Как привить ребенку любовь к чтению советы. Какой должна быть книжка для ребенка

Тема сегодняшней статьи предложена читательницей.

«Позвольте предложить Вам тему для новой статьи. В наш век компьютерных гаджетов очень сложно усадить ребенка за чтение даже интересной книги. Я вижу выход только в том, чтобы самой читать детям вслух, т.к. чтение «из-под палки» неэффективно (помню из своего детства). Возможно, у Вас есть некоторый опыт, или желание изучить данную тему и рассказать в своих статьях». (Галина)

Как видно из запроса – есть две проблемы:

1. Отучить ребенка от компьютера/гаджетов.

2. Приобщить к чтению.

Вот об этом наш сегодняшний разговор.

Но начну с небольшого, казалось бы, не связанного с темой сообщения.

Недавно немецкие ученые провели исследование с целью выяснить, сколько времени человек может провести, не хватаясь за мобильный телефон.

Оказалось, что мужчины сдались уже на 21 секунде , женщины несколько дольше — 57 секунд. Именно спустя такой промежуток времени они начинали изучать содержимое социальных сетей.

Вот такая зависимость даже у взрослых. Что говорить о наших детях, для которых компьютерные игры и общение в соц. сетях, sms и тд (у более старших) – это не просто привычка, а уже образ жизни.

Какие уж тут книги. Это же и долго и скучно.

Но все же, есть ли решение у этой задачи? Думаю, что есть.

Для поиска ответа я провел небольшое исследование самых различных источников из Интернета, книг, добавил собственный опыт, структурировал информацию и сделал некоторые выводы. Результат – ниже.

Компьютерная зависимость

Лишь вкратце затрону вопрос компьютерной зависимости. Проблема на самом деле решается просто.

1. Решение в личном примере. Любые воспитательные беседы не будут иметь смысла, если родители сами компьютерно-зависимые и «зависают» в Интернете часами.
Хотите «посидеть в соц. сетях», поиграть в игрушку, выложить фото – делайте это тогда, когда ребенок уже спит.

2. Делайте все, чтобы на компьютер не оставалось времени.

3. На компьютере можно разрешить – изучать, например фотошоп, рисовать, включать видео-уроки. В общем – полезное- познавательное.

4. Найдите реальную замену компьютерному времяпровождению. Покажите занятия, которые будут более захватывающими, чем компьютерные игры.

Покажите ребенку, что жизнь прекрасна и без компьютера.

Живите сами реальной, а не виртуальной жизнью. Ребенок учится на примерах. Покажите этот пример.

Больше не хотел бы останавливаться на этом вопросе, поскольку считаю, что эта проблема больше создана нами самими.

Действительно многим более предпочтительно занять ребенка компьютером, освободив тем самым для себя свободное время. И только правильно расставив приоритеты, эту проблему можно решить.

Воспитание ребенка на первом месте, раз уж решили стать родителями. А лучшее воспитание – это, прежде всего собственный пример.

Но, вернемся к задаче приобщения ребенка к чтению. Она более сложная.

Основные понятия

Первое с чего следует начать, это с понятий.

Договоримся о понятии — Книга.

Есть различные источники передачи текстовой информации – бумажная книга, электронная книга (читалка), Интернет, планшет, айфон.

Несмотря на нашу компьютерную эпоху, книгой предлагаю считать ее бумажный вариант.

Возможности электронной книги, в которой могут содержаться тысячи произведений, — это для следующих этапов развития ребенка и взрослого, в том числе.

Попробуйте рассказать ребенку – какие интересные книги в этой читалке, как их много и тд и тп. Думаю, ни к чему хорошему это не приведет. Для ребенка – это черный ящик, не эмоциональный, не создающий радости от перелистывания страниц, без красочных картинок, без тактильных ощущений.

Недаром одна из рекомендаций звучит так: выбирайте качественные, красочные книги. Яркие, красивые, воспитывающие вкус. Пусть лучше 5 таких книг, чем 40 низкопробных. Дети, которые читают книги с безвкусными, аляпистыми иллюстрациями, вырастают во взрослых с соответствующей эстетикой.

Думаю, что в этом что-то есть.

Общение с книгой – это индивидуальный процесс - Я и Книга . Общение с другой книгой — это уже другие эмоции. Книги — это друзья, и каждая – это особый друг.

Общение с электронной – это не общение, это потребление информации.

Поэтому, мое мнение – хотите привить любовь ребенка к книге – рассматривайте книгу в ее «правильном» варианте – бумажном. Не буду навязывать, что это единственный вариант, но мое мнение, начать следует с книги бумажной.

В случае, если все же ну никак не получается с бумажной книгой, то возможно использовать – аудиокниги, пусть даже электронную «читалку». Но это как исключение.

Возможно, кто-то возразит, какая разница – ведь результат один и тот же. Боюсь, что – это будет чисто технический результат. Отношение же к книге, любовь к книге и к чтению – это более качественный результат. И лучше если именно от бумажной книги перейти к чтению в других форматах.

Итак, первый термин: книга – это бумажная книга. Именно, в этом смысле и будет далее употребляться слово — книга.

Кстати, есть исследования, что чтение в электронном варианте задействует другие области мозга. Но это отдельная тема.

Самое важное

Исключаем слово – заставить ребенка читать.

Приучить, привить любовь к чтению книг – уже лучше. Но еще лучше – создать атмосферу для чтения.

Т.е. выбираем стратегическую линию – создание атмосферы.

Создать правильную атмосферу и привить интерес к чтению – это основа для формирования любви к чтению.

С чего начинается создание такой атмосферы?

Есть лишь два стратегических принципа, все остальное — это тактика.

1. В доме должны быть книги.
2. Личный пример.

Рассмотрим более подробно каждый из них.

В доме должны быть книги

Дайте ребенку материал для приобщения к чтению — книгу. Вряд ли ребенок полюбит чтение, если в доме не будет книг.

Если в доме лишь несколько глянцевых журналов и интернет – где он увидит пример?

Ребенок должен видеть книги с самого рождения . Книга – как объект в его жизни. Наряду с игрушками, пеленками, кроватками и тд.

Он может играть с ними, он привыкает к ним. А когда вы берете книгу и начинаете читать, он понимает, что в этой «игрушке» – содержится что-то интересное.

Важно также формировать и любовь к самой книге, без этого не будет любви к чтению. Не разрешайте ребенку рвать странички, рисовать в книге. Научите его с уважением относиться к книге и бережно обращаться с ней.

Покупайте книги ребенку. Пусть формируется детская библиотека. Сейчас столько интересных, красочных детских книг.

Приведу результаты опроса Левада-центра.

62 % не покупают книг, — но так хотят чтобы их дети читали. Парадокс.

