История. Транспорт и внешнеэкономические связи

Импорт и экспорт Италии являются важными факторами экономики страны. От них во многом зависит благосостояние всего народа, а потому знать о ввезенных и вывезенных товарах так важно. В данной статье будут рассмотрены главные партнеры по торговле этого государства, наиболее весомые отрасли и спрогнозированы тенденции в будущем.

Мировой экспорт Италии

Импорт и экспорт Италии дополняют друга, что гарантирует экономическое процветание для державы. Ежегодно вывезенные товары составляют почти пятую часть ВВП, хотя тенденция к падению наблюдается, что гарантирует появление негативного сальдо (разницы между приходом и расходом). Италия - аграрно-индустриальная страна, что сказывается на том, какие именно отрасли преобладают в экспорте. В первую очередь здесь качественная моторная техника, на втором месте - иные типы транспорта. На третьей ступени расположился текстиль и уже готовая одежда, известная по всему миру прекрасным качеством и дизайном. Почти вровень с ней идет химическая промышленность, а замыкает пятерку электронное оборудование.

Главные партнеры в продаже продукции

Товарный импорт и экспорт Италия проводит с одними и теми же странами в течение долгих лет, хотя наблюдается постепенное нарастание вывоза продукции на новые полигоны. Понемногу растет доля продаж в России и Китае, но их доля все еще не превышает двух процентов. Основным партнером является Германия, с большим отрывом, она закупает огромное количество сельскохозяйственных изделий, благодаря чему отрасль в Италии активно развивается.

Франция на втором месте, туда вывозятся самые разнообразные товары из всего списка. Третьей страной по партнерству стала США, эта позиция сохраняется в течение многих лет. Американцев, в основном, интересуют механизированные средства, которые являются самой активной отраслью в экспорте Италии. Импорт с этими странами также ведется, но по другим направлениям. На четвертом месте страны Восточной Европы, а пятерку лидеров закрывает Великобритания.

Основа импорта

Если говорить кратко об импорте с экспортом Италии, то наблюдается некий перевес в сторону ввозимых ресурсов. Основной причиной этого стало ограничение ресурсной базы на своих территориях, а также медленное развитие отраслей, где первостепенную роль играет наука. Эти тенденции медленно исправляются руководством государства путем структурных преобразований. Больше всего товаров завозится в транспортной отрасли. Это детали для изготовления моторной техники и автомобилей, которые позже идут на продажу.

Второе место делится между химической промышленностью и электронным оборудованием, разница здесь минимальная. Третью позицию занимают разные виды металла и изделия из него. После идут минералы и сырье, их отсутствие вынуждает делать закупки у своих партнеров. В пятерку также входит моторная техника, которая является лидером в экспорте. Наблюдается и такая тенденция: в импорте и экспорте Италии более всего задействованы только определенные отрасли. Товары тех же категорий закупаются и вывозятся, что свидетельствует о проблемах в экономике.

Страны, где закупается продукция

Главными партнерами Италии остаются страны Евросоюза с зоной свободной торговли и США. Именно между ними ведутся активные товарные операции. С Германии в державу поступает сырье для химической промышленности, популярные марки автомобилей, некоторая другая моторная техника и электроника. Недалеко ушла и Франция, где лидирует сырье и прочие отрасли с первой пятерки импорта. Тенденция входа китайской продукции на рынок наблюдается каждый год. Они поставляют в большинстве электронику с разными хозяйственными товарами.

Правительство Италии пытается наладить связи со странами ОПЕК, ведь им необходимо обеспечить себя достаточным количеством энергоносителей, а также сырья из их числа. Общий объем импорта на рынке всегда напрямую зависит от спроса граждан. Каждый год ситуация меняется, чему служит ярким примером закупка фруктов. Их всегда много поступало на экспорт, но в некоторые годы на 200-300 тысяч тонн их импортировалось больше, чем шло на продажу.

Итоги

Импорт и экспорт страны Италии в целом дополняет друг друга без создания отрицательных колебаний в экономике. Тенденция к увеличению ввоза продукции от партнеров не настолько велика, чтобы негативное сальдо ухудшало общую ситуацию. Конкретно повлиять на этот фактор может наличие на рынке дешевых азиатских товаров, которые поднимут у населения большой спрос. В Италии промышленный северный регион и аграрный южный отлично взаимодействуют между собой, что ведет к процветанию страны. По общему количеству ВВП, а также показателю валюты на душу населения государство всегда было в первой пятерке среди европейских стран. Стабильная работа ответственных за экономику органов, правильные шаги в сторону улучшения помогут вывести баланс между импортом и экспортом на идеальный уровень.

Со второй половины ХХ в. значительно расширились внешнеэкономические связи страны. Объем экспорта превысил 20% от ВВП.

В 2000г. стоимость товарного экспорта составляла 237,8 млрд долл. (3,7% мирового экспорта), по этому показателю Италия заняла восьмое место в мире, стоимость товарного импорта – 236,5 млрд долл. (3,5% мирового импорта) – седьмое место в мире.

Более значимы позиции Италии в мировом экспорте и импорте услуг (4,0% и 3,9% соответственно) – шестое место в мире. В 2000 г. экспорт услуг составил 56,7 млрд долл., импорт – 55,7 млрд долл.

Для экономического развития Италии внешнеэкономические связи имеют большее значение, чем для других развитых стран. Это вызвано рядом обстоятельств:

1) избыточными мощностями. С точки зрения внутреннего рынка, многие отрасли промышленности имеют избыточную мощность: нефтеперерабатывающая отрасль, автомобилестроение, химическая промышленность, предприятия легкой промышленности. Все они в значительной степени работают на внешний рынок;

2) слабой обеспеченностью основными полезными ископаемыми и продовольствием.

Лицо Италии в международном разделении труда определяет вывоз машин и оборудования (2/5 всего экспорта) в основном средней степени сложности – легковых автомобилей, некоторых видов станков, оборудования для целлюлозно-бумажной, легкой, пищевой и полиграфической промышленности, холодильников и стиральных машин, радиоэлектронных бытовых приборов, конторского оборудования. К отраслям международной специализации принадлежат также текстильная, швейная, обувная промышленность.

