Как писать текст, представляющий компанию. Как привлечь детей к организации праздника

Режиссура юбилейных торжеств

Важной группой театрализованных представлений являются юбилейные праздники республик, городов и сел, а также личностные юбилейные торжества, к которым можно отнести празднования юбилеев и круглых дат отдельных известных людей, творческих коллективов и предприятий.

Юбилейные праздники городов, сел и других населенных пунктов несут углубленный социальный смысл именно благодаря мемориальному слою культуры. Характерная их тенденция - углубление связей с трудом и жизнью конкретного региона. Родившись в послевоенные годы как традиционная акция, включающая подведение итогов деятельности какой-либо республики, города, села, микрорайона, улицы за определенный период, мемориальное действо стало запрограммированной и педагогически обоснованной системой влияния на личность. Высокая эффективность его воспитательного воздействия обусловливалась в первую очередь изучением и учетом запросов, интересов, психологических потребностей участников театрализованного действия в данном регионе, во-вторых, созданием оптимальных возможностей не только для отдыха и развлечения, но и для проявления социальной активности и творчества.

Следует подчеркнуть, что развитие юбилейных праздников шло по двум основным направлениям. С одной стороны, несколько помпезные художественно-спортивные театрализованные действия на стадионах, такие как: 250-летний юбилей Ленинграда, 950-летие Ярославля, 100-летие Владивостока, 1500-летие Киева, 2000-летие Ташкента, 700-летие Ровно, 300-летие Тамбова и др. Затронув бесспорно богатейший мемориальный слой культуры, эти празднества остались хоть и яркими, но все же в большой степени зрелищами.

Наибольший интерес юбилейные праздники вызвали там, где были демократично обращены к самым широким массам людей, а поиск образности опирался на исторические ассоциации в контексте организации пространственной среды. Стало традицией во многих городах страны к их дню рождения реставрировать, восстанавливать часть старинного города. Тем самым дается толчок к новым поискам театрализованного действия в контексте сценарно-режиссерского замысла. Примером может служить старый Тбилиси - место проведения «Тбилисобы», Подол в Киеве, где каждую весну проводится фестиваль-ярмарка, Арбат в Москве, Петропавловская крепость в Ленинграде и другие мемориалы. Этот список можно продолжать, но важно всегда акцентировать внимание на проблемах этических и вкусовых в поиске решения юбилейного театрализованного действия.

Законы публицистического театра прослеживаются в юбилейных торжествах, так как, объединение документального материала с художественным при создании театрализованного представления позволяют создать красочные картины разных времен: Петра I; Пушкина и декабристов; Блока и Маяковского, встречающих революцию, этот список можно продолжать до бесконечности.

Анализ юбилейных театрализованных действий позволяет сделать вывод о том, что особенно интенсивно в последние годы складывается система уличных праздников. Она состоит из достаточно устойчивых элементов воплощения идейно-тематического замысла. В первую очередь это событийно-историческая образность и пластическая выразительность, которые достигаются с помощью точного отбора документального материала (фоно-, фото-, эпистолярного), знакомства с жизнью и деятельностью реальных людей, с чьими именами связано прошлое, настоящее и будущее города, села, улицы. Помимо этого, юбилейные праздники любых населенных пунктов представляют собой своеобразный отчет живущих в них людей, рассказ об их делах, достижениях, радостях.

Тем самым мемориальный слой культуры позволяет наполнить живым теплом памяти каменные страницы истории, а театрализованная форма их прочтения - сплотить вокруг написанного портрета города массы участников праздничного действия, объединенных верностью ее историческому прошлому.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ


При постановке массового праздника режиссеру приходится, прежде всего, решить для себя, где уместнее провести представление - на центральной площади города или на поляне в лесу, у стен архитектурного памятника или на стадионе. И выбранное место действия потребует особых, выразительных средств. Иногда выбранное место действия подсказывает режиссеру замысел представления.

В первую очередь рельеф и архитектурные особенности местности продиктуют режиссеру и художнику определенное конструктивное решение игровой площадки, учитывающее размещение больших масс зрителей и исполнителей, возможности их выхода и ухода, проблемы сосредоточения и переодевания и т.д. В зависимости от ракурса режиссер наметит основной принцип мизансценирования - горизонтальный, вертикальный, диагональный. В ряду необычных средств театрализации, которыми располагает режиссер при организации праздничного пространства, стоят различные силы природы: огонь, вода, свет солнца или луны и т.д.

Яркий пример использования воды - в описании международного фестиваля молодежной песни «Красная гвоздика» в Сочи, поставленный в новом киноконцертном зале «Фестивальный». При целом ряде архитектурных погрешностей у этого зала было одно конструктивное достоинство - лед для выступления фигуристов. Лед был не нужен в данном представлении, но щиты сняли, покрасили бетонную ванну в черный цвет и залили водой. Белые ажурные конструкции на черном водяном зеркале, композиции из цветов на водяной глади, световые блики, рябь и силуэты певцов, отраженные водой и проецировавшиеся на громадный киноэкран, создали очень красивое зрелище. В таких представлениях вода, естественно, становится главным выразительным средством, а с помощью тех же фонтанов можно создать своеобразный водяной занавес, чтобы скрыть рабочие моменты.

В вышеприведенном примере место действия само становится главным действующим лицом. Помимо природных и архитектурных особенностей площадки, огромную роль для восприятия также играют вызываемые данным местом исторические ассоциации. Как невозможно представить себе карнавал в храме, так же трудно представить траурный митинг на аллее аттракционов в парке.

Начинающих режиссеров следует предостеречь от попыток «подмены» места действия. Зачастую, вместо того чтобы использовать неповторимые особенности того или иного места, режиссер выстраивает привычную стандартную сцену и на ней, не утруждая своей фантазии, ставит все представление.

Надо отметить, что на сценографию влияет и время проведения праздника, которое дает возможность найти дополнительные выразительные средства в оформлении театрализованного действа. Это могут быть снежные горки, сказочные избушки, мифологические чудища, вылепленные из снега, разукрашенные красками и облитые водой - зимой; гирлянда цветов, закрепленные венки, украшенные снопы, наряженные березы - летом и осенью.

Любое представление обретает свою художественную заразительность и силу через определенную стилистику мизансцен, через их характер, через темпоритм их движения. Как танец - язык балета, так пластическая выразительность непрерывной цепи мизансцен - язык режиссера.

Чтобы строить мизансцену грамотно, режиссеру следует знать некоторые законы композиции пространства. Первое - необходимо чувствовать мизансценическую ось - середину первого плана сцены в высоту человеческой фигуры. Второе - учитывать закон восприятия человеческого глаза, который оглядывает сцену слева направо. Это означает, что композиция в левой части - предварительна, взгляд как бы гонит ее в правую часть. Например, легко и быстро бегущего выгоднее пустить слева направо, ибо глаз зрителя будет как бы подгонять его. При движении с трудом, против ветра, против воли, режиссеру выгоднее выстроить движение справа налево, ибо глаз зрителя тоже будет как бы преодолевать препятствие. Композиция справа как бы тяготит к окончательности, к значительности, к монументальности.

Построение мизансцен также связано с использованием трех планов сцены. Первый план допускает большую свободу движения и становится основной плоскостью построения мизансцен.

Второй план дает возможность воспринимать человеческую фигуру целиком. Поэтому на втором плане хороши выходы, построение атмосферы жизни группы людей.

Третий план удален, он хорош для построения монументальных композиций и игровых кусков с динамичным движением.

Интересно можно строить мизансцены, используя не только глубину и ширину сцены, но и третье измерение - высоту. Для этого используются станки, пандусы, фурки, лестницы, мостики, канаты.

Важное значение в построении мизансцены имеет ракурс, то есть разворот тела актера по отношению к зрителю. Более всего используется фас. Он раскрывает всю фигуру актера, его лицо и глаза.

Одной из форм театрализованных представлений на открытом воздухе являются художественно-исторические постановки. Они многим отличаются от представлений в городской среде. Естественно, что и зритель попадает в другие условия, хотя зачастую его участие здесь сильно ограничено, но все остальное занимает зрелищность.

В 1997 году праздновалось 755-летие Ледового побоища. У храма Святой Софии собрались войска в шлемах, кольчугах, с мечами и копьями. Шум от ударов мечей заглушал все остальные звуки. Можно было представить, как сражались наши предки. Зрителям запомнился и строевой парад, и древнерусские песнопения, и воинский обряд поминовения героев битвы на Чудском озере.

Эти выступления стали в городе традиционными, что доказывает растущую популярность такой формы представления, как художественно-исторические постановки.

