Бельские партизаны. Еврейский партизанский отряд или тайны братьев бельских

В нью-йоркской Музее еврейского наследия прошёл очень необычный просмотр нового художественного кинофильма "Вызов" (Defiance). Режиссёр - обладатель "Оскара" Эдвард Цвик . В главных ролях - Дэниэл Крейг и Лиев Шрайбер . А необычность просмотра состояла в том, что в зале находились участники показанных в фильме событий.

1941-й год. Западная Белоруссия. Нацисты с помощью местных полицаев убивают евреев. Братья Бельские скрываются в лесу. К ним присоединяются другие. Так возникает еврейский партизанский отряд Бельских.

В музей на просмотр пришли семьи героев фильма и ветераны еврейского партизанского движения. От них я узнал, что возглавившие отряд братья Тувия и Зюс Бельские выжили. Сразу после войны они перебрались сначала в Румынию, а оттуда в Палестину. Потом, в 1956 году, в Америку. Жили в Бруклине, в районе Мидвуд. Как другие эмигранты учили английский, тяжело работали, чтобы обеспечить семью. Тувия стал водителем грузовиков. Умер в 1987 году. Его похоронили на Лонг-Айленде. А позднее прах отвезли в Израиль и похоронили второй раз, но уже со всеми почестями. Его брат Зюс сумел в Америке заработать немного денег и купил бензоколонку на улице Кент под Вильямсбургским мостом в Бруклине. Потом купил медальон на такси и сдавал его в аренду. Он умер в 1995-м году.

Профессор-социолог Коннектикутского университета Нехама Тес выпустила книгу под названием "Вызов: партизаны Бельские". Но даже после этой книги не появились мемориальные таблички на домах, где Бельские жили в Бруклине. Только в маленьком парке памяти Холокоста в районе Шипсхед Бей есть камень в память о Тувии Бельском. Об этом камне даже семья Тувии долго не знала. Но память о братьях хранят те, кого они спасли, а также дети и внуки спасённых.

Сын Тувии Бельского 48-летний Майкл Бельский , рассказывает:

Я побывал в Беларуси в прошлом году. Ездил в Новогрудек, в Лиду, в Минск, в Молодечно. Но первым делом, конечно, в Станкевичи. Мы поехали туда, чтобы посмотреть, откуда родом наша семья. У родителей отца было там своё хозяйство с мельницей. И 12 детей... Мы пересекли почти всю Беларусь.

Встретили вы кого-то из родственников или из тех, кто помнит ваших родителей?

Да, мы встретили одного человека, жившего по соседству с семьёй моего отца. Он последний в Станкевичах, кто помнил братьев Бельских. Ему 82 года. Он мальчишкой играл с моим отцом и с братьями отца. Он показал нам, где стоял дом Бельских, где была мельница, и рассказал в деталях, что произошло в этом местечке. А потом, в Новогрудке, нам показали место, где были убиты 4 тысячи евреев, и среди них - родители моего отца, многие из его братьев и сестёр, жена и дочь дяди Зюса.

Разумеется, вы гордитесь своим отцом. Но не считаете ли вы, что слава и признание его заслуг пришли к нему слишком поздно? Хорошо бы цветы приносить живым...

Меня не огорчает, что слава запоздала, потому что я с детства знал историю отца и всей семьи. Мне не важно, знает ли мир, каким был мой отец, мне важнее, чтобы о нём знали мои дети и рассказали об этом своим детям... Я хочу, чтобы мои дети и внуки знали, что евреи не шли на смерть как овцы, что они сопротивлялись и выжили, и что семьи возродились, и род продолжается. Сегодня живут 15 тысяч потомков партизан из отряда Бельских.

Ещё один свидетель и участник событий:

Я бывал в отраде Бельского, но я не из его отряда. Я был как бы над Бельским. Меня зовут Семён Лапидус . Я был командиром партизанского отряда, который входил в состав бригады имени Чкалова. До войны я учился в Суворовском училище в Бобруйске...

Энн Монка живёт в Нью-Джерси:

Я была самой младшей в отряде Бельского. Мне было 13. Я пела, танцевала и развлекала наших партизан, когда они отдыхали. А этот суворовец - Семён Лапидус - был иногда моим партнёром по танцам. Я не стреляла: мне не давали оружие. Считали ребёнком. Там было много детей.

А какие песни вы пели тогда партизанам?

На идиш, конечно. А на русском - "Катюшу..."

И тут же спела, да так задорно, как будто ей всё ещё 13...

А меня зовут Лея Фридберг . Я прилетела на эту встречу из Флориды. Моего мужа звали Пейсах Фридберг. В августе 42-го он одним из первых убежал из новогрудского гетто в отряд Бельских. Тогда вместе с ним в отряде было всего 17 человек. А потом он вернулся в гетто и вывел оттуда целую группу, в которой была и я, 15-летняя. С нами в отряде стало 29 человек. Потом отряд стал расти, и когда там оказалось 1200 человек, отряд стали называть бригадой. Бригадой Бельских...

Энн Монка :

Моя землянка была как раз через дорогу от землянки Леи Фридберг. Мы строили эти землянки собственными руками. Рубили деревья, рыли землю, делали крышу.

Но это было не самое страшное. Хуже, когда над нами появлялись немецкие самолёты и сбрасывали на нас бомбы.

Но никто их не боялся. Желание выжить назло нацистам было так велико, что мы готовы были выдержать, что угодно. И мы выжили благодаря братьям Бельским. Выжили и смогли добраться до свободной Америки, растить здесь детей. И сегодня, наверно, один из самых важных дней в нашей жизни, потому что братья Бельские, наконец, признаны как еврейские герои. Лучше поздно, чем никогда. Это произошло при нашей жизни, когда мы можем подтвердить, что всё это было. Я счастлива, что с появлением фильма весь мир станет свидетелем героизма евреев, и увидит, что евреи не овцы, послушно идущие на бойню, в ямы и в печи. Евреи нашли путь, как спасти себя и других.

А с другой стороны, для меня это и очень грустный день. Потому что настоящие герои, сделавшие всё, чтобы защитить нас, спасти нас от смерти, сегодня не с нами...

Сын Зюса Бельского, Цви Бельский , 47 лет, рассказал нам:

Я думаю, Лиев Шрайбер великолепно сыграл моего отца. Мой отец был таким, каким его показал Шрайбер: очень агрессивным, вспыльчивым. Он считал, что для спасения себя и других надо вооружаться. Надо вооружать всех вплоть до подростков и детей. Естественно, поначалу братья хотели спастись сами. Папа рассказывал, что сначала ушли в лес мой дядя Тувья, дядя Асаэл и Зюс, мой отец. Потом они старались спасти как можно больше людей. И, конечно, хотели отомстить за смерть своих родителей, за первую жену и ребёнка моего отца. Братья знали, кто это сделал - местные полицаи. Отец прикончил их...

Во время съёмок этого фильма я прилетел в Литву... Вдруг вижу Льва Шрайбера, выходящего из леса в сапогах и в фуражке. Я узнал в нём своего отца. Меня охватила дрожь. Я не мог успокоиться... Знаете, отец убил довольно много людей: немцев, полицаев... И я как-то спросил его, сожалеет ли он об этом? Он ответил, что больше всего жалеет, что не смог спасти больше евреев.

Некоторые критики обвиняют Цвига в том, что он показывает евреев слишком жестокими. Чуть ли не террористами...

А что должен был сделать отец с теми, кто убил его жену и ребёнка, его родителей, его братьев и сестёр? Он хотел отомстить. Что надо было делать с нацистами, которые убивали тогда по 8-10 тысяч человек в день? Убивали только потому, что они были евреями. Я могу лишь повторить то, что говорил отец. Он жалел не только о том, что не смог спасти больше евреев, но и о том, что не смог убить больше нацистов.

Бывшие участники еврейского партизанского движения под руководством братьев Бельских сфотографировались на память с режиссёром фильма "Вызов" Эдвардом Цвиком . После фотосессии знаменитый режиссер сказал мне:

Одно дело снимать фильм о людях, а другое - встретить их в жизни, тех, кого хотел показать. Я поражаюсь их жизнелюбию, их энергии. Вот, действительно, люди, сильные духом. Они очень хотели, чтобы их история была рассказана. И эта мечта осуществилась.

Дочь Тувии Бельского, Соня , неописуемой красоты высокая брюнетка, сказала, что она вся в отца:

Братья Бельские были высокими, сильными, красивыми, любили выпить, подраться. Это были характеры!.. Когда они входили, то занимали собой всё пространство. От них нельзя было оторвать глаз. Они не были бандитами, грабителями. Они страстно любили жизнь и делали всё, чтобы выжить. И старались спасти как можно больше евреев. В партизанском отряде они устроили полевой госпиталь, синагогу, школу, баню и пекарню. К лету 44-го, когда немцев изгнали из Белоруссии, в отряде было 1250 человек. За всё время существования отряда погибли только 50 человек. История жива до тех пор, пока о ней рассказывают...

