Война и мир помощь раненым. Пробирающие до глубины души кадры человеческого сострадания, сделанные во время военных действий

Сцена отъезда Ростовых из Москвы занимает несколько глав третьего тома романа.Семья Ростовых медленно и вяло готовится к отъезду из Москвы.По улицам Москвы едут телеги с ранеными. Наташа видит их из окна и предлагает офицерам остановиться у них в доме, так как они все равно уезжают из Москвы скоро. Раненые располагаются в доме Ростовых. Графиня упрашивает мужа ехать завтра, чтобы увезти из Москвы Петю и тем самым помешать ему участвовать в сражении.Слуги Ростовых принимают у себя еще одного раненого. Им оказывается Андрей Болконский, который, по словам его камердинера, очень слаб. Добрый граф Ростов освобождает несколько телег от имущества, чтобы на телегах могли уехать раненые солдаты. Графиня Ростова сердится на графа за его поступок, потому что она считает, что доброта графа разоряет их семью. Наташа просит мать позволить вместо вещей увезти из Москвы побольше раненых военных. Ростовы уезжают из Москвы и увозят с собой раненых. В одной из колясок едет раненый Болконский. В сложный драматический момент для Москвы, России семья Наташи Ростовой спасает собственное имущество – дочери на выданье. Никто не понимает драматизма ситуации. И только Наташа внутренним чутьем угадывает противоестественность поступков, действий и понимает, что происходит и что надо делать: она "закричала", горло ее задрожало от судорожных рыданий", "боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, она повернулась и стремительно бросилась по лестнице","как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери". Наташа бросилась к матери с требованием отдать подводы для раненых: Это нельзя… это ни на что не похоже, вы посмотрите только что на дворе… Маменька! Этого не может быть!"Но почему-то молчит граф. Кульминацией в эпизоде является сцена, где граф, скрывая слезы гордости за свою дочь, прячет лицо и произносит: -Яйца… Яйца курицу учат…Троеточие… И пауза… Пауза, которая говорит о многом, порой больше слов…,как и троеточие.Это необходимо, чтобы понять, осмыслить графу ("сквозь счастливые слезы обнял жену, которая рада была скрыть свое пристыженное лицо…), графине слова, поведение Наташи, которая оказалась мудрее, сильнее в этой жизненной ситуации и испытать чувство гордости и счастья за воспитание дочери.В финальной сцене автор прибегает к сравнению."Соня, не перестававшая хлопотать хлопотала тоже: но цель ее хлопот была противоположна цели Наташи. Она убирала те вещи, которые должны были остаться; старалась захватить как можно больше", и "раненые с бледными радостными лицами" окружавшие подводы, мужики с изменившимся настроением помогающие сгружать вещи, и Наташа, умело распоряжавшаяся всем этим. Сравнение у Толстого, как и прием психологизма, представляет не речевую манеру, а средство передачи конкретного замысла. В сравнении и в изображении внутреннего мира героя есть итоговая оценка замысла эпизода.Писатель показывает в Наташе человека, способного понять сердцем, умом нависшую угрозу над родиной без высоких слов и делает то, что требует данная ситуация.


К истокам

Седина давно посеребрила ее волосы, морщины усеяли лицо. А память оказалась времени неподвластна. Собеседница помнит всё в мельчайших подробностях, не путается в датах, именах. Цитирует Симонова, вспоминает «Горячий снег» Юрия Бондарева, пересказывает любимые военные фильмы…

Большую часть своей жизни Анна Лебедева живет в городе над Неманом. За многие годы к Гродно прикипела всей душой, однако и сегодня с неподдельной теплотой вспоминает свою малую родину. Туда, в слободу Даниловка, что в Сталинградской области (ныне – рабочий поселок Даниловка, Волгоградская область), частенько, бывает, возвращается в своих мыслях. Там прошли ее детство и юность, в родительском доме всегда было тепло и уютно, вкусно пахло хлебом и молоком. Там же Анна окончила школу, вступила в комсомол. С юных лет мечтала стать историком, поэтому, получив аттестат, стала студенткой исторического факультета Сталинградского педагогического института. Но не проучилась и два курса, как грянули большие перемены. В 1940 году обучение в институте стало платным, студенты остались без стипендий, а иногородние еще и без общежития. Анне пришлось уехать домой. Она перевелась на заочное и устроилась в свою родную школу. Ей доверили вести древнюю историю в двух 5-х классах, к тому же уроки молодой учитель совмещала с работой в школьной библиотеке.

