Введение в геймдизайн: Разработка и дизайн головоломок в видеоиграх. Основные характеристики головоломок

Кубик Рубика почти с момента своего появления является самой популярной игрушкой в мире. Вдохновляясь ей, многие придумывают различные оригинальные головоломки, и наиболее интересные из них могут выходить в массовое производство. За последние годы рынок механических головоломок вырос до огромных размеров, поэтому мы решили создать небольшое пособие для тех, кто заинтересовался этим сегментом, но не знает, с чего начать.

Какие бывают головоломки?

Прежде всего стоит разобраться с простой терминологией, чтобы понять, чем отличаются одни продукты от других:

Шейпмод – модификация кубика, основанная на изменении формы внешних деталей. При этом, принцип сборки почти не меняется, но из-за непривычной конструкции сделать это становится существенно сложнее.


Бандажные головоломки отличаются тем, что при движении способны блокировать некоторые грани, создавая значительные трудности для того, кто их решает.

Большой интерес для коллекционеров представляют паззлы, которые могут изменять форму в разобранном состоянии. Такая способность позволяет им принимать причудливый вид, сбивая с толку владельца.

Самые странные головоломки

Пожалуй, самый популярный шейпмод кубика 3х3, уже давно ставший классикой. Этот непропорциональный куб всегда притягивает внимание людей и впечатляет своей простой и футуристичной внешностью. А относительно низкая цена делает его доступным для самых разных слоев общества.


Еще один известный шейпмод, который интересен своей обманчивой внешностью. Издалека его легко спутать с пирамидкой, но на самом деле внутри этой удивительной головоломки скрывается обычная трешка. За исключением нескольких нестандартных ситуаций, мастерморфикс собирается так же, как его кубический собрат.


Последним шейпмодом в нашем топе заслуженно является Аксис Куб. Несмотря на замысловатый и пугающий вид, его конструкция так же основана на стандартном кубике 3х3. Главной особенностью головоломки стало то, что в разобранном виде она полностью теряет форму, делая свое решение по-настоящему увлекательным занятием.


Этот продукт выделяется среди остальных своей универсальностью. В комплекте с кубом поставляется набор разнообразных крышек, с помощью которых вы можете объединять элементы, создавая различные бандажные головоломки с уникальным принципом сборки.


Эти головоломки удивляют многих запутанной конструкцией, но на деле они собираются не так сложно, как кажется. Количество разных версий игрушки свидетельствует об ее успехе: в ассортименте компании вы найдете почти все правильные многогранники, включая куб, октаэдр, додекаэдр и даже икосаэдр. На каждом ребре имеется определенное количество точек, вокруг которых могут вращаться детали.


Настоящий рекордсмен, который не оставит равнодушным никого. Вместо того, чтобы придумывать что-то кардинально новое, компания МФ8 решила взять привычный нам мегаминкс и увеличить его до невероятных размеров.


Данный кубоид очень похож на 3х3, но состоит из целых девяти слоев, что делает его одним из самых больших на рынке. Отличительной чертой стала продуманная конструкция, позволяющая собирать его без особых усилий. Также стоит упомянуть о множестве других интересных и качественных кубоидов, производимых компанией ВитЭден.


Шейпмод уникальной головоломки от компании ВитЭден под названием Миксап 3х3. Такой октаэдр может вращаться как обычная трешка, но если недовернуть среднюю грань, сразу же обнаруживается его удивительная способность менять местами ребра и центра. В таком состоянии головоломка быстро теряет форму, поэтому может надолго занять своего владельца.


Второе место в списке заслуженно занимает Гераниум Плюс. Эта плоская головоломка является одной из сложнейших в мире и состоит из множества разных деталей, двигающихся по внутренним окружностям. Уже после первых движений она может запросто сбить вас с толку, поэтому отлично подойдет, чтобы проверить ваши способности.


За основу данной головоломки был взят классический кубик 3х3, но с каждой стороны добавлены дополнительные оси вращения, делающие принцип его решения кардинально новым и необычным. Эта игрушка притягивает многих любителей сложных задач своим эффектным внешним видом и станет настоящим вызовом для тех, кто решил собрать ее самостоятельно.


Конечно, большинство интересных головоломок не поместилось в этот список, поэтому вы всегда можете посетить наш каталог и найти то, что особенно понравится именно вам.

Одной из глав книги Challenges for Game Designers игрового дизайнера Яна Шрайбера, который работал над такими проектами, как Marvel Trading Card Game и Playboy: the Mansion.

А что вообще такое головоломка? Это слово слишком часто используется неоправданно, особенно в играх. Так называемые «игры-головомки» вроде Тетриса или Bejeweled на самом деле не имеют ничего общего с разгадыванием, особенно по сравнению с играми, где действительно есть конечный вариант решения, например, как в кроссворде или судоку.

А тем временем задачки, называемые «головоломками», прочно вошли в цифровые игры, причём в такие разные, как Zork, Zelda, Myst, Final Fantasy и Monkey Island. Возьмём, к примеру, самый распространённый вариант такой «головоломки» из видеоигр: «найдите объект Х и поместите его в Y».

Также распространены головоломки, которые часто называют «мини-играми». Эти игры предлагают краткие интерлюдии или задачки, которые надо решить в рамках большой игры. Многие видеоигры используют мини-игры, чтобы разблокировать доступ к следующему разделу или уровню.

Dictionary.com предлагает не менее 12 разных определений слова «головоломка», и лишь одно подходит к играм: «1. Игрушка, проблема, или другое изобретение, созданное с целью развлечения посредством трудностей, которые разрешаются при помощи находчивости или настойчивых попыток».

В нашей книге, в соответствии с использованием этого слова в мире видеоигр, под головоломкой будет подразумеваться любое событие, не связанное с боем, или цепь таких событий, которые требуют от игрока выполнения задания или действия (или серии заданий или действий) для дальнейшего продвижения игры. Выполнение этих заданий может быть как обязательным, так и необязательным.

К сожалению, когда дело касается игрока, иногда нет разницы между головоломкой и знаком «стоп». В этой главе мы разберёмся, как и когда создавать головоломки и встраивать их в большую игру.

Основные характеристики головоломок

Придумывать новый тип головоломок - это почти то же, что придумывать игру. Есть «состояние» головоломки (схожее с состоянием игры), механика для изменения состояния, целевое состояние и условие победы. Как только вы определились с механикой, вы подстраиваете её, чтобы получить разную динамику.

Кроме того, обычно у головоломки есть тема. В игре BioShock, например, есть мини-игра-«отмычка», при помощи которой игрок может открывать двери и получать контроль над электронными устройствами. Тема здесь - взлом компьютера, а механика включает в себя вращение труб с целью построения пути между входом и выходом на поле. Скриншот и подробное описание работы этой игры-отмычки можно найти здесь.

Когда вы разрабатываете правила мини-игры, необходимо соблюдать такие условия:

  • Понятность: в правилах и управлении можно легко разобраться.
  • Распознаваемость системы: системы внутри головоломки должны быть понятными, чтобы игроки могли распознать серию возможных действий, необходимых для решения головоломки. Обычно используются цвета и формы, а также другие сферы общих знаний (правописание или простые функции вещей).
  • Простота использования: хороший интерфейс (UI).
  • Поощрение навыка игрока: Если игрок встречал головоломку много раз, он должен иметь возможность совершенствоваться в своём умении.

Когда вы разрабатываете правила для головоломки, чтобы встроить её в большую игру, учтите следующие дополнительные условия, которые сделают мини-игру занимательнее:

  • Погружение: плавный переход между основной игрой и мини-игрой (обычно это задача художников - сделать интерфейс мини-игры в том же стиле, что и у всей остальной игры, но дизайнер должен правильно подобрать головоломку к сюжету и вселенной игры).
  • Значимые последствия в игре за пределами головоломки: не просто «вы открыли дверь», но «вы получили всякие плюшки».

Как сделать головоломки интересными

Если цель дизайнера - сделать игру интересной, то включение головоломок должно сделать игру ещё интереснее; то есть они должны работать на основную цель игры. В некоторых играх головоломки вообще неуместны. В других дизайнер ограничен до нескольких видов головоломок.

