Отношение анны карениной к семье. "Мысль семейная" – по роману "Анна Каренина"

"Анна Каренина" занимала творческую мысль писателя в течение более четырех лет. В процессе художественного воплощения ее первоначальный замысел претерпел коренные изменения. Из романа о "неверной жене", носившего вначале названия "Два брака", "Две четы", "Анна Каренина" превратилась в крупнейший социальный роман, в ярких типичных образах отразивший целую эпоху в жизни России.

Еще в начале 1870 года в творческом сознании Толстого наметился сюжет о замужней женщине "из высшего общества, но потерявшей себя", причем она должна была выглядеть "только жалкой и не виноватой". Многочисленные замыслы и планы, занимавшие тогда писателя, все время отвлекали его от этого сюжета, Лишь после написания "Кавказского пленника", издания "Азбуки" и окончательного решения отказаться продолжать "петровский роман" Толстой вернулся к возникшему три с лишним года назад семейному сюжету.

Из писем явствует, что самому Толстому его новое произведение представлялось начерно оконченным уже весною 1873 года. На деле, однако, работа над романом оказалась куда более длительной. Вводились новые герои, новые эпизоды, события, темы и мотивы. Подвергся переработке и переосмыслению образ заглавной героини, были углублены индивидуальные характеристики других действующих лиц и смещены акценты в авторской их оценке. Это значительно усложнило сюжет и композицию, привело к видоизменению жанровой природы романа. В результате работа растянулась на целое четырехлетие -- до середины 1877 года. За это время образовалось двенадцать редакций романа. С января 1875 года было начато печатание "Анны Карениной" в журнале "Русский вестник", а в 1878 году роман вышел отдельным изданием.

Первоначально произведение мыслилось как семейно-бытовой роман. В письме Н. Страхову Толстой говорит, что это -- первый его роман такого рода. Утверждение не точно: первым опытом Толстого в жанре семейного романа, как известно, было "Семейное счастье". Главной, основной мыслью, которую Толстой любил и стремился художественно воплотить в своем новом романе, была "мысль семейная". Она возникла и сложилась на ранней стадии создания "Анны Карениной". Этой мыслью определялись тема и содержание романа, взаимоотношения между героями и суть романного конфликта, драматическая напряженность действия, основная линия сюжета и жанровая форма произведения. Окружавшая героев обстановка носила интимно-камерный характер. Предельно узким выглядело социальное пространство романа.

Толстой скоро почувствовал, что в рамках семейного сюжета ему тесно. И, продолжая разработку той же сюжетной ситуации -- о "потерявшей себя женщине", Толстой придал повествованию об интимных переживаниях героев глубокий социально-философский смысл, важное злободневно-общественное звучание.

На требования современности Толстой всегда откликался с необычайной чуткостью. В предыдущем романе-эпопее было лишь "тайное присутствие современности"; роман "Анна Каренина" жгуче современен по материалу, проблематике и всей художественной концепции. По мере того как с возрастающей напряженностью развертывается романный сюжет, Толстой "захватывает" и вводит в повествование множество вопросов, которые тревожили и самого автора, и его современников. Это уже не только семейные отношения, но и социальные, и экономические, и гражданские, и вообще человеческие. Все важнейшие стороны и явления современности в их реальной сложности, запутанности и взаимном сцеплении полно и живо отразились в "Анне Карениной". Каждая из тех семей, что изображены в романе, естественно и органично включена в жизнь общества, в движение эпохи: частная жизнь людей выступает в тесной связи с исторической действительностью и в причинной обусловленности ею.

В окончательном виде "Анна Каренина" стала социально-психологическим романом, сохраняющим, однако, все качества и жанровые признаки семейного романа. Будучи произведением многопроблемным, роман "Анна Каренина" приобрел черты современной эпопеи -- всеобъемлющего повествования о судьбе народа в целом, о состоянии русского общества в трудный для него, переломный период существования, о будущности страны, нации, России.

Время действия в "Анне Карениной" синхронно времени создания романа. Это -- пореформенная эпоха, еще точнее: 70-е годы XIX века с экскурсом в предшествующее десятилетие. Это период сильно поколебленной и "перевернувшейся" русской социальной действительности, когда настал конец патриархальной неподвижности России.

Сущность происшедших и происходивших коренных перемен Толстой выразительно и метко определил словами Константина Левина: ". . . у нас теперь, когда все это переворотилось и только укладывается, вопрос о том, как уложатся эти условия, есть только один важный вопрос в России. . . ".

Толстовские герои живут и действуют в самом начале этого периода, когда жизнь выдвинула перед ними "все самые сложные и неразрешимые вопросы". Какой ответ будет дан на них, не было сколько-нибудь отчетливого представления ни у самого писателя, ни у его двойника Левина, ни у других героев "Анны Карениной". Тут было много неясного, непонятного и потому тревожного. Виделось зримо одно: все сдвинулось с места, и все находится в движении, в дороге, в пути. И не раз появляющийся в романе образ поезда как бы символизирует историческое движение эпохи. В беге и грохоте поезда -- шум, грохот и стремительный бег времени, эпохи. И никто не знал, правильно ли определено направление этого движения, верно ли выбрана станция назначения.

