Что не относится к видам народного творчества

  1. Разновидности фольклора
  2. Песни
  3. Исторические песни
  4. Былины
  5. Сказки
  6. Легенды
  7. Загадки
  8. Пословицы и поговорки
  9. Колыбельные песни
  10. Потешки
  11. Прибаутки
  12. Приговоры, заклички
  13. Небылицы
  14. Скороговорки
  15. Считалки

Особенности русского фольклора .

Если внимательно прочитать произведения русского фольклора, можно заметить, что он на самом деле отражает многое: и игру фантазии народа, и историю страны, и смех, и серьезные думы о жизни человека. Слушая песни и сказки предков, люди задумывались над множеством непростых вопросов своего семейного, общественного и трудового быта, размышляли, как бороться за счастье, улучшить свою жизнь, каким должен быть человек, что следует высмеивать и порицать.

Разновидности фольклора

Разновидности фольклора включают сказки, былины, песни, пословицы, загадки, календарные припевы, величание, поговорки - все, что повторялось, переходило из поколения в поколение. Исполнители при этом вносили часто в понравившийся текст что-то свое, изменяя отдельные подробности, образы, выражения, незаметно совершенствуя и оттачивая произведение. Устное народное творчество в большинстве своем существует в поэтической (стихотворной) форме, поскольку именно она позволяла запоминать и передавать из уст в уста эти произведения на протяжении веков.

Песни

Песня - это особый словесно-музыкальный жанр. Она представляет собой небольшое по объему лирико-повествовательное или лирическое произведение, которое было создано специально для пения. Виды их следующие: лирические, плясовые, обрядовые, исторические. Выражаются в народных песнях чувства одного человека, но вместе с тем множества людей. В них нашли отражение любовные переживания, события общественной и семейной жизни, размышления о тяжелой судьбе. В народных песнях часто используется так называемый прием параллелизма, когда переносятся на природу настроения данного лирического героя.

Исторические песни

Посвящены были такие песни различным известным личностям и событиям: завоеванию Сибири Ермаком, восстанию Степана Разина, крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева, битве под Полтавой со шведами и др. Повествование в исторических народных песнях о некоторых событиях сочетается с эмоциональным звучанием этих произведений.

Былины

Термин "былина" ввел И. П. Сахаров в 19 веке. Она представляет собой устное народное творчество в виде песни, героической, эпического характера. Возникла былина в 9 веке, она явилась выражением исторического сознания народа нашей страны. Богатыри - главные герои этой разновидности фольклора. Они воплощают собой народный идеал мужества, силы, патриотизма. Примеры богатырей, которых изобразили произведения устного народного творчества: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Микула Селянинович, Алеша Попович, а также купец Садко, великан Святогор, Василий Буслаев и другие. Жизненная основа, при этом обогащенная некоторым фантастическим вымыслом, составляет сюжет этих произведений. В них герои в одиночку одолевают целые полчища врагов, сражаются с чудовищами, преодолевают мгновенно огромные расстояния. Очень интересно это устное народное творчество.

Сказки

Былины нужно отличать от сказок. Эти произведения устного народного творчества основаны на придуманных событиях. Сказки могут быть волшебные (в которых участвуют фантастические силы), а также бытовые, где изображаются люди - солдаты, крестьяне, короли, работники, принцессы и принцы - в повседневной обстановке. От других произведений этот вид фольклора отличается оптимистичным сюжетом: в нем добро всегда торжествует над злом, а последнее или терпит поражение, или высмеивается.

Сказки волшебные

Про Емелю-дурака, Мальчик с пальчик, Гуси-Лебеди, перышко Финиста-Ясна Сокола, Марья-Царевна Лягушчонка, Сестрица Аленушка.

Сказки о животных

Сказка звери в яме, Теремок, Бобовое зернышко, Лисичка-сестричка и волк, Журавль и цапля, Колобок.

Сказки социально-бытовые

Морозко, Сказка о том как мужик двух баринов прокормил.

Легенды

Продолжаем описывать жанры устного народного творчества. Легенда, в отличие от сказки, представляет собой народный устный рассказ. Основа его - невероятное событие, фантастический образ, чудо, которые воспринимаются слушателем или рассказчиком как достоверные. Есть легенды о происхождении народов, стран, морей, о страданиях и подвигах вымышленных или реально существовавших героев.

Загадки

Устное народное творчество представлено множеством загадок. Они являются иносказательным изображением некоторого предмета, основанным обычно на метафорическом сближении с ним. Загадки по объему очень невелики, имеют определенную ритмическую структуру, нередко подчеркиваемую наличием рифмы. Они созданы для того, чтобы развивать сообразительность, догадливость. Загадки разнообразны по содержанию и тематике. Может быть несколько их вариантов об одном и том же явлении, животном, предмете, каждый из которых с определенной стороны характеризует его.

