Конспект нод по музыке "зимняя прогулка". Интегрированное занятие "зимушка-зима" в подготовительной группе Исполняется песня «Белая гамма»

Программные задачи занятия: познакомить детей с поэзией А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, С.А. Есенина, картиной И.И. Шишкина «Зима»,

музыкой А. Вивальди из цикла «Времена года» («Зима», Largo, ч. II); способствовать формированию выразительной речи; развивать интерес к пейзажной живописи; содействовать эмоциональному настрою детей в процессе восприятия картины; расширять знания о творчестве А. Вивальди; формировать музыкальное восприятие и развивать способность высказывать словами своё отношение к музыке; воспитывать ценностное отношение к искусству, понимание языка искусства.

Материал и оборудование: репродукция картины русского художника И.И. Шишкина «Зима»; музыкальный центр, аудиозапись музыки А. Вивальди из цикла «Времена года» («Зима», ч. I и II); краски, кисти, стаканы с водой, листы белой бумаги по количеству детей.

Предварительная работа: разучить с детьми стихотворения Ф.И. Тютчева и С.А. Есенина о зиме; организовать прослушивание музыкального произведения А. Вивальди из цикла «Времена года» («Зима», ч. I, Allegro), на прогулках вести наблюдение за приметами зимы; проводить с детьми беседы об изменениях в природе зимой.

Ход занятия

Дети заходят в музыкальный зал под музыку А. Вивальди «Зима» (ч. I, Allegro).

Музыкальный руководитель (М.р.). Ребята, когда вы заходили в зал, звучала музыка.. Какое музыкальное произведение прозвучало и кто его сочинил? (Ответы детей.)

М.р. Правильно, «Зима», А. Вивальди. Какой музыка была по характеру?

Дети. Тревожная, беспокойная, колючая, взволнованная.

М.р. Что вы представляли, когда слушали эту музыку?

Дети. Бушует вьюга, шумит ветер, метёт снег, снежинки кружатся от ветра.

М.р. Действительно, мы слышим в музыке тревогу и беспокойство. Ветер поднимает снежинки вверх, они кружатся в каком-то фантастическом танце.

Воспитатель (В.). Ребята, а какие приметы зимы мы с вами видели на прогулках?

Дети. Стало холодно, с деревьев слетели листья, выпал снег, лужи покрылись льдом.

В. Послушайте вам стихотворение о зиме и скажите, кто его написал?

…Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит…

А.С. Пушкин

Дети. Это стихотворение написал А.С. Пушкин.

В. Какие стихи о зиме вы знаете?

1-й ребёнок.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит…

Ф.И. Тютчев

2-й ребёнок.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом

Точно серебром…

С.А. Есенин

3-й ребёнок.

…Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна…

С.А. Есенин

Дети читают наизусть и другие стихи о зиме. После этого воспитатель задаёт им вопросы.

В. Кто из вас любит зиму и почему? (Ответы детей.)

В. Какими словами можно сказать о зиме?

Дети. Волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая.

В. А сейчас давайте посмотрим на картину. Какое название вы можете ей дать?

Дети. «Зимний пейзаж», «Зима», «Природа зимою», «Первый снег».

В. Картина называется «Зима». Написал её выдающийся русский художник Иван Иванович Шишкин, который очень любил родную природу. Ребята, что изображено на этой картине? (Ответы детей.)

Звучит аудиозапись «Зима», ч. II, Largo из цикла «Времена года» А. Вивальди.

М.р. Ребята, под звучание этой музыки послушайте рассказ о картине «Зима».

Зима - настоящая волшебница. Великолепен вид зимней природы. Сучья и стволы, кусты и деревья, высокие травы опушились блестящим инеем. По нему скользят солнечные лучи, осыпая всё холодным блеском алмазных огней. Небо очень светлое, почти белое, к горизонту темнеет. Это снеговые тучи. В лесу становится более сумрачно, тихо. Вот-вот пойдёт густой снег. Вся земля озарена сияющим мягким светом. Деревья, покрытые «белыми шапками», словно вросли в снег.

Подходит ли музыка, которая сейчас звучит, к содержанию нашей картины и почему?

Дети. Подходит. Музыка нежная, тихая, светлая. Она - как зимний пейзаж на картине.

М.р. Действительно, музыка очень хорошо передаёт содержание картины И.И. Шишкина «Зима». Сегодня мы познакомились с медленной частью музыки А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».

В завершение занятия дети выполняют рисунки на зимнюю тематику. Воспитатель благодарит их за творчество.

