Купеческие фамилии 19 20 века. Русские купцы – строители России

Русское старообрядчество [Традиции, история, культура] Урушев Дмитрий Александрович

Глава 55. Русские купцы

Глава 55. Русские купцы

В Российской империи купеческое сословие составляли не только люди, занятые куплей-продажей, но и промышленники, и банкиры. От них зависело процветание и благополучие страны.

Крупнейшие предприниматели были старообрядцами. В их руках сосредотачивались основные богатства России. В начале XX века их имена были широко известны: владельцы фарфорового производства Кузнецовы, текстильные фабриканты Морозовы, промышленники и банкиры Рябушинские.

Для принадлежности к купеческому сословию нужно было записаться в одну из трех гильдий. Купцы, имевшие капитал от 8 тысяч рублей, приписывались к третьей гильдии. От 20 тысяч рублей - ко второй гильдии. Свыше 50 тысяч рублей - к первой гильдии.

От старообрядцев полностью зависели целые отрасли промышленности и торговли: производство ткани, изготовление посуды, торговля хлебом и лесом.

Железные дороги, судоходство на Волге, нефтяные прииски на Каспийском море - все это принадлежало староверам. Без их участия не проводилась ни одна крупная ярмарка, ни одна промышленная выставка.

Старообрядческие промышленники никогда не чурались технических новшеств. На своих фабриках они использовали современные станки. В 1904 году старовер Дмитрий Павлович Рябушинский (1882–1962) основал первый в мире институт самолетостроения. А в 1916 году семья Рябушинских начала строительство завода Автомобильного московского общества (АМО).

Купцы-старообрядцы всегда помнили слова Христа: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где червь и тля истребляют и где воры подкапывают и крадут. Собирайте же себе сокровища на небе, где ни червь, ни тля не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут.

Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

Даже разбогатев, купцы оставались верными чадами Древлеправославной Церкви. Богатство не было для них самоцелью. Они охотно тратили деньги на благотворительность - на богадельни, больницы, родильные дома, сиротские приюты и учебные заведения.

Например, московский купец первой гильдии Козма Терентьевич Солдатенков (1818–1901) был не только усердным прихожанином храмов Рогожского кладбища, но и покровителем искусств, бескорыстным книгоиздателем, щедрым благотворителем.

Он не только собирал картины русских художников и старинные иконы, но и строил в Москве лечебницы и богадельни. Солдатенковская бесплатная больница для бедных сохранилась до сих пор. Ныне она называется Боткинской.

В домашнем укладе купцы сохраняли благочестивые обычаи предков. О старозаветном быте московской купеческой семьи замечательно рассказывает книга Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне».

Прабабушка писателя, купчиха Устинья Васильевна Шмелева была староверкой, но во времена гонений Николая I перешла в Синодальную Церковь. Однако в семье сохранялось многое из строгого старообрядческого быта.

На страницах книги Шмелев любовно воскрешает образ прабабушки. Устинья Васильевна сорок лет не вкушала мяса, день и ночь молилась с кожаной лестовкой по священной книге перед красноватой иконой распятия, очень старой…

Те купцы, что не отреклись от истинной веры, были надежным оплотом православия. На их средства содержались старообрядческие храмы, монастыри и школы. Почти при каждом купеческом доме имелась молельня, при которой иногда тайно проживал священнослужитель.

Сохранилось описание моленной в доме московского купца первой гильдии Ивана Петровича Бутикова (1800–1874). Она была устроена на чердаке и имела все принадлежности, подобающие храму.

Здесь нередко служил литургию архиепископ Антоний. И служил не для одного купеческого семейства, но для всех староверов. Вход в домовую церковь при совершении в ней богослужения был беспрепятственно открыт для всех.

На западной стене моленной было три окна. Восточную стену украшали иконы. Отступая несколько от стены, была поставлена походная церковь - палатка из розовой штофной ткани с крестом вверху, с царскими вратами и северной диаконской дверью из золоченой парчи с розовыми цветами.

Брянский купец Никола Афанасьевич Добычин с супругой. Фотография 1901 г.

По сторонам царских врат на крючках было повешено несколько маленьких икон. По правую и левую стороны палатки стояли хоругви. Посреди палатки стоял престол, покрытый розовой штофной тканью.

Однако купцы, как бы состоятельны они ни были, не имели возможности открыто поддерживать старообрядчество. В вопросах духовной жизни богачи были так же бесправны, как и их простые братья по вере, лишенные многих свобод.

Полиция и чиновники могли в любое время нагрянуть в купеческий дом, ворваться в моленную, разорить и осквернить ее, схватить священнослужителей и отправить в темницу.

Например, вот что произошло в воскресный день 5 сентября 1865 года в доме купчихи Толстиковой на Черемшане.

В домовом храме совершалась литургия. Было уже прочитано Евангелие, как вдруг внезапно раздался страшный треск ломаемых ставней и окон. Через разбитое окно в моленную влез чиновник Виноградов с пятью полицейскими.

Чиновник был пьян. Грязной бранью он остановил обедню. Священник умолял позволить окончить литургию, но Виноградов вошел в алтарь, схватил чашу с вином для причастия, выпил и стал закусывать просфорами.

Иерей и верующие пришли в ужас от такого кощунства и не знали, что делать. Между тем Виноградов уселся на престол и, продолжая сквернословить, закурил папиросу от церковных свечей.

Чиновник приказал схватить священника и всех молящихся и доставить в тюрьму. Иерею не позволили снять богослужебное облачение, так в ризах и отправили в каземат. Моленная Толстиковой была разорена полицией.

Единственным способом избежать кощунства и позора была взятка - вынужденное, но неизбежное зло.

Известно, например, что именно взяткой в конце XVIII века московские федосеевцы спасли от разорения Преображенское кладбище. Они поднесли начальнику столичной полиции пирог с начинкой из 10 тысяч золотых рублей.

Однако взятки не всегда помогали. Не все купишь за деньги! Ни за какие миллионы староверы не могли купить свободу совершать богослужения по дониконовским книгам, строить храмы, звонить в колокола, издавать газеты и журналы, законно открывать школы.

Желанную свободу старообрядцы обрели лишь после революции 1905 года.

О спасении в миру

(из письма священноинока Арсения священнику Стефану Лабзину )

Честнейший иерей Стефан Федорович!

Письмо ваше - вопрос за Анну Дмитриевну - получил только сейчас, 13 июля. Вы просили ответа к 11 числу, но числа не означили, когда послали. Я теперь остаюсь уже в сомнении, что ответ мой не поспел ко времени и, быть может, будет уже ненужный. Но все-таки отвечаю на всякий случай.

Если Анна Дмитриевна была оглашена такой проповедью, что в миру кому бы то ни было, пусть на этот раз, скажем, девице, спастись нельзя, то я это оглашение, кем бы оно сказано ни было, и в какой бы книге написано ни было, признать за благочестное никак не могу…

Если мне, напротив, скажут, что в мире не избежишь соблазнов, я отвечу таковым: не избежишь оных и в пустыни. Если там, быть может, их встретишь и меньше, зато они бывают мучительнее. Но все-таки борьба с соблазнами как в мире, так и в пустыне до самой нашей смерти должна быть неотступна. И если завлекут они кого там или сям в каковый омут, то при уповании на милость Божью есть надежная ладья покаяния выбраться отсюда.

Итак, по-моему, никак нельзя отрицать спасение для всякого человека на всяком месте. Адам был в раю и согрешил перед Богом. А Лот в Содоме, грешном перед Богом городе, оставался праведным. Хотя и небесполезно искать более затишного места, но нельзя отрицать спасения и на всяком месте владычествия Господня.

И если Анна Дмитриевна только потому дала обет ехать в Томск, что признала, что здесь ей спастись нельзя, то этот обет безрассудный. И если она заблагорассудит с этим согласиться и пожелает опять остаться на прежнем жительстве, то прочитай ей молитву разрешения на ее безрассудный обет и назначь на какое-либо время по нескольку поклонов Богородице. И Бог не взыщет с нее сего обета.

Но если она желает найти более удобную жизнь для своего спасения, то это пусть остается в ее произволении. И вы много ее свободы не стесняйте, несмотря на то, насколько бы она ни была полезна для вас. Если будете достойны, то, может, Бог приурочит и другую прислугу, не хуже…

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Москва и москвичи автора

Из книги Кавказская Русь [Где кровь Русская пролилась, там и Земля Русская] автора Прозоров Лев Рудольфович

Глава 1 Русы-купцы на таможне ибн Хордадбега Любознательный таможенник. Русы и славяне – странное «разделение». Русские мечи в краю булатных клинков. Кто торговал на Волжском пути? Балтика – роскошь славянства и нищета Скандинавии. Свидетельствуют верблюды и «слоны».

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Купцы Класс настоящих торговцев назывался купцами. Они уже стояли ближе к городскому простонародью, слабо отделялись от массы городских черных людей. Они работали с помощью боярских капиталов, либо кредитуясь у бояр, либо служа им комиссионерами в торговых оборотах.

Из книги Русские корни. Мы держим Небо [Три бестселлера одним томом] автора Прозоров Лев Рудольфович

Глава 1 Русы-купцы на таможне ибн Хордадбега Любознательный таможенник. Русы и славяне - странное «разделение». Русские мечи в краю булатных клинков. Кто торговал на Волжском пути? Балтика - роскошь славянства и нищета Скандинавии. Свидетельствуют верблюды и «слоны».