Например, большинство головоломок (особенно логических и ребусов) будут, скорее всего, неуместны в скоростном шутере, даже в игре-головоломке дизайнер должен ограничиться главным образом пространственными головоломками. Ну, а если вы остановите сессию в тетрис, чтобы заставить игрока разгадать ребус или исследовать карту и найти предмет, это и вовсе убьёт суть игры.

А в целом, головоломки - это самые настоящие препятствия, которые мешают игрокам достичь цели, пока они их не разгадают. Удовольствие от головоломки обычно вызвано радостью победы, чувством успеха в решении трудной задачи и ощущении контроля, которое предшествует успеху. В идеале, хорошая головоломка должна вызывать у игроков гордость за себя и за свои достижения.

Если головоломки сделаны плохо, это может испортить или вовсе отбить вкус к остальной игре, точно также как дорожная пробка портит впечатление от хорошей поездки. Если игрок не справляется с головоломкой, он не может играть дальше, и это очень его раздражает, и головоломка, которая кажется ему навязанной и несправедливой, вызывает досаду на игру (и на её дизайнера).

Типы головоломок

Есть великое множество разных головоломок. К счастью, их можно разбить на разные категории по общим признакам.

Загадки

Мои зубья длинны, мои зубья коротки, мои зубья заканчиваются раньше, чем обо мне заговорят.

- загадка из Beyond от Zork

Загадки - это вопросы с одним правильным ответом, но ответ неочевиден. Обычно в загадках используется игра слов, которая требует от игрока нестандартной интерпретации.

Загадки сейчас гораздо реже встречаются в играх, чем лет двадцать назад. Отчасти, тому есть практическое объяснение: на то, чтобы сочинить загадку, требуется немалое количество времени и сил, а игрок встречается с ней всего один раз. Ведь в загадку нельзя сыграть несколько раз - если игрок её отгадал, он просто вспоминает ответ, всякий раз, когда снова её видит. Это свойство загадок делает их весьма затратными по сравнению с другим контентом.

К тому же, загадки не так уж интересны большинству игроков. Когда ответ становится известен, есть ощущение награды. Однако игрок либо догадывается сразу, либо нет. И если нет, то он либо застревает на этой загадке надолго, либо рыщет по интернету в поисках ответа (если решение, в конце концов, его не озарит). Не очень похоже на захватывающий геймплей.

И всё же есть несколько хитростей, которые делают загадки не такими досадными для игроков, если уже дизайнер очень на них настаивает:

  • Сделайте загадки необязательными. В классической RPG Betrayal at Krondor загадки были замками на сундуках с сокровищами. Открыв сундук, игрок получал полезные, но не являющиеся необходимыми предметы.
  • Предлагайте подсказки. Betrayal at Krondor не требовало от игрока просто напечатать ответ на загадку. Вместо этого игроку показывалось количество букв в ответе, а у каждой буквы было ограниченное количество возможных вариантов. Настойчивый игрок мог выписать все комбинации и найти подходящие слова, что превращало загадку в игру в слова вроде боггла. Кроме того, игрок мог выведать подсказки в разговорах с персонажами.
  • Предложите альтернативу. Например, игрок может разгадать загадку или выполнить другое задание. В Dungeons & Dragons Сфинкс позволяет героям пройти, если они разгадывают загадку, но они также могут напасть на Сфинкса и одолеть его в схватке.

Чтобы придумать загадку, дизайнер обычно начинает с ответа и создаёт саму головоломку потом. Так, к ответу «машина» может быть загадка «Передвигается на четырех, а те, кто на двух, передвигаются внутри». Для любознательных: ответ на загадку из эпиграфа - «молния».

Нестандартное мышление

Как и загадки, головоломки-лабиринты - это задания с подвохом, на которые есть лишь один правильный ответ. Эти головоломки заданы так, что игрок делает ложное предположение, а для того, чтобы найти ответ, нужно усомниться в этом предположении. Вот классический пример:

Поместите карандаш на лист бумаги. Не отрывая карандаша, нарисуйте четыре прямые линии так, чтобы они соединяли все девять точек. Большинство людей исходят из предположения, что линии, которые мы чертим, не должны выходить за пределы квадрата, сформированного точками. Если отбросить это предположение и начертить линии, которые выходят за его пределы, головоломка легко решается:

Анализ загадок также применим и здесь. Задачи на нестандартное мышление дорого создавать, они решаются всего один раз, они могут раздражать, если являются препятствием и игрок никак не может найти ответ. Как и другие головоломки, сделайте их необязательными, предложите альтернативные пути решения, дайте игрокам дополнительные подсказки, чтобы направить игрока, если ему долго не удаётся отыскать ответ.

Пространственная логика

Пространственные головоломки подразумевают манипуляции объектами, как в воображении, так и в игровом пространстве.

Тетрис, по сути своей, является протяжённой во времени пространственной головоломкой на скорость. Серия Adventures of Lolo и Sokoban - примеры того, как серия пространственных головоломок может стать самостоятельной игрой. Другие игры (особенно RPG и приключения) часто используют пространственные головоломки как небольшие квесты в рамках большой игры. Вспомните огромное число головоломок с раздвижными решётками в ролевых играх для консолей и играх в стиле экшн.

В игре Shift использовались квадраты с различными соединительными линиями. Игроки могли поворачивать квадраты и менять направление целых рядов в зависимости от их ориентации. На рисунке представлен прототип игры Shift авторства Уильяма Миллера, Раймонда Шампаньи, Клемми Мёрдок, Джона Йосикавы и Спайви Липси. Перепечатано с разрешения авторов.

Пространственная логика также часто используется в битвах с боссами, когда игроки должны использовать уровни или структуру самого существа, чтобы победить в бою. Shadow of the Colossus отлично использовал это во всех битвах, превращая каждого из существ в многоуровневую игру.

Распознавание образов

Задачи на распознавание образов требуют от игрока найти и узнать какой-либо образ, опираясь на предоставленную информацию. Взлом кода - высший уровень такого рода головоломок. В электронных играх образы могут появляться перед игроком всё быстрее и быстрее, затрудняя распознавание, или делать различие очень незначительным, например, опускать один из компонентов на каждом пятом появлении образа. В спорте игроки часто изучают образцы поведения команд-противников, чтобы правильно построить свои защиту и нападение.

Битвы с боссами зачастую включают в себя распознавание в боссе образа и, основываясь на нём, - поиск уязвимых для атаки мест.

Логика

«У вас есть четыре шара - чёрного, синего, красного и жёлтого цвета. Вам необходимо разместить их на четырёх пьедесталах в правильном порядке. Чёрный слева. Красный рядом с синим. Жёлтый справа от красного».

Логические задачки для своего решения требуют от игрока вывести дополнительную информацию из информации, предоставленной в условиях. Такие задачки чаще всего встречаются в сборниках головоломок и приключенческих играх, но их можно использовать в качестве заданий и в других видах игр.

Как и в случае с загадками и задачками на нестандартное мышление, существует одно-единственное решение, которое необходимо найти игроку, поэтому использовать их следует осмотрительно.

С другой стороны, логические задачки неприхотливы. В приведённом примере, если за неправильный ответ нет наказания, или оно незначительно, игрок может перебрать все возможные комбинации, пока, в конце концов, не найдёт правильного решения. Кроме того, можно устроить так, чтобы игра давала подсказки, показывая, насколько близко игрок к разгадке.

В любом случае, игрок должен либо штрафоваться за неправильные предположения, либо вознаграждаться, если отгадывает сразу же, иначе головоломка кажется лишь надоедливым бессмысленным препятствием на пути к основной игре и пустой тратой времени.

Исследование

Лабиринты, подземелья, карты мира… Исследование пространства встречается во множестве игр. Примерами исследований может послужить поиски какого-то определённого человека в большом городе, поиски пути в запутанной сети коридоров, поиски всех сундуков с сокровищами на уровне.