Сто один брат,
Все в один ряд,
Одним кушаком подпоясаны.
(Изгородь)

Алый сапог
В земле горит.
(Свекла)

* * *

Красна девица
Сидит в темнице,
А коса наружи.
(Морковь)

* * *

Ни шит, ни кроен,
А весь в рубцах:
Без счету одежек
И все без застежек.
(Кочан капусты)

* * *

Ни окон, ни дверей -
Полна горница людей.
(Огурец)

* * *

Круглая, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостиком, а не мышь.
(Репа)

* * *

Желтая курица
Под тыном дуется.
(Тыква)

* * *

Кину с порошок,
Вырастет с подожок,
На подожке-то городок,
В городке-то шумок.
(Маковка)

* * *

Не огонь,
А жжется.
(Крапива)

* * *

Однолетняя трава
Выше двора.
(Хмель)

* * *

Бабушка Андреевна
Сгорбившись стоит,
Ноженьки в землюшку,
Рученьки расширила,
Все хочет схватить.
(Соха)

* * *

Железный нос
В землю врос;
Роет, копает,
Землю разрыхляет.
(Плуг)

* * *

Все поле в шнурах.
(Вспаханная полоса)

* * *

В поле едет на спине,
А по полю - на ногах.
(Борона)

* * *

Один льет,
Другой пьет,
Третий зеленеет да растет.
(Дождь, земля, хлеб)

* * *

Криво-лукаво
К лесу бежало:
Зелено-кудряво
Спрашивало:
- Криво-лукаво!
Куда побежало?
- Зелено-кудряво,
Тебя стеречи.
(Изгородь в поле)

* * *

Не море, а волнуется.
(Нива)

* * *

Что две недели зеленится
Две недели колосится
Две недели отцветает
Две недели наливает
Две недели подсыхает.
(Рожь)

* * *

Сто братьев в одну избушку
Соткнулись ночевать.
(Зерна в колосе)

* * *

Месяц
Новец
Днем на поле блестел
К ночи на небо слетел
(Серп)

* * *

Лежит мужичок в золотом кафтане,
Подпоясан, а не поясом:
Не поднимешь, так не встанет.
(Сноп)

* * *

Девять братьев - под одной шапкой
(Бабка снопов)

* * *

Зимой и летом
Одним цветом.
(Ель и сосна)

* * *
Красненько, кругленько,
Красненько, кругленько,
Листочки продолговатеньки.
(Рябина)

* * *

Шел я лесом,
Нашел я древо;
Из этого древа
Выходят четыре дела:
Перво дело - слепому посвечение
Второ дело - нагому потешение
Третье дело - скрипучему поможение
Четверто дело - хворому полегчение.
(Береза: лучина, веник, береста, сок)

* * *

Летит тень
На Петров день,
Сел тень на пень,
Стал тень плакать:
- Где моя дубровушка,
Где моя головушка,
Где мое веселое времячко!
(Лист)

* * *

Бел балахон,
А шапка красная.
(Подосиновик)

* * *

На бору, на яру
Стоит мужичок
- Красный колпачок.
(Мухомор)

* * *

Стоит Егорка
В красной ермолке
Кто не пройдет
Всяк поклон отдает.
(Земляника)

* * *

В лесу выросла,
Из лесу вынесли,
Ножом порезали;
В руках плачет
А кто слушает - скачет
(Дудка)

* * *

За горами,
За лесами
Жеребята ржут,
Домой не бегут.
(Волки)

* * *

Страх тепло волочет.
(Волк и овца)

* * *

Пришла из лесу птичница
В рыжей шубке
Кур подсчитать.
(Лиса)

* * *

Маленький, беленький
По лесочку прыг-прыг
По снежочку тык-тык
(Заяц)

* * *

Не портной,
А всю жизнь с иголками ходит,
(Еж)

* * *

Летом за пахарем ходит,
А под зиму с криком уходит
(Грач)

* * *

В болоте плачет,
А из болота не идет,
(Кулик)

* * *

Молод конь за морем бывал,
Спереди шильце,
Сзади вильце,
На груди белое полотенце.
(Ласточка)

* * *

Бела как снег,
Черна как жук,
Зелена как луг,
Вертится как бес,
И повертка в лес.
(Сорока)

* * *

Днем спит,
Ночью летает
И прохожих пугает
(Сова)

* * *

Живет в лесу
- Ухает, как разбойник;
Люди его боятся,
А он людей боится.
(Филин)

* * *

Без рук, без топоренка
Построена избенка.
(Гнездо)

