Правильное дыхание при око возрождения. Уникальные тибетские упражнения «Око возрождения

О комплексе «Око возрождения» впервые рассказал миру Питер Кэлдер в одноименной книге, которая впервые увидела свет в далеком 1939 году. Автор даже и не мог предположить, что его небольшая книжечка будет иметь бешеный успех во всем мире. За столько лет своей жизни она воодушевила миллионы людей по всему миру.

Комплекс описывает серию упражнений, которые издавна делают тибетские монахи. А они отличаются долголетием и здоровьем. Комплекс включает всего шесть упражнений. Они достаточно легки в исполнении и применять их способен любой человек. Эти упражнения помогают улучшить здоровье, наполняют силой и энергией, а также реально омолаживают тело и душу. Самое ценное в них то, что комплекс эффективно гармонизирует потоки энергии человеческого тела. стимулируя полноценную ее циркуляцию. Очень трудно найти что-то подобное, чтобы так сочетало в себе простоту и эффективность действия.

В наш стремительный век комплекс привлекает также тем, что для его выполнения достаточно всего 20 минут в день. А в самом начале, пока вы будете его осваивать, вам потребуется всего 1-2 минуты в день. Главное при его практике - регулярность. Именно это обеспечивает наилучший результат.

Каждое упражнение монахи выполняют как ритуальное действие. Все движения должны быть синхронизированы с дыханием и надо быть предельно сконцентрированным. Максимально каждое упражнение повторяется 21 раз. Но освоение комплекса должно идти СТРОГО по этапам:

  • первая неделя занятий - каждое упражнение выполняется по 3 раза;
  • вторая неделя - повторяем по 5 раз;
  • третья неделя - по 7 раз; т.е. каждую неделю прибавляется по 2 повторения и постепенно доходим на десятой
    неделе до 21 повторения;
  • так вы занимаетесь 4 месяца, а потом опять начинаете выполнять комплекс с 3 повторений.

Для лучшей концентрации во время выполнения упражнений (кроме первого) можно закрыть.

Важное замечание: После каждого упражнения рекомендуется сделать 3 глубоких вдоха и выдоха.

Первый ритуал

Встать прямо, руки в стороны, пальцы сведены вместе, ладони открыты и смотрят вниз. Начинаем вращение вокруг своей оси по часовой стрелке. Если чувствуется легкое головокружение, нужно остановиться и присесть. Важно не насиловать себя, со временем вы начнете вращаться свободнее и больше. Всегда выполняйте вращение столько раз, сколько можете выполнить комфортно. Не все люди могут довести максимальное число вращений до 21, большинство останавливаются на 10-12 раз. Знайте свой предел и вращайтесь, сколько получается. Потом просто переходите к следующим упражнениям. Постепенно вы научитесь хорошо вращаться. Кому-то для этого понадобится несколько недель, а кому-то - целый год.
Есть еще один прием, который поможет избежать головокружения. Этот прием хорошо знаком всем танцорам
и фигуристам. Суть его в следующем. Перед началом вращения зафиксируйте взгляд на определенной точке или предмете. И во время вращения старайтесь не упускать из виду эту точку.

Второй ритуал

Лягте на спину, руки вытяните вдоль туловища, соедините плотно пальцы, ладони прижмите к полу. Полностью выдохните воздух из легких. На глубоком вдохе приподнимите голову и сильно прижмите подбородок к груди. Начинайте поднимать прямые ноги вверх, не отрывая таз от пола. Некоторое время нужно удержите ноги вверх, а затем начинайте максимально тянуть их на себя (пока таз не начнет отрываться от пола). Ноги в коленях не сгибать! Закачивая упражнение, опустите голову и ноги на пол - глубокий выдох. Расслабьтесь, а потом повторите упражнение. Важно сохранять ровное дыхание в течение всего времени выполнения упражнения.

Третий ритуал

Встаньте на колени, колени раздвинуты на ширину таза, кисти рук положите на заднюю поверхность бедер под ягодицы. Голову наклоните вперед, прижмите подбородок к груди. Полный выдох и делая плавный вдох, запрокиньте назад голову, расправьте плечи и прогните назад позвоночник, руки слегка упираются в бедра. Вернитесь в начальное положение, прижав подбородок к груди - выдох.

При выполнении упражнения чрезвычайно важна глубина дыхания.

Четвертый ритуал

На первый взгляд, упражнение может показаться сложным. Но уже лишь через неделю вы будете выполнять его так же легко, как и другие.

Сядьте на пол, прямые ноги вытянутые вперед, ступни на ширине плеч. Выпрямите спину, ладони с сомкнутыми пальцами положите на пол рядом с ягодицами - пальцы рук направлены вперед. Пальцы стоп вытянуты вверх.

Опустите голову вниз, прижмите подбородок к груди - выдох. Теперь голову запрокиньте как можно сильнее назад - глубокий вдох и задержка дыхания до конца упражнения. Во время вдоха оторвите ягодицы от пола и поднимите все туловище, расположив его параллельно. Голова при этом остается запрокинутой, руки и голени ног выпрямлены. В этом положении на несколько секунд напрягите все мышцы, а затем расслабьте их. Вернитесь в начальное положение, прижав подбородок к груди - выдох. Несколько секунд передохните, сохранять ритм дыхания не измененным. Повторите все сначала.

Не стоит расстраиваться, если сразу не все получается. Через несколько дней тренировок все получится.

Пятый ритуал

Примите исходное положение: упор лежа, опираясь только на ладони и на пальцы ног (колени и таз подняты). Плечи прямо над ладонями, пальцы рук сомкнуты, ладони строго смотрят вперед. Ладони и ступни расположены чуть шире плеч. Сделайте глубокий выдох.

Теперь делайте медленный вдох и плавно запрокидывайте голову назад как можно дальше. На этом же вдохе, поднимите вверх ягодицы так, чтобы тело представило собой треугольник, острый угол которого - ягодицы. Ноги и руки прямые, подбородок прижат к груди. Задержитесь в таком положении на несколько секунд. Сделайте полный выдох и возвращайтесь в начальное положение.

Шестой ритуал носит более мистический характер и применяется для управления энергиями. Обычным людям достаточно описанных пяти упражнений. Поэтому шестой ритуал здесь не описывается.