В шутерах от первого лица исследование и знание уровня уступает по важности для выживания разве что развитым навыкам. Приключенческие игры, такие как The Legend of Zelda, известны своими головоломками, построенными на исследованиях, равно как и RPG. Katamari Damacy повышал сложность уровня, заставляя игроков рассматривать уровни под новым углом - как подмножества большего уровня, которые можно посещать снова и снова в разных масштабах.

В 2D- и 3D-платформерах исследование уровня зачастую и есть головоломка. Как вам пройти от А до Б и до Я, чтобы завершить уровень? В этом случае вы не сражаетесь с врагами, а пытаетесь просто пройти уровень.

Для многих игроков исследование представляет интерес само по себе. Спуск в подземелье и составление карты ходов видится им цифровым аналогом спелеологии. На самом деле, на заре видеоигр, серия Wizardry поставлялась с разлинованной бумагой, а позже включала функцию автокартографирования - но только после того, как игрок обнаружит набор для картографирования в игре. Сейчас автокарты - обычное явление, на многих даже отмечены особые пункты, где от игрока требуется найти какой-либо предмет, решить головоломку, выполнить задание для того, чтобы пройти дальше.

Но хотя исследование и является для многих особым удовольствием, и эстетикой, которую некоторые игры превратили в искусство, для кого-то это может стать препятствием, если он сталкивается с областью, в которую он не может войти или пересечь (большая яма или запертая дверь). Когда игроки заходят в тупик и не имеют запасного пути, это производит тот же эффект, что и плохая загадка - действует как знак «стоп» и раздражает игрока.

Использование предметов

Некоторые игры, а особенно графические приключенческие (вроде Myst) и ролевые, используют головоломки с применением объектов. Игрок должен выяснить, какие предметы и в каком порядке использовать для решения определённой задачи. Простым примером может послужить использование зажигалки, чтобы зажечь фитиль свечи, а затем использование свечи как источника света, чтобы осмотреть тёмную комнату.

Головоломки с использованием предметов становятся труднее, если предметы надо комбинировать и использовать одновременно или их назначение неочевидно. Одна особенно сложная головоломка из Maniac Mansion требовала от игрока увлажнить почтовые марки, чтобы наклеить их на конверт, но в игре не было опции «лизнуть марку». Решением было наполнить пустую бутылку водой и поместить её вместе с марками в микроволновку.

Чтобы не досаждать игрокам, дизайнер может давать подсказки о неочевидном использовании предметов - например, ранее в игре может появляться персонаж, использующий этот предмет.

Дизайн уровней и дизайн головоломок

Между дизайном уровней и дизайном головоломок много общего. При создании уровня вы используете существующую механику (монстры, стены, оружие, выключатели, двери и так далее) и сводите всё это вместе, чтобы создать уникальный и захватывающий игровой опыт. С точки зрения механики нет разницы между тем, чтобы стрелять в пришельца в длинном узком коридоре или в него же - в тесной комнате. Но динамика при этом совершенно разная. Задача дизайнера уровней как раз и заключается в том, чтобы используя существующие кирпичики изменить динамику.

Похожим образом в дизайне головоломок дизайнер использует существующую механику, например, раздвижные решётки и новые способы их соединения. В этом случае важно то, как именно вы разместите решётки. В кроссворде важно, как вы разместите слова. В судоку - цифры.

Один за всех и все за одного

Головоломки - одна из самых трудных в разработке частей игры. То, что слишком сложно для одного игрока, для другого может быть слишком просто. Как найти то, что понравится всем?

Головоломка должна быть сложной настолько, чтобы заставить игрока напрячь усилия для решения, но не настолько, чтобы он махнул на неё рукой с досады или отправился за ответом в интернет. Это само по себе сложно, не говоря уже о том, что у разных игроков разные способности к разгадыванию головоломок и разный запас терпения и настойчивости.

Чтобы ещё больше усложнить жизнь дизайнеру: оценка трудности вашей головоломки - сама по себе невероятно тяжёлая задача, ведь вы-то уже знаете ответ. Ваши головоломки обычно на порядок сложнее, чем вам кажется. Единственный способ составить себе представление о действительном уровне их сложности - наблюдать, как их решают тестировщики.

Многие головоломки становятся тупиками, из которых не найти выхода, если не решить головоломку. Если игрок заходит в тупик, у него есть пять вариантов действия: пробовать снова и снова, купить руководство к игре, спросить у друга, поискать в сети или сдаться. И все эти варианты предельно далеки от интересного.

Может встречаться и другая крайность: головоломки простые настолько, что голову-то ломать и не приходится. Когда игрок тут же видит решение, а потом пять минут возится с интерфейсом, чтобы привести его в исполнение, это уже какая-то пустая волокита.

Как только вы установили, что головоломка слишком проста или слишком сложна, существует несколько способов её уравновесить:

  • Добавьте или уберите подсказки. Как здесь уже упоминалось, если давать игроку последовательные намёки, решать головоломки проще.
  • Отдалите или приблизьте подсказки. Если подсказки расположены слишком близко к головоломке, игроки тут же находят между ними связь. Если они находятся на другом конце карты, игрок может не соотнести их друг с другом, что повышает сложность.
  • Предусмотрите несколько правильных решений. Это особенно актуально, если вы заметили, что несколько ваших тестировщиков пытаются применить какое-то одно неправильное решение. Вы можете либо изменить головоломку, чтобы сделать это решение правильным, либо дать дополнительные подсказки, чтобы ясно дать понять: это решение не подходит.
  • Предложите динамическую помощь. Ratchet & Clank и Portal, например, предлагают игроку дополнительную помощь, если первая попытка не удалась. Это служит для того, чтобы не дать игроку «застрять» на задании, но всё-таки не отнимать у него возможность решить головоломку самостоятельно и получить заслуженную награду.
  • Используйте динамическую подстройку сложности (DDA). C DDA игра сама делается проще или сложнее в зависимости от успехов игрока, сохраняя необходимый уровень трудности. Эта система годами применялась в настольных ролевых играх: мало найдётся таких мастеров игры, которые не приврали бы пару раз о том, что выпало на костях, чтобы слабый персонаж мог выжить, или чтобы монстра было проще или сложнее одолеть, чем это изначально задумано. В цифровые игры DDA впервые попали в 1985 году в Heart of Africa Дани Берри: игра перемещала ключевые локации, если игрок долго не мог их обнаружить.
  • Уберите линейность. Если один ход закрыт для игрока, у него должна быть возможность пойти другим путём или вообще найти другой выход из положения. У игроков всегда должна быть задача - цель, к которой они стремятся. Множество целей в нелинейном дизайне упрощают этот процесс.
  • Добавьте временные рамки. Относительно простая головоломка становится сложнее, если у игрока мало времени на решение.
  • Добавьте или уберите обратную связь. Некоторые из ранних текстовых и графических приключенческих игр не давали никаких указаний на то, что выбранное решение неверно, кроме «Вы не можете этого сделать» или «Это не сработало». При отсутствии обратной связи игрок должен продолжать попытки без какой-либо дополнительно информации. Но если игрокам дать указание на то, почему их решение не сработало, они могут скорректировать свой подход. Например, если игрок не может войти в тёмную комнату без какого-либо источника света, игра может подсказать: «Там очень темно, а вы боитесь темноты» - вместо того, чтобы просто сказать: «Вы не можете сейчас туда войти».
  • Тестируйте игру на разных игроках. Зачастую самыми искусными игроками в видеоигры являются люди, которые тестировали их в самом начале. Некоторые геймдизайнеры совершают ошибку и продолжают использовать тех же самых тестеров как единственное мерило сложности своей игры, и как результат, их игры оказываются слишком сложными для среднестатистических пользователей. Ничто так не помогает обнаружить тупиковые места в игре, как регулярный набор «свежих» тестировщиков.

Есть также метод, который нежелательно использовать, чтобы уравновесить сложность головоломок: не помещайте решения в официальное руководство к игре и не требуйте, чтобы игроки его приобретали.

Джеб Хейвенс о дизайне головоломок

Джеб Хейвенс - геймдизайнер, работающий с Maxis, и создатель множества цифровых и нецифровых игр, включая Spore и Mother Sheep.

