Самый известный герой рязанова 100 к 1. Топ самых известных фильмов эльдара рязанова

Несмотря на возраст, многие фильмы Эльдара Александровича остаются если не актуальными, то по-прежнему любимыми за их теплоту, душевность и внутреннее озорство

Подборки фильмов

Кадр из фильма "Зигзаг удачи"

У Эльдара Рязанова с новогодними чудесами сложились особенные отношения, и мы еще не раз упомянем об этом празднике в контексте его фильмов, но начнем с комедии 1968 года «Зигзаг удачи». Главный герой картины, фотограф Орешников в исполнении стремительно набирающего популярность Евгения Леонова , в предпраздничные дни выигрывает большие деньги в лотерею. Беда заключается в том, что деньги на счастливый билет он взял из общих денег, накопленных всеми работниками фотоателье. В наши дни из подобной завязки можно было бы сделать авантюрную приключенческую комедию, но Рязанов пошел по более романтичному пути - в сюжете его больше интересовало не внешнее богатство героев, а их внутреннее состояние.

Ключевая фраза: «Давно известно: деньги портят человека. Но отсутствие денег портит его ещё больше».

Камео Рязанова: нет.

Кадр из фильма "Небеса обетованные"


Особый пиетет Рязанов питал и к Италии, сразу несколько его фильмов так или иначе связаны с этой южной европейской страной. Например, «Небеса обетованные» в какой-то мере являются парафразом картины «Чудо в Милане » режиссера Витторио де Сика . Последний являлся этакой притчей-фантазией о вознесении, поэтому решение жюри одного из международных фестивалей вручить Рязанову приз за лучший фантастический фильм вызвало у режиссера саркастический смех - для него-то «Небеса обетованные» были едва ли не документальным фильмом о новой России, в жестокой переходной экономике которой не нашлось места слишком многим. Лента должна была стать очередной работой Георгия Буркова , которому была уготована роль президента, но незадолго до начала съемок актер сначала попал в больницу, а затем скончался.

Ключевая фраза: «Широка страна моя родная, Много в ней лесов, полей и рек, Я другой такой страны не знаю… Не знаю другой… страны… нигде не была! Никогда!»

Камео Рязанова: Человек в кафе.

Кадр из фильма "Дорогая Елена Сергеевна"


Перестроечные и новые российские годы вообще дались Эльдару Александровичу тяжело, из режиссера он был вынужден переквалифицироваться и в продюсера, и в администратора, и в менеджера, что никак не могло не сказаться отрицательно на творческих порывах. Однако есть в перестройке страны и плюс, она заставила и самого Рязанова перестроиться - снять драму о молодежи. Задумка экранизировать пьесу Людмилы Разумовской возникла у Рязанова еще в начале 80-х, но тогдашнее руководство «Мосфильма» не позволило снимать столь резкую по отношению к школьникам картину. Зато с приходом к власти Горбачева цензура пала, и Рязанов выдал одну из самых ярких, но незаслуженно обходимую вниманием работу с блистательной Мариной Нееловой в главной роли. Валерии Гай Германике , Ивану Твердовскому и Андрею Зайцеву только сейчас удалось подойти к такой же глубине понимания внутреннего мира подростков.

Ключевая фраза: «Вы не женщина, вы тетрадь в клеточку!»

Камео Рязанова: Сосед.

Кадр из фильма "О бедном гусаре замолвите слово"


Свой отпечаток цензура оставила и на трагикомедии «О бедном гусаре замолвите слово». Во-первых, ленту отказался снимать «Мосфильм», и Рязанову пришлось работать с телевизионщиками. Во-вторых, строгая сценарная комиссия внесла в скрипт Григория Горина и Эльдара Рязанова множество правок, вылившихся в сюжетные дыры, заполнять которые не было уже ни времени, ни средств. Наконец, готовый фильм руководство Госкино тоже «покромсало», лишив ленту трагического глубокого финала. Впрочем, даже в этих условиях Рязанов остался на высоте - блистательные актерские работы Валентина Гафта и Станислава Садальского , глубокий смысл и выпуклые персонажи, фирменная сатира и вплетение исторических фактов и персоналий в канву рассказа - все это заставляет зрителей бежать к экранам при первых звуках въезжающего в город гусарского полка.

Ключевая фраза: «Ну, вы мой полк не марайте. Мои орлы газет не читают, книг в глаза не видели — никаких идей не имеют!»

Камео Рязанова: Кондитер.

Кадр из фильма "Старики-разбойники"


В наше стремительное время под напором энергичной молодежи за свое рабочее место непросто удержаться не только пенсионеру, но и тому, кому едва перевалило за сорок. Во времена советские опасность потерять работу была не так велика, но вот страх оказаться выброшенным за пределы уютного мира своих привычек, навыков и знакомств был таким же сильным, как сейчас. В 1971 году Эльдар Рязанов совместно со своим другом Эмилем Брагинским написал сценарий фильма «Старики-разбойники», поднимающего тему следователя, отправленного на пенсию, а выпустив фильм, режиссер заслужил всенародную любовь старшего поколения. Великолепный дуэт Юрия Никулина и Евгения Евстигнеева и в одиночку справился бы с любыми задачами, но блестящий второй план актеров делает картину и вовсе незабываемой.

Ключевая фраза: «Вообще-то это неправильно, что пенсию дают в старости. По-настоящему её надо давать от 18 до 35 лет. Лучший возраст. В эти годы и работать-то грех, надо заниматься только личной жизнью. А потом уж можно и на службу ходить. Всё равно от жизни никакого толку».