Кризисная, переломная пореформенная эпоха предстает в романе Толстого не только как исторический и социальный фон, на котором выступают графически четко "вычерченные" и богатые реалистическими красками действующие лица, бегут кадры драматического повествования и совершается трагическая развязка основного конфликта, по это -- та живая, объективно данная реальность, в которую постоянно погружены герои и которая всюду и везде окружает их. И поскольку все они дышат воздухом своей эпохи и ощущают ее "подземные толчки", на каждом заметен характерный отпечаток "пошатнувшегося" времени -- тревога и беспокойство, неуверенность в себе и недоверие к людям, предчувствие возможной катастрофы.

Эпоха отразилась больше в эмоциях героев романа, чем в их сознании. Толстой во всей сложности, полноте и художественной правде воссоздал насыщенную грозовыми зарядами общественную, нравственную и семейно-бытовую атмосферу, которая, то явно и прямо, то чаще всего опосредованно и скрыто, сказывается на душевном состоянии его героев, их субъективном мире, психике и складе мыслей, на общем моральном облике людей. Отсюда интенсивность переживаний и напряженность человеческих страстей, которыми живут наиболее значительные герои "Анны Карениной", их острая реакция -- положительная или отрицательная -- на происходящее в жизни, запутанность их отношений.

Перечитывая «Евгения Онегина», Лев Толстой подумал о том, что случилось бы с героиней, если бы она изменила мужу. Так, «благодаря божественному Пушкину», родился замысел «Анны Карениной». В самом начале работы над романом Толстой, я думаю, хотел «высечь» свою героиню за то, что она нарушила священные узы семейного брака. Но за четыре года, в которые писался роман (1873--1877), отношение к им же созданному образу резко изменилось: да, Анна Каренина отступила от своих священных обязанностей матери и жены, но у нее другого выхода не было. Анна вышла замуж, не зная любви, а Каренин занимал высокое положение и был блестящей партией. Умный, воспитанный, образованный, занятый важными государственными делами, он вряд ли надоедал ей. Рождение сына внесло в ее жизнь новое, даровав огромное счастье материнства. Но Анне этого было мало, хотелось полноценного женского счастья. Даже чтение не доставляло удовольствия, потому что «ей слишком самой хотелось жить». Встреча с Вронским изменила ее жизнь. Его искренняя, страстная, всепоглощающая любовь к ней не могла остаться без ответа. Анна сдается не сразу. Душевный мир ее раздваивается. Она пытается убедить себя, что должна жить по-старому, но ничего из этого не получается. Притворяться дальше нет сил. Раньше она терпела мужа, даже уважала его, теперь же ненавидит. Любовь к Вронскому взяла верх над всем остальным, и Анна идет навстречу своему счастью -- и своей гибели, ибо счастье теперь неотделимо от несчастья. Тот путь, на который вступила Анна после встречи с Вронским, приводит ее к разрыву с мужем, со светским обществом и, наконец, с самим же Вронским. Каренин объявил ей, что она преступная жена и мать, и потребовал соблюдения внешних приличий. Но внешние приличия меньше всего волнуют Анну. В душе Анны Карениной постоянно идет борьба между долгом матери и чувством любящей женщины. Оставить все по-старому -- значит потерять Вронского, уйти же к любимому человеку -- это потерять сына. Страдания Анны усугублялись еще и тем, что она теряла веру в безграничную любовь к себе Вронского. Но она продолжала бесконечно любить его -- любить и мучиться. Мысль о смерти зародилась в душе Анны уже перед родами. Самым страстным желанием умирающей было получить прощение у Каренина для себя и для Вронского, помирить мужа и любовника. И Каренин простил их обоих. Перед смертью Анна хочет соединить то, чего не удалось соединить в жизни. С Вронским у нее связано представление о себе как о любящей женщине, с Карениным -- как о безупречной матери их сына и некогда верной жене. Ей хочется одновременно быть и той, и другой. В полубессознательном состоянии она говорит, обращаясь к Каренину: «Я все та же. Но во мне есть другая, я ее боюсь -- она полюбила того, и я хотела возненавидеть тебя и не могла забыть про ту, которая была прежде. Та не я. Теперь я настоящая, я вся». «Вся» -- то есть и та, которая была прежде, до встречи с Вронским, и та, какой она стала потом. Лишь умирающая Анна могла почувствовать себя счастливой. Но тогда ей не суждено было умереть. Она не успела еще испытать всех страданий, выпавших на ее долю. После рождения девочки Каренин согласен на все, даже на продолжение связи жены и Вронского, «только бы не срамить детей, не лишаться их и не изменять своего положения». Но Анна не может жить в обстановке «лжи и обмана». Она уходит к Вронскому, едет с ним за границу, но и там не находит счастья и покоя. Вронский скучает от безделья, тяготится своим положением, Анна -- тем более. А самое главное -- на родине остался сын, в разлуке с которым она никак не могла чувствовать себя счастливой. Возвратившись в Россию, Анна убеждается в том, что никакого будущего у нее нет. Сцена в театре приводит ее в отчаяние. Она видит вокруг ложь, лицемерие и ханжество. Но это ханжеское и, в общем-то, развратное общество судит ее! Находиться на высшей общественной ступени, быть всеми уважаемой и вдруг оказаться в положении падшей женщины! Такое пережить, наверное, невозможно. Но Анну ждут и более тяжкие испытания. Во-первых, ее лишили права видеться с сыном, которого она так любила и который так любил ее. Во-вторых, предельно осложнились ее отношения с Вронским. К жизни Анну привязывали только любовь сына и любовь Вронского. Потеряв возможность видеть сына, Анна все надежды возлагает на Вронского, ей особенно нужна сейчас его любовь. Она стала единственным смыслом ее жизни. Без любви Анна не может жить. Она не находит этой любви, и прелестная, умная, искренняя в своих чувствах женщина, «ищущая и дающая счастье», убивает себя. Почему? Потому что не было у нее другого средства защитить свое человеческое достоинство. Права была М. Цветаева, когда советовала девушкам не поддаваться страсти, как Анна Каренина, «которой от исполнения всех желаний ничего другого не осталось, как лечь на рельсы».