Интегрированное музыкальное занятие в старшей группе подготовила Г. Савельев

Конспект музыкального занятия "На прогулку в зимний лес" для детей старшего дошкольного возраста

Представленный мною конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста "На прогулку в зимний лес", способствует развитию у детей музыкальных способностей, речи, движения, познавательных интересов и умение решать проблемные задачи, адекватные возрасту, через музыкально-игровую и коммуникативную деятельность.
Занятие рекомендуется проводить до новогодних и рождественских праздников.
Данный материал будет полезен музыкальным руководителям, воспитателям и педагогам дополнительного образования по экологии ДОУ.

Автор: Годованая Ольга Юрьевна, музыкальный руководитель МБДОУ "Академия детства", Свердловская область, г. Нижний Тагил
Цель: обогатить знания детей о жизни птиц и зверей в зимнее время года, через совместную музыкально-игровую и коммуникативную деятельность с использованием музыкально-игровых движений, инсценированием песен и музыкальных игр; вызвать у детей положительные эмоции от встречи с миром природы.
Задачи:
- формировать правильное дыхание;
- формировать способности детей к импровизации, самостоятельности в выборе действий для передачи образа;
- формировать умение самостоятельно переносить приобретённые знания в новые условия;
- развивать воображение, творческие и музыкальные способности, певческий диапазон, фонематическое восприятие через звуки;
- развивать речь детей, как средство общения и способ познания окружающего мира;
- развивать тактильно-двигательную активность, координацию движений, умение согласовывать свои движения с музыкой;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на разнохарактерную музыку;
- воспитывать заботливое и бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
Материалы и оборудование: искусственные ёлочки, "сугробы", "домик-норка" зайчика, "берлога" медведя из белой ткани, бумажные снежинки, хрустящие комочки из целлофана, фигурки снегирей,игрушки: зайчик, белочка; шапочки-ушки белочек; кормушки для птиц; сухой лёд, бубенцы;новогодние украшения для ёлки; корзиночки, сумочки, мешочки, бочонок с мёдом и вареньем; угощение для лесных жителей; музыкальный центр, фонограмма свиста ветра, подсветка "Дискошар".

Ход занятия.

Занятие начинается в группе, где воспитатель проводит беседу с детьми.
Воспитатель. Дорогие ребята! Сегодня я хочу пригласить вас на прогулку в зимний сказочный лес. Там мы увидим много интересного, полюбуемся его зимней красотой, встретимся с его лесными жителями-птицами и зверюшками. Узнаем, ка кони живут зимой в лесу. Давайте с вами оденемся потеплее.
Проводится логоритмическое упражнение "Одевалочка" (авторская разработка)
Мы оденем кофты, тёплые штаны,
Шапки, шубы, валенки,
Варежки, шарфы.
Вот и всё- готовы мы!
Все оделись? А теперь, не забудьте взять угощение и подарки, которые вы приготовили для лесных жителей. Они им очень обрадуются.
Дети берут с собой кормушки, корзиночки, угощения, новогодние украшения, сделанные своими руками. Все проходят в музыкальный зал, где их встречает музыкальный руководитель.
Музыкальный руководитель. Вижу- все готовы к прогулке: тепло оделись и подарки лесным жителям не забыли взять. Предлагаю доехать до зимнего леса на санках. А чтобы было веселее, возьмём в дорогу песенку и звонкие бубенцы.
Дети исполняют 1-ый и 2-ой куплеты песни "Саночки" (Муз. А. Филиппенко, сл. Волгиной)
Музыкальный руководитель. Вот мы и приехали! Вы только посмотрите вокруг!
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит.
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. (Ф. Тютчев)
Воспитатель включает подсветку "Дискошар".
Музыкальный руководитель. Посмотрите, какие красивые снежинки кружатся в воздухе. Давайте послушаем про них стихотворение.
1 ребёнок. Посмотрите-кружится снежинка,
Словно одуванчика пушинка
Долго наблюдаем мы за ней:
Как она мелькает средь ветвей.
Плавно опустилась на сучок,
Замерла как белый паучок (С. Пронин)
2 ребёнок. Белая снежинка,
Лёгкая пушинка,
Ты откуда к нам пришла
И подружек привела?
Все теперь они кружатся
В вихре вальса над землёй.
Дети Дедушки Мороза
И метели ледяной.(М.Пиудунен)
Воспитатель включает в записи пьесу А.Стоянова "Снежинки".
Музыкальный руководитель. Слышите, какая сказочная музыка звучит? Это Дед Мороз своим волшебным посохом играет на сосульках вальс для снежинок. Давайте и мы покружимся вместе с ними в красивом танце.
Дети берут со стульчиков заранее приготовленные бумажные снежинки и импровизируют движения танца. Взрослые корректируют движения детей.

