Темы рисования в старшей группе детского сада. План занятий по рисованию в старшей группе доу по месяцам

СЕНТЯБРЬ
Неделя Тема заня-тия Программное содержание Методические при-емы Материалы и оборудование Литература
1 «Веселое
лето» Создать условия для отражения в рисунке летних впечатлений. Учить рисовать простые сюжеты, передавая движения человека. Вовлекать детей в коллективный разговор, в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Подводить к описанию изображений на рисунках. Рассматривание
фотографий семейного отдыха, беседа, загадывание загадок о лете, составление альбома из рисунков детей. Белые листы бумаги одно-го размера для составления общего альбома рисунков «Веселое лето»; цветные карандаши и фломастеры
(на выбор); простые ка-рандаши, ластики. У вос-питателя основа для буду-щего альбома «Веселое лето». И. А. Лыко-ва, стр. 20
2 «Лето крас-ное прошло» Учить детей составлять гармоничную композицию, передавая впечатления о лете. Познакомить с новым способом создания абстрактной композиции – свободное, безотрывное движение карандаша или фломастера по бумаге (упражнение «линии на про-гулке»). Совершенствовать технику рисования акварельными красками (часто промывать и смачивать кисть, свободно двигать ею во всех направ-лениях). Рассматривание аб-страктных иллюстраций о временах года, рассказ воспитателя о палитре, эксперимен-тирование детьми с цветом, чтение сти-хотворения Я. Акима «Свети, нам солнышко!» Белые листы бумаги разного формата и размера, акварельные краски, фломастеры или цветные карандаши, кисточки разных размеров, палитры, баночки с водой. Четыре абстрактные цветовые композиции: летняя (зелено-салатово-красно-желто-голубая), осенняя (желто-оранжево-коричнево-серо-голубая), зимняя (бело-сине-фиолетово-голубая), весенняя (нежно-зелено-бело-розово-голубая). И. А. Лыко-ва, стр. 26

СЕНТЯБРЬ
Неделя Тема заня-тия Программное содержание Методические приемы Материалы и оборудова-ние Литература
3 «Загадки с грядки» Учить передавать форму и характер-ные особенности по их описанию в загадках; создавать выразительные и фантазийные образы; самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка; уточнять представление о хорошо знакомых предметных объектах. Отгадывание зага-док об овощах, ри-сование отгадок.
Гуашевые краски, кисточки 2-х размеров, баночки с водой, палитры для смешивания красок, салфетки влажные и сухие; овощи (реальные и муляжи) для уточнения представлений о внешнем виде. И. А. Лыко-ва, стр. 44
4 «Деревья в нашем пар-ке»
Учить рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны (береза, дуб, ива, осина), цвета; развивать техниче-ские навыки в рисовании карандаша-ми, красками и другими материалами. Совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения.
Отгадывание зага-док об овощах, ри-сование отгадок.
Рассматривание ре-продукций картин Шишкина, Левита-на, Васнецова, бе-седа по содержа-нию картины И. Левитана «Березо-вая роща», чтение стихотворений о деревьях, рассмат

Я рада вам представить улучшенный и дополненный мануал о том, как научиться рисовать . Я надеюсь, что он покроет большинство вопросов, которые мне регулярно задают в группе ВКонтакте. Например такие, как:

  • как научиться рисовать на компьютере?
  • какие книжки по рисованию стоит изучить?
  • как мне научиться рисовать акрилом, маслом, другими материалами?

Я собрала самые полезные советы от художников с сайта www.quora.com , и получилось отличное пошаговое руководство , благодаря которому никто уже не сможет прикрываться отмазками типа “я не знаю с чего начать, у меня не получается, я бездарь и т.п.”, поверьте,
вы наконец-то узнаете как научиться рисоват ь!

Просто следуйте этому мануалу шаг за шагом и посвящайте практике достаточное количество времени, и вы сможете прийти от этого уровня рисования

к этому

Немного лирики

Рисование — это навык, который развивается по мере практики. Вы не одиноки, когда думаете, что вы ужасны в рисовании! Все великие художники начинали с рисования фигур в виде палок, подобных этой:

Причина, по которой они пошли дальше от этих так называемых « фигур-палок» к чему-то гораздо большему, заключается в том, что у них было ненасытное желание рисовать всё лучше и лучше с каждым новым прикосновением карандаша к бумаге. Это желание отделило их от остальных, и это единственная причина, по которой они стали успешны.

Прежде всего, тот факт, что вы решили посвятить свое время улучшению навыков рисования — это уже большое достижение. Почему спросите вы? Это действительно важно, потому что в искусстве и творчестве должны присутствовать страсть, интерес, любопытство и самоотверженность, без которых процесс обучения не будет столь эффективным.

Так что в вашем случае самое большое препятствие уже позади, и вы можете начать рисовать, наблюдая за вещами вокруг вас! Вот как все просто!

Следующие шаги, которые я собираюсь предложить, должны помочь вам обрести желаемые навыки рисования, а также покажут вам путь, через который придется пройти ради желания стать художником.

Но прежде чем слепо следовать нижеприведенному пути, всегда помните, что вы свободны выбирать свой собственный уникальный путь — путь, который подходит именно вам. Реальная задача — регулярно практиковаться с намерением учиться , поэтому не имеет значения с чего вы начнете ваш путь в рисовании.

