Скульптура Италии в России при Екатерине II Великой. Памятник екатерине второй Памятник екатерине 2 создан по проекту скульптора

Легенды Екатерининского сквера

Всеми любимый Екатерининский сквер в Санкт Петербурге расположен в центре города на Невском проспекте. Парк окружен архитектурным ансамблем Аничкова дворца. Екатерининский сквер также соседствует с Российской национальной библиотекой и Александринским театром.

Екатерининский сквер был заложен и открыт в 1820-32 годах архитектором К. И. Росси и садовым мастером Я. Федоровым. Перепланирован был в 1873-80 архитектором Д. И. Гриммом и ботаником Э и Л. Регелем.
Размеры Екатерининского сквера 160 X 80 м. Последняя реконструкция Екатерининского парка осуществлена в кон. 20 в. Среди сравнительно немногочисленных деревьев - обширные цветники.

В 1873 в центре парка установлен памятник Екатерине II (отсюда и название). О создании памятника Екатерине Второй задумались еще при ее правлении, но сама великая императрица была против его возведения. В 1860-м году Академия художеств объявила конкурс на модель памятника Екатерине II для Царского села. Этот конкурс выиграл проект художника Михаил Осипович Микешина .

Позже, в 1862 году Александр II сделал заказ на создание памятника по этой модели. Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге решили установить к 100-летию ее восшествия на престол. А генерал-губернатор князь А. А. Суворов, внук знаменитого полководца, выступил с предложением установить этот памятник в сквере напротив «Александрийского театра в Санкт-Петербурге, в виду Публичной библиотеки, учреждение которой принадлежит мудрой императрице».

К 1864 году художник Микешин разработал модель памятника , которая несколько отличалась от того монумента, что установлен в Царском Селе. Эта модель и получила Высочайшее утверждение.

Торжественное открытие памятника было приурочено ко дню святой Екатерины — именинам императрицы — 24 ноября (6 декабря) 1873 года.

Композиция памятника Екатерине Второй в Санкт-Петербурге

Величавая бронзовая фигура великой императрицы Екатерины Второй с легкой улыбкой взирает на Северную столицу. В ее руках символ императорской власти - скипетр и лавровый венок , у ног возлегает корона Российской Империи . С плеча Императрицы ниспадает горностаевая мантия, а на груди мы видим орден святого Андрея Первозванного.

Вокруг «пьедестала» расположены фигуры видных деятелей эпохи правления императрицы.


Фигуры на памятнике Екатерины Второй в Санкт-Петербурге обращены в четыре направления:

К :
фельдмаршал Румянцев-Задунайский Пётр Александрович,
государственный деятель Потёмкин Григорий Александрович,
полководец Суворов, Александр Васильевич.

К Аничкову дворцу :
поэт Державин, Гавриил Романович,
президент Российской академии Дашкова Екатерина Романовна.

К Публичной библиотеке :
князь Безбородко, Александр Андреевич,
президент Российской Академии художеств Бецкой Иван Иванович.

К фронтону Александринского театра :
полярный исследователь Чичагов Василий Яковлевич,
государственный деятель Орлов Алексей Григорьевич.


По проекту, утвержденному за год до смерти Александра II, в ансамбле памятника Екатерине II должны были участвовать еще 29 фигур деятелей времен царствования императрицы. В Екатерининском саду предусматривалось место для размещения еще шести бронзовых скульптур и двадцати трех бюстов на гранитных постаментах. Однако в эти планы вмешалась Русско-турецкая война (1877 - 1878).

На переднем фасаде памятника помещена бронзовая доска, украшенная атрибутами наук, художеств, земледелия и военного дела. На книге, стоящей среди этих атрибутов, написано слово «закон» и сделана надпись: «Императрице Екатерине ΙΙ в царствование Императора Александра ΙΙ-го 1873 год».