Перед началом просмотра фильма Роберт Бельский , сын Тувии, поднялся на сцену:

Мой отец не искал славы, признания. Для него самым большим счастьем было видеть тех, кого он спас, видеть евреев живыми. И то, что все вы собрались здесь, - и есть его награда.

Потом он произнёс на идиш: "Партизанен зайнен ду!" и стал называть по фамилиям бывших партизан. По команде вставали семьями...

Режиссёр, предваряя показ, сказал:

С сегодняшнего дня эта история перестаёт быть моей, вашей. Она идёт в мир. Работа над этим фильмом изменила мою жизнь.

Когда после просмотра я спросил у зрителей, не слишком ли сгущены краски, они ответили: "Всё правда".


Талантливый парень из белорусской деревни

Тувья был старшим из 11 детей семьи Бельских. Предки Бельских в XIX веке поселились в деревне Станкевичи, расположенной между белорусскими городами Лида и Новогрудок, недалеко от Налибокской пущи. В этой деревне Бельские были единственной еврейской семьёй. Так как в царской России евреи не имели права владеть землёй, то они арендовали небольшие участки у соседей. Кроме того, Бельские построили водяную мельницу. Когда в конце XIX века царское правительство запретило евреям владеть какими-либо предприятиями в деревнях, Бельские нашли человека, который юридически стал числиться хозяином мельницы.

Во время Первой мировой войны небольшое подразделение немецких оккупационных войск расположилось в пустующем доме деревни, и Тувья, шустрый мальчишка, напоминающий немецким солдатам их детей, часто общался с ними. После ухода немцев выяснилось, что Тувья вполне сносно выучил немецкий. Так к его белорусскому языку и еврейскому образованию, полученному в хедере в соседней деревне, добавился ещё и немецкий язык. После войны местность отошла к Польше, Тувья учился в польской школе, потом прошёл службу в польской армии, где из рядовых вырос до унтер-офицера. Вернувшись из армии, женился, получив в качестве приданого небольшой магазин. После вхождения в 1939 г. Западной Белоруссии в состав СССР Тувье поневоле пришлось усовершенствовать свои знания в русском языке, и в результате он владел шестью языками: русским, белорусским, польским, немецким, идиш и ивритом.

Незадолго до нападения Германии на СССР советские власти начали проводить акцию по выявлению в присоединённых областях буржуазных элементов и высылке их в Сибирь. Магазин Тувьи был национализирован, и он, опасаясь репрессий, покинул небольшой городок, где раньше жил, устроившись в городе Лида помощником бухгалтера.

Однако вскоре после нападения Германии на СССР немцы заняли весь этот район. Сразу начались антиеврейские акции: гетто, а затем и уничтожение евреев. Тувья не стал подчиняться немецким приказам: не стал регистрироваться, не стал носить жёлтую шестиконечную звезду. Большое количество друзей среди местного населения, знание немецкого языка, нетипичная для еврея внешность спасали от многих проверок. Но начались расстрелы еврейского населения, погибли два брата Тувьи – Яков и Абрам. Отец Тувьи сказал сыну, чтобы он уходил в лес. Вместе с ним ушли ещё два его брата – Асаэль и Зусь, которые ещё до начала войны были призваны в Красную армию, а потом, выйдя из окружения, сумели добраться до дома.

Партизанский отряд в Налибокской пуще

Со временем нашлись предатели, которые донесли немецким властям на Бельских. Родителей арестовали и пытали, чтобы те признались, куда девались трое взрослых сыновей, но они ничего не сказали, и вскоре, 7 декабря 1941 г., отца, мать, младшую сестру и жену Зуся с новорождённой дочерью нацисты расстреляли. В тот день погибли 4000 местных евреев. Чудом избежал расстрела двенадцатилетний Арон, вскоре присоединившийся к старшим братьям. Вначале Бельские скрывались у знакомых крестьян, но вскоре поняли, что их спасение – в густых лесах Налибокской пущи.

Братья успели вывести в лес часть родственников, которые составили костяк будущего отряда. В декабре 1941 г. он насчитывал 17 человек, оружие – один пистолет с неполной обоймой. Командиром избрали Тувью Бельского.

Главной своей задачей Тувья Бельский считал спасение как можно большего количества евреев. При всей своей ненависти к нацистам братья Бельские исходили из принципа: лучше спасти одну старушку-еврейку, чем убить десять немецких солдат. Братья действовали следующим образом. Они пробирались в еврейские гетто Лиды, Новогрудка, других городов и местечек и уговаривали евреев бежать в лес, помогая им в этом. Чаще всего такими акциями занимался сам Тувья. Выбраться из гетто было сложно и опасно, многие погибали в пути. Спасшихся часто не принимали в другие партизанские отряды, мотивируя отказ отсутствием у них оружия. Особенно часто в трудном положении оказывались женщины, дети и старики, которых считали обузой. Но из отряда братьев Бельских никого не выгоняли. Прибывшим Тувья говорил: «Я ничего не могу вам гарантировать. Мы пытаемся выжить, но мы все можем погибнуть. И мы будем стараться сохранить как можно больше жизней. Мы принимаем всех и никому не отказываем, ни старикам, ни детям, ни женщинам. Нас подстерегает множество опасностей, но если нам суждено будет умереть, мы, по крайней мере, умрём как люди».

Вперёд, в бой!

К августу 1942-го отряд Бельских вырос до 250 человек и стал представлять собой серьёзную боевую силу. С ней были вынуждены считаться все: и немцы, и советские партизаны в близлежащих районах, и основной в первое время источник пропитания отряда – окружающее население, которое называло отряд не иначе как «лесные евреи» и которое стало опасаться сотрудничать с оккупантами ввиду неминуемой кары от еврейских партизан, чему были примеры.

В отряде Бельских один из братьев Тувьи стал его заместителем и руководил вооружённой обороной, другой отвечал за разведку и контрразведку, а третий – младший Арон – был связным с другими партизанскими отрядами, гетто и теми, кто помогал евреям скрыться из гетто и добраться до партизан. Оружие добывали в боях с оккупантами и их пособниками.

Боевую деятельность отряд Бельских начал осенью 1942 г. и так зарекомендовал себя, что вскоре получил официальное признание со стороны руководителей советского партизанского движения. В феврале 1943 г. отряд Бельских был включён в состав партизанского отряда «Октябрь».

«Лесные евреи» жили в землянках, образовав целую деревню, которую называли «Лесной Иерусалим». В отряде была пекарня, кузница, кожевенный завод, баня, больница и школа. Здесь работали скотники и сапожники, гончары, повара и портные. Постоянно работали мельница, пекарня, колбасная фабрика. В отряде даже играли свадьбы, которые проводил раввин Давид Брук, благо музыканты были свои. Верующие могли ходить в самодельную синагогу, где отмечались еврейские праздники. Те, кто не был занят в боевых операциях, ремонтировали оружие и предоставляли массу услуг советским партизанам, получая взамен боеприпасы, еду и медикаменты. Но партизаны и сами в значительной степени обеспечивали себя продуктами питания – например, было засеяно 8 гектаров пшеницы и ячменя, имелось огромное картофельное поле.

Подрывники отряда Бельских считались лучшими диверсантами и пользовались большим уважением в среде партизан. Но отношения с партизанами не всегда складывались лучшим образом, ведь другие партизанские отряды неохотно принимали евреев, бегущих из гетто. Были случаи когда их отправляли обратно на верную смерть. Однако обижать членов отряда Тувьи Бельского никто не рисковал – братья могли немедленно поставить под ружьё больше сотни бойцов, готовых защищать своих от любых посягательств.

После того как весной 1943 г. численность отряда Бельских выросла до 750 человек, ему было присвоено имя Орджоникидзе, и он стал частью партизанской бригады имени Кирова. Стало легче с оружием – оно теперь поступало партизанам с «большой земли», появилась возможность отправлять туда самолётами тяжелораненых. Отряд Тувьи вместе с другими стал дежурить и охранять партизанский аэродром. Благодаря установлению связи с «большой землёй» обитатели «Лесного Иерусалим» смогли передать в фонд обороны страны 5321 рубль, 1356 немецких марок, 50 долларов, более 250 иностранных золотых и серебряных монет, 46 кусков золота ломом.

Немцы несколько раз атаковали их лагерь. Отряд отступал, но всегда оказывал жёсткое вооружённое сопротивление. Самую жестокую атаку «лесные евреи» выдержали накануне освобождения Белоруссии: 9 июля 1944 г. отступавшие немецкие части напали на партизан, десятки людей были ранены, девять человек погибли. На следующий день Красная армия вошла в район Налибокской пущи.