ВАЖНО! Ритуалы нельзя менять местами или выполнять по отдельности. Все упражнения выполняются строго последовательно. Все упражнения следует выполнять плавно и с наслаждением. Если вы будете регулярно выполнять данный комплекс, вы заметите изменения в своем физическом состоянии. Улучшится самочувствие, уйдут болезни, станет больше энергии, возрастет тонус мышц, усилится подвижность суставов и станет лучше координация. Многие утверждают, что им теперь требуется меньше времени для ночного отдыха, а спать они стали более глубоко.

Когда лучше заниматься? Считается, что самое лучшее временя - это восход и закат. В это время легко работать с энергией космоса, легко накапливается и благотворно воздействует на организм.

А теперь вы можете посмотреть пресное видео, как же правильно выполняются все эти упражнения в комплексе.

ВНИМАНИЕ . Поскольку эти упражнения связаны с энергетическими каналы организма, то в начале практики может возникнуть мощный эффект детоксикации (поэтому и рекомендуется постепенно увеличивать число повторений).

Признаки детоксикации: изменение цвета и запаха мочи, появление чувства жжения при мочеиспускании, неприятный запах пота, небольшие высыпания на коже. Даже может проявиться легкое воспаление носа или боль в суставах. Все это временно, нормально даже желательно. Т.к. показывает, что все токсины, что годами копились в ваших органах и суставах, начали выводится наружу. Подождите недельку, все должно пройти само.

Если реакция организма слишком сильна, выполняйте каждый ритуал меньше число раз или более медленно. Кроме того, надо пить побольше воды, чтобы промыть организм. Обратите внимание на свое питание и сделайте его более здоровым. Вскоре вы заметите, что стали более энергичными и укрепили свое здоровее. Ваш взгляд засияет, кожа станет эластичнее, а суставы - более подвижные.

П рактика «Око Возрождения» известна как йогическая традиция, берущая начало в монастырях Тибета. Считается, что ей уже более 2500 лет и знания о ней передавались исключительно из уст в уста среди тибетских монахов, отсюда и ещё одно название - «тибетская йога».

Теории происхождения практики "Око возрождения"

Существует несколько версий происхождения этой практики, или ритуалов. Так, по утверждению одного учёного и монаха тибетского буддизма, эти упражнения берут своё начало от аутентичной индо-тибетской тантрической линии. В то же время эти ритуалы практиковались в течение многих столетий до того, как сформировалась йогическая традиция в таком виде, в каком мы её сейчас знаем и понимаем. То есть всё указывает на то, что несмотря даже на внешнее сходство в исполнении некоторых движений из гимнастики «Око Возрождения» с йогическими, это вполне самостоятельная линия духовной практики, включающая в себя не только теоретическую часть, но и практическую в виде упражнений.

Для того чтобы завершить обзор различных теорий о происхождении этих ритуалов, можно обратиться за разъяснением к системе «Кум нье», так как существуют определённые ссылки на неё, и, также как и гимнастика «Око Возрождения», вышеупомянутая система насчитывают более 2000 лет существования.

Популяризация и распространение "Ока возрождения"

В западном мире данная практика стала известна и получила широкую популярность после публикации книги Питера Келдера «Око Возрождения» в 1939 году, где он описывает своё знакомство с Ричардом Бредфордом, в ту пору уже согбенным стариком, полковником британской армии, который вышел в отставку после долгой службы в Индии.

В бытность свою офицером Бредфорд слышал невероятные истории о необычных практиках, используемых тибетскими ламами, которые позволяют им долго оставаться в хорошей физической форме и при этом не стареть. Именно тогда полковник и принял решение о том, что он непременно разузнает больше об этих таинственных ритуалах.

Далее повествование Келдера обрывается, а возобновляется, когда спустя несколько лет к нему на прием пришёл один человек, высокий моложавый господин лет сорока. Каким же было удивление автора, когда он узнал в нём того самого полковника Бредфорда, но он стал совсем другим - ни намёка на болезненность или усталость. Напротив, правильная осанка, быстрые чёткие движения как будто и вовсе никогда он не был тем человеком, каким его повстречал автор книги в первый раз.

То, что произвело такое неизгладимое впечатление на Келдера, было ничем иным как волшебным превращением Бредфорда после нескольких лет, проведённых вместе с ламами в Тибете, где он предстал перед «Оком Возрождения», как называют эти практики в монастыре, и впитал в себя все знания монахов, практикуя ежедневно все пять ритуалов.

Такова история, изложенная в книге. Но это всего лишь предисловие. Действительно ли такова реальность? Если да, то что же это за ритуалы, с помощью которых можно возвратить молодость или хотя бы повернуть время вспять и ощутить былую свежесть и энергию в теле?

Как следует дальше из повествования, Бредфорд, вернувшись в Англию, набрал группу желающих освоить эти упражнения, и пожилые люди мало-помалу, постепенно осваивая эту гимнастику, действительно восстановили здоровье, стали активными и подвижными, а вместе с тем изменился и их внешний облик.

Предназначение данной практики

Гимнастика «Око возрождения» прежде всего рассчитана на тех людей, которые хотят улучшить своё физическое состояние и помочь своему физическому телу омолодиться, но по определенным причинам не могут уделять достаточно времени другим духовным или физическим практикам в течение дня. Включив же «Око» в своё расписание, на которое потребуется отвести всего лишь 10-15 минут в любое время дня, можно практиковать его ежедневно. Есть лишь одно условие - дисциплина. Считается, что нужно заниматься этой гимнастикой ежедневно, без перерывов. Максимально возможный период «отдыха» от упражнений - это 1-2 дня, не больше, иначе эффект, накопленный за всё время выполнения пропадает.

Система чакр и их значение в практике «Око Возрождения»

Пять упражнений составлены таким образом, чтобы активировать в организме работу чакр, или, как их ещё иначе называют, «вихрей». Всем известно, что у человека насчитывается 7 главных чакр - энергетических центров, расположенных вдоль позвоночного столба, начиная снизу и заканчивая так называемой коронной чакрой, располагающейся в области макушки головы. На самом же деле этих чакр намного больше. В некоторых источниках упоминается о более 140 чакр, включая и те, которые находятся на кончиках пальцев рук и ног. В описании этого комплекса различают 19 чакр: 7 основных и 12 расположенных в областях, соответствующих креплению главных суставов: плеч, локтей, кистей, бёдер, коленей и стоп.

