Числа в преступлении и наказании. Библейские мотивы и числовая символика в романе "преступление и наказание"

Ф.М. Достоевский — это не просто классик русской литературы. Это гений, сумевший понять загадочный русский характер и раскрыть многие проблемы русского общества, которые актуальны и в наши дни. Его роман «Преступление и наказание» открывает череду эпохальных романов, сделавших писателя поистине мировым классиком. В нем подробно исследован человеческий индивидуализм, граничащий с абсолютным эгоизмом, который приводит к отрицанию всех ценностей жизни. Помимо точного психологического анализа отдельного человека, в произведении дается подробное описание жизни беднейших слоев общества, что делает этот роман практически энциклопедией жизни в Санкт-Петербурге того времени.

Каждый роман Ф.М.Достоевского — это неповторимый мир, который буквально захватывает читателя. В этом мире важна каждая мелочь и каждой детали придается особое значение. «Преступление и наказание» не является исключением и содержит множество символов. Особенное значение в этом романе писатель отдает числам. Издавна числовыми значениями человек пытался передать различную информацию и описать отдельные нравственные понятия. Числа «три» и «тридцать три» особенно важны для христианской культуры. Символ Бога — Святая Троица, тридцать три года — возраст Иисуса Христа, воскресение через три дня. Поэтому именно с этими числами Ф.М.Достоевский олицетворяет божественную сущность.

Что же мы видим в романе? Три дня Раскольников мучился перед убийством процентщицы, три раза он приходил к старухе, на шее у которой были два крестика и медный образок. Лупа получила три тысячи рублей от Марфы Петровны, Соня пожертвовала Мармеладову свои последние тридцать копеек на опохмел и он в этот миг почувствовал себя Иудой. Действительно, именно за эту сумму Иуда предал Христа, согласно евангельскому рассказу.

До наших дней дошел личный экземпляр Евангелия Ф.М.Достоевского. Пометки в нем говорят об особой роли евангельских чисел в мировоззрении писателя. Как упоминалось выше, число три отображает божественную сущность явлений. Еще один его смысл — предупреждение о наступающей беде (Раскольников оставлял залог у процентщицы три раза). С другой стороны — это надежда, которую несет символ Троицы и, в завершении, наказание, искупление вины.

Еще одно евангельское число — одиннадцать — так же присутствует в романе неоднократно. Именно в одиннадцать часов Раскольников ушел от умершего Мармеладова. В это же время он встречается с Соней и Порфирием Петровичем. Чтобы понять смысл этого числа в романе, необходимо обратиться к евангельской притче. Хозяин дома вышел нанимать работников в третьем часу, затем в шестом, в девятом и в одиннадцатом. В конце хозяин расплатился со всеми работниками поровну, начав с последнего, который пришел в одиннадцатом часу. В этом высшая божественная справедливость. Поэтому, писатель считает, что Раскольникову, как пришедшему последним в одиннадцатом часу, еще не поздно покаяться и стать первым.

Наиболее часто в «Преступлении и наказании» повторяется число семь, что делает его особенно значимым и символичным. Роман состоит из семи частей. В первой и второй части — по семь глав. Все роковые события в жизни Раскольникова происходят в семь часов. Число семь теологи разделяют на тройку — символ божественного начала и четверку, определяющую мировой порядок. Поэтому, число семь олицетворяет союз Бога и человека. Эта тема и в следующих романах будет одной из главных, волнующих писателя.

В заключение можно сказать, что все произведения Ф.М.Достоевского настолько глубоки по смыслу, что понять все тонкости каждого просто невозможно. Каждый роман буквально нашпигован глобальными проблемами, которые актуальны в любое время. И конечно же, главной темой для писателя всегда остается личность самого человека, его душа, которая, по искреннему убеждению классика, всегда была ближе к Богу, чем казалось на первый взгляд. Я думаю, что роман «Преступление и наказание» — гениальный путеводитель, позволяющий нам приблизиться к загадке человеческой души, понять самих себя и окружающих людей.

    • Обнищавший и опустившийся студент Родион Романович Раскольников – центральный персонаж эпохального романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса теории Раскольникова. Молодые герои находятся в критической жизненной ситуации, когда необходимо принять решение, как жить дальше. С самого начала повествования Раскольников ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. В зловещий замысел Родиона Романовича читатель […]
    • Бывший студент Родион Романович Раскольников – главный герой «Преступления и наказания», одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Фамилия этого персонажа говорит читателю о многом: Родион Романович – человек с расколотым сознанием. Он изобретает собственную теорию деления людей на два «разряда» – на «высших» и «тварей дрожащих». Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении». Согласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя […]
    • Соня Мармеладова – героиня романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Бедность и крайне безнадежное семейное положение вынуждают эту молодую девушку зарабатывать на панели. Читатель впервые узнает о Соне из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова – ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми – жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня – его дочь от первого брака – живет на […]
    • «Красота спасет мир», – написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю красоту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно прекрасного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света […]
    • Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи‑процентщицы, и наказание – суд и каторга. Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд над Раскольниковым и его бесчеловечной теорией. Признание Раскольникова не связано окончательно с развенчанием самой идеи возможности насилия во имя блага человечества. Раскаяние приходит к герою только после его общения с Соней. Но что же тогда заставляет Раскольникова пойти в полицейский […]
    • Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами и поэтому ненавидящий сильных мира сего за то, что они попирают слабых людей и унижают их достоинство. Раскольников очень чутко воспринимает чужое горе, пытается как‑то помочь беднякам, но вместе с тем понимает, что изменить что‑либо не в его силах. В его страдающем и измученном мозгу рождает теория, согласно которой все люди разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». […]
    • В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни, создает теорию, которая идет вразрез с главными человеческими законами. Идея Раскольникова о том, что есть люди – «твари дрожащие» и «право имеющие», находит в романе много опровержение. И, пожалуй, самым ярким разоблачением этой идеи является образ Сонечки Мармеладовой. Именно этой героине суждено было разделить глубину всех душевных мук […]
    • Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая традиции русской литературы, особенно Гоголя, Достоевский с болью и любовью пишет о «маленьком человеке», живущем в холодном и жестоком мире. Сам писатель заметил: «Все мы вышли из “Шинели” Гоголя». Тема «маленького человека», «униженных и оскорбленных» особенно сильно прозвучала в романе Достоевского «Преступление и наказание». Одну […]
    • Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким сердцем, людей, добрых по природе, но по тем или иным причинам оказавшихся на нравственном дне, потерявших уважение к себе как личности или опустивших свою душу в моральном плане. Некоторые из этих героев так никогда и не поднимаются на прежний уровень, а становятся настоящими […]
    • В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60‑х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху‑процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим. Достоевский наделил своего героя прекрасными чертами: Раскольников был «замечательного хорош собою, с […]
    • Во всемирно известном романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» образ Родиона Раскольникова является центральным. Читатель воспринимает происходящее именно с точки зрения этого персонажа – обнищавшего и опустившегося студента. Уже на первых страницах книги Родион Романович ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. Мелкие, совершенно незначительные, казалось бы, происшествия он воспринимает весьма болезненно. Например, на улице его пугает внимание к его шляпе – и Раскольников тут […]
    • Роман Достоевского «Преступление и наказание» можно читать и перечитывать несколько раз и все время находить в нем что-то новое. Читая его впервые, мы следим за развитем сюжета и задаемся вопросами о правильности теории Раскольникова, о святой Сонечке Мармеладовой и о «хитрости» Порфирия Петровича. Однако, если мы откроем роман во второй раз, появляются и другие вопросы. Например, почему именно тех, а не иных героев вводит автор в повествование, и какую роль они играют во всей этой истории. Роль эта на первый […]
    • Раскольников Лужин Возраст 23 года Около 45 лет Род занятий Бывший студент, бросил учебу из-за невозможности платить Преуспевающий юрист, надворный советник. Внешность Очень хорош собой, темно-русые волосы, темные глаза, стройный и тонкий, рост выше среднего. Одевался чрезвычайно плохо, автор указывает, что другой человек даже постыдился бы в таком выходить на улицу. Немолод, осанист и чопорен. На лице постоянно выражение брюзгливости. Темные бакенбарды, волосы завиты. Лицо свежее и […]
    • Порфирий Петрович - пристав следственных дел, дальний родственник Разумихина. Это человек умный, хитрый, проницательный, ироничный, незаурядный. Три встречи Раскольникова со следователем - своеобразный психологический поединок. У Порфирия Петровича нет улик против Раскольникова, но он убежден, что тот - преступник, и свою задачу как следователя видит либо в том, чтобы найти улики, либо в его признании. Вот как Порфирий Петрович описывает свое общение с преступником: «Видали бабочку перед свечкой? Ну, так он все […]
    • Ф. М. Достоевский был настоящим писателем‑гуманистом. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь людям постоянно присутствуют на страницах его романа. Герои романов Достоевского – это люди, желающие найти выход из жизненного тупика, в котором оказались по разным причинам. Они вынуждены жить в жестоком мире, который порабощает их умы и сердца, заставляет действовать и поступать так, как людям не хотелось бы, или как бы они не поступили, находясь в других […]
    • Соня Мармеладова для Достоевского – это то же самое, что для Пушкина Татьяна Ларина. Любовь автора к своей героине мы видим повсюду. Мы видим, как он восхищается ею, боготоворит и где-то даже ограждает от несчастий, как ни странно это звучит. Соня – это символ, божественный идеал, жертва во имя спасения человечества. Она как путеводная нить, как нравственный образец, несмотря на ее занятие. Соня Мармеладова – антагонист Раскольникова. И если разделять героев на положительных и отрицательных, то Раскольников будет […]
    • В центpе pомана Ф. М. Достоевского "Пpестyпление и наказание" - хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночинца, бедного стyдента Родиона Раскольникова.Раскольников совеpшает пpестyпление: yбивает стаpyхy-пpоцентщицy и ее сестpy, безобиднyю, пpостодyшнyю Лизаветy. Престуление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим. В чем же трагедия Раскольникова? Своего героя Достоевский наделил прекрасными […]
    • Тема «маленького человека» была продолжена в социально-бытовом, психологическом, философском романе-рассуждении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866). В этом романе тема «маленького человека» прозвучала намного громче. Место действия – «желтый Петербург», с его «желтыми обоями», «желчью», шумными грязными улочками, трущобами и тесными двориками. Таков мир нищеты, невыносимых страданий, мир в котором у людей рождаются больные замыслы (теория Раскольникова). Такие картины одна за другой появляются […]
    • Истоки романа восходят ко времени каторги Ф.М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения...» Первоначально Достоевский задумал написать "Преступление и наказание" в […]
    • Одним из сильнейших моментов романа «Преступление и наказание» является его эпилог. Хотя, казалось бы, кульминация романа давно миновала, и события видимого «физического» плана уже произошли (задумано и содеяна страшное преступление, совершено признание, приведено в исполнение наказание), на самом деле только в эпилоге роман достигает своего подлинного, духовного пика. Ведь, как выясняется, совершив признание, Раскольников не раскаялся. «Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес […]
  • Выполнили: Владислав Емец Юлия Закирзянова Елизавета Сорокина Ученики 10 «А» класса Магия числа «три» 2014 г.