Одна из самых важных вещей, делающих головоломку интересной, - это моменты озарения. Это моменты, когда что-то вдруг встаёт на место, привнося новый смысл и понимание в то, что раньше казалось хаотичным и бессмысленным. Мозг человека устроен так, чтобы упорядочивать и придавать смысл и структуру огромному количеству информации, постоянно в него поступающей. Без этого инстинкта и способности классифицировать, делить на категории и разбивать на блоки, мы бы просто переутомились.

Именно поэтому, когда мы сталкиваемся с хаосом головоломки, наш разум сразу же хочет в нём разобраться, чтобы с ним проще было иметь дело. Например, если вам нужно будет запомнить последовательность НВЕВАРПРАЙЮНЮЛВГЕНКТОЯЕК, это наверняка вызовет некоторые затруднения.

Попробуйте. Закройте глаза и попробуйте её воспроизвести. Нет, серьёзно, попробуйте, а потом продолжайте читать. Сколько вам удалось вспомнить? Возможно, вы различили в последовательности слова «вар», «рай», «ген» или «кто я» и использовали их как зацепки?

Видите? Ваш мозг уже пытается разбить эту бессмыслицу на части, имеющие какое-то значение. А теперь, что если я скажу вам, что эта последовательность - не что иное как вторые и третьи буквы двенадцати месяцев года (яНВарь, фЕВраль, мАРт, аПРель и так далее)? Теперь уже и запоминать нечего, правда? Закройте глаза и попробуйте воспроизвести последовательность.

Решение головоломки почти всегда означает, что вам необходимо разместить все её элементы в таком порядке, который придаёт им смысл. Это как способность абстрагироваться и посмотреть на всё со стороны, тогда многое становится понятным. А когда что-то понятно, мозгу с этим проще справиться. Эволюция позаботилась о том, чтобы вещи, облегчающие работу мозга, воспринимались как приятные.

Отсюда и это приятное чувство озарения, когда получается свести все концы. Если мир вокруг становится понятнее, с ним проще иметь дело, и мы чувствуем себя сильнее, ведь гораздо легче контролировать вещи, которые вы понимаете на глубинном уровне. Разгадывание головоломок - интеллектуальный способ показать миру, кто здесь хозяин.

Итак, наш мозг любит находить решения, связывать разрозненные, не первый взгляд, вещи. Тем не менее, находить связи между разрозненными фактами трудно. Именно поэтому они и разрозненные. Поэтому, ваша задача как геймдизайнера - ненавязчиво вести игрока к пониманию. Это можно делать, например, зная и используя предыдущий игровой опыт вашего отгадчика.

Если головоломка предусматривает использование знакомого предмета новым способом, игрок должен предварительно несколько раз использовать этот предмет и хорошенько понимать, как он работает в разных ситуациях, также он должен иметь возможность свободно экспериментировать с предметом. Очень важно, чтобы основные классы предметов в игре действовали последовательно (все враги, подобного вида убегали от громких звуков, все ящики разлетались на части, если по ним ударить, все панели управления становились неисправными от воды и так далее).

Другой важный способ подведения отгадчика к правильному решению - позволить головоломке развиваться постепенно, через несколько последовательных озарений. На каждом шагу игрока поощряют, показывая, что он на правильном пути, или понял основной принцип решения. Сигнал может быть очень простым (звук «звоночка») или сложным (полная смена анимации персонажа, но тогда это должно быть совершенно недвусмысленной реакцией на действия игрока, а не просто проходным фоновым событием).

Если что-то меняется, подсказывая игроку, что только что сделанный шаг ведёт в нужном направлении, даже самые сложные головоломки и логические переходы становятся вполне решаемыми. Кроме того, что игрок будет радоваться каждому маленькому шагу, он почувствует особое ликование в конце, когда оглянувшись назад, увидит, что это его решение, пусть его и направляли немного.

Задания

Несмотря на сложность - а придумывать головоломки действительно сложно - дизайнерам всё время приходится их создавать. К счастью, создание хорошей головоломки - само по себе отличная головоломка.

Задание 1 - Это бомба

Как и в случае с играми, иногда при создании головоломки нужно подогнать механику под заданную тему.

На этот раз вам нужно разработать игру, взяв за основу старый сериал McGyver, и часть сюжета требует от главного героя обезвредить бомбу. Вместо того, чтобы вставлять неинтерактивную сцену, вы решили сделать из этого головоломку на время, где игра заканчивается если игрок принял неправильное решение или думал слишком долго. Что, если не это, может заставить игрока поволноваться?

Подумайте над видами головоломок, которые мы здесь привели, отберите три подходящие для заданной темы. Затем выберите наиболее вам понравившийся и создайте рабочий прототип головоломки.

Необходимые компоненты:

  • Материалы для создания прототипа
  • Кухонный таймер, чтобы отсчитывать оставшееся время.

Отчётность:

  • Три параграфа с наброском, описывающие основную механику - для каждой головоломки.
  • Рабочий прототип одной из трёх головоломок.
  1. Мозговой штурм. Подумайте, какими способами персонаж может обезвредить бомбу. Можно прикрепить бомбу к головоломке типа «пятнашки», но это будет как-то натянуто. Подумайте о механике, которая бы действительно подходила заданной теме. Какие виды головоломок (загадки, нестандартное мышление, пространственные, логические, исследование, использование предметов) хорошо лягут на вашу механику? Продолжайте искать, пока не подберёте, по крайней мере, три базовых типа механики, подходящие для головоломки про обезвреживание бомбы.
  2. Выберите одну. Возьмите одну базовую механику и воплотите её. Доработайте механику. Определите главную цель. Затем выберите детали для вашей конкретной головоломки: начальное состояние, цель, правильные и неправильные решения.
  3. Тестирование и прогон. Испытайте головоломку на друзьях. Удалось ли им её решить? Как быстро они с ней справились? Предвидели ли вы подход, который они использовали? Вернитесь в начало и внесите в головоломку изменения, если какие-то её аспекты были не ясны или она была слишком сложной (или слишком простой, хотя гейм-дизайнерам редко удаётся создать что-то слишком простое).
  4. Создайте отчётный образец.
  5. Добавьте уровни сложности (по желанию). После того, как вы представили свой прототип, издатель настаивает на многоуровневой системе сложности и на том, чтобы на сложность можно было как-то повлиять. Придумайте хотя бы три способа, как это сделать, не меняя отведённого игроку времени. Опишите подробно.

Задание 2 - Больше, чем просто лабиринт

Подумайте, как из лабиринта можно сделать головоломку с исследованием. Обыкновенный лабиринт с готовыми путями не очень привлекателен для игрока, который уже много раз имел дело с лабиринтами. Многие старые RPG требовали от игрока создавать карту целой серии лабиринтов. Сегодня многие любители игр посчитали бы это лишней вознёй и предпочли бы, чтобы карта составлялась автоматически. В этом задании мы попробуем сделать так, чтобы у игрока появился стимул создавать свою собственную карту.

Набросайте как можно больше идей о том, какую механику можно добавить в простой лабиринт, чтобы составление карты стало головоломкой само по себе. Нужны хотя бы три.

Примером (который вам нельзя использовать, как своё решение для этого задания) может послужить лабиринт из классической игры Adventure для Atari 2600. В этой игре лабиринт «сворачивается», поэтому,повернув влево, можно выйти на правой стороне лабиринта. Вы можете проходить рядом с одним и тем же местом несколько раз, находясь в совершенно разных частях лабиринта. Это сильно затрудняет создание карты и поиск пути, делая их головоломной задачей, несмотря на то, что сам лабиринт не так уж велик.

Необходимые компоненты:

  • Линованная бумага.

Отчётность:

  • Краткое описание каждой механики, которую вы смогли придумать (от предложения до небольшого абзаца).
  • Образец лабиринта (нарисованный от руки), иллюстрирующий выбранную механику.