Легенды и факты памятника Екатерине II

Одна из многочисленных легенд, возникнувших вокруг памятника Екатерине II, гласит, будто под памятником хранятся сокровища. Говорили, что закладка памятника произвела на одну из зрительниц такое сильное впечатление, что она, не зная, как лучше выразить свои эмоции, сорвала с пальца бриллиантовый перстень и бросила его в котлован, в знак признательности великой императрице за ее деяния. Знатные дамы и кавалеры, присутствующие на церемонии, последовали ее примеру, и вскоре на дне котлована лежало множество серег, колец, брошей, браслетов и колье. Церемония закладки памятника продлилась сверх запланированного времени, поскольку нашлось очень много желающих "принести в дар" Екатерине II свои драгоценные украшения. Ходят слухи, будто сокровища до сих пор лежат под памятником в Екатерининском саду.

Интересным фактом, связанным с памятником Екатерине Второй, является то, что во времена «царствования» Всесоюзной коммунистической партии большевиков (1930-е годы) партийные органы Ленинграда признали монумент старорежимным и планировали вместо фигуры императрицы установить фигуру В. И. Ленина , а вместо фигур усадить представителей Политбюро ЦК КПСС.

Начиная с 1960-х годов шпага в руке А. В.Суворова периодически пропадает и ее приходится восстанавливать. Но это не все пропажи. У памятника Екатерине II часто пропадают различные скульптурные детали (бронзовые цепи, ордена). А как-то императрица была замечена в тельняшке. Вероятней всего, петербургские моряки хорошо повеселились.

Существует легенда о том, что фигуры деятелей екатерининской эпохи жестами намекают на размеры своих собственных достоинств . Вот только Державин разводит руками.


1.

2.

3.

4.

5.

И зданием Публичной библиотеки . Идея установить памятник Екатерине II впервые возникла ещё в первые годы её правления. Однако сама императрица оказалась против этого.

Поводом для реализации такой идеи стало 100-летие со дня восшествия на престол императрицы, в 1862 году. Тогда объявили конкурс на проект памятника, который первоначально хотели установить в Царском Селе, во дворе Царскосельского дворца. Победителем конкурса стал скульптор Михаил Микешин. Он изготовил модель памятника Екатерине II в стиле рококо, которая получила почётную медаль на Всемирной выставке в Лондоне.

В апреле 1863 года "Соединённые комиссии о пользах и нуждах общественных", все сословные отделения Городской думы и лично барон Фредерикс подняли вопрос об установке памятника Екатерине Великой на Александринской площади, рядом со зданием Публичной библиотеки, "учреждение которой принадлежит покойной императрице" .

Для нового места пришлось переделывать проект. По новому рисунку Микешина мастер Соколов отлил его макет в масштабе 1/16. Этот макет позже находился в павильоне "Грот" в Царском Селе. Общая идея в новом проекте осталась прежней. Императрица расположена на высоком пьедестале, вокруг которого разместились её приближённые. Личным пожеланием барона Фредерикса было:

"чтобы на пьедестале было помещено изображение действительного тайного советника Бецкого, как главного сотрудника Великой Екатерины по устройству учреждений учебных и человеколюбивых заведений и по проекту коего... последовала неоценённая по своим благодетельным последствиям Всемилостивейшая Грамота на права и выгоды городам Российской Империи" [Цит. по: 1, с. 141].

В результате рядом с императрицей скульптор разместил девять персон, которые находятся в своих тематических группах: П. А. Румянцев-Задунайский, Г. А. Потёмкин и В. А. Суворов, Г. Р. Державин и Е. Р. Дашкова, А. А. Безбородко и И. И. Бецкой, В. Я. Чичагов и А. Г. Орлов-Чесменский. На переднем фасаде памятника Екатерине II помещена доска с атрибутами наук, художеств, земледелия, военного, сухопутного и морского дела. На книге, находящейся среди этих атрибутов, написаны слово "закон" и фраза "Императрице Екатерине II в царствование Императора Александра II-го 1873 год".

Руководителем всех работ по созданию памятника Екатерине II был назначен архитектор Д. И. Гримм. Кроме него и скульптора Микешина в работе принимали участие скульпторы А. М. Опекушин и М. А. Чижов, архитектор В. А. Шретер .

Ломка гранита в Финляндии и устройство фундамента памятника начались в 1869 году. Все соединения были выполнены при помощи выступов и гнёзд, без применения гвоздей, винтов или железных полос.

