Композитор рахманинов краткая биография для презентации. Презентация по музыке на тему "сергей васильевич рахманинов"
Слайд 2
Родился 1 апреля 1873 г. в усадьбе Семенове Новгородской губернии в дворянской семье. В 1882 г. Рахманиновы перебрались в Петербург. В том же году Сергей поступил в консерваторию. С осени 1886 г. он стал одним из лучших учеников и получил стипендию имени Н. Г. Рубинштейна. На заключительном экзамене по гармонии П. И. Чайковскому так понравились сочинённые Рахманиновым прелюдии, что он поставил пятёрку, окружённую четырьмя плюсами.
Слайд 3
Знаменательным событием в истории русской музыки стал приход Рахманинова осенью 1904 г. в Большой театр на пост дирижёра и руководителя русского репертуара. После двух сезонов Рахманинов ушёл из театра и поселился сначала в Италии, а затем в Дрездене.
Весной 1899 г. Рахманинов закончил знаменитый Второй концерт для фортепиано с оркестром; в 1904 г. композитору была присуждена за него Глинкинская премия.
Слайд 4
Вскоре после революции 1917 года в России Рахманинов воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной (урождённой Сатиной, из рода Рюриковичей, утративших княжеский титул) и дочерьми покинул Россию. Он не предполагал, что покидает страну навсегда. После гастролей по Скандинавии Рахманинов прибыл в Нью-Йорк.
Слайд 5
В эмиграции
Слайд 6
В 20-х годах прошлого века переехали в Дрезден родственники семьи Рахманиновых - родители его жены Сатины, и с 1922 по 1939 год Рахманинов ежегодно бывал у них в гостях, приезжая из Америки вместе с женой и дочерьми, готовясь к турне по миру. А в 1924 году Ирина, дочь Сергея Васильевича, венчалась с князем Петром Волконским в Дрезденской православной церкви преподобного Симеона Дивногорца.
Слайд 7
Несколько лет жил в селе Веггис, точнее в деревни Хертенштейн, где построил дом - виллу "Сенар". Выступал с концертами на люцернском фестивале. Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром. В 1941 году закончил своё последнее произведение, многими признанное как величайшее его создание, - Симфонические танцы. В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии боевой самолёт.
Описание слайда:
Список сочинений оперы-Алеко (либретто Вл. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина "Цыганы", 1892, Большой театр), Скупой рыцарь (на текст Пушкина, ор. 24, 1904; поставлена 1906, Большой театр), Франческа да Римини (либретто М. И. Чайковского по 5-й песне "Ада" из "Божественной комедии" Данте, ор. 25, 1904; поставлена 1906, Большой театр); для солистов, хора и оркестра-кантата Весна (на текст стихотворения Н. А. Некрасова "Зелёный шум", ор. 20, 1902), поэма Колокола (на слова Э. По в переводе К. Д. Бальмонта, ор. 35, 1913); для оркестра-3 симфонии (d-moll, ор. 13, 1895; e-moll, op. 27, 1906-07; a-moll, op. 44, 1935-36), фантазия Утёс (по стихотворению M. Ю. Лермонтова, ор. 7, 1893), Каприччио на цыганские темы, ор. 12 (1894), симфоническая поэма Остров мёртвых (по картине А. Бёклина, ор. 29, 1909), Симфонические танцы, ор. 45 (1940); для фортепиано с оркестром-4 концерта (fis-moll, ор. 1, 1890-91, 2-я редакция 1917; c-moll, op. 18, 1901; d-moll, op. 30, 1909; g-moll, op. 40, 1914-26, 2-я редакция 1929, 3-я редакция 1941), Рапсодия на тему Паганини, ор. 43 (1934); камерно-инструментальные ансамбли-Романс и Венгерский танец для скрипки и фортепиано, ор. 6 (№ 1 и 2, 1893), Прелюдия и Восточный танец, ор. 2 (№1 и 2, 1892) и соната g-moll, ор. 19 (1901) для виолончели и фортепиано. Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели (Памяти великого художника, d-moll, ор. 9, 1893); для фортепиано-2 сонаты (d-moll, ор. 28, 1906-07; b-moll, op. 36, 1913, 2-я редакция 1931), Вариации на тему Шопена, ор, 22 (1902), Вариации на тему Корелли, ор. 42 (1931), Пьесы-фантазии (1892), Салонные пьесы (1893-94), 6 музыкальных моментов, ор. 16 (1896), 10 прелюдий, ор. 23 (1902), 13 прелюдий, op. 32 (1910), 6 Этюдов-картин, op. 33 (1911), 9 Этюдов-картин, op. 39 (1916-17), Bocточный эскиз (1917), Осколки (Fragments, 1917); для фортепиано в 4 руки-6 пьес, ор. II (1894); для 2 фортепиано-2 сюиты (1-я- Фантазия, ор. 5, 1892; 2-я op. 17, 1900-01); для хора с оркестром-Три русские песни, ор. 41 (1926); для голоса с фортепиано-6 романсов, ор. 4 (1891-93), 6 романсов на слова А. Н. Плещеева, ор. 8 (1893), 12 романсов, ор. 14 (1896), 12 романсов, op. 21 (1902), 15 романсов, op. 26 (1906), Письмо К. С. Станиславскому от С. Рахманинова (1908), 14 романсов, ор. 34 (1912), Из Евангелия от Иоанна (1915), 5 романсов, ор. 38 (1916); транскрипции и переложения (для фортепиано)-своих романсов Сирень (издано 1941) и Маргаритки (издано 1940), сочинений других авторов-Ж. Бизе. Менуэт из музыки к драме А. Доде "Арлезианка" (1903), M. П. Мусоргский. Гопак из оперы "Сорочинская ярмарка" (издано 1921), Ф. Крейслер. Вальс "Муки любви" (издано 1926) и вальс "Радость любви" (издано 1943), Н. А. Римский-Корсаков, "Полёт шмеля" из оперы "Сказка о царе Салтане" (издано 1931), И. С. Бах. Прелюдия, гавот и жига из сюиты E-dur для скрипки соло (издано 1933 и 1941), Ф, Мендельсон. Скерцо из музыки к пьесе У. Шекспира "Сон в летнюю ночь" (издано 1938), П. И. Чайковский. "Колыбельная" на слова А. Н. Майкова (изд. 1941), балет "Спящая красавица" (для фортепиано в 4 руки); юношеские сочинения (не изданные автором)-1-я часть симфонии (1891), симфоническая поэма Князь Ростислав (по стихотворению А. К. Толстого, 1891), Andante и скерцо для струнного квартета (1889), Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели g-moll, 1-я часть (1892), 3 ноктюрна для фортепиано (1887-88), 4 пьесы для фортепиано (1889), 2 пьесы для фортепиано в 6 рук (1890-91), Русская рапсодия для 2 фортепиано (1891), 5 романсов (1890-91), Бурлацкая песня для голоса с фортепиано (1891), Deus meus для хора a cappella (1890-91). для хора с фортепиано-Шесть хоров для женских или детских голосов, ор. 15 (Славься, слова Н. А. Некрасова; Ночка, слова В. Н. Лодыженского; Сосна, слова Лермонтова; Задремали волны, слова К. P.; Неволя, слова Н.Г.Цыганкова; Ангел, слова Лермонтова; 1894-96); для хора а сappellа-Литургия Иоанна Златоуста, ор. 31 (1910), Всенощное бдение, ор. 37(1915).
Cлайд 1
«Я - русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка - это плод моего характера, и потому это русская музыка… Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю, -это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце.»Cлайд 2
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/4/3098/389/img1.jpg)
Cлайд 3
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/4/3098/389/img2.jpg)
Cлайд 4
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/4/3098/389/img3.jpg)
Cлайд 5
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/4/3098/389/img4.jpg)
Cлайд 6
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/4/3098/389/img5.jpg)
Рахманинов С.ВДата рождения
20 марта(1 апреля) 1873
Место рождения
Семёново, Новгородская
губерния,
Дата смерти
28 марта 1943
Место смерти
Беверли –
Хиллз
Профессии
Композитор, дирижёр,пианист
Похоронен Рахманинов С.В
в Валхалле, близ Нью- Йорка
Детство
Родился Рахманиновв дворянской семье
в Старорусском
уезде Новгородской
губернии в имении
Онег 20 марта 1873 г.