Бородино в русской истории - это величайшая битва, в которой полегло немало храбрых воинов с обеих сторон, и символ воинской славы, и вершина полководческого гения Кутузова. А с некоторых пор это еще и грандиозный исторический праздник. Режиссером-постановщиком их много лет выступал В.Дёмин, представляя каждый год новые решения темы. Приведем пример одной постановки.

Группа подъезжает на автобусе к Бородинскому музею, их встречает солдат в форме того времени. Затем вместе с экскурсоводом едут по полю, все осматривают. И оживают перед ними страницы учебника истории: вот батарея Раевского, а там ставка Кутузова, а здесь - знаменитое Шевардино, командный пункт французской армии.

Организаторы знают, что одними спецэффектами сыт не будешь! Экскурсантам после посещения музея раздают талоны на полевую кашу. Над мисками дымящейся гречневой каши с тушенкой, приготовленной прямо на свежем воздухе в одной из воинских частей, ненадолго умолкают все разговоры.

Затем всех ждет бивак - лагерь-стоянка солдат 1812 года. Там самое время и место послушать воинские байки. Военно-исторические клубы Москвы ставят небольшие палатки из еловых веток. Есть коновязь для лошадей. Кто хочет, может покататься на лошади, посмотреть, как заряжается ружье или потрогать артиллерийское оружие. Своеобразная подготовка зрителя к предстоящему действию считается оконченной.

Открывают театрализованную часть праздника духовой оркестр и мажоретки (девочки-барабанщицы). Во время церемониала представители военно-исторических клубов, в том числе и детских, после построения поднимаются к Главному монументу героям Бородинского сражения и к могиле П.И. Багратиона, где несут почетный караул.

Затем на площадке перед музеем разворачивается реконструкция одного из боев Отечественной войны 1812 года. В представлении участвуют до ста человек и двадцати лошадей. Но зритель быстро устает от мельканий коней и солдат в странных костюмах. Поэтому воинов 1812 года сменяют десантники из стратегической дивизии из-под Наро-Фоминска. Они знакомят посетителей с реконструкцией современной боевой операции, демонстрируют десятиминутный рукопашный бой и показывают, например, как происходит освобождение заложников. В операциях участвует БТР, специально выстроена стена, наблюдательные вышки, происходят взрывы. После окончания представления, желающие могли осмотреть оружие и пообщаться с актерами.

Театрализованные представления в естественных ландшафтах помогают современному человеку реализовать свой, по выражению Н. Евреинова, «инстинкт театральности», вносят в его жизнь новые, необычные ощущения, дают ему возможность примерить на себя те или иные роли.

АКТИВИЗАЦИЯ ЗРИТЕЛЬСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Задача сценариста и режиссера массового театрализованного праздника состоит не только в организации материала, но, что особенно важно, в организации аудитории, зрителей. Театрализация при этом выступает как особым образом организованное и художественно оформленное действие масс. Уместно вспомнить здесь высказанную еще в 1919 г. известным театроведом П. М. Керженцевым мысль о том, что «празднество останется мертвым и холодным, если сама толпа не явится активным действующим лицом его, а будет лишь спокойным, театральным зрителем... Празднество не будет празднеством, если толпа своим творческим участием не превратит его в таковое. Без активности масс - нет и празднества, нет и радости».

Совершенно идентичная документально-художественная канва праздников может вызвать совершенно различный эмоциональный накал в зависимости от того, как понимается суть методики театрализации. В одном случае документально-художественный материал может стать самоцелью, превратив праздник в добротную литературно-музыкальную композицию в честь победных свершений, в спектакль для собравшихся, в другом - явится резонатором действия в эпизоде. В центре же его будут находиться конкретные герои, их торжественные проходы и шествия, напутствия ветеранов молодежи, рапорты, переклички, другие коллективные действия, превращающие театрализованный праздник в массовое реально-художественное выступление.

Действие реальной массы - это тот фактор, который разделяет сценический монтаж с нагнетанием оркестровой музыки, громким пафосным текстом, мнимой торжественностью и подлинную театрализацию. «К торжественности обычно прибегают, - писал Б. Брехт, - пытаясь придать какому-либо делу значение, которого оно начисто лишено. Когда дело само по себе значительно, одно сознание этой значимости уже порождает торжественность». Отсутствие коллективного художественно оформленного действия самой массы изменяет суть театрализации, подменяя ее более или менее удачно построенным театральным зрелищем.

Коллективная художественная деятельность использует язык образности для передачи идейно-нравственной информации, создавая тем самым художественную ценность на основе внеэстетического материала. Характерной особенностью такой деятельности является также ее высокая эмоциональная насыщенность.

Необходимо учитывать следующие основные типы реального действия: коллективные выходы и шествия; коллективные выступления, рапорты, переклички; церемониальные действия; игровые действия. Каждый из них, в свою очередь, разделяется на большое количество разновидностей, связанных с местом проведения и границами общности участников праздника.

Коллективные выходы и шествия, реальное действие в виде различного рода коллективных проходов героев театрализации принципиально меняет форму и настрой праздничного мероприятия, превращает его из литературно-музыкальной, документальной, сценической композиции в массовое театрализованное действо митингового характера, активизирующее аудиторию, настраивающее ее на нужное восприятие.

При этом важно, чтобы коллективный выход, шествие были органичны в сценарно-режиссерском замысле театрализованного праздника. Они могут быть как прологом, что дает эмоциональный настрой всем участникам, активно включает их в происходящее, так и кульминацией - проявлением высшей степени энтузиазма собравшимися на празднике людьми, подготовленными к этому всей цепью разворачивающегося художественного действия.

Социально-педагогическая ценность включения выходов и шествий в сценарий праздника состоит в том, что они вносят реальное содержание в театрализацию, создают эмоциональную атмосферу единства сценической площадки и всей аудитории, активизируют массу участников действия, предоставляя ей конкретный канал проявления активности, выражения отношения к отмечаемому событию.

Другим типом реального действия массы в театрализованных праздниках являются коллективные выступления, рапорты, переклички, превращающие праздник в коллективную трибуну. Потребность в такой трибуне чрезвычайно велика, так как собственное выступление всегда конкретизирует и выражает отношение человека к событию, дает возможность приобщения к нему.

Этот тип реального действия чрезвычайно разнообразен. Прежде всего, это собственные выступления участников того или иного события. Уникальная воспитательная возможность здесь состоит в том, что любая дата, любое событие рассматривается не в общем виде, а очень конкретно, через призму жизненного опыта самих масс. Именно сам жизненный опыт масс, актуализированный в выступлениях, превращается в средство идейно-эмоционального воздействия на личность.

Коллективное выступление может проходить в форме рассказа о каких-либо событиях целой группы людей, причастных к ним. Обратимся к театрализованному празднику трудовых династий в г. Горьком. Праздник был построен на коллективных выступлениях представителей наиболее знатных трудовых династий всех районов и крупнейших предприятий города. С помощью таких коллективных выступлений удалось показать целые семьи замечательных тружеников, которые не только демонстрируют высокие результаты в работе, но и ведут за собой детей, внуков и даже правнуков. Выступления представителей всех трудовых династий вызывали активный отклик, встречались дружными аплодисментами.

Наиболее активной разновидностью коллективного выступления является перекличка. Обычно в ней участвуют представители фабрик, заводов, совхозов, различных районов города, студенческих строительных отрядов, т.е. больших коллективных общностей. Такая зримая перекличка, художественно оформленная, усиленная музыкой, песней и другими выразительными средствами, представляет собой реальное действие участников слета. Но в то же время - это зрелищный эпизод театрализованного праздника с коллективными героями и высокой эмоциональной активностью собравшихся.

Итак, мы видим, что коллективные выступления, рапорты, переклички требуют сочетания информационно-логического и эмоционально-образного начал в сценарном замысле и режиссерском воплощении; ставят человека в положение активного участника, оратора в массовом действии, а само это действие делают своеобразной трибуной масс; обладают широким диапазоном - от единичного до массового выступления.

Третий тип реального действия массы в театрализованных праздниках - церемониальное действие. Он также чрезвычайно разнообразен. Мы видим в нем прежде всего официально принятое, традиционно-торжественное действие, выработанное обычаем, повторяющееся из года в год и имеющее свой порядок. Принимая тип действия и поведения, традиционный для подобных мероприятий, человек принимает и идеи, которые в этом действии отражаются.

