Занятие на тему "Выразительные средства театра. Художественные средства театра и создание образа"

Цель для педагога: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала

Цель для детей: понять новый материал через исследовательскую деятельность

Педагог: Ребята, вот вы, придя на художественную выставку и, разглядывая картину близко перед глазами, видите какие-то масляные мазки или какие-либо штрихи. Но, если отойдете от полотна на некоторое расстояние, то перед глазами оказывается панорама жизни с движущимися людьми, зеленеющими деревьями, дома, закатное небо и т.д Так художник выражает свое видение. Чем он рисует картину?

мы можем их назвать? Они что-то выражают?

Какова тема нашего занятия?

В театре тоже очень много выразительных средств. С эпохи греческого театра и до наших дней выразительные средства прошли путь значительных изменений.
Давайте вместе дадим определение, что такое выразительное средство?
Выразительное средство - прием, способ внешнего проявления, отражающего внутреннее состояние чего-либо. В данном случае человека, персонажа. Спектакль состоит из выразительных средств, и в первую очередь актерских.

Какие выразительные средства вы можете назвать?

Молодцы, много выразительных средств назвали.

А теперь ответьте мне на вопрос, зачем нужны выразительные средства в театре для актера? А для зрителя?

(Для актера – чтобы доходчиво все объяснить, донести смысл спектакля.

Для зрителя - чтобы спектакль был интересным, красочным, запоминающимся, чтобы зрителю было все понятно, чтобы пробудить светлые прекрасные чувства)

Давайте представим, что мы попали в театральную мастерскую. И сегодня поработаем над некоторыми выразительными средствами, которые помогают не только актеру воздействовать на зрителя, но и нужны любому человеку для более эффективного общения.

Начнем с того, что проведем артикуляционную гимнастику, но не обычную. Сейчас мы разыграем артикуляционную сказку. Я буду рассказывать, а вы – показывать. Необходимые действия будут изображены на экране. Готовы? Тогда начнем.

В одном лесу жил-был маленький Пятачок.

А на другом конце леса жил его друг – Винни Пух.

Винни Пух и Пятачок дружили.

Однажды Пятачок решил отправиться в гости к другу. Он вышел из дома, закрыл – открыл дверь.

Пятачок был очень трусливый, поэтому он посмотрел не спрятался ли кто-то в кустах.

А потом он посмотрел на небо, не собирается ли дождь.

Все было в порядке, и Пятачок весело побежал по дорожке.

Возле дорожки рос грибок.

Вдруг из-за кустов вышла большая, пребольшая лошадка.
Пятачок сел на нее и поскакал.

А Винни Пух в это время красил забор.

В это время прискакал Пятачок.

Пока Винни Пух красил, поднялся сильный ветер. Медвежонок ужасно испачкался и стал очень лохматым. Конечно, в таком виде он не мог встречать своего друга.

Поэтому он побежал умываться.

А ещё Винни Пуху нужно было расчесаться.

Когда друзья встретились, то они сначала поболтали.

Потом друзья решили поиграть в шарик.

Наступил вечер. Друзья попрощались. Пятачок сел на лошадку и поскакал домой.

“Разминка театральная”.

Раз, два, три, четыре, пять -
Вы хотите поиграть? (Да)

Тогда скажите мне, друзья,
Как можно изменить себя?
Чтоб быть похожим на лису?
Или на волка, иль на козу,
Или на принца, на Ягу,
Иль на лягушку, что в пруду?

У меня на столе лежат платки. Я предлагаю вам взять платки и при помощи их попробовать изобразить следующих героев:

Старенькую бабушку

Больного с зубной болью

Бабу ягу

Молодцы! Справились с заданием.

А без костюма можно дети,
Превратиться, скажем, в ветер,
Или в дождик, иль в грозу,
Или в бабочку, осу?
Что ж поможет здесь, друзья?

Что такое мимика и пантомимика?

(Мимика – это выражение лица. Пантомимика - это телодвижения, без слов)

Вот новость! Я чуть не упала с крыльца!
У каждого есть выраженье лица!
Испуганно соображаю, а я что в лице выражаю?
Наверное, смелость, наверное, ум!
А вдруг, если в мимике я ни бум-бум?

