Чем отличается зеркальный фотоаппарат от беззеркального. Беззеркальные камеры против зеркальных фотоаппаратов

История фотографии насчитывает уже более полутора сотен лет. Однако развитие техники фотографирования шло неравномерно. Так, рывком вперёд стала деятельность компании Kodak Джорджа Истмана. Тогда в конце девятнадцатого века она подарила миру лёгкость обработки фотоматериала (появились рулонные плёнки) и самые простые фотоаппараты, не требующие профессиональных знаний.

Вторым знаковым событием можно считать появление зеркальных камер - по-настоящему универсальных и быстрых фотоинструментов. Сочетание возможности смены оптики, визирования буквально через объектив и высокой скорости работы сделало этот класс устройств настолько популярным, что зеркалки спустя полвека пришли в цифровую эру в практически первозданном виде, лишь заменив в своей конструкции фотоплёнку на матрицу. Ах да, вы же поняли, что цифровая эпоха стала ещё одним важнейшим этапом в истории фототехники? С этого момента развитие пошло колоссальными темпами: новые технологии и решения появлялись каждый год. В частности, вопреки популярности традиционных зеркальных фотоаппаратов, появились на свет так называемые беззеркальные модели. Именно об этой ветке эволюции фотомира сегодня пойдёт речь.

Этот проект о фотографии с беззеркальными камерами мы делаем в сотрудничестве с Olympus. Примечательно, что эта компания первой отказалась от производства зеркальной фототехники в пользу новых технологий.

Зеркало больше не нужно?

Чтобы понять, нужно ли зеркало в фотоаппарате, давайте поговорим, какие функции оно выполняет. В далёкие времена, когда ещё не было автофокуса, а в камерах вместо матриц стояла плёнка, задачей зеркала было лишь перенаправление света из объектива в пентапризму оптического видоискателя. Фотограф мог буквально смотреть на мир через объектив. Но чтобы сделать кадр, зеркало приходилось убирать - в момент нажатия кнопки спуска оно поднималось и в формировании изображения никак не участвовало. Так что делаем первый вывод: зеркало никак не влияет на качество картинки!

Когда в 1980-х в фотографии наступила эра автофокуса, конструкция камер существенно усложнилась. С тех пор в фотоаппарате есть не одно, а несколько зеркал. Причём самое большое (то, которое перенаправляет свет в видоискатель) имеет полупрозрачное окно. Часть света проходит через него, отражается от вспомогательного зеркала и попадает на датчик автофокуса. А в момент съёмки вся эта конструкция поднимается и складывается.

Согласитесь, не слишком элегантное техническое решение - постоянно прыгающая система из зеркал. Её очевидными плюсами остаются лишь возможность работы с оптическим видоискателем и очень быстрый автофокус с применением отдельного фазового модуля. Но по-настоящему совершенно столь сложный механизм работает лишь в самых топовых моделях зеркалок, сопоставимых по цене с новым автомобилем.

В беззеркалках функции зеркала были перераспределены между другими системами фотокамеры, а само зеркало отправилось даже не в бессрочный отпуск, а «на помойку». Зачем смотреть на будущий кадр через оптический видоискатель и объектив, если можно увидеть его уже на экране, с установленной экспозицией, балансом белого и другими параметрами? Ведь это более логично! Именно так и работают беззеркалки, показывая на дисплее или в электронном видоискателе картинку непосредственно с матрицы с применением всех съёмочных настроек.

Скептики могут заметить, что какой бы совершенной ни была электронная начинка фотоаппарата, всегда существует задержка отображения картинки на дисплее. И будут правы, но лишь отчасти. Лаг видоискателя сокращается от модели к модели. Так, у Olympus OM-D E-M10 он составлял всего 16 мс, а в более новых моделях стал ещё меньше. В Olympus OM-D E-M10 Mark II видоискатель практически безынерционный.