Церемониал имеет отношение не только к датам праздничного календаря, но и ко всем театрализованным формам художественно-массовой работы, которые составляют реальное действие. Торжественной церемонией стали, например, момент выноса знамени на мероприятия любого рода - от тематического вечера до манифестации на площади, зажжение и эстафета огня, принятие клятвы и т. д. Причем каждый раз характер церемонии окрашивается содержанием торжественного события. Так, вынос знамени имеет совершенно разную смысловую нагрузку во время мемориального действия у могилы Неизвестного солдата или открытия спортивных состязаний.

Помимо церемониального действия выделяется также игровое действие. Его существование тесно связано с понятием спонтанной массовой самодеятельности, представляющей собой эмоциональную реакцию, активный действенный отклик на событие, дающей человеку возможность персонификации, опробования себя как личности в различных ролях, подражания избранным в качестве положительного примера героям. Возникающая игровая ситуация ставит человека в положение участника, а не зрителя театрализованного действия.

Проводя театрализованный праздник с помощью игрового действия, можно, например, превратить празднование 1 Мая в маевку. Сотрудники прямо на рабочем месте получают пригласительные билеты-листовки с указанием прочитать и передать товарищу! На билетах указывается маршрут следования и пароль. В назначенный день участники добираются до места назначения, где «связные», проверив пароль, указывают дальнейший путь. «Патрули» с красными повязками по тропинке проводят прибывших на поляну, где горит костер, негромко звучат песни. В назначенное время начинается художественно-массовое мероприятие, включающее в себя составной частью выступление руководителей предприятий.

Верно найденная организаторами с помощью игры ассоциативная образность создает необходимую для театрализованного действия атмосферу, помогает активному эмоциональному настрою собравшихся.

Игровые действия очень важны для театрализованного праздника, так как дают возможность участникам не только сопереживать происходящим событиям, но и самим деятельно проявлять отношение к ним, «опробовать» себя как личность в разнообразных ролях.

Любое реальное коллективное действие должно быть органично вписано в сценарий. Театрализованное действие для каждой новой аудитории всякий раз является органичной потребностью, а не желанием сценариста. Реальное действие вообще не бывает повторимым, ибо, как гласит мудрость философов, нельзя в одну реку войти дважды.

СУЩНОСТЬ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ

Режиссура театрализованных массовых зрелищ предполагает умение организовать и поставить действо, которое должно быть выражено в яркой театрализованной форме, выявляющей основную литературно-сценическую идею. Сутью театрализации является эстетическое осмысление реальных событий, при котором эти события воплощаются в яркой образной форме, содержащей их художественную интерпретацию. Причем событие здесь понимается не как происшествие, взбудоражившее общественность, а как некий факт, который состоится при любых обстоятельствах - Новый год, День Победы, Международный женский день и т.д.. Исходя из этого, любой праздник можно отнести к событию, которого ждет большая часть населения. Любой праздник, как мы знаем, имеет свои временные рамки (Масленица длится неделю), привязанную (День Победы) или скользящую дату (День ВМФ отмечается в последнее воскресенье июля) и все праздники повторяются ежегодно. Из этого и возникает необходимость разнообразить праздники: ведь зритель, придя дважды на абсолютно одинаковый (с точки зрения постановки) праздник - День защитника Отечества, в третий раз, к сожалению, больше не придет.

Здесь решающим аспектом выступает именно театрализация. Ведь, что больше всего зрителю запоминается в мероприятии? Сюжет. То есть некая история, в которой существуют герои. Причем зрителю не важно, действительно ли существовал этот герой или же это некий собирательный образ. Зрителю важна именно непрерывная цепочка событий, происходящих на сцене, в контекст которых вплетены художественные номера.

Попытаемся разобраться, что значит театрализовать мероприятие. Это значит, что ваше мероприятие должно иметь единый художественный сценический образ, для создания которого используются выразительные средства, присущие театру: сюжетный ход, ролевая персонификация, сценография, театральный костюм, грим, сценическая атмосфера. В любом случае театрализация предполагает индивидуальное режиссерское решение будущего действа, отличающееся новизной, оригинальностью, экспрессивностью, ибо в массовых праздниках все, что видит зритель, всегда постановочно, то есть исполняется впервые и должно поражать, либо трогать, либо восхищать.

Организация любого развлекательного мероприятия требует серьёзного подхода и тщательной подготовки. От того, насколько профессионально оно подготовлено и имеет успех у зрителей, зависит популярность организаторов, их заработок. Успех шоу будет обеспечен, если учтены все детали. А именно: место проведения, декорации, наличие оборудования и интересной программы. Задумывая удивить зрителей чем-то необычным, стоит учитывать их статус, культурные предпочтения и положение.

Бумажная феерия

Планируя праздник и размышляя, как организовать шоу, можно попробовать воплотить шоу с бумагой. Это новое направление в индустрии развлечений. В оригинальном представлении задействованы спецэффекты, декорации и аниматоры. Бумажная кутерьма будет интересна взрослым и доставит удовольствие детям. Груда конфетти, бумажкой нарезки, хрустящих, разноцветных и блестящих полосочек, которые сыплются сверху и оседают сугробами под ногами, - это необычное и завораживающее зрелище.

Артисты, работающие в этом шоу, умеют расшевелить зрителей своей музыкой, энергией и позитивом. Программа бумажного шоу проходит в формате дискотеки, его можно привязать к любой тематике.

Шоу из бумаги - доступно и просто

Если хочется чего-нибудь необычного и нового, такое шоу доставит массу положительных эмоций и впечатлений. Зрелищное мероприятие может проводиться в открытых и закрытых помещениях, главное условие - это наличие розеток. Шоу построено таким образом: в процессе представления из пушки в зал выстреливается бумажный вихрь.

Как самому организовать бумажное шоу? Для этого потребуется приобрести бумагу и специально для таких мероприятий и декорированы светящимися диодами. Важно: запускать бумагу в зрителей лучше в конце мероприятия, чтобы она не оседала на тарелках и закусках.

Кулинарное шоу: учимся вкусно готовить

Если планируется провести интересно вечеринку, то есть основные правила, как организовать кулинарное шоу. Здесь предполагается не только приготовление пищи по оригинальным рецептам, но и вовлечение гостей в кулинарное представление, тогда получится двойное удовольствие: приготовление еды и последующая дегустация.

Подготавливая кулинарное шоу, необходимо придумать оригинальный подход и преподнести его так, чтоб было не только познавательно, но и интересно, и сдобрено шутками и остротами ведущего. Можно смело утверждать, что кулинарное шоу - это творческий процесс, где правит импровизация и мастерство повара.

Шоу-рум - новое направление продвижения товаров

Понятие showroom пришло из мира высокой моды и модных показов. Это отлично функционирующий проводник между клиентом и производителем товаров или услуг. Индустрия моды предлагает товар, который красив и изысканен, соответственно, и продаваться он должен изящно и стильно.

Важным инструментом в продажах и выступает шоу-рум. Это специальное помещение, в котором принято демонстрировать новые коллекции закупщикам и представителям магазинов, торгующих брендовой одеждой. Именно здесь есть возможность детально ознакомиться с каждым предметом коллекции. Потрогать ткани, осмотреть швы, строчку, отделку и декор.

Здесь, в шоу-руме, выбираются модели для последующей продажи, подписываются договора и контракты. Также это место часто используется для проведения рекламных акций или компании. В шоу-румах создана располагающая к этому комфортная атмосфера, которая создаёт ощущение эксклюзивности. Это больше похоже на клуб, вход в который открыт только избранным.

Шоу-рум в России

В нашей стране шоу-румы - это магазины одежды, где представлены дизайнерские вещи или модели, уже бывшие в употреблении. Часто выставляется одежда и аксессуары собственной коллекции, если владелец - дизайнер. Но, в отличие от обычного бутика, интерьер помещения больше похож на гардеробную.

Как организовать шоу-рум одежды? Перспективы развития залов для демонстрации в России весьма обнадёживающие. динамична и постоянно развивается, поэтому проблема, как организовать шоу по показу одежды, актуальна. В качестве игроков заявляют о себе многие российские марки, которым удобнее продвигать свою продукцию посредством showroom. На их массовое развитие влияет дилемма: станут ли они востребованы, или клиент предпочитет ездить в Европу за модными новинками.

Проведение концертов

Успешная организация концерта во многом зависит от того, сколько времени, энергии и средств было вложено в его подготовку. Свои услуги по проведению мероприятий различного уровня продвигают агентства, которые знают, как организовать шоу. Но если не хочется влезать в лишние траты, то можно попробовать свои силы в самостоятельной подготовке и проведении концерта.