Он говорил, ҹто задаҹа его сделать эту женщину только жалкой, и не виноватой. С. Толстая После оконҹания работы над романом Война и мир Лев Николаевиҹ увлекся проблемами семьи и брака. Окружающая его действительность давала много материала о семейной жизни, и Толстой приступил к работе над новым романом Анна Каренина. Выдвинутая внаҹале тема семьи оказалась взаимосвязанной с общественными, социальными, философскими вопросами произведение постепенно разрослось до крупного социального романа, в котором писатель отразил современную ему жизнь. Завязка проста, даже банальна. Замужняя женщина, мать восьмилетнего ребенка, увлекается блестящим офицером. Но все просто лишь на первый взгляд. Анна вдруг осознала, ҹто I не может себя обманывать, она меҹтает о любви, ҹто любовь и жизнь для нее синонимы. В этот решающий момент она не думает ни о ком, кроме Алексея Вронского. Неумение обманывать, искренность и правдивость героини вовлекают ее в серьезный конфликт с мужем и тем обществом, в котором она живет. Анна сравнивает мужа с бездушным механизмом, называет его злой машиной. Каренин все ҹувства проверяет нормами, установленными государством и церковью. Он страдает от измены жены, но как-то оҹень своеобразно, хоҹет отряхнуться от той грязи, которою она забрызгала его в своем падении, и продолжать идти по своему пути деятельной, ҹестной и полезной жизни. Он живет умом, а не сердцем. Именно его рациональность подсказывает путь жестокого отмщения Анне. Алексей Александровиҹ Каренин разлуҹает Анну с горяҹо любимым сыном Сережей. Героине приходится выбирать, и она делает шаг в сторону Вронского, но это гибельный путь, он ведет к пропасти. Анна ниҹего не хотела менять в своей жизни, это рок все повернул. Она идет по уготованному ей пути, страдая и муҹаясь. В единый узел противореҹий сплелись любовь к оставленному сыну, страсть к Вронскому, протест против ложной морали общества. Анна не в силах решить эти проблемы. Она хоҹет уйти от них. Просто жить сҹастливо: любить и быть любимой. Но как недостижимо для нее простое ҹеловеҹеское сҹастье! Разговаривая с женой брата, Анна признается: Ты пойми, ҹто я люблю, кажется, равно, но обоих больше себя, два существа Сережу и Алексея. Только эти два существа я люблю, и одно исклюҹает другое. Я не могу их соединить, а это мне одно нужно. А если этого нет, то все равно. Все, все равно... Анна с ужасом понимает, ҹто для Вронского недостатоҹно одной страстной любви. Он ҹеловек общества. Ему хоҹется быть полезным, добиваться ҹинов и видного положения. Тихая же семейная жизнь не для него. Ради этого ҹеловека и его ҹестолюбивых планов она пожертвовала всем: покоем, положением в обществе, сыном... Анна понимает, ҹто сама себя загнала в тупик. Писатель еще в эпиграфе: Мне отмщение и аз воздам заявил, ҹто его героиню судить не светским ханжам, а Творцу. В романе эта мысль не раз подтверждается. Старая тетка Анны говорит в разговоре с Долли: Их будет судить Бог, а не мы. Кознышев в разговоре с матерью Вронского утверждает: Не нам судить, графиня. Таким образом Толстой противопоставил государственной и религиозной законности и светской морали, утверждавшим зло, ложь и обман, мудрость библейского изреҹения, взятого для эпиграфа. Изнаҹально автор хотел изобразить женщину, потерявшую себя, но не виноватую. Постепенно же роман вырос в широкое облиҹительное полотно, показывающее жизнь пореформенной России во всем ее многообразии. В романе представлены все слои общества, все классы и сословия в новых социально-экономиҹеских условиях, после отмены крепостного права. Говоря же об Анне Карениной, Толстой показал, ҹто ее волнуют лишь сугубо лиҹные проблемы: любовь, семья, брак. Не найдя достойного выхода из сложившейся ситуации, Анна решает уйти из жизни. Она бросается под поезд, так как жизнь в теперешнем ее положении стала невыносимой. Сам того не желая, Толстой вынес суровый приговор обществу с его лживой ханжеской моралью, доведшей Анну до самоубийства. В этом обществе нет места искренним ҹувствам, а лишь установленным правилам, которые можно обойти, но скрываясь, обманывая всех и себя. Искреннего, любящего ҹеловека общество отторгает, как инородное тело. Толстой осуждает такое общество и установленные им законы.