Вскоре Тувью вызвали в Минск, где он составил полный отчёт о деятельности своего отряда. Асаэль вместе с частью отряда вступил в Красную армию и погиб в Германии незадолго до окончания войны. Его жена Хая, с которой он познакомился в отряде, в это время была на последнем месяце беременности.

Вместо геройского звания – эмиграция

После войны Тувья и Зусь стали работать в советских учреждениях. Но Тувья вскоре почувствовал, что ему вот-вот припомнят его «буржуазное» прошлое. В то время бывшим польским гражданам разрешалось репатриироваться в Польшу. Так братья и сделали. Но враждебное отношение местного населения заставило их перебраться в Палестину, они жили в Рамат-Гане и Холоне. После создания государства Израиль Тувья и Зусь приняли участие в войне за независимость.

Но и в Израиле Тувья Бельский чувствовал себя не совсем уютно. Работал таксистом, с трудом зарабатывая на жизнь. Поэтому в середине 50-х годов Тувья и Зусь с семьями, а также Арон решили переехать в США.

Росли дети, появились внуки, состарился в безвестности и сам Тувья. Но его бывшие подчинённые, те, кого он когда-то спас от неминуемой гибели, помнили о его героическом прошлом. В благодарность Тувье в год его 80-летнего юбилея они устроили банкет в одном из фешенебельных отелей Нью-Йорка. 600 человек стоя приветствовали аплодисментами его появление в главном зале – во фраке с розой в петлице. Когда присутствующие выступали с поздравлениями юбиляру, вспоминая его героическое прошлое, на глазах, казалось бы, железного Тувьи впервые были замечены слёзы.

В декабре 1986 года, на 81-м году жизни, Тувья Бельский скончался. Сначала он был похоронен на еврейском кладбище в Лонг-Айленде, но затем, по настоятельному требованию ассоциации партизан, подпольщиков и участников восстаний в гетто, прах Тувьи Бельского был перевезён в Иерусалим.

Зусь умер в 1995 году. Арон, возможно, и поныне живёт в Майами.

Память о героях не сотрёшь

В послевоенные советские годы в Белоруссии деятельность евреев-партизан замалчивалась, и имя Тувьи Бельского, командира крупнейшего еврейского партизанского отряда, было предано забвению. Так, в официальном справочнике «Партизанские формирования Белоруссии в годы Великой Отечественной войны (июнь 1941 – июль 1944)», изданном в 1983 г., нет упоминания ни о братьях Бельских, ни об их отряде. Участие евреев в партизанском движении было скрыто за формулировкой «другие национальности». Хотя в одних только 14 еврейских партизанских отрядах и группах Белоруссии сражалось не менее 1650 бойцов, а всего в партизанских отрядах Белоруссии находилось от 10 до 15 тысяч евреев, при этом более 130 евреев являлись командирами, начальниками штабов, комиссарами партизанских отрядов и бригад. Об отряде Бельских не упоминается и в энциклопедическом однотомнике «Беларусь в Великой Отечественной войне (1941 – 1945 гг.)», вышедшем в 1995 г. Однако за пределами СССР об отряде Бельских знали. Об их судьбе написано немало книг, в том числе мемуары Тувьи Бельского под названием «Лесные евреи», изданные в Иерусалиме в 1949 г. в переводе на иврит. О братьях Бельских было также снято три фильма – два документальных (Великобритания, США) и художественный (Голливуд).

Постоянные экспозиции, посвящённые деятельности партизанского отряда братьев Бельских существуют в ряде музеев, в частности в «Мемориальном музее Холокоста» (Вашингтон), во «Флоридском музее Холокоста», в Яд ва-Шем, а с недавних пор и в «Музее истории и культуры евреев Беларуси» (Минск).

Из спасённых Бельскими людей по состоянию на конец 2008 года были живы 29 человек. Потомки спасённых насчитывают десятки тысяч человек. Они живут ныне в Беларуси, США, Израиле, Великобритании, Бразилии, Австралии.


Тотальное убийство евреев в годы Второй мировой войны германский нацизм начал с Белоруссии. Здесь было истреблено более 800 тысяч евреев, в том числе 200 тысяч детей.
В начале ноября 1942 года начальник Центрального штаба партизанского движения, генерал-лейтенант П.К.Пономаренко по личному указанию Сталина разослал командирам формирований радиограмму, фактически запрещавшую принимать евреев в отряды.
Логика была убийственная: нельзя "допустить проникновения в отряды вражеской агентуры...". Эта директива обрекла на верную смерть многие тысячи людей, для которых партизанские отряды могли стать убежищем.
И все же нашлись смельчаки, сумевшие обойти указание вождя: они стали создавать еврейские семейные партизанские отряды и лагеря.
Идея принадлежала одному из руководителей подпольной организации Новогрудского гетто Тувье Давидовичу Бельскому.
Ранней весной 42-го года Тувье вместе с братьями Асоэлом, Зусей и Арчиком удалось бежать из гетто. Вскоре к ним присоединились еще 13 беглецов.
Так началась история одного из крупнейших в Европе еврейских партизанских отрядов.
Он не упоминается ни в каких официальных публикациях.

Тувья Бельский (1906-1986).

Отряд Тувьи Бельского в Налибокской пуще стал центром притяжения для узников гетто Новогрудка, Лиды, Столбцов, Мира, близлежащих местечек.
Основной задачей командир считал сохранение жизни чудом спасшихся евреев. Изо дня в день отряд продолжал расти.
К концу 1942 года он увеличился до 300 человек, к июню 43-го - 750. В июле большая группа юношей выделилась в самостоятельный боевой партизанский отряд имени Орджоникидзе. Летом 1944 года семейный партизанский отряд насчитывал уже 1230 человек.
Был сооружён хорошо замаскированный подземный городок. В отряде оказались квалифицированные оружейники, портные, кожевенники, сапожники и другие ремесленники. В пуще расположился госпиталь, имелись прачечная и мыловарня.
Для обеспечения людей продуктами партизаны засеяли восемь гектаров пшеницы и ячменя. Постоянно работали мельница и пекарня. Верующие могли посещать синагогу.
В марте 1944 года обитатели лагеря собрали и передали в фонд обороны страны 5321 рубль, 1356 немецких марок, 45 долларов, более 250 золотых и серебряных монет, около 2 килограммов золота и серебра ломом.
Партизаны отряда Тувьи Бельского не только обеспечивали безопасность беззащитных женщин, детей и стариков, но и всеми средствами сражались с врагом.
По данным Национального архива Республики Беларусь, боевая часть отряда составляла 296 человек. Ею командовал Зус Бельский. Евреи-партизаны не раз показывали примеры мужества и героизма. Они держали под своим контролем многие коммуникации.

Об этом свидетельствуют выписки из коллекции архивных документов:
"4 февраля 1944 года. Железная дорога Барановичи - Лида. Пущен под откос эшелон с военной техникой. Разбито 7 вагонов, повреждено - 4. Железнодорожное сообщение прервано на 15 часов".
"17 марта. Перегон Неман - Яцуки. Подорван эшелон с военным грузом, шедший к фронту. Уничтожен паровоз и 6 вагонов. Остановлено движение на 9 часов".
Было немало и других дерзких операций. В итоговом донесении отмечено, что бойцы пустили под откос 6 эшелонов, взорвали 20 железнодорожных и шоссейных мостов, 800 метров железнодорожного полотна, уничтожили 16 автомашин, убили 261 немецких солдат и офицеров. Они спасли от угона в Германию более 1000 человек.
За помощь в поимке Тувьи Бельского немецкие власти обещали вознаграждение в размере 100 тысяч рейхсмарок.
9 июля 1944 года отряд Тувьи Бельского дал последний бой. Разведка обнаружила отборную часть эсэсовцев численностью более 200 человек. По тревоге партизаны заняли оборону. Завязалось ожесточённое сражение. В нём партизаны потеряли 9 человек, но сделали всё, чтобы гитлеровцы не прорвались к лагерю. 45 немецких солдат и офицеров было убито, 56 - взято в плен. Захвачены значительные трофеи.
В этот же день партизаны отряда Тувьи Бельского встретились с наступавшими на запад советскими войсками.

Другой крупный еврейский семейный отряд возник на территории Дзержинского района Минской области. Весной и летом 1943 года усилиями подполья началось массовое бегство узников Минского гетто в соседние леса. По примеру Тувьи Бельского командир взвода партизанского отряда имени Буденного Шолом Зорин решил организовать семейный отряд. Он стремился спасти как можно больше оставшихся в живых евреев.
5 июня 1943 г. Ш.Зорин издал приказ #1 о создании семейного отряда, который в мае 44-го получил наименование №106. В целях безопасности отряд передислоцировали в Налибокскую пущу, Ивенецкий район. К январю 44-го в нем числилось 556 человек.
За короткое время партизаны обустроили лесной лагерь, соорудили утеплённые землянки, создали оружейную, портняжную, обувную мастерские, пекарню, колбасный цех.
Была создана отличная медицинская служба. Оказывали помощь не только своим раненым и больным, но и из других партизанских отрядов Ивенецкой зоны, жителям окрестных деревень.
Особую заботу командование проявляло о детях, которых в лагере было примерно 150, большинство из них сироты.
Подростки вели себя, как взрослые, помогали партизанам. Юные проводники и связные, рискуя жизнью, не раз отправлялись в Минск, чтобы вывести из гетто очередную группу евреев. Выполняя боевое задание, погибли Леня Опенгейм и Зяма Озерский.

