Сказка переделка на семейный новый год. Мужик и медведь. Молдавская народная сказка. Где использовать эту старую новую сказку

В сети можно найти много сказок для взрослых.

Взрослея, человек все-таки помнит сказки, на которых был воспитан. Иногда человек злопамятен – он их переделывает на свой лад, с учетом, зачастую, горького жизненного опыта.

Переделанные сказки для взрослых – это отдельный пласт современного народного творчества, адаптированный под день сегодняшний. В этих сказках сестрица Аленушка – добрая и работящая, а братец Иванушка – пьющий до состояния козла. И, как в каждой сказке, добро должно победить зло – спившегося братка съедают волки, а добрая Аленушка наследует его квартиру.

Поскольку только во взрослой жизни можно понять смысл жизни через живые и накопленные переживания с течением времени, очевидно, что этого не происходит с ребенком, то именно на этом этапе возникает необходимость в воспитательной работе с сказками, помогая ей в трудной задаче понять себя и мир вокруг нее.

Беттельгейм отмечает, что история очень важна для детей, в зависимости от их психологической стадии развития и проблем, которые в данный момент наиболее актуальны. Сказки начинают оказывать благотворное влияние примерно на четыре-пять лет. Агиар объясняет, что сказки сохраняют фиксированную структуру: они начинаются с проблемы, связанной с реальностью, которая разбалансирует первоначальное спокойствие. Разработка - это поиск решений, в фантастическом плане, с введением магических элементов. Восстановление порядка происходит в конце повествования, когда есть возврат к реальности.

В некоторых случаях сказки объединены – вдруг старик неводом вытаскивает не золотую рыбку, а щуку. И Емеля тут ни при чем – таковы законы современного бизнеса – совет директоров решил и одно предприятие поглотило другое. Так что, привет золотой рыбке!

А принцесса в сказке про веретено укололась совсем не этим инструментом – по версии современных сказочников она стала наркоманкой и докололась до полной отключки. А принц, который по всем правилам, доехал до этого поросшего быльем королевства, забрал весь скарб и не стал целовать принцессу – зачем ему и вправду наркоманка?!

Используя эту структуру, авторы, с одной стороны, демонстрируют, что они принимают воображаемый потенциал ребенка, а с другой - передают ребенку идею о том, что он не может жить бесконечно в мире фантазий, и необходимо принять реальное в нужный момент, Имея дело с содержанием популярной мудрости, с существенным содержанием человеческого состояния, эти сказки важны, увековечивая себя по сей день.

Что касается ценности, приписываемой сказкам, Беттельгейм подчеркивает, что. Точно так же, как в произведениях искусства, значение, которое человек получает, уникально и отличается для каждого, в то время как в данный момент индивид извлекает определенный смысл для своей жизни и, скорее всего, другой во второй момент.

Вот такие сказочки нынче бродят в инете, развлекая выросших людей, который уже начали сомневаться в основном постулате – добро всегда побеждает зло.

Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Жили-были сестрица Аленушка и братец Иванушка. Аленушка была умная да работящая, а Иванушка был алкоголик. Сколько раз сестрица ему говорила - "Не пей, Иванушка, козленочком станешь!" Но Иванушка не слушал и пил. Вот как-то раз купил он в ларьке паленой водки, выпил и чувствует - не может больше на двух ногах стоять, пришлось на четыре точки опуститься. А тут как раз подходят к нему волки позорные и говорят: "Ну что, козел, допился?". И так надавали ему по рогам, что он отбросил копыта…

В связи с магической потребностью ребенка сказки демонстрируют, как мир в действительности, как можно жить в нем и предлагать сообщения, которые подразумевают решения, гипотезы, которые не являются исчерпывающими, на усмотрение читателя или слушателей возможностей о том, как можно разрешая типично человеческие экзистенциальные конфликты.

Сказки представляют собой конфликт, который нужно решить, и всегда заканчиваются счастливым концом, успокаивающим и успокаивающим внутреннее давление слушателя. Они обращаются к страхам, страстям, трудностям быть ребенком, к росту, отсутствию, самопознанию, самопознанию, добру и злу. Они имеют дело не только с потерями и обысками, отказами, внутренними конфликтами, необходимостью утверждения как личности, а также с другими конфликтами, которые являются частью человеческого состояния, все в чрезвычайно богатом символическом измерении, в котором магия проявляется в действиях.