Из книги История Крестовых походов автора Монусова Екатерина

Венецианские купцы Второй после папы мощнейшей движущей силой задуманного похода выступала Венеция, а точнее – правитель этого главного торгового государства Европы, дож Энрико Дандоло. В момент своего вступления на престол это уже был муж преклонных лет. Но его

Из книги Наш князь и хан автора Веллер Михаил

Купцы Недаром ведь Некомат Сурожанин ездил с Иваном Вельяминовым к Тверскому Великому князю. И недаром была с ними группа бояр и купцов московских. И недаром деньги были плачены Тохтамышу в Сарай, чтоб ярлык передать Михаилу Тверскому, что и произошло.А деньги промеж тех

Из книги Все о Москве (сборник) автора Гиляровский Владимир Алексеевич

Купцы Во всех благоустроенных городах тротуары идут по обе стороны улицы, а иногда, на особенно людных местах, поперек мостовых для удобства пешеходов делались то из плитняка, то из асфальта переходы. А вот на Большой Дмитровке булыжная мостовая пересечена наискось

Из книги Другая история Средневековья. От древности до Возрождения автора Калюжный Дмитрий Витальевич

КУЗНЕЦЫ И КУПЦЫ Прометеи планеты Первым оружьем людей были руки, ногти и зубы, Камни, а также лесных деревьев обломки и сучья… Силы железа потом и меди были открыты. Но применение меди скорей, чем железа, узнали. Тит Лукреций Кар. «О природе вещей» ПЕРВЫМ веществом,

Из книги Неизвестная война императора Николая I автора Шигин Владимир Виленович

Глава третья. АДМИРАЛЫ-КУПЦЫ И КУПЦЫ-АДМИРАЛЫ На фамильном гербе Грейгов значился девиз: «Ударяй метко». И Грейг ударял! К сожалению, метко «ударял» не только он один, но и все его окружение. Короля, как известно, делает его свита. В случае же с адмиралом Грейгом именно

Из книги Библия и меч. Англия и Палестина от бронзового века до Бальфура автора Такман Барбара

Глава VI Предприимчивые Купцы в Леванте В эпоху Великих географических открытий, когда Европа во все стороны раздвигала свои границы, елизаветинские мореплаватели и купцы шли в авангарде. Эти «смутьяны морей и первопроходцы в далеких частых света, - похвалялся автор

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

Купцы и их торговля Купцы, возможно, составляли 3 % населения. В их число входили уличные торговцы провинций Оми и Тояма, так же как брокеры по зерну и банкиры. Последние образовывали объединения в некоторой степени по образцу структуры политического феодализма. Мицуи

Из книги Древняя Москва. XII-XV вв. автора Тихомиров Михаил Николаевич

МОСКОВСКИЕ КУПЦЫ Накопление капиталов в руках московских купцов было тесно связано с черноморской торговлей. Поэтому ведущая купеческая группа и получила в Москве прозвание гостей-сурожан. О них говорили, что они «…сходници суть з земли на землю и знаеми всеми, и в

Из книги Москва и москвичи автора Гиляровский Владимир Алексеевич

Купцы Во всех благоустроенных городах тротуары идут по обе стороны улицы, а иногда, на особенно людных местах, поперек мостовых для удобства пешеходов делались то из плитняка, то из асфальта переходы. А вот на Большой Дмитровке булыжная мостовая пересечена наискось

Купцы – люди, занятые в сфере торговли, купли-продажи. Вы только задумайтесь над тем, почему одни купеческие фамилии остались в истории России, а другие нет? Ведь купцов было много – сотни и даже тысячи. Но именно эти фамилии российских купцов сохранились в памяти народа. Значит, они обладали какой-то силой, особой силой рода. Возможно, направленной, сконцентрированной энергией, которая помогала им в процветании их бизнеса (особой программой).

Нетрудно заметить, что купеческие фамилии существенно отличаются от аристократических (дворянских) фамилий . У этих фамилий разные программы.

Если вы чувствуете в себе силы, способности и желание быть купцом в современном мире, и не просто купцом, а хорошим купцом, чтобы ваш бизнес процветал, то возможно, имеет смысл взять фамилию-псевдоним известного купеческого рода . И с помощью такого энергоинформационного подсоединения ваш бизнес получит дополнительный источник энергии, поддержку от древнего купеческого рода.

Конкурентная борьба в бизнесе существовала всегда, а в современном мире она становится более ожесточенной. Здесь применяются все возможные технологии от НЛП и магии до энергоинформационной поддержки со стороны – и не только целителей, экстрасенсов, магов, но и с помощью подсоединения к известному преуспевающему купеческому роду.

В современном мире в борьбе за рынок победит тот купец, на чьей стороне окажется больше силы, больше энергии.

В том случае, если вы захотите выбрать для себя купеческую фамилию и имя, как псевдоним , желательно точно знать какую информацию и энергию несет данная фамилия и имя. Потому что много зависит от того, каким именно бизнесом вы занимаетесь и от энергоинформационной совместимости выбранной вами фамилии и имени с вами (с вашим типом энергии).

Мы проводим энергоинформационную диагностику имени и фамилии (отдельно и вместе), а также проверяем их на совместимость с конкретным человеком – будет выбранный им псевдоним помогать или мешать в его бизнесе.

Обычно самому человеку трудно угадать с выбором имени и фамилии. Поэтому лучше довериться профессионалам.

Есть еще один момент. Бывает, что человек становится известным, успешным и богатым, но секрет его успеха не в имени и фамилии, а в его особых духовных наработках, которые он приобрел в своих прошлых воплощениях и в этой жизни успешно реализует. Иногда вопреки фамилии и имени.

Имя и фамилия не являются панацеей, 100 % гарантией успеха в вашем бизнесе или в карьере. Имя и фамилия могут выступать в роли помощника (источника дополнительной энергии) или в виде тормоза.

Поэтому выбирая псевдоним, нужно знать его энергоинформационную составляющую (основные программы) – насколько они подходят именно для вас.

Ниже вы можете посмотреть купеческие фамилии России по алфавиту.

Фамилии купцов и промышленников России до 1913 года

Абамелек-Лазарев

Агафонов

Алексеев

Алиханов

Алчевский

Анисимов

Аржеников

Афанасьев

Балабанов

Банкетов

Бахрушин

Бессонов

Богданов

Богомазов

Большаков

Боровков

Бродский

Брусникин

Бургасов

Варыханов

Васильев

Виноградов

Винокуров

Воробьев

Воронцов-Дашков

Гаврилов

Гальянов

Гинцбург

Гладышев

Горностаев

Дмитриев

Дубровин

Евдокимов

Завьялов

Калачников

Калашников

Колмогоров

Колобаев

Коновалов

Корсаков

Корчагин

Костолындин

Крапоткин

Красильщиков

Кузнецов

Курбатов

Латрыгин

Лианозов

Логвинов

Лукьянов

Мамонтов

Манташев

Мануйлов

Мартынов

Медведев

Мельников

Мещерский

Милованов

Михайлов

Муравьев

Муромцев

Наставин

Немчинов

Нестеров

Неокладнов

Никифоров

Овсянников

Овчинников

Окороков

Парфенов

Перевалов

Перминов

Половцов

Полежаев

Прасагов

Прасолов

Прибылов

Прибытков

Привалов

Прохоров

Постников

Пуговкин

Пустовалов

Рахманов

Ростовцев

Расторгуев

Решетников

Росторгуев

Рыбников

Рябушинский

Светушников

Свешников

Скуратов

Солдатенков

Соловьев

Солодовников

Строганов

Татарников

Терещенко

Толкачев

Трегубов

Третьяков

Трофимов

Хлебников

Цветушкин

Цветушников

Чеботарев

Чистяков

Шапошников

Шелапутин

Источник: А.В.Стадников. Список купеческих старобрядческих фамилий Москвы (XIX - начало XX в.)

Олег и Валентина Световид

[email protected]

Наша книга "Энергия имени"

Олег и Валентина Световид

Адрес нашей электронной почты: [email protected]

Купеческие фамилии – успех в торговле. Технология энергоинформационного подсоединения

Внимание!

В сети интернет появились сайты и блоги, которые не являются нашими официальными сайтами, но используют наше имя. Будьте осторожны. Мошенники используют наше имя, наши электронные адреса для своих рассылок, информацию из наших книг и наших сайтов. Используя наше имя, они затягивают людей на различные магические форумы и обманывают (дают советы и рекомендации, которые могут навредить, или выманивают деньги на проведение магических ритуалов, изготовление амулетов и обучение магии).

На наших сайтах мы не даём ссылок на магические форумы или на сайты магов-целителей. Мы не участвуем в каких-либо форумах. Мы не даем консультаций по телефону, у нас нет на это времени.

Обратите внимание! Мы не занимаемся целительством и магией, не делаем и не продаем талисманы и амулеты. Мы вообще не занимаемся магической и целительской практикой, не предлагали и не предлагаем таких услуг.

Единственное направление нашей работы – заочные консультации в письменной форме, обучение через эзотерический клуб и написание книг.

Иногда люди нам пишут, что на каких-то сайтах видели информацию о том, что мы якобы кого-то обманули – брали деньги за целительские сеансы или изготовление амулетов. Мы официально заявляем, что это – клевета, неправда. За всю свою жизнь мы ни разу никого не обманули. На страницах нашего сайта, в материалах клуба мы всегда пишем, что нужно быть честным порядочным человеком. Для нас честное имя – это не пустой звук.