Предлагаемый ход действий:

  1. Мозговой штурм. Велико искушение начать вспоминать игры, в которые вы играли, а не придумывать нестандартную механику. Между тем, так вы рискуете ограничить свой творческий процесс, ведь трудно додуматься до чего-то нового, если всё время перебирать идеи других людей. Сначала поищите свои собственные идеи, а уже потом проверьте, не использованы ли они уже в существующих играх.
  2. Создайте отчётный образец.

Задание 3 - Пароль

Человек заходит к себе домой и ловко набирает 4−5 цифр на щитке безопасности. На работе, дома, у банкомата - коды стали частью нашей жизни. Они также часто используются в видеоиграх, чтобы впустить одних и оградиться от других.

В этом задании ваша цель - разработать три разных головоломки на подбор пароля. Здесь есть три этапа:

  1. Задать код (он не обязательно должен быть цифровой).
  2. Задать то, как игрок будет этот код вводить.
  3. Задать, как именно игрок находит этот код.

Существуют простые пути: сделать код из четырёх цифр, надо убить четырёх существ, каждое из которых «даст» одну цифру. Затем игроку остаётся только определить последовательность. И хотя так тоже можно сделать, думаю, это слишком очевидно.

Подумайте, чего игрок не ожидает. Физические манипуляции объектами на уровне, выстраивающие их в нужном порядке или поиск особых предметов, которые подходят по заданным параметрам. Вспомните множество уникальных «ключей», которые использовались, чтобы запереться от людей (или запереть людей) во времена Средневековья.

Необходимые компоненты:

  • Не требуются.

Отчётность:

  • Макеты отдельных головоломок.
  • Описание того, как работает головоломка.
  • Дизайн уровня на линованной бумаге (если есть необходимость).

Предлагаемый ход действий:

  1. Исследование. В наши дни и в прошлом, какие использовались методы, чтобы защитить ценности от тех, кто не должен был иметь к ним доступа? Какие методы использовались для того, чтобы предоставить доступ? Ваши головоломки должны быть правдоподобными. Конечно, вы можете сказать, что пароль от засекреченной зоны написан на стенах нескольких офисов в виде математической задачи, которую может решить каждый, владеющий основами алгебры, но разве так поступили бы в реальном мире? Если нет, то головоломка покажется надуманной и притянутой за уши.
  2. Мозговой штурм. Из различных методов запароливания, которые вам встречались, какие, на ваш взгляд, самые игровые? Подумайте, как можно переделать их в головоломки, встроенные в рамки большой игры.
  3. Проработайте детали. Постарайтесь создать несколько головоломок, основываясь на своих идеях. Не обязательно разрабатывать всю игру, просто основные правила для головоломки.
  4. Сделайте отчётный образец.

Задание 4 - Поразительная головоломка

Электричество успешно применяется для головоломок в видеоиграх, ведь прокладыванием электрической цепи с одной стороны на другую можно логически объяснить выполнение какого-либо действия, если, конечно, цепь была собрана как надо. Цель этого задания - создание бумажного прототипа головоломки, в которой электрический ток проводится с одной стороны экрана в другую. Вы можете использовать любой интерфейс, если он требует от игрока применить пространственное мышление.

Необходимые компоненты:

  • Материалы для создания прототипа.

Отчётность:

  • Прототип с прилагающимися правилами, в которых указано исходное состояние, задача и действия, которые может предпринимать игрок.

Предлагаемый ход действий:

  1. Мозговой штурм. Как вы представите электрический ток, идущий с одного края экрана на другой? Как выглядит «успешный исход»? Есть ли «неудачи» или игрок просто делает попытку за попыткой, пока ему не удастся?
  2. Придумайте механику. Определите, какие действия может предпринимать игрок. Какие последствия эти действия имеют на состояние головоломки?
  3. Создайте образец головоломки. Используя свои правила, создайте головоломку. Обязательно запишите её решение. Если у вас есть время, сделайте две головоломки: одну - очень простую, чтобы показать новичку базовую механику, вторую - сложнее, раскрывающую всю сложность механики.
  4. Прогоните игру несколько раз. Испытайте головоломку на друзьях, если нужно, поправьте правила и уровень сложности.
  5. Создайте отчётный образец.

Задание 5 (для железных дизайнеров) - Сыграйте в New Eleusis (вживую)

New Eleusis - игра с двумя стандартными колодами карт, рассчитанная на 5−8 человек. Она была придумана Робертом Эбботом и опубликована в Scientific American в 1977 году.

Карты разыгрываются в определённом порядке. Один игрок берёт на себя роль бога и создаёт правило, какая карта может разыгрываться при каком условии (например, «всегда ходите красной картой после чёрной карты»). Другие игроки берут на себя роль учёных и разыгрывают свои карты, путём логической индукции пытаясь разгадать правило, созданное «богом». Роль бога передаётся от игрока к игроку, поэтому каждый имеет возможность создать правило. В конце каждого раунда игрокам начисляются очки; кто наберёт больше всего очков за игру - побеждает.

Система очков поощряет «бога» за создание правила достаточного сложного, но не настолько, что его невозможно разгадать. В частности, больше всего очков «бог» получает тогда, когда хотя бы один игрок разгадывает правило (спустя некоторое время), и ещё хотя бы один игрок совершенно неспособен понять, в чём же дело. Дизайнер предлагает следующее, для того, чтобы ваше правило набрало наибольшее количество очков:

  • Ваше правило почти всегда сложнее разгадать, чем вы думаете.
  • Если вы даёте подсказки, они не должны запутывать игроков. Правило сложно отгадать и так, без ваших активных попыток ввести игроков в заблуждение.
  • В любой момент примерно половина карт в колоде должна иметь возможность быть сыгранной по правилу. Если игроки почти всегда правы (или неправы), у них будет недостаточно информации, чтобы вывести ваше правило.

Хотя изначально эта игра была создана, чтобы обучать научному подходу, она ещё и учит геймдизайну. Когда игрок создаёт правило, по сути, он создаёт логическую задачу, которую другие игроки должны решить опытным путём. Система начисления очков вознаграждает игроков, которые создают адекватные по сложности правила, а также награждает других игроков за их решение. Поиграйте в эту игру с товарищами, которые тоже сочиняют головоломки. После игры обсудите каждое правило: что именно делало его слишком простым, слишком трудным или в самый раз подходящим.

Необходимые компоненты:

  • Две стандартные колоды игральных карт.
  • Правила игры New Eleusis доступны на просторах сети интернет (для этой публикации использовались правила отсюда: но их можно найти где угодно, воспользовавшись поисковиком).

Отчётность:

  • Не требуется.

Предлагаемый порядок действий:

  1. Сыграйте в игру. Сыграйте в эту игру с товарищами, которые тоже придумывают головоломки. После игры обсудите в группах каждое правило: что именно делало его слишком простым, слишком трудным или в самый раз подходящим.
  2. Запишите извлечённые уроки (не обязательно). Улучшила ли игра ваш навык в создании головоломок? Как? Запишите свои наблюдения и поделитесь с коллегами, которые с вами не играли.

Быстрые нецифровые задания

Ниже приведены идеи для настольных, карточных и других игр, не содержащих никаких цифровых составляющих. Они идеальны для того, чтобы потренироваться в нецифровом дизайне.

  • Создайте игру с выкладыванием плиток, которая симулирует исследование подземелья. В ней должны быть различные предметы, помогающие продвигаться вперёд.
  • Создайте такую игру, где прийти к успеху можно только выкладывая плитки определённым способом. Разработайте динамику, рассчитанную как на одного, так и на нескольких игроков.
  • Используя линованную бумагу и простую шестигранную кость, создайте карту, по которой игроки должны передвигаться, решая, как минимум две головоломки.
  • Придумайте правила для игры с использованием следующих компонентов: паззл на 100 деталей (не собранный) в качестве игрового поля, которое собирается в ходе игры и фишки, представляющие каждого игрока. Можно использовать дополнительные компоненты по вашему желанию.
  • Придумайте игру, в которую играют на поверхности кубика Рубика. Предположительно, следует использовать магнитные фишки, представляющие игроков, которые можно прикреплять к боковым и нижним граням кубика.
  • Возьмите любую головоломку, которая обычно решается одним игроком (например, кроссворд или судоку) и переделайте правила так, чтобы это стало соревновательной игрой на двоих.
  • Возьмите головоломку для нескольких игроков (например, настольная игра Clue, головоломка Mastermind, или карточная игра Sleuth) и переделайте правила так, чтобы она была рассчитана на одного игрока. Убедитесь, что у игрока достаточно информации для решения головоломки и что в неё можно играть без дополнительных подсказок от компьютера или другого человека.
  • Используя распознавание образов, создайте игру, обучающую детей правописанию. Обратите внимание, что правильно написанное слово, по сути, и представляет собой распознанный образ.
  • Создайте игру-викторину, для продвижения в которой задачки на эрудицию должны решаться в группе.
  • Загляните на страницу с головоломками в любой из главных газет. Выберите головоломку и создайте её модификацию, в которой изменена тема и добавлена или изменена хотя бы одна из механик.

