Амирхана «Хаят» в контексте русской и татарской культуры. «Сопоставительный анализ образов главных героинь в произведениях Тургенева «Ася» и Ф

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Сегодня мы расскажем, кто такой Фатих Амирхан. Биография его будет подробно рассмотрена ниже. Речь идет о писателе, едко-ироничном публицисте, перо которого не щадило самых влиятельных и уважаемых мусульман. Он был и мудрым либеральным мыслителем.

Биография

Фатих Амирхан на татарском языке сумел создать настолько восхитительные прозаические произведения, что его назвали самым проникновенным лириком своего народа. Он родился в 1886 году, 1 января, в Новотатарской слободе. Его отец был имамом мечети Иске-Таш. Род его восходил к мурзам Казанского ханства. Детство нашего героя прошло под чтение Корана, а также добрые наставления его матери - мягкосердечной, просвещенной женщины. Фатих Амирхан два года проучился в приходском мектебе. В 1895 г. по настоянию отца он перешел в медресе «Мухаммадия» - крупнейшее училище Казани. Руководил данным заведением педагог и религиозный деятель Г. Баруди. Десять лет наш герой провел в этом учебном заведении.

Обучение

Фатих Амирхан получил превосходное богословское образование, а также прекрасные знания в литературе Востока и его истории. Кроме того, он приобрел навыки русского языка и открыл для себя ряд светских наук. Наш герой начал интересоваться русской культурой. Он проявлял любопытство как к русским, так и к европейским ее основам. Будущий писатель начал задаваться вопросами об основных причинах отставания восточной цивилизации. По характеру будучи лидером, но при этом инициативным человеком, он вокруг себя сплотил группу людей, которые также чувствовали, что рамки религиозной школы для них тесны.

Иттихад

Фатих Амирхан в 1901 г. вместе с друзьями стал организатором тайного кружка «Единение». На его родном языке эта организация называлась «Иттихад». Кружок ставил своей целью улучшение бытовых и материальных условий учащихся. Кроме проведения собраний, издания рукописного журнала, объединение осуществило в 1903 г. национальную театральную постановку - спектакль «Несчастный юноша». Это мероприятие стало одним из первых в своем роде. Наш герой непрерывно пытался восполнить нехватку знаний. В результате у будущего писателя появился репетитор. Им стал С. Н. Гассар - социал-демократ. Частое общение с этим человеком, а также с Х. Ямашевым вызвало у нашего героя острый интерес к политической жизни.

Деятельность

Фатих Амирхан в период русской революции окунулся с головой в организацию движения учащихся «Реформа». Он участвовал во всех съездах мусульман России. В 1906 году наш герой покидает родной дом. Опасаясь преследований, он уезжает в Москву. Здесь он работает над журналом «Воспитание детей». На страницах этого издания появляются дебютные журналистские опыты нашего героя. Вскоре произошло возвращение Фатиха Амирхана. Казань он посетил в 1907 г. Ему удалось вновь стать вожаком молодежи. Однако случилась трагедия. В 1907 году, 15 августа, нашему герою стало плохо. Он оказался в больнице. Диагноз - паралич. Болезнь приковала писателя к инвалидной коляске. Лишь характер, воля, поддержка родителей и друзей позволили ему вернуться к творческой и общественной деятельности. Осуществилась его давняя мечта - вышел первый номер издания «Эль-ислах». Пожалуй, это была самая смелая и бескомпромиссная газета того времени.

Творчество

Выше мы уже рассказали, как стал публицистом Фатих Амирхан. Рассказы его начали появляться в упомянутой выше газете. Первый из них - «Сон накануне праздника» - был опубликован в октябре 1907 г. В этом произведении речь идет о светском национальном празднике, на котором царит социальная и межнациональная гармония. Для ряда литературных творений нашего героя (в частности повести «Фатхулла хазрет», изданной в 1909 г.) характерно беспощадное высмеивание духовенства, которое сочетается с созданием художественной утопии о счастливой и радостной жизни татар, в которой есть место для культуры, технического прогресса, свободе выбора веры.

Огромную популярность принесли писателю произведения, которые посвящены духовным исканиям мусульманской татарской молодежи в условиях революционного и национального движения. Следует отдельно упомянуть повесть «Хаят», роман «На перепутье», а также драму «Неравные». Данные произведения по большей части были созданы на основе жизненных фактов и личных впечатлений автора. В них он раскрыл мир сомневающихся, размышляющих и мятущихся представителей молодежи, которые не готовы, даже во имя заманчивой мечты, порвать навсегда с верой, традициями и своим народом. Таким образом, в душе нашего героя произошла эволюция к национальным и либеральным ценностям, идее согласия и общественного спокойствия. Революцию писатель не принял. Он во всем искал красоту и гармонию, поэтому с болью и возмущением писал о разгуле преступности, разрухе, незаслуженных привилегиях, запущенных памятниках, безнравственном поведении лидеров.

