Описание теркина. Тема: «Образ Василия Теркина в произведении Твардовского


Александр Твардовский видел войну и поле битвы своими глазами, так как работал военным корреспондентом, поэтому ему удалось очень точно приблизить своё произведение к народу и тем чувствам, что охватывали страну в то время.

Поэму «Василий Тёркин» Твардовский начал писать во время военного похода, тогда и возникла идея произведения. Первые главы были опубликованы в тысяча девятьсот сорок втором году, в разгар военных действий. После появления первой части, поэма становится основной работой на фронте. Работу встретили одобрительно, образ героя-солдата Василия Тёркина понравился народу и был близок для них. Твардовский тщательно работал над каждой главой, стараясь создать законченные части, которые «можно было читать с любой открытой страницы». Александр Трифонович старался писать лёгким, понятным для людей языком: «Каждую глав я переписывал множество раз, проверяя на слуз, подолгу трудился над какой-нибудь одной строфой или строкой».

Василий Тёркин представляет собой собирательный образ, который впитал себя характеристику и черты русского народа в военное время. Тёркин так же является образом советского героя, готового биться до смерти и защищать Родину.

Главный герой поэмы-простой русский солдат, обладает большим спектром положительных черт, но не выделяется внешним видом.

Василий отважен, мужественен, уверен, скромен, прост, честен, смел, благороден, добр, является образом душевного человека, которому рады в любом месте и который может влиться в любой коллектив.

В Тёркине так же есть непоколебимая вера и надежда. В главе «О награде» он рассуждает о мире после войны:

Вот пришёл я с полустанка

В свой родимый сельсовет.

Я пришёл, а тут гулянка.

Нет гулянки? Ладно, нет.

Он мечтает о том, как встретит девушку:

И шутил бы я со всеми,

И была б меж них одна…

Его мечтания перебивает сослуживец:

Где девчонки, где вечорки?

…….Побывать в родном селе

Не смотря на это, Василий не теряет веры и продолжает надеяться. В этой же главе мы узнаём, что Тёркин не горд и сражает не ради наград и званий:

Нет, ребята, я не гордый.

Не заглядывая вдаль,

Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль.

Герой никогда не унывает, и даже на волоске от смерти способен отшучивается и не сдаваться до конца. В главе «Смерть и воин» видна его огромная любовь к жизни.

Выполнение долга перед Родиной для Василия стоит на первом месте. В части «Переправа» он добрался вплавь для донесения приказа, что может спасти взвод. Глава «Кто стрелял» показывает, как Тёркин совершает отважный и смелый поступок. Он сбивает вражеский самолёт, спасая, возможно, множество жизней. Подобный героический поступок требует величайшей силы воли и огромного мужества, что и проявляет Василий. Это показывает отважность русских солдат, готовых лечь грудью на амбразуру ради Родины.

Фронтовые будни, несомненно, тяжелы, и необходимо обладать невероятной силой духа, чтобы биться и держаться до конца, сражаться и жить. Из главы «Два солдата» мы можем прочувствовать тяжесть и настроение повседневных дней на войне.

В поле вьюга-завируха,

В трёх верстах гудит война.

Тёркин снова на войне

Почтение уважение к погибшим, общий дух и настрой показывает глава «Гармонь». Из диалога солдат мы понимаем тяжесть военных дней и печаль при потере товарища. Простые, людские вещи, атмосфера и общая духовная сплочённость делают солдат ближе и во время холодной, снежной зимы вдруг становиться теплее.

И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

Василий Тёркин был близок солдатам второй мировой войны, в нём они видели свои черты, черты своих товарищей, в его образе есть что-то родное, приятное и душевное, что напоминает о доме. Тёркин мог вдохновлять, поддерживать, веселить. Василий – отдельная личность, но в тоже время обширный собирательный образ. Это человек огромной веры и героизма, это русский человек, он не сдаётся, ни врагу, ни смерти:

Буду плакать, выть от боли,

Гибнуть в поле без следа,

Но тебе по доброй воле

В своей знаменитой поэме "Василий Тёркин" выдающийся советский писатель и поэт Александр Твардовский метко и ёмко рисует образ находчивого и, несмотря на тяжелейшие испытания Великой Отечественной войны, весёлого солдата. Василий Тёркин - не просто главный герой произведения, это собирательный образ народа, способного стойко переносить любые невзгоды.

Поэма недаром стала одним из центральных произведений Твардовского, поскольку балагур и весельчак Тёркин - один из самых ярких и позитивных образов русской литературы ХХ века, а строки, написанные четырехстопным хореем, без труда и надолго остаются в памяти.

