Православный мир: что такое Соборование в церкви. Соборование

Вы спрашиваете: Что такое Соборование и зачем нужно собороваться? Как проходит Соборование? Когда нужно собороваться? Как часто? Как готовиться к Соборованию? На все эти вопросы отвечает священник Валентин Асмус.

Соборование – это таинство в Православной и Католической Церквях, но не такое известное для всех, как, к примеру, Крещение, Венчание или Причащение. Поэтому многие ошибочно думают, что соборуют только тяжело больных людей.

Итак, что же такое Соборование? Соборование — это таинство, которое совершается как над больными, так и над здоровыми верующими. Соборованием таинство называется в связи с тем, что проводят его несколько священником — вместе, собором. Священники на Соборовании помазывают верующих освященным маслом крестообразно 7 раз.

Для чего нужно Соборование? Для исцеления телесных недугов и духовных (которые зачастую и являются причиной телесных недугов). Важно знать, что в Соборовании даруется прощение забытых грехов . Мы часто совершаем что-то необдуманно, и быстро забываем об этом или вообще не считаем это грехом (ведь все поступают так). Поэтому во многих своих грешках мы не каемся на исповеди. Так вот, в Соборовании нам оставляются именно такие — забытые или неосознанные — грехи.

Когда проводится Соборование?

Соборование совершается в течение всего года для тящелоболящих. А для всех верующих — чаще всего в Великий пост. Реже — в Рождественский. Как не пропустить Соборование в Великий пост? Нужно узнать в том Храме, где бы Вы хотели пособороваться, в какой день будет проходить Соборование. В больших Храмах Соборование проводят несколько раз за время Великого поста. Чаще всего это таинство совершается среди недели после утренней службы, но иногда и в воскресные дни. В любом случае, расписание Соборований нужно узнать заранее в Храме.

Как проходит Соборование?

Соборование проводится несколькими священниками. Соборующихся присутствует на таинстве обычно очень много, поэтому их выстраивают рядами или в большой круг, чтобы батюшкам было удобнее подходить к каждому для помазывания маслом.

На таинстве 7 раз читается Евангелие . И каждому участнику Соборования помазывают семикратно освященным елеем крестообразным помазанием лоб, ноздри, щеки, губы, шею и руки. Таинство Соборования длится несколько часов, часто его продолжительность связана с количеством соборующихся.

Как готовиться к Соборованию?

Что такое соборование в церкви и как к нему готовиться? Перед Соборованием нужно исповедаться и причаститься. А, готовясь ко причастию, нужно более усердно молиться и поститься. В этом и состоит подготовка к Соборованию. Но часто священники говорят, исповедаться и причаститься можно и после Соборования. Более детально на вопрос о подготовке к Соборованию отвечает священник Константин Островский :

Как часто нужно собороваться?

В идеале нужно собороваться 1 раз в год в Великий пост. Но это должно быть осознанное действо. Если в течение года не исповедоваться и не причащаться в надежде на то, что в Соборовании прощаются все грехи, то, ясно, что пользы никакой, ни телесной, ни духовной, это таинство не принесет.

Когда было учреждено таинство Соборования?

Таинство известно еще с апостольских времен. В послании святого апостола Иакова (5-я глава, стихи 14-15) мы находим первые сведения о таинстве Соборования (Елеосвящения):

В этом документальном фильме «Соборование» (25 минут), можете увидеть, как проходит Соборование в церкви. А также можете узнать более детально об этом таинстве.

Надеюсь, статья «Что такое соборование и зачем нужно собороваться?» была полезной для Вас и Вы теперь сможете более осознанно относиться к этому дешеспасительному и исцеляющему тело таинству.

Желаю всем радости от каждого мгновения жизни!

Церковь уже не играет в жизни современных людей настолько значимую роль, как это было еще во времена наших дедов и прадедов. И все же даже мы, дети нового времени и члены современного общества, несмотря на всю свою ежедневную занятость и типичный скепсис в отношении к духовному, знаем, что то место – твердыня стабильных, вечных ценностей. Причем место в данном случае – понятие не столь географическое, сколь символическое, а потому может присутствовать как на карте города, так и в душе. А в душе практически каждый из нас все равно понимает, насколько важны церковные традиции. И отдает себе отчет в том, что их возникновение и сохранение не просто не случайно, но несет в себе глубокий, истинный смысл. И пусть большинство затрудняется объяснить, в чем заключаются церковные таинства и вряд ли помнит их наизусть, но о существовании таких ритуалов как Причащение, Исповедь и Соборование слышали все. Даже те, кто ни разу не принимал церковных таинств, признают их важность для людей верующих. А верующий – все равно что знающий, и это уже повод с уважением и вниманием отнестись к таинствам церкви.

Существует много таинств в церкви, но только семь из них именуются Великими. И даже среди них не все известны широкому кругу людей. Например, Венчание и Крещение находятся на слуху, и многие из вас или ваших знакомых наверняка принимали их сами. Что касается Соборования, то это таинство тоже относится к списку Великих Таинств. Но оно менее известно в силу своего содержания и особенностей проведения. Тем не менее, Соборование до сих пор проводится и в церкви, и на дому, и продолжает помогать многим верующим людям вернуть силу, желание жить и славить Господа. И даже в том случае, если вы слышите о нем впервые, в каком бы возрасте это ни происходило, если ваша душа потянулась в церковь и попросила о таинстве – это знак. Знак не отказывать ей, а посвятить время и силу узнаванию, изучению и подготовке к таинству. Потому что именно для души оно и совершается, и, возможно, именно Соборование – больше, чем некоторые другие таинства. А для того, чтобы вам легче было подготовить себя к Соборованию внутренне и внешне, прочтите наши советы. Прочтите спокойно и вдумчиво, лучше всего в тишине и одиночестве. Пусть каждая деталь ритуала отзовется в вас и вы поймете, что ни одна из них не случайна, каждая имеет свой глубокий смысл и выполняет определенную роль – как в подготовке, так и в проведении Соборования.