* * *

Выпуча глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает.
(Лягушка)

* * *

Под кустом, под ярусом
Лежит пояс гарусный.
(Змея)

* * *

Кто на себе дом возит?
(Улитка)

* * *

Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копытз
Летит - воет,
Падет - землю роет.
(Жук)

Пословицы и поговорки

Жанры устного народного творчества включают также поговорки и пословицы. Пословица - ритмически организованное, краткое, образное изречение, афористическое народное высказывание. Она обычно имеет двухчастную структуру, которая подкрепляется рифмой, ритмом, аллитерациями и ассонансами. Поговорка представляет собой образное выражение, которое оценивает некоторое явление жизни. Она, в отличие от пословицы, - не целое предложение, а лишь часть высказывания, входящая в устное народное творчество. Пословицы, поговорки и загадки включаются в так называемые малые жанры фольклора. Что же это такое? Кроме вышеперечисленных видов, к ним относится и другое устное народное творчество. Виды малых жанров дополняют следующие: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, игровые припевы, заклички, приговоры, загадки. Остановимся немного подробнее на каждом из них.

О Родине
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Где смелость, там и победа.

О дружбе

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Все за одного, один за всех.

Об умении и трудолюбии

Делу время, а потехе – час.
Учение – путь к умению.
Терпение и труд всё перетрут.
Семь раз отмерь, а один отрежь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Землю солнце красит, а человека – труд.

О лени и нерадивости

Поспешишь – людей насмешишь.
Под лежачий камень и вода не течёт.
Не спеши языком, торопись делом.
Делаешь наспех – сделаешь на смех.

О природе

Лето – припасиха, зима – прибериха.
Декабрь год кончает, а зиму начинает
Много снега – много хлеба,
много воды – много травы.
Мороз невелик, да стоять не велит.
Весна красна цветами, а осень – снопами.

Колыбельные песни

Малые жанры устного народного творчества включают в себя колыбельные песни. В народе их называют байками. Название это произошло от глагола "баить" ("баять") - "говорить". Данное слово имеет следующее старинное значение: "заговаривать, шептать". Колыбельные песни получили это название неслучайно: древнейшие из них имеют к заговорной поэзии прямое отношение. Борясь со сном, например, крестьяне говорили: "Дремушка, отойди от меня". Пестушки и потешки Русское устное народное творчество представляют также пестушки и потешки. В их центре находится образ подрастающего ребенка. Название "пестушки" происходит от слова "пестовать", то есть "ходить за кем-то, растить, нянчить, носить на руках, воспитывать". Они представляют собой короткие приговоры, которыми в первые месяцы жизни младенца комментируют его движения. Незаметно пестушки переходят в потешки - песенки, сопровождающие игры малыша с пальцами ножек и ручек. Весьма разнообразно это устное народное творчество. Примеры потешек: "Сорока", "Ладушки". В них нередко уже есть "урок", наставление. Например, в "Сороке" белобока всех кормила кашей, кроме одного лентяя, хотя и самого маленького (ему соответствует мизинец).

Колыбельная

Баю, баюшки баю, колотушек(ы) надаю,
Колотушек сорок пять, крепче дочка будет спать.
Бай, бай, бай, бай, поскорее засыпай,
Голубеньки глазки сделали салазки,
Сели да поехали, к дедушке заехали,
- Чего, дидя, делаешь? - Спуту да лопату,
Спуту да лопату, корову горбату.
Корова-то с кошку, надоила с ложку.
Пора бабушке вставать, курам зернышки давать,
Куры улетели, на сосенку сели,
Сосна обломилась, друга уродилась.
А шли две татарки - сломили по палке,
Убили ворону, понесли к Мирону,
У Мирона два коня, третья - курочка ряба.
А жу-жу, жу-жу, жу-жу, себе места (д) не найду,
Себе места не найду ни на печке, ни в углу,
Ни на печке, ни в углу, в посиделки я пойду,
В посиделках не сидится, в руках дело не спорится:
Донце гнется, нитка рвется.
Веретенце клокчется - прясть не хочется.
Пойду к дяде Николаю, на печь лягу, захвораю,
А ты, дядя Николай, самородинку дай,
Самородинка в лесу, пойду схожу, принесу.

* * *

Баю-баюшки баю, не ложися на краю,
Придет серенький волчок и ухватит за бочок,
И утащит во лесок под ракитовый кусток,
А там птички поют - Ване спать не дадут.

* * *

Уж ты котинька-коток,
Кудреватенький лобок,
Приходи к нам ночевать,
Нашу Вареньку качать.
Уж как я тебе коту
Шубку новую сошью,
Дам кусочек пирога,
Налью кувшинчик молока.