В отряде были сформированы боевые роты по 137 человек. На их счету - немало успешных операций. В июне 1944 года в ходе "рельсовой войны" группа подрывников под руководством Михаила Тамаркина пустила под откос эшелон, под обломками которого погибло немало гитлеровцев.
6 июля зоринцы вступили в бой с немецкой частью, пытавшейся вырваться из Минского "котла". Тяжелые потери понесли и победители. Командиру Шолом Зорину врачи вынуждены были ампутировать ногу.

Еврейский партизанский отряд имени Кагановича, которым командовал Шлема Зандвайс, насчитывал более 500 человек. Все они были недавние узники гетто, бежавшие из Баранович, Кобрина, Пинска.
В семейном партизанском отряде Якова Черняка нашли спасение евреи района озера Нарочь.
Следует признать горькую правду: нередко евреи становились жертвами не только карательных операций эсесовцев, но и антисемитских действий со стороны партизан. Имелись случаи, когда у еврейских партизан изымали с трудом добытое оружие, а их самих изгоняли из отряда.
Семейные отряды Т.Бельского и Ш.Зорина подверглись нападению и со стороны крайне антисемитски настроенных частей польской Армии Крайовой (АК), стремившихся взять под свой контроль территорию довоенной Польши.
Несмотря на все сложности, семейные партизанские отряды существовали в районе Лиды, Косово, Слонима, на Витебщине, Полесье. Общая численность евреев, нашедших убежище в них, составила примерно 5000 человек.

Еврейские отряды и группы в Украине возникают несколько позднее. Это обусловлено как особенностями партизанского движения, так и тем, что массовое уничтожение евреев приходится здесь на лето - осень 1942 г. Около 50 еврейских групп и отрядов сражалось на Украине, преимущественно на Волыни, в Западной Украине и на территории Винницкой области. Примерно 1.000 еврейских партизан, входивших в 30-40 самостоятельных групп, сражались на Волыни с лета по декабрь 1942 г.

Особенностью партизанского движения в Литве было то, что большинство бежавших узников гетто оказались именно в еврейских партизанских отрядах. Они стали пополняться бежавшими узниками гетто в 1942 г. и особенно в 1943-1944 гг.
Среди командиров еврейских партизанских отрядов, сформированных соответственно из узников вильнюсского и каунасского гетто, были известный поэт Абба Ковнер и писатель Хаим Елин.
Особую известность приобрели два отряда, которые до конца войны оставались чисто еврейскими, - "За Победу" и "Мститель". Вместе с советскими войсками они освобождали Вильнюс.
Всего в еврейских партизанских отрядах и группах Литвы сражалось около 700 человек.

Таким образом, на оккупированной территории СССР было создано свыше 70 боевых еврейских отрядов и групп, в которых с врагом сражалось примерно 4000 человек.

Партизанский еврейский отряд. Командир - Тувье Бельский,седьмой справа в верхнем ряду. Фото из Викапедии.

Я славлю мира торжество
Довольство и достаток.
Спасти приятней одного,
Чем истребить десяток.

Р. Бернс пер. С. Маршака.

Советская пропаганда молчала о многом. В том числе и об участии евреев в ВОВ. В частности - в партизанском движении на териитории Белоруссии. Это одна из малоизвестных страниц истории ВОВ. Но что ещё печальнее – о многом и сегодня граждане, проживающие на постсоветском пространстве, почти ничего знают. Или знают очень мало. Есть, разумеется, и такие, кто и не желает знать. Понятно, эти читать мой пост не будут.

Но тем, кому тема покажется интересной, я постараюсь просто и доступно поведать о событиях, которые уже покрыты довольно плотной 70-ти летней пеленой забвения. Их свидетелей осталось совсем немного. Но мне посчастливилось кое с кем из них пообщаться в Белоруссии и на Земле Обетованной.

Предварю рассказ короткой справкой. На оккупированных фашистами территориях Советского Союза в подпольных организациях гетто, концлагерях и партизанских отрядах с нацистами сражалось около 20 тысяч евреев. В том числе в составе 70-ти чисто еврейских партизанских отрядов воевало более 4000 человек.

Эти партизанские отряды создавались евреями, бежавшими из гетто и фашистских концлагерей. Многие из организаторов еврейских отрядов до побега активно участвовали в подпольных организациях, существовавших там.

Главной задачей еврейских партизанских отрядов было спасение остатков еврейского населения, ещё не попавшего под безжалостный нацистский каток. Рядом с партизанскими базами нередко создавались семейные лагеря. В них находили убежище беглецы из гетто. В основном инвалиды, женщины, старики и дети.

Бойцы еврейских отрядов мужественно сражались с фашистами, защищая семейные лагеря. Несли большие потери. А случалось, что отряды в неравной борьбе гибали почти целиком вместе с гражданским еврейским населением, которое защищали...

В лесах Белоруссии и Украины нелегко было воевать всем. Но еврейским партизанам пришлось особенно туго. Они не могли рассчитывать на помощь местного населения. Не могли, в случае необходимости, раствориться в нём. Не могли партизаны-евреи получить поддержку и от своих соплеменников, запертых в гетто.

Ситуация усугублялась и антисемитскими настроениями имевшими место среди советских партизан. Вот, что я обнаружил в одной докладной записке на имя руководителя подпольного обкома КПСС:

«…Партизанские отряды им (евреям) не помогают, еврейскую молодёжь принимают к себе крайне неохотно. Отмечены факты, когда партизаны из отряда Н.Н.Богатырева, отняв у пришедших оружие, отправляли их безоружными назад. Практически на убой нацистам. Отмечены случаи расстрела еврейских добровольцев. Антисемитизм в партизанской среде развит довольно сильно…

…Некоторые командиры партизанских отрядов всё-таки принимают евреев. А вот в отряде у В. Грозного евреев довольно много. Они неплохо воюют. Есть евреи и у Зотова. А у Маркова и Стрелкова ни одного. Не принимают, даже с оружием…»

Сугубо еврейские отряды поначалу в лесах Белоруссии находились на автономном положении. Сами добывали себе оружие, провизию, одежду. Сами намечали, и проводили боевые операции. Однако со временем еврейские отряды превратились в интернациональные. В отличие от своих белорусских коллег, еврейские командиры принимали в отряды всех, желавших сражаться с фашистами.

Легендарную известность, по крайней мере, среди еврейского населения, получил еврейский партизанский отряд имени Калинина. Его организаторами и бессменными командирами на протяжении всей партизанской войны на белорусской земле, были знаменитые братья Бельские.

В семейном лагере Бельских насчитывалось более 1,2 тыс. евреев. Это были люди, главным образом бежавшие из района небольшого белорусского городка Новогрудка. Группа беглецов из минского гетто во главе с Шаломом Зориным (1902-74) создала ещё один семейный лагерь. Именного названия он не имел. В архивных документах проходит как отряд № 106. Отряд насчитывал более 800 евреев.

В районе местечка Деречина был образован отряд под командованием доктора И. Атласа, в районе Слонима - отряд имени Щорса 51. Недалеко от районного центра Копыль евреи, бежавшие из гетто города Несвижа и двух соседних гетто, создали большой отряд имени Жукова. Евреи из района Дятлово – отряд под командованием Ц. Каплинского (1910-42).

Бежавшие из гетто Белостока подпольщики и беглые евреи из прилегающих к нему городов и местечек создали большой еврейский партизанский отряд «Кадима». В отряде из молодых крепких ребят были образованы несколько небольших хорошо вооружённых боевых мобильных групп. Они наносили фашистам и местным коллаборационистам полицаям очень чувствительные удары.

О еврейских партизанских отрядах мужественно и эффективно воевавших в белорусских лесах, талантливый белорусский режиссёр Александр Ступников, которого А.Лукашенко давно изгнал из Беларуси, в 2009 году снял замечательный документальный фильм «Изгои».

Теперь после небольшого вступления перейду непосредственно к событиям 1941-1944 годов. Расскажу захватывающую документальную историю, наверное, о самом знаменитом в белорусских лесах еврейском партизанском отряде братьев Тувья, Асаэль и Зусь Бельских.

Мой рассказ основывается на информации, почерпнутой, что называется, из первых рук. От последних живых участников тех давних событий, с которыми повезло встретиться в Израиле. Кое-что удалось «нарыть» в архивах Минска и Иерусалима.

