Композитор рахманинов краткая биография для презентации. Презентация по музыке на тему "сергей васильевич рахманинов"

Слайд 2

Родился 1 апреля 1873 г. в усадьбе Семенове Новгородской губернии в дворянской семье. В 1882 г. Рахманиновы перебрались в Петербург. В том же году Сергей поступил в консерваторию. С осени 1886 г. он стал одним из лучших учеников и получил стипендию имени Н. Г. Рубинштейна. На заключительном экзамене по гармонии П. И. Чайковскому так понравились сочинённые Рахманиновым прелюдии, что он поставил пятёрку, окружённую четырьмя плюсами.

Слайд 3

Знаменательным событием в истории русской музыки стал приход Рахманинова осенью 1904 г. в Большой театр на пост дирижёра и руководителя русского репертуара. После двух сезонов Рахманинов ушёл из театра и поселился сначала в Италии, а затем в Дрездене.

Весной 1899 г. Рахманинов закончил знаменитый Второй концерт для фортепиано с оркестром; в 1904 г. композитору была присуждена за него Глинкинская премия.

Слайд 4

Вскоре после революции 1917 года в России Рахманинов воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной (урождённой Сатиной, из рода Рюриковичей, утративших княжеский титул) и дочерьми покинул Россию. Он не предполагал, что покидает страну навсегда. После гастролей по Скандинавии Рахманинов прибыл в Нью-Йорк.

Слайд 5

В эмиграции

  • Слайд 6

    В 20-х годах прошлого века переехали в Дрезден родственники семьи Рахманиновых - родители его жены Сатины, и с 1922 по 1939 год Рахманинов ежегодно бывал у них в гостях, приезжая из Америки вместе с женой и дочерьми, готовясь к турне по миру. А в 1924 году Ирина, дочь Сергея Васильевича, венчалась с князем Петром Волконским в Дрезденской православной церкви преподобного Симеона Дивногорца.

    Слайд 7

    Несколько лет жил в селе Веггис, точнее в деревни Хертенштейн, где построил дом - виллу "Сенар". Выступал с концертами на люцернском фестивале. Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром. В 1941 году закончил своё последнее произведение, многими признанное как величайшее его создание, - Симфонические танцы. В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии боевой самолёт.

    Описание слайда:

    Список сочинений оперы-Алеко (либретто Вл. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина "Цыганы", 1892, Большой театр), Скупой рыцарь (на текст Пушкина, ор. 24, 1904; поставлена 1906, Большой театр), Франческа да Римини (либретто М. И. Чайковского по 5-й песне "Ада" из "Божественной комедии" Данте, ор. 25, 1904; поставлена 1906, Большой театр); для солистов, хора и оркестра-кантата Весна (на текст стихотворения Н. А. Некрасова "Зелёный шум", ор. 20, 1902), поэма Колокола (на слова Э. По в переводе К. Д. Бальмонта, ор. 35, 1913); для оркестра-3 симфонии (d-moll, ор. 13, 1895; e-moll, op. 27, 1906-07; a-moll, op. 44, 1935-36), фантазия Утёс (по стихотворению M. Ю. Лермонтова, ор. 7, 1893), Каприччио на цыганские темы, ор. 12 (1894), симфоническая поэма Остров мёртвых (по картине А. Бёклина, ор. 29, 1909), Симфонические танцы, ор. 45 (1940); для фортепиано с оркестром-4 концерта (fis-moll, ор. 1, 1890-91, 2-я редакция 1917; c-moll, op. 18, 1901; d-moll, op. 30, 1909; g-moll, op. 40, 1914-26, 2-я редакция 1929, 3-я редакция 1941), Рапсодия на тему Паганини, ор. 43 (1934); камерно-инструментальные ансамбли-Романс и Венгерский танец для скрипки и фортепиано, ор. 6 (№ 1 и 2, 1893), Прелюдия и Восточный танец, ор. 2 (№1 и 2, 1892) и соната g-moll, ор. 19 (1901) для виолончели и фортепиано. Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели (Памяти великого художника, d-moll, ор. 9, 1893); для фортепиано-2 сонаты (d-moll, ор. 28, 1906-07; b-moll, op. 36, 1913, 2-я редакция 1931), Вариации на тему Шопена, ор, 22 (1902), Вариации на тему Корелли, ор. 42 (1931), Пьесы-фантазии (1892), Салонные пьесы (1893-94), 6 музыкальных моментов, ор. 16 (1896), 10 прелюдий, ор. 23 (1902), 13 прелюдий, op. 32 (1910), 6 Этюдов-картин, op. 33 (1911), 9 Этюдов-картин, op. 39 (1916-17), Bocточный эскиз (1917), Осколки (Fragments, 1917); для фортепиано в 4 руки-6 пьес, ор. II (1894); для 2 фортепиано-2 сюиты (1-я- Фантазия, ор. 5, 1892; 2-я op. 17, 1900-01); для хора с оркестром-Три русские песни, ор. 41 (1926); для голоса с фортепиано-6 романсов, ор. 4 (1891-93), 6 романсов на слова А. Н. Плещеева, ор. 8 (1893), 12 романсов, ор. 14 (1896), 12 романсов, op. 21 (1902), 15 романсов, op. 26 (1906), Письмо К. С. Станиславскому от С. Рахманинова (1908), 14 романсов, ор. 34 (1912), Из Евангелия от Иоанна (1915), 5 романсов, ор. 38 (1916); транскрипции и переложения (для фортепиано)-своих романсов Сирень (издано 1941) и Маргаритки (издано 1940), сочинений других авторов-Ж. Бизе. Менуэт из музыки к драме А. Доде "Арлезианка" (1903), M. П. Мусоргский. Гопак из оперы "Сорочинская ярмарка" (издано 1921), Ф. Крейслер. Вальс "Муки любви" (издано 1926) и вальс "Радость любви" (издано 1943), Н. А. Римский-Корсаков, "Полёт шмеля" из оперы "Сказка о царе Салтане" (издано 1931), И. С. Бах. Прелюдия, гавот и жига из сюиты E-dur для скрипки соло (издано 1933 и 1941), Ф, Мендельсон. Скерцо из музыки к пьесе У. Шекспира "Сон в летнюю ночь" (издано 1938), П. И. Чайковский. "Колыбельная" на слова А. Н. Майкова (изд. 1941), балет "Спящая красавица" (для фортепиано в 4 руки); юношеские сочинения (не изданные автором)-1-я часть симфонии (1891), симфоническая поэма Князь Ростислав (по стихотворению А. К. Толстого, 1891), Andante и скерцо для струнного квартета (1889), Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели g-moll, 1-я часть (1892), 3 ноктюрна для фортепиано (1887-88), 4 пьесы для фортепиано (1889), 2 пьесы для фортепиано в 6 рук (1890-91), Русская рапсодия для 2 фортепиано (1891), 5 романсов (1890-91), Бурлацкая песня для голоса с фортепиано (1891), Deus meus для хора a cappella (1890-91). для хора с фортепиано-Шесть хоров для женских или детских голосов, ор. 15 (Славься, слова Н. А. Некрасова; Ночка, слова В. Н. Лодыженского; Сосна, слова Лермонтова; Задремали волны, слова К. P.; Неволя, слова Н.Г.Цыганкова; Ангел, слова Лермонтова; 1894-96); для хора а сappellа-Литургия Иоанна Златоуста, ор. 31 (1910), Всенощное бдение, ор. 37(1915).

    Cлайд 1

    «Я - русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка - это плод моего характера, и потому это русская музыка… Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю, -это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце.»

    Cлайд 2

    Семья История рода Рахманинова уходит корнями к внуку молдавского царя Стефана Великого Василию, прозванного Рахманиным. Сергей Рахманинов родился в Старорусском уезде Новгородской губернии 20 марта 1873 г. в дворянской семье с давними музыкальными традициями (его дед Аркадий Александрович Рахманинов (1808 1881), был известен как автор салонных романсов).