"На нижнюю часть пьедестала постамента употреблён гранит с ломок Путсало, база и карниз из серого гранита с ломок Янисари и на постамент - тёмно-серый гранит с ломок Снескесальми..." [Цит. по: 1, с. 142].

При подготовке фундамента в землю вбили 1 200 восьмиметровых свай. На них был положен закладной камень с вставленным в него ковчегом, созданным по рисунку Гримма, с образцами золотых и серебряных монет, медалями времён царствования Екатерины II, Павла I, Александра I, Николая I и Александра II. Под фундамент также положили доску с именем В. А. Бобринского, который тогда являлся главным управляющим путей сообщения и присутствовал при закладке.

Гранит для памятника Екатерине II доставляли из Карельского перешейка в Петербург по воде, выгружали на набережной около Летнего сада . Дальше камень перевозили по специальной переносной железной дороге, изготовленной на заводе Сан-Галли. Фигуры для постамента отлиты на литейном заводе Кохуна (фирма "Никольс и Плинке"). Пьедестал состоит из более 600 кусков гранита. Стоимость сооружения монумента составила 316 000 рублей, а вместе с изготовлением памятных медалей, организацией торжественной церемонии открытия и переустройством Александринского сквера - 456 896 рублей.

Открытие памятника состоялось 24 ноября 1873 года. Оно сопровождалось военным парадом и салютом. После церемонии открытия в Публичной библиотеке накрыли столы для чествования авторов памятника.

Спустя почти 20 лет после установки монумента обнаружились повреждения в его основании. О необходимости реставрации заговорили в начале 1890 годов, но она не была проведена даже к 200-летию основания Санкт-Петербурга (к 1903 году). Только в июне 1904 года Городская управа поручила ремонт памятника некоему Баринову. Окружающие памятник фонари ремонтировала фирма Верфеля, завершившая работы 3 ноября. К 1 июля 1905 года памятник Екатерине II был окружён низкой железной оградой, о чём рапортовал архитектор Бобров.

По памятнику Екатерине сквер перед театром в обиходе называют "Екатерининский", или просто "Катькин садик".

Положение начинает меняться только в 1760-е годы. Важную роль здесь сыграл Иван Иванович Шувалов (1727–1797), основатель и первый куратор Академии художеств в Петербурге. Попав в немилость после воцарения Екатерины II, он вынужден был отправиться в путешествие за границу, которое продолжалось около четырнадцати лет (1763–1777). Большую часть времени Шувалов провел в Риме, неоднократно высылая в Россию произведения живописи, скульптуры и прикладного искусства. Нет сомнений, что они предназначались не только для самого Шувалова и Екатерины II, но и для других российских коллекционеров. Иными словами, Шувалов взял на себя роль художественного агента, что способствовало распространению в России нового вкуса, ориентированного на античность. Наиболее известна присланная Шуваловым из Рима коллекция слепков со знаменитых антиков, полученная в Петербурге в августе 1769 года. Большинство этих слепков до сих пор хранится в Музее Академии художеств. Одновременно с ними Шувалов направил в Петербург ряд мраморных скульптур, созданных современными мастерами в Риме, в том числе копий с антиков. Два таких произведения, подписанные Карло Альбачини, - «Флора Фарнезе» и «Исида» - хранятся в Эрмитаже.

Во второй половине 1760-х годов были установлены также художественные контакты с мастерами из Каррары, которые по сравнительно небольшим ценам поставляли скульптуру во многие европейские страны. При посредничестве маркиза Пано Маруцци, ставшего позднее русским консулом в Венеции, были приобретены четыре статуи работы Джованни Антонио Чибеи, главы местной школы (ныне они хранятся в Эрмитаже). Позднее этот же мастер выполнил ряд изображений Екатерины II (например, портретный бюст, находящийся в Государственном музее-заповеднике «Петергоф»). Возможно, к продукции каррарской мастерской относятся также фигуры мальчиков с атрибутами живописи и скульптуры, приобретенные в 1766 и 1771 годах и украшавшие Висячий сад Малого Эрмитажа.