Потешки

Кошка и курочка


Кошка на окошке
Рубашку шьёт,
Курочка в сапожках
Избёнку метёт.

Мыши
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька-кот,
Разобьёт весь хоровод.

Петушок
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь?
Ване спать не даёшь?

* * *

Ой, ди-ди-ли. (потешка)
Ульяновская обл.

1. Ой, ди-ди-ли, ди-ди-ли,
Где мы волка видели.

2. У бабушки Тани,
В огороде, в яме.

3. Пора, бабушка, вставать,
Курам семечки давать.

4. Куры улетели
На дубочек сели.

5. Дубок обломился -
Другой народился.

Прибаутки

В первые годы жизни детей няньки и матери пели им песенки уже более сложного содержания, не связанные с игрой. Всех их можно обозначить единым термином "прибаутки". Содержанием они напоминают небольшие сказки в стихах. Например, о петушке - золотом гребешке, летавшем на Куликово поле за овсом; о курочке рябе, которая "горох веяла" и "просо сеяла. В прибаутке, как правило, дана картина некоторого яркого события, либо в ней изображается некоторое стремительное действие, отвечающее активной натуре малыша. Им свойствен сюжет, но ребенок на длительное внимание не способен, поэтому они ограничиваются лишь одним эпизодом.

Попляши-ка, попляши (прибаутка)
Архангельская обл.

1. Попляши-ка, попляши, да
Твои ножки хороши.
Вот и так, вот и так,
Вот и эдак, вот и так!

2. Вот и так, вот и так,
Вот и зайчиком.
Почему не поплясать
На пару пальчиков?

3. Ой, ноженьки
Мои маленьки,
Они прыгают, играют,
Ничего не понимают.

4. Илюшенька
Хорошенький,
Повертись, походи,
На народ погляди!

Приговоры, заклички

Продолжаем рассматривать устное народное творчество. Виды его дополняются закличками и приговорами. Дети на улице очень рано обучаются у сверстников разнообразным закличкам, которые представляют собой обращение к птицам, дождю, радуге, солнцу. Детвора при случае выкрикивает нараспев хором слова. Кроме закличек, в крестьянской семье любой ребенок знал приговоры. Их чаще всего произносят поодиночке. Приговоры - обращение к мыши, маленьким жучкам, улитке. Это может быть подражание различным птичьим голосам. Словесные приговоры и песенные заклички преисполнены веры в силы воды, неба, земли (то благотворные, то губительные). Их произнесение приобщало к труду и жизни взрослых крестьянских детей. Приговоры и заклички объединяются в особый отдел под названием "календарный детский фольклор". Термином этим подчеркивается существующая связь между ними и временем года, праздником, погодой, всем бытом и строем жизни деревни. Игровые приговоры и припевы Жанры произведений устного народного творчества включают игровые приговоры и припевы. Они являются не менее древними, чем заклички и приговоры. Ими или связывают части некоторой игры, или начинают ее. Они могут выполнять также роль концовок, определять последствия, которые существуют при нарушении условий.


Играя на дворе, на улице, дети радостно окликают хором весенний дождь:
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка...
Дам и хлеба каравай -
Сколько хочешь понуждай*.
* * *


Уж дождь дождём,
Поливай ковшом!

Когда случается засуха, а дождь идёт мимо или выпадает небольшой дождь, просят у радуги, чтобы она не уносила дождя:
Радуга-дуга,
Принеси нам дождя!

Коровушка-бурёнушка,
Подай молочка,
Покорми пастушка!

После купания, чтобы избавиться от воды, налившейся в уши, прыгают на одной ноге и, наклоняя голову то в одну, то в другую сторону, прижимая к уху ладонь, приговаривают в такт прыжкам:
Мышка, мышка,
Вылей воду
Под горячую колоду -
Коням на болтушку**,
Свиньям на кормушку!

У крестьянских детей, которые бегают босиком по грязи и роются в земле, в иных случаях заболевает кожа, на руках и на ногах показываются «цыпки» - кожа трескается. Цыпки лечили коровьим маслом с приговоркой:
Цыпи, цыпи, под порог!
Дам вам маслица комок.

Этой приговоркой вызывают улитку из раковины:
Улитка, улитка,
Высуни рога!
Дам тебе пирога!

Курице подражают в таком приговоре:
Куд-кудах, куд-кудах,
Снесла яйцо в кулак!

Петушиный разговор представлен в приговорках:
- Били-били!
- Кого? Кого?
- Тебя, тебя!

В поисках грибов приговаривают:
Грибы на грибы,
А мой поверху!
Жили-были мужики,
Брали грибы рыжики!