Немалую роль играет экспорт овощей и фруктов.

В импорте 1/5 занимают машины и оборудование, прежде всего, сложные, а также химикаты. 15% импорта приходится на нефть. Потребность экономики в импорте нефти, угля, руд черных и цветных металлов, лесоматериалов, железной руды, лома, хлопка, шерсти, продовольствия обусловливали в недавнем прошлом постоянный дефицит внешней торговли. Однако его в настоящее время удается в значительной степени покрывать, а иногда и перекрывать, как это было в 2000 г. с помощью международного туризма, денежных переводов итальянских эмигрантов, доходов от морского фрахта.

Главные торговые партнеры Италии: страны ЕС (на них приходится 57% ее товарооборота). На США приходится 7% внешнеторгового оборота страны. Возрос торговый оборот Италии с Россией. Россия поставляет в Италию энергоносители, лес, продукцию черной металлургии. Развиваются торговые отношения Италии с Республикой Беларусь. Удельный вес этой страны в товарообороте Беларуси составил в 2001 г. 4,61% (249,1 млн долл.) – 7-е место среди основных торговых партнеров нашей страны.

Внешнеторговые связи играют важнейшую роль в экономике Италии. Большая зависимость от внешней торговли определяется прежде всего тем, что основные отрасли итальянской промышленности работают, используя импортное сырьё, топливо и полуфабрикаты. За счет импорта покрывается от 60 до 100% потребностей в рудах черных и цветных металлов, от 80 до 100% потребностей в сырье для текстильной промышленности, 85% потребностей в первичных энергоносителях, 50% потребностей в мясе и молоке, 45% - в древесине, 30% - в зерновых.

После второй мировой войны внешнеторговый оборот страны увеличивался быстрыми темпами, значительно опережая рост экономики в целом. В результате внешняя торговля стала одним из наиболее важных факторов экономического развития страны, необходимым условием существования итальянского хозяйства. Существенно выросли экспортные и импортные квоты: доля экспорта товаров и услуг в ВВП повысилась с 3,6% в 1949 г. до 11,5% в 1970 г. и 26,3% в 2007 г., а импорта - соответственно с 4,6% до 12,9% и 26,3%.

Можно выделить пять основных направлений современной экспортной специализации страны:

  • *неэлектронные машины и оборудование (в более привычной терминологии - продукция общего машиностроения, прежде всего технологическое оборудование для различных отраслей), а также электробытовые товары (стиральные и посудомоечные машины, холодильники, др.);
  • *вся гамма изделий легкой промышленности - текстильные, швейные, трикотажные, изделия из кожи, обувь, др. Наиболее значимые экспортные позиции в 2007 г. включали предметы одежды и принадлежности к одежде швейные, обувь, гетры и аналогичные изделия, предметы одежды и принадлежности к одежде трикотажные, выделанную кожу и изделия из нее;
  • *базовые промышленные изделия и полуфабрикаты, где основные экспортные статьи в 2007 г. - изделия из черных металлов, алюминия, прочих недрагоценных металлов, керамические изделия, изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, др. Наиболее прочное положение в рамках рассматриваемой группы Италия занимает на рынках строительных и отделочных материалов;
  • *различные готовые промышленные изделия преимущественно потребительского назначения, где главные объемы поставок падают на мебель и мебельные принадлежности, инструменты и аппараты оптические и др., ювелирные изделия и бижутерию;
  • *непереработанные и переработанные продовольственные товары, но не вся группа, а отдельные позиции, включая алкогольные напитки, прежде всего продукцию виноделия, готовые продукты из зерновых, мучные кондитерские изделия, съедобные фрукты и орехи, продукты переработки овощей, фруктов и орехов, растительные масла.

При рассмотрении тенденций в сфере экспортной специализации Италии можно подчеркнуть, что ее основные направления не претерпели серьезных изменений в последние десятилетия. Вместе с тем под влиянием возросшей конкуренции на мировом рынке, прежде всего со стороны новых индустриальных стран, позиции Италии в большинстве сфер ее традиционной специализации ослабли: снизилась доля страны в мировом экспорте неэлектронных машин и оборудования, изделий из кожи, текстильных изделий.

Импортная специализация Италии определяется отсутствием в стране сколько-нибудь значительных запасов полезных ископаемых. Соответственно, главная статья ввоза - минеральные продукты, закупки которых достигли 61 млрд.долл. в 2007 г., что составляло 16% национального и 3,9% мирового импорта. Помимо топливно-энергетических ресурсов, Италия выделяется как крупный импортер легковых автомобилей, компьютерной техники, некоторых видов бытовой электроники. Италия является одним из ведущих импортеров продукции животноводства - на сумму около 10,5 млрд.долл. в 2007 г., что составляло 8-9% мирового итога, а также в значительных объемах приобретает сырье для экспортоориентированной легкой промышленности.

Товарная структура экспорта и импорта страны в значительной степени определяет географическое распределение ее внешней торговли. Вследствие активного участия Италии в интеграционном взаимодействии в европейском регионе, межстрановой кооперации и специализации производства, высокой доли в ее экспорте потребительских изделий, в том числе дорогостоящих, основная часть внешнеторгового оборота страны приходилась и приходится на промышленно развитые государства.

Под влиянием интенсификации интеграционных процессов в европейском регионе, расширения Евросоюза и торгово-экономического сотрудничества с его новыми членами ЕС сохранил доминирующее положение в системе внешнеторговых связей Италии, обеспечив 58% внешнеторгового оборота страны в 2007 г. Вместе с тем при пересчете на сопоставимой основе (в составе ЕС-25) позиции объединения во внешней торговле Италии ослабли (доля ЕС снизилась в период 1999-2007 гг. на 5,7 п.п.).

Ведущими торговыми партнерами Италии с ощутимым отрывом от других стран выступают Германия и Франция. Однако в 1995-2007 гг. их суммарный удельный вес в экспортно-импортных операциях Италии уменьшился на 6,3 п.п.

В импорте Италии заметно повысилась доля стран-экспортеров энергоносителей, прежде всего входящих в ОПЕК, а также России, Казахстана, Азербайджана и некоторых других. Наиболее значительным является импорт энергоносителей из России, Ливии, Алжира и Саудовской Аравии. На экспортирующих топливо Россию, Казахстан и Азербайджан в 2007 г. пришлось 86% всего импорта Италии из СНГ.

