экране.

В школе будущего наравне с обычными учебниками учащиеся используют мультимедийные учебные пособия и специализированные базы данных. Постоянная качественная Интернет-связь позволяет по-другому общаться, преподавать и усваивать материал.

Например, вести в реальном времени телеконференции с учеными, научно-исследовательскими лабораториями, музеями, обсерваториями, заглядывать в самые далекие уголки земного шара…

Правда, все компьютерные классы будут проходить у старшего поколения, ведь если дети с первого класса засядут за машины, то они даже писать не научатся от руки.

Хочется верить, что школа будущего сохранит советскую систему «насыщения учеников знаниями» , при этом начнёт давать главное - навыки применимые в жизни. Умение общаться, самостоятельно добывать информацию, критически мыслить и стремиться к развитию и самосовершенствованию.

Кроме этого, школа будущего сможет предложить ребенку те направления деятельности, которые ему наиболее интересны и необходимы. И самое главное, школа будущего сможет дать ребенку право на свое самоопределение в образовательном пространстве школы.

Например, жесткое расписание предметов, которое школа предлагает сегодня, возможно, будет заменено на набор предметов, из которых ребенок сам сможет выбрать предметы необходимые ему для дальнейшего развития. Но это будет возможно только в старшем звене (9-11 кл.).

Первые шаги к школе будущего уже сделаны, это робкие попытки внедрения в школы профильного обучения. Главную же цель профильного обучения я вижу в самоопределении ребенка. Возможно, в школе будущего будет введена 10-бальная система оценок, так как чем больше отметок, тем школьникам легче учиться, учителям учить, а родителям видеть, как учатся их дети.

В данный момент та же «пятёрка» может быть у разных детей разная: у кого-то с натяжкой, у кого-то наоборот очень хорошая, твёрдая. Классные журналы в будущем тоже исчерпают себя и уйдут в небытие. Компьютеры и Интернет будут заменять бумажные документы.

Школа будущего - это не просто школа знаний, а школа жизни и сотрудничества. Вместе со школой изменится и функция педагога - из наставника он превратиться в друга, помощника. Я думаю, школа должна быть миром открытий и откровений, жизненной радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества.

Конечный продукт школы будущего не номинальный среднестатистический выпускник, соответствующий образовательному стандарту, а цельная личность, человек-творец, творец окружающей его действительности, собственной жизни.

И в заключении я хотела бы привести одну притчу, которая в полной мере отвечает на вопрос о «завтрашней радости»: Одному ученику всё время не давал покоя один вопрос: «Как в жизни человека сочетается предопределение свыше и его свобода выбора?» С этим вопросом он отправился к Учителю и тот ответил:

Отправляясь в поле за букетом, ты не можешь быть в абсолютной уверенности ни в своём будущем маршруте, ведь даже направление своего движения ты нередко представляешь с трудом, ни в том, какие именно цветы составят твой букет. Но ты идёшь от цветка к цветку, руководствуясь лишь своими внутренними соображениями, ты склоняешься в благодарности к каждому и срываешь их. Каждый цветок - это твой маленький повседневный опыт, путь к нему - часть твоей жизни, а букет - это весь твой жизненный опыт. Каким быть ему зависит лишь от тебя.

Таким образом, школа будущего не появится сама собой, она может быть только построена по кирпичику нашими руками, из года в год, совершенствуясь, продвигаясь вперед, обобщая передовой опыт и распространяя его в массовом порядке среди других общеобразовательных учреждений городов.

Эмекова Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории, КГОУ «Бийский лицей-интернат Алтайского края». Стаж работы по специальности 3 года. В 2009-2010 учебном году стала победителем конкурса «Педагогические инновации»; Всероссийского конкурса «Образование: взгляд в будущее»; конкурса лучших педагогических работников краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений».

Известный телеведущий и писатель Андрей Максимов написал новую книгу о воспитании, на этот раз — в «соавторстве» с великим швейцарским педагогом Иоганном Генрихом Песталоцци (1746-1827). Гуманистические идеи Песталоцци звучат очень современно, а его критика системы образования найдет много сторонников среди родителей сегодняшних школьников. Выводы и советы Максимов предлагает свои — например, объясняет, почему родителям пора самим заняться образованием детей, а также рассказывает, какой он видит школу будущего.