------

* торопить, заставлять; зд. заставлять литься сильнее
** питьё, пойло

Небылицы

Эти потешные рифмованные строчки развеселят и взрослого, и ребенка. Дети с удовольствием слушают небылицы и всякие выдуманные истории. Такое чтение развивает у малышей чувство юмора, фантазию, помогает шире увидеть мир. Если ребенок еще не совсем понимает разницы между небылицами и потешками, то попробуйте ему объяснить, что небылица - это шуточный рассказик, нелепица, шутливая выдумка автора.

* * *


Небывалая сторонка
На сторонке той медведи
Грустно лапу не сосут.
Пчелы добрые соседи,
Им в подарок мед несут.
Волк живет там недалече,
Но его не слышен вой,
Он не трогает овечек,
Он питается травой.
Что там шапка-невидимка!
Здесь повсюду чудеса:
Подивись, как спят в обнимку
В норке зайчик и лиса.
Как же не мечтать об этом?
Все живут в согласье там?
Мыши ходят за советом
К добрым ласковым котам.
* * *


Шла лиса, мела хвостом
И трясла рогами.
Вырос на пеньке пустом
Короб с пирогами.
* * *


Вдруг ворона прилетела
С волчьими зубами.
Пироги с малиной ела
Закусив грибами.
* * *


Ходят рыбы по тропинке
Плавниками машут,
Еж слона несет на спинке,
Куры землю пашут.
* * *


Заяц гонится за львом
И рычит ужасно.
Крот под елкой строит дом
Из рябины красной.

* * *
У Иванова двора
Загорелася вода.
Всем селом пожар тушили,
А огонь не загасили.
Пришёл дедушка Фома,
Расседая борода.
Он народ погнал в овин,
Затушил пожар один.
Как Фома тушил пожар,
Он об этом не сказал.
Только слышно стороной:
Затушил он бородой!

Скороговорки

Скороговорка в русском фольклоре– это быстрая речь, специально придумывались фразы с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь. Этот детский фольклор служил не только забаве и развлечению деток, но и так же скороговорки, или чистоговорки, учили правильно произносить звуки, развивали мышцы языка, органы речи, память.

На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.

* * *

От топота копыт пыль по полю летит.
* * *

Проворонила ворона воронёнка.

Сшит колпак не по-колпаковски,
надо его переколпаковать
и перевыколпаковать


Из-под кислого молока,
из-под простокваши!

* * *

В один, Клим,
клин колоти!

* * *

Круг прорублю,
мать проведу,
сестру выведу

* * *

На дворе - трава,
на траве - дрова.

* * *

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом да все с творогом.

* * *

Два дровосека,
два дровокола,
два дроворуба
говорили про Ларю,
про Ларьку,
про Ларину жену!

* * *

Стоит поп на копне,
колпак на попе,
копна под попом,
поп под колпаком!

* * *

Хохлатые хохотуши
хохотом хохотали:
ха-ха-ха-ха-ха!

* * *

Бык тупогуб,
у быка губа тупа!

Шли сорок мышей,
несли сорок грошей;
две мыши поплоше
несли по два гроша.

* * *

Рыла свинья тупорыла,
белорыла,
весь двор перерыла,
вырыла полрыла!

* * *

От топота копыт
пыль по полю летит!

* * *

По двору, подворью
в Добром здоровье!

Считалки

Считалки- это небольшие, обычно стихотворные тексты с чётким ритмом, которые предназначены прежде всего для случайного выбора одного участника из группы людей. Чаще всего считалкой выбирается ведущий в игре.

Раньше, русские народные считалки были сродни заклинанию, и только намного позже превратились в обычную детскую забаву.

Ай, чу-чу, чу-чу, чу-чу,
Я горошек молочу,
Я горошек молочу
На Ивановом току.
Ко мне курочка бежит,
Конопаточка спешит.
Ой, бежит она, спешит,
Ничего не говорит.
А из курочки перо
Полетело далеко,
Ой, далёко, далеко,
На Иваново село.

Конь ретивый,
Долгогривый
Скачет полем,
Скачет нивой.
Кто коня
Того поймает,
С нами в салочки
Играет.

* * *

Начинается считалка:
На берёзу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.

* * *

Ой ты, зоренька-заря,
Заря вечерняя.
А кто зореньку найдёт,

Тот и вон пойдёт.

* * *

Солнышко-вёдрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!

Баю-бай, сыночек мой,

Ты моя вода речная,

Спи и вырастешь, сынок,

Крепкий, сильный, как дубок.

Ай, ацици-ацици,

Измарались рученьки!

В корытце вымыла,

Полотенцем вытерла,

Ты мой перстенёчек,

На руке браслетик.