Для этого потребуются: коммерческая жилка, терпение, настойчивость и наличие сплочённой команды. В организации выступления артистов или самым сложным этапом является планирование мероприятия. Несложно договориться с теми, кто находится в начале творческого пути. Начинающие солисты или группы нуждаются в своей раскрутке и выступлениях, чтоб заявить о себе.

Если решили пригласить уже известных и популярных артистов, то здесь уже потребуется основательность подхода к подготовке мероприятия. Важно правильно подготовить всё к приезду артиста. Для этого требуется:

  • Помещение и аппаратура для концерта.
  • Ведущий.
  • Сценарий. Заранее составляется точное время выхода каждого артиста. Необходимо быть готовым к возможному изменению сценария по ходу концерта.
  • Рейдер. К нему стоит отнестись с должным вниманием, потому что, ориентируясь на него, необходимо будет выбрать отель для размещения и выполнить все условия и требования артистов.
  • Гонорары и цена билетов. Один из значимых моментов. Необходимо просчитать всё так, чтобы избежать убытков, а стоимость билета не оказалась высокой для публики.
  • Для рекламы концерта необходимо подключить СМИ и социальные сети, это позволит увеличить эффективность продвижения предполагаемого выступления.

Что требуется для того, как организовывать шоу? Это умение мобилизовать команду, трудолюбие, навыки общения со зрителем, интересная тема и эффектные декорации.

Очень часто веб-райтеру приходится писать тексты на главную страницу какой-либо компании. Представление компании в Интернете считается одной из наиболее важных задач веб-райтера. Ведь существенную помощь в выполнении различных задач сайту оказывает объяснение целей, возможностей и устремлений компании. В настоящее время, к сожалению, большая часть сайтов плохо справляется с такими задачами.

Практически на всех сайтах существует раздел «О нас». Это важная составляющая успеха любой компании. Но ее необходимо уметь правильно оформить. Ссылка должна практически не выделятся на фоне остальных. Она должна быть легко заметной. Обычно, если ссылка располагается рядом с графическим элементом или имеет неконкретное название, то пользователь скорее всего не обратит на нее внимание или примет ее за рекламу.

Но с другой стороны, поиск конкретных фактов об организации очень прост по сравнению с другими задачами, которые пытаются выполнить пользователи. Гораздо сложней совершать покупки, заполнять формы, разбираться с навигацией или совершать сложный поиск.

При поиске информации о компании , пользователя в первую очередь интересует состав администрации, точная контактная информация , философия организации и основные исторические события. При невзрачных итогах поиска контактной информации, пользователь, скорее всего, огорчится, и, вряд ли станет доверять такой компании. Наличие конкретной информации – основной признак, на котором строится формирование доверия к компании. Пользователь решает для себя – либо ему попалась компания-однодневка, либо это организация, которой можно доверять, так как она не скрывает своего собственного адреса.

Еще одна задача главной странички сайта – показать, чем занимается компания. Для этого объяснение целей и задач компании должно быть легко заметным и доступным.

Короткое описание сайта на его главной странице помогает пользователю быстро понять смысл работы компании. Так же описание того, чем занимается компания, должно быть написано на языке, доступном всем пользователям, а не только для сотрудников самой компании.
Обычно, компании, которые занимаются торговлей, забывают о том, что людям свойственно, для начала, узнать немного информации об организации, а потом уже делать заказ. Это и является главной ошибкой, из-за которой может упасть уровень продаж по сравнению с другими компаниями, на страничке которых есть информация так необходимая пользователю.

Определите свои цели и задачи. До начала планирования важно выяснить, каким по размеру должно быть место, каким будет бюджет, что будет происходить, сколько будет гостей и что это будут за люди, а также решить, какая стратегия планирования вам подойдет. Каким вы хотите видеть мероприятие? Что вы хотите сделать?

  • Когда вы определите, чему будет посвящено мероприятие (празднованию события, сбору денег, образованию, продажам, внесению предложений), вам нужно будет подумать, зачем вы занимаетесь этим. Понимание причин поможет вам сосредоточиться и заняться делом.
  • Вам также нужно будет продумать, какими будут ваши цели. Невозможно достичь цели, если не знать, в чем она заключается. Цель позволит вам сохранять мотивацию до самого конца.

Выберите дату и время. Это один из ключевых моментов планирования. Если выбрать дату и время, которые никому не будут подходить, все ваши усилия будут напрасными. Если же выбрать день, который наступит еще не скоро или наоборот слишком скоро, есть риск, что люди или забудут о мероприятии, или уже спланируют свое время иначе. Крайне важно выбрать такую дату, которая будет удобна большинству.

  • Лучше всего сообщить гостям о мероприятии за две недели. Скорее всего, у них еще не будет других планов. Потом вы сможете напомнить о мероприятии один или два раза ближе к выбранной дате. Выбирайте день, до которого у вас будет в запасе 2–3 недели, но только при условии, что вы успеете все сделать вовремя.
  • Выберите место. Теперь вы знаете, что вы будете делать и когда, поэтому нужно решить, какое место вам подойдет, и выяснить в нескольких заведениях, свободна ли там интересующая вас дата. Какое помещение вам нужно? Как будет использоваться помещение? Гости будут сидеть на стульях в ряд, на скамейках, за столами или на пледах на траве? Нужно ли вам место для танцев, сцена или трибуна? Убедитесь, что выбранное место подходит вам по размеру.

    • Посетите место заранее и набросайте план помещения. Вы сможете использовать этот план для расстановки столов, организации питания, продумывания безбарьерного доступа для инвалидов и пути выхода из помещения, а также для размещения оборудования. Отметьте место, где находится источник электропитаиня (если потребуется), а также места внешнего оборудования (холодильников, машины со льдом, барбекю, плиты и так далее). Нанесите на план все розетки и места, где будут проходить кабели (их можно будет скрыть ковром), и любые предметы, требующие особого внимания с точки зрения безопасности.
    • Нужно ли вам специальное разрешение? Иногда бывает нужно специальное разрешение на продажу алкоголя, а также для проведения шумных мероприятий, организации подъезда транспорта, парковки, установки крупных конструкций (к примеру, павильонов).
  • Решите, сколько людей вы будете приглашать. На какое количество людей рассчитан ваш бюджет? Вход на мероприятие может осуществляться только по билетам или пригласительным, и это упрощает планирование, однако всегда возможны опоздания, а также дополнительные участники (к примеру, дети, супруги, друзья). Помните, что чем больше людей, тем больше персонала вам потребуется.

    • Поскольку количество людей может стать серьезной проблемой, важно предусмотреть достаточно места для всех гостей.
    • Решите, какое максимальное количество людей сможет посетить ваше мероприятие.
  • Установите бюджет. Объединитесь с парой проверенных людей и решите, сколько денег вам потребуется на проведение мероприятия. Будете ли вы нанимать персонал? Потребуется ли вам брать в аренду оборудование и оплачивать аренду помещения? Сколько денег нужно на еду и напитки? А на мелкую полиграфию? Решите, какая сумма будет у вас в распоряжении, и стройте планы, исходя из бюджета. Не стоить тратить личные деньги на то, на что вы не обязаны их тратить.

    • Возможно, вам удастся привлечь средства спонсоров или добровольные пожертвования, но так бывает не всегда. Если поступления дополнительных средств не предвидится, важно не закладывать в бюджет лишние деньги. Если услуги кейтеринговой службы стоят больших денег, предложите всем принести свою еду и напитки. Услуги персонала вам не потребуются, но вам нужно будет найти стол, бенмари и холодильники. Чтобы не тратить деньги на фотографа, фотографируйте друг друга сами. Проявите изобретательность!
  • Соберите команду. Распределите задачи между участниками команды. Если вы организуете неофициальное мероприятие, участниками команды могут быть друзья, родственники и другие желающие. Организация мероприятия подразумевает распределение зон ответственности между людьми. Убедитесь, что все знают, что нужно делать.

    • Распределите обязанности одновременно с наймом персонала и подготовкой пригласительных. Назначьте ответственных как можно раньше и предложите им возможность выбора задач, если это возможно. Вам также стоит иметь нескольких людей про запас, потому что возможность накладок не исключена.
  • Продумайте последовательность событий. Невозможно строить планы, не зная порядка действий на мероприятии. Когда выступающие будут произносить речи? Будут ли на мероприятии игры, презентации, развлечения? Сколько времени будет на то, чтобы гости смогли поесть? Продумайте подробный план, учитывающий все события.