Антипсихология и природосообразность

Наше образование построено по следующему принципу: все должны знать всё. В результате никто не знает ничего. Тот метод, по которому учат и воспитывают наших детей, Песталоцци называл «антипсихологическим» , потому что такая система образования вовсе не имеет в виду психологию каждого отдельного человека.

Что, разве нет у нас хороших школ и прекрасных учителей?

Разумеется, есть.

Критерий хорошей школы очень прост: ребенок хочет в нее идти .

Критерий хорошего учителя элементарен: ученик хочет посещать его уроки .

Но может ли в реальности быть такое: ребенок с утра радостно бежит в школу? Взрослому человеку тоже бывает неохота рано вставать, но если он любит свою работу (а любимая работа — непременная составляющая счастья), то он по ней скучает; мысли о работе его не раздражают, а вдохновляют; он думает о своем деле даже в выходные; он не представляет, как будет жить без службы...

Вот если ваш ребенок так относится к школе — значит, школа хорошая. Увы, подобное отношение встречается очень и очень редко.

Маленьким детям очень нравится учиться. У них просто-таки жажда познания. Они бесконечно удивляются и задают свои вечные вопросы «почему?». Однако как только ребенок идет в школу — эта жажда исчезает. Отчего?

Потому что образование, по выражению Песталоцци, должно быть «природосообразным» . Это когда не всех учат всему, но открывают в ученике его дар и развивают именно его.

Природосообразное образование — это основа метода Песталоцци, только оно способно помочь маленькому человеку отыскать свое призвание, иными словами, то, ради чего человека призвали на Землю.

Природосообразное образование не является насильственным . «Оно осуществляется без вталкивания в него (в ребенка) извне знаний, не находящихся во внутреннем соответствии с достигнутым ребенком уровнем развития. В этом случае сущность приобретаемого образования проистекает из внутреннего оживления задатков и сил, заложенных в самих детях».

Если система образования основана на том, что всех учат всему, — значит, школа не имеет в виду природу конкретного маленького человека. Что же могут сделать в данной ситуации родители? С одной стороны, помогать ребенку преодолевать антипсихологическую школу, а с другой — внимательно изучать природу своего чада, дабы развивать в нем то, что дано свыше. Увы, это две разные задачи, которые под силу решить только родителям.

Хочу сказать слова в защиту наших российских учителей. Мне кажется, это важно и справедливо. Вообще, мне представляется, что Россия сохранилась как страна только потому, что у нас люди всегда были и есть лучше, порядочнее и честнее, чем любая государственная систем а.

Вывод этот относится буквально ко всем временам. Вот и сегодня тоже есть педагоги, которые в этой, мягко говоря, странной и антипсихологической системе пытаются честно и умело воспитывать и образовывать своих учеников. Этим учителям — трудно. Но тем значимей то, что они делают. Поэтому у нас еще иногда кое-где выявляются талантливые дети, которые даже побеждают на разных мировых олимпиадах.

В целом же система обучения, которая существует у нас, противоестественна, поскольку школа не наблюдает за своими учениками и не учитывает их природные таланты.

Про школу будущего

Когда я на своих лекциях или просто в разговорах с людьми высказываю о нашей школе такое мнение, меня регулярно спрашивают:

— А вы сами-то знаете, как надо менять школу?

Да, у меня есть некоторые мысли по этому поводу. Вот как я представляю себе реформу школы, если говорить совсем в общих словах.

  1. С первого по четвертый класс ничего не меняется . Это очень важные годы обучения: ребенок узнает множество полезных вещей. К тому же у него одна учительница, и выстроить отношения с ней все-таки куда легче, нежели впоследствии с целым отрядом преподавателей.
  2. С пятого класса начинается добровольное посещение уроков . Маленький человек вместе с родителями должен сам выбирать те предметы, которые ему интересны; он должен понять, каковы те знания, которые могут пригодиться в дальнейшей жизни.

Призвание, то есть желание посвятить чему-то свою жизнь, ребенок может отыскать в семь-десять лет при условии, что родители любят его, внимательно наблюдают за ним и помогают развивать то, что ему нравится делать.

А если не удалось? Нет проблем. Ребенок может посещать все уроки до той поры, пока не остановится на определенных предметах. Главное, чтобы это был осознанный выбор и ребенка, и родителей. Выбор, при котором взрослые отталкиваются от интересов, желаний и устремлений маленького человека.

