Образы сильных женщин в романе обломов. Женские образы в романе гончарова обломов сочинение с планом

Критики отмечают, что И. А. Гончаров- «художник чистый и независимый, художник по призванию и по всей ценности того, что им сделано. Он реалист, но его реализм постоянно согрет глубокой поэзией...» Думается, что это высказывание вполне справедливо и для всей системы образов в романе «Обломов», и для женских образов в частности. Особенно интересны Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна, Эти женщины сыграли значительную роль в жизни главного героя произведения. Можно сказать, что они воплощают в себе два идеала, два представления о женщине.

Ольга - это то светлое, радостное, что было в жизни Ильи Ильича Обломова. Без нее, без ее драмы читатели не могли бы понять героя. Ильинская - натура необыкновенно глубокая, тонкая. Именно Ольга смогла увидеть прекрасные качества Обломова, осознать, что он «озаряется через любовь». Отнюдь не случайно образ Ольги Ильинской привлекал внимание критиков. Так, Н. А. Добролюбов подчеркивал, что «Ольга по своему развитию представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни».

Ильинская не только ясный, светлый, чуткий человек, но и чрезвычайно цельная натура, поражающая гармонией «сердца и воли». На протяжении всего произведения она верна себе. Познакомившись с Обломовым, полюбив его, Ольга искренне старается изменить его существование, пробудить его к жизни. Героиня весьма своеобразна, мнения людей о ней иногда диаметрально противоположны. То что одним кажется достоинством, другие считают чуть ли не недостатком. Так, Андрей Штольц «говорил с ней охотнее и чаще, нежели с другими женщинами, потому что она, хотя и бессознательно, шла простым, природным путем жизни. Ни жеманства, ни кокетства, ... ни умысла!» А чуть позже автор отмечает, что некоторые считали ее простой, недалекой, неглубокой, потому что не сыпались с языка ее ни мудреные сентенции о жизни, ... ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке и литературе...» Вероятно, именно эти качества привлекли Илью Ильича к Ольге. Под ее влиянием он оживает, даже способен совершать поступки, которые для него - почти подвиг. Обломов уже не лежит после обеда, выезжает с Ольгой в театр, обсуждает с ней книги. Но чем ближе решающий момент, тем менее способен на него герой. Он отказывается от ее любви во имя ее же счастья. Ольга соединяет свою судьбу с Андреем Штольцем. Именно отношение к Ильинской показывает, насколько различны Илья Обломов и Штольц. Если Обломов уверен, что она та любящая женщина, которая способна создать безмятежную жизнь, то Штольц пытается развить ее ум, воспитать в ней деятельное начало. Однако Ольга Ильинская глубже, умнее, тоньше, чем люди, окружающие ее. Отнюдь не случайно в финале романа она осознает, что ее деятельная жизнь со Штольцем, вероятно, не менее пуста и бесполезна, чем жизнь Обломова.

Мне кажется, что Агафья Матвеевна Пшеницына - воплощение иного идеала женщины. В жизни главного героя романа «Обломов» она сыграла не менее значительную роль, чем Ольга. На первый взгляд эта женщина - полная противоположность Ильинской. Простая, не очень образованная, Агафья Матвеевна знала лишь жизнь, полную самых обыденных забот. Но в ней, как и в Ольге, была способность понимать, сочувствовать и заботиться. Илья Обломов поразил ее не только тем, что «он барин) он сияет, он блещет», но и тем, что он добр, мягко! Пшеницына «молча приняла на себя обязанности отношении к Обломову». Она совершенно искренне заботится о нем, хранит его покой, не пытается что либо в нем менять. Она счастлива уже тем, что может служить Илье Ильичу. Для Обломова же Агафья Матвеевна - «идеал того необозримого, как океан,ненарушимого покоя жизни, картина которого неизгладимо легла на его душу в детстве...» Илья Ильич не испытывает столь бурных чувств, «не рвался душой на высоту, на подвиги», но ему необычайно спокойно, уютно с этой женщиной. Можно сказать, что герой обрел свое счастье. Он будто вновь вернулсямилую Обломовку, ему не надо ни о чем волноваться, ни о чем заботиться. Однако, вероятно, он не забыл высокого чувства, которое на миг осветило его жизнь. Отнюдь не случайно он просит Штольца ни чего не рассказывать Ольге Ильинской о его теперешней жизни.

Агафья Матвеевна лишь в заботах об Илье Ильиче обрела настоящую жизнь: «она жила и чувствовала, что жила полно, как прежде никогда не жила...» Она молила бога, «продлить веку Илье Ильичу», думая только о его покое и удобствах. Многие критики считали, что этот образ является отрицательным, что Пшеницына- олицетворение пошлости и обыденности жизни. Но в ней есть и самопожертвования, и искренность и доброта. Она освещает жизнь Обломова, пусть иначе, чем Ольга Ильинская. Хотя свет этот неярок, но не будь его, во что превратилось бы существование Ильи Ильича на Выборгской стороне, вдали и от Штольца, и от Ольги! После смерти обожаемого Ильи Ильича Агафья Матвеевна с особой нежностью заботится об Андрюше, соглашается отдать его на воспитание Штольцу, понимая, что «там его настоящее место». Она делает это из любви к сыну, в память о его отце.

