Фандера интервью obozrevatel. Интервью с оксаной фандерой женский род, единственное число

Оксана Фандера выглядит превосходно и молодо для своего возраста. Этим она привлекает внимание не только мужчин, но и женщин, которые хотят узнать секреты её молодости. Стройной, молодой ей позволяет выглядеть особый стиль питания, собственные секреты, правила. На хорошую генетику сослаться не получиться. Папа у Оксаны наполовину цыган, мама – еврейка. Представители этих национальностей не отличаются моложавостью.

Оксана – востребованная актриса театра, кино. Ей нелегко в плотном графике репетиций, гастролей, выступлений, съёмок находить время для своего здоровья. Но результат впечатляет. Данное фото доказывает, что актриса не выглядит на свой биологический возраст.

Особенности питания, образа жизни, пищевые привычки – всё это способствует поддержанию фигуры. На это не влияет рождение детей (у Оксаны с мужем сын с дочкой). и кормления фигура восстанавливается под действием всё тех же правил.

Фигура Оксаны Фандеры как-будто с годами приобретает больше женской плавности, очарования. В 1988 году у неё были все шансы победить на первом конкурсе красоты СССР «Московская красавица». Она получила второе место только потому, что не была коренной москвичкой. При росте 171 см вес Оксаны в среднем 62 кг, вес никогда не превышал 65 кг. Объём талии 54 см – это отличные показатели для её возраста.

Питание

Оксана утверждает, что никогда не придерживалась определённых диет, но всегда соблюдала принцип умеренности. Кушать себе разрешает всё, но немножко. Иногда актриса пьет качественные алкогольные напитки с наименьшим содержанием калорий.

В своё меню актриса старается всегда добавлять:

  • Свежие овощи;
  • Ягоды;
  • Постные сорта рыбы, мяса;
  • Каши;
  • Зелень;
  • Фрукты;
  • Морепродукты;
  • Зелёный чай.

Оксана уверена, что нельзя отменять трёхразовое питание даже ради стройной фигуры. Обязательно должны быть перекусы. Но они также должны быть полезными. Для этого вместо выпечки, сладостей известная артистка рекомендует перекусывать фруктами, .

Раз в неделю нужно устраивать разгрузочный день. Рацион должен состоять из , фруктов. Такие дни должны быть регулярными, тогда будет получен заметный положительный результат.

Спорт

Тренажёрный зал актриса не посещает, так что стройность её фигуры не является результатом упорных тренировок. Она признаётся, что не любит спорт по принуждению. Сама себя оценивает, как человека настроения. Если ей хочется в данный момент поваляться на диване, то она так и сделает. Но Оксана не забывает про пользу физических упражнений. Она с детских лет мечтала о карьере актрисы, для этой профессии нужно поддерживать форму. В свободное время делает в домашних условиях для поддержания фигуры в тонусе из книги «Око возрождения». Она говорит о восхитительных результатах этих занятий.

Косметика

Оксана Фандера уверяет, что не использует особую косметику для поддержания кожи в здоровом, подтянутом состоянии. Она считает, что всё исходит изнутри. По её мнению возраст у человека в душе. Если она молодая, то внешность тоже не будет стареть.

Секреты красоты от Оксаны Фандеры заключены в нескольких словах – гармония и уверенность в себе. Она считает, что мужчинам безразлично, какая у женщин фигура или внешность. Их будет притягивать положительная энергия, которая она излучает. Но такая энергия есть только у уверенных в себе дамах, внутри которых полная гармония.

Также секретом своей молодости Оксана считает не использование суперсовременной косметики, а умение «жить здесь и сейчас» – это позволяет не тратить энергетические силы на ненужные переживания, которые являются бессмысленными, часто негативными. Нужно наслаждаться сегодняшним днём, не думать о возрасте, прошедшем времени. Возможно, такие советы имеют научное основание. Ведь результатом их выполнения является положительный опыт Оксаны Фандеры, её красота, стройность, молодость в зрелые годы.

Пластика

Корректировка при помощи пластического хирурга проводится многими представителями театра, кино – это особенности профессии, когда необходимо поддерживать в порядке черты лица, формы фигуры. У Оксаны Фандеры от природы красивая внешность. У неё есть чувство меры, что позволяет ей делать улучшения, но трудно догадаться о них.

Оксана проводила коррекцию верхней губы. Осуществляется такое изменение при помощи пластической операции или косметической процедуры. Какой вариант выбрать, решает хирург, опираясь на поставленные задачи, индивидуальные особенности клиентки. Верхняя губка получила приятную припухлость, контур стал более отчётливым, выразительным. Актриса стала ещё привлекательнее.

При сравнении фотографий можно заметить изменение объёма бюста. Эта операция очень популярна среди представительниц прекрасного пола, тем более после двух детей форма груди могла измениться в худшую сторону.

В прессе писали, что супруг Оксаны – Филлип Янковский был инициатором такого хирургического вмешательства, так как он особо следит за внешним видом жены. В любом случае для актрисы эта пластическая операция пошла на пользу, её фигура прекрасна, она подтянута, стройна, выглядит молодо. Этому помогает кроме проведенной пластики чувство вкуса и стиля.

Оксана важным для женщины считает умение стильно одеваться. Она следить за модным новинками, много внимания уделяет всем тенденциям. В одежде предпочитает лёгкую небрежность. Не любить размеренность, рассчитанность цвета, фасона в гардеробе. Её не нравится идеальность в одежде. А вот элемент случайности вполне отражает её характер, придаёт образу незаконченность, недосказанность, которые придают ей молодость, красоту.

ЭТИ СТАТЬИ ПОМОГУТ ВАМ ПОХУДЕТЬ

Ваш отзыв на статью:

Оксана Фандера практически не играет в театре, а в кино предпочитает неизвестных режиссеров коммерческим предложениям. О новом фильме актрисы, выборе лент и игре на сцене - в интервью Оксаны для Buro 24/7 Украина.

Buro 24/7: В каких проектах вы заняты сейчаc?

Оксана Фандера: Сейчас я заканчиваю сниматься в фильме Наны Джорджадзе. Это новогодняя история с Маратом Башаровым, Чонишвили, Ходченковой. Надеюсь, получится хорошая романтическая комедия.

B: По какому принципу вы выбираете фильмы, в которых снимаетесь?

О.Ф.: По принципу биения сердца: если оно начинает биться чаще, я говорю: "Это мое".