В ранних моделях беззеркальных фотоаппаратов могли возникать сложности с фокусировкой, которая здесь осуществляется исключительно по матрице. Но в конечном счёте скорость автофокуса в большей степени зависит от процессора. По прошествии времени мы видим, что реальная скорость наводки на резкость не уступает многим зеркалкам, а зачастую их превосходит. Преимущество зеркалок здесь если не исчезло полностью, то, подобно эскимо летним днём, тает на глазах.

Что взамен?

Мы выяснили, что отказ от зеркала принципиально не «испортил» камеры. Но ведь должны быть какие-то преимущества, которых пытались достичь разработчики? Они есть, и их много!

Самое очевидное - размер. Отказ от блока зеркала с различными моторами, его поднимающими, высвободил немало места внутри камеры. Массивный оптический видоискатель также был заменён более компактным электронным (а в некоторых моделях нет и его). Габариты камеры уменьшились весьма значительно: лишний вес сброшен.

Менее очевидное преимущество - сокращение расстояния от матрицы до объектива (рабочего отрезка). Через переходник на такую камеру можно поставить почти любую оптику, в том числе и от зеркалок. Кстати, на камерах Olympus будут прекрасно работать объективы Olympus и Panasonic с байонетом Micro 4/3, а также установленные через переходник объективы с байонетом 4/3. Например, Olympus OM-D E-M1 при этом обеспечит очень быструю и уверенную автофокусировку. С другими моделями автофокус с объективами от зеркалок будет менее уверенным.

Отказ от оптического видоискателя и зеркала позволил держать затвор камеры открытым постоянно и строить кадр по дисплею или электронному видоискателю. Это называется режимом Live View. Его главное достоинство - контроль экспозиции, баланса белого и других настроек в процессе съёмки. Вы видите на экране картинку, которая станет будущим кадром. А на неё можно наложить всю необходимую вам служебную информацию - это дополнительный плюс.

Нужно отметить, что в современных зеркалках режим Live View также реализован, но он не отличается высокой скоростью работы и сильно ограничен по возможностям.

Например, гистограмма и электронный уровень здорово помогают при съёмке. Вы можете прямо в видоискателе осуществить коррекцию трапецеидальных (перспективных) искажений будущего кадра, если снимаете архитектуру.

При съёмке кадров на сверхдлинных выдержках на экране или в видоискателе можно наблюдать, как «накапливается» экспозиция снимка (эта функция называется Live Time). Даже эффектные цветные фильтры можно накладывать на будущий кадр ещё до съёмки, заранее видя результат.

Не будем забывать, что ряд моделей Olympus обладает откидным дисплеем. Это очень удобно при съёмке из неудобных положений: с земли или с вытянутых рук. Во многих моделях дисплей сенсорный. Это позволяет выбрать касанием нужную точку фокусировки. Согласитесь, это чуть удобнее, чем выбирать кнопками датчик автофокуса, не отрываясь от оптического видоискателя.

Автофокус в беззеркалках

Коль скоро мы начали говорить об автофокусировке, самое время разобраться, как она осуществляется в беззеркалках и есть ли в этом вопросе преимущества перед зеркалками. Напомним, что традиционного для зеркалок отдельного модуля автофокуса здесь нет. А раз его нет, то не возникает и проблем его юстировки (проблемы фронт- и бэк-фокуса). Это плюс.

Фокусировка происходит непосредственно по матрице. В данный момент в зависимости от модели камеры может использоваться контрастный, фазовый или гибридный автофокус. В первом случае фокусировка происходит так: автоматика шаг за шагом вращает кольцо фокусировки и оценивает картинку с матрицы. Когда в нужной точке резкость достигает максимума и начинает снижаться, автоматика возвращает кольцо в положение максимума резкости. Вуаля! Фокусировка завершена. Этот метод является наиболее точным. Но так как камера не знает верного первоначального направления фокусировки, скорость иногда страдает.