Родители
Юность
Со своими двоюродными сёстрами и братом Сатиными:С. А. Сатина, С. В. Рахманинов, Н. А. Рахманинова (урождённая
Сатина) - жена С. В. Рахманинова, В. А. Сатин (1902)
Годы учёбы
С 4-5 лет играл нафортепьяно.
С 1882 учился в
Петербургской
консерватории, с 1885 - в
Московской
консерватории у Н. С.
Зверева и А. И. Зилоти
(фортепьяно), С. И.
Танеева и А. С.
Аренского (композиция).
В возрасте 13 лет
Рахманинов был
представлен
Чайковскому.
Начало творческого пути
В годы учения сочинилряд произведений, в том
числе романс "В
молчанье ночи тайной",
1-й концерт для
фортепьяно с оркестром
(1891, 2-я редакция 1917).
Окончил Московскую
консерваторию по
классам фортепьяно
(1891) и композиции
(1892, с большой золотой
медалью).
Дипломная работа
Дипломная работаРахманинова одноактная опера
"Алеко" (либретто
Вл. И. НемировичаДанченко по поэме
А. С. Пушкина
"Цыганы", пост.
1893, Большой театр,
Москва).
Ранний период
Начинался под знакомпозднего романтизма,
усвоенного главным
образом через стиль
Чайковского (Первый
Концерт, ранние
произведения)
Синтез традиций
Однако уже в Трио реминор (1893),написанном в год смерти
Чайковского и
посвящённом его памяти,
Рахманинов даёт пример
смелого творческого
синтеза традиций
романтизма
(Чайковский),
«кучкистов»,
древнерусской
церковной традиции и
современной бытовой и
цыганской музыки.
Период зрелости
Центральноепроизведение этого
периода - грандиозная
поэма «Колокола» для
хора, солистов и
оркестра, на слова
Эдгара По в переводе
К.Бальмонта(1913).
Ярко новаторское,
насыщенное небывало
новыми хоровыми и
оркестровыми
приёмами, это
произведение оказало
огромное влияние на
хоровую и
симфоническую музыку
XX века
Рахманинов с дочерьми
С дочерьми Ириной,в замужестве
Волконской (1903–
1969) - стоит,
и Татьяной,
в замужестве Конюс
(1907–1961) на даче
в окрестностях
Дрездена на Эмзер
Аллее (1924)
В кругу семьи
Наталия Александровнаи Сергей Васильевич
Рахманиновы на даче
в Беверли-Хиллс (1942)
С внуками Софинькой
Волконской и Сашей
Конюсом
Рахманинов - пианист
Имя Рахманинова какпианиста стоит в одном
ряду с именами Ф. Листа и А.
Г. Рубинштейна.
Феноменальная техника,
певучая глубина тона, гибкая
и властная ритмика всецело
подчинялись в игре
Рахманинова высокой
одухотворённости и яркой
образности выражения
Особенности фортепианного стиля Рахманинова С.В
Рахманинов-пианист стал эталономдля многих поколений пианистов
разных стран и школ, он утвердил
мировой приоритет русской
фортепианной школы,
отличительными чертами которой
являются:
1)
глубокая содержательность
исполнения;
2)
внимание к интонационному
богатству музыки;
3)
«пение на фортепиано» - имитация
средствами фортепиано вокального
звучания и вокальной интонации.
Поздний- зарубежный период
Стиль Рахманиноваскладывается из
цельного сплава самых
различных
стилистических
элементов: традиций
русской музыки - и
джаза, древнерусского
знаменного распева - и
«ресторанной» эстрады
1930-х гг., виртуозного
стиля XIX века - и
жёсткой токкатности
авангарда.
Певец русской природы
МузыкаРахманинова,
обладающая
неистощимым
мелодическим и
подголосочнополифоническим
богатством, впитала
русские народнопесенные истоки и
некоторые
особенности
знаменного распева.
