Фагот - это музыкальный инструмент. Описание, особенности

С другой стороны, у того же Чайковского фагот наравне со всей деревянной духовой группой служит воплощением пасторальных умиротворенных картин. И, о чудо, – тембр фагота преображается. Секрет этого перевоплощения – в обертоновом богатстве, заложенном в самой природе инструмента.

Возможно, далекой прабабушкой тембра фагота была волынка, однако у нее совершенно другое строение. Название ближайшего предка современного фагота – «дульциан» – переводится с итальянского, как «нежный, приятный». Таким образом, мы снова видим, что «Дедушка» Прокофьева (фаготовая пьеса из «Пети и волка») не мог появиться в музыке прошлого. Для барочного фагота писались пьесы, столь же изящные как для других инструментов. Антонио Вивальди создал 39 концертов для фагота, во многом предвосхитив дальнейший путь, по которому совершенствовался фагот. Купить сегодня ноты несложно. В том числе и для такого инструмента, как фагот – цена будет гораздо меньшей, чем в XVIII веке, когда любители этого деревянного духового инструмента из аристократии заказывали музыку великим классикам – и поныне одним из самых популярных произведений мировой литературы остается Си-бемольный концерт Моцарта, заказанный ему бароном Дюрницем. Некоторые поклонники фагота сами писали сочинения для него, например, в XIX веке свое имя в музыке увековечил сотрудник Австрийской тайной придворной и государственной канцелярий барон Николаус фон Круфт.

Несмотря на то, что раньше существовало несколько разновидностей фагота – альтовый фагот, фагот пикколо, фаготтино, или малый фагот – сегодня в оркестровой практике применяются только непосредственно фагот, а также контрафагот.

Изготовителей деревянных инструментов на сегодняшний день достаточно. Хорошо зарекомендовали себя немецкие фаготы, а также инструменты (и не только фагот), купить которые предлагает фирма Yamaha. Изготовленные из клена долгой выдержки, тонкостенные инструменты (клен – самое лучшее дерево, из каких делают фагот), цена которых соответствует качеству, имеют разные модификации, отвечающие поставленным музыкальным задачам. Все эти инструменты имеют гибкую механику, соответствующую требованиям современных музыкантов.

Ссылки на статьи обо всех инструментах симфонического оркестра находятся здесь: . Фагот – это инструмент наиболее низкого звучания из деревянной группы. В его регистр входят басовые, теноровые, а также альтовые звуки. Как и гобой, он имеет двойную трость, которая надета на изогнутую металлическую трубку. Это очень отличает фагот от других инструментов группы.

В отличие от гобоя (и от остальных деревяшек), его корпус как бы сложен вдвое (иначе он был бы слишком длинным). Для удобства переноски фагот разбирается по частям.

Сложенный такими частями, он напоминает вязанку дров, что и послужило поводом для названия инструмента (в переводе «вязанка»). Фагот – итальянец и свою родословную ведёт от 16 века. Диапазон его от B контроктавы до f второй.

Материалом для изготовления этого инструмента служит дерево клён. Тембр звучания фагота наиболее совершенен в нижнем регистре. В верхнем он приобретает некоторую сдавленность, гнусавость, что также является отличительной тембровой особенностью.

Вообще-то тембр фагота очень красивый и легко различаем. Кроме того, он очень нежный, за это качество данный инструмент поначалу носил название «дульциан» от слова dolce (нежный).

Обычно фагот используют в духовом и симфоническом оркестрах, однако на нём играют и сольные номера, а также используют его и в ансамблях.

На корпусе инструмента имеется до 30 отверстий. Лишь малая их часть прикрывается пальцами, в основном используется система клапанов.

Как и другие духовые, фагот претерпел эволюцию в своём развитии. Как большинство духовых, его расцвет пришёлся на 19 век (немецкая фирма «Геккель»).

Со второй половины этого века фаготу даже поручают сольные эпизоды в оркестровых партиях, хотя изначально этот инструмент просто дублировал в оркестре линию басов.

По технике игры фагот схожий с гобоем, но дыхание расходуется менее экономно, поскольку здесь более длинный столб воздуха. Легко производятся скачки, почти не заметна смена регистров, штрих стаккато достаточно острый.

В современной музыке для фагота возможно использование интонаций меньших, чем полутон (четверть и треть тона). Ноты для фагота пишутся обычно в басовом и теноровом ключах. Изредка используется и скрипичный.