Второй способ - за счёт датчиков фазовой детекции, расположенных на матрице. Например, он работает в камере Olympus OM-D E-M1 при установке объективов с байонетом 4/3. Датчики способны вычислить необходимое направление смещения линз объектива и его величину. Такой автофокус может быть чуть быстрее, но менее точным. Зато он незаменим при съёмке с непрерывной автофокусировкой на объекте.

Чаще всего два метода используются одновременно. Окончательная фокусировка происходит, естественно, по контрастному принципу, так как точность при этом повышается.

Но если в процессе фокусировки камера «видит» будущий кадр, почему бы не использовать дополнительную информацию для облегчения жизни фотографа? Например, в камерах Olympus есть не только распознавание лиц, но и распознавание глаз модели. При съёмке портрета камера может найти в кадре глаз и автоматически сфокусироваться на нём. Умеют ли так зеркалки? Далеко не все, а лишь та пара моделей, цена которых может шокировать даже подготовленного человека. В большинстве же зеркалок такая функция может работать лишь в режиме Live View. При этом из-за низкой скорости работы зеркалок в режиме Live View распознавание лиц оказывается чаще всего бесполезным.

Постоянно «видящая» матрица оказывается кстати и при ручной фокусировке. Для быстрой наводки на резкость можно использовать пикинг фокуса. В этом случае находящиеся в резкости фрагменты будут помечены контрастным цветом. Это помогает фотографу или видеографу (а для видеосъёмки эта функция очень удобна!) чётко контролировать фокус.

Несколько слов о матрице

Наконец, на сладкое мы оставили вопросы, связанные с матрицами беззеркалок. Начнём с размера. Сегодня выпускаются беззеркальные камеры с матрицами разных размеров: от крохотных 1/2,3″ до гигантских полнокадровых. Фотоаппараты Olympus занимают здесь золотую середину, обладая матрицами формата 4/3″ (кроп-фактор х2 относительно полного кадра).

С одной стороны, площади такой матрицы достаточно для получения качественных снимков. В условиях недостаточной освещённости уровень шумов будет приемлемым. Со светосильным объективом возможно красивое и довольно сильное размытие фона.

С другой стороны, уменьшенная площадь по сравнению с полным кадром позволяет снизить вес, размер, а главное - стоимость фотоаппаратов и объективов.

Отдельно нужно сказать о возможностях макросъёмки. В системе Olympus есть объектив, обеспечивающий масштаб макросъёмки 1:1. То есть минимальный размер снимаемого объекта будет равен размеру матрицы. Так что объект с примерными размерами 18×13,5 мм (это точные размеры матрицы) можно сфотографировать во весь кадр.

В последних моделях компании также появилась функция электронного затвора, позволяющая делать снимок абсолютно бесшумно и не создавать вибрации от хлопка затвора механического. При этом возможна съемка со сверхкороткими выдержками порядка 1/16000 с. Это здорово упрощает работу со светосильной оптикой при ярком освещении. А еще, если вы увлекаетесь тайм-лэпсами (цейтраферная видеосъемка), то с помощью электронного затвора можете здорово экономить ресурс затвора механического.

Применение не слишком большого сенсора изображения позволило разработчикам Olympus реализовать в корпусе камеры оптический стабилизатор изображения на основе сдвига матрицы. И это не привело к увеличению габаритов фотоаппарата. Зато в последних моделях компании широко применяется так называемая пятиосевая стабилизация.

Подобный стабилизатор способен обеспечить компенсацию смещения камеры по пяти степеням свободы из шести возможных. И это действительно работает! При съёмке с рук фотографу доступны выдержки, которые раньше были возможны только при использовании штатива. А видеографы за счёт применения стабилизатора в ряде случаев могут отказаться от различных подвесов типа стэдикама - картинка будет достаточно плавной.

Наконец, обладая подобным стабилизатором и 16-мегапиксельным разрешением, некоторые камеры Olympus могут создавать 40-мегапиксельные снимки с высочайшей детализацией. Как? Для этого понадобится неподвижный объект съёмки и штатив. За счёт пошагового сдвига матрицы на ничтожно малую величину в половину пикселя и снятия серии снимков камера способна автоматически склеить их в один кадр увеличенного разрешения. Отличное решение для предметной съёмки!

