Плохие оценки в школе что делать. Нужно ли ругать ребенка за плохие оценки

Каждый из нас рано или поздно сталкивается с ситуацией подобного неуспеха. «Садись, два!» — выносит свой вердикт учитель. И зачастую непонятно, а что же делать дальше? Мысли путаются, захлестываемые эмоциями, и в итоге наши действия могут не отличаться разумностью. Давайте попробуем разобраться в том, что имело бы смысл сделать, когда мы получаем плохую оценку (для краткости назовем ее «двойкой», хотя у каждого свое понимание «плохости», и это может быть оценка от 1 до 4).

Итак, первое, с чем мы сталкиваемся — наша собственная самооценка. Иногда она существенно снижается, стоит нам получить двойку. Поэтому в первый момент после получения двойки важно себя на секундочку остановить и напомнить самому себе, об очень простой вещи. Из-за плохой оценки вы не становитесь хуже. Не становитесь глупее от того, что не смогли решить задачу, не становитесь неприятнее от того, что не выучили правила и исключения, не становитесь недостойным, оттого, что не можете написать формулу цветка бобовых. Плохая оценка отражает лишь неэффективность в каком-то конкретном действии. По сути, это определенный указатель, напоминающий вам о том, на какие области знания нужно обратить чуть более пристальное внимание.

Допустим, вы успокоились, смогли прийти в себя. И в этот момент возникает следующий вопрос – а как отреагируют родители. Довольно часто, автоматически возникает мысль – «родители меня убьют».

Имеет смысл взглянуть на ситуацию чуть объективнее. Чтобы было легче это сделать, попробуйте вспомнить, как родители реагировали на плохие отметки в прошлый раз. В любом случае, убивать вас не будут. Да, родители вряд ли обрадуются и вряд ли будут вас награждать за заслуженную двойку. Скорее всего, они так или иначе выскажут свое неудовольствие, возможно, каким-то образом вас накажут.

Поэтому следующая мысль, которая обычно нас искушает – «ничего не рассказывать родителям». Мысль настолько же заманчивая, насколько и неэффективная. Тот, кто пробовал что-то скрывать, наверняка уже знает, что родителям рано или поздно все станет известно. И если до этого они были бы расстроены исключительно плохими отметками, то теперь к этому примешаются еще и неприятные переживания, связанные с вашим обманом – в результате и наказание может оказаться суровее, и доверие к вам будет подрываться. Еще один минус заключается в том, что, скрывая свои отметки, вы становитесь жертвой случайностей. Раскрыть вас могут в любую секунду, и чаще всего это происходит в самый неподходящий момент. Когда же вы рассказываете о своих школьных трудностях самостоятельно, у вас есть возможность морально подготовиться, а иногда и выбрать подходящее время для подобного разговора. Иногда возникает еще одна иллюзия – мысль о том, что вы сами со всем справитесь. Следуя за ней, вы рискуете – ведь иногда проблемы растут как снежный ком. Вам будет гораздо легче предотвратить различные сложности совместно с родителями, чем пытаться как-то справиться с ситуацией, когда вы погрязли в задолжностях, да и родители злы на вас из-за того, что происходящее скрывалось слишком долго.

Итак, мы собрались с силами и готовы рассказать родителям о своем неуспехе. Как это лучше сделать? Каждый из вас неплохо знает своих родителей и наверняка сможет выбрать время, когда они будут в достаточно хорошем расположении духа. Если вам по-прежнему очень страшно, начните разговор с тем из родителей, с кем у вас более доверительные отношения. Что же стоит сказать?

«Я получил два, потому что много отвлекался на контрольной» — «На следующей контрольной я буду сосредоточен»

«Я получила двойку, потому что пропустила эту тему и не все поняла» — «Теперь я постараюсь полностью разобраться в этой теме, чтобы больше не попадать в такую ситуацию»

«Я не сдал контрольную, потому что не выучил» — «Теперь перед контрольным сажусь учить все еще серьезнее»

«Учительница занизила мне оценку» — «Я постараюсь наладить отношения с учительницей или хотя бы узнать, что нужно для получения хороших оценок»

Все эти рекомендации могут помочь вам спокойнее и свободнее рассказать о плохих оценках, но все это будет бесполезно, если вы сами не предпримете конкретных действий, чтобы улучшить свою успеваемость . Важно, чтобы ваш план от слов перешел бы к делу, тогда и рассказывать о своих двойках вам придется значительно реже.