Музыкальный руководитель. Прислушайтесь. Как тихо в лесу. А какой замечательный морозный воздух: свежий, чистый, прохладный. Вы чувствуете, дети?
Проводится упражнение на дыхание "Аромат" Е.Макшанцевой (с использованием бумажных снежинок).
Музыкальный руководитель. Поймаю-ка я одну снежинку и понюхаю её.
Странная звёздочка с неба упала,
Мне на ладошку легла, засверкала.
Холодная, белая, нежная, нежная
И такая красивая...она ведь- снежная.
Не спеша нюхает снежинку несколько раз, делая шумные вдохи и выдохи. Понюхав последний раз, вдыхая, произносит:
-Ах! Аро-мат! Аро-мат!Дивный аромат!Чудесный аромат!
Затем предлагает детям понюхать каждому свою "снежинку" и хором произнести: "А-ро-мат!"
Упражнение выполняется несколько раз; затем "снежинки" можно положить на стульчики.
Музыкальный руководитель. Холодно в лесу. Не слышно весёлого щебетанья птиц. Посмотрите внимательно по сторонам. Может кто-то из вас заметит их?
Дети оглядываются по сторонам и замечают сидящих на ветках фигурки снегирей.
Музыкальный руководитель. Давайте подойдём поближе.
Проводится логоритмическое упражнение на стихотворение Н.Нищевой "Снегири"
Музыкальный руководитель. Вот на ветках, посмотри (дети качают руками над головой).
В красных майках снегири (повороты туловищем),
Распустили пёрышки (частые потряхивания кистями рук),
Греются на солнышке (прыжки на двух ногах),
Головой вертят (повороты головы),
Улететь хотят!(бег на месте с махами рук).
Воспитатель. Подождите, снегири! Не улетайте! Дети, давайте угостим птиц. Вешайте кормушки, доставайте угощение, которое вы им приготовили.
Дети с помощью взрослых вешают на ветки кормушки и насыпают в них зёрна, крошки, семечки.
Музыкальный руководитель. Не часто можно встретить на зимних тропинках лесных зверей. Но до зимы, всю осень, они трудились. А кто мне скажет как? (утепляли себе норки, делали запасы, меняли шубки). Давайте посмотрим, как зимуют лесные звери.
Все подходят к "сугробу-домику" зайчат.
Музыкальный руководитель. Посмотрите, какой сугроб. И ушки из него торчат. Чей-же это домик? А ну-ка, угадайте: Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь.
С длинными ушами...
Дети. Заяц!
Музыкальный руководитель. Скажите, а как зайцы к зиме готовятся? Впадают ли они в зимнюю спячку?
Дети высказывают предположения: меняют шубку- она становится белой. Так зайчик не заметен на снегу и ему легче спрятаться и убежать от хищников: волка и лисы. Зимой зайцы не спят.
Музыкальный руководитель. А покажите, чем они занимаются?
Дети инсценируют песню "Зайка" (Муз. Г.Портнова, сл. В.Суслова// Музыкальный руководитель.- 2006.- №1.- с. 72).
Воспитатель. Делают ли зайцы себе запасы пищи?(Нет, не делают). А тогда чем же они питаются зимой?(Корой деревьев, сухой травой, корешками, добывая всё из-под снега).Давайте отдадим наще угощение зайчатам. Какому угощению они обрадуются?
Дети оставляют возле "норки" морковку, капусту, траву, яблоки.
Музыкальный руководитель. Пойдемте дальше (подходят к другому сугробу, из которого идёт "пар").
Слушайте мою загадку: Все тропинки, все дорожки
Белым снегом замело.
А у Бурого в берлоге
Тихо, сухо и тепло.
Над берлогой пар струится-
Лежебоке лето снится.
Догадайся и ответь-
Кто в берлоге той?
Дети. Медведь!
Музыкальный руководитель. Ребята, а как вы думаете, сейчас, зимой,мишку можно будить? (Нет, зимой медведя тревожить нельзя, потому что он впадает в спячку.)Давайте проведём с вам игру "Медведь".
Проводится речевая игра "Медведь" Т.Алёхиной на стихи И.Токмаковой.
Дети берут в руки "комочки" из сильно шуршащей бумаги и одновременно выполняют движения и проговаривают слова:
Как на горке снег, снег
И под горкой снег-снег (шуршат целлофаном)