Это не единственная полезная «программная» функция камер Olympus. При макросъёмке есть также функция фокус-стэкинга, когда камера сама снимает серию изображений, изменяя фокусировку на небольшую величину и собирая кадры в один с увеличенной глубиной резкости. Благодаря пятиосевому стабилизатору такая съёмка возможна даже с рук без использования штатива.

Впрочем, о разных функциях камер Olympus мы расскажем в наших последующих статьях, которые нам помогут подготовить профессиональные фотографы, не первый год снимающие на подобные камеры в различных жанрах. Следите за обновлениями!

На настоящий момент Sigma предлагает всего одну системную зеркальную камеру SD1 Merrill с байонетом SIGMA SA и матрицей формата APS-C. В этом году были анонсированы две беззеркальные камеры, совместимые с байонетом SIGMA SA, оснащенные электронными видоискателями: sd Quattro (матрица APS-C) и sd Quattro H (матрица APS-H). Отличаются фотоаппараты размером матриц и разрешением.

Системная и межсистемная совместимость

Как правило, объективы «старших» фотосистем одной компании можно с успехом использовать с камерами «младших» систем этой же компании, но обратная совместимость всегда проблематична. Для того чтобы на зеркальный фотоаппарат с матрицей APS-C установить полнокадровый объектив, не потребуется никаких дополнительных приспособлений. Объектив будет отлично работать, а его фокусное расстояние увеличится на значение кроп-фактора (1,6). Установка объектива с меньшим полем изображения (предназначенного для камер с матрицами APS-C) на камеры с полнокадровой матрице обычно тоже возможна, но на фотографии может быть заметно сильное виньетирование и ухудшение изображения вплоть до его полного исчезновения к краю кадра. Улучшить результат помогает автоматическое или ручное кадрирование, обрезающее края кадра и снижающее разрешение снимка.

Установить на беззеркальный фотоаппарат с матрицей любого размера объектив от зеркальной системы чуть сложнее. Рабочий отрезок беззеркальных фотоаппаратов меньше, чем у зеркальных систем, поэтому для корректной работы объектива потребуется специальное переходное кольцо, адаптер увеличивающий расстояние между объективом и светочувствительной матрицей.

Так, чтобы на беззеркальную камеру Canon системы EOS-M установить объектив от зеркальных систем, подойдет адаптер MOUNT ADAPTER EF-EOS-M.
Аналогичную функцию у системы Nikon One выполняет Mount Adapter FT 1.

Ассортимент адаптеров Sony несколько шире, поскольку компания решила оснастить свои адаптеры дополнительным сенсором быстрого автофокуса с полупрозрачным зеркалом. Sony LA-EA4 - адаптер с быстрым автофокусом для полнокадровых беззеркальных фотоаппаратов, а LA-EA2 подойдет к камерам с матрицами APS-C. Есть у Sony и обычные адаптеры без зеркала: владельцам полнокадровых зеркальных камер необходим LA-EA3, а для камер с матрицей APS-C подойдет LA-EA1.

Подружить оптику от зеркальных фотоаппаратов системы 4/3 с беззеркальными камерами системы Микро 4/3 помогут адаптеры Olympus MMF-3 Four Thirds и Panasonic DMW-MA1. Кроме того, Olympus производит адаптеры, позволяющие использовать оптику системы ОМ с камерами 4/3 (MF-1) и Micro 4/3 (MF-2).
Результатом сотрудничества Panasonic и Leica стали адаптеры, позволяющие использовать оптику Leica c камерами системы Micro 4/3. Адаптер Panasonic DMW-MA2 позволит устанавливать объективы системы Leica M, а DMW-MA3 - объективы Leica R.