На достижение баланса в работе всех этих чакр и гармоничное развитие каждой из них и направлена данная практика, так как изначальный тезис, лежащий в её основе состоит в том, что именно несогласованная работа энергетических центров организма или выход их из строя способствуют застою энергии в тех местах и/или во всем организме, что и препятствует свободному течению энергии по телу и в конце концов проявляется на физическом уровне в виде болезней. Для того, чтобы повернуть процесс вспять, нужно гармонизировать работу всех чакр.

"Око возрождения": 5 тибетских упражнений

Не случайно комплекс «Око Возрождения» («Пять тибетских упражнений») начинается по сути с «кружения дервишей». Это кружение вокруг своей оси выполняется по часовой стрелке, потому что в буддистской традиции вращение по часовой стрелке отличается благотворным влиянием на организм, в то время как против часовой - отрицательным.

Это первое упражнение или ритуал повторяется для начала 3 раза. Вообще все упражнения данной системы подразумевают последовательное повторение каждого из них определённое количество раз, начиная с 3 и доводя его до 21 раза. Это правило должно неукоснительно соблюдаться и относится ко всем 5 упражнениям комплекса.

Такое верчение на месте часто вызывает трудности у людей со слабым вестибулярным аппаратом, у некоторых просто с непривычки начинает кружиться голова. Если по каким-то причинам выполнение вращения невозможно, то можно отложить его выполнение на более позднее время, когда организм окрепнет, тем временем осваивая остальные 4 упражнения, которые следуют друг за другом.

Второе упражнение комплекса выполняется лёжа и воздействует на энергетические центры в области бёдер, а также укрепляет мышцы брюшного пресса. Оно заключается в том, что вместе с одновременным приподниманием головы и прижатием подбородка к груди прямые ноги поднимаются вверх перпендикулярно полу.

Третье имеет много общего с «позой верблюда» (Ushtrasana), но при этом не требует такого мощного прогиба назад, помогает подкорректировать осанку и «почувствовать» спинные мышцы.

Четвертое в чём-то напоминает известную Setu Bandha Sarvangasana, но несколько видоизменённую. Это упражнение направлено на активизацию всех чакровых центров, хорошо вытягивает позвоночник, укрепляет мышцы рук и ног, а также естественно массирует внутренние органы, что способствует улучшению работы желудочно-кишечного тракта.

Пятое укрепляет мышцы ног и, также как 2 предыдущих, эффективно для спины и спинных мышц. Оно напоминает микс из двух йогических асан - «позы собаки мордой вниз» и «позой кобры», выполняемых динамически. Создается эффект «качелей».

Следует отметить, что в основе этой гимнастики лежит так называемое парадоксальное дыхание.

"Око возрождения": энергетические принципы, задействованные в данной практике

Разумеется, укрепление физического тела приводит к закономерным изменениям внешнего вида практикующего, а происходит это за счёт того, что включается механизм перераспределения концентрации энергий от нижних чакр к высшим, что и является главной целью данного комплекса «Око Возрождения». Упражнения способствуют трансмутации энергий.

Часто энергия низших центров расходуется не по назначению, она попросту растрачивается. Для того чтобы предотвратить отток энергии во вне, её нужно перенаправить туда, где она перейдёт в новое качество, и, как следствие, человек перейдёт на новый духовный уровень.

О физическом аспекте данной практики уже сказано немало и поэтому нет смысла ещё раз возвращаться к этому.

Неосознанные причины стремления человека к вечной юности

«Фонтан молодости», как её именуют на Западе, система упражнений, дающая возможность практическими средствами повернуть время вспять и наполнить организм энергией.

Но здесь мы задаём себе вопрос: «Почему мы так хотим омолодиться?» Желание быть красивым и стремление к долголетию… Раз уж мы хотим отодвинуть процессы старения или хотя бы максимально их замедлить, не есть ли это не что иное, как желание нашего эго? Оно хочет быть замеченным, требует похвал и боится потерять своё безусловное влияние на человека. Тот факт, что это влияние безусловно, неоспорим. Не поэтому ли каждая красавица, если не явно, то втайне, всегда рада комплиментам. Её желание понравиться направляет её в салоны красоты, фитнес центры. Также и стремление к продлению молодости, которое подразумевает хотя и скрытое за ним, но не менее очевидное желание бессмертия базируются на человеческом тщеславии и страхе смерти.

Несколько слов об Эго

За большинством практик, включая и эту, стоят интересы эго. Даже если мы говорим о таком казалось бы благородном виде деятельности, как саморазвитие или духовное просветление, достигаемое посредством применения различных техник и практик, ускоряющих этот процесс восхождения по лестнице духовного роста, - всё это проделки эго. Не будь его, не было бы и самого стремления. Амбициозность хороша на конкурсах и соревнованиях, но сама мысль о том, чтобы добиться чего-то, достичь того или этого, даже если целью является само «избавление/освобождение» от Эго, всё равно это и есть голос очень даже присутствующего «Я», как бы странно на первый взгляд это ни звучало. Потому что в самой основе желания чего-либо, в самом факте целеполагания без эго не обходится.

Мечта о бессмертии - иллюзия счастья?

Страх смерти в явной или скрытой форме присутствует у всех людей. Но почему же он считается одним из самых базовых страхов человечества? Не стоит затрагивать физиологические аспекты, связанные с инстинктом выживания, естественно внедрённым в сознание человека с ранних лет. Тут вопрос экзистенциального плана.

Почему люди, «прожигающие» жизнь, растрачивающие её подчас на пустяки, если вдруг у них выделился непредусмотренный час-другой свободного времени в течение дня, не знают чем бы занять себя, изощряясь, придумывают новый способ того, как «убить» время, и одновременно именно они же будут сетовать на то, что жизнь коротка и невозможно исполнить всё задуманное. Но чем бы вы ни занимались, какой бы суетой не были наполнены ваши дни, то, когда приходит время подвести итоги, люди вдруг внезапно понимают, что занимались-то не тем.

В общем-то человеку и не нужно было бы просить второй шанс у судьбы, если бы он действительно разумно использовал этот. Проживая каждый день, наделяя своё существование смыслом и не во имя чего бы то ни было, но ради самого процесса, действительно проживая момент, то в этом и заключалось бы его истинное бессмертие. Такое может произойти лишь тогда, когда мысли успокоены, они не скачут с одного на другое, но сконцентрированы безотносительно прошлого и будущего.