Что такое таинство Соборования
Соборование, или иначе - Елеосвящение, - это одно из семи Великих, то есть важнейших таинств православной церкви. Основал его еще сам Иисус, который сам исцелял страждущих людей и учил этому своих апостолов. Иаков сказал об этом в своем Послании (Иак. 5, 14-15): «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». Проанализировав этот фрагмент Евангелия, мы уже получим часть ответов на свои вопросы о Соборовании. Действительно, это таинство совершается над тем, кто болен. Но болезнь подразумевается не только (и не столько телесная), сколько душевная и духовная. Вот почему неверно считать (а такое мнение бытует в народе), что Соборование совершается исключительно перед смертью. Как раз наоборот: Соборование нужно людям живым и стремящимся жить, но жить не как попало, а в мире и гармонии с собой, честно и в согласии с окружающими. И если вы почувствовали, что этот хрупкий баланс нарушен по вашей же вине – это уже повод обратиться к духовнику. Но в любом случае, не помешает проходить Соборование раз в год – лучше всего во время Великого Поста, ведь это время как никакое другое располагает к смирению и покаянию.

Если человек ощущает себя нездоровым, если его мучает уныние и/или гнетут тяжелые мысли – это тоже показание к Соборованию. Согласно Церкви, подобные недуги – это следствие совершенных нами грехов, и только с помощью Соборования можно излечиться от них. Причем не только тех грехов, которые мы помним и которые давят на нашу совесть, но и те, о которых мы могли вовсе позабыть по причине их кажущейся незначительности. На этот счет даже существует древняя притча о юноше, который просил отпустить ему лишь большие грехи, умолчав о мелких прегрешениях. Тогда духовник велел молодому человеку отправиться на пустырь с пустым мешком и набрать в него камней, но только самых маленьких, не трогая крупные валуны. Юноше следовало наполнить мешок мелкими камешками до краев, и когда он выполнил задание, то попросту не смог сдвинуть отяжелевший баул с места, придя к наставнику с пустыми руками. Тот пояснил несмышленышу, что не только крупные, но и мелкие камни, то есть грехи, имеют большой вес, если накапливаются в большом количестве. Так вот, Соборование призвано отпустить прихожанину все грехи, большие и малые, изгнать всех демонов, терзающих его душу и плоть. После этого страждущий обязательно почувствует облегчение, успокоение и умиротворение.

По правилам, Соборование проводят вместе семь (это число вообще обладает в православной традиции особенной силой) или хотя бы несколько священников. Отсюда и название таинства, ведь получается своеобразный Собор, когда священнослужители собираются вместе для совершения обряда. Сила их молитвы тоже объединяется и помогает страждущему быстрее излечиться. Более того, среди них незримо присутствует сам Христос, своей рукой и волей помогая совершаться таинству. Но современная церковь идет навстречу своим прихожанам и понимает, что в сегодняшних условиях соблюдение этого правила возможно далеко не всегда, особенно, если соборование происходит на дому у заболевшего человека. В этом случае Соборование может совершить и один опытный священник, но он все равно прочтет ровно семь определенных фрагментов текста Евангелия и Апостола. А затем совершит очень важное для этого Великого таинства действие: помажет прихожанина елеем, то есть церковным маслом, смешанным с освященным вином. Молитвословия, произносимые во время Соборования о постели больного, повествуют о милосердии и сострадании, о вере в Господа и его страданиях, о покаянии и последующем исцелении. И помазание тоже происходит семь раз – после каждого фрагмента молитвы.

Соборование может проводиться и на дому (со специального разрешения архиерея), если у прихожанина недостаточно слабеющих сил, чтобы самому прийти в церковь. Но часто происходит оно и в храме, хотя, в отличие от Крещения или Венчания, и не требует определенных внешних условий, оборудования и/или обстоятельств. Детям младше семи лет собороваться ни к чему, церковь не проводит над ними это таинство, потому что Господь и так прощает им все детские прегрешения. Начиная с 8 лет, по желанию родителей, чадо может собороваться, если будет благословлено на это духовным лицом. Но в большинстве случаев Соборование проводится над лицами с 16, а то и 18 лет. В этом возрасте человек уже в состоянии осознавать свои грехи, испытывать муки совести и желание покаяться, а также связанные с этим недуги, излечить которые призвано Соборование. И все же, несмотря на столько благосклонностей, сопутствующих этому Великому таинству, Соборование имеет свои строгие правила и требования, без соблюдения которых оно не может быть проведено. И немалую часть их занимает даже не сам процесс Соборования, проведение которого лежит уже на священнике, а подготовка к проведению таинства, которую должен пройти сам прихожанин.

Подготовка к Соборованию и проведение Соборования
Так уж повелось, что большинство наших соотечественников обращаются к таинству Соборования в период Великого поста. Возможно, некоторые просто не знают, что Соборование можно пройти и в любое другое время – тогда, когда вы почувствуете в этом потребность. Но ежегодное совершение Великого таинства, во время Поста или в другое время, можно считать своеобразной «профилактикой» души, защищающей ее и дающей силы для праведной жизни. Например, общее (то есть коллективное для многих прихожан) Соборование вы можете принять в своем храме на Крестопоклонной седмице, вечера накануне Великого Четверга и Великой Субботы во время Страстной недели тоже традиционно считаются временем для Соборования. И не забывайте, что Соборование крайне редко проводится заочно (только в исключительных случаях: посмертно, над больными в бессознательном состоянии, буйными и т.п.), поэтому присутствовать при таинстве вы должны лично. А отправляясь в церковь, воспользуйтесь такими подсказками:

