Легенда о тадж махал вечная история любви. История создания Тадж-Махала (Индия, Агра): интересные факты, фото

Тадж-Махал передает всё величие, красоту и силу любви, случившейся столетия назад. Трагическую историю великой любви падишаха монгольской империи к своей жене знают в каждой индийской семье. Родители рассказывают своим детям перед сном грустную сказку о бедной прекрасной девушке, тронувшей холодное сердце могущественного шаха одними лишь глазами, соединяя правду и вымысел. На уроках истории она предстаёт фактом, лишённым эмоциональной окраски, и рассматривается в контексте губительных для страны последствий - разрухи и смены власти. Влюблённые в своих признаниях вспоминают Шах-Джахана и его ненаглядную Мумтаз-Махал, мечтая, подобно им, пронести свои чувства через все преграды.

Абсолютно каждая деталь мавзолея-мечети подобрана с невероятной тщательностью и словно находится на своём месте. Впрочем, времени, сил и ресурсов на такую безупречную работу было отведено неограниченное количество, и любая грандиозная задумка архитекторов воплощалась в максимально возможной мере. Две сотни слонов, доставлявших мрамор из другого конца страны; двадцать тысяч рабочих и ремесленников, трудившихся при свете дня и ночи; двадцать два года строительства в общей сложности. И все для того, чтобы падишах мог назвать сооружение достойным имени возлюбленной.

История любви Тадж-Махала

Чувства нельзя потрогать, увидеть или услышать; их можно только ощутить. Однако, посетившие Тадж-Махал единожды, могут с уверенностью оспорить эту простую и очевидную вещь. Убедиться в том, что любовь - вполне осязаемый предмет, можно только в великом, впечатляющем и легендарном Тадж-Махале, где даже камни способны передать самое светлое, прекрасное и сильное чувство.

Тадж Махал является одним из величайших памятников Индии, построенный во имя любви и преданности к женщине необычной красоты. Не имея аналогов своего величия, он отражает богатство целой эпохи в истории государства. Здание из белого мрамора стало последним даром императора Великих Монголов Шаха Джахана своей покойной жене Мумтаз Махал. Император повелел найти самых лучших мастеров и поручил им создать мавзолей, красота которого не имела бы аналогов в мире. Сегодня он включен в список семи самых величественных монументов в мире. Построенный из белого мрамора и украшенный полудрагоценными камнями и золотом, Тадж Махал стал одним из самых великолепных зданий в мире архитектуры. Он является мгновенно узнаваемым и одним из наиболее часто фотографируемых сооружений в мире.

Тадж Махал стал жемчужиной мусульманской культуры в Индии и одним из общепризнанных мировых шедевров. На протяжении веков он вдохновлял поэтов, художников и музыкантов, пытавшихся воплотить его невидимую магию в слова, картины и музыку. С 17 века люди путешествовали через континенты, чтобы увидеть и насладится этим удивительным памятником любви. Спустя столетия, он по-прежнему очаровывает посетителей обаянием своей архитектуры, повествующей о таинственной истории любви.

Тадж-Махал (в переводе "Дворец с куполом") на сегодняшний день считается наиболее хорошо сохранившимся и архитектурно красивым мавзолеем в мире. Одни называют Тадж "элегией в мраморе", для многих это вечный символ невянущей любви. Английский поэт Эдвин Арнольд назвал его "не произведением архитектуры, как другие здания, а любовными муками императора, воплощенными в живых камнях", а индийский поэт Рабиндранат Тагор считал его "слезой на щеке вечности".

Создатель Тадж Махал

Пятый император Великих Моголов Шах Джахан оставил после себя много замечательных памятников архитектуры, ассоциирующихся с обликом Индии в глазах современного мира: Жемчужная мечеть в Агре, Шахджаханабад (ныне известный как Старый Дели), Диван-и-Ам и Диван-и-Хас в цитадели Красный форт в Дели . Знаменитый Павлиний трон Великих Моголов, по описаниям современников, считался самым роскошным троном мира. Но самым известным из всех сохранившихся монументов стал Тадж-Махал, навсегда увековечивший его имя.

