Почему паустовский назвал свое произведение теплый хлеб

    Проверка домашнего задания.

Чтение стихов Есенина наизусть ()

    Слово учителя.

Ребята! Запишите, пожалуйста, в тетрадях число и тему урока – она звучит так: «»Добро» и «зло» в сказке Паустовского «Теплый хлеб»».

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством выдающегося писателя Константина Георгиевича Паустовского. Прежде всего следует сказать о нем самом.

Примером специального хлеба является Прокорн. Темный хлеб с низким содержанием калорий из пшеницы с зернами и семенами, богатый кальцием, железом и клетчаткой. Происхождение этого хлеба является результатом работы, проведенной командой голландских врачей с опасениями в поисках более полезного хлеба.

Хлеб - это пища, которая возникает в результате приготовления массы, приготовленной из муки определенных зерновых культур, главным образом пшеницы, воды и соли. Его использование в человеческой пище очень старо. Из информации, которую мы имеем, самая удаленная история хлеба происходит за тысячи лет. Затем тесто высушивали на солнце, и тесто готовили с мукой. История гласит, что до того, как они использовались для изготовления хлеба, мука из различных злаков использовалась в супах и кашах. После этого в муке были смешаны мёд, сладкое оливковое масло, виноградное сусло, дробленые даты, яйца и молотое мясо, образуя своего рода торты, которые предшествовали бы самому хлебу.

Писатель родился в 1892 году в Москве. Кроме него, в семье было ещё трое детей два брата и сестра. Отец писателя был железнодорожным служащим, и семья часто переезжала с места на место: после Москвы они жили в Пскове, Вильно, Киеве. В 1911, в последнем классе гимназии, Костя Паустовский написал свой первый рассказ, и он был напечатан в киевском литературном журнале «Огни». Константин Георгиевич переменил много профессий: он был вожатым и кондуктором московского трамвая, рабочим на металлургических заводах в Донбассе и Таганроге, рыбаком, санитаром в армии во время Первой мировой войны, служащим, преподавателем русской литературы, журналистом. В гражданскую войну Паустовский воевал в Красной Армии. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом на Южном фронте. За свою большую писательскую жизнь он побывал во многих уголках нашей страны.

Эти торты были приготовлены на горячих камнях или под пеплом. Именно египтяне впервые использовали печи, и было обнаружено добавление ферментированной жидкости в хлебное тесто, чтобы сделать его легким и нежным. С хлебом в Египте также выплачивалась заработная плата: один день работы стоил три хлеба и два кувшина пива.

С падением Римской империи и организацией, которую она навязала миру, европейские пекарни исчезли, возвращаясь домой на хлеб в большинстве стран Европы. Феодал допускал только использование мельницы и печей. Пресный, пресный и сплющенный хлеб, который сопровождал другие продукты, такие как мясо и супы, снова был поглощен легкостью, с которой он был сделан.

Первый роман «Романтики» он писал с 1916 по 1923гг., но опубликовал только в 1935 г Тогда же вышли и романы «Блистающие облака» и «Черное море».

Страсть Паустовского к путешествиям привела к созданию книг «Кара-Бугаз», «Колхида». Другой ипостасью его творчества в 30-е годы стали исторические повести «Судьба Шарля Лонсевиля», «Орест Кипренский», «Исаак Левитан», «Тарас Шевченко».

В то время только замки и монастыри имели пекарни. Хлебопекарные методы были зарождающимися, и, несмотря на ограничения производства, пекарни уже имели определенную силу. Затем господство в изготовлении хлеба перешло в Вену, Австрия. Изобретение новых процессов измельчения муки значительно способствовало развитию хлебопекарной промышленности.

Зерна пшеницы изначально измельчали ​​на каменных мельницах, которые превращались в каменные мельницы, управляемые животными, затем перемещались водой и, наконец, ветряными мельницами. Перед хлебом то, что использовалось в колониальные времена, было биджу тапиоки за обедом и за обедом фарофа, вареный кипение или масса муки маниоки, сделанной в рыбе или мясном бульоне.

В послевоенные годы Паустовский написал книги о писательском труде «Золотая роза» и автобиографическую «Повесть о жизни».