Чтение как часть повседневной жизни

Сделайте чтение частью повседневной жизни ребенка . И вашей жизни тоже.

Читайте ребенку перед сном, находите время для регулярного чтения и в другое время. На время чтения выключайте все отвлекающие приборы (телевизор, радио и другие источники звука).

Важным является – регулярность. Пусть понемногу, но каждый день, чтобы ребенок быстро привык к этому процессу. Даже по 10-15 минут, но регулярно. Малыш будет считать, что чтение — это неотъемлемая часть жизни, тем более что, так оно и есть.

*****
Я уже писал ранее, что вся наша жизнь упорядочивается постоянными событиями (начиная с чистки зубов и заканчивая также чисткой зубов перед сном). Это некий утренний и вечерний ритуал.

Сделайте и чтение перед сном – таким же ритуалом.

Чтение сказок на ночь – это хороший вариант, чтобы ребенок лучше засыпал. Лучше всего читать спокойные истории и такие сказки, которые не смогут взволновать малыша. Читайте тихим, приглушенным голосом, и тогда вы создадите важный ритуал на ночь, объединяющий вас и ребенка.

Личный пример

Читающие дети чаще всего вырастают у читающих родителей.

Создайте атмосферу любви к книгам в Вашем доме — когда все читают в семье. Ребенок думает, что именно так устроен мир – мир в котором все читают. Что это нормальное – каждый день брать книгу и читать.

Обычно дети копируют поведения взрослых.

Если ребенок видит вас с книгой, пусть недолго, но регулярно, то он делает вывод, что чтение для вас интересно и является элементом взрослой жизни, которой дети очень часто стремятся подражать.

Если же вы никогда не берете книгу в руки, то не удивляйтесь, что и ребенок будет проявлять к книге все меньше и меньше интереса. Ведь если чтение не привлекает вас, как оно может привлечь ваших детей?

Вы можете своим отношением к книге дать понять ребенку, что чтение важно для каждого человека.

Поэтому прежде чем ругать ребенка за отсутствие любознательности, задумайтесь – как часто вы сами читаете книги, чем занимаетесь в свободное время.

Скажите что у Вас нет времени, слишком много дел. Но и у ребенка дел не меньше – игры, общение, рисование, телевизор. По идее – ему также сложно найти время для чтения.

Ваша задача – поднять чтение в списке приоритетов по возможности выше.

Конечно, не всегда личный пример сработает, — есть масса других факторов. Это как в логике: необходимое, но недостаточное условие решения задачи. Но все же делаю акцент на слове - необходимое.

Итак, собственный пример, а телевизор, планшет, компьютер подальше!

Обеспечив выполнение этих двух важных принципов – книги в доме и личный пример, перейдем к тактическим приемам формирования интереса к чтению.

Прислушивайтесь к интересам ребенка

Для каждого возраста существуют свои книги. Старайтесь подбирать книги соответствующие возрасту ребенка.

Самый верный способ погасить интерес к чтению — это предложить маленькому ребенку книги, которые он пока не может понять, равно как и более старшему ребенку давать читать книги для маленьких.

Бывает и так, — вы считаете, что вроде бы и книга, подходящая для данного возраста, но ребенок не проявляет к ней интереса.

Почему?

Потому что на самом деле его занимают совсем другие вещи. Ребенок может быть равнодушен к сказкам, но его интересуют животные. Вот о динозаврах он бы мог читать запоем.

Покупайте книги, соответствующие увлечениям ребенка: феи, принцессы, лошади, динозавры, автомобили, гонки итд. Книги по мотивам мультфильмов и фильмов, которые ему нравятся.

Лучше чтобы книжки была с интересными и красочными картинками для маленьких читателей.

Маленькому ребенку очень сложно бывает представить те или иные события, а картинки сами дополняют рассказ или сказку. Показывайте на картинках те действия, о которых вы только что прочитали, обсуждайте с ним прочитанное.

Для более старших становятся интересны книги о сверстниках. Они обязательно прочтут бестселлер, о котором говорят, или любимую книгу своего кумира, потому что им очень важно ощущать собственную компетентность.

Если вы будете выбирать книги не по возрасту и не по интересам – ребенку будет скучно, а скука не должна ассоциироваться с чтением.

У него должно закрепиться ощущение, что от книг можно получать много удовольствия и позитивных эмоций, так будет легче перейти к чтению и художественной литературы.

Многие родители считают, что если научили ребенка читать самостоятельно в раннем возрасте, то уже тем самым они привили ему интерес к книгам. Но это не так.

В раннем возрасте дети читают чисто механически, не вдаваясь в смысл рассказа, и чтение превращается для них в нелюбимое занятие. Когда же книгу им читают взрослые, дети сосредотачиваются не на сложение буков в слова, а полностью погружаются в мир книжной фантазии. Так что не спешите с обучением ребенка чтению, пусть он немного пофантазирует.

Ловите его интерес

Важно ловить интерес ребенка и предлагать именно то, что его интересует.

Ребенок имеет полное право не любить волшебные сказки, несмотря на то, что вам так они нравились.

Поэтому, если сын без ума от компьютеров? Купите книги, в которых описывается история возникновения и развития персональных компьютеров. Ваша дочь любит танцевать? Выберите для нее книгу о знаменитых танцовщицах.

Иногда родители раздражаются, что дети не ценят тех книг, что они ценили сами: «Давай почитаем „Хозяйку медной горы“, — это очень интересная сказка. Как это ты не хочешь?!» Не стоит настаивать. Вы и ребенок – два абсолютно разных человека. То, что нравилось вам, может не понравиться вашему малышу.

Об обязательных списках

Обязательные списки в школе иногда пугают и детей и родителей. А чтение превращается в наказание. Но есть положительный пример, когда школьная учительница составила список индивидуальный – для каждого учащегося. Это уже была не обязаловка, а дружеский совет учительницы, не воспользоваться которым было невозможно. Многие ученики именно тогда почувствовали тягу к чтению. К чтению без принуждения, а исходя из личных предпочтений.

Экспериментируйте с жанрами

Если у вашего ребёнка ещё нет любимого жанра, продолжайте поиски вместе с ребёнком. Читайте вместе с вашим малышом всё, написанное для детей, и скоро вы поймете его предпочтения.

Вносите разнообразие — читайте детям: сказки, стихи, приключения, детские детективы, фэнтези, исторические книги, о природе, о животных и т.д. Разные жанры не наскучат ребенку, которому важно разнообразие.

Расширяйте кругозор ребенка и не торопитесь. Пусть чтение станет увлекательным для него.

Можно начать с тематических журналов

Нередко дети равнодушны к «большой» литературе, но зато читают журналы, разнообразные энциклопедии, комиксы по мотивам любимых фильмов.