Люди, которые пишут о нас клевету, руководствуются самым низменными мотивами – завистью, жадностью, у них черные души. Наступили времена, когда клевета хорошо оплачивается. Сейчас многие Родину готовы продать за три копейки, а заниматься клеветой на порядочных людей еще проще. Люди, которые пишут клевету, не понимают, что они серьезно ухудшают свою карму, ухудшают свою судьбу и судьбу своих близких людей. Говорить с такими людьми о совести, о вере в Бога бессмысленно. Они не верят в Бога, потому что верующий человек никогда не пойдёт на сделку с совестью, никогда не будет заниматься обманом, клеветой, мошенничеством.

Мошенников, псевдомагов, шарлатанов, завистников, людей без совести и чести, жаждущих денег, очень много. Полиция и другие контролирующие органы пока не справляются с возрастающим наплывом безумия "Обман ради наживы".

Поэтому, пожалуйста, будьте внимательны!

С уважением – Олег и Валентина Световид

Нашими официальными сайтами являются:

Ответить на вопрос, когда у русских появились фамилии, не так-то просто. Дело в том, что фамилии на Руси формировались в основном от отчеств, прозвищ или родовых имен, и процесс этот был постепенным.

Считается, что первыми на Руси стали носить фамилии граждане Великого Новгорода, который тогда был республикой, а также жители новгородских владений, простиравшихся по всему северу от Балтики до Урала. Произошло это предположительно в XIII столетии. Так, в летописи за 1240 год упоминаются имена павших в Невской битве новгородцев: «Костянтинъ Луготиниць, Гурята Пинещиничь». В летописи от 1268 года встречаются имена «Твердислава Чермного, Никифора Радятинича, Твердислава Моисиевича, Михаила Кривцевича, Бориса Илдятинича… Василя Воиборзовича, Жирослава Дорогомиловича, Поромана Подвоиского». В 1270 году, как сообщает летописец, князь Василий Ярославич отправился в поход на татар, взяв с собой «Петрила Рычага и Михаила Пинещинича». Как видим, фамилии эти мало походили на современные и были образованы, скорее всего, по отчествам, родовым или крестильным именам, прозвищам или месту жительства.

Родом с Севера

Пожалуй, самыми древними фамилиями все же следует считать фамилии, оканчивающиеся суффиксами -их и -ых. По мнению специалистов, они появились еще на рубеже I-II тысячелетий и произошли преимущественно от семейных прозвищ. Скажем, членам одной семьи могли давать такие прозвища, как Короткие, Белые, Красные, Черные, а их потомков называли в родительном или предложном падеже: «Ты чьих будешь?» – «Коротких, Белых, Красных, Черных». Доктор филологических наук А.В. Суперанская пишет: «Глава семьи именуется Золотой, все семейство - Золотые. Выходец или выходцы из семьи в следующем поколении - Золотых».

Историки предполагают, что родились эти фамилии на севере, а впоследствии распространились в центральных районах Руси и Предуралье. Много таких фамилий встречается среди сибиряков: это было связано с началом покорения Сибири во второй половине XVI столетия. Кстати, по правилам русского языка такие фамилии не склоняются.

Фамилии от славянских имен и прозвищ

Были также фамилии, возникшие от древнерусских мирских имен. Например, от славянских имен собственных Ждан и Любим произошли позднее фамилии Жданов и Любимов. Много фамилий сформированы от так называемых «охранных» имен: считалось, что если дать младенцу имя с негативной окраской, это отпугнет от него темные силы и неудачи. Так от имен-прозвищ Некрас, Дур, Чертан, Злоба, Неустрой, Голод пошли фамилии Некрасов, Дуров, Чертанов, Злобин, Неустроев, Голодов.

Дворянские фамилии

Лишь позднее, в XIV-XV веках, фамилии стали появляться у князей и бояр. Чаще всего они образовывались от названия удела, которым владел князь или боярин, и впоследствии переходили его потомкам: Шуйский, Воротынский, Оболенский, Вяземский. Некоторая часть дворянских фамилий произошла от прозвищ: Гагарины, Горбатые, Глазатые, Лыковы, Скрябины. Иногда фамилия объединяла название удела с прозвищем, как, например, Лобанов-Ростовский.

Одна из самых древних дворянских фамилий – Голицын - берет начало от старинного слова «голицы» («галицы»), означавшего кожаные рукавицы, используемые при различных работах. Еще одна древнейшая дворянская фамилия – Морозов. Первым ее стал носить Миша Прушанин, особо отличившийся в 1240 году в битве со шведами: имя его было прославлено в Житии Александра Невского. Этот род стал известен также благодаря знаменитой раскольнице - боярыне Федосье Морозовой.

Купеческие фамилии

В XVIII-XIX столетиях фамилии стали носить служилые люди, духовенство и купечество. Впрочем, самые богатые купцы обзавелись фамилиями еще раньше, в XV-XVI веках. В основном это были опять же жители северных областей России – скажем, Калинниковы, Строгановы, Перминовы, Рязанцевы. Кузьма Минин, сын солеварщика Мины Анкудинова из Балахны, получил собственную фамилию уже на рубеже XVI-XVII веков. Нередко купеческие фамилии отражали род занятий своего обладателя. Так, Рыбниковы торговали рыбой.

Крестьянские фамилии

У крестьян фамилий не было долго, за исключением населения северной части России, когда-то принадлежавшей Новгороду, поскольку там не было крепостного права. Взять, к примеру, «архангельского мужика» Михайлу Ломоносова или няню Пушкина – новгородскую крестьянку Арину Родионовну Яковлеву.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Имели фамилии и казаки, а также население земель, прежде входивших в Речь Посполитую: территории нынешней Беларуси до Смоленска и Вязьмы, Малороссии. Обладали фамилиями большинство коренных жителей черноземных губерний.

Массово присваивать фамилии крестьянам стали лишь после отмены крепостного права. А некоторые и вовсе получили фамилии только в годы советской власти.

Почему одни русские фамилии заканчиваются на «-ин», а другие – на «-ов»?

Исконно русскими фамилиями считаются те, которые заканчиваются на «-ов», «-ев» или «-ин» («-ын»). Почему же именно их чаще всего носят россияне?

Фамилии с суффиксами «-ов» или «-ев» носят, по разным данным, 60-70% коренных жителей России. Считается, что в основном эти фамилии имеют родовое происхождение. Сначала они происходили от отчеств. Например, Петра, сына Ивана, звали Петром Ивановым. После того как фамилии вошли в официальный обиход (а случилось это на Руси в XIII столетии), фамилии стали давать по имени старшего в роду. То есть Ивановыми становились уже и сын, и внук, и правнук Ивана.

Но фамилии давались и по прозвищам. Так, если человека, к примеру, прозвали Безбородым, то его потомки получали фамилию Безбородовы.

Нередко давали фамилии по роду занятий. Сын кузнеца носил фамилию Кузнецов, сын плотника – Плотников, сын гончара – Гончаров, священника – Попов. Ту же фамилию получали и их дети.

Фамилии с суффиксом «-ев» доставались тем, у кого предки носили имена и прозвища, а также чьи профессии заканчивались на мягкий согласный – так, сына Игнатия звали Игнатьевым, сына человека по прозвищу Снегирь – Снегиревым, сына бондаря – Бондаревым.

Откуда взялись фамилии на «-ин» или «-ын»?

Второе место по распространенности в России занимают фамилии с суффиксом «-ин», или, реже, «-ын». Их носят около 30% населения. Фамилии эти также могли происходить от имен и прозвищ предков, от названий их профессий, а кроме того, от слов с окончанием на «-а», «-я» и от существительных женского рода с окончанием на мягкий согласный. Например, фамилия Минин означала: «сын Мины». Православное имя Мина было широко распространено на Руси.

Фамилия Сёмин произошла от одной из форм имени Семён (старинная форма этого русского имени – Симеон, что означает «услышанный Богом»). И в наше время распространены фамилии Ильин, Фомин, Никитин. Фамилия Рогожин напоминает, что предки этого человека торговали рогожей или изготавливали ее.

Скорее всего, прозвища или профессиональные занятия легли в основу фамилий Пушкин, Гагарин, Бородин, Птицын, Белкин, Коровин, Зимин.

Между тем специалисты по словообразованию считают, что не всегда фамилия однозначно указывает на национальность человека или его далеких предков. Чтобы с уверенностью это определить, надо сначала выяснить, что за слово лежит в ее основе.опубликовано .