В первой половине текущего десятилетия устойчиво рос оборот с ведущими новыми индустриальными странами - Китаем, Р.Корея, Индией, Бразилией, Мексикой. В 1999 г. на них падало 4,1% всей итальянской внешней торговли, в 2007 г. - 6,0%. Все более важным фактором внешнеторговых связей Италии выступает Китай, объем экспортно-импортных операций с которым превысил в 2007 г. 23 млрд.долл. (3,1% в общем итоге); при этом в импорте Китай поднялся с 12-го места в 1995 г. до 4-го места в 2007 г.

Положение Италии в мировой торговле услугами несколько более прочное, нежели в торговле товарами, что в значительной мере объясняется динамичным расширением экспорта и импорта деловых услуг и традиционно высокой долей страны в мировых доходах от туризма. В мировом обороте услуг Италия находится на 6-м месте, товаров - только на 8-м. Наиболее сильные позиции как экспортер услуг Италия занимает в сфере международного туризма (4-е место и 5,2% мирового итога в 2007 г.), как импортер услуг - в области торговли деловыми услугами (6-е место и 4,6% мирового импорта).

В структуре итальянского экспорта услуг вплоть до начала текущего десятилетия преобладали туристические услуги (статья «поездки»), которые обеспечивали до 50% всех поступлений. Однако с 2003 г., вследствие быстрого расширения продаж деловых услуг, первенство перешло к статье «прочие коммерческие услуги» - 45% доходов от экспорта услуг в 2007 г. Состав итальянского экспорта прочих коммерческих услуг заметно отличается от общеевропейского, в частности, доля так называемых прочих деловых услуг (в основном различных профессиональных и технических услуг) у Италии существенно выше - 66% в 2007 г. против 48% для всей Европы; в то же время удельный вес компьютерных и информационных услуг, а также поступлений по статье «роялти и лицензионные платежи» значительно ниже: соответственно 1,5% и 9%, менее 3% и 9%. Опережающими темпами растет экспорт финансовых услуг.

Итальянский импорт услуг более чем наполовину состоит из прочих коммерческих услуг, где главные позиции - прочие деловые услуги, а также финансовые и страховые услуги. Примерно 1/4 всех расходов по импорту услуг связана с зарубежным туризмом, и свыше 10% уходит в оплату иностранного морского тоннажа, поскольку Италия не может полностью обеспечить перевозку собственных внешнеторговых грузов.

Практически все статьи итальянской торговли услугами имеют отрицательное сальдо, особенно значительное в случае услуг водного транспорта и прочих деловых услуг. Вместе с тем большое положительное сальдо по статье «поездки» перевешивает «пассивные» статьи и формирует общий активный баланс в торговле услугами.

Правящие и деловые круги Италии рассматривают приток иностранного капитала как средство для ускорения научно-технического прогресса и повышения конкурентоспособности экономики страны. Правительство поощряет приток иностранных инвестиций, предоставляя инвесторам различные льготы. Значительное стимулирующее влияние на международное инвестиционное сотрудничество в европейском регионе оказали интеграционные процессы в ЕС.

Ежегодный объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику Италии существенно вырос за последние 20-25 лет. По данным ЮНКТАД, их среднегодовой приток увеличился с 2,6 млрд.долл. в 1984-1989 гг. (2,2% общего мирового импорта ПИИ) до 15,7 млрд.долл. в 2001-2004 гг. (2,1%) и 20,0 млрд.долл. в 2007 г. (2,2%). Сумма накопленных в стране ПИИ возросла с 8,9 млрд.долл. на конец 1980 г. (1,4% мирового итога) до 219,9 млрд.долл. на конец 2007 г. (2,2%). Несмотря на указанный рост, Италия по размерам привлеченных ПИИ значительно уступает своим основным партнерам (и конкурентам) в Западной Европе. При этом иностранный капитал, согласно формальным критериям, играет меньшую роль в итальянском хозяйстве, нежели в экономике абсолютного большинства развитых государств. По отношению к ВВП накопленные в стране ПИИ составляли 12,4% в 2007 г., что было самым низким показателем в ЕС-25 и вторым с конца показателем для всей группы развитых государств.

Число сделок в форме слияний и поглощений по приобретению итальянских компаний увеличилось со 111 в 2003 г. и 105 в 2004 г. до 178 в 2007 г., а их общая стоимость выросла соответственно с 15,3 млрд.долл. и 11,0 млрд.долл. до 41,1 млрд.долл. (включая две мегасделки стоимостью 13 и 7 млрд. долл.).

Притоку иностранного капитала в Италию способствуют такие факторы, как наличие емкого рынка, сравнительно высокий уровень жизни в стране, создающий условия для сбыта продукции внутри Италии, изобилие рабочей силы, наличие промышленности, способной создавать и с успехом сбывать новые товары, происходящие процессы приватизации и либерализации экономики, существенные стимулы для инвестирования в южные районы страны, участие в ЕС, что дает возможность использовать итальянскую экономику как плацдарм для расширения деятельности иностранных предприятий в других странах Европы и бассейна Средиземного моря. В то же время трудности и проблемы в привлечении ПИИ объясняются целым рядом обстоятельств, в том числе сложностью административных процедур, слабостью промышленной инфраструктуры, преобладанием в экономике мелких предприятий, снижением конкурентоспособности на мировом рынке, чрезмерным налоговым обложением, высокими издержками на рабочую силу, а также на энергетические, телекоммуникационные и транспортные услуги, ограниченностью предложения квалифицированных кадров, низким уровнем расходов на НИОКР, отсталостью в области информатизации, недостаточной гибкостью рынка рабочей силы, отсутствием специализированных структур по стимулированию инвестиций, широким распространением коррупции и криминалитета.

В последние десятилетия высокими темпами рос импорт капитала из ЕС, чему способствовали расширение группировки, специальное законодательство о миграции капиталов внутри Евросоюза, различного рода финансовые и налоговые льготы. Доля ЕС в накопленных в Италии ПИИ увеличилась с 20% в 1975 г. до 72% в 2007 г., тогда как удельный вес США сократился соответственно с 18% до 11%. По величине накопленных ПИИ лидируют Нидерланды, Франция, Великобритания, Люксембург, США, Швейцария, Германия.

