Черты характера матрены тимофеевны. Образ и характеристика матрены корчагиной в поэме кому на руси жить хорошо

Практически у каждого писателя есть сокровенная тема, волнующая его особенно сильно и лейтмотивом проходящая через все творчество. Для Некрасова, певца русского народа, такой темой стала судьба русской женщины. Простые крепостные крестьянки, гордые княгини и даже падшие женщины, опустившиеся на социальное дно – для каждой у писателя находилось теплое слово. И всех их, столь различных на первый взгляд, объединяла полная бесправность и несчастье, считавшиеся в то время нормой. На фоне всеобщей крепостной повинности судьба простой женщины выглядит еще страшнее, ведь она вынуждена «до гроба рабу покоряться» и «быть матерью сына-раба» («Мороз, красный нос»), т.е. она является рабыней в квадрате. «Ключи от счастья женского», от их «вольной волюшки» давным-давно потеряны – вот к какой проблеме старался привлечь внимание поэт. Так появляется невероятно светлый и сильный образ Матрены Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова.
История судьбы Матрены изложена в третьей части поэмы, так и называющейся: «Крестьянка».

К женщине странников приводит молва, утверждающая, что если кто из женщин и может быть назван счастливицей, то исключительно «губернаторша» из села Клину. Однако Матрена Тимофеевна Корчагина, «осанистая», красивая и строгая женщина, услышав вопрос мужиков о своем счастье, «закручинилась, задумалась» и даже не хотела изначально ни о чем говорить. Уже стемнело, и месяц со звездами вышел на небо, когда Матрена все же решилась «всю душу открывать».

Только в самом начале жизнь была добра к ней – вспоминает Матрена. Родная матушка и отец заботились о дочери, звали «касатушкой», холили и лелеяли. Обратим внимание на огромное количество слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: позднехонько, солнышко, корочку и т.д., характерных для устного народного творчества. Здесь заметно влияние на поэму Некрасова русского фольклора – в народных песнях, как правило, воспевается пора беззаботного девичества, резко контрастирующая с последующим тяжелым житьем-бытьем в семье мужа. Автор использует этот сюжет для построения образа Матрены и практически дословно переносит из песен описание жизни девушки с родителями. Часть фольклора вводится в текст напрямую. Это свадебные песни, плач-причитание над невестой и песня самой невесты, а также подробное описание обряда сватанья.

Как ни старалась Матрена продлить свою вольную жизнь, а все же ее выдают замуж за мужчину, еще и чужого, не из родной деревни. Вскоре девушка вместе с мужем Филиппом покидает дом и отправляется в незнакомый край, в большую и неприветливую семью. Там она попадает «с девичьей холи» в ад, что также передается с помощью народной песни. «Сонливая, дремливая, неурядливая!» – так называют в семье Матрену, и каждый старается задать ей побольше работы. Нет надежды и на заступничество мужа: хоть они и одногодки, и Филипп хорошо относится к жене, а все же порой поколачивает («плетка свистнула, кровь пробрызнула») и не подумает облегчить ее жизнь. К тому же он почти все свободное время проводит на заработках, а Матрену «некому любить».

В этой части поэмы отчетливо становится видна незаурядный характер и внутренняя душевная стойкость Матрены. Другая бы давно отчаялась, а она делает все, как велено и всегда находит повод порадоваться самым простым вещам. Вернулся муж, «привез платочек шелковый / Да прокатил на саночках» – и Матрена запела радостно, как раньше певала в родительском дому.

Единственное счастье крестьянки – в ее детях. Вот и у героини Некрасова появляется первенец, на которого она не может наглядеться: «Как писаный был Демушка!». Автор очень убедительно показывает: именно дети не дают крестьянке озлобиться, поддерживают в ней воистину ангельское терпение. Великое призвание – растить и защищать своих детей – подымает Матрену над серой обыденной жизнью. Образ женщины превращается в героический.