Тема: «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»

Цель: 1. Рассказать учащимся об истории создания романа «Анна Каренина».

2. Раскрыть идейный смысл романа.

3. Донести до учащихся основную мысль романа – «мысль семейную».

4. Воспитывать у учащихся уважение к семье, браку, женщине.

Ход урока

    Организационный момент.

    Опрос д / з.

        1. Карточки

Начало творческой деятельности Л.Н. Толстого.

Новаторство в изображении войны. Обличение «маленьких наполеонов» в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого.

Духовные искания Л.Н. Толстого в 60-е годы Х IX века.

        1. Работа у доски.

Хронологическая таблица жизни и деятельности Л.Н. Толстого. Основные этапы творчества.

        1. Устное сообщение.

Творческая деятельность Л.Н. Толстого в 70-е годы Х IX века.

    Вступительное слово учителя о романе «Анна Каренина».

Сегодня мы приступаем к изучению одного из величайших творений Л.Н. Толстого – романа «Анна Каренина». Это роман о трагической любви молодой женщины из светского общества, О бунте Анны Карениной против общества, где царит взаимный обман, распутство, подлость, предательство. Настоящее, искреннее, открытое и живое чувство сурово порицается и наказывается. Оно кажется диким неуместным и поэтому направленным против устоев, основ этого общества. Роман «Анна Каренина» наряду с творчеством Шекспира, Гете, Бальзака, стал бессмертной песней о великой силе любви.

    Словарная работа.

Что такое жанр?

Какие жанры литературы вы знаете?

Что такое роман?

Какова проблематика романа?

(«Анна Каренина» - произведение многоплановое. Множество острейших проблем, крупнейших вопросов жизни России 60 – 70-х годов поставлено в нем. Вопросы брака и семьи, морали и нравственности дворянства. Проблемы экономические – о путях хозяйственного развития страны и политические – о формах государственного устройства России и Запада. Вопросы педагогические - воспитание детей, эстетические – о направлении развития искусства, философские – о смысле человеческой жизни.)

    Давайте сейчас поговорим об истории создания романа «Анна Каренина».

    Аналитическая беседа.

Итак, главным действующим лицом романа является женщина. Давайте вспомним, в каких еще произведениях, которые мы изучали, поднимается женский вопрос (т.е. о положении женщины в семье, обществе)?

(А.Н. Островский «Гроза», «Бесприданница», Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины», А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

Кому их этих женских образов Анна Каренина ближе?

(Татьяна со смелой решительностью, едва знакомая с Онегиным, пишет любовное послание. Татьяна, воспитанная в строгих правилах светского общества, едва знакомая с человеком, первой признается в любви. По законам этого общества – где ее скромность, где ее стыд? Безоглядное любовное послание Татьяны говорит о глубокой, самоотверженной любви, значит о высшей нравственности, потому что истинная любовь всегда нравственна.)

Анна Каренина по сравнению с пушкинской Татьяной – шаг вперед. Она пошла наперекор законам высшего света, чего Татьяна сделать не решилась.

Анна Каренина – центральный образ романа. Но свое повествование автор начинает не с рассказа о жизни главной героини романа. Сначала Толстой пытается дать характеристику своего времени, обществу, к которому принадлежит. «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастлива по-своему». Эта фраза, всего лишь одна фраза, ставшая классической, хрестоматийной, настраивает нас на то, что дальше в романе речь пойдет о семейных отношениях.

Толстой, исследуя жизнь нескольких семей, пытается ответить на вопрос: «Почему же многие семьи несчастливы? В причины зла? На чем, на каких чувствах основаны взаимоотношения супругов?