B: Чем вас привлекли два ваших последних фильма "Соловей-разбойник" и "Городские шпионы"?

О.Ф.: С "Городскими шпионами" вышла занятная история. С Димой Черкасовым, который собрался снимать этот 12-серийный телевизионный фильм, мы работали над картиной "Долина роз" и очень подружились. Я пыталась объяснить ему, что не хочу выходить замуж за телевидение. Я сомнительно отношусь к телевизионным проектам, так как не уверена, что там будут работать перфекционисты. В кино это встречается чаще, а мне очень важно, чтобы люди верили в то, что они делают, и горели этим, а не просто ходили на работу. Но Дима меня переубедил и оказался прав, потому что съемочная группа, в которую я попала, была просто восхитительна, и работать с ними было наслаждением. Хотя и немного страшно, честно говоря, ведь это мой первый многосерийный фильм и у моей героини совершенно другой характер. Мне кажется, что зрители обычно ждут меня в качестве страдающей богатой особы или влюбленной несчастной женщины - так или иначе какая-то печаль жертвы на мне обязательно присутствует. В данном случае я отхожу от ожиданий и играю наглую барышню с пистолетом, и мне страшно интересно, как люди это оценят.

B: Вы согласитесь еще сниматься в сериале?

О.Ф.: Мне очень сложно на этот вопрос ответить. Должно быть триединство: режиссер с горящими глазами, сценарий, который меня увлечет, и предложение нового образа, с которым я не была бы знакома. Чтобы не использовалось то амплуа, к которому привыкли люди, потому что мне становится элементарно скучно постоянно страдать.

B: Почему вы редко играете в театре? Не любите сцену?

О.Ф.: Мы с Кириллом Серебренниковым выпустили в конце мая спектакль "Идиот", который идет с удивительным для меня успехом. Я не ожидала такого результата, так как это был чистой воды эксперимент. Кажется, для меня это своего рода послушание, ведь я достаточно дикий человек. К тому же я не люблю академический театр: у меня очень специфическая школа Анатолия Васильева, которая предполагает разбор, поиск смысла и работу с философскими текстами. И Серебренников знал об этом. Но сама фигура режиссера и то, что он купил сценарий "Идиота" Ларса фон Триера и поставил его на сцене, заставило меня передумать. Мне сложно на сцене, потому что это догма, это невозможно играть. И даже если возможно, вы не имеете на это право, потом что условия существования в данном спектакле обязывают вас проживать всю ту историю, в которую вы попадаете. Но для меня это непросто из-за того, что я играю Карину, (Кэрон - главную героиню у Триера) с не самой счастливой судьбой, которую тяжело провести на сцене.


B: Назовите своих любимых режиссеров.

О.Ф.: У меня три любимых режиссера, двух я пока не могу назвать, а третий - это как раз Кирилл Серебренников. Он был профессиональным открытием для меня несколько лет назад, а с прошлого года он еще и человеческое открытие как удивительной доброты мужчина. Я играю с его студентами, которые выпустились из МХАТа, и не знаю, подбирал ли он их по образу и подобию или сделал из них таких людей за четыре года, но эти дети очень сильно отличаются от всех остальных студентов. В них нет ни грамма налета актерства, понтов, бешеного глаза, желания сниматься, чтобы зарабатывать, - они совершенно другие. И та компания, в которую я попала, на чаше весов с лихвой перевешивает мою сложность пребывания на сцене.


B: Вы родом из Украины, из Одессы, трудно было входить в роль одесситки, да еще и хозяйки борделя в фильме "Огни притона"?

О.Ф.: Мне было несложно, эта роль была подарком. Я попросила у режиссера Саши Гордона возможность приехать в Одессу за неделю до начала съемок фильма и все это время общалась с настоящими коренными одесситами, которые разговаривают так, как уже не разговаривают в Одессе - у них другая мелодика языка, смысловые и интонационные акценты. Через неделю я полностью была готова к тому, чтобы разогнать свой полудетский одесский речевой аппарат и прожить жизни мамы Любы.


B: В детстве вы слышали вокруг себя именно ту настоящую одесскую речь?

О.Ф.: В моем детстве этой речи было больше, чем сейчас - люди говорили не "шо", а "что", не "гэкали", а произносили твердое г, и таким образом сразу же делились на центровых, одесскую интеллигенцию и на людей с Пересыпи или Молдаванки. Это такие нюансы, которые знаю я, Саша Гордон, его папа Гарри Борисович, который написал повесть, ставшую сценарием к фильму. Сейчас очень мало людей, которые так разговаривают в Одессе, что я оборачиваюсь. Но чувство юмора осталось неизменным, даже несмотря на то, что люди выживают. Такой вот город контрастов.

B: Как вам работается со своим мужем Филиппом Янковским?

О.Ф.: Работать с Филиппом нелегко, нужно же удивлять, а это достаточно сложно. Мы знаем друг друга очень хорошо, и мне важно соответствовать его ожиданиям. Филипп не приглашал меня в свои фильмы; во все три картины: "В движении", "Каменная башка" и "Статский советник" я была предложена продюсером, и в результате прошла пробы и была утверждена наравне со всеми. В случае со "Статским советником" доходили слухи, что мне, возможно, предложат роль Жюли, которую блестяще сыграла Маша Миронова, но мне это было неинтересно - я не хочу играть кокотку. В то же время я знала, какая должна быть Игла, и получила эту роль, несмотря на то, что Филипп видел совершенно другую, очень известную актрису, у которой оказались какие-то несовпадения в паре с Костей Хабенским.


B: У вас не было идеи снять семейное кино с детьми Лизой и Иваном?

О.Ф.: Семейное кино - нет. Хотя дети пошли по родительским стопам: Ваня закончил ГИТИС, мастерскую Женовача, и уже репетирует Булгакова на сцене, а Лиза учится на втором курсе МХАТа.

Она соглашается на роли, только если не знает, как их играть; считает, что лишена амбиций, и радуется, когда ее не узнают на улицах. Одна из самых ярких российских кинозвезд живет, руководствуясь собственной жизненной философией.