  1. Исповедь обычно предшествует Соборованию. Покаявшись, то есть, очистив свою душу искренним покаянием, человек оказывается лучше подготовлен к принятию Соборования. И, хотя никакого специального приготовления к Соборованию вообще-то не требуется, но предварительная исповедь будет не только полезной, но и вполне логичной в этом случае. На Исповеди будут отпущены грехи, в которых вы покаялись сами, а Соборование очистит вас о ненароком забытых прегрешениях. Но не думайте, что формальное перечисление грехов справится с задачей. К Исповеди нужно приходить в особом состоянии души, верить и надеяться на отпущение грехов, уповать на милость Господа, но ни в коем случае не допускать в сердце гордыню.
  2. Соборование , происходящее в храме, - это тоже своеобразное испытание на чистоту помыслов. Находясь среди других прихожан, вы должны ощущать собственное смирение и то, что вы – лишь часть большого мира. С тим внутренним настроем вы пройдете все три части Соборования. Сначала услышите пение молебнов – в нем вы может узнать знакомые молитвы, и это не удивительно: ведь звучит немного сокращенный вариант утрени, которая поется в дни покаяния и Поста. Это и начальные утренние молитвы, и 142-ой псалм, и ектенья. Но вместо «Бог Господь» во время Соборования поется «Аллилуйя». Обязательно поются покаянные тропари, 50-й псалом и Канон «Моря чермную пучину». Только после этого священник испрашивает у Господа исцеления для больного (страждущих прихожан).
    Елей, то есть масло для Соборования, приготовляется и освящается после чтения этих молебнов и является переходом ко второму этапу Таинства. А затем происходит его суть: произносится Евангелие и Апостол, читается молитва о больном, которого крестообразно помазывают освященным елеем. Помазание происходит в строго определенных местах на теле: это чело (лоб), ноздри, ланита (щеки), уста, перси (грудь) и обе руки. Во время помазания звучит обращение к Богу Отцу, Богородице и другим святым с просьбой об исцелении. В этом и заключается ритуал и порядок проведения Соборования, и эта последовательность действий совершается, как уже было сказано выше, ровно семь раз. Следствием становятся два божественных Дара, посылаемых людям свыше. Первый Дар – телесное и духовное исцеление, второй Дар – отпущение грехов.
  3. Елей и пшеница являются материальными атрибутами проведения таинства Соборования. Кроме них, используются крест и, конечно Евангелие. Эти предметы, в том числе большое блюдо с пшеницей располагаются посреди застеленного стола, присутствующего в помещении, где происходит Соборование. Разумеется, как и любые ритуальные предметы, все эти компоненты Таинства не случайны. В частности, пшеница символизирует новую жизнь, которая наступит после выздоровления и/или всеобщего воскресения в будущем. Евангелие и Крест – это символы самого Иисуса. А масло, смешанное с вином, наливается в сосуд подобно тому, как это происходило в притче о самарянине (см. Лк 10, 34). Таким образом, каждый элемент Соборования играет свою важную роль для процесса Таинства и его эффективности в исцелении больных.
    Сами больные, проходящие Соборование, и их родственники, которые могут и даже должны присутствовать при таинстве для усиления молитвы, нередко не знают, что делать с этими реликвиями после совершения таинства. Служители церкви говорят, что мало можно использовать дома для благословения детей и близких, смазывать им больные места и с благоговением хранить как святыню. Что касается зерен пшениц, то относительно их нет специальных указаний в Святом писании, поэтому не запрещается использовать их на свое усмотрение: хранить дома, прорастить или даже истолочь и использовать в пищу. Главное, чтобы отношение и к пшенице, и к елею было соответствующим: уважительным и благоговейным, а масло наносилось на тело крестообразно и с молитвой.
  4. Причащение Святых Христовых Таинств происходит на ближайшей Литургии после Соборования в храме. Никто не может обязать вас посетить его, но все же лучше не упускать такой возможности, ведь это поможет достойно пройти таинство Соборования, правильно завершить его и размыслить о своей жизни, о своих грехах и себе самом. Тем более, что исцеление тела и души происходит именно через Господню благодать и Дары Святого Духа, не случайно освящается елей для Соборования. Приближаясь к Чаше во время Причащения, не спешите и не стремитесь обойти и/или обогнать окружающих. Вместо этого продолжайте мысленно молиться, каяться и благодарить Господа. Затем примите Тело и Кровь Христа, как это предписано таинством Причащения (Евхаристии). И знайте, что в отельных случаях Причащение можно пройти не после, а до Соборования – если на то есть особые жизненные обстоятельства и разрешение духовного лица.
  5. Елеосвящение и Миропомазание не следует путать между собой. Действительно, во время обоих этих таинств происходит помазание освященным елеем. Но во время Соборования помазание исцеляет больного, тогда как таинство Миропомазания происходит после Крещения и/или принятия в Православие представителя другой конфессии. Миропомазание может совершаться и отдельно, символизирую новое рождение после Крещения. Кроме того, помазание священным елеем происходит и во время Всенощной, но оно является лишь частью богослужения не может считаться Таинством.
  6. Запрет собороваться налагается на женщин во время менструации – они не допускаются ни к этому, ни к любому другому Таинству. В остальном Соборование проводится тогда, когда оно необходимо и только частные случаи могут быть противопоказанием к нему. Хотя в целом – это одно из самых доступных и допустимых Таинств церкви. Впрочем, принимать его чаще раза в год необходимости нет, особенно, если другие Таинства вы принимаете регулярно и посещаете храм. Но не забывайте, что Соборование не влияет на законы физики и химии, не может кардинально изменить биохимию человеческого тела. С одной стороны, это значит, что за Соборованием следует обращаться лишь в случае действительно серьезного и тяжелого недуга (то есть, насморк или больной зуб к ним не относится, а вот длительная депрессия - вполне). С другой стороны, это говорит о том, что Соборование не может заменить медицинского осмотра и врачебной помощи тогда, когда она необходима для спасения жизни и здоровья человека на физиологическом уровне.
Соборование – одно из Великих Таинств, которое помогает в борьбе с физическими и душевными недугами тем, кто искренне раскаивается в своих грехах и верит в силу Божественного исцеления. Такому человеку прощаются даже забытые грехи – но именно забытые невольно, а не сознательно утаенные от исповеди! Зато по-настоящему раскаявшегося грешника Господь милует вплоть до седьмого колена, а значит, готовясь и проходя Великое Таинство, мы помогаем не только себе, но нашим близким, лечим и очищаем свой род, даже тех его членов, кто еще не родился на свет. Не давайте своей душе накапливать грехи, даже мелкие (на ваш взгляд), чтобы не засорять ее, не заставлять ее слабеть и болеть. Регулярно обращайтесь к Соборованию и другим Великим Таинствам, анализируйте свою жизнь и поступки, молитесь о прощении и уповайте на милость Господа. Это даст нам надежду на спасение души и благопристойную, благополучную жизнь. Бог вам в помощь! Великим постом во многих храмах совершается Таинство Соборования. Что оно означает? В каких случаях необходимо собороваться и как часто? Можно ли, пособоровавшись, забыть обо всех болезнях? на эти и другие вопросы отвечает настоятель университетского храма мученицы Татианы протоиерей Максим Козлов.