А давайте, ребята, проверим, владеете ли вы мимикой.

Бывает, без сомнения, разное настроение,
Его я буду называть, попробуйте его мне показать.

Покажите мимикой:

грусть, радость, удивление, горе, страх, восторг, ужас, съели лимон

А теперь пора пришла,
Общаться жестами, друзья!
Я вам слово говорю,
В ответ от вас я жестов жду.

“Иди сюда”, «привет», “пока”, “тихо”, “нельзя”, «ох, устал»,

“я думаю”, “нет”, “да”, «сейчас получишь».

Молодцы!

Мимика и пантомимика являются выразительными средствами, которыми должен владеть любой артист, т.е. уметь владеть своим телом.

А при помощи чего мы можем, выразись свои мысли и чувства вслух? Правильно, при помощи речи. Очень важно, каким голосом мы говорим. Как вы думаете почему? По голосу мы можем понять: злой человек или добрый, грустный или веселый, страшно ему или обидно. Понижение или повышение голоса, произношение, выражающее наши чувства, называется интонацией.

Я предлагаю вам посмотреть видеосюжет «Встреча с писателем», а потом мы его обсудим.

Вы понимаете, о чем будет следующая книга? Почему? А вам понравилась игра актеров в данном сюжете? Какова была их речь?

Подведя итог ваших рассуждений, можно сделать вывод: Чтобы тебя слушали и понимали, нужно уметь понятно, выразительно, а порой и эмоционально рассказывать.

Давайте посмотрим, как речь актера передает эмоциональный настрой его героя. Но перед этим подготовим наш голос к работе.

Декорация (от лат. decoro - украшаю) - оформление сцены, воссоздающее материальную среду, в которой действует актер. Декорация "представляет собой художественный образ места действия и одновременно площадку, представляющую богатые возможности для осуществления на ней сценического действия". Декорация создается с помощью разнообразных выразительных средств, используемых в современном театре,- живописи, графики, архитектуры, искусства планировки места действия, особой фактуры декорации, освещения, сценической техники, проекции, кино и др. Основные системы декорации:

1) кулисная передвижная,

2) кулисно-арочная подъемная,

3) павильонная,

4) объемная

5) проекционная.

Возникновение, развитие каждой системы декораций и смена ее другой обусловливались конкретными требованиями драматургии, театральной эстетики, соответствующей истории эпохи, а также ростом науки и техники.

Кулисная передвижная декорация. Кулисы - части декорации, располагаемые по бокам сцены через определенные расстояния одна за другой (от портала вглубь сцены) и предназначенные для того, чтобы закрывать от зрителя закулисное пространство. Кулисы были мягкие, навесные или жесткие на рамках; иногда они имели фигурный контур, изображавший архитектурный профиль, очертания ствола дерева, листвы. Смена жестких кулис производилась с помощью специальных кулисных машин - рам на колесах, которые находились (18 и 19 вв.) на каждом плане сцены параллельно рампе. Эти рамы передвигались в специально вырезанных в планшете сцены проходах по рельсам, проложенным по полу первого трюма. В первых дворцовых театрах декорация состояла из задника, кулис и потолочных падуг, которые поднимались и опускались одновременно со сменой кулис. На падугах писались облака, ветки деревьев с листвой, части плафонов и т. п. До наших дней сохранились кулисные системы декораций в придворном театре в Дротнингхольме и в театре бывшего подмосковного имения кн. Н.Б. Юсупова в "Архангельском"

Кулисно-арочная подъемная декорация возникла в Италии в 17 в. и получила широкое распространение в общественных театрах с высокими колосниками. Этот вид декорации представляет собой холст, сшитый в виде арки с написанными (по краям и по верху) стволами деревьев, ветвями с листвой, архитектурными деталями (с соблюдением законов линейной и воздушной перспективы). На сцене может быть подвешено до 75 таких кулисных арок, фоном для которых служит писаный задник или горизонт. Разновидность кулисно-арочной декорации - ажурная декорация (писаные "лесные" или "архитектурные" кулисные арки, подклеивающиеся на специальные сетки или апплицирующиеся на тюле). В настоящее время кулисно-арочные декорации применяются главным образом в оперно-балетных постановках.