Думается, что именно образ Агафьи Матвеевны послужил источником, например, для героини чеховского рассказа «Душечка». Основной чертой характера Пшеницыной является вечная способность к незаметной, ничего не требующей любви. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына, по-видимому, и объединены тем, что способны освещать жизнь других людей, дарить им любовь. Но эти женщины значительно отличаются друг от друга. Если Ольга - поэзия жизни, человек, идущий вперед, жаждущий нового, то Агафья Матвеевна - милый сердцу многих покой, воплощение нерушимости самого уклада существования.

И. А. Гончарову удалось создать не только реалистические, но и яркие, психологически верные женские образы. Во многом этим обусловлена счастливая литературная судьба произведения.

Я опишу и раскрою главных женщин из романа Гончарова « Обломов», что связывает их между собой этих женщин. У женщины в этом романе совсем разные по жизни, полные противоположности объединяет их только переживания связанные с героем Обломовым.

Образ Ольги Ильинской

Первый образ Ольги Ильинской – это юная красивая, интеллигентная, целеустремленная девушка. Ее жизнь напоминает бурную реку, все время она все время продвигается вперед. Ольга – живет в гармонии со своим сердцем и свободой, при этом умна, и уверена в себе. Именно Ольга пробуждает Обломова и влюбляет в себя, к ней герой мчится на свидание, строит грандиозные планы на их совместное будущие. У них яркая и близкая душевная любовь, но не увенчалась она успехом. Из-за лени Обломова их отношения заканчиваются. Он встречает другого спутника для жизни, но все время вспоминает его, потому что им было всегда о чем поговорить, она в нем находила родственную душу.

Агафья Пшеницына

Обсудим иной образ - Агафья Матвеевна Пшеницына – совсем противоположный женский персонаж. Агафья настоящая русская, зрелая, добрая женщина 30 лет. Она простой человек и мудрая женщина, ей никогда в голову не придет мысль пренебречь или предать дорогого ей человека, Агафья не будет отстаивать свои позиции, есть мужчина и он лидер. Ради нее мужчины не совершают подвиги, но с этой женщиной мужчина всегда себя чувствует сильным и нужным. Между Агафьей и Обломовым не вспыхнула страсть и любовь с первого взгляда, но он изменил ее и вдохнул в нее душу и жили они в гармонии.

Также хочу отметить этих двух прекрасных женщин - объединяет простота и естественность, обе героини трудолюбивы, только проявляют каждая по своему усмотрению.

Роль женских образов

Итак, могу сделать вывод, что главные женские образы сыграли очень важную роль в романе Гончарова « Обломов». Они помогли раскрыть героя с разных сторон и взглянуть на жизнь иными глазами, и передать читателю переживания любовь, которую испытал каждый персонаж.

Кратко Женские образы в романе Обломов

Сочинение Женские образы в романе Обломов

Иван Гончаров написал замечательное произведение под названием «Обломов». В нем он раскрыл не только глобальные проблемы духовной и социальной жизни общества, но и затронул не менее важную тему среди людей – любовь.

Главными героинями произведения являются Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Обе женщины были влюблены в главного персонажа романа – Илью Обломова. Но любовь и трепетное отношение к молодому человеку у каждой из героинь носило свой, личный характер. Именно эта разность чувств сильно повлияло на судьбу Обломова. Эти две молодые женщины являются прямой противоположностью друг друга, у них разный темперамент, манера поведения и внутренний мир.

Ольга и Агафья – это положительные, приятные в общении девушки, притягивающие и вызывающие симпатию. Образ Ольги Ильинской являет перед читателем сильную духом, начитанную и целеустремленную женщину. Все в ее внешнем облике и в манере поведения говорит о стремлении познавать и добиваться поставленных задач. Ольга не была красавицей, но притягивала к себе взгляды благодаря грациозной походке, стройному телу, плавным, размеренным движениям, глубиной души и артистизму. Девушка была воспитана в семье дворян, любила читать, получила достойное образование. Ольга была серьезна и практична, очень любила петь. Агафья же прямая противоположность бодрой и активной Ольги Ильинской. Это молодая девушка, с пышной фигурой, округлыми формами и светлой кожей была наоборот, натурой кроткой, спокойной и послушной. Агафья считала своим долгом заботиться о ком-то, быть преданной и верной любимому человеку. Она выросла в простой семье, была менее образована, чем Ольга и считала тягу к знаниям менее важным. Для Агафьи главное – это домашний быт и ведение хозяйства.

Главные героини произведения Гончарова «Обломов» - это образ исконно русской женщины девятнадцатого столетия. Спокойная и покорная Агафья, она никогда не перечит желаниям своего супруга, всегда согласна с его мнением и поведением. С ней легко и просто, ее общество – это маленький мир, в котором можно расслабиться и не думать о насущных проблемах. Агафья, в отличие от Ольги довольна своей жизнью, не пытается изменить мир вокруг себя, она не стремиться к познанию чего-то нового и неизведанного. Большинству читателей может показаться, что Пшеницына глупа. Но это не так. Если Ольга постоянно пытается изменить и расшевелить Обломова, то Агафья, наоборот, всячески сохраняет его размеренный, рутинный ритм жизни, который близок ей по духу.