Глубокие сдвиги происходят в отраслевой структуре импорта капитала в страну. Параллельно с ростом значения в экономике и в мировом движении капитала сферы услуг ее роль увеличивается и в структуре привлекаемых в Италию ПИИ. В общем объеме накопленных ПИИ в период с 1976 г. по 2007 г. доля услуг выросла с 30,5% до 49,3%, сельского хозяйства - с 0,4% до 0,6%, а удельный вес промышленности сократился с 57,3% до 39,9%, энергетики - с 11,8% до 10,2%. За это время в сфере услуг повысилась доля кредитной системы и страхования, транспорта и связи при существенном уменьшением роли торговли. В промышленности заметно вырос удельный вес транспортного машиностроения, металлургии, пищевой промышленности, тогда как снизилась доля машиностроения (исключая транспортное), химической и текстильной промышленности.

Иностранные инвесторы, как правило, налаживают на своих предприятиях в Италии современное, высокотехнологичное производство с применением передового управленческого и сбытового опыта, что позволяет им добиваться более высоких, чем в среднем по экономике, показателей производительности и эффективности. В основном иностранные предприятия в Италии имеют экспортную направленность, что объясняется, в частности, сохранением крепких внутрифирменных связей и, следовательно, значительных внутрикорпорационных поставок между филиалами зарубежных ТНК, действующими на Апеннинах, их материнскими, а также прочими дочерними компаниями, расположенными в других странах.

Правительство страны должно проводить более активную политику по привлечению в страну иностранных инвесторов, особенно тех, капиталовложения которых сопровождаются ввозом передовой зарубежной технологии, расширением экспорта, созданием новых рабочих мест и ускоренным развитием экономически отсталых районов Апеннин. По данным исследования, проведенного по заказу итальянского Института внешней торговли, Италия могла бы привлекать в год дополнительно около 13 млрд.евро иностранных инвестиций, если бы на ее территории действовали региональные агентства по их стимулированию.

Быстрый рост итальянской экономики в период «экономического чуда» 50-х и 60-х годов дал возможность значительно увеличить вывоз капитала за границу, чему способствовали также следующие обстоятельства. Во-первых, неустойчивость политической обстановки в стране, где всегда были сильны демократические традиции, а левые пользовались большим влиянием среди населения, делала для итальянских финансовых кругов более предпочтительным вложение капиталов за границей. Во-вторых, постепенная утрата вследствие борьбы трудящихся с итальянскими предпринимателями их былого преимущества перед иностранными конкурентами в области издержек на рабочую силу и стремление итальянских компаний искать более прибыльные страны для капиталовложений. В-третьих, повышение возможностей итальянской экономической системы осуществлять все более значительные накопления денежного капитала. В-четвёртых, участие Италии в европейской интеграции стимулировало вывоз капиталов из страны в государства - члены ЕС.

В то же время после Второй мировой войны действовали и в большинстве случаев продолжают действовать факторы, которые сдерживают экспансию итальянского капитала за рубежом. Во-первых, по сравнению с другими крупными западноевропейскими странами, такими как Франция, Великобритания и ФРГ, в итальянской экономике относительно большее значение имеют мелкие и средние предприятия, которые часто не обладают финансовыми и другими ресурсами, необходимыми для масштабных инвестиций за границей. Во-вторых, в отличие от других крупных западноевропейских стран, итальянская промышленность в значительной мере специализируется на отраслях, которые слабо участвуют в процессах международной производственной кооперации. Это в основном традиционные отрасли. В-третьих, скромные расходы Италии в области НИОКР имеют своим следствием относительно низкий технологический уровень массы национальных предприятий, что уменьшает их конкурентоспособность в борьбе на мировом рынке за сферы приложения капиталов. В-четвертых, дуализм итальянской экономики, проявляющийся в отсталости южных регионов страны, вынуждает правительство предоставлять значительные льготы на их развитие, что используют многие отечественные предприятия, вкладывая средства на юге, вместо того, чтобы инвестировать их в другие страны. В-пятых, частые девальвации лиры после Второй мировой войны благоприятствовали товарному экспорту, но затрудняли экспорт капиталов, поскольку иностранные активы в государствах с твердой валютой, выраженные в итальянских лирах, становились все дороже. С образованием Экономического и валютного союза ЕС этот фактор перестал действовать. В-шестых, итальянская система государственного стимулирования экспорта капитала, как справедливо подчеркивают отечественные эксперты, значительно слабее аналогичных систем стран-конкурентов.

Определенные сдвиги в последние десятилетия произошли в географии экспорта капитала из Италии. В эти годы усилилась тенденция к сосредоточению зарубежной деятельности итальянских компаний на государствах Евросоюза (где к 2007 г. локализовалось 73% всех вывезенных ПИИ) при одновременной активизации отношений с некоторыми развивающимися странами. Расширению экспорта итальянского капитала в развитые страны Европы способствовали интеграционные процессы, сопровождавшиеся мероприятиями по либерализации рынка ценных бумаг в рамках объединения, устранением валютных и административных ограничений.

Изменения в отраслевой структуре экспорта прямых инвестиций из Италии в основном аналогичны тенденциям в импорте ПИИ. В период 1976-2007 гг. доля услуг возросла с 32,6% до 53,2% (в значительной мере благодаря экспансии итальянских финансовых ТНК, две из которых вошли в десятку крупнейших финансовых ТНК мира), а промышленности - сократилась с 42% до 31,3%, энергетики - с 25,1% до 15,3%, сельского хозяйства - 0,3% до 0,2%. В сфере услуг заметно повысился удельный вес кредитной системы и страхования, и снизилась доля торговли. Наибольшие вложения в зарубежную промышленность приходились на машиностроение, химическую промышленность, металлургию и пищевую промышленность.

Вывоз капитала из Италии осуществляется нe только в форме прямых инвестиций. Расширяется экспорт капитала в виде портфельных вложений, концессий, денежных и товарных кредитов, инженерно-экономических консультаций и связанных с ними подрядных работ, технической помощи. С вывозом капитала тесно связан процесс международной промышленной специализации и кооперирования, участие в котором итальянских компаний непрерывно расширяется.