Прочитал я и скромную информацию в открытой печати на русском. И более обширную – на иврите и английском. Так что материала набралось порядочно, и с удовольствием поделюсь с теми, кого интерес или элементарное любопытство подвинет к прочтению этого поста.

Начну с рода Бельских. Предки знаменитых братьев ещё в самом начале XIX века поселились в деревне Станкевичи, расположенной между белорусскими городами Лида и Новогрудок, недалеко от Налибокской пущи. В этой деревне они были единственной еврейской семьей.

Дело в том, что в Российской империи после Второго раздела Речи Посполитой (1791 г.) указом Императрицы Екатерины II была введена так называемая «Черта постоянной еврейской оседлости». На российской административной карте появилась точно очерченная граница территории, за пределами которой евреям категорически, под страхом уголовного ответственности, запрещалось постоянное проживание.

Правда, делалось исключение для нескольких категорий еврейского населения. В разное время это были купцы первой гильдии, лица с высшим образованием, рекруты, отслужившие в российской армии все 25 лет, ремесленники, приписанные к соответствующим цехам и пр.

Евреям запрещалось жить в городах и одновременно – в сельской местности. Они не имели право заниматься сельскохозяйственным трудом, так не могли владеть землёй. Продавать её евреям было категорически запрещено. Вот тогда-то и появились на исконно русской земле легендарные еврейские местечки. «Штетел» на языке идиш.

Бельские принадлежали к уникальной прослойке белорусских евреев-крестьян. Поскольку в царской России евреи не имели права владеть землей, то им изредка удавалось арендовать небольшие участки у соседей.

С польскими и белорусскими соседями евреи жили, не то, чтобы душа в душу, однако вполне можно сказать – терпимо. Тем не менее в семейной летописи Бельских зафиксирован случай, когда братьям Бельским пришлось силой остановить попытку захвата части их земли.

Произошла, выражаясь по-современному, крупная разборка. Или попроще - крепкий мордобой. Никто, к счастью, не погиб, но крови пролилось порядочно. Польской - больше. Возможно, по этой причине вплоть до 1939 года жизнь у Бельских проистекала плавно, без особых неприятных инцидентов с соседями.

Короче, можно даже сказать так: жизнью своей, довольно редкие в Польше сельские евреи, были вполне довольны. Даже немецкую оккупацию времён Первой мировой Войны их огромная семья, в которой было 11 детей, перенесла относительно благополучно.

Настоящие проблемы у Бельских начались в 1939 году. Как теперь очень хорошо известно, в том году случился очередной передел многострадальной Польши. Её лидеры всегда называли, изредка называют и теперь, свою страну наследницей Речи Посполитой.

Некогда огромного государства, расположенного на территории современных Польши, Украины, Беларуси и Литвы, а также частично России, Латвии, Эстонии, Молдавии и Словакии. Собственно, эти воспоминания после поражения Польши в очередной войне, порой служили формальным поводом для бесконечных переделов её земель.

В 1939 году Сталин и Гитлер посредством своих министров Молотова и Риббентропа опять, уж в который раз, перекроили карту Польши. В результате чего все члены семьи Бельских с их внушительным хозяйством оказались в Стране Советов.

Как это не парадоксально звучит, при этом никто из них не сделал даже одного шага в восточном направлении. Мельницу советская власть, разумеется, тут же национализировала. От некогда большого ухоженного хозяйства, приносящего приличную прибыль, тоже мало что осталось.

Взамен все 13 человек огромной семьи Бельских превратились во, вроде бы, полноправных граждан страны рабочих и крестьян. Формально она стала их «родной» страной. Ведь все Бельские были потомственными крестьянами. И даже неплохими. Слава Богу не раскулачили, и в Сибирь не сослали.

Теперь пару слов о самой семье. Начну со старшего сына Бельских, Тувьи. Он родился в 1906 году. Вначале учился в еврейской религиозной школе, затем в светской, но уже польской. В результате овладел 6-ю языками. Помимо родного идиш, хорошо знал иврит, в совершенстве польский, белорусский, немецкий. На русском тоже неплохо говорил, правда, с сильным еврейско-польским акцентом.

Тувья служил в польской армии. За проявленную доблесть и мужество был награждён и дослужился до унтер-офицера. Демобилизовавшись, женился на красивой девушке Хае.В приданое получил небольшой магазин. Двух младших братьев Тувьи, Асаэля и Зуся, после вхождения Западной Белоруссии в состав СССР, сразу же призвали в ряды Красной Армии.

Опять, вроде бы, Бельские достаточно мирно пережили очередной политический катаклизм. Однако относительно спокойная жизнь продолжалась недолго. В 40 году НКВД начал акцию по выявлению буржуазных элементов в Западной Белоруссии. Покатилась широкая волна повальных репрессий. А вскоре дошло и до высылки в Сибирь.

Тувья, будучи владельцем магазина, вполне подходил под категорию этого вредного с точки зрения большевиков и коммунистов элемента. Ну, а уж после того как магазин национализировали, он понял, что вскоре придут и за ним.

Бельские побросали большой дом, хорошо налаженное хозяйство, коров, кур и прочую живность и драпанули всей семьёй в Белосток. Тувья устроился на работу в небольшую контору на должность помощника бухгалтера. Зарплата была скромненькой, но еврей-крестьянин владел многими городскими рабочими профессиями. Они то и выручали.

Там они жили вплоть до 22 июня 1941 года. После вторжения вермахта в Белоруссию сразу же началось поголовное уничтожение еврейского населения. Двух братьев Бельских, Якова и Абрама, нацисты расстреляли ещё летом. А 7 декабря родители, младшая сестра Бельских, жена Зуся Села и их двухмесячная дочь были расстреляны в числе 4000 местных евреев.

Товья, выбравшиеся из окружения Асаэль, Зусь, и их младший 12-летний брат Арон, чудом избежавший расстрела. В конце декабря 1941 года они ушли в лес недалеко от родной деревни. Братья успели вывести туда часть своих родичей. Вот они-то и составили костяк будущего отряда. Вначале в отряде было всего 17 человек, а из оружия – один ТТ с неполной обоймой. Командиром единодушно избрали Тувью Бельского.

Стояли жуткие крещенские морозы и Бельским пришлось здорово помёрзнут. Тем не менее очень скоро они добыли оружие для всех членов небольшого отряда. Кое-что нашли. Но большую часть добыли в боях.

В начале лета 1942 года в отряд влились более двухсот евреев, бежавших из Новогрудского гетто. Численность еврейской дружины достигла 250 человек. Осенью 1942 года боевое формирование во главе с братьями Бельскими начало громить фашистов, что называется вовсеоружие.

Вскоре слава о еврейских партизанах разнеслась по всей округе. С каждой удачной операцией против нацистов она росла и ширилась. А командир отряда Тувья Бельский за на редкость эффективную боевую деятельность завоевал авторитет среди белорусских партизан.

Тувья зарекомендовал себя решительным, смелым, неординарно мыслящим командиром. Много тому способствовал его былой опыт службы в польской армии. К концу 1942 года отряд под командованием Тувьи Бельского был официально признан Главным Командованием белорусского партизанского движения.

Хорошее знание местности и связь с местным населением позволяли отряду Бельского довольно долго избегать серьёзных столкновений с немцами. В августе 1942г. еврейские партизаны наладили связь с Новогрудским гетто.

Это удалось сделать 15-ти летнему пареньку Арону, самому младшему из братьев Бельских. Он смог проникнуть в гетто и с помощью подпольщиков организовать побег почти 150 евреев. Главным образом женщин, детей и стариков.

Из 250 членов отряда вооружённых бойцов насчитывалось чуть более трети. Тем не менее, осенью 1942 г. партизаны Тувии Бельского провели несколько дерзких операций. Они уничтожили большой гараж фашистов с восьмью грузовикаи и бронетраспортёрами. В одном из ночных боёв перебили десятка полтора палицаев и фашистских солдат.

Разгромили несколько постов жандармерии. Подорвали железнодорожный разъезд, и сожгли лесопильный завод на станции Новоельня. В этих боях бойцы Бельского завладели большим количеством трофейного оружия. В том числе двумя крупнокалиберными пулемётами и большим количеством боеприпасов.

И всё-таки главным успехом первых боёв с фашистами следует считать авторитет, который завоевал отряд у славянских товарищей по оружию. Командир отряда Тувия Бельский зарекомендовал себя как решительный и опытный командир, и это признали многие.

Весной 1943 года в еврейском отряде уже насчитывалось 750 человек. Его выделили в отдельное партизанское подразделение Кировской бригады. Отрядом по-прежнему командовал Тувия Бельский. Заместителем и командиром боевого крыла, в котором насчитывалось примерно 150 человек, стал Асаел.