Испытание огнем

Война застала Анну Лебедеву восемнадцатилетней девчонкой.

– Как только по радио объявили, что началась война, услышали «Вставай, страна огромная, вставай, на смертный бой!..», спохватились все, – вспоминает, качая головой, собеседница.

Позже ее вместе с другими девчатами отправили на шестимесячные курсы по подготовке хирургических медсестер. А уже в апреле 1942 года вызвали в военкомат, а вскоре отправили на фронт. Остановились неподалеку, в сталинградском пригороде Бехетовка. Двухнедельный карантин, принятие присяги… Так Анна Лебедева стала военнообязанной, попала в зенитно-артиллерийский полк 1080, а точнее в полковую санчасть. Она базировалась на нескольких этажах местной школы №21. Врачи, сестры милосердия и санитары стояли на охране города, помогали нуждающимся, спасали раненых. Летом немецкие самолеты начали долетать до территории Сталинграда, а в августе налеты стали массированными. Особенно Анне Николаевне запомнились 22 и 23 августа 1942 года, когда самолеты вылетали группами по 10-15 раз на день.

– В эти дни к нам беспрерывно привозили раненых, санчасть превратилась в приемный покой, – вспоминает женщина. – Страшно было смотреть: у кого-то оторвало руку, кто-то остался без части ноги… Не дай Бог.

Ей, молоденькой девушке, конечно, было страшно. Но главный врач Николай Прокофьевич Кованский быстро приводил в чувство молодежь, мол, вы – комсомольцы, присягу давали, тогда забудьте про «Ой!» и про «Ай!».

Эти два августовских дня стали поистине боевым крещением для санинструктора Анны Лебедевой.

Ликующий май

В октябре санчасть, в которой служила Анна Лебедева, перебазировали в землянки, потому что оставаться в школьном здании было небезопасно: постоянно рвались снаряды, медики и санитары ходили по коридорам в касках. Землянки, по рассказам Анны Николаевны, были оборудованы добротно, а между собой соединялись специальными ходами. Однажды накануне 23 февраля главврач предложил работникам совершить своеобразный марш-бросок в Сталинград: медицинские инструменты, перевязочный материал, шприцы и многое другое было на исходе.

Картина, которую увидели в Сталинграде, повергла в шок: ни одного оставшегося здания, разрушенные дома, обгоревшие стены… Анна вместе с коллегами из санчасти заходила в здания, обозначенные красным крестом, в поисках необходимых для работы принадлежностей. А где-то рядом слышны были взрывы – то там стрельнет, та там громыхнет…

В Бехетовке полковая санчасть зенитно-артиллерийского полка 1080 простояла до конца 1943 года, потом медиков, в том числе и Анну Лебедеву, отправили в Ростов-на-Дону. В ноябре 44-го был получен приказ направляться в Венгрию. Ехали поездом, дорога была долгой. В Будапешт попали не сразу, сначала остановились в небольшом городке неподалеку. В 1945-м, после того, как советские солдаты освободили город, санчасть расположили на острове Чепель, где она размещалась до самой победы.

Когда Анна Лебедева вспоминает победный май 45-го года, ее настроение сразу поднимается, глаза загораются радостью. Душа ликовала, как и весна в Будапеште, которая наступила там раньше обычного: всё цвело, благоухало. Казалось, даже природа радовалась Великой Победе.

Путь на Родину был долгим, поездом добирались почти целый месяц. Домой Анна привезла награды, в том числе орден Отечественной войны 2-й степени, медали «За оборону Сталинграда» и «За боевые заслуги».

Любовь через годы

В сентябре Анна пришла устраиваться на работу в родную школу в Даниловке, но ей предложили должность в райкоме комсомола. Там проработала недолго, ведь судьба наконец подарила ей долгожданную встречу.

Со своим будущим мужем Иваном Лебедевым они познакомились еще до войны. Он, кстати, тоже был из местных, даниловских. Впервые встретились в клубе, где Анна и ее ученики участвовали в концерте, посвященном 8 Марта. Иван тогда только отслужил, вернулся домой. Теплые чувства буквально с первой встречи соединили их сердца. Но тут грянула война, Ивана призвали на фронт в первый же день. Они не теряли связь, писали друг другу теплые письма.