В оркестрах иногда используется контрафагот – вариант инструмента, звучащий на октаву ниже.

Для иллюстрации звучания фагота с оркестром я хочу вам предложить выступление лауреата международного конкурса Алексея Левина (класс профессора Будкевича В.В.): К.М.Вебер – фрагмент из Концерта для фагота с оркестром F - dur (Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь).



План:

    Введение
  • 1 История возникновения и развития фагота
  • 2 Роль фагота в музыке
    • 2.1 XVI―XIX век
    • 2.2 XX век
  • 3 Строение фагота
  • 4 Техника игры на фаготе
  • 5 Разновидности фагота
  • 6 Известные исполнители
  • 7 Библиография
  • Примечания

Введение

Фаго́т (итал. fagotto , букв. «узел, пучок, вязанка дров», нем. Fagott , фр. basson , англ. bassoon ) - деревянный духовой инструмент басового, тенорового и частично альтового регистра. Имеет вид согнутой длинной трубки с системой клапанов и двойной (как у гобоя) тростью, которая надевается на металлическую трубку («эс») в форме буквы S, соединяющую трость с основным корпусом инструмента. Своё название получил из-за того, что в разобранном состоянии напоминает вязанку дров.

Фагот сконструирован в XVI веке в Италии, в оркестре применяется с конца XVII - начала XVIII века, занял в нём постоянное место к концу XVIII века. Тембр фагота весьма экспрессивен и на всём диапазоне богат обертонами. Наиболее употребительны нижний и средний регистр инструмента, верхние ноты звучат несколько гнусаво и сдавленно. Фагот применяется в симфоническом, реже в духовом оркестре, а также как сольный и ансамблевый инструмент.


1. История возникновения и развития фагота

Появление фагота относится к первой половине XVI века. Согласно «ЭСБЕ», изобретателем фагота является каноник из Феррары по имени Афранио . Непосредственным его предшественником был старинный духовой инструмент под названием «бомбарда». В отличие от неё, фагот для удобства изготовления и переноски был разделён на несколько частей. Изменение конструкции благотворно повлияло на тембр инструмента, что отразилось в его названии ― на первых порах его называли «дульцианом» (от итал. dolce ― «нежный, сладкий»).


2. Роль фагота в музыке

2.1. XVI―XIX век

На первых порах своего существования дульциан выполнял функцию усиления и дублирования басовых голосов. Более самостоятельную роль он начал играть в начале XVII века. Появляются произведения для дульциана и одного-двух инструментов в сопровождении бассо континуо ― сонаты Бьяджо Марини, Дарио Кастелло, Джованни Батиста Буонаменте, Джованни Батиста Фонтаны и других авторов . Первое сочинение для солирующего дульциана ― Фантазия из сборника Canzoni, fantasie et correnti Бартоломе де Сельма-и-Салаверде, опубликованного в 1638 году в Венеции. Автор поручил солирующему инструменту достаточно сложную по тем временам партию в диапазоне, расширенном вниз до B 1 (си-бемоль контроктавы). Высокие требования предъявляет к исполнителю и Соната Филиппа Фридриха Бёдекера (1651). В монументальном труде Grunde-richtiger … Unterricht der musicalischen Kunst, oder Vierfaches musicalisches Kleblatt (1687) авторства Даниэля Шпеера есть две сонаты для трёх дульцианов. Все эти произведения рассчитаны на инструмент с двумя клапанами.

На рубеже XVII―XVIII веков популярность стремительно начал набирать новый, усовершенствованный инструмент ― фагот. Прежде всего он вошёл в состав оперного оркестра: в некоторых операх Рейнхарда Кейзера используется до пяти фаготов. Жан-Батист Люлли трактовал фагот как басовый голос в духовом трио, где верхние голоса поручались двум гобоям, а само трио противопоставлялось по тембру струнной группе оркестра (например, в опере «Психея», 1678).

В 1728 году Георг Филипп Телеман пишет Сонату f-moll, в которой использует эффекты «эха», кантилену в высоком регистре. Другие сонаты этого периода принадлежат перу Карло Бесоцци, Иоганна Фридриха Фаша, Иоганна Давида Хайнихена, Кристофа Шаффрата, Джона Эрнеста Гальярда. Камерная музыка для фагота этого периода представлена также трио-сонатами Телемана и Генделя; серию сонат для двух гобоев и фагота создал Ян Дисмас Зеленка.