Павильонная декорация впервые применена в 1794 нем. актером и режиссером Ф.Л. Шредером. Павильонная декорация изображает закрытое помещение и состоит из стенок-рам, затянутых холстом и расписанных под рисунок обоев, досок, кафеля. Стенки могут быть "глухими" или иметь пролеты для окон, дверей. Между собой стенки соединяются с помощью закидных веревок - захлесток, и крепятся к полу сцены откосами. Ширина павильонных стенок в современном театре - не более 2,2 м (иначе при перевозе декораций стенка не пройдет в дверь товарного вагона). За окнами и дверьми павильонной декорации обычно ставятся заспинники (части подвесной декорации на рамах), на которых изображается соответствующий пейзажный или архитектурный мотив. Павильонная декорация перекрывается потолком, который в большинстве случаев подвешивается к колосникам.

В театре нового времени объемная декорация впервые появилась в спектаклях Мейнингенского театра в 1870. В этом театре наряду с плоскими стенками начали применяться объемные детали: станки прямые и наклонные - пандусы, лестницы и другие сооружения для изображения террас, холмов, крепостных стен. Конструкции станков обычно маскируются живописными холстами или бутафорскими рельефами (камни, корни дерева, трава). Для смены частей объемной декорации используются накатные площадки на роликах (фурки), поворотный круг и другие виды техники сцены. Объемная декорация позволила режиссерам строить мизансцены на "изломанном" планшете сцены, находить разнообразные конструктивные решения благодаря которым выразительные возможности театрального искусства необычайно расширились.

Проекционная декорация была впервые применена в 1908 в Нью-Йорке. Основана на проекции (на экран) цветных и черно-белых изображений, нарисованных на диапозитивах. Проекция осуществляется с помощью театральных проекторов. Экраном может служить задник, горизонт, стены, пол. Существуют прямая проекция (проектор находится перед экраном) и проекция на просвет (проектор за экраном). Проекция может быть статической (архитектурные, пейзажные и прочие мотивы) и динамической (движение облаков, дождя, снега). В современном театре, имеющем новые экранные материалы и проекционную аппаратуру, проекционные декорации получили широкое применение. Простота изготовления и эксплуатации, легкость и быстрота смены картин, долговечность, возможность достижения высоких художественных качеств делают проекционные декорации одним из перспективных видов декораций современного театра.

Задача режиссёра не столько в том, чтобы расшифровать замысел драматурга, сколько в том, чтобы быть соавтором в процессе художественного творчества. Выразительными средствами режиссуры выступают мизансцены, атмосфера и темпо-ритм.

Мизансцена (размещение на сцене) - это элемент режиссуры, который заключается в особенности мыслить пластическими образами. Мизансцена - это композиционная организация сценического пространства. Она обязательно исходит от режиссёрской идеи. Её главная особенность - действительность, динамичность. Мизансцена строится вокруг события; до события мизансцена одна, после - другая. Строя центральные, узловые мизансцены, режиссер в действительности раскрывает этапы борьбы и в то же время добивается того, чтобы мизансцена пластически, живописно выразила идею спектакля.

В массовой мизансцене поведение каждого исполнителя подчинено центральному событию и строится именно от него в той форме, которая соответствует режиссёрскому решению. Массовая мизансцена формируется из чередования различных сцен, их взаимосвязи, ритмического контраста, цветового решения и т.д. В «зрелищной» режиссуре, где мизансцены могут быть глубинные и плоскостные, построенные по вертикали и по горизонтали, по кругу и спирали, симметричные и асимметричные, они являются процессом, переходом одной пластической формы в другую. Подобно скульптору, режиссер одной пластической формы в другую. Подобно скульптору, режиссер лепит на сцене сочетания человеческих фигур, создает поток непрерывно сменяющих друг друга пластических форм, чтобы передать жизнь во всем богатстве ее пластических проявлений.