Покупайте или подпишитесь на детские журналы. Позвольте ребёнку самому выбрать себе журнал, Это должен быть литературно-художественный журнал для детей – например, «Мурзилка», «Весёлые картинки». Или познавательные журналы о природе, путешествиях – «Геолёнок», «Тошка» и т.д.

Если вы подчеркнете, что журнал выписан именно ему – т.е. именно для него индивидуальная подписка, то это придаст и значимость и внимание ребенка к журналу.

Купите занимательные энциклопедии

Современные дети часто «входят» в мир книг при помощи энциклопедий. Но убедитесь, что они их читают, а не только рассматривают картинки. Для этого играйте в вопросы-ответы, загадки, обсуждения.

Сколько читать

Лучше прочесть небольшую сказку, которую малыш слушает с удовольствием, чем против его желания читать длинную и интересную с вашей точки зрения книгу.

Время чтения увеличивайте постепенно, обращая внимание на степень заинтересованности ребенка. Не старайтесь прочитать всю книгу целиком за раз. Пусть ребенок с нетерпением ждет следующего дня, чтобы узнать окончание истории. Это побудит его взять книгу, когда вы заняты выполнением домашних дел и, начать читать самостоятельно.

Интересную книгу дети обычно с интересом и слушают. И ждут следующего вечера, чтобы узнать продолжение. Через какое-то время ребенок, не дожидаясь вас, сам может взять в руки книгу и начать читать.

Не всегда нужно читать текст на странице. Можно просто поговорить о картинках, которые находятся на странице. Или разобрать один крошечный фрагмент картинки, который может ненадолго увлечь и развеселить ребенка, не способного сидеть очень долго на одном месте.

Ребенка можно заинтересовать чтением

Акцент на слове - можно.

1. Сумейте разбудить интерес ребенка к главным персонажам книги.

После прочтения книги побеседуйте по поводу героев и ситуаций. Что понравилось, что нет. Сделайте эти обсуждения традиционными.

Почему герой поступил так, а не иначе? На кого из ваших родных и друзей он похож? В таком диалоге ребенку будет проще понять мотивы поступков, запомнить сюжет.

Такие обсуждения влияют на развитие мышления ребенка и приучают к чтению.

2. Обсуждайте книги прочитанные вами лично.

Обсуждайте книги, прочитанные вами в присутствии ребенка — рассказывайте другим членам семьи, что вы прочитали, что вам понравилось, что нет, показывайте эти книги ребенку.

Не думайте, что ребенок очень маленький и ничего не понимает. Это не так, ребенок, как губка, впитывает все впечатления, различные эмоции, и если он будет чувствовать, что родители обсуждают различные книги, смеются над чем-то радостным в них или рассказывают о тех проблемах, которые поднимаются в книгах, ребенок будет с интересом наблюдать за этим процессом и также интересоваться книгами.

2. Покупайте энциклопедии и книги по интересам.

3. Читайте вслух, когда ребенок рядом.

Даже если он не проявляет желания слушать, а занимается своими делами.

Можно сказать, что это вы читаете для себя самой или для другого члена семьи. Через какое-то время ребенка может заинтересовать – что же там такое интересное рассказывает мама. Он подойдет – посмотрит картинки, затем может попросить почитать и ему.

4. Ищите ответы на вопросы в книгах.

У ребенка возникают миллионы вопросов, — «что это, зачем это, почему так, что означает». Не стоит пытаться объяснить все самому, но и уходить от ответов не стоит.

Попытайтесь найти часть ответов в книгах. Вместе с ребенком — «Давай вместе поищем ответ в этой книге».

При этом не стоит идти по простому пути – искать ответы в Интернете. Ведь ваша задача – приучить ребенка к чтению книг. А все ответы можно найти и в книгах.

Создавайте ситуацию поиска, ситуацию интереса, когда он сам бы потянулся книге в поисках ответов.

5. Заинтересуйте ребенка началом сюжета книги.

Учитесь заинтересовывать ребенка книгой — интересно рассказывайте о начале сюжета, чтобы у ребенка возник интерес, а что дальше? Атмосфера тайны может заинтересовать ребенка. Хорошо читать книги с продолжением, чтобы было интересно узнавать о продолжении событий.

6. Не заставляйте дочитывать неинтересную книгу.

Никогда не заставляйте дочитывать книгу над которой ребенок скучает. Возможно, он еще не все понимает в книге.

Но вы можете заинтересовать рассказав интересные истории из книги и зафиксировать возникший интерес. Возможно это позволит ее дочитать, но уже с новым подходом.

7. Заинтересуйте ребенка историей книги.

Если у вас есть книга, которую вам читали ваши родители или бабушка с дедушкой, обязательно найдите ее и покажите ребенку, ему будет очень интересно, что этой книге — столько лет и ее читали его мама или папа.

Собирайте свою домашнюю библиотеку. Книги, которые прошли проверку временем и считаются вашей семейной реликвией, вызовут у ребенка интерес. Часто толчком для чтения может стать рассказ о том, как книга оказалась в вашей библиотеке.

Представляйте ребенку чтение как нечто увлекательное: «Вот сейчас мы поужинаем, помоем посуду и сядем с тобой читать. Интересно, что дальше произошло с Дюймовочкой?». Если обещали ребенку почитать, обязательно выберите для этого время и больше ни на что не отвлекайтесь. Пусть он поймет, что это важно и интересно.

Применяйте различные хитрости для пробуждения желания к чтению. Например, посмотрите мультфильм и предложите малышу почитать сказку, по мотивам которой он снят. Читайте интересные книжки по ролям, превратив это занятие в увлекательную игру.

Психологический прием «неоконченного действия»

Это прием, который помогает повысить интерес к рассказу и понять, насколько важно уметь читать.

Читая вслух, остановитесь на самом интересном месте. Сделайте вид, что вы что-то вспомнили и не можете продолжить, вам необходимо уйти под предлогом срочных дел: (нужно позвонить на работу, развесить белье, выключить кипящий суп) и оставьте ребенка наедине с книгой…

Ребенок не станет долго ждать – ему интересно продолжение! Если он уже умеет читать, хотя делает это неохотно, тогда сам возьмет книгу и дочитает за вас. Или же поймет, что вы не всегда сможете читать ему любимые сказки, и читать самому стоит научиться.

Но это сработает только в том случае, если книга по-настоящему интересна вашему малышу. Поэтому выбирайте те истории, которые кажутся ему захватывающими, а не те, которые вы считаете полезными и обязательными к прочтению.

Если же ребенок еще не умеет читать, то этот прием также можно использовать. Не читать сказку целиком, а остановиться на захватывающем моменте, чтобы продолжить чтение потом. У ребенка сохранится интерес, и он с нетерпением будет ожидать следующего вечера.