39 концертов Антонио Вивальди ― важная часть репертуара фагота. Их сольные партии предвосхищают приёмы, которые войдут в употребление через несколько десятилетий ― быстрые переходы и скачки из регистра в регистр, виртуозные пассажи, длинные кантиленные эпизоды. В то же время используемый диапазон (за редкими исключениями) не выходит за рамки «дульциановых» двух с половиной октав: от до большой октавы до соль первой. Концерты для фагота также писали И. Г. Граун, К. Граупнер, И. Г. Мютель, И. Ф. Фаш.

Иоганн Себастьян Бах не оставил сольных произведений для фагота (хотя иногда поручал ему сольные партии в своих кантатах), однако несколько сочинений принадлежит его сыновьям ― Иоганну Христиану (Концерт) и Карлу Филиппу Эммануэлю (Трио-сонаты).

Одним из наиболее часто играемых произведений в репертуаре фагота является Концерт B-dur Вольфганга Амадея Моцарта, написанный в 1774 году. Предположительно, этот концерт заказал 18-летнему композитору барон Дюрниц, сам фаготист-любитель. В 1934 был обнаружен ещё один концерт, на первых порах приписывавшийся Девьену, однако в 1975 было в нём окончательно установлено авторство Моцарта .

Фагот часто применялся как один из солирующих инструментов в концертных симфониях. Наиболее известные из них принадлежат Гайдну (для гобоя, фагота, скрипки и виолончели) и Моцарту (для гобоя, кларнета, фагота и валторны). Несколько концертов были написаны для двух фаготов с оркестром.

Сочинения для фагота, начиная со второй половины XVIII века, могут быть условно разделены на две группы. Первая из них ― сочинения самих фаготистов, таких как Ф. Гебауэр, К. Якоби, К. Альменредер. Предназначенные для собственных выступлений, они часто были написаны в форме вариаций или фантазий на популярные темы. Вторая ― произведения профессиональных композиторов с расчётом на исполнение конкретным музыкантом. К ней можно отнести концерты К. Стамица, Девьена, Кроммера, Данци, Рейхи, Гуммеля, Калливоды, М. Гайдна, Кожелуха, Бервальда и др. Карл Мария фон Вебер в 1811 написал Концерт F-dur, op. 75, для мюнхенского придворного фаготиста Брандта, кроме того, ему принадлежит Анданте и Венгерское рондо, первоначально предназначенное для альта. Сравнительно недавно был обнаружен Концерт Джоаккино Россини (1845).

Намного реже фагот использовался в камерной музыке. Известно лишь несколько сонат с фортепиано: Антона Листе, Иоганнеса Амона, Антонина Рейхи, небольшие пьесы написали Людвиг Шпор и Кристиан Руммель. Французский фаготист Эжен Жанкур пополнял свой репертуар переложениями произведений, написанных для других инструментов.

Роль фагота в оркестре XIX века также достаточно скромна. Берлиоз упрекал его за недостаток экспрессии и силы звука, хотя и отмечал особый тембр его верхнего регистра. Только со второй половины столетия композиторы начинают поручать фаготу сольные эпизоды, например, Бизе в опере «Кармен», Чайковский в Четвёртой и Шестой симфониях и др.


2.2. XX век

Благодаря усовершенствованию конструкции фагота и техники игры на нём его репертуар в XX веке значительно расширился. Сольную литературу для фагота писали Камиль Сен-Санс, Эдвард Элгар, Эйтор Вилла-Лобос, Пауль Хиндемит, Марио Кастельнуово-Тедеско, Андре Жоливе, Никас Скалкоттас, Александр Тансман, Жан Франсе, Лучано Берио, Пьер Булез, Эдисон Денисов, Алан Хованесс и многие другие композиторы. Ответственные оркестровые партии поручали фаготу Морис Равель, Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев. Развёрнутые сольные партии есть в Седьмой, Восьмой и Девятой симфониях Дмитрия Шостаковича.

Новейшие техники игры, вошедшие в исполнительскую практику фаготистов ― двойное и тройное стаккато, мультифоники, четвертитоновая интонация и др. Они востребованы в сочинениях композиторов-авангардистов, в том числе для фагота без сопровождения.


