Презентация на тему "степан дмитриевич эрзя". Презентация на тему: "Творчество С
8 ноября 1876
Имя этого скульптора широко известно и в нашей стране и за рубежом. Все его творчество проникнуто чувством глубокого патриотизма. Даже его псевдоним происходит от названия народа, к которому он принадлежал.
Степан Нефёдов родился 8 ноября 1876 года в эрзянском селе Баево в семье крестьянина.
С детства его окружала великолепная природа родного края - дремучие мордовские леса, речка Бездна, превращавшаяся весной в бурный поток, необозримые пространства полей. Большое влияние на будущего скульптора оказали языческие верования его земляков - эрзя поклонялись священным деревьям, чтили души камней, родников и рек.
Самостоятельную жизнь он начал с 14-летнего возраста и в течение десяти лет занимался самыми разными промыслами, в том числе расписывал храмы с артелями богомазов. Судьба Степана Дмитриевича резко изменилась в 1901 году, когда местные купцы, пораженные его рисунками, показали их директору московского Строгановского училища. Толком не зная русского языка, будущий художник отправился в Москву, учиться.
Закончив училище в 1906 году, Степан Эрьзя продолжил свое образование в Европе. Семь лет мордовский скульптор провел в Италии и Франции. Первый громкий успех пришел к художнику в 1909 в Венеции на 8-й Международной выставке, где была продемонстрирована композиция «Последняя ночь осужденного перед казнью».
После возвращения в 1914 в Россию Эрьзя поселился по соседству с С. Т. Коненковым, который оказал значительное влияние на последующее творчество художника. В этот период скульптор работал не только в мраморе, он использовал и необычные для станковой скульптуры материалы, такие как цемент и железобетон.
В 1926 году Степан Дмитриевич со своей выставкой поехал во Францию и на Родину решил не возвращаться. Он поселился в Аргентине. Именно тут совершенно неожиданно для самого себя он обнаружил то, что искал - необыкновенный материал, с которым впоследствии будет неизменно связано его творчество, дерево местного происхождения - кебрачо. Многие пластические приёмы работы с ним были подсказаны мастеру резными деталями эрзянских изб, затейливым орнаментом деревянных долбленных традиционных сундуков и предметов домашней утвари. Как писала аргентинская пресса, скульптор стал покорителем кебрачо.
В 1950 году Эрьзя получил разрешение советского руководства на возвращение в СССР и в 1951 приехал на родину, привезя огромную коллекцию своих работ. Ему была выделена мастерская в Москве в районе Сокола, где он работал и устроил свою постоянную выставку.
В 1956 году Степан Дмитриевич Эрьзя был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Художник скончался в Москве 24 ноября 1959 года. Похоронен в Саранске.
Эрьзя имени эрзи? Значит совсем разуверься В том, что талантлив и спорен И восхищенья достоин? Бездна сомненья и горя, Правда, рожденная в споре, Мрамор, характером сточен, Так выразительно точен… Дерево Аргентины Стало его судьбиной, И альгарробо с квебрачо Стали его удачей. Эрьзя – эрзя от плоти, Преданный только работе, Счастье нашедший в натуре, РОДИНЕ ДАРИТ СКУЛЬПТУРЫ!
Судьба закинула художника в далекую Италию, где и началось его восхождение к вершинам искусства. Нелегок был этот путь, продолжившийся несколько десятилетий. Дорога в искусство вообще труднейшая из дорог, но для Степана Дмитриевича она оказалась особенно трудной. Грубая деревенская среда и независимая семья родителей не привили ему в детстве приемы «хорошего тона» в обращении, так необходимые в мещанской среде дореволюционной России. Зато он полновесной мерой получил от них правдивость и прямоту, с которыми и прошагал свой нелегкий ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ Дорога в искусство вообще труднейшая из дорог, но для Степана Дмитриевича она оказалась особенно трудной. Грубая деревенская среда и независимая семья родителей не привили ему в детстве приемы «хорошего тона» в обращении, так необходимые в мещанской среде дореволюционной России. Зато он полновесной мерой получил от них правдивость и прямоту, с которыми и прошагал свой нелегкий ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ. Имя Степана Дмитриевича Эрьзи (Нефедова) получило широкую известность еще в начале века, после первых выставок в Милане, а затем в Венеции.