Несмотря на пока еще скоромные показатели вовлечения Италии в международный инвестиционный обмен, динамика и направленность процессов с этой сфере свидетельствуют о том, что страна всё активнее включается в процессы глобализации.

Италия - один из основных туристских регионов мира. Этому способствуют достоинства географического положения и природных условий страны. Она расположена в центре основных международных туристских потоков с двумя боковыми ветвями (на западе - французско-испанской, на востоке - югославо-греческой), по соседству со Швейцарией и Австрией. Кроме того, Италия - живописная страна с благоприятными природно-климатическими условиями, наличием широкого фронта морского побережья, богатая огромным количеством историко-архитектурных и культурных достопримечательностей. Это привлекает в страну огромное количество туристов практически из всех регионов и стран мира.

Итальянская Ривьера давно пользуется заслуженным успехом у зарубежных туристов. Основной ее центр - Сан-Ремо находится в нескольких километрах от границы с Францией. Здесь множество всевозможных мест для развлечения и отдыха. Алассио привлекает чистыми песчаными пляжами, протянувшимися вдоль побережья Средиземного моря. Этот старинный город стал современным международным туристским центром. Отсюда регулярно организуются морские экскурсии в Геную, соседние Рапалло и Портофино, а также Монте-Карло (Монако) и Ниццу (Франция). Из других наиболее известных туристских центров Ривьеры выделяется Лоано. К наиболее посещаемым местам относятся также Венеция, Рим, Комо, Капри, Неаполь, Кортина, Тренто, Сорренто, Тоармина и др. Большое внимание уделяется зимнему туризму. Наиболее известным центром является Трентино-Альто-Адидже, а также Пьемонт, Валле-д"Аоста, Ломбардия, Венето.

Туризм в стране наиболее интенсивно начал развиваться после Второй мировой войны, а обслуживание туристов превратилось в организованную отрасль экономики. В экономике Италии туризм занимает одно из ведущих мест. В некоторых провинциях, особенно в горных местностях Юга, туризм и связанное с ним возрождение старых ремесел дополняют, а иногда и заменяют сельское хозяйство как традиционный источник доходов для местных жителей. Туризм служит также доходной статьей в бюджете страны и одним из основных источников поступления иностранной валюты. В течение ряда лет послевоенного периода, когда торговый баланс Италии сводился с большим отрицательным сальдо, актив ее баланса по международному туризму существенно помогал покрывать дефицит внешней торговли. В последние годы положительное сальдо баланса по международному туризму вместе с активом внешнеторгового баланса значительно перекрывают отрицательное сальдо по другим статьям торговли.

Статистические данные за 2007 г. подтверждают наметившуюся в последние годы тенденцию к возрастанию роли туризма в экономике Италии. Становясь все более важным сектором, он активно вовлекает в свою орбиту другие отрасли, выступая в качестве связующего звена многих видов экономической деятельности. Туризм - единственная отрасль экономики страны, в которой отмечается динамичный рост, тем самым повышается его инвестиционная привлекательность.

В Италии туристами считаются все иностранцы, которые провели в стране хотя бы одну ночь, остальные относятся к экскурсантам. В 2008 г. в Италии побывало 35,8 млн. иностранных туристов (в 2002 г. -21 млн. человек). Подавляющая их часть - немцы и французы. Они вместе составляют 32% всех иностранных туристов, прибывающих в Италию. При этом на граждан ЕС приходится почти 45%, а на граждан всех европейских государств - 92% прибывших в страну. На туристов из США и Японии приходится всего 2,5% и 1,5% соответственно.

В 2007 г. несколько изменился и национальный состав туристов, приезжающих в Италию. Несмотря на то, что приток туристов из Германии остается основным (свыше 15 млн. человек), в прошлом году он уменьшился на 4,3%, а количество японцев, посетивших Италию, сократилось на 13,5%. Вместе с тем отмечалось увеличение потока туристов из Великобритании (на 11,2%), Австрии (3,9%), Франции (3%), Швейцарии и Нидерландов (по 1,5%). Относительно стабильным остается интерес американцев (падение на 0,4%). В целом, по мнению экспертов, перспективы роста туризма в Италии следует связывать, прежде всего, с европейскими странами, не входящими в Европейский союз. В 2007 году из этих стран в Италию приезжали 6,7 млн. человек (на 3,5% больше, чем в 2006 г.). Из стран Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки и Африки в 2007 г. в Италию приехало 3,6 млн. туристов - на 2,6% больше, чем в предыдущем году.

Италия располагает широкой сетью гостиничных и негостиничных предприятий. К негостиничным предприятиям, предоставляющим дополнительные места размещения, относятся кемпинги, частные квартиры, туристские деревни, альпийские приюты, дома отдыха и др. При этом доля гостиниц составляет 67%, частных квартир - 21%, кемпингов и туристских деревень - 5%, прочих учреждений - 7%.

Таким образом, для экономического развития Италии жизненно важны внешнеэкономические связи. Многие отрасли промышленности и сельского хозяйства работают на внешний рынок. Около 10% итальянского экспорта составляют автомобили и запасные части к ним. Почти 15% всего импорта составляет нефть. Стоимость экспорта превышает 20% от ВВП. Лицо Италии в МРТ определяет вывоз готовых промышленных изделий (более 85% стоимости экспорта), особенно автомобилей, а также оргтехники, массовой бытовой электротехники и других машин и оборудования (1/3 эспорта), труб. Однако доля продукции высокой технологии среди этих товаров ниже, чем в аналогичном экспорте других ведущих держав ЕС. Более сильны позиции Италии на мировом рынке товаров легкой промышленности. В частности, она среди первых трех стран мира по поставкам одежды и обуви. В импорте доля годовых изделий, машин и оборудования примерно в два раза меньше, чем в экспорте; очень высока доля энергоносителей (главным образом нефти), весомей, чем в экспорте, доля продовольствия и минерального сырья. Италия - крупнейший в ЕС импортер лома. Дефицит внешней торговли отчасти возмещается доходами от туризма, фрахта судов и денежными переводами эмигрантов. Большие прибыли дают итальянские строительные фирмы, действующие во многих странах мира.

