Недоросль комические ситуации. Анализ эпизода из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль
Предложенный в статье материал поможет семиклассникам правильно и всесторонне проанализировать не только эпизод комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» про экзамены Митрофанушки, но и на данной основе выполнить аналогичную работу с другими сценами произведения. Теоретические понятия, введенные в первой части статьи, посвященной второму раздела «Сатира и юмор в литературе», получают здесь практическое применение
Анализ эпизода «Экзамены Митрофанушки»
- Сарказм – язвительная насмешка, высшая степень иронии и сатиры.
- Гротеск – нарушение жизнеподобия; абсурдное и алогичное сочетание художественных деталей и образов.
- Ирония – скрытый смех.
- Гипербола – преувеличение.
- Уподобление – использование сравнения при создании комического. Прием уподобления человека домашним животным для сатирического осмеяния невежества в комедии «Недоросль».
Комизм этой фразы в том, что Митрофан вообще не учится, ищет разные предлоги, чтобы избавиться от уроков и учителей.
Несоответствие – что Простакова говорит о сыне и что есть на самом деле.
Следует хорошо знать значение слов «невежа» и «невежда»
Это паронимы
Невежа – грубый, невоспитанный человек
Невежда – малообразованный, малосведующий человек (по словарю С.И.Ожегова)
Правдин обращается к Митрофану с вопросом: «А далеко ли вы в истории?»
Комизм этой реплики заключается в том, что слово «история» - многозначное, имеет 7 значений.
В каком значении слово «история» употребляет Митрофан?
- Действительность в ее развитии
- Наука о развитии общества
- Ход развития, движения чего-то (история нашей дружбы)
- Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества
- Наука о развитии какой-нибудь области знания
- Рассказ, повествование (разг.)
- Происшествие, преимущественно неприятное, скандал (разг.) – Вот так история!
Кстати, фамилия «Вральман», имя Адам Адамыч, имя Хавронья (искаженное имя «Февронья») – «говорящие», характеризующие человеческие качества и учителя, и рассказчицы, что тоже создает комический эффект. Митрофан – греческое имя, в переводе означает «похожий на мать».
Род занятий Хавроньи – скотница («работник, ухаживающий за домашним скотом»). Слова «скот», «скотский» постоянно звучат в речи Простаковой как бранные, презрительные. Можно представить, какие «истории» рассказывала Хавронья.
Простакова уговаривает любимого сыночка не упрямиться, а себя показать
(«себя показать» - фразеологический оборот, обозначающий проявление своих качеств и способностей в полной мере ).
Просит сына ради выгоды отвечать на все вопросы.
Он может рассказать выдуманный сон о побоях, которыми награждает безответного отца любимая матушка, нагрубить няньке, которая вскормила его. А вот в науках – не преуспел. Но не потому, что не может. Скорее всего, не хочет.
Просьба матери взывает у него негодование: «Пристали, как с ножом к горлу ». Этот фразеологический оборот обозначает добиваться чего-нибудь «настойчиво, неотступно, навязчиво» и имеет маркировку «просторечный».
Просьбу Митрофан воспринимает как оскорбление. Ведь он испытал настоящие муки учения.
«Зачем нужна наука география?»
Стародум замечает, что знание географии поможет сориентироваться поездке.
Простакова: «Да извозчики-то на что? Это их дело . И наука не дворянская».
Выражение стало крылатым.
В довершении высказывания Простаковой звучит «коронная» фраза: «… то вздор, чего не знает Митрофанушка».
Цель эпизода : показать меру невежества породы Скотининых, неграмотных в прямом значении этого слова: не умеют читать и писать.
В заключительном монологе-саморазоблачении Простакова признается в самых сокровенных мыслях. Ее фраза – «Без наук люди живут и жили» - для нас не является неожиданной. Ведь мы, читатели, видели, что обучение Митрофана формально. Учителя ничего не дали недорослю. Да и сами многого не знают и не понимают. Науки в список ценностей Скотининых не входят.