Обратите внимание, что каждый шаг, упомянутый ниже, может занять недели, месяцы или даже годы , чтобы достигнуть в нем совершенства. Все зависит от того, насколько действительно хочется улучшить свои навыки и сколько усилий вы готовы приложить.

Для каждого шага, приведенного ниже, в Интернете доступно много материалов, в том числе на YouTube. Я рекомендую проверять различные источники, изучать разные стили и практиковать тот стиль, который вам больше всего подходит.

Давайте начнем!

Шаг 1. Изучаем простые формы

Во-первых, возьмите бумагу и карандаш (или ручку), сядьте в удобное положение, очистите свой разум от мыслей и просто сосредоточьтесь на задаче.

Теперь попробуйте создать простую форму . Например, нарисуйте круг , а затем продолжайте практиковать его.

Каждый раз пытайтесь нарисовать идеальный круг. Если вы действительно отнесетесь к этому заданию серьезно, то оно может занять у нас несколько дней или даже месяцев. Нарисовать ровный круг, используя только ваши руки, сложнее, чем вы себе представляете.

Просто начните рисовать круги и продолжайте практиковать эти круги, пока не достигнете этапа, на котором вы сможете нарисовать идеальный круг, не используя никаких вспомогательных инструментов.

Ваши попытки начнутся с чего-то вроде этого:

После регулярных тренировок ваша координация рук и глаз улучшится, и вы начнете рисовать уже лучше:

Это довольно хороший результат. Теперь двигайтесь дальше!

Аналогичным образом, начните работать с другими базовыми фигурами , такими как треугольник, квадрат, куб, восьмиугольник и т.п.

Это должно снова занять вас на некоторое время. Помните, что это титаническая задача, если вашим первым рисунком был круг из этого урока.

Но после того, как вы уделите некоторое количество времени (скажем, 6 месяцев или один год), как только вы пройдете это строгое упражнение, и когда вы станете чемпионом по рисованию любой из простых фигур по желанию, появится еще одна интересная грань.

На этом этапе есть два подхода, которыми вы можете последовать:

Подход 1 — самообучение

Вы можете учиться рисовать самостоятельно, пользуясь бесплатными статьями в интернете, видео на YouTube, книгами и пособиями.

Самыми легкими для усвоения я считаю уроки Марка Кистлера по книге .


После прохождения всех уроков, вы добьетесь значительных успехов. Однако, хоть автором и заявлен срок в 1 месяц, я бы посоветовала вам не торопиться и уделять минимум 1-2 часа на каждый урок, выполняя все практические упражнения.

Подход 2 — записаться в художественную школу или на онлайн-курсы

Если вы не любите заниматься самообучением, то советую записаться на платные курсы, где вам все подробно расскажут и покажут, а также заставят поработать практически.

Самыми качественными и интересными я считаю курсы и мастер-классы в школе рисования Вероники Калачевой .

В этой школе есть обучение как в студии, так и онлайн. Есть также полезные бесплатные материалы , которые .

В этой школе часто проходят бесплатные вебинары или открываются уроки для изучения на некоторое время.

Зарегистрируйтесь, чтобы не пропустить их!

Школа рисования Вероники Калачевой

Еще один сайт с платными, но более дешевыми курсами по рисованию, который мне нравится — arttsapko.ru . На этом сайте вы также можете пройти некоторые курсы бесплатно. Есть разовые занятия, которые проходят в Москве.

Школа рисования arttsapko

Дальнейшие советы больше подойдут тем, кто выбрал первый подход и решил изучать художественное искусство самостоятельно. Но ваш творческий путь может содержать в себе и оба подхода.

Шаг 2. Тени и затенения

Теперь, когда вы знаете, как рисовать простые формы в совершенстве, давайте начнем затенять эти формы.

Я продолжу на примере круга.

Итак, ваша первая попытка затенения круга , не понимая как это делать правильно, выглядела бы примерно так:

Обратите внимание, несмотря на то, что ваше изображение получилось не слишком реалистичным, вы уже подсознательно знали о воображаемом источнике света и поместили его в верхний левый угол и, учитывая этот источник, вы нарисовали тень на противоположной стороне в нижнем правом углу.

То есть для того, чтобы затенять объекты вам требуется здравый смысл и не более того.

Теперь продолжайте практиковать затенения. Это может занять несколько месяцев, прежде чем у вас получится что-то вроде этого:

Теперь этот круг выглядит как объемная сфера.

Дальше вам необходимо показать, что сфера не болтается в воздухе, а находится на какой-то поверхности, и вы начнете изображать тени, которые предмет отбрасывает на другие поверхности. В этом случае рисунок уже должен выглядеть примерно так:

Всегда помните одно простое правило, которое было продемонстрировано на рисунке ниже:


Кроме того, продолжайте практиковать затенение и других форм, которые вы изучили.

Во время практики обратите внимание на то, как оттенки варьируются в зависимости от наличия света. Посмотрите на тональную шкалу со штриховкой от светлого к темному ниже. Вы можете ориентироваться на нее, когда рисуете фигуру.


Продолжай практиковаться. Это бесконечный процесс!