В театрализованном представлении необходимо сфокусировать внимание зрителя на сценической площадке, номере, а в массовом празднике, наоборот, надо искать как можно больше рассредоточенных центров. Особенно специфично мизансценирование стадионных зрелищ, где необходимо построение с учетом обозрения с четырех сторон. Выразительное решение действия складывается из пластического сочетания разных точек зрения, на огромном пространстве становиться существенным размещение игровых площадок, опорных точек действия, возможности использования воздуха и пр. Иного пластического решения требует уличное шествие или массовый праздник на площади, где учитывается все выходы - улицы, проходы, проезды и т.д. Итак, образно - пластическое решение театрализованного представления - это одна из важнейших задач режиссуры, а мизансцена - одно из самых мощных выразительных средств режиссуры. Основное внимание режиссуры обращается на избирательную часть, в которой актер приветствует в качестве одного из компонентов зрелищности. И если актер находиться на сцене один, то одно это подчас является специфическим режиссерским приемом. Таким образом, от актера театрализованного представления требуется укрепление жеста, обостренность и повышенная пластическая выразительность.

Следующим выразительным средством режиссуры является культурно - психологическая атмосфера, то есть та знаково-символическая среда, в которой живет актерский образ (звуки, шумы, ритмы, характер освещения, мебель, вещи и пр.). Атмосфера зависит от характера событий, от места и времени действия, являясь причиной и следствием этих событий.

Особый характер постановочного решения предполагает и необычный характер декораций и реквизита. Декорации, например, могут быть неподвижными или, напротив, движущимися, укрепленными на автомобилях, мотоциклах, разного рода фурках и т.д. Огромную роль при создании атмосферы играет звук и свет, с помощью которых можно выразить практически любую идею. Естественно, что они требуют инженерного решения, особенно когда необходимо создать так называемый эффект присутствия.

Изобразительность получает выразительный характер и путем использования цветовой гаммы, обуславливающей ассоциативность зрительного восприятия. Это может быть белый цвет как символ чистоты, свежести, парадности, красный - как знак приподнятости, активности, огненной стихии или зеленый - как образ молодости, весны и т.д. особенно важно, чтобы изобретенная художником постановщиком общая стилевая фактура ассоциативно гармонировала с языком режиссера, особенностями авторского замысла. Благодаря своим качествам - предельной яркости, эмоциональности, выразительности - музыка является носителем нескольких функций: прежде всего это фон; затем это и самостоятельно созданный образ и, наконец, это возможность участия в конфликте действия. Если в театральном спектакле музыка играет вспомогательную роль, то в театрализованном представлении музыка становиться едва ли не основным связующим все эпизоды компонентом представления.

Таким образом, атмосфера жизни зрелища зависит от визуальной и музыкальной форм, созданных в соответствии с замыслом режиссера, само зрелище являет собой синтетический культурно - эстетический образ действия участников - зрителей, состоящий из разных видов искусства, что и является специфической чертой представления.

Режиссерский метод создания зрелища имеет структурный характер, постановка каждого спектакля - это полифония всех частей зрелища, условного по своей природе и безусловного в своем выражении. Еще одной из непременных особенностей театрализованного массового зрелища является необходимость острой смены темпа и ритма внутри каждого эпизода и в самом действии в целом.

Такое выразительное средство режиссуры, как темпо - ритм, вбирает в себя скорость и частоту повторения сцен или событий во времени. Учитывая, что ритм может быть внешним (физическим) и внутренним (психологическим), понятно, что механический ритм действует на нашу внутренний жизнь, на наше чувство и переживание.

«ритм» - огромнейшая сила, которая обуславливает организацию действия, он не есть что - то отвлеченное. Он вытекает глубоко из природы образа, связанного со своей средой, в которой рождается вещь, ритм есть результат сознательной, глубокой организации, которая вносит в вещь художественность». Так же как мизансцена и атмосфера, темпо - ритм способствует реализации авторского замысла. Поэтому одна из главных проблем режиссуры - нахождение верного ритма, но необходимо, чтобы она логично влилась в общий ритм зрелища. Ритм предполагает развитие действия с перерывами и постепенностями, при большом количестве динамических событий, нужно делать остановки, которые позволяют охарактеризовать героев и осмыслить значение событий.