Зусь командовал разведкой и контрразведкой. Арон, самый младший брат Бельских, отвечал за связь с гетто, другими партизанскими отрядами и местным населением. Командиры соседних партизанских отрядов часто заявляли, что Бельские должны избавиться от непомерно разросшегося, по их мнению, «семейного лагеря». Они настаивали на активизации диверсионно-боевой деятельности.

Однако Тувия Бельский считал иначе. Разумеется, бить фашистов он никогда не отказывался, но при этом всегда наставлял своих бойцов: «СПАСТИ ЕВРЕЯ НАМНОГО ВАЖНЕЕ, ЧЕМ УБИТЬ НЕМЦА» Основной своей задачей Тувия всегда считал спасение как можно большего количества евреев.

Однажды его бойцы организовали побег большой гуппы узников гетто из городка Лида. Кода евреи добрались до партизанской базы, Тувья обратился к ним со следующими словами: «Друзья, это один из самых счастливых дней в моей жизни. Ради таких моментов я и живу: посмотрите сколько людей сумело выбраться из гетто!

Я ничего не могу вам гарантировать. Мы пытаемся выжить, но можем и погибнуть. Конечно же, я и мои бойцы сделаем всё, чтобы сохранить как можно больше жизней. Мы принимаем в отряд всех. Никому не отказываем в шансе выжить: ни старикам, ни детям, ни женщинам.

Однако нас подстерегает множество опасностей. И всё-таки, если суждено будет погибнуть, то мы умрём не как стадо перепуганных овец, а достойно с оружием в руках, как умирали когда-то воины Бар-Кохбы и Маккавеев»

Такой подход к партизанской войне шёл вразрез с практикой белорусских партизанских отрядов. Их командиры, как правило, принимали в свои ряды только боеспособных мужчин. А часто только тех, кто уже добыл оружие.

Вообще-то, такую суровую тактику можно было, если не оправдать, то, по крайней мере, понять. Возле баз партизанских отрядов существовали так называемые «семейные лагеря». В них жили члены семей партизан – жёны, дети, престарелые родители. Эти лагеря порой до катастрофически
низкого уровня снижали мобильность и скрытность партизанских соединений.

«Семейников» нужно было охранять, кормить, одевать, лечить. Там, где это было возможно, женщин и детей переправляли по воздуху в советский тыл или выводили через линию фронта:

Но абсолютное большинство родственников белорусских партизан, которым угрожала смерть, вынуждены были прятаться в лесах. Они прибивались к партизанским базам, образовывая «семейные лагеря». Охрана и снабжение этих лагерей отвлекали партизан от главной задачи - борьбы с оккупантами.

Поэтому очень часто людей, пришедших к партизанам, отправляли назад. Туда, откуда они пришли. Мотивировка всегда была стандартной: «У нас боевой отряд, а не богадельня». Для евреев такой отказ был равносилен смертному приговору. Ведь возвратиться они могли либо в гетто, либо того хуже – в лагерь смерти.

Можно было, конечно, попытаться обратиться за помощью к местному населению. Но это было невероятно опасно: немецкая пропаганда разжигала жестокие антисемитские настроения. Ну, и, как хорошо известно, людям, укрывавшим евреев, грозила смертная казнь. Печально, но это исторический факт – спасали евреев очень-очень немногие.

Ситуацию усугубляли и антисемитские настроения среди белорусских партизан. В одной докладной записке на имя секретаря Барановичского подпольного обкома партии генерал-майора Василия Чернышева я обнаружил следующую запись: «…Партизанские отряды евреям не помогают.

Даже еврейскую молодежь принимают к себе неохотно. Были факты, когда партизаны из отряда Н.Н.Богатырева, отняв у пришедших еврейских ребят оружие, отправляли их назад. Докладываю - антисемитизм в партизанской среде развит довольно сильно…»

А вот ещё одна цитата из того же документа: «…Некоторые партизанские отряды иногда принимают евреев, некоторые прогоняют. Отмечены несколько случаев, когда их даже расстреливали. В отряде Грозного евреев порядочно, довольно их и у Зотова. А вот у Маркова и Стрелкова –ни одного еврея?!…»

Но больше всего меня потряс рассказ престарелого израильтянина Лазаря Гельмана. Двенадцатилетним подростком он с матерью и старшей сестрой угодил в минское гетто. Однако вскоре смог бежать в лес. Лазарь добрался до партизанского отряда им.Пархоменко. Как ни странно, его приняли в отряд.

Смышленого и смелого паренька командование отряда быстро заметило, и стало поручать ему очень сложные и опасные задания. Мальчишка, рискуя жизнью, стал выводить из минского гетто евреев. Но не всех подряд. А исключительно по «разнарядке» своих командиров. Отряду нужны были евреи строго определённых профессий и специальностей.

К примеру, врачи. Но тоже не все. В основном хирурги и травматологи. Евреи, хорошо разбирающиеся в оружии, служившие в рядах РККА и т.д. Иногда Лазарь получал записку, в которой сразу называлась фамилия человека какой-то определённой, очень нужной специальности. Привести случайного еврея паренёк права не имел. Даже свою мать и взрослую сестру с её двухлетним сыном.

Однажды юный партизан узнал, что в гетто в самое ближайшее время предстоит очередная «акция». Парень бросился в ноги к начальнику штаба, умоляя принять в отряд его семью. Но тот наотрез отказался. Даже заявил, что они для отряда ненужный балласт. После этого случая Лазарь сбежал из отряда. Какое-то время бродил по лесу. А затем прибился к отряду Бельских.

Тувье Бельскому в конце концов надоели нападки коллег-партизан, и однажды он пригласил посетить базу своего отряда секретаря Барановичского подпольного обкома партии генерал-майора Василия Чернышева. Это был один из немногих в Белоруссии пламенных революционеров интернациональной закалки. Генерал-секретарь увидел хорошо оборудованные и замаскированные подземные блиндажи – землянки в три наката.

В них не только жили люди, но и располагались различные мастерские: сапожные, пошивочные, оружейные, кожевенные, а также подземный госпиталь. Генералу даже подарили кожаное обмундирование и отличные хромовые сапоги, изготовленные в мастерских лагеря.

В лагере имелось 60 коров, 30 лошадей, какая-то другая живность. Люди здесь не только находились на полном самообеспечении, но ещё и помогали другим отрядам. После посещения отряда Бельских Чернышев приказал прекратить всякие разговоры о ликвидации «семейного лагеря».

Боевое крыло отряда Бельских было относительно невелико. Немногим более 150 бойцов. Ими командовал Зуся, брат Тувье Бельского. Но эта, по-существу боевая рота, отлично воевала. Успешно участвовала в боях с немецкими войсками во время антипартизанских операций.

На её счету было немало пущенных под откос немецких поездов с вооружением. Диверсанты отряда сжигали и взрывали мосты, повреждали линии связи, устраивали нападения на участки полицаев. Они как огня боялись еврейских партизан.

Семейный лагерь отряда Бельского представлял собой настоящее, хотя и кочующее, селение. Со своими хлебопекарней, скотом, скотниками и мясниками. Здесь же находились мыловарня и баня, больница. И название у кочующей деревни было подходящее - «Лесной Иерусалим».

Всё это немалое хозяйство обслуживалось профессионалами: поварами, портными, кузнецами, механиками и слесарями. Были тут и отличные музыканты -клейзмеры, игравшие по праздникам и на свадьбах. И даже – синагога, где вел службы освобожденный из гетто раввин Давид Брук.

А вот ещё один документ, который я «откопал». В марте 1944 года обитатели семейного лагеря отряда Бельских собрали и передали в фонд обороны страны 5321 рубль, 1356 немецких марок, 45 долларов, более 250 золотых и серебряных монет, около 2 кг золота и серебра лома.

В целом, если сравнивать с другими партизанскими формированиями, боевая деятельность отряда Бельских была не очень значительной. Но нужно учитывать при этом, что отряд не имел практически никакой материальной поддержки с Большой земли.

За все время существования отряда им было получено, цитата из документа, хранящегося в музее партизанского движения Белоруссии: «2 (два) автомата, 2500 патронов, 32 гранаты и 45 кг тротила». Правда, братья Бельские ничего и не просили у советского командования, а потому могли позволить себе держаться достаточно независимо.

В июле 1944 года Бельские вывели из леса более 1200 спасенных ими евреев. Асаел Бельский вместе со своим боевым отрядом влился в ряды Красной Армии. К большому горю, он погиб в боях на подступах к Берлину совсем незадолго до Победы. Тувия и Зусь выжили и с семьями переехали в Польшу, а оттуда в Израиль.

Подарок к Хануке - празднику в честь подвига братьев Маккавеев. В издательстве "Текст: Книжники" вышла книга про братьев Тувью, Асаэля и Зуся Бельских. Их партизанский отряд спас во время Второй мировой войны столько же евреев, сколько Оскар Шиндлер, и уничтожил сотни вражеских солдат. Американский журналист Питер Даффи поговорил со вдовами и потомками Бельских, изучил архивные материалы, и вышла поучительная и увлекательная книга. Отряд еврейских партизан носит имя Жукова, отмечает еврейские праздники, сотрудничает с русскими партизанами, осуществляет боевые операции и налаживает лесной быт. Трагическая, героическая и кинематографичная история.

