Дисциплинированный человек — это тот, который поРАБощает себя. Быть дисциплинированным — значит быть мужиком

Цыпленков Руслан Германович - адъюнкт кафедры теории и методики профессионального образования ФГКВОУ ВПО «Пермский военный институт внутренних войск Министерства

внутренних дел Российской Федерации», г. Пермь.

614112, г. Пермь, ул. Гремячий лог, д. 1.

Тел.: 8-342-274-52-55. E-mail: [email protected]

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Кризис власти, низкое материальное положение большей части населения, духовное неблагополучие граждан и другие проблемы, обусловленные социально-политическими и экономическими трансформациями в стране в конце ХХ столетия, повысили уровень девиации в российском обществе. Особенно подвержены риску асоциальных проявлений молодые люди призывного возраста, то есть та социальная группа, за счет которой пополняются ряды Вооруженных сил и других силовых структур России . Согласно данным Росгосстата, на фоне «демографической ямы», в которой находилась страна в последние десятилетия, повышение нравственности и духовности населения не ожидается, поэтому вероятность того, что в числе военнослужащих окажутся призывники, склонные к недисциплинированному поведению, сохраняется (рис.1). Относится это и к будущим офицерам - курсантам военных вузов.

Для подтверждения данной гипотезы автор провел экспериментальное исследование с курсантами Пермского военного института внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. Диагностика проводилась по итогам первых двух лет обучения. Этот выбор обусловлен тем, что именно к этому времени завершается период полной адаптации курсантов к военной службе и становление ротного коллектива .

Целями и задачами констатирующего этапа эксперимента являлись:

Установление уровня личной дисциплинированности курсантов второго года обучения, а также уровня дисциплинированности структурных курсантских подразделений (учебных групп, курса);

Определение соответствия имеющихся традиционных воспитательных методик задачам формирования дисциплинированности;

Выявление факторов и условий, влияющих на процесс формирования дисциплинированности у курсантов военного вуза.

Изучение военно-педагогической литературы, анализ определений дисциплины и дисциплинированности курсантов военного вуза позволили выделить сферы проявления дисциплинированности. К ним относятся: учебная, служебная, внеслужебная и повседневная деятельность . Исходя из этого были разработаны основные показатели и критерии, которые с достаточной степенью объективности позволяют оценить уровень дисциплинированности у курсантов военного вуза (см. таблицу 1).

Для проведения эксперимента была использована методика А.Б. Мелихова , которая позволила осуществить диагностику исходного уровня дисциплинированности курсантов военного вуза в ходе проведения констатирующего этапа эксперимента. Суть методики заключалась в том, что каждый курсант оценивался по пятнадцати позициям, из них десять позволяли заработать положительные баллы, а пять - либо несли отрицательные баллы, либо снижали конечный результат оценки уровня дисциплинированности до нуля.

Для подтверждения предположения о том, что сформированные экспериментальная и контрольная группы принадлежат к одной совокупности курсантов, был использован метод математической статистики - непараметрический критерий К. Пирсона х2 . Критерий X вычислялся по следующей формуле: (/Э -/х)2//х, где

/т - теоретическая частота,

/Э - эмпирическая частота.

ПОКАЗАТЕЛИ КРИТЕРИИ

Деятельность курсанта по освоению учебной программы 1.Уровень освоения учебной программы 2.Наличие поощрений

Служебная деятельность 1.Результативность исполнения служебных обязанностей при несении караульной и внутренней службы 2.Наличие поощрений

Внеслужебная деятельность 1. Участие в научной работе курсантов 2. Участие в спортивной работе 3. Участие в общественной жизни подразделения 4. Наличие поощрений

Повседневная деятельность 1. Уровень ответственности.

2. Уровень инициативности

3. Действия по устранению недостатков

4. Наличие поощрений

Табл. 1. Показатели и критерии дисциплинированности курсантов военного вуза.

В результате проведенных расчетов были определены значения х2 по наблюдаемым в начале констатирующего эксперимента уровней дисциплинированности курсантов: х^мп = 5,222. Различия между двумя распределениями могут считаться достоверными, если %2эмп достигает или превышает х\о5, и тем более достоверным, если х2эмп достигает или превышает х20,01. Х^мп меньше критического значения, расхождения между распределениями статистически не достоверны.