Образ Ольги Ильинской является прямой противоположностью образу Агафьи. Ее взгляд на мир походит на европейский, она стремиться изменить мир и постоянно совершенствуется в своих познаниях. Домашние дела и заботы о муже Ольга отставляет на второй план, ведь на первом месте у нее познание лучшей жизни и великого счастья в созданном ею мире. Но, несмотря на все стремление и противоборство с женскими обязанностями, в конце романа, Ольга начинает заниматься домашними делами и полностью погружается в семейную жизнь. Ее одолевает тоска и печаль от постоянства жизни со скучным супругом, но она не уходит от него.

Эти две женщины, хотя и разные по своему происхождению, характеру и жизненных целей, на самом деле прекрасно дополняют друг друга, отображая силу женской природы и красоты.

Вариант 3

Выдающийся роман «Обломов» российского классика Гончарова И.А. заслуживает внимания каждого из нас. В романе автор сочетает множество противоречивых образов. Герои его произведений совершенно разные люди, из разных слоев общества, с различными моральными и этическими ценностями. Такие противоречия позволяют читателю анализировать и принимать правильные решения относительно своей жизни тоже. Так как ситуации, с которыми сталкиваются герои, актуальны и в нынешнее время.

В романе описаны интересные и яркие женские образы. Образ женщины в романе всегда заслуживает огромного внимания, вот и это произведение не является исключением. В произведении фигурирует два основных женских образа, жизни, которых кардинально отличаются друг от друга. Однако каждая из женщин, хочет обрести истинное счастье в любви.

Особое место в романе занимает образ Ольги Ильинской. Это молодая изящная дворянка. Несмотря на свой юный возраст, всего лишь 20 лет, девушка умна и образована, ей присущи манеры истинной леди. Несмотря на сложившиеся обстоятельства, она ведется себя всегда сдержанно и спокойно. С юных лет, молодая леди занимается музыкой и обладает прекрасным голосом, за что еще сильнее располагает к себе читателя. Девушка крайне любознательна, часто проводит время за книгами, ее жизнь не стоит на месте. Утонченности образу предает ее серьезность, подтверждением чего является описание ее портрета автором.

На жизненном пути юной леди встречается главный герой произведения – Обломов. Их встреча происходит благодаря общему знакомому Андрею Штольцу. Он приводит в дом Ольги Обломова, с первой минуты главный герой не может свести глаз с молодой и грациозной девушки. Ее пение завораживает Обломова, и он почти сразу признается ей в любви. Девушка возвращает его к жизни, он забывает об унылых буднях и готов меняться. Однако его стремления к переменам исчезают при первых трудностях. Несмотря на свою любовь, девушка не готова мириться с его недостатками. Она хочет видеть рядом с собой энергичного, веселого парня, готового на подвиги ради нее. Она искренне верит, что ради любви Обломов готов к переменам, однако должных перемен не происходит.

Главный герой устает от жизни, которой живет девушка, начинает сомневаться в ее чувствах. И решает первым закончить эти отношения, несмотря на то, что рядом с ней он необычайно счастлив, лень побеждает его. Через некоторое время они вновь встречаются и чувства переполняют их. Спустя время юная леди понимает, что даже ради любви Обломов не готов к переменам и решает закончить эти отношения.

Несмотря на то, что девушка очень сильна духом, разрыв с Обломовым сильно огорчает ее. Она тяжело переносит горесть от утраты любимого человека.

После не удавшихся отношений с Ильинской, главный герой сближается с Агафьей Пшеницыной. Агафья – полная противоположность Ольги. Это истинная домохозяйка, которая окружает Обломова заботой и вниманием. Она также как и главный персонаж живет спокойно и умеренной жизнью, воспитывает детей, делает дом уютным. Ей не важна светская жизнь, не интересна музыка и литература. Агафья в отличие от Ольги не стремиться изменить устоявшийся образ жизни Ильи Ильича, а наоборот создает вокруг него спокойную атмосферу. В скором времени Обломов женится на Агафье Пшеницыной и у них рождается сын Андрюша.

В романе сопоставлены два совершенно разных женских образа, однако каждый вызывает одобрение читателя, располагает к себе. Заставляет задуматься каждого, какой образ жизни ему предпочтительнее, какие жизненные ценности все же играют главную роль, возможно ли совместить в себе образ двух очаровательных дам?

Несколько интересных сочинений

    Я считаю, что у меня есть жизненные принципы – правильные и самые лучшие (для меня). Я очень принципиальный человек. Многие удивляются, почему в моём возрасте я такой принципиальный. Мои сверстники, в основном, играют-гуляют и ни о чём не думают.

  • Анализ произведения Куприна Белый пудель
  • Образ и характеристика Алены Дмитриевны в поэме Песня про купца Калашникова Лермонтова

    Впервые об Алене Дмитриевне мы узнаем из рассказа опричника Кирибеевича на пиру у Ивана Грозного. Царь, заметив унылого любимца, стал допытываться, отчего он кручинится.