А сестрице Аленушке досталась его квартира, потому что добро всегда побеждает зло!

Арабская народная сказка "Ильич и Алладин"

В некотором султанате, в некотором эмирате жил-был Алладин. Нашел он как-то на свалке старую лампу и решил ее отчистить. Только начал тереть, как из лампы вылез джин, и давай желания исполнять. Ну, Алладин себе, понятное дело, дворец заказал, на принцессе жениться, ковер-самолет шестисотый и все дела. Короче, с тех пор стали все проблемы Алладину до лампочки. Чуть что - потрет и джину условия диктует. И вот как-то раз умотал он в круиз, а жену дома оставил. А тут как идет по улице человек и кричит - "Меняю старые лампы на новые"!

Сандерленд подтверждает благотворное влияние, которое сказки оказывают в качестве терапевтического ресурса. Через навязчивое повторение рассказов, в которых присутствует вся символика человеческого разума, ребенок захватывает все значения, которые может предложить ему та или иная история.

Например, ребенок, когда маленький, представляет желание матери, боится и любит то, что любит мать. С приобретением речи ребенок легко может представлять. Символическая функция, проявленная в игре и подражании, является способом представления физического мира. Имитация, а также притворная игра - не что иное, как символические представления о действиях и объектах.

Ну, жена обрадовалась и сменяла лампу Алладина на лампочку Ильича. И сколько потом Алладин эту лампочку не тер, Ильич оттуда не вылез и желания исполнять не стал. Вот так технический прогресс победил отсталые азиатские суеверия.

Про хвост

Украла как-то лиса у мужика целый воз рыбы. Сидит-объедается. А из лесу выходит голодный волк. "Лиса, дай рыбки!" "Пойди да сам налови", - отвечает лиса. "А как? У меня и удочки-то нет", - говорит волк. "У меня тоже нет, - сказала лиса, - а я хвост в прорубь закинула, вот на него и наловила." "Вот спасибо за идею!" - обрадовался волк, оторвал лисе хвост и пошел на рыбалку.

Он пришел к выводу, что история детей является посредником в установлении взаимопонимания в терапевтических отношениях и что через отношения между психотерапевтом и историей ребенка существует идентификация ребенка с содержанием истории, что облегчает выражение важных чувств и проблемное содержание, Хотя этот ресурс использовался в терапевтическом контексте, он был эффективным.

Следовательно, предполагается, что он также может использоваться в классе. Исследование Алвеста также подтверждает выводы Гутфрейнда, в которых говорится, что сказки дадут детям возможность пересчитывать, «переслушать», пережить свои собственные истории, а затем построить их, посчитать, выражать их и, особенно, разрабатывать их. Эти результаты также, похоже, согласны с высказываниями Беттельгейма о важности сказок в психической жизни детей, подчеркивая психическое созревание в предоставлении источников идентификации через персонажи и запутывания.

Приморская народная сказка о Старике и Золотой рыбке

Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Закинул старик в море невод, пришел невод, а там - щука. "Что за дела? - удивился старик. - Вроде золотая рыбка должна быть. Я же не Емеля, в конце концов." "Все правильно, ответила щука. - Мы с золотой рыбкой долго работали на одном секторе рынка.

Если ребенок с умственной неполноценностью способен действовать мысленно, хотя в более позднем возрасте, чем другие дети, он также может быть грамотным и иметь доступ к другим знаниям о последовательных школьных сериалах. Ребенок, например, имеет дело с агрессивными инстинктами в символическом ключе, и нет необходимости в реальных действиях.

В концепции Выготского символическое посредничество рассматривается как система представления реальности со знаком как инструментом психологической активности, который помогает индивидууму в его внутренней психической деятельности. У маленького ребенка психологическая психическая деятельность очень элементарна и генетически определена; постепенно ребенок начинает свой процесс взаимодействия с социальной группой и вступает в контакт с культурными объектами, которые усваивают, формируя самые сложные психологические процессы.

И вот недавно на совете директоров была достигнута договоренность о поглощении одного предприятия другим." И щука сыто рыгнула.

Мужик и медведь. Молдавская народная сказка.