Запись в метрической книге церкви села Ахматова Ардатовского уезда: дата рождения: 1876 г. Октября, 26. дата крещения: 1876 г. Октября, 31. родители: Дмитрий Иванович, Мария Ивановна Нефедовы, жители села Баево. крестные родители: Иван Стефанов, Пелагея Ивановна. совершали обряд: священник Василий Алексеев, дьякон Александр Снегирев, пономарь Петр Троянов.
Мать будущего скульптора, Мария Ивановна, урожденная Самаркина, замуж была взята из другого села – Алтышева, находящегося от Баева на довольно большом расстоянии. Иван Самаркин, отец Марии, часто ходил на Волгу бурлачить в компании с Иваном Нефедовым, отцом Дмитрия. Два тезки, сделавшись большими друзьями, решили скрепить свою дружбу родством. Союз Дмитрия Нефедова и Марии Самаркиной был на редкость удачным и счастливым. По рассказам их внуков, они были людьми далеко не одинакового характера. Дмитрий Иванович – молчаливый, замкнутый, малообщительный. Мария Ивановна же, наоборот, - разговорчивая, общительная, любила повеселиться и попеть. Она была большая мастерица шить и вышивать. Союз Дмитрия Нефедова и Марии Самаркиной был на редкость удачным и счастливым. По рассказам их внуков, они были людьми далеко не одинакового характера. Дмитрий Иванович – молчаливый, замкнутый, малообщительный. Мария Ивановна же, наоборот, - разговорчивая, общительная, любила повеселиться и попеть. Она была большая мастерица шить и вышивать. Родители
Движеньем моего резца Возникла из небытия Мать, погруженная в себя… Движением горячих рук, Откинув волосы с лица, Она раскрылась до конца Следами пережитых мук… Полуулыбка, полуплач Невольно вырвались из губ С непримиримостью разлук И неизвестностью удач… И с горечью, и добротой Шептала тихо: «Степа мой, Мой дорогой, любимый сын, Ты у меня такой один!» Прости, родная, пред тобой Я должен на колени пасть… В гофре-сапожках ты стоишь, Приехавшая навестить в Париж, А я, Эрьзя маститый твой, Весь трепещу перед тобой… ПОРТРЕТ МАТЕРИ
ПОРТРЕТ ОТЦА Отец! Ты весь пропитан лесом, Ты пахнешь древесиной и смолой, И лиственным густым навесом И сморщенной, нахмуренной корой… Ты – мой отец, и я твое творенье, Художественный гений ты вложил… С тобой впервые дерево пилил, Пьянея от воображенья, И в дереве тебя я воплотил.
В родном доме он наблюдал за вышиванием матери, резьбой по дереву старшего брата, поделками отца из корневищ и сучьев, подобранных им во время бурлацких походов по Волге. Из речного ила лепил Степан свои первые скульптуры, рисовал углем на стенах и потолке портреты родных и знакомых, растворял в конопляном масле растертые разноцветные камешки и писал первые пейзажи. Первые уроки
ЕВА …спустилась С небес – проматерь всех людей, Сверкая ноготой своей… Голову ты мягко опустила На крыло струящихся волос… А виновник тут же за кустами, Приподнялся искуситель- змей… Впереди – библейская расплата. Счастье материнского тепла… К дереву прижалась беззащитно, Плодородьем тело налилось… Ева и природа тесно слиты – Я же знал – с тебя все началось!
Музыкою странною согреты Заплясали искры на горах, Радугой играли самоцветы На густых, волнистых волосах… И за каменным цветком Данила Устремился вглубь твоих пещер… И не ты ли Эрьзю заманила – В альгарробные леса открыла дверь? Красивейшая, с глазами синей сини Ты осталась в памяти моей Со штрихами плавных линий Соболиных, бархатных бровей. КРАСИВЕЙШАЯ ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ
ОБНАЖЕННАЯ Выточена мудрою природой С головы до юных стройных ног, Красотой сверкая первородной, К скульптору ступила на порог… Жгучий взгляд и девушка зарделась, Голову смущенно отвернув, Испарилась дерзостная смелость, Ей невинность прежнюю вернув. Поглощенной новою работой, Придавая коже нежный блеск, Соревнуясь с матушкой-природой, Победил настойчивый творец!