Эффективен и такой прием: вы читаете фрагмент из книги, выхватываете интересный момент и просите его самому домыслить действие. Так ребенок сам становится автором, у него появляется уверенность, а вместе с тем и чувство ответственности за сказанное - еще бы, ведь именно ему предстоит завершить эпизод.

А вот сомнительный метод «прочтешь пять страниц - получишь шоколадку» на деле не работает. Скорее, наоборот: заставляя читать определенное количество страниц в день, мы формируем у ребенка негативное отношение к чтению. Стоит избегать и высказываний типа: «Получил двойку? Тогда вместо прогулки сиди и читай!» Таким способом очень трудно формировать положительное отношение к чтению.

Посещайте вместе Книжный магазин

Ходите вместе в книжный магазин. Лучше тогда, когда там немного народа.

Предложите ребенку выбрать интересную для него книгу. Если выбранная книга почему-то вас не устроит, найдите компромисс: эту книгу ты сам будешь читать, а вместе мы почитаем – вот эту.

Старайтесь преподносить каждую предлагаемую книгу как загадку, сюрприз. Можно прочитать анонс или рассказать о своих впечатлениях от книги.

Посещайте вместе библиотеки

Преимущество библиотеки перед книжным магазином в том, что работники лучше и быстрее смогут подобрать несколько вариантов для вашего ребёнка, задав ему наводящие вопросы, и ориентируясь на отзывы юных читателей.

Кроме того в библиотеке особая атмосфера вежливого, культурного поведения, приобщение к которому никогда не лишнее. В магазине продавец не всегда знает содержание всего ассортимента книг, да и цели магазина несколько другие.

Читающие друзья

Поощряйте дружбу ребёнка с детьми, которые любят читать.

Спросите у друзей вашего ребенка, что они читают. Мнение друзей иногда значат больше, чем советы родителей.

Но не стоит упрекать, сравнивать или приводить в пример читающих ровесников. Как правило, это вызывает у ребенка отторжение. И он, чтобы доказать свою самостоятельность, будет отрицать эти примеры.

На этом я закончу. Вы можете выбрать подходящую для вас стратегию и тактику. Получив общий план ваших действий, вы сможете расширить знания, получив дополнительную информацию из того же Интернета.

Надеюсь, что эти советы помогут сформировать такую атмосферу, при которой процесс чтения станет увлекательным для вашего ребенка. А о пользе чтения вы и сами знаете, не хуже меня.

Успехов Вам и Вашему ребенку на пути в МИР КНИГ!

Будут вопросы, пишите, пожалуйста, в комментариях.

Если статья понравилась, нажмите пожалуйста, кнопку соц. сетей.

С уважением, Медведев Николай.

Умение читать не всегда подразумевает любви к литературе и чтению. Современные дети знакомятся с книгами даже раньше, чем их сверстники в веке двадцатом, но читают их почему-то намного меньше. А в школе зачастую делают это лишь из-под палки. И бесполезно говорить им о том, что чтение развивает воображение, речь, память и многие другие необходимые качества. Как же тогда вызвать интерес к чтению у ребенка?

Книги – это хорошо?

Для чего нужны маленькому ребенку детские книги, какую пользу они несут крохотному слушателю? Грамотно подобранная книга – это первая ступенька к развитию интеллекта и расширению кругозора. Малыш пока знает не очень много, его багаж знаний еще слишком мал. Слушая волшебные истории и сказки в мамином исполнении, дети узнают что-то новое, переживают самые разные ситуации, в которых оказываются сказочные персонажи.

Читаем также о том, как сказки влияют на развитие ребенка

Также у ребенка стремительно развивается речь, он легко запоминает новые слова, понимает их значение. А еще он учится таким важным чувствам, как сострадание, жалея несчастного брошенного зайку, и храбрость, становясь смелее вместе с Серой Шейкой.

Если в вашей семье чтение станет важным ежевечерним ритуалом, то это привнесет в детскую жизнь определенную стабильность. Ласковый голос любимой мамы, ощущение комфорта формируют у малыша базовое доверие к огромному миру. Вот почему в более взрослом возрасте книга становится хорошим другом читающего человека.

Принуждение и спешка – главные родительские ошибки

Иногда родители, стремясь любой ценой вызвать любовь к чтению, допускают множество ошибок.

  1. Старшее поколение зачастую стараются привить любовь к книгам, заставляя детей читать. Однако в подобных ситуациях насилие производит обратный эффект. Чрезмерная навязчивость и настойчивость, в конце концов, может вообще отвратить детей от литературы.
  2. Раннее развитие и обучение чтению сегодня становится очень модным. Некоторые особо продвинутые мамы начинают учить малышей чтению, когда они даже не умеют ходить и просто хотят играть. Правда, следует избегать еще одной крайности – показывать книги только лишь перед школой.
  3. Еще одна распространенная ошибка – покупка детям книг, которые им не подходят по возрасту. Трехлетний ребенок не получит удовольствия от «Алисы в Стране Чудес», а 12-летний подросток еще не в состоянии понять смысла классических произведений.

Как приобщить ребенка к чтению?

Если вы расстроены, что у ребенка не горят глаза, когда он глядит на очередной томик, придется пробуждать интерес к чтению с помощью проверенных методов.

  • Демонстрируйте хороший пример

Демонстрируйте собственный положительный пример, много и регулярно читая. Малыши очень любят перенимать и копировать родительские привычки. И если вы говорите ребенку «Немедленно читай книгу!», а сами предпочитаете сидеть за компьютером или смотреть бесконечные сериалы, то вы попросту сотрясаете воздух. Он, глядя на вас, пойдет гулять или также уткнется в монитор.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Знакомьте с книгами с самых ранних лет

Уже младенцу можно предъявлять книжки, правда, пока не совсем настоящие: из ткани или с ламинированными страницами. Эти книги малыш может ломать, мять, грызть, ведь пока он не воспринимает их как источник знаний. Забудьте на время о бережном отношении – все это придет потом. Играйте вместе с ребенком, показывая картинки и рассказывая, кто на них изображен.

  • Подбирайте книгу по возрасту и интересам

Для годовалого ребенка лучшей литературой будет большая книга с яркими правдоподобными иллюстрациями и минимумом текста. Дошкольникам подойдут книжки с крупным шрифтом. Не переживайте, если школьник выберет комиксы, а не мировую классику. Пусть лучше он читает то, что ему интересно, а не забрасывает ваш подарок в кипу таких же не интересных ему изданий.

  • Читайте по ролям

Подберите такую басню, сказку или короткое стихотворение с диалогами, которые можно читать по ролям. Проговаривайте свои слова эмоционально, показывая неподдельную реакцию: юмор, страх, интерес и т. д. А еще лучше – сделайте из бумаги или старых перчаток сказочных персонажей, из старой простыни соорудите ширму. Ваш домашний театр готов, осталось только пригласить на представление приятелей ребенка или родственников.