Расчетная таблица для вычисления значения х2 уровня дисциплинированности курсантов на этапе констатирующего эксперимента:

1) расчет теоретической частоты (/т);

2) подсчитана разность между эмпирической и теоретической частотой по каждому разряду;

3) определено число степеней свободы; внесена поправка на «непрерывность» (если v=1);

4) полученные разности возведены в квадрат;

5) полученные квадраты разностей разделены на теоретическую частоту (последний столбец);

6) полученная сумма является х^мп.

Уровень дисциплинированности курсантов Эмпири- ческая частота Теорети- ческая частота Э 1 / (/э- /t) (/э-/t) //t

низкий 36 39 -3 9 0,231

удовлетворительный 41 34,5 6,5 42,25 1,225

КГ средний 16 20,5 -4,5 20,25 0,988

высокий 7 6 1 1 0,167

I 100 100 - - 2,611

низкий 42 39 3 9 0,231

удовлетворительный 28 34,5 -6,5 42,25 1,225

ЭГ средний 25 20,5 4,5 20,25 0,988

высокий 5 6 -1 1 0,167

I 100 100 - - 2,611

Примечание: КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа.

Табл. 2. Уровень дисциплинированности курсантов контрольной и экспериментальной

Результат: ^эмп = 5,222

Примечание: v - число наблюдений или число интервалов (для случая интервального вариационного ряда); р - число оцениваемых параметров закона распределения

Табл. 3. Критические значения х при v=2 (количество выборок)

Различия между двумя распределениями могут считаться достоверными, если х2эмп достигает или превышает х20,05, и тем более достоверным, если х2эмп достигает или превышает х\01

Если же х2эмп меньше критического значения, расхождения между распределениями статистически не достоверны.

Таким образом, был установлен уровень дисциплинированности курсантов второго года обучения.

На основе полученных в ходе эксперимента данных можно сделать суждение о том, что традиционный комплекс мероприятий, входящих в существующую систему воспитательной работы, не приносит положительных результатов. Из этого следует необходимость разработки новых подходов к процессу воспитания курсантов военных вузов, которые смогут повысить уровень их дисциплинированности.

1. Андруник А.П. Концепция педагогической профилактики девиантного поведения военнослужащих: автореф. дис. ...д-ра пед. наук. М.: Военная академия РВСН им. Петра Великого, 2009.

2. Андруник А.П., Дубровский А.В. Системно-динамическая модель непрерывного воспитания и развития личности курсантов (слушателей) в профильных образовательных учреждениях: монография. Пермь, 2008.

3. Мелихов А.Б. Психолого-педагогические условия формирования дисциплинированности у слушателей и курсантов военного вуза: дис. ...канд. пед. наук. Курск: Курский гос. ун-т, 2005.

Разница между дисциплиной навязанной обществом и той, которую мы сами себе определяем – огромна, человек находится в совершенно разных мирах, в зависимости от той дисциплины, которой он привык придерживаться. Если говорить начистоту, то конечно внешние условия – это первоочередной фактор, который заставляет нас придерживаться хоть какой-то дисциплины, ибо по натуре человек расхлябан и безответственен, и только суровые внешние факторы, вынуждают его вырабатывать в себе определенные качества, которые делают его сильнее. Дисциплина безусловно является одним из таких качеств, никакой успех не возможен в этой жизни, если вы недисциплинированный человек, если ваши действия не носят принужденный характер, ибо в ряде случаев, нам приходится преодолевать себя, чтобы что-то сделать. Обратитесь к своему телу и спросите его, чего оно хочет, разве оно вам ответит, что хочет работать, да оно хочет валяться где-нибудь в теплом и мягком месте, чтобы никто и ничто не беспокоило его.

То же самое касается и нашего с вами мозга, который тоже не желает трудиться, хотя для человека думать – это основная работа. Все это физическая материя друзья мои, но мы с вами состоим не только из них, в нас сидит нечто именуемое душой, или гордым духом, как лично мне больше нравится, обладающим невероятной силой и энергией. Именно этот дух заставляет наше ленивое тело, этот никчемный кусок мяса, вставать и идти делать великие свершения, именно дух заставляет нас думать, благодаря чему мы и поднялись над остальным животным миром.