Но крестьянке не суждено долго наслаждаться своим счастьем: нужно продолжать работу, а ребенок, оставленный на попечение старику, из-за трагической случайности погибает. Смерть ребенка в то время не была редким событием, это несчастье часто обрушивалось на семью. Но Матрене тяжелее прочих – мало того, что это ее первенец, – так еще и приехавшая из города власть решает, что это сама мать в сговоре с бывшим каторжником дедом Савелием убила своего сына. Как ни плачет Матрена, приходится ей присутствовать при вскрытии Демушки – его «испластали», и эта страшная картина навсегда запечатлелась в материнской памяти.

Характеристика Матрены Тимофеевны не была бы полной без еще одной немаловажной детали – ее готовности пожертвовать собой за других. Ее дети – вот что остается для крестьянки самым святым: «Лишь деточек не трогайте! За них горой стояла я…». Показателен в этом плане эпизод, когда Матрена принимает на себя наказание сына. Он, будучи подпаском, потерял овцу, и его должны были за это высечь. Но мать бросилась в ноги помещику, и тот «милостиво» простил подростка, велев взамен высечь «дерзкую бабу». Ради своих детей Матрена готова пойти даже против бога. Когда в село приходит странница со странным требованием не кормить детей грудью по средам и пятницам, женщина оказывается единственной, кто ее не послушался. «Кому терпеть, так матери» – в этих словах Матрены выражена вся глубина ее материнской любви.

Еще одна ключевая черта крестьянки – это ее решительность. Покорная и уступчивая, она знает, когда нужно бороться за свое счастье. Так, именно Матрена из всей огромной семьи решается вступиться за мужа, когда того забирают в солдаты и, упав в ноги губернаторше, приводит его домой. За этот поступок она получает высшую награду – народное уважение. Отсюда и пошло ее прозвище «губернаторша». Теперь в семье ее любят, а в селе считают счастливицей. Но невзгоды и «гроза душевная», прошедшие по жизни Матрены, не дают ей возможности самой отозваться о себе как о счастливой.

Решительная, самоотверженная, простая и искренняя женщина и мать, одна из множества русских крестьянок – такой предстает перед читателем «Кому на Руси жить хорошо» Матрена Корчагина.

Описание образа Матрены Корчагиной и её характеристика в поэме помогу учащимся 10 классов перед написанием сочинения на тему «Образ Матрены Тимофеевны в «Кому на Руси жить хорошо»».

Тест по произведению

Тот сердца в груди не носил,
Кто слез над тобою не лил.

В творчестве Н.А. Некрасова много произведений посвящено простой русской женщине. Судьба русской женщины всегда волновала Некрасова. Во многих своих стихотворениях и поэмах он говорит о ее тяжкой доле. Начиная с раннего стихотворения «В дороге» и кончая поэмой «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов рассказывал о «долюшке женской», о самоотверженности русской крестьянки, о ее душевной красоте. В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская», написанном вскоре после реформы, дано правдивое отражение нечеловеческого тяжелого труда молодой крестьянки-матери:

Доля ты! - русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать...

Рассказывая о тяжелой доле русской крестьянки, Некрасов нередко в ее образе воплощал высокие представления о духовном могуществе русского народа, о его физической красоте:

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.

В произведениях Некрасова возникает образ «величавой славянки», чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Это и Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос», и простая девушка из «Тройки». Это и Матрена Тимофеевна Корчагина из поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Образ Матрены Тимофеевны как бы завершает и объединяет в творчестве Некрасова группу образов женщин-крестьянок. В поэме воссоздается тип «величавой славянки», крестьянки среднерусской полосы, наделенной сдержанной и строгой красотой:

Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.