Тувья, Асаэль и Зусь столкнулись с новой дилеммой: сколько еще евреев они смогут и захотят принять? Они знали, что, если сюда хлынет поток людей, бегущих из гетто, вероятность того, что их обнаружат, сильно возрастет. Было также ясно, что, если в леса прибудет слишком большое число беглецов, на вооруженных членов отряда падет непосильное бремя: они будут вынуждены добывать все больше провизии. Это означало дополнительный риск и необходимость иметь дело с большим числом нееврейских жителей, которым они не могли доверять. Братьям надо было принять непростое решение.

Изначально Асаэль и Зусь полагали, что в отряд надо брать только молодых евреев, да и то не всех. Они думали действовать по примеру советских партизан, которые наносили стремительные удары, а затем исчезали в лесных чащах. Но Тувья охладил их пыл. Да, сказал он, мы должны воевать с теми, кто хочет нашей смерти, но мы не можем отворачиваться от евреев, которые приходят к нам в поисках убежища, иначе мы обречем их на смерть.
Вскоре после прибытия в отряд новичков состоялось собрание, на котором взял слово Юда.
- Друзья мои, мы пришли сюда, в лес, не для того, чтобы есть, пить и веселиться, - сказал он. - Мы пришли сюда, чтобы выжить. А значит, наша цель состоит в том, чтобы найти дополнительное оружие и начать борьбу с оккупантами. Мы должны сосредоточиться на самом главном: мстить, мстить и снова мстить убийцам! Надо выбрать командира и дать отряду имя, - продолжал он. - На должность командира я предлагаю своего двоюродного брата Тувью Бельского.

Тувья встал - высокий, широкоплечий - и произнес пламенную речь.
- Мы не можем просто сидеть и прятаться, - сказал он. - Мы должны сделать что-то для нашего народа. Мы не можем сидеть в кустах и ждать, пока эти звери не придут за нами.
Мы должны посылать людей в гетто, чтобы спасать евреев.
- Ты сумасшедший, - сказал Аарон Дзенсельский, один из самых пожилых в отряде. - Нас здесь чуть более двадцати душ, и то нам не хватает еды. А что мы будем есть, когда нас станет еще больше?

Тувью поддержали Асаэль и Зусь, но это не остановило ропот неодобрения.
- Мы потеряли наших жен и детей, а вы хотите, чтобы мы пошли в гетто и привели сюда нахлебников? - спросил кто-то из вновь прибывших.
Ему ответил Песах Фридберг.
- Стыд и позор, что я позвал такого, как ты, с собой в лес, - сказал он. - Тувья, я буду первым, кто отправится в гетто!
- Первыми, кто туда отправится, будут те, кто отказался это сделать, - жестко сказал Тувья. - А если они откажутся, им не место среди нас. Такие люди нам здесь не нужны.
Если у них нет силы духа, это их научит. Потом он объявил, что отношения в отряде будут устроены по образцу военной организации. Чтобы выжить, отряд должен будет работать как единое целое. Все должны подчиняться приказам - независимо от того, согласны они с ними или нет. У него нет времени слушать возражения.

Все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны, - процитировал он из Исхода слова, сказанные израильтянами после того, как Моисей передал им повеление Господне. - Наш отряд, созданный ради спасения евреев, будет действовать, опираясь на самые высокие заповеди нашего народа.
Только Тувья Бельский мог убедить членов отряда принять столь опасный план. Он производил впечатление бесстрашного человека, но он был больше чем просто воин. Его сила убеждения усиливалась почти мистическим ощущением причастности к еврейскому народу. Он признавался, что у него такое ощущение, будто сам Бог руководит братьями Бельскими.
Тувья был яркой натурой, полной противоречий. Он, не стесняясь, плакал, когда вспоминал о жертвах бесчеловечных нацистских убийц. Он мог быть жестоким и нежным, грустным и насмешливым, импульсивным и рассудительным. Но прежде всего он был очень решительным человеком.

Предложение Иегуды Бельского назначить Тувью командиром поддержали единогласно.
Тридцатичетырехлетний Асаэль стал заместителем командира, а тридцатилетнему Зусю, третьему по старшинству, поручили руководить сбором разведданных. Песах Фридберг был назначен на должность начальника штаба - в его обязанности входила подготовка к боевым операциям.

Тувья предложил назвать отряд в честь маршала Георгия Жукова, который, как он узнал из передач радио, был у Сталина главнокомандующим. Братья понимали, что связь с коммунистами, воюющими против нацистов, может оказаться полезной на определенном этапе борьбы. Они никогда не были приверженцами идей Коммунистической партии или Советского Союза - совпадение интересов было случаем. Но они с радостью пошли навстречу этому случаю: ведь дело касалось беспощадной войны против свирепого врага их народа. Их цель заключалась в спасении евреев, и что было плохого в том, что их действия соответствовали лозунгу советской пропаганды «Защитим Родину от фашистских оккупантов!»?

Итак, борьба началась.
Боеспособные члены отряда под руководством Иегуды Бельского и Песаха Фридберга были посланы в Новогрудок, чтобы вызволить людей из гетто и привести в лес. А по гетто уже ползли слухи - в гетто новости всегда распространялись быстро - об убежище под защитой братьев Бельских. Все только и говорили о смелом побеге Иегуды, и многие намеревались последовать его примеру. Теперь, с ясным представлением о том, куда бежать, они были готовы рискнуть. Оставалось преодолеть ограду и ускользнуть от белорусских и польских охранников. Правда, прошел слух, что братья Бельские отказывают в убежище тем, кто не связан с ними кровным родством, но это не остановило массовый исход из гетто, начавшийся в последние дни августа 1942 года.

Бойцы из отряда Бельских способствовали побегам изо всех сил. Вот как много лет спустя вспоминала об этом родственница Дзенсельских, тогда двадцатилетняя девушка Соня Больдо. К ней подошли двое из отряда Бельских, сумевшие проникнуть в гетто, и предложили проводить ее в лес. Сначала она ответила отказом, но родители ее переубедили.
- Ты должна бежать, - сказали они. - Лучше быстрая смерть от немецких пуль в лесу, чем медленная смерть в гетто.
Соня стала уговаривать подругу, восемнадцатилетнюю Лею Берковски, бежать вместе. Но та не хотела покидать родителей. Но когда родители Леи узнали об их плане, они настояли на том, чтобы их дочь тоже бежала в лес, видя в этом единственный шанс на ее спасение.
- Ты просто обязана уйти вместе со мной, - сказала Соня. - Мне страшно, как и тебе, но это наш единственный шанс.
Мать зашила Лее немного денег в подкладку пальто.
- Этим пальто ты будешь укрываться по ночам, - сказала она. - Ты будешь спать под ним, и тогда ты не замерзнешь.
В день побега отец Сони дал часовым бутыль самогону, и к вечеру они мертвецки напились.
Ночью Лея, Соня и несколько других обитателей гетто в сопровождении бойцов из отряда Бельских перелезли через забор, проскользнули мимо пьяных охранников и устремились к лесному лагерю Бельских. На подходе к лагерю бойцы трижды свистнули, подавая сигнал.

Соня Больдо и Лея Берковски изумились тому, что увидели. Ярко полыхал костер, а вокруг ходили мужчины с ружьями. Но ведь немцы были так близко! И как только такое было возможно?
- Мне было страшно даже смотреть на них, - вспоминала Соня Больдо. - Я не привыкла к таким людям. Они много месяцев провели в лесу и выглядели такими заросшими и лохматыми. Они совсем не были похожи на горожан.
В лагере она встретила Хаю Дзенсельскую, которую знала еще с довоенных времен. Та рассказала ей, как она обручилась - а фактически вышла замуж - с Асаэлем Бельским. Разбитная Соня, далекая от щепетильности, спросила:
- А для меня здесь командира не найдется?

И такой командир в лагере был! Зусь, потерявший жену и новорожденного ребенка в кровавой декабрьской бойне, единственный из братьев жил один. Хая тут же познакомила их, и было видно, что Соня понравилась Зусю. Но Соня была избалованной дочкой богатых родителей, она ходила в лучшие школы и мечтала об учебе в Сорбонне. До войны она дважды побывала в Париже. А Зусь был простым парнем, и от него пахло водкой. Соня смотрела на этого огромного деревенского парня с пистолетами за поясом, воплощенную мужественность, и чувствовала, как ее девические мечты о европейской кофейне с чашечкой горячего кофе стремительно ускользают прочь.
- Хочешь глоточек водки? - спросил Зусь.
- Да, - нерешительно ответила она, никогда прежде не пробовавшая алкоголя, и сделала маленький глоток.
- Может, еще что-нибудь? - спросил он.
- Нет. Я просто хочу отдохнуть.