Начать жить по-новому. Превратить сам процесс жизни в своего рода динамическую медитацию, вот на что по-настоящему направлены все духовные практики. Не практика ради практики, не практика ради получения каких-то выгод в виде приобретения определённых способностей или здоровья.

Всё это возможно и нужно, но это скорее побочный эффект данных практик. Если человек не придаёт им особого внимания, а в процессе самой практики выходит за рамки своих прежних представлений, расширяет свое миропонимание за счёт выведения своего сознания на новый уровень, то и те эффекты, которых так жаждут добиться неопытные практики, придут сами по себе как производное, то, что свободно проявляется тогда, когда открылись другие шлюзы получения информации.

Как утверждается в книге Питера Келдера, этим упражнениям из ежедневной ритуальной гимнастики тибетских монахов уже более 2500 лет. Впервые они были опубликованы им в книге «Древняя тайна тибетских лам» в 1939 году. Эти упражнения заряжают энергией на весь день и помогают восстановить энергетический баланс.

Пять золотых упражнений тибетских лам являются тибетской формой йоги, аналогичной индийской. Разница в том, что упражнения тибетских монахов представляют непрерывную последовательность движений, тогда как индийская – сосредоточение в определенной позе.

Хотя эти упражнения известны миру уже почти сто лет, но как подчеркивают некоторые скептики, эти 5 упражнений, называемые око возрождения, не имеют ничего общего с тибетской йогой.

Большинству из нас никогда не бывавших на Тибете и не увлекающихся никакими видами йоги, трудно ответить действительно ли такое утверждение верно или нет. Но верно и другое: большинство из нас ведет малоподвижный образ жизни. Днем на работе за компьютером, вечером дома у телевизора. А при первых признаках болезни хватаемся за таблетки. Так не лучше ли заняться утренней гимнастикой? Тем более, что эти упражнения занимают не так много времени. Нужно только встать на полчаса пораньше.

Как выполнять упражнения

При выполнении этих упражнений нет никаких особых правил по частоте и интенсивности проведения. Каждый выбирает сам свой темп выполнения гимнастики, тот, который удобен.

Единственное условие –делать их ежедневно и в той последовательности, как написано. Можно пропустить, но не более двух дней. Наверное, это самое трудное условие, особенно в первое время.

В книге Келдера написано, что после каждого упражнения нужно возвращать руки на бедра и перед каждым упражнением делать два глубоких вдоха. Как нужно дышать во время выполнения упражнений, на этот счет нет никаких указаний.

В более поздних публикациях подробно излагаются инструкции по этому вопросу во время выполнения упражнений. Некоторые авторы рекомендуют также соблюдать определенную осторожность если есть какие-либо проблемы со здоровьем.

В первую неделю занятий каждое упражнение повторить не более 3 раз, добавляя в последующие недели по два повтора. В конце девятой недели каждое упражнение выполняется уже 21 раз.

После гимнастики обязательно нужно пить достаточное количество воды.

Пять упражнений тибетских монахов

Теперь сам комплекс упражнений, вернее, как их часто называют, ритуалов.

Упражнение 1

Встать лицом к северу. Спину держать прямо. Поднять руки на уровень плеч и начать вращаться по часовой стрелке. Если при поворотах закружится голова, постарайтесь сосредоточиться на какой-либо неподвижной точке: смотрите на нее пока она не пропадет из вашего поля зрения при повороте и сразу, как только вновь сможете ее увидеть.

В первом издании книги четко можно увидеть, что во время круговых движений обе руки смотрят вниз ладонями. Но есть рекомендации держать левую руку ладонью вниз, а правую – вверх.

Упражнение 2

Лечь на спину головой к северу, подстелив коврик. Сделать глубокий вдох и вытянув руки вдоль туловища и прижав ладони к полу. Пальцы рук также плотно прижаты друг к другу.

Продолжая делать глубокий вдох, одновременно поднять ноги вверх. Постарайтесь поднять ноги вверх так, чтобы таз приподнялся от пола. Ноги при этом в коленях не сгибать. Одновременно прижать голову к груди.

Задержаться на несколько секунд в этом положении и затем медленно опустить ноги и голову на пол.

При возникновении усталости, особенно в первое время, сделайте небольшой отдых между упражнениями и повторите вновь.

Упражнение 3

Встать на колени. Ноги на ширине плеч. Спина прямая.

Руки положить на мышцы бедер.

Опустить голову и прижать подбородок к груди.

Сделать глубокий вдох и запрокинуть голову назад одновременно прогибая позвоночник. Если трудно прогнуться, можно слегка надавить руками на бедра.

Задержаться в этом положении, сделав глубокий вдох и слегка напрягая мышцы. Расслабиться и вернуться в исходное положение.

Упражнение 4

Сесть на пол. Ноги прямые на ширине плеч. Спина прямая.

Руки положить на уровне бедер пальцами назад.

Голову прижать к груди.

Запрокинув голову назад, сделать глубокий вдох и поднять тело, сделав мостик. Туловище и бедра должны быть на одной линии. Задержаться на 20 секунд.

Вернуться в исходное положение, сделав глубокий вдох и прижав подбородок к груди. Расслабить мышцы.

Упражнение 5

Лечь на пол. Тело должно опираться на ладони и пальцы ног. Колени и бедра не касаются пола. Сомкнутые пальцы рук строго направлены вперед. Расстояние между ногами не должно быть больше, чем на ширине плеч.

Запрокинув голову назад, прогните спину настолько, насколько это возможно. Задержитесь в этой позиции на несколько секунд и перейдите в положение, напоминающее острый угол. Ноги и руки прямые, голова опущена вниз. Вернуться в исходное положение, прогнув вновь спину.

Противопоказания к выполнению упражнений

Эти упражнения больше направлены для омоложения и поддержания людей в возрасте. Как вы заметили, все они улучшают состояние позвоночника, его гибкость. Именно от позвоночника зависит во многом наше здоровье. А с возрастом теряется его гибкость.

Но к этому времени у многих может быть уже «букет» болячек, в том числе и хронических. Поэтому, прежде чем начать делать этот комплекс золотых упражнений, нужно проконсультироваться с врачом.