- Отец Максим, что такое Соборование?

Соборование, или как оно еще называется Елеосвящение, — это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Установление Таинства относится к апостольским временам. В послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14—15)

Кроме телесного исцеления, в Таинстве испрашивается и отпущение грехов — ибо большинство болезней являются следствием греха, тогда как сам грех — болезнь духовная. По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди!), к примеру — по причине своей малозначимости для человека. Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных.

Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Число семь — символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после определенных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином — то есть, помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником — с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, совершал чтения и семикратно помазывал болящего.

— В каких случаях человеку необходимо пособороваться? До сих пор достаточно распространено мнение о том, что Соборование совершается только перед смертью.

— Елеосвящение совершается над православными верующими старше семи лет, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние) — ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком. Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Кроме того, мало кто из живущих в наше время может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний… Не совершается Елеосвящение над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными.

Таинство может происходить как в храме, так и в других условиях. По сложившейся традиции, общее Соборование во многих храмах совершается в дни Великого Поста, прежде всего — на Крестопоклонной или на Страстной седмице вечером перед Великим Четвергом или Великой Субботой.

— А как нужно готовиться к Соборованию?

— Специального приготовления перед Таинством не нужно, но полезно и разумно будет соединять его с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в Соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу покаянием, тот с большей для себя пользой и пособоруется. Как частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно особенных ситуаций, женщины в период регулярной немощи не приступают к Соборованию, как и к любому другому Таинству. К Елеосвящению, если нет особо тяжкой болезни или тяжких обстоятельств, следует приступать не чаще одного раза в год.

— Означают ли процитированные Вами слова апостола Иакова: «если кто заболеет, пусть призовет пресвитеров…», — что православным христианам вовсе не нужна медицинская помощь? Исцеление возможно только благодаря духовным средствам, таким как Соборование?

— Нет, конечно, Елеосвящение как духовное врачевание не устраняет законов и сил физической природы. Оно духовно поддерживает человека, оказывает ему благодатную помощь в той мере, какая по смотрению Божию необходима для спасения души больного. Поэтому Соборование не отменяет употребления лекарственных средств.

- Как правильно пользоваться елеем, взятым в храме после Соборования, и что нужно делать с зернами пшеницы?

— Елей можно или добавлять в приготовляемую пищу, или, в случае тех или иных недугов, помолившись, самостоятельно наносить его на себя крестообразно. Зерна пшеницы, которые все же на Соборовании употребляются для того, чтобы втыкать в них свечи, стоящие на центральном столике, можно использовать абсолютно по собственному желанию. Хотите - прорастите, хотите - пирожок из них испеките, если их достаточно, — тут нет никаких указаний церковного устава.

Соборование (Елеосвящение) часто путают с Миропомазанием и с помазанием во время Всенощного бдения. В чем их отличия?

— Миропомазание и Елеосвящение - это два совершенно различных Таинства. Миропомазаниt совершается, как правило, сразу после Крещения. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую мы только что родились Крещении. В некоторых особенных случаях Миропомазание совершается отдельно; предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии (к примеру, из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений), действительность Крещения которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными.
Безусловно, и от того и от другого Таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной, и которое люди только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее иногда принимают за некоторое священнодействие. Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен предыдущей Всенощной, когда совершалась лития — часть богослужения, во время которого совершается благословление пшеницы, вина, елея и хлебо́в. Вот этим самым освященным елеем совершается помазание на Всенощном бдении. Повторим, это не является церковным Таинством.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 18 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь, мы Вас ждем. Ангела Хранителя Вам!

В числе великих церковных таинств выделяют обряд Соборования. По церковному это действие называют Елеосвящение. Вокруг этого таинства существует много предрассудков. Постараемся в этой статье ответить на самые распространенные вопросы, связанные с таинством: для чего нужно Соборование, как оно происходит, какие правила нужно соблюдать и как молиться.

Обряд соборования: что такое Соборование в церкви

Обряд Елеосвящения связан с маслопомазанием. Елей — это специальное масло, которым в свое время пользовался Иисус Христос и его ученики для исцеления страдающих и тяжело больных людей. Таинство направлено на заживления не только телесных, но и духовных ран верующего.

Само Елеосвящение может проводиться как в священном месте, так и дома. Соборование на дому проводят, если человек не в силах прийти в церковь самостоятельно. В таком случае, приглашают святого отца, который и проводит таинство. При этом больной должен находиться в сознании, ведь он является активным участником обряда.

Чаще всего Елеосвящение совершается несколькими священниками, то есть «собором». В зависимости от церкви, проводиться таинство может в разное время года, но чаще всего это происходит во время Великого Поста.

Для обряда Елеосвящения допускаются:

  • дети, старше 7 лет;
  • душевно больные;
  • те, кто имеет большие проблемы со здоровьем;
  • люди, которые находятся при смерти.

В последнем случае, таинство проводят на дому у умирающего. Младенцев соборовать не нужно.

Соборование направлено на избавления от грехов, которые человек совершал неосознанно, или не помнит о них, или не может покаяться из-за большим проблем со здоровьем, или же тех, что стали причиной болезни, но страдающий не знает о наличии таких грехов. Также отпускаются грехи, про которые страдающий не рассказал священнослужителю из личных соображений.

Как проводиться таинство

Верующие часто спрашивают — как проходит Соборование, и как к нему следует подготовиться. Церковь очень основательно готовиться к таинству. Для этого в день Елеосвящения:

Полезные статьи:

  • в центре храма ставят стол, на который кладут Евангелие, крест и емкость с пшеницей;
  • в крупу устанавливают небольшой сосуд, который заполняют елеем с красным вином;
  • окружают пшеницу семью свечами, к которым прикреплена вата для помазания. Вата прикрепляется не к свечам, а к палочкам для помазывания. Часто вместо палочек используется кисть для елеопомазания.

Количество свечей соответствует количеству священнослужителей, которые проводят обряд. В церкви, где проходят Соборование верующие, каждый присутствующий зажигает свечу, молиться, внимательно следит за происходящим и ожидает своей очереди на помазание.

Всех желающих помазывают елеем в 7 подходов на крест, уделяя внимание таким частям тела:

  • чело;
  • ноздри;
  • уста;
  • щеки;
  • руки с двух сторон;
  • грудь.