Страшен Митрофан? Смешон? Безобиден? Опасен?
Обратимся к реплике Митрофана: «За людей приниматься?» Читай: с крепостными расправляться?
Достойный потомок Скотининых. Не только будущий, но и настоящий жестокий крепостник.
Пафос комедии – сатирический
В основе комедии лежит художественный прием, который называется антитеза (противопоставление, контраст) – просвещенные добродетельные дворяне (Стародум, Правдин) и невежественные злонравные помещики (Простакова, Скотинин) противопоставлены друг другу.
А.Л.Мурзина, заслуженный учитель Каз. ССР,
учитель-методист НП СОШ «Лицей «Столичный
31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".
10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.
20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.
20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.
20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.
29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>
22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними
15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"
10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.
07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).
16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>
09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!
16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!
16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.
25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.
28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,
К пьесе Д.И. Фонвизина "Недоросль" комизм экзамена, устроенного для Митрофана, заключается в полном отсутствии понимания экзаменуемого в происходящей ситуации. В данном фрагменте смешными моментами являются беседы не обучаемого сыночка и его матери с учителем - Правдиным. На вопросы о знании наук, такие как история и география, неграмотный дворянин отвечает, что любит слушать сказки и истории скотницы Хавроньи, а об "описании земли" слышит вообще впервые.
Госпожа Простакова вовсе называет науку "Еографией", после чего, заявляет: "То вздор, чего не знает Митрофанушка". Также смех вызывает рассказ помещицы о «покойнике батюшке», который «не умел грамоте, а умел достаток нажить и сохранить». Высказанная позиция позволяет нам сделать вывод, госпожа Простакова расценивает возможность получения образования, как способ показать свою финансовую состоятельность, нежели как шанс воспитать из Митрофана умную и подготовленную к самостоятельной жизни личность. Таким образом, в глазах грамотного Правдина, Простаковы выглядят смешно - желая похвалиться «знаниями» Митрофана и одновременно доказывая, что «без наук люди живут и жили», помещики во всей красе демонстрируют свою приземленность и невежество.
Русская классика содержит множество произведений, отражающих проблему столкновения невежества и просвещенности. Одним из ярких примеров является комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума". Конфликт "века нынешнего" в лице Александра Чацкого и "века минувшего" - правителем, которого является Павел Афанасьевич Фамусов, касался проблемы необходимости образования в обществе. Чацкий уверяет "поколение отцов" в том, что знания и добросовестный труд - ключ к двигателю прогресса и успешному жизненному пути, на что праздное "фамусовскогое общество" недовольно кричало: "ученье - вот чума". Подобно госпоже Простаковой, Фамусов вспоминает "покойного дядю - Максима Петровича", добившегося уважения и богатств, прислуживаясь Екатерине 2, на что Чацкий отвечал: "Служить бы рад - прислуживаться тошно".
Ещё одним примером служит драма Островского "Гроза".
Таким образом, данные произведения отражают борьбу между старым и новым светом, решающим, какие ценности наиболее полезны для общества.
Обновлено: 2019-07-12
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Полезный материал по теме
Д.И. Фонвизин писал свою лучшую комедию «Недоросль» много лет. Он тщательно прорабатывал образы и реплики героев, чтобы выдержать золотую середину между социальной сатирой и благосклонностью властей. В 1782 году произведение было готово.
Главной темой пьесы стало высмеивание русских нравов, отображение жизни провинциальных помещиков. Фонвизин определяет пороки современного ему общества, обличает их и предлагает читателю самому задуматься над путями их преодоления.
Конфликт пьесы
В произведении сталкиваются два противоположных лагеря – положительные и отрицательные герои, добро и зло, низость и благородство, правда и ложь.
К положительным действующим лицам относятся Софья, Стародум, Милон, Правдин. К отрицательным – Простакова, Митрофан, Скотинин. Простаковы и Скотинины жестоки, самолюбивы, чужды образованию. Они стремятся подчинить своей воле все, происходящее вокруг, иметь полную власть над крепостными и над людьми высокого происхождения, которые в какие-то моменты жизни оказываются слабее.