Характеристиками темпо - ритмического рисунка любого театрализованного представления являются продолжительность каждого эпизода и представления; ритмичность и аритмичность временных отрезков, следующих друг за другом эпизодов; контрастность эпизодов по режиссерскому решению и выбору выразительных средств; темп как количество действий в единицу времени.

«Действительность темпо - ритма, то есть создание эмоционального настроя у зрителей на активное восприятие представления, во многом зависит от продолжительности зрелища (не более 1.5 - 2 часа), разнообразия и интенсивности событий». Если режиссером взят верный темпо - ритм, то чувства и переживания зрителя создаются сами собой (К.С. Станиславский)

Из всего вышесказанного следует вывод, что мизансцена, атмосфера и темпо - ритм, являясь выразительными средствами режиссуры, взаимообразно составляют друг друга и находятся в полной зависимости друг от друга.

  • IV. Обмен в пределах подразделения II. Необходимые жизненные средства и предметы роскоши
  • Анализ художественных текстов как способ овладения речевыми средствами выразительности
  • Аппаратные и программные средства.Компьютерные режимы обучения
  • Понятие, признаки и средства театрализации

    Слово «театрализация» происходит от слова «театр». Театрализовать клубное мероприятие, – значит, уподобить его театральному действу, в котором синтез различных выразительных средств представлен сценическим (словесным) действием, музыкальным оформлением, светом, шумами, бутафорией, реквизитом, костюмами, элементами изобразительного решения, гримом, танцами.

    Ту же картину можно наблюдать в комплексных клубных мероприятиях. Все вышеперечисленные средства используются в тематических вечерах, шоу, представлениях, театрализованных концертах, литературно-музыкальных композициях, концертах-спектаклях.

    Театрализованные формы культурно-досуговых мероприятий обладают рядом признаков.

    1. Широкое использование средств театральной выразительности. Дело в том, что одни и те же выразительные средства (музыка, слово, документ, факт) в одном случае используются как иллюстрация к повествованию на избранную тему, (например, музыка звучит как иллюстрация после рассказа о творчестве композитора в лекции, беседе), в другом случае выступают как равноправные звенья одной цепи. То есть, в клубном мероприятии и документ, и художественный образ несут равную смысловую нагрузку.

    2. Органическое сочетание документального и художественного материала . Но и удовлетворяющее этим двум признакам, клубное мероприятие еще нельзя считать вполне театрализованным, если «театрализации» будет подвергнута какая-то его часть, эпизод, фрагмент. Например, в вечере театрализуется только «встреча гостей» или праздничный концерт, в котором используются номера разных сценических жанров.

    3. Главным признаком театрализованного мероприятия является композиционное решение по законам драматургии . Элементами композиционного решения являются: - пролог, завязка, цепь событий, одно из которых – кульминация, и развязка. Композиционное построение театрализованного мероприятия имеет четко разработанную систему эпизодов и фрагментов. В той или иной форме в клубном мероприятии присутствует конфликт, но не так четко выраженный, как в театральном спектакле. Например, в празднике «Проводы зимы» – конфликт – борьба весны с зимой.

    Следовательно, подготовить и провести театрализованное клубное мероприятие, это:

    - выстроить его композиционно, - добиться органического единства документального и образного материала, - воплотить его всеми необходимыми средствами театральной выразительности.

    Средства «театрализации».

    1. Музыка. С музыкальными произведениями или их фрагментами мы встречаемся в праздниках, массовых гуляниях, карнавалах, шоу и других театрализованных программах. Музыка может быть ориентиром во времени и пространстве. Она может создавать нужный эмоциональный настрой, как до начала, так и в ходе мероприятия, может иметь самостоятельное значение или служить фоном сценическому действию.

    2. Кино – художественные и документальные фильмы или их фрагменты, игровые, анимационные, серьезные и комедийные, профессиональные и любительские – можно использовать как выразительное средство. Широко известен прием появления на сцене с экрана тех, о ком идет речь на клубном вечере.