  • Повторяйте истории

Дети в любом возрасте обожают перечитывать любимые книги. Если трехлетний карапуз опять тащит вам изрядно потрепанную книжку, которую уже знает наизусть, не раздражайтесь. Наверняка на ваше предложение почитать сегодня что-нибудь другое вы получите не просто отказ, а слезы. Удовлетворите его просьбу, только делайте «случайные» ошибки. Ребенок обязательно поправит вас, демонстрируя замечательную память.

  • Делайте перерыв на самом интересном месте

Растяните удовольствие от книги на несколько вечеров. Нетерпеливый ребенок обязательно захочет услышать, что же происходит с его любимым героем дальше. Но не торопитесь удовлетворять его любопытство. Дайте ненавязчиво понять, что если ему хочется быстрее узнать перипетии сюжета, пусть научится читать.

Например, после прочтения народной сказки про Машу и медведя сходите в зоопарк – пусть ребенок посмотрит на косолапого. В домашней библиотеке есть «Золушка»? Купите билеты на одноименный спектакль в кукольный или драматический театр. И, наоборот, после мультфильма про Дюймовочку предложите детям прочитать сказку Андерсена. Также переносите сказочных персонажей, с которыми на бумажных страницах познакомился ребенок, в игры: рисуйте, лепите из пластилина, разыгрывайте спектакли, пишите им короткие письма.

  • Возьмите на вооружение аудиокниги и интерактивные сказки

Ребенок отводит глаза от традиционных бумажных книг? Вам на помощь придут «высокие технологии». Лучшие образцы отечественной и зарубежной литературы сейчас доступны и в формате аудиокниг. В последнее время стали популярными и так называемые интерактивные сказки, где ваш малыш может стать главным героем произведения. Такие красочные истории наверняка вызовут искренний интерес и к бумажным текстам. Об интерактивных сказках мы писали

  • Не бросайтесь в крайности

Не стоит зацикливаться на книгах, считая их лучшим средством для детского развития. В жизни маленького ребенка должны присутствовать не только литературные произведения, но и обычные детские занятия: возня с приятелями, шумные игры на улице, поездки на природу и дачу, походы в зоопарк, цирк, театр.

Да, сегодня всевозможные гаджеты все чаще затмевают «статичную» литературу, но полностью вытеснить ее из списка наших пристрастий у них не получится. Чтение – это особый ритуал со своей неповторимой атмосферой, который порождает игру воображения и полет фантазии. Читайте книги каждый день, относитесь к ним трепетно, и в этом случае ваш ребенок сам, без понукания, возьмет в руки заветный томик со сказкой или стихами.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Как привить ребенку любовь к чтению — один из самых волнующих вопросов любящих родителей. Что современные дети мало читают, ни для кого не секрет. В основном виновниками сложившейся ситуации считают всевозможные гаджеты, но даже задолго до их появления не все дети отдавали предпочтение книге. Возможно проблема кроется в другом?

Давайте разберемся, как заинтересовать ребенка чтением, привить любовь к книге на всю жизнь, в каком возрасте знакомить малыша с литературой, стоит ли вести бессмысленные разговоры о пользе чтения, или жестко принуждать. Поговорим о распространенных ошибках родителей, которые только отобьют интерес к литературе. Эти советы будут полезны для родителей детей всех возрастов, от рождения до подросткового периода.

Чтение можно разделить на два этапа

  1. Этап технического чтения. Ребенок только учится читать, связывает между собой буквы, слоги, слова, предложения. Это так называемый «голый» навык.
  2. Этап содержательного чтения. Когда ребенок ухватывает содержание текста, улавливает смысл, получает удовольствие от процесса.

Первый этап тяжело дается детям, он не приносит совершенно никакого удовольствия, учиться читать скучно и неинтересно для ребенка, и ему никак не объяснить, что это необходимо. Поэтому до того, как учить ребенка читать, нужно привить ему любовь к чтению, показать как интересен и разнообразен мир книг. Как это сделать? Просто нужно соблюдать ряд простых, но очень важных правил!

Как привить ребенку любовь к чтению с рождения

  1. Как только малыш родится.
  2. Ежедневно по несколько минут.
  3. Когда ребенок в хорошем настроении, в качестве поощрения за примерное поведение.
  4. В любом месте, всегда берите книгу с собой на прогулку, в гости.
  5. Приучите ребенка ждать время для чтения, например перед сном. Дети, у которых есть ритуал отхождения ко сну быстро и легко засыпают, их не нужно уговаривать лечь в постель.
  1. Медленно, с интонацией, меняйте голос читая за разных персонажей, показывайте мимикой и жестами их действия.
  2. Рассматривайте вместе книги и картинки, купите книги из толстого картона, чтобы ребенок, если он совсем маленький, смог полистать книжку, не порвав её.
  3. Попросите малыша переворачивать страницы, это поможет ему почувствовать себя помощником, а дети любят помогать взрослым.
  4. Пусть малыш сам выберет книгу, которую вы ему прочтете.
  5. Не перегружайте, не нужно читать больше 20 минут, это максимум для маленького ребенка в возрасте 1-4 лет.

Советы для родителей дошкольников и младших школьников

Соблюдая эти простые правила вы поможете своему чаду полюбить читать, чтение станет для него интересной игрой, а не скучным процессом соединения слогов.

  • Если ребенок уже освоил технику чтения, читайте вместе, по ролям, ему обязательно понравится эта идея, получится увлекательная и интересная игра.
  • Создайте собственную домашнюю библиотеку. Присутствие в доме книг, журналов и газет, а также ваш личный пример помогают детям рассматривать литературу как часть повседневной жизни. Обязательно вместе с малышом выбирайте, что вам прочесть, пусть он сам покажет, где находится его любимая книга.
  • Устраивайте всевозможные конкурсы и викторины. После прочтения ребенком книги, задавайте вопросы, после правильного ответа обязательно вознаграждайте какими нибудь вкусностями, желательно полезными. Вопросы можно озвучить перед прочтением книги, это поможет малышу запомнить необходимую информацию. Этот совет хорошо помогает детям научиться осознавать прочитанное, лучше понимать смысл текста.
  • Обрывайте финал. Читая новую книгу, остановитесь на самом интересном месте и уходите заниматься своими делами. Можно при этом намекнуть, что он сам в состоянии дочитать её до конца. Детское любопытство не знает границ, сделав свои дела, придите и спросите, чем же там все закончилось.
  • Рисуем иллюстрации и комиксы к прочитанным произведениям. Ни один ребенок не откажется от этого занятия. Можно выбрать определенное действие, происходившее в сказке и изобразить его на листе бумаге, дополнить диалогами, как в книге. Можно даже завести специальную тетрадку для комиксов.
  • Разыгрывайте сценки из сюжета в книге. Это не только поможет привить любовь к чтению, но и разовьет театральные навыки.