Тема воспитания в комедии
Представленные противоборствующие стороны обладают различными потребностями, жизненными приоритетами, манерой общения, идеалами. Главными представителями двух лагерей выступают Простакова и Стародум. Их различие выражается уже в отношении к воспитанию подрастающего поколения, на котором держится будущее страны и общества.
Простакова, присутствуя на уроке сына Митрофана, уговаривает его не слушать учителей и не делиться добром ни с кем. Стародум же завещает Софье помогать нуждающимся, если у нее окажется лишний рубль. В этом, по его мнению, и заключается благородство души и характера.
Особенности комизма пьесы
Комизм в «Недоросли» имеет два слоя – поверхностный и глубокий. Читателю и зрителю смешно уже то, что госпожа Простакова ругается бранными словами, как уличная торговка, Скотинин идеалом своей жизни мнит свиней, а Митрофан, подросток «деликатного сложения», объевшись на ночь, утром вновь съедает пять булочек.
Забавно и то, как Митрофан, ограниченный и в уме, и в совести, при малейшем скандале прячется за спиной няньки Еремеевны, а в другой сцене с напускной важностью повествует о принадлежности двери к имени прилагательному, так как она к косяку приложена.
Внутренний комизм выражается в маскировке грубости любезностью, жадности великодушием, невежества образованностью. Низкий и упрощенный мир провинциальных помещиков пытается ворваться в мир благородных, прибрать к рукам все, чем владеет мир положительных героев. При этом их действия весьма разнообразны и приурочены к изменяющимся ситуациям.
Финал пьесы
В комедии «Недоросль» добро одерживает верх над злом только благодаря вмешательству властей – Правдина, честного исполнителя изданных законов. Я думаю, что подобная случайность победы положительных героев над отрицательными придает комедии особое трагическое звучание.
Комическое в творчестве Д. И.. Фонвизина
(на примере комедии «Недоросль»)
Эта комедия – бесподобное
зеркало.
Д. Фонвизин
Тщетно звать врача к
больным неисцельно.
Д. Фонвизин
План
I «Недоросль» - сатирическая комедия.
II «Смех сквозь слёзы» на страницах комедии.
- галерея отрицательных героев
- комедия - это смех сквозь слезы.
- Фонвизину, гражданину своего времени, горько и
больно смотреть, как гибнет будущее России –
молодое поколение, уродливо воспитанные
митрофаны, которые станут тормозом
для духовного и культурного развития России.
Злободневные проблемы современности.
-
в комедии сталкиваются два мира с разными потребностями, стилями жизни, манерами речи, идеалами.
- критика самодержавно-крапостнической действительности
-
создавая сбою комедию, Фонвизин надеялся на то, что придет время, когда передовая молодежь будет считать позором бездеятельную жизнь:
"Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего,
когда есть ему столько дела, есть люди, которым помогать надо, есть Отечество, которому служить. "
- в результате этого Россия станет образованной, духовно богатой, ибо ценность нации должна определяться делами её народа
- трагизм судьбы простого человека
- проблема воспитания и образования молодого поколении
- желание видеть Россию образованной, духовно богатой.
2. Сатира на помещиков – крепостников (Простаковы - Скотинины):
а) грубость и необузданность натур;
- говорящие» фамилии
- преувеличение отрицательных черт
- низменность желаний героев
б) руководство к действию – эгоистический расчёт и личная выгода;
- мир Простаковых и Скотининых хочет подавить, подчинить себе жизнь, присвоить себе право распоряжаться не только крепостными, но и вольными людьми
- они пытаются решить судьбу Софьи и Милона,
- грубо, примитивно, прибегая к насилию, но так уж они умеют
в) позиция – закоренелые крепостники;
- писатель показывает её уверенность в том, что крепостной человек обязан уметь все,
должен исполнять все её прихоти/.