Шаг 3. Перспектива

Основной закон перспективы гласит: когда объект находится ближе, он выглядит больше и если его нужно показать дальше, его нужно будет нарисовать меньше. Если вы это понимаете, вы понимаете основной закон перспективы.

Теперь давайте разберемся с так называемой точкой схода.

Я объясню это понятие на примере куба.

Когда мы рисуем куб, почему длина и ширина этого куба сужаются к его концу или наклонены внутрь бумаги? Посмотрите на эту картинку ниже для справки и спросите себя, почему это происходит?

Как вы можете видеть, ребра сужаются как вправо, так и влево, как будто они идут во внутрь листа бумаги. Именно это создает кубу иллюзию «3D» на двумерной бумаге. И это возможно, исходя из основ построения перспективы и такого понятия, как точка схода.

Теперь рассмотрим тот же самый куб еще раз.

В кубе мы взяли точку схода где-то далеко от наших глаз справа и слева от куба. Вот почему стороны сузились к внутренней стороне бумаги справа и слева. На рисунке ниже наглядно показано, как ребра куба, если их продлить, сойдутся в одной точке с обеих сторон. Эти две точки называются точками схода :

Теперь посмотрите на зеленую точку на следующем рисунке куба:

Эта зеленая точка также является точкой схода .

Представьте себе, как будет выглядеть куб без этой концепции точки схода. Он будет больше похоже на квадрат в 2-D. Когда мы рисуем куб, то всегда следует помнить о точке схода, поскольку именно она дает нам возможность изобразить объемную фигуру.

Итак, я надеюсь, что концепция точки схода стала вам более понятна, так как для любого хорошего рисунка, который рисуется с учетом пространства и расстояния между каждым объектом, концепция точки схода должна соблюдаться по умолчанию.

Вот еще несколько примеров концепции точки схода, для вашего понимания.

  • Вид сверху (или вид с высоты птичьего полета):

  • Линейная перспектива (пейзаж):

  • Вид со множеством точек схода (любой реальный сюжет):

Таким образом, как изображено на третьем примере, в реальных сценах обычно существует несколько точек схода, и эти точки придают рисунку желаемую глубину или 3-D эффект, и ощущение пространства, которое отделяет его от 2-D .

Слишком сложно? Просто не паникуй сейчас, хорошо? На этой стадии достаточно только понимать концепцию точки схода. Просто постарайтесь показать точку схода на своих рисунках без всяких чертежей и измерений.

Этот «шаг 3» был лишь предпосылкой изучения законов перспективы, просто чтобы вы знали о ее важности в рисовании. В курсе Марка Кистлера «Научиться рисовать за 30 дней» есть несколько пошаговых уроков по построению перспективы, вы можете начать с них.

Шаг 4. Рисуем сложные формы

Теперь используя свою уверенность в рисовании и затенении простых форм, а также знания эффекта тени и точки схода, переходите к следующем уровню, то есть к рисованию различных сложных форм.

Правила игры остаются прежними:

  1. Продолжай практиковаться.
  1. Соблюдайте нюансы.
  2. Каждый раз старайтесь превзойти себя и не повторять предыдущие ошибки.

Итак, для начала, как насчет яйца? Оно не так уж сильно отличается от круга, да?

Давайте просто начнем. Практикуйтесь, пока не достигните совершенства!

Хорошо, это похоже на яйцо. Теперь попробуйте разные фрукты. Например, клубнику.

Отлично! Это действительно хорошая клубника. И посмотрите на эту детализацию. Клубника на последнем рисунке выглядит достаточно сложной для рисования, но у нас уже есть опыт в затенении из “шага 3”. Это тоже самое, только на микроуровне. Поверьте в себя и всё получится!

Аналогичным образом, продолжайте рисовать разные случайные формы с затенением. Поместите тени на эти рисунки, учитывая такие эффекты, как отражение, преломление, прозрачность и т. д. И просто продолжайте практиковаться.

Вокруг существуют множество различных предметов. Научитесь рисовать то, что видите. Это один из самых важных шагов, чтобы стать професиональным художником. Не переживайте, если сначала у вас будет не очень хорошо получаться. Иногда, когда вы начинаете рисовать то, что видите, начало эскиза может выглядеть довольно ужасно, но итог может получиться потрясающим. Так начните делать это!

Попробуйте рисовать два случайных объекта в день. Рисунок должен быть цельным: рисование + затенение + падающая тень + любой другой специальный эффект.

Что-то вроде того, что показано ниже:

Каждый день просто повторяйте этот процесс. Вы на верном пути!

Шаг 5. Рисуем живых существ

Поскольку мы теперь знаем, как рисовать и затенять различные объекты с относительной точностью, пришло время рисовать движущиеся объекты и живые организмы. Теперь необходимо включать в рисунок движения объектов, их позу и выражения лица, это настоящий вызов!

Самый главный совет — держать глаза и разум широко открытыми. Вы должны наблюдать за всем вокруг.

Так что наблюдайте все нюансы — прогулку людей, полет птицы, позу собаки и т. д. И, когда это возможно, создавайте быстрый скетч этой конкретной позиции, движения, выражения и т. д. А над деталями работайте уже позже в свое свободное время.

У вас должно получаться что-то подобное:

Это быстрый скетч, который выполняется за считанные минуты. Выберитесь в парк или кафе и просто зарисовывайте попавшихся вам людей. В данном случае главное не качество, а количество. Вам нужно увидеть и передать позу объекта.