Шах Джахан имел несколько жен. В 1607 году он был помолвлен с Арджуманад Бану Бегам. Юной девушке в то время исполнилось всего 14 лет. Спустя 5 лет после помолвки состоялась свадьба. Во время свадебной церемонии отец Шах-Джахана, Джахангир, дал своей невестке имя Мумтаз Махал (в переводе "Жемчужина дворца").

Согласно официальному летописцу Казвини, отношения Джахана с другими женами "были не более, чем статус брака. Интимность, глубокая привязанность, внимание и благосклонность, которые Его Величество испытывал к Мумтаз, в тысячу раз превышали чувства по отношению к любой другой".

Шах Джахан, ""Император Вселенной"", был большим покровителем торговли и ремесла, науки и архитектуры, искусства и садов. Он возглавил империю после смерти своего отца в 1628 году и заслужил репутацию беспощадного правителя. Проведя ряд успешных военных кампаний, Шах Джахан значительно расширил Империю Великих Моголов. Великолепие и богатство двора Джахана поражало европейских путешественников. На пике своего правления он считался самым могущественным человеком на Земле.

Но личная жизнь могущественного императора была омрачена потерей любимой жены Мумтаз Махал во время родов в 1631 году. Легенда гласит, что он пообещал умирающей жене построить самый красивый мавзолей, несравнимый ни с чем в мире. Так было на самом деле или нет, Шах Джахан воплотил свою любовь и богатство в создание именно такого монумента.

Шах Джахан наблюдал за прекрасным творением до конца своих дней, но в качестве узника, а не правителя. Его сын Аурангзеб захватил трон в 1658 году и заключил родного отца в тюрьму Красного форта Агра . Единственным утешением стала возможность взирать на Тадж-Махал из окна своего заточения. В 1666 году, перед смертью, Шах Джахан попросил исполнить последнее желание: отнести его к окну с видом на Тадж-Махал, где он снова прошептал имя своей возлюбленной.

Мумтаз Махал

Она вышла замуж спустя пять лет после помолвки, 10 мая 1612 года. Дату выбрали придворные астрологи как наиболее благоприятный день для счастливого брака. Брачные узы Мумтаз Махал и Шаха Джахана оказались счастливыми для обеих молодоженов. Даже при жизни поэты восхваляли ее красоту, стройность и милосердие. Мумтаз стала надежным спутником Шаха Джахана, путешествуя с ним по всей Империи Великих Моголов. Лишь война служила единственной причиной их разлуки. В дальнейшем, даже война перестала разделять их. Она стала опорой, любовью и утешением для императора, неразлучным спутником своего мужа до самой смерти.

За 19 лет замужества Мумтаз родила 14 детей, но последние, четырнадцатые роды стали для нее роковыми. Мумтаз умирает, ее тело временно похоронили в Бурханпуре.

Летописцы императорского двора обратили необычно много внимания переживаниям Джахана в связи с кончиной жены. Император был безутешен в своем горе. После смерти Мумтаз, Шах Джахан провел в уединении целый год. Когда он наконец-то пришел в себя, волосы его стали седыми, спина согнулась, а лицо постарело. Император перестал слушать музыку, носить украшения и богато украшенную одежду, использовать парфюмерию на протяжении нескольких лет.

Шах Джахан умер спустя восемь лет с момента восшествия сына Аурангзеба на престол. "Мой отец пытал большую привязанность к моей матери, пусть его последнее пристанище будет рядом с ней", заявил Аурангзеб и приказал похоронить отца рядом с Мумтаз Махал.

Существует легенда, согласно которой Шах Джахан планировал построить точную копию из черного мрамора на противоположной стороне реки Ямуна. Но этим планам не суждено превратится в жизнь.

Создание Тадж Махал

В декабре 1631 года, Шах Джахан приступил к сооружению Тадж Махала. Его строительство стало выполнением обещания, данной Мумтаз Махал в последние минуты ее жизни: построить монумент, который бы соответствовал ее красоте. Центральный мавзолей завершили в 1648 году, а строительство всего комплекса закончили спустя пять лет, в 1653.

История скрывает, кому именно принадлежит планировка Тадж Махал. В исламском мире на то время сооружение зданий приписывалось заказчику строительства, а не его архитектору. На основе источников можно уверенно утверждать, что над проектом работала команда архитекторов. Как и большинство великих памятников, Тадж Махал служит ярким свидетельством чрезмерного богатства и излишества его создателя. 20 000 рабочих трудились 22 года, чтобы воплотить фантазии Шах Джахана. Скульпторы прибыли из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, инкрустацию производили мастера из южной Индии, каменотесы приехали из Белуджистана. Материалы привозили со всей территории Индии и Центральной Азии.

Архитектура Тадж Махал

Тадж Махал состоит из следующего комплекса зданий:

Darwaza (главный вход)
Rauza (мавзолей)
Bageecha (сады)
Masjid (мечеть)
Naqqar Khana (гостевой дом)

Мечеть и построенный для симметрии гостевой дом окружают мавзолей с обеих сторон. Мраморное здание окружено четырьмя минаретами, немного наклоненными во внешнюю сторону - конструктивная особенность, призванная предотвратить центральный купол от повреждения в случае разрушения. Комплекс находится на территории сада с большим бассейном, в котором отражается то, что ни один архитектор в мире так и не сумел повторить - копию красоты Тадж-Махала.

Тадж Махал окружает красиво разбитый сад. Сад в исламском стиле - это не просто один из составных частей комплекса. Последователи Мухаммеда обитали на огромных пространствах засушливых земель под знойным солнцем, поэтому обнесенный стеной сад олицетворял собой Рай на Земле. Он охватывает большую часть комплекса: из общей площади 580х300 м, сад занимает 300х300 м.

Поскольку цифра “4” считается святым числом в исламе, расположение сада Тадж Махала основано на цифре четыре и его кратных. Каналы и центральный водоем разделяют сад на четыре части. В каждой четвертной части расположено 16 клумб (всего 64), разделенных между собой пешеходными дорожками. Деревья сада либо семейства кипарисовых (означающих смерть), либо фруктовые (означающие жизнь), все они расположены в симметричном порядке.

Деревья сада Тадж либо семейства кипарисовых (означающих смерть), либо фруктовые (означающие жизнь), все они расположены в симметричном порядке. Тадж-Махал расположен в северном конце сада, а не в центре. В сущности, в центре сада, между Тадж и его центральными воротами, располагается искусственный водоем, который отражает мавзолей в своих водах.

История Тадж Махал после строительства

К середине 19 века, Тадж-Махал превратился в место приятного времяпрепровождения. Женщины танцевали на террасе, а мечеть с гостевым домом сдавалась в аренду молодоженам. Англичане, наряду с индусами разграбили богатые ковры, полудрагоценные камни, серебряные двери и гобелены, когда то украшавшие мавзолей. Отдыхающие часто приходили вооруженными молотком и долотом, чтобы лучше извлекать кусочки агата и карнеола из каменных цветков.
Какое-то время казалось, что монумент, как когда-то и сами моголы, может исчезнуть. В 1830 году лорд Уильям Бентинк (генерал-губернатор Индии в то время), планировал демонтировать Тадж Махал и продать его мрамор. Говорят, что только отсутствие потенциальных покупателей предотвратило разрушение мавзолея.

В 1857 году, во время индийского восстания, Тадж-Махал еще более пострадал. К концу 19 века он окончательно пришел в упадок. Территория без ухода заросла, могилы осквернили вандалы.

После многих лет упадка, британский генерал-губернатор Индии лорд Керзон организовал масштабный проект реставрации, завершившийся в 1908 году. Здание отремонтировали, сад и каналы восстановили. Реставрация памятника помогла восстановить его былую славу.

Принято ругать англичан за пренебрежительное отношение к Тадж Махалу, но индийцы относились к своему сокровищу не намного лучше. По мере увеличения населения Агры , монумент начал страдать от загрязнения окружающей среды и кислотных дождей, обесцвечивавших его белый мрамор. В конце 1990-х, будущее памятника находилось под серьезной угрозой, пока Верховный суд Индии постановил переместить особо вредные производства за пределы города.
Тадж-Махал считается лучшим образцом могольской архитектуры, сочетающий в себе элементы персидской, индийской, и исламской архитектурных школ. В 1983 году монумент внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, назвав его "жемчужиной мусульманского искусства в Индии и одним из шедевров мирового наследия, вызывающий всеобщее восхищение".

Тадж-Махал стал самым идентифицируемым символом Индии, привлекая ежегодно около 2,5 млн туристов. Он является одним из наиболее узнаваемых монументов в мире. История, стоявшая за его строительством, дает основания считать его одним из величайших памятников любви, когда-либо построенных в мире.

Видео на русском языке

Просмотр фотографий:

В 2007 году в городе Лиссабон эксперты назначили новое чудо света. Им стал мавзолей Тадж-Махал.

Находится это потрясающее строение в Индийском городе Агре вблизи реки Джамна. Внешний величественный вид храма-мавзолея не даст возможности пройти мимо ни одному туристу. Проще всего добраться к данному превосходному сооружению из города Дели. На автобусе поездка займет около трех часов, а на такси, может, и до пяти. Многие туристы считают, что приехать в Индию и не отправиться на экскурсию к мавзолею Тадж-Махал.

Описать словами неповторимость данного сооружения очень и очень трудно. Это архитектурное сооружение настолько великолепно и прекрасно, что найти в мире что-либо прекраснее в архитектурном исполнении очень сложно. Мечеть сочетает в себе несколько архитектурных стилей: индийский, исламский, персидский.

История любви и отчаяния Тадж-Махал

Название мавзолея переводится как Венец моголов. Некоторые также называли это место в честь царицы Арджуманд Бано Бегум, которая приходилась женой принца Гурама. Познакомился принц с прекрасной девой на рынке. Ему хватило одного взгляда этой милой бедной девушки, чтобы заметить в ней свою будущую жену.

История Тадж-Махала начинается с тех пор, когда в 19 лет Арджуманд стала второй женой Гурама. Помимо нее у принца было много других наложниц и жен, однако, именно Арджуманд пленила наследника настолько, что даже слова были излишними.

После восхождения принца на трон девушка стала верной помощницей и женой Гурама. Борьба за трон была нелегкой. У принца были другие братья, которые не меньше его стремились к трону. Гураму приходилось частенько прятаться от нерадивых глаз отца Джахангира. Однако в 1627 году он смог получить статус Шаха Джахана (Повелитель мира).

Арджуманд занимала одно из достойнейших мест в жизни правителя. В ее честь устраивались различные пиршества и королевские приемы. Она всегда присутствовала на важнейших церемониях государства и имела почетный титул советчика. Несмотря на множество других жен в гареме короля, Арджуманд была единственной, к кому он питал настоящую и искреннюю любовь. За свою жизнь королева успела родить своему мужу аж 14 детей.

Умерла Арджуманд во время очередных родов в 17 веке. Что и сделало ее настоящей легендой. Шах Джахан после смерти возлюбленной хотел несколько раз покончить с собой и сильно состарился от горя.

По приказу Гурама над могилой возлюбленной возвели красивейший Тадж-Махал. Спустя несколько лет правителя похоронили рядом с женой. Согласно истории, Тадж-Махал далеко не обычный красивый дворец, а настоящей символ, доказывающий то, насколько сильной может быть любовь!

История создания мавзолея

Поначалу царицу похоронили в месте ее кончины, но спустя полгода останки Арджуманд было принято перевезли в Агру перезахоронить рядом с рекой. Спустя год после ее смерти Джахан приказал начать строительство мавзолея в ее честь. Для воссоздания прекрасного мавзолея, столь неповторимого и величественного, как и сама царица, были приглашены лучшие архитектурные строители страны. Для строительства храма окончательно и безоговорочно был выбран архитектор из города Ширах - Устро Иса Эффенди. Императору сразу приглянулся его проект. Спустя некоторое время после постройки мавзолей поддавался реставрации и мелким изменениям.

Строили храм 20000 человек, понимающих толк в строительном ремесле на протяжении 20 лет. Для транспортировки материалов использовали более 1000 слонов, которые перевозили материалы из всей Азии. Мраморные блоки грузили на быков и отправлялись по пандусу длиной в 15 километров. При постройке были задействованы силы лучших скульпторов, каменотесов и мастеров инкрустации.

Сама гробница царицы была укрыта красным песчанником. Рядом с Тадж-Махалом в Индии был сооружен большой сад. Согласно легендам, правитель начал возведение такого же храма, только их черного мрамора. Однако, копию мавзолея так и не суждено было воссоздать. Один из сынов Джахана захватывает престол и отправляет отца в изгнание на Красный форт. Здесь бывший правитель и доживал свои годы.

Согласно завещанию, Аурангзеб отправляет тело отца в Тадж-Махал. Здесь также нашли место вечного отдыха некоторые жены шаха Джахана и члены семьи.

Самым известным элементом мавзолея считается огромный мраморный купол, который называют луковым из-за внешнего вида, напоминающего луковицу. Высота купола 35 метров. Некоторые мелкие элементы, исходящие из куполов были из чистого золота, но в прошлом веке золото было заменено на бронзу. История Тадж-Махала пишется и будет писаться на протяжении всего существования мавзолея.

Потрясающий вид, который не описать словами

Мавзолей Тадж-Махал очень сложно описать словами и фотографии вряд ли смогут показать истинную красоту и величие сооружения. В самом центре находится усыпальница, которая из-за своего состава переливается в цвете. По всем 4 углам расположены башни-павильоны. Джахан очень любил симметричность и все, связаное с ней. Это пристрастие отлично видно при взгляде на мавзолей.

С трех сторон в Индии Тадж-Махал окружен парком. По центру главной площади находится бассейн. Внутри здания стены разрисованы тонкими узорами, мрамор инкрустирован самоцветами, которые превосходно переливаются на солнце. Такое ощущение, что постройку создали несколько лет назад. По одной из легенд Джахан даже приказал отрубить руку тому архитектору, который создал это творение, чтобы он не сумел сотворить что-либо подобное.

Внутри мавзолея по бокам находятся две лестницы высотой в 74 метра, ведущие на второй этаж с открытыми террасами. Саркофаги Джахана и его возлюбленной находятся в центре усыпальницы в углу просторного зала.

В главном зале стены украшены мозаикой, которая сплетается из множества цветов, букв, растений. Арки расписаны 14-ю сурами Корана.

Сейчас Тадж-Махал позиционируют как знаменитый, единственный в своем роде памятник любви, который стал символом Индии. Мавзолей давно стал основной достопримечательностью, которую хотят посетить туристы.. Резорт регулярно осуществляет экскурсии и путешествия по самым разным уголкам планеты.

Не упустите свой шанс, приезжайте в Индийский Тадж-Махал! Вы никогда не забудете увиденное!

Пусть красота алмаза, жемчуга, рубина исчезнет, словно магическое сияние радуги,
-Только пусть останется одна слеза – Тадж-Махал - сиять на щеке времени…

Рабиндранат Тагор

История Тадж-Махала – это история любви и разлуки, страданий и счастья: она о том, что любви покорны все – старик и юноша, сильный и слабый, богач и бедняк. Испытывая чувство всепоглощающей любви, мы получаем возможность прикоснуться к вечности; и некоторые такие истории – истории любви – остаются в человеческой памяти на многие сотни лет.


Эта прекрасная история, похожая на восточную сказку, произошла давным-давно в удивительной стране – Индии. Иногда, когда я читаю о истории любви императора Джахана и его жены Мумтаз, мне кажется, что я становлюсь непосредственным участником тех давних событий. И каждый раз я надеюсь на то, что эта история завершится как-то иначе. А вы знаете эту историю? Тогда садитесь поудобнее, закройте глаза и слушайте.

Начало семнадцатого века, весеннее утро; солнце встает из-за крыш, озаряя ровным розовым светом оживающую рыночную площадь. Несмотря на ранний час, базар уже вовсю гомонит, на разные голоса предлагая ткани, кур, горячие лепешки и разные другие товары - хорошее литературное начало?

Со всех переулков на площадь спешат хозяйки – кто-то хочет успеть купить свежую зелень и фрукты, а другим не терпится обсудить последние новости. И, если шумные женские стайки перебегают от прилавка к прилавку, оживленно болтая, то мужчины, напротив, неторопливы и солидны: по двое-трое они степенно передвигаются по рынку, и, кажется, их мало волнует происходящее. Их лица по большей части знакомы: вот торговец специями, а это владелец пекарни; а эти двое – оружейники. А кто же этот юноша с благородным и таким печальным лицом?..

Принца Джахана интересовали отнюдь не цены на зелень: базар был одним из мест, куда будущий император приходил слушать, о чем говорят в народе. И в этот день он, как всегда, шел в благородной задумчивости и так дошел бы до городских ворот, - если бы его не остановило вдруг возникшее на пути препятствие.
Споткнувшись о разложенные на земле корзины, принц поднял глаза и оцепенел. Рядом с продавцом плетенок стояла девушка, за спиной которой поднималось красное и горячее солнце, - отчего ее волосы отливали мягким бронзовым цветом. Она держала в руках простые деревянные бусы и будто улыбалась чему-то внутри нее, как будто в ее сердце шел какой-то спокойный и радостный диалог.

Девушка подняла на принца глаза, и тут Джахан отчетливо понял, что вот она – его судьба.

Ее звали Арджумананд Бегам; девушка происходила из небогатой семьи, но, как в хороших индийских фильмах, приходилась дальней родственницей матери принца. На тот момент ей было уже 19 лет, что в Индии считается достаточно взрослым возрастом, - в брак вступают гораздо раньше. Но ничего не остановило принца, и очень скоро он взял ее в жены.

Невеста пришлась по душе отцу Джахана, хану Джангиру; хан вообще имел довольно грозный, крутой характер – его боялись и придворная аристократия, и слуги, - но Арджумананд он принял сразу, очаровавшись ее добротой. Кстати, это именно он дал ей прозвище Мумтаз-Махал, что означало «Украшение дворца».

Шаху Джахану, как высокому правителю, в соответствии с древними индийскими традициями полагалось завести гарем. Но он так любил Мумтаз, что не замечал других женщин. Об этом писал в своих записках Франсуа Бернье – французский путешественник, филосов и врач, проживший в Индии много лет и принятый ко двору шаха Джахана.

Мумтаз всегда была рядом с мужем: она сопровождала его на дипломатические встречи, присутствовала на совещаниях и даже делила с ним тяготы военных походов. Говорят, что она была не просто его верной спутницей, но и правой рукой, умной советницей, давшей правителю дельные рекомендации по многим политическим вопросам.

Так прошло семнадцать лет. За годы брака у наших героев родилось 13 детей. Рождение 14-го ребенка застигло супругов в военном лагере. Врачей поблизости не было, ближайший город был далеко, и помочь Мумтаз было некому…

В эту страшную ночь хан потерял любимую жену. Полгода он безутешно горевал; к жизни его вернула идея о строительстве мавзолея, который бы увековечил их с Мумтаз любовь.

С этого момента начинается история одного из самых удивительных зданий в мире, которое по правилу называют «Жемчужиной Индии» - Тадж-Махала. Возведение храмового комплекса продолжалось двадцать лет и было закончено в 1648 году. Многие думают, что Тадж-Махал – это только мавзолей, который изображен на большинстве туристических проспектов; на самом деле, в храмовый комплекс еще входят главные ворота, гостевой дом, мечеть и ландшафтный парк с озером и оросительным каналом.

Автором мавзолейного комплекса был Устад-Иса, считавшийся лучшим архитектором Агры. К «стройке века» привлекали мастеров со всех уголков страны. За все годы строительства к «Жемчужине Индии» приложило руку более двадцати тысяч рабочих. Есть версия, что шах Джахан пользовался услугами европейских архитекторов, - но в облике Тадж-Махала не прослеживаются популярные в Европе архитектурные или художественные мотивы, напротив, в нем четко заметно сочетание монументального индийского зодчества и элементов средневекового среднеазиатского искусства.

А вот следующая «легенда», скорее всего, имеет правдивую основу: говорят, что шах Джахан так был увлечен идеей строительства мавзолея для любимой жены, что захотел и сам приложить руку к его возведению. Не уверен, что шах приходил на стройку и самолично руководил работами, но сама концепция Тадж-Махала – точно его заслуга: Джахан не только прекрасно разбирался в искусстве, но и был хорошим художником.

Мавзолей Мумтаз несколько напоминает мечеть: сходство подтверждают минареты, стрельчатые арки, купола, а также традиционные для этой культуры орнаменты – арабская вязь и растительные узоры. Площадка под мавзолеем квадратной формы, 186х186 футов; здание имеет форму неправильного 8-угольника с усеченными углами.

Главный купол мавзолея огромен – эта «шапка» имеет в диаметре 58 футов и поднимается возвышается на 74 метра. Четыре минарета окружают купол словно часовые, замершие по стойке смирно. Интересно, что все они отклонены назад, что заметно даже невооруженным взглядом: и это вовсе не ошибка проектировщика, а тщательно продуманное положение, позволяющие защитить конструкцию от разрушения вследствие подземных толчков. Данная зона является имеет индекс высокой сейсмоактивности, и исключительно благодаря такому решению землетрясение ни разу не нанесло Тадж-Махалу повреждений.

Для возведения храмового комплекса использовался белый мрамор, который доставляли из отдаленного от Агры месторождения. Все поверхности Тадж-Махала инкрустированы яшмой, агатом, малахитом и другими полудрагоценными камнями; внутренние стены также украшены изящным орнаментом.

Интересный факт: до сих пор для реставрации белых мраморных поверхностей Тадж-Махала используется древнее индийское средство, косметическая маска, которая изготавливалась из молока и извести. Состав, нанесенный на стены, отбеливает их и убирает въевшиеся загрязнения.

Шах Джахан превыше всего в архитектуре ценил симметрию, - этим объясняется четкость планировки ландшафтного парка, окружающего Тадж-Махал. Есть легенда, что на берегу озера, разделяющего парк на четыре части, шах строил еще один мавзолей, но черного цвета – для себя: он должен был быть расположен ровно напротив усыпальницы Мумтаз. Эту легенду подтверждают найденные в результате раскопок обломки мрамора черного цвета; но история не сохранила никаких свидетельств того, что строительство черного мавзолея велось.

В 1666 году усыпальница Мумтаз стала последним пристанищем и для ее мужа, шаха Джахана. Так закончилась великая история любви, подарившая миру «жемчужину Индии» - Тадж-Махал. И даже если когда-нибудь будут преданы забвению имена любящих супругов, - прекрасный беломраморный мавзолей будет продолжать напоминать нам о силе искренней любви.

Еще несколько очень интересных историй и архитектурных путешествий.

В городе Агра (Индия) есть удивительный дворец, который является настоящим произведением искусства, историческим наследием и гордостью страны. Это Тадж-Махал – чудо архитектуры, возведенное как символ самоотверженной любви и могущества королевской власти.

Тадж-Махал: история создания. Любовь, разлука и отчаяние

У дворца Тадж-Махал удивительная история, которая никого не оставит равнодушным. В ХVII веке здесь правил Шах-Джахан – падишах Империи Великих Моголов. Согласно преданию, будучи еще 20-летним наследником престола, в 1613 году, он встретил на рынке прекрасную Арджуманад Бану Бегам.

Шах-Джахан был сражен красотой девушки и вскоре женился на ней. Ее завораживающий взгляд и манеры так понравились отцу жениха, что во время свадебной церемонии он назвал невестку Мумтаз-Махал, что значит «Жемчужина дворца».

Брачный союз оказался счастливым для обеих сторон. Супруги жили в полном взаимопонимании и были неразлучны, не считая периодов войн. У Шах-Джахана был гарем из шести жен и несколько наложниц, но всю свою любовь и нежность он отдавал Мумтаз, а все служащие во дворце восхищались красотой, стройностью и добродушием любимой жены падишаха.

Семейное счастье длилось 18 лет. И вот, когда Мумтаз-Махал носила под сердцем их 14 ребенка, случилось горе. Возлюбленная Шах-Джахана скончалась в шатре во время