Импорт географически более дифференцирован, чем экспорт. Около 60% оборота внешней торговли приходится на страны ЕС (главные партнеры - Германия и Франция), причем ориентация на торговлю с европейскими странами усиливается. Кроме того, в импорте велика роль стран ОПЕК (энергоносители), а в экспорте - США (товары легкой и пищевой промышленности).

В связи с вытянутостью страны с севера на юг её сеть железных и автомобильных дорог развилась преимущественно в меридиональном направлении. Широтных коммуникаций, за исключением Паданской равнины, недостаточно. Многие автомобильные и железные дороги Италии проложены на крутых склонах гор и поэтому имеют много мостов, тоннелей и пр., что удорожает их эксплуатацию. В международных автомобильных и железнодорожных перевозках особенно большую роль играют дороги, проложенные в Альпах.

В 1924 году в Италии была построена первая в мире автострада (Милан - Варесе). Огромное значение имеет основная транспортная ось страны - автострада Солнца, лучшая из итальянских дорог, соединяющая Турин с Миланом, флоренцией, Римом, Неаполем и идущая далее на крайний Юг, к городу Реджо-ди-Калабрия.

Железные дороги уступают по значению автомобильным.

Очень важную роль как во внутренних, так и во внешних перевозках страны играет морской транспорт. Это объясняется положением Италии на среднеземноморском водном пути, большой протяженностью береговой линии, наличием островов в составе страны.

Морским транспортом перевозится 90% импортируемых в страну товаров и 60 - 65% - экспортируемых. Значительная часть внутренних перевозок также осуществляется морским транспортом.

Более половины всего тоннажа итальянского морского флота приходится на нефтеналивные суда, что связано с мощной нефтеперерабатывающей промышленностью

В грузообороте итальянских портов преобладает нефть и другое минеральное сырьё. Самый крупный итальянский порт Генуя один из важнейших во всём Среднеземноморье. Генуя служит воротами во внешний мир для всего индустриального Северо - Запада Италии, а также для Швейцарии. Это один из ведущих контейнерных портов Средиземного моря. Главный соперник и конкурент Генуи на Андриатике - Триест, второй в Италии по грузообороту и один из важнейших нефтяных портов Европы.

Кроме того, это главный в Европе пункт по перевалке кофе. Через Триест Северо - Восточная Италия связывается с другими сторонами Среднеземноморья, Ближнего и Среднего Востока, Восточной Африки и Восточной Азии. Он выполняет также роль главного порта на Среднеземноморье для дунайских стран, в первую очередь для Австрии. Триест преимущественно транзитным портом в отличие от Венеции, играющей непосредственную роль в экономике Северо-Восточной Италии.

Один из крупнейших пассажирских портов страны - Неаполь является главным центром каботажных связей Апеннинского полуострова с Сицилией, Сардинией и другими островами.

Полуостровную Италию связывают с её островами, а также с некоторыми югославскими и греческими портами морские паромы. Особенно наряжена паромная линия, соединяющая Сицилию с Апеннинским полуостровом.

Речной транспорт в Италии развит слабо из-за отсутствия крупных рек.

Развитие нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности стимулировано в Италии распространение трубопроводного транспорта. Наиболее густая сеть трубопроводов на Севере. Некоторые из них имеют международное значение, например, грузопровод, по которому поставляется природный газ из России на Север Италии.

Довольно быстро развивается гражданская авиация Италии. Авиационные линии поддерживают связь крупнейших городов Италии с многими городами Европы, а также других континентов. Крупнейшие аэропорты страны - Леонардо да Винчи близ Рима, Мальпенса, Линате около Милана и др. служат важными центрами международной сети авиалинии.

Для экономического развития Италии жизненно важны внешнеэкономические связи. Это вызвано активным участием страны в международном разделении труда, избыточными мощностями (с точки зрения внутреннего рынка) во многих отраслях промышленности, в значительной мере работающих на внешнеэкономический рынок, слабой обеспеченностью основными полезными ископаемыми и продовольствием. Почти 15% всего импорта составляет нефть. Италия импортирует также сырье для металлургической, текстильной и других отраслей промышленности, станки, промышленное оборудование, лес, бумагу, различные виды продовольствия. Основные статьи вывоза - продукция машиностроения, главным образом транспортные средства, различная аппаратура, пишущие и счётные машины, сельскохозяйственные и продовольственные товары, особенно фрукты, овощи, консервированные помидоры, сыры, текстиль, готовое платье, обувь, продукция химии и нефтехимии.

Основные партнёры во внешней торговле Италии - страны Европейского экономического сообщества, на которые приходится половина всего её товарооборота. Особенно активно ведётся торговля с ФРГ и Францией.

Всё большую роль в развитии внешней торговли Италии играет её товарообмен с социалистическими странами, из которых она ввозит нефть и продукты нефтепереработки, природный газ, чугун, сталь, прокат, каменный уголь, лес, крупный рогатый скот, мясо, хлопок, некоторые виды продовольствия. В свою очередь Италия поставляет социалистическим странам некоторые виды промышленного оборудования, машины для текстильной и швейной промышленности, прокат, химические продукты, искусственную и синтетическую ряжу и ткани, бумагу, цитрусовые.

Ведущее место в торговле Италии с социалистическими странами занимает Россия. Итало - совесткие торговые отношения, установленные ещё в 1920 году, стали особенно успешно развиваться с середины 60-х годов, когда был заключен и начал проводится в жизни ряд крупнейших советско-итальянских соглашений о техническом сотрудничестве, которые имели важное значение для развития некоторых отраслей промышленности обеих стран.

Необходимость капиталовложений и нехватка собственных средств по-прежнему нередко выпускают Италию прибегать к иностранным займам, в её экономически вложены крупные иностранные капиталы.

Для Италии характерен хронический дефицит торгового баланса. Однако Италии удаётся его в значительной мере покрывать и иногда даже перекрывать с помощью международного туризма, денежных переводов итальянских эмигрантов и доходов от морского фрахта. Италию ежегодно посещает 13 - 14 млн. иностранных туристов, преимущественно из ФРГ, Франции, с США. В Италии давно уже сложилась материальная база для приёма большого количества туристов. По числу мест в гостиницах (2,6 млн.) она стоит на первом месте в капиталистическом мире. Кроме того, в Италии много кемпингов, пансионатов, сдающихся внаём частных вилл и т.д.