3. Строение фагота

Фагот представляет собой длинную трубку полого-конической формы. Для большей компактности воздушный столб внутри инструмента как бы сложен вдвое. Основной материал для изготовления фагота ― древесина клёна.

Корпус фагота состоит из четырёх частей: нижнего колена («сапога», имеющего U-образную форму), малого колена («флигеля»), большого колена и раструба. От малого колена отходит тонкая длинная металлическая трубка, изогнутая в виде буквы S (отсюда её название ― эс), на которую насаживается трость ― звукообразующий элемент фагота.

На корпусе инструмента находятся многочисленные отверстия (около 25―30), открывая и закрывая которые, исполнитель изменяет высоту звука. Лишь 5―6 отверстий управляются пальцами, для остальных используется сложный клапанный механизм.


4. Техника игры на фаготе

В общих чертах техника исполнения на фаготе напоминает таковую на гобое, однако дыхание на фаготе расходуется быстрее в силу его бо́льших размеров. Стаккато фагота отчётливое и острое. Хорошо получаются скачки́ на октаву и более; смена регистров практически незаметна.

Технике фагота более всего свойственны чередования мелодических фраз среднего дыхания с различными оттенками гаммообразных пассажей и арпеджио, преимущественно в стаккатном изложении и с применением разнообразных скачков.

Диапазон фагота - от B 1 (си-бемоль контроктавы) до (фа второй октавы), возможно извлечь и более высокие звуки, однако они не всегда устойчивы по звучанию. Фагот может оснащаться раструбом, позволяющим извлекать ля контроктавы (этот звук используется в некоторых произведениях Вагнера). Ноты пишутся в басовом, теноровом, изредка в скрипичном ключе в соответствии с действительным звучанием.


5. Разновидности фагота

Эдгар Дега. Оркестр Опера, 1870. На переднем плане ― фаготист Дезире Дио

В современной оркестровой практике наряду с непосредственно фаготом, сохранилась только одна его разновидность контрафагот ― инструмент с такой же системой клапанов, что и у фагота, но звучащий на октаву ниже его.

В разное время существовали также более высокие по звучанию разновидности фагота. Михаэль Преториус в одном из первых в истории крупных трудов по инструментоведению Syntagma musicum (1611) упоминает семейство дульцианов высокого строя в трёх разновидностях, обозначенных как Diskantfagott , Altfagott и Fagott Piccolo . Они были в ходу до конца XVII века, но и с появлением и распространением современного фагота мастера продолжили изготавливать инструменты высоких строев, многие из которых дошли до наших дней. Обычно они настраивались на квинту (реже на кварту или малую терцию) выше обычного фагота. В англоязычной литературе такие инструменты известны под названием tenoroon , а во франкоязычной как basson quinte . Существовала и ещё более высокая разновидность, звучавшая на октаву выше фагота, под названием «фаготтино» или «малый фагот». В Бостоне хранится ранний экземпляр такого инструмента работы И. Х. Деннера.

Малый фагот эпизодически использовался в партитурах XVIII века. В начале XIX века некоторых оперных театрах Франции им заменяли английский рожок, а Эжен Жанкур практиковал сольное исполнительство на нём. Тем не менее, к концу XIX века все высокие разновидности фагота вышли из употребления.

В 1992 фаготным мастером Гунтрамом Вольфом малый фагот впервые за много лет был изготовлен для британского фаготиста Ричарда Мура, который заказал композитору Виктору Брунсу несколько сочинений для него. Ещё одна сфера применения малого фагота ― обучение игре: ещё Карл Альменредер советовал начинать обучение с десяти лет именно на малых разновидностях фагота, чтобы в более старшем возрасте без проблем переходить на большой инструмент. Вольф также разработал инструмент контрафорте с более широкой мензурой и большей тростью, но с тем же диапазоном, что у контрафагота, способного производить более громкие звуки (отсюда название).

Дерева тепло вливается мне в руки.
Клапаны, блестя, зовут меня к игре.
Нежно обхватили губы трость - и звуки
Низко поплыли на утренней заре
Пальцы ожили, колдуя над фаготом.
Никакая партитура не сложна,

Ежели в тебе живёт одна забота –
Передать Другому, чем душа полна.
Ежедневный труд и долгожданный час:
Целым на концерте ощущаю нас.
Соло Фаготиста – всех сердец магнит,
Катарсис для зала Музыкант творит!