Зусь снял пальто и накрыл им девушку, и она быстро заснула. В течение нескольких следующих дней Зусь преследовал Соню и упорно задавал один и тот же вопрос, согласна ли она стать его «лесной подругой». Но Соня была непреклонна. «Я думала тогда: как можно встречаться с таким, как Зусь? Я не знала его, и он мне совсем не нравился», - вспоминала она много лет спустя. А тогда ее мысли были заняты родителями, которые до сих пор находились в гетто. Она решила заключить с Зусем сделку: «Выведи моих родителей из гетто, и я стану твоей подругой».

В конце августа и начале сентября поток беглецов из гетто не прекращался - в лагерь прибывало все больше и больше людей. Некоторые сами нашли дорогу в лес. Один молодой человек по имени Михл Лейбовиц сбежал из Новогрудка вместе с тремя своими братьями и еще четырьмя мужчинами. Он явился в дом одного своего знакомого еще с довоенных времен, и тот свел его с крестьянином, который показал дорогу к лесному еврейскому лагерю.
Другой житель Новогрудка - Айк Бернштейн - однажды поздно ночью с двумя своими друзьями перелез через забор гетто и всю ночь блуждал по округе. Им повезло: в своих блужданиях они наткнулись на дом связного Бельских - Константина Козловского.
- Вам повезло, ребята, - сказал Козловский. - Вы будете жить.
Он спрятал их на сеновале, утром затопил баню и накормил завтраком. Вечером того же дня в дом прибыли четыре вооруженных бойца из лагеря Бельских и отвели беглецов на лесную базу.

Двадцатилетняя Рая Каплинская бежала из Новогрудка в составе группы из одиннадцати человек. К этому времени нацистское начальство усилило охрану гетто, но все же они решили пойти на риск. Беглецы пролезли через дыру в заборе, но были замечены местными полицейскими и немцами, расположившимися на соседнем пригорке. Солдаты открыли по ним огонь, но, по счастью, никто из них не пострадал. В конце концов им тоже удалось добраться до хутора Козловского. Случилось так, что там в это время находились Песах Фридберг и юный Аарон Бельский.
- Теперь вы свободны, - сказал Фридберг. - Здесь вас никто не найдет.
На пути к лесному лагерю неожиданный лай собаки заставил беглецов съежиться от ужаса.
Песах и Аарон расхохотались:
- Это наши собаки, они вам ничего не сделают.
В течение нескольких недель отряд увеличился более чем вдвое. Среди беглецов были и родители Сони Больдо. Зусь сдержал слово, данное им Соне, и девушка в ответ сдержала свое - она стала его «лесной подругой».

Однако многие обитатели гетто бежать не хотели. Некоторые потеряли в бойне свои семьи и были в таком смятении, что не видели смысла в жизни. «Что нам побег из гетто? - говорил человек, потерявший дочь. - Почему бы нам не умереть здесь?» Других пугала перспектива зимовки в лесу. Страшили и принятые немцами дополнительные меры охраны: после удачного побега группы Раи Каплинской они усилили контроль над гетто, тем самым значительно сократив поток беглецов.
Но отнюдь не все восхищались братьями Бельскими.

В последние дни августа один из связных сообщил Бельским, что среди местного населения зреет недовольство еврейскими партизанами - из-за того, что они отнимают у крестьян еду. Тувья приказал своим людям проявлять максимум осторожности и без нужды не вступать в конфликты с крестьянами. Правила были просты: брать у них только самое необходимое для выживания, остальное оставлять хозяевам. Впрочем, братья знали, что с них как с евреев иной спрос - их поступки расцениваются совсем не так, как если бы то же самое делали неевреи. Крестьянин, которому придется делиться своими съестными припасами с «бандой жидов», непременно пожалуется на «грабителей». Это мнение Тувьи получает подтверждение из советских источников. В справке по партизанскому движению, датированной 11 ноября 1942 года, отмечается, что «местные жители (к западу от Новогрудка) не любят евреев. Они называют их исключительно «юдами». Если еврей заходит в дом и просит еды, крестьянин рассказывает, что его ограбили евреи. Но когда вместе с ним приходит русский, проблем не возникает».

Наконец, до Бельских дошли сведения, что партизаны хотят упразднить еврейский отряд. Таким образом, серьезная угроза его существованию исходила не от немцев, а от людей, которые вроде бы находились на одной стороне с Бельскими. Братья посовещались и решили попробовать договориться с партизанами.

Была назначена встреча на заброшенном хуторе. Братья вооружились до зубов и с тяжелым сердцем отправились в путь - они были готовы к самому худшему. На хуторе их ждал молодой русский офицер Виктор Панченков.
Виктор, которому едва исполнилось двадцать лет, был значительно моложе троих братьев Бельских. Но, несмотря на это, у него был богатый военный опыт. Он уже успел окончить военное училище и повоевать в Финляндии в 1940 году. Накануне вторжения Гитлера он получил звание лейтенанта и был отправлен в часть, дислоцированную на западной границе СССР. Его часть была рассеяна в июне 1941 года, а сам он, оказавшись в глубоком тылу у немцев, сумел добыть гражданскую одежду и выдать себя за сельскохозяйственного рабочего.

Весной 1942 года он вместе с другими отбившимися от своих частей солдатами и несколькими мужчинами из местных организовал партизанский отряд. К апрелю в нем было тридцать человек. Виктора избрали командиром, а отряду - чтобы походить на настоящее воинское соединение - присвоили номер 96.

Виктор был очень хорош собой, и это сразу оценили местные женщины. Впрочем, Тувью это мало интересовало.
- Почему местное население называет ваших людей еврейской бандой? - спросил Виктор, сразу переходя к делу. - Почему вы грабите людей?
Тувья ответил, что он не главарь «еврейской банды», а командир партизанского отряда имени маршала Жукова.
- Родина нуждается в нас, чтобы вести общую борьбу против немецких оккупантов, - сказал он. - И она не делает различия между евреями и неевреями.

Умный Тувья сразу нашел правильные слова. Виктор был коммунистом и интернационалистом, он вырос в краю, где с 1917 года управляли Советы, и его отец был председателем колхоза. Он верил, что в рабоче-крестьянском раю не будет места антисемитам.
- Но крестьяне говорят, что вы грабите их! - сказал он.
- Тогда единственный способ решить проблему - встретиться с теми, кто нас обвиняет.
И они договорились вместе отправиться к самому активному жалобщику. Так и сделали, явившись через несколько дней в деревню Негримово.

Тувья постучал в окно и попросил у хозяина немного продуктов.
- У меня ничего нет, - сказал крестьянин. - Меня евреи ограбили. Все забрали, даже скатерть со стола унесли.
В разговор вмешалась его жена.
- Всех евреев поубивать надо! - выкрикнула она, высунувшись в окно. - Немцы сами берут то, что им надо. Русским мы бы все сами, до последней крошки, отдали бы. Но чтобы евреям!..
Виктор вошел в дом и увидел, что на столе полно еды и спиртного. В гневе он выхватил пистолет и направил на трясущегося от страха хозяина.
Но за того неожиданно вступился Тувья.
- Пока продолжается война, - чуть позже сказал он, - ты никогда не должен различать партизан. Партизан, который придет к тебе в дом и попросит еды, будь то еврей, поляк, русский, белорус или цыган, должен быть накормлен. Ты обязан запомнить этот урок, иначе это плохо для тебя кончится.

Тувья почти дословно повторил то, что говорило радио Москвы, и это, конечно, помогло ему завоевать расположение Виктора. Правда, Виктор не успокоился, и они обошли все дома, хозяева которых обвиняли евреев в грабежах. В итоге с Бельских были сняты все обвинения. После этого лед между Виктором и братьями Бельскими растаял, и они согласились объединить усилия для боевых операций.

Завершался сезон уборки урожая. Амбары ломились от зерна, которое вскоре собирались отправить либо в Германию, либо в действующую армию. Виктор и Тувья решили помешать этому. Они разделили людей на небольшие группы, поручив каждой поджечь одно из зернохранилищ. Поджоги должны были состояться в полночь 1 сентября 1942 года. План сработал блестяще. Все сразу потушить было невозможно, и в результате пожар уничтожил тысячи тонн пшеницы.

Когда огонь только разгорался, неожиданно появились советские самолеты и подвергли бомбардировке стоявшую неподалеку немецкую часть.
- Мы любовались великолепным зрелищем, - позже писал Виктор. - В амбарах полыхал фашистский хлеб, а над нашими головами гудели советские самолеты.
Эта воздушная атака значительно подняла авторитет двух партизанских отрядов. «Они теперь в контакте с Москвой!» - повторяли люди.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...