Ей, умной и сильной, поэт доверил рассказать о своей судьбе. «Крестьянка» - единственная часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо», вся написанная от первого лица. Пытаясь ответить на вопрос мужиков-правдоискателей, может ли она назвать себя счастливой, Матрена Тимофеевна рассказывает историю своей жизни. Голос Матрены Тимофеевны - это голос самого народа. Поэтому-то она чаще поет, чем рассказывает, поет народные песни. «Крестьянка» - самая фольклорная часть поэмы, она почти полностью построена на народно-поэтических образах и мотивах. Вся история жизни Матрены Тимофеевны - это цепь непрерывных несчастий и страданий. Недаром она говорит о себе: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу!» Она убеждена: «Не дело между бабами счастливую искать». Почему? Ведь была же в жизни этой женщины любовь, радость материнства, уважение окружающих. Но своим рассказом героиня заставляет задуматься мужиков над вопросом, достаточно ли этого для счастья и не перевесят ли эту чашу все те жизненные тяготы и невзгоды, что выпадают на долю русской крестьянки:

По мне тиха, невидима,
Прошла гроза душевная,
Покажешь ли ее?..
По мне обиды смертные
Прошли неотплаченные,
И плеть по мне прошла!

Медленно и неторопливо ведет Матрена Тимофеевна свой рассказ. Хорошо и привольно жилось ей в родительском доме. Но, выйдя замуж за Филиппа Корчагина, она попала с «девичьей воли в ад»: суеверная свекровь, пьяница свекор, старшая золовка, на которую невестка должна была работать, как раба. С мужем ей, правда, повезло. Но Филипп только зимой возвращался с заработков, а остальное время заступиться за нее было некому, кроме дедушки Савелия. Утешением для крестьянки становится ее первенец Демушка. Но по недосмотру Савелия ребенок погибает. Матрена Тимофеевна становится свидетельницей надругательства над телом своего ребенка (чтобы выяснить причину смерти, власти производят вскрытие трупа ребенка). Долгое время не может она простить «грех» Савелию, что он недосмотрел ее Демушку. Но на этом испытания Матрены Тимофеевны не кончились. Подрастает ее второй сын Федот, тут с ним случается несчастье. Ее восьмилетнему сыну грозит наказание за то, что в пастухах он скормил голодной волчице чужую овцу. Пожалел ее Федот, видел, какая она голодная и несчастная, и волчата у нее в логове не кормлены:

Глядит, поднявши голову,
Мне в очи... и завыла вдруг!

Чтобы избавить маленького сына от грозившего ему наказания, Матрена сама ложится вместо него под розги.

Но самые тяжелые испытания выпадают на ее долю в неурожайный год. Беременная, с ребятишками, она сама уподобляется голодной волчице. Рекрутский набор лишает ее последнего заступника, мужа (его забирают вне очереди):

Голодные
Стоят сиротки-деточки
Передо мной...
Неласково
Глядит на них семья,
Они в дому шумливые,
На улице драчливые,
Обжоры за столом...
И стали их пощипывать,
В головку поколачивать...
Молчи, солдатка-мать!

Матрена Тимофеевна решает просить заступничества у губернатора. Она бежит в город, где пытается добраться до губернатора, и когда швейцар за взятку пускает ее в дом, бросается в ноги губернаторше Елене Александровне:

Как брошусь я
Ей в ноги: «Заступись!
Обманом, не по-божески
Кормильца и родителя
У деточек берут!»

Губернаторша пожалела Матрену Тимофеевну. С мужем и новорожденным Лиодорушкой возвращается героиня домой. Этот случай закрепил за ней репутацию счастливицы и прозвание «губернаторши».

Дальнейшая судьба Матрены Тимофеевны также обильна бедами: одного из сыновей уже забрали в солдаты, «дважды погорели... Бог сибирской язвою... трижды посетил». В «Бабьей притче» подводится итог ее трагической повести:

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!

История жизни Матрены Тимофеевны показала, что самые трудные, невыносимые условия жизни не могли сломить крестьянку. Суровые условия жизни оттачивали особый женский характер, гордый и независимый, привыкший везде и во всем полагаться на собственные силы. Свою героиню Некрасов наделяет не только красотой, но большой душевной силой. Не покорность судьбе, не тупое терпение, а боль и гнев выражены в словах, которыми она заканчивает рассказ о своей жизни:

По мне обиды смертные
Прошли неотплаченные...