    Cлайд 3

    Обучение После переезда семьи в Петербург мальчика отдали учиться в консерваторию. Но особого интереса к учебе он не проявлял. Начал систематически учиться музыке в пятилетнем возрасте. В 1885 переехал в Москву и стал студентом Московской консерватории, где занимался вначале у пианиста-педагога Н.С. Зверева (чьим учеником был также Скрябин), а с 1888 у А.И. Зилоти (фортепиано), А.С. Аренского (композиция, инструментовка, гармония), С.И. Танеева (контрапункт строгого письма).

    Cлайд 4

    Николай Сергеевич Зверев был выдающимся музыкальным учителем и воспитателем, о чем свидетельствует быстрый рост его нового ученика. Огромное значение для юного музыканта имела художественная и интеллектуальная атмосфера дома Зверева. Рахманинов посещает концерты замечательных пианистов А.Н. Есипова, А.И. Зилоти, А.Г. Рубинштейна и др., знакомится с С.И. Танеевым, В.И. Сафоновым, П.И. Чайковским, дружбой и поддержкой которого Рахманинов очень дорожил. Именно в годы пребывания у Зверева Рахманинов усвоил то умение трудиться, которое помогло впоследствии вести на редкость интенсивную и разностороннюю работу композитора, пианиста и дирижера. Среди произведений, написанных в годы учебы, Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1891, 2-я редакция, 1917), юношеская симфония (1891), симфоническая поэма «Князь Ростислав» (по А.К. Толстому, 1991). В 1891 Рахманинов окончил консерваторию с большой золотой медалью как пианист, а в 1892 как композитор. Дипломной работой Рахманинова стала одноактная опера «Алеко» по поэме А.С. Пушкина «Цыганы» (1892, поставлена в Большом театре в 1893).

    Cлайд 5

    Cлайд 6

    Первые творческие успехи Громадные успехи С.В. Рахманинова и по классу фортепиано, и по специальной теории с каждым годом все ярче выделяли его среди учеников консерватории. В конце 1889 года Рахманинов уходит от Н.С. Зверева и находит пристанище в семье Сатиных Александра Александровича и Варвары Аркадьевны. Перейдя весной на следующий курс консерватории, Сергей Васильевич проводит лето с Сатиными в их имении Ивановка Тамбовской губернии, которое стало его любимым местом отдыха и его лучшей творческой лабораторией на всю жизнь. Самостоятельная жизнь С 1890-х годов начинается самостоятельна жизнь С.В. Рахманинова. Он зарабатывает себе на жизнь уроками фортепиано и теорией музыки. Еще в годы учения в Московской консерватории выступления Рахманинова проходили с большим успехом. 30 января 1892 года, он дает свой первый самостоятельный концерт, в котором выступает не только как пианист, но и как автор ряда произведений. Сезон 1982 93 гг. стал началом артистического пути «свободного художника» Рахманинова. Он выступает в концертах в Москве, Харькове и других городах. Смерть П.И. Чайковского 25 октября 1893 года была большим ударом для Рахманинова. Под влиянием тяжелой утраты он написал Элегическое трио, посвятив его памяти Чайковского.

    Рахманинов С.ВДата рождения
    20 марта(1 апреля) 1873
    Место рождения
    Семёново, Новгородская
    губерния,
    Дата смерти
    28 марта 1943
    Место смерти
    Беверли –
    Хиллз
    Профессии
    Композитор, дирижёр,пианист
    Похоронен Рахманинов С.В
    в Валхалле, близ Нью- Йорка

    Детство

    Родился Рахманинов
    в дворянской семье
    в Старорусском
    уезде Новгородской
    губернии в имении
    Онег 20 марта 1873 г.

    Родители

    Юность

    Со своими двоюродными сёстрами и братом Сатиными:
    С. А. Сатина, С. В. Рахманинов, Н. А. Рахманинова (урождённая
    Сатина) - жена С. В. Рахманинова, В. А. Сатин (1902)

    Годы учёбы

    С 4-5 лет играл на
    фортепьяно.
    С 1882 учился в
    Петербургской
    консерватории, с 1885 - в
    Московской
    консерватории у Н. С.
    Зверева и А. И. Зилоти
    (фортепьяно), С. И.
    Танеева и А. С.
    Аренского (композиция).
    В возрасте 13 лет
    Рахманинов был
    представлен
    Чайковскому.