Встретились влюбленные в феврале 1946 года, когда Иван Лебедев приехал домой в отпуск. Он сразу настоял на том, чтобы свадьбу не откладывать – боялся снова потерять любимую.

Свой союз Лебедевы зарегистрировали через месяц и практически сразу уехали в Румынию. Иван там служил, а жена, понятное дело, отправилась за ним. Потом их перебросили в Москву, а в 1956 году семья обосновалась в Гродно. На протяжении десяти лет Герой Советского Союза Иван Данилович Лебедев был военным комиссаром Гродненской области, а Анна Николаевна охраняла семейный очаг, растила детей.

Когда они подросли, устроилась библиотекарем в СШ №10. Работа ей нравилась, с библиотечным делом была знакома, да и литературу очень любила. Любовь к чтению старалась привить школьникам, делала ставку на патриотическое воспитание молодежи. Это получалось, за что Анну Николаевну неоднократно награждали грамотами.

Не сдается

Семейный союз Анны и Ивана Лебедевых был прочным и счастливым, вместе они прожили 68 лет.

– Иван Данилович был очень серьезным человеком, я в некоторой степени тоже упрямая, – вспоминает собеседница. – Но считала так: он старше, значит, и жизнь знает лучше. И он ко мне тоже прислушивался, уступали друг другу. Однажды у меня спросили, тяжело ли быть женой Героя, а я ответила – нет. Гораздо тяжелее быть женой охотника.

Оказывается, Иван Данилович имел такую страсть, а она всякий раз за него переживала. Четыре года назад супруга не стало, но он всегда был для нее настоящим мужчиной, человеком с большой буквы, ее Героем. Таким остается и сейчас в ее сердце. Рядом с ее диваном аккуратно развешены его фотографии.
– Беда, что нет того конспекта, по которому проживаешь жизнь. Всё на пути встречается, – замечает ветеран войны.

Последние годы в силу болезни Анна Николаевна прикована к постели. Зрение тоже подводит, да и слух не тот. К 95-летию председатель Гродненского городского отделения ОО «Союз поляков на Беларуси» Казимир Знайдинский подарил имениннице современный слуховой аппарат. Еще раньше – специальную коляску. Не дают скучать студенты и сотрудники Купаловского вуза, а также активистка женского движения Тереза Белоусова. Ежедневно к Анне Лебедевой приходит соцработник, которая и приготовит, и постирает, и по хозяйству справится, а самое главное, поговорит по душам. Так и жить веселее.





Фото Николая Лапина

14917 0

Лечение раненых начинается на поле боя. Как уже указано выше, первая медицинская помощь осуществляется санитарным инструктором роты, а также в порядке самопомощи и взаимопомощи.

Сроки оказания первой помощи зачастую решают судьбу раненого. Это в первую очередь относится к тем из них, у которых имеется кровотечение из раны. Вот почему обучение военнослужащих оказанию самопомощи и взаимопомощи представляет важнейшую задачу медицинской службы.

Санитарный инструктор во время боя должен, маскируясь, приблизиться к раненому, укрыть его от огня противника и немедленно оказать раненому первую медицинскую помощь. Медицинское оснащение санитарного инструктора, скомплектованное в специальных сумках, обеспечивает возможность оказания такой помощи. Для самопомощи и взаимопомощи все солдаты и офицеры снабжаются индивидуальными перевязочными пакетами и аптечками.

На поле боя возможно осуществить следующие медицинские мероприятия:
1) временную остановку наружного кровотечения
2) наложение повязки на рану и на ожоговую поверхность,
3) иммобилизацию поврежденной области
4) инъекцию раствора анальгетика с помощью шприц-тюбика,
5) дачу внутрь таблетированного препарата антибиотиков,
6) борьбу с асфиксией.

В первую очередь следует остановить кровотечение. При сильных наружных кровотечениях из ран конечностей следует прижать пальцем кровеносный сосуд выше места ранения, затем наложить жгут. Прижатие пальцем сосуда является таким методом временной остановки кровотечения, который может быть осуществлен наиболее быстро в порядке самопомощи и взаимопомощи. Для санитарного инструктора возможность применения этого метода на поле боя создается очень редко. Нужно чтобы таким способом остановки кровотечения владели I, умели пользоваться все военнослужащие.