Уж ты, зимушка-зима,

Закурила да замела

Все дорожки, все лужки;

Негде Сонечке пройти.

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великою милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными!

Тень-тень-потетень,

Села кошка под плетень.

Налетели воробьи.

Хлопни им в ладошки:

Улетайте, воробьи!

Берегитесь кошки!

Гуля, гуля-голубок,

Гуля сизенький,Сизокрыленький,

Всем миленький.

Пошли коровушки

Около дубровушки,

Пошли овечки

Около речки,

Свинушки около нивушки.

Попляши! Попляши!

Твои ножки хороши!

Вот так, Вот сяк,

И вот этак,

И вот так! Вот как ножки хороши!

Пляши, пляши!


1. разнообразием его социальных и бытовых функций;

2. способами исполнения (соло, хор, хор и солист);

3. сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание, разыгрывание, диалог и т.д.).

В ходе истории некоторые жанры претерпевали существенные, изменения, исчезали, появлялись новые. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, заговоры. Позже возникают волшебные, бытовые сказки, сказки о животных, догосударственные (архаические) формы эпоса. В период формирования государственности сложился классический героический эпос, затем возникли исторические песни, баллады. Ещё позже сформировались внеобрядовая лирическая песня, романс, частушка и др. малые лирические жанры.

Основной особенностью устного народного творчества является то, что оно возникло как бесписьменная форма народной культуры и в древние времена. До появления печатных сборников, его произведения передавались "из уст в уста", от поколения к поколению. Другая особенность устного народного творчества - вариативность. Даже один и тот же сказитель, как бы он не старался быть точным, при каждом повторении одного и того же текста добавлял что-то своё.

Ещё одна особенность - коллективность. Каждый исполнитель наделяется правами творца.

> Малые жанры устного народного творчества

Все фольклорные жанры принято группировать, как в литературе, в три группы или три вида: драматические, прозаические и песенные.

Любой фольклор берет свое начало в малых жанрах, в число которых входят:

пословицы, поговорки, скороговорки, загадки.

Их рождение связано с практической деятельностью людей, главным образом - с познанием окружающего мира.

> Пословица

Пословица - краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи, образное изречение народа. Обладает способностью к многозначному употреблению по принципу аналогии. Суждение "Лес рубят -- щепки летят" интересно не прямым смыслом, а тем, что может быть применено к др. аналогичным ситуациям. Предмет высказывания рассматривается в свете общепризнанной истины, выраженной пословицей. Отсюда её идейно-эмоциональная характерность. Композиционное членение суждения в пословицах, часто подкрепляемое ритмом, рифмой, совпадает с синтаксическим.

Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: познавательно-интеллектуальные (образовательные), производственные, эстетические, нравственные и др.

Пословицы - не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра. Когда в пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего - осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое, отраженное в афоризме, соответствует народным идеалам, ожиданиям и чаяниям.

Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Удачный афоризм, созданный индивидуальным умом, не становится народной пословицей, если он не выражает мнение большинства.

Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, они прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. Дают характерологические оценки личности - положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию и предполагающий всемерное улучшение поведения и характера людей.

В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы и др.

Наиболее распространенная форма пословиц - наставления.

Береги землю родимую, как мать любимую.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Русский медленно запрягает, но быстро ездит.

Грамота и обучение. Наука и опыт.

Корень ученья горек, да плод его сладок.

Ученье - свет, а неученье - тьма.

Век живи - век учись.

Об умении и трудолюбии, лени и нерадивости.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Горька работа, да сладок хлеб.

Кто рано встает, тому Бог дает.

Ум и глупость.

С умным разговаривать - что меду напиться.

Глупый осудит, а умный рассудит.

Глупый ищет большого места, а умного и в углу знать.

О добром и худом слове.

Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.

Не бойся ту, которая кричит, а бойся ту, которая молчит.

О дружбе.

Старый друг лучше новых двух.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Любовь правдой крепка.

Насильно мил не будешь.

Дом и семья.

Не ищи красоты, а ищи доброты.

На что и клад, когда у мужа с женой лад.

Люди, их душевные свойства, внешний вид и поведение.

Будешь сладким - расклюют, будешь горьким - расплюют.

Пуганая ворона и куста боится.

Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.

Здоровье, болезнь и смерть.

Живи просто - доживешь лет до ста.

Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

Народная практическая философия.

Яблочко от яблочки недалеко падает.

Нет худа без добра.

Что посеешь, то пожнешь.

Агамова Н.С., Смацова И.С., Морозов И.А. Народные игры для детей. М., 1995,

Игры народов СССР/: Антология. М.-Л.,1933.

Бахтин М.М. Творчество Ф.Фабле и народная культура средне­вековья и Ренессанса // Литературно-критические статьи. М.,1986.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л., 1992.