    Введение Числа с глубокой древности играют важную и многогранную роль в жизни человека. Неудивительно, что они всегда вызывали пристальное внимание к себе со стороны разума. Числам древние люди приписывали особые, сверхъестественные свойства, практически в любой религии есть свои «священные числа». Одни числа сулили счастье и успех, другие могли вызвать удар судьбы.

    Магия числа

    С колько сможем мы припомнить народных выражений, в которых используется число три? Насчет того, что в трех соснах заблудиться, а с песней хоть за три моря, – наверное, все помнят. И про то, что обещанного три года ждут – тоже. И Бог, как известно, любит троицу. Непонятно, как можно плакать в три ручья или согнуться в три погибели, или наврать с три короба, но тем не менее, эти словесные обороты существуют многие века, не теряя популярности в народной речи. А сколько фольклорных источников повествует о трех желаниях, трех попытках, трех испытаниях, трех братьях, сестрах, феях, богатырях, драконах о трех головах... Каким его только не считают: и священным, и божественным, и магическим, и счастливым.

    Религия Тройка - небесное число, символизирующее душу. Это - число удачи. В христианстве: Святая Троица: Бог Отец, Бог-сын и Святой Дух. Три неба рая. Три волхва принесли дары родившемуся Иисусу в Назарет. Иисус Христос воскрес утром на третий день. Троеручица - чудотворная икона Божией Матери. Три года общественного служения Иисуса Христа. Три креста на Голгофе. Триодь Трезвон - разновидность колокольного звона Поэтому число "3" - это священное число Христианства.

    В «Преступлении и наказании» содержится множество символов. Особенное значение в этом романе писатель отдает числам. Числа «три» и «тридцать три» особенно важны для христианской культуры. Поэтому именно с этими числами Ф.М.Достоевский олицетворяет божественную сущность. Что же мы видим в романе? Три дня Раскольников мучился перед убийством процентщицы, три раза он приходил к старухе, на шее у которой были два крестика и медный образок. Соня пожертвовала Мармеладову свои последние тридцать копеек на опохмел и он в этот миг почувствовал себя Иудой. Действительно, именно за эту сумму Иуда предал Христа, согласно евангельскому рассказу. До наших дней дошел личный экземпляр Евангелия Ф.М.Достоевского. Пометки в нем говорят об особой роли евангельских чисел в мировоззрении писателя. Как упоминалось выше, число три отображает божественную сущность явлений. Еще один его смысл - предупреждение о наступающей беде (Раскольников оставлял залог у процентщицы три раза). С другой стороны - это надежда, которую несет символ Троицы и, в завершении, наказание, искупление вины.

    Цитаты « Пришла [ Соня ] , и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила..» (часть 1, глава 2) ; « Тридцать копеек вынесла [ Соня ] , своими руками, последние, все, что было…» (часть 1 , глава 2) ; « Говорю, три часа дожидаюсь...» (Разумихин три часа дожидается, пока проснется Раскольников) (часть 2 , глава 3) ; «…потом позвонил в третий раз» (Раскольников к старухе) (часть 1, глава 6) ; « Да уж три раза приходила…» (Марфа Петровна к Свидригайлову) (часть 4, глава 1) ; «…Марфа Петровна за неделю до смерти, успела оставить тебе, Дуня, по завещанию три тысячи рублей …» (часть 4, глава 2) ; « Вот три пятипроцентные билета, всего на три тысячи.» (Свидригайлов вручает Соне) (часть 6, глава 6) ; Раскольников трижды встречается с Порфирием Петровичем; Раскольников думает, что у Сони три дороги, когда она стоит в трех шагах от стола; Марфа Петровна выкупила Свидрига й лова за тридцать тысяч.

    достоевский цифровая символика роман

    Ничто не нравится, кроме красоты, в красоте - ничто, кроме форм, в формах - ничто, кроме пропорций, в пропорциях - ничто кроме числа.

    В. Августин

    В толковом словаре С.И Ожегова сказано, что слово символ имеет два значения:

    • - во-первых, это «предмет или действие, служащее условным знаком какого-нибудь понятия, чего-нибудь отвлечённого».
    • - во-вторых, «краткое изложение основных догматов христианской религии».

    Число - это тоже символ, выражающий нечто целое, законченное, символизирующее упорядоченность, целостность и неделимость, как гармония цвета, музыки и слова.

    Цифровая символика Достоевского занимает в его творчестве особое место. Раскрывая значение и магию числа, я попыталась раскрыть магию слова, которое сама по себе, есть тайна.