Характеристика героя

Василий Иванович Тёркин - простой сельский парень, родом из Смоленщины (автор сделал его своим земляком). Он - пехотинец стрелкового полка. Не обладая какими-то выдающимися способностями, Василий является настоящей душой своей роты: это человек широкой души и большого сердца, неунывающий оптимист, который подбадривает своих товарищей-сослуживцев словами "перетерпим, перетрём".

Автор намеренно не сообщает подробностей биографии своего героя, подчеркивая его "обыкновенность", чтобы каждый смог отыскать частичку солдата Тёркина и в собственном характере: "Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе..."

Произведение Твардовский задумал еще до начала ВОВ, однако тот Василий Тёркин, который стал родственной душой тысячам простым солдат, появился в 1942 году. Этот собирательный образ русского солдата придавал силы, воодушевлял и помогал сражаться реальным людям.

При этом Василий - не супер-герой, не великий воин, обладающий богатырской силой и мощным телосложением. Однако в некоторых местах поэмы угадываются фольклорные нотки, при помощи которых автор еще больше сближает героя с народом. Так, в главе "Два солдата" Тёркин подобно настоящему Илье Муромцу защищает слабых и немощных, приходит на помощь к старикам, о которых в начале главы на сказочный манер говорится " жили-были дед да баба". Такого героя не отличают внушительные размеры, зато в избытке смекалки, оптимизма, отваги и любви к родной земле.

Твардовский "осовременил" народного защитника, добавив к вышеперечисленному искрометный юмор, необходимую хитрость и выносливость. Василий способен даже "спать в запас", быстро приспосабливаясь к меняющимся условиям окружающей действительности. А самое главное его достоинство - никогда унывать, ведь только так можно выжить в страшной войне!

Тёркин - фигура героическая, но не показушная. Для него война - это тяжкое испытание и работа, которую необходимо выполнять. Он бросается в ноябрьскую реку, чтобы сообщить своим об укреплении взвода на берегу (глава "Переправа"); в главе "Тёркин ранен" удерживает вражеский дзот, будучи раненым, до прихода подмоги; сбивает вражеский самолёт, поднимает за собой в бой солдат вместо погибшего офицера и первым врывается в деревушку, вступает в неравную схватку с превосходящим его по силе немцем и даже самой Смертью! И при всём при этом с юмором отмечает "Нет, ребята, Я не гордый... Я согласен на медаль."

Василий не только душа компании, но и талантливый мастер: в его руках ожили старая пила, часы, стоявшие много лет. Он прекрасно играет на гармони, поёт и танцует, не лезет в карман за словом, развлекая усталых бойцов в редкие часы затишья.

Неслучайна и фамилия главного персонажа поэмы: Тёркин - от слова "тёртый", опытный, видавший жизнь

Образ героя в произведении

Поскольку Василий Тёркин - образ собирательный, то детальных описаний внешности в поэме не найти. Всё, о чём сообщает автор: сельский парень, возрастом за 20 лет, среднего роста, неяркой внешности. Однако главная красота его - внутри, в широкой душе, добром и сострадательном сердце, героизме и оптимизме.

Твардовский не придает этой героической личности никакого романтического ореола, напротив, даже слегка приземляет его при помощи простонародных выражений: "хрястнул...промеж глаз", ударил немца со звуком "шмяк". Этот художественный приём также даёт читателю увидеть в обобщенном образе личность, индивидуальность, для которого война - не способ возвыситься, добыть себе медалей и наград, а бой " ради жизни на земле".

В одной из глав Василий встречается со своим однофамильцем Иваном. Автор различает двух Тёркиных цветом волос (Иван - рыжий) и военной специализацией (второй Тёркин - бронебойщик), в остальном же эти два солдата очень похожи. Это еще один приём индивидуализации и обобщения, при помощи которого автор показывает, что такой Тёркин - не уникальное явление, их тысячи, миллионы, которые неотделимы от всей массы воюющего народа. И цель одна на всех - освобождение родной земли, ради жизни на ней.

Твардовский, сам познавший горести войны, в лице Василия Тёркина передает читателю главный посыл: никогда не унывать и с юмором относиться к испытаниям судьбы, именно этот подход поможет выжить в любых условиях.