Резюмируем. Когда мы получаем плохую оценку, мы:

  1. Даем себе успокоиться
  2. Морально готовимся рассказать родителям о своих сложностях
  3. Обсуждаем ситуацию с родителями
  4. Предпринимаем конкретные шаги для улучшения своей успеваемости

Успехов вам в учебе.

Сергей Ельхимов,

У большинства школьников приближаются долгожданные каникулы.

Твой малыш незаметно подрос, и вот он уже – не младенец и не смешной дошколенок, а почти взрослый солидный человек – школьник. Куплена школьная форма и самый лучший ранец, пачка тетрадей, ручки, карандаши и еще целая куча нужных вещей. И ты с нетерпением ждешь, что чадо будет радовать каждый день родителей пятерками? Иначе и быть не может: ведь твой ребенок – самый умный, развитый, сообразительный и начитанный!

Как вдруг… Ни с того ни с сего в дневнике появляются двойки. И ты – в растерянности: как же так? Что делать? Ругать, наказывать, разбираться с учительницей?

Мы дадим несколько советов психолога, как действовать, если ребенок приносит плохие оценки:

Совет №1 Прежде всего – успокойся . Без двоек пока еще не сумел обойтись ни один человек. Запомни самое важное: за плохие оценки нельзя ни ругать, ни, тем более, наказывать. Почему? Потому что это не поможет избавиться от проблемы, зато покажет ребенку: родителям доверять нельзя, и в следующий раз он постарается скрыть полученную отметку. А со временем научится скрывать от тебя и другие проблемы. Тебе это надо?

Если двойки появляются в дневнике твоего чада изредка, то вообще не стоит беспокоиться. Такие эпизодические плохие оценки можно считать случайностью: с кем не бывает!

Совет №2 Если же ты видишь явное ухудшение на учебном фронте, попробуй разобраться в ситуации. Может быть, школьная программа слишком сложна для ребенка? Такое бывает чаще, чем принято думать. В этом случае подумай о дополнительных занятиях. Похожий результат бывает в случае, наоборот, чересчур легкой программы для ребенка, уровень развития которого опережает предлагаемые школой знания. Ему просто скучно заниматься тем, что он давно знает, и двойки могут появиться в результате небрежности.

Совет № 3 Еще один вариант – банальная лень. Что ж, твой ребенок – тоже человек, имеет право полениться. Постарайся контролировать, как он делает домашние задания , какое-то время проверяй его каждый вечер. Может быть, придется посидеть вместе с ним над учебниками, что-то объяснить. Этот метод поможет и в том случае, если школьник просто не понял какой-то темы, и у него возникли сложности.

Совет №4 Хорошим выходом из положения станет правильная мотивация. Объясни малышу, что знания, которые он получает в начальной школе, - основа всей дальнейшей учебы, и, если он сейчас отнесется к учебе несерьезно, то в старших классах ему придется очень туго. Не угрожай, а спокойно скажи, что в случае получения табеля с плохими оценками придется отменить долгожданную летнюю поездку: ее нужно заслужить. И не бойся выполнить свое обещание, если ребенок не справится. Пусть осознает: он вступил во взрослую жизнь, отмена поездки – это не наказание, а подтверждение той истины, что все хорошее нужно заработать.

Совет №5 Может случиться и так, что у школьника не складываются отношения с учителем. Здесь родители должны приложить все усилия, чтобы «разрулить» ситуацию с преподавателем. Поговори с ребенком, выясни причину, постарайся понять суть – кто прав, а кто не очень. Нелишним будет и беседа с учителем – наедине или на родительском собрании, в зависимости от обстоятельств. Только не настраивайся на «войну»! Прояви дипломатические способности.

Твоя цель – не отбить у ребенка желание учиться, не подавить его веру в себя. Требуй, но не кричи и не ругай. Объясни, что ты готова предоставить любую помощь, какая от тебя потребуется.