Нельзя начинать делать эти упражнения при:

Грыже позвоночника;

Рассеянном склерозе;

Высоком артериальном давлении;

Сердечно-сосудистых заболеваниях.

При возникновении каких-либо неприятных ощущений немедленно обратиться к лечащему врачу. В конце концов есть и другие упражнения, которые помогут поддержать ваш организм и тело в тонусе.

Кто такой Питер Келдер

О Питере Келдере, кроме того, что автор книги о пяти золотых упражнений тибетских монахов, ничего не известно. Также не известно, был ли на самом деле полковник британской армии Брэдфорд, который когда-то служил в Индии и встретивший там монахов, которые и в возрасте излучали энергию и силу.

Выйдя в отставку, этот полковник поселился в монастыре и несколько лет изучал практику лам, которую они назвали ритуалами или обрядами.

Как бы там не было, но сегодня при нашем малоподвижном образе жизни эти упражнения обрели новый смысл и актуальны. Хотя в те далекие годы конца тридцатых годов прошлого столетия они не были встречены с воодушевлением.

Да и сегодня много скептиков по поводу эффективности упражнений. А многих останавливают условия выполнения упражнений, которые нужно выполнять строго в такой последовательности, не делая больших перерывов. Иначе, как пишется в книге, можно принести больше вреда своему здоровью, чем пользы.

Брошюру с полным описанием и как выполнять упражнения можно найти в интернете. Есть и другие авторы, которые внесли свои изменения и дополнения. Автор первого перевода книги Питера Келдера у нас Андрей Сидерский, преподаватель йоги и автор и переводчик многих других книг.

Смотрите в видео как выполнять 5 упражнений тибетских монахов око возрождения для омоложения организма

Тибетские монахи за неприступными стенами горных монастырей хранят сокровища тайных знаний, позволяющих не только улучшить физическое здоровье человека, но и укрепить его энергетический потенциал. С секретом тибетской методики Око возрождения европейцев познакомил писатель Питер Кэлдер, собравший древние знания монахов в своей книге. Теперь техника выполнения упражнений доступна каждому.

Несложный гимнастический ритуал тибетские ламы практиковали для обеспечения процветания, обретения вечной молодости и долголетия. Технические достижения цивилизации стремительно меняют мир вокруг, лишая современного человека возможности активно двигаться. Результатом все большей неподвижности становится развитие болезней, которые приводят к изнашиванию человеческого организма, ускоряя процесс старения.

Задача упражнений комплекса Око возрождения, названных тибетскими жемчужинами, восстановить здоровье организма методом воздействия, как на физическую, так и энергетическую оболочку человека.

Как подготовиться к оздоровительной зарядке

Чтобы получить максимальный результат от выполнения 5 тибетских упражнений, организм следует подготовить к специфическим действиям.

  • После пробуждения, не вставая с постели, займитесь потягиваниями – на вдохе позвоночник вытягивают, полноценно расслабившись на выдохе. Затем потряхивают конечностями, поднятыми вверх перпендикулярно по отношению к плоскости кровати. Только после этой простой подготовки рекомендуется встать со спального места.
  • Во время подъема позвоночник максимально распрямляют с вдохом, представляя процесс насыщения тела энергетическими потоками, исходящими от самой земли. Выдох должен быть медленным с потягиванием и расслаблением, ощущением распространяющейся внутри энергии. Для окончательной подготовки организма к упражнениям Око возрождения, нужно спокойно встряхнуть конечности, сделать несколько лёгких прыжков на одном месте.

Важность энергетических вихрей

Еще с древних времен известно, что физическая оболочка человека представляет собой лишь звено в сложной системе тонких тел, не видимых глазом. Благодаря незримым вихрям, пронизывающим тонкие оболочки, происходит обмен с энергетическими полями окружающего мира.

Вихри воздействуют на все внутренние системы и органы человека, за их усваивание и перераспределение ответственны чакры, основных всего 7 и располагаются они вдоль позвоночника. На уровне физического тела энергетические воронки ассоциируются с основными нервными узлами, их можно назвать генератором праны.

Именно благодаря чакрам, физическое тело человека окружено энергетическим полем, называемым аурой. Тибетская гимнастика помогает усилить круговорот вихрей энергии через воронки чакр, что ведет к повышению иммунитета, восстановлению жизненных сил.

Правила возрождения организма гимнастикой

Основное внимание при занятии гимнастикой из книги Око возрождения уделяется правильной технике движений и методике дыхания. Комплекс всего из 5 упражнений несложен для освоения, но заниматься придется регулярно. Добиться возрождения жизненно важных процессов в организме поможет правильное выполнение упражнений.

  1. К практике Око возрождения приступают после утренней подготовки с вытягиванием позвоночника. Занимаются на голодный желудок, при желании можно выпить немного воды (теплой). Стоит также обзавестись специальным ковриком.
  2. Комплекс из 5 упражнений, выполняют ежедневно, пропуск даже одного дня приведет к аннулированию всех достижений. Для усиления эффекта внутреннего омоложения рекомендуется заниматься зарядкой утром, а также в вечернее время.
  3. На начальном этапе тренировок каждое из упражнений выполняют по три раза. Затем каждую неделю ритуал усложняют добавлением двух повторов. Когда количество повторений достигнет 21, добавление прекращают.
  4. Каждое из упражнений Око возрождения выполняют в строгой последовательности, руководствуясь инструкцией, без напряжений и переутомления. Если общее число повторений дается с трудом, их количество распределяют на утреннее и вечернее занятие.
  5. Завершают тибетский ритуал оздоровления отдыхом с расслаблением. Можно принять комфортный душ, но обливаться холодной водой не рекомендуется.

Для выполнения комплекса Око возрождения понадобится всего 15 минут, но приступив к практике, зарядкой тибетских монахов придется заниматься всю жизнь для поддержания здоровья и энергетического потенциала. Не стоит настраиваться на скорый результат, он порадует лишь через 2-3 месяца упорного труда.