Теркин Василий Иванович — главный герой поэмы, рядовой пехотинец (затем офицер) из смоленских крестьян («Просто парень сам собой / Он обыкновенный»); Т. воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом. В качестве имени для персонажа Твардовский использовал имя главного героя романа П. Боборыкина «Василий Теркин» (1892). Герой по имени Василий Теркин фигурирует в стихотворных фельетонах Твардовского периода советско-финской войны (1939—1940); ср. слова героя поэмы: «Я вторую, брат, войну / На веку воюю». Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой. В главе «На привале» Т. с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен. В главе «Перед боем» речь идет о том, как в первые месяцы войны в группе из десяти бойцов, выходящих из окружения, Т. был «как бы политрук», повторяя одну «политбеседу»: «Не унывай». В главе «Переправа» Т., чтобы восстановить связь с наступающими подразделениями, которые находятся на противоположном берегу реки, дважды переплывает ее в ледяной воде. В главе «Теркин ранен» герой, проводя во время боя телефонную линию, в одиночку занимает немецкий блиндаж, но попадает в нем под обстрел собственной артиллерии; Т. ранен, однако наступающие танкисты спасают его, отвозя в санбат. В главе «О награде» Т. комично рассказывает о том, как вел бы себя, вернувшись с войны в родную деревню; говорит, что для представительности ему совершенно необходима медаль. В главе «Гармонь» Т. возвращается из госпиталя после ранения; по дороге встречает спасших его танкистов, играет на гармони, принадлежавшей их убитому командиру, и они на прощанье отдают гармонь ему. В главе «Два солдата» Т. по дороге на фронт оказывается в доме старых крестьян, помогает им по хозяйству, разговаривает со стариком хозяином, воевавшим в первую мировую войну, и на прощанье на его вопрос: «Побьем мы немца / Или, может, не побьем?» — отвечает: «Побьем, отец». В главе «О потере» Т. рассказывает солдату, потерявшему кисет, как, привезенный танкистами в санбат, обнаружил пропажу шапки и молоденькая санитарка подарила ему свою; он надеется встретить ее и вернуть шапку. Т. дарит свой кисет бойцу взамен потерянного. В главе «Поединок» Т. вступает в рукопашный бой с немцем и, с трудом одолевая, берет его в плен. В главе «Кто стрелял?» Т. из винтовки неожиданно для себя сбивает немецкий штурмовик; завидующего ему сержанта Т. успокаивает: «Не горюй, у немца этот / Не последний самолет». В главе «Генерал» Т. вызывают к генералу, который награждает его орденом и недельным отпуском, — однако выясняется, что использовать его герой не может, поскольку его родная деревня пока занята немцами. В главе «Бой в болоте» Т. шутками ободряет бойцов, ведущих тяжелый бой за место, называемое «населенный пункт Борки», от которого осталось «место черное одно». В главе «О любви» выясняется, что у героя нет девушки, которая бы проводила его на войну и писала ему письма на фронт; автор шутливо призывает: «Обратите нежный взгляд, / Девушки, к пехоте». В главе «Отдых Теркина» нормальные бытовые условия представляются герою «раем»; отвыкнув спать в постели, он не может заснуть, пока не получает совет — надеть на голову шапку, чтобы имитировать полевые условия. В главе «В наступлении» Т., когда убивают командира взвода, принимает командование на себя и первым врывается в село; однако герой вновь тяжело ранен. В главе «Смерть и воин» Т., лежа раненым в поле, беседует со Смертью, уговаривающей его не цепляться за жизнь; в конце концов его обнаруживают бойцы похоронной команды, и он говорит им: «Уберите эту бабу, / Я солдат еще живой»; они доставляют его в санбат. Глава «Теркин пишет» представляет собой письмо Т. из госпиталя к однополчанам: он обещает непременно вернуться к ним. В главе «Теркин — Теркин» герой встречает однофамильца — Ивана Теркина; они спорят, кто из них «истинный» Теркин (это имя стало уже легендарным), но не могут определить, поскольку очень похожи друг на друга. Спор разрешает старшина, который объясняет, что «По уставу каждой роте / Будет придан Теркин свой». Далее, в главе «От автора», изображается процесс «мифологизации» персонажа; Т. назван «святым и грешным русским чудо-человеком». В главе «Дед и баба» вновь идет речь о старых крестьянах из главы «Два солдата»; проведя два года в оккупации, они ожидают наступления Красной Армии; в одном из разведчиков старик узнает Т., который стал офицером. В главе «На Днепре» говорится о том, что Т. вместе с наступающей армией все ближе к родным местам; войска форсируют Днепр, и, глядя на освобожденную землю, герой плачет. В главе «По дороге на Берлин» Т. встречает крестьянку, некогда угнанную в Германию, — она возвращается домой пешком; вместе с солдатами Т. дарит ей трофеи: коня с упряжкой, корову, овцу, домашнюю утварь и велосипед. В главе «В бане» солдата, на гимнастерке которого «Ордена, медали в ряд / Жарким пламенем горят», восхищенные бойцы сравнивают с Теркиным: имя героя уже стало нарицательным.