Решил как-то мужик совместное предприятие с медведем организовать. "Что делать будем?" - спрашивает медведь. "В этом году - пшеницу выращивать", - отвечает мужик. "А делить как?" "Известно, как: мои вершки, твои корешки". "Идет", - согласился медведь. Вырастили они пшеницу, мужик все вершки себе забрал, продал, сидит-радуется, деньги считает… А тут пришел медведь и корешков своих привел…

Человек является субъектом представительства, и мир, в котором он живет, полон символов, которые являются частью культурного наследия, таким образом выступая в качестве посредника в человеко-мирных отношениях, постепенно создавая высшие психологические функции.

С помощью этих структурированных функций ребенок становится способным абстрагироваться, воображать, представлять и вставлять в мир убеждений. В акте игры ребенок начинает учиться действовать в когнитивной сфере. В воображаемых ситуациях действие учит ребенка направить свое поведение через непосредственное восприятие объектов, потому что действием оно направлено на мир идей, а не на объекты. Вся эта воображаемая ситуация может быть понята как средство развития абстрактного мышления у ребенка.

Медицинская народная сказка про Кощея и здоровый образ жизни.

Женился Иван-царевич на дуре-лягушке… нет, не так. Женился Иван-дурак на царевне-лягушке, а она от него с Кощеем сбежала. Обиделся Иван и порешил Кощея извести. Долго ли, коротко ли шел Иван по свету - пришел он к Бабе- Яге.

Куда путь держишь, добрый молодец? - спрашивает Яга.

Выготского, начало человеческого воображения происходит с трехлетнего возраста. Ребенок начинает использовать учетную запись, чтобы представить и воссоздать свои неудовлетворенные желания. Отсюда возникновение символического языка, когда он не может выразить себя или найти слова, чтобы назвать то, что он чувствует.

Можно сказать, что символ означает представлять или помнить человека, что-то особенное или что-то негативное. Подчеркивается важность рассказчиков, поскольку они хранят воспоминания, воспоминания и надежду. Консультирование представляет собой сложную психологическую деятельность, игривую деятельность, которая относится к использованию творческого воображения, когда есть невозможность немедленного удовлетворения детских желаний.

Что ж ты, бабка, не напоила - не накормила, а расспрашиваешь? - говорит Иван.

Дурак ты, дурак, - отвечает Яга. -Как же тебя кормить, если ты руки не вымыл?

Вымыл Иван руки, поведал Яге про свою беду. И отвечала ему Яга:

Смерть кощеева в игле, игла в яйце, яйцо в утке, а утка в больнице номер 8 под кроватью стоит.

Пошел Иван в больницу #8, нашел утку, разбил яйцо да и посадил Кощея на иглу. Тут-то Кощею и конец. Наркомания, она никого до добра не доводит.

В игре дети наблюдают за тем, что такое настоящий мир, и через лицо акта, то есть на символическом уровне, они пытаются понять мир взрослых, даже если содержание игр отличается. Таким образом, они постепенно приобретают условия для входа в культурный мир. Выготского учетная запись рассматривается как средство развития абстрактной мысли, потому что через воображаемую плоскость ребенок способен отделить объекты мысли и вставить в план идей, поскольку с помощью воображаемая игра, она усваивает то, что она наблюдает в реальном мире, и выполняет действия, чтобы следовать за ее общим поведением.

Испанская народная сказка о спящей красавице.

Жили-были король с королевой, и родилась у них дочка. И устроили они бал, и пригласили туда всех, кроме самой вредной феи, потому что знали, что она и так придет. Самая вредная фея пришла и сказала: "Радуетесь? Ну-ну. А вот когда принцессе исполнится 18 лет, она станет наркоманкой и вколет себе такую дозу, что уйдет в отключку и не очухается." Исполнилось принцессе 18 лет, стала она наркоманкой, укололась и не очухалась. А король с королевой, придворные и слуги с горя наглотались успокоительного и тоже отключились. И постепенно все дороги к замку заросли дремучим лесом. Сто лет спустя ехал мимо прекрасный принц и спросил, что это тут за заповедник. Рассказали ему добрые люди всю историю и добавили, что только тогда выйдет принцесса из отключки, когда поцелует ее прекрасный принц. Смело поехал принц через дремучий лес, вошел в замок, снял у короля с шеи ключ от сокровищницы, навьючил на своего коня все золото и брильянты и поехал обратно. А принцессу целовать не стал, нет. В самом деле, зачем ему наркоманка?