Техника дыхания при выполнении упражнений

По отзывам людей, практикующих методику Око возрождения, можно судить о высокой эффективности зарядки благодаря правильному дыханию. Оздоровительную гимнастику относят к практикам тибетской йоги, требующей знания этапов дыхательной техники:

  • на вдохе диафрагму опускают вниз с выдвижением вперед живота, что позволяет лёгкие заполнить воздухом;
  • для обеспечения движения легких втягивают живот, что способствует расширению грудной клетки;
  • на выдохе воздействием на мышцы шеи поднимают ребра, не напрягая грудную клетку.

Вдыхать следует носом, выдох – через приоткрытый рот, мысленно выпуская из себя все накопленное раздражение. По ходу выполнения пяти жемчужин ритуала Око возрождения, вдох сопутствует исходному положению, выдохом сопровождают силовой этап методики.

Как правильно выполнять 5 тибетских практик

Гимнастический комплекс настолько универсален, что его можно выполнять, как полноценную зарядку либо дополнить им другие физические занятия. Тактика выполнения каждого из упражнений представлена на видео ниже.

Ритуал №1

Упражнение выполняется стоя с распрямленной спиной и вытянутыми по сторонам руками, ладони направлены вниз, а лицо – на север. Цель действий – запуск энергетических вихрей, замедление которых приводит к болезням. Поэтому начинайте вращение вокруг своей оси по направлению часовой стрелки. Для начала достаточно 3 оборотов, их число увеличивается постепенно в соответствии с правилами выполнения гимнастики. Через 10 дней раскручивания энергетических потоков появится ощущение лёгкости не только в теле, но и мыслях.

Совет: не пугайтесь ощущения легкого головокружения. Нарастание тошноты – свидетельство того, что вы переусердствовали. Не стоит также задерживать дыхание.

Ритуал №2

Вторую из жемчужин зарядки Око возрождения выполняют лежа на полу. Цель ритуального действа тибетских монахов – улучшить состояние всего организма, что облегчает симптомы заболеваний. Пошаговая тактика выполнения:

  • лёжа на спине, руки следует вытянуть вдоль туловища, развернув ладонями вниз и плотно соединив пальцы;
  • на вдохе нужно поднять голову, максимально прижавшись подбородком к верхней части грудины;
  • поднимая ноги вверх, следите за их прямолинейностью, но таз от пола отрывать нельзя;
  • во время выдоха возвращайтесь к исходному положению с последующим расслаблением.

Замечание: движения на вдохе и выдохе должны быть плавными, а колени ног сгибать нельзя. Расслабляясь на завершающем этапе упражнения тибетской зарядки, важно представить наполнение тела энергией.

Ритуал №3

Для выполнения третьего упражнения практики Око возрождения придется стать на колени, заняв строго вертикальное положение. Руки при этом должны лежать ладонями на ягодицах, отведены немного назад. Как действовать:

  • выдохнув, максимально наклоняйте голову вперед, чтобы подбородком прижаться к области груди;
  • сделав вдох, поднимайте голову вверх, откидывайте ее назад, сопровождая выпячиванием грудной клетки;
  • обеспечению равновесия помогают руки, ладони нужно переместить немного вверх по ягодицам;
  • возврат к исходной позиции сопровождается полным выдохом, затем необходимо сделать краткую паузу.

Разъяснение: это упражнение тибетской гимнастики требует полной гармонии ритма дыхания с движениями. Выполняя упражнение, визуализируйте течение энергии, на вдохе она движется вверх, на этапе выдоха – течет вниз.

Ритуал №4

Это упражнение зарядки тибетских монахов выполняется сидя на полу с вытянутыми вперед прямыми ногами. Их следует развести на ширину таза, руки расположить на полу ладонями вниз по сторонам бедер, а позвоночник распрямить. Голову опустите вперед, потно прижавшись подбородком к верхушке грудины. Техника выполнения:

  • глубоко вдохнув, голову запрокидывайте назад, поднимая туловище параллельно плоскости пола (аналогично упражнению мостик);
  • в момент высокой напряженности мышц требуется задержка дыхания с мысленным увеличением силы рук;
  • на этапе выдоха возвращайтесь к стартовому положению.

Важно: все движения, а также вдох/выдох должны быть медленными. Нужно стараться выдержать прямой угол между согнутыми в коленях ногами и туловищем, не забывая фиксировать внимание на циркуляции потоков энергии.

Ритуал №5

К завершающему упражнению тибетской гимнастики Око возрождения приступают из положения лежа на животе, ладони с направленными вперед пальцами должны упираться в пол. Как выполнять:

  • плотно упираясь ладонями в пол, вдохните и поднимайте верхнюю часть туловища, запрокидывая голову назад до упора;
  • поднимая тело на прямых руках с упором на пальцы ног, добейтесь положения, напоминающего острый угол с вершиной в пятой точке;
  • возвращение к исходной позиции сопровождайте медленным выдохом с задержкой дыхания в крайних позициях после вдоха/выдоха.

Уточнение: завершающее упражнение зарядки тибетских лам способствует гармонизации баланса энергетических вихрей. Процесс усиления энергетики, сопровождаемый визуализацией бушующей внутри вас мощной силы вихревых потоков, оборачивается полным выздоровлением.

Око возрождения - единственный источник, в котором содержится бесценная информация о шести древних тибетских ритуальных практиках, дающих нам ключи от врат долгой молодости, здоровья и удивительной жизненной силы. В течение тысяч лет информация о них сохранялась монахами уединенного горного монастыря в глубочайшей тайне. Впервые они были раскрыты в 1939 году, когда увидела свет книга Питера Кэлдера.

Но тогда Запад еще не был готов принять эту информацию, поскольку только начинал знакомиться с фантастическими достижениями Востока. Теперь же, после того, как ураган теоретической и практической информации о самых разнообразных системах восточного эзотерического знания промчался над планетой, принеся фантастические откровения и раскрыв новую страницу в истории человеческой мысли, возникла настоятельная необходимость перейти к практике, выбирая самые эффективные и самые неординарные методы. Поэтому отнюдь не удивительно, что книга Кэлдер Питер - Око возрождения вновь возникла из небытия забвения - ее время настало. Почему? Что в ней особенного? Ведь практики, описанные на ее страницах, не производят впечатления сколько-нибудь сложных, да и сам автор утверждает, что они доступны любому человеку… В чем же дело, отчего нам потребовалось столько лет на то, чтобы принять такие, казалось бы, простые и очевидные вещи? Все дело в том, что речь идет не просто об оздоровительных упражнениях, а о ритуальных действиях, обращающих вспять течение внутреннего времени. Даже сейчас, после всех виденных нами чудес, это не укладывается в сознании. Но, тем не менее, факт остается фактом - метод работает и работает именно таким образом!