Главный герой поэмы является собирательным, обобщенным образом, воплощающим весь воюющий народ. О конкретной личности Василия Теркина не говорится почти ничего. Известно только, что ему за двадцать — ближе к тридцати, и что родом он, так же как и автор, со Смоленщины, что «на Карельском воевал — за рекой Сестрою».

Теркин — большой жизнелюб, «охотник жить лет до девяноста», встал в строй из запаса, служит в пехоте, в войсках, «самых близких к земле, к холоду, к огню и смерти». Для него война — обычная работа, которую нужно сделать правильно, умело, не ради славы, а «ради жизни на земле».

Теркин — кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный…
Не высок, не то чтоб мал,
Но герой — героем …

Через обыкновенность, усредненность Твардовский показывает. типичность Теркина, ведь он является воплощением солдатской массы, вынесшей на себе все тяготы войны. Однако образ Теркина лишен схематизма. Это жизнерадостный, полнокровный герой, со своим особым характером.

Он весельчак, балагур на привале, любитель сытно поесть, он не прочь развеселить товарищей игрой на гармони («Гармонь»), помочь старикам («Два солдата»), наколоть дров солдатке («Перед боем»).

Это жизнелюбивая, добродушная, широкая русская натура, имеющая щедрое сердце, соединяющая в себе такие исконно русские качества, как душевность и благородство, сметливость и мудрость, решимость и мужество.

Василий Теркин — образ героический. Он, не задумываясь, переправляется на другой берег вплавь в ноябре, чтобы сообщить о том, что переправившийся взвод закрепился на том берегу («Переправа»), занимает вражеский дзот и удерживает его до прихода своих («Теркин ранен»), сбивает вражеский самолет («Кто стрелял?»), заняв место убитого лейтенанта, поднимает бойцов в атаку и первым врывается в село («В наступлении»), подбадривает и воодушевляет измученных солдат во время боя за безвестный «населенный пункт Борки», «Где война стелила путь, / / Где вода была пехоте / По колено, грязь — по груды («Бой в болоте»).

В главе «Поединок», являющейся кульминацией всей поэмы, Теркин вступает в рукопашный бой с немцем, физически более сильным:

Тервин знал, что в этой схватке
Он слабей: не те харчи.

Но моральный дух, уверенность в победе оказываются сильнее у Теркина, поэтому он выходит победителем:

И тогда-то,
Злость и боль забрав в кулак,
Неваряженной гранатой

Теркин немца — с левой — шмяк!
Немец охнул и обмяк …

Эта глава перекликается с былинным эпосом, а сама схватка вырастает до символического обобщения «Человек-народ». Теркин, символизирующий Россию, противостоит сильному и грозному противнику, символизирующему фашистскую Германию:

Как на древнем поле боя,

Грудь на грудь, что щит на щит, —
Вместо тысяч бьются двое,
Словно схватка все решит.

Но следует отметить, что образ Теркина намеренно лишен aвтором романтического ореола. как будто даже снижен. Это достигается за счет введения разговорной лексики, просторечий («хрястнул немца промеж глаз», «в·санки сунул», «дал леща», .Теркин немца с левой — «шмяк» и др.)

Таким образом автор стремится подчеркнуть, что главный герой не только обобщенный образ-символ, но и личность, индивидуальность, что для него война — работа, тяжелая, грязная, но необходимая, неизбежная, не за славу, не за ордена и медали, не за повышение по службе.
И только в заключительной строфе автор позволяет себе подняться до масштабного, торжественного звучащего обобщения:

Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.

В споре двух сил одержали победу добро, любовь и сама жизнь. Эти строки неоднократно звучат в поэме, являются своеобразным рефреном, подчеркивающим главную тему произведения: беспримерный подвиг русского солдата.

Тот же прием обобщения и индивидуализации встречаем в главе «Теркин — Теркин». Василий встречается со своим однофамильцем Иваном. Иван отличается от Василия только цветом волос (он рыжий), фронтовой профессией (бронебойщик), а в остальном оба героя похожи. Спор между ними решает старшина:

Что вы тут не разберете,
Не поймете меж собой?
По уставу каждой роте
Будет придан Теркин свой.

Поэму Твардовского часто называют энциклопедией военной действительности эпохи Великой Отечественной войны» (по аналогии с «Евгением Онегиным» Пушкина). Действительно, книга про бойца написана исключительно правдиво. Правда войны, как бы ни была горька, бьет прямо в душу.