Перу Паустовского принадлежат цикл рассказов для детей и несколько сказок. Они учат любить родную природу, быть наблюдательным, видеть в обычном необычное и уметь фантазировать, быть добрым, честным, способным признать и самому исправить свою вину. Эти важные человеческие качества так необходимы в жизни. Книги Паустовского переведены на многие иностранные языки. Награжден орденом Ленина, двумя другими орденами и медалью.

Говорят, что матуто решил удовлетворить свое любопытство по поводу хлеба, считающегося деликатесом. Прибыв в Аракати, город Сеара, недалеко от Форталезы, он вошел в пекарню, наполнил свою шляпу хлебом и сел в тени дерева. Затем он начал очищать их, как если бы они были бананами или апельсинами, а затем съел их.

Не любящий вкус, он выкинул их, воскликнув в отчаянии: «Разве это не здорово?». В начале хлебозавод в Бразилии повиновался своего собственного ритуала, с церемониями, крестами в массах, салатами для роста, смягчением и коричневой корочкой, особенно когда их жарили дома.

Дома вы читали рассказ Паустовского «Теплый хлеб». Давайте поговорим о нем, но сначала разберем значения некоторых слов, которые могут вам быть непонятны. Запишите их в тетради.

Вороной конь – конь черного цвета

Баталия – сражение, битва

Камердинер - слуга

Осиновый яр – овраг с крутыми склонами

Деятельность по выпечке в Бразилии расширилась с итальянскими иммигрантами. Пионеры хлебопекарной промышленности появились в Минас-Жерайсе. В больших центрах разрастались типичные пекарни, а в городе Сан-Паулу до сегодняшнего дня в некоторых окрестностях есть, например, в хлебозаводах Биксига, которые производят очень ценные итальянские хлебы.

Хлеб пронизывает всю историю Человека, особенно его религиозную сторону. Это символ жизни, пищи тела и души, символа обмена. Он был сублимирован в размножении хлебов, в Святой Вечере, и по сей день символизирует веру, в католической массе - пластине, - представляющей тело Христа.

Льготный срок – дополнительный

Пешня – тяжелый лом на деревянной рукоятке для пробивания льда

Застрехи – нижние края кровли (кровля – верхняя часть крыши)

    Беседа с классом.

Итак, для начала хочу спросить: В какое время происходят события и где?

(В военное, в деревне Бережки)

Как жители деревни относятся к раненому коню?

Есть знаменитые булочки Санто Антонио, которые по-прежнему распространяются среди бедных в нескольких церквях в день этого святого, 13 июня, для хранения в банках. Считается, что то, что с этим буханкой не будет отсутствовать в течение этого года. Этот португальский обычай пришел к нам через иезуитов.

Также из Португалии рассказ о Санта Изабель, покровительнице пекарей. Изабель, королева, полная добродетелей. Чтобы облегчить голод, она пообещала свои драгоценности и отправила пшеницу из далеких мест, чтобы поставить королевский сарай, и таким образом сохранить свой обычай распространять хлеб для бедных во время кризисов. В один из этих дней раздача король появился неожиданно. Опасаясь цензуры, она спрятала на коленях хлебы.

(Заботятся о нем, кормят его)

Как зовут главного героя сказки?

А какое у него было прозвище?

(Ну тебя)

Почему?

(Потому, что он постоянно говорил: «Ну тебя!»)

Какой характер был у мальчика?

(молчаливый, недоверчивый, ленивый, сердитый, злой)

Давайте найдем в тексте описание Фильки и прочитаем его.

(стр. 73, «Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька…»)

Пусть он увидит их и вдохнет духи. Санта Изабель открыла руки и на пол, к всеобщему изумлению, они упали. Свежие, ароматные розы, самые красивые до сих пор видели. Король Диниз не мог удержаться и поцеловал руки жены, уйдя, когда бедные кричали: Чудо, чудо! 8 июля отмечается День святой Елизаветы.

По оценкам, потребление хлеба составляет примерно 15% от ежедневного потребления энергии. Хлеб и мука - хорошие источники энергии, витамины группы В, тиамин, никотиновая кислота. В некоторых хлебах происходит добавление волокна: у черного хлеба, например, меньше волокна, чем цельнозерновой хлеб, но больше белого хлеба. Белая мука, например, теряет некоторые питательные вещества при переработке, но через процесс фортификации эти потери сводятся к минимуму. Вообще он обогащен кальцием, железом, тиамином и кислотой.