Копится гнев в душе крестьянки, но сохраняется вера в заступничество Божьей матери, в силу молитвы. Помолившись, она отправляется в город к губернатору искать правды. Спасает же ее собственная душевная сила и воля к жизни. Некрасов показал в образе Матрены Тимофеевну и готовность на самопожертвование, когда она встала на защиту сына, и силу характера, когда она не склоняется перед грозными начальниками. Образ Матрены Тимофеевны весь как бы соткан из народной поэзии. Лирические и свадебные народные песни, причитания издавна рассказывали о жизни крестьянки, и Некрасов черпал из этого источника, создавая образ своей любимой героини.

Написанная о народе и для народа, поэма «Кому на Руси жить хорошо» близка произведениям устного народного творчества. Стих поэмы - художественное открытие Некрасова - как нельзя лучше передал живую речь народа, его песни, присказки, поговорки, вобравшие в себя многовековую мудрость, лукавый юмор, печаль и радость. Вся поэма - истинно народное произведение, и в этом ее великое значение.

Героев в поэме «Кому на Руси жить хорошо» много. Часть из них проходят мимо. Про них сказано вскользь. Для других автор не пожалел места и времени. Они представлены подробно и всесторонне.

Образ и характеристика Матрены Корчагиной в поэме «Кому на Руси жить хорошо» – это один из таких персонажей. Женское счастье – вот что хотели найти в Матрене странники.

Биография главного женского персонажа

Матрена Тимофеевна Корчагина выросла в семье простых крестьян . Когда она встречает странников, ей всего 38 лет, но она почему-то называет себя «старухой». Так быстро пролетает жизнь крестьянки. Бог одарил женщину детьми – у нее 5 сыновей. Один (первенец) погиб. Почему рождаются только сыновья? Наверное, это вера в появление на Руси нового поколения богатырей, честных и сильных как мать.

По словам Матрены, она была счастлива только в семье отца . Ее берегли, охраняли сон, не заставляли работать. Девушка ценила заботу родных, отвечала им лаской и трудом. Песни на свадьбе, причитания над невестой и плач самой девушки – это народный фольклор, который передает реальность жизни.

В семье мужа все изменилось . Страданий было так много, что не всякая женщина смогла бы их вынести. Ночью Матрена обливалась слезами, днем стелилась как трава, голова потупилась, гнев в сердце спрятался, но копился. Женщина понимает, так живут все. Филипп относится к Матрене хорошо. Но отличить хорошую жизнь от жестокости сложно: порет жену плеткой до крови, уходит на заработки, оставляет одну с детьми в ненавистной семье. Не требует девушка к себе много внимания: шелковый платочек и катание на саночках возвращают ее к веселому пению.

Призвание русской крестьянки – растить детей . Она становится настоящей героиней, мужественной и крепкой. Горе идет по пятам. Первый сын – Демушка погибает. Его не смог уберечь дед Савелий. Власти издеваются над матерью. Они терзают тело ребенка у нее на глазах, картины ужаса остаются в памяти на всю жизнь. Другой сын отдал овцу голодной волчице. Матрена защитила мальчика, встав вместо него на наказание. Материнская любовь сильна:

«Кому терпеть, так матери!».

Корчагина встала на защиту мужа. Беременная пошла к губернатору с просьбой, не забирать его в солдаты.

Внешность женщины

Некрасов описывает Матрену с любовью. Он признает ее красоту и удивительную привлекательность. Одни черты для современного читателя не свойственны красоте, но это только подтверждает, как изменилось отношение к внешности за века:

  • «осанистая» фигура;
  • «широкая» спина;
  • «плотная» телом;
  • корова холмогорская.