Я убежден в том, что наша сущность – это не наше с вами физическое тело, а именно тот самый дух, благодаря которому мы ничего не боимся и порою делаем невозможное, преодолевая все – страдания, боль, страх, холод и жару, но добиваемся своей цели. Для общества полезно держать каждого своего члена под контролем, в то время как наши никчемные тела мы держим под контролем сами, точнее должны держать, если не хотим быть расходным материалом для других. Затачивать свой разум таким образом, чтобы все свои действия считать необходимыми, прежде всего для себя самого, значит снимать с себя оковы общественного контроля.

Свободный человек всегда жил и будет жить только у нас в голове, но никак не снаружи, ибо именно дух должен быть свободным, и только он может дисциплинировать свое тело, а не кто-то другой. Но стоит только отдать власть над собой другим людям, стоит дать им возможность вас контролировать, как ваш дух засыпает, ибо это для него невыносимо. Остается только жалкое и ничтожное тело – эта, простите, ленивая обезьяна, которую постоянно надо подгонять палкой, чтобы от нее был хоть какой-то толк. Такая обезьяна, будет довольствоваться только самыми примитивными удовольствиями в жизни, удовлетворяя свои базовые потребности.

За возможность удовлетворить все свои базовые потребности, жалкое и ничтожное тело обезьяны, готово отдать все что угодно, в то время как наша истинная сущность, наш гордый и сильный дух, просто не в состоянии воздействовать на тело. Почему он не может это сделать? Да потому что это, друзья мои, дело выбора, который мы делаем, руководствуясь своим разумом. Вот она, наша с вами свобода – это свобода выбора. Только мы решаем, быть нам людьми, или той ленивой обезьяной, которая дана нам в качестве носителя нашей личности в этой жизни. И пусть на обезьяну наденут цепи, пусть заключат ее в темницу и любым другим способом ограничат ее действия, сделать то же самое с духом человека, с его разумом, никто не в состоянии.

И только когда вы сами решите, быть или не быть вам свободным, что делать, а что нет, вы можете либо потерять, либо обрести свободу. Дисциплина — безусловно нужна обществу, без нее его бы не было, но подумайте лучше над тем, что нужно именно вам, что лично вас приведет к успеху в жизни, что позволит вам в ней победить и закончить ее на уровне победителя? Самодисциплина естественно отвечает вашим собственным интересам, если не вы сами установите себе цели, за вас это сделают другие, если вы не будете стремиться к достижению своих целей, значит будете преследовать чужие.

Потому если вы не будете ковать своего счастья, тогда будете ковать его другим, тем, кто возьмет вас под свой контроль, кто будет вас дисциплинировать и направлять, кто не побоится отвечать за вас, если вы сами не в состоянии это сделать. Я нисколько не сомневаюсь в том, что даже самый безответственный, расхлябанный и безалаберный человек, может сделать свою жизнь полностью подконтрольной самому себе, он может заняться самодисциплиной и избавиться от внешнего на себя воздействия. Что для этого нужно – да просто разбудить в себе свой гордый дух, и начисто подавить в себе ленивую обезьяну, поняв, что мы — не наше тело, мы — нечто большее, гораздо большее.

Когда вы просыпаетесь утром, для своих новых великих свершений, для того, ради чего вы пришли в этот мир, ваше ленивое тело, требует еще сна, оно просит вас оставить его в теплой постели, оно не хочет ничего. Ведь это ничтожная физическая оболочка, у которой никогда не было и не будет великих целей, кроме одной единственной – пойти на корм червям. Задумайтесь на мгновение, что бы вы делали, если бы в этом мире вас вообще бы ничего не напрягало. Вероятно, вы бы только и делали, что валялись бы целыми днями в кровати, ели, спали, испражнялись, и худо-бедно совокуплялись, если бы было с кем. Ну разве это жизнь, достойная человека? А ведь некоторые люди так живут.

Посмотрите на бомжей – эти люди, полностью похоронили свой гордый дух, вы видите, чего просит их ничтожное тело, как оно себя ведет? И к этому нас всех без исключения призывают наши тела, опуститься ниже плинтуса, жить одним днем, удовлетворять свои жалкие и ничтожные потребности, разлагаться на глазах. Оно не хочет нам служить, не хочет выполнять перед нами свои обязанности, и его можно понять, ведь даже взятая напрокат лошадь, не хочет того, что хочет ее наездник, она хочет мирно щипать травку, а не скакать куда-то для чего-то большего. Так же и наше тело, оно не хочет ничего, но наш гордый дух, может превратить этот кусок мяса в резвого скакуна с характером, сделав тело железным, полностью ему подконтрольным.