  1. Зарплата учителя должна напрямую зависеть от количества учеников, посещающих его уроки. По-моему, это справедливо. Ведь главная задача педагога — не вбить в голову ученика некоторое количество информации, а заинтересовать его своим предметом.

Школа, таким образом, должна быть переориентирована. Ей нужно научиться заинтересовывать детей в получении знаний. Неинтересное, насильственное обучение — это профанация, которая к подлинному образованию не имеет никакого отношения.

  1. Никаких оценок . Человек должен учиться ради знаний, а не из страха получить двойку. Важно, чтобы за свою учебу ученик отвечал сам. Среди многочисленных грехов нашей системы образования есть еще и такой: школа совершенно не учит детей выбирать и отвечать за свой выбор. А ведь это в конечном итоге важнейшее умение.
  2. Строжайшие экзамены в вуз . Очень жесткая борьба с коррупцией при поступлении в институт, предполагающая серьезную уголовную ответственность, которая сравнима, скажем, с наказанием за хищения в особо крупных размерах.

Человек может поступать в вуз в любом возрасте — когда поймет, что для этого у него знаний достаточно. И любое количество раз. Чтобы не образовался вал абитуриентов, можно разрешить поступать, например, два года подряд, а потом — с разницей в год или в два. Именно институт должен определять уровень знаний человека.

Вся учеба в школе обязана готовить ребенка к осознанному выбору профессии и снабжать его теми знаниями, которые необходимы для поступления в желанный институт.

Я в курсе, что у подобной реформы есть минусы. Я осознаю, насколько трудно будет ее внедрить практически, особенно в первые годы. Я понимаю, что она потребует и совсем иной подготовки учителей.

Но иного пути я не вижу. Сегодняшняя школа нуждается не в реформе экзаменов : ЕГЭ или не ЕГЭ. Но в коренной переделке всего подхода к обучению. В переосмыслении сути образования. Все остальное — косметический ремонт, который, в сущности, ничего не меняет.

Очевидно, что в ближайшие годы ни такой, ни какой-либо иной сущностной школьной реформы не будет. А значит, за образование своих детей по-прежнему отвечать могут только и сугубо родители.

Купить эту книгу

Обсуждение

Нам вот в рамках "школы будущего" предлагают на электронные учебники перейти - по примеру соседней школы, в которой год эксперимент проводили по введению. У них эксперимент удался, успеваемость повысилась. Теперь вот и мы на очереди) На самом деле, школа сейчас и школа в наше детство это две разные школы. И если честно, современная мне нравится несколько больше.

Вчера была на собрании (8 класс). Основная мысль учителей такова: "Все дети плохие, никто учиться не хочет, ничего не делают, ничем не интересуются, кроме гаджетов. Из 90 человек 9-ти классников не сможем даже десятка набрать в 10-й класс". Неужели во всем виноваты дети и родители?!

Комментировать статью "Недовольны школой? Проект школы будущего от Андрея Максимова"

Общение будущих мам: планирование беременности, общение с беременными, подготовка к родам. 7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды...

Проектное обучение как основа школы будущего. Насколько «способ проектов » отвечает интересам государственной системы образования?

Сочинять прогнозы – дело неблагодарное. Вспомнить только фильм «Назад в будущее». Если верить сюжету, у всех подростков уже должны быть самошнурующиеся кроссовки и летающие скейтборды. А ни того, ни другого пока не видно. Но всё же давайте немного пофантазируем и представим, как будет выглядеть школа будущего. Процесс обучения Информатизацией уже никого не удивишь. Электронные дневники, позволяющие проверить оценки ребёнка через интернет. Система «Посещение и питание», благодаря которой...

Обсуждение

На картинке слева мальчик сам сделал модель самолёта. На картинке в центре мальчик тупо нажимает на кнопки игрушки. Это регресс, а не прогресс.
Кроме того, что значит навык, который пригодится в дальнейшем? Это разве не навык творчества, который развивается от простого к сложному? Если это что-то конкретное, то технологии развиваются так быстро, что, пока ребёнок окончит школу и сможет работать, его знания устареют. То есть если кружок допобразования воспитывает творческие способности на примере конкретной деятельности, интересной ребёнку - это одно, но говорить родителям, что дети там получают конкретные навыки для профессии - это обман. Поэтому раньше в России уделялось особое внимание базовому систематическому образованию, а узкого специалиста из него уже делало на этой базе предприятие, которому нужен специалист.
Второй вопрос. Учитель - не наставник, а "проводник информации". А кто эту информацию разрабатывает? Если все будут уметь только искать информацию, то кто будет совершать открытия, делать новые изобретения? Или будут обучаться элитарии отдельно, и вечные потребители - отдельно?