    • Оставляйте немного времени в запасе, поскольку возможны отклонения от графика. Люди могут опаздывать, речи могут быть длиннее, чем запланировано, и очередь за едой может растянуться. Конечно, стоит продумать график, однако важно понимать, что не всегда все идет четко по плану.

    Начало подготовки

    1. Разошлите приглашения. Без приглашения никто не будет знать о вашем мероприятии. Ваш пригласительный - это лицо мероприятия, поэтому к оформлению нужно отнестись ответственно. Первое впечатление о мероприятии сформируется именно благодаря пригласительному. Постарайтесь сделать все на достойном уровне.

      • Рассмотрите классические варианты: открытки, флаеры и прочую мелкую полиграфию. Помните, что приглашения также можно разослать в цифровом виде: по электронной почте, в виде электронной рассылки, через социальные сети или сайты, созданные для оформления пригласительных. Кроме того, можно просто отметить событие в календаре.
        • Если вы хотите, чтобы ваше мероприятие посетило максимально возможное количество людей, рассылайте приглашения через социальные сети. Если мероприятие будет только для избранных, откажитесь от социальных сетей.
    2. Регистрируйте всех людей, которые подтвердили свое участие. Вам нужно будет точно знать, сколько людей придет. Скорее всего, количество гостей на мероприятии все равно будет отличаться от количества людей, подтвердивших участие, однако вы должны хотя бы примерно представлять, чего вам ждать. Существуют специальные сайты, которые позволяют вести учет, но можно использовать инструменты социальных сетей (к примеру, Facebook) или фиксировать людей в Excel.

      Учтите всех людей. Нужно ли вам будет найти и нанять фотографов, строителей, дизайнеров, декораторов, выступающих, спонсоров, ведущих, музыкантов, священнослужителей, танцоров, других артистов либо перепоручить их обязанности кому-то еще? Учтите всех этих людей при планировании, чтобы всем хватило мест и еды, если это предусмотрено договоренностями.

      • Будут ли на мероприятии еда и напитки? Если будут, знайте, кто будет отвечать за приготовление еды, подачу на стол и уборку. Какая еда будет подаваться? Будут ли на мероприятии гости с аллергией, вегетарианцы или веганы, диабетики, люди с ограничением по питанию по религиозным причинам и так далее? Будут ли там младенцы, дети, пожилые люди или инвалиды, которые не смогут есть твердую пищу?
      • Подумайте, будут ли на мероприятии развлечения и что нужно для их организации. Возможно, вам нужно будет заказать музыкальное оборудование, павильоны или палатки, украшения, свет, микрофон, усилители, источники питания, проекторы или экраны для слайдшоу, дымовые машины, сценические зеркала, растяжки, плакаты с названием компании и так далее.
        • Если вы нанимаете фирму, которая будет отвечать за развлечения, выясните, смогут ли они предоставить свое собственное оборудование, а также какое оборудование будет в выбранном месте. Договоритесь о графике. Так вы будете знать, какая помощь будет нужна от вас.
      • Кейтеринговые фирмы, флористы, ведущие и прочие специалисты дорожат своим временем, поэтому с ними следует договариваться как можно раньше (чем позже вы это сделаете, тем дороже могут быть их услуги). Если сделать это заранее, у вас будет время найти замену, если они откажутся.
    3. Найдите ведущего. Ведущий нужен для того, чтобы мероприятие проходило по графику. Ведущий произносит речи, приглашает за стол, объявляет начало танцев или других развлечений и представляет почетных гостей. Договоритесь с ведущим о дате и о плане. Если ведущий будет толковым, он существенно поможет вам в проведении мероприятия.

      • Возможно, ведущим придется быть вам. Это будет сложнее, поскольку вам нужно будет контролировать процесс до самого конца. Важно назначить ответственных в каждой из групп помощников, чтобы вы могли делегировать им обязанности.
    4. Подготовьте оборудование. Нанимая команду, убедитесь, что они возьмут с собой все необходимое. Возможно, все оборудование люди принесут с собой, но есть вероятность, что вам придется искать его отдельно. Оборудование можно взять напрокат, купить или одолжить. Пройдитесь по всему списку, от салфеток до удлинителей.

      • Украшения - важная часть любого мероприятия. Скатерти, цветы, подарки, свечи, шарики, плакаты, растяжки, фотозоны, красные ковровые дорожки и все прочее нужно искать заранее.
    5. Подумайте, насколько помещение подходит под ваши нужды. Неопытные организаторы часто не придают значения количеству и качеству таких вещей, как уборные, парковка, рампы для колясочников, гардеробы, помещения для хранения вещей, кухни, мусорные баки, ведерки со льдом, розетки и так далее. Продумайте все нюансы заранее.

      • Также подумайте, как люди доберутся до места проведения мероприятия. Потребуется ли иностранным гостям жилье и транспорт? Нужно ли вам будет бронировать для них трансфер?
    6. Знайте, с кем вы будете работать. Если идея мероприятия принадлежит не вам, важно знать, как вы будете действовать в любой ситуации. Чтобы клиент доверял вам, вам следует выяснить:

      • Кто основные гости? Обычно это понятно - к примеру, невеста и жених. Клиент не всегда является основным гостем. Он может присутствовать или не присутствовать на мероприятии.
      • Кто инициирует мероприятие. Обычно эти люди сидят за своим столом и помогают гостям знакомиться и общаться. Как правило, эти люди умеют создавать нужную атмосферу и давать новые темы разговоров, приглашать всех танцевать, представлять гостей друг другу. На таких людей обычно можно положиться, поскольку они будут сообщать вам всю важную информацию, могут сами взять слово или выступить в роли ведущих. Как правило, благодаря этим людям мероприятия проходят гладко.
      • Кто поможет навести порядок в случае проблем. Знайте, кто сможет помочь вам решать проблемы, если потребуется. Чаще всего в этой роли выступают главы семьи, опекуны, управляющие или охранники.
      • Кто принимает решения. В большинстве ситуаций решение будете принимать вы как менеджер, однако возможны ситуации, где вам нужно будет что-то объяснять гостям, и это будет не совсем удобно. Выясните, с кем вы можете поговорить в случае непредвиденных обстоятельств. Скорее всего, вам нужно будет общаться с человеком, который оплачивает мероприятие или ваши услуги и которого вы считаете своим клиентом.

    Подготовка накануне мероприятия

    1. Изучите место проведения мероприятия. До мероприятия посетите место проведения и подумайте, как все будет организовано. Возможно, вам потребуется дополнительное оборудование - удлинители, свет и так далее. Если вы не сможете их сразу найти, то вашим гостям найти их будет еще сложнее. Учитывайте это.

      • Если это возможно, решите, где и что будет стоять. Если для всего нет места, от чего-то придется отказаться. Поговорите с управляющим заведением о том, сможет ли он вам помочь, и спросите, нужно ли вам учитывать какие-то особые обстоятельства или требования.
    2. Подготовьте подарочные наборы для членов своей команды. Всем придется потрудиться. Чтобы поблагодарить людей за работу и выразить свою признательность, подготовьте подарки. В набор можно включить бутылки с водой, батончики из гранолы, шоколад, небольшие сувениры и все, что посчитаете нужным. Это позволит укрепить командный дух.

      • Подготовьте значки или мелкие сувениры, которые останутся на память о мероприятии. Следите за тем, чтобы все могли вовремя есть и пить. Старайтесь видеть в своих сотрудниках ресурс, которым вы сможете воспользоваться в будущем.
    3. Свяжитесь со всеми участниками команды накануне мероприятия. Важно убедиться, что все знают, что надо делать, и готовы работать. Дайте всем четкие инструкции относительно времени прибытия и вручите всем свои контактные данные. Если ни у кого нет вопросов, можно приступать.

      • Проверьте, все ли готовы к работе. Не все смогут сказать правду, поэтому постарайтесь сделать выводы самостоятельно. Выглядят ли люди уверенными в себе и готовыми работать? Если нет, успокойте их, еще раз проговорите все их обязанности и задайте пару вопросов. Если сомневаетесь, что кто-то справится со своими задачами, поставьте ему в пару более опытного сотрудника.
    4. Подготовьте список контактов и другие бумаги, если нужно. Ваша самоорганизация также важна. Если вы подготовлены, вы сможете спасти любую ситуацию, но если нет, все выйдет из-под контроля. Вот несколько способов подготовиться:

      • Составьте список всех нужных вам телефонов и адресов. Кондитер думал, что вы сами заберете торт? Не беда - позвоните Маше, которая живет недалеко, и попросите ее забрать торт по дороге на мероприятие.
      • Составьте список всего. Пройдитесь по спискам и проверьте, каких вещей, оборудования и людей не хватает.
      • Подготовьте все счета и договоры. Чем лучше вы подготовитесь, тем меньше проблем у вас будет потом.
    5. Старайтесь ничего не менять в последний момент. Вам кажется, что клиент будет пытаться вносить поправки до самого последнего момента? При организации свадеб клиенты часто просят изменить что-то в оформлении в последний момент. Обозначьте крайний срок внесения поправок. Как правило, максимальный срок - это неделя до мероприятия. До этого срока еще можно внести изменения без существенного ущерба для бюджета или организации.