И тогда друзья мои, вас никто и ничто не остановит, нет в этой жизни для вас никаких преград, просто нет. Дайте волю своему духу, и он сделает все что нужно, чтобы самому быть полностью удовлетворенным этой жизнью и в полной мере удовлетворить все потребности тела, без которого мы существовать в этом мире не можем. Наш мозг найдет ответ на любой вопрос, если заставить его работать, наше тело преодолеет любые трудности и любую боль, если оно будет слушать бесстрашный гордый дух, который победить невозможно.

Единственная борьба в этой жизни, идет между нашим духом и нашим телом, и это борьба заключается во влиянии на ваш выбор, на чью сторону встать. Выберете свое тело, эту ленивую обезьяну, тогда вы будете подвержены общественной дисциплине, которая будет эксплуатировать эту самую вашу обезьяну, пока та не отдаст концы. Но если вы выберете свой гордый дух, тогда самодисциплина и самоконтроль, будут определять все, что вы будете делать в этой жизни, а они вас непременно приведут к успеху и победам, можете не сомневаться.

Дисциплинированность – черта характера личности, связанная с соблюдением правил и законов, установленных в обществе. Под дисциплинированностью зачастую подразумевают способность и мотивацию человека на точное выполнение правил, распоряжений и законов.
Википедия

Дисциплинированность – выражается в точном и неуклонном подчинении своих действий установленным правилам и требованиям долга. Сущность дисциплинированности составляет сознательное отношение к своему поведению и к своим обязанностям по отношению к обществу.
«Психология от А до Я» | www.psyznaiyka.net

  • Дисциплинированность – это готовность и умение человека выполнять поставленные задачи качественно и точно в срок.
  • Дисциплинированность – это умение так взаимодействовать со временем, чтобы его хватало на все неотложные дела.
  • Дисциплинированность - это умение в точности исполнять взятые на себя обязательства и данные кому-либо (в том числе себе) обещания.
  • Дисциплинированность – это умение сосредоточиться на главном, отвлекаясь от второстепенного и не замечая его.
  • Дисциплинированность – это основа самовоспитания.
  • Дисциплинированность – неотъемлемая черта характера хорошего воина; умение в точности выполнять приказы и соблюдать все уставные положения.

Преимущества дисциплинированности

  • Дисциплинированность обеспечивает внутреннюю упорядоченность – мыслей и эмоций.
  • Дисциплинированность обеспечивает быстрое продвижение к намеченной цели - дисциплинированный человек умеет подчинить себя достижению цели, временно отодвинув все иные дела и заботы.
  • Дисциплинированность раздвигает границы возможностей – в работе над собой.
  • Дисциплинированность раздвигает границы времени – дисциплинированный человек способе выполнить больший объем работы (больше успеть) за меньший временной промежуток.
  • Дисциплинированность обеспечивает понимание – того, как ранжируются цели и задачи; что первостепенно, что вторично.

Проявления дисциплинированности в повседневной жизни

  • Воинская служба. Подчинение общему распорядку и обязательность исполнения уставных требований и приказов командира приучают человека к дисциплинированности.
  • Занятия спортом. Высоких позиций в спортивной иерархии способен лишь человек дисциплинированный, способный к постоянным и планомерным, а не спорадическим, тренировкам.
  • Самоограничение. Даже самые несложные, бытовые случаи самоограничений – например, соблюдение диеты – это проявление дисциплинированности человека.
  • Трудовая деятельность. Человек, вовремя исполняющий порученную ему работу, проявляет дисциплинированность – укладывает ли он рельсы или же пишет научный трактат.
  • Законопослушность. Человек, никогда не преступающий закон, даже если речь идёт всего лишь о переходе улицы на красный свет светофора – проявляет таким образом не только уважение к закону, но и дисциплинированность.

Как достичь дисциплинированности

  • Дисциплинированность – одна из тех черт человеческого характера, которые достаточно легко вырабатываются при должном самоконтроле.
  • Распорядок дня. Привычка составлять распорядок дня и стараться в точности ему следовать – вырабатывает дисциплинированность.
  • Положительный пример. В качестве упражнения по выработке дисциплинированности можно ориентироваться на поведение человека, который является для вас примером – действуя, как действовал бы человек дисциплинированный, можно достичь высокого уровня дисциплинированности.
  • Самоконтроль. В выработке дисциплинированности очень важен самоконтроль, как возможность вовремя заметить тенденцию отклонения от выполнения поставленной задачи и «вернуть себя» к её выполнению.