У детей сейчас большие возможности благодаря технологиям, а это конечно должно порождать и новые секции и проекты и все прочее, и соглашусь, что современная школа выглядит намного интереснее, чем постсоветская

Собираю в школу будущего первоклассника, смотрю на разные ранцы - цены на них 7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей...

Обсуждение

Покупала на семье немецкий DDD . Не пожалела. Исходила из качества, наполнения, и весА. У меня худенький мальчик. К рюкзаку прилагались: спортивная сумка и два пинала. Спорт сумка очень удобная для физ- ры, многие мамочки спрашивали где я такую купила. И качество отличное, закончили второй класс, рюкзак в полном порядке, нигде ничего не оторвалась и не деформировалось.

Покупала McNeil.
Заказывала напрямую из Германии. Обошелся раза в 3 дешевле, чем в Россиии.

Удобный, вместительный, отличное качество.
Чищу его 1 раз в год. Выглядит как новый. С ним же пойдет в 3 класс в этом году.

у меня этот раздел "Результаты отборочного этапа олимпиады "Учитель школы будущего 7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание...

Прочитай историю о мальчике Андрее, подумай, что он сделал не так, и сравни с верными ответами. В прошлый раз мы наблюдали за тем, с какими приключениями Андрей и его кот Мурзик шли в гости к бабушке. Наконец-то друзья сели в автобус и приехали к нужному месту. Вот и бабушкин дом. – Ура! Мы молодцы, правильно добрались! – закричали друзья и быстро побежали по ступенькам. – Ой, как вкусно пахнет! – обрадовался кот, принюхавшись к запахам возле бабушкиной двери. – Давай, стучись скорее! Очень...

«Об образовании в Российской Федерации», некоторые меры по социальной поддержке обучающихся отданы на откуп местным чиновникам. Именно от их доброй воли зависит доступность услуг, необходимых детям. Об отсутствии ограничения размера родительской платы по уходу за ребенком в детских садах мы уже писали [ссылка-1] . Есть еще одно новшество в законе, способное увеличить нагрузку на кошельки родителей: пункт 8 статьи 66 [ссылка-2] закрепляет за учредителем образовательной организации право...

Сегодня первое сентября, и мамы, знаменитые и не очень, повели детей в школу. Певица Глюкоза, например, сама проводила свою старшую дочь Лидию в первый класс. В первый класс пошел младший сын 46-летней актрисы и телеведущей Алики Смеховой Макар. Еще одного первоклассника, Андрея, в школу отвела мама Полина Гагарина, 27-летняя певица. А вот дочь Анастасии Волочковой Ариадну в 3-й класс проводили отец, Игорь Вдовин, и бабушка. Сама 38-летняя балерина сейчас во Владивостоке, на...

Суперфинал и церемония награждения победителей Международного конкурса юных чтецов «Живая классика» состоится 6 июня в 17:00 в театре Et Cetera п/р А.Калягина. Вход - свободный. Самые талантливые школьники из 26 стран мира будут соревноваться в мастерстве декламации произведений художественной литературы. Строгое жюри, которое в суперфинале возглавит писатель Людмила Петрушевская, отберет лучших из лучших. Также в жюри конкурса войдут телеведущие Андрей Максимов и Светлана Сорокина...

В воскресенье 20 октября в книжном магазине «Библио-Глобус» будет продолжен благотворительный марафон «Читаешь – ребенку помогаешь, или Книги скорой помощи». Программа встреч в Библио-Глобусе 20 октября: Александр Адабашьян 12.00, Андрей Максимов13:00, Надежда Белякова 13:30, Наталия Басовская 14:00, Михаил Швыдкой 15:00, Павел Санаев 15:30, Сергей Шаргунов 16:00, Дмитрий Быков 17:00, Александр Кабаков 18:00 Напоминаем, в рамках марафона издательство АСТ и благотворительный фонд...