Камео Рязанова: Прохожий у окон тюрьмы.

Кадр из фильма "Жестокий романс"


Ленты Рязанова редко вызывали споры в среде критиков или между зрителями, но «Жестокий романс», вольная интерпретация пьесы Островского «Бесприданница», по-настоящему всколыхнул общественность и породил полновесные культурологические войны. С одной стороны, картина получила несколько наград, а читатели главного киножурнала страны «Советский экран» назвали «Романс» фильмом года, с другой - критики, особенно театральные, в гневе топтали афиши и рвали на себе волосы от злости на Рязанова, существенно сместившего акценты, расставленные Островским, и фактически изменившего толкование сюжета. Все гневные выпады «акул пера», впрочем, моментально растворяются в воздухе с первыми цыганскими аккордами картины, а работы Алисы Фрейндлих , Никиты Михалкова и Андрея Мягкова вошли в учебники актерского мастерства - кино получилось душевным.

Ключевая фраза: «Я искала любви и не нашла… На меня смотрели и смотрят как на забаву. Значит, буду искать золота».

Камео Рязанова: нет.

Кадр из фильма "Забытая мелодия для флейты"


Сложно представить себе, но пьеса «Аморальная история», легшая в основу сценария фильма «Забытая мелодия для флейты», была написана Рязановым и Брагинским еще в 1976 году. Конечно, тогда о ее постановке не могло быть и речи, а вот с провозглашением Эпохи Гласности воплощение на экране сатирической истории о противоречии чиновничества и простого народа стало для Рязанова делом чести. Увы, но работа над картиной серьезно подорвала здоровье режиссера, на съемках Эльдар Александрович перенес инсульт и совмещал труд с отдыхом в стационаре. Наверняка Рязанов своей картиной хотел изменить страну, сделать ее чище, более открытой и искренней, но суровый ход времени растоптал эти мечты - чиновничества стало еще больше, разрыв между руководством и народом только усилился, а нынешняя бедность и рядом не стоит со скудностью быта советского человека.

Ключевая фраза: «Нас в колхоз нельзя — мы делать ничего не умеем. Мы им окончательно всё развалим. Они и так на ладан дышат. Жалко колхозы».

Камео Рязанова: Астроном.

Кадр из фильма "Гусарская баллада"


Сегодняшнее пафосное празднование юбилеев многих заставляет задуматься о том, насколько глубоко и серьезно мы погружены в дела минувших дней и как плохо представляем себе свое будущее. В советские годы к годовщинам относились проще (за исключением, пожалуй, празднования дня 7 ноября), а юбилей вполне могли отметить легкой комедией. Музыкальный фильм Эльдара Рязанова «Гусарская баллада», например, вышел к 150-летию Бородинского сражения, причем премьера его прошла в день битвы, 7 сентября, но сравнить его с нынешними «Василисой », «Батальоном » или «Битвой за Севастополь » не поднимется рука - это совершенно иной подход к истории. «Баллада» - игривое обращение к самым светлым чувствам, изящное стимулирование патриотических настроений и вера в большую любовь, то, чего часто не хватает современным лентам о боевых заслугах нашей Родины.

Ключевая фраза: «Корнет, вы женщина?»

Камео Рязанова: нет.

Кадр из фильма "Гараж"


Сегодня предложить посмотреть фильм «Гараж» четырнадцатилетнему школьнику равносильно демонстрации ему ленты о жизни тропического племени, причем на оригинальном языке и без субтитров - ничегошеньки не понятно! И это правда: ну кто сейчас с радостью вспоминает о дефиците мяса на рынке, о командировках научных сотрудников в колхозы, о коммунистических субботниках и профсоюзных сборах - время изменилось кардинально. Но для тех, кто в своей жизни успел постоять в очередях за синюшними курами, кто застал талоны на мыло или открытки с номером очереди на чешский гарнитур, «Гараж» остается настоящей ностальгической энциклопедией советской жизни, каталогом того, от чего мы с радостью избавились, но с нежностью вспоминаем.

Ключевая фраза: «Да вы что? Как же можно меня выгонять? Я за машину родину продал!»

Камео Рязанова: Начальник отдела насекомых.

Кадр из фильма "Вокзал для двоих"


Пользуясь бешеной популярностью на родине, Рязанов редко имел удовольствие представлять свои картины зарубежным зрителям, особенно из стран так называемого капиталистического мира. И все же его творчество в Европе не осталось незамеченным - мелодраму «Вокзал для двоих» в свою конкурсную программу отобрал престижнейший Каннский кинофестиваль. Никаких призов во Франции наша лента не получила, но внутри Союза ей это и не было нужно, лента к тому стала лучшим фильмом по мнению читателей «Советского экрана», а Людмила Гурченко этим же журналом была признана лучшей актрисой. И все произошедшее абсолютно обоснованно. Действительно, лента не очень понятна за рубежом, слишком много в ней «советских нюансов», которые делают ее ни с чем не сравнимым зрелищем для наших соотечественников, ну а к талантливому исполнению своей роли любимой рязановской актрисой Людмилой Гурченко и вовсе не подкопаешься - вот уж действительно символ советской женщины, одинокой, любящей, работящей.

Ключевая фраза: «Я те чё велел делать-то, козёл? Я те велел дыни стеречь! А ты чё натворил?»

Камео Рязанова: Заместитель начальника станции.