Изучите анатомию. Да, анатомия такая же, как и на уроке биологии. Нужно изучить кости скелета и расположение мышц. Это может показаться странным и жутким, но, с другой стороны, это означает, что вы можете нарисовать скелет и череп для украшения на Хэллоуин 🙂 Это также поможет в изучении человеческих пропорций и движений тела. То же самое касается животных — читайте книги по анатомии животных. Почти все художественные книги по рисованию животных будут иметь раздел анатомии.

Попробуйте начать с моей статьи:

Затем попробуйте быстро нарисовать несколько разных выражений лица:

Наблюдайте и запоминайте различия лицевых линий. Позже, продолжайте добавлять тени и заставьте их выглядеть еще более реалистичным, как здесь:

То же самое проделайте с деревьями, цветами, животными, птицами и т. п.

Теперь, когда вы уже знаете довольно много, пользуясь вашими полученными навыками вы сможете нарисовать что-то вроде этого:

Упорство, трудности и боль затем приведут вас сюда:

А в случае с людьми (немного лучше или хуже):

А сейчас пришло время сделать паузу и взглянуть на изображение ниже, на эту красивую женщину. Она действительно выглядит очень красивой, не так ли?

И если вы спросите себя, можете ли вы быть достаточно уверены, что нарисуете ее такой же красивой, какая она есть? Скорее всего, ответ будет большим «Нет», верно? Если это так, значит вам все еще есть куда стремиться!

Таким образом, ваш рисунок все еще находится в зачаточном состоянии, и есть много возможностей для улучшения. Например, вам придется работать над детализацией человеческого глаза и его движения, человеческих волос, их блеска и т. д. Я думаю, вы понимаете, что я пытаюсь сказать, не так ли?

Итак, в основном, на этом этапе вы все время должны окружать себя этими сложностями, чтобы двигаться вперед, а не застревать на среднем уровне. Никто не поможет вам в этом, кроме вас самих!

Шаг 6. Пробуем разные инструменты и материалы

Очень хорошо, если вы умеете рисовать карандашом, но будет намного интереснее и полезнее, если вы также научитесь использовать чернила, краски, маркеры, пастель и т.д. Вам стоит попробовать разные материалы , хотя бы потому что вы можете столкнуться с тем, что вам особенно понравится. Добавьте цвета вашим эскизам!

Конечно, художественные товары сейчас стоят недешево, поэтому не стоит брать сразу профессиональные материалы, вдруг они вам придутся не по душе и захочется чего-то другого? Для начала будет достаточно инструментов из средней ценовой категории. Сейчас очень большой выбор недорогих художественных материалов можно найти на AliExpress .

Не используйте модные художественные доски или молескины. Купите большой блокнот или альбом с белыми листами. Ваша цель — сделать как можно больше и быстрее набросков, не беспокоясь о том, чтобы тратить дорогостоящую бумагу.

Также если вы решили попробовать себя в digital-art, не обязательно сразу браться за лицензированный фотошоп, когда можно начать с бесплатных редакторов, например MyPaint, SAI, GIMP.

Шаг 7. Пейзажи

Теперь сложите все вместе. Вы должны начать рисовать пейзажи, на которых будут люди, растения и множество животных. В этом шаге у вас будет отличная возможность потренировать свои знания законов перспективы .

Для начала вы можете попробовать рисовать панорамы, например вид из своего окна. Попробуйте сначала рисовать пейзажи более “грубо”, например так:

После этого уже детализируйте объекты.

После продолжительных тренировок ваши рисунки станут примерно такими:

Шаг 8. Рисуем из воображения

Начните с чего-то простого, например, с яблока. Просто переместите свой карандаш на бумагу, только представляя, что вы рисуете яблоко, прежде чем рисовать его. Затем сделайте быстрый предварительный эскиз, чтобы получить его форму и форму ее тени пропорционально странице. Затем начните затенение и детализацию.

После попробуйте нарисовать что-то посложнее, например, цветы, деревья, стакан, ручку и т.п. Каждый раз старайтесь выбирать объекты посложнее. В этом шаге я больше не могу дать никаких рекомендаций, кроме как регулярно практикуйтесь.

Шаг 9. Формируем свой стиль

Теперь вы обо всем знаете. По крайней мере, достаточно, чтобы начать развивать свой собственный художественный стиль. Ваш стиль должен стать уникальным , и вы должны продолжать развивать его с усиленной практикой.

Обратите внимание, что я больше ничего не могу добавить к этому шагу, потому что я не знаю каким будет ваш собственный уникальный стиль. Могу лишь посоветовать

В Интернете полно материалов, которые помогут вам с вдохновением и идеями, например Pinterest, Instagram, Tumblr, YouTube. Я рекомендую проверять эти источники регулярно, изучать разные стили и практиковать тот стиль, который вам больше всего подходит.

Шаг 10. Совершенствуемся

Этот шаг о совершенствовании до уровня, где ваш рисунок будет неотличим от фотографии или реального изображения. Конечно, он необязательный. Но если вы все же желаете довести свое мастерство до рисования в стиле гиперреализма, это также потребует много практики.