Оксана Ефремова

Tobias Stimmer (1539 – 1584) The bassoon player

Denis van Alsloot (c.1570–c.1626) Musicians taking part in The Ommeganck in Brussels on 31st May 1615 (detail)


Denis van Alsloot (c.1570–c.1626) Curtal. Procession in Brussels (detail)

Harmen Hals (1611-1669) Retratos fagotísticos

Pieter Gerritsz van Roestraten (1630–1700) Still life with musical instruments

Seventeenth century. Bassoon maker

Jakob Horemans (1700 –1776) The Munich bassoonist Felix Reiner

A fresco above the organ loft in Vienna"s Peterskirche (St. Peter"s church) depicts cherubs playing trombone and bassoon (1715)

Nicolas Henri Jeaurat de Bertry (1728-1796) Musical instruments and scores on a draped table

Thomas Webster (1800–1886) The Village Choir

Edgar Degas (1834-1917) l"Orchestre de l"Opéra

Hermann Kern (1838-1912)

Gerard Portielje (1856 – 1929) The Bassoon Player

Henri de Toulouse-Lautrec (1864-1901) Pour Toi!… (Désiré Dihau with his Bassoon)

Фаго́т (итал. fagotto, букв. «узел, пучок, вязанка дров», нем. Fagott, фр. basson, англ. bassoon) - деревянный духовой инструмент басового, тенорового и частично альтового регистра. Имеет вид согнутой длинной трубки с системой клапанов и двойной (как у гобоя) тростью, которая надевается на металлическую трубку («эс») в форме буквы S, соединяющую трость с основным корпусом инструмента. В разобранном виде напоминает вязанку дров (отсюда и получил своё название).
Фагот сконструирован в XVI веке в Италии. Непосредственным его предшественником был старинный духовой инструмент под названием «бомбарда». В отличие от неё, фагот для удобства изготовления и переноски был разделён на несколько частей. Изменение конструкции благотворно повлияло на тембр инструмента, что отразилось в его названии ― на первых порах его называли «дульцианом» (от итал. dolce ― «нежный, сладкий»). В оркестре фагот применяется с конца XVII - начала XVIII века, занял в нём постоянное место к концу XVIII века. Тембр фагота весьма экспрессивен и на всём диапазоне богат обертонами. Наиболее употребительны нижний и средний регистр инструмента, верхние ноты звучат несколько гнусаво и сдавленно. Фагот применяется в симфоническом, реже в духовом оркестре, а также как сольный и ансамблевый инструмент.

В симфоническом оркестре применяется два, реже три фагота, ещё реже - четыре, иногда последний из них может заменяться в соответствии с партитурой на контрафагот.
В разное время было создано несколько разновидностей фагота. Квартфагот - фагот меньших размеров, с тем же объёмом по письму, но звучавший на чистую кварту выше написанного. Квинтфагот - фагот меньших размеров, звучавший на квинту выше написанного. Фаготино - инструмент, звучавший на октаву выше написанного.
Применение высоких фаготов в наши дни ограничено. В Западной Европе они часто используются для обучения детей и имеют упрощённую механику.
Из разновидностей фагота, в современной оркестровой практике сохранился только контрафагот - инструмент звучащий на октаву ниже написанного.

Gek Tessaro (1957-) Bassoon Stuff

Zhana Viel (1981-) Bassoon Player

Andrei Kovalev. Bassoon. Study in Red

Andrei Kovalev. Clarinet & Bassoon

Betsy Brydon K. Self Portrait experiment in cubism. Playing the bassoon

Lithe-Fider (1987?-) Nematode Bassoon Player

Jenna Ericson Bunny Bassoon Portrait

Nathan Durfee The bassoon boy in stages

Wendy Edelson. Moonlight, Candy Canes and Frogs

Patrick Larrivée. My portrait

Terje Rønnes. The Bassoonist

Mary Paquet (?) Bassoon Rhythms

Sera Knight. Basoon Player

И капля юмора:
A Baboon Plays Bassoon From Balloons by antarcticpip

(итал. - Fagotto, франц. - Basson
нем. -
Fagott, англ. - Bassoon,)

Фагот - является язычковым духовым музыкальным инструментом, в переводе с итальянского он означает "вязанка или узел". Он относится к классу музыкальных инструментов, изготовленных из дерева.