После того, как совершился обряд помазания, над головой верующего раскрывают Евангелие, причем обязательно вниз текстом. Это означает, что сама рука Господа благословляет человека. Затем святой отец читает необходимую молитву, и по ее окончанию, соборуемый человек целует священную книгу и крест с верой в то, что он под полнейшей защитой Господа Бога.

Когда таинство будет завершено над всеми желающими, каждому раздают немного елея, вина и крупы. Масло после соборования можно использовать для лечения в домашних условиях. Им можно на крест смазывать больные места. Вино немного добавляют в пищу, так же, как и крупу. Используемые свечи во время таинства Елеосвящения приносят домой и зажигают, когда кто-то в семье болеет. Если во время обряда в храме присутствует много больных людей, свечи оставляют в церкви, так как они способны впитывать всю негативную энергию.

Как подготовиться к Соборованию

Каждый человек в праве выбирать, где пройти Соборование. Но в независимости от места проведения таинства, следует изучить вопрос — как готовиться к Соборованию. Для этого следует соблюдать несколько правил:

  • получить благословение у святого отца;
  • изучить вопрос, когда и как происходит обряд, чтобы быть готовым к нему;
  • перед обрядом за пару дней необходимо исповедаться и причаститься, то есть покаяться в тех грехах, что человек помнит и признает;
  • соблюдать пост нет большой необходимости. Кроме того, Соборование часто приходиться на период Великого Поста, а в это время все верующие соблюдают строгий пост;
  • в день таинства необходимо в храме записать свое имя и принести растительное масло, рис или пшеницу и вино, желательно кагор. Все эти атрибуты необходимы для обряда;
  • подобрать правильно одежду. Священнику нужно будет помазать маслом грудь, поэтому следует отдать предпочтение кофтам на пуговицах или замочке;
  • рекомендуют взять с собой небольшой платочек, чтобы убрать остатки масла и не запачкать одежду;
  • после Соборования обязательно причаститься.

Если верующий здоров и не имеет больших жизненных трудностей, достаточно совершать Соборование раз в год.

Молитвы для Соборования, что делать после Соборования

Во время Елеосвящения читается молитва об исцелении. Прочтение ее может отличаться в разных храмах. Но Совершительная молитва для всех одна, ее читают во время осуществления помазания маслом. Читается молитва Совершительная семь раз. Раньше батюшки приходили семь дней подряд к болеющему человеку и молились о его выздоровлении, мазали его священным маслом. Именно такая процедура совершалась по преданию апостолов.

После Соборование в обязательном порядке идет процедура причастия. Следует также помнить, что таинство не направлено на отпускания всех грехов. А нужно это для того, чтобы человек осознал все свои деяния и при необходимости покаялся. Поэтому после Елеосвящения, согрешив, нужно не забывать о покаянии и исповедаться. Но лучше всего не допускать грехи в своей жизни.

Это таинство известно не многим верующим, но от этого его значимость не уменьшается. Обряд способен не только излечить душу, но и тело. Главное подходить к Елеосвящению осознанно и с глубокой верой. И исцеление наступит обязательно. Собороваться нужно не только тяжело болеющим, но и здоровым людям, для исцеления ран душевных.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео из которого Вы узнаете о Таинстве Соборования:

Дар исцеления

Здоровье - дар Божий. Этот дар может быть дан человеку с рождения и сопутст­вовать ему на протяжении всей его жизни. Но этот же дар может быть дан человеку и тогда, когда силы, как кажется, совсем истощились. В Святой Церкви имеется особое Таинство, которое может совершаться во всякое время и подавать исцеление не одному, а всем желающим. Это Елеосвящение.

В Житиях Святых мы читаем о том, как Угодники Божии исцеляли людей от самых страшных недугов. Они исцеляли не собст­венной силой, а Божией благодатью. В Еле­освящении нам даруется эта благодать, хотя бы мы сами были еще далеки от святости. А благодать Духа Святого сильна освободить от любого недуга.

Что такое Елеосвящение

Елеосвящение - это Таинство, в котором при помазании больного освященным елеем (маслом растительного происхождения) призывается на него благодать Божия для исцеления от телесных и душевных недугов.

Почему это Таинство называется Еле­освящением? Потому что во время его совершения освящается елей, которым семикратно, с особой молитвой помазыва­ется соборующийся. Таким образом, основ­ным веществом Таинства служит освящен­ный молитвами по установлению Святой Церкви елей, почему иногда это Таинство называется Молитвоелеем.

Таинство Елеосвя-щения было установ­лено Самим Господом Иису-сом Христом, Который даровал Апостолам власть исцелять всякую болезнь и немощь: «Бо-лен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помо-лятся над ним, помазав-ши его елеем во имя Гос-подне. И молитва веры исцелит болящего, и возставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).

Именно святые Апостолы стали первыми совершителями этого Та-инства. Так, в Евангелии повествуется, что, ходя по селениям и пропове-дуя покаяние, они «мно-гих больных мазали мас лом и исцеляли» (Мк. 6, 13). Исцеление совершалось через призывание имени Божия, при искренней вере больных в силу Божию, а помазание елеем становилось видимые знаком нисхождения на человека благодати Божией. Впоследствии эта власть врачевания души и тела была передана преемникам святых Апостолов - священнослужителям. Поэтому в Церкви мы имеем возможность обретать не только прощение грехов, но и телесное исцеление.

Часто тяже­лейшие недуги покидают человека, при­нявшего Елеосвящение. Впрочем, христиа­нину важно знать, что в его жизни является главным, а что - второстепенным, следя за тем, чтобы безплодная погоня за телесным благополучием не стала основным содер­жанием его жизненного пути. В этой связи давайте вспомним, как Господь, наставляя семьдесят учеников и посылая их пропове­довать по двое, заповедал: «Исцеляйте нахо­дящихся в нем (в городе) больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие» (Лк. 10, 9). Итак, вот что самое главное - при­ближение Царствия Божия, а чудеса исцелений - только знамения пришествия этого Царствия. И уже на земле, здесь и сейчас, мы можем приобщаться к Божию Царству - в церковных богослужениях, святых Таинствах и наших теплых, сердечных молитвах.