Генри Брэдфорд: Когда я поселился в монастыре, мне первым делом объяснили, что в человеческом теле имеется девятнадцать энергетических центров, именуемых «вихрями»,- продолжил полковник прерванный рассказ.- Семь из них являются основными, а двенадцать -второстепенными. Эти вихри - мощные полевые образования, невидимые глазом, но тем не менее вполне реально существующие. Местоположение второстепенных вихрей соответствует положению суставов конечностей: шесть верхних второстепенных вихрей соответствуют плечевым суставам, локтевым суставам и лучезапястным суставам и кистям рук; шесть нижних второстепенных вихрей соответствуют тазобедренным суставам, коленям и голеностопным суставам со ступнями.

Когда ноги человека разведены не слишком широко в стороны, коленные вихри соединяются, образуя один большой вихрь, по количеству сконцентрированной в нем энергии приближающийся к основным. А поскольку обычный человек крайне редко оказывается в ситуациях, требующих от него выполнения интенсивных широко амплитудных махов ногами, выполнения «шпагатов» и тому подобных упражнений, коленные вихри его почти всегда представляют собой один вихрь, пространственная форма которого все время изменяется в соответствии с движениями тела. Поэтому иногда коленный вихрь относят к числу главных в качестве дополнительного, восьмого, и говорят не о девятнадцати, а о восемнадцати вихрях. Местоположение центров семи основных вихрей таково: самый нижний размещается в основании туловища, второй - на уровне самой верхней точки полового органа, третий -чуть ниже пупка, четвертый -посередине грудной клетки, пятый - на уровне основания шеи, шестой - в середине головы; что же касается седьмого вихря, то он по форме напоминает конус с обращенным кверху открытым основанием и располагается в голове над шестым вихрем.

В здоровом теле все вихри вращаются с большой скоростью, обеспечивая «праной» или «эфирной силой» все системы человеческого существа. Когда же функционирование одного или более из этих вихрей нарушается, поток праны ослабляется или блокируется и… В общем, нарушение циркуляции праны как раз и есть то, что мы называем «болезнью» и «старостью».

— У нормального здорового человека,- продолжал полковник,- внешние границы вихрей довольно далеко выходят за пределы тела. У особо мощных и развитых во всех отношениях индивидов все вихри сливаются в одно плотное вращающееся полевое образование, по форме напоминающее гигантское энергетическое яйцо.

Обычный человек тоже напоминает яйцо, однако плотность поля в нем различна - сердцевина вихрей по плотности энергии существенно отличается от периферии. А вот у старого, больного или слабого индивида почти вся энергия вихрей сосредоточена вблизи их центров, внешние же границы вихрей зачастую за пределы тела не выходят. Самый быстрый и радикальный способ восстановления здоровья и молодости состоит в придании вихрям их нормальных энергетических характеристик. Для этого существует пять простых упражнений. Вернее, всего их шесть, но шестое -особое, и о нем я когда-нибудь расскажу отдельно. Пока же остановимся на пяти упражнениях, каждое из которых действует благотворно, однако полнота эффекта достижима лишь при регулярном выполнении всех пяти. По сути, это отнюдь не просто упражнения, недаром ламы называют их «ритуальными действиями». Эти ритуальные действия и составляют простую систему эфирной тренировки, имя которой - «Око возрождения». А теперь я расскажу обо всех ритуальных действиях «Ока возрождения» по порядку.

Действие выполняется с целью придания вращению вихрей дополнительного момента инерции. Мы как бы разгоняем вихри, придавая их вращению скорость и стабильность.

Исходное положение для первого ритуального действия - стоя прямо c горизонтально вытянутыми в стороны на уровне плеч руками. Приняв его, начать вращаться вокруг своей оси до тех тор, пока не возникнет ощущение легкого головокружения. При этом очень большое значение имеет направление вращения - слева направо. Другими словами, если бы вы стояли в центре лежащего на полу большого циферблата, обращенного лицевой стороной вверх, то вращаться нужно было бы по часовой стрелке.

Начинающим ламы рекомендуют ограничиваться тремя оборотами. В отличие от «пляшущих» дервишей, ламы в своей практике не вращаются до полного изнеможения, вращаясь не несколько сотен раз, а всего лишь раз десять-двенадцать. Максимальное же число оборотов за один раз в большинстве случаев не превышает двадцати одного.

Чтобы «отодвинуть» предел головокружения, можно воспользоваться приемом, который широко используют в своей практике танцоры и фигуристы. Прежде чем начать вращаться, зафиксируйте взгляд на какой-нибудь неподвижной точке прямо перед собой. Поворачиваясь не отрывайте взгляд от избранной вами точки, сколько это будет возможно. Когда точка фиксации взгляда уйдет из вашего поля зрения, быстро поверните голову, опережая вращение туловища, и как можно быстрее снова захватите взглядом ориентир. Этот прием позволяет довольно заметно отодвинуть предел головокружения.

Видео по выполнению Первого ритуального действия

Исходным положением для второго ритуального действия является положение лежа на спине. Лучше всего лежать на толстом ковре или какой-нибудь другой достаточно мягкой и теплой подстилке.

Выполняется второе ритуальное действие следующим образом. Вытянув руки вдоль туловища и прижав ладони с плотно соединенными пальцами к полу, нужно поднять голову, крепко прижав подбородок к грудине. После этого - поднять прямые ноги вертикально вверх, стараясь при этом не отрывать от пола таз. Если можете, поднимайте ноги не просто вертикально вверх, но еще дальше «на себя» - до тех пор, пока таз не начнет отрываться от пола. Главное при этом - не сгибать ноги в коленях. Затем медленно опустите на пол голову и ноги. Расслабьте все мышцы и после этого повторите действие еще раз.

В этом ритуальном действии большое значение имеет координация движений с дыханием. В самом начале необходимо выдохнуть, полностью избавив легкие от воздуха. Во время поднимания головы и ног следует делать плавный, но очень глубокий и полный вдох, во время опускания - такой же выдох. Если вы устали и решили немного отдохнуть между повторениями, старайтесь дышать в том же ритме, что и во время выполнения движений. Чем глубже дыхание, тем выше эффективность практики.