Остановка небольших наружных кровотечений из ран конечностей и кровотечений из ран других областей тела возможна путем наложения давящей повязки. Временная остановка кровотечения методом форсированного сгибания конечности не всегда фиводит к цели и невозможна при переломах костей.

Следует иметь в виду, что при оказании помощи раненым под огнем противника ночью даже хорошо обученные санитарные инструкторы не смогут определить характер кровотечения по виду поврежденного сосуда (артериальное, венозное, капиллярное). Необходимость наложения жгута раненому на поле боя онределяется по интенсивности кровотечения.
При этом обращается внимание на степень промокания одежды кровью (ночью на ощупь), скорость истечения крови из раны и степень обескровливания раненого. Опыт Великой Отечественной войны показал, что при пользовании такими признаками кровотечения кровоостанавливающие жгуты накладывались почти исключительно при артериальных и артерио-венозных кровотечениях и лишь в незначительном числе — при венозных кровотечениях.

Ошибки при наложении жгута могут быть двоякого рода: сложение его при отсутствии достаточных показаний и отказ от жгута при наличии безусловной необходимости. Первая ошибка фиводит к неоправданной ишемии конечности, создает условия аля развития раневой инфекции. Отказ от наложения жгута при фодолжаюшемся артериальном или артерио-венозном кровотечении опасен для жизни раненого.

Уточнение показаний к наложению жгута и необходимости дальнейшего пребывания его на конечности производится на эатальонном и полковом медицинских пунктах.

Наложенный жгут должен быть хорошо заметным, не следует его забинтовывать или закрывать одеждой. Следует обязательно отметить время наложения жгута в записке и подложить ее под жгут. Раненые, которым наложен жгут, подлежат выносу с поля боя в первую очередь.

Наложение асептической повязки предупреждает вторичное микробное загрязнение раны. В зависимости от размеров рана закрывается либо индивидуальным перевязочным пакетом, либо стерильными повязками, имеющимися в сумках санитарных инструкторов роты. Перед наложением повязки место повреждения обнажается. Для этого одежду в области раны приходится жить ватно-марлевые подушечки повязки, не нарушая их стерильности, и закрыть ею рану.

Защитная повязка одновременно является кровоостанавливающим средством при венозных и капиллярных кровотечениях. Она может быть давящей, но нельзя превращать ее в жгут.

При ранениях груди с открытым пневмотораксом необходимо наложить герметическую асептическую повязку.
Для закрытия обширных ожогов очень удобно пользоваться контурными повязками, которые предназначены для наложения на определенную область тела (лицо, спина, кисть и др.). Они заготавливаются из стерильной марли заблаговременно, в межбоевой период. Контурные повязки позволяют закрыть обширный ожог в короткое время и с наименьшим расходом перевязочных средств.

В целях профилактики раневой инфекции уже на ноле боя всем раненым и обожженным необходимо давать антибиотики. Для этого в сумке санитарного инструктора имеются таблетированные препараты.

Транспортную иммобилизацию нужно осуществлять при следующих повреждениях:
1) переломы костей,
2) ранения суставов,
3) обширные повреждения мягких тканей конечностей,
4) травмы магистральных кровеносных сосудов и нервов конечностей,
5) термические поражения конечностей.

Иммобилизация создает покойное положение для поврежденной области, предупреждает вторичное повреждение тканей костными отломками, препятствует распространению раневой инфекции и предупреждает вторичные кровотечения.

В боевой обстановке возможности для осуществления транспортной иммобилизации довольно ограничены. Из стандартных средств иммобилизации в сумках санитарных инструкторов имеются только косынки. Рекомендуется использовать так называемые подручные средства: палки, доски, фанеру, оружие бойца и т. п. В тех случаях, когда импровизированных средств иммобилизации под руками не оказывается, разыскивать их на поле боя не представляется возможным. Однако это не значит, что следует отказаться от иммобилизации поврежденных областей.

Создание покоя для верхних конечностей возможно путем наложения косынки или прибинтовывания руки к туловищу (рис. 1). Иммобилизация нижней конечности будет достигнута, если прибинтовать поврежденную ногу к здоровой конечности (рис. 2). Иммобилизация костей таза и позвоночника производится на носилках, на которые укладывают твердую подстилку из досок или лестничных шин.

При повреждении костей таза нижние конечности раненого надо согнуть в суставах, связать колени бинтом или косынкой и подложить под них скатку шинели. При повреждении головы во время транспортировки раненого требуется не столько иммобилизация головы, сколько амортизация для предупреждения грубых сотрясений головного мозга. Раненного в голову следует эвакуировать, подложив ему иод голову шинель или любую мягкую подкладку.