Хотя рисунки, которые не отличить от фотографии, являются признаками удивительного мастерства авторов, которые приложили много усилий, есть равные примеры потрясающих работ, которые не похожи на фотографии. Поэтому вы также должны помнить об этом.

Вот пример гиперреалистичного рисунка:

Всякий раз, когда у вас есть свободное время, садитесь и рисуйте что-нибудь , или тренируйте свою штриховку, тон и т. д. Есть так много вещей, которые требуется освоить — вам всегда нужно практиковаться . Рисуйте легкие предметы и сложные. Рисуйте людей в деталях или грубых линиях. Осваивайте все, насколько сможете, постоянно совершенствуйте свое мастерство.

Причем желательно, чтобы практика сопровождалась обратной связью. Только обязательно, чтобы эти зрители говорили вам правду, поэтому папа с мамой на эту роль не подходят. Как вариант, можно выкладывать свои работы в каком-нибудь арт-сообществе, или форуме. Таким местом может служить наша

Ну, что же, я обещала мега-план, и я наконец-то его собрала (потратила на это дело почти полдня).
Здесь не будет ничего о планировании, эффективности и прочем, здесь о структуре обучения рисованию.

В прошлом посте я упоминала стрим с Олегом Шеховцевым . Так вот, в этом стриме Олег постарался и сделал упор на информацию для начинающих художников (неважно, концепт или нет) и сослался на некоего Виталия Ивлева (его канал на ютубе). Я, как порядочный гражданин, пошла и посмотрела.

У Виталия есть совершенно замечательный очень короткий ролик о том, из чего же состоит рисование и как структурировать свое обучение. Очень рекомендую к просмотру - 11 с копейками минут концентрированной полезной информации. Еще и с картинками. Картинки я себе зарисовала. И в целом мой план основан именно на рекомендациях Виталия.

Итак, первый план. Я назвала его «Большой план», т.к. он показывает мне картину обучения в целом:

Да, мне придется откатиться в самые азы, а именно в работу с линией и формой. А то я сейчас почему-то пытаюсь быть на этапе цвета и даже дальше, а основ при этом не знаю.

Еще мне очень понравились принципы, которыми Виталий рекомендует руководствоваться во время обучения. Посмотрите видео, там для каждого принципа Виталий даже нарисовал маленький поясняющий рисуночек! :) Принципы я тоже выписала:

И хочу здесь пояснить некоторые принципы с учетом своих каких-то особенностей:


  1. Каждый день. Ну, здесь все понятно, плавали-знаем.

  2. Быть в курсе, смотреть вокруг. Здесь Виталий рекомендует смотреть и изучать, что происходит вокруг, читать про других людей - как они добивались того, чего добились, и все в таком духе. Я итак довольно регулярно читаю и смотрю всякое, просто придется немного уменьшить время на это, чтобы осталось время для занятий.

  3. Доверять учителю, но не ограничиваться. Очень важный пункт для меня, т.к. я люблю тырить приемы, пробовать новое и часто застреваю в этом. Так вот, мне важно не застревать. Попробовал, усвоил, молодец, поехали дальше.

  4. Исследовать учителя. Как профессионала и как учителя. Это я люблю:)

  5. Держать будущее в голове. Именно для этого я нарисовала все эти бумажки и повесила их на видное место. Именно поэтому сокращенная версия этого поста будет прикреплена вверху журнала. Чтобы помнить, куда я собралась:)

  6. Искать сложное, искать вопросы. Пожалуй, один из самых сложных пунктов. Главное, продолжать напирать на сложное и формулировать свои вопросы, а не расстраиваться и бросать все после первых неудач.

  7. Начинаешь и делаешь. Тоже сложный принцип с точки зрения реализации: страх - очень сильный тормоз. Поэтому да, просто берешь и делаешь, главное - начать.

  8. Не спешить. Очень важный для меня пункт, потому что всегда же хочется скорее-скорее туда, к стадии цвета и прочим интересным штукам. Однако такое перепрыгивание важных стадий ничего хорошего мне не принесет, а заставит потом возвращаться к тому, что я перепрыгнула. Что, собственно, я и делаю сейчас.

  9. Фиксировать, где ты. Виталий судя по всему ставил себе конкретный срок, а я вот не очень понимаю, как он это сделал: откуда я знаю, сколько времени у меня займет то, что я не знаю? Поэтому буду как-то фиксировать свои результаты. Поэтому я добавила этот пункт (его нет у Виталия).

Дальше у меня детальная схемка по первому квадратику - по форме:

Все это я потырила у Виталия (по форме - вот ), потому что он очень хорошо объяснил и нарисовал. Отдельно меня порадовало то, что Виталий сформулировал результат обучения! То есть, чего ждать в конце стадии изучения формы, к чему стремиться. Это очень круто, по-моему. Я даже радостно этот итог выделила маркером:)

И теперь, собственно, мой план по изучению формы. Виталий рекомендует уделять по 2 часа каждому аспекту - gesture, объем, линия. У меня, к сожалению, нет столько времени из-за работы. Я могу выделять 1,5 - 3 часа. Сложность еще в том, что все три аспекта желательно изучать пачкой (опять же - по рекомендации Виталия), а не так, что день на gesture, другой день на объем и т.д. Поэтому у меня полчаса по полчаса-час на каждый аспект. А учитывая прогноз Виталия по длительности изучения формы в 0.5 - 1 год (при условии занятий по 6 часов), мне страшно подумать, сколько же я потрачу на это времени.