      • Если изменения незначительные и не подразумевают дополнительных затрат, не отказывайтесь внести эти поправки. Старайтесь с пониманием относиться к клиенту, поскольку его ждет очень важное для него мероприятие.

    Действия во время мероприятия

    1. Подготовьте все. Приезжайте на место проведения мероприятия раньше всех. Убедитесь, что все прибыли вовремя и позвоните тем, кто опаздывает. Помогайте людям, которым нужна помощь, и давайте указания там, где это необходимо. Не мешайте, если ваше присутствие где-то не нужно. Следите за тем, чтобы никто не был травмирован.

      • Вам будет спокойнее, если вы составите список дел и пройдетесь по нему. Выдайте список каждой команде: тем, кого вы наняли; тем, кто отвечает за украшения и расстановку мебели; тем, кто отвечает за оборудование. Убедитесь, что все на месте.
    2. Делегируйте работу. Не бойтесь делегировать обязанности. Невозможно успеть все, поэтому нужно распределять обязанности. Если кто-то плохо справляется со своей работой, поручите ему другую. Ваша задача - грамотно распределить работу. Вы не командуете и не нарушаете личные границы - вас наняли, чтобы вы делали именно это.

      • Будьте вежливы, но говорите твердо и уверенно. Например, так: "Максим, мне нужно твоя помощь с кейтерингом. Спасибо". Ваша команда должна работать сплочено. Чтобы всем было легче, возьмите на себя роль руководителя, которым вы и должны являться.
    3. Умейте адаптироваться. Старайтесь укладываться в график и находить выход, если уложиться в график не получается, но самое главное - не переживайте из-за этого . Если вы начнете нервничать, вы перестанете себя контролировать, и из этого ничего хорошего не выйдет. Если какая-то речь затянулась на 10 минут и говорящий игнорирует ваши знаки, расслабьтесь. Вы просто подадите напитки чуть позже, и никто не заметит. Ничего страшного не случилось.

      • Возможны любые накладки. Предусмотреть все невозможно, и чем раньше вы научитесь принимать это, тем лучше. Спокойный управляющий мероприятием может решить любую проблему, а взвинченный - нет. Поэтому не нервничайте и позвольте всему идти своим чередом. Скоро мероприятие завершится!
    4. Держите всех в курсе происходящего. В день мероприятия проверьте количество гостей и все прочие нюансы. Если нужно что-то изменить, сообщите об этом ответственным людям как можно скорее. Вы должны быть первым(-ой), кто заметит какие-либо проблемы.

      • Спрашивайте клиентов, как они себя чувствуют. Они могут нервничать, волноваться, скучать, радоваться или переживать из-за чего-либо, и разговор с вами может помочь им успокоиться и мотивировать сделать что-то. Подбадривайте гостей и членов своей команды, если это необходимо.
    5. Занимайтесь своим делом. Считайте, что каждый член команды способен справиться со своей задачей: если вы им поручили что-то, значит, они справятся. Предлагайте помощь, если потребуется, однако все члены вашей команды должны быть достаточно опытными для того, чтобы в этой помощи не нуждаться. Помните о следующем:

      • Встречайте всех гостей на входе. Когда мероприятие начнется, позвольте ведущему занимать гостей. Ваша задача будет заключаться в решении проблем и контроле всех процессов, которых гости не видят (приготовление еды и прочие задачи).
      • Наблюдайте за гостями и время от времени разговаривайте с ведущим на тот случай, если какие-то планы изменятся.
      • Держитесь на расстоянии от главных гостей вечера. Это их праздник. Но будьте готовы уточнять у них в подходящие моменты, всем ли они довольны и нет ли у них просьб или пожеланий.
    6. Если мероприятие проводится с целью продвижения, подготовьте сувениры. Гости должны запомнить этот вечер, но, скорее всего, вам нужно не только это . Вероятно, вы хотите, чтобы гости зашли на сайт, сделали пожертвование или рассказали о компании другим. Чтобы мероприятие запомнилось, подготовьте сувенирную продукцию. Это может быть картинка, флаер, ручка - что-то, что будет напоминать гостям о вас и о вашем мероприятии.

    7. После мероприятия поздравьте себя. Кажется, что мероприятие проходит само собой и никто не видит подготовку. Похвалите себя - вы это заслужили! Но пока рано расслабляться - работа еще не завершена.

      • После мероприятия найдите время, чтобы встретиться с клиентом и поблагодарить его. Вручите клиенту небольшой подарок в честь этого мероприятия - такие мелочи всегда делают встречи более приятными. Кроме того, так клиент охотнее будет рекомендовать вас. Подарите цветы или какую-нибудь фотографию этого вечера в рамке (например, момент разрезания ленты, самый яркий момент выступления, церемония награждения, поцелуй жениха и невесты, задувание свечей на торте) или любой другой подарок, который будет уместен в этих условиях.
    8. Наведите порядок и отправляйтесь домой. Старайтесь оставить место в таком же виде, каким оно было до вас. Скажите своей команде, что пришло время навести порядок, и не уходите, пока уборка не завершится. Помните, что вы тоже должны принимать участие.

      • Это не только вежливо, но и позволит вам избежать лишних расходов. Во многих местах уборку после мероприятия включают в счет. Старайтесь избегать скрытых расходов.
    9. Организуйте возврат и оплату всего оборудования и поблагодарите всех, с кем вы работали. Возможно, сделать это придется позже. Спросите клиента, понравилось ли ему мероприятие. Даже если вам заплатят позже, поблагодарите клиента за возможность поработать с ним и попросите его визитную карточку.

      • Поблагодарите членов своей команды. Проследите, чтобы всем заплатили. Соберите чеки и позаботьтесь обо всех. Вы должны быть последним, кто выйдет из помещения.

    Решение проблем

    1. Знайте, что делать в случае опозданий гостей и как решать другие проблемы. Люди часто опаздывают, и вы должны быть готовы к этому. Как правило, задержек сложно избежать (к примеру, из-за непредсказуемости пробок на дорогах), но гости, пришедшие вовремя, спокойно относятся к ним. Чтобы избежать лишних трудностей:

      • Убедитесь, что в приглашении четко указано время. Если вы просите гостей подтвердить участие, попросите их также подтвердить время. Свяжитесь с ведущим, гостями (чаще всего самыми главными), артистами и персоналом кухни, если вам стало известно о проблеме, которую сложно решить быстро. Если опаздывают главные гости (к примеру, жених и невеста), можно сделать следующее:
      • Свяжитесь с опаздывающими сами и попросите уточнить приблизительное время прибытия. Сообщите на кухню о новом времени, чтобы персонал мог замедлить или ускорить работу.
      • Не сообщайте всем гостям, что начало откладывается из-за опоздания гостей (это все поймут и сами). Скажите главным гостям, что вам об этом известно. Объясните, что вы намерены делать, однако дайте людям возможность самим решать, поскольку они лучше знают друг друга и могут принимать решения, которые подойдут всем.
      • Следите за временем, поскольку все должны успеть произнести речи. Если главные гости опаздывают, предложите людям закуски или напитки - это не даст им заскучать.
      • Если гости сильно опаздывают и вы не можете их ждать (к примеру, из-за того, что некоторые блюда нельзя подать позже), начните мероприятие вовремя, а когда опаздывающие гости прибудут, подайте им ту еду, которую подают всем, даже если это будет десерт.
      • Предложите всем еще потанцевать, поиграть, произнести речь или устройте любое другое развлечение, особенно если оно будет связано с музыкой. Попросите фотографов поработать с гостями, пока не прибудут опаздывающие. Продумайте запасной план за день до мероприятия.
      • Если гости специально хотят прийти позже, относитесь к этому как к выбору гостей, а не как к вашему провалу. Ваша задача - заниматься теми гостями, которые уже пришли. Ведите себя так, словно никакой проблемы нет.
      • Знайте, как решать проблемы с едой. Эти проблемы случаются редко, если все было продумано заранее, но иногда возможны сюрпризы: ребенок может рассыпать еду или на кухне может случиться какая-то накладка. Заранее узнайте, какие гости будут на мероприятии, чтобы вы могли продумать расположение столов с едой и мест гостей.