А под снегом спит медведь (сопят или храпят)
Тише, тише...Не шуметь!(поворачиваясь друг к другу, прикладывают палец к губам: "Тсс,тсс...")
Музыкальный руководитель. Весной, когда медведь выйдет из спячки, он будет очень голодный, совсем без сил, давайте оставим ему угощенье. Думаю, он очень порадуется нашему сюрпризу. А какое угощенье его больше всего обрадует?
Дети высказывают свои предположения и оставляют у "медвежьей берлоги" мёд, варенье, сушёные ягоды.
Музыкальный руководитель. А теперь послушайте ещё одну загадку:
На ветке не птичка,
Зверёк-невеличка.
Мех тёплый, как грелка.
Кто это?
Дети. Белка!
Музыкальный руководитель. Правильно.А вы знаете, где у белочки домик? (на дереве, в дупле). Предлагаю вам на время превратится в белочек и показать, как они готовятся к зиме.
Покружитесь, покружитесь-
В белочек все превратитесь!
Дети кружатся и одевают шапочки-ушки белочек. Проводится инсценировка "Песни белочек" Е. Еранцевой // Музыкальный руководитель.-2009.-№7.- с. 23 и Музыкальный руководитель.- 2007.-№6.-с. 54).
Музыкальный руководитель. А теперь опять станем ребятками:
Покружитесь, покружитесь
И в ребяток превратитесь!
Дети кружатся; снимают шапочки белочек.
Воспитатель. Надо угостить нашу белочку. Какое угощение вы ей принесли? (отдают сушёные грибы, орехи, жёлуди).Вот и накормили мы всех лесных жителей.
Музыкальный руководитель. (поёживаясь).
По-моему, мороз крепчает. Что-то холодно стало. Вижу, и вы замёрзли.Давайте погреемся.(проводится массажная игра "Зимняя разогревалочка" М.Картушиной а стихи М.Рузиной.
Если замерзают руки,
Начинаем их тереть,
Быстро мы сумеем руки,
Как на печке разогреть.
(Дети медленно растирают ладонь о ладонь)
Сначала ладошки,
Совсем как ледышки,
Потом как лягушки,
Потом как подушки.
(Дети растирают ладоши всё быстрее и быстрее)
Согрелись ладошки.
Горят, и взаправду,
А не понарошку.
Я горю, как от огня,
Вот, потрогайте меня!
(вытягивают вперёд раскрытые ладони)
Вот и согрелись. Вижу, вы мороза не боитесь.Скажите, нравится ли вам зима? А что вам нравится зимой?
Дети исполняют песню "Что нам нравится зимой?"(муз. Е.Тиличеевой, сл. Л.Некрасовой)
Музыкальный руководитель. Зимой к нам приходит самый любимый праздник-Новый год.А давайте и мы устроим для лесных жителей праздник. У нас остались новогодние украшения, которые мы принесли с собой. Что же нам с ними делать?(дети высказывают свои предположения:подарить лесным жителям, украсить ими ёлочку и др.)
Дети украшают ёлку самодельными игрушками, сделанными своими руками: бусами,шарами, сосульками, снежинками.
Музыкальный руководитель. Как вы думаете, а понравится ли им наш подарок?(дети высказывают своё мнение).
Ребята, какие вы молодцы, что позаботились о лесных жителях. Я думаю, что наше угощение поможет им пережить холодную зиму, а красиво украшенная ёлка-весело встретить новогодний праздник. А на память о нашей прогулке предлагаю взять с собой вот эти лесные шишки. Из них мы сделаем украшение для нашей новогодней ёлки.(дети собирают в корзинки, сумочки шишки, лежащие под ёлками).
Воспитатель включает фонограмму свиста ветра.
Музыкальный руководитель. Слышите, опять ветер засвистел, метель дорожки заметает.
Проводится фонопедическое упражнение по методу В. Емельянова "Ветер".
Бродит ветер по дорогам:"У-у-у!"
Наметает он сугробы:"У-у-у!"
Песню он поёт свою:"У-у-у!"
Завывает ветер в трубах:"У-у-у!"
(текст произносится в грудном и фальцетном режиме вместе с выдуванием воздуха"дуем на свечку").
Воспитатель. Пора нам домой возвращаться, пока все тропинки в лесу не замело. Скорей садитесь в санки. С весёлой песенкой мы быстро домчимся до детского сада.
Под песню "Саночки" А. Филиппенко дети покидают зал.