Школа, среднее образование, учителя и ученики, домашние задания, репетитор, каникулы. 7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание...

Перепост из Известий Родители юных хоккеистов СДЮШОР № 1 Москвы «Белые медведи» устроили массовый пикет во время официального представления сотрудникам и тренерскому комитету школы нового директора Андрея Михайлова, сына легендарного хоккеиста Бориса Михайлова. В итоге собрание, на котором чиновники Москомспорта должны были представить коллективу школы Михайлова-младшего, не состоялось. Родители хоккеистов явились без приглашения в конференц-зал гостиницы «Союз», где проходило мероприятие с...

Ожидание чуда рождения – это счастье. Для того, чтобы оно не было омрачено волнениями и тревогами, будущей маме нужно многое узнать. Как нужно вести себя во время беременности и в процессе родов, чтобы помочь малышу появиться на свет здоровым? Как правильно организовать грудное вскармливание и уход за новорожденным? Какими методами эффективно восстановиться после родов? Ответы на эти и другие важнейшие вопросы Вы получите в Школе подготовки к родам, которая открыта в Клинико-диагностическом...

Я покидала " Школу Будущего " с самыми позитивными впечатлениями. 7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей...


— это не просто передача знаний от учителя к ученику. С первого класса и до вручения аттестата ребенок должен не только осваивать краткий курс различных наук, но и учиться работать в команде, социализироваться и развиваться как личность. Мир меняется, а успевает ли школа за этими изменениями? Какой должна быть школа будущего, способная обеспечить ребенку условия для развития? За ответами на эти вопросы «О!» обратился к Марку Сартану, генеральному директору Центра разработки образовательных систем «Умная школа».

Школа начинается со здания

В советское время возводились типовые здания школ, соответствовавшие задачам советского образования: научить всех детей одному и тому же. Похожие классы по всему этажу, на каждом этаже одинаковая планировка, одни и те же здания на всем пространстве нашей необъятной родины. Нуждам современного образования такие строения больше не отвечают. К сожалению, новые здания российских школ чаще всего повторяют старые модели.

Школьная архитектура должна помогать в достижении образовательных целей и разрабатываться в соответствии с ними. Если мы хотим, чтобы школьное образование не сводилось к преподаванию различных предметов, а формировало личность и ее компетенции, то в здании должны быть универсальные кабинеты, а не только классы физики, географии и так далее. Классы должны быть не столько для изучения отдельных предметов, сколько для разных форм работы: групповой, индивидуальной, фронтальной.

В поездках по разным странам я видел такие школьные здания, которые соответствовали современным образовательным целям. Например, это «Айб» в Армении, .

Но главное в образовательном процессе, безусловно, не строения, а то, что происходит в их станах.

Школа — это не только классы

Идеальная школа не обособлена от мира, а наоборот, открыта ему. Именно поэтому в ней должны быть не только классы. Я считаю, что в школьном комплексе нужно в образовательных целях организовывать производство продукции, которая пользуется спросом. Это может быть теплица, мастерская — мебельная, художественная, какая угодно, в зависимости от образовательной программы. В школе должна быть возможность для художественного творчества, ведь это одна из линий развития ребенка.

Проектировщики современных школ задвигают библиотеки в подвалы, на верхние этажи, считая, что . В каком-то смысле они правы. Но если смотреть на библиотеку как на центр обеспечения информации, а не как на просто книгохранилище, то она сразу оказывается в самом центре школы. Именно там все участники образовательных отношений — дети, родители, учителя — смогут черпать информацию для своей работы.

Сидеть за партами можно по-разному

Большую часть работы в школе дети выполняют сидя, но это не значит, что парты в три ряда с рассадкой по двое — единственный вариант. Он подходит, когда в классе ведется фронтальная работа: учитель говорит, а ученики слушают и записывают. Если предполагается дискуссия или групповая работа, у детей должна быть возможность сидеть, стоять, ходить по классу. Более того, класс должен быть приспособлен для одновременного решения разных задач: одни дети выполняют индивидуальные задания, у других групповой проект, третьи в этот момент отдыхают. Без мобильной мебели и соответствующего зонирования здесь не обойтись

Чему должна учить школа

Образование не может ориентироваться только на предметы. Ученик должен состояться как личность, уметь многое, что не укладывается в рамки одного предмета, и обладать знаниями из разных отраслей. Задача идеальной школы не просто передача знаний. Хотя бы потому, что знания устаревают, и либо их через 5−10 лет уже не хватит, либо они будут невостребованы. Сегодня многие умные люди говорят, что школа должна научить учиться.