Большинство характеристик – это проявление нежности автора. Красивые темные волосы с проседью, крупные выразительные глаза с «богатейшими» пышными ресницами, смуглая кожа. Румяные щеки и ясные очи. Какие яркие эпитеты подбирают окружающие для Матрены:

  • «писаная кралечка»;
  • «наливная ягодка»;
  • «хорошая…пригожая»;
  • «бело личико».
  • Женщина опрятна в одежде: белая ситцевая рубаха, короткий вышитой сарафан.

Характер Матрены

Главная черта характера - трудолюбие. Уже с детских лет Матрена любит работу и не прячется от нее. Она умеет ставить стога, трепать лен, молотить на риге. Хозяйство у женщины большое, но она не жалуется. Всю силу, которую получила от Бога, отдает работе.

Другие черты русской красавицы:

Откровенность: рассказывая странникам свою судьбу, она ничего не приукрашивает и не скрывает.

Искренность: женщина не кривит душой, всю судьбу открывает с молодости, делится переживания и «греховными» делами.

Свободолюбие: в душе остается желание быть вольной и свободной, но правила жизни меняют характер, заставляют быть скрытной.

Смелость: приходится часто женщине становиться «бабой дерзкой». Ее наказывают, но «спесь и непоклончивость» остаются.

Верность: жена предана свою мужу, в любых ситуациях стремится быть честной и верной.

Честность: Матрена сама ведет честную жизнь и учит своих сыновей быть такими. Она просит их ни воровать, ни обманывать.

Женщина искренне верит в Бога . Она молится и утешает себя. Ей становится легче в разговорах с Матерью Божьей.

Счастье Матрены

Странников отправляют к Корчагиной из-за прозвища – губернаторша. Редко кто мог из простой крестьянки стать известной в округе с таким титулом. Но принесло ли прозвище истинное счастье? Нет. Народ ославил ее счастливицей, но это только один случай из жизни Матрены. Смелость и упорство вернули в семью мужа, жить стало легче. Детям не пришлось больше ходить побираться по деревням, но сказать, что Корчагина счастлива нельзя. Матрена понимает это и пытается объяснить мужикам: среди русских простых женщин нет счастливых, и не может быть. Сам Бог отказал им в этом – потерял ключи от радости и воли. Богатство ее – озера слез. Испытания должны были сломить крестьянку, душа должна была стать черствой. В поэме все по-другому. Матрена не умирает ни духовно, ни физически. Она продолжает верить, что ключи от женского счастья найдутся. Она радуется каждому дню и вызывает восхищение мужиков. Ее нельзя признать счастливой, но и несчастной никто не посмеет назвать. Она настоящая русская крестьянка, самостоятельная, красивая и сильная.

Большая часть поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» под названием «Крестьянка» посвящена русским женщинам. Странники, ищущие счастливого человека среди мужчин, в этой части произведения решили обратиться еще к женщине, и по совету жителей одной из деревень, они обратились к Матрене Корчагиной.

Исповедь этой женщины покорила их прямотой и глубиной рассказа о прожитых годах. Для этого автор использовал в рассказе героини и метафоры, и сравнения, и народные песни и причитания. Все это в устах Матрены звучит грустно и печально. Но счастлива ли она и какова история ее жизни?

Детство Матрены было безоблачным. Родилась она в хорошей трудолюбивой крестьянской семье, где не было раздоров. Ее любили и берегли родители. Рано повзрослев, она во всем стала им помогать, тяжело работая, но все-таки находила время и для отдыха.

Свою юность она также вспоминала с теплотой, ведь была красивой и энергичной и все успевала: и поработать и отдохнуть. Много парней засматривалось на Матрену, пока не нашелся суженый, за которого ее выдали замуж. Мать, оплакивая дочь, причитала, что не сахар ей будет в замужестве, в чужой стороне и чужой семье. Но такова женская доля.

Все так и случилось. Матрена попала в большую неприветливую семью, за ее словами «с девичьей холи в ад». Ее там не любили, заставляли тяжело трудиться, обижали, да и муж часто поколачивал, ведь в те времена бить женщин было обычным делом. Но Матрена, имея сильный характер, мужественно и терпеливо сносила все тяготы своей подневольной жизни. И даже в этих непростых жизненных обстоятельствах она умела быть счастливой. Вот привезет муж в подарок платок, да прокатит на саночках – и радуется она этим моментам.