Случай когда компания производит «родные» адаптеры для использования оптики других компаний со своими камерами - скорее исключение, чем правило. Но независимые производители предлагают массу всевозможных адаптеров, позволяющих установить самую разную оптику на фотоаппараты всех систем - правда, с теми или иными функциональными ограничениями.

Справочная статья, основанная на экспертном мнении автора.

Чтобы научиться хорошо фотографировать беззеркальной камерой нужно усвоить несколько моментов. Прежде всего, нужно знать, как фотоаппарат работает, необходимо освоить теорию. Поэтому начнем с описания фотоаппаратов.

Что такое беззеркальный фотоаппарат?

Как многие могли понять из названия, в беззеркальных фотоаппаратах отсутствует зеркало. Схема работы беззеркального фотоаппарата больше возлагается на электронику чем на механику. Так в зеркалке для того, чтобы создался кадр, должно подняться зеркало. В беззеркалке просто происходит запись светового потока, попадающего на сенсор в определенное время. Так же и с видоискателем. В зеркальных камерах он преимущественно оптический (не всегда). В беззеркалках он обычно отсутствует, но если есть, то непременно он электронный. Система автофокусировки зеркальных камер и беззеркалок также несколько отличается.

Устройство зеркального фотоаппарата

В зеркальном фотоаппарате за объективом расположено зеркало, которое отражает световой поток в пентапризму видоискателя. Пентапризма делает изображение не перевернутым. Автофокусировка осуществляется при помощи специального блока датчиков. На датчики свет обычно поступает от дополнительного зеркала. Когда нажимается кнопка спуска затвора, зеркало поднимается и видоискатель больше не показывает кадр. Весь свет идет на матрицу, что приводит к экспонированию кадра.

Световой поток в зеркальной камере в момент фотографирования

Преимущества зеркального фотоаппарата:

  • Оптический видоискатель позволяет видеть картинку без участия электроники. Это исключает искажения и притормаживания при быстром движении.
  • Фазовые датчики, использующиеся в системе автофокусировки зеркальной камеры, позволяют работать очень быстро и качественно.

Минусы зеркального фотоаппарата:

  • Слишком сложная конструкция камеры. Много механических элементов. дорогой процесс изготовления фотоаппарата.
  • Наличие поднимающегося зеркала и пентапризмы не позволяют сделать компактный корпус.
  • Надежность камеры снижается из-за большого количества подвижных элементов.
  • При длительной выдержек зеркало закрывает видоискатель и обзор кадра становится не доступен.

Конструктив беззеркального фотоаппарата намного проще. Там отсутствует зеркало, пентапризма, оптический видоискатель и фазовые датчики.

Устройство беззеркалки

Свет проходит через объектив и проецируется на матрицу. Процессор считывает этот сигнал и преобразует его в видеосигнал, который подается на дисплей.

Преимущества беззеркальных фотоаппаратов:

  • Имеется возможность сделать камеру очень компактной.
  • Из-за маленького количества механических частей надежность камеры возрастает.
  • Стоимость производства и разработки снижается.
  • Многим пользоваться дисплеем проще и привычнее, чем видоискателем.
  • Можно просматривать снимки, сделанные с пользовательскими фильтрами и настройками (Ч/Б, Сепия и т.д.)

Недостатки беззеркальных фотоаппаратов:

  • При съемке на экране отображается переработанная процессором картинка. Экран тоже имеет ограничение по отображению контраста и насыщенности.
  • Отображение картинки происходит с некоторым запаздыванием, что связано со скоростью работы процессора.
  • При ярком свете экран может покрываться бликами, что затруднит просмотр изображения на нем.
  • Постоянная работа экрана и процессора быстро расходует заряд батареи.

Оба типа фотоаппаратов имеют свои плюсы и минусы. Конструкторы постоянно находятся в поиске решения многих недостатков. Так, например, многие зеркальные фотоаппараты обзавелись функцией Live View. во время её работы зеркало поднимается на длительное время и картинка отображается на экране как у беззеркалок. Это дает возможность снимать видео на зеркальных камерах.