УТРАЧЕННЫЕ ИЛЛЮЗИИ ХАЯТ

Эту премьеру мы ждали с особым интересом, поскольку сценарий для него написал челнинский журналист Равиль Сабыр. Узнав, что наш коллега написал пьесу по повести Фатиха Амирхана «Хаят», сразу же подумалось: «Легких путей он не ищет». Ведь для того чтобы замахнуться на драматическое переосмысление известного произведения татарской литературы, согласитесь, надо обладать определенной долей смелости и даже дерзости. Хотя бы потому, что повесть «Хаят», написанная Фатихом Амирханом еще в 1911 году, казалось бы, отражает исторические веяния «иной эпохи».

Тогда на заре ХХ века возникло просветительское течение джадидов, которые видели свою миссию в том, чтобы «построить» духовный мост между восточным и европейским мирами – преодолеть политическую и религиозную косность, мешающую развитию татарского народа, и сделать рывок навстречу к цивилизации. Фатих Амирхан – один из видных джадидов. В основе его повести «Хаят» лежит история о судьбе татарской девушки, которая, оказавшись внутри любовного треугольника, сделала ошибочный выбор: питая сердечную симпатию к младшему из сыновей Арслановых – красавцу-студенту, приверженцу джадидизма Гали, в силу роковых обстоятельств она дает согласие на брак со старшим братом, муллой Салихом, «похожим на больного цыпленка». По замыслу автора, Хаят, выбирая между братьями, мечется между старым и новым образом жизни. Можно ли «дореволюционным» страстям придать современное звучание, задавались мы вопросом, отправляясь на премьеру спектакля «Хаят». Оказалось, да.

Это стало возможным во многом благодаря режиссерской находке Булата Бадриева – главную роль он отдал непрофессиональной артистке Гузель Исмагиловой. Как сказал на пресс-конференции сам режиссер, «в образе Хаят очень много наив-ного, неподдельного, и для воплощения его на сцене мне нужна была девушка, которая не знакома с азами актерского мастерства». Несмотря на отсутствие актерской практики, Гузель смогла показать на сцене довольно сложную «эволюцию» – превращения угловатого подростка в настоящую женщину. Что-то в ней даже было толстовское, от Наташи Ростовой.

Но, как известно, хорошему бриллианту нужна соответствующая оправа. Именно так воспринимались из зрительского зала подруги Хаят – роль искрометной Лизы Чулпан Казанлы довела до совершенства. А Энже Шигапова, исполнив роль Амины, кажется, всем зрителям доказала, что женская дружба все-таки существует. Впрочем, столь же блистательно играл весь актерский ансамбль – как в хорошо слаженном оркестре, в спектакле было слышно «звучание» каждого из них. Особенно зрителям запомнился Мустафа Рахимов в исполнении Инсафа Фахретдинова, который играл ну очень убедительно!

Запомнилась и работа художника спектакля Рании Хайруллиной. Благодаря ее творческому замыслу, декорации, которые вообще не менялись на протяжении всей постановки, легко «превращались» то в дом купца Гимадова, то в купеческий клуб, то в волжский берег. В декорациях превалировали два цвета – голубой и желтый. Первый олицетворял космос и бесконечность притязаний молодой души, а желтый – предательство этих замыслов... В том, что декорации воспринимались зрителями органично, есть и заслуга композитора и звукорежиссера Нияза Тарханова, который «помогал» нашему воображению, включая попеременно звуки прибоя, проплывающего мимо парохода с цыганским табором на борту, отъезжающего экипажа...

Кроме того, в спектакле было немало деталей, явно сконструированных режиссерской рукой и помогавших зрителям прочувствовать драматизм той или иной сцены. Особенно выразительно смотрелась сцена, когда Хаят рассыпает яблоки, узнав, что на Никахе вместо любимого Гали рядом с ней будет сидеть жалкий Салих... Перевернутая корзина с желтыми яблоками вообще стала символом спектакля о судьбе девушки, чьи романтические чаяния были принесены в жертву традициям. Причем, что немаловажно, отец девушки Бурган (артист Булат Саляхов) предоставляет Хаят право самой выбрать свое будущее. Однако генетические узы оказываются сильнее прогрессивных взглядов отца и внешних обстоятельств...