Бытует школьный стереотип: чтобы состояться в жизни, нужно быть отличником, или, по крайней мере, учиться хорошо. С другой стороны, на слуху имена известных личностей, которые были круглыми двоечниками: Уинстон Черчилль, Билл Гейтс, Александр Пушкин, наконец.

Сегодня мы расскажем о первой встрече «Разрушителей мифов» с экспертами и психологами, родителями и школьниками, которую провел профориентационный сервис «Профилум» , чтобы понять: что школе и родителям делать с троечниками?

Отношение родителей к оценкам, которые дети получают в школе, неоднозначно. Кто-то считает, что тройки - это плохо, другие уверены, что именно троечники составят будущий креативный класс. Школьникам часто говорят, что плохие оценки, в том числе «тройки» станут препятствием в жизни: ты плохо сдашь ЕГЭ, не поступишь в хороший вуз и непонятно, как будешь жить дальше. Так ли это на самом деле?

Истории двух Дим

Дима, закончил школу несколько лет назад

В средней и младшей школе всё было очень гладко, но в старших классах у учителей и родителей возникли большие сложности с тем, чтобы объяснить, как те или иные знания пригодятся мне в будущем. На любые вопросы мне отвечали «это понадобится в университете» или «так надо». К счастью, моя старшая школа была специализированной, нам давали программирование, алгоритмику уровня 1-2 курса вуза. Эти предметы вёл специалист из реальной компании, и мне было очень легко с ним, я понимал, для чего всё это нужно. Были и бесполезные знания, например, на географии мы изучали экономику Судана. Зачем она мне?

Второкласснику Диме в школе вообще ничего не нравится, и поэтому он ходит в школу, «чтобы не расстраивать маму».

Мама второклассника Димы

Я перевела сына в другой класс, где задают меньше. Но, к сожалению, Дима потерял желание учиться, потому что класс был значительно слабее, а программа была уже пройдена. Частично мы решили проблему интереса к учебе игровой формой обучения дома. В игровой форме Дима все очень хорошо усваивает.

Роль школы меняется

Это лишь два примера того, почему дети могут получить плохие оценки, в том числе компромиссные «тройки». Школьные отметки - это лишь косвенный показатель знаний. Настоящая проблема - в отсутствии мотивации усваивать материал. В этом случае родители ищут возможность дать ребенку лучшее образование, подойти к этому вопросу нестандартно.

Марк Сартан

руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

Школа должна отвечать на запросы родителей. Есть ли сегодня у нас выбор, в какую школу отдавать ребенка? Фактически нет! Поэтому родителям приходится доделывать то, что не смогли учителя. Но сам факт, что родители задаются вопросом «что делать?», если у ребенка «плохие оценки», говорит о том, что проблему можно решить.

Роль школы в жизни людей за прошедшие годы изменилась. Раньше те, кто не справлялся, отправлялись «на камчатку», а потом исключались из школы. Сегодня же ребенка нельзя даже оставить на второй год, хотя некоторые родители даже просят об этом в воспитательных целях.

Людмила Петрановская

Шансы людей, умеющих только сидеть на месте и выполнять простые алгоритмические операции, оказываются нулевыми, так как машины уже сегодня во многих аспектах оказываются эффективнее людей. Школьникам нужен новый подход, новые знания. При этом проблема отсроченного педагогического результата, когда школьник не понимает, зачем ему дают те или иные знания, компенсируется оценками, которые заменяют мотивацию. Но поколению цифровых аборигенов, которые учатся пользоваться сенсорным экраном раньше, чем говорить, увлекаются киберспортом и видеоблогами, нужен совершенно иной подход. В отличие от прошлых поколений, они могут задаваться вопросами: «Зачем мне это надо?», и стараться заставить их учиться плохими оценками практически бесполезно.

Нина Добрынченко-Матусевич

лидер Родительской лиги, активная мама троих детей

Сегодня образование уже не является социальным лифтом и само по себе не может никого никуда вытащить. Люди осознают эту ситуацию, но реагируют по старинке. Они предлагают вернуть ту систему образования, которая помогала нам и нашим родителям, только сделать её сильнее и лучше. Вместо этого нужно создавать новые форматы обучения и оценки полученных знаний.