Совершенствуются и беззеркальные камеры. Их процессоры становятся быстрее, совершенствуются экраны, оптика и сенсоры. Электронные видоискатели приближают возможности беззеркалок к зеркальным фотоаппаратам. На матрицы научились устанавливать датчики фазного автофокуса, что позволяет использовать оба типа автофокуса (контрастного и фазного).

Фотоаппараты класса беззеркалок

Беззеркальный фотоаппарат Nikon 1 J1

Многие могут подумать, что все фотоаппараты без зеркала являются беззеркалками, но это не так. Камеры, которые имеют не съемную оптику, относятся к классу компактов.

Камеры, которые имеют съемную оптику, но при этом работают без зеркала и называются беззеркалками.

Различие в стоимости

Топовые беззеркальные камеры стоят не дешевле многих зеркальных фотоаппаратов. Казалось бы, лучше взять зеркальную камеру, которая гарантировано даст отличную картинку и будет долго служить. Но тут есть один нюанс. Беззеркальные камеры уже давно могут фотографировать не хуже зеркалок. Картинка получается не хуже, чем на зеркалке в той же ценовой категории. Тут встает вопрос размеров. Объектив не позволит положить беззеркалку в карман, но на шее её носить или в рюкзаке намного проще, чем большую зеркальную камеру. Для студийной съемки конечно лучше подойдет зеркалка, но любители походов и поездок наверняка предпочтут беззеркальный фотоаппарат.

Или беззеркалка, необходимо понять какие преимущества и недостатки имеет каждая из них. Беззеркальный фотоаппарат, благодаря отсутствию пентапризмы и зеркала, имеет гораздо меньшие размеры, что является несомненным преимуществом для мобильного, активного человека.
Такой аппарат, при наличии компактного объектива, легко помещается в сумку или , поэтому его можно носить с собой каждый день. Зеркальная камера в этом вопросе проигрывает. Размеры и вес таких аппаратов значительно больше, однако, благодаря этому, на корпусе можно разместить больше органов управления, ее удобнее держать в руках.

Большинство беззеркальных фотоаппаратов не оснащено видоискателем, его функцию выполняет ЖК монитор, использование которого затруднительно в солнечную погоду из-за появления бликов. Кроме того монитор достаточно сильно расходует заряд батареи. Только дорогие модели беззеркалок имеют электронный видоискатель. В зеркальных фотокамерах устанавливается оптический видоискатель.

Благодаря тому, что в беззеркалках изображение передается на ЖК монитор непосредственно с матрицы, она работает постоянно, из-за чего достаточно сильно греется. Нагрев вызывает дополнительные шумы и ухудшение качества снимка, которые, однако, редко бывают заметны. Поэтому при съемке лучше чаще выключать камеру, чтобы дать матрице остыть.

В зеркальных фотоаппаратах во время съемки используется фазовая фокусировка. Т.е. в ней установлены специальные датчики, получающие световой поток непосредственно от объекта. В беззеркалках таких датчиков нет, поскольку их негде разместить, поэтому для фокусировки используются программные методы контрастной фокусировки. Фазовая фокусировка значительно быстрее и немного точнее контрастной.

Еще одним недостатком беззеркалок можно назвать сравнительно небольшой набор сменных объективов, разработанных для данного вида техники, а также их высокую цену. Однако производители активно работают над созданием новых моделей. К тому же с помощью различных переходников, есть возможность использовать как объективы от , так и объективы от старых советских аппаратов.

Одна из важнейших частей фотоаппарата – это его матрица. В этом смысле беззеркалки ничуть не уступают своим оппонентам. В большинстве случаев производители устанавливают в беззеркалки такие же матрицы, как в модели своих зеркальных фотокамер.

Итак, сравнение характеристик зеркальных и беззеркальных фотоаппаратов, не дает однозначного ответа на вопрос, какой вид техники лучше. Основным преимуществом беззеркальных фотоаппаратов является их компактность, однако и по другим параметрам они с каждым годом догоняют своих конкурентов.