    Фёдор Михайлович Достоевский серьёзно занимался математикой в Петербургском военно-инженерном училище, которое он закончил в 1843 году. Несмотря на то, что он не был профессионалом и смотрел на происходящее в математике (с математикой) со стороны, он представлял себе её язык и метод и мог почувствовать те парадоксы, которые уже вторглись в науку и на которые многие профессиональные математики ещё не обращали должного внимания.

    «Мне лично,- заявил Эйнштейн,- ощущение высшего счастья дают произведения искусства, в них я черпаю такое духовное блаженство, как ни в какой другой области….

    Но если Вы спросите, кто вызывает сейчас во мне наибольший интерес, то я отвечу: Достоевский!»

    Эти слова Эйнштейна, сказанные им в беседе с немецким публицистом начала XX века А. Мошковским, вот уже более полувека будоражат умы и учёных и художников.

    Сотни статей комментируют слова великого физика, выдвигаются различные гипотезы и толкования, проводятся параллели между мечтой Ф.М. Достоевского о социальной и моральной гармонии и поисками универсальной гармонии мироздания, которой Эйнштейн посвятил свою жизнь.

    Мировая гармония, красота - подобна гармонии чисел. Достоевский говорил, что именно доброта и красота спасут мир. Познание прекрасного идет через подъём по воображаемой лестнице вверх или вниз. Количество ступеней может быть разным, в зависимости от тяжести подъёма.

    Причём, по лестнице можно не только подниматься, но и спускаться.

    Исследователи обратили внимание, что в области словесной символики у Достоевского в романе «Преступление и наказание» одно слово-образ занимает особое место. Это, именно, слово лестница. В повествовании, исключая заключительную часть. Раскольников взбирается и спускается по лестнице, по крайней мере, 48 раз.

    Он должен подниматься и спускаться из своей чердачной комнаты на улицу. Он взбирается по лестнице, чтобы попасть в комнату Мармеладова; он должен подняться на несколько этажей до квартиры старой процентщицы; и до полицейской конторы; и до комнаты Сони. Важным фактором является, однако, то, что моменты напряжений или колебаний характерным образом происходят на лестницах.

    Отправляясь, для осуществления задуманного плана, ему приходится «сходить вниз свои тринадцать ступеней, осторожно, неслышно, «как кошка».

    13 - традиционно несчастливое число. Это число, превышающее на единицу полный комплект, дюжину, чревато взрывом, неведомым переходом к новому качеству и поэтому опасно. Усугубляется это нисхождение вниз ещё сравнением, как кошка.

    На пороге, в проходной комнате, выходящей прямо на лестницу, живёт и семья Мармеладова (здесь, на пороге, когда Раскольников привёл пьяного Мармеладова, он впервые встречается с членами этой семьи).

    У порога убитой им старухи он переживает страшные минуты, когда по другую сторону двери, на площадке лестницы стоят Кох и Пестряков. Сюда он опять приходит и сам звонит в звонок, чтобы снова пережить эти мгновения.

    На пороге, в коридоре, у фонаря, происходит сцена полупризнания Разумихину, без слов, одними взглядами. На пороге, у дверей в соседнюю комнату, происходят его беседы с Соней (а по другую сторону дверей их подслушивает Свидригайлов).

    Порог, прихожая, коридор, площадка, лестница, ступени её, открытые на лестницу двери, ворота, дворы, а вне этого - город: площади, улицы, фасады, кабаки, мосты, канавки. Вот пространство этого романа. И среди всего этого - адреса и числа, числа…

    Видя в числах сущность явлений, начало начал, пифагорейцы считали, что реальные тела состоят из «единиц бытия» - «математических атомов», различные комбинации которых и представляют конкретные объекты.

    Даже вселенная мыслилась ими как совокупность чисел. Сами же числа пифагорейцы представляли наглядно и материально: единица трактовалась как абсолютная и неделимая единичность, т.е. точка, «геометрический атом» или первооснова всех чисел; два - как уход в неопределённую даль, т.е. прямая линия, простирающаяся в одном измерении; три - треугольник, образующий плоскость двух измерений, и возврат к определённости; четыре - пирамида, дающая представление о пространстве трёх измерений.

    Вообще, числа 1, 2, 3, 4 играли у пифагорейцев особую роль и образовывали тетрактис, или четвёрку. По преданию, клятва пифагорейцев гласила: «Клянусь именем Тетрактис, ниспосланной нашим душам. В ней источник и корни вечно цветущей природы». Особая роль тетрактиса, видимо, была навеяна законами музыкальных созвучий, после чего все объекты природы виделись пифагорейцам, состоящим из четвёрок: четвёрка геометрических элементов - точка, линия, поверхность, тело; четвёрка физических элементов - земля, вода, огонь, воздух. Сумма же чисел, образующих тетрактис, равная десяти (10 = 1+2+3+4), считалась священным числом, и олицетворяло всю вселенную.

    Так родился знаменитый пифагорейский тезис: « Все вещи суть числа». Интерес к числу часто носил у пифагорейцев религиозно-мистический характер. Некоторые отголоски пифагорейской числовой мистики мы встречаем и в наши дни: например, обычай дарить нечётное число цветов (чётное число считалось несчастливым).

    Л. Даунер обратил внимание на часто повторяющееся в романе число «четыре». Лестница ведёт к буквально повторяющемуся уровню высоты - к четвёртому этажу.

    Квартира жертвы находится на четвёртом этаже здания; Раскольников прячет украденные вещи во дворе, где строится четырёхэтажный дом; убогая комната Мармеладова находится на четвёртом этаже; полицейская контора находится на четвёртом этаже и Раскольников направляется к четвёртой комнате. После преступления Раскольников четыре дня находится в бредовом состоянии. В истории воскрешения Лазаря, которую Соня читает Родиону, Лазарь был мёртв четыре дня. История эта помещена в 4-м Евангелии (Евангелие от Иоанна). Раскольников переживает четыре основных бреда. Таким образом, мы имеем восемь (дважды четыре) появлений числа «четыре», все связанные с преступлением Раскольникова, его виной и признанием.

    8 - двойная четвёрка. Единство сил и средств; число друидизма, смягчающее через единство противоположных качеств дурное влияние четвёрки на судьбу человека.

    Число четыре имеет основополагающее значение. Есть четыре времени года. Четыре направления, четыре стадии в эмбрионом развитии, четыре элемента.

    К этому надо добавить, что символика чисел в произведениях Достоевского, в частности в «Преступлении и наказании», восходит к фольклорной и библейской символике: четыре стороны света - слова Сони: «стань на перекрёсток. Поклонись, поцелуй сначала землю … поклонись всему свету на все четыре стороны»; четыре Евангелия. В Откровении Иоанна Богослова - четыре животных (гл. 4); 4 ангела, 4 угла, 4 ветра (гл. 7); 4 имени сатаны (гл. 12)

    Приведя многочисленные примеры «поразительно устойчивого образа» четырёхэтажных домов и четвёртого этажа в «Преступлении и наказании», В.Н. Топоров делает вывод: «Эта четырёхчленная вертикальная структура семантически приурочена к мотивам узости, ужаса, насилия, нищеты и тем самым противопоставлена четырёхчленной горизонтальной структуре (на все четыре стороны), связываемой с идеей простора, доброй воли, спасения. У Достоевского число введено в мир и определяет не только размеры, но и высшую суть его.

    Фольклорно-евангельское число «три» (в фольклоре - три дороги, на картине Верещагина «Витязь на распутье» богатырь изображен около камня, выбирая себе путь, он думает по какой дороге отправится, три встречи, три сына, три препятствия, в Евангелии - три отречения Петра, Иисус у Геннисаретского озера обратился к Петру с вопросом три раза. Три года искал плодов на смоковнице хозяин) играет значительную роль в романе «Преступление и наказание».