  • Сочинение Доброта лучше красоты рассуждение
  • Сочинение Тема злонравия в комедии Недоросль Фонвизина

    Денис Иванович касается периодов жизни, которые способствуют развитию и становлению детей. Недоросль Митрофанушка оказался в необыкновенном положении.

Иван Александрович Гончаров в период с 1848 по 1859 года написал роман "Обломов", который входит в трилогию с такими произведениями, как "Обыкновенная история", "Обрыв". В своём произведении автор проводит нас по всему жизненному пути главного героя - Ильи Обломова. Роман является психологическим, философским, заставляет задуматься о смысле жизни. Если же в романе нельзя найти цельного героя мужского идеала, то женский идеал Гончаров показал очень хорошо в образе Ольги Ильинской.

Главный герой Илья Обломов тридцати лет, ленивый изнеженный человек, который проживает свою жизнь в спокойствии и лени. Но в душе он романтик и мечтает об идеальной жене, которая должна в себе совмещать ум и женственность должна быть хорошей хозяйкой и матерью детей, но и не должна забывать о себе и быть ухоженной и опрятной. Как заметил Р. Рубинштейн в идеале жены Обломова "два начала, причём одно встретится в Ольге, другое - в Пшеницыной".

Автор наделил Ольгу Ильинскую всеми чертами, которые он хотел бы видеть в идеале русской женщины, внешне она ничем не выделялась, но "если бы её обратить в статую, она была бы статуей грации и гармонии". В обществе отношение к ней было неоднозначным "Одни считали её простой, недальней, неглубокой" и лишь некоторые видели в ней цельную и одухотворенную натуру. И в их числе был Штольц, который ценил её и доверил своего лучшего друга Обломова. Ольга со своим активным образом жизни с энтузиазмом берётся "пробуждать" Обломова и вскоре она влюбляется, но это любовь "Пигмалеона к Галатее". Давя на Обломова и диктуя свои правила, она пытается "слепить" из него подходящую ей половинку. Ольга - идеалистка, в отношениях она полностью отдаёт свои чувства, но ничего не получает взамен, как бы не пытался Обломов. Он не поспевает за ритмом жизни Ольги. По темпераменту ей больше подходит энергичный, активный Штольц, встретив после долгих лет Ольгу в Швейцарии, он понимает, что Ильинская сильно изменилась.

Отношения между Андреем и Ольгой сильно отличаются, они проводят много времени за беседами, прогулками. Она не испытывает таких чувств, которые испытывала к Обломову, но "с мужественным любопытством глядела на этот новый образ жизни, озирала его с ужасом и соизмеряла свои силы".

Агафья Матвеевна Пшеницына совершенно отличается от Ольги: интеллектом, характером и даже любовью к Обломову. Это хозяйка дома, в котором поселился Обломов, ограниченная в знаниях, ненавязчивая. Она напоминает поведением Обломову образ матери. Пшеницына была заботливой, даже больше заботилась об Обломове, чем о своих детях. Все дела по дому и хозяйство лежало на её плечах, она как нянька ухаживала за Ильёй. Внешне Агафья менялась от отношения к ней Обломова, когда он был молчалив и мрачен, Пшениыына становилась задумчивой и бледной, если же Илья Ильич был веселым и добрым, хозяйка менялась на глазах.

Ещё одно качество характера, которое её так отличало от Ольги Ильинской, это жертвенность, её заботливое отношение как будто переносилось Илью Ильича обратно в "Обломовку".

В жизни Обломов повстречал две любви: любовь к Ольге, стремившейся спасти его, и к Агафье Матвеевне, с которой Обломов всё больше и больше ослабевает как духовно, так и физически.

В романе «Обломов» Гончаров описал множество персонажей. С помощью разнообразия характеров, поступков многих героев, читателю легче понять ход мыслей автора, его замысел. Женские образы в романе «Обломов» раскрыты очень детально. Они знакомят с бытом прошедшего времени, нравами и моральными принципами, позволяют лучше понять, может ли женщина повлиять на судьбу любимого мужчины.

Ольга Ильинская. Ее простота и таланты

Возлюбленная Ильи Ильича Обломова Ольга Ильинская принадлежала к знатному дворянскому роду. Молодая двадцатилетняя барышня жила с тетей. Богатые родители давно умерли. В наследство девушке досталось огромное поместье.

«Имеет деревню, сад, и дом, совершенно готовый для житья».

Увлекается пением и игрой на фортепиано. Любит читать книги, изредка вышивает.

Происхождение и талант не сделали ее гордой и заносчивой. Девушка всегда открыта для общения с людьми. В имение Ильинских часто приходят гости.

«Она шла легким путем жизни и по здравому, не перехитренному воспитанию, не уклонялась от естественного проявления чувства, воли, мысли».

Андрей Иванович Штольц рассказывал Обломову, что в ней все просто до «едва заметного движения глаз, рук или губ. Нет жеманства, кокетства, лжи, никакой мишуры, ни умысла!». Не часто встретишь подобные черты у барыни.