Былеева Л.В. Русские народные игры. М.,1988.

Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. Иркутск, 1930.

Вундт В. Этика. СПб, 1887. С. 181.

Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ре­бенка//Вопросы психологии.- 1966.- №6.С.б2-75. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М.,1991. С.287.

Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-психо-логос. М., 1995.

Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М., 1994.

Игры народов СССР/Сост. Былеева Л.В., Григорьев В.М. М., 1985.

Капица О.И. Детский фольклор (песни, потешки, дразнилки, сказки, игры). Л: Прибой, 1928.

Каптерев П.О. О детских играх и развлечениях (энциклопедия семейного воспитания и обучения). Вып. 4. СПб, 1898. С. 1-57.

Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М., 1987.

Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М., 1987.

Покровский Е.А. Детские игры. Преимущественно русские.М.,1995.

Терещенко А. Быт русского народа. - М., 1999.

Финк Э. Основные феномены человека // Проблемы человека в западной философии. М., 1988.

Хейзинга И. Могло.Уиоепх. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

Шаронов В.В. Основы социальной антропологии: СПб., 1997,С.123-128.

Эльконин Д.Б. Психология игры. М.,1978.

Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании. //Собр соч.: в 7т.-Т6.-М.,1957.С.302.

Раздел II. Основные виды и жанры народного художественного творчества

Глава 1. Устное народное творчество

Произведения устного народного творчества - сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки, песни и многие дру­гие его виды - составляют сокровищницу нашей культуры. Понятие «устное народное творчество» более широкое, чем «народная словесность», поскольку в народную словесность обычно не включают песенное творчество. В данной главе будет идти речь об устном народном творчестве в целом, а также о жанрах народной словесности. Народному песенному творчеству посвящена специальная глава.

Основной особенностью устного народного творчества является то, что оно возникло как бесписьменная форма на­родной культуры и в древние времена, до появления печат­ных сборников, его произведения передавались «из уст в ус­та», от поколения к поколению. Другая особенность устного народного творчества - вариативность. Даже один и тот же сказитель, как бы он не старался быть точным, при каждом повторении одного и того же текста добавлял что-то свое. Еще одна особенность этого вида народного творчества - его коллективность. Каждый исполнитель наделяется правами творца.

Остановимся вначале на малых жанрах устного народ­ного творчества. Это пословицы, поговорки, скороговорки, загадки. Их рождение связано с практической деятельностью людей, главным образом - с познанием окружающего мира.

Пословица -_коротенькая притча: «голая речь не по­словица». Это - суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и отточенное народом. Но «одна речь - не посло­вица»: как всякая притча, пословица состоит из двух частей:

из иносказания (обиняка), картины, общего суждения и из приложения, толкования, поучения. Пословица не сочиняет­ся, а является следствием обстоятельств, как крик или воз­глас, невольно сорвавшийся с души. Сборник же пословиц -свод народной премудрости и суемудрия; это житейская на­родная правда, своего рода судебник, никем не судимый.

Предлагаем несколько поучительных наставлений из сборника В.Даля «Пословицы русского народа», отражающих различные духовно-нравственные ценности.

Добро - милость - зло

С добрым жить хорошо. В добре жить хорошо.

Делать добро спеши (или: поспешай).

Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

Доброе дело и в воде не тает (или: не тонет).

На свете не без добрых людей.

Доброму добрая память.

Ласковое слово - что весенний день.

Радость - горе

От радости кудри вьются, в печали секутся.

Время красит, а безвремянье чернит.

День меркнет ночью, а человек печалью.

Злой плачет от зависти, добрый от радости.

Правда - кривда

Неправдой нажитое впрок не пойдет.

Кто правдой живет, тот добро наживет.

Молвя правду, правду и чини.

Какова работа, такова и плата (и наоборот).

Не всяк судит по праву, иной и по криву.

Былое - будущее

Знать бы, где пасть, так бы соломки подослать.

Год - житейский, день - в святцах, а месяц на небе (те. неизвестно когда, о будущем).

Пока травка подрастет, воды много утечет.

Далекая пора, старина Мохом поросло, не видать.

Жили люди до нас, будут жить и после нас.

Поговорка, по народному определению, «цветочек», а пословица «ягодка» - и это верно. Поговорка - окольное выражение, переносная речь, простое иносказание; обиняк, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения, применения; это одна первая половина пословицы. Поговорка заменяет только прямую речь окольною, не договаривает, иногда и не называет вещи, но условно весьма ясно намекает

Приговорка или пустоговорка. которую также иногда зовут поговоркой, - это изречение, иногда одно слово, часто повторяемое, приговариваемое без большого толка и значе­ния, а по местной или личной привычке.