Кадр из фильма "Карнавальная ночь"


Если уж говорить о Людмиле Гурченко, то никак нельзя оставить без внимания ее блистательный комедийный дебют, совпавший с полновесным дебютом самого Эльдара Рязанова, - музыкальную «Карнавальную ночь». Картина о столкновении двух поколений, желающих по-своему отметить общий праздник, имеет десятки аналогов, от старинной «Республики Шкид » до недавнего «Горько », но даже в ряду десятка коллег «Ночь» возвышается прекрасной башней. Редкий режиссер может похвастать тем, что его первый фильм становится лидером проката, но Рязанов с легкостью одолел этот рубеж. Нечасто в картинах дебютантов соглашаются играть заслуженные мэтры, но в «Карнавальную ночь» с удовольствием пришли и Сергей Филиппов , и Игорь Ильинский . Наконец, вспомните великолепную песню «Пять минут» из фильма - она до сих пор мотивирует и поднимает настроение. И это спустя 60 лет после выхода картины на экраны!

Ключевая фраза: «Докладчик сделает доклад, коротенько так, минут на сорок, больше, я думаю, не надо».

Камео Рязанова: нет.

Кадр из фильма "Служебный роман"


Не секрет, что многие сценарии рязановских фильмов выросли из его же пьес, написанных в соавторстве с Эмилем Брагинским. Естественно, пьесы часто попадали на театральные подмостки, прежде чем стать достоянием Госфильмофонда, и среди постановок попадались весьма талантливые. Но не в случае с «Сослуживцами», предтечей «Служебного романа». Пьеса обошла множество театров, но ни одно из режиссерских решений не удовлетворило Рязанова, и тогда постановщик решил сам перенести свою историю на большой экран, благо актеры были готовы идти за Эльдаром Александровичем в огонь и в воду. Лирическая комедия стала одной из любимейших картин советских женщин, талантливо сыгранная Фрейндлих и Мягковым пара, чья энергетика во многом построена на импровизациях актеров, превратилась в эталон романтических героев позднесоветского периода. А уж как разлетелись по миру фразы из фильма…

Ключевая фраза: «Мы называем её “наша мымра”. Конечно, за глаза».

Камео Рязанова: Пассажир автобуса.

Кадр из фильма "Берегись автомобиля"


За сценарий лирической комедии «Берегись автомобиля» Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский (это их первая совместная работа) сели еще в 1963 году, но продвинуть через литующие органы историю о современном Робин Гуде, угоняющем машину у жуликов и передающем деньги за них в детские дома, оказалось делом непростым. Только после того, как переделанный в повесть сценарий был опубликован в журнале и получил положительные отзывы руководителей страны, фильму был дан зеленый (на самом деле черно-белый) свет. Рязанов стоял перед сложнейшим выбором, кому отдать роль Деточкина - на нее пробовались Юрий Никулин Ватерлоо » Сергея Бондарчука . Продюсер европейского партнера Дино Де Лаурентис был недоволен сценарием, но когда Рязанов добавил в скрипт несколько экшен-сцен с самолетом и погонями и ввел в сюжет живого льва, стороны пришли к согласию и совместная работа стартовала. Лента пестрит знаменитостями, съемки прошли в самых узнаваемых местах Ленинграда, многие трюки исполняли сами актеры - от такого фильма дух захватывает до сих пор. «Итальянцы» стали одной из самых кассовых комедий, снятых СССР совместно с кинокомпаниями других стран.

Ключевая фраза: «Да при чём здесь я, вы посмотрите, что у вас на дорогах творится!»

Камео Рязанова: Доктор на крыле самолета.

Кадр из фильма "Ирония судьбы, или С легким паром!"


Вот уж без какого фильма Рязанова свою жизнь совершенно невозможно представить, так это без «Иронии судьбы». Песня «Я спросил у ясеня», мокрый от слез Ипполит и 3-я улица Строителей стали таким же неотъемлемым атрибутом новогоднего праздничного стола, как мандарины, шампанское и бенгальские огни. Сколько бы каждый год в Интернет ни выплескивалось негатива о том, каким инфантилом на самом деле является Лукашин и насколько легкомысленно себя ведет Надя, пара героев Андрея Мягкова и Барбары Брыльски все равно остается любимой миллионами зрителей. Из года в год телеканалы бьются за право транслировать этот фильм Рязанова в тот самый час, когда куранты пробьют двенадцать раз, чтобы еще раз продемонстрировать чудо неожиданной влюбленности, блеск искренности и благородство авантюризма. Первенство в своем хит-параде мы, без сомнения, отдаем этому гимну здоровой самоиронии и готовности к новогодним приключениям.

Ключевая фраза: «Какая гадость, какая гадость эта ваша заливная рыба…»

Камео Рязанова: Пассажир самолета.


18 ноября известному режиссеру Эльдару Рязанову исполнился бы 91 год. Сотни миллионов людей любят его за фильмы «Берегись автомобиля», «Невероятные приключения итальянцев», «Забытая мелодия для флейты», а показ «Иронии судьбы» накануне новогодней ночи стал традицией на много лет. Накануне дня рождения режиссера телеканал «Интер» покажет 4 фильма, снятые Рязановым.

17 ноября в 8.45 смотрите «Гусарскую балладу», в 10.45 — фильм «Девушка баз адреса», в 12.30 — «Дайте жалобную книгу», а 14.10 — «Берегись автомобиля».

Мы собрали самые яркие цитаты Эльдара Рязанова и героев его фильмов.