Рис. 1. Иммобилизация верхней конечности (прибинтовывание к туловищу)




Рис. 2. Иммобилизация нижней конечности без шипы.


В целях борьбы с шоком всем тяжелораненым на поле боя санинструктор может ввести подкожно анальгетики.

На поле боя санитарный инструктор сосредоточивает тяжелораненых в ближайшие места укрытия («гнезда раненых») и обозначает место их нахождения хорошо заметными знаками с целью облегчить последующий розыск санитарам из подразделения сбора и эвакуации раненых. В этой работе санитарному инструктору помогают легкораненые.

Нам с детства приходится слышать о зверствах немецких захватчиков, в частности о расстрелах и жестоком обращении с советскими военнопленными. И тут надо признать, что да, такие эпизоды имели место быть на войне, но скорее как исключения или ответная мера на действия партизан и жестокость со стороны советских солдат по отношению к немцам, попавшим в плен. Но чего вы точно не увидите по телевизору или в учебниках по истории, так это фактов о гуманном отношении немецких военнослужащих к пленным красноармейцам. Ну не принято у нас придавать врагу человеческий облик, ведь чем ужасней враг, тем больше славы и почёта достанется его победителям. А в лучах этой славы меркнут и собственные преступления против человечности. Мы в свою очередь предлагаем вам ознакомиться с материалом, который доказывает, что немецкие солдаты и врачи оказывали медицинскую помощь пленным и мирным гражданам оккупированной территории СССР и направляли захваченный советский медперсонал в лагеря военнопленных, где их работа была востребована. Хотя, конечно, найдутся и те, кто скажет, что фото постановочные, и вообще, всё это геббельсовская пропаганда. Им мы посоветуем и дальше учить историю по советским и российским фильмам о Великой Отечественной.

Бойцы дивизии СС "Дас Рейх" оказывают медицинскую помощь раненому красноармейцу. Курск. 1943 г.

Среди виноградников под беспощадным палящим солнцем лежало много раненых русских. Лишенные возможности утолить жажду, они ожидали смерти на открытом месте. Германскому медицинскому персоналу стало необходимым попытаться спасти их, и из лагерей для военнопленных были доставлены российские врачи и медсестры, чтобы помочь в прочесывании холмов в поисках раненых русских солдат. Русским врачам пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить легко раненных больных пойти в медицинские пункты. Иногда приходилось прибегать к помощи выдернутых из земли кольев на виноградниках, чтобы принудить раненых двинуться в направлении медпунктов. (с) Бидерман Готтлоб - В смертельном бою. Воспоминания командира противотанкового расчёта. 1941-1945.


Медики 260-й пехотной дивизии вермахта оказывают помощь пленным раненным красноармейцам. Район деревни Романищи Гомельской области.

В полевом госпитале кипит работа. Не раздумывая, я сразу же присоединяюсь. Пока мы оперируем, в лазарет непрерывной чередой идут Иваны. Сдав оружие, они сдаются сами. Видимо, в их рядах пронесся слух, что мы не причиняем вреда военнопленным. За несколько часов наш лазарет обслуживает свыше ста военнопленных. (с) Ханс Киллиан - В тени побед. Немецкий хирург на восточном фронте 1941–1943.


Немцы оказывают первую помощь советскому полковнику из 5-й Гвардейской танковой армии. Курск, июль 1943 г.

А главного врача я прошу незамедлительно отправить эту свирепую даму (попавшего в плен советского фельдшера – ред.) в лагерь военнопленных. Там срочно требуются русские врачи. (с) Ханс Киллиан - В тени побед. Немецкий хирург на восточном фронте 1941–1943.


Два офицера люфтваффе перевязывают руку раненому пленному красноармейцу. 1941 год.