«Чтобы произведение было хорошо, надо любить в не главную, основную мысль. Так, в Анне Карениной, я люблю мысль семейную, в войне и мире и мире любил мысль народную…»

Итак, тема сегодняшнего нашего урока: «Мысль семейная в романе «Анна Каренина». Наша задача – на примере семей Облонских, Щербацких, Вронских, Карениных рассмотреть вопросы семьи и брака, показать взгляды Толстого и его отношение к браку.

На каких взаимоотношениях основана семья Облонских?

Любит ли Стива свою жену?

Любит ли он ту, другую женщину, из-за которой идет на обман, предательство? Раскаивается ли в своем поступке?

(Он не считает себя даже виновным. Но обещает твердо жене, что такого больше не повторится. Стива живет беспечно. Его мало интересуют домашние заботы, болезнь детей. Он постепенно промотал не только свое состояние, но и состояние жены. За бесценок продал лес. Одним словом, этот человек живет лишь своими заботами: где и как можно провести время.

Вся история жизни Облонских, которая похожа на сотни других, где брак основан не на глубоком, возвышенном чувстве, не на взаимном уважении, а на холодном расчете.)

Старую княгиню Щербацкую дочери просят рассказать, как будущий муж объяснился ей в любви.

Как относятся к браку в семье Щербацких?

(На первый взгляд покажется, что все вроде бы хорошо в семье у Щербацких. Старая княгиня прожила свою жизнь в любви и согласии. И, кажется, довольна своей судьбой. Она должна и дочерям своим желать того же. Ну что же она думает, когда пришло время выдавать Кити?

Княгиня думала о подходящей партии для своей дочери, она боялась, что дочь, имевшая, как ей казалось, чувство к Левину, из лишней честности не отказала бы Вронскому.

Что сам Толстой говорит о браках?

Дайте характеристику семье Вронских.

А теперь рассмотрим семейные отношения в семье Карениных. И поговорим о главной героине Анне Карениной.

В чем трагедия отношений Вронского и Анны?

(Анну начинают терзать «страшные мысли о том, что будет, если он разлюбит ее». Толстой показывает, что человек может потерять то, чем он больше всего на свете дорожит, именно потому, именно потому, что этим слишком дорожит и боится потерять. Анна становится подозрительной, несправедливой. Между ней и дорогим ей человеком поселяется «злой дух какой-то борьбы». Но писатель не обвиняет ее.)

У Тютчева есть стихотворение, где изображена трагедия, напоминающая трагедию Анны.

О, как убийственно мы любим…

«Боль ожесточенья становится нестерпимой… Наступает неизбежная разлука. Анна бросается под поезд. Перед смертью произносит слова, полные отчаяния:

Разве все мы не брошены на свет затем только, чтобы ненавидеть друг друга и потому мучить себя и других? Все неправда, все ложь, все обман, все зло…

Вот такой приговор вынесла обществу, которому принадлежала и ненавидела больше жизни.

Как Л.Н. Толстой относится к своей героине?

(Толстой не оправдывает свою героиню, но он защищает ее от суда светской морали. «Все набросились на нее, все те, которые хуже ее во сто раз».)

Какие слова Толстой взял эпиграфом к своему роману?

Как вы понимаете слова:

«Мне отмщение, и аз воздам»?

Не вам судить и карать ее – таково возможное прочтение этого текста.

Анна честная, правдивая, живая, добрая, великодушная, она никому не хотела зла. Она не властна была в своем внезапно вспыхнувшем чувстве, в своей страсти. Разве это можно было назвать виною? Ведь она полюбила истинно, сильно, не легкий светский роман завела, а именно полюбила.

Тютчев «Две силы есть – две роковые силы…»

Мы с вами рассмотрели семейные отношения Облонских, Вронских, Карениных. Мы выяснили, что не все благополучно в этих семьях. Что семьи эти несчастливы. Всем кто читал «Анну Каренину», памятна сцена объяснения Кити Щербацкой и Константина Левина. Итак, семейные отношения Кити и Левина.

Показать так любовь, как великое могучее чувство, способное творить чудеса с человеком, может поистине великий художник.

Показать так внутреннее состояние человека, его душевные переживания, раскрыть психологию человека – великое мастерство.

Рассуждая о семейных отношениях в романе Толстого «Анна Каренина», можно с уверенностью сказать, что настоящее, искреннее, открытое и живое чувство сурово порицается и наказывается в этом светском обществе, где царит распутство, подлость и предательство. И закончить эту беседу хочется теми же словами, что и начинали:

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

Давно ушла в прошлое эпоха «Анны Карениной». Все формы бытия, общественного, социального и государственного, совершенно изменились. И сама проблема семьи брака и развода уже не имеет в наши дни тех запретов, которые ставили Анну в столь затруднительное положение. В современном мире женщина, решившая покинуть своего мужа, не подвергается заведомому осуждению в общественном мнении, потому что сама идея нравственности брака как закон была отвергнута законодательством нового общества.

    Беседа психолога о современных браках.

    Заключительное слово учителя.