Присловье - весьма близко к прозвищу, но относится не к лицу, а к целой местности, в которой жителей дразнят, бранят или чествуют приложенным к ним присловьем. Оно иногда состоит из одного слова.

Скороговорка, чистоговорка - слагается для упражне­ния в скором и чистом произношении, в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор. Она служит для разви­тия речи, устранения его дефектов (народная логопедия). Не меньшее значение в воспитании имеют загадки, развивающие сообразительность, смекалку, образное мышление... через уподобление, метафорическое описание предмета.

Прибаутка, пустобайка. не совсем ясно определяется; самое название - пустобайка - показывает, что она может быть иногда пустоговоркой, а об остряке говорят, что он знает много прибауток. Иные называют целый ряд поговорок и приговорок, сложенных складно, без большого смысла; сюда относятся прибаутки ямщиков, сбитенщиков, которых теперь уже почти не стало, пирожников и др.

Постигая законы жизни с помощью малых жанров уст­ного народного творчества, человек узнавал о мире не только серьезную, но и веселую правду, учился думать, радоваться и шутить Народная педагогика - это живое и яркое наставление.

Свою лепту в ее развитие внесла сказка - один из жан­ров устного народного творчества. В «Толковом словаре жи­вого великорусского языка» В. Даля это - «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание»; в народе - байка, присказка, побасенка, небылица. Рассказчи­ков сказок именовали «баянами», «балянами», «баюнами», «баутчиками», «бахарями». Их искусство всегда высоко це­нилось. Невозможно установить точное время рождения той или иной народной сказки. Как и другие формы устного творчества, она веками обходилась без записи, жила в преда­нии, передавалось из поколения в поколение. В России пер­вые письменные собрания сказок появились в XVII веке

По происхождению сказка связана с мифологической стадией мышления; в ней одушевляются силы природы; жи­вотные и растения наделяются человеческими свойствами Сказка не претендует на достоверность; ее рассказывают не с познавательной, а с развлекательной целью; она не связана с

ритуалом. В сказке обязательно есть фантастический элемент - несбыточность.

Народные сказки можно подразделить на сказки о живот­ных, волшебные, бытовые, анекдотические (это условная клас­сификация). Самые древние из них - сказки о животных.

В сказке действует закон повтора, часто встречается один и тот же общеизвестныйзачин иисход; действуют в разных сказках одни и те же персонажи, бесконечно возни­кают одинаковые ситуации (похищение царевны, сражение с чудовищем, разгадывание загадок и т.д.), внутри текста повторяются, в русской традиции обыкновенно трижды, слова и поступки героев.

Сказки доступно рассказывают о самых существенных, вечных, волнующих каждого человека во все временапро­блемах: о жизни и смерти, о любви и ненависти, о благород­стве и подлости, о непрекращающейся борьбе добра со злом.

Сказочные образы - яркие и запоминающиеся; но до­вольно однозначны. Богатырь непобедим, царевна - краше всех на свете, злодей отвратительно уродлив. Мотивы по­ступков элементарно просты: герои не ведают сомнений, ре­шительно идут к цели и побеждают. Возникает своего рода упрощенная модель мира, и по ней удобно изучать свойства характера (смелость - трусость, лень - трудолюбие и т.д.). Сказка - это забавная поучительная история. Воспитательные возможности сказки достаточно велики. Сказка учит опти­мизму, вере в будущее; счастливый конец почти обязателен. Переосмысливая старую сказку, человек подключается к грандиозному источнику духовной энергии разных наций и поколений.

Не сразу общественное мнение склонилось к необхо­димости собирания народных сказок. Это можно объяснить тем, что сказка, как воздух, казалась обычным, обыденным явлением.

Собиратели народных сказок - А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, И.А.Худяков, Д.Н.Садовников, Н.Е.Ончуков, Д.К.Зеленин и многие другие. Главный, самый знаменитый собиратель и издатель русских народных сказок -А.Н.Афанасьев. Впервые «Народные русские сказки» А.Н.Афанасьева увидели свет (в восьми выпусках) в 1855 -1863 гг. Записи сказок в большинстве своем не принадлежали А.Н.Афанасьеву. Установлено, что он записывал немногим более десятка сказок в Воронежской губернии, но от этого значение его участия в предпринятом издании ничуть не уменьшается. Тексты сказок ученый извлек из архива Русско­го географического общества и вместе с этими текстами опубликовал записи сказок другого выдающегося деятеля русской культуры - В.И.Даля. Таким образом, А.Н.Афанасьев сумел систематизировать огромное собрание сказок и издать их. До сих пор это самый большой сборник сказок (их свыше 600!).

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...