Внешность. Влюбленность Ольги

«Ольгу нельзя было назвать красавицей, то есть отсутствовала белизна кожи в ней, яркий колорит губ, и щек, глаза не горели внутренним огнем, без кораллов на губах, нет жемчуга во рту».

Ее интеллигентность и воспитанность как будто дополняли те черты внешности, которые могли бы сделать ее еще привлекательней.

Считать ее слишком мудрой невозможно, скорее, в силу юного возраста. Слишком умные и серьезные кавалеры обходили ее стороной. На первой встрече Илья Ильич тоже относится к девушке с опаскою. Он считает, что она может играть чужими чувствами.

Уже на первой встрече с Обломовым она начнет проявлять к нему интерес. Ольга целый вечер не сводит с него глаз. А когда барин признается ей в любви, это повергнет ее в смущение. Данный факт говорит о порядочности, искренности, чистоте помыслов молодой дворянки.

Вскоре у нее с Обломовым начнется роман. Девушка отдается чувству с головой. Она с трепетом ждет встречи с любимым, ее заботит его здоровье, настроение. Когда мужчина не может приехать на свидание, барыня готова сама мчаться на встречу в любое другое место. Она полна стремлений и планов на будущее. Столкнувшись с тем, что Илья Ильич не смог оправдать ее надежд, разрывает отношения, продолжая любить его.

Каким бы положительным не казался характер Оли, она не смогла измениться ради возвышенных чувств. Девушка возвела определенные рамки. Илья не вписывался в них.

«Хотелось бы тебе узнать, пожертвовала бы я собственным спокойствием, пошла бы с тобой по пути? Никогда, ни за что!».

Знакомство с вдовой Пшеницыной. Скромность и работоспособность женщины

Полной противоположностью Ольги является вдова Агафья Матвеевна Пшеницына, в доме которой поселится Обломов. Она была супругой покойного чиновника, жила вместе с детьми Ваней и Машей. В характере вдовы отсутствовала гордость и заносчивость. Женщина очень работящая. Разводит птицу, продает яйца, ходит сама на рынок. Считает, что в этом нет ничего постыдного, ведь необходимо кормить семью.

«У нас много кур; мы яйца продаем и цыплят. С графского дома все у нас берут».

Пшеницына постоянно пребывает в заботах по дому.

«У нее все закипает в руках! Летает с утра и до вечера, хозяйство ее идет бодро, весело, с оригинальным оттенком. Руки белые, но с выступающими наружу крупными узлами жил. Она прятала их под шаль».

Это говорит о том, что Агафья стыдится своей простоты, трудолюбия. А подобными человеческими качествами нужно гордиться. Становится понятно, что барышня обладает излишней скромностью.

Неприхотливость Агафьи. Любовь к Обломову

В одежде не придерживается определенных правил. Рада тому, что есть возможность набросить на плечи хоть что-то.

«Платье по отношению к шикарной шали казалось старо и поношенно».

Когда продаст и эти вещи, то будет ходить в ситцевых одеждах и со старым платком на шее. Новые наряды обменяет на деньги, чтобы купить Обломову вкусностей.

Она полюбит его всем сердцем, бескорыстно. У нее нет желания что-либо в нем менять, как планировала Ольга. Женщина говорит, что до тридцати лет не испытывала подобных чувств. Сравнивает любовь, поселившуюся в ее сердце, с внезапной лихорадкой. Проявляет чрезмерную опеку над Ильей Ильичем. «За другими жены так не смотрят – ей богу! Она все увидит, ни одного нештопанного чулка нет – все сама».

После смерти Обломова часто ходит на кладбище, не может смириться с тяжелой утратой. Ради блага их сыночка отдает его на воспитание Штольцам.

Образ матери Ильи Обломова

В главе Сон Обломова читатель знакомится с матерью маленького Ильи. Она являлась дворянкой. Жила, придерживаясь принципа, что необходимо радоваться тому, что имеешь. Стремления к лучшему отсутствовали в ее характере. Как и множество домочадцев имения Обломова была ленива, любила поспать, поговорить.

Считала себя хорошей матерью. Чрезмерно опекала сына, выполняла все его детские и юношеские требования.

«Мать положит голову Илюши на колени, и расчесывает ему волосы, любуясь их мягкостью. И разговаривает с ними о будущем сыночка, делает его героем созданной ею эпопеи».

Часто позволяла ребенку оставаться дома, в моменты, когда он должен пребывать в пансионе. Это поспособствовало тому, что из него вырос ленивый и слабохарактерный мужчина.

Образ служанки Анисьи

«Она была активная, проворная баба, лет сорока семи, с бегавшими во все стороны глазами, заботливой улыбкой».

Вскоре стала супругой старого слуги Захара. Своей заботой, зорким женским взглядом ей удавалось поддерживать в доме порядки. Супруг хоть и часто ворчал на нее, но помогал.

Умерла от холеры. Очень схожа с Агафьей Пшеницыной. В их образы автор вложил всю сущность простой работящей женщины, готовой ради близких людей на все.