Были периоды многодневных атак русских. Погибшие и раненые были с обеих сторон. Своих мы каждый вечер пытались вытаскивать. Мы также забирали в плен русских раненых, если они были. На второй или третий день ночью, мы услышали как на нейтральной полосе кто-то стонет по-русски: "мама, мама". Я с отделением выполз искать этого раненого. Было подозрительно тихо, но мы понимали, что русские тоже выползут за ним. Мы его нашли. Этот солдат был ранен в локоть разрывной пулей. Такие пули были только у русских, хотя они были запрещены. Мы ими тоже пользовались, если захватывали у русских. Мои солдаты стали оказывать ему помощь, а я выдвинулся вперед и наблюдал за русской стороной. В пяти метрах от себя я увидел русских, тоже примерно отделение. Мы открыли огонь, а русские кинули в нас гранату. Русские отступили, мы тоже отошли, забрав раненого. Мы его отнесли на перевязочный пункт. Там его прооперировали и отправили дальше, наверное в Старую Руссу. У нас раненых отправляли не сразу в госпиталь в Германию, а как минимум через три госпиталя по дороге, и каждый был лучше, выше уровнем, чем предыдущий. В первом, возле линии фронта, была только первичная обработка, грубая, дальше лучше. (c) Выдержка из интервью с Клаусом Александром Диршка.


Немец оказывает медицинскую помощь советскому пленному.

После взятия Севастополя там лежали сотни тысяч русских раненых, которым нужна была помощь. И тогда мой знакомый военный врач добился, чтобы ему разрешили забрать пленных русских врачей из лагеря военнопленных, - и они лечили раненых и население. Немецкие врачи сделали больше, чем русские! Они спасли много жизней. И совсем по другому было, когда русские вошли сюда, в Германию. Они ничего не делали, никого не спасали. Еще с немецкой стороны никогда не было изнасилований, как в Восточной Пруссии! Вы об этом точно что-то слышали, - там немецкое гражданское население, крестьяне, были убиты, а женщины изнасилованы, и все убиты. Это вызвало ужасное отвращение в Германии и очень сильно увеличило волю к сопротивлению. Молодые люди, 16-17-летние школьники были призваны, чтобы остановить это насилие с востока. Это конечно вещь, которая как большой колокол, пробудила инстинкт самосохранения нации, - эти неприятные вещи, которые там происходили. То же самое в Катыни, - русские годами это отрицали, они говорили, что это сделали немцы. Там было очень много грязи! (c) Выдержка из интервью с Дреффсом Йоханнесом


Эсэсовец оказывает помощь бойцу Красной Армии.

В Аполиновке, к северу от Днепропетровска, местное русское население лечилось у нашего голландского доктора, гауптштурмфюрера СС, совершенно бесплатно. (с) Выдержка из интервью с Яном Мюнком.


Heмeцкий вoeнвpaч ocмaтpиваeт больного ребёнкa. Орловская область. 1942 год.



Медики из состава дивизии СС "Мертвая Голова" оказывают помощь болеющим советским детям, которых матери привели на открытый в деревне немцами медицинский пункт. СССР. 1941 г.


Немецкий солдат перевязывает раненую русскую девушку. 1941 год.


Конец 1943г. Санитары Вермахта заботятся о русских беженцах, спасающихся от Красной армии.


Герой Советского Союза майор Яков Иванович Антонов из 25-го ИАП в немецком плену, в окружении германских летчиков, после оказания медицинской помощи.


Медик и пилоты истребительной эскадры люфтваффе оказывают помощь сбитому советскому пилоту.



Медики 5-й дивизии СС «Викинг» оказывают помощь раненому красноармейцу.


Немецкий солдат перевязывает красноармейца, взятого в плен в районе станции Титовка Мурманской области.


Немецкий пехотинец помогает раненому красноармейцу.


Немецкие солдаты помогают раненому противнику. Сталинград.


Солдаты СС у раненого советского летчика самолета У-2, сбитого на Курской дуге.


Санитар горных егерей осматривает рану пленного красноармейца.

  • Поступки, совершенные из милосердия, на первый взгляд могут показаться нелепыми и бессмысленными
  • Человек может проявлять милосердие даже в самых сложных для него ситуациях
  • Поступки, связанные с помощью сиротам, можно назвать милосердными
  • Проявление милосердия часто требует от человека жертв, но эти жертвы всегда чем-то оправданы
  • Люди, проявляющие милосердие, достойны уважения

Аргументы

Л.Н. Толстой «Война и мир». Наташа Ростова проявляет милосердие — одно из важнейших человеческих качеств. Когда все начинают уезжать из захваченной французами Москвы, девушка распоряжается отдать подводы раненым, а не везти на них свои собственные вещи. Помощь людям для Наташи Ростовой гораздо важнее материального благополучия. И ей совершенно не важно, что среди вещей, которые должны были быть увезены, приданое — часть ее будущего.