Разделы: Работа с дошкольниками

Подготовительная группа

Программное содержание.

1. Закреплять навыки восприятия музыки: узнавать и называть музыкальные произведения, музыкальные инструменты, определять характер музыки.

2. Развивать умение передавать структуру песни (вступление, запев, припев, отыгрыш, заключение) при помощи моделирования.

3. Совершенствовать исполнительскую деятельность: выразительно двигаться под музыку, передавая в танцах, играх её настроение.

4. Обогащать и активизировать речь детей музыкальными терминами (соло, ансамбль, вальс).

5. Развивать воображение, умение самостоятельно воплощать свой творческий замысел в озвучивании стихотворения музыкальными инструментами.

6. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.

7. Развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержания и средств выразительности живописи.

8. Развивать эстетические оценки, суждения, умение соотносить образы по настроению в живописи, музыке, поэзии.

9. Закреплять умение отражать в рисовании впечатления от музыки, поэзии, живописи.

Предварительная работа.

1. Наблюдение за зимними явлениями в природе, цветовыми проявлениями сезона, времени суток.

2. Рассматривание репродукций картин: И.И.Шишкин “Зима”, “Иней”; И.Э.Грабарь “Февральская лазурь”, “Сказка инея и восходящего солнца”; “Зимнее утро”; “Иней”; К.Ф. Юон “Волшебница зима”.

3. Слушание музыкальных произведений: П.И.Чайковский “Декабрь”, “Январь”, “Февраль” из цикла “Времена года”; “Зимнее утро” из “Детского альбома”; “Вальс снежных хлопьев” из балета “Щелкунчик”.

4. Исполнение танцевальных импровизаций под музыку П.И. Чайковского “Вальс снежных хлопьев”.

5. Выполнение творческого задания “Придумай мелодию”.

6. Составление рассказов о музыке.

7. Придумывание загадок, составление рассказов о зиме.

8. Рисование красками на тему “Зимние берёзы”.

Материалы для занятия:

Портреты композиторов П.И.Чайковского, А.Вивальди;

Музыкально-дидактические игры: “Инструменты симфонического оркестра”, “Сложи песню” (моделирование); “Соло и ансамбль”;

Музыкальные инструменты;

Репродукции картин: К.Ф.Юон “Волшебница зима”; И.Э.Грабарь “Февральская лазурь”, “Сказка инея и восходящего солнца”;

Аудиозаписи, магнитофон;

Веточки, мишура для танцев; акварель, бумага, кисти, вода, восковые мелки, салфетки.

Ход занятия

Дети вбегают в зал под музыку П.И.Чайковского “Декабрь” из цикла “Времена года”, встают врассыпную.

Музыкальный руководитель. Ребята, сегодня мы поговорим о зиме, об этом сказочно-прекрасном времени года. Многие художники, поэты, композиторы любили зиму за её волшебную красоту, чистые, ясные, сверкающие краски. Мы вспомним стихи, послушаем музыку, рассмотрим картины о зиме.

Музыкально-ритмическая композиция “Зимние узоры”, автор движений Л.А.Кустова.

Входит Зима.

Зима.

Снег пушистый стелется,
Улица бела.
Я – Зима-метелица,
В гости к вам пришла!

Здравствуй, гостья- зима!
Просим милости к нам,
Песни севера петь
По лесам и полям!

Зима. Петь я люблю, а ещё мне очень нравятся волшебные звуки.

Музыкальный руководитель. Зимушка, ребята приготовили тебе подарок, послушай волшебные звуки.

Озвучивание стихотворения В. Томилина “Зима”.

1 ребёнок.

Вот хозяюшка сама
К нам идёт, идёт Зима. - деревянные ложки с колокольчиками
Разнаряженная, разукрашенная. - подкова с колокольчиками
В ярких звёздочках, серёжках - треугольник
Да в серебряных сапожках!
А сапожки- то скрипят, - хруст целлофана
Косы белые до пят. - металлофон (глиссандо)

2 ребёнок.

Рукавом махнёт налево – - металлофон (глиссандо)
И поляна побелела. – металлофон (лёгкие удары)
Ручкой правою махнёт – - металлофон (глиссандо)
Горы снега возведёт. - металлофон (лёгкие удары)
Чуть притопнет каблучком – - трещотка
Речка кроется ледком. - треугольник
Деревца принарядила, - подкова
Побелила все дома, - целлофан
Ай да Зимушка-зима! - колокольчик

Музыкально-ритмическая композиция “Зима в избушке”, автор движений Л.А.Кустова.

Музыкальный руководитель. Спасибо, Зимушка, ты нас развеселила. Мы знаем, что когда ты приходишь, вся природа преображается. Особенно красивы зимой берёзы.

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Зима. Вижу свою любимую картину, очень хочется услышать рассказ о ней.

Рассказ ребёнка по картине И.Э.Грабаря “Февральская лазурь”.

Музыкальный руководитель. Сегодня мы послушаем музыкальное произведение о тебе, Зимушка. Называется оно “Зима”.

Зима. Ребята, а кто написал эту музыку? (А.Вивальди)

Музыкальный руководитель. Вспомните, какие музыкальные инструменты исполняют это музыкальное произведение (ансамбль скрипок и скрипка-соло).