Какой нехороший поступок совершает Филька?

(Бьет коня по губам и бросает хлеб в снег)

Осознает ли он, что поступил плохо?

(Не сразу)

Что произошло сразу после бесчеловечного поступка героя? Давайте найдем описание событий в тексте учебника.

(стр. 74, «И вот после этого злорадного окрика…»)

Какая была погода в начале рассказа и как она изменилась потом?

Массы представляют собой питательный профиль, подобный хлебу, поскольку они сделаны из пшеницы. Для тренировки бодибилдинга характерны занятия интенсивной и короткой тренировкой. В этой ситуации организм использует преимущественно углеводы в качестве источника энергии. В течение нескольких часов после тренировки тело начинает иметь анаболический профиль, но для эффективного осуществления этого процесса необходим хороший запас белков и углеводов. Углеводы в это время гарантируют, что белки выполняют свою функцию как конструкторы, в противоположных случаях они будут использоваться в качестве источника энергии.

(стр. 73, «Зима в этот год стояла теплая…»)

В какой момент Филька осознает, что поступил плохо?

(После рассказа бабки)

Давайте найдем в тексте рассказ бабки о том, что случилось сто лет назад.

(стр. 75, «Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз…»)

Чего испугался Филька, услышав бабкин рассказ?

К кому отправился Филька, чтобы исправить зло, сотворенное им?

Углеводы, доступные в природе, можно разделить на две категории: комплексы, представленные в хлебах, макаронах, зерновых и картофеле, а также классифицированные как простые, присутствующие в сахарах, фруктах и ​​овощах. В общем, хлеб, макаронные изделия, крупы и картофель считаются хорошими источниками крахмала, клетчатки, белка, витаминов группы В и еще некоторых полезных ископаемых. Однако, в зависимости от пищи, мы можем найти различное распределение питательных веществ. Происхождение хлеба, как бы оно ни было исследовано, остается спорным.

(К деду Панкрату)

Что дед Панкрат посоветовал сделать Фильке? Давайте найдем его слова в тексте.

(стр. 77, «Чего же мне теперь делать, дедушка Панкрат?...»)

Что придумал Филька, чтобы искупить свою вину?

(Собрать ребят и рубить лед, пока не пойдет вода)

Что произошло в природе, когда Филька раскаялся? Найдите описание природы в тексте.

Считается, что доисторические народы начали производить его примерно тысячу лет назад. В древней Месопотамии люди использовали камни для измельчения зерновых зерен; смешивая с водой, получали массу, которая была приготовлена ​​над огнем. Но для египтян это было связано с открытием ферментативного процесса; смесь воды и муки оставалась на солнце до образования пузырьков, а затем обжаривалась между нагретыми камнями. Египтяне также создали первую печь и начали использовать различные виды злаков для производства муки и хлеба.

Греки, которые приписывали происхождение хлеба богам, придавали ему священный характер. Мы обязаны грекам учреждать пекарни как общественные коммерческие учреждения, и они учили его римлянам. Великое расширение хлеба в Риме вызвало рождение первой официальной ассоциации пекарей. Его члены пользовались привилегированным статусом. Они были свободны от некоторых социальных обязанностей и освобождались от многих налогов. Выпечка стала настолько престижной во времена Римской империи, что ее рассматривали на том же уровне, что и другие виды искусства, такие как скульптура, архитектура или литература.

(стр. 79, «В морозные дни солнце восходит багровое…»)

Какую роль сыграла в спасении людей сорока?

(Долетела до теплого моря, разбудила теплый ветер, упросила его прогнать мороз)

Каким способом Филька решил помириться с конем?

(Понес ему буханку свежего хлеба)

Взял ли конь хлеб?

(Нет, он сначала испугался, попятился назад, в сарай)

До политически господствующие классы использовали хлеб для удовлетворения людей и заставляли забывать экономические проблемы, возникающие в связи с расширением империи. Со временем хлеб стал пищей, которая практически незаменима для человека. Вот почему он присутствует в разные моменты истории, а также в обычаях разных народов.