Ирина Шлионская

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Купечество - торговое сословие. Существует в России с древнейших времен. В записках византийского имп. Константина Багрянородного рассказывается о деятельности русских купцов еще в 1-й пол. X в. По его словам, с ноября месяца, как только подмерзала дорога и устанавливался санный путь, русские купцы покидали города и направлялись в глубь страны. Всю зиму они скупали по погостам товары, а также собирали с жителей дань в оплату за ту охрану, которую им давал город. Весной уже по Днепру с полой водой купцы возвращались в Киев и на подготовленных к тому времени судах отправлялись в Царьград. Труден и опасен был этот путь. И только большая охрана спасала караван смоленских, любечских, черниговских, новгородских, вышегородских купцов от многочисленных грабителей. Проплыв Днепр, выходили в море, держась берега, т. к. в любой момент утлые суденышки могли погибнуть от крутой волны.
В Царьграде русские купцы торговали шесть месяцев. Согласно договору, оставаться на зиму не могли. Размещали их не в самом городе, а у «святого Мамы» (монастырь св. Маманта). Во время пребывания в Царьграде русские купцы пользовались различными льготами, предоставленными им греческим императором. В частности, продавали свои товары и покупали греческие, не платя пошлины; кроме того, им выделяли бесплатно продукты питания и разрешали пользоваться баней. По окончании торга греческие власти обеспечивали нашим купцам съестные товары и корабельные снасти. Возвращались домой не ранее октября, а там уже снова наступал ноябрь, и нужно было ехать в глубь страны, на погосты, распродавая то, что было привезено из Византии, и скупать товары для зарубежной торговли на следующий год. Такая предпринимательская деятельность велась Русью не одно столетие. Круговорот торговой жизни сыграл огромную роль в освоении и объединении русских земель. Все большее и большее число людей вовлекалось в эту экономическую деятельность, становясь кровно заинтересованным в ее результатах.
Впрочем, русские купцы вели торговлю не только с Царьградом, откуда вывозили шелковые ткани, золото, кружева, вина, мыло, губки, различные лакомства. Большая торговля велась с варягами, у которых покупали бронзовые и железные изделия (особенно мечи и топоры), олово и свинец, а также с арабами - откуда в страну поступали бисер, драгоценные камни, ковры, сафьян, сабли, пряности.
О том, что торговля велась очень большая, свидетельствует характер кладов того времени, которые до сих пор в изобилии находят близ старинных городов, на берегах больших рек, на волоках, возле бывших погостов. В этих кладах не редкость арабские, византийские, римские и западноевропейские монеты, в т. ч. даже отчеканенные в VIII в.
Вокруг русских городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда сходились для торговли, или, как тогда называли, «гостьбы», купцы, бобровники, бортники, звероловы, смолокуры, лыкодеры и другие тогдашние «промышленники». Места эти получали название погостов (от слова «гостьба»). Позже, уже после принятия христианства, в этих местах, как наиболее посещаемых, строились церкви и размещались кладбища. Здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. В подвалах церквей хранился необходимый для торговли инвентарь (весы, меры), складывались товары, а также хранились торговые договоры. За это духовенство взимало с торговцев особую пошлину.
Первый русский свод законов Русская Правда был пронизан духом купечества. Когда читаешь его статьи, то убеждаешься, что он мог возникнуть в обществе, где важнейшим занятием была торговля, а интересы жителей тесно связаны с результатом торговых операций.
«Правда», - пишет историк В. О. Ключевский, - строго отличает отдачу имущества на хранение - «поклажу» от «займа», простой заем, одолжение по дружбе от отдачи денег в рост из определенного условленного процента, процентный заем краткосрочный - от долгосрочного и, наконец, заем - от торговой комиссии и вклада в торговое компанейское предприятие из неопределенного барыша или дивиденда. «Правда» дает далее определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел, умеет различать несостоятельность злостную от несчастной. Что такое торговый кредит и операции в кредит - хорошо известно Русской Правде. Гости, иногородние или иноземные купцы, «запускали товар» за купцов туземных, т. е. продавали им в долг. Купец давал гостю, купцу-земляку, торговавшему с другими городами или землями, «куны в куплю», на комиссию для закупки ему товара на стороне; капиталист вверял купцу «куны в гостьбу», для оборота из барыша».
Городские предприниматели, справедливо отмечает Ключевский, являлись то сотрудниками, то соперниками княжеской власти, что отражало их большую роль в обществе. Законодательство русское дорожило жизнью купца, за его голову полагался штраф вдвое больший, чем за голову простого человека (12 гривен и 5-6 гривен).