МАТЬ С РЕБЕНКОМ Дремлет мать, обнявши малыша, Под ее рукой его палатка… Белый мрамор теплится дыша, До того она уснула сладко… И малыш спокоен под рукой – Это дом его – его спасенье… Я благословляю этот мир, Мир покоя, вечного блаженства – Мать с ребенком – это ориентир Вечного в природе совершенства!
ХРИСТОС ХРИСТОС КРИЧАЩИЙ Творчество связало и распяло На кресте ваятеля творца И в его конечности вбивало Гвозди ржавые до самого конца. Исходил он муками и криком, Если шаг неверный брал резец, И в поту не думал о великом: Шлифовал до блеска образец… Для него искусство было свято, Остальное – жизни суета… Одержимостью безжалостно распятый, Из себя он вылепил ХРИСТА
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА СТЕПАНА ДМИТРИЕВИЧА ЭРЬЗИ (НЕФЕДОВА) 27 октября родился в селе Баеве Алатырского уезда Симбирской губернии г. Семья Нефедовых переезжает из села Баева на новое местожительство на берегу реки Бездны в 12 км от города Алатыря – 1888 гг. Учится в церковно-приходской школе села Алтышева г. Степан учится иконописи в Алатыре – 1897 гг. Уезжает в Казань, поступает в иконописную мастерскую Ковалинского. Расписывает церкви приволжских сел и городов – 1906 гг. Степан Дмитриевич приезжает в Москву, осенью поступает учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Летом 1906 года по приглашению Д. Тинелли уезжает в Италию гг. Живет и работает в Италии и Франции. На художественной выставке в Милане выставляет ряд работ: «Сеятель», «Тоска», «Усталость», «Ангел» два женских портрета. Участвует на различных выставках. В 1909 году на Всемирной выставке искусств в Венеции он выставляет свою знаменитую «Последнюю ночь перед казнью», подписанную именем ЭРЬЗЯ г. Весной Эрьзя покидает Италию и уезжает на родину, в Россию г. Участвует в выставках Москвы. Осенью уезжает в Париж для организации своей персональной выставки г. 27 октября родился в селе Баеве Алатырского уезда Симбирской губернии г. Семья Нефедовых переезжает из села Баева на новое местожительство на берегу реки Бездны в 12 км от города Алатыря – 1888 гг. Учится в церковно-приходской школе села Алтышева г. Степан учится иконописи в Алатыре – 1897 гг. Уезжает в Казань, поступает в иконописную мастерскую Ковалинского. Расписывает церкви приволжских сел и городов – 1906 гг. Степан Дмитриевич приезжает в Москву, осенью поступает учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Летом 1906 года по приглашению Д. Тинелли уезжает в Италию гг. Живет и работает в Италии и Франции. На художественной выставке в Милане выставляет ряд работ: «Сеятель», «Тоска», «Усталость», «Ангел» два женских портрета. Участвует на различных выставках. В 1909 году на Всемирной выставке искусств в Венеции он выставляет свою знаменитую «Последнюю ночь перед казнью», подписанную именем ЭРЬЗЯ г. Весной Эрьзя покидает Италию и уезжает на родину, в Россию г. Участвует в выставках Москвы. Осенью уезжает в Париж для организации своей персональной выставки.
1954 г. Открылась персональная выставка произведений С. Д. Эрьзи в Москве г. Скульптор награжден орденом Трудового Красного Знамени за многолетнюю деятельность в области изобразительного искусства г. Степан Дмитриевич Эрьзя умер г. В Париже состоялось всего три выставки скульптур Эрьзи. Весной Эрьзя отплывает в Аргентину – 1933 гг. Участвует в различных выставках в галерее Мюллера, где экспонировались скульптуры, сделанные уже из кебрачо и альгарробо – 1950 гг. Живет и работает в Буэнос-Айресе. Присуждение ему Второй муниципальной премии. В 1947 году упорно ходатайствует о том, чтобы ему разрешили вернуться на родину. Активно участвует в различных выставках г. Возвращается на Родину.