Таинство Елеосвящения подтверждает, что Бог царствует и над нашим телесным естеством, что все поражающие нас недуги - в Его всесильной власти и Он способен преодолеть любую нашу болезнь. В Таин­стве Елеосвящения даруется благодать Духа Святого, способная освободить душу от всех забытых, совершенных по неведению грехов и исцелить тело от болезней . Эта благодать преображает искреннее, верующее сердце, вселяя в него чистую, небесную радость.

Еще это Таинство называется Соборова­нием - это исконно русское название, зак­репившееся за Елеосвящением с XVI века. Дело в том, что это Таинство принято совер­шать собором, то есть собранием семи свя­щенников. Впрочем, при необходимости Елеосвящение может совершить и один священник, который в таком случае дейст­вует от лица полного собора семи священ­ников.

При совершении Таинства читается семь избранных мест из Апостола и семь из Евангелия, произносится семь специальных молитв, и семь раз больной помазывается елеем, в который добавлено красное вино, как напоминание о пролитой Спасителем крови.

Елей - символ чистоты и усердия искренних христиан, символ

милости и ми­лосердия Божия, обращенных к человеку, и символ благодати Духа Святого, исцеляю­щей душу и тело человека. Поэтому употреб­ление елея в Таинстве Соборования не слу­чайно, а глубоко символично и исполнено благодатной силы.

Зачем нужно собороваться

Наверное, каждый верующий чело­век задается вопросом, что такое болезнь с духовной точки зрения и как правильно относиться к своим недугам?

Часто болезни - последствия греха, они свидетельствуют, что наше естество стре­мится к смерти. Болезнь - свидетельство того, что, удалившись от Бога, мы поте­ряли блаженство Рая. И потому болезнь - прекрасный учитель покаяния. Только в болезни мы можем увидеть собственную немощь, непрочность земного благопо­лучия, оценить значение для нас помощи Божией, осознать важность благ духовных и вечных.

В страданиях, принимаемых с верой и молитвой ко Господу, совершается очищение души от бремени страстей и грехов. Господь часто попускает болезни, чтоб в людях пробудилась жажда духовного . Но иногда человек в болезни устает терпеть. И кажется, что недуги телесные не столько способствуют, сколько препятствуют духовному возрастанию. Физическая боль порой мешает трезвому отношению к собственной душе, отвлекает от внимательной молитвы и теряет свой духовно-воспитательный смысл. Недужный вынужден обходиться без храма и богослужений, порой не имеет сил читать духовные книги и начинает унывать.

В этой связи Святая Церковь и предлагает особое Таинство, направленное на врачевание наших недугов, - Елеосвящение. При этом важно понять: Господь даровал Церкви духовную силу исцеления, чтобы человек вновь полученные силы употребил на добро. Ведь именно для этого нам и подается здоровье. В Таинстве Елеосвящения мы обращаемся к Богу с просьбой укрепить наши душу и тело. Для многих болящих исцеление телесное, полученное посредством Елеосвящения, становится подспорьем и в духовной жизни. Человек укрепляется в вере, перестает легкомысленно относиться к собственной душе.

Важно понимать, что в этом Таинстве человеку прощаются забытые или совершенные по неведению грехи . Допустим, человек не знал, что какой-то поступок является греховным, совершил его, а потом и вовсе о нем забыл. Или же, в иной ситуации, имея представление о грехах, человек по забывчивости или рассеянности (не преднамеренно) не упомянул какого-либо греха на исповеди – к сожалению, мы не способны видеть все свои греховные проступки. Такие нераскаянные грехи повреждают душу, угрожая ей будущими муками. Внешним проявлением такого положения вещей могут стать тяжелые телесные недуги. В этом случае болезнь – свидетельство губительности пропущенных грехов и своего рода предупреждение, призыв к покаянию.

В Таинстве Елеосвящения мы молимся Господу о ниспослании всеисцеляющей благодати на соборующегося. И эта благодать попаляет грехи, а заодно избавляет от их последствий – телесных болезней.

В Таинстве Елеосвящения людям ниспосы­лается свыше два Божественных дара.

Один - исцеление телесное . Ведь за боль­ного во время Соборования молятся духов­ные пастыри, священники, которым дан особый дар ходатайствовать за людей пред Богом. Кроме того, на Соборовании часто присутствуют родст­венники и знакомые больного, которые тоже молятся. Молится, насколько позволяют силы, и сам больной. Получается целый собор молящихся в полном соответствии с самим названием Таинства Соборования.

А Господь обещал: «Истинно, также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попро­сили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 19).

Другой дар - прощение грехов. Этот дар соделывает человека чистым и достав­ляет ему самое драгоценное сокровище - Царство Небесное. Обыкновенно люди обра­щают внимание только на первый дар - на те видимые чудеса (в частности, на телесные исцеления), которые, по милости Божией, могут подаваться в Церкви, и не замечают самого главного. Однако на Елеосвящении даруется несоизмеримо большее, чем только телесное исцеление, которого, кстати, по Промыслу Божию, может и не произойти. На Елеосвящении подается отпущение гре­хов - а для вечного спасения души это - самый главный, ничем другим не замени­мый дар.

Впрочем, в связи с подаваемым на Собо­ровании отпущением грехов важно знать, что Елеосвящение не заменяет собой Таинства Покаяния . На Соборовании прощаются не абсолютно все грехи, а только совершенные по неведению и забытые по немощи человеческой. Поэтому для достойного принятия Елеосвящения желательно сначала как можно более полно исповедоваться в своих грехах.

Как правильно подготовиться к Соборованию

Важно иметь правильный внут­ренний настрой. Здесь можно выделить несколько составляющих. Во-первых, до 1 лжно иметь горячую веру и возносить искреннюю молитву. Готовясь к Соборованию, хорошо читать акафисты Спасителю, Божией Матери и Свя­тым, прославившимся чудесным врачева­нием болезней, например, великомученику Пантелеимону, и вообще тем Святым, чья память особенно близка нам. Таким обра­зом, душа заранее располагается к приня­тию дара исцеления, подаваемого в Таинстве Елеосвящения.