М. Шолохов «Судьба человека». Андрей Соколов, несмотря на тяжелые жизненные испытания, не потерял способности проявлять милосердие. Он потерял семью и дом, но не смог не обратить внимание на судьбу Ванюшки — маленького мальчика, родители которого погибли. Андрей Соколов сказал мальчику, что является его отцом, и забрал к себе. Способность к милосердию сделала ребенка счастливым. Да, Андрей Соколов не забыл свою семью и ужасы войны, но он не оставил в беде Ваню. А значит, сердце его не очерствело.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Судьба Родиона Раскольникова тяжела. Он живет в жалкой, темной комнате, недоедает. После убийства старухи-процентщицы вся жизнь его напоминает страдание. Раскольников по-прежнему беден: взятое из квартиры он прячет под камень, а не забирает себе. Однако последние герой отдает вдове Мармеладова на похороны, не может пройти мимо случившегося несчастья, хотя самому ему не на что существовать. Родион Раскольников оказывается способным на милосердие, несмотря на убийство и созданную им ужасную теорию.

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». На что угодно готова пойти Маргарита, чтобы увидеть своего Мастера. Она идет на сделку с дьяволом, соглашается быть королевой на страшном балу у сатаны. Но когда Воланд спрашивает, что она желает, Маргарита просит лишь о том, чтобы Фриде перестали подавать платок, которым она заткнула рот собственному ребенку и закопала его в землю. Маргарита желает избавить совершенно чужого для нее человека от страданий, в этом и проявляется милосердие. Она уже не просит о встрече с Мастером, потому что не может не позаботиться о Фриде, пройти мимо чужого горя.

Н.Д. Телешов «Домой». Маленький Семка, сын умерших от тифа переселенцев, больше всего хочет вернуться в свое родное село Белое. Мальчик сбегает из барака и отправляется в путь. По дороге он встречает незнакомого дедушку, они идут вместе. Дедушка тоже идет в родные края. В дороге Семка заболевает. Дедушка относит его в город, в больницу, хотя знает, что ему нельзя туда идти: оказывается, он уже третий раз сбегает с каторги. Там дедушку и ловят, а потом отправляют снова на каторгу. Несмотря на опасность для самого себя, дедушка проявляет милосердие по отношению к Семке — он не может бросить больного ребенка в беде. Собственное счастье становится для человека менее значимым, чем жизнь ребенка.

Н.Д. Телешов «Елка Митрича». Семен Дмитриевич в канун Рождества понял, что у всех будет праздник, кроме восьми детей-сирот, живущих в одном из бараков. Митрич во что бы то ни стало решил порадовать ребят. Хотя ему было тяжело, он принес елку, купил конфет на полтинник, выданный переселенческим чиновником. Семен Дмитриевич отрезал каждому из ребят по кусочку колбаски, хотя для него колбаса была любимым лакомством. Сочувствие, сострадание, милосердие подтолкнули Митрича на этот поступок. И итог оказался действительно прекрасным: радость, смех, восторженные крики наполнили прежде мрачную комнату. Дети были счастливы от устроенного им праздника, а Митрич от того, что сделал это доброе дело.

И. Бунин «Лапти». Нефед не мог не осуществить желание больного ребенка, который все время просил какие-то красные лапти. Несмотря на непогоду, он отправился за лаптями и фуксином пешком в Новоселки, находившиеся за шесть верст от дома. Для Нефеда желание помочь ребенку было важнее, чем обеспечение собственной безопасности. Он оказался способным на самопожертвование — в каком-то смысле высшую степень милосердия. Нефед погиб. Его привезли домой мужики. За пазухой у Нефеда нашли пузырек с фуксином и новые лапти.

В. Распутин «Уроки французского». Для Лидии Михайловны, учительницы французского языка, желание помочь своему ученику оказалось важнее сохранения собственной репутации. Женщина знала, что ребенок недоедал, из-за чего и играл на деньги. Поэтому она предложила мальчику играть на деньги с ней. Это недопустимо для учителя. Когда обо всем узнал директор, Лидия Михайловна была вынуждена уехать на Родину, на Кубань. Но мы понимаем, что ее поступок вовсе не плох — это проявление милосердия. Недопустимое, казалось бы, поведение учительницы на самом деле несло добро и заботу о ребенке.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...