Символика имени . Настоящий, нефельетонный Теркин, герой "Книги про бойца", появился в первых двух главах книги Твардовского в сентябре 1942 года. Фронтовая "биография" Теркина такова: начинает воевать во время финской кампании, вновь вступает в строй в июне 1941 года, вместе со всей армией отступает, несколько раз оказывается в окружении, потом переходит в наступление и завершает свой путь в глубине Германии.

Василий Теркин - это образ неодноплановый. Он символический образ, человек-народ, собирательный русский тип. Не случайно о личной биографии его не говорится ничего: они как бы средние. Он "большой охотник жить лет до девяноста", человек мирный, гражданский, солдат по необходимости. Обычная его жизнь в колхозе прервана войной. Война для него - стихийное бедствие, горячая работа. Вся поэма пронизана мечтой о мирной жизни.

Уже при первом упоминании фамилия Теркин явственно очерчивает границы характера: Теркин - значит бывалый, тертый человек, "тертый калач", или, как сказано в поэме, "жизнью тертый человек". Ср., например, с русской пословицей: "Терпение и труд все перетрут" и т.д. Это ядро имени, ядро образа неоднократно варьируется, обыгрывается в поэме:

С первых дней годины горькой, Мир слыхал сквозь грозный гром, Повторял Василий Теркин: - Перетерпим. Перетрем... Теркин - кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный.

Образ Теркина - это обобщенный образ, при всей своей реалистичности и обыкновенности. Твардовский наделяет своего героя "общерусской" внешностью, избегает портретных примет (это сделало бы его излишне индивидуализированным): "Красотою наделен / Не был он отменной. / Не высок, не то чтоб мал, / Но герой-героем". Теркин - и яркая, неповторимая личность, и в то же время он включает в себя черты многих людей, он как бы многократно повторяется в других 1 . См., например, главу "Теркин - Теркин": оказывается, Теркиных в книге двое. Это герой книги Василий Иванович и его однофамилец Иван. Двойничество подчеркивает обобщающий характер главного героя. Но их двойничество не абсолютно: второй Теркин оказывается рыжим, не курит, и его фронтовая профессия - бронебойщик. Разрешается ситуация "строгим старшиной":

Что вы тут не разберете, Не поймете меж собой? По уставу каждой роте Будет придан Теркин свой.

Твардовский отбирает наиболее общие, типичные эпизоды войны, редко использует конкретные географические названия и точные хронологические обозначения (место и время действия его книги - поле, лес, река, болото, деревенька, дорога, зима, весна, лето, осень). То же самое и в отношении военной профессии Теркина: в разных ситуациях он оказывается то связистом, то стрелком, то разведчиком. Важна принадлежность Теркина к самому массовому роду войск - пехоте. Герой - пехотинец. "В нем - пафос пехоты, войска, самого близкого к земле, к холоду, к огню и смерти", - писал Твардовский в самом начале своего замысла. Теркин - из числа чернорабочих войны, на которых и держится страна, которые вынесли на своих плечах тяжесть войны. Герой поэмы Твардовского - это герой конкретной войны с немцами, и в то же время есть в нем то, что сближает его с русским солдатом всех времен. Самому Твардовскому эта мысль о глубоких национальных корнях его героя всегда нравилась и в рукописных вариантах поэмы есть строки:

И в своей шинели мятой, Похудевший, бородатый В самый раз походит он На российского солдата Всех кампаний и времен. 2

Твардовский рисует быт войны в целом, но общая картина войны складывается из отдельных, очень ярких и точных деталей войны. Конкретность, осязаемость рисуемых Твардовским картин чрезвычайно усиливают многочисленные и точные детали фронтовой жизни: на стоянке "в закоптелый бак гремела из ведра вода со льдом"; телефонист "дунул в трубку для порядка"; солдаты пишут письма "на привале, при огне, друг у друга на спине, зубами сняв перчатку, на ветру в любой мороз" и т.п. Картины войны в поэме всегда динамичны, живы, зрительно ощутимы.

Достижению обобщенности образа главного героя способствует и система рифм, используемых по отношению к имени и фамилии героя. Твардовский использует рифмы, которые характеризуют армейский быт и настроение героя ("Теркин" - "горькой", "махорки", "поговорки", "в гимнастерке", "в каптерке" и т.д.). Наиболее ответственной в поэме является рифма "Василий - Россия", несколько раз повторенная в тексте, то есть подчеркивается, что герой является воплощением богатырства русского народа, представляя всю Россию, весь народ.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...