Успешный рост купеческой деятельности в Древней Руси подтверждался развитием кредитных отношений. Новгородский купец Климята (Климент), живший в к. XII - н. XIII в., сочетал свою широкую торговую деятельность с предоставлением кредитов (отдачей денег в рост). Климята был членом «купеческого ста» (союз новгородских предпринимателей), занимался он преимущественно бортным промыслом и скотоводством. К концу жизни ему принадлежали четыре села с огородами. Перед смертью он составил духовную, в которой перечислял свыше десятка различного рода людей, связанных с ним предпринимательской деятельностью. Из перечня должников Климяты видно, что он выдавал также и «поральское серебро», за что взимались проценты в виде наклада. Деятельность Климяты была такова, что он не только предоставлял кредиты, но и брал их. Так, он завещал в уплату долга своим кредиторам Даниле и Воину два села. Все свое состояние Климята завещал Новгородскому Юрьеву монастырю - типичный для того времени случай.
Одним из самых характерных купеческих городов был Новгород Великий. Торговлей здесь жила большая часть населения, а купец считался главной фигурой, о которой складывались сказки и легенды. Типичный пример - новгородская былина о купце Садко.
Новгородские купцы вели свою торговлю и промысловую деятельность артелями, или компаниями, представлявшими из себя хорошо вооруженные отряды. Купеческих артелей в Новгороде насчитывалось десятки, в зависимости от товаров, которыми они промышляли, или местности, куда ходили торговать. Были, напр., поморские купцы, торговавшие на Балтийском или Белом морях, низовские купцы, имевшие дела в Суздальской области, и т. п.
Самые основательные новгородские купцы объединялись в торгово-промышленную «ассоциацию», именуемую тогда «Иваново сто», имевшую свой центр около храма св. Иоанна Предтечи в Опоках. Здесь располагался общественный гостиный двор, где купцы складывали свои товары, а также находилась «гридница» (большая палата), своего рода зал для проведения деловых совещаний. На общем собрании «Иваново сто» купцы выбирали старосту, который руководил делами этой «ассоциации», наблюдал за общественной кассой и оформлением деловых документов.
Около церкви проходил торг, стояли специальные весы, при которых находились выборные присяжные чины, наблюдавшие за правильностью веса и торговли. За взвешивание, как и при продаже товара, взималась особая пошлина. Кроме больших весов возле церкви стояли и малые, служившие для взвешивания драгоценных металлов, слитки которых заменяли монеты.
Возникавшие между купцами и покупателями противоречия решались в специальном торговом суде, председателем которого был тысяцкий.
Купцы, входившие в «Иваново сто», обладали большими привилегиями. В случае финансовых затруднений им предоставляли кредит или даже безвозмездную помощь. При опасных торговых операциях от «Иваново сто» можно было получить вооруженный отряд для охраны.
Однако вступить в «Иваново сто» мог только очень состоятельный купец. Для этого в кассу «ассоциации» нужно было внести большой взнос - в 50 гривен - и, кроме того, безвозмездно пожертвовать в пользу церкви св. Иоанна в Опоках еще почти 30 гривен (за эти деньги можно было купить стадо в 80 волов). Зато, вступив в «Иваново сто», купец и его дети (участие было наследственным) сразу занимали почетное положение в городе и получали все связанные с этим привилегии.
Большую взаимовыгодную торговлю новгородские купцы вели с Ганзейским союзом. Новгородские купцы скупали по всей России и продавали ганзейцам льняные ткани, выделанные кожи, смолу и воск высокого качества, хмель, строевой лес, мед, меха, хлеб. От ганзейцев новгородские купцы получали вино, металлы, соль, сафьян, перчатки, крашеную пряжу и разные предметы роскоши.
Сильно развитая система купеческого предпринимательства вкупе с народным самоуправлением были главными условиями экономического процветания Древнего Новгорода, которое неоднократно отмечалось иностранными купцами и путешественниками.
Кроме «Иваново сто» в русских городах существовали и другие профессиональные объединения купцов. В XIV-XVI вв. торговые предприниматели, имевшие лавки на городском торгу («ряды»), объединялись в самоуправляемые организации, члены которых назывались «рядовичами».
Рядовичи сообща владели отведенной под лавки территорией, имели своих выборных старост, обладали особыми правами на сбыт своих товаров. Чаще всего их центром была патрональная церковь (в подвалах ее хранились товары), нередко им также предоставлялись даже судебные функции. Имущественное положение купцов было неравное. Самыми богатыми были «гости-сурожане» - купцы, торговавшие с Сурожем и другими городами Причерноморья. Состоятельными были и купцы суконного ряда -«суконники», торговавшие привозным с Запада сукном. В Москве патрональным храмом «гостей-сурожан» была церковь Иоанна Златоуста. Принадлежность к корпорации московских гостей обставлялась примерно теми же правилами, что и в новгородской «Иваново сто». Положение в этой корпорации было тоже наследственным. Гости возглавляли купеческие караваны, отправлявшиеся в Крым.
Уже в XV в. русские купцы ведут торговлю с Персией и Индией. Тверской купец Афанасий Никитин в 1469 посещает Индию и, по сути дела, открывает ее для России.
В эпоху Ивана Грозного символом русского купечества становится энергичная деятельность купцов Я. И. и Г. И. Строгановых, стараниями которых начинается активное освоение русскими Урала и Сибири. Кильбургер, побывавший в Москве в царствование Алексея Михайловича в составе шведского посольства, отмечал, что все москвичи «от самого знатного до самого простого любят купечество, чему есть причиной то, что в Москве помещается больше торговых лавок, чем в Амстердаме или хотя бы ином целом княжестве».
Некоторые города по внешнему виду напоминали пестрые торговые ярмарки. Широкое развитие торговли отмечалось и в более ранние времена. Иностранцы, побывавшие в Москве XV в., обращают особое внимание на изобилие съестных товарных продуктов, что свидетельствовало о широком развитии товарных отношений среди крестьянства, а отнюдь не о господстве натурального хозяйства.
По описанию венецианца Иосафата Барбаро, «зимою привозят в Москву такое множество быков, свиней и других животных, совсем уже ободранных и замороженных, что за один раз можно купить до двухсот штук... Изобилие в хлебе и мясе так здесь велико, что говядину продают не на вес, а по глазомеру». Другой венецианец, Амвросий Контарини, также свидетельствует о том, что Москва «изобилует всякого рода хлебом» и «жизненные припасы в ней дешевы». Контарини рассказывает, что каждый год в конце октября, когда р. Москва покрывается крепким льдом, купцы ставят на этот лед «лавки свои с разными товарами и, устроив таким образом целый рынок, прекращают почти совсем торговлю свою в городе». На рынок, расположенный на Москве-реке, купцы и крестьяне «ежедневно, в продолжение всей зимы привозят хлеб, мясо, свиней, дрова, сено и прочие нужные припасы». В конце ноября обычно «все окрестные жители убивают своих коров и свиней и вывозят их в город на продажу... Любо смотреть на это огромное количество мерзлой скотины, совершенно уже ободранной и стоящей на льду на задних ногах».
Ремесленными изделиями торговали в лавках, на рынках и в мастерских. Уже в глубокой древности ряд дешевых массовых товаров, изготавливаемых городскими ремесленниками (бусы, стеклянные браслеты, крестики, пряслица), распространялись купцами-коробейниками по всей стране.
Русские купцы вели большую торговлю с другими странами. Известны их поездки в Литву, Персию, Хиву, Бухару, Крым, Кафу, Азов и др. Предметом торговли были не только сырье и продукция добывающих промыслов, вывозившаяся из Руси (пушнина, лес, воск), но также изделия русских ремесленников (юфти, однорядки, шубы, холсты, седла, стрелы, саадаки, ножи, посуда и др.). В 1493 Менгли-Гирей просит Ивана III прислать ему 20 тыс. стрел. Крымские царевичи и князья обращались в Москву с просьбой о присылке панцирей и других доспехов. Позднее, в XVII в., огромная торговля русскими товарами шла через Архангельск - в 1653 сумма вывоза через порт города за рубеж составляла св. 17 млн руб. золотом (в ценах н. XX в.).
Масштабы русской торговли поражали иностранцев, посещавших нашу страну. «Россия, - писал в самом начале XVII в. француз Маржерет, - весьма богатая страна, так как из нее совсем не вывозят денег, но они ввозятся туда ежегодно в большом количестве, так как все расчеты они производят товарами, которые имеют во множестве, именно: разнообразными мехами, воском, салом, коровьей и лошадиной кожей. Другие кожи, крашенные в красный цвет, лен, пеньку, всякого рода веревки, кавиар, т. е. икру соленой рыбы, они в большом количестве вывозят в Италию, далее соленую семгу, много рыбьего жира и других товаров. Что касается хлеба, то, хотя его очень много, они не рискуют вывозить его из страны в сторону Ливонии. Сверх того, у них много поташа, льняного семени, пряжи и прочих товаров, которые они обменивают или продают, не покупая чужеземного на наличные деньги, и даже император... приказывает платить хлебом или воском».
В XVII в. в Москве торговое, купеческое сословие из разряда тяглых людей выделяется в особую группу городских, или посадских людей, которая, в свою очередь, разделилась на гостей, гостиную и суконную сотни и слободы. Самое высшее и почетное место принадлежало гостям (их в XV в. было не более 30 чел.).
Звание гостя получали самые крупные предприниматели, с торговым оборотом не меньше 20 тыс. в год - огромная по тем временам сумма. Все они были приближены к царю, свободны от уплаты пошлин, вносимых купцами рангом пониже, занимали высшие финансовые должности, а также имели право покупать в свое владение вотчины.
Члены гостиной и суконной сотен (в XVII в. их было ок. 400) пользовались также большими привилегиями, занимали видное место в финансовой иерархии, но уступали гостям в «чести». Гостиные и суконные сотни имели самоуправление, их общие дела вершили выборные головы и старшины.
Низший разряд купечества представляли жители черных сотен и слобод. Это были преимущественно ремесленные самоуправляемые организации, сами производившие товары, которые потом продавали. Этот разряд, условно говоря, непрофессиональных торговцев составлял сильную конкуренцию профессионалам-купцам высших разрядов, т. к. черные сотни, торгуя собственной продукцией, могли продавать ее дешевле.
В крупных городах посадские люди, имеющие право вести торговлю, делились на лучших, средних и молодших. Сфера деятельности русских купцов XVII в. была широка, отражала всю географию экономического освоения России. Из Москвы брали начало шесть основных торговых путей - Беломорский (Вологодский), Новгородский, Поволжский, Сибирский, Смоленский и Украинский.
Беломорский (Вологодский) путь шел через Вологду по Сухоне и Северной Двине в Архангельск (ранее к Холмогорам) и на Белое море, а оттуда в зарубежные страны. К этому пути тяготели знаменитые центры русского предпринимательства: Великий Устюг, Тотьма, Сольчевыгодск, Яренск, Усть-Сысольск, давшие России тысячи купцов.
В сер. XVI в. русские предприниматели получили право беспошлинной торговли с Англией (она шла Беломорским путем), имели в Лондоне несколько зданий для своих нужд. Русские везли в Англию меха, лен, пеньку, говяжье сало, юфть, ворвань, смолу, деготь, а получали ткани, сахар, бумагу, предметы роскоши.
Важнейшим перевалочным центром на этом пути была Вологда, куда всю зиму свозились товары из Москвы, Ярославля, Костромы и других городов, а затем по воде направлялись в Архангельск, откуда, в свою очередь, осенью приходили товары для отправки в Москву санным путем.
Новгородский (Балтийский) торговый путь шел из Москвы на Тверь, Торжок, Вышний Волочек, Валдай, Псков, затем к Балтийскому морю. Этим путем в Германию шли русский лен, пенька, сало, кожи и красная юфть. Поволжский путь проходил по Москва-реке, Оке и Волге, а затем через Каспийское море в Персию, Хиву и Бухару.
Главным предпринимательским центром на этом пути был Н. Новгород с располагающейся рядом с ним Макарьевской ярмаркой. Путь от Н. Новгорода до Астрахани преодолевался русскими купцами примерно за месяц. Шли караванами из 500 и более судов с большой охраной. И даже на такие караваны время от времени совершались разбойные нападения. Купцы плыли и останавливались в местных предпринимательских центрах - Чебоксарах, Свияжске, Казани, Самаре, Саратове.
Торговля с Хивой и Бухарой проводилась в Караганском пристанище, куда из Астрахани под охраной приходили купеческие суда, а на встречу с ними приезжали местные купцы со своими товарами. Торговля велась ок. месяца. После этого часть русских судов возвращалась в Астрахань, а другая шла в Дербент и Баку, откуда купцы уже посуху добирались до Шемахи и торговали с персами.
Сибирский путь шел водой из Москвы до Н. Новгорода и до Соликамска. От Соликамска купцы волоком двигались до Верхотурья, где был большой торг с вогулами, а затем снова водой до Тобольска, через Туринск и Тюмень. Далее дорога шла на Енисейск мимо Сургута, Нарыма. В Енисейске был устроен большой гостиный двор.
От Енисейска путь пролегал в сторону Илимского острога по Тунгуске и Илиму. Часть купцов следовала и дальше, достигая Якутска и Охотска, проникая даже на Амур.
Главным предпринимательским центром Руси по торговле с Китаем был Нерчинск, где был построен специальный гостиный двор. Основными товарами, которые покупали или выменивали на этом пути, были меха и звериные шкуры, из Центральной России в Сибирь везли железо, оружие, ткани.
Смоленский (Литовский) путь шел из Москвы через Смоленск в Польшу, но из-за постоянных войн этот путь для широкой торговли использовался сравнительно мало. Более того, в Москве очень неохотно привечали польских и еврейских купцов, имевших плохую репутацию, а русские купцы избегали отношений с торговцами местечковой Польши.
Степной Малороссийский (Крымский) путь пролегал через рязанские, тамбовские, воронежские края, выходил к донским степям, а оттуда в Крым. Главными предпринимательскими центрами, тяготевшими к этому пути, были Лебедянь, Путивль, Елец, Козлов, Коротояк, Острогожск, Белгород, Валуйки.
Широкий размах основных путей торгово-предпринимательской деятельности наглядно свидетельствовал о гигантских усилиях, вложенных в экономическое освоение огромной территории России. В Древней Руси эта деятельность была связана и с путевыми трудностями. Осуществляя торговлю теми или иными товарами, русские купцы нередко принимали участие в организации их производства, особенно это касалось выработки воска, сала, смолы, дегтя, соли, юфти, кож, а также добычи и выплавки металлов и производства различной продукции из них.
Русский купец из посадских людей Ярославля Григорий Леонтьевич Никитников вел крупную торговлю в Европейской России, Сибири, Средней Азии и Иране. Но основу его богатства составила торговля сибирской пушниной. Строил он ладьи и суда, перевозившие разные товары, хлеб и соль. В 1614 он получает звание гостя. С 1632 Никитников вкладывает капиталы в солеваренную промышленность. В к. 1630-х в Соликамском уезде Никитникову принадлежали 30 варниц, на которых, кроме зависимых людей, работало св. 600 наемных работников. Никитников держит целый ряд для продажи соли в разных городах, располагавшихся по течению Волги и Оки и связанных с ними рек: в Вологде, Ярославле, Казани, Н. Новгороде, Коломне, Москве и Астрахани.
Долгое время центром торговой деятельности Никитникова был его родной г. Ярославль с обширным двором, принадлежавшим его предкам. По старым описаниям, усадьба купца Никитникова превращается в настоящий торговый центр Ярославля, становится узловым торговым пунктом, в котором скрещивались волжские и восточные товары, приходившие из Астрахани, с западными товарами, привозившимися из Архангельска и Вологды. Здесь Никитниковым была построена в 1613 деревянная церковь Рождества Богородицы. Недалеко от усадьбы стоял знаменитый Спасский монастырь, рядом с которым находился рынок. Ближе к р. Которосли размещались соляные и рыбные амбары Никитниковых. В 1622 Никитников по приказу царя переезжает в Москву, туда же перемещается и его торговый центр. В Китай-городе Никитников строит богатые палаты и красивейшую церковь Троицы в Никитниках (она сохранилась до сих пор). На Красной площади Никитников обзаводится собственными лавками в Суконном, Сурожском, Шапочном и Серебряном рядах. Никитников возводит большие склады для ведения оптовой торговли. Его дом становится местом встречи богатых купцов и заключения сделок. В синодик церкви Троицы вписаны имена крупных московских гостей XVII в., которые находились в личных и родственных взаимоотношениях с хозяином.
Купец Никитников прославился не только предпринимательством, но и своей общественно-патриотической деятельностью. В н. XVII в. он - молодой земский староста, подпись его стоит в списках участников первого и второго земских ополчений, созданных в Ярославле для борьбы с польскими и шведскими захватчиками. Никитников постоянно участвовал в несении государственных выборных служб, представительствовал на земских Соборах, участвовал в составлении челобитных царю от гостей и купцов, искавших защиты интересов русской торговли и ограничения привилегий иностранных купцов. Он был смел и уверен в себе, бережлив и аккуратен в платежах, не любил должать, но и не любил давать в долг, хотя в долг приходилось давать довольно часто, даже самому царю, который жаловал его в награду серебряными ковшами и дорогой камкой. Исследователь жизни Григория Никитникова свидетельствует о нем как «о человеке деловом и практичном, глубокого проницательного ума, твердой памяти и воли, с крутым решительным характером и большим жизненным опытом. Через все его наставления неизменно проходит требование сохранения семейного и хозяйственного порядка таким, каким он был при нем. Такой же деловой тон звучит в наказах о поддержании благолепия в выстроенных им церквах и в распоряжении об аккуратных взносах пошлин в казну за соляные варницы».
Весь свой капитал Никитников завещал не дробить, а передал в совместное и нераздельное владение двум внукам: «...и внуку моему Борису, и внуку моему Григорию жить в совете и промышлять вместе, а буде который из них станет жить неистова и деньги и иные пожитки станет сородичам своим раздавать и сторонним людям, один без совету брата своего, и он благословения моего и приказу лишен, до дому моево и до пожитков ему дела нет». Умирая (в 1651), купец Никитников завещает: «...и церковь Божию украсить всякими лепотами, и ладан, и свечи, и вино церковное, и ругу священнику и иным церковникам давать вместе, чтоб церковь Божия без пения не была и не за чем не стала, как было при мне, Георгии». Кроме своей московской церкви он просил заботиться и о храмах, построенных им в Соли Камской и Ярославле.
Одним из характерных предпринимателей XVII в. был купец Гаврила Романович Никитин, по происхождению из черносошных крестьян русского Поморья. Свою торговую деятельность Никитин начинал в качестве приказчика гостя О. И. Филатьева. В 1679 он стал членом гостиной сотни Москвы, а в 1681 получил звание гостя. После смерти братьев Никитин сосредоточивает в своих руках большую торговлю, ведет дела с Сибирью и Китаем, его капитал в 1697 составлял огромную по тем временам сумму - 20 тыс. руб. Как и другие купцы, Никитин строит свою церковь.
В XVII в. в Москве строится церковь, ставшая святыней купечества всей России. Это - Никола Большой Крест, воздвигнутая в 1680 архангельскими гостями Филатьевыми. Церковь была одна из красивейших в Москве, да и во всей России. Ее взорвали в 1930-х.
Русские купцы, торговавшие с зарубежными странами, предлагали им не только сырье, но и продукцию высокой по тем временам технологии, в частности металлические устройства. Так, в инвентаре одного из чешских монастырей под 1394 документально зарегистрированы «три железных замка, в просторечии называемые русскими». В Богемии было, конечно, немало и своих прославленных мастеров по металлу из богатейших Рудных гор и Судетов. Но, очевидно, изделия русской промышленности были не хуже, если они пользовались известностью и успехом так далеко за рубежом. Это известие XIV в. подтверждается и позднейшими источниками. Так, из «Памяти, как продать товар русской в Немцах», известной по тексту «Торговой книги» 1570-1610, видно, что продажа русского «уклада» и других металлических изделий «в Немцах» была обычным делом и в XVI-XVII вв. Торговали и оружием. Напр., в 1646 было вывезено в Голландию 600 пушек.
Рассказывая о знаменитых русских купцах XVII в., нельзя не упомянуть братьев Босовых, а также гостей Надея Светешникова и Гурьевых. Босовы вели торговлю с Архангельском и Ярославлем, скупали товары и на местных рынках Приморья, покупали также деревни в расчете на получение большого количества хлеба для продажи, занимались ростовщичеством, но основой их предприятия являлась сибирская торговля. Босовы отправляли в Сибирь обозы в 50-70 лошадей, груженых как иноземными товарами, так и русским сермяжным сукном, холстом, железными изделиями. Вывозили они из Сибири пушнину. Так, в 1649-50 было вывезено 169 сороков и 7 шт. соболей (6 767 шкурок); приобретали в большом количестве и другие меха. На службе у Босовых было 25 приказчиков. Они ор-ганизовывали в Сибири собственные ватаги, т. е. промышленные экспедиции в места, богатые соболем, а также приобретали их у местных жителей и у служилых людей, взимавших в Сибири ясак. Высокую прибыль давала также продажа в Сибири иноземных и русских изделий.
Богатейшие купцы несли казенную службу по финансам в качестве гостей, что давало им ряд преимуществ и предоставляло широкие возможности дальнейшего обогащения. Характер «первоначального накопления» имели также методы создания предприятий Надея Светешникова и Гурьева. Светешников вышел из ярославских посадских людей. Заслуги перед новой династией Романовых принесли ему пожалование в гости. Он вел крупные операции по торговле пушниной, владел деревнями с крестьянами, но также вкладывал свои средства в солепромышленность. Его богатство оценивалось в сер. XVII в. в 35,5 тыс. руб. (т. е. ок. 500 тыс. руб. на золотые деньги н. XX в.). Это пример крупного торгового капитала и перерастания его в промышленный. Важнейшее значение для обогащения Светешникова и развития его предприятий имели земельные пожалования. В 1631 ему были отданы громадные земельные владения по обоим берегам Волги и по р. Усу до позднейшего Ставрополя. Здесь Светешников поставил 10 варниц. К 1660 в Надеином Усолье было 112 крестьянских дворов. Наряду с наемными людьми он применял труд крепостных. Светешников построил крепость для защиты от кочевников, завел кирпичный завод.
Из богатой верхушки ярославского посада вышли также Гурьевы. В 1640 они завели рыбные промыслы в устье р. Яика, поставили здесь деревянный острог, затем заменили его каменной крепостью (г. Гурьев).
Развитие предпринимательства в России носило в значительной степени преемственный характер. Проведенное исследователем А. Демкиным изучение купеческих родов Верхневолжья показало, что 43% всех купеческих фамилий занимались купеческой деятельностью от 100 до 200 лет, а почти четверть - 200 и более лет. Три четверти купеческих родов, насчитывавших менее 100 лет, возникли в сер. - 2-й пол. XVIII в. и действовали вплоть до конца столетия. Все эти фамилии перешли в XIX в.
В 1785 российские купцы получают от Екатерины II особую жалованную грамоту, которая сильно возвысила их положение. Согласно этой грамоте, все купцы были разделены на три гильдии.
К первой гильдии относились купцы, владевшие капиталом не менее 10 тыс. руб. Они получали право оптовой торговли в России и за границей, а также право заводить фабрики и заводы. Ко второй гильдии принадлежали купцы с капиталом от 5 до 10 тыс. руб. Они получали право оптовой и розничной торговли в России. Третью гильдию составляли купцы с капиталом от 1 до 5 тыс. руб. Эта категория купцов имела право только на розничную торговлю. Купцы всех гильдий были освобождены от подушной подати (вместо нее они платили 1% с объявленного капитала), а также от личной рекрутской повинности.