Тем не менее представляется, что Екатерина II не испытывала большого интереса к скульптуре. Покупая статуи и бюсты у Жана Антуана Гудона, приглашая в Петербург Этьена Мориса Фальконе, императрица скорее следовала советам окружавших ее знатоков - таких, как Дени Дидро и князь Дмитрий Алексеевич Голицын, бывший тогда послом во Франции. Заказывая произведения Мари Анн Колло, приехавшей в Петербург вместе с Фальконе, Екатерина II, возможно, исходила из соображений женской солидарности, отдавая должное редкой для юной девушки профессии. К тому же она совершенно определенно не рассматривала Эрмитаж как универсальный музей, предназначенный и для произведений скульптуры. Поэтому работы французских скульпторов находили себе место в Гроте (или Утреннем зале) в Царском Селе, излюбленной летней резиденции императрицы. Сюда же со временем попала богатая коллекция античной скульптуры, приобретенная в 1785 году у Джона Лайд Брауна, одного из директоров Банка Англии.

Установить в городе памятник. Один из вариантов памятника, выполненный в масштабе 1 ⁄ 16 натуральной величины, находится в павильоне «Грот» в Царском Селе . В центре сквера на Александрийской площади памятник императрице Екатерине ΙΙ был открыт в 1873 году . Его автор - художник Михаил Микешин .

В конце 1960-х годов из рук Александра Суворова вандалы вырвали и украли шпагу. Её воспроизводили заново дважды - покушения на шпагу продолжаются до сих пор .

Авторы

В сооружении памятника приняли участие художник Михаил Микешин , скульптурные работы выполнили Матвей Чижов , изваявший статую Екатерины, и Александр Опекушин , создавший фигуры, окружающие пьедестал. Автором проекта пьедестала памятника и лаврового венка вокруг его подножия, торшеров канделябров , доски для надписи под подножием монумента является архитектор Давид Гримм , который руководил всеми работами по созданию монумента. Орнаментальные детали фонарей были изготовлены по рисункам архитектора Виктора Шрётера .

Технические данные

Вокруг пьедестала расположены девять фигур видных деятелей екатерининской эпохи: фельдмаршал Пётр Румянцев-Задунайский , государственный деятель Григорий Потемкин и полководец Александр Суворов обращены к Невскому проспекту , поэт Гавриил Державин и президент Российской академии Екатерина Дашкова - к Аничкову дворцу , князь Александр Безбородко и президент Российской Академии художеств Иван Бецкой - к Публичной библиотеке, полярный исследователь и флотоводец Василий Чичагов и государственный деятель Алексей Орлов-Чесменский - к фронтону Александринского театра. На переднем фасаде памятника помещена бронзовая доска, украшенная атрибутами наук, художеств, земледелия и военного дела. На книге , стоящей среди этих атрибутов, написано слово «закон» и сделана надпись: «Императрице Екатерине ΙΙ в царствование Императора Александра ΙΙ-го 1873 год» .

По первоначальному замыслу, памятник должен был быть установлен в Царском Селе , однако позже было решено установить его в Петербурге перед Александринским театром . Между Александринским театром и памятником Екатерине II разбит сквер , который называют Екатерининским.

События последних лет царствования Александра II - в частности, Русско-турецкая война 1877-1878 - помешали осуществлению замысла расширения мемориала Екатерининской эпохи. Д. И. Гримм разработал проект сооружения в сквере рядом с памятником Екатерине II бронзовых статуй и бюстов, изображающих деятелей славного царствования. Согласно окончательному списку, утверждённому за год до смерти Александра II, рядом с памятником Екатерине должны были разместиться шесть бронзовых скульптур и двадцать три бюста на гранитных постаментах.