    Начало творческого пути

    В годы учения сочинил
    ряд произведений, в том
    числе романс "В
    молчанье ночи тайной",
    1-й концерт для
    фортепьяно с оркестром
    (1891, 2-я редакция 1917).
    Окончил Московскую
    консерваторию по
    классам фортепьяно
    (1891) и композиции
    (1892, с большой золотой
    медалью).

    Дипломная работа

    Дипломная работа
    Рахманинова одноактная опера
    "Алеко" (либретто
    Вл. И. НемировичаДанченко по поэме
    А. С. Пушкина
    "Цыганы", пост.
    1893, Большой театр,
    Москва).

    Ранний период

    Начинался под знаком
    позднего романтизма,
    усвоенного главным
    образом через стиль
    Чайковского (Первый
    Концерт, ранние
    произведения)

    Синтез традиций

    Однако уже в Трио реминор (1893),
    написанном в год смерти
    Чайковского и
    посвящённом его памяти,
    Рахманинов даёт пример
    смелого творческого
    синтеза традиций
    романтизма
    (Чайковский),
    «кучкистов»,
    древнерусской
    церковной традиции и
    современной бытовой и
    цыганской музыки.

    Период зрелости

    Центральное
    произведение этого
    периода - грандиозная
    поэма «Колокола» для
    хора, солистов и
    оркестра, на слова
    Эдгара По в переводе
    К.Бальмонта(1913).
    Ярко новаторское,
    насыщенное небывало
    новыми хоровыми и
    оркестровыми
    приёмами, это
    произведение оказало
    огромное влияние на
    хоровую и
    симфоническую музыку
    XX века

    Рахманинов с дочерьми

    С дочерьми Ириной,
    в замужестве
    Волконской (1903–
    1969) - стоит,
    и Татьяной,
    в замужестве Конюс
    (1907–1961) на даче
    в окрестностях
    Дрездена на Эмзер
    Аллее (1924)

    В кругу семьи

    Наталия Александровна
    и Сергей Васильевич
    Рахманиновы на даче
    в Беверли-Хиллс (1942)
    С внуками Софинькой
    Волконской и Сашей
    Конюсом

    Рахманинов - пианист

    Имя Рахманинова как
    пианиста стоит в одном
    ряду с именами Ф. Листа и А.
    Г. Рубинштейна.
    Феноменальная техника,
    певучая глубина тона, гибкая
    и властная ритмика всецело
    подчинялись в игре
    Рахманинова высокой
    одухотворённости и яркой
    образности выражения

    Особенности фортепианного стиля Рахманинова С.В

    Рахманинов-пианист стал эталоном
    для многих поколений пианистов
    разных стран и школ, он утвердил
    мировой приоритет русской
    фортепианной школы,
    отличительными чертами которой
    являются:
    1)
    глубокая содержательность
    исполнения;
    2)
    внимание к интонационному
    богатству музыки;
    3)
    «пение на фортепиано» - имитация
    средствами фортепиано вокального
    звучания и вокальной интонации.

    Поздний- зарубежный период

    Стиль Рахманинова
    складывается из
    цельного сплава самых
    различных
    стилистических
    элементов: традиций
    русской музыки - и
    джаза, древнерусского
    знаменного распева - и
    «ресторанной» эстрады
    1930-х гг., виртуозного
    стиля XIX века - и
    жёсткой токкатности
    авангарда.

    Певец русской природы

    Музыка
    Рахманинова,
    обладающая
    неистощимым
    мелодическим и
    подголосочнополифоническим
    богатством, впитала
    русские народнопесенные истоки и
    некоторые
    особенности
    знаменного распева.