Ну да ладно, к делу, конкретный списочек, что изучать и что делать.

Gesture
Виталий изучал последовательно по видео - начал с Glenn Vilppu. Я нашла только «тизеры» его уроков на ютубе, в которых он кратко что-то показывает и рассказывает. Полное обучение уже за деньги, как я поняла.
Дальше Виталий продолжал по Michael Hampton. Я нашла его книгу Figure Drawing: design and invention в формате PDF и подборку уроков на ютубе .
Виталий сделал очень интересное замечание по поводу просмотра лекций: очень важно повторять каждое движение преподавателя, чтобы понять, о чем он говорит.

Дополнительно :


  • Walt Stanchfield, «Gesture drawing for animation» (нашла PDF). По словам Виталия книжка больше «философская», практики в ней мало, а больше «идеологического подкрепления художника, аниматора, дизайнера..».

  • Mike Mattesi, «Force: dynamic life drawing for animators» (нашла PDF)

  • Видео Stan Prokopenko - How to draw gesture , и другие его видео.

  • Курс Alex Woo , стоит денег, так что пока нет.

Объем
Сначала смотреть лекции Gary Meyer «Fundamentals of Perspective», узнавать основы перспективы, как это работает, терминология. Я нашла все его видео-лекции и скачала на просторах энторнета.
Дальше - разбиение объектов на простые формы и перспектива простых форм. Хорошее упражнение: из простых форм строить сочетания в перспективе.
Потом метод рисования с помощью сечений Scott Robertson (серия видеоуроков). После - рисование сложных технических объектов по книге Scott Robertson, Thomas Bertling - How to Draw: drawing and sketching objects and environments from your imagination (также нашла в PDF).
И дальше можно переходить к окружению, пейзажам.

Дополнительно :


  • Peter Han Dynamic Sketching, нашла только демо-версии , остальное за деньги. Учит быстро скетчить, быстро анализировать форму.

  • Koos Eissen - Sketching Drawing the Techniques for product designers (нашла в PDF). Много примеров, Виталий на этих примерах учился - перерисовывал, понимал, как промышленные скетчеры строят объекты.

  • Roselien Steur Sketching The Basics не нашла в свободном доступе.

  • канал на ютубе , где довольно просто рассматриваются перспектива, построение, быстрый скетчинг.

Линия
По ходу изучения двух других аспектов. Упражнения есть у Робертсона и Хана. И еще смотрим других художников, смотрим как они используют линии и пробуем сами.

Такой план) Согласитесь, выглядит страшно. Еще и на английском все - на первых порах это может сильно замедлить мою скорость обучения, но когда же надо начинать читать иностранную литературу)

МБДОУ « Гдовский детский сад № 1 »

Перспективный

план работы по

нетрадиционному рисованию

В оспитатель: Баранова Лидия Викторовна

Пояснительная записка.

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Цель.

Основная цель занятий- развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

    Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.

    Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.

    Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

    Развивать творчество, фантазию.

    Активизировать детей при выборе тематики.

    Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.

    Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.

Возраст детей

Возраст детей, участвующих в образовательной деятельности,

от 3 -х до 7-и лет (2-я младшая, средняя, старшая и подготовительная группы).

Режим занятий

В соответствии с СанПиН 2.4.1. 2660-10 от 22.07. 2010г. №91 и изменениями к СанПиН 2.4.1.2660-10 от 20.12.2010 г. №164 организованная образовательная деятельность проводится в соответствии с режимом дня МБДОУ « Гдовский детский сад №1 » с 15 октября по 15 апреля.

Во второй младшей группе темы по нетрадиционному рисованию включены в непрерывную образовательную деятельность один раз в неделю в первую половину дня.

В средней группе один раз в неделю, в среду, с 15.25до 15.50.

В старшей группе один раз в неделю, в среду, с 15.25 до 15.50.

В подготовительной к школе группе один раз в неделю, во вторник, с 15.25 до 15.55.

Формы проведения

1. Различные техники нетрадиционного рисования: пальцем или ватной палочкой, ладошкой, методом тычка, монотипия, тампонирование, рисование по крупе, кляксография, набрызг, печатка, цветными ниточками, экспериментирование.

2. Выставки.

Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию

1. Создание игровой ситуации.

2. Показ воспитателя.

3. Использование движения руки.

4. Сравнение двух техник.

5. Проговаривание последовательности работы.

6. Педагогическая диагностика.

При рисовании нетрадиционными техниками широко используются стихи, загадки, а также игры.

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Техническое оснащение.

1. Листы бумаги.

2. Гуашь.

3. Трафареты.

4. Кисточка с коротким ворсом (тычок).

5. Тампон.

6. Стекло или пластик.

7. Нитки.

8. Щётка и стека.

9. Крупа.

10. Подносы.

11. Использованные фломастеры.

12. Печатки, штампы (подручный материал, растения, листья).

Литература.

1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности-М, 2000.

2. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста-М, Сфера, 2005.

3. Кожохина С.К. и Панова Е.А. Сделаем жизнь наших малышей ярче. Ярославль, 2007.