    Марфа Петровна оставила Дуне три тысячи рублей по завещанию, Соня вынесла Мармеладову на похмелье последние тридцать копеек. И он, как и раньше Катерина Ивановна, которой Соня «тридцать целковых молча выложила», не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой. Марфа Петровна выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч Серебреников, как некогда предал, по евангельскому рассказу, Иуда Христа за тридцать Серебреников. Раскольников три раза позвонил в колокольчик старухи, три раза ударил её топором. Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем обобщают философское содержание романа. На третий день после убийства «объявляется вдруг самый неожиданный факт», в трёх шагах стреляет Дуня; три билета вручает Соне Свидригайлов; три часа дожидается Разумихин, когда Раскольников проснётся; «три раза приходила» Марфа Петровна к Свидригайлову; у Сони три дороги; у Сони «большая комната с тремя окнами» и т.д.

    В Евангелии, подаренном Достоевскому в Тобольске жёнами декабристов перед отправкой петрашевцев на каторгу, отдельные пометки свидетельствуют о том, что писатель выделял и евангельские числа.

    Число 7 является наиболее устойчивым и, видимо, символическим числом в «Преступлении и наказании». Сам роман состоит из семи частей - 6 частей и эпилог - первые две части состоят из семи глав каждая. Роковое время для Раскольникова - 7 часов вечера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Он узнает, что именно в 7 часов старуха останется дома одна. «Только что он достал заклад, как вдруг где-то на дворе раздался чей-то крик: - Семой час давно!»

    И цифра 7 здесь, конечно, не случайна. Согласно учению пифагорейцев число 7 является символом святости, здоровья и разума. Теологи называют число 7 «истинно святым числом, так как число 7 - это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4, числа мирового порядка; следовательно, само число 7 является символом «союза» Бога с Человеком, символом общения между Богом и его творением. В Библии говорится о том, что в седьмой день Бог почил. « И совершил Бог к седьмому дню дела свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.

    «И всякого скота чистого … по семи мужского пола и женского» должен взять Ной в ковчег (Первая книга Моисеева. Бытие, гл. 7). Урожайных годов в Египте было 7 и неурожайных тоже 7 (Бытие. Гл.41). Каждый 7-й день и каждый 7-ой год святы.

    Можно предположить, что «посылая» своего героя на убийство именно в 7часов, Достоевский тем самым заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать «союз», Бога с Человеком. Вот почему, чтобы снова восстановить этот «союз», чтобы снова стать Человеком, Раскольников должен пройти через это «истинно святое число». Поэтому в эпилоге романа снова возникает число 7, но уже не как символ гибели, а как спасительное число: «Им оставалось ещё семь лет; а до тех пор, сколько нестерпимой муки и сколько бесконечного счастья!...

    Вспомним мифологию: семь и русский фольклор: семь дней недели, семь основных цветов, семь тонов музыкальной шкалы, семь чудес света, семь дочерей Атланта и пр. Необходимо вспомнить основательный совет в народной мудрости - семь раз проверять перед тем, как хочешь сделать что-то важное.

    Неоднократное указание в романе на одиннадцать часов связано непосредственно тоже с евангельским текстом. « Был час одиннадцатый, когда он вышел на улицу»,- отмечает Достоевский время ухода Раскольникова от умершего Мармеладова. А вот время прихода к Соне:

    « Я поздно… Одиннадцать часов есть? - спросил он, всё ещё не подымая на неё глаз. - Есть, - пробормотала Соня. - Ах да, есть! - заторопилась она вдруг, как будто в этом был для неё исход, - сейчас у хозяев пробил, … и я сама слышала. Есть».

    После посещения Сони, «на другое утро, ровно в одиннадцать часов, Раскольников вошёл в отделение пристава следственных дел и попросил доложить о себе Порфирию Петровичу».

    Число 11 здесь неслучайно. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о том, что «царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой». Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. А вечером, при расплате, управляющий по распоряжению хозяина заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу.

    И последние стали первыми во исполнение какой-то высшей справедливости.

    Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что Раскольникову ещё не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться и стать из последнего, пришедшего в одиннадцатом часу, первым.

    Анализируя творчество Достоевского, Карен Степанян писал: «На самом деле Достоевский очень оптимистический и внушающий бодрость духа писатель, ибо в его произведениях всегда виден свет и пути выхода из самых сложных ситуаций». И я с этим полностью согласна.

    «Преступление и наказание» - роман о человеческой душе, умеющей любить и ненавидеть, отличающей правду света от искушений ада или не имеющей подобного «таланта», а значит, «должной умереть», уничтоженной своими же страстями, а не адскими «играми» дьявола. Умение выйти из этой битвы победителем, быть свергнутым и суметь вознестись на пьедестал и представил Ф. М. Достоевский в романе с помощью магии чисел.

    Список используемой литературы:

    • 1. Ю. А. Селезнёв « В мире Достоевского».
    • 2. С. В. Белов « Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»».
    • 3. А. В. Волошин «Математика и искусство».
    • 4. Е. И. Парнов «Трон Люцифера»
    • 5. В. А. Котельников «Цель и надежда: пророческое искусство Достоевского».
    • 6. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».

    Сызранов Игорь

    Актуальность темы.

    К творчеству Ф. Достоевского по-разному относились и относятся как читатели, так и критики. Многие считают писателя самым «трудным» классиком. Но роман «Преступление и наказание» интересно не только тем, что в них нашли отражение сложнейшие проблемы России второй половины ХIХ века, но и тем, что писатель поставил и пытался решить такие глобальные вечные проблемы, как жизнь и бессмертие, добро и зло, вера и безверие.

    ü через символику показать всю сложность и глубину романа,

    ü выявить роль деталей и символов в идейно-тематическом осмыслении романа,

    ü показать роль библейских мотивов через символику в романе “Преступление и наказание”.

    ü исследование и выявление значения цифровых символов с точки зрения философского восприятия романа;

    ü классификация цифровых символов на основе анализа текста романа и библейского восприятия символов;

    ü соотношение цифровой ассоциации и застрочного пространства изображаемого в романе.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Научно-исследовательская работа ученика 11а класса ГБОУ СОШ №362 Московского района г.Санкт-Петербурга

    Сызранова Игоря

    Научный руководитель:

    Сызранова Наталия Владимировна

    Тема работы

    «Значение символики в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

    Смирись, гордый человек!

    Ф.М.Достоевский

    Актуальность темы.

    К творчеству Ф. Достоевского по-разному относились и относятся как читатели, так и критики. Многие считают писателя самым «трудным» классиком. Но роман «Преступление и наказание» интересно не только тем, что в них нашли отражение сложнейшие проблемы России второй половины ХIХ века, но и тем, что писатель поставил и пытался решить такие глобальные вечные проблемы, как жизнь и бессмертие, добро и зло, вера и безверие.

    Цели:

    • через символику показать всю сложность и глубину романа,
    • выявить роль деталей и символов в идейно-тематическом осмыслении романа,
    • показать роль библейских мотивов через символику в романе “Преступление и наказание”.

    Задачи:

    • исследование и выявление значения цифровых символов с точки зрения философского восприятия романа;
    • классификация цифровых символов на основе анализа текста романа и библейского восприятия символов;
    • соотношение цифровой ассоциации и застрочного пространства изображаемого в романе.

    Введение.

    Л. Толстой отмечал, что писатель придает огромное значение – «бесконечно малым моментам текста». Действительно, художественный текст романа говорит языком детали. Правильно и точно найденная деталь приковывает к себе внимание читателя, является способом проникновения в застрочное пространство текста, нередко становясь ключевым символом, помогающим понять сокровенные мысли писателя.

    В литературе символом становится художественная деталь, когда, сохраняя прямое значение, она порождает ряд ассоциаций, то есть становится знаком, несущим иносказательный смысл. Образы-символы являются теми ключевыми вершинными точками, вокруг которых концентрируется действие романа “Преступление и наказание”. Поэтика романа подчинена главной и единственной задаче – воскресению Раскольникова, избавлению “сверхчеловека” от преступной теории приобщению его к миру людей.