    Список сочинений

    оперыАлеко (либретто Вл. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина "Цыганы", 1892, Большой театр), Скупой рыцарь (на текст
    Пушкина, ор. 24, 1904; поставлена 1906, Большой театр), Франческа да Римини (либретто М. И. Чайковского по 5-й песне "Ада" из
    "Божественной комедии" Данте, ор. 25, 1904; поставлена 1906, Большой театр);
    для солистов, хора и оркестракантата Весна (на текст стихотворения Н. А. Некрасова "Зелёный шум", ор. 20, 1902), поэма Колокола (на слова Э. По в переводе
    К. Д. Бальмонта, ор. 35, 1913);
    для оркестра3 симфонии (d-moll, ор. 13, 1895; e-moll, op. 27, 1906-07; a-moll, op. 44, 1935-36), фантазия Утёс (по стихотворению M. Ю.
    Лермонтова, ор. 7, 1893), Каприччио на цыганские темы, ор. 12 (1894), симфоническая поэма Остров мёртвых (по картине А.
    Бёклина, ор. 29, 1909), Симфонические танцы, ор. 45 (1940);
    для фортепиано с оркестром4 концерта (fis-moll, ор. 1, 1890-91, 2-я редакция 1917; c-moll, op. 18, 1901; d-moll, op. 30, 1909; g-moll, op. 40, 1914-26, 2-я редакция
    1929, 3-я редакция 1941), Рапсодия на тему Паганини, ор. 43 (1934);
    камерно-инструментальные ансамблиРоманс и Венгерский танец для скрипки и фортепиано, ор. 6 (№ 1 и 2, 1893), Прелюдия и Восточный танец, ор. 2 (№1 и 2, 1892) и
    соната g-moll, ор. 19 (1901) для виолончели и фортепиано. Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели (Памяти
    великого художника, d-moll, ор. 9, 1893);
    для фортепиано2 сонаты (d-moll, ор. 28, 1906-07; b-moll, op. 36, 1913, 2-я редакция 1931), Вариации на тему Шопена, ор, 22 (1902), Вариации на
    тему Корелли, ор. 42 (1931), Пьесы-фантазии (1892), Салонные пьесы (1893-94), 6 музыкальных моментов, ор. 16 (1896), 10
    прелюдий, ор. 23 (1902), 13 прелюдий, op. 32 (1910), 6 Этюдов-картин, op. 33 (1911), 9 Этюдов-картин, op. 39 (1916-17), Bocточный
    эскиз (1917), Осколки (Fragments, 1917);
    для фортепиано в 4 руки6 пьес, ор. II (1894);
    для 2 фортепиано2 сюиты (1-я- Фантазия, ор. 5, 1892; 2-я op. 17, 1900-01);
    для хора с оркестромТри русские песни, ор. 41 (1926);
    для голоса с фортепиано6 романсов, ор. 4 (1891-93), 6 романсов на слова А. Н. Плещеева, ор. 8 (1893), 12 романсов, ор. 14 (1896), 12 романсов, op. 21
    (1902), 15 романсов, op. 26 (1906), Письмо К. С. Станиславскому от С. Рахманинова (1908), 14 романсов, ор. 34 (1912), Из
    Евангелия от Иоанна (1915), 5 романсов, ор. 38 (1916);
    транскрипции и переложения (для фортепиано)своих романсов Сирень (издано 1941) и Маргаритки (издано 1940), сочинений других авторов-Ж. Бизе. Менуэт из музыки к драме
    А. Доде "Арлезианка" (1903), M. П. Мусоргский. Гопак из оперы "Сорочинская ярмарка" (издано 1921), Ф. Крейслер. Вальс "Муки
    любви" (издано 1926) и вальс "Радость любви" (издано 1943), Н. А. Римский-Корсаков, "Полёт шмеля" из оперы "Сказка о царе
    Салтане" (издано 1931), И. С. Бах. Прелюдия, гавот и жига из сюиты E-dur для скрипки соло (издано 1933 и 1941), Ф, Мендельсон.
    Скерцо из музыки к пьесе У. Шекспира "Сон в летнюю ночь" (издано 1938), П. И. Чайковский. "Колыбельная" на слова А. Н.
    Майкова (изд. 1941), балет "Спящая красавица" (для фортепиано в 4 руки);
  • Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...