    3. Художественная литература. Литературное произведение или его фрагмент играет большую роль в композиции и может быть прологом, завязкой, связками между эпизодами, заключительной частью. Это может быть как стихотворный, так и прозаический материал.

    4. Художественное слово – несет основную смысловую нагрузку в театрализованном представлении. Оно может исполняться одним чтецом (ведущим) или группой. Простейшим примером является чтение стихов или прозы в сопровождении музыки. Чтение может сопровождаться пантомимой, танцем, кинофрагментами.

    5. Живопис ь является необходимым элементом любого театрализованного представления, способствует наглядности и достоверности, происходящего на мероприятии (портреты, элементы декораций - дома, улицы, деревья тюремная камера и т.д.). Эффектно «работает» живопись, когда ее показ сопровождается удачно подобранной музыкой или художественным словом.

    6. Пантомима – это действие без слов. Она может сопровождаться музыкой, специально подобранными звуками, символизирующими, например, стук сердца, ритм работающего механизма и т.п. С помощью пантомимы можно показать спокойное море и надвигающийся шторм, ветер, распускающийся цветок. Все зависит от фантазии режиссера и мастерства исполнителей. Костюмы участников пантомимы – стилизованные или унифицированные, но могут быть и обычными театральными.

    7. Танец. В клубной практике распространены все виды танцев. Возможности танца, как выразительного средства, не ограничиваются только иллюстрированием той или мысли, уже высказанной другими средствами. Танец может стать полноправным сюжетным элементом всего театрализованного действа.

    8. Театральное искусство – по – своему синтезирует музыку, танец, художественное слово, литературные произведения, пантомиму. В клубном театрализованном представлении используется не весь спектакль, а отдельные его фрагменты. Поэтому можно говорить о малых театральных формах – инсценировках прозаических или поэтических произведений, или даже документов. С успехом используются номера с куклами, приемы теневого театра, отрывки из оперных спектаклей, оперетт. Главное, чтобы этот материал органически ложился в контекст мероприятия.

    9. Художественная и документальная фотография. Удачно найденный снимок в рамках театрализованного представления можно экспонировать столько, сколько нужно по времени текста, музыки или действа.

    10. Искусство эстрады и цирка используется как средство эмоционального воздействия. В сценарий вводятся веселые эксцентрические номера, шутки, юмор, конферанс, фокусы, шуточные танцы, репризы, куплеты, пародии.

    11. Игра – тоже является средством, с помощью которого выстраивается театрализованное массовое действо. В данном случае игра рассматривается не с точки зрения сущности театрализованного мероприятия (праздника, театрализованного конкурса), а сточки зрения его организации в педагогическом аспекте, особенно при организации детских театрализованных мероприятий. Игровая деятельность может быть частью досуга или выступать в качестве конкретной формы массовой работы. В массовом мероприятии игра используется как эффективное средство вовлечения людей в массовое театрализованное действие, вызывая эмоциональное переживание своей зрелищностью, создает необходимый праздничный настрой. Театрализованное игровое действие может стать активной частью любого театрализованного мероприятия и во многом способствовать его успеху.

    Таким образом, все формы и жанры искусства практически применимы в театрализованных культурно-досуговых мероприятиях Их отбор зависит от сценариста и реальных возможностей досугового учреждения.

    a) Текст . В основе театрального представления лежит текст . Это пьеса для драматического спектакля, в балете – это либретто. Процесс работы над спектаклем состоит в перенесении драматургического текста на сцену. В результате чего литературное слово становиться словом сценическим.

    b) Сценическое пространство . Первое, что видит зритель после открытия (поднятия) занавеса – это сценическое пространство , в котором размещены декорации . Они указывают место действия, историческое время, отражают национальный колорит. При помощи пространственных построений можно передать даже настроение персонажей (например, в эпизоде страданий героя погрузить сцену во мрак или затянуть её задник чёрным).

    c) Сцена и зрительный зал . Ещё с античности сформировались два типа сцены и зрительного зала: сцена-коробка и сцена-амфитеатр .Сцена-коробка предусматривает ярусы и партер, а сцену-амфитеатр зрители окружают с трёх сторон. Сейчас в мире используется два типа.