    Д/з. Творчество Л.Н. Толстого в 80-е годы. Духовный кризис 80-х годов. Переход Толстого на позиции патриархального крестьянства. Роман «Воскресение».

Роман «Анна Каренина» был задуман и написан в переломную эпоху, в 1873-1875 годах, когда русская жизнь преображалась на глазах. И Толстой как художник и человек был неотделим от этой драматической эпохи, которая и отразилась в его романе рельефно и отчетливо. Роман начал печататься в журнале «Русский вестник» с января 1875 года и сразу вызвал в обществе и русской критике бурю споров, противоположных мнений и отзывов от благоговейного восхищения до разочарования, недовольства и даже возмущения.

«Анна Каренина» - роман о всеобщем разрыве, каком-то всеобщем разводе во всех сферах жизни. Тут все одиноки и не могут понять друг друга, потому что утерян ключ любви, без которого нет семейной жизни. Безлюбовная семья выступает в романе как обобщенный образ всей безлюбовной жизни человечества. Критикуя глазами семьи весь современный ему социальный строй, Толстой не выходит за рамки семейной темы; он раздвигает эти рамки, расширяет эту тему до всей жизни человечества.

Образ главной героини романа не сразу сложился у автора. В процессе работы Толстой последовательно возвышал облик Анны, наделяя ее не только замечательной физической красотой, но и богатым внутренним миром, незаурядным умом, способностью к беспощадному самоанализу. Это один из сравнительно редких случаев в художественной практике Толстого, когда в образе героини нет противоречия между наружностью и внутренней сущностью. Моральная чистота и нравственная порядочность Анны, не желавшей приспосабливаться, обманывать себя и других в соответствии с «нормами» светской жизни, послужили главной причиной ее смелого решения - открыто уйти от нелюбимого мужа к Вронскому, что и стало источником и причиной ее резкого конфликта с окружающей средой, которая мстит Анне именно за ее честность, независимость, пренебрежение к лицемерным устоям фальшивого в основе своей светского общества. Противопоставление жизнелюбия Анны безжизненности Каренина в романе проводится последовательно с характерной для художественного мышления Толстого заостренностью на непримиримости противоречия. Когда Алексей Александрович столкнулся с мыслью о том, что супруга способна ему изменить, он почувствовал, что «стоит лицом к лицу перед чем-то нелогичным и бестолковым. Он стоял лицом к лицу перед возможностью любви в его жене к кому-нибудь, кроме него, перед жизнью. И любой раз, когда он сталкивался с самою жизнью, он отстранялся от нее».

Настоящая жизнь для Толстого - это страстное стремление и умение человека существовать жизнью всех людей, общей жизнью и каждой отдельной человеческой жизнью. Только такая жизнь для Анны Карениной и представляется настоящей. Анна наделена самым ценным, с точки зрения Толстого, человеческим даром: даром общения, открытости для всех, понимания всех и умения совместного чувствования с другими людьми. Это и создает поэтический мир героини. В романе противопоставлены жизненность Анны безжизненности Каренина. Любовь, вспыхнувшая в Анне, - это сама жизнь как она есть, со всей ее путаницей, неразберихой, не укладывающаяся ни в какие схемы. Каренин же хотел отстраниться от любви свое жены к другому человеку, сделать вид, что этого просто нет. Отношение Алексея Александровича к Анне воплощает сущность его отношений с самой жизнью: игнорирование живой сложности, замена ее искусственной стройностью внешней логики. Их семейные отношения были насилием над жизнью – медленным, повседневным, постоянным угнетением, при всей незлобности и даже скрытой доброте Алексей Александровича.

Тема одиночества в любви пронизывает весь роман. Ей также посвящена и вся история отношений Анны и Вронского. Любовь Анны и Вронского обречена в романе с самого начала и этому предшествует дурное предзнаменование - погибель человека под колесами поезда, прообраз гибели героини, гибели любви. Так уже само знакомство Анны с Вронским окрашено мыслью о смерти. И история любви оказывается историей смерти. Близость, установившуюся между Вронским и Анной, Толстой изображает как убийство. Любовь Анны неизбежно должна была прийти к своему отрицанию, превращению в свою противоположность. Любовь, которая по сути означает самое полное единение людей, превращается в самое полное разъединение. С того самого момента, когда Анна начинает любить, она приходит в неразрешимое противоречие со всеми формами общественных отношений. Получается, что именно человечность любви Анны сама по себе неизбежно приводит героиню к обособлению от всех и от всего, кроме любимого человека, а в конечном счете и от него. Уже незадолго до своей гибели Анна сама начинает сознавать, что именно глубина ее чувства к Вронскому разобщает ее и с ним. Для Анны роман с Вронским – роман всей ее жизни, но он не создан для той любви, которой она ждет от жизни. Причина гибели любви заключены в самой любви, в этой неизбежной сосредоточенности только на себе самой. Это и порождает «беспричинное» раздражение, вспышки «беспричинной» ненависти. Даже сами разговоры о любви начинают раздражать Вронского. Бунт Анны против лживой морали света оказывается бесплодным. Она становится жертвой не только своего конфликта с обществом, но и того, что есть в ней самой от этого самого общества («дух лжи и обмана») и с чем не может примириться ее собственное нравственное чувство.