        • Если где-то была разлита жидкость, ее нужно убрать как можно скорее по соображениям безопасности, даже если вам придется подвинуть ковер, любые декоративные элементы или мебель. Если пятно невозможно замаскировать (к примеру, если это антикварный предмет), лучше унести предмет с пятном. Если у вас есть запасная мебель, используйте ее. Если нет, расставьте остальные предметы мебели так, чтобы отсутствие одного предмета не бросалось в глаза.
        • Зону с едой можно отгородить веревочным заграждением, шторкой или ширмой. Это бывает полезно в том случае, если тарелки с закусками едва помещаются на фуршетном столе или если вы планируете показывать, что будет подаваться позже. Некоторые гости могут решить, что еда подается в неограниченных количествах и ее можно брать самостоятельно, но это не всегда так.
        • Измените меню. Если какую-то часть блюда невозможно подать (к примеру, гарнир подгорел), исключите его, замените другим или сократите порцию, чтобы оставшегося гарнира хватило на всех. При этом нужно увеличить порции других продуктов. Сообщите о решении ответственным.
        • Неожиданных вегетарианцев, трезвенников и гостей с аллергией не должно быть, если вы все продумали заранее, но нередко люди приводят с собой родственников или близких друзей, не предупреждая об этом заранее, особенно если мероприятие не предусматривает наличие строгого количества пригласительных. Как правило, решать такие проблемы легко. Встречайте гостей у входа и спрашивайте, есть ли у них предпочтения в еде. Сообщайте о любых предпочтениях на кухню, как только будете узнавать о них.
        • Если гостей пришло больше, чем вы рассчитывали, распорядитесь приготовить больше еды или купить еще продуктов, если потребуется. Как правило, на кухне есть запас продуктов с учетом возможной порчи, и чаще всего еды оказывается больше, чем нужно, а не меньше. Можно уменьшить порции и подать больше хлеба, салата или овощей, то есть продуктов, которые можно быстро купить в супермаркете.
      • Знайте, как решать проблемы с детьми. Не совершайте ошибку многих менеджеров - помните, что у детей те же потребности, что и у взрослых: они хотят хорошо провести время и чтобы им не было скучно. Родители часто обижаются, если на мероприятии не предусмотрено развлечений для детей. Лучше всего попросить всех гостей, которые планируют взять с собой детей, предупредить вас об этом, отправляя ответ на ваше приглашение.

        • Маленьким детям (до 10 лет) лучше всего предложить еду или закуски пораньше, поскольку чаще всего ужин начинается не раньше восьми вечера, а это гораздо позже, чем дети обычно едят. Еда должна быть интересной для детей и полезной, но еще и такой же продуманной, как и еда для взрослых - родители это оценят. Полноценная еда для детей упростит работу родителям, благодаря чему они смогут спокойно провести этот вечер.
        • Детям старше 10 лет, как правило, можно подавать еду для взрослых и порции такого же размера, как взрослым, хотя дети чаще всего не съедают всю порцию. С согласия родителей предложите детям детское меню, если еда для взрослых им не нравится. Подростки часто выбирают ту же еду, что и дети, поскольку она более простая. По этой причине некоторые заведения переименовывают детские меню в альтернативные меню. Заранее обсудите с главными гостями меню для детей и варианты развлечений для детей и пожилых людей.
        • Выделите уединенное место для женщин с младенцами, где они могли бы их покормить и переодеть, а также место для маленьких детей, где они могли бы поспать, если устанут.
      • Знайте, как вести себя с буйными и нетрезвыми гостями, а также с людьми, которые пытаются попасть на мероприятие без пригласительного. В идеале этого удается избежать, но не всегда - на корпоративных и семейных мероприятиях возможны проблемы. Нередко всплывают нюансы, о которых вы не знали и не могли знать, поэтому будьте готовы ко всему.

        • Спросите клиента и главных гостей о возможных сценариях поведения в таких случаях. Если с ними это обсуждать неуместно, поговорите с другими ответственными, чтобы избежать проблем с рассадкой. Назначьте ответственных за эти ситуации, следите за обстановкой и будьте готовы вмешаться, если потребуется. Строго говоря, ваша обязанность заключается в проведении мероприятия, но вы не отвечаете за личные вопросы гостей. По этой причине вам следует узнать, к кому вам стоит обращаться, если возникнет неприятная ситуация.
        • Поскольку отказать в алкоголе гостю, который уже выпил лишнего, может быть сложно, как и взаимодействовать с гостем, который ведет себя агрессивно, лучше всего позволить одному из гостей разрешить конфликт. Вызывайте полицию только в том случае, если это одобрят главные гости. Даже на небольших мероприятиях часто бывает много алкоголя, поэтому важно всегда быть начеку.
        • Ситуации с людьми, которые пытаются попасть на мероприятие без приглашения, всегда довольно сложные. В этом случае лучше всего спокойно попросить их покинуть мероприятие, но сначала уточните у главных гостей, действительно ли этих людей нет в списке приглашенных. Если люди ведут себя агрессивно, ваш долг заключается в защите гостей в той степени, в которой это возможно. Вызовите полицию или охрану, если незваные гости не уходят, несмотря на ваши просьбы.
        • Гости часто пренебрегают схемой рассадки и садятся туда, где им хочется, или рядом с теми, с кем хотят сидеть. Спросите главных гостей, допустимо ли это. Лучше всего обговорить все с клиентами заранее. Если люди обязательно должны сидеть в соответствии с рассадкой, не впускайте никого в обеденный зал до начала ужина. Часто до ужина гости находятся в лобби, в фойе или в баре. Если какие-то люди не должны пересекаться из-за семейных разногласий, можно разделить людей на группы и проводить их к соответствующим столикам отдельно.
      • Знайте, что делать, если вам помешала погода. Внезапный дождь или снег возможен в некоторых регионах, как и сильная жара или холод. Как правило, погода не имеет большого значения, если мероприятие проводится в закрытом помещении, но в случае с мероприятиями на открытом воздухе все сложнее. Если ожидается плохая погода, перенесите мероприятие в другое место. Если это невозможно, возьмите в аренду большой павильон или шатер (хотя этот вариант может быть дорогим, если заказывать все в последнюю минуту). Следите за погодой при подготовке к мероприятию. В случае с непогодой исправить ситуацию крайне сложно, поэтому сделайте все, что от вас зависит, чтобы не допустить проблем.

        • В некоторых странах есть страховки на случай плохой погоды и других проблем. Если в вашем регионе погода бывает непредсказуемой, продумайте план действий на случай плохой погоды. Узнайте стоимость страховки и переноса мероприятия в другое место, поскольку это поможет вам подготовить клиента к возможным дополнительным расходам.
    • Держите в одном удобном месте предметы первой необходимости: салфетки, огнетушитель, аптечку и другие вещи. Если все пройдет хорошо, они вам не потребуются, но в случае крупных мероприятий лучше иметь их под рукой на всякий случай.
    • Если кто-то из гостей или выступающих устал или вынужден привыкать к смене часовых поясов, уточните у них или их ассистентов, не нужен ли им сеанс в спа, массаж или что-то еще, что позволит им почувствовать себя лучше. Если они давно не ели, можно послать им обед, а если плохо себя чувствуют - таблетки (например, в случае головной боли из-за стресса или боли в животе из-за перелета). Уставшие гости или ораторы способы испортить любое мероприятие, как бы вы ни старались.
    • Убедитесь, что всем видно сцену и слышно музыку или выступления.
    • Помните, что заниматься организацией чужого мероприятия - это большая честь, даже если сам процесс оказывается очень нервным. Ваша работа может сделать многих людей счастливыми и подарить им незабываемые впечатления. Вам этот опыт также будет полезен, поскольку вы обретете много новых навыков.
    • Вы сами можете произнести речь или даже потанцевать с кем-нибудь, если это сделает мероприятие интереснее. Важно уметь делегировать свои обязанности на тот случай, если вам нужно участвовать в танцах или произносить речь. Важно, чтобы ни за одним столом не было тишины.
  • Структурное представление организации

    Работа в организации требует знания того, как последняя устроена.

    В соответствии с ситуационным подходом каждый вид структуры рассматривается с позиции достоинств и недостатков, что «перевесит» - зависит от условий, в которых находится организация. Используются шесть вариантов структурного построения организации: патриархальная, линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная и дивизиональная.