Внешнеторговые связи играют важнейшую роль в экономике Италии. Большая зависимость от внешней торговли определяется прежде всего тем, что основные отрасли итальянской промышленности работают, используя импортное сырьё, топливо и полуфабрикаты. За счет импорта покрывается от 60 до 100% потребностей в рудах черных и цветных металлов, от 80 до 100% потребностей в сырье для текстильной промышленности, 85% потребностей в первичных энергоносителях, 50% потребностей в мясе и молоке, 45% - в древесине, 30% - в зерновых.

После второй мировой войны внешнеторговый оборот страны увеличивался быстрыми темпами, значительно опережая рост экономики в целом. В результате внешняя торговля стала одним из наиболее важных факторов экономического развития страны, необходимым условием существования итальянского хозяйства. Существенно выросли экспортные и импортные квоты: доля экспорта товаров и услуг в ВВП повысилась с 3,6% в 1949 г. до 11,5% в 1970 г. и 26,3% в 2005 г., а импорта - соответственно с 4,6% до 12,9% и 26,3%.

На основе углубленного анализа структура внешней торговли Италии товарами сделаны обобщающие выводы в отношении ее международной специализации.

Определены пять основных направлений современной экспортной специализации страны:

  • - неэлектронные машины и оборудование (в более привычной терминологии - продукция общего машиностроения, прежде всего технологическое оборудование для различных отраслей), а также электробытовые товары (стиральные и посудомоечные машины, холодильники, др.);
  • - вся гамма изделий легкой промышленности - текстильные, швейные, трикотажные, изделия из кожи, обувь, др. Наиболее значимые экспортные позиции в 2005 г. включали предметы одежды и принадлежности к одежде швейные, обувь, гетры и аналогичные изделия, предметы одежды и принадлежности к одежде трикотажные, выделанную кожу и изделия из нее;
  • - базовые промышленные изделия и полуфабрикаты , где основные экспортные статьи в 2005 г. - изделия из черных металлов, алюминия, прочих недрагоценных металлов, керамические изделия, изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, др. Наиболее прочное положение в рамках рассматриваемой группы Италия занимает на рынках строительных и отделочных материалов;
  • - различные готовые промышленные изделия преимущественно потребительского назначения , где главные объемы поставок падают на мебель и мебельные принадлежности, инструменты и аппараты оптические и др., ювелирные изделия и бижутерию;
  • - непереработанные и переработанные продовольственные товары , но не вся группа, а отдельные позиции, включая алкогольные напитки, прежде всего продукцию виноделия, готовые продукты из зерновых, мучные кондитерские изделия, съедобные фрукты и орехи, продукты переработки овощей, фруктов и орехов, растительные масла.

При рассмотрении тенденций в сфере экспортной специализации Италии подчеркивается, что ее основные направления не претерпели серьезных изменений в последние десятилетия. Вместе с тем под влиянием возросшей конкуренции на мировом рынке, прежде всего со стороны новых индустриальных стран, позиции Италии в большинстве сфер ее традиционной специализации ослабли: снизилась доля страны в мировом экспорте неэлектронных машин и оборудования, изделий из кожи, текстильных изделий.

Импортная специализация Италии определяется отсутствием в стране сколько-нибудь значительных запасов полезных ископаемых. Соответственно, главная статья ввоза - минеральные продукты, закупки которых достигли 61 млрд.долл. в 2005 г., что составляло 16% национального и 3,9% мирового импорта. Помимо топливно-энергетических ресурсов, Италия выделяется как крупный импортер легковых автомобилей, компьютерной техники, некоторых видов бытовой электроники. Италия является одним из ведущих импортеров продукции животноводства - на сумму около 10,5 млрд.долл. в 2005 г., что составляло 8-9% мирового итога, а также в значительных объемах приобретает сырье для экспортоориентированной легкой промышленности.

При сравнении итальянского экспорта и импорта по уровню технологичности, степени переработки и назначению продукции сделаны следующие выводы. Во-первых, доля высокотехнологичных изделий выше в импорте, поскольку Италия не специализируется на производстве продукции информационно-коммуникационных технологий и бытовой электроники и вынуждена их закупать. Во-вторых, удельный вес сырьевого компонента в импорте на порядок выше, чем в экспорте. В-третьих, доля промежуточной продукции достаточно высока как в экспорте, так и в импорте, что свидетельствует о широком участии Италии в производственной кооперации в рамках международных хозяйственных систем. В-четвертых, доля потребительских изделий выше в экспорте (хотя и незначительно) по причине специализации Италии на поставках электробытовых товаров, продукции легкой промышленности, бытовых отделочных материалов, мебели, ювелирных изделий и бижутерии, вин и некоторых видов продовольствия.

Товарная структура экспорта и импорта страны в значительной степени определяет географическое распределение ее внешней торговли. Вследствие активного участия Италии в интеграционном взаимодействии в европейском регионе, межстрановой кооперации и специализации производства, высокой доли в ее экспорте потребительских изделий, в том числе дорогостоящих, основная часть внешнеторгового оборота страны приходилась и приходится на промышленно развитые государства. В результате анализа тенденций в географическом распределении внешней торговли Италии сделаны следующие выводы.

Первое . Под влиянием интенсификации интеграционных процессов в европейском регионе, расширения Евросоюза и торгово-экономического сотрудничества с его новыми членами ЕС сохранил доминирующее положение в системе внешнеторговых связей Италии, обеспечив 58% внешнеторгового оборота страны в 2005 г. Вместе с тем при пересчете на сопоставимой основе (в составе ЕС-25) позиции объединения во внешней торговле Италии ослабли (доля ЕС снизилась в период 1999-2005 гг. на 5,7 п.п.).

Второе. Ведущими торговыми партнерами Италии с ощутимым отрывом от других стран выступают ФРГ и Франция. Однако в 1995-2005 гг. их суммарный удельный вес в экспортно-импортных операциях Италии уменьшился на 6,3 п.п.