В гибели Анны виноваты не лица, представляющие общество. В гибели Анны виновно само устройство общества. Безжизненное общество, безжизненная действительность убивает любовь тем, что лишает ее содержания: жизни. Но истоки трагедии Анны не только во внешних препятствиях, но и в ней самой, в характере ее страсти, в невозможности уйти от укоров совести.

Замысел писателя показать женщину, потерявшую себя, но не виноватую, подчеркивается эпиграфом к роману: «Мне отмщение и аз воздам». Смысл эпиграфа в том, что судить человека, его жизнь и поступки может бог, но не люди. Не светским ханжам судить Анну. Мысль эпиграфа несколько раз звучит в словах действующих лиц романа. Старая тетка Анны говорит Долли: «Их будет судить бог, а не мы». Сергей Иванович Кознышев, встретившись с матерью Вронского, в ответ на осуждение Анны говорит: «Не нам судить, графиня». Библейское изречение, взятое для эпиграфа, Толстойпротивопоставил государственной и религиозной законности и светской морали, утверждавшим «Зло, ложь и обман» «…все это переворотилось и только укладывается» Трагический жизненный путь Анны проходит в пореформенную эпоху. Сложные вопросы о браке,любвии семье Толстой рассматривает в связи с самыми различными сторонами современной ему действительности, когда на смену политическим и нравственным основам крепостнического строя пришли новые, буржуазные. В романе представлены петербургские сановники, военно-дворцовые круги, московское и поместное дворянство; земские деятели; адвокаты и другиечиновники; служащие в дворянских семьях учителя, врачи, управляющие имениями, приказчики, буржуазные дельцы, слуги, деревенские мужики – словом, все классы и сословия в новых социально-экономических условиях, после отмены крепостного права. Своеобразие жанра «Анны Карениной» состоит в том, что в романе этом объединены черты, свойственные нескольким видам романного творчества. Он закл-т в себе прежде всего особенности, характеризующие семейный роман. История не­с-х семей, семейные отношения и конфликты выдвинуты здесь на первый план. Не случайно Толстой подчеркивал, что при создании «Анны Карениной» им владела мысль семейная, в то время как, работая над «Войной и миром», он хотел во­плотить мысль народную. Но вместе с тем «Анна Каренина» - это не только семейный роман, но и роман социальный, психо­логический, произведение, в котором история семейных отно­шений тесно соединяется с изображением сложных обществен­ных процессов, а обрисовка судеб героев неотделима от глубокого раскрытия их внутреннего мира. Показывая движе­ние времени, характеризуя становление нового социального порядка, образ жизни и психологию различных слоев общества, Толстой придавал своему роману черты эпопеи.

Проблема семьи - одна из определяющих в духовных поисках Л. Толстого и, в частности, в романе «Анна Каренина». Заметим, что «мысль семейная» волновала писателя еще в романе-эпопее «Война и мир», но там она была составляющей «мысли народной», потому что события произведения разворачиваются на фоне французско-русской войны 1812 г. Зато в «Анне Карениной» именно тема семьи является тем стержнем, который соединяет всю сюжетную конструкцию произведения от центра к периферии. Даже такие, по сути, эпизодические персонажи, как Сергей Кознишев, важные для раскрытия центральной темы романа - «мысли семейной» (этот персонаж не решается жениться с Варей, поскольку боится, что семейная жизнь повлечет разрушение привычного мира книжных формул, в котором он живет).

Не случайно, начиная уже с первой редакции, главная героиня была замужней женщиной из высшего общества. Причину трагедии Толстой изначально видел именно в Анне, но в процессе работы над романом взгляды автора на героиню и ее мужа несколько меняются. Судьба Анны Карениной изображена как безысходно-трагическая. А Алексей Каренин постепенно приобретает отталкивающих черт и начинает напоминать не человека, а какую-то машину, хотя читатель и сочувствует его горю.

Писатель не только воссоздал жизнь общества, но и изобразил основные «модели» семей, что существовали в нем. Поэтому некоторые критики усматривают в первой фразе романа еще один эпиграф к нему. Можно сказать, что эти слова - афористически выраженная основная мысль произведения: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».