Статистика показывает, что российские оценки сильно оторваны от реальности. Если в США каждый балл в школе даёт прирост к зарплате на 7%, то в России наблюдается снижение зарплаты на 7% с увеличением среднего балла - из-за уклона карьеры в академическую среду, где уровень оплаты труда ниже. В нашей стран большее значение имеет наличие опыта работы. Как показали исследования ВШЭ, если человек где-то работал во время учебы, его зарплата оказывается выше на 33%. При этом работа во время учебы, как правило, не влияет на успеваемость.

Оценка развращает и школу, и систему образования

В целом, как отмечают психологи, оценки часто превращаются в лейтмотив: в большинстве случаев никого не интересует, что действительно знает ребенок - важно, какие оценки он приносит.

Мария Волошина

практикующий психолог в системе образования

Выбрать учителя для ребенка - это практически недоступная опция. Важно понять, как в настоящей реальности поддержать родителя и ребенка. Помощь школьного психолога для родителя заключается в том, чтобы помочь ему «отлепить» оценку от ребенка. Помочь родителю понять, какой вообще его ребенок, чем он хорош? - такие вопросы вводят родителей в ступор. Хорошо, когда родитель вместе с ребенком садится и начинает разбираться, видит прогресс, работает над ошибками

Чтобы оценки были объективными, должны быть чёткие критерии, чтобы результат можно было понять и оспорить. Например, в западных странах колледжи ранжированы по средним зарплатам выпускников, абитуриентам хорошо известно, какой балл нужно набрать по итогам обучения в школе, и это позволяет говорить о взвешенной роли оценок в жизни человека.

Людмила Петрановская

В психологическом контексте мы должны понимать, что при использовании оценки для выражения субъективного отношения неизбежно формируется страх плохой оценки ребенка. Нужно отделить зёрна от плевел, ставить оценку действиям, знаниям, поступков человека от оценки самого человека. Педагоги должны оценивать конкретные действия детей в рамках образовательного процесса. Нужно оценивать, как ребенок познаёт, как он коммуницирует с внешним миром.

Какой должна быть оценка?

Чтобы оценка не была сдерживающим фактором в развитии ребенка, родителям, учителям и самим детям нужно изменить отношение к ошибкам, так как они являются элементом естественного этапа обучения. По мнению психологов, существует три уровня мотивации: увлечённость, преодоление, избегание. И если сегодня «тройка» может сформировать в человеке именно паттерн избегания, нужно всячески работать над тем, чтобы подобная отметка стимулировала к преодолению, а ещё лучше - к увлеченному изучению предмета.

Вот полное видео дискуссии.

Рано или поздно, но даже отличник приносит плохую отметку. И вот тут начинается: одни родители причитают, другие снимают ремень или ставят в угол, третьи – заставляют чуть ли не переписывать тетрадь с самого начала, четвёртые – равнодушно машут рукой. А как правильно?

Помните, что ваша задача - не разобраться с конкретной «двойкой», а понять её причину и обеспечить профилактику на будущее.

Рациональный подход

В порыве можно накричать или наговорить кучу всяких обидных гадостей, а потом винить себя за это. Кроме того, при таком поведении есть шанс просто потерять доверие ребёнка. Он в дальнейшем будет бояться рассказать о своих оценках, прятать их, а если с помощью наказания и криков вы и заставите его учиться на одни пятерки, то это будет делаться не из желания получать знания и не из интереса к предметам, а из страха - страха ошибиться, страха оказаться не таким, каким его хотят видеть. Представьте, в каком напряжении тогда будет пребывать ученик! Поэтому, чтобы мысленно не ставить самим себе «двойку» за проявленную реакцию на плохую отметку, давайте научиться действовать «на пять». Если ребёнок получает «пару», то:

  1. Не ругаем.
  2. Выражаем озабоченность и даже расстраиваемся. Причём, расстраиваемся не тому, что «ученик, оказывается, неуч», а тому, что «такое неприятное событие случилось с ребёнком и нами», «что-то в обучении пошло не так».
  3. Разбираем обстоятельства получения плохой оценки.
  4. Отрабатываем вместе с учеником материал, пытаясь помочь разобраться в том, что не получается.