Правила жизни Эльдара Рязанова

— Где есть юмор — там есть и правда.
— Неважных периодов в жизни не бывает.
— Те, кто постоянно ругает наше поколение, кажется, забыли, кто его вырастил.
— Дети не могут быть разменной картой политиков.
— Когда робкие люди выходят из себя, их следует остерегаться.
— Чтобы узнали все, достаточно рассказать кому-нибудь одному.
— Люди делятся на тех, кто доживает до пенсии, и на остальных.
— Есть вещи, которые не должны приносить денежную прибыль. Потому что они приносят другую прибыль — не материальную, а духовную. Ее никакими деньгами измерить нельзя.
— Я с отчаянием смотрю на то, как из нашего кино уходят такие понятия, как художественный образ, идея, сочувствие, милосердие, одухотворенность. А испарившись из кино, они уходят и из сознания людей.
— Что меня трогало в пятидесятые, шестидесятые, семидесятые и восьмидесятые — это же трогало и огромное количество людей, большинство. Сегодня таких, как я, все меньше и меньше. Феллини в восьмидесятых говорил: «Мой зритель уже умер». Это ужасная правда.

Правила жизни героев Рязанова

— Я и сам шутить не люблю, и людям не дам
— Бабу-Ягу со стороны брать не будем — воспитаем в своём коллективе
— Товарищи! Есть установка весело встретить новый год! Мы должны провести наш новогодний вечер так, чтобы никто бы ничего бы не мог сказать
— Если человек морально разложился, об этом надо прямо сказать, а не смеяться, понимаете ли.
(«Карнавальная ночь»)

— Какая гадость эта ваша заливная рыба!
— На правду нельзя обижаться, даже если она горькая.
(«Ирония судьбы»)

— Стойте! Не поднимайте руки! Вы их всю жизнь потом не отмоете!
— Если женщина с такими внешними данными борется за правду, она наверняка не замужем.
(«Гараж»)

— Сто грамм не стопкран: дернешь — не остановишься!
(«Вокзал для двоих»)
— Грудь вперёд!
— Грудь? Вы мне льстите, Вера.
— Вам все льстят!

Тихо вокруг, только не спит барсук.
Уши свои он повесил на сук и тихо танцует вокруг.

— А как же цирк?
— Цирка мне вполне хватает в жизни.

— Мало того, что вы враль, трус и нахал, — вы ещё и драчун!
— Да, я крепкий орешек!
Служебный роман»)

— Жениться надо на сироте.
— Тебя посодют, а ты не воруй!
— Человек как никто из живых существ любит себе создавать дополнительные трудности
— Слушай, я здорово набрался. Я должен положить себя в горизонтальное положение
(«Берегись автомобиля»)

кинорежиссер, сценарист и писатель, народный артист СССР Эльдар Рязанов .

В детстве Рязанов хотел стать моряком - путешествовать по далеким экзотическим странам, а потом описывать свои приключения в книгах. Он даже подал документы в Одесское мореходное училище, но ответа не дождался (шла война). Тогда юноша поступил во ВГИК, закончил его с отличием и начал работать в кинематографе. А мечты о литературе со временем сбылись: артист издал несколько книг - повестей, размышлений, мемуаров, сборников стихов.

Но славу и любовь зрителей Эльдару Рязанову принесли его картины.

«Берегись автомобиля» (1966)

Комедия стала первой совместной работой Эльдара Рязанова и драматурга Эмиля Брагинского . В основу сценария лег народный миф о «советском Робин Гуде», который угонял машины у «живущих на нетрудовые расходы», продавал их, а все вырученные средства отдавал в детские дома. Как рассказывал сам режиссер, они с Брагинским очень хотели познакомиться с этим героем, пытались его найти, обращались с запросами в милицию. Но, как выяснилось, реального Деточкина просто не существовало.

В 2012 году в Самаре, на родине Рязанова, открыли памятник Юрию Деточкину - непримиримому борцу за справедливость.

Фото: Кадр из фильма «Берегись автомобиля»

«Старики-разбойники» (1971)

Этот советский киношедевр тоже создали Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский. В центре сюжета парочка немолодых, но очень деятельных стариков: следователь Мячиков (Юрий Никулин ), которого хотят отправить на пенсию (за 2 месяца он не раскрыл ни одного дела), и его друг - инженер Воробьев (Евгений Евстигнеев ). Авантюристы решают устроить преступление века, а потом самим же его и раскрыть, чтобы Мячикова оставили на работе.

Фото: Кадр из фильма «Старики-разбойники»

«Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975)

Впервые двухсерийный художественный фильм показали 1 января 1976 года, а со временем сложилась добрая традиция транслировать комедию именно в новогодние дни.

Пьесу о «пьяных приключениях» Жени Лукашина Брагинский и Рязанов написали еще в 1969 году - к тому моменту, как ее экранизировали, спектакль уже шел в нескольких театрах. Но оглушительный успех авторам принес именно фильм - за него режиссер, сценарист, композитор Микаэл Таривердиев и исполнители главных ролей - Андрей Мягков и Барбара Брыльска - были награждены Государственной премией СССР.

Фото: Кадр из фильма «Ирония судьбы или С легким паром!»

«Служебный роман» (1977)

Комедия была снята в 1977 году, а в 1978-м стала лидером советского кинопроката, ее посмотрели свыше 58 млн зрителей.