Диапазон и регистры фагота

Оркестровый диапазон – от си-бемоль контроктавы до ми второй октавы.

Нижний регистр отличается густой и сильной звучностью грозного характера

Средний регистр обладает матовым, мягким и более слабым звучанием

Верхний регистр звучит мягко, нежно и вместе с тем несколько сдавленно и напряжённо


Сконструировано язычковое духовое устройство было в Италии, примерно, в VI веке (приблизительно в двадцатые - тридцатые годы), во время великой эпохи барокко. Сначала изобретение фагота приписывалось священнослужителю Афраньо дель Альбонези, который, как считалось, объединил два музыкальных духовых инструмента(какие точно, предполагают) добавив к ним раздувательный мех, после чего изобретение было названо phagotus, но как выяснилось со временем, у созданного клириком музыкального прибора общего с настоящим фаготом почти ничего и не было, и в сущности это была обычная, простая волынка, дополнительно оборудованная язычками из металла, имя же настоящего создателя неизвестно. Однако известно, что нынешний фагот появился благодаря реконструкции старинного инструмента с наименованием бомбарда, а еще некоторые его называли "поммер". Бомбарда, сам по себе инструмент больших размеров, была разделена на две отдельные части, для того, чтобы было легче проводить изготовление и транспортировку. Внесенные в конструкцию изменения не только упростили создание, хранение и транспортировку, но и благотворно отразились на самом тембре и как следствие появился новый, совершенно новый музыкальный инструмент. За счет изменения тембра звучания сначала фагот называли "дульцианом", что с итальянского переводится как "сладкий и нежный". Тогда из фагота убрали трубы раздувательного меха.Эту реконструкцию произвел мастер музыкальных инструментов Сигизмунд Шэльтцэр в начале XVII столетия. Однако, несмотря на свое "нежное" название, инструмент совершенно отличался от нынешнего понятия нежного звучания, но если рассказывать о том как неприятно хрипела, рычала бомбарда в тот период, то новый фагот, переживший новшества в усовершенствовании своего сложно механизма, действительно должен был показаться современникам "мягким". Для игры в симфоничском оркестре инструмент эпохи барокко использовали редко. Начиная с конца VII века, в начале VIII века фагот начали применять и в России, особенно часто на нем играли соло для классических музыкальных произведений. Михаэль Прэториус - известный музыкальный писатель средневековья, в своем описании этого музыкального инструмента давал пять самостоятельных разновидностей фагота в то время, и что довольно интересно, фаготы того времени были вполне сходы по своему виду с современными музыкальными инструментами. В конце XVIII века фагот уже хорошо вошел в большое использование во всех городах Германии, в частности в военных гарнизонах. Такова история фагота до XVIII столетия. Уже с началом XIX века последующее развитие фагота пошло с молниеносной быстротой. Одни изобретали новое, другие сразу добавляли что-то свое, третьи развивали и совершенствовали это. И такой круговорот был вплоть до пятидесятых годов. Тогда знаменитый в то время мастер Эжэн Жанкур вместе с Бюффээ и Крампоном произвели наиболее существенное изменение в устройстве фагота. И именно им мы можем поклониться за современный, вполне совершенный фагот.

Фагот в музыке.

С начала XVIII и до середине XIX века фагот очень быстро начинает приобретать свое место в разных музыкальных жанрах и композициях. Так, самое первое сольное выступление фаготу было прописано в фантазии из сборника Canzoni, fantasie et correnti созданной Бартоломе де Сельма-и-Салаверде. Данная работа впервые была представлена в Венеции, и фаготу была дана сложная партия. Особенно, если учитывать, что он имел всего лишь два клапана, а ему нужно было сыграть в диапазоне, который был расширен вниз до контроктавы "си-бемоль". Начиная с XVIII столетия улучшенный фагот был включен в постоянный состав оперных оркестров. Из-за юмористического, задорного звучания отрывистых нот (стаккато) фагота, Глинка использовал фагот в своей знаменитой на весь свет опере "Руслан и Людмила". Тогда он чувственно показал трусливый характер Фарлафа. Поочередное стаккато двух перекликающихся фаготов сыграло очень существенный момент при передаче характера трусливого героя. И это не последний момент использования фагота в операх... Так же иногда фагот мог звучать и трагически. Так, у Чайковского в Шестой симфонии фагот играет тяжелое, скорбное соло, сопровождающееся звуком контрабасов. В некоторых симфониях Шостаковича фагот тоже приобретал драматичность и динамичность, бывая то веселым, то совершенно грустным. В музыке зарубежных авторов фагот звучал у Гайдна, И.С.Баха; И.Г.Граун, И.Г.Мютель и К.Граупнер писали концерты для фагота, где полностью раскрывался весь потенциал данного инструмента. Одним из самых частоиграемых произведений для фагота стал концерт Моцарта (Концерт B-dur или си мажор). Одной из важных составляющих истории фагота являются 39 концертов созданных Антонио Вивальди. Написанные Вивальди для инструмента сольные партии, удивляют своими быстрыми переходами и скачками из одного регистра в другой, длинными контиленными эпизодами и виртуозными пассажами, ведь такие приемы вошли в широкое употребление только с усовершенствованием инструмента через несколько десятилетий. Устройство ненышнего фагота: Выглядит фагот как изогнутая длинная трубка(на ней же расположены клавиши), он имеет систему клапанов и двойную трость, одетую на металлическую трубку, выполненную в форсе буквы "S".