    d) Театральное здание . С давних времён театры строились на центральных площадях городов. Архитекторы стремились, чтобы здания были красивыми, привлекали внимания. Приходя в театр, зритель отрешается от повседневной жизни, как бы поднимается над реальностью. Поэтому не случайно в зал часто ведёт украшенная зеркалами лестница.

    e) Музыка . Усилить эмоциональное воздействие драматического спектакля помогает музыка . Иногда она звучит не только во время действия, но и в антракте, чтобы поддержать интерес публики.

    f) Актёр . Главное лицо спектакля – актёр , который создаёт художественный образ разнообразных характеров. Диалог актёров – это не только слова, но и беседа жестов, поз, взглядов и мимики. Понятия актёр и артист различаются. Актёр – ремество, профессия. Слово артист (англ. аrt – искусство) указывает на принадлежность не к определённой профессии, а к искусству вообще, оно подчёркивает высокое качество мастерства. Артист – это художник независимо от того, играет он в театре или работает в иной области (кино).

    g) Режиссёр . Чтобы действие на сцене воспринималось как целое, необходимо его продуманно и последовательно организовать. Эти обязанности выполняет режиссёр. Режиссёр – главный организатор и руководитель театральной постановки. Сотрудничает с художником (создателем зрительного образа спектакля), с композитором (создателем эмоциональной атмосферы спектакля, его музыкально-звукового решения), балетмейстером (создателем пластической выразительности спектакля) и другими. Режиссёр – постановщик, педагог и воспитатель актёра.

    В зависимости от преимущества определённых средств сценической выразительности выделяют следующие виды театра

    1. Драматический театр. Главное выразительное средство – слово (неслучайно этот театр иногда называют разговорным). Смысл происходящих на сцене событий, характеры действующих лиц раскрываются с помощью слов, которые складываются в текст (прозаический или стихотворный).

    2. Опера (возникла на рубеже XVI – XVII вв. во Флоренции). В опере условность театра особенна очевидна (в жизни люди не поют, чтобы рассказать о своих чувствах). Главное в опере – музыка.

    3. Балетный театр (сформировался в XVI веке на основе придворных и народных танцев). Само слово «балет» происходит от позднелатинского ballare – танцевать. В балете о событиях и взаимоотношениях персонажей рассказывают движения и танцы, которые артисты исполняют под музыку, сочиненную на основе либретто (ит. libretto – литературный текст оперы или сценарий для балета и пантомимы, в котором излагается содержание – последовательность действий на сцене).

    ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ виды театров.

    4. Оперетта (появилась во Франции во второй половине ХІХ в.). Сюжеты обычно комедийные, разговорные диалоги чередуются с пением и танцами. Иногда музыкальные номера не связаны с сюжетом и являются интермедиями.

    5. Мюзикл (появился в конце 19 столетия в США). Это сценическое произведение (по сюжету как комическое, так и драматическое), в котором используются формы эстрадного искусства, драматического театра, балета и оперы, бытового танца. Мюзикл – искусство для всех. Сюжеты, как правило, просты, а мелодии часто становятся шлягерами.

    6. Пантомима. Самый древний вид театральных представлений, которые зародилось в античности (греч. «пантОмимос» – всё воспроизводящий подражанием). Современная пантомима – спектакли без слов: это или короткие номера, или развёрнутое сценическое действие с сюжетом. Сторонники этого вида театра считают, что жест правдивее и ярче слова.

    7. Театры-кабаре (появились в конце ХІХ в. по всей Европе) – это объединение театра, эстрады и ресторанного пения. подвал – как нечто необыкновенное, немного запретное, подпольное. С кабаретными представлениями (короткими сценками, пародиями или песнями) и для публики и для исполнителей было связано особое переживание – чувство ничем не скованной свободы.

    8. Кукольный театр. Особый вид театрального представления. В Европе появился в период античности. В Древней Греции и Риме игрались домашние спектакли. В представлениях участвуют только куклы или куклы в кукловодами (актёрами). Наиболее распространены куклы, управляемые при помощи ниток, перчаточные и тростевые.