В Библии сообщается, что евреи не могли дождаться, когда их буханки закваслит перед полетом из Египта, таким образом неся буханку тяжелого, кислого теста; этот эпизод запомнился чаем сегодня как еврейская Пасха, когда человек ест так называемый опресноки. Также в Библии другой эпизод делает хлеб священным символом, в Ужине, в обмене едой с апостолами, Иисус утверждал, что каждый кусок этого хлеба является его собственным телом.

Что конь сделал после того, как съел хлеб?

(Положил голову Фильке на плечо)

Как вы поняли выражение «охлажденное сердце»?

(Когда человек делает злые дела, его сердце как бы остывает, охладевает, черствеет)

Чему же учит эта сказка?

(Доброте, умению вовремя раскаяться, исправлять свои ошибки, не совершать дурных поступков)

В Европе было принято, чтобы мать предлагала маленькую тесто для своей дочери, с идеей, что она сделает это для своей дочери, чтобы всегда есть хороший хлеб. Когда эмигрировали окончательно, два года спустя, они взяли в кармане немного использованных дрожжей в доме матери? и начал отрасль производства прессованных или обезвоженных дрожжей, которые существуют сегодня по всему миру.

Сегодня, благодаря большому культурному обмену, известно множество видов хлеба. У каждого народа, каждого региона мира есть свой хлеб. Багет Франции, монах Англии, парата Индии и многие другие. При таком разнообразии хлеба необходимо было и имплантировать правила их производства.

Почему Паустовский назвал свою сказку «Теплый хлеб»?

(Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» не случайно. Теплый – значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, - это своего рода искупление вины мальчика)

Хлеб можно считать одним из самых потребляемых продуктов в мире. В его самых разных типах, характерных для каждой страны или культуры, хлеб часто называют «источником жизни», составляющим часть питательной и сбалансированной диеты. Большинство людей потребляют эту пищу ежедневно, по крайней мере, в одном из своих блюд. Хлеб является одним из компонентов семи основных пищевых групп, необходимых для поддержания здоровья и роста человека. Без этого люди должны были бы потреблять гораздо больше других гораздо более дорогих продуктов для поддержания своей энергии для здоровья.

Скажите, ребята: можем ли мы прожить без доброты?

(Нет. Доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она как волшебное лекарство вылечивает от многих недугов. Люди стремятся к добру и ненавидят зло. Надо научиться быть добрыми ко всему окружающему. На все хорошее, что для нас делается людьми, нужно тоже отвечать добром

Происхождение этих питательных веществ - это в основном пшеничная мука, основной ингредиент этого продукта. Тем не менее, вы можете добавить другие ингредиенты, такие как яйца, молоко, крупы, фрукты, другие виды муки, которые также будут способствовать. Для пищевого обогащения хлеба, хотя, в меньшей степени.

Есть те, кто говорит, что они первыми сделали это, это от восьми тысяч лет. Известно, что приготовление теста было через камни, нагретые солнцем. Индустриализация хлеба была связана с одновременным развитием техники измельчения зерна пшеницы с созданием печей. Хлеб был первой пищей, которую сделал человек. Кормление начал в мире было путем охоты и рыбалки, фруктов и побегов деревьев. Только со Христом хлеб стал священным символом. На Вечере Господней, разделяя пищу с апостолами, Иисус утверждал, что каждый кусок этого хлеба является его собственным телом.

Как вы думаете, что легче творить – добро или зло? Почему?

(Совершить зло очень легко, а вот осознать содеянное, раскаяться и исправиться доступно лишь немногим)

Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках и о сказанных словах. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте.

    Домашнее задание.

На следующем уроке мы с вами продолжи знакомиться с творчеством Паустовского и дома я попрошу вас подготовить выразительное чтение другого рассказа этого писателя – «Заячьи лапы».

(стр. 83-88 в учебнике)

    Подведение итогов, выставление оценок.