Третье . В импорте Италии заметно повысилась доля стран-экспортеров энергоносителей, прежде всего входящих в ОПЕК, а также России, Казахстана, Азербайджана и некоторых других. Наиболее значительным является импорт энергоносителей из России, Ливии, Алжира и Саудовской Аравии. На экспортирующих топливо Россию, Казахстан и Азербайджан в 2005 г. пришлось 86% всего импорта Италии из СНГ.

Четвертое . В первой половине текущего десятилетия устойчиво рос оборот с ведущими новыми индустриальными странами - Китаем, Р.Корея, Индией, Бразилией, Мексикой. В 1999 г. на них падало 4,1% всей итальянской внешней торговли, в 2005 г. - 6,0%. Все более важным фактором внешнеторговых связей Италии выступает Китай, объем экспортно-импортных операций с которым превысил в 2005 г. 23 млрд.долл. (3,1% в общем итоге); при этом в импорте Китай поднялся с 12-го места в 1995 г. до 4-го места в 2005 г.

Положение Италии в мировой торговле услугами несколько более прочное, нежели в торговле товарами, что в значительной мере объясняется динамичным расширением экспорта и импорта деловых услуг и традиционно высокой долей страны в мировых доходах от туризма. В мировом обороте услуг Италия находится на 6-м месте, товаров - только на 8-м. Наиболее сильные позиции как экспортер услуг Италия занимает в сфере международного туризма (4-е место и 5,2% мирового итога в 2005 г.), как импортер услуг - в области торговли деловыми услугами (6-е место и 4,6% мирового импорта).

В структуре итальянского экспорта услуг вплоть до начала текущего десятилетия преобладали туристические услуги (статья «поездки»), которые обеспечивали до 50% всех поступлений. Однако с 2003 г., вследствие быстрого расширения продаж деловых услуг, первенство перешло к статье «прочие коммерческие услуги» - 45% доходов от экспорта услуг в 2005 г. Состав итальянского экспорта прочих коммерческих услуг заметно отличается от общеевропейского, в частности, доля так называемых прочих деловых услуг (в основном различных профессиональных и технических услуг) у Италии существенно выше - 66% в 2005 г. против 48% для всей Европы; в то же время удельный вес компьютерных и информационных услуг, а также поступлений по статье «роялти и лицензионные платежи» значительно ниже: соответственно 1,5% и 9%, менее 3% и 9%. Опережающими темпами растет экспорт финансовых услуг.

Итальянский импорт услуг более чем наполовину состоит из прочих коммерческих услуг, где главные позиции - прочие деловые услуги, а также финансовые и страховые услуги. Примерно 1/4 всех расходов по импорту услуг связана с зарубежным туризмом, и свыше 10% уходит в оплату иностранного морского тоннажа, поскольку Италия не может полностью обеспечить перевозку собственных внешнеторговых грузов.

Притоку иностранного капитала в Италию способствуют такие факторы, как наличие емкого рынка, сравнительно высокий уровень жизни в стране, создающий условия для сбыта продукции внутри Италии, изобилие рабочей силы, наличие промышленности, способной создавать и с успехом сбывать новые товары, происходящие процессы приватизации и либерализации экономики, существенные стимулы для инвестирования в южные районы страны, участие в ЕС, что дает возможность использовать итальянскую экономику как плацдарм для расширения деятельности иностранных предприятий в других странах Европы и бассейна Средиземного моря. В то же время трудности и проблемы в привлечении ПИИ объясняются целым рядом обстоятельств, в том числе сложностью административных процедур, слабостью промышленной инфраструктуры, преобладанием в экономике мелких предприятий, снижением конкурентоспособности на мировом рынке, чрезмерным налоговым обложением, высокими издержками на рабочую силу, а также на энергетические, телекоммуникационные и транспортные услуги, ограниченностью предложения квалифицированных кадров, низким уровнем расходов на НИОКР, отсталостью в области информатизации, недостаточной гибкостью рынка рабочей силы, отсутствием специализированных структур по стимулированию инвестиций, широким распространением коррупции и криминалитета.

Глубокие сдвиги происходят в отраслевой структуре импорта капитала в страну. Параллельно с ростом значения в экономике и в мировом движении капитала сферы услуг ее роль увеличивается и в структуре привлекаемых в Италию ПИИ. В общем объеме накопленных ПИИ в период с 1976 г. по 2005 г. доля услуг выросла с 30,5% до 49,3%, сельского хозяйства - с 0,4% до 0,6%, а удельный вес промышленности сократился с 57,3% до 39,9%, энергетики - с 11,8% до 10,2%. За это время в сфере услуг повысилась доля кредитной системы и страхования, транспорта и связи при существенном уменьшением роли торговли. В промышленности заметно вырос удельный вес транспортного машиностроения, металлургии, пищевой промышленности, тогда как снизилась доля машиностроения (исключая транспортное), химической и текстильной промышленности.

Определенные сдвиги в последние десятилетия произошли в географии экспорта капитала из Италии. В эти годы усилилась тенденция к сосредоточению зарубежной деятельности итальянских компаний на государствах Евросоюза (где к 2005 г. локализовалось 73% всех вывезенных ПИИ) при одновременной активизации отношений с некоторыми развивающимися странами. Расширению экспорта итальянского капитала в развитые страны Европы способствовали интеграционные процессы, сопровождавшиеся мероприятиями по либерализации рынка ценных бумаг в рамках объединения, устранением валютных и административных ограничений.

Наибольшие вложения в зарубежную промышленность приходились на машиностроение, химическую промышленность, металлургию и пищевую промышленность.

Вывоз капитала из Италии осуществляется нe только в форме прямых инвестиций. Расширяется экспорт капитала в виде портфельных вложений, концессий, денежных и товарных кредитов, инженерно-экономических консультаций и связанных с ними подрядных работ, технической помощи. С вывозом капитала тесно связан процесс международной промышленной специализации и кооперирования, участие в котором итальянских компаний непрерывно расширяется.

Несмотря на пока еще скоромные показатели вовлечения Италии в международный инвестиционный обмен, динамика и направленность процессов с этой сфере свидетельствуют о том, что страна всё активнее включается в процессы глобализации.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...