Видео по выполнению Второго ритуального действия

Ритуальное действие третье должно выполняться сразу же вслед за первыми двумя. И так же как первое и второе, оно является очень простым. Исходным положением для него служит положение стоя на коленях. Колени следует ставить на расстоянии ширины таза одно от другого, чтобы бедра располагались строго вертикально. Кисти рук ладонями лежат на задней поверхности мышц бедер как раз под ягодицами.

Затем следует наклонить голову вперед, прижав подбородок к грудине. Забрасывая голову назад-вверх, выпячиваем грудную клетку и прогибаем позвоночник назад, немного опираясь руками о бедра, после чего возвращаемся в исходное положение с прижатым к грудине подбородком. Немного отдохнув, если необходимо, повторяем все сначала. Таковы движения третьего ритуального действия «Ока возрождения».

Подобно второму ритуальному действию, третье требует строгого согласования движений с ритмом дыхания. В самом начале следует сделать такой же глубокий и полный выдох, как в первом. Прогибаясь назад, нужно вдыхать, возвращаясь в исходное положение - выдыхать. Глубина дыхания имеет огромное значение, поскольку именно дыхание служит связующим звеном между движениями физического тела и управлением эфирной силой. Поэтому дышать при выполнении ритуальных действий «Ока возрождения» необходимо как можно более полно и глубоко. Ключом же к полному и глубокому дыханию всегда служит полнота выдоха. Если выдох выполнен полноценно, столь же полноценным неизбежно окажется естественно следующий за ним вдох.

Видео по выполнению Третьего ритуального действия

Для выполнения четвертого ритуального действия нужно сесть на пол, вытянув перед собой прямые ноги со ступнями, расположенными примерно на ширине плеч. Выпрямив позвоночник, положите ладони с сомкнутыми пальцами на пол по бокам от ягодиц. Пальцы рук должны быть при этом направлены вперед. Опустите голову вперед, прижав подбородок к грудине.

Затем запрокиньте голову как можно дальше назад-вверх, а потом - поднимите туловище вперед до горизонтального положения. В конечной фазе бедра и туловище должны находиться в одной горизонтальной плоскость, а голени и руки - располагаться вертикально, как ножки стола. Достигнув этого положения, нужно на несколько секунд сильно напрячь все мышцы тела, а потом - расслабиться и вернуться в исходное положение с прижатым к груди подбородком. Затем - повторить все сначала.

И здесь ключевым аспектом является дыхание. Сначала нужно выдохнуть. Поднимаясь и запрокидывая голову - выполнить глубокий плавный вдох. Во время напряжения - задержать дыхание, и опускаясь - полностью выдохнуть. Во время отдыха между повторениями - сохранять неизменный ритм дыхания.

Видео по выполнению Четвертого ритуального действия

Исходным положением для него является упор лежа прогнувшись. При этом тело опирается на ладони и подушечки пальцев ног. Колени и таз пола не касаются. Кисти рук ориентированы строго вперед сомкнутыми вместе пальцами. Расстояние между ладонями - немного шире плеч. Расстояние между ступнями ног - такое же.

Начинаем с того, что запрокидываем голову как можно дальше назад-вверх. Затем переходим в положение, при котором тело напоминает острый угол, вершиной направленный вверх. Одновременно движением шеи прижимаем голову подбородком к грудине. Стараемся при этом, чтобы ноги оставались прямыми, а прямые руки и туловище находились в одной плоскости. Тогда тело окажется как бы сложенным пополам в тазобедренных суставах. Вот и все. После этого возвращаемся в исходное положение - упор лежа прогнувшись - и начинаем все сначала.

Схема дыхания в пятом ритуальном действии несколько необычная. Начав с полного выдоха в упоре лежа прогнувшись, вы делаете глубокий, насколько это возможно, вдох при «складывании» тепа пополам Получается некоторое приближенное подобие так называемого парадоксального дыхания Возвращаясь в упор лежа прогнувшись, вы делаете полный выдох. Останавливаясь в крайних точках для выполнения напряженной паузы, вы задерживаете дыхание на несколько секунд соответственно после вдоха и после выдоха.

Видео по выполнению Пятого ритуального действия

Ритуальное действие шестое не является обязательным, а предназначено лишь для тех кто решил встать на путь духовного совершенствования. Для поддержания превосходной физической формы достаточно и первых пяти упражнений.

Выполнение шестого ритуального действия. заключается в следующем: стоя прямо, вы делаете глубокий вдох, сжимаете анальный сфинктер, сфинктер мочевого пузыря, напрягаете мышцы тазового дна и низа передней стенки живота, а затем быстро наклоняетесь, опираясь руками о бедра, и интенсивно выдыхаете через рот со звуком «Ха-а-х-х-х», стараясь удалить из легких весь воздух полностью, включая так называемый остаточный; после этого вы как можно сильнее втягиваете живот за счет напряженного поднятия вверх диафрагмы и расслабления передней стенки живота и выпрямляетесь. Подбородок при этом должен быть прижат к подъяремной выемке, кисти рук лежат на талии. Выдержав положение с втянутым животом как можно дольше - столько времени, на сколько у вас хватит задержки дыхания,- расслабьте диафрагму, поднимите голову и как можно спокойнее сделайте глубокий вдох.

Как следует отдышавшись, повторите. Обычно для того, чтобы перенаправить свободную энергию и «растворить» возникшее сексуальное желание, достаточно трех повторений. Желательно не выполнять более девяти повторений шестого ритуального действия за один раз.

В качестве тренировки шестое ритуальное действие выполняется единожды в день в виде серии из не более чем девяти повторений. Осваивать его следует постепенно, начав с трех раз и еженедельно прибавляя по два. «Прикладная» практика этого упражнения возможна в любое время и в любом месте при условии не слишком полного желудка и кишечника, а также наличия телесного сигнала в форме возникшего сексуального желания. Более того, вполне освоивший шестое ритуальное действие с легкостью осуществляет предельно полный выдох тихо, не наклоняясь и не привлекая к себе внимания. Поэтому практика обращения сексуальной энергии в жизненную силу выполнима действительно где и когда угодно, в любой момент, едва только внимание обратится к проявившему себя в теле сексуальному желанию.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...