Сценарий творческого урока-исследования на тему «Тайны сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» Цели урока:

    познакомить учащихся с личностью писателя; раскрыть жанровые особенности сказки; формировать исследовательские навыки при определении истоков сказки, опираясь на дополнительную информацию о русском фольклоре, фольклоре других стран и их взаимодействии; научить определять идею сказки через обращение к сюжету, к образам и художественному мастерству писателя; развивать монологическую речь, мышление, память; воспитывать стремление и желание быть внимательным и вдумчивым читателем; прививать интерес к предмету.
Оборудование:
    тексты сказки «"Теплый хлеб" К. Г. Паустовского в любом издании; учебная электронная презентация;
Оформление доски: портрет К. Г. Паустовского

Ход урока

1. Организация начала урока. Я знаю, что вы любите сказки? За что вы любите сказки? Назовите главные признаки сказки как жанра литературы и фольклора. Учащиеся отмечают социально значимые признаки сказок: торжество добра над злом, наличие волшебства и чудес, а также мораль. Да, нет ничего интереснее сказки. Об одной такой сказке пойдет сегодня речь на уроке. 2. Подготовка к восприятию. Угадайте, о содержании какой сказки мы будем сегодня говорить? Герою какой сказки мог бы принадлежать этот предмет? (Демонстрирую кусочек хлеба). Учащиеся легко и свободно называют мальчика по прозвищу «Ну тебя» из сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» Сопровождаю ответы учащихся ,содержащим сканированную обложку книги и иллюстрации, репродукцию портрета К. Г. Паустовского, ввожу учащихся в коммуникативную ситуацию и помогаю создать эмоциональную установку на ее восприятие. 3. Постановка учебной задачи. Мы сегодня исследуем содержание, художественные особенности сказки, раскроем авторский замысел. Учащиеся принимают установку учителя. 4. Обобщающая беседа о личности К. Г. Паустовского. Чтобы правильно понять авторский замысел, надо хорошо себе представлять личность писателя и знать условия, в которых жил автор, и истоки создания произведения. Выступает заранее подготовленные ученики с небольшими рассказами о писателе . Константин Георгиевич Паустовский родился 19 (или 31) мая 1892 г. в Москве в семье чиновника управления Юго-Западной железной дороги. После окончания гимназии он учился в Киевском университете на естественно - историческом факультете, затем на юридическом факультете Московского университета. Первый рассказ К.Г.Паустовского «На воде» был опубликован в журнале «Огни» в 1912 г. в Киеве. В 1925 г. Константин Георгиевич выпустил свою первую книгу «Морские наброски» А в 1929 г. вышел его роман «Блистающие облака». В 1920-1930 гг. писатель много ездил по Советскому Союзу, занимался журналистикой, публиковал очерки и репортажи в центральной прессе. Паустовский написал повести «Кара-Бугаз (1932) и «Колхида» (1934), которые принесли ему известность.
В годы Великой Отечественной войны Константин Георгиевич ездил на фронт в качестве военного корреспондента ТАСС. В последний период творчества К.Г.Паустовский создаёт автобиографическое произведение « Повесть о жизни» (1945-1963) и книгу «Золотая роза» (1956) о психологии художественного творчества. Тематика прозы К.Г.Паустовского разнообразна. Он писал о художниках, поэтах, прозаиках, композиторах, о природе.Мы узнали, что К.Г.Паустовский любил путешествовать. Он много ездил по России, жил на Полярном Урале, на берегах Каспийского моря, в Карелии. Второй родиной стал для него Мещерский край невдалеке от Москвы. Паустовский побывал и во многих зарубежных странах: Чехии, Франции, Италии и других. Писатель был на нескольких войнах - первой мировой, гражданской, второй мировой. За свою жизнь он написал свыше сорока книг, не считая рассказов, пьес и статей. Подведем итог нашему разговору. Как это отразилось на его последующей взрослой жизни? Организую творческую работу в 3 группах. Учащиеся составляют логические цепочки, в которых показывают роль окружающей действительности на становление К. Г. Паустовского как личности, а в будущем как писателя. У учащихся должны получиться такие цепочки:
    стремление к учебе (стал умным, образованным); любовь к путешествиям (много впечатлений); был на нескольких войнах (написал сказку «Теплый хлеб»); любовь к родному краю.
5. Работа по первичному восприятию содержания сказки. 1. Где происходит действие сказки? (в Бережках) 2. Кто взял раненого коня? (мельник) 3. Какое прозвище имел Филька? (Ну тебя) 4. Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня? (бросил на снег) 5. Что случилось в природе после этого? (метель, сильный мороз) 6. Сколько лет назад был такой же мороз? (сто лет) 7. От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? (от злобы) 8. Куда послала бабка Фильку в поисках совета? (к Панкрату) 9. Что посоветовал Фильке Панкрат? (изобрести средство от стужи) 10. Сколько времени дал Панкрат на размышление? (час с четвертью) 11. Что придумал Филька? (продолбить лед на реке) 12. Кто был свидетелем разговора? (сорока) 13. Какую роль сыграла сорока в спасении людей? (позвала теплый ветер) 14. Что понес Филька раненому коню? (буханку свежего хлеба) 15. Что конь сделал после того, съел хлеб? (сложил голову на плечо Фильке) 16. Почему сердилась сорока? (ее никто не слушал) 6. Исследовательская деятельность учащихся. Это сказка или рассказ? Какую роль сыграл конь? Есть ли в сказке волшебство? Как выглядят волшебные предметы? Почему сказка называется «Теплый хлеб?» Попробуем разобраться.
  1. Особенности жанра.
    Мы с вами прочитали сказку до конца. А разве много сказочного мы увидели в этом произведении? Может, это не сказка, а рассказ? Давайте разберемся (заранее подготовленная группа представляет презентация №2 ).