Методики внедрения правильного чтения

Методик внедрения правильного чтения множество, все они подходят для своей цели, а именно научить ребенка читать так, чтобы он полюбил это делать. Ребёнок должен понять, что чтение - это не принудительный и скучный процесс, а индивидуальное и интересное поглощение увлекательной информации.

Да, да! Вы не ослышались! Купив новую книгу с яркими картинками, демонстративно пролистайте её, чтобы кроха видел, а затем положите на видное место, и скажите малышу, чтобы он не читал, обоснуя тем, что эта сказка вряд ли будет интересна тем, кто не любит читать. В конце концов любопытство возьмет верх, ведь запретный плод сладок.

Метод Искры Даунис (детский психолог)

Один из самых действенных методов, позволяющих сделать чтение увлекательным и интересным. Утром, когда ребенок проснется, он найдет у себя на подушке письмо от любимого сказочного персонажа, пусть это будет Карлсон.

В письме всего пару строчек о том, что он хочет дружить с малышом и оставил ему подарок в определенном месте, указанном в письме.Подарок ребенок обнаруживает, а на другое утро получает новое письмо, где Карлсон пишет, что сегодня хотел подарить ему билеты в цирк или зоопарк, но так как малыш себя плохо вел, подарок он получит, когда исправит свое поведение.

В этом письме уже больше строчек и так с каждым днем, количество прочитанных строк увеличивается, техника чтения улучшается, а ребенок с нетерпением ждет нового письма. Этот метод помогает детям связать чтение с чувством удовольствия и радости.

С овместный просмотр фильмов

Наверняка, многие из вас уже начали возмущаться, мол это к чтению никак не относится.Читайте дальше, поймете, в чем дело. В современном мире ребенка от телевизора точно не уберечь, но иногда можно вынести из этого пользу. Подбирайте экранизации по известным детским произведениям, перед просмотром обязательно расскажите, что вначале была написана книга, а только потом по её сюжету сняли фильм.

После просмотра с энтузиазмом, расскажите малышу об упущенных в фильме эпизодах, о том, что книга намного интереснее и красочнее, более точно передает историю и эмоции главных героев. Если ребенка зацепил фильм, не сомневайтесь, что он захочет прочесть и книгу.

Наверняка вам знакома история Гарри Поттера, дети во всем мире взахлеб читали историю мальчика, который выжил. Собственно, почему читали? и сейчас читают. По данным статистики, больше половины детей сначала посмотрели фильм, а только потом, заинтересовавшись сюжетом, прочли книгу, и с нетерпением ждали новой части.

Правильное окружение

Когда кто-то из друзей постоянно читает, это будет стимулировать к чтению и ваше чадо. В возрасте 8-10 лет у детей появляется интерес коллекционированию, хорошо, если вы направите его в правильное русло. Подарите малышу интересную книгу и предложите ему на пару с другом коллекционировать понравившиеся им произведения, либо книги одного жанра, или полюбившегося автора.

Чтение — радость и праздник!

Основателями этого метода считается древний народ Книги. Заключается в том, что ребенок читает в качестве награды, когда хорошо себя ведет, в ограниченном количестве — несколько строчек или пол страницы. Когда малыш в плохом расположении духа, читать ему запрещается. Ребенок, должен понять, что чтение это радость и праздник, а не наказание.

Метод, основанный на детском любопытстве

Подходит для детей, которые уже научились читать, но не могут уловить смысл. Читая ребенку новую книгу, прервитесь на самом интересном месте, ссылаясь на то, что у вас много дел, и нет времени для чтения. Все домашние должны быть заняты и отказываться прочесть произведение до конца. Потом, в конце концов, сжальтесь над крохой, но с одним условием! Читать по очереди, строчку-ты, две строчки-я. Обязательно похвалите ребенка, это даст ему стимул совершенствовать свои навыки. Таким образом, техническое чтение со временем перейдет в содержательное.

Страсть к перечитыванию

Каждый родитель может рассказать историю о том, что его ребенок несколько раз на день на протяжении долгого времени просит прочесть одну и ту же книгу. Обычно это касается деток в 2-3 года и чуть старше, и это вполне нормальное явление для такого возраста. Просто это произведение особенно полюбилось малышом, оно олицетворяет его психологический комфорт, в нем все знакомо и предсказуемо, но это не делает его менее интересным. Отнеситесь с пониманием к желанию ребенка, читайте снова и снова, не стоит раздражаться по этому поводу. Наверняка у вас в детстве тоже была любимая книга, прочитав которую сейчас вы впадете в ностальгию. В большинстве случаев частое чтение одних и тех же книг проходит у детей в 6-7 лет.

Выбирайте правильные аргументы, чтобы побудить ребенка к чтению

Многие родители ошибочно полагают, что учителя должны научить их детей всему на свете, а им остается проверять дневник и приходить на родительское собрание. Не тут то было, уважаемые родители! В школе ребенок учится техническим моментам чтения, которые никак не влияют на любовь к книге, а наоборот, могут только оттолкнуть, так как это тяжело, скучно и неинтересно по мнению ребенка.

Порой родителям подростка приходится приложить немало усилий, для того, чтобы заинтересовать книгой, заданной на летнее чтение. Может быть, ему вовсе не интересен сюжет этого произведения. Но основной проблемой является неправильное вовлечение в увлекательный процесс чтения в раннем возрасте, когда малыш только учился читать и с трудом понимал главную мысль содержимого, а может, вообще не понимал. Нужно научить ребёнка правильно читать произведения и понимать главную мысль и идею. Это необходимо делать, постепенно вводя новые элементы, но не только среди букв, а также среди способов понимания смысла текста.

Любовь к чтению зарождается именно в семье, когда мама и папа собираются вместе, садятся со своим чадом в уютное местечко и читают сказки, стихи, интересные истории отвечая на бесконечные вопросы » а почему», «что это такое» и так далее в том же духе. Именно с вас ребенок берет пример, если вы проводите большую часть своего свободного времени с книгой, также поступит и ваше чадо. Даже не умея читать, он просто возьмет книгу в руки и будет перелистывать странички, внимательно рассматривать картинки, водить пальчиком с лева на право, лишь бы быть похожим на маму и папу, ведь вы самые главные и авторитетные люди для своего ребенка.