Золотая середина

Расхлябанность, неорганизованность | полное отсутствие внутренней и внешней дисциплинированности

Дисциплинированность

Педантизм | избыток дисциплинированности

Крылатые выражения о дисциплинированности

Дисциплина – мать победы. - Александр Суворов - Кто не умеет повиноваться, тот не умеет и повелевать. - Русская пословица - Аккумулированный вес нашей дисциплинированности и наших суждений ведёт нас к успеху или неудаче. - Джим Рон, американский писатель - Снаружи себя ничем не свяжешь, коли в нутре у тебя разнузданность. - Максим Горький - Сознательная дисциплина – разве это не есть истинная свобода? - Николай Рерих - Неларин Корнелиус / HR менеджмент. Поиск, подбор, тренинг, адаптация, мотивация, дисциплина, этика Обучающее пособие по управлению трудовыми ресурсами (HRМ), рассматривающее среди прочих вопрос трудовой дисциплины. Элизабет Пэнтли / Приучение к дисциплине без слез Книга для вполне дисциплинированных родителей, которые хотели бы привить эту добродетель своему ребенку. Советы помогут добиться от ребенка послушания, приучить его выполнять свои обязанности и в то же время сохранить с ним доверительные, дружеские отношения.

Каждый из нас слышал про такое качество, как дисциплинированность. Это особая черта характера, над выработкой которой нужно трудиться. И заключается её особенность в привычке человека соблюдать нормы поведения и правила работы. Дисциплинированность достаточно тесно связана с таким понятием, как самоконтроль. Впрочем, обо всём - по порядку.

Сущность понятия

Итак, дисциплинированность - это сознательное отношение к своим обязанностям и собственному поведению. Оно формируется параллельно выработке определённых навыков. Самым важным из которых является самодисциплина.

Это умение человека подчинять свою деятельность разумным основаниям, бороться со склонностями и влечениями низшего порядка, лишь уводящими его от исполнения определённых обязанностей. И это хорошее качество. Поскольку человек, следующий пресловутым увлечениям, не имеет сильной воли. Он чувствует лишь вялость и подавленность. А в борьбе с ленью у него получается развить чувство долга и закалить волю.

Личная дисциплинированность находится на достойном уровне у тех людей, которые имеют более-менее устоявшиеся моральные убеждения, соблюдают установленный в своей жизни режим и определённые привычки. Всё это играет свою роль в развитии вышеупомянутого качества.

О режиме

Воспитание дисциплинированности во многом кроется в соблюдении режима. И ясное дело почему. Ведь режим подразумевает строгое распределение по времени разных видов деятельности. Если человек с этим справляется - то в его жизни, как правило, царит относительный порядок. И в ней нет места хаотичности, спонтанности и случайности. А вот беспорядочность и неорганизованность является тем, что требует больших и впустую уходящих затрат

К тому же, как уже говорилось выше, дисциплинированность - это умение соблюдать правила, нормы и т. д. Режим - смежное понятие. Поскольку в узком смысле оно означает чётко установленный, нормированный, правильно выстроенный распорядок. Вот, например, Это распорядок действий на день. Который человек сам для себя определил и следует ему. Режим работы - это порядок труда и отдыха, соблюдая который, удаётся действовать более продуктивно. И человек, следуя ему в полной мере, проявляет свою дисциплину. И демонстрирует Это необходимое качество для максимально эффективного достижения установленных задач.

О привычках

Не только режим связан с таким понятием, как дисциплинированность. Это смежные понятия, и с ними тесно переплетаются ещё и привычки. Представляющие собой определённую моральную ценность, разумеется. И способствующие развитию дисциплинированности.

Например, привычка быть активным и не сидеть на месте. Такие люди обычно грамотно распределяют свои ресурсы и многое успевают. Ещё доводить начатое дело до конца. Если человек не бросил его на полпути, значит, он ответственный. Это важное качество. Оно присуще людям, не боящимся нести ответ за свои действия и поступки, а также быть честными в отношении себя и других.