    Основные образы-символы произведения, которые сразу возникают в памяти чаще всего называют следующие: фамилия главного героя, архитектура Петербурга, желтый цвет, лестница, топор, слово «вдруг», которое повторяется в романе 760 раз. Возникает и числовая символика. Что не случайно. Достоевскому была известна теория пифагорейцев, которая была положена в основу числовой символики романа. Это теория о влиянии чисел на жизнь человека. Известна такая легенда: Пифагор утверждал, что он сын бога Гермеса и земной женщины. Однажды отец сказал Пифагору, что он может просить всё, что захочет, кроме бессмертия. Пифагор просил сохранить ему память обо всех жизнях, которые ему предстоит прожить. Пифагор известен как талантливый стратег, экономист, математик. В Греции он организовал школу для юношей, но с каждого взял клятву, что тот будет молчать о знаниях, полученных в школе. Один из учеников нарушил клятву, и мир узнал о теории пифагорейцев, которая утверждает, что число играет в жизни человека решающее значение.

    Основная часть.

    Число 30 – предательство Иуды.

    Обратимся к тексту.

    «В девять часов вечера выложила Соня тридцать целковых перед Катериной Ивановной и этим самым принесла себя в жертву ради спасения голодных детей.»

    «Последние тридцать копеек вынесла Соня Мармеладову на похмелье, и он не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой».

    «Марфа Петровна выкупила Свидригайлова из долговой ямы за тридцать тысяч, и он предал ее».

    Число 30 связано с притчей, в которой Иуда предал Христа за 30 серебряных монет. И все упоминания в тексте связаны с предательством.

    Символика числа 7.

    Число 7 является также наиболее устойчивым и часто повторяющимся в романе. Роман имеет 7 частей. Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство (Святая троица) и числа 4 – числа мирового порядка. Следовательно, число 7 является символом “союза” Бога и человека.

    В тексте находим

    • Роковое время для Раскольникова - 7 часов вечера.
    • Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Число 7 – союз Бога и человека.
    • «…он узнал, что завтра, ровно в 7 часов вечера, Лизавете, старухиной сестры, не будет дома…»
    • Свидригайлов прожил с Марфой Петровной всего 7 лет, но для него они были как 7 лет каторги.
    • Сон Раскольникова, когда он представляет себя 7-летним мальчиком.
    • «Им оставалось еще 7 лет. Семь лет, только семь лет! В начале своего счастья они оба были готовы были смотреть на эти 7 лет как на 7 дней».

    Достоевский посылает Раскольникова на убийство именно в 7 часов,

    так как тот хочет разорвать этот союз.

    В эпилоге вновь появляется вновь число для того, чтобы восстановить этот союз, чтобы снова стать человеком, герой должен снова пройти через это истинно святое число. Число 7 конце романа уже не как символ гибели, а спасительное число.

    Символика числа 4.

    Отмечаем в тексте:

    • Квартира жертвы находится на четвертом этаже.
    • Раскольников прячет деньги старухи во дворе, где строится четырехэтажный дом.
    • Комната Мармеладова находится на четвертом этаже.
    • Полицейская комната находится на четвертом этаже.
    • Чтение притчи про Лазаря происходит через 4 дня после преступления, то есть через четыре дня после нравственной смерти Раскольникова.
    • Слова Сони: “Стань на перекрёстке, поклонись всему свету на все четыре стороны”.

    В миропорядке число 4 имеет основополагающее значение: четыре времени года, четыре Евангелия, четыре стороны света, четыре этапа жизни человека.

    Чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, т.е. через четыре дня после его нравственной смерти. Причем это действие расположено в 4 части, главе 4. Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении всего романа. Не случайно же, он просит Соню перечитать именно эту притчу.

    Комната Раскольникова уподобляется гробу неоднократно. Под камнем он схоронил награбленное. Слова Христа “отнимите камень” означают: раскайтесь, сознайтесь в своём преступлении.

    Сопоставление с Лазарем разработано в романе глубоко и последовательно.

    Если выписать из “Преступления и наказания” все места, где Раскольников так или иначе уподобляется мёртвому , то в каждой цитате окажется какой-либо один признак покойника, все вместе они составят полное его описание. Писатель вначале описал мертвеца в одном предложении, которое затем разбил и разбросал останки по всей книге.

    Число 11- число высшей справедливости.

    Читаем в романе:

    • «В 11 часов вечера зашли Раскольников с Мармеладовым домой к Катерине Ивановне».
    • «Я поздно… 11 часов есть?» - время прихода Раскольникова к Соне.
    • «… на другое утро, в ровно в 11 часов, Раскольников вошел в отделение пристава следственных дел к Порфирию Петровичу».

    Неоднократное указание в романе на число 11 связано непосредственно с евангельским текстом. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о виноградаре и работниках, который выходил нанимать работников на виноградник в 3-м часу, в 6-м, в 9-м и, наконец, в 11-м. А вечером заплатил всем поровну, начав с тех, кто пришёл в 11.

    Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что ещё не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, стать из последнего пришедшего в одиннадцатом часу первым. Ответы на эти вопросы Достоевский пытался найти, обращаясь к Новому Завету, повествующему о судьбе Иисуса Христа.

    При чтении текста романа читатель замечает, что Раскольников так часто пересекает мост. На мосту, словно на границе жизни и смерти, Раскольников то погибает, то оживает.

    Мост – это своего рода Лета: в мифологии река мёртвых.

    Множество раз Раскольников пересекает Неву – как своего рода Лету – и всякий раз Достоевский с особой тщательностью отмечает его переход.

    Мысль об очистительной силе страдания чётко сформулированы Достоевским в эпилоге. Сон Раскольникова перекликается притчей Евангелия о конце света.

    Можно провести еще одну параллель с библейским мотивом. Известны семь смертных грехов, нарушение которых ведут к гибели души. Вспомните «Божественную комедию» Данте, все круги, через которые проходит герой вместе со своим проводником - Вергилием. Это гордыня, зависть, чревоугодие, блуд, гнев (злоба), алчность (жадность), уныние (лень).

    Достоевский показывает насколько глубоко падение Раскольникова, но даже он способен на возрождение души, надо только прийти к духовной вере, к Богу через любовь.

    Все символы романа, так или иначе, соотносятся с именем Иисуса Христа, учение которого изложено в Евангелии его учениками – апостолами Матфеем, Лукой, Иоанном, Марком. Сам Ф.М.Достоевский испытал влияние Евангелия не только как религиозно-этической книги, но и как художественного произведения. В 1850 году в Тобольске перед отправкой на каторгу жёны декабристов подарили Достоевскому экземпляр Евангелия. Это была единственная книга, позволенная в остроге. Достоевский вспоминает: “Они благословили нас в новый путь и перекрестили. Четыре года эта книга пролежала под моей подушкой на каторге”. Кстати, описание именно этой книги встречается в сцене встречи Сони и Раскольникова. («На комоде лежала какая-то книга. Он каждый раз, проходя взад и вперед, замечал ее; теперь же взял и посмотрел. Это был Новый Завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплете».) После каторги Достоевский убеждает себя в том, что Христос – воплощение чистоты и правды, идеал мученика, принявшего на себя спасение человечества.

    Выводы

    Таким образом, через числовую символику раскрывается роль библейских мотивов в психологическом романе. Писатель указывает на страшную опасность для человечества индивидуализма, который может привести к забвению всех нравственных норм. Для нас открывается пророческий смысл формулы Достоевского: “Смирись, гордый человек!” Спасти людей от моральной гибели может только вера: вера в Бога, в себя, в нравственные устои.

    Достоевского можно по праву назвать художником-пророком. Он предвидел трагическую ситуацию, в которой окажется человечество и современный мир. Писателя страшит всё: власть денег, падение нравственности, обилие преступлений. Насилие в любой форме может привести к катастрофе, к уничтожению жизни на Земле.