Извините, чуть-чуть опоздала...» Оксана Фандера усаживается за столик, выкладывая на него предметы первой необходимости: ключи от машины, телефон, пачку сигарет. «Я только что со съемок, дадите мне пару минут, ладно?» Она прячет лицо в ладонях, безжалостно ероша волосы пальцами. И становится вдруг почти миниатюрной: мне всегда казалось, что она как-то больше и, уж во всяком случае – выше ростом. Пока я с присущей мужчинам сообразительностью дохожу до мысли, что в жизни раньше видел Фандеру только на каблуках, а кино и телеэкран всегда работают как увеличительные стекла, она выпрямляется и отнимает руки от лица. Тонкого, безупречно очерченного, почти сухого и почти слишком правильного – если бы не живые и смешливые карие глаза. Потом уютно устраивается на ресторанном диванчике с ногами (подтверждая мою гениальную догадку насчет каблуков, то есть их отсутствия!) и улыбается: «Ну вот, я готова».

Psychologies: Вас очень редко можно встретить на многолюдных светских мероприятиях. Оксана, вы вообще любите людей?

Оксана Фандера: Хм... Да, люблю. Они могут иногда мешать или раздражать, но ведь за каждым из них стоит... любовь. Каждого человека кто-то любит, понимаете? Мужчина, женщина, дети, родители. Надо только уметь разглядеть эту любовь за каждым человеком.

Фильм, в котором вы сейчас снимаетесь, не о любви случайно?

О. Ф.: О нет! (Смеется.) Я снимаюсь в фильме про шпионов. Это первый у меня такой опыт. 12 серий, но есть надежда, что получится качественное кино. Не сериал, а именно многосерийный телевизионный художественный фильм. Мне нравится режиссер Дмитрий Черкасов, я с ним уже работала в фильме «Долина роз». Он хорошо реагирует на мои предложения.

Для вас это важно? Говорят, многие режиссеры этого не любят.

О. Ф.: Не знаю, мне кажется, что на месте режиссеров я бы этому радовалась. Ведь творчество лучше исполнительства. Этим мне и нравится моя профессия. Мне нравится оживлять бумажные истории, делать из плоского 3D. Как в детстве – когда читаешь книжку и оживляешь в воображении ее персонажей.

Но, согласитесь, при этом экранизации редко бывают удачными.

О. Ф.: Соглашусь. Каждый представляет героев по-своему. Но я же не про экранизации говорю, я про кино вообще. Есть придуманный персонаж в сценарии. И моя задача – сделать его живым. А экранизации я, кстати, все равно люблю – как раз потому, что знаю, как это трудно. Мне всегда интересно, как режиссер и актеры справятся, что они придумают. И иногда ведь получается! Мне, например, очень нравится английский сериал «Шерлок Холмс» с Бенедиктом Камбербэтчем. Я считаю, это просто выдающаяся экранизация. Конечно, лучше Ливанова Шерлока Холмса быть не может, но этот свежий взгляд, это умение так безупречно внедрить истории столетней и даже больше давности в наше время – это потрясающая работа. И прекрасные актеры, конечно.

А из экранизаций с вашим участием какая вам нравится? Наверное, «Огни притона»?

О. Ф.: Да, у меня особые отношения с этим фильмом, я очень его люблю. И не только сам фильм, а все, что с ним связано. Хотя интересно: когда режиссеру Александру Гордону впервые предложили попробовать меня на роль, он, уже два года пытавшийся найти актрису, замахал руками: «Нет-нет, она же очень гламурная!» Но вообще, если честно, я до сих пор не видела фильм целиком, до конца. И не только его – так происходит почти со всеми моими фильмами.

«ТВОРЧЕСТВО ВСЕГДА ЛУЧШЕ, ЧЕМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО, ЭТИМ МНЕ И НРАВИТСЯ МОЯ ПРОФЕССИЯ»

Почему?

О. Ф.: Может быть, боюсь. Актер ведь никогда не знает, что получится в результате. Он знает сюжет, знает историю, он может в ходе съемок поймать какую-то свою ноту. Но совершенно не факт, что она сохранится в монтаже, что на этой ноте будет играть режиссер. Но на самом деле даже не это главное. Просто я – человек процесса, а не результата, мне важно то, что происходит сейчас. Остальное уже неинтересно.

Вы хорошо себя знаете?

О. Ф.: Пожалуй... Но мне было бы любопытно узнать о себе что-то со стороны: от кого-то, кто внимательно бы за мной наблюдал, слушал, что я говорю, следил за жестами – а потом рассказал, какая я есть и почему.

А вы никогда не думали с этой целью обратиться, например, к психоанализу?

О. Ф.: Обязательно бы обратилась, вот только не считаю это свое отношение к жизни проблемой. Наоборот, мне нравится. Постойте, кажется, я нашла ключевое слово! Как все-таки здорово давать интервью психологическому журналу: узнаешь что-то новое о себе самой! (Смеется.) Так вот, ключевое слово – «амбиции». Кажется, у меня их вообще нет, я не понимаю, что это такое. А было бы интересно узнать: как с ними живут люди? Что они чувствуют? Наверное, я смогла бы в этом разобраться, если бы мне предложили роль карьеристки. Вот тогда, погрузившись в эту роль с головой, я бы все узнала. Но пока мне такой роли не предложили. И я не понимаю, к чему, по большому-то счету, надо стремиться. Много денег, много славы? И что? Ну вот мы с вами сидим в хорошем ресторане. И можем, если захотим, заказать все блюда, какие есть в меню. И наверное, если постараемся, сможем съесть хотя бы часть, хотя бы самые вкусные. А остальные – попробуем. Но потом-то мы все равно встанем и уйдем! Вы понимаете, о чем я?

Кажется, да. Будь вы амбициозны, снимались бы во много раз больше, не сходили бы с телеэкрана и страниц светских хроник…

О. Ф.: Насчет светских хроник: дело не в амбициях. Мне просто скучно на всех этих мероприятиях. Мы с Филиппом (Янковским, мужем актрисы. – Прим. ред.) и на премьеры не ходим именно поэтому. Ну, если только очень близкие друзья и очень просят поддержать. Но обычно если мы ждем какого-то фильма, то идем на следующий после премьеры день.

То есть у вас нет внутренней потребности показаться в новом платье или принять перед объективами удачную позу...

О. Ф.: Нет! Только поймите правильно: я признаю за другими право чувствовать и вести себя иначе. Моя ирония – именно по отношению ко мне самой, к тому, как я все это воспринимаю. А насчет съемок вы правы. Я уже говорила об этом в разных интервью, хотя и не думала про амбиции. Есть несколько пунктов, по которым я проверяю себя. Если я пугаюсь, если не знаю, как сыграть роль, если героиня очень далека от меня настоящей – то у такого проекта очень много шансов услышать мое «да». И чаще это как раз оказываются авторские, не очень коммерческие проекты. Мне так интереснее.