Женские образы в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Роман И. А. Гончарова «Обломов» согрет двумя ис-ториями любви: Ольги Ильинской и Агафьи Матвеев-ны Пшеницыной.

Знакомство Ильи Ильича с Ольгой перевернуло всю его жизнь. Эта девушка — деятельная, страстная натура — много сделала для спасения Обломова от его лени и апатии. Образом этой героини И. А. Гончаров решал проблему равенства женщины. Эта целеуст-ремленная, волевая девушка стоит в ряду лучших ге-роинь русской литературы. Автор подчеркивает простоту и естественность своей героини: «… В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка. У ней никогда не прочтешь в глазах: «Теперь я подожму немного губу и задумаюсь - я так недурна». Взгляну туда и испугаюсь, слегка вскрикну, сейчас подбегут ко мне. Сяду у фортепьяно и выставлю чуть-чуть кончик ноги»… Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла!». Внешность ее тоже не была примечательной: «Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миньятюрных рук… Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы - овал и размеры лица; все это в свою очередь гармонировало с плечами, плечи - со станом… Но образовал чуть заметно выпуклую, грациозную линию; губы тонкие и большею частью сжатые: признак непрерывно устремленной но что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз. Брови придавали особенную красоту глазам: они не были дугообразны, не округляли глаз двумя тоненькими, нащипанными пальцем ниточками - нет, это были две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одна на линию была выше другой, от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль.

Ходила Ольга с наклоненной немного вперед головой, так стройна, благородно покоившейся на тонкой гордой шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо..."

Несмотря на такую непосредственность героини отношение к ней в обществе было неоднозначным: «...глядя на нее, самые любезные из молодых людей были неразговорчивы, не зная, что и как сказать ей

Одни считали ее простой, недальней, неглубокой потому что не сыпались с языка ее ни мудрые сентен-ции о жизни, о любви, ни быстрые, неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке и литературе: говорила она мало и то свое, неважное - и ее обходили умные и бойкие «кавалеры»; небойкие, напротив, считали ее слиш-ком мудреной и немного боялись»".

Зато Ольгу ценил Штольц, и именно ей он доверил своего друга Обломова. Ольга, стремясь к активной деятельности, желая принести пользу людям, свобод-ная от личных стремлений, с энтузиазмом взялась «пробуждать» Обломова от его вечной спячки. Ей нра-вилось устремлять на него любопытный взгляд, «доб-родушно уязвлять его насмешками над лежанием над ленью, над неловкостью... У ней, в умненькой го-ловке, развился уже подробный план... она мечтала как «прикажет» ему прочесть книги... потом читать каждый день газеты и рассказывать ей новости, пи-сать письма в деревню, дописывать план устройства имении, приготовиться ехать заграницу...»

Девушке нравилось сознавать себя властной над Обломовым: «И все это чудо сделает она, такая роб-кая, молчаливая, которой до сих пор никто не слу-шался, которая еще не начала жить! Она — виновни-ца такого превращения!.. Она даже вздрагивала от гордого, радостного трепета; считала это уроком, назначенным свыше».

И ей удается пробудить Обломова к жизни Если раньше мы видели его в засаленном халате, постоянно лежащим на диване, обрюзгшим не по летам, то после знакомства с Ольгой его образ жизни резко изменился: «Встает он в семь часов, читает, носит куда-то кни-ги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности Халата не видать на нем... Обломов сидит с книгой или пишет в домашнем пальто; на шее надета легкая косынка-воротнички рубашки выпущены на галстук и бле-стят, как снег. Выходит он в сюртуке, прекрасно сши-том, в щегольской шляпе... Он весел, напевает...»

Но изменился не только Обломов. Изменилась и Ольга: постоянно общаясь с Ильей Ильичом, она влюбляется.

«Она любит меня, в ней играет чувство ко мне. Воз-можно ли? Она обо мне мечтает; для меня пела она так страстно...» - такие мысли пробудили в Обломове гордость за себя. Но одновременно рождается мысль о том, что такого не может быть: «Любить меня, смеш-ного, с сонным взглядом, с дряблыми щеками...»

Но Обломов, как в прежней своей службе и увлече-ниях, и в любви также не настойчив и не уверен в себе Стоило ему предположить, что Ольга равнодушна к нему, как он снова готов погрузиться в прежнюю спячку: «Нет, это тяжело, скучно! — заключил он. — Переду на Выборгскую сторону, буду читать, буду за-ниматься, читать, уеду в Обломовку... один! — приба-вил потом с глубоким унынием. — Без нее! Прощай, мои рай, мой светлый, тихий идеал жизни!»

Он не пошел ни на четвертый, ни на пятый день; не читал, не писал, отправился было погулять, вышел на пыльную дорогу, дальше надо в гору идти.

«Вот охота тащиться в жар!» — сказал он сам себе, зевнул и воротился, лег на диван и заснул тяжелым сном, как, бывало, сыпал в Гороховой улице, в запы-ленной комнате, с опущенными шторами».