В рост должны были быть изображены: граф Н. И. Панин , адмирал Г. А. Спиридов , писатель Д. И. Фонвизин , генерал-прокурор Сената князь А. А. Вяземский , фельдмаршал князь Н. В. Репнин и генерал А. И. Бибиков , бывший председателем Комиссии по уложению. В бюстах - издатель и журналист Н. И. Новиков , путешественник П. С. Паллас , драматург А. П. Сумароков , историки И. Н. Болтин и князь М. М. Щербатов , художники Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский , архитектор А. Ф. Кокоринов , фаворит Екатерины II граф Г. Г. Орлов , адмиралы Ф. Ф. Ушаков , С. К. Грейг , А. И. Круз , военачальники: граф З. Г. Чернышёв , князь В. М. Долгоруков-Крымский , граф И. Е. Ферзен , граф В. А. Зубов ; московский генерал-губернатор князь М. Н. Волконский , новгородский губернатор граф Я. Е. Сиверс , дипломат Я. И. Булгаков , усмиритель «чумного бунта» 1771 года в Москве П. Д. Еропкин , подавившие пугачевский бунт граф П. И. Панин и И. И. Михельсон , герой взятия крепости Очаков И. И. Меллер-Закомельский .

Городские легенды

Острословы рассказывают, что бронзовые фигуры екатерининских фаворитов вокруг пьедестала на памятнике Екатерине жестами демонстрируют размеры своих достоинств . Один только Державин виновато разводит руками. А над ними возвышается величественная развратная императрица с лукавой улыбкой и скипетром -эталоном в царственных руках. В действительности из изображённых на памятнике фаворитом Екатерины (по некоторым данным, даже тайным супругом) был только Г. А. Потёмкин .

Одна из легенд утверждает, что под памятником зарыты «несметные богатства». При закладке памятника одна из экзальтированных дам сорвала с себя перстень и бросила в котлован . Её примеру последовали и другие дамы. Если верить городским слухам, то в советское время власти хотели провести раскопки в Екатерининском саду. Однако дело дальше кабинетных разговоров не пошло .

Памятник Екатерине - самый несчастный монумент города. У него постоянно пропадают скульптурные детали (бронзовые цепи, ордена, шпаги), осколки стеклянных бутылок реставраторы обнаружили даже на голове императрицы. А как-то раз Екатерина была замечена в тельняшке с бутылкой в руке. Говорят, что это сделали подвыпившие моряки.

Вторая половина XVIII века в городе на Неве - время правления "просвещенной" императрицы. Этот период стал одним из основополагающих для формирования облика Северной столицы. И памятник Екатерине 2 в Санкт-Петербурге - это памятник целой эпохе.

Екатерина Великая: личность и вклад в историю

Австрийская принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, призванная в Россию Елизаветой Петровной, дочерью Петра I и самодержицей Всероссийской, для того, чтобы стать супругой Великого князя Петра Федоровича, стала истинно русской императрицей Государства Российского. Но путь, который она прошла до престола, а потом и до признания, был долог и труден.

Первый шаг - отречение от своей веры и принятие православия - продвинул ее по пути налаживания взаимопонимания с русским народом. Тем более что шаг этот был сделан неформально: Екатерина стала действительно истинно православной и глубоко верующей императрицей, полностью принявшей и выполнявшей все церковные догматы, придерживавшейся всех православных канонов. Благодаря императрице в Санкт-Петербурге и России возводилось большое количество православных церквей, причем многие финансировались на средства меценатов - соратников Екатерины.

Второй шаг - внимательное отношение к проблемам простого народа, неподдельный интерес к его традициям, стремление хоть чем-то облегчить жизнь каждого бедного и нуждающегося, сирого и убогого.

Третий шаг - политические и экономические реформы, направленные на упрочение позиций России на международной арене, в том числе успешное ведение войн с Турцией, Польшей, Пруссией, отвоевание и развитие Одесского порта. Важнейшими экономическими реформами стали: введение высоких таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары, отмена пошлин на внутреннюю торговлю, введение особых привилегий для дворян, чтобы они имели возможность торговать излишками продуктов со своих имений, модернизация системы перевозки товаров внутри государства - в Петербурге это создание буянов на островах невской дельты, где товары с глубокоосадочных судов разгружались в амбары, а затем распределялись по мелкоосадочным лихтерным судам. Все это дало толчок к развитию отечественной промышленности и торговли, а также экономики в целом.

Четвертый шаг - проведение важных реформ в сфере культуры и образования. О них мы еще будем говорить более подробно дальше.