Объективность

К каждой оценке нужно подойти объективно. Не стоит поднимать крик или устраивать трагедию, если в дневнике «двойка». Сначала разберитесь, почему. Бывает, что происходит это не по вине самого ученика: например, учебник оказался более старым, и на указанной странице ребёнок решил другие примеры. Или же учитель дал материал, который плохо отработал с классом. Бывают и совсем неприятные моменты - к примеру, сам педагог невзлюбил воспитанника и оценил необъективно.

Десяток учителей обучает вашего ребёнка, и не со всеми могут быть идеальные отношения. Если у вас что-то не складывается с начальством, вы можете просто сменить работу. Детям сложнее, им приходиться приспосабливаться. Не торопитесь ругать в оценках учителей, особенно при ребёнке. Если даже вы что-то заметили такое, то организуйте разговор с педагогом наедине. И постарайтесь подойти к ситуации разносторонне.

Прицел на будущее

Многих и сейчас бросает в дрожь при детских воспоминаниях. Зачёркнутая «классная» на «домашняя работа», и мама с ремнём. Как мы клялись не быть такими, когда вырастем! А в итоге?

А на самом деле давайте выдохнем и подумаем: «Ну, плохой почерк у ребёнка, и что?» Вырастет, вообще только за компьютером и будет печатать. Может, не стоит делать трагедии из-за каждой оценки? Нет, говорить крохе: «Расслабься, Эйнштейн тоже был двоечником», - конечно, не стоит. Он должен понимать, каждая оценка - это результат труда, а трудиться необходимо. Но старайтесь относиться ко всему спокойнее, так будет проще всем. Кроме того, в учебе важнее процесс, а не результат. Если вы видите, что ребёнок старается, корпит за учебниками, то это достойно похвалы. Это важнее, чем оценка. Если он в контрольной сделал 8 ошибок, а через неделю - 4, и всё равно получил «трояк», вы обязаны заметить пусть маленькое, но улучшение.

Поощрение

Многие родители считают правильным платить за хорошие оценки, и наоборот, лишать денег - за плохие. Психологи не рекомендуют этого делать. Во-первых, ребёнок будет учиться ради денег. Во-вторых, совсем лишать карманных денег из-за полученной «тройки» — не правильно. В то же время поощрять - дело нужное. Только поощрять правильно. Неправильно шантажировать ученика общением с друзьями, с родственниками, приобретением животного. Лучше использовать другие мотиваторы, к примеру.

Вы уверены, что ваш ребенок должен учиться только на отлично? Вы ничего не слышали о ? Тогда это признание многодетйно мамы Елены Кучеренко - для вас.

Когда наша старшая дочь Варя пошла в школу, я сделала страшную ошибку, которую исправляю до сих пор. Я заявила ей, что я была отличницей и того же жду от нее.

Первые пару лет все было нормально. Она прекрасно училась, отчитывалась о своих успехах, все мы радовались ее пятеркам, гордились и т.д. Я даже не проверяла ее тетрадки, не говоря уже о том, чтобы заглянуть в электронный дневник.

Но однажды я взяла какую-то ее тетрадь, полистала и увидела закрашенную карандашом тройку.

“Варя, это что?” - строго спросила я. Дочка заплакала и призналась, что боялась, что я узнаю и буду ее ругать. Ладно бы четверка, но тройка! “Ты же сказала, что я должна быть отличницей!”

Моя дочка боялась сказать мне, что у нее что-то не получилось в школе, понимаете?!?! Я сама, своими руками выстроила между нами эту стену страха и недоверия. И к чему бы это в итоге привело, не рискну даже представить, не пролистай я ту злосчастную тетрадь.

Честно говоря, в тот момент я даже растерялась и не знала, что делать. Я просто ее обняла, сказала, что люблю, и попросила мне больше никогда не врать. И не бояться. И ушла в другую комнату - думать. И плакать.

Вспоминала, как сын знакомых попал в сумасшедший дом, потому что папа с мамой требовали от него пятерок, успехов, грамот, великого будущего и чтобы им не было за него стыдно. В итоге нервы и психика парня просто не выдержали. А самое страшное, что он не хотел возвращаться из “дурки” домой. Потому что, как он признавался потом, лишь там он смог вздохнуть спокойно, потому что в больнице от него не требовали быть чьей-то гордостью и достигать каких-то высот. И не нужно было получать пятерки, чтобы его любили.