Список сочинений
оперыАлеко (либретто Вл. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина "Цыганы", 1892, Большой театр), Скупой рыцарь (на текстПушкина, ор. 24, 1904; поставлена 1906, Большой театр), Франческа да Римини (либретто М. И. Чайковского по 5-й песне "Ада" из
"Божественной комедии" Данте, ор. 25, 1904; поставлена 1906, Большой театр);
для солистов, хора и оркестракантата Весна (на текст стихотворения Н. А. Некрасова "Зелёный шум", ор. 20, 1902), поэма Колокола (на слова Э. По в переводе
К. Д. Бальмонта, ор. 35, 1913);
для оркестра3 симфонии (d-moll, ор. 13, 1895; e-moll, op. 27, 1906-07; a-moll, op. 44, 1935-36), фантазия Утёс (по стихотворению M. Ю.
Лермонтова, ор. 7, 1893), Каприччио на цыганские темы, ор. 12 (1894), симфоническая поэма Остров мёртвых (по картине А.
Бёклина, ор. 29, 1909), Симфонические танцы, ор. 45 (1940);
для фортепиано с оркестром4 концерта (fis-moll, ор. 1, 1890-91, 2-я редакция 1917; c-moll, op. 18, 1901; d-moll, op. 30, 1909; g-moll, op. 40, 1914-26, 2-я редакция
1929, 3-я редакция 1941), Рапсодия на тему Паганини, ор. 43 (1934);
камерно-инструментальные ансамблиРоманс и Венгерский танец для скрипки и фортепиано, ор. 6 (№ 1 и 2, 1893), Прелюдия и Восточный танец, ор. 2 (№1 и 2, 1892) и
соната g-moll, ор. 19 (1901) для виолончели и фортепиано. Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели (Памяти
великого художника, d-moll, ор. 9, 1893);
для фортепиано2 сонаты (d-moll, ор. 28, 1906-07; b-moll, op. 36, 1913, 2-я редакция 1931), Вариации на тему Шопена, ор, 22 (1902), Вариации на
тему Корелли, ор. 42 (1931), Пьесы-фантазии (1892), Салонные пьесы (1893-94), 6 музыкальных моментов, ор. 16 (1896), 10
прелюдий, ор. 23 (1902), 13 прелюдий, op. 32 (1910), 6 Этюдов-картин, op. 33 (1911), 9 Этюдов-картин, op. 39 (1916-17), Bocточный
эскиз (1917), Осколки (Fragments, 1917);
для фортепиано в 4 руки6 пьес, ор. II (1894);
для 2 фортепиано2 сюиты (1-я- Фантазия, ор. 5, 1892; 2-я op. 17, 1900-01);
для хора с оркестромТри русские песни, ор. 41 (1926);
для голоса с фортепиано6 романсов, ор. 4 (1891-93), 6 романсов на слова А. Н. Плещеева, ор. 8 (1893), 12 романсов, ор. 14 (1896), 12 романсов, op. 21
(1902), 15 романсов, op. 26 (1906), Письмо К. С. Станиславскому от С. Рахманинова (1908), 14 романсов, ор. 34 (1912), Из
Евангелия от Иоанна (1915), 5 романсов, ор. 38 (1916);
транскрипции и переложения (для фортепиано)своих романсов Сирень (издано 1941) и Маргаритки (издано 1940), сочинений других авторов-Ж. Бизе. Менуэт из музыки к драме
А. Доде "Арлезианка" (1903), M. П. Мусоргский. Гопак из оперы "Сорочинская ярмарка" (издано 1921), Ф. Крейслер. Вальс "Муки
любви" (издано 1926) и вальс "Радость любви" (издано 1943), Н. А. Римский-Корсаков, "Полёт шмеля" из оперы "Сказка о царе
Салтане" (издано 1931), И. С. Бах. Прелюдия, гавот и жига из сюиты E-dur для скрипки соло (издано 1933 и 1941), Ф, Мендельсон.
Скерцо из музыки к пьесе У. Шекспира "Сон в летнюю ночь" (издано 1938), П. И. Чайковский. "Колыбельная" на слова А. Н.
Майкова (изд. 1941), балет "Спящая красавица" (для фортепиано в 4 руки);