Выводы:
Наверное, нельзя однозначно ответить на вопрос: сказка это или рассказ. Но мы с вами знаем, что для понимания любого художественного произведения важно осмыслить название.

Почему сказка называется «Теплый хлеб»?
Чтобы объяснить название, мы обратимся к каждому слову.
а) Сначала вспомним, как на Руси относились к хлебу. Нам помогут в этом пословицы. .
Хлеб – всему голова.
Хлеб да вода – крестьянская еда.
Хлеб сердце человеку укрепит.
Хлеба нет – и друзей не бывало.
Хлеба нет – и корочки в честь.
Хлеб хлебу брат.
Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо за хлебом.
Хлеба не куска – и в горнице тоска.
Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – в полатях возьмет тоска.
Мы видим, как уважительно, с почтением относились к хлебу.
б) Какие значения имеет слово «теплый» (Работа со словарем Ожегова. Теплый 1) не успевший остыть, 2) свежий, 3) добрый, побеждающий зло)
в) Почему сказка называется «Теплый хлеб»? (Теплый хлеб помог помириться Фильке с конем. Хлеб был теплым не только потому, что его недавно испекли, но потому, что был согрет теплом души, общей радостью).

Учитель

Есть такое поверье. Хлеб выбрасывать – большой грех. Кто недоеденные куски бросает, тот бедным станет. Поверье очень древнее. А смысл его ясен: хлеб надо беречь, он вырос с помощью Даждьбога (Солнца), на его выращивание, обработку затрачено много труда. Кто не бережлив к хлебу, того небесные силы накажут. Лучше отдать недоеденный хлеб птицам, так как птицы символизируют души умерших. Лучше отдать хлеб им и тем самым совершить благой поступок.

Филька бросил хлеб в снег, поэтому был наказан.

Обладает хлеб волшебной силой? (учащиеся отвечают на этот вопрос теперь однозначно: конечно, обладает). Оказывается, самые обычные предметы становятся волшебными.

А теперь нам надо ответить еще на несколько вопросов:

Что мы можем назвать волшебством?

Как выглядят волшебные предметы?

Учитель.