Вы – красивая, успешная женщина, у вас прекрасная семья, вы живете в достатке. Возможно, у многих появится соблазн предположить, что вы просто можете себе это позволить – делать лишь то, что хочется, играть лишь те роли, которые интересны…

О. Ф.: А знаете что я отвечу? Что я живу так, как вы описали, именно потому, что воспринимаю жизнь так, как описала я. Если человек вынужден вечно бороться и пробиваться, то он, возможно, занят не своим делом? Или страдает от тех самых слишком больших амбиций? Я верю, что каждый из нас наделен своим талантом – это мое просто железобетонное убеждение. И талант нужно реализовать. Открыть в себе возможность творить, чем бы мы ни занимались: творчество в любом деле возможно. Иначе и денег не будет, и счастливыми мы не станем. Так я это вижу, в это я верю. Ведь если нет денег – то их же нет по какой-то причине? И возможно, это просто испытание, знак того, что пора перестать метаться и биться в закрытую дверь, а вместо этого присесть перед открытым окном и подумать: чего я на самом-то деле хочу? И еще одно: если человек сердится, если ему кажется, что он один такой несчастный, а все вокруг счастливые, то лучше не станет. Так он только притягивает негатив.

А были в вашей жизни какие-то ситуации, когда все же приходилось бороться, стиснув зубы, что-то преодолевать?

«ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ВСЕ ВРЕМЯ ВЫНУЖДЕН БОРОТЬСЯ, ВОЗМОЖНО, ОН ПРОСТО ЗАНЯТ НЕ СВОИМ ДЕЛОМ?»

О. Ф.: Странное дело, не помню. Может быть, память у меня такая услужливая, что стирает эти моменты, как ластиком… Но мне кажется, что нет. Наверное, я просто не из тех, кто сдвигает валуны с пути, а из тех, кто их обтекает, как поток. Я не поступила на актерский в свое время. И сказала себе: значит, и не надо. Будет нужно – придет. И профессия действительно пришла сама. Сначала – съемками, а потом и предложением от режиссера Анатолия Васильева, который позвал меня на свой курс в ГИТИС. И удачно выйти замуж я никогда не мечтала. Полюбила Филиппа – и вышла. Как-то так получается, что моя доморощенная философия работает.

К этой философии вы пришли самостоятельно или в ней есть и вклад ваших родителей?

О. Ф.: Знаете, отца я в последний раз видела, когда мне было 14 лет, а до этого, кажется, в три года. Так что его вклад – скорее гены. А мама… Мама мне доверяла. Может быть, потому что я так вела себя, что она чувствовала: мне можно доверять. Но она никогда не контролировала меня. Довела до определенного возраста, убедилась, что я умею пользоваться вилкой и ножом, знаю, как себя нужно вести, прочла какое-то количество книг – и… Безусловно, она понимала, что есть и какие-то черты характера, которые могут мне в жизни мешать, но она была очень деликатна. Она предоставила мне свободу, и я решала сама. Сама устроилась на работу секретарем в Дом моды Зайцева в 16 лет, соврав, что мне уже 17, сама надумала участвовать в конкурсе красоты. Сама поступала на актерский – и не поступила. Свой путь, все нормально.

Ваши дети получили ту же степень свободы? Стать актерами – их решение?

О. Ф.: Да, Иван несколько лет назад поступил в РАТИ, а Лиза в этом году – в Школу-студию МХАТ. Конечно, это их решение. Просто понятно, что в актерской семье больше шансов на то, что и ребенок станет актером – хотя бы попробует стать. Разве в семье врачей или журналистов иначе? Дети растут в этой атмосфере. И если считают, что им это годится, значит, должны попробовать. Единственное, что я говорила сначала Ване, а потом и Лизе: я не мешаю. Но и не помогаю. Лиза прошла по конкурсу во все театральные вузы, куда подала документы. Выбрала МХАТ. Ну что же, теперь я посмотрю, как у нее все получится.

Когда ваш сын поступал, вы были готовы, что в случае неудачи он пойдет в армию, – вы говорили об этом в одном из интервью?

О. Ф.: Да, говорила и могу подтвердить. Это ведь тоже свой путь. Хотел поступить и знал, что будет, если не поступит. Зачем же вмешиваться? Если совсем начистоту, наверное, мне было бы трудно. И если бы так все и вышло, но в этот момент шла война где-нибудь в Афганистане или Чечне, я бы обзвонила всех друзей-знакомых и сделала все, чтобы его не отправили именно туда. Но просто пойти служить – нет, этому я бы не препятствовала. Возможно, это детство во мне до сих пор играет, но мне кажется: если ты чувствуешь себя открытым и уверенным, вряд ли что-то очень плохое может с тобой произойти. Можете считать это моей дурацкой наивностью, но мне кажется, то, чего мы боимся, с нами и происходит. Страх – такой же магнит, как и ненависть, как и зависть.

Не все же чего-то вы сами боитесь?

О. Ф.: Я боюсь летать на самолетах. И вы не представляете, как я от этого страдаю. Но интересно: когда летят мои дети, я абсолютно спокойна. Эта моя программа страха распространяется только на меня. Я давно поняла: если чего-то боишься, самое худшее – переносить свой страх на другого человека. И еще: при всем моем страхе, если что-то, не дай бог, случается у кого-то из друзей, если кому-то срочно нужно помочь – я сажусь и лечу не задумываясь.

«НАДО РАЗВИВАТЬСЯ, НЕ СТОЯТЬ НА МЕСТЕ! ПО-МОЕМУ, ЭТО ГЛАВНОЕ»

А за что детям от вас достается?