“И так у меня никогда не будет”, - была уверена я.

А моя Варя плакала, закрашивала тройку и переживала, что не сможет стать отличницей, как мама… Как ее дурная мама!

“Да, Варя, твоя мама была в школе отличницей. И институт закончила с красным дипломом. Но самый главный свой экзамен - на умение быть хорошей матерью - она сдала на твердую двойку… Да какую там двойку! На кол!”…

Нет, это я говорила не ей, а себе. И понимала, что нам теперь очень многое нужно исправить. И в первую очередь мне - в себе.

Я вспоминала, как волновалась она перед каждой контрольной. Теперь я знала - почему. Как переживала из-за четверок… И это было неправильное, нездоровое переживание.

Не думайте, я не любила ее меньше из-за этих четверок и уж тем более из-за этой закрашенной тройки. А в тот момент мне казалось, что я люблю ее даже больше, чем всегда. Мне было так ее жалко, до слез! И вы не представляете, как я ненавидела себя!

Я же точно такая, как те родители, чей сын выбросился из окна. И ничем не лучше тех, чей оказался в больнице. И я уверена, что те люди не были плохими, они просто хотели как лучше. Мы все хотим как лучше, но порой делаем это очень неправильно.

Я сама, желая как лучше, своими руками, делаю несчастным своего ребенка. Сама! Мою хорошую, любимую девочку! Которая моя первая помощница дома и так старается угодить, поддержать, облегчить мою “многодетную” жизнь.

Как легко сделать ошибку и как сложно бывает ее исправить. Я много-много раз потом говорила ей, что люблю ее не за оценки, да вообще не за что-то, и всегда буду любить, что бы ни случилось! И что - ну ее, эту “отличницу”. Главное не пятерки. Главное - стараться, делать все, что в твоих силах, чтобы совесть была спокойна. А там будь что будет.

Я видела, что Варя сначала все равно волновалась, когда получала четверки (четверки!!!). А потом был момент, когда она расслабилась и решила, что эта моя “смена парадигмы” означает, что можно и “подзабить” на учебу, потому что мама “все осознала” и ей за это ничего не будет.

К четвертому классу, слава Богу, все выправилось. Ну есть у нас парочка четверок, ну и что… Варюша даже как-то сказала мне: “Мама, помнишь, я боялась, что ты расстроишься, если я не буду отличницей? Помнишь? Мне тогда так тяжело было учиться! Я думала только об отметках! А когда мы с тобой поговорили, мне стало так легко и интересно в школе! Представляешь?.. И когда я вырасту, я хочу стать учителем начальных классов!”

Правда, недавно у нас были эти ГИА (или ЕГЭ) в конце четвертого класса, смысл которых мне, честно говоря, непонятен. Как непонятно многое в нынешней школьной программе. Варя очень волновалась перед каждым экзаменом и всё спрашивала: “А если я не сдам, меня не переведут, да?” Вот зачем маленьким детям вся эта нервотрепка, объясните?

А позавчера в Вариной школе был выпускной. Вручали грамоты отличникам. И в конце ко мне по очереди подошли несколько человек и удивленно спросили: “А что, Варя разве не отличница?” “Нет, не отличница!” - ответила я. И с внутренним облегчением поняла, что мне совсем из-за этого не обидно. У меня прекрасная, умная, добрая девочка, и главное, чтобы она была счастлива.

Правда, Варя все это слышала и потом спросила меня: “А что, это очень плохо, что я не отличница?” (видимо, та моя ошибка всё же глубоко в ней засела). “Нет, не плохо. Главное, что ты старалась, доченька!”…

В сентябре идет в школу наша вторая дочка, Соня. Я так надеюсь не повторить с ней таких ошибок… И так боюсь их повторить… Но главное - я поняла, что ругать за оценки нельзя. Нужно любить, помогать, поддерживать, верить в ребенка, в любого. И делать так, чтобы он верил в нас - в маму и папу. А не боялся.

И еще об этих оценках… Кто-то пишет, что их вообще не нужно ставить. Я не знаю. Есть, наверное, дети, которым они необходимы. Необходимо что-то, что демонстрировало бы, чего они достигли или над чем нужно работать.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...