Сначала появилась пьеса о взаимоотношениях 40-летнего застенчивого Новосельцева и «мымры» Калугиной, его строгой начальницы - «Сослуживцы». Одноименный спектакль шел в театрах с таким успехом, что авторы (Рязанов и Брагинский) решили снять кино - так и появился «Служебный роман».

Фото: Кадр из фильма «Служебный роман»

«Жестокий романс» (1984)

Художественный фильм стал второй экранизацией в СССР «Бесприданницы» Островского, а журнал «Советский экран» назвал его в 1984 году лучшим фильмом года.

Критики по-разному оценивали работу Рязанова. Кто-то был недоволен актерской игрой молодой Ларисы Гузеевой (дебютировавшей в картине), а Евгений Данилович Сурков, опубликовавший статью в «Литературной газете», был возмущен тем, что главная героиня «попела, поплясала с гостями, а потом пошла в каюту к Паратову и отдалась ему».

Режиссер в своем следующем фильме («Забытая мелодия для флейты») ответил кинокритику - имя отрицательной героини Рязанова, Евгении Даниловны Суровой, очень созвучно с именем обидчика.

Фото: Кадр из фильма «Жестокий романс»

В Москве на 89-м году жизни скончался Эльдар Рязанов. Режиссер оставил после себя около 30 фильмов, каждый из которых становился хитом советского и российского кинопроката. Многие картины Рязанова разошлись на цитаты, его фильмы, снятые более 40 лет назад, до сих пор смотрятся на одном дыхании и можно с полной уверенностью утверждать, что нет зрителя в России, который не знал бы имени этого режиссера…

Сам Рязанов отзывался о себе скромно: “Я себя никогда не ощущал классиком – ни кино, ни литературы “, – говорил народный артист СССР.

Музыкальная комедия “Карнавальная ночь” , вышедшая в широкий прокат в 1956 году, считается первым художественным фильмом Эльдара Рязанова.

Несмотря на скепсис худсовета, назвавшего отснятый режиссером черновой материал “скучным и бездарным”, картина имела невероятный по тем временам успех у зрителей: на нее было продано свыше 48 млн билетов. Молодая актриса Людмила Гурченко, исполнившая в “Карнавальной ночи” одну из главных ролей, по словам критиков, в одночасье стала звездой.

Фильм “Гусарская баллада” , одним из главных героев которого был знаменитый в народе поручик Ржевский (роль Юрия Яковлева), снимали к 150-й годовщине Бородинской битвы, а его премьера прошла в Москве в кинотеатре “Россия” 7 сентября 1962 года.

На роль Шурочки Азаровой, которую с блеском сыграла Лариса Голубкина (это был ее дебют в кино), пробовались также Светлана Немоляева и Алиса Фрейндлих.

В 1966 году зрителям была представлена лирическая комедия Эльдара Рязанова “Берегись автомобиля” , которую он снял по повести Эмиля Брагинского.

По воспоминаниям режиссера, сюжет был основан на популярной в те годы легенде о “народном Робин Гуде”, который угонял и продавал автомобили “расхитителей социалистической собственности”, а деньги переводил в детские дома.

Как впоследствии выяснили Рязанов и Брагинский, история о благородном похитителе оказалась полностью вымышленной.

“Этот тип поднял руку на самое святое, что у нас есть – на Конституцию!” – говорит один из героев фильма.

В итальянском варианте комедия “Невероятные приключения итальянцев в России “, снятая в 1973 году Эльдаром Рязановым и Франко Проспери, называлась “Одна безумная, безумная, безумная гонка по России” – Una matta, matta, matta corsa in Rusia.

Рассказывают, что продюсер Дино ди Лаурентис, первоначально ознакомившись со сценарием, написанным дуэтом Рязанов-Брагинский, объявил его полной ерундой, которую итальянский зритель смотреть не станет.

По требованию ди Лаурентиса Рязанов переписал сценарий, превратив его фильм-погоню с разнообразными трюками и сценами с живым львом.

Рязанов любил играть в своих картинах эпизодические роли. В “Невероятных приключениях” он появился в фильме в образе доктора на крыле самолёта, который отбивал лёд с заледенелого мафиози.


Диалог из фильма:

– А вы что, не знаете, что я по происхождению русский – Да?

– А что, разве не заметно?

– Очень заметно! У вас прекрасный украинский акцент!

“Ирония судьбы, или С легким паром” (1975) до сих пор считается одним из самых популярных советских фильмов и традиционно демонстрируется по российскому телевидению под Новый год.

Фильм снят по пьесе “С лёгким паром! или Однажды в новогоднюю ночь”, которая была написана в 1969 году и к моменту выхода картины в прокат шла в различных театрах.

Сыгравшую одну из главных ролей польскую актрису Барбару Брыльску дублировала Валентина Талызина, но ее имени нет в титрах, как и указания на то, что песни за героев Брыльской и Мягкова исполняли Алла Пугачева и Сергей Никитин.

Сам Эльдар Рязанов сыграл в фильме пассажира в самолёте, на которого постоянно сваливается спящий Лукашин.

Диалог из фильма:

– Нет, я серьезно. У нас иметь собственное мнение особенно трудно. А вдруг оно ошибочное? Ошибки врачей дорого обходятся людям. – Да… Ошибки учителей менее заметны, но в конечном счёте они обходятся людям не менее дорого.

Фильм “Служебный роман” , вышедший на экраны в 1977 году, был экранизацией пьесы “Сослуживцы”, написанной в 1971 году Эльдаром Рязановым и Эмилем Брагинским.