Кроме купцов разных гильдий вводилось понятие «именитые граждане». По статусу они были выше купца первой гильдии, ибо должны были обладать капиталом не менее чем 100 тыс. руб. Именитые граждане получали право иметь загородные дачи, сады, заводы и фабрики.
Значительная часть российской интеллигенции XVIII-XIX вв. не любила русское купечество, презирала его, гнушалась им. Она представляла купцов закоренелыми плутами и мошенниками, нечистыми на руку, по-волчьи алчными. С ее легкой руки в обществе создается миф о грязных и подлых «Тит Титычах», ничего общего не имевший с действительностью. «Если бы торговое сословие и в прежней Московии, и в недавней России, - отмечал П. А. Бурышкин, - было бы на самом деле сборищем плутов и мошенников, не имеющих ни чести, ни совести, то как объяснить те огромные успехи, которые сопровождали развитие русского народного хозяйства и поднятие производительных сил страны. Русская промышленность создавалась не казенными усилиями и, за редкими исключениями, не руками лиц дворянского сословия. Русские фабрики были построены и оборудованы русским купечеством. Промышленность в России вышла из торговли. Нельзя строить здоровое дело на нездоровом основании. И если результаты говорят сами за себя, торговое сословие было в своей массе здоровым, а не таким порочным».
«В московской неписаной купеческой иерархии, - писал В. И. Рябушинский, - на вершине уважения стоял промышленник-фабрикант, потом шел купец-торговец, а внизу стоял человек, который давал деньги в рост, учитывал векселя, заставлял работать капитал. Его не очень уважали, как бы дешевы его деньги ни были и как бы приличен он сам ни был. Процентщик».
Отношение к этой категории двух первых было крайне отрицательным, как правило, их на порог не пускали и по возможности пытались всячески наказать. Большая часть дельцов третьей группы происходила из западных и южных губерний России.
Перед революцией звание купца приобреталось уплатой за гильдейское свидетельство. До 1898 гильдейское свидетельство было обязательно для права торговли. Позднее - необязательно и существовало лишь для лиц, желающих пользоваться некоторыми преимуществами, присвоенными купеческому званию, или участвовать в сословном управлении. Преимущества: освобождение от телесного наказания (для торговцев крестьянского сословия очень важное), право при известных условиях на почетное и потомственное почетное гражданство (дарующее преимущества купеческого звания без выбора и гильдейского свидетельства), возможность получить звание коммерции советника (чин с титулом превосходительства), некоторые права по образованию детей, право участия в городском самоуправлении (независимо от обладания недвижимой собственностью), участие в сословном самоуправлении. Сословное купеческое самоуправление заключалось в заведовании купеческими благотворительными учреждениями, в раскладке некоторых сборов, в заведовании купеческими капиталами, банками, кассами, в выборе должностных лиц (купеческие старосты, купеческие старшины, купеческие управы, члены сиротского суда от купечества).