Место для монумента

Памятник Екатерине 2 в Санкт-Петербурге был установлен возле Александринского театра (театра драмы им. А. С. Пушкина) на площади Островского возле главной городской магистрали - Невского проспекта. Место это было выбрано неслучайно. Вокруг находятся сооружения, которые так или иначе отражают основные вехи жизни и деятельности Екатерины Великой в России и для России.

Фигура Екатерины Великой повернута в сторону Невского проспекта, как аллегория того, что Ее Величество денно и нощно печется о своем народе и следит за жизнью в столице своего государства. А поскольку Невский проспект - главное место в городе, где встречаются иностранные титулованные особы с российскими аристократами и чиновниками высокого ранга для решения важных государственных дел в непринужденной обстановке, то и за жизнью всей империи.

Памятник Екатерине 2 в Санкт-Петербурге: общие сведения

Монумент был установлен на площади перед театром к юбилейной дате - 110-летию правления Екатерины Великой. Событие это состоялось 25 ноября 1873 года, а ровно сто десять лет назад - 25 ноября 1763 года Екатерина II, свергнув с престола законного наследника Петра Федоровича (императора Петра III), узурпировала трон при поддержке большого количества русских дворян и гвардейцев всех полков, приближенных к трону: Преображенского, Семеновского, Измайловского, Конной гвардии. Ей на верность присягнули Сенат и Синод. Церковь узаконила акт возведения на престол, провозгласив Екатерину Алексеевну законной императрицей, а ее сына Павла Петровича - наследником престола.

На памятнике можно прочитать надпись: "Императрице Екатерине II в царствование Императора Алексанра II". Начало реализации идеи совпало со столетней годовщиной восшествия на престол блестящей Екатерины, но создание растянулось на десять лет. Сам памятник отлит из бронзы и установлен на гранитный постамент. Вес сооружения - 270 кг, а высота всего монумента - 14,2 м. Это один из самых крупных монументов Северной столицы. Автор памятника Екатерине 2 в Санкт-Петербурге не один, а целая группа петербургских мастеров.

Образ "просвещенной" императрицы

Основное описание памятника Екатерине 2 в Санкт-Петербурга сводится, прежде всего, к описанию его персонажей. Гигантский перевернутый колокол венчает стоящая в полный рост "просвещенная" императрица в облике римской богини Правосудия Минервы. Плечи ей укрывает тяжелая мантия, через грудь перекинута орденская лента, на груди - орденский знак, на голове - лавровый венок - символ Победы, в правой руке императрица держит посох с гербовой символикой как символ власти над страной и ее подданными, в левой руке - опущенный вниз лавровый венок - символ мира и победы. У ног Екатерины возлежит большая императорская корона на медальоне с вензелем Ея Величества и гирляндой из лавровых листьев, прикрепленной с двух сторон к завиткам декоративного элемента - волюты.

Снизу медальон обрамляют листья греческого растения аканта - симолический знак триумфа и преодоления испытаний. Скульптор памятника Екатерине 2 в Санкт-Петербурге - Михаил Осипович Микешин.

Окружение Екатерины II в памятнике

У ног Вседержительницы сюжетными группками расположились особо приближенные дворяне, которые внесли огромный вклад в историю Отечества. Среди них:

  • Фельдмаршал Александр Васильевич Суворов, любимый полководец Екатерины II, командовал русской армией - воевал в Польше, на Украине, одержал множество славных побед, поднял тактику и стратегию боя на небывалую высоту.
  • Фаворит и, по некоторым предположениям, тайный муж Екатерины светлейший князь Григорий Александрович Потемкин, генерал-фельдмаршал и создатель Черноморского флота, внес неоценимый вклад в ход военной кампании по присоединению к России Таврии (Крыма), в результате чего был завоеван выход в Черное море, а сам князь получил вторую фамилию и стал именоваться Потемкин-Таврический.
  • Подруга императрицы Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова, которая сопровождала будущую императрицу в ходе дворцового переворота, а история сохранила ее в своих анналах как первую женщину-директора Российской Академии наук.
  • Поэт Гаврила Романович Державин, участник пугачевского бунта, блестящий мастер стихосложения, он воспел восхождение на престол "блестящей" императрицы знаменитой "Одой о Фелице".
  • Фельдмаршал Петр Александрович Румянцев, выпускник Сухопутного Шляхетного кадетского корпуса, блестящий стратег и тактик, доблестный воин, командовал русской армией в русско-турецкой войне и прославился своими героическими поступками в битвах при Кагуле и Ларге, за что получил вторую фамилию и стал именоваться Румянцев-Задунайский.
  • Граф Алексей Григорьевич Орлов, генерал-аншеф, возглавлял морской флот России в русско-турецкой войне, прославился острым умом и дальновидностью в принятии решений, имел прямое отношение к поимке княжны Таракановой, один из сподвижников Екатерины, сопровождавший ее на всем пути царствования от дворцового переворота, в котором принимал непосредственное участие. За победу флота под его командованием в битве при Чесме получил титул Чесменский.
  • Граф Иван Иванович Бецкой, личный секретарь Екатерины II, основатель Смольного Института благородных девиц, Воспитательного дома, реформатор системы образования, Президент и реформатор Академии трех знатнейших художеств.
  • Канцлер Александр Андреевич Безбородко, граф и светлейший князь, член малороссийского государственного суда и видный военный деятель, сопровождавший П. А. Румянцева в битвах при Ларге и Кагуле и проявивший себя доблестным воином.
  • Василий Яковлевич Чичагов, величайший русский мореплаватель, адмирал русского флота, командовал Кронштадтским и Ревельским портом, отрядом Донской флотилии в русско-турецкой войне.

Вокруг монумента

Территория вокруг памятника Екатерины 2 в Санкт-Петербурге на фото хорошо просматривается: справа расположились корпуса Российской Национальной библиотеки, авторами которых стали архитекторы К. И. Росси и С. Соколов (угловое здание Невского пр. с ул. Садовой.), слева - северный павильон Аничкова дворца - прежней усадьбы фаворита Елизаветы Петровны Алексея Григорьевича Разумовского, архитектор все тот же Росси, сзади уходящая к мосту Ломоносова улица из двух одинаковых домов - улица Зодчего Росси, в одном из зданий которой разместилась Академия классического танца им. Агриппины Яковлевны Вагановой и Театральный музей с театральной библиотекой, в другом здании раньше находилось Управление императорскими театрами.

Зеленая зона вокруг монумента - Екатерининский (в народе - Катькин) сад. Автором архитектурного ансамбля, который в основном сложился в середине XIX века, был Карл Иванович Росси, итальянский архитектор. Памятник Екатерине 2 в Санкт-Петербурге - центральный акцент этой блестящей композиции.

Легенды и мифы Петербурга о памятнике Екатерине II в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург - город, в котором живут и множатся мифы и легенды. Многие из них зафиксированы в книгах историка и петербурговеда Синдаловского.

В одной из таких легенд говорится о том, что под памятником захоронены огромные сокровища - перстни с драгоценными камнями невероятной стоимости, которые бросили в яму под фундамент петербургские аристократки во время заложения монумента.

Также бытует мнение, что вокруг царицы все скульптуры мужчин - изображения ее фаворитов, однако на самом деле это не так - фаворитом из них был только Г. А. Потемкин.

Существует и гипотеза про то, что большевики хотели демонтировать памятник Екатерине как прославляющий эпоху царской России и возвести на этом месте монумент Владимиру Ильичу Ленину - вождю пролетариата как символ победы над царизмом и капитализмом.

Памятник и современные петербуржцы

Памятник Екатерине II часто подвергается разорению со стороны вандалов: у скульптуры Суворова отламывают шпагу, у вельмож спиливают ордена, а у самой императрицы - цепь.

Но есть и положительные примеры внимания петербуржцев к монументу Правительницы. Екатерининский сад - это любимое место прогулок горожан, а у входа юные и не очень живописцы и графики демонстрируют свой талант прохожим, пишут их портреты и виды Санкт-Петербурга.

Около памятника устраиваются традиционные фестивали. Так, в апреле здесь состоялось открытие фестиваля света, несколько лет подряд проходил фестиваль мороженого, ежегодный фестиваль "Петроджаз", мотофестиваль и т.д. Такая популярность - подлинная оценка памятника Екатерине 2 в Санкт-Петербурге.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...