Слова к знаменитой песне “У природы нет плохой погоды” на музыку Андрея Петрова были написаны самим Рязановым.

Во время съёмок “Служебного романа” песни исполнял сам Андрей Мягков (в “Иронии судьбы” за него пел Сергей Никитин).

“Если бы не было статистики, мы бы даже не подозревали о том, как хорошо мы работаем”, – говорит главный герой фильма Анатолий Ефремович Новосельцев.

В фильме “Гараж” (1979), основанном на реальных событиях, Рязанов не изменил себе и вновь снялся в эпизодической роли. Герой Рязанова – начальник отдела насекомых, который проспал все собрание кооператива, облокотившись на чучело бегемота.

“Гараж”, вышедший в прокат в 1979 году, повествует о заседании гаражного кооператива, на котором нужно решить, кого из присутствующих лишить гаража. Действие происходит в СССР в конце 1970-х годов в вымышленном НИИ “Охраны животных от окружающей среды”.

Цитаты из фильма:

– Машинисту крана была выплачена премия, которая проведена строго по смете как оплата дневного сторожа. Дневной сторож был оплачен, строго по смете, как укладка асфальта, а работы по укладке асфальта были оплачены, строго по смете, как работы по озеленению.

– Чем ты занимаешься, аспиранточка? Изучаешь серебристого журавля, а он, между прочим, гнездится за границей… Этот журавль в небе – вообще не наша птица.

– Серебристый журавль – птица тёмная. Она газет не читает и поэтому представления не имеет, наша она или капиталистическая.

Главные роли в фильме “Вокзал для двоих” сыграли Олег Басилашвили и Людмила Гурченко.

Картина участвовала в официальной конкурсной программе Каннского кинофестиваля 1983 года.

“Жестокий романс” снят в 1984 году по мотивам пьесы Александра Островского “Бесприданница”. Для Ларисы Гузеевой роль Ларисы Огудаловой стала кинодебютом.


“Забытая мелодия для флейты” , вышедшая в 1987 году, снята по пьесе “Аморальная история”, которую Рязанов написал в соавторстве с Брагинским. Главные роли исполнили Леонид Филатов, Татьяна Догилева и Ирина Купченко в главных ролях.


Диалог из фильма:

– Ветчины у меня, извините, нет. Чем вы меня ещё обольщали?

– Ой, икра есть как раз! Кабачковая!

Рязанов о себе:

Я считаю, что человек должен оставаться самим собой всегда и делать то, что он считает нужным. Я много раз входил в моду, выходил из нее, но никогда не делал ничего для того, чтобы быть модным. Иногда я был модным, иногда не был модным, потом опять становился модным. Каждый человек должен выражать себя, если ему есть, чего выражать “.

Про себя могу сказать одно – я всегда делал такие фильмы, которые я сам, как зритель, хотел бы увидеть. Когда я смотрел такую картину, сделанную другим, я всегда жалел, что это не я ее поставил “, – говорил Рязанов несколько лет назад.

От репрессий – к комедиям: долгая жизнь Рязанова

Будущий режиссер родился 19 ноября 1927 года в Куйбышеве (сейчас – Самара). Там жили родители матери Рязанова в девичестве Софьи Шустерман. Александр Рязанов с супругой работали в советском торговом представительстве в Тегеране. Там Рязанов провел первые годы жизни.

Однако уже в 1930-е годы отец будущего режиссера получил распределение в Москве, куда и переехал с семьей. Вскоре после переезда в Москву отец и мать режиссера разошлись. Впоследствии отец завел новую семью. В 1938 году Александр Рязанов был репрессирован, всего он отсидел в тюрьме больше 17 лет.

Эльдара воспитывала мать, а затем и отчим.

Подростковые годы режиссера пришлись на Великую Отечественную войну. К ее началу ему было всего 14 лет.

В различных биографиях отмечают любовь Рязанова к чтению. Например, чтобы ходить в библиотеку, в третьем классе он подделал справку, выдав себя за пятиклассника.

Первые работы

Рязанов после школы поступает во ВГИК, причем он смог попасть в мастерскую известного в то время режиссера Григория Козинцева, снявшего “Шинель”, “Новый Вавилон”, “Гамлета” и другие фильмы.

Рязанов также учился и другого знаменитого режиссера – Сергея Эйзенштейна. С ним он много общался, ходил к нему в гости.

В 1950 году Рязанов закочнил ВГИК. Его выпускной работой стала документальная лента “Они учатся в Москве” в соавторстве с однокурсницей Зоей Фоминой. Она стала первой супругой режисера, однако этот брак распался. В этом браке родилась дочь Ольга.

Сразу после института Рязанов устроился работать в Центральную студию документальных фильмов. Там он снимал сюжеты для киножурналов “Пионерия”, “Советский спорт” и “Новости дня”.

Лишь пять лет спустя Рязанов ушел работать на “Мосфильм”. Первой его крупной работой на “Мосфильме” стал широкоэкранный фильм-концерт “Весенние голоса”, который он поставил вместе с Сергеем Гуровым.

Руководитель студии Ивань Пырьев внимательно следил за работой Рязанова. Он и уговорил своего подчиненного снять фильм “Карнавальная ночь”, ставший дебютом Рязанова в игровом кино. Фильм стал самым кассовым в 1956 году. Он же сделал знаменитой молодую актрису Людмилу Гурченко. Да и сам Рязанов превратился в звезду, за творчеством которой стал следить весь СССР.