4. Лыкова И.А. Каждый охотник желает знать.-М.,Карапуз,!999.

5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.-М., Карапуз- Дидактика, 2007.

6. Утробина К. Хвост пушистый и усы. Нет приятнее красы. /Дошкольное воспитание. 1997 №2 с. 32-38.

7. Утробина К. Уронило солнце лучик золотой./Дошкольное воспитание. 1996 №2.с. 28-33.

8. Черепковская С.А. Волшебница Монотипия./Ребёнок в детском саду.2008. №5 с. 43-45.

Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию во 2-й младшей группе.

Тема

Программное содержание

Рассыпались бусы.

Соберём ягоды.

Разноцветный дождь.

Кисть рябинки, гроздь калинки.

Украсим ёлку к Новому году.

Кто здесь прошёл?

Ветка мимозы.

Учить рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах (объектах) природы в изобразительной деятельности.

Рисование ладошкой.

10.

Цветок.

Ёжик.

Рыбки .

Дать ребёнку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами. Учить ребёнка воображать и фантазировать. Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки. Знакомить с цветом. Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату .
Рисование по крупе.

11.

12.

13.

Солнышко.

Цветы.

Домик.

Познакомить с техникой рисования по крупе. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук.

Тампонирование.

Облака.

Снеговик.

Продолжать знакомить с новой техникой рисования - тампонированием. Учить аккуратно набирать краску. Продолжать знакомить с цветом. Развивать эстетический вкус.

Рисование методом тычка.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

Салют.

Котёнок.

Ёлка.

Ёж.

Щенок.

Утёнок.

Цыплёнок.

Жёлтый одуванчик.

Мишка косолапый.

Солнечные цветы.

Учить рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию.

Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию в средней группе.

Тема

Программное содержание.

Рисование пальцем или ватной палочкой.

Ягоды в тарелке.

Осенний вечер.

Украшение блузки.

Ветка сирени.

Продолжать учить рисовать ватной палочкой или пальцем. Развивать чувство цвета и ритма. Прививать любовь к прекрасному. Воспитывать аккуратность при работе с краской.

Рисование ладошкой.

Деревья.

Рыбка.

Осьминог.

Совершенствовать работу руки. Учить детей фантазировать и воображать. Расширять знания об окружающем мире. Убеждать детей в том, что их ладошки необыкновенные. Развивать творческое мышление.

Тампонирование.

Ёлки в лесу.

Цветы на поляне.

Кораблики.

Учить работать тампоном с использованием трафаретов. Развивать аккуратность при работе с краской. Учить придумывать несложный сюжет. Радоваться полученному результату.

11.

12.

13.

14.

Домик (кубики).

Узор (печатка).

Украсим салфетку.

Украсим тарелку.

Познакомить с использованием знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов. Учить самостоятельно находить и предлагать различные печатки, составлять несложные композиции.

Рисование методом тычка.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

Астры в вазе.

Подсолнух.

На выставке кошек.

Поможем зайцу найти друзей.

Гусь.

Грачи прилетели.

Расцвели одуванчики.

Пушистые зверята.

Цыплята.

Продолжать учить рисовать методом тычка: закреплять умение правильно держать кисть; углублять представление о цвете и геометрических формах. Воспитывать любовь ко всему живому.

Кляксография.

24.

25.

Чудесные превращения кляксы.

Создавать условия для свободного детского экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и бытовыми).Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Развивать творческое воображение.

Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию в старшей группе.

Тема.

Программное содержание.

Рисование пальцем или ватной палочкой.

Украшение платья.

Солнечный осенний денёк.

Следы животных

Продолжать совершенствовать рисование пальцем или ватной палочкой. Воспитывать аккуратность при работе с краской. Развивать творческий замысел детей. Прививать любовь к прекрасному.

Рисование ладошкой.

Утка.

Кот.

Продолжать учить детей фантазировать и воображать. Совершенствовать работу рук. Расширять знания детей об окружающем мире.

Печатание подручными материалами.

Украшение сумочки.

Украшение шапочки от солнца.

Формировать навыки создания несложной цветовой композиции. Расширять представления детей о возможных способах художественного изображения.

Монотипия.

На что похож круг?

Бабочка.

Развивать фантазию, воображение, чувство цвета и формы. Воспитывать усидчивость. Учить хорошо промывать кисточку.

Рисование цветными ниточками.

10.

11.

Угадай, что это?

Угадай, что это?

Познакомить с техникой рисования цветными нитками. Развивать фантазию и воображение. Воспитывать аккуратность.

Рисование в технике « пуантилизм ».

12.

13.

Бабочка.

Рыбка в аквариуме.

Познакомить детей с техникой рисования точками. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать у детей усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца. Учить составлять несложные композиции. Прививать любовь ко всему живому.

Рисование методом тычка.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

В садах поспели яблоки.

Мой маленький друг.

Утята на пруду. Снежная семья.

Шишки на ветке. Мимоза.

Ежата на полянке.

Черешня.

Продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть, воспитывать любовь ко всему живому.

Набрызг.

22.

23.

Салфетка.

Листопад.

Познакомить с техникой разбрызгивания капель с помощью зубной щётки и стеки. Учить брать краску понемногу. Воспитывать аккуратность.