Эрьзя по имени эрзи
Творчество С. Д. Эрьзи
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862b6cd2cd10/img1.jpg)
В отношении Эрьзи мало сказать, что он в своем творчестве был связан с народом. Он был его неотъемлемой частицей всегда и повсюду. Не случайно первую же свою значительную скульптуру он подписал именем родившего его народа – ЭРЬЗЯ.
К. Г. Абрамов.
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862b6cd2cd10/img2.jpg)
Эрьзя имени эрзи? Значит совсем разуверься В том, что талантлив и спорен И восхищенья достоин?
Бездна сомненья и горя, Правда, рожденная в споре, Мрамор, характером сточен, Так выразительно точен…
Дерево Аргентины Стало его судьбиной, И альгарробо с квебрачо Стали его удачей .
Эрьзя – эрзя от плоти, Преданный только работе, Счастье нашедший в натуре, РОДИНЕ ДАРИТ СКУЛЬПТУРЫ!
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862b6cd2cd10/img3.jpg)
Имя Степана Дмитриевича Эрьзи (Нефедова) получило широкую известность еще в начале века, после первых выставок в Милане, а затем в Венеции.
Судьба закинула художника в далекую Италию, где и началось его восхождение к вершинам искусства. Нелегок был этот путь, продолжившийся несколько десятилетий.
Дорога в искусство вообще труднейшая из дорог, но для Степана Дмитриевича она оказалась особенно трудной. Грубая деревенская среда и независимая семья родителей не привили ему в детстве приемы «хорошего тона» в обращении, так необходимые в мещанской среде дореволюционной России. Зато он полновесной мерой получил от них правдивость и прямоту, с которыми и прошагал свой нелегкий ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ .
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862b6cd2cd10/img4.jpg)
Запись в метрической книге церкви села Ахматова Ардатовского уезда :
дата рождения : 1876 г. Октября, 26. дата крещения : 1876 г. Октября, 31. родители : Дмитрий Иванович, Мария Ивановна Нефедовы, жители села Баево. крестные родители : Иван Стефанов, Пелагея Ивановна. совершали обряд : священник Василий Алексеев, дьякон Александр Снегирев, пономарь Петр Троянов.
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862b6cd2cd10/img5.jpg)
Родители
Мать будущего скульптора, Мария Ивановна, урожденная Самаркина, замуж была взята из другого села – Алтышева, находящегося от Баева на довольно большом расстоянии. Иван Самаркин, отец Марии, часто ходил на Волгу бурлачить в компании с Иваном Нефедовым, отцом Дмитрия. Два тезки, сделавшись большими друзьями, решили скрепить свою дружбу родством.
Союз Дмитрия Нефедова и Марии Самаркиной был на редкость удачным и счастливым. По рассказам их внуков, они были людьми далеко не одинакового характера. Дмитрий Иванович – молчаливый, замкнутый, малообщительный. Мария Ивановна же, наоборот, - разговорчивая, общительная, любила повеселиться и попеть. Она была большая мастерица шить и вышивать.
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862b6cd2cd10/img6.jpg)
Движеньем моего резца Возникла из небытия Мать, погруженная в себя… Движением горячих рук, Откинув волосы с лица, Она раскрылась до конца Следами пережитых мук… Полуулыбка, полуплач Невольно вырвались из губ С непримиримостью разлук И неизвестностью удач… И с горечью, и добротой Шептала тихо: «Степа мой, Мой дорогой, любимый сын, Ты у меня такой один!» Прости, родная, пред тобой Я должен на колени пасть… В гофре-сапожках ты стоишь, Приехавшая навестить в Париж, А я, Эрьзя маститый твой, Весь трепещу перед тобой…
ПОРТРЕТ МАТЕРИ
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862b6cd2cd10/img7.jpg)
Отец! Ты весь пропитан лесом, Ты пахнешь древесиной и смолой, И лиственным густым навесом И сморщенной, нахмуренной корой…
Ты – мой отец, и я твое творенье, Художественный гений ты вложил… С тобой впервые дерево пилил, Пьянея от воображенья, И в дереве тебя я воплотил.