Во-вторых, мы должны иметь сердеч­ное сокрушение о своей греховности. Перед Соборованием хорошо исповедаться. А в Таин­стве Елеосвящения нам отпустятся забы­тые или совершенные по неведению грехи, поэтому соборующемуся человеку необхо­димо иметь покаянное настроение души: стоит вспомнить всю свою жизнь, соделанные неправды и причиненные ближ­ним обиды и помолиться Богу о прощении допущенных грехов. Соборующийся должен и сам простить своим ближним, если кто чем его обидел. Ведь Господь сказал: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15).

В-третьих, важно научиться более бди­тельно относиться к себе, к своему внут­реннему миру, побеждать грех при его пер­вом появлении - в мыслях или чувствах. Причина наших бед часто заключается внутри нас, поэтому необходимо постоянно очищать свое сердце. Для этого Святые Отцы заповедуют чаще произносить крат­кие молитвы, например молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», молитву мытаря: «Боже,

милостив буди ми, грешному», или рав­нозначную ей: «Боже, очисти мя, грешнаго», либо коротко: «Господи, помилуй», а также Божией Матери: «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго»; «Богородице Дево, радуйся…» и другие. Важно научиться побеждать грех в зародыше, распознавать первое грехов­ное желание. Постоянная обращенность души к Богу, бдительное хранение себя от греховных мыслей и чувств вместе с терпе­ливым несением своего жизненного креста станет достойным приготовлением верующего к Таинству Елеосвящения.

И еще, в-четвертых, каждому из нас предстоит, возможно, самое непростое – вверить всего себя, свою жизнь и здоровье в руки Божии , дабы Господь даровал искреннему христианину много больше, чем простое телесное исцеление, ведь само по себе физическое здоровье – не самоцель.

Сила трех Таинств

Есть замечательная традиция, согласно которой верующий христианин участвует подряд в трех Таинствах: Исповеди, Соборовании и Причащении.

Так как в Таинстве Елеосвящения человеку прощаются забытые и совершенные им по неведению грехи, то прекрасно поступают те, кто исповедуется во грехах перед Елеосвящением . В таком случае человек поступает искренно и чистосердечно – он старается исповедать все, в чем погрешил, что если чего-то не смог вспомнить, это изгладится благодатью Соборования.

Впрочем, если мы не успели исповедаться до Елеосвящения, можно сделать это после. Только не отлагая на долгое «потом», не забывая, что в духовной жизни промедление бывает в прямом смысле смерти подобно, и эта смерть, увы, уже вечная.

В Таинстве Исповеди христианин очищается от скверны совершенных грехов, а в Таинстве Елеосвящения освобождается от их последствий: получает исцеление немощей души и тела, а также прощение грехов забытых или совершенных по неведению. А в Таинстве Причащения человек обретает величайшее сокровище – соединяется со Христом в жизнь вечную.

После Соборования

В самом начале совершения Таинства освящается елей, которым священники затем семь раз помазываю верующих. По совершении Соборования святой елей обычно остается в достаточном количестве и его раздают всем желающим. Святое масло наливается в маленькие пузырьки, которые, принеся домой, необходимо хранить в достойном месте, рядом со святой водой и другими святынями.

Для чего оно нам нужно? Соборным маслом, как его еще называют, можно помазываться в случае болезни, с верой обращаясь к Богу и молясь о выздоровлении. Святым елеем можно просто крестообразно помазывать свое чело (то есть лоб) каждое утро после прочтения утренних молитв, со словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь» , испрашивая у Бога благословения на день грядущий.

Итак, Таинство Елеосвящения не только освобождает от прежних недугов, но посредством освященного елея, которым с верой помазываются христиане, ограждает от возможных искушений, охраняет от болезней и телесных увечий.

Действенность Таинства

Известно, что в православной традиции принято молиться стоя. Этим выражается наше благоговение, наше служение Господу Богу. А кто искренне, от сердца молится, тот – происходит чудо – не замечает ни времени, ни усталости. Но из всякого правила возможны исключения. Пожалуй, Соборование – как раз то Таинство, участвовать в котором возможно лежа, если, конечно, это обусловлено самим состоянием соборуемого.

Иногда после Соборования выздоровление наступает постепенно, день за днем, так что можно подумать, что это естественный ход лечения и борьбы организма с болезнью. Но важно учесть, что человеческое естество теперь укрепилось благодатью Божией, почему оно легко и побеждает болезнь.

Вот эту радость и этот духовный свет Господь дарует каждому человеку, с верой принимающему Таинство. Как важно в наши дни понять, что для спасения достаточно просто обратиться к храму, а не отправляться в дальние путешествия, чтобы разыскивать неведомых чудотворцев, исцеляющих душевные и телесные недуги.

Если исцеление не наступило

Бывает, родные больного человека недоумевают: «Как же так? Человек соборовался, а легче ему почти не стало». Промысел Божий о судьбах человеческих – это тайна, которая лишь отчасти может быть нам приоткрыта. У апостола Павла есть такие слова: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22). Сам великомученик Пантелеимон испытал в конце своей жизни страшные телесные страдания и был умерщвлен – мучители истязали его, заставляя отречься от Христа. Но он твердо исповедовал свою веру и в мучениях

принял телесную смерть. Нам Господь не попускает подобных испытаний, видя нашу слабую веру, зато попускает болезни и немощи, в которых наша вера может укрепиться. Нас никто не заставляет отрекаться от веры, напротив, в болезни вера может даже возрастать.

В каких-то случаях Бог не подает исцеления, может быть, предвидя, что человек употребит свое здоровье во вред собственной душе. Поэтому и нам остается твердо верить, что Бог все делает ко благу Своего творения. Так что если и после Елеосвящения здоровье не возвращается, значит, на это есть особый Промысел Божий.

Конечно, не сто1ит забывать и того, что выздоровление часто подается по вере самого больного и его родственников или знакомых, пригласивших священника и присутствующих на Соборовании. Иногда сам больной и его родные не имеют должной веры в помощь Божию и не просят ее с усердием.

Почему Елеосвящение не всегда

избавляет от смерти

Иногда люди, измученные своими грехами и нелегкой судьбой, долго не могут умереть, томятся в мучительном и безсмысленном ожидании. Соборование, соединенное с Исповедью и Причастием, помогает им внутренне умиротвориться, встретить вечность с очищенной душой. В таком случае после Таинства смерть как раз может быстро наступить – ее появление уже не несет душе вечной трагедии.