О. Ф.: Достается, если чувствую, что они впустую и с удовольствием тратят время. Вот тогда… Я не вижу себя со стороны, но, видимо, у меня появляется очень характерный взгляд. Потому что сразу следует реакция: «Так, спокойно, что мне сделать? Книжку пойти почитать, да?» Да, почитать, послушать, подумать – что угодно, только не «тупить»! Нельзя останавливаться в развитии. Не надо бояться оступиться, свернуть не туда. Стоять на месте – вот самое страшное. Ну, и раньше иногда доставалось по денежным поводам, я с этим очень воевала. Сейчас уже победила, надеюсь, но сражения были. Помню, Ваня с папой однажды вернулись домой. В очень дорогом магазине они купили Ване кучу одежды. А Ване было лет, наверное, двенадцать. Я посмотрела на вещи, посмотрела на ценники. И спросила: «Чек сохранился?» – «Да». – «Вот и хорошо, а теперь езжайте и отвезите все обратно». Это же важно, очень важно понимать, тем более подростку: ты выделяешься и заслуживаешь уважения не одеждой.

И как к этому отнесся ваш муж?

О. Ф.: Филипп? Он усмехнулся и сказал Ване: «О! А я что тебе говорил? Поехали».

«Одесса - это место, которое привязывает к себе таких людей, как я. Если вы родились в воде, вас подсознательно тянет в воду, просто вам там хорошо. Мне хорошо в Одессе, - говорит Оксана Фандера о своей »малой родине« и новой роли в фильме Александра Гордона «Огни притона» .

Одесса в сознании любого советского человека всегда была »особым местом«, немного нереальным и совершенно не советским. Этот город, как и люди, родившиеся здесь, не приемлет суеты и существует по своим законам, понять которые можно лишь отказавшись от привычной логики и отдавшись на волю случая. »Одесса не терпит того, что вы будете ей предлагать - она все должна дать сама. А ваша воля дальше - принимать или ждать следующего предложения, - с блеском в глазах рассказывает о своей родине Оксана. - Это прикольный город, он похож на человека, на такую немножко гневливую, горделивую женщину, абсолютно вне логики существующую«. С этим не поспоришь. Тем интереснее смотреть кино про Одессу, снятое по сценарию одессита Гарри Гордона его сыном Александром Гордоном с одесситкой Оксаной Фандерой в роли хозяйки маленького приморского борделя. Слишком много Одессы? Так и есть, город в этой истории о душевных поисках и терзаниях - не просто фон, а полноправный герой-соучастник, невыдуманный и одновременно фантастический мир, образ которого у большинства из нас сформирован по бабушкиным воспоминаниям, веселым анекдотам и шумным черно-белым советским фильмам. »Саша, когда задумал эту историю, когда снимал ее, все время говорил о некой советскости, - говорит Оксана. - Он ни на секунду, ни в монтаже, ни в титрах, нигде не вышел за рамки представления о том, что такое советское кино«. Впрочем, дело здесь не только в умелой стилизации, восприятие картины диктует все та же одесская фактура - яркая, кричащая и предельно достоверная. Представитель совсем другого поколения, Гордон умудрился создать абсолютно реалистичный мир - его Одесса не есть продукт современного о ней представления, она действительно воссоздана такой, какой ее помнят люди старшего поколения.

Но при всем внимании к деталям, при всем стремлении к исторической правде, в одном аспекте создатели картины все же отошли от реалий тех лет. В сценарии Гарри Гордона главная героиня была женщиной »в теле«, какой, собственно, и положено было быть одесситке ее рода занятий и возраста в 50-х годах прошлого века. Актрису на роль мамы Любы режиссер искал долго и мучительно, Фандеру всерьез не рассматривал, считая »слишком гламурной«, но повстречавшись с ней по совету киноведа Любови Аркус, решение принял практически сразу. Гордон-старший был против, он видел своего персонажа совершенно иным и всячески отговаривал сына от ошибочного решения. »Мне очень хотелось угодить Гарри Борисовичу, который смотрел на меня с жалостью, как на меня смотрел мой дедушка покойный, когда я была очень худой в детстве, - смеется Оксана. - Мне очень хотелось ему как-то понравиться. Не потому, что он писал эту историю, а я выгляжу не так, как ему хочется, просто мне хотелось, чтобы у этих двух прекрасных мужчин не было камня преткновения в моем лице.« Ситуация разрядилась на примерке костюмов, куда Гордон-младший привел отца. Оксана, пытаясь добиться »соответствия«, изводила ничего не понимающего художника по костюмам просьбами »добавить толщинки« и »увеличить тухес« (т.е. зад). В какой-то момент Гордон-старший не выдержал и расхохотался: »Я, Саша, кажется, понял, почему ты ее взял«. В результате работа переросла в большую дружбу. »Всегда приятно произнести фразу «Меня полюбили», - говорит Оксана. - В данном случае это был потрясающий акт приятия меня такой, какая я есть.«

Несмотря на одесское происхождение, к внешним атрибутам роли (в частности - говору) актриса готовилась не менее тщательно, чем к ее психологическим аспектам. Приехала на родину до начала съемок, говорила с людьми, искала акцент, манеру речи, эмоции. Общалась в основном с пожилыми людьми, пытаясь найти интонации, присущие изображаемому в фильме времени. Писала собеседников на диктофон, анализировала услышанное. »Я потребовала познакомить меня с проституткой, она мне весь сценарий зачитывала - от начала до конца. Вот к кому я не приблизилась, она говорит просто гениально. Это как сердечный ритм, все слова наполняются невероятным смыслом. У меня, конечно же, не было задачи скопировать ее, мне нужно было просто напитаться тем временем, которое она в себе несет. Потому что она в 1957-м как раз очень хорошо себя чувствовала«…

Помимо Фандеры, в картине занято немало прекрасных актеров, в том числе представителей »старой« школы - речь идет, конечно же, об Аде Роговцевой и Богдане Ступке . »Работалось с ними интересно и по-разному, совсем по-разному, - рассказывает Оксана. - Ада Николаевна с самого начала со мной общалась достаточно строго, и мне казалось, что это ее личное, персональное отношение ко мне. Потом мы «познакомились» с ней еще раз, когда уже вышел фильм, и выяснилось, что она невероятно теплый человек, который ко мне относится с симпатией, было несколько эпизодов, когда она доказывала мне свою любовь. Это было приятно и неожиданно, потому что мне казалось, что она такая строгая, сухая женщина, а она, видимо, таким образом «давала зазор» между нами, чтобы точнее чувствовать своего персонажа…« Быть может, Роговцева изначально таким образом выстраивала отношения, следуя своей роли? »Наверное. Просто я человек эмоциональный, я никогда не смешиваю работу и жизнь, и, конечно, сразу считываю это как персональное отношение ко мне, как поведение, не имеющее отношения к работе… С Богданом Сильвестровичем совершенно другая история. Этот яркий, эмоциональный, темпераментный мужчина через полчаса заговорил всю съемочную площадку, кокетничал, ухаживал, обаял всех женщин. Он многое привнес в эту роль, делал то, что не было заложено в самой истории, но делал это прекрасно и очаровательно.«