Введение

Головоломки со спичками

Виды головоломок

Методы решения головоломок

Вывод

Список используемой литературы и интернет-ресурсов

Приложение

В в е д е н и е

Величие человека - в его способности мыслить.

Б. Паскаль

Миллионы людей во всех частях света увлекаются головоломками и фокусами. И это не удивительно. “Гимнастика ума” полезна в любом возрасте, она тренируют память, обостряет сообразительность, вырабатывает настойчивость, способность логически мыслить, анализировать и сопоставлять.
Еще в Древней Элладе без игр не мыслилось гармоническое развитие личности. И игры древних не были только спортивными. Наши предки знали шахматы и шашки, не чужды им были ребусы и загадки. Таких игр во все времена не чуждались ученые, мыслители, педагоги. Они и создавали их. Многие древние задачи представляли собой головоломки, которые использовались в обучении. Решение каких-то из них влекло за собой дальнейшие успехи математики, что, в свою очередь, способствовало разнообразию самих головоломок, так как расширяло их тематическую содержательность.

Так что же такое головоломка?

Головоломка - непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.

Существует огромное количество головоломок различного вида и какой-либо общепринятой классификации нет, поэтому наше разделение будет условно, но поможет нам ориентироваться в мире головоломок.

Виды головоломок

Устные головоломки. Это головоломки, условие которых может быть передано в устной речи без привлечения каких-либо дополнительных предметов. К ним можно отнести: загадки, шарады, парадоксы, игру данетки

Головоломки с предметами. Это головоломки, в которых активно используются обычные бытовые предметы: головоломки со спичками, монетами, карточные головоломки.

Механические головоломки . Механические головоломки - это класс головоломок, которые специально были изготовлены как головоломки. Это всевозможные проволочные головоломки, головоломки типа Кубика Рубика, пазлы, пентамино и др.



Печатные головоломки . Это те головоломки, для которых необходима бумага и карандаш. Они могут быть напечатаны или нарисованы. К таким головоломкам относятся, самые разнообразные кроссворды, ребусы, головоломка какуро, японские кроссворды, различные геометрические и математические головоломки и многие другие.

С развитием компьютеров стали активно развиваться компьютерные головоломки . В первую очередь туда попали устные и печатные головоломки, а также стали активно создаваться программы-головоломки: флеш-головоломки, онлайн головоломки, пасьянсы и другие.

В своем проекте более детально я остановлюсь на головоломках с предметами, а конкретно – головоломки со спичками.

Цель: узнать методы решения головоломок со спичками

Задачи:

1. Изучить математическую литературу, которая описывает виды и методы решения головоломок со спичками

2. Научиться решать головоломки со спичками

3. Сделать презентацию своего проекта

Головоломками называют задачи, для решения которых требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня. Механические или предметные головоломки, о которых мы будем говорить, (под словом «головоломки» в дальнейшем будем подразумевать именно их) представляют из себя различного рода устройства или механизмы, которые, как правило, требуется механическими манипуляциями перевести из одного состояния в другое. В первую очередь головоломки - это крайне увлекательные игрушки, занятия которыми при правильной подаче приносят играющим в них людям радость, отдых и эмоциональную разрядку. Но помимо высоких развлекательных качеств в головоломках содержится гигантский образовательный потенциал, который еще предстоит осознать, так как систематическому использованию головоломок в образовательном процессе на данный момент уделяется незаслуженно мало внимания. Головоломки гармонично развивают целый комплекс интеллектуальных способностей: логико-теоретическое мышление, пространственное мышление и воображение, эвристическое и креативное мышление, практические навыки исследовательского поведения и даже формируют очень важные и полезные особенности человеческого мировосприятия - способность видеть выход в «безвыходных» ситуациях. В данной работе мы детально разберем теоретическую основу развития каждого из выделенных нами аспектов. Подробно рассмотрим принципиальные особенности методического подхода, который не всегда правильно осознается педагогами. Разберем конкретные методические приемы работы с головоломками. Особенное внимание уделим особенностям занятий головоломками с детьми младшего школьного и старшего дошкольного возраста. И отдельно остановимся на вопросах техники безопасности, которые нередко упускаются из виду.

Личностные качества, развиваемые головоломками

В этом разделе мы подробно разберем основные навыки, компетенции и свойства, приобретаемые субъектом в ходе занятия головоломками.

1. Исследовательское поведение

Задачей в головоломке является действие, интуитивно понятное из конструкции самой головоломки - в идеальном случае к ней не требуется дополнительной инструкции, в себе самой она имплицитно содержит все, что необходимо знать для ее решения. В идеальной головоломке, каковыми являются практически все классические головоломки, парадоксальным образом сочетаются казалось бы несовместимые качества: вызывающая простота конструкции, демонстрирующая очевидность невозможности решения, предельная простота и элегантность решения, сочетающаяся с его крайней неочевидностью. И чем более выражено противоречие сложности в простоте, тем более интересной является головоломка. Человек, решающий головоломку, должен совершить по сути невозможную вещь - весь жизненный опыт, стереотипы и привычные алгоритмы мышления однозначно говорят, что решения не существует и существовать не может. На первом этапе решения головоломка является объектом исследования. Решатель должен выработать некую систему анализа, разработать стратегию, позволяющую видеть не поверхностное отношение деталей, но вскрывать не очевидные закономерности. И каждая новая головоломка требует своего индивидуального подхода, своей методики, которая лишь частично может быть заимствована из опыта, вынесенного из решения других головоломок. По сути дела занятия головоломками воспитывают в человеке самостоятельного исследователя.Важно отметить, что решатель головоломок учится не какой-то отдельно взятой исследовательской методике, но постигает методологию исследования - в неформальном виде он овладевает практической способностью самостоятельно разрабатывать новые формы исследовательских техник и алгоритмов, применимых к различным типам не похожих друг на друга систем. Здесь же уместно вспомнить и про категорию «научного удивления», которая является движущей силой научного познания. Очевидный парадокс головоломки, задача которой требует очевидно «невозможного», является мощнейшим мотивом, побуждающим к исследованию, которое продолжается до тех пор, пока противоречие не будет снято.

2. Пространственное мышление и воображение

Существуют различные типы головоломок, и сказать, что все головоломки без исключения учат пространственному мышлению было бы преувеличением. Однако для решения подавляющего большинства головоломок решателю приходится мыслить пространством, постигать его свойства и закономерности. В особенности пространственное мышление развивается при решении типа головоломок, которые в след за известным математиком Мартином Гарднером называют топологическими. Загадки, спрятанные в этих головоломках, как правило представляют из себя не очевидные свойства пространства, с которыми решатель знакомится в процессе игры. Но и при решении других типов головоломок происходит интуитивное познание законов геометрии. Развивается способность в уме прорабатывать потенциальные возможности, представляя, например, решение задачи с конца или мысленно изменяя ее параметры, чтобы лучше понять свойства препятствий, не позволяющих достичь решения. Способность поводить такого рода мысленные эксперименты сама по себе является очень ценной, но вдобавок она способствует развитию пространственного воображения.