Детские рассказы тогда считаются формой игры. Игра ребенка развивается на всю жизнь: он приобретает независимость, ответственность, автономию и уверенность в себе. Символическая игра чрезвычайно важна при разработке ситуаций напряженности и конфликта, переживаемых ребенком, а также происходит, когда сказки используются в качестве образовательного ресурса.

По мере того, как он растет, отношения ребенка, которые постепенно нарастают его мысли и идентичность, растут, дифференцируя меня и других. Играйте как пространство обучения в физическом мире, организуйте процесс эмоционального равновесия ребенка, позволяя ему разрешать свои конфликты.

Женитьба-лягушка

В некотором царстве, в некотором государстве было у отца три сына - двое глупых, а третий вообще никакой. Решил отец их женить. Вывел во двор и велел стрелять, кто куда попадет. Первый сын выстрелил - попал в воздух. Второй выстрелил - попал в милицию. Третий выстрелил - попал на бабки. Плюнул отец в сердцах, раздал каждому по лягушке и пошел спать. А какого лягушки пола, и не проверил… В общем, нехорошо получилось.

Процесс построения символики во многом зависит от приобретения языка и форм представления ситуации, таких как рисование и символическая игра. По пути от сенсорно-моторного к оперативному этапу ребенок усваивает свои действия и реконструирует их через представления, гарантируя процесс умственных операций и, представляя, организует окружающий мир и связывает его с событиями прошлого, настоящего и будущее.

Одна из самых сложных задач для взрослых - помочь ребенку понять и понять смысл его или ее жизни. Это стремление найти это неотъемлемо для каждого человека и достигается только тогда, когда человек достигает своей психологической зрелости. Поскольку ребенок еще не может достичь этой стадии, именно сказки помогают ей в этой трудной задаче, демонстрируя лучший способ направить эту информацию.

Датская народная сказка про русалочку

Жила-была где-то в глубинке русалочка. И захотела она стать поп-звездой. Отправилась она к ведьме.

Это можно устроить, - говорит ведьма, - только ты отдашь мне свой голос.

Без проблем, - отвечает русалочка, - зачем он мне нужен? Ты мне, главное, ноги подлинней сделай.

Окей, - согласилась ведьма, - только учти, если не раскрутишься - станешь морской пеной.

Именно в сказках ребенок находит умиротворение за свои страдания, уравновешивая свои эмоции и тоски по отношению к утрате или разделению родителей, страху перед беспомощностью или девальвацией. Эти истории показывают вам гипотезы и возможности для успеха над экзистенциальными проблемами и помогают в процессе построения личности.

Подобно тому, как в ритме, личности и поведении детей в целом существуют вариации, другая переменная проявляется в обучении и развитии детей с умственными недостатками. Во многих случаях эти ограничения не препятствуют приобретению обучения; необходимо именно соблюдать ритм и время этих детей.

Сегодня у меня статья из серии «Переделанные сказки на современный лад».

На днях попросили сочинить сказку про яичко. Я долго смеялась от столь неожиданного заказа, но отказала – сказки я не сочиняю, за этим к Джоан Роулинг)))

Буквально через час попросили переделать «Курочку Рябу» на новый лад. Я и тут хотела отказать, но вспомнила, что когда-то я, действительно, лихо переделывала старые сказки. Правда, так давно, что сама с трудом вспомнила. Причем, какие-то длинные, сложные и волшебные сказки. Так что совместила обе просьбы в одну, и придумала несколько сказок от Курочки Рябы с разными современными персонажами. Сегодня -

В этой перспективе, для ребенка, играть притворство - это постоянное упражнение в разработке, рассуждении и построении знаний. Игра очень важна в этом вопросе, потому что в игре ребенок разрабатывает агрессивное и негативное содержимое, делая их видимыми и, следовательно, их можно идентифицировать и контролировать. Из-за этого подчеркивается необходимость того, чтобы родители и преподаватели посвящали себя работе со сказками, особенно с детьми с умственными недостатками.

Специальное образование: текущие вопросы. Перевод с оригинала на английском языке: использование заклинаний. Значение и значение сказок. Сан-Паулу: Мартинс Фонтес. Исторические корни инклюзивного образования. Жизнь на работе: социальные представления людей с ограниченными возможностями.