Такие же теплые слова Оксана находит и для Алексея Левинского - великолепного театрального актера и режиссера, ни разу до »Огней притона« не снимавшегося в кино. »Он и впрямь сделал исключение для Гордона… Я думала, честно говоря, что это кокетство какое-то, преувеличение, но он действительно не снимался в кино раньше, вообще никогда. Он читал сценарии и отказывался, потом перестал читать сценарии, сразу отказывался. Саша его убедил. Это было интересно.« Между героем Левинского и Гордоном, кстати, несложно заметить сходство, во всяком случае, внешнее. Был ли этот герой экранным воплощением личности режиссера, насколько он близок Гордону? »Так же как и женский, - без сомнений отвечает Оксана. - Я думаю, в этом есть некая дуальность, это один и тот же человек, у которого есть и такое восприятие, и другое восприятие. То есть это действительно одно и то же существо. Я так думаю, быть может, Саша сказал бы совершенно по-другому.«

Удивительно, в результате общения с Оксаной рисуется совершенно иной образ Александра Гордона, диаметрально противоположный сложившемуся имиджу резкого, острого на язык и не очень-то дружелюбного телеведущего. »Для меня этот фильм тем более ценен из-за того, что я очень полюбила Сашу. Он впервые позволил себе расстегнуть ту «молнию», на которую застегнут, которая прямо вросла ему в кожу. Все плюсы, все минусы, наивность, романтизм, сентиментальность картины - это все Саша. Весь этот фильм - это он. Это не его представление о прекрасном, это он сам. И это удивительно, потому что его телевизионный образ никак не сочетается с этой картиной.« Оксана, как выясняется, до съемок с Гордоном знакома не была, но это не помешало ей »рассмотреть« человека, о котором она теперь отзывается с такой искренностью и теплотой. »Я принадлежу к другому типу людей, я невнушаема кем-то и чем-то, критерием оценки для меня является лишь собственное любопытство, - вспоминает знакомство с Гордоном актриса. - Саша с самого начала был удивительно мягким, он меня веселил, я хохотала через 15 минут после встречи. Я внутренне сказала ему «да» после того, как он меня спросил, видела ли я его первый фильм… Обычно режиссеры спрашивают, для них важен ответ. Я осторожно сказала «нет», я действительно его не видела… Он ответил: «Вот что я вам советую… Его хорошо смотреть в кровати. Умываетесь, чистите зубы, ложитесь спать и включаете фильм. Под него очень хорошо засыпать». Моя благодарность не знала пределов. Я поняла, что я с ним буду работать, абсолютно точно, в этой истории, в следующей, не важно. После фильма я сказала, что если у него будет когда-нибудь какое-то ко мне предложение, я соглашусь не читая сценария.«

В конце беседы я не смог удержаться от вопроса о »Кинотавре« - к всеобщему удивлению, сочинское жюри не вручило Оксане приз за лучшую женскую роль, ограничившись дипломом с формулировкой »За сочетание красоты и таланта«. К чести актрисы нужно отметить - Оксану эта »проблема« мало трогает. »Меня вообще не очень волнуют вещи, которые обычно волнуют других людей, правда. Как это объяснить, я не знаю, и как аргументировать, тоже не понимаю. Это тоже связано с любовью… Если поставить меня перед выбором: в полной тишине, с вежливыми аплодисментами получить значительный кинематографический приз или не получить ничего, но почувствовать, своими глазами увидеть, что тебя приняли, любят - это важнее…. Хотя, если честно, мне и это все равно. Мне действительно абсолютно все равно…« А что же »не все равно«, пытаюсь докопаться до сути. »Я люблю только те моменты, когда я перестаю себя узнавать. Подтверждением этого являются хорошие слова людей, которых я уважаю. Это может длиться буквально три секунды, мне достаточно. Я заточена на процесс, Анатолий Александрович Васильев, абсолютный мастер и гений, нас так воспитывал, что мы не готовы и не умеем получать похвалу. У меня нет отсека в голове, который это контролирует, нет файла, который отвечает за мою собственную реакцию в ответ на вашу. Это умение давать, но неумение принимать. Для меня более естественно, когда где-то в кулуарах меня хлопают по плечу, или обнимают, или говорят «спасибо тебе большое» за ту или другую работу. Мне не нужно сверкать для большого количества людей, я не умею этого делать, у меня нет возможности выразить это…"

Извините, чуть-чуть опоздала...» Оксана Фандера усаживается за столик, выкладывая на него предметы первой необходимости: ключи от машины, телефон, пачку сигарет. «Я только что со съемок, дадите мне пару минут, ладно?» Она прячет лицо в ладонях, безжалостно ероша волосы пальцами. И становится вдруг почти миниатюрной: мне всегда казалось, что она как-то больше и, уж во всяком случае - выше ростом. Пока я с присущей мужчинам сообразительностью дохожу до мысли, что в жизни раньше видел Фандеру только на каблуках, а кино и телеэкран всегда работают как увеличительные стекла, она выпрямляется и отнимает руки от лица. Тонкого, безупречно очерченного, почти сухого и почти слишком правильного - если бы не живые и смешливые карие глаза. Потом уютно устраивается на ресторанном диванчике с ногами (подтверждая мою гениальную догадку насчет каблуков, то есть их отсутствия!) и улыбается: «Ну вот, я готова».

Psychologies: Вас очень редко можно встретить на многолюдных светских мероприятиях. Оксана, вы вообще любите людей?

Хм... Да, люблю. Они могут иногда мешать или раздражать, но ведь за каждым из них стоит... любовь. Каждого человека кто-то любит, понимаете? Мужчина, женщина, дети, родители. Надо только уметь разглядеть эту любовь за каждым человеком.

Фильм, в котором вы сейчас снимаетесь, не о любви случайно?

О. Ф.:

О нет! (Смеется.) Я снимаюсь в фильме про шпионов. Это первый у меня такой опыт. 12 серий, но есть надежда, что получится качественное кино. Не сериал, а именно многосерийный телевизионный художественный фильм. Мне нравится режиссер Дмитрий Черкасов, я с ним уже работала в фильме «Долина роз». Он хорошо реагирует на мои предложения.