Разнообразные техники.

24.

25.

Красивые цветы.

Листочки для ёжика.

Учить рисовать цветы, используя способы « вращения кисточки » и « примакивания ».

Развивать чувство цвета и эстетический вкус. Радоваться полученному результату.

Продолжать воспитывать желание прийти на помощь ближнему. Учить пользоваться краской, используя печатку из картофеля и ватную палочку.

Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе.

Тема.

Программное содержание.

Рисование пальцем и ватной палочкой.

Гроздь винограда.

Стручки гороха.

Яблони в цвету.

Закреплять умение рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Прививать любовь к прекрасному. Вызывать желание довести начатое дело до конца.

Печатка.

Узор в круге.

Украсим ёлочную игрушку.

Учить самостоятельно находить и применять разные печатки, составлять различные композиции. Закреплять умение аккуратно пользоваться краской.

Рисование ладошкой.

Сказочная птица.

Морское дно.

Развивать фантазию и воображение детей. Расширять кругозор детей.

Рисование методом тычка.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

Осень вновь пришла.

Лягушки.

Домовые мыши.

Пингвины на льдинах.

Зимний лес.

Новогодняя история.

Снегири на ветках.

Совы.

Подарок маме.

Белые лебеди.

Черепахи.

Бабочки.

Закрепление рисования методом тычка. Воспитание любви к природе, ко всему живому. Воспитание аккуратности при работе с краской

Печатание природными материалами.

20.

21.

22.

23.

Листочки.

Солнце.

Пейзаж.

Пейзаж.

Расширять представления детей о возможных способах художественного изображения, знакомить с методом печатания листьями. Закреплять знания о теплой цветовой гамме. Формировать навыки создания несложной цветовой композиции.

Экспериментирование.

24.

25.

Я рисую море.

Цветы.

Вызвать интерес к созданию образа моря различными нетрадиционными техниками.

Рисовать гуашевыми красками с добавлением опилок. Развивать интерес к созданию нового материала.

Выполнила воспитатель высшей категории Коршунова Елена Владимировна Севастополь ГБДОУ г. Севастополя «Детский сад № 91»

Вторая младшая группа

сентябрь «Мой любимый дождик» Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень) , используя точку и линию как средство выразительности. Два листа светло-серого цвета нарисованными тучками разной величины, синяя гуашь, салфетки Рисование пальчиками

«Осеннее дерево» (коллективная работа) . Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки. Развивать цветовое восприятие. Широкие блюдечки с гуашью, кисть, листы, салфетки. Рисование ладошками

октябрь «Жёлтые листья летят» . Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – листочки. Развивать цветовое восприятие. Альбомный лист, гуашь жёлтая. Рисование ладошками.

«Весёлые мухоморы»

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги. Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы; гуашь белая, салфетки, иллюстрации мухоморов. Рисование пальчиками

ноябрь «Вот ёжик - ни головы, ни ножек…» Познакомить с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком Альбомный лист, газета, гуашь серая, коричневая. Оттиск смятой бумагой, Рисование пальчиками

«Осень вновь пришла» Расширять представление о приметах осени. Учить рисовать всеми пальчиками, набирая краску разного цвета, делать фон рисунка оттиском поролона. Альбомный лист бумаги с нарисованным деревом, поролон, гуашь желтая, красная Рисование пальчиками, оттиск поролоном.

декабрь «Зайчик» Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции. Листы серой бумаги с изображением зайчика, гуашь белого цвета. Рисование пальчиками.

«Снежные комочки» Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жёсткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа. Альбомный лист бумаги голубого цвета, кисти, белая гуашь. Рисование тычком жёсткой кистью

январь «Маленькой ёлочке холодно зимой» . Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки) . Учить рисовать ёлочку. Тонированный лист бумаги (синий, фиолетовый) , зелёная гуашь, кисть, белая гуашь в мисочке, салфетки, образцы ёлочек.

«Птицы клюют ягоды» Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод разной величины и цвета) ; закрепить навыки рисования. Воспитывать аккуратность. Развивать чувство композиции. гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого и бордового цветов в мисочках, пробки, рисунки птиц, клей, салфетки Рисование пальчиками, оттиск пробкой

февраль «Цветочек для папы» . Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями. Ватман, гуашь разных цветов. Рисование ладошкой.

«Кораблик для папы» Учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность. Салфетки, изображение кораблика, клейстер, салфетки Скатывание бумаги

март «Цветы для мамы» Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы. Гуашь, плотные цветные листы, салфетки. Рисование ладошками, пальчиками, печатками.

«Мое любимое животное» Упражнять в технике тычка. Учить фактурно изображать животное Готовые формы животных Тычок

апрель «Ночь и звезды» Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба. Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки Рисование манкой, скатывание салфеток

«Жили у бабуси два веселых гуся» Продолжать использовать ладонь, как изобразительное средство, дорисовывать детали Нарисованное заранее озеро, гуашь, маркеры для рисования деталей Рисование ладошкой

май «Красивые цветы для пчелки» Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги, закрепить знание красного и зелёного цвета, развивать творческое воображение. Листы белой бумаги, гуашь зелёного и красного цвета, салфетки Рисование ладошкой

«Рисуем, что хотим» . Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Все имеющиеся в наличии. Разные

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...