Именно эта трубка и соединяет основной корпус инструмента с тростью.

Секрет игры на этом инструменте заключается в том, что необходимо очень быстро и сильно выдыхать воздух. Сама конструкция фагота изогнута три раза, а вот если его развернуть, то его общая длинна будет составлять не менее 6-ти метров в длину. Современные фаготы чаще всего изготавливаются из легкой кленовой древесины, потом на ней укрепляют клапаны и сверлят небольшие дырочки. Этот процесс очень кропотливый, ведь необходимо просверлить отверстие очень узко, при этом постепенно расширить его к концу, таким образом, что на выходе получается полого-коническое сечение.

Во время звучания фагот имеет экспрессивный тембр, в полном своем диапазоне он богат обертонами. Чаще всего используется средний и нижний регистры инструмента. Что касается верхних нот, то у них более сдавленное и гнусноватое звучание. На сегодняшний день существует две модели духового инструмента, сам фагот, и одно из его разновидностей - контрафагот, который имеет идентичную конструкцию, но звучит на одну октаву ниже.

Обычный фагот имеет объем в три октавы с небольшим, начиная с "си-бемоль контр" и заканчивая "ре-второй" октавы, но все же музыканты умудряются извлечь необходимые ноты, несмотря на то, что это опасно, особенно во время концерта.
Звучание у полученных октав глухое и неприятное. Тембр звучания у фагота напрямую зависит от регистра воспроизведения звука. С появлением духового инструмента фагота классическая музыка приобрела экспрессивности и стала более богатой обертонами.

Некоторые интересные факты о фаготе - музыкальном инструменте:

Фагот - "forgotto" - "вязанка дров", не с проста получил такое название, ведь в разобранном виде он как раз и напоминает ту самую вязанку дров.
Фагот не изготавливается ни из какого другого дерева, как только клена.
Поэты прошлого века сравнивали звучание фагота с "речью Бога морских глубин"

Так как же научиться играть на фаготе?

Знайте, нет ничего невыполнимого. Человек способен сделать все, мы лишь ограничены самооценкой и мнением о себе. Чем раньше вы это поймете, тем лучше! Так как же играть на этом музыкальном инструменте и на сколько это трудно? Как уже было сказано мы ограничены лишь сознанием, поэтому вставайте с дивана, покупайте инструмент и приступайте к делу. Хотелось бы сказать, что фагот - инструмент оркестровый, соответственно он не такой универсальный как, допустим, гитара и фортепиано, однако без этого инструмента некоторые сонаты и симфонии знаменитых авторов просто не имеют право на существование. Итак, вот вы уже "железно" решили построить себе карьеру музыканта. Первое, что надо обязательно сделать - найти преподавателя, который и будет вашим гидом на протяжении обучения. Это может быть как человек из школы искусств (музыкальной школы) или просто частный преподаватель, который за отдельную плату(обычно по договоренности) поможет вам постигать науки музыки. Честно говоря, фагот не самый легкий для обучения инструмент, многие бросают это дело сразу. Однако, что в нашей жизни дается легко? Учитесь, старайтесь и плоды не заставят себя ждать!

Прослушайте как звучит Фагот
Masahito Tanaka - Variations pour basson seul sur un th_me de Paganini

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...