После “Карнавальной ночи” последовало множество комедий Рязанова, которые также оказывались успешными. В 1958 году вышла “Девушка без адреса”, в 1961 году – “Человек ниоткуда”, а еще через год – знаменитая “Гусарская баллада”. В съемках “Гусарской баллады” Рязанову опять помогал Пырьев, который уговорил сняться в картине Юрия Яковлева. Самому режисеру пришлось убеждать киноначальство в том, что фильм романтизируют российскую историю.

На “Мосфильме” Рязанов познакомился и со своей второй женой Ниной Скуйбиной, работавшей там редактором. С ней он прожил до ее смерти в 1994 году.

Литературное творчество

Детская мечта Рязанова о писательской карьере также сбылась. В 1960-е годы он начал активно сотрудничать со сценаристом Эмилем Брагинским. Именно в соавторстве с ним были написаны сценарии для многих знаменитых работ Рязанова.

Первым совместным фильмом Рязанова и Брагинского стала картина “Берегись автомобиля”, вышедшая на экраны в 1966 году. В основе фильма лежит история о советском “Робин Гуде”, воровавшим машины расхитетелей госсобственности. В итоге, история оказалась выдуманной. Но Брагинский с Рязановым смогли прописать все повороты сюжета, диалоги и перепитии характеров героев так, чтобы зритель в них поверил.

Рязанов и Брагинский закрепили успех множеством других фильмов. Они стали соавторами сценариев таких фильмов, как “Зигзаг удачи”, “Служебный роман”, “Старики-разбойники”, “Невероятные приключения итальянцев в России”, “Вокзал для двоих”, “Гараж” и “Иронии судьбы, или с легким паром!”.

В 1977 году вышли книги Рязанова “Грустное лицо комедии” и “Эти несерьезные, несерьезные фильмы”. До этого в виде книге был опубликован и “Зигзаг удачи”.

Зрелые годы

Постепенно вокруг Рязанова начинает складываться круг единомышленников, в который вошли известные актеры советского времени: Юрий Яковлев, Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев, Валентина Талызина, Лия Ахеджакова, Андрей Мягков, Олег Басилашвили и другие.

В 1970-1980-е годы Рязанов много работает на телевидении. Он вел программу “Кинопанорама”, а также создавал авторские телепередачи, среди которых оказались, например, “Парижские тайны Эльдара Рязанова” и “Разговоры на свежем воздухе”.

Помимо этого он преподавал на Высших курсах режиссеров и сценаристов.

В 1991 году вышла трагикомедия “Небеса обетованные”, а затем поставленной по собственной пьесе “Предсказание”. В 2000 году Рязанов снял трагикомедию “Старые клячи”.

Последними фильмами режиссера стали сказка “Андерсен. Жизнь без любви” и “Карнавальная ночь – 2”.

Рязанов также был президентом Российской академии кинематографических искусств “Ника”, а также основателем киноклуба Эльдара Рязанова.

Рязанов снял около 30 фильмов и получил множество премий и наград.

Он был женат в третий раз на киноредакторе Эмме Абайдуллиной.

В ночь на 30 ноября не стало культового кинорежиссера и сценариста Эльдара Рязанова. Ему было 88 лет. За свою кинокарьеру он снял около 30 картин, почти все становились кассовыми. Мы собрали для вас подборку из десяти фильмов Рязанова, которые обязательно нужно посмотреть, если вы еще не сделали этого. Или пересмотреть.

«Служебный роман»

Двухсерийная трагикомедия была создана Эльдаром Рязановым на «Мосфильме» в 1977 году, и стала лидером проката в следующем 1978-м. Главные герои – директор института статистики Людмила Калугина, одинокая женщина за тридцать, и Анатолий Новосельцев – ее подчиненный, сорокалетний мужчина, воспитывающий двоих сыновей. Новый сотрудник учреждения (Юрий Самохвалов, заместитель Калугиной и институтский друг Новосельцева) решает во что бы ни стало продвинуть по карьерной лестнице товарища, предлагая ему, застенчивому и нерешительному, приударить за начальницей... Снег на деревьях с зеленой листвой, который есть в фильме, выпал в Москве 18 сентября 1976 года. Подобной сцены не планировалось, но Рязанов решил не упустить каприз природы и ради него удлинил фильм на три с половиной минуты.

«Гараж»


На эту тему: «Он заставлял мир смеяться и думать». Десять главных фильмов Робина Уильямса

Действие происходит в конце 70-х годов в вымышленной организации – НИИ «Охраны животных от окружающей среды». Согласно сюжету, члены гаражного кооператива «Фауна», организованного сотрудниками института, собрались на совещание, чтобы сократить количество гаражей – по территории, где идет строительство, вскоре должно пройти скоростное шоссе. Участникам необходимо выбрать четырех сотрудников, которые не получат гаража… Вид строящихся гаражей в начале фильма снят на 2-ом Мосфильмовском переулке (дома 18 и 22), а внешний вид здания НИИ «Охраны животных от окружающей среды» – по адресу: ул. Петровка, 14. Сатирический фильм вышел на экраны в 1979 году.

«Вокзал для двоих»

В исправительно-трудовой колонии в Сибири проходит вечерняя поверка, на которой музыканту Платону Рябинину сообщают, что к нему приехала жена, а также велят зайти в местную мастерскую за аккордеоном. Он может не пойти на свидание, но отказаться выполнить поручение начальства - нет… Первой Рязанов снимал финальную сцену, где главные герои бегут по полю к колонии. По словам Людмилы Гурченко, сыгравшей главную женскую роль, съемки проходили где-то в Люберцах при 28-градусном морозе. Роль колонии, где отбывает срок Рябинин, сыграла Икшанская воспитательная колония для несовершеннолетних в селе Новое Гришино Дмитровского района Московской области. Фильм участвовал в официальной конкурсной программе Каннского кинофестиваля 1983 года.