Основные торговые пути

Платонов Олег Анатольевич

В. А. Никонов среди коллег
из Азербайджана
(Фрунзе, сентябрь 1986)

Об авторе: Никонов, Владимир Андреевич (1904–1988). Известный ученый, один из крупнейших специалистов по ономастике. Автор многочисленных трудов по самым разнообразным направлениям и проблемам этой науки: топонимики, антропонимики, космонимики, зоонимики и др. Более 20 лет руководил группой ономастики в Институте этнографии АН СССР. Был инициатором и организаторов нескольких конференций по ономастике Поволжья (первая состоялась в 1967 г.).


В России сейчас разработан проект Межрегионального ономастического общества имени В. А. Никонова (МООН). Подробности можно прочитать: . Автор этого сайта не только поддержал проект создания МОНН, но и решил внести свой посильный вклад в дальнейшую популяризацию идей В. А. Никонова и разместить на сайте ряд статей ученого, опубликованных в разное время в ряде малотиражных сборников и поэтому не очень доступных современным исследователям. Особенно тем, кто живет в провинции, библиотеки которых недостаточно полно укомплектованы научной литературой по ономастике.


Предлагаемая статья относится к числу одной из последних, опубликованных при жизни ученого. Ее нечасто цитируют в научных работах. Очевидно, сборник, в котором она напечатана, прошел как-то мимо ономастов. Работа посвящена любимой теме Владимира Андреевича – русским фамилиям. В ней он не только вновь приводит результаты своих более ранних исследований по географии фамилий, но и показывает социальность фамилий на примере истории формирования и составов фамилий четырех сословий дореволюционной России. Особый интерес представляют также результаты подсчетов 100 самых частых фамилий Москвы последней четверти XX века.


Цифра красного цвета в квадратных скобках маркирует начало страницы в печатной версии статьи. Цифра в квадратных скобках – это сноска. Выходные данные смотрите после текста статьи.

[стр. 5] Фамилия – категория социальная. Само возникновение ее продиктовано определенным уровнем общества. Исторически они появились в Европе где-то в середине средневековья, но за пять-шесть столетий охватили большинство европейских стран. К русским они пришли только в XVI в. Ошибочно принимать за фамилии более ранние княжеские титулы (Суздальские, Вяземские, Шуйские, Стародубские и прочие – из названий феодальных уделов) или родовые именованья бояр (Ковровы, Кобылины, Пушкины и прочие – по имени родоначальника: Андрюшка Ковер, Андрей Кобыла, боярин Пушка и т.п.). Они дробились, распадались, менялись.


Часто спрашивают: какая была самая первая русская фамилия? Ни первой, ни второй, ни десятой русской фамилии не было! В фамилии постепенно превращались привычные другие именования или появлялись новые по их же образцу. Русские долго называли их "прозвищами" – даже в XIX в., хотя уж не официально. Сам термин фамилия принесен в Россию при Петре I со многими другими новшествами из Западной Европы (латинское слово familia означало в Древнем Риме весь состав хозяйства, включая и рабов). Современное значение – имя семьи, передаваемое по наследству.


У каждого народа фамилии сначала захватывали господствующий слой феодалов, служа символом наследственной передачи землевладений, затем крупную буржуазию: фамилия – вывеска фирмы, преемственность при коммерческих или ростовщических сделках. Позже приобретали фамилии горожане среднего достатка. Ко всей массе народа фамилии доходили совсем поздно.


Первым перечнем фамилий Московского государства второй половины XVI в. можно признать список 272 опричников Ивана Грозного (наилучше проверенный список опубликован В. Б. Кобриным ). этом списке нет ни одного бесфамильного. Самую большую группу (152 чел.) составили носители фамилий-отчеств от нецерковных имен, [стр. 6] тогда преобладавших над церковными (Ртищев, Третьяков, Шеин, Пушкин и др.). Среди них были и оскорбительные на слух последующих поколений – Собакин, Свиньин, хотя их носители занимали высшие военные посты. Фамилии от церковных имен имели 43 опричника (Васильев, Ильин; часто искаженных – Микулин). Формой отчеств служили притяжательные прилагательные, отвечающие на вопрос "чей сын?" (сын Пушки, сын Ивана и т.п.). Поэтому фамилии XVI в. правильнее считать "дедичством", так как фамилия, бывшая отчеством, закреплялась в третьем поколении, а отчества продолжали сменяться.


Другая крупная группа фамилий опричников – по названиям владений данных им за службу царю: Ржевский, Зарецкий и проч. с формантом – ский (звуковой вариант – цкий ). Этот тип фамилий господствовал у польской шляхты, которой русское дворянство старалось во многом подражать. Да соблазнял и пример образованных так же княжеских титулов.


Неединичны были и фамилии опричников, производные от тюркоязычных слов и имен, но оформленные по русскому образцу: Бахтеяров, Измайлов, Тургенев, Салтыков. У 11 опричников стали фамилиями архаичные древнерусские бессуфиксные формы качественных прилагательных, выражавших внутренние свойства или внешние признаки: Грязной, Благой; либо то же, но в родительном падеже ("сын кого") – Жидкаго, Хитрово. Пятеро опричников-иностранцев удержали свои западно-европейские фамилии (Крузе, Таубе и др.). Характерно и наличие в списке двойных фамилий (Мусин-Пушкин, Ширинский-Шихматов, Бестужев-Рюмин и др.).


Эти фамилии первых дворян стали прообразом фамилий русского дворянства на три с лишним столетия. Петр I, вводя твердый порядок управления, добился и поголовного "офамиления" всех дворян. Но, конечно, дворянство пополнялось; менялись и соотношения между основными группами дворянских фамилий. Например, заметно убыли фамилии, образованные из отчеств от доцерковных имен, зато многократно возросли образованные от имен церковных. Но умножились и искажения: в списке московских дворян 1910 г. встречаем Еропкиных, Ларионовых, Селиверстовых . Это из подлинных имен Иерофей, Иларион, Сильвестр. Самое же крупное изменение – увеличение доли западно-европейских фамилий. В 1910 г. из 5371 семей московского дворянства почти 1000 носили иноязычные фамилии (19 %).


В XVII в. из недворян только единичные, самые богатые купцы [стр. 7] успели завести фамилии. Так их и звали – "именитое купечество". Все следующее столетие дворяне, монопольно господствующая сила государства, не делились властью с буржуазией. Это отражалось и в фамилиях. Даже в начале XIX в. многие купцы оставались бесфамильными. По переписи 1816 г. в 11 слободах Москвы из 2232 купеческих семей почти 25 % не имели фамилий, а у многих имеющих фамилии записано: "прозвищем Сорокованова позволено именоваться 1817 года июля 5 дня", "фамилею Серебряков позволено именоваться 1814 года 2 января 17 дня" и т.п. Нередко к имени и отчеству приписано другим почерком внизу: "фамилию Шапошников получил 1816 г. июля 10 дня". В приобретении фамилий купечество от дворянства в Москве отодвинули более, чем на 100 лет.


Состав Московских фамилий очень пестр. Треть их не расшифрована этомологически. Самую крупную группу среди расшифрованных (20 %) составили образованные из церковных имен: Иванов, Васильев, Дмитриев и другие (например, из производных форм от того же имени Дмитрий: Дмитриенков, Митьков, Митюшин, Митягов). К концу XIX в. уцелели лишь немногие фамилии из имен нецерковных Третьяковы, Нежданов); но зато одна из них оказалась самой частой московской купеческой фамилией – Смирнов (от архаичной формы Смирнóй) .