Давайте поиграем. Возьмите карточки и приготовьтесь к слушанию. Когда будет играть скрипка-соло, покажите красную карточку, когда ансамбль скрипок – синюю карточку.

Слушание: “Зима”, музыка А.Вивальди.

Музыкально-дидактическая игра “Соло и ансамбль”.

Зима. Я – великая волшебница, могу раскрыть вам тайну прекрасных зимних звуков. Сейчас взмахну волшебной палочкой и музыка унесёт вас далеко-далеко… Слушайте!

Слушание: “Вальс снежных хлопьев” , музыка П.И.Чайковского.

Музыкальный руководитель. Как называется эта музыка? (Ответы детей).

Что такое вальс?

Кто написал “Вальс снежных хлопьев”?

Расскажите, какая эта музыка (вьюжная, метельная, снежная, кружащаяся, сверкающая, переливающаяся, изящная, сказочная, загадочная, воздушная, волшебная, то тихая, то громкая).

Какой оркестр исполняет это произведение? (Симфонический оркестр)

Музыкально-дидактическая игра “Инструменты симфонического оркестра”.

Зима. Молодцы, ребята! Про музыку всё знаете. А показать как кружатся снежные хлопья девочки смогут?

Танцевальная импровизация “Вальс снежных хлопьев”, музыка П.И.Чайковского.

1 ребёнок.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

2 ребёнок.

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…

Зима. Успокоилась метель, тихо кругом и лишь на ветках деревьев блестит иней.

Попевка “Небо синее”, музыка Е.Тличеевой, слова М.Долинова.

Музыкальный руководитель. А теперь простучим на металлофоне ритм этой попевки, а Лера проиграет мелодию на блок-флейте.

Ритмическое упражнение “Небо синее”.

Зима. Ребята, какую картину можно подобрать к этой песенке? (Игорь Грабарь “Сказка инея и восходящего солнца”)

Какую цветовую гамму использовал художник для написания этой картины? (Нежные розовые, голубые, сиреневые, жёлтые тона).

Музыкальный руководитель.

Мы любим, Зимушка, тебя,
Твой иней и ледок,
И снег пушистый на ветвях,
И санки, и каток!

Песня “Зимние подарки”, музыка и слова С.Насауленко.

Музыкальный руководитель. Зимушка, наши ребята хотят загадать тебе загадку.

Моделирование песни “Зимние подарки” (при помощи геометрических фигур)

Зима. А это что за геометрические фигуры? Не могу догадаться.

(Дети объясняют: вступление, запев, припев, отыгрыш, заключение)

Теперь я загадаю загадку: какая картина походит к содержанию песни “Зимние подарки”? (К.Юон “Волшебница зима”).

Приглашаю всех на танец.

Музыкальный руководитель. Мы с вами увидели, услышали, как художники, поэты, композиторы передали в своих произведениях разные напевы зимушки-зимы. А сейчас вы возьмёте краски и нарисуете свою песню о зиме. А потом мы подарим наши работы Зимушке, чтобы у леса на опушке, в своей избушке она долго вспоминала о нашей встрече.

2 занятие – изобразительная деятельность.

Рисование на тему “Зимушка-зима”восковыми мелками и акварелью.

Задачи: Развивать творческие умения, фантазию в придумывании подражательных движений и статичных поз. Закреплять знания о признаках зимы, свойствах снега и льда. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на художественные произведения.

ХОД НОД:
Под лирическую музыку дети проходят в музыкальный зал и встают полукругом. Входит Зима.

Зима: (музыкальный руководитель):
Я Зимушка-зима, люблю очень холода
Кто со мной будет играть, в чудесную сказку может попасть!
Зима: Добро пожаловать в моё царство. Сколько гостей ко мне пожаловало? А что вы знаете о зиме? Какую работу выполняю я? (Ответы детей) А теперь давайте споем мою любимую песню о зимних хлопотах.

ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ «ЗИМА»

Зима: В царстве Зимы есть особые замечательные музыкальные инструменты. Как вы думаете, на что это похоже? (Играю на одном музыкальном инструменте, а ребята сопоставляют его с зимней приметой. Например, бубен – снежинки летят; звучание металлофона похоже – как будто лед блестит; колокольчик – бегут кони по снегу, сверкают сосульки; маракас – ветер шумит, вьюга, напоминает о метели и т.д.)
Зима: А какой инструмент не подходит для Зимы? (играю на барабане) Почему? (Ответы детей) Ребята, помогите мне изобразить на этих музыкальных инструментах моё зимнее царство. (Предлагаю сыграть на музыкальных инструментах под музыку)

ОРКЕСТР «ЗИМНИЙ ВЕЧЕР» К.Сорокина

Зима: Я думаю, что теперь музыкальные инструменты должны отдохнуть, а мы отправимся с вами дальше! Вы любите зимние забавы? (Ответы детей) Я тоже люблю играть.
Очень я спешила к вам и в подарок снежки принесла!
В круг большой скорей вставайте и снежок не прозевайте!