    Список литературы.

    1. Л.В.Карасёв О символах Достоевского. Вопросы философии 1994 №10
    2. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976
    3. Топорков Л.В. Солнце // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Международн. отношения, 2002.
    4. Белый А.Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.
    5. http://www.noisette-software.com/

    Управление образования администрации Каргатского района

    МКОУ Каргатская средняя общеобразовательная школа №2 им. Горького

    Научно-исследовательская работа

    по теме « Числовая символика в романе Ф.М.Достоевского

    «Преступление и наказание».

    Лучинина Анна Вячеславовна

    учащаяся 10 класса

    МКОУ СОШ №2 им. Горького

    Лучинина Наталья

    Николаевна

    Каргат 2012

    1.Введение…………………………………………………………….3

    2.Основная часть:

    2.1.Причины обращения Ф.М.Достоевского к истории чисел……..5

    2.2.Значение чисел в жизни Ф.М.Достоевского………………….....7

    2.3.Особенности включения числовой символики в роман.….……8

    3.Заключение……………………………………………………….....13

    4.Список использованной литературы……………………………...15

    Введение

    Символ только тогда истинный символ,

    когда он неисчерпаемо беспределен

    в своем значении. Он многолик, многосмысленен и всегда темен в своей глубине.

    Д. Мережковский

    Символ всегда будоражит мысль, открывает свободу ассоциациям, активизирует воображение, вызывает затаенный трепет чувств, мыслей. Символ притягивает к себе таинственностью, непредсказуемостью, недоговоренностью своего смысла, открывая тем самым бесконечный простор для размышлений и толкований, бесконечную перспективу для поиска. Символ может продемонстрировать свои смыслосодержательные возможности, поскольку символ способен передавать и подразумеваемые смыслы. Восприятие символа каждый раз уникально. Символу всегда есть что сказать, к нему всегда есть что добавить. Особенность символа состоит именно в том, что ни в одной из ситуаций, в которых он используется, он не может быть истолкован однозначно. Даже у одного и того же автора в одном произведении символ может иметь неограниченное количество значений. Примером произведения от заглавия до эпилога, построенного на символах, может служить роман «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского.

    Количество символов в произведении огромно:

    Символы «преступления» (слово «преступление», слово «нерешительность», фамилия главного героя).

    Символы «смерти» (топор, железо, камень, медь, заклад).

    Символы духовного возрождения (чистое белье, тлетворный дух, нательные кресты).

    Символы и смерти, и духовного возрождения (порог).

    Символы-цифры (3,4,7), но я остановилась только на символике числа.

    На мой взгляд, роман актуален и в наше время, ведь люди не меняются, меняются лишь имена, лица и даты, а ведь нравы, культура бытия и взгляд на вещи остается прежними.
    Идея работы заключатся в том, чтобы заинтересовать читателя этим произведением, ведь изучать «Преступление и наказание» - одно удовольствие. Потому что его сложно просто читать, его нужно именно изучать, слой за слоем открывая новые грани внутри изображенного мира, внутри характеров героев и, конечно, внутри себя. Все произведения Достоевского, а в особенности это, можно бесконечно исследовать, изучать, «бродить по нему» словно по смысловому замку, полному потайных комнат и привидений. В этой книге кроются тайны символов, а именно символов числа, к раскрытию которых спешит каждый внимательный читатель. Я считаю, что именно раскрытие тех или иных тайн будет хорошей мотивацией к чтению романа, а в дальнейшем и к изучению других произведений Федора Михайловича.

    Цель моего исследования:

    рассмотреть числовую символику «Преступления и наказания» как ключ к пониманию психологического романа Достоевского.

    Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:

      Проанализировать и выделить объединяющую роль символов - чисел по их значению;

      Провести анализ биографии Ф.М.Достоевского с целью выявления причин его интереса к значению чисел, использовавшихся в романе, их значение в жизни писателя.

      Установить взаимосвязь реальных событий в жизни Достоевского и сюжетной линии романа.

      Сопоставить персонажи и события романа «Преступление и наказание» с текстом Евангелия и Библии.

    5. Проследить, как изменяются значения числовых символов в соответствии с развитием сюжета и изменением состояния героя.

    В основу моей исследовательской работы вошло, прежде всего, внимательное прочтение литературного произведения и текста Евангелия, к которому неоднократно обращается Ф.М.Достоевский в своем произведении. И, конечно же, я в своей работе обращалась и к критической литературе, что помогло мне сделать важнейшие выводы по заявленной теме.

    Причины обращения Ф.М.Достоевского к истории чисел.

    В ходе исследования биографии писателя мною были выявлены причины, которые могли объяснить интерес Достоевского к символам чисел. Фёдор Михайлович Достоевский серьёзно занимался математикой в Петербургском военно-инженерном училище, которое он закончил в 1843 году. Несмотря на то, что он не был профессионалом и смотрел на происходящее в математике (с математикой) со стороны, он представлял себе её язык и мог почувствовать те парадоксы, которые уже вторглись в науку и на которые многие профессиональные математики ещё не обращали должного внимания.

    Достоевский достаточно глубоко изучал труды пифагорейцев. Он соглашается с пифагорейским тезисом: « Все вещи суть числа».

    И, конечно же, я не могу не отметить самую важную причину обращения Достоевского к нумерологии - это жизненные обстоятельства, которые преследовали Достоевского на протяжении всей его жизни.

    Происхождение писателя из религиозной семьи. Интерес к числу часто носил религиозно-мистический характер, потому что воспитанный в патриархальной и религиозной семье, свято чтившей все церковные обряды, Федор интересовался священными историями Ветхого и Нового Завета.

    Ф.М.Достоевский - сын священника, врача московской Мариинской больницы для бедных и урожденной Нечаевой М.Ф.- женщиной религиозной, учившей своих детей читать по книге «Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета». В детстве Федор вместе с родителями часто бывал в московских церквах и соборах, а также в Троице- Сергиевой лавре. Двоюродный дед писателя В.М. Кательницкий, профессор Московского университета, брал маленького Федю, его братьев и сестер на святочные гулянья.

    Следующая причина – это то, что художническое начало Достоевского было теснейшим образом связано с началом философским . Он впитывал в себя опыт литератур, как русских писателей, так и писателей других народов. Неустанные чтения и размышления над произведениями Шекспира, Байрона и Диккенса, Сервантеса и Шиллера, Корнеля, Расина, Бальзака, Жорж Санд, книг утопистов «подверстывались» к органическому вживанию в национальное литературное достояние, обогащали его понимание, помогали вскрывать важность того, что в иных случаях оставалось бы в тени.

    Революционные кружки, знакомства с монахами. Участие Достоевского в данных кружках, ведущих борьбу с самодержавным строем и пропагандирующих социалистов-утопистов, свидетельствовало о его стремлении найти путь искоренения общественных зол. О желании быть полезным своей родине и своему народу, вследствие чего, писателя арестовывают и приговаривают к смертной казни, которую меняют на каторжное наказание в тот момент, когда осужденные уже ждут расстрела.Впечатления каторги и солдатской службы как раз и повлияли на убеждения Достоевского. Теперь он вместе со своими представителями проповедует сближение с народом на религиозно - нравственной основе и убеждает себя в том, что Христос - это воплощение чистоты и правды, идеал мученика, принявшего страдания во имя грядущего спасения человечества.

    Положение в стране. Восстание декабристов, общественные движения, отмена крепостного права.

    Также если взять отрывок «Опыт о человеке» критиков К.И.Тюнькина и М.М.Стахановой из книги Ф.М.Достоевского «Возвращение человека» о Всемирно-историческом кризисе религиозного сознания. Сложившаяся мировоззренческая система, лишенная Центра, распалась. И человек нового, «открытого» сознания вынужден был заново искать ответы на вечные нравственно - философские вопросы бытия. Человек вступил в путь самостоятельного познания. То можно сказать, что Достоевский и начал искать ответы на интересующие его вопросы способом познания и изучения священной истории.