Эльвира МУХАМЕТДИНОВА. «Вечерние Челны»

Творчество Ф. Амирхана «Хаят» и его место в истории литературы народов России

Творчество Ф. Амирхана «Хаят» и его место в истории литературы народов России

Выполнила:

студентка V курса

ОЗО филфака РЯНШ

КАЗАНЬ

2005

Введение

1. Основные особенности творчества Фатиха Амирхана

2. Повесть «Хаят» как типичное произведение в творчестве Ф. Амирхана

Список использованной литературы


Введение

Фатих Амирхан. В разнообразном литературном потоке 20-х годов прошлого столетия его творчество занимает особое место. 20-е годы – это эпоха появления огромного количества новых жанров, школ, направлений, эпоха литературных экспериментов. Например, в русской литературе достаточно вспомнить имена И. Бабеля, Б. Пильняка, Е. Замятина. Появление жанра антиутопии, пролеткульта и других литературных направлений.

В татарской же литературе подобные же произведения, разрывающие общепринятые литературные критерии, открывающий новые жанры принадлежат таким писателям, как Г. Исхакый, Г. Рахим, и, конечно же, Ф. Амирхан.

Не случайно, Бакый Урманче – известнейший татарский художник – называл Ф. Амирхана «идеальной моделью» татарского интеллигента, объединившего в себе Восток и Европу .

И вправду, его творчество находится на срезе восточных и европейских культур. Ф. Амирхан сумел прекрасно сочетать в своем творчестве традиции татарской литературы и русской, а также европейской литератур.

Начав свой творческий путь с рассказа «Сон о вечере Гарафа» в 1907 году, он увидел только прижизненных 20 книг, и умер не дожив до сорока лет.

С первых же произведений для писателя узки рамки критического реализма, он начинает творческий поиск, и вскоре в его произведениях появляются оттенки символизма, порою даже мистицизма.

В настоящем реферате мы рассмотрели творчество Фатиха Амирхана именно с позиций его места в литературе народов России. В этом отношении многие произведения Ф. Амирхана близки к произведениям таких русских авторов, как Л. Андреев и некоторые произведения Соллогуба и других.


1. Основные особенности творчества Фатиха Амирхана

Фатих Зарифович Амирханов родился в1886 году в Казани в семье муллы, давший своему сыну духовное образование. Но уже в знаменитом медресе «Мухаммадия», где с 1895 года учился Фатих, он увлекся художественной литературой и стал усердно посещать открытое в нем русский класс, где изучал русский язык и литературу.

В эти же годы Фатих Амирхан становится активным участником, а затем и одним из руководителей реформистского движения шакирдов – учащихся медресе, требовавших более широкого введения общеобразовательных предметов вместо схоластики, решительного изменения и даже полного упразднения средневековых порядков, принятых в этих клерикальных учебных заведениях.

В 1907 году в Казани начала выходить газета «Эль-Ислах», отражавшая интересы демократической молодежи. Ф. Амирхан стал ее редактором. В «Эль-Ислахе» были напечатаны первые художественные произведения Фатиха Амирхана.

Художественной прозе Амирхана с самого начала присущи актуальность и гражданственность основных мотивов, глубина психологического анализа, мастерство композиции, лаконизм.

Зная, что судьба большинства женщин его времени была трагичной, писатель не оставлял борьбы за их раскрепощение и просвещение. В 1910 году он написал рассказ «Блаженный день», в котором поведал об отсталости и забитости татарок – старой Мухип и молодой Гайниджамал.

В разнообразных литературных течениях 20-х годов, которые ознаменовались появлением в литературе самых различных школ, новых по жанру и стилистике художественных произведений, творчество Фатиха Амирхана занимает одно из своеобразных мест.

В 1911 году писатель создал лирическую повесть «Хаят» – о тревогах девушки-татарки из купеческой семьи, сломленной патриархальными традициями, не нашедшей сил для борьбы за возникшее у нее светлое чувство, за человеческие права. Ей предстоит выйти замуж за незнакомого человека. Полюбила же она студента, которого знала с детства и который, в свою очередь охваченный искренним чувством, писал ей: «Возможно, вы считаете, что я вам не подходу оттого, что я русский, но, друг мой, я понял, что любовь такая сила, которая не признает национальных различий. Мое счастье в ваших руках, я жду вашего решенья».

Кроме художественных произведений, круг интересов Фатиха Амирхана был широк. Так, в литературоведческих статьях он писал о Гоголе, Тургеневе, Л. Толстом, Короленко, о Г. Сенкевиче. Отдельные статьи посвящены творчеству Габдуллы Тукая.