Любая полезная привычка формируется через действие. Человек воспитывает в себе определенные качества, постоянно повторяя способ того или иного поведения. Людям, практикующим это, легче выработать дисциплинированность - так как они к этому привыкли. Хотя им зачастую и не нужно формировать данное качество. Так как их образ жизни уже сам давным-давно его выработал.

Умение мыслить

Оно тоже очень важно. Дисциплинированность подразумевает выполнение поставленных задач. Которые нередко требуют мотивации - побуждения к действию путём представления образа, имеющего ценность и смысл деятельности. Для этого надо мыслить и уметь задавать себе вопросы. «Как нужно поступить? Почему? В какие сроки это необходимо сделать? Зачем мне это вообще нужно? Что я получу?» - не стоит стесняться задаваться такими вопросами. И находить ответы. Поскольку достичь цели можно лишь в том случае, когда правила и приоритеты точны, ясны и закреплены в памяти.

Это важно. Правила делают выполнение чего-либо намного проще и легче. Если бы их не было, то человек каждый раз перед тем, как приступить к работе, испытывал бы сложные переживания, побуждающие к действию. И волевые проявления, соответственно, были бы осложнены.

О правилах

Теперь можно обратить внимание на примеры дисциплины. А точнее, на правила, которые направлены на воспитание данного качества.

Они должны быть целесообразными. Человек обязан не подчиняться им вслепую, а разумно следовать, понимая пользу. Но соблюдать правила нужно - они для того и созданы. В противном случае эти положения потеряют своё существенное качество. И конечно, они обязаны быть краткими, ясными и четко сформулированными - чтобы возможность разноречивого толкования была полностью исключена.

Примеры

Многие люди хотят обрести качество, о котором было так много сказано. И некоторые примеры дисциплины действительно вызывают уважение и восхищение. Что ж, воспитать это в себе вполне реально.

Есть несколько правил, соблюдая которые, можно выработать личную дисциплину. Во-первых, нужно выполнять обещания. Во-вторых - быть честным. Начать можно с малого. Не хватает времени, приходится задержаться? Не стоит держать других в неведении - надо их предупредить.

В-третьих, нужно учиться говорить и писать грамотно. В-четвертых - необходимо исправлять свои ошибки, но для этого потребуется овладеть умением признавать их.

В-пятых, любую пришедшую в голову идею, кажущуюся перспективной, нужно записывать.

Также надо отучиться жаловаться на неудачи и проблемы другим, так как у них есть свои беды, которые они всегда будут считать более важными. И ещё, зацикливаться на одном и том же не следует. Всегда надо идти вперёд.

Также надо выработать в себе привычку первым делом выполнять то, что хочется сделать меньше всего. Умение справляться с трудностями не раз может спасти в этой жизни.

Воинская дисциплина

Это ещё одна тема, которую нельзя обойти вниманием. Поскольку армия, войсковая служба - то, что подразумевает выработку дисциплинированности в первую очередь.

Для начала - о понятии. Воинская дисциплина является точным и строгим соблюдением каждым военнослужащим тех правил и порядка, которые установлены законом, Уставом и приказами вышестоящих командиров. Основывается она на знании личной ответственности перед Отечеством и

Дисциплина обязывает военнослужащих соблюдать законы РФ, Конституцию и хранить верность присяге. Также они должны беречь государственное и военное имущество, справляться с трудностями и идти на всё, лишь бы защитить Родину. Помимо этого, они должны быть бдительными, хранить военную/государственную тайны и проявлять уважение ко всем остальным. Впрочем, это далеко не всё. Перечисленное, а также многое другое воспитывается во время службы - методом выработки морально-психологических ценностей, боевых качеств, сознательного повиновения начальникам и т. д.

О проявлении качества

Дисциплинированного человека легко узнать. Это благостное качество личности. Люди, которым он свойственно, живут по моральным законам, выглядят ответственными, целеустремлёнными, поддерживают гармоничные отношения с остальными, проявляют уважительность, заботливость и бескорыстие. Дисциплинированность многогранна. Она может проявляться даже «из-под палки», по приказу. Например, в рабочей сфере - просто потому, что так надо, начальник приказал. Но качеством личности дисциплинированность может стать лишь в союзе с чувством долга, сознательностью и осознанностью.

Алещенко Максим Валерьевич - адъюнкт адъюнктуры очного и заочного обучения, Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск, е-шаП: [email protected].

Алещенко М. В.