Важную роль в воспитании маленького читателя играют походы в библиотеку. Малыш видит как огромен, разнообразен и интересен мир книг, ему понравится выбирать книги, которые он прочтет дома с мамой, смотреть картинки прямо в читальном зале. Сама библиотечная атмосфера положительно влияет на ребенка, он видит, как другие детки и взрослые читают и ему тоже хочется поскорее научиться, чтобы не просить маму с папой, а самому погружаться в жизнь и заботы сказочных персонажей.

Основные ошибки родителей

Все, без исключения мамы и папы интересуются, как сделать так, чтобы ребенок полюбил читать. Но хоть кто нибудь задавался вопросом, чего делать нельзя? Часто, своим желанием пробудить в ребенке любовь к чтению, мы, наоборот убиваем весь интерес и желание малыша своим поведением.

Чего делать нельзя

  • Не заставляйте и не уговаривайте детей читать. Чтение книги должно быть только по доброй воле ребенка с хорошим настроением, а не заплаканным из-за того, что мама усадила его за ненавистную книгу.
  • Не поправляйте и не указывайте на ошибки. Пусть читает как может, вечно поправляя и бурча вы убиваете интерес к чтению, оно становится мучением и наказанием.
  • Не заставляйте читать из под палки, говоря -«не ленись, прочти еще хоть строчку». Придумывайте увлекательные игры, сейчас даже придумывать ничего не надо, все уже давно придумано за вас.
  • Не сравнивайте с другими детьми. Например, — «Вот Вадик, из твоего класса, такой умный мальчик, прочел за лето уже 5 книг, а ты и одну с трудом осилишь». Подобное сравнение не только отобьет интерес к чтению, но и испортит ваши отношения с ребенком.
  • Не ставьте нереальные задачи. Когда малыш еще плохо читает, не целесообразно просить его прочесть всю книгу от и до. Начинайте с коротеньких стишков и рассказов, сначала, пусть прочтет пол странички, потом еще и еще.

В статье вы найдете множество полезных идей, как научить ребенка читать, играя.

Чтение воспитывает нравственность, формирует мировозрение, убеждения и ценности. Литература расширяет кругозор, словарный запас, положительно влияет на формирование вкусов. Читающие люди, знают, чего хотят, и чаще добиваются успехов. Стремление к получению новых знаний и навыков определяет будущий успех ребенка.

По мнению психологов, привить ребенку любовь к чтению можно до 9 лет, если вы не сделали этого раньше, вряд ли получится сейчас, когда у малыша появились другие интересы.

Обычно ребятишки очень радуются, когда у них из слогов вдруг получаются слова. Для детей чтение – великое открытие, шаг на более высокий уровень развития. Они горды собой и охотно читают «напоказ». Чтобы привить любовь к чтению, попробуем несколько разных способов.

Способ №1. Любовь к чтению: читаем и играем

Можно взять лист и, рисуя забавных человечков, крупными печатными буквами подписывать их имена. Причем человечков можно называть не только обычными именами, но и смешными: Почемучка, Зазнайка, Редиска... Рисуйте зверей, дома, предметы и подписывайте их названия, а малыш пусть читает.

Крупными буквами напишите два столбика слов. Первый – названия животных (лошадь, корова, кошка…), второй – детеныши (котенок, жеребенок, теленок…). Малыш берет в руки карандаш, читает слова и соединяет линией «маму» с ее детенышем. Таких игр-путаниц можно придумать много: деревья и плоды, кто как «говорит», кто что ест и т.п.

Включайте возможность прочесть что-то в любую ролевую игру с малышом. Играете в машинки – устройте остановки с написанными на карточках названиями: «Цветочная», «Веселая», «Солнечная». Для игр в магазин используйте заменители продуктов – карточки с их названиями. «Дайте мне, пожалуйста, яблоко и апельсин»: малыш отыскивает нужные карточки и выдает «покупателю».

Не забывайте о чтении вывесок на улицах, ценников в магазинах, рекламных щитов. Ребенок видит практическую пользу от умения читать – теперь он сам, без помощи взрослых может получать много новой информации об окружающем мире.

Способ №2. Любовь к чтению: веселые буквы

Для ребятишек, которые недавно освоили грамоту, игры с буквами будут замечательными помощниками на пути к осмысленному чтению, пониманию тонкостей языка. Покажите малышу, как замена всего одной буквы превращает косу в козу или кита в кота. Уместно будет вспомнить стихотворение «Кит и кот» Б. Заходера. Удивитесь вместе с ребенком, какая вышла путаница всего-то из-за одной буковки!

Очень полезно разгадывать с малышом детские кроссворды, ребусы, шарады. Интересно отыскать спрятавшееся слово в бессмысленном, на первый взгляд, наборе букв. Действительно, ну что такое «шама»? Оказывается, если поменять слоги местами, то получится «Маша». Такие смешные игры нравятся ребятишкам, и они с удовольствием в них играют. Предложите малышу читать слова «задом наперед». Это полезное упражнение для тех маленьких чтецов, которые не дочитывают, а «додумывают» окончания.

Совет психолога
Родителям надо очень бережно относиться к ребенку, только-только научившемуся немного читать. И не торопить его переходить от чтения отдельных слов к предложениям и текстам. Так уж устроены малыши-дошкольники, что удовольствие им доставляет та работа, с которой они могут легко справиться. Если морально давить на ребенка, регулярно усаживая его за книжку и заставляя биться над непонятным текстом, то можно отбить у него интерес к чтению на долгие годы.
Вывод напрашивается сам собой: не нужно спешить. Пусть этап чтения слов длится так долго, как того захочет малыш. Постепенно вводите словосочетания, простые предложения. И только тогда, когда кроха будет легко с ними справляться, переходите к чтению коротеньких текстов.

Способ №3. Любовь к чтению: загадочные письма

У детей чтение всевозможных посланий идет на ура. Конверт можно тихонечко подсунуть в почтовый ящик утром, по пути на работу, а вечером торжественно выудить его оттуда вместе с малышом. В этих письмах – всего несколько строчек крупными печатными буквами (лучше набирать на компьютере), но обязательно о чем-нибудь интересном. Например, сообщение о том, что вы очень любите своего сына или дочурку, или о том, что взяли билеты в цирк, или купили ребенку интересную книгу. Или о секретном месте в квартире, где спрятан сюрприз. Писать можно от своего имени или подписывать послания именами сказочных героев, или вообще выдуманных персонажей. Подобная игра будет долго занимать малыша.

Наверняка ребенку захочется прочитать суперсекретное письмо, которое так засекречено, что слов на бумаге совершенно не видно. Предварительно напишите такое письмо молоком или лимонным соком, обмакивая в него ватную палочку, и высушите. Чтобы буквы проявились, бумагу нужно прогладить утюгом (до тех пор, пока не проступят коричневатые буквы).