Таким образом, если вам нужен фотоаппарат на каждый день, который можно носить с собой, следует остановиться именно на беззеркальной фотокамере. Ее функционала хватит для решения 99% задач, стоящих перед фотографом-любителем. Если же хочется делать фотографии максимально профессионального качества, следует выбирать полупрофессиональные или профессиональные . В любом случае, качество снимка в большей степени зависит не от фотоаппарата, а от таланта фотографа.

Не так давно на рынке были представлены 2 типа фотоаппаратов: это зеркальные и «мыльницы». Первые – зеркальные фотоаппараты – были ориентированы на профессионалов. Мыльницы – обычные цифровые фотокамеры – подходили любительской части покупателей, они отличались автоматическим режимом съемки и не позволяли владельцам реализовать «творческий потенциал» (вообще-то даже с дешевой мыльницей можно делать прекрасные креативные снимки, поэтому это словосочетание в кавычках).

В последе время на рынке появился новый класс девайсов – это промежуточные камеры между мыльницами и зеркалками. Они называются беззеркальные фотоаппараты и обладают съемной оптикой. Если сравнивать их технические параметры и качество снимков, то они вполне могут конкурировать с известными зеркалками полупрофессионального и уж точно любительского уровня. При всем этом стоят они гораздо дешевле, что и вызвало большой ажиотаж на рынке и подняло их популярность. И даже сегодня при покупке фотоаппарата пользователи задаются вопросом: что же лучше: зеркальный или беззеркальный фотоаппарат.

Устройство зеркального фотоаппарата

Разница между зеркальной и беззеркальной фотокамерой в первую очередь заключается в использовании системы с зеркалом и пентапризмой (3). Здесь зеркало (1) нужно для направления света в видоискатель (2). Как только пользователь жмет на кнопку, происходит спуск затвора, и зеркало приподнимается. Далее световой поток меняет свое направление – вместо видоискателя он попадает на поверхность матрицы (4). Под номером (5) – фазовые датчики, необходимые для фокусирования оптики.

Достоинство такой конструкции очевидно – картинка, которую видит пользователь в видоискателе, без искажений передается на матрицу, и снимок получается в точности как в видоискателе. Плюс ко всему, зеркальный фотоаппарат отличается огромным количеством настроек, что, свою очередь, предоставляет возможности творчества для пользователя. Здесь также есть возможность применять быстрый фазовый автофокус, что наряду с оптическим видоискателем позволит запечатлеть нужный момент.


В принципе, с зеркальной камерой понятно: это в первую очередь профессиональный девайс, хотя в последнее время на рынке появились модели для начинающих. Они дешевле, но в них стоит не самая лучшая оптика, да и функционал немного ограничен. В первую очередь они оснащаются удобным управлением и, что самое главное, автоматическим режимом съемки.

Устройство беззеркального фотоаппарата

Легко догадаться, что идея, которая лежит в основе данной технологии, предполагает отказ от зеркала. Компании Olympus и Panasonic – первые производители этих гибридных камер. Хотя в последнее время их на рынке появилось уже много, и они успешно доказали, что способны составить здоровую конкуренцию зеркалкам.


Главное отличие в конструкции: в зеркальной камере световой поток направляется на зеркало с пентапризмой, далее – в видоискатель, при спуске затвора направление меняется и поток попадает на светочувствительную матрицу. В беззеркальном варианте световой поток сразу попадает на матрицу (1). Здесь предварительный просмотр возможен благодаря считыванию изображения процессором (2) прямо с матрицы. Отображение считанной процессором картинки осуществляется на электронном видоискателе, который является простым ЖК-дисплеем (3).


Достоинства и недостатки

В первую очередь хотелось бы отметить: идея удалить из конструкции зеркальный видоискатель и заменить его процессором с электронным видоискателем выглядит неплохо, и она даже имеет свои плюсы. В первую очередь плюсы касаются габаритов: беззеркальные камеры более компактны, поэтому их владельцы могут брать данные девайсы с собой на прогулку. Зеркалки в этом плане проигрывают – они большие, и не всегда удобно таскать с собой сей девайс даже в специальной сумке.