ПОРТРЕТ ОТЦА
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862b6cd2cd10/img8.jpg)
Первые уроки
В родном доме он наблюдал за вышиванием матери, резьбой по дереву старшего брата, поделками отца из корневищ и сучьев, подобранных им во время бурлацких походов по Волге. Из речного ила лепил Степан свои первые скульптуры, рисовал углем на стенах и потолке портреты родных и знакомых, растворял в конопляном масле растертые разноцветные камешки и писал первые пейзажи.
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862b6cd2cd10/img9.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862b6cd2cd10/img10.jpg)
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862b6cd2cd10/img11.jpg)
… спустилась С небес – проматерь всех людей, Сверкая ноготой своей… Голову ты мягко опустила На крыло струящихся волос…
А виновник тут же за кустами, Приподнялся искуситель-змей… Впереди – библейская расплата. Счастье материнского тепла…
К дереву прижалась беззащитно, Плодородьем тело налилось… Ева и природа тесно слиты – Я же знал – с тебя все началось!
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862b6cd2cd10/img12.jpg)
КРАСИВЕЙШАЯ
Музыкою странною согреты Заплясали искры на горах, Радугой играли самоцветы На густых, волнистых волосах…
И за каменным цветком Данила Устремился вглубь твоих пещер… И не ты ли Эрьзю заманила – В альгарробные леса открыла дверь?
Красивейшая, с глазами синей сини Ты осталась в памяти моей Со штрихами плавных линий Соболиных, бархатных бровей .
ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862b6cd2cd10/img13.jpg)
Выточена мудрою природой С головы до юных стройных ног, Красотой сверкая первородной, К скульптору ступила на порог…
Жгучий взгляд и девушка зарделась, Голову смущенно отвернув, Испарилась дерзостная смелость, Ей невинность прежнюю вернув.
Поглощенной новою работой, Придавая коже нежный блеск, Соревнуясь с матушкой-природой, Победил настойчивый творец!
ОБНАЖЕННАЯ
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862b6cd2cd10/img14.jpg)
ЖЕНСКАЯ ФИГУРА
ПОРТРЕТ МОРДОВКИ
СТАРИК МОРДВИН
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862b6cd2cd10/img15.jpg)
ПОРТРЕТ ОТЦА
ПОРТРЕТ МАТЕРИ
СТАРИК МОРДВИН
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862b6cd2cd10/img16.jpg)
КАПРИЗ
КАЛИПСО
МОИСЕЙ
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862b6cd2cd10/img17.jpg)
СПЯЩАЯ МАТЬ
ПЛАМЕННЫЙ
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862b6cd2cd10/img18.jpg)
Дремлет мать, обнявши малыша, Под ее рукой его палатка… Белый мрамор теплится дыша,
До того она уснула сладко… И малыш спокоен под рукой –
Это дом его – его спасенье…
Я благословляю этот мир, Мир покоя, вечного блаженства –
Мать с ребенком – это ориентир Вечного в природе совершенства!
МАТЬ С РЕБЕНКОМ
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862b6cd2cd10/img19.jpg)
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862b6cd2cd10/img20.jpg)
Творчество связало и распяло На кресте ваятеля творца И в его конечности вбивало Гвозди ржавые до самого конца. Исходил он муками и криком, Если шаг неверный брал резец, И в поту не думал о великом: Шлифовал до блеска образец…
ХРИСТОС
Для него искусство было свято, Остальное – жизни суета… Одержимостью безжалостно распятый, Из себя он вылепил ХРИСТА
ХРИСТОС КРИЧАЩИЙ
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862b6cd2cd10/img21.jpg)
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА СТЕПАНА ДМИТРИЕВИЧА ЭРЬЗИ (НЕФЕДОВА)
1876 г. 27 октября родился в селе Баеве Алатырского уезда Симбирской губернии. 1884 г. Семья Нефедовых переезжает из села Баева на новое местожительство на берегу реки Бездны в 12 км от города Алатыря. 1885 – 1888 гг . Учится в церковно-приходской школе села Алтышева. 1890 г. Степан учится иконописи в Алатыре. 1893 – 1897 гг. Уезжает в Казань, поступает в иконописную мастерскую Ковалинского. Расписывает церкви приволжских сел и городов. 1901 – 1906 гг. Степан Дмитриевич приезжает в Москву, осенью поступает учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Летом 1906 года по приглашению Д. Тинелли уезжает в Италию. 1906 -1914 гг. Живет и работает в Италии и Франции. На художественной выставке в Милане выставляет ряд работ: «Сеятель», «Тоска», «Усталость», «Ангел» два женских портрета. Участвует на различных выставках. В 1909 году на Всемирной выставке искусств в Венеции он выставляет свою знаменитую «Последнюю ночь перед казнью», подписанную именем ЭРЬЗЯ. 1914 г. Весной Эрьзя покидает Италию и уезжает на родину, в Россию. 1926 г. Участвует в выставках Москвы. Осенью уезжает в Париж для организации своей персональной выставки.