Как отмечает Д.Ф. Загидуллина, «отрывки из дневников, произведение «Шафигулла агай» – остаются доказательсовм того, что, несмотря на коренные изменения в стране, Ф. Амирхан остался верен своим идеалам – служение татарскому народу» (Перевод наш – ЛХ ).

Газиз Губайдуллин – один из признанных литературных критиков того времени – писал, что «видит в Фатихе Амирхане не только писателя, не только человека, он видит идеал татарского интеллигента, однако не сухой далекий идеал, а наделенный страстями и плотью» .


2. Повесть «Хаят» как типичное произведение в творчестве Ф. Амирхана

Повесть «Хаят» появилась в 1911 году и сразу же привлекла внимание критиков. Оно не было однозначным, но никого не оставила равнодушным духовные и душевные искания татарской девушки по имени Хаят.

Трагичная повесть «Хаят» является реальным отображением порядков того времени. Поэтому Хаят мы можем назвать типическим характером. Хотя многие исследователи творчества Ф. Амирхана считают повесть романтическим произведением. Например, Д.Ф. Загидуллина пишет: “Т¿п сюжет сызыгын Х´ят кº¼еленд´ барган ºзг´решл´р т´шкил итº авторны¼ романтизм сукмагында к¿ч сынавын д´лилли” .

Основная идея произведения – не столько судьба татарской девушки, но резкое несоответствие русского и татарского миров. Такие герои как Бурган абзый, Рахима абыстай усиливают понимание этой идеи повести. Раскрытию этой же идеи способствуют второстепенные сюжетные линии таких героинь, как Амина и Ракия.

Однако в центре повести находится, конечно же, Хаят. Ее богатый внутренний мир, ее молодость, ее романтические чаяния раскрыты с необычайной силой и мастерством. И для этой шестнадцатилетней девушке новое понимание чувства любви уже раскрывают ее саму – цельную личность, которая полюбила русского молодого человека Михаила.

Мы наблюдаем Хаят не в статичном состоянии, а в динамическом. Ее чувства растут, меняются, но эти изменения лишь доказывают силу натуры главной героини.

Можно сказать, что вся повесть посвящена воспеванию красоты, молодости, надежде, любви. Все эти чувства облагораживают личность. И Хаят как натура сильная и цельная ведет себя благородно по отношению к любой личности, не взирая на взгляды, мировоззрение, национальность и другие признаки личности.

Судьба татарской девушки была распространенной темой многих татарских авторов. Можно назвать Г. Ибрагимова, Гали Рахима, Г. Исхаки, даже Г. Тукая. Но Хаят совершенно иной характер, это не забитая предрассудками девушка, которая бунтует против намеченной ей кармы. Хаят – интеллигентная, раскованная девушка, она образованная и красивая. Ее характер и мировоззрение явно выходят за пределы национального понимания место женщины в обществе.

Достаточно сравнить образ Хаят с образами женщим Г. Исхаки. У последнего они вынуждены примиряться с существующим положением. Писатель как бы намечает место женщины в обществе, и такие натуры, как Хаят, просто не могли появится в творчестве Г. Исхаки.

Образ Хаят ближе к русским женщинам. Например, к Анне Карениной Толстого, тургеневским образам. В этом проявляется «западничество» Ф. Амирхана. Эпоха, которая наступила после Первой русской революции породила этот тип женщин. Они не столько раскрепощены, не столько образованы, они уже эмансипированы.

На наш взгляд, если рассмотреть историю татарской литературы на предмет гендерных взаимоотношений, то повесть Фатиха Амирхана была бы там одной из центральных. Именно в этом образе мы видим коренное изменение в татарском обществе. Общество, которое вступило в новый этап и с которого уже невозможно свернуть.

В этом основной итог повести – показать начало новой эпохи, эпохи ХХ века.


Использованная литература

Амирхан Ф. Избранное. Перевод Г. Хантемировой. – М.: Художественная литература, 1975. – 320 с.

¥мирхан Ф. ¥с´рл´р. – Казан: М´гариф, 2002. – 319 б.

За³идуллина Д.Ф. Кереш сºз // ¥мирхан Ф. ¥с´рл´р. – Казан: М´гариф, 2002. – Б. 5-12.

Климович Л. Творчество Ф. Амирхана // Амирхан Ф. Избранное. Перевод Г. Хантемировой. – М.: Художественная литература, 1975. – С. 5-18.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...