Соборование не всегда избавляет человека от смерти по той простой причине, что человек не может жить на земле вечно. Человек просто не может безконечно исцеляться, принимая Таинства Церкви. Ведь наше естество несет на себе последствия первородного греха, среди которых и возобладавшая над нами смертность. Сам Господь принял телесную смерть, значит, и мы должны пройти этот этап нашей жизни, зная, что Спаситель воскрес, и воскрес для того, чтобы всем нам даровать будущее воскресение.

О правильном и неправильном понимании Елеосвящения

Иногда Соборование рассматривают как своего рода магическое действие , которое должно само по себе, без нравственного изменения больного, исцелить его от болезни. В этом отношении заметим, что Елеосвящение, конечно, содержит в себе дар возможного исцеления. Но действие Таинства простирается прежде всего на душу.

Кто-то считает, что Елеосвящение – своего рода дополнение к медицине, по принципу: «Обращаюсь к врачам – обращусь и к священнику, пособоруюсь на всякий случай, авось в чем-то поможет». Таинство рассматривается как некая разновидность нетрадиционной медицины, дарующая исцеление, подобно гомеопатии, без сильного медицинского вмешательства. Человек не понимает, что духовные дары Святой Церкви неотмирны, они несопоставимы и несравнимы ни с какими земными целебными средствами , традиционными или нетрадиционными. В Таинствах действует не медицина, а Божия благодать, которая врачует кающегося человека.

Но само по себе Елеосвящение не отменяет употребления лекарственных средств, данных Богом через врачей для лечения наших болезней.

Некоторые священники из собственной пастырской практики свидетельствуют, что людям, давно не исповедовавшимся, во время Соборования может стать плохо. Потому что они приходят духовно неподготовленными к Таинству, рассматривая его как некий целительный акт, а не как покаянное священнодействие, требующее предварительной подготовки.

Иногда полагают, что Елеосвящение должно быть совершаемо только над смертельно больными. А оставляя Соборование только для тяжелобольных, мы сами обрекаем себя на возможные заболевания. Лучше предварить возможное появление тяжелой болезни своевременным участием в Святых Таинствах, нежели вспоминать о Соборовании уже в минуту тяжкого недуга.

Является ли Соборование

приготовлением к смерти

Почему же некоторые думают, что Собо­рование - это Таинство приготовления к смерти? Потому, что часто про это Таинство вспоминают уже перед самой смертью. А причина этого в том, что мы часто вспо­минаем и про Бога в самую последнюю оче­редь. И вместо того, чтобы принять Таинство в начале болезни, мы успокаиваем себя, что все, может быть, и так обойдется, откладываем Соборование на потом. Вот и выходит, что по нашему нерадению совершение его происходит как раз перед смертью.

Распространяется даже мнение, что если больной пособоровался, то он точно умрет. На самом же деле все совершенно иначе. Таинство Елеосвящения даровано людям для поддержания их телесных сил и для освящения телесного естества, а вовсе не для того, чтобы готовить больного к расста­ванию с телом. В Новом Завете о действии Елеосвящения сказано: «Молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь» (Иак. 5, 15).

Когда можно собороваться

Собороваться можно и нужно в любое время, когда возникает в этом необходимость. В случае заболевания не стоит откладывать Таинство на потом. Напротив, Елеосвящение для того и существует, чтобы его принимали в болезни.

В наше время существует также практика общих Соборований верующих людей. Обычно это бывает во время Великого поста и других продолжительных постов. 3apaнее назначаются дни, в которые все желающие собираются в церковь.

Если вы желаете собороваться вместе со всеми, то лучше прийти в храм несколько раньше назначенного времени, приобрести свечу, внести пожертвование и записаться, если это требуется, за свечным ящиком. Затем встать на удобное для вас место рядом с другими пришедшими на Соборование людьми – обычно молящиеся становятся рядами, между которыми священникам будет удобно ходить при помазываниях.

При себе необходимо также иметь салфетку, которой по совершении Елеосвящения мы сможем вытереть масло с лица и рук. Салфетку затем следует сжечь, а пепел высыпать в проточную воду (ручей или речку) или закопать в землю в непопираемом месте.

Над кем совершается Елеосвящение

Елеосвящение совершается не только над страдающими болезнями телес­ными, но и над страждущими недугами ду­шевными . К таким недугам необходимо относить и тяжелое духовное состояние, выражающееся, например, в чрезмерной печали, скорби, отчаянии. Причиной подоб­ного состояния могут быть нераскаянные грехи, возможно, не осознаваемые самим человеком. Так что Таинство Елеосвящения возможно принимать и физически здоро­вым людям.

Соборование совершается только над лицами православного вероисповедания , потому что участвовать в Таинствах Церкви могут только чада Церкви. А о больных род­ственниках или друзьях некрещеных или неправославных мы можем только лично молиться - может быть, Господь укрепит их здоровье для будущего просвещения све­том истинной веры.

Известно, что младенцев не принято со­боровать . Дело в том, что младенцы еще не имеют личных грехов, над ними не совершается Таинство Покаяния, а Елеосвящение есть в некото­рой степени продолжение Покаяния. При Соборовании верующему и кающемуся чело­веку отпускаются забытые грехи, являю­щиеся причинами болезней, а у младенцев личных осознанных грехов нет, они еще не могут сознательно выразить покаяние перед Бо-гом, потому не совер-шается над ними и Соборование. В слу-чае болезни детей совер­шается моле-бен об их здравии. Собороваться детям благословляется с то-го времени, с кото­ро-го они начинают участвовать в Таин-стве Исповеди, то есть с семилетнего воз-раста.

Можно ли соборовать больного в без­сознательном состоянии ? Общее правило таково, что никакое Таинство не совершается над человеком, если тот не пребывает в сознательном состоянии. Но в отношении Елеосвящения батюшки иногда по лич­ному дерзновению допускают исключение. Оправданием может служить следующее умозаключение. Если больной является православным христианином, ходил в храм и вообще, если мы знаем, что он не стал бы возражать против Таинства, находясь в соз­нании, то Елеосвящение можно совершить. Не всякий больной может просить сам за себя - по малолетству или по причине физической неспособности (когда больной парализован или лежит без чувств), в таком случае принимается вера и ходатайство близких ему людей. Ради них-то Господь, может быть, и исцелит боля­щего.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...