Подсчеты показали удивительное различие преобладающих русских фамилий по четырем обширным ареалам. На севере и северо-востоке Европейской части (Архангельск, Великий Устюг, Пермь) самая частая фамилия – Поповы; в Северном Поволжье и смежных местностях (Ярославль, Кострома, Кинешма, Вологда, Череповец, Иваново, Владимир, Шуя, Горький, Киров) – Смирновы; на северо-западе (Новгород, Псков, Смоленск, Великие Луки) и языком огибая с запада и юга Москву (Калуга, Коломна, Рязань) – Ивановы; южнее и восточнее (Тула, Горький, Пенза, Арзамас, Ульяновск и далее на восток) – Кузнецовы. При этом пункты с одинаковой самой частой фамилией разместились на карте не как попало, а строго ареально. А ведь за каждым числом частоты фамилии стоят многие тысячи жителей, даже при немалой теперь подвижности населения.


А как обстоит дело в Москве? Как и везде центр вбирает в себя черты объединяемых территорий, плюс некоторое предпочтенье былым особенностям данной местности. Ныне самые частые фамилии москвичей как раз эти четыре ареальных "лидера": Ивановы, Кузнецовы, Смирновы, Поповы, за ними – Соколовы, Волковы.


Фамилии оказались замечательными, драгоценными свидетельствами по истории русского народа. Это следы четырех переходных общностей от феодальной раздробленности к централизованной России: земли Ростовско-Суздальской Руси, Новгорода и Пскова, Северо-Двинские земли, и более поздние приобретения Москвы на юге и востоке – в Поволжье и бассейне Дона. В этот исторический отрезок времени и заложено начало формирования русских фамилий. Конечно, фамильные ареалы не оставались статичными: с середины XVI в. северяне хлынули заселять "Дикое поле" – необъятные степные пространства южнее и юго-восточнее Тулы и Рязани. Так Поповы местами оказались преобладающей фамилией на территории современного юго-востока Европейской части (Тамбов, Липецк, Волгоград, Астрахань и др.). Так же и Смирновы – небольшой "Тимский остров" их уцелел в Курской области.


Наивысшая частотность русской фамилии Иванов объяснима просто: в "святцах" (перечне "святых" православной церкви, который был, обязательным списком имен) 64 святых с этим именем – столько раз [стр. 13] в году его праздновали. В документах это имя записано раньше в Новгороде, чем в Москве. Однако это не доказывает, что оно было принесено в Москву из Новгорода и Пскова, а могло прийти прямо от императоров Византии, у которых стало излюбленным с ХП в. Успехи Ивана Калиты на великокняжеском московском престоле и последовавших Иванов вплоть до Ивана IV Грозного сделали это имя на несколько столетий самым частым у русских. Отсюда и частота фамилии.


Можно привести наиболее частые фамилии москвичей. По данным адресного бюро на 1964 г. в Москве проживали 90 тысяч Ивановых, 78 тыс. Кузнецовых, 58 тысяч Смирновых, примерно по 30 тысяч – Поповых, Соколовых, Волковых, Гусевых, Дмитриевых.


Абсолютное большинство русских москвичей носят фамилии на -ов, -ев ; немного меньше четверти – на -ин . Эти две формы вместе охватывают около 80 % всех русских в Москве. У сельского русского населения страны они охватывают 9/10. Зато фамилии на -ский у москвичей встречаются втрое чаще, чем у сельских жителей. Меньше в Москве фамилий на -ич (преобладающих у белорусов) и на -енко и (распространенных среди украинцев). Редки в Москве и русские фамилии на -их, -ых (Голубых, Петровых, Дешевых, Погорельских), которые обильны в бассейне Северной Двины и центрально-черноземных областях. Единичны архаичные формы – Косой, Черный, Голый, Хитрово и прочие.


Есть в Москве странные фамилии, включая и бесспорно русские – из самых понятных слов, но неожиданные в роли фамилий. Вот несколько примеров из списка телефонных абонентов: Нос, Солнце, Полуторный, Синебабнов, Скоропупов, Предвечнов, Убейволков, Убейконь и другие. А очень многие не поддаются этомологическому анализу: их основы ясны – Меридианов, Натуральное, Синешапов, Петлин – фамилии же необъяснимы. А в фамилиях Мишкарузников или Ронзупкин при их русском облике не разгадаешь ни одного элемента основ.


Причины загадочности таких фамилий различны, но главных из них три. Во-первых, основы могли быть иноязычны, а фамилия была дооформлена русскими формантами; в каком же языке теперь искать основы – неведомо. Во-вторых, слова, из которых возникли фамилии, отмирали, а фамилии дошли до нас, став "безродными". На наших глазах утрата основ произошла со множеством фамилий (Архиреев, Фабрикантов и т.п.). А в прошлом множество слов, не записанных в письменных источниках исчезало без следа. Наконец, в-третьих, [стр. 14] искажение при записи. Это может быть, самая частая беда. В Москве сталкивались разные говоры со всех концов страны; одно и то же слово произносили на множество ладов. А объединяющей грамотой владел далеко не каждый – в России даже в 189 7 г. были неграмотными 77 % населения. Удивительно не то, что множество фамилий искажено, а то, что все-таки множество уцелело. В списке московских личных телефонов 1973 г. носят фамилию Агальцов 24 человека, Огольцов – 25 и еще один Огольцев, а фамилия-то одна.


Нечего удивляться, что за три сотни лет неузнаваемо исковерканы сотни фамилий. Предок человека по фамилии Ларьков не торговал в ларьке; его предки: Иларион → Ларион → Ларёк. Фамилия Финагин в телефонной книге Москвы принадлежит 12 абонентам. Она изуродована из духовной фамилии Афиногенов (древнегреческое имя Афиноген – "потомок Афины"). У 38 абонентов московского телефона значится фамилия Дорожкин: казалось бы от основы "дорога", а они безусловно Дорошкины от личного имени Дорофей (как Тимошкины от Тимофей, Ерошкины от Иерофей и т.д.). В томе III телефонной книги Москвы (1973 г.) есть 679 абонентов Родионовых. Первоначально это было отчеством от имени Родион, которое в Древней Греции означало жителя знаменитого острова Родос (названного за обилие роз). Но отдельно от них откололись еще 27 Радионовых. Имя Родион давно редело, затем шло на нет, а радио признаком стало культуры, да и произносима фамилия по литературному московскому акающему говору не на о , а на а .


Нельзя обойти еще одну неприятность: нередки в Москве фамилии обидные. В телефонных книгах встречаем 94 Негодяева, 25 – Жулиных, 22 – Дурневых, 2 – Дураковых, а также Глупышкина, Дрянина, Лентяева, Пакостина, Паскудина, Перебейноса, Прощалыгина, Пустяк, Уродова и им подобных. Напрасно называют их неблагозвучными: они звучны, но неблагозначны. Но и "некрасивую" фамилию окружающие произносят с уважением, заслуженным делами того, кто ее носит. Не фамилия красит или портит человека, а он ее!

Приложение: СПИСОК 100 САМЫХ ЧАСТЫХ РУССКИХ ФАМИЛИЙ В МОСКВЕ


Составлен по подсчету личных абонентов московского телефона. Список построен в алфавитном порядке без указания количественных показателей частотностей: ведь число телефонов на какую-либо фами[стр. 15] лию лишь отдаленно перекликается с порядком реального числа ее носителей. Для приблизительного сопоставления частотности фамилий достаточен их ранговый номер.


Абрамов – 71, Александров – 42, Алексеев – 26, Андреев – 29, Антонов – 57, Афанасьев – 70, Баранов – 48, Белов – 43, Беляев – 9, Борисов – 31, Васильев – 9, Виноградов – 10, Власов – 79, Волков – 16, Воробьев – 40, Гаврилов – 90, Герасимов – 74, Гришин – 87, Григорьев – 56, Гусев – 37, Давыдов – 93, Данилов – 100, Денисов – 77, Дмитриев – 47, Егоров – 19, Ермаков – 83, Ефимов – 2, Жуков – 53, Журавлев – 82, Зайцев – 33, Захаров – 34, Иванов – 1, Ильин – 62, Исаев – 98, Казаков – 91, Калинин – 73, Карпов – 4, Киселев – 46, Ковалев – 76, Козлов – 55, Комаров – 52, Королев – 38, Крылов – 60, Крюков – 96, Кудрявцев – 94, Кузнецов – 3, Кузьмин – 35, Куликов – 50, Лебедев – 13, Леонов – 78, Макаров –:3, Максимов – 41, Марков – 85, Мартынов – 69, Матвеев – 51, Медведев – 64, Мельников – 72, Миронов – 49, Михайлов – 21, Морозов – 8, Назаров – 67, Никитин – 22, Николаев – 20, Новиков – 7, Орлов – 15, Осипов – 61, Павлов – 12, Петров – 6, Поляков – 32, Попов – 5, Потапов – 86, Прохоров – 65, Родионов – 81, Романов – 25, Савельев – 66, Савин – 95, Семенов – 18, Сергеев – 14, Сидоров – 58, Смирнов – 2, Соболев – 99, Соколов – 4, Соловьев – 28, Сорокин –16, Степанов – 17, Тарасов – 27, Тимофеев – 75, Титов – 44, Тихомиров – 97, Федоров – 11, Федотов – 54, Филатов – 68, Филиппов – 39, Фомин – 63, Фролов – 30, Цветков – 88, Чернов – 80, Чернышев – 59, Щербаков – 45, Яковлев – 24.











Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...