Наибольшим счастьем было для Матрены рождение первенца. Вот тогда она была по-настоящему счастлива. Но это счастье было недолгим. По недосмотру старика, ребенок погибает, а во всем обвиняют мать. Где же брала она силы пережить все это? Но она пережила, как пережила еще немало горя и унижения.

В своей непростой крестьянской жизни она гордо борется и не впадает в отчаяние. Каждый год рожает детей, отдавая им всю свою любовь. Она решительно заступается за сына и принимает на себя его наказание, она смело идет просить за мужа, чтобы не взяли его на войну. Оставшись в 20 лет сиротой, ей не на кого уже надеяться и некому ее пожалеть. Вот и выработались в ее характере мужество и стойкость.

Два пожара, эпидемии, голод и другие несчастья выпали на ее нелегкую долю. Но твердости и силе духа этой русской женщины можно только позавидовать. Даже, когда умерла свекровь и Матрена стала хозяйкой, ей не стало легче жить, но она уперто боролась за выживание и она победила.

Такая вот история жизни Матрены. Вот такие они, русские женщины, были когда-то на Руси!

Несколько интересных сочинений

  • Тема воспитания и образования в комедии Недоросль Фонвизина

    Сочинение для 8 класса по литературе Огромную роль в жизни каждого человека имеет воспитание и образование.

  • Стать звездой, покорить Эверест, переплыть океан-небольшой перечень того, что может сделать человек. У каждого есть мечты и все они могут сбыться. Но, к сожалению, на пути к успеху встречается множество преград.

  • Характеристика и образ Бубнова в пьесе На дне Горького сочинение

    В то время, как Горький написал пьесу «На дне», многие люди по разным причинам опускались на дно жизни. У них не было жилья, дома, семьи. В то же самое время существовали и другие люди

  • Сочинение Почему отцы всегда поучают детей? Итоговое

    Родители – это самые близкие и родные люди, которые на протяжении всей жизни всегда заботятся о своих детях и поучают их. Пока они маленькие, они могут этого не замечать. Во время подросткового возраста дети в силу того

  • Анализ произведения Брэдбери Улыбка

    Жанровая направленность произведения представляет собой короткую фантастическую новеллу, написанную в стиле символизма, основной тематикой которой являются авторские размышления о последствиях мирового технического прогресса.

Исследует различных слоев русского общества: крестьян, помещиков, духовенства. Особой темой становится судьба русской крестьянки, ибо она оказывается еще тяжелей, чем судьба остальных крестьян. «Не дело между бабами / Счастливую искать», - прямо отвечает обратившимся к ней странникам Матрена Тимофеевна, главы «Крестьянка». Но женщины-крестьянки, порабощенной и крепостничеством, и деспотизмом семьи мужа, волнует Некрасова больше.

Наиболее полно этот тип был раскрыт Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо» в образе Матрены Корчагиной. Горькая доля крестьянской женщины, вечно униженной нищетой, непосильно работающей и не видящей , вызывает глубокое сочувствие в душе поэта, но, вместе с тем, он отмечает в ее характере и человеческое достоинство, и гордость, и незыблемую нравственную чистоту. Образ Матрены Тимофеевны дан в поэме в динамике, в развитии.

У героини было счастливое, беззаботное раннее , а с пяти лет началось приобщение к посильному труду: «отцу носила завтракать, утяточек пасла», «сено ворошила» и т. д. Да еще - попался добрый муж. Матрене не пришлось, как многим другим крестьянкам, жить с «постылым», терпеть побои. В любви и согласии жила Матрена с мужем. Вот этот лад в семье и помогал героине переносить беды и несчастья. Филипп был печником, постоянно уезжал на заработки в Петербург. Матрена тяжело переживала постоянные разлуки. Ей приходилось приспосабливаться к жизни в чужой семье. Молодую красивую женщину в отсутствии мужа-заступника преследовал господский управляющий. Ни у кого из родни, кроме столетнего деда Савелия, героиня не находила поддержки.