Дисциплинированность относится к волевым чертам характера и понимается как способность осознанно и качественно, несмотря на внешние и внутренние препятствия, выполнять необходимые требования деятельности, следовать ее целям, задачам и доводить дело до конца.

В психолого-педагогической литературе, несмотря на то, что в последние годы эта проблема мало обсуждается, существует ряд определений дисциплинированности:

ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ - черта характера личности, связанная с соблюдением правил и законов, установленных в обществе. Под дисциплинированностью зачастую подразумевают способность и мотивацию человека на точное выполнение правил, распоряжений и законов .

ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ - это готовность и умение человека выполнять поставленные задачи качественно и точно в срок .

В указанных определениях делается акцент на различные стороны этой черты характера: сознательность, исполнительность, чувство долга, ответственность, способность к выбору и принятию решения и т.д., что обусловливает необходимость разработки более четкого подхода к пониманию дисциплинированности.

На наш взгляд, основными критериями степени развития дисциплинированности являются уровень развития субъектности, имеющий отношение к сознательному самостоятельному выбору и принятию решений; сформированности волевых качеств, обусловливающих целеполагание, ответственное выполнение, настойчивость, самоконтроль и пр.; системы ценностей, на которые человек ориентируется при выборе типа и способа поведения, и мотивов как побудителей деятельности, т.е. в целом дисциплинированность определяется уровнем самоде-

терминации, обуславливающей осознанное и ответственное выполнение тех или иных требований деятельности.

Дисциплина и дисциплинированность является одной из важнейших показателей качества военного профессионализма, влияющая на успешное выполнение задач служебно-боевой деятельности .

Вся героическая история отечественных войск свидетельствует о том, что солдатский труд, великие ратные деяния невозможны без проявления дисциплинированности. Многочисленные воины совершали героические подвиги в ходе великих сражений, проявляя при этом высокую исполнительность и ответственность за выполнение воинского долга - все то, что, по сути, и является дисциплиной.

Интересно сопоставить представления о дисциплинированности русских философов. Многие рассматривали дисциплинированность как «общественную репутацию» личности, как сложную систему устойчивых умственных и нравственных качеств, через которую раскрывается сущность человека - члена общества. Воспитание является важнейшим, по их мнению, социальным фактором, обуславливающим развитие дисциплинированности. В современных социокультурных условиях на военную службу приходят призывники, у которых недостаточно развиты саморегуляция, целеполагание, волевые качества, что обусловливает необходимость специально организованной работы командиров над развитием дисциплинированности.

В то же время современные исследования воли, саморегуляции, целепола-гания и пр. позволяют расширить и уточнить эту категорию, требуют более основательного изучения этой черты, выявления условий и факторов, которые могут повлиять на формирование дисциплинированности как необходимого для военной службы качества характера.

В исследованиях педагогов и психологов советского периода дисциплинированность рассматривается как сложный и длительный процесс, который обусловлен взаимодействием как природных, так и средовых факторов. При этом наследственность лишь обеспечивает необходимые природные предпосылки в отношении направления развития дисциплинированности; а обстоятельства жизни (социальные, общественные, трудовые условия, семейная атмосфера, культура жизни и быта), воспитание являются основными условиями его развития. Главным же фактором, особенно начиная с подросткового и юношеского возрас-

та, становится собственная деятельность и жизненный опыт взаимодействия человека с миром.

Проблема дисциплинированности достаточно активно обсуждается в военной психологии. Однако ее определение и структура, как правило, носят описательный характер, что не позволяет разработать достаточно полноценную программу ее исследования и развития в условиях военной службы . Задачей настоящей статьи является разработка структуры дисциплинированности, как важнейшего качества характера военнослужащих.

Анализ дисциплинированности военнослужащего позволяет описать ее структуру в следующей схеме.

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ

(схема в отдельном файле)

Данная схема позволяет разработать комплекс методик, посредством которого можно выявить уровень дисциплинированности воина и при необходимости осуществить психолого-педагогическую работу по ее развитию.

Понятие «дисциплина» рассматривалось как великая добродетель воина-гражданина, важное личностное качество. Так, Плутарх в дисциплине видел источник силы и мощи армии, государства. На обязательность следования требованиям норм общества и руководителей указывал и Платон.