Для вас это важно? Говорят, многие режиссеры этого не любят.

О. Ф.:

Не знаю, мне кажется, что на месте режиссеров я бы этому радовалась. Ведь творчество лучше исполнительства. Этим мне и нравится моя профессия. Мне нравится оживлять бумажные истории, делать из плоского 3D. Как в детстве - когда читаешь книжку и оживляешь в воображении ее персонажей.

Но, согласитесь, при этом экранизации редко бывают удачными.

О. Ф.:

Соглашусь. Каждый представляет героев по-своему. Но я же не про экранизации говорю, я про кино вообще. Есть придуманный персонаж в сценарии. И моя задача - сделать его живым. А экранизации я, кстати, все равно люблю - как раз потому, что знаю, как это трудно. Мне всегда интересно, как режиссер и актеры справятся, что они придумают. И иногда ведь получается! Мне, например, очень нравится английский сериал «Шерлок Холмс» с Бенедиктом Камбербэтчем. Я считаю, это просто выдающаяся экранизация. Конечно, лучше Ливанова Шерлока Холмса быть не может, но этот свежий взгляд, это умение так безупречно внедрить истории столетней и даже больше давности в наше время - это потрясающая работа. И прекрасные актеры, конечно.

А из экранизаций с вашим участием какая вам нравится? Наверное, «Огни притона»?

О. Ф.:

Да, у меня особые отношения с этим фильмом, я очень его люблю. И не только сам фильм, а все, что с ним связано. Хотя интересно: когда режиссеру Александру Гордону впервые предложили попробовать меня на роль, он, уже два года пытавшийся найти актрису, замахал руками: «Нет-нет, она же очень гламурная!» Но вообще, если честно, я до сих пор не видела фильм целиком, до конца. И не только его - так происходит почти со всеми моими фильмами.

«ТВОРЧЕСТВО ВСЕГДА ЛУЧШЕ, ЧЕМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО, ЭТИМ МНЕ И НРАВИТСЯ МОЯ ПРОФЕССИЯ»

О. Ф.:

Может быть, боюсь. Актер ведь никогда не знает, что получится в результате. Он знает сюжет, знает историю, он может в ходе съемок поймать какую-то свою ноту. Но совершенно не факт, что она сохранится в монтаже, что на этой ноте будет играть режиссер. Но на самом деле даже не это главное. Просто я - человек процесса, а не результата, мне важно то, что происходит сейчас. Остальное уже неинтересно.

Вы хорошо себя знаете?

О. Ф.:

Пожалуй... Но мне было бы любопытно узнать о себе что-то со стороны: от кого-то, кто внимательно бы за мной наблюдал, слушал, что я говорю, следил за жестами - а потом рассказал, какая я есть и почему.

А вы никогда не думали с этой целью обратиться, например, к психоанализу?

О. Ф.:

Обязательно бы обратилась, вот только не считаю это свое отношение к жизни проблемой. Наоборот, мне нравится. Постойте, кажется, я нашла ключевое слово! Как все-таки здорово давать интервью психологическому журналу: узнаешь что-то новое о себе самой! (Смеется.) Так вот, ключевое слово - «амбиции». Кажется, у меня их вообще нет, я не понимаю, что это такое. А было бы интересно узнать: как с ними живут люди? Что они чувствуют? Наверное, я смогла бы в этом разобраться, если бы мне предложили роль карьеристки. Вот тогда, погрузившись в эту роль с головой, я бы все узнала. Но пока мне такой роли не предложили. И я не понимаю, к чему, по большому-то счету, надо стремиться. Много денег, много славы? И что? Ну вот мы с вами сидим в хорошем ресторане. И можем, если захотим, заказать все блюда, какие есть в меню. И наверное, если постараемся, сможем съесть хотя бы часть, хотя бы самые вкусные. А остальные - попробуем. Но потом-то мы все равно встанем и уйдем! Вы понимаете, о чем я?

Даты

  • 1964 Родилась в Одессе.
  • 1979 Снялась в эпизодической роли в телефильме «Приключения Электроника».
  • 1984 Окончив школу, поступала в ГИТИС, но не прошла по конкурсу.
  • 1987 Приняла участие в первом в стране конкурсе красоты «Московская красавица».
  • 1988 Снялась в фильме «Утреннее шоссе». В этом же году вышла замуж за Филиппа Янковского и получила от Анатолия Васильева приглашение на его курс в ГИТИС.
  • 2011 За роль в фильме «Огни притона» получила специальный диплом жюри фестиваля «Кинотавр», номинировалась на премии «Золотой орел» и «Ника».

Кажется, да. Будь вы амбициозны, снимались бы во много раз больше, не сходили бы с телеэкрана и страниц светских хроник…

О. Ф.:

Насчет светских хроник: дело не в амбициях. Мне просто скучно на всех этих мероприятиях. Мы с Филиппом (Янковским, мужем актрисы. - Прим. ред.) и на премьеры не ходим именно поэтому. Ну, если только очень близкие друзья и очень просят поддержать. Но обычно если мы ждем какого-то фильма, то идем на следующий после премьеры день.

То есть у вас нет внутренней потребности показаться в новом платье или принять перед объективами удачную позу...

О. Ф.:

Нет! Только поймите правильно: я признаю за другими право чувствовать и вести себя иначе. Моя ирония - именно по отношению ко мне самой, к тому, как я все это воспринимаю. А насчет съемок вы правы. Я уже говорила об этом в разных интервью, хотя и не думала про амбиции. Есть несколько пунктов, по которым я проверяю себя. Если я пугаюсь, если не знаю, как сыграть роль, если героиня очень далека от меня настоящей - то у такого проекта очень много шансов услышать мое «да». И чаще это как раз оказываются авторские, не очень коммерческие проекты. Мне так интереснее.