3. Абстрактно-логическое и теоретическое мышление

Этот тип мышления в наибольшей степени развивают так называемые комбинаторные или перестановочные головоломки, примерами которых являются знаменитые Пятнашки и Кубик Рубика. В головоломках такого типа каждый отдельно взятый ход тривиален и не представляет никакой проблемы. Сложность же заключается в том, чтобы выработать правильную последовательность ходов, которая будет отличаться в зависимости от частного случая состояния головоломки. Таким образом перед решателем встает проблема анализа системы с целью поиска некоторого стратегического подхода, а затем выработка ряда тактических приемов, позволяющих осуществить данную стратегию. Данная задача решается путем логических операций, приводящих к выработке некоторой теории, которая оказывается подтверждена или опровергнута в ходе решения головоломки. Психологи даже выделяют способность решения такого типа задач в отдельную категорию мышления - комбинаторное мышление .

4. Дивергентное и креативное мышление

Расхожим стереотипом является восприятие головоломок в качестве логических или математических задач, в действительности значительную часть головоломок можно отнести к психологическим задачам. К таким задачам относятся головоломки, которые провоцируют решателя на стереотипные действия, тем самым отвлекая от пути, приводящего к решению. Для решения хорошей головоломки недостаточно просто внимательно проанализировать ее устройство и сделать из этого очевидный вывод - каждая головоломка требует своего нестандартного подхода, она не решается путем отработанных алгоритмов. Для решения потребуется выйти за рамки шаблонов и стереотипов, опробовать множество подходов, посмотреть на задачу с разных углов зрения. В конечном итоге решение достигается через личное открытие, через инсайт, то есть через творческое озарение, приводящее к продуцированию новых идей.Современная средняя школа, унаследовавшая традицию советского образца, еще в более сугубой форме направлена на развитие стереотипного алгоритмического мышления, дрессировки навыков запоминания и воспроизведения информации. В то время как в наш век стремительных перемен и технических революций жизнь ставит перед нами новые задачи, требующие иных нестандартных подходов к их решению. Существует не малое количество методик развития креативности и технических приемов, направленных на стимулирование изобретательских способностей. Эффективность многих из них не бесспорна. Но в прямой тренировке дивергентного мышления и достижения состояния инсайта с головоломками может сравниться, пожалуй, только решение не типовых математических задач, что уже давно педагогами взято на вооружение.

5. Инновационное мышление

Как пишет исследователь психологии инноваций С.Р. Яголковский : «в общем случае инновационность субъекта может быть рассмотрена как его способность на когнитивном, и если это необходимо, на поведенческом уровне обеспечить появление, восприятие, а также возможную доработку и реализацию новых оригинальных идей». Выделяется ряд личностных качеств, оказывающих положительное влияние на инновационность субъекта. Среди них особое место занимают: креативность - способность продуцировать новые оригинальные идеи, высокие исследовательские способности, целеустремленность, осведомленность, склонность к риску, независимость суждений. Из предыдущих пунктов данного раздела видно, что комплекс способностей, навыков и компетенций, приобретаемых при занятии головоломками по многим параметрам идентичен свойствам личности, обладающей полноценным инновационным мышлением. При этом очень важно для становления инновационного мышления, чтобы комплекс необходимых способностей развивался гармонично. Так например Поддьяков А.Н. отмечает случаи обратной корреляции между развитием креативности и исследовательского поведения. Например, гипертрофированное развитие креативности может подавлять развитие исследовательских способностей - внутренний мир субъекта становится на столько богатым, что это приводит к «отрыву от реальности». Существуют и обратные случаи, когда исследовательское поведение не оставляет место креативности. В данном контексте хочется особенно отметить, что занятия головоломками позволяют гармонично развивать пару наиболее необходимых элементов инновационного мышления: исследовательское поведение - креативность, когда они дополняют, а не подавляют друг друга.

6. Формирование «позитивного» мировоззрения

Отдельным пунктом хочется отметить важность головоломок для формирования здорового оптимистического мировоззрения. Как было сказано выше, решение головоломки на первых этапах представляется абсолютно невозможным. Фактически оно расценивается субъектом как выход из безвыходной ситуации. Для человека, решающего головоломки регулярно, преодоление безысходности становится делом повседневного опыта, что меняет или формирует его мировоззрение на бессознательном уровне. Такой человек внутренне «убежден», какой бы безвыходной не казалась жизненная ситуация - решение обязательно существует и, возможно, оно очень просто и красиво. При этом надо особенно отметить, что данная «убежденность» является не абстрактным умозаключением или продуктом внушения, стереотип того, что выход можно найти из очевидно безвыходной ситуации, является результатом жизненного опыта субъекта, который многократно на практике убеждался в его справедливости. И надо сказать, что пользу, которую получает личность, формируя такое мировоззрение, трудно переоценить.

7. «Побочные продукты»

Безусловно приведенный нами выше список личностных качеств, которые развиваются в процессе занятия головоломками, не является исчерпывающим. Так мы, например, ничего не сказали о мелкой моторике, о которой модно ныне говорить в связи с развитием мыслительных способностей, которая безусловно присутствует при решении головоломок. Следует также обозначить развитие целеустремленности и установки на достижение результата. Очень интересным является опыт шведских педагогов по коррекции детского девиантного поведения при помощи головоломок. Авторы метода не требуют решения, а напротив намеренно раскрывают секрет относительно сложной головоломки «подковы» своему подопечному и отдают эту головоломку ему в подарок. Таким образом он становится носителем «тайного» знания, не доступного окружающим. Ребенок оказывается в непривычной для себя ситуации - он может то, чего не могут другие. Через это повышается самооценка ребенка, и он переосмысливает свое место в обществе.

Принципиальные особенности методического подхода

Для занятия головоломками с детьми вопрос специального инвентаря имеет первостепенное значение, но мы рассмотрим его в следующем разделе, приводя конкретные методические приемы. В первую очередь следует отметить, что при занятиях головоломками мы задачей своей практики ставили обучение детей самостоятельному мышлению и в согласии с этой целью организовывали учебный процесс. Но это вовсе не значит, что подопечных следует отпускать в «свободное плавание», следует придерживаться определенных правил:

1. Особенно важно чтобы субъект решил первую головоломку.

Если первый опыт будет отрицательным, человек может получить психологическую травму, сделать преждевременный вывод о своей некомпетентности и навсегда утратить интерес к головоломкам. Для того, чтобы этого не произошло, начинать следует с самых простых головоломок и внимательно, но не навязчиво, следить за ходом решения, быть готовым прийти на помощь. Однако помогать надо аккуратно, если вы расскажите ход решения - результат будет отрицательным. При занятиях с детьми очень часто наблюдаются ситуации, когда первая головоломка дается решателю чрезвычайно сложно, несмотря на то, что сама головоломка проста. Решение же последующих головоломок происходит быстрее и проще, хотя уровень сложности может возрастать.

2. Не раскрывать секретов.

Одна из важных задач организации учебного процесса - обеспечить, чтобы решатели не подглядывали и не рассказывали решения головоломок. При работе с детьми это бывает особенно сложно, однако если поощрять поведение детей, хранящих свои секреты, и порицать раскрывающих - добиться нужной атмосферы вполне возможно. Присутствие родителей в некоторых случаях может стать дополнительной проблемой - родители страдающие гиперопекой стремятся выполнить задачу за ребенка, но это можно несложно предотвратить, озадачив их другой головоломкой.

3. Лучшая подсказка - это вопрос.

Для наших целей раскрытие решения головоломки - плохо практически всегда, но это не значит, что нельзя помочь, дав подсказку. Однако при подсказке очень важно направить мысль решателя в нужном направлении, но не раскрыть секрета головоломки, что само по себе является задачей нетривиальной. Каждая такая подсказка для отдельно взятой головоломки является важным методическим приемом. Важно отметить, что при использовании подсказок у решателя в итоге должно быть ощущение, что головоломка была решена именно им.

4. Головоломок должно быть мало.

Даже если у вас в распоряжении имеется много головоломок, лучше создать искусственный дефицит. Большое количество головоломок, во-первых, производит подавляющее впечатление на решателя, во-вторых, рассеивает внимание - решатели, не доделав одного, могут хвататься за другое и в результат не сделать ничего. Дефицит же наоборот стимулирует интерес - «повезло же тому, кому досталась головоломка!»