    Исторически первой была патриархальная организационная структура, которая применялась еще в условиях ремесленной мастерской. Ее хозяин брал на себя работу, связанную с функционированием мастерской как целого, но не организовывал труд отдельных исполнителей-мастеров, каждый из которых был независим в своей деятельности. Такая структура используется и сейчас, как правило, в мелком семейном бизнесе.

    Количественный рост организации был связан с более глубоким разделением труда в сфере производства и появлением технологических цепочек, которые требовали выполнения работы по координации. У хозяина появляются помощники, и структура меняется, «вытягиваясь в высоту», превращаясь в линейную структуру.

    Благодаря появлению новых уровней соподчинения становится возможным управление уже десятками людей, но такая структура использует руководителей-универсалов, выполняющих все виды специальных работ: планирование, учет, контроль, регулирование, руководство. Организация в этом случае делится на относительно обособленные блоки, преследующие свои интересы.

    Разделение труда в сфере управления рождает третий вид структуры - функциональную, в которой все однотипные виды работ по управлению передаются в ведение специальных служб. Руководитель перестает быть универсалом, так как появляется аппарат специалистов. В результате повышается качество управления, но появляется множество функциональных связей, что усложняет структуру. Она может успешно работать только в небольших организациях, не имеющих сложных технологических переделов.

    Линейно-функциональная структура включает несколько уровней, на каждом из которых есть линейные и функциональные руководители, имеющие четкое распределение обязанностей. В этом случае линейный руководитель координирует деятельность всех подразделений данного уровня.

    Основу линейно-функцноналыюй структуры составляет вертикаль, благодаря которой любая информация, идущая от руководства, легко достигает работников любого уровня управления. Это поддерживает и укрепляет единоначалие (централизацию власти). Структура замечательно работает в условиях командной экономики, основу управления в которой составляют административные методы. В то же время вертикаль, поддерживаемая властью, создает проблемы для продвижения восходящей информации. Она ничем не подкреплена и часто теряется при переходе от одного уровня управления к другому. В результате проблемы накапливаются, и организация утрачивает способность к восприятию изменений снизу.

    В линейно-функциональной структуре отсутствует горизонтальная координация, для согласования решений между подразделениями одного и того же уровня необходимо «выносить» задачу на уровень ближайшего линейного руководителя. В результате ответственные руководители перегружены решением оперативных вопросов, а стратегические вопросы отходят на второй план.

    Все рассмотренные особенности линейно-функциональной организационной структуры обусловливают ее устойчивость и надежность. Она хорошо зарекомендовала себя для использования в условиях крупных организаций с крупносерийным и массовым типом производства, работающих в стабильной внешней среде. В ней плохо развиты адаптационные возможности, и поэтому такая структура - помеха в условиях, когда быстрые изменения становятся решающим фактором успеха.

    Матричная организационная структура (управление по проекту, управление по продукту) не является самостоятельной. Это модификация линейно-функциональной - в той ее части, которая отвечает за разработку нового продукта или выполнение проекта. Для сокращения времени на согласования в структуру вводятся горизонтальные связи. Это достигается за счет нового звена - руководителей проектов, которые получают широкие права по использованию ресурсов организации, в том числе и трудовых - на время работы над проектом. Для разрешения проблемы двойного подчинения создается совет, куда входят руководители отделов и проектов.

    Кроме резкого сокращения времени, затрачиваемого на технико-технологическую отработку нового изделия или выполнение проекта, матричная структура положительно влияет на мотивацию работников к труду. В этой структуре сотрудники, работающие не с полной отдачей, могут оказаться невостребованными в конкретном проекте.

    Гораздо более глубокие изменения в организации происходят при использовании дивизиональной организационной структуры, сущность которой состоит в выделении как основного структурного элемента аппарата управления не функциональных служб, а полностью автономных в хозяйственном отношении производственных отделений, имеющих продуктовую специализацию.

    На эти отделения возлагается вся ответственность за разработку, производство и сбыт однородной продукции. Как правило, отделение имеет линейно-функциональную структуру. Хотя в отделениях и имеет место дублирование функций, но значительно повышается гибкость управления по отношению к различным продуктам и рынкам. Ключевую роль в организации, использующей дивизиональную структуру, играют не заместители директора по финансам, кадрам и т.п. (функционалы), а главы отделений (президенты и вице-президенты).

    Именно дивизиональная структура позволяет успешно выполнять работы одновременно на нескольких разных рынках (диверсифицированное производство) и создает условия для развития стратегичекого управления. Структура, опирающаяся па автономные отделения, не имеет ограничений по их количеству. Главное здесь - финансовые возможности организации и избранная стратегия развития.

    Дивизиональной структурой заканчивается эпоха поиска и находок в области внутреннего устройства организации. Значительная автономность отделений создает реальные предпосылки для перехода на новую систему отношений: отделение выводится из структуры компании и получает статус дочерней фирмы, т.е. происходит переход от дивизиональной структуры к холдингу, где реализуется максимальная децентрализация и управление осуществляется через систему участия.



    Таким образом, XX в. стал эпохой «структурных» открытий, логическая цепочка которых завершилась переходом к поиску новых форм взаимоотношений теперь уже не между внутренними структурными звеньями, а между самостоятельно работающими хозяйственными субъектами. Масштабы организации стали гигантскими, но гибкость при этом возросла. Задачи ее отдельных составляющих максимально обособились, но общим осталось стремление к удовлетворению потребностей общества с минимальной затратой ресурсов.

    В последние годы получает распространение другая модель, при которой структурные составляющие организации рассматриваются с позиций их вклада в затраты и формирование прибыли. Такая модель получила название финансовой структуры. В ней выделяются: профит-центры, венчур-центры, центры затрат и центры финансовой ответственности.

    Взгляд на организацию через призму финансовой структуры позволяет руководителю видеть соотношение между бизнесом и теми направлениями, которые только разрабатываются, а также решать, что стоит усилить, от чего отказаться. Можно оценить, правильно ли используются методы экономического стимулирования, и более целенаправленно контролировать затраты на нововведения.

    Третий вид структуры появляется при использовании стратегического планирования в рамках дивизиональной организационной структуры. Каждое отделение, имеющее свои интересы в конкретном рыночном пространстве, рассматривается через парные понятия: стратегический хозяйственный центр - стратегическая зона хозяйствования (СХЦ - СЗХ). Для руководителя образ организации меняется. При линейно-функциональной структуре она выглядит как монолит, управляя которым надо своевременно изменить качественные характеристики. При дивизиональной структуре - это ромашка с лепестками (СХЦ), набор которых может быть разным и потому также является объектом управления. Причем отделения могут вступать в договорные отношения между собой и создавать дополнительные СХЦ. Поэтому реальный набор СХЦ существенно отличается от набора отделений и без знания такой структуры принимать решение об изменении состава последних невозможно.

    Четвертый вид структуры - кадровая. Ее владельцем выступает кадровая служба, которая в зависимости от решаемых задач может предоставлять руководству различный «срез» персонала организации: по полу, по возрасту, по образованию и т.д.

    Все структуры взаимосвязаны и опираются на организационную структуру, которая выступает своеобразным скелетом организации, на который нарастают мышцы - функции. Вот почему так важен для организации вопрос о выборе вида организационной структуры. Решая этот вопрос, управленцы, по сути, осуществляют выбор между централизованным и децентрализованным управлением. Традиционная (линейно-функциональная) структура обеспечивает централизованное управление бизнесом. Решение всех важных вопросов берет на себя штаб-квартира. Это обеспечивает согласованность действий и позволяет жестко контролировать низовые звенья. Однако такая система управления проигрывает в скорости обработки информации и лишается возможности гибко приспосабливаться к изменениям внешних условий. Кроме того, снижается качество принимаемых решений, поскольку централизованные системы всегда многоуровневые, поэтому вступает в действие следующий закон: при переходе с уровня на уровень информация сжимается и частично теряется. Получается, что чем крупнее организация, тем больше уровней управления, и тем менее ее управленческий центр информирован о процессах, «протекающих внизу». Не случайно эта проблема специально обсуждается аналитиками.

    Децентрализованное управление позволяет благодаря большей самостоятельности отделений гибко реагировать на изменения внешней среды, причем по-разному и в различное время. Но такая структура имеет ослабленный контроль и во многом базируется на доверии и делегировании полномочий.

    Таким образом, выбор организационной структуры является одним из важнейших вопросов управления, поскольку от него зависят характеристики системы управления.

    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...