Для подтверждения этой мысли автор рассказывает о семье Стіви Облонского. Уже в начале произведения подано краткую, но глубокую ее характеристику: «Все члены семьи и домочадцы чувствовали, что нет смысла в их сожительстве и что на каждом заезде люди, которые случайно сошлись, больше связаны между собой, чем они, члены семьи и домочадцы Облонских». Для самого Стіви семья - внешняя оболочка, необходимая часть общественного устройства. Показательны его рассуждения о том, что не может же он действительно быть верным своей жене. Он не раскаивался в том, что предал ее, а «только в том, что не умел лучше скрыть это от жены». Однако Облонский не лишен и положительных черт: он «чувствует тяжесть своего положения и уважает жену, детей и себя самого». Когда жена прощает его, Степан Аркадьевич испытывает счастье и радость, его мир снова обрел стабильности. Вероятнее всего, потом все будет так, как и раньше, разве что он, действительно, будет тщательнее скрывать свои увлечения. Очень метко характеризует понимание семьи и отношение к супружеской верности таких людей, как Стива, его сестра Анна в беседе с Долли: «Я знаю этих людей, как Стива, как они смотрят на это... Эти люди делают неверности, но свой домашний очаг и жена - это для них святыня. Как-то у них эти женщины остаются в презрении и не мешают семье. Они какую-то черту проводят непроходимую между семьей и этим. Я этого не понимаю, но это так».

Семья Карениных представляет другой тип отношений. Долли вспоминает, что, когда она находилась в Петербурге у Карениных, ей не нравился самый дом их; что-то было фальшивое во всем складе их семейного быта». Хотя Каренин - совершенно иной тип человека, чем Стива, их понимание семьи во многом подобное. Для Алексея Александровича Каренина семья - это не тепло семейного очага или доверительные отношения между ее членами, а прежде всего официально узаконенная форма отношений.

Узнав о чувствах Анны и Вронского, Каренин «чувствовал себя бессильным» что-то изменить, «он знал наперед, что все против него и что ему не дадут сделать то, что казалось ему теперь таким природніш и хорошо, а заставят сделать то, что дурно, но им кажется должным». Этот яркий факт подтверждает, что он живет в системе общественных условностей и норм. Нельзя сказать, что это совсем плохо, ведь он по-своему заботился о будущем Анны, Сережи и свое. «Он считал, что для Анны было бы лучше разорвать отношения с Вронским, - пишет Толстой. - Но, если они все считают, что это невозможно, он готов был даже вновь допустить эти сношения, только бы не стыдить детей, не лишиться их и не менять своего положения. Как ни было это дурно, это было все-таки лучше, чем разрыв, при котором она попадала в безвыходное, позорное положение, а он сам лишался всего, что любил». Однако решительная и радикальная Анна настолько непохожа на своего умеренного мужчины, насколько разными являются их представления о жизни. Конечно, при такой разнице между этими людьми, их семья держалась, видимо, на определенном ритуале, внешней видимости, что и Долли почувствовала, для которой смысл жизни - семья и прежде всего дети. Можно сказать, что Каренин, который живет не чувствами, а только умом, - один из «винтиков» государственного механизма. Поэтому семейная драма Анны приобретает более глубокого содержания, ведь речь идет о столкновении живой человеческой души с системой общественных устоев. Личная драма героини приобретает определенного социального «привкуса».

Следовательно, вряд ли семья Карениных крепче и счастливее (она тоже несчастна, но «по-своему»), чем семья Стіви и Долли Облонских. Даже наоборот, ведь семейный корабль Облонских все - таки выдержал жизненный шторм. Возможно, благодаря тому, что их семья держится на материнской самопожертвованию Долли.

Отчаянная попытка Анны и Вронского создать семью заканчивается крахом. Стоит отметить, что Вронский лишен единства и согласования всех интересов, поскольку для него семья и дело - это совершенно разные вещи. Однако такое сочетание всех интересов является характерной чертой любимых героев Толстого, которым он доверяет выражения собственных взглядов на жизнь.

По мнению писателя, для создания крепкой семьи мужчину и женщину, кроме искренней любви, должны связывать еще и общие интересы. Вронский же, хоть и искренне любит Анну, однако открывает ей лишь часть своей души. В таком случае создать счастливую семью невозможно. Для большинства героинь Л. Толстого идеальная семья - это искреннее и общее счастье. Поэтому трагедия Анны Карениной в своей основе является именно семейной, ведь ее идеалом является любовь бескомпромиссное и усеохоплююче. Убедившись, что для нее надежды на такое чувство нет и в то же время не видя смысла в другой жизни, она погибает.

Другой путь для решения подобной ситуации пытается найти в романе Левин. Однако, став счастливым семьянином, он одновременно переживает трагедию, что заставляет его не раз думать о самоубийстве. И только сильный испуг, искреннее переживание за жену и сына, которые попали в грозу, как будто становятся тем толчком, который ярко показал, что семья и судьбы всех ее членов стали смыслом его жизни. Для него, как и для автора романа, строить свою семью - это строить жизнь.

Недаром в конце романа Левин выражает свое главное моральное открытия, суголосне с позицией Льва Толстого: сУсе моя жизнь, независимо от того, что может случиться со мной, имеет несомненный смысл добра, который я властно заключить в него!»

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...