5. Очень важно не выносить низких суждений по поводу способностей решателей.

Таким образом человека можно ранить или запрограммировать на неудачу. Многие взрослые люди уже живут с запрограммированным стереотипом, что головоломки им недоступны, они попросту бояться взять их в руки. В своей практике мы неоднократно разрушали такие стереотипы, убеждая попробовать решить простую головоломку, а затем добирались и до сложных.

6. В первую очередь необходим личный интерес педагога к механическим головоломкам.

Педагогу следует самостоятельно прорешать максимальное количество головоломок, по меньшей мере головоломки самого легкого уровня, перед тем, как заниматься с другими людьми. Только так вы сможете понять весь спектр чувств, возникающий у решателей головоломок. Сложные головоломки можно решать вместе с учащимися. Нет ничего страшного, если вы признаетесь в том, что не знаете решение каких-то головоломок. Необходимый инвентарь и методические приемыБольшинство головоломок, приводимых в этом разделе, являются авторскими разработками. В своей практике мы столкнулись с тем, что большинство механических головоломок, представленных на рынке, слишком сложны для детей, поэтому мы были вынуждены заняться разработками и систематическими поисками простых головоломок. Как выяснилось позднее, для взрослых людей в подавляющем большинстве случаев решение этих головоломок также является нетривиальным, и мы рекомендуем вне зависимости от возраста начинать именно с них.

Далее мы приведем примеры головоломок в порядке возрастания их сложности.

К каждой головоломке мы приведем примеры подсказок.

«Рогатка» - многозадачная головоломка

Данная головоломка является самой простой, но в то же время самой востребованной. Задачей в данной головоломке является снять кольцо, находящееся посередине. Впрочем если решатель спрашивает, какое кольцо нужно снять, можно задать ему встречный вопрос, а какое кольцо можно снять? Ожидается, что решатель, проанализировав конструкцию, поймет, что одно кольцо одето, второе приклеено, а как известно, приклеенное не отвязывается.

На этой фотографии изображен первый уровень. Для взрослых он, как правило, является тривиальным, а вот для дошкольников производит впечатление невозможности решения. Подсказка: веревка не может пройти сквозь кольцо, поэтому надо чтобы в отверстие кольца прошел один из концов веревки. Кольцо, вроде, меньше, чем сучек, однако оно со всех сторон одинаковое, и если сразу не прошло, то вертеть его бесполезно. А вот сучек можно попробовать запихнуть в кольцо другой стороной. Когда первый уровень преодолен, предлагается второй уровень. Теперь кольцо, которое надо снять, оказывается в петле и до сучка дойти не может.

Если с ним возникают проблемы, можно показать, что в данном случае кольцо, приклеенное к веревке одето также, как раньше было одето кольцо, которое надо было снять. Таким образом сначала надо осуществить то же действие, что и в прошлый раз, но с приклеенным кольцом. Таким образом мы сводим задачу к первому уровню.

Третий уровень может поставить в тупик даже взрослого человека. Здесь главное не попасться на стереотип, выработанный в первых двух случаях. «Кольцо на палке»Задачей как и в прошлой головоломке является снять кольцо, которое лишь одето, а не приклеено, в данном случае оно меньше диаметром, чем приклееное. В этой задаче основной проблемой решающего, как правило, оказывается то, что, пропихнув кольцо через щель в палочке, он не видит, что можно палочку просунуть в кольцо.

Подсказка: когда маленькое кольцо оказывается висящим на веревке рядом с большим полезно вернуть решателя к первому уровню головоломки «Рогатка» и попросить его сравнить эти головоломки. В итоге решатель должен понять, что способ решения «Рогатки» подходит и для этой головоломки.

«Скоба»

В этой головоломке задачей является снять кольцо, находящееся посередине. В данном случае оно желтое.

Подсказка: здесь снова уместно обратиться к головоломке «Рогатка» и подсказать, что это по сути очень похожие вещи, а скоба выполняет функцию сучка. Можно также подсказать, если требуется дополнительная подсказка, что как и с рогаткой, скоба продевается в кольцо не вся сразу, а по частям, сначала один край, потом другой. «Цепочка»

В этой статье мы рассмотрим самые интересные головоломки, предназначенные для детей и при этом подвластные не каждому взрослому. Они успели поставить в ступор не одного интернет-пользователя и обрели огромную популярность в Интернете, как и шуточные тесты с ответами , - а как быстро с ними справитесь вы? Правильные ответы ждут вас в конце статьи!

Куда едет автобус?

Если говорить про самые популярные детские задачи в Интернете, то это одна из них. Перед вами изображение автобуса. В какую же сторону он направляется?

Сколько здесь точек?

Еще задачи на внимательность для самых зорких пользователей: сколько черных точек на пересечениях линий вы видите?

Какой кружок больше?

А теперь будем разгадывать интересные графические головоломки. Сможете ответить, какой из желтых кругов, изображенных на рисунке, больше в размерах?

Двигаем спички

Следующие детские головоломки тоже часто дают решать первоклашкам: в них требуется двигать спички определенным образом, чтобы получить заданную фигуру.

Найдите панду!

Интернет взорвали и следующие графические головоломки художников, которые в сложные картинки поместили изображение панды и предлагали другим пользователям найти ее. Они спрятали панду в толпу штурмовиков из «Звездных войн», в сборище металлистов, и даже пытались скрыть ее среди несметного количества массажных столов. Проверьте свою внимательность!

Японский IQ-тест

А вот какой тест на определение IQ придумали японцы. На берегу стоит мужчина с двумя сыновьями, мать с двумя дочерьми и полицейский с преступником. Перед ними плот, на котором им нужно перебраться на другой берег. Попробуйте подумать, как их можно туда перевезти, учитывая такие интересные условия:

  • На плоту могут поместиться одновременно только двое, а совсем без людей он плыть не может.
  • Дети могут передвигаться на плоту только со взрослыми. Но сыновья не могут одни оставаться с матерью девочек, а дочки - с отцом мальчиков.
  • А преступник не может оставаться наедине с остальными без присмотра полицейского.

Нашли ответ? Если нет, то прохождение этого любопытного теста смотрите в видео:

Правильные ответы

У этой головоломки могут быть два правильных ответа. Первый - автобус едет влево, поскольку на другой стороне, невидимой для зрителя, расположены двери, через которые пассажиры попадают внутрь. Этот ответ справедлив для наших дорог с правосторонним движением. Но для стран, где дорожное движение левостороннее, правильным ответом будет - вправо.

На картинке изображены парковочные места, и автомобиль занимает одно из них. Если вы перевернете рисунок, то поймете, что изначально видели числа вверх ногами. Поэтому число под машиной - 87. Сколько бы вы ни пытались вычислить здесь какой-нибудь хитроумный полином, такие интересные головоломки рассчитаны не на алгебраическую логику, а скорее на смекалку.

Недостающее значение = 2. Чтобы разгадывать подобные детские головоломки, нужно ставить себя на место детишек. Разве умеют малыши решать сложные уравнения, считать арифметические прогрессии? Зато они замечают, что значения в столбиках зависят от количества кружочков в каждом наборе цифр. Возьмем, например, ряд 6855: в цифре 6 есть один кружок, а в цифре 8 целых два, поэтому на выходе получаем значение 1+2 =3, то есть 6855=3. А в ряду 2581 двумя кружками обладает только цифра 8, поэтому решение - 2.

Всего на рисунке изображено 12 точек. Но наш мозг устроен таким образом, что не позволяет увидеть их все одновременно, поэтому за один раз мы можем заметить лишь три-четыре черные точки.

Кружки абсолютно одинаковые! Такие простые головоломки построены на зрительной иллюзии. Синие кружки в левой части рисунка большие и находятся на некотором расстоянии от желтого. Круги же в правой части маленькие и стоят плотно к желтому кружку, поэтому нам и кажется, что он больше, чем первый.

А вот как решаются интересные детские головоломки со спичками:


Разоблачаем панду:

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...