Представьте себе человека (европейца) каких-нибудь 200 лет назад. Если бы Вы встретились с ним и рассказали ему о нашем современном мире: о телефонах, телевизорах, самолетах, интернете, системе GPS и т.д., что бы на это он сказал?
Во-первых, он бы Вам не поверил, а потом бы решил, что вы волшебник, так как человечеству свойственно называть волшебством те действия, которые дают зримые результаты, но не поддаются логике. И такие знакомые нам приспособления как: сотовый телефон, компьютер, самолет и другие, он назвал бы волшебными предметами и, рассказывая о них своим знакомым, он бы пользовался известной ему терминологией, сравнивая эти предметы (по внешнему виду и результатам применения) с теми предметами, которые существуют в его мире. Что бы получилось? (учитель называет предметы, а дети сами придумывают название).
Автомобиль – это (повозка без лошади), сотовый телефон – это (говорящая шкатулка), телевизор – (волшебный ящик) и так далее. А ведь мы говорим о человеке, жившем всего лишь каких-то 200 лет назад! Что же говорить о тех, кто принадлежит миру, удаленному от нас на тысячи и десятки тысяч лет?! Информацию об этом мире мы можем почерпнуть только в мифах, которые полны волшебства, волшебных предметов и сказочных существ.
Традиционно принято считать, что все сказки – это попытки диких людей объяснить явления природы, но тогда почему волшебными предметами пользуются не только боги или феи – олицетворение сил природы, но и обычные люди, случайно с этими предметами столкнувшиеся?
А давайте посмотрим на эти предметы не как на красивую метафору, а как на технические устройства, описанные очевидцами, не имевшими представления о том, что же это такое.
Сразу же вырисовываются вполне четкие ассоциации: ковер-самолет – средство передвижения по воздуху (даже название схоже с тем средством, которым пользуемся сегодня мы), гусли-самогуды – (магнитофон) и этот список можно продолжать бесконечно.

Презентация № 3 (реализация индивидуального домашнего задания)

А как выглядят волшебные предметы и помощники в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб?». Один волшебный предмет (пища) мы уже знаем, это хлеб.

Учащиеся высказывают свои версии (конь, ветер, сорока, свист.)

Выступление ученика (реализация индивидуального домашнего задания)

Стрибог – бог ветра, руководитель воздушных течений. Именно к Стрибогу, не упоминая его имени, обращались для совершения заговоров или заклятий на тучу или засуху. В своем подчинении Стрибог имел различные ветры (имена утрачены). Считается, что одним из таких Стрибожичей-ветров была Погода, несущая теплые и мягкие западные воздушные массы. Другим – Позвизд или Посвист, злой северный ветер. “И тотчас в голых деревьях, в изгородях, в печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Ревела, обезумев, метель, но сквозь её рев Филька слышал тонкий и короткий свист, - так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам”.

В апреле прилетает Стрибог с востока молодым теплым дуновеним.

Летом прилетит с юга, обжигая жаром.

Осенью и весной разгоняет тучи, открывая солнце. «Ветер дул с юга. С каждым часом становилось все теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки».

Зимой вращает крылья мельниц, перемалывая зерно в муку, из которой потом замесят хлеб.

Стрибог – это наше дыхание, это воздух, в котором звучат слова, распространяются запахи и рассеивается свет, позволяющий нам видеть окружающее. «Ночью по деревне стоял такой запах теплого хлеба с румяной коркой, что даже лисицы вылезли из нор…»

Выступление ученика (реализация индивидуального домашнего задания)

Издревле свист считается обращением к потустороннему миру и призывом нечистой силы. Эта примета является не только славянским народным поверьем, но и суеверием в Японии. Однако в ряде европейских стран свист ассоциируется с ветром и является орудием ведьм. В Румынии и Польше негативно относятся к свисту женщины: «Когда девушка свистит, семь костелов сотрясаются, а Богоматерь плачет». А ещё в России существовал обычай устраивать «свистопляски», в дни годового поминовения. Этот обычай - подражание свисту чертей, чтобы отпугнуть тех от могил родственников и дорогих сердцу людей.

В современном мире по-прежнему не жалуют свистунов. Свист – символ невежливого обращения, свист – признак осуждения артистов, плохо играющих в театре, не принято

свистеть в доме – « не будет», и даже в море – «шторм накликать». И только американцам чужды приметы, связанные со свистом. Они спокойно свистят в доме, точно так же, как и покупают и дарят чётное количество цветов живым.

Вот несколько примет, связанных со свистом:

Не свисти в доме – денег не будет.

Нельзя свистеть в доме, а то дом опустеет.

Свист – забава бездельников.

К свисту в народе вообще отношение отрицательное. А мистически это ассоциируется со свистом ветра, который может унести из дому деньги, добро. Будешь свистеть – на всех несчастье накличешь, в том числе и на себя. “И тотчас в голых деревьях, в изгородях, в печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер…»


Русский былинный персонаж, выступающий как противник богатырей, обладающий загадочной и чудовищной силой - особым посвистом. Соловей сидит в своем гнезде, расположенном на двенадцати дубах и поджидает прохожих, преграждая прямую дорогу в Киев.
Свист Соловья трактуется по-разному. Одни видят в нем олицетворение губительного ветра, другие - посвист разбойной силы, вероятнее всего - татарской, на что указывает отчество Соловья Будимирович.