ИГРА В СНЕЖКИ Н.Вересокиной

Зима: А какие ещё зимние забавы вы знаете? Вижу я, что все ребята любят играть, знают много зимних забав. Молодцы! А вот, что ещё случается зимой, нам Катя расскажет своим чудесным голосом!

ПЕСНЯ «ЗИМУШКА-ЗИМА» Л.Вахрушевой (соло)

Зима: Какая прекрасная песня! Спасибо тебе Катя! Угадайте ребята, кого я посылаю в Новогодний праздник к вам в гости? (Дед Мороза) Послушайте, что это за мелодия? (играю вступление знакомой песни, а дети угадывают).

ПЕСНЯ-ТАНЕЦ «ДЕД МОРОЗ НА ЕЛКЕ ЖИЛ»

Зима: Как вы весело плясали и пели. Вижу, что вы не боитесь морозов. А какие бывают морозы в России? (Дети подбирают эпитеты) В каких городах побывали морозы зимой? (Называют города)
Зима:
Мальчики нам расскажут об этом, а девочки послушаю.

ПЕСНЯ «МАРШ ДЕДОВ МОРОЗОВ» М.Дунаевского (мальчики)

Зима: Девочки, скажите, как пели мальчики эту песню? Какой характер у неё? (бодрый, веселый, радостный, звонкий и т.д.) А я умею успокаивать морозы и когда я засыпаю, стоит безветренная и спокойная погода. Об этом лучше всего расскажет вам моя любимая музыка!

ПЕСНЯ «ЗИМНЯЯ СКАЗКА» (трио)

Зима: Чувствую я, что пора мне собираться, в настоящий зимний лес отправляться да новых сил набираться. Трёх белых коней я сейчас запрягу и песню веселую с вами спою!

ВЕСЕЛЫЙ ТАНЕЦ ПОД ПЕСНЮ «ТРИ БЕЛЫХ КОНЯ » Е.Крылатова

Зима:
Очень весело у вас, но настал прощанья час!
Моя метелица поможет вам отправиться домой!
До свидания, ребята! (Уходит под музыку.)

Название: Конспект музыкального занятия в подготовительной группе, зимой «В гостях у матушки – зимы»
Номинация: Детский сад, Методические разработки, Музыкальному руководителю


Должность: музыкальный руководитель
Место работы: МАДОУ детский сад комбинированного вида №99
Месторасположение: Томская область, г. Томск

Цель: - развитие музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности,

Показать преемственность в работе музыкального руководителя и воспитателя в освоении детьми программы.

Задачи:

1. Образовательные:

Продолжать учить воспринимать окружающую действительность с помощью музыкальных образов;

Упражнять детей в выразительной передаче звуковых образов.

2. Развивающие:

Способствовать формированию познавательного интереса детей средствами музыки и изобразительного искусства;

Стимулировать желание детей высказываться о музыке;

Развивать звуковысотный слух.

3. Воспитательные:

Обогащать эмоциональную сферу детей средствами музыки, живописи, литературы;

Воспитывать навыки культуры поведения, общения друг с другом, доброжелательности.

Дети заходят в зал.

Муз. руководитель. Здравствуйте, ребята, (поёт, дети отвечают пением ) Я рада вас видеть. Нашу музыкальную встречу начнём с приветствия.

Валелогическая песенка-распевка «Здравствуйте!».

В этот чудесный день, (одна рука на пояс, затем другая)

Добрый день. (хлопают в ладоши и по коленям)

Дружно здороваться (одна рука на пояс, затем другая)

Нам не лень. (притопывают ногами)

Руки протягивай (одна рука вперёд, затем другая)

Не зевай. (руки протянуты, головой качают вправо-влево)

Песню весёлую (руки перед собой сложены в замок, качают)

Запевай. (хлопают)

А теперь продолжаем петь с ускорением. (Поют ещё раз).

Сегодня такая замечательная погода! Светит солнышко! Сегодня у нас необычное занятие. А знаете почему? Да потому что зима – необыкновенное время года. (Слад - Зима ).Вот посудите сами. Зима всё вокруг заморозила, льдом сковала, снегом засыпала.… и вся природа вокруг таинственная, сказочная. Зимой у нас на улице очень свежо, морозно. И чтобы не замерзнуть, давайте потанцуем, у вас хорошее настроение, да? (Да!) Приглашаю на весёлую разминку.