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862b6cd2cd10/img23.jpg)
1927 г. В Париже состоялось всего три выставки скульптур Эрьзи. Весной Эрьзя отплывает в Аргентину. 1928 – 1933 гг. Участвует в различных выставках в галерее Мюллера, где экспонировались скульптуры, сделанные уже из кебрачо и альгарробо. 1933 – 1950 гг. Живет и работает в Буэнос-Айресе. Присуждение ему Второй муниципальной премии. В 1947 году упорно ходатайствует о том, чтобы ему разрешили вернуться на родину. Активно участвует в различных выставках. 1950 г. Возвращается на Родину.
1954 г. Открылась персональная выставка произведений С. Д. Эрьзи в Москве.
1957 г. Скульптор награжден орденом Трудового Красного Знамени за многолетнюю деятельность в области изобразительного искусства.
1959 г. Степан Дмитриевич Эрьзя умер.
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862b6cd2cd10/img24.jpg)
Урок - биографический экскурс по творчеству С.Д. Эрзи
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Выход в свет книги-альбома «Степан Эрьзя» приурочен к 135-летию со дня рождения великого скульптора ХХ столетия и посвящен событию государственного масштаба – празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства.
Настоящая книга адресована самому широкому читателю – людям разных национальностей, живущим в России и далеко за ее пределами. Она призвана заставить биться их сердца согласно общему камертону. И камертон этот – любовь и восхищение вечным в искусстве: духовностью, красотой и гармонией. Цель этого издания – по-новому, ярче и многограннее – представить творческое наследие художника.
Авторы-составители альбома:
Л.Н.Нарбекова – директор МРМИИ им. С.Д.Эрьзи; А.М.Лобанова – зам. директора МРМИИ им. С.Д. Эрьзи по научной работе; М.А.Танасейчук – зав. отделом развития и информационных ресурсов; Н.В. Холопова – зав. научно-исследовательским отделом.
Альбом подготовлен в рамках ФЦП “Культура России 2006-2011 гг.”, при финансовой поддержке МК РФ и Министерства печати РМ.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Степа́н Дми́триевич Э́рьзя (настоящая фамилия Нефёдов27 октября (8 ноября) 1876, село Баево, Алатырский уездСимбирской губернии, ныне Ардатовский район республики Мордовия - 24 ноября 1959, Москва) - российский и советский художник, ваятель, мастер скульптуры из дерева, представитель стиля модерн. Псевдоним отражает принадлежность художника к этнической группе эрзя в составе мордовских народов.)
3 слайд
Описание слайда:
Был крещен в Покровской церкви с. Ахматова. Окончил церковно-приходскую школу в с. Алтышеве. В 1892 году семья переехала в Алатырь. Первые уроки изобразительного искусства получил в иконописных мастерских Алатыря и Казани, где занимался росписью церквей приволжских сел и городов.