Переделанная сказка про школу, учителей,

Вовочку и золотое яичко.

Жила-была на школьном дворе курочка. Рябенькая такая, прямо местная Курочка Ряба.

И снесла она как-то яичко. Не простое, а золотое.

Били его учителя биологии – не разбили. Приходили с умными приборами учителя физики – тоже не разбили.

Звали школьного слесаря дядю Мишу – пилил он яйцо болгаркой, сверлил дрелью – ничего не вышло. Сунул пилу Александру Ивановичу, руководителю кружка юных натуралистов, сказал в сердцах: — Пилите, Шура, пилите! – махнул рукой и ушел.

Носили яичко в лабораторию к химикам, растворить думали – только все реактивы даром потратили, золото все-таки!

Учитель физкультуры играл яйцом в баскетбол. Учитель труда зажимал в тисках. Гардеробщица баба Маня шептала над яичком какие-то заговоры.

Даже директор школы в спешке забежал, пригрозил родителей в школу вызвать. Ему, правда, тихонько намекнули, что вызывать-то незачем – вон, по двору родительница ходит, кудахчет. Директор покраснел, поправил очки и быстро ушел.

Ну, его понять можно – он молодой еще, в директорах 2 месяца всего, до этого классным руководителем 9 – В был (здесь подставите тот класс, который в Вашей школе считается самым невыносимым. – Э.Ш.)

Но с яйцом-то что делать? Решили подумать, а пока оставили золотое яичко на столе в учительской.

Концовка переделанной сказки

Друзья, у меня такое редко, но бывает – придумалось 2 варианта концовки, и оба нравятся. Так что напишу оба, выбирайте сами.

Первый вариант

И тут занесло в учительскую Вовочку! Вернее, не занесло, а Марья Петровна его за руку почти притащила – в очередной раз разбираться, кто взял Бастилию, а заодно и классный журнал 7 – Б, i-pod Вани Пятеркина и бутерброды Ани Ватрушкиной.

Увидел Вовочка яичко – а как не увидеть, лежит, сверкает золотом — , схватил. А оно тут же упало и разбилось.

Вы до сих пор не знаете, как Вам что-то разбить? Тогда мы с Вовочкой идем к Вам, встречайте! Сейчас всёёё разобьем!

Второй вариант

Но пришел Вовочка, взял яичко и разбил. Потому что это – Вовочка, он всегда все разбивает – напольную вазу с , окно на 1-м этаже, плафон на 3-м…

Так что если Вам надо что-то разбить – обращайтесь: школа № 3, 7-Б класс, там один Вовочка, и зовут его — Вадик Семенов (последний кусочек фразы добавляете, только если у Вас есть ученик, очень похожий на нашего Вовочку – при условии, что мальчик не обидится).

Где использовать эту старую новую сказку:

В школе:

  • На День учителя
  • На последнем звонке
  • На выпускном
  • В и школьном театре
  • В шуточных соревнованиях ученики – педагоги
  • При поздравлении с чем угодно школьника по имени Вова – тогда в самом конце добавьте, что Вы его все равно очень любите, потому что без него в школе скучно))

На работе, дома, в гостях – т.е., везде, где будет уместно повеселить публику.

Как эту сказку про школу поставить:

  • Разыграть обычную школьную сценку
  • Прочитать как монолог
  • Поставить немую сценку – по типу старого немого кино, только слова не в титрах писать, а человек «от автора» их будет читать по ходу пьесы, стоя на виду чуть в сторонке от актеров или за ширмой
  • Сделать сценку без слов – совсем, даже без сопровождающего текста – и предложить зрителям угадывать, что это было. Тогда у Вас выйдет не только смешная сценка, но еще и на самый правильный или самый остроумный ответ.
  • Устроить экранизацию переделанной сказки – снять видео или сделать ролик (слад-шоу из подходящих с моим текстом, озвученным Вами. Не забыв указать при этом автора сценария и идеи – мое имя в начале статьи).

Вроде, все ценные указания раздала)) Как Вам такие на современный лад? Какую концовку выбрали бы Вы?

С пожеланием жить как в сказке,

Ваша Эвелина Шестерненко.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...