Проводится речевая и двигательная разминка «У жирафа», муз. Железновой (дети по показу педагога выполняют движения в соответствии с текстом).

1 слайд. Жираф.

2 слайд. Слон.

3 слайд. Котята.

4 слайд. Зебра.

5 слайд. Жираф.

Муз. руководитель. Очень хорошо. Все согрелись? (Да). Вы любите сказки? (Да). Я тоже. Хотите попасть в зимнюю сказку? (Да) . Чтоб в зимнюю сказку попасть надо нам нарисовать зиму, посмотрите на волшебный экран, он подскажет нам движения («снежинки», «деревья в шапках и шубках», «птички снегири», «облака», «ветерок» - напоминает м.р.движения) , а музыка укажет нам дорогу в сказку… В сказку отправимся тихо-тихо, чтобы её не спугнуть.

Музыкальная танцевальная импровизация под муз. «Пиццикато», муз. А.Делиб.

Муз. руководитель. Какие замечательные дети, вы умеете слушать музыку и откликаться на её характер. Вот мы и в зимней сказке, вы её нарисовали сами. А теперь тихонечко садимся, потому что сказка продолжается:

Зима приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнёт –

Фея Зимняя придёт.

Звучит музыка "Танец Феи Драже" П. И. Чайковского. (Мультимедийный проектор).

Вам понравилась музыка?

Скажите, какая музыка по характеру? (Дети по очереди говорят – тихая, нежная, спокойная, ласковая, сказочная, волшебная, снежная)

Можно ли сравнить музыку с зимой, чем они могут быть похожи? (Ответы детей: красивые, сказочные, волшебные, зимние, снежные).

Сколько замечательных слов! (Портрет композитора на слайде ). Не зря русский композитор П. И. Чайковский назвал свою музыку «Танец Феи Драже» – это и есть зимняя сказка снежных хлопьев. Они кружатся, летят и завораживают своим танцем всё вокруг.

Музыкальный руководитель: Ваши горящие глаза и улыбки говорят мне, что у вас хорошее настроение. Посмотрите, услышав красивую музыку, в сказке нашей выглянуло зимнее солнышко (слайд грустного солнца ), только оно очень грустное. Почему? (Дети отвечают). Конечно, ему надо добавить лучиков. Чтобы оно светило ярче и веселее, я предлагаю спеть песенки солнышку, добавить ему лучиков. (Показывает волшебную коробочку ). Обратите внимание, лучи разные по длине (длинный и короткий). Поэтому и песенки будут разными – короткими и долгими. (Показывает м.р. голосом). Дети берут бумажный лучик, по очереди поют на слог «ля».

Музыкально – дидактическая игра «Подари лучик солнышку».

Музыкальный руководитель. Молодцы, наше солнышко стало светить еще ярче и теплее (слайд весёлое солнышко). А сейчас споём все песенку про зимнюю сказку.

«Зимняя сказка», слова: Андрей Усачев, музыка: Александр Пинегин.

Слайд «Зимняя сказка».

Музыкальный руководитель. Петь будем нежно, ласково, тихо, слушайте друг друга и музыку. Замечательная получилась у вас песенка.

Музыкальный руководитель. В нашей зимней сказке живут звуки волшебных музыкальных инструментов, вот они, посмотрите и каждый возьмите себе любой музыкальный инструмент. (Дети выбирают и берут музыкальный инструмент). Я предлагаю всем вместе исполнить зимнюю сказочную музыку весёлым оркестром. Нам нужен главный человек оркестра, как его зовут (дирижёр). Им буду я. Слушаем и смотрим на дирижёра. Играем музыку Б.Сметана «Оркестр».

Оркестр Б.Сметана «Оркестр».

Музыкальный руководитель. Молодцы, у нас получился чудесный зимний оркестр. Вот и рассказали мы свами нашу зимнюю сказку.

А сейчас я предлагаю вам на прощание вместе со мной исполнить весёлый танец «Зима-красавица».

Танец «Зима - красавица», муз. А.Евдотьева.

Музыкальный руководитель . Вам понравилось как вы станцевали? (Да). Молодцы. Какое у вас настроение? (Весёлое, радостное, доброе, хорошее, сказочное) . Давайте вспомним, что нам сегодня помогло попасть в сказку? (Ответы детей). Весёлая разминка, песенка, танец, музыкальные инструменты, одним словом чудесная музыка.

Я желаю вам всем хорошего зимнего настроения, верить в сказку и любить музыку, она помогает делать сказку. А в подарок вам зимние снежинки.

Всего вам доброго! До свидания! (Поёт, дети в ответ поют).

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...