    Но, так или иначе, возможно утверждать, что именно собственная судьба заставила писателя вспомнить библейскую историю и включить ее в роман в качестве символов, в том числе и символов - чисел.

    Значение чисел в жизни Ф.М.Достоевского.

    Рождение Ф.М.Достоевского 30 октября(11ноября) 1821 года нельзя не назвать «непростым подарком» судьбы или странным совпадением.

    Число 30 – число предательства Иуды, именно в этот день Иуда Искариот предал своего учителя – Иисуса Христа.

    Число же 11 – это число высшей справедливости и следуя из этого рождение писателя должны считать рождением человека высшей справедливости.

    Из данной информации становится непонятно день рождения Достоевского – это день справедливости или же день предательства, но я считаю, что это день, когда после предательства следует справедливость.

    Следующим «подарком» судьбы – это количество детей в семье Достоевских. Их вместе с Федором было семеро. Также Достоевский служил в Сибирском линейном батальоне № 7 - 7 – означает союз бога и человека.

    Отец Достоевского уже четырехлетнего Федю посадил за книжку, твердя

    « Учись!». Также писатель был приговорен к 4-м годам каторги.

    И, наконец, число 9.

    Всеми признанный и широко известный писатель умирает 9 февраля (по новому стилю) 1881 года, в 8 часов 38 минут вечера, то есть 9 февраля почти в 9 часов Достоевский скончался.

    Под этой цифрой люди понимают то, что внутренний мир человека соединяется с миром внешним. Творец, максимально полно проявляется в материальном мире, вмещая в себя весь цикл бытия. Девять - символ перехода на новый виток развития. Можно сказать, что Достоевский не умер, а перешел на новый виток развития, который не виден простому человеку.

    По моему мнению, именно судьба распределила жизненный цикл писателя, во многом, связанный с числами. По веяниям судьбы жизнь Достоевского обретала внезапные поворотам, что и заставило включить именно эти цифры в роман.

    Особенности включения числовой символики в роман

    «Преступление и наказание».

    Мы уже знаем, что круг основных идей романа писатель вынашивал долгое время, возможно, в самом туманном виде, - еще с каторги. Работа над ним шла с увлечением и душевным подъемом, несмотря на материальную нужду. Генетически связанный с неосуществленным замыслом «Пьяненькие», новый роман Достоевского подводил итог творчеству 1840-50-х гг., продолжая центральные темы тех лет. Социальные мотивы получили в нем углубленное философское звучание, неотделимое от нравственной драмы Раскольникова, «убийцы-теоретика», современного Наполеона, который, по словам писателя, «кончает тем, что принужден сам на себя донести... чтобы, хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям...». .

    Конечно, помимо того, что роман пропитан идейной линией, мы видим, что числовая символика и священная история в нем играют не последнюю роль. Достоевский уделял им большое внимание. Выбор чисел тоже был не прост. Он выбирал их с философской точки зрения. Каждая цифра в романе несет свой смысл, каждое число символично. Символика цифр в романе основана на христианстве, мифологии, фольклоре. Евангельские мотивы обретают новое звучание.

    По моему мнению, выдумка событий и выбор чисел Достоевский совершал, учитывая историю священного писания, свою собственную жизнь и положение в стране.

    Фольклорно-евангельское число «три» (в фольклоре – три дороги, на картине Васнецова «Витязь на распутье» - богатырь изображен около камня, выбирая себе путь, он думает по какой дороге отправится, три встречи, три сына, три препятствия, в Евангелии – три отречения Петра, Иисус у Геннисаретского озера обратился к Петру с вопросом три раза. Три года искал плодов на смоковнице хозяин) играет значительную роль в романе «Преступление и наказание».

    Марфа Петровна оставила Дуне три тысячи рублей по завещанию. Раскольников три раза позвонил в колокольчик старухи, три раза ударил её топором. Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем обобщают философское содержание романа. На третий день после убийства «объявляется вдруг самый неожиданный факт», в трёх шагах стреляет Дуня; три билета вручает Соне Свидригайлов; три часа дожидается Разумихин, когда Раскольников проснётся; «три раза приходила» Марфа Петровна к Свидригайлову; у Сони три дороги; у Сони «большая комната с тремя окнами». Три целковых осталось у Пульхерии Александровны и Дуни;

    О трех дорогах Сони думал Раскольников: «броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом, или … или, наконец, броситься в разврат…»;

    Следующее число тридцать…(так же содержит число «ТРИ»).

    «…-Вот этот самый полуштоф-с на ее деньги и куплен, - произнес Мармеладов, исключительно обращаясь к Раскольникову. – Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все, что было, сам видел... Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела... Так не на земле, а там… о людях тоскуют, плачут, а не укоряют, не укоряют!..

    Эй, ты, - крикнул он половому, вставая и взяв фуражку, - сколько с меня?

    Тридцать копеек всего-с, - отвечал тот, подбегая…»

    Тридцать копеек, последние тридцать целковых. Ведь не случайно Достоевский выбрал именно число 30. Марфа Петровна выкупила Свидригайлова из долговой ямы за 30 тысяч, а он предал ее (покушался на ее жизнь). В девять часов вечера выложила Соня 30 целковых перед Катериной Ивановной и этим самым принесла себя в жертву ради спасения голодных детей. Я считаю, что введение в произведение данного числа, также как и других было не случайным. С этим числом связанны многие важные события:

    Это рождение писателя;

    В 30-летнем возрасте Иисус начал свое служение на земле;

    Согласно Евангелию, плата, за которую Иуда Искариот предал своего учителя Иисуса Христа – тридцать серебреников. « Тридцать серебреников» означает плату за предательство;

    Иисус Навин объявлял траур - 30 дней.

    Достоевский пока еще скрытно связывает свой роман со священным писанием, но уже появление в тексте числа 30 служит началом для этого.

    Число 730 – 730 шагов до ворот дома Раскольникова.

    730 символично началу царствования Осия – последнего царя Северного израильского царства. Он царствовал девять лет с730 по 721г. до Рождества Христова « и делал он неугодное в очах Господних».

    Количество шагов уже говорит о неправильной жизни Раскольникова.

    Еще одна не случайная цифра в тексте – «четыре». Число четыре имеет основополагающее значение. В природе четыре времени года, четыре направления (север, юг, запад, восток)- четыре стороны света. Слова Сони: «стань на перекрёсток. Поклонись, поцелуй сначала землю … поклонись всему свету на все четыре стороны»; в Библии четыре Евангелия.

    В Откровении Иоанна Богослова – четыре животных (гл. 4); 4 ангела, 4 угла, 4 ветра (гл. 7); 4 имени сатаны (гл. 12)

    Приведем несколько примеров.

    «…Они вошли со двора и прошли 4-ый этаж. Лестница чем дальше, тем становилась темнее. Было уже почти одиннадцать часов, и хотя в эту пору в Петербурге нет настоящей ночи, но на верху лестницы было очень темно…

    Контора была от него с четверть версты. Она только что переехала на новую квартиру, в новый дом, в 4-ый этаж.

    Он вошел в эту комнату (четвертую по порядку), тесную и битком набитую публикой…

    Стань на перекрестке, поклонись всему свету на все четыре стороны…»

    Раскольников прячет вещи во дворе под камень. Где строится четырехэтажный дом.

    Чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, то есть через четыре дня после его нравственной смерти.

    Почему же Достоевский уделяет такое внимание и этой цифре тоже?