Способ №4. Любовь к чтению: книжки-самоделки

Если ребенок отказывается читать «покупные» книжки, попробуйте заинтересовать его книжками-самоделками. Возьмите альбом и пишите в нем от руки крупными буквами небольшие тексты. Если сможете и рисунки нарисовать (очень упрощенные, даже карикатурные) – вообще замечательно! Какие тексты можно писать в таких самодельных книжках? Такие, которые читать будет интересно. Например, дети любят читать докучные сказки. Знаете такие? «Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало. Не сказать ли сначала?» Прочитали сказку и опять читаем сначала, пока не надоест. Или вот еще: «Жили-дружили Кот и Воркот. Ели они с одного стола, в окошко глядели с одного угла. Гулять уходили с одного крыльца. Не сказать ли сказку с конца?» А вот вам веселые рифмовки для книжки с «заблудившимися» буквами. Ребятишки их просто обожают!

Я однажды на обед
Белку съел и винегрет.

И у речки, и в лесу
Я пасу свою косу.

Выпал снег в конце недели,
Лапки все скорей надели.

(Ю. Каспарова)


Можно писать короткие познавательные тексты с недлинными предложениями о животных, растениях, о вашем городе, стране. Если ребенок читает достаточно уверенно, попробуйте в некоторых словах менять буквы местами. Чтобы маленький чтец находил такие ошибки и переставлял буквы правильно. Это будет способствовать более осознанному чтению. Сначала будем самодельные книжки читать, а там, глядишь, и обычными заинтересуемся…

Способ №5. Любовь к чтению: совместное чтение

Одно из главных условий «читающего ребенка» – читающие родители. В доме, где малыш с раннего детства видит взрослых с книгами в руках, где вечерние чтения перед сном были приятным ритуалом, нечитающие дети – большая редкость.

Хороший способ ненавязчиво привить любовь к чтению – читать с ребенком по очереди. Допустим, читаете вы ребенку книжку перед сном. Выберите специально такую, где очень крупный шрифт. В какой-то момент говорим ему: «Что-то я плохо вижу, что здесь написано. Может, ты сможешь прочитать?» или «Устали глаза… Почитай немножко ты, а потом я продолжу». Вот так и читаем по очереди: кусочек вы, кусочек – ребенок. Ребятишки с удовольствием включаются в игру.

И, конечно, почаще заходите вместе с малышом в книжные магазины. Давайте ребенку возможность самому выбирать себе книги. Запишите его в детскую библиотеку и заглядывайте туда время от времени. Поддерживайте его интерес к чтению любыми способами. И непременно устройте праздник Первой Самостоятельно Прочитанной Книжки, чтобы это событие вызывало у малыша приятные ассоциации. Постарайтесь сделать путь малыша в мир книг интересным и увлекательным. У вас все обязательно получится!

Даже в читающей семье ребёнок может быть равнодушен к книгам. Психологи винят клиповое мышление - гаджеты, видеоролики, чаты, а учителя бьют тревогу, ведь чтение литературных произведений не только развивает речь и улучшает грамотность. Чтение художественной литературы - это часть жизни образованного человека. Так можно ли подрастающему поколению привить любовь к чтению?

Учитель русского языка и литературы, читатель детских книг Ольга Гвинджилия считает, что да. Что можно посоветовать родителям, которые мечтают приобщить ребёнка к книге?

  1. Читайте даже тогда, когда ребёнок ещё не знает букв . Словарный запас начинает формироваться с 10 месяцев, с двух лет дети воспринимают фразы как повествование, а с трёх сами становятся собеседниками. При этом родители часто не читают малышам. «Что толку? Всё равно маленькие не слушают книги!» - говорят они. Но это не совсем так. Дело в том, что фаза активного внимания ребёнка до полутора лет составляет всего порядка четырёх минут, и только к трём годам увеличивается до 20. Но даже в эти мизерные временные отрезки необходимо читать ребёнку, хотя бы короткие стихи и сказки. Так вы посеете в дошколятах семя любви к книгам.
  2. Покажите, как важно уметь читать в реальной жизни . Когда малыш освоил буквы, нужно продемонстрировать ему, что чтение - это увлекательно и полезно. Назидания бессмысленны: читай и вырастишь умным. Превращайте чтение в игру! Например, дайте ребёнку самостоятельно прочитать меню в кафе («Найди, есть ли здесь твой любимый шоколадный кекс») или вывески на домах («Мы придём, когда будем на улице Пушкина»).
  3. Предоставьте детям свободу выбора . Вообразите: мама купила ребёнку новенькую красивую книгу, а он несёт ей зачитанную до дыр «Муху-Цокотуху». Что будет правильным: спрятать уже порядком надоевшую взрослому старую книгу и настоять, чтобы ребёнок посмотрел новую? А может быть снова (пусть и в сто первый раз) прочитать то, что так нравится ребёнку? Вероятно, второе. Страсть к многократному перечитыванию естественна для детей, и обычно к 8 годам проходит сама собой. Если вы возьмёте на себя роль цензора и будете строго фильтровать, что читать, а что не читать ребёнку, вряд ли он вообще будет это делать. Даже когда в подростковом возрасте ребёнок станет зачитываться историями про инопланетян, старайтесь спокойно относиться к его текущим литературным пристрастиям. Ведь в конечном итоге любая книга полезна. Вкусы со временем изменятся, а любовь к чтению останется.
  4. Формируйте читательские привычки . У многих людей есть триггеры, благодаря которым они получают двойное удовольствие от чтения. Кто-то любит проводить пальцами по каждой новой странице, потому что так делала мама, а кто-то не мыслит знакомство с произведением без стакана молока, как в детстве. Помогите ребёнку сформировать свои собственные ритуалы. Например, попробуйте почитать с ним в ванной или возьмите за правило обсуждать каждую прочитанную книгу. Последнее, возможно, подтолкнёт его в будущем искать читающих друзей.
  5. Подавайте личный пример . Чем чаще ребёнок будет видеть вас за чтением, тем охотнее сам будет брать в руки книги. В нечитающих семьях дети очень быстро понимают: «Мама и папа не читают, и у них всё хорошо, зачем мне читать?» или «Маме с папой некогда читать, я тоже хожу в школу и на секцию, значит, мне тоже некогда, можно не читать». Ребёнок должен видеть пример - держите книгу в руках хотя бы 15 минут в день.

Ещё больше практических рекомендаций Ольги Гвинджилии вы получите на курсе Фоксфорда « ». На нём Ольга Витальевна, педагог с 30-летним стажем, будет говорить о том, как сегодня изменился круг детского чтения, что лучше читать детям и с детьми.

Вы узнаете, как связаны возраст ребёнка и круг чтения, как подбирать книги, почему нужно обязательно читать стихи, зачем читать вслух и многое другое.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...