Характер Матрены Тимофеевны закаляется именно в тяжких испытаниях. Это - женщина умная, самоотверженная, волевая, решительная. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, талантливой. Матрены о своей жизни - это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины. Сама глава названа не ее именем, а «Крестьянка». Этим подчеркивается, что судьба Матрены вовсе не исключение из правил, а типичная судьба миллионов русских крестьянок. Лучшие душевные качества - сила воли, умение любить, верность - роднят Матрену с героинями поэмы «Русские женщины». Долгий рассказ Матрены Тимофеевны о своей (еще достаточно благополучной и на редкость удачливой!) судьбе - это и ода красоте души русской крестьянки, и обвинение тем, кто обрек ее на страшные муки.

Как и Ермил Гирин, Матрена известна всей округе. Но в поэме она рассказывает о своей жизни сама, и слушают ее лишь семь странников. Правдивость рассказа подчеркивается просьбой странников: «Аты нам душу выложи!» Да и сама героиня главы обещает: «Не скрою ничего».

Необыкновенная творческая одаренность Матрены Тимофеевны позволяет ей не только хранить в памяти фольклор, но и обновлять его. Рассказ изобилует элементами фольклорных произведений, посвященных горькой доле женщины: песен,«пословиц, поговорок, плачей, причитаний.

Особую роль в описании жизни русской женщины играют песни (не случайно вторая глава этой части поэмы носит название «Песни»). Некрасов изображает жизнь крестьянки во всей полноте, с детства, до момента, когда она встречается с искателями счастливого человека. В жизни Матрены Тимофеевны есть несколько моментов, когда вот-вот готовы выплеснуться наружу те чувства, которые могли бы привести ее к решительному действию. Первый раз - когда, вопреки ее мольбам, лекари начинают вскрытие тела Демушки. Но становой тогда приказывает связать мать. Второй - когда староста решает наказать ее сына Федотушку, пожалевшего голодную волчицу.

Барин решает простить ребенка, но наказать саму «бабу дерзкую». И Некрасов показывает очень важную черту волевого характера героини: она гордо ложится. под розги, не унизившись до просьбы о прощении, выносит боль и позор публичного наказания. И лишь на следующий день она выплакала свое горе над речкой. Единственный раз, когда Матрена Тимофеевна решает бороться за свое счастье, - это когда забирают в солдаты ее мужа. Она обращается с неистовой молитвой к Божьей матери, и эта молитва, видимо, придает ей силы: Матрена Тимофеевна находит смелость обратиться к губернаторше, которая не только помогает крестьянке, но и становится крестной матерью ее ребенка. После этого случая Матрену начинают называть счастливой. Вот, оказывается, в чем счастье крестьянки: не стать солдаткой, найти силы молчать и терпеть да растить детей.

Ключи от счастья женского, - Ото нашей вольной волюшки, Заброшены, потеряны… - таков невеселый итог разговора Матрены Тимофеевны с семью странниками. Внешняя , сердечность, сообразительность, слава счастливицы дают возможность говорить о Матрене Тимофеевне как о личности неповторимой, исключительной.

Посредством изображения судьбы Матрены Тимофеевны автор делает глубокие обобщения: русские женщины живут в постоянном труде, радостях и горестях материнства, в борьбе за семью, за дом. Тема женской доли в поэме сливается с темой родины. Женские характеры героинь Некрасова говорят о силе, чистоте и неподкупности простого народа. Те нечеловеческие условия жизни, на фоне которых вырисовываются эти образы, указывают на острую необходимость перемен в порядках, стиле и образе жизни в селах и городах старорежимной России.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Матрена Тимофеевна как яркий представитель крестьянской женщины . Литературные сочинения!
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...