Первыми отечественными документами, в которых затрагивались вопросы воинской дисциплины, были «Поучения» князя Владимира Мономаха . В них излагались требования к воеводам - быть примером для своих подчиненных в сражениях, а к дружинникам - беспрекословно исполнять приказы.

В течение многих десятилетий Российского государства подходы к понятию дисциплины в военных коллективах менялись. В основе воинской дисциплины изначально лежала идея строгости и жестокости. Но во времена великого полководца А.В. Суворова в русскую армию все более проникают прогрессивные военно-педагогические взгляды на дисциплину, на обращение с солдатом, как с человеком, разуму и воле которого отводилась решающая роль в обеспечении конечного успеха в бою. А.В. Суворов в дисциплине видел основу воинской доблести, храбрости и героизма . М.И. Кутузов, называя дисциплину душой армии, дисциплинированным считал «того, кто повинуется и точно выполняет приказания» .

Особую сложность представляет определение дисциплины. Военнослужащий испытывает на себе влияние противоречивых факторов и условий: с одной стороны, требование высоких духовно-нравственных качеств офицера, с другой - необходимость применять при определенных условиях силу по отношению к другому; с одной стороны, необходимость продвижения по службе, связанная с выраженностью честолюбия, с другой - риск, самоотдача в экстремальных ситуациях. Выраженность выделенных противоречий может быть снижена при условии создания особых условий воспитания военнослужащих и установления позитивных социокультурных отношений в армейской среде в целом, способствующих актуализации мотивов саморазвития. Дальнейшее развитие военного дела, изменение средств и способов ведения боевых действий потребовали от воинов большей организованности, точности, исполнительности. В условиях современной войны, при выполнении различного рода служебно-боевых задач военнослужащим, предстоит столкнуться с огромными физическими и моральными нагрузками, осуществление которых невозможно без крепкой воинской дисциплины.

Дисциплинированность как качество характера военнослужащего представляет собой отношение его индивидуального сознания к установленной в войсках дисциплине и способность строить свое поведение в соответствии с ее требованиями. Следовательно, дисциплинированность выражает единство двух сторон - особого свойства сознания и определенной формы поведения. Во-первых, трудно согласиться, что дисциплинированность выражает лишь отношение к дисциплине. Ведь отношение к дисциплине может считаться признаком как дисциплинированности, так и недисциплинированности. Поэтому дисциплинированность следует рассматривать как положительное отношение к воинской дисциплине, основанное на принятии (ответчивости ) системы духовно-нравственных ценностей (патриотизм, ценность человеческой жизни, достоинства и др.). Соответственно, способность строить свое поведение в соответствии с требованиями дисциплины (дисциплинированность) связана с духовной, нравственной составляющей личности. Значит, есть основания полагать, что дисциплинированность структурно включает в себя признаки, относящиеся к духовной сфере, представляя элемент сознания воина.

Тем не менее, и «дисциплина воина» (личная дисциплина) также обладает обоими этими компонентами. Поэтому-то и нельзя согласиться с утверждением, что, «употребляя понятие «дисциплина воина», (личная дисциплина), мы выде-

ляем лишь одну сторону дисциплинированности (соблюдение установленных норм, правил поведения), а именно, практическое поведение, выражающееся в соблюдении требований дисциплины».

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 2/ Под ред. А.А. Бо-далева и др. - М.: Педагогика, 1980. 288 с.

2. Бархударова С. Г., Протченко И. Ф., Скворцова Л. И. Большой орфографический словарь. 3 изд., испр. и доп. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование». 2010. 1152 с.

3. Большунова Н.Я. Проблема характера: традиции и современность: монография / Н.Я. Большунова. Новосибирск: изд. НГПУ. 2011. 235 с.

4. Военная психология: Методология, теория, практика Учебно-методическое пособие. Москва Военный университет 1996. 231 с.

5. Дисциплинарный устав В.С. Р.Ф. Утвержденный Указом Президента Р.Ф. от 10.11.2007г. №1495.

6. Кутузов М.И. Субординация и дисциплина - душа службы воинской. // На боевом посту. 2005. №5.

7. О долге и чести воинской в российской армии (Сборник). Москва. Военное издательство. 1991. 210 с.

8. Сидоров С.В. Психология от А до Я [Электронный ресурс] // Сайт педагога исследователя. - URL: http://si-sv.com/dir/.

9. Суворов А.В. Каждый солдат должен знать свой маневр.// На боевом посту. 2005. -

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...