«Ирония судьбы, или С легким паром»


На эту тему: Как встретить Новый год без телевизора

Самый известный советский телефильм, снятый Рязановым в 1975 году – мы на протяжении многих лет смотрим эту трагикомедию в канун Нового года. Врач Женя Лукашин, традиция пить водку в бане под Новый год, учительница Надя Шевелева, типовые панельки с одинаковой мебелью, женщины, которые не снимаюют зимних шапок помещении, поэзия Беллы Ахмадулиной и восхитительный голос молодой Аллы Пугачёвой – все это отсюда. Роль Жени Лукашина в картине мог исполнить Андрей Миронов, но говорить о том, что он не пользовался успехом у женщин, было невозможно - никто бы не поверил. Эльдар Рязанов сыграл в своей картине одну из эпизодических ролей - пассажира в самолете, на которого падает спящий Женя Лукашин.

«Старики-разбойники»


Эта кинокомедия была снята Рязановым на «Мосфильме» в 1971 году. Пожилой следователь Мячиков вместе с лучшим другом-инженером Воробьёвым задумали организовать «преступление века», чтобы доказать начальству собственную профпригодность и не быть отправленными на пенсию… Большинство уличных сцен фильма было снято во Львове. Внимательный зритель увидит архитектурные ансамбли на площади Рынок, Королевский арсенал, Львовскую ратушу, Пороховую башню, Латинский собор. Лестница музея снята на журфаке МГУ. Картина Рембрандта «Портрет молодого человека с кружевным воротником», которую похищают герои картины, хранится в Эрмитаже.

«Зигзаг удачи»


На эту тему: «Найти работу в Москве можно либо за три дня, либо никогда».

В провинциальном городе работает фотоателье «Современник». Фотограф Володя Орешников выигрывает по займу 10 тысяч рублей и планирует купить камеру, о которой давно мечтал. Загвоздка в том, что 20 рублей на покупку облигации он взял из кассы взаимопомощи, куда деньги кладут все сослуживцы. Последние устраивают над Володей суд: по их мнению, выигрыш нужно поделить на всех, кто регулярно платил взносы... Критики назвали фильм несравненной сатирой об алчности, «женской зависти», «человеческой ничтожности», «красоте и уродстве». Комедия снята на «Мосфильме» в 1968 году.

«Берегись автомобиля»

В основу сюжета легла легенда о человеке, который угонял машины у взяточников, продавал их, а деньги переводил детским домам. Вот что писал режиссер об этом фильме: «Нам хотелось сделать грустную комедию о хорошем человеке, который кажется ненормальным, но на самом деле он нормальнее многих других. Этот человек - большой, чистосердечный ребёнок. Его глаза широко открыты на мир, реакции непосредственны, слова простодушны, сдерживающие центры не мешают его искренним порывам. Мы дали ему фамилию Деточкин». Комедия снята Эльдаром Рязановым на «Мосфильме» в 1966 году.

«Невероятные приключения итальянцев в России»

На эту тему: Никогда не фотографируйте Венецию

Совместная советско-итальянская приключенческая комендия была снята в 1973 году Эльдаром Рязановым и Франко Проспери. В Союзе фильм за первый год проката посмотрели около 50 млн зрителей. Сюжет таков: в больнице Рима на 93-м году жизни скончалась русская эмигрантка, которая перед смертью успела рассказать внучке Ольге про 9 миллиардов итальянских лир, спрятанных в Ленинграде. Тайну слышали санитары Антонио и Джузеппе, врач, еще один пациент и мафиози Розарио Агро. В самолете по пути в Россию все они встречаются, и начинается буффонада, рабочим названием которой было – «Спагетти по-русски».

«Гусарская баллада»

Действие происходит в 1812 году. К отставному майору Азарову приезжает гусарский поручик Дмитрий Ржевский. Он заочно помолвлен с племянницей Азарова по имени Шурочка и априори не рад будущей встрече с невестой, полагая, что она – жеманная девица. Однако Шурочка прекрасно держится в седле, умеет шутить по-гусарски и управляться со шпагой… Говорят, прообраз Шурочки Азаровой - кавалерист-девица Отечественной войны 1812 года Надежда Дурова. В ее роли в картине дебютировала Лариса Голубкина. А саму кинокомедию Рязанов снял на «Мосфильме» в 1962 году.

«Карнавальная ночь»

На эту тему: Бабий бунт. Как я провела неделю в костюме женщины

«Карнавальная ночь» стала лидером советского кинопроката в 1956 году. По сюжету сотрудники Дома культуры готовятся к костюмированному новогоднему карнавалу. Товарищ Огурцов, исполняющий обязанности директора ДК, не одобряет развлекательную программу вечера с танцами, цирковыми номерами и клоунами, заменяя ее на выступление лектора-астронома и классическую музыку. Но работники дома культуры не согласны с сухой и серьезной программой. Главную роль в фильме исполняет молодая Людмила Гурченко (вторая ее роль в кино). По трагическому стечению обстоятельств исполнитель одной из главных ролей этого новогоднего фильма Юрий Белов скончался в канун Нового года 31 декабря 1991 года.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...