    Анализируя текст Библии и учитывая события происходящие в это время жизни в жизни Ф.М.Достоевского я должна сказать, что такой выбор произошел из-за:

    2.Из-за того, что евангелия состоит из первых четырех книг нового завета

    3.Достоевский осужден на 4 года каторжных работ с последующим определением в солдаты, а младшему брату Михаилу он писал «А те четыре года считаю за время, в которое я был похоронен живой и зарыт в гробу, выход из каторги мне как светлое пробуждение и воскресение в новую жизнь».

    4.Но самое главное Достоевский наверняка знал, что число 4 – это число мирового порядка, оно символично притче о воскрешении Лазаря. В романе значение данного числа сначала словно говорит: «Нет! Остановись! Передумай» - а затем уже имеется в виду, что ты на правильном пути, ты на исправлении и это верно…

    Число шесть у Достоевского, как и в мифологии ашанти (племя в Тропической Африке) - число, связанное со смертью, со скорбью, с печалью и невозможностью что-либо изменить. Дом старушки-процентщицы был «преогромнейшим» (Достоевский имел в виду шестиэтажный дом), комнатушка Раскольникова была «в шесть шагов», младший брат умер в шесть месяцев.

    Говоря о символике цифр в романе нельзя не обратить внимания на не раз встречающееся там число 7 : число 7 является также наиболее устойчивым и часто повторяющимся в романе. Роман имеет 7 частей: 6 частей и эпилог. Роковое время для Раскольникова - 7 часов вечера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. «Страшный сон приснился Раскольникову. Он лет семи и гуляет в праздничный день, под вечер, со своим отцом за городом…

    стало быть, старуха, ровно в семь часов вечера, останется дома одна…

    раздался чей-то крик:

    -Семой час давно!...» .

    Свидригайлов прожил с Марфой Петровной всего 7 лет, но для него они были как 7 лет каторги.

    Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как число 7 – это

    соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство (Святая

    троица) и числа 4 – числа мирового порядка. Вспомним мифологию: семь и русский фольклор: семь дней недели, семь основных цветов, семь тонов музыкальной шкалы, семь чудес света, семь дочерей Атланта и пр. Необходимо вспомнить основательный совет в народной мудрости – семь раз проверять перед тем, как хочешь сделать что-то важное.

    Следовательно, число 7 является символом “союза” Бога и человека. Поэтому, “посылая” Раскольникова на убийство именно в 7 часов вечера, Достоевский заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать этот союз, чтобы снова стать Человеком, Раскольников должен пройти через это «истинно святое число». Поэтому в эпилоге романа снова возникает число 7, но уже не как символ гибели, а как спасительное число:

    «Им оставалось еще семь лет. Семь лет, только 7 лет! В начале своего счастья они оба готовы были смотреть на эти 7 лет как на 7 дней».

    Следуя библии на земле было 7 лет голода. Библия содержит 77 книг, то есть 11 раз по 7.

    Следующая символичная цифра – 11. Число же 11 – это число высшей справедливости (7+4=11). Число, с которым связаны все благородные поступки и раскаяния. Число 11 здесь неслучайно. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о том, что «царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой». Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. А вечером, при расплате, управляющий по распоряжению хозяина заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу. И последние стали первыми во исполнение какой-то высшей справедливости.

    В одиннадцать часов зашли Раскольников с Мармеладовым домой к Катерине Ивановне. Раскольников приходит к Соне в одиннадцать часов, чтобы признаться в содеянном. После посещения Сони «на другое утро в одиннадцать часов, Раскольников вошел в отделение пристава следственных дел к Порфирию Петровичу», чтобы признаться в совершении преступления.

    Данное неоднократное использование числа 11 связанно непосредственно с евангельским текстом. С этой цифрой связанна притча о виноградаре и работниках.

    Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней с Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что еще не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, стать из последнего пришедшего в одиннадцатом часу первым.

    Таким образом Достоевский сохранил значение Евангельских чисел: 7; 3; 4. на протяжении всего текста. В « Дневнике писателя» Достоевский не раз говорит о силе впечатлений, особенно самых ранних. Для самого писателя таким ранним впечатлением стало чтение Евангелия, этим и обусловлено включение в роман чисел – символов.

    Заключение

    В ходе исследования было установлено, что религиозная семья, каторга с «Евангелием», общественные движения и революционный кризис 60-х годов дают Достоевскому мысль беспокойную, ищущую, мысль безудержную и бунтующую. При этом в писателе проявляется погруженность в огромный мир общечеловеческой и национальной культуры. Достоевский «разгадывает человека» на протяжении всей своей жизни».

    Числовая символика романа связана с библейскими притчами. Давайте представим результаты наших исследований.

    «Разгадывание человека» привело Достоевского к интересу священного писания. Его идеология начала переплетаться с историей церкви. «…Не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла…» - эти слова мы прочтём в последней записной тетради Ф. Достоевского. В этих словах – ключ к пониманию всего наследия писателя.

    Все это послужило Достоевскому началом в его познании библейских сюжетов и загадок числовой символики.

    Все персонажи и события в романе тесно связаны с текстом библии.

    Федор Михайлович связывает свой роман не только со священным писанием, но и сопоставляет со своей собственной жизнью и событиями в мире.

    До конца своих дней Достоевский соотносил все, что происходило в Европе, с религиозным переворотом.

    Именно идейное суждение Достоевского, жизненные обстоятельства и его судьба привели писателя к тому, чтобы ввести в роман церковную историю, включающую в себя символичное числовое разнообразие. Итак, из выше сказанного следует вывод: роман «Преступление и наказание» наполнен мельчайшими деталями, которые мы на первый взгляд не воспринимаем. Таковыми являются библейские числа. Они находят отражение в нашем подсознании. И то, о чём умолчал Достоевский, красноречиво говорят с нами символами на страницах романа.

    Рассматривая их повторяющееся чередование, она доказывает, что суть числа, последовательность событий и череда изменений, происходящих в жизни главных героев, взаимосвязаны, а иногда и обусловлены появлением его магического свойства. Я думаю, что эта работа заинтересует всех, кто неравнодушен к творчеству Достоевского.

    Список использованной литературы

      1. Армор, М. Путеводитель по библии: Времена, сюжеты / М. Армор; Пер. с англ. Артемовой Е. – Новосибирск: День, 2004. – 352 с.

        Библия. Ветхий и Новый завет.

        Бахтин, М. Проблемы поэтики Достоевского /М. Бахтин. - М.: «Сов. Россия», 1979 – 318 с.

    4. Борислав Арапович и Вера Мателмяки. Детская библия - Стокгольм: Институт перевода библии, 1941 – 531 с.

    5.Большая школьная энциклопедия: Т.2. Гуманитарные науки. Литература / Автор-составитель С.Исмаилова. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004 – 704 с.

    6. Долинина, Н. Предисловие к Достоевскому /Н.Долинина. - Ленинград: «Детская литература», 1980 – 254 с.

    7. Достоевский, Ф.М. Преступление и наказание / Ф.М.Достоевский. - М.:Просвещение,1982. – 480 с.

    8. Достоевский, Ф.М. Возвращение человека /Ф.М.Достоевский; Вступ. ст. К.И. Тюнькина, М.М.Стахановой. – М.: Сов. Россия,1989. – 560с.

    9. Кашина,Н.В. Человек в творчестве Ф.М.Достоевского /Н.В.Кашина. – М.: Худож. лит., 1986. – 318 с

    10. Косидовский, З. Сказания Евангелистов /З. Косидовский - М.: издательство полит. литературы, 1977 – 264 с.

    11. Кирпотин, В.Я. Достоевский-художник /В.Я. Кирпотин. - М., «Советский писатель», 1972. – 320 с.

    12. Никольский, Н.М. История русской церкви./ Н. М. Никольский; 4-е изд. – М.: Полит. издательство, 1988. - 448 с.

    13.Слава вам, братия, славян просветители: Сборник материалов к празднованию Дня славянской письменности и культуры.– Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 1996. – 74с.

    14. Якушин, Н.И. Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского/ Н.И.Якушин. - М.: Дет. лит., 1996. – 56 с.

    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...