5 слайд
Описание слайда:
Новый этап в развитии искусства Эрьзи начинается после Октября 1917. Послереволюционное десятилетие стало одним из самых трудных в жизни Эрьзи, полным неожиданных поворотов и потрясений. Он с надеждой принял революцию и с энтузиазмом включился в План монументальной пропаганды. В поисках материала, лучших условий для работы и с желанием учить мастерству скульптуры новое поколение он ездит по стране: с 1918 по 1921 год Степан Дмитриевич жил на Урале (в селе Мраморском иЕкатеринбурге), с 1921 по 1922 годы живёт в Новороссийске, Батуми (1922), Баку (1923-1925). За этот короткий период им создан ряд монументальных произведений: «Карлу Марксу» «Освобожденному труду»
6 слайд
Описание слайда:
На Урале и на Кавказе скульптор создал десятки произведений, в которых образы революционного народа и его вождей героизированы в духе классицистической традиции. Зритель, однако, не был готов воспринимать обнаженным «Великого кузнеца мира» и тем более произведения на библейские темы, - например знаменитую «Еву» (1919) или барельеф «Иоанн Креститель» (1919 г.), которые скульптор продолжал создавать, как бы не ведая никаких запретов. И на Урале, и на Кавказе под руками мастера был его излюбленный материал - мрамор. Но поскольку реализация Плана монументальной пропаганды происходила в сжатые сроки, многие произведения Эрьзя выполнил в цементе и впоследствии они были утрачены.
7 слайд
Описание слайда:
Таким образом, эмиграция была для Эрьзи вполне осознанным, хотя и трудным решением. С ободрения Луначарского осенью 1926 года Эрьзя уезжает в Париж в командировку для устройства своей персональной выставки. Однако он остается там почти на полгода, так как кроме персональной, участвует ещё в IV выставке «Художественный мир» в Салоне Независимых. Обе выставки прошли успешно и принесли Эрьзе значительные средства. Получив приглашение устроить выставку в Монтевидео, он уезжает в Латинскую Америку и в результате в 1927 году поселяется в Аргентине
8 слайд
Описание слайда:
Персональная выставка 1927 года была явлением новым для аргентинской скульптуры. Среди произведений, представленных на ней, соседствовали выполненные в рост фигуры обнаженная женская натура, монументальные и лирические камерные портреты. «Танец» «Во сне» «Ева»,
9 слайд
Описание слайда:
В 1950 году получил разрешение советского руководства на возвращение в СССР и в 1951 приехал на родину, привезя огромную коллекцию своих работ (180 скульптур из дерева, гипса, бронзы, мрамора - общим весом 175 тонн). По возвращении в СССР правительство выделило ему мастерскую в Москве в районе Сокола - Песчаных улиц в подвале, где Эрьзя работал и устроил постоянную выставку своих работ. Чтобы посетить её, нужно было всегда отстоять длинную очередь. Автор, с редкой длинной бородой, как правило, сам провожал посетителей по подвалу.
10 слайд
Описание слайда:
11 слайд
Описание слайда:
Все творчество Эрьзи проникнуто чувством глубокого патриотизма. Живя подолгу в разных странах, он всегда помнил о своем народе и горячо любил его. Эта любовь выразилась и в выборе псевдонима, происходящего от названия народа (эрзя), к которому принадлежал скульптор, и в создании галереи национальных типов «Эрзянка» (1915) «Старик мордвин» (1940)
12 слайд
Описание слайда:
Выточена мудрою природой С головы до юных стройных ног, Красотой сверкая первородной, К скульптору ступила на порог… Жгучий взгляд и девушка зарделась, Голову смущенно отвернув, Испарилась дерзостная смелость, Ей невинность прежнюю вернув. Поглощенной новою работой, Придавая коже нежный блеск, Соревнуясь с матушкой-природой, Победил настойчивый творец! ОБНАЖЕННАЯ
13 слайд
Описание слайда:
Дремлет мать, обнявши малыша, Под ее рукой его палатка… Белый мрамор теплится дыша, До того она уснула сладко… И малыш спокоен под рукой – Это дом его – его спасенье… Я благословляю этот мир, Мир покоя, вечного блаженства – Мать с ребенком – это ориентир Вечного в природе совершенства! Мать с ребёнком
14 слайд
Описание слайда:
Но самым высоким полётом Творца - Любовь всеобъемлющей силы - Мужская и женская маски сердца Влюбленных без фальши открыли. Для Эрьзи Любовь как божественный свет, Одна лишь она – оправданье Всех тягот земных, всех страданий и бед. В любви виден смысл Созиданья. Любовь, 1955