Постепенно их взаимоотношения определились: «любовь делалась строже, взыскательнее, стала превращаться в какую-то обязанность, явились взаим-ные права». Но вместе с тем оставалось и прежнее про-тивостояние: «... она перешла к деспотическому про-явлению воли, отважно напоминала ему цель жизни и обязанностей и строго требовала движения, беспре-станно вызывала наружу его ум...

И он бился, ломал голову, изворачивался, чтоб не упасть тяжело в глазах ее...

Иногда только соберется он зевнуть, откроет рот — его поражает ее изумленный взгляд: он мгновенно сомкнет рот, так что зубы стукнут. Она преследовала малейшую тень сонливости даже у него на лице...

Еще сильнее, нежели от упреков, просыпалась в нем бодрость, когда он замечал, что от его усталости уставала и она, делалась небрежною, холодною. Тогда в нем появлялась лихорадка жизни, сил, деятельно-сти...»

Наконец Обломов приходит к мысли, что любовь Ольги к нему — ошибка, «... это только приготовление к любви, опыт, а он — субъект, который подвернулся первый, немного сносный, для опыта, по случаю...» Илья Ильич честно доносит свою мысль до Ольги в письме, заодно прощаясь с ней. Но и это испытание Ольга выдержала, сумев разобраться и в своих чувст-вах, и в чувствах Обломова. После объяснения в аллее наступило время безоблачного счастья, но Ольга ино-гда «впадала в тягостную задумчивость: что-то холод-ное, как змея, вползало в сердце, отрезвляло ее от меч-ты, и теплый, сказочный мир любви превращался в какой-то осенний день...

Она искала, отчего происходит эта неполнота, не-удовлетворенность счастья? Чего недостает ей? Что еще нужно?..

Что ж за дело, что не на всякий взгляд ее он отвеча-ет понятным взглядом, что не звучит иногда в его голосе, что ей как будто уже звучало однажды, не то во сне, не то наяву...»

А что же Обломов? А он «... не учился любви, он за-сыпал в своей сладостной дремоте... По временам он начинал веровать в постоянную безоблачность жиз-ни, и ему опять снилась Обломовка...» А если мы вспомним разговор Ильи Ильича со Штольцем, то увидим тот идеальный образ спутницы жизни, кото-рый рисуется в его воображении: «... Кругом его само-го резвятся его малютки, лезут к нему на колени, ве-шаются на шею; за самоваром сидит... царица всего окружающего, его божество... женщина! жена!.. По-том, обняв жену за талию, углубиться с ней в беско-нечную, темную аллею; идти с ней тихо, задумчиво, молча или думать вслух, мечтать, считать минуты счастья как биение пульса; слушать, как сердце бьет-ся и замирает...» Мы видим, что идеал будущей жизни Обломова — созерцательный. Это та же Обломовка, но с нотами, книгами, роялем и изящной мебелью.

Как заметил Р. Рубинштейн, в идеале женщины, жены Обломова «два начала, причем одно из них встретиться в Ольге, другое — в Пшеницыной. Сразу же после гуляния жена ждет Обломова на балконе, в блузе и чепце, и дарит ему роскошный поцелуй. Но тут же: «Чай готов!»... нет здесь яркой страсти, кото-рой Обломов боялся, — лишь спокойная любовь».

Не думаю, что Ольгу устроил бы тот образ жизни, который виделся Обломову. Да он до женитьбы дело так и не довел. Даже те «странные» взгляды на него (как на жениха) со стороны гостей Ильинских наво-дят на него ужас. Обломов беспокоится о репутации Ольги, боится скомпрометировать ее, понимая при этом, что он должен сделать предложение. Ругая За-хара за то, что тот распространяет слухи о предстоя-щей женитьбе, Обломов описывает ему все те сложно-сти, которые связаны с этим шагом и... сам ужасается!

Безденежье, неустроенность имения, долги — все это представляется неразрешимым Илье Ильичу и поро-ждает уже другие мысли: «Господи! Зачем она любит меня? Зачем я люблю ее? Зачем мы встретились?.. И что это за жизнь, все волнения да тревоги! Когда же будет мирное счастье, покой?» Он «все доискивался... такого существования, которое было бы исполнено со-держания, и текло бы тихо, день за днем., капля по ка-пле, в немом созерцании природы и тихих, едва пол-зущих явлениях семейной, мирно-хлопотливой жиз-ни. Ему не хотелось воображать ее широкой, шумно несущейся рекой, с кипучими волнами, как вообра-жал ее Штольц». Поэтому Обломов избегает встреч с Ольгой, незаметно возвращаясь к своему прежнему образу жизни, но теперь уже на Выборгской стороне, в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной; Ольга пони-мает, что ошиблась в Обломове, что ни сейчас, ни че-рез год он не устроит свои дела, и расстается с ним: «... Я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, — а ты уж давно умер... Камень бы ожил от того, что я сделала... Я узнала недавно толь-ко, что я любила в тебе, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова!»