Вы - красивая, успешная женщина, у вас прекрасная семья, вы живете в достатке. Возможно, у многих появится соблазн предположить, что вы просто можете себе это позволить - делать лишь то, что хочется, играть лишь те роли, которые интересны…

О. Ф.:

А знаете что я отвечу? Что я живу так, как вы описали, именно потому, что воспринимаю жизнь так, как описала я. Если человек вынужден вечно бороться и пробиваться, то он, возможно, занят не своим делом? Или страдает от тех самых слишком больших амбиций? Я верю, что каждый из нас наделен своим талантом - это мое просто железобетонное убеждение. И талант нужно реализовать. Открыть в себе возможность творить, чем бы мы ни занимались: творчество в любом деле возможно. Иначе и денег не будет, и счастливыми мы не станем. Так я это вижу, в это я верю. Ведь если нет денег - то их же нет по какой-то причине? И возможно, это просто испытание, знак того, что пора перестать метаться и биться в закрытую дверь, а вместо этого присесть перед открытым окном и подумать: чего я на самом-то деле хочу? И еще одно: если человек сердится, если ему кажется, что он один такой несчастный, а все вокруг счастливые, то лучше не станет. Так он только притягивает негатив.

А были в вашей жизни какие-то ситуации, когда все же приходилось бороться, стиснув зубы, что-то преодолевать?

«ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ВСЕ ВРЕМЯ ВЫНУЖДЕН БОРОТЬСЯ, ВОЗМОЖНО, ОН ПРОСТО ЗАНЯТ НЕ СВОИМ ДЕЛОМ?»

О. Ф.:

Странное дело, не помню. Может быть, память у меня такая услужливая, что стирает эти моменты, как ластиком… Но мне кажется, что нет. Наверное, я просто не из тех, кто сдвигает валуны с пути, а из тех, кто их обтекает, как поток. Я не поступила на актерский в свое время. И сказала себе: значит, и не надо. Будет нужно - придет. И профессия действительно пришла сама. Сначала - съемками, а потом и предложением от режиссера Анатолия Васильева, который позвал меня на свой курс в ГИТИС. И удачно выйти замуж я никогда не мечтала. Полюбила Филиппа - и вышла. Как-то так получается, что моя доморощенная философия работает.

К этой философии вы пришли самостоятельно или в ней есть и вклад ваших родителей?

О. Ф.:

Знаете, отца я в последний раз видела, когда мне было 14 лет, а до этого, кажется, в три года. Так что его вклад - скорее гены. А мама… Мама мне доверяла. Может быть, потому что я так вела себя, что она чувствовала: мне можно доверять. Но она никогда не контролировала меня. Довела до определенного возраста, убедилась, что я умею пользоваться вилкой и ножом, знаю, как себя нужно вести, прочла какое-то количество книг - и… Безусловно, она понимала, что есть и какие-то черты характера, которые могут мне в жизни мешать, но она была очень деликатна. Она предоставила мне свободу, и я решала сама. Сама устроилась на работу секретарем в Дом моды Зайцева в 16 лет, соврав, что мне уже 17, сама надумала участвовать в конкурсе красоты. Сама поступала на актерский - и не поступила. Свой путь, все нормально.

Ваши дети получили ту же степень свободы? Стать актерами - их решение?

О. Ф.:

Да, Иван несколько лет назад поступил в РАТИ, а Лиза в этом году - в Школу-студию МХАТ. Конечно, это их решение. Просто понятно, что в актерской семье больше шансов на то, что и ребенок станет актером - хотя бы попробует стать. Разве в семье врачей или журналистов иначе? Дети растут в этой атмосфере. И если считают, что им это годится, значит, должны попробовать. Единственное, что я говорила сначала Ване, а потом и Лизе: я не мешаю. Но и не помогаю. Лиза прошла по конкурсу во все театральные вузы, куда подала документы. Выбрала МХАТ. Ну что же, теперь я посмотрю, как у нее все получится.

Когда ваш сын поступал, вы были готовы, что в случае неудачи он пойдет в армию, - вы говорили об этом в одном из интервью?

О. Ф.:

Да, говорила и могу подтвердить. Это ведь тоже свой путь. Хотел поступить и знал, что будет, если не поступит. Зачем же вмешиваться? Если совсем начистоту, наверное, мне было бы трудно. И если бы так все и вышло, но в этот момент шла война где-нибудь в Афганистане или Чечне, я бы обзвонила всех друзей-знакомых и сделала все, чтобы его не отправили именно туда. Но просто пойти служить - нет, этому я бы не препятствовала. Возможно, это детство во мне до сих пор играет, но мне кажется: если ты чувствуешь себя открытым и уверенным, вряд ли что-то очень плохое может с тобой произойти. Можете считать это моей дурацкой наивностью, но мне кажется, то, чего мы боимся, с нами и происходит. Страх - такой же магнит, как и ненависть, как и зависть.

Не все же чего-то вы сами боитесь?

О. Ф.:

Я боюсь летать на самолетах. И вы не представляете, как я от этого страдаю. Но интересно: когда летят мои дети, я абсолютно спокойна. Эта моя программа страха распространяется только на меня. Я давно поняла: если чего-то боишься, самое худшее - переносить свой страх на другого человека. И еще: при всем моем страхе, если что-то, не дай бог, случается у кого-то из друзей, если кому-то срочно нужно помочь - я сажусь и лечу не задумываясь.

«НАДО РАЗВИВАТЬСЯ, НЕ СТОЯТЬ НА МЕСТЕ! ПО-МОЕМУ, ЭТО ГЛАВНОЕ»

А за что детям от вас достается?

О. Ф.:

Достается, если чувствую, что они впустую и с удовольствием тратят время. Вот тогда… Я не вижу себя со стороны, но, видимо, у меня появляется очень характерный взгляд. Потому что сразу следует реакция: «Так, спокойно, что мне сделать? Книжку пойти почитать, да?» Да, почитать, послушать, подумать - что угодно, только не «тупить»! Нельзя останавливаться в развитии. Не надо бояться оступиться, свернуть не туда. Стоять на месте - вот самое страшное. Ну, и раньше иногда доставалось по денежным поводам, я с этим очень воевала. Сейчас уже победила, надеюсь, но сражения были. Помню, Ваня с папой однажды вернулись домой. В очень дорогом магазине они купили Ване кучу одежды. А Ване было лет, наверное, двенадцать. Я посмотрела на вещи, посмотрела на ценники. И спросила: «Чек сохранился?» - «Да». - «Вот и хорошо, а теперь езжайте и отвезите все обратно». Это же важно, очень важно понимать, тем более подростку: ты выделяешься и заслуживаешь уважения не одеждой.

И как к этому отнесся ваш муж?

О. Ф.:

Филипп? Он усмехнулся и сказал Ване: «О! А я что тебе говорил? Поехали».

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...