    Особая форма кукольного театра – театр марионеток, деревянных кукол.

    9. Особый вид театра – Детский театр. Одной из первых детских постановок стала работа Московского художественного театра. В 1908 году Станиславский поставил пьесу-сказку «Синяя птица». Эта постановка определила путь развития сценического искусства для детей – такой театр обязан быть понятен ребёнку, но, ни в коем случае не примитивным.

    Эстрадный театр.

    11. Театр миниатюр – это содружество артистов, предпочитающих виды малых форм искусства (монолог, куплет, скетч). Репертуар театра – небольшие одноактные пьесы и театральные постановки комедийных и сатирических жанров, которым свойственны гротесковые и пародийные направления.

    12. Пластический театр – театр, в котором используются выразительные средства драмы, танца, пантомимы, цирка, эстрады и пластики актера. Сформировался в 30-е гг. ХХ века. Далее в пластику этого театра активно включается танец, что определило появление нового направления в России – театра танца или хореопластического театра .

    Режиссёр решает творческие и технические задачи спектакля, руководит и создаёт сценический мир. Режиссёр (от нем. – управлять) – тот, кто управляет, руководит. Во французском языке – это мастер мизансцены.

    Мизансцена (фр. – постановка на сцене) – это расположение актёров на сценической площадке в каждый момент спектакля. Чередование мизансцен в том порядке, в котором предписывает пьеса, и рождает сценическое действие. Иногда применяется ещё один термин – постановщик. Процесс работы над спектаклем предусматривает перевод, переложение литературного текста на особый язык сцены. Режиссёр воспроизводит, т.е. ставит пьесу на сцене при помощи актёров, художника-декоратора, композитора и др., действия и творчество которых подчинены его режиссёрскому замыслу.

    Станиславский Константин Сергеевич – русский театральный режиссёр, актёр и педагог, реформатор театра. Создатель знаменитой актёрской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире.

    В 1898 году вместе с Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр (МХТ), который позже переименовали в Московский Художественный академический театр (МХАТ).

    Главное в сценической этике актера – учение об искусстве, которое призвано воспитывать, облагораживать зрителя. Общая этика включает в себя: гражданственность и патриотизм актера, гуманизм, благородство и трудолюбие. Этика – это учение о творческой дисциплине, это художественные нравственные нормы, при которых формируется актер и без которых невозможно коллективное творчество.

    Известные высказывания К.С. Станиславского :

    «Не верю!»

    «Люби искусство в себе, а не себя в искусстве»

    «Нет маленьких ролей, есть маленькие артисты».

    «Отхаркайтесь, прежде чем войти в театр, а, войдя в него, уже не позволяйте плевать по всем углам»

    Книги К.С. Станиславского :

    Моя жизнь в искусстве

    Работа актера над собой

    Система Станиславского – высшее достижение театральной культуры, оказавшее огромное влияние на сценическое искусство мира. В системе К.С.Станиславского нашла всеобъемлющее выражение теория и практика «искусства переживания».

    Искусство актера – искусство создания сценического образа, вид исполнительского творчества. Материалом для создания образа служат природные данные актера: речь, тело, движения, мимика, эмоциональность, наблюдательность, воображение, память и пр.

    Задача системы Станиславского – овладение нормальным человеческим самочувствием и поведением, которое позволяет мыслить, действовать и чувствовать на сцене по тем же законам, по которым мыслит, действует и чувствует в реальной жизни каждый человек. Для достижения этого актеру необходимо работать над совершенствованием своей внутренней и внешней техники.

    Задача внутренней техники – это овладение актерским самочувствием: внимание, мускульная свобода, вера в предлагаемые обстоятельства, оценка факта, чувство ритма, готовность действовать, общение.

    Задача внешней техники: сделать тело актера податливым внутреннему импульсу, развитие голоса, пластической культуры, чувства ритма.

    Основные разделы системы Станиславского:

    работа актера над собой

    работа актера над ролью

    этика (учение о творческой дисциплине)

    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...