Выступление ученика (реализация индивидуального домашнего задания)

В мифологии народов мира птицы выполняют разнообразные функции. Они могут быть божествами, героями, прообразами людей, в которых способны превращаться. Что означают птицы в символике? Птицы – символы верха, неба, солнца, грома, ветра, облаков, свободы, жизни, плодородия, изобилия, души, духа свободы и так далее. На мировом древе птицы находятся у вершины его.

По народным поверьям, птицы могут превращаться в людей, а люди – в птиц. 0собенно широко отражены подобные волшебства в славянском фольклоре.

В сказках он иногда помогает герою и даже спасает его, предупреждая об опасности.

Группа учащихся №1 представляет свою презентацию (презентация №4)

Выступление ученика (реализация индивидуального домашнего задания)

О волшебных конях разговор особенный. Более всего выделяется из них Сивка-Бурка. Не случайна его масть: у богатырей былин конь тоже непременно "Бурко-Бурочко, косматочко, троелеточко". Это тоже как бы оборотень, полуконь-получеловек: он понимает речь людей и деяния высших сил, выступает как орудие судьбы героя, изменяя его облик, помогая ему сделаться богатырем, красавцем и совершить великие деяния. Он и сам говорит человеческим языком и выступает всегда на стороне сил добра. Сивка-Бурка обладает волшебной силой. "Сивко бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом. Иван-дурак в одно ушло залез - напился-наелся, в другое вылез - оделся, молодец такой стал, что и братьям не узнать!" - читаем мы в сказке.

Напоминает своими чудесными свойствами Сивку и Конек-Горбунок, но внешне они резко различны. Горбунок намного меньше героических коней, невзрачен, горбат, с длинными ушами. Зато преданностью хозяину отличается необычайной.

У П. Ершова в "Коньке-Горбунке" чудесная кобылица говорит герою:
...Да еще рожу конька Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами Да с предлинными ушами... На земле и под землей Он товарищ будет твой.

Группа учащихся №2 представляет свою презентацию (презентация №5)

Учитель

А как Филька отнесся к коню? («Да ну тебя! Дьявл! – крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам». «Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно…»)

Как вы считаете, конь заслужил свой кусок хлеба? (дети отвечают утвердительно)

Немецкий снаряд ранил коня в ногу, и командир оставил коня в деревне. Мельник Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и помогал Панкрату. Каждый считал своей обязанностью его покормить.

Подведение итогов.

В начале рассказа мы видели злого мальчишку, который нехотя вышел за калитку, грубо закричал на коня, наотмашь ударил его по губам, а хлеб забросил глубоко в снег. В заключительном эпизоде Филька с уважением относится и к хлебу, и к коню. Как человеку, он хочет поднести коню хлеб с солью в знак дружбы и примирения, протягивает хлеб из рук. Когда конь отказался брать хлеб, Филька заплакал, а не отмахнулся, как раньше: "Да ну тебя". Когда же конь наконец взял хлеб, мальчик заулыбался. Теперь он совсем не похож на прежнего Фильку, хмурого, недоверчивого, сердитого. Он очень изменился. Даже Панкрат говорит: "Филька не злой человек".

Добрые советы сказки Паустовского (Творческая работа).
Чему учила и учит сказка «Теплый хлеб»? (Ребята отвечают письменно, затем читают вслух).
Желательно учащихся подвести к следующим выводам:

      Учащиеся стараются сформулировать авторский замысел сказки: нужно добиваться своей цели добротой, щедростью души – все это заслуживает вознаграждения, только добрые могут быть счастливы по-настоящему Человек и природа неразделимы. Человек не должен забывать об этом.

      Нельзя относиться безразлично к окружающему миру.

      Волшебсто – это добрые поступки людей, добрые слова, это любовь ко всему живому.

8. Инструктаж домашнего задания.

Литература:

    Энциклопедия для детей. Русская литература. От былин и летописей до классики. 19 век. // О К. Г. Паустовском. М.: Аванта+.- 2005.

13
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...