Агафья Матвеевна Пшеницына — полная противо-положность Ольге. «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у ней почти со-всем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с высту-пившими наружу крупными узлами синих жил». Не-далекая, она находит счастье в хлопотах по дому, за-боте о детях и... Обломове. Она — воплощение той «об-ломовской» жены-хозяйки, одно из начал мечты Ильи Ильича: « Она все за работой, все что-нибудь гла-дит, толчет, трет...» Получив в свои руки еще и хозяй-ство Обломова, «Агафья Матвеевна выросла... и жизнь закипела и потекла рекой».

«Постепенная осадка дна морского, осыпанье гор, наносный ил, с прибавкой легких вулканических взрывов — все это совершилось всего более в судьбе Агафьи Матвеевны, и никто, всего менее она сама, не замечал это» — так пишет автор о зародившемся лю-бовном чувстве к Обломову этой героини. Хлопоты ее — это уже не просто заботы хозяйки о жильце. Она бурно переживает неудавшееся блюдо, не спит, если Илья Ильич задержался в театре или засиделся у Ива-на Герасимовича, просиживает ночи напролет у его постели, когда Обломов сделался болен; похудела и сделалась «точно каменная», когда Обломов всю зиму «был мрачен, едва говорил с ней, не заглядывал к ней».

Причину любви Агафьи Матвеевны автор видит в том, что Илья Ильич не был похож на тех людей, кото-рых эта женщина видела прежде. «Илья Ильич ходит не так, как ходил ее покойный муж,., глядит он на всех и на все так смело и свободно, как будто требует покорности себе. Лицо у него не грубое, не краснова-тое, а белое, нежное; руки не похожи на руки братца... Белье носит тонкое, меняет его каждый день, моется душистым мылом, ногти чистит — весь он так хорош, так чист, может ничего не делать и не делает... Он ба-рин, он сияет, блещет! Притом он так добр: как мягко он ходит, делает движения... И глядит он и говорит так же мягко, с такой добротой... ». Теперь «все ее хо-зяйство, толченье, глаженье, просеванье и т. п. — все это получило новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича».

А Обломов с присущим ему «барским» эгоизмом как должное воспринимал заботы о нем хозяйки и «не понимал,.. какую неожиданную победу он сделал над сердцем хозяйки». «Его отношения к ней были гораз-до проще: для него в Агафье Матвеевне, в ее вечно дви-жущихся локтях,., во всезнании всех домашних и хо-зяйственных удобств воплощался идеал того необо-зримого как океан и ненарушимого покоя жизни, картина которого неизгладимо легла на его душу в детстве, под отеческой кровлей». Ему нравилось шу-тить с этой женщиной, смотреть на нее, но не было скучно, если он не видал ее. «Тоски, бессонных ночей, сладких и горьких слез — ничего не испытал он». Живя у Пшеницыной, «... у него не рождается ника-ких самолюбивых желаний, позывов, стремлений на подвиги, мучительных терзаний о том, что уходит время, что гибнут его силы, что ничего не сделал он, ни зла, ни добра, что празден он и не живет, а прозяба-ет». Именно к такой жизни всегда стремился наш ге-рой и, наверное, именно такая женщина нужна ему была после «воспитания» его требовательной Ольгой. Обломову не нужно было переживать о том, что поду-мает о нем Агафья Матвеевна, «... что сказать ей, как отвечать на ее вопросы, как она взглянет...»

Весь смысл жизни для Агафьи Матвеевны настоль-ко стал заключаться в Обломове, что в трудный период (когда все доходы уходили за долги братцу) она пере-живает не из-за своих детей, а о том, «... как вдруг ба-рин... станет кушать вместо спаржи репу с маслом, вместо рябчиков баранину, вместо гатчинских форе-лей, янтарной осетрины — соленого судака, может быть, студень из лавочки...» Автор с неприкрытой иро-нией повествует о том, как Агафья Матвеевна решает-ся поехать к мужниной родне, чтобы взять у них денег. Она твердо уверена, что «они сейчас дадут, как узнают, что это для Ильи Ильича. Если б это было ей на кофе, на чай, детям на платье, на башмаки или на другие по-добные прихоти,... а то на крайнюю нужду, дозарезу: спаржи Илье Ильичу купить, рябчиков на жаркое, он любит французский горошек...» Получив отказ, она решается заложить жемчуг, полученный в приданое, потом серебро, салоп... В лице Агафьи Матвеевны Об-ломов обрел свое счастье: «Вглядываясь, вдумываясь в свой быт.., он, наконец, решил, что ему некуда больше идти, нечего искать, что идеал его жизни осуществил-ся, хотя без поэзии, без тех лучей, которыми некогда воображение рисовало ему барское, широкое и беспеч-ное течение жизни...» После смерти Обломова жизнь Агафьи Матвеевны потеряла всякий смысл: «Она по-няла, что проиграла и просияла ее жизнь, что бог вло-жил в ее жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда...»

И Ольга Ильинская, и Агафья Матвеевна очень много сделали для Обломова. Но нельзя думать (при всей кажущейся бездеятельности Ильи Ильича), что он только брал. Он духовно обогатил Ольгу, помог ей повзрослеть, подготовил к будущим отношениям с Андреем; своим существованием Обломов составил тихое счастье Агафьи Матвеевны.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...