Однако компактность – это не всегда хорошо. Зеркалки очень удобно держать из-за их больших размеров, а вот хват беззеркалки не всегда удобен.

О матрицах

В мыльницах часто используются светочувствительные матрицы, которые по характеристикам сильно проигрывают используемым в зеркалках сенсорам. В беззеркальных девайсах тоже используется сенсоры, как и в зеркалках. Это позволяет получать снимки прекрасного качества. Впрочем, в беззеркальных камерах не могут применяться полнокадровые матрицы, однако они часто и не нужны. Полнокадровые матрицы требуются для исключительных съемочных ситуаций, следовательно, это весьма сомнительный плюс в пользу зеркальных фотокамер.

Видоискатель

В матрице нет преимуществ какого-либо фотоаппарата… ну, почти нет. А вот видоискатель – тут большой плюс для зеркального фотоаппарата. Оптический видоискатель позволяет при любом освещении наблюдать картинку, как она есть, без искажений, что в итоге позволит получить «правильный снимок».

В беззеркальных камерах используется электронный видоискатель, то бишь дисплей. На нем часто изображение выводится с задержками. Да и разрешающая способность этого дисплея гораздо ниже, чем разрешение глаза человека. Да и вообще, ограниченная освещенность – это большая проблема электронного видоискателя – картинка засоряется шумами, появляется зернистость. Короче, по этому критерию зеркалки вне конкуренции, ведь поймать правильный момент глазом гораздо проще, нежели чем электронным дисплеем.

Автоматическая фокусировка

Автофокус в беззеркалках – это проблема. Отчасти благодаря огромным усилиям производителей проблему автофокуса в беззеркальных камерах решить удалось, но все равно она не решена окончательно. Дело в том, что в беззеркалках применяется контрастный автофокус (особенности конструкции таковы), в то время как в зеркальных фотоаппаратах – фазовый. То есть фокусировка здесь осуществляется процессором при попадании картинки на матрицу и последующем ее анализе.

Исследования показали, что фазовая фокусировка, применяемая в зеркалках, по точности и скорости сильно превосходит контрастную, следовательно, зеркалка сильно выигрывает по данному параметру.

Оптика

В обеих камерах оптика сменная, но зеркалки в арсенале имеют куда более широкий набор сменной оптики. Беззеркалки в этом плане ограничены, но тут стоит понимать, что появились они на рынке недавно и ассортимент объективов для беззеркальных камер растет. Вполне вероятно, что через 2-3 года ассортимент оптики для данных девайсов будет настолько же огромен, как и для зеркалок. Так что это хоть и преимущество в пользу зеркальных фотокамер, но оно временное.

Автономность и энергопотребление

Беззеркальные камеры «жрут» энергию аккумулятора достаточно быстро: здесь работает ЖК-дисплей (электронный видоискатель), процессор, анализатор изображения, светочувствительная матрица. В результате батарея садится быстро, и то этого беззеркалка проигрывает зеркальной камере.

Более того, в зеркальных фотоаппаратах конструкция большая, что позволят использовать аккумулятор с большей мощностью. По сути, один зеркальный фотоаппарат по времени сможет работать дольше, чем 2 беззеркальных.

Выводы

Сложно отдать предпочтение тому или иному девайсу, но попробовать стоит. Технически зеркалка все-таки превосходит беззеркальную камеру, вот только последняя стоит дешевле. Если вам нужна хорошая камера для любительской съемки, то вполне можно ограничиться и беззеркальной фотокамерой. Если вы планируете обучаться искусству фото, то в любом случае рано или поздно вам потребуется зеркальный фотоаппарат с хорошей оптикой, и возможностей беззеркальной камеры будет недостаточно. В этом случае потребуется зеркальный фотоаппарат.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...