"Экое скотское рассуждение..."
- Простакова убеждена, что она живет по правильным законам. Так было и будет, так жили их пращуры, и так должны жить и их дети.
-
порядки в доме Простаковой страшны: "С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладаю: то дерусь, то бранюсь, тем и дом держится’’.
- Скотинин: "Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата".
- телесные наказания крепостных людей в усадьбе Простаковых были обыкновенным явлением.
- положение крепостных крайне тяжелое: Еремеевна 40 лет верой и правдой служила господам, получая за это "по пяти рублей в год да по пяти пощечин на день".
- униженное положение рабы, ежеминутные оскорбления сделали её верным господским псом, лишило чувства собственного достоинства.
- Фонвизин встал на защиту великого русского талантливого народа, угнетенного деспотами - помещиками.
г) умственная неразвитость.
- госпожа Простакова на уроке Митрофанушки! : “Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит... Врет он, друг мой сердечный. Нашед деньги, ни с кем не делись, все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке. Не трудись по-пустому, друг мой. Гроша не прибавлю, да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье; а все вижу пустота. Денег нет, что считать. Деньги есть - сочтем и без Пафнутьича хорошохонько...”
- Простакова бранится, как уличная торговка, умиляется на обжорство сынка
3. Гневный протест против воспитания (образ Митрофанушки):
а) отвращение к труду, учению;
-
«Не хочу учиться, хочу жениться», а потом жить так, как живут его родственники/.
- да и какие иные желания могут появиться в душе недоросля, если он так воспитан с самого раннего детства?!
- а воспитание и, конечно, обучение, по мнению любящей матери, он получил отменное.
б) неразвитость ума;
в ) отсутствие любви ко всем, кроме себя.
- в финале комедии нам не только смешно, но и страшно.
- смесь наглости и подобострастия, грубости и растерянности делает Простакову жалкой
- безнаказанность и вседозволенность приучили Простакову к мысли, что перед ней нет непреодолимых препятствий.
- она становится игрушкой собственных страстей.
- а бездумная материнская любовь оборачивается против ее самой.
- Митрофан отказывается от матери в самый трудный момент ее жизни.
- мать, потерявшая деньги и власть, ему не нужна.
- он будет искать новых влиятельных покровителей.
- его фраза: “Да отвяжись, матушка, как навязалась...”
стала крылатой.
- от этого ее зловещий смысл не изменился,
а скорее усилился . 4 . Губительное воздействие крепостного права на :
В комедии есть глубокий смысл
- она саркастически высмеивает грубость, которая хочет выглядеть любезной, жадность, прикрывающуюся великодушием, невежество, претендующее на образованность.
- по мысли драматурга, крепостное право губительно не только для крестьян, так как делает из них покорных, бессловесных рабов, но и для помещиков, превращая их в самодуров, тиранов и неучей.
- жестокость, насилие становятся для крепостников самым удобным и привычным оружием.
- поэтому первое побуждение Скотинина, а потом и Простаковой - принудить Софью к браку. И только поняв, что у Софьи есть сильные заступники, Простакова начинает лебезить и пытается подделываться под тон людей благородных.
- но способна ли Простакова долго носить маску благородства? Видя, что Софья ускользает из рук, помещица прибегает к привычному действию - насилию.
а) слуг в доме Простаковых;
б) взаимоотношения в семье.
III Злободневность комедии «Недоросль» в наши дни.
- сокрушительный, гневно-сатирический
смех Фонвизина направлен на
самые отвратительные стороны
самодержавно-крепостного уклада
- Гоголь отмечал, что “Недоросль”,
в котором традиционная любовная
интрига отодвинута далеко на задний
план, положил начало оригинальному русскому
жанру “истинно общественной комедии”.
В этом кроется секрет долгой сценической жизни комедии.
- пьеса "Недоросль" не произведение далеких времен, а современно звучащее произведение, которое поможет вести непримиримый бой с еще встречающимися скотининами, митрофанами, с их страшно живучими чертами .