Реальной школе не хватает полноты образовательного результата. Не хватает акцентов на том, что находится за пределами учебных дисциплин. Например, я считаю, что школа уделяет недостаточно внимания образно-художественному восприятию мира. Эта функция возложена на литературу, но ее уроки все чаще походят на литературоведение. Мировая художественная культура преподается не везде, а там, где ее изучают, она часто сводится к истории искусств. То есть опять художественная, образная составляющая вымывается. В образовательном процессе есть серьезный перекос в естественно-научную область.

У нас преподаются по большей части как лингвистические дисциплины. Учат много лет, а потом не могут ни читать, ни разговаривать. А ведь язык — это средство коммуникации. Именно на этом стоит сделать акцент.

Я бы также отметил, что современной школе не хватает . Физкультура больше нацелена на индивидуальное развитие, а могла бы учить работе в группе.

Задачи школы будущего

Сегодня неопределенность будущего гораздо острее, чем полвека назад. Планировать на многие годы вперед стало трудно, потому что вымирают целые профессии, очень быстро появляются новые. С каким багажом должен выходить из школы выпускник?

Мы попытались найти ответ на этот вопрос. С российским бизнесменом и благотоворителем Альбертом Авдоляном, который финансирует проект, мы определили главный образовательный результат «Умной школы»: нужно научить детей . Потому что это позволит им принимать серьезные решения, как бы их жизнь ни сложилась и каким бы ни было будущее. Задача школы — воспитывать созидателей, которые осознают полноту своей ответственности, умеют развиваться и взаимодействовать с другими.

Отцы и дети

Современные родители, которые привыкли , нередко жалуются, что не справляются с такой задачей. Но это мало о чем говорит: родители учились в другое время и по другим программам. Да и неправильно брать на себя функции своих детей и учиться вместо них. Другое дело, если с домашней работой не может справиться и ребенок: тогда это проблема подбора нагрузки и необходимость коррекции учебного плана, что в компетенции школы

Чтобы ребенок действительно учился, а не просто присутствовал на занятиях, должны сотрудничать. Семья — заказчик образования, и она имеет право знать, что происходит в школе, требовать соблюдения образовательных стандартов. А вот непосредственно вмешиваться в учебный процесс родители не должны.

Школа и воспитание

Сегодня образование — это обучение плюс воспитание. Этот факт никем не оспаривается, он записан во всех нормативных документах и законе об образовании. Нельзя сказать, что современная школа не воспитывает. Она без этого жить не может, и не должна. Но часто воспитание сводится к поучению. Это не работает, и тому яркий пример как советская система образования, так и дореволюционная гимназия. В 1920-х церкви по всему СССР были разрушены комсомольцами, которые еще в царской России изучали закон Божий. А в конце ХХ века капитализм с его дикими вариациями построили выпускники советских ВУЗов, которые все сдали научный коммунизм.

Воспитывает не слово, а образ жизни. Если мы в школе говорим: «Будь честным и верным коллективу», а жизнь показывает, как нечестные побеждают, как индивидуализм важнее коллективизма, какое же тут воспитание?

Как , которому в школе говорят одно, в семье он видит другое, а в жизни вообще третье? Только собственным образом жизни родителей и учителей.

Каким должен быть педагог

От хорошего учителя в наше время требуется не только быть специалистом в своем предмете и уметь найти подход к ребенку. Педагог должен уметь организовывать учебный процесс так, чтобы каждый ученик мог найти в нем себя.

От педагога не требуется суперспособности вести детей за собой. Прошло уже время вождей. Надо переходить с унификации на индивидуализацию. Мы постепенно отказываемся от идеи «Слушайте меня, дети, я знаю, что вам нужно» и приходим к другой мысли: «Я могу помочь определиться с тем, что вам надо». Дети разные, у них разная жизнь впереди, разные образовательные маршруты.

Кто может стать таким педагогом? Тот, кто способен учиться, и от возраста это не зависит. Современная образовательная система пока не очень справляется с подготовкой новых специалистов, но ситуация меняется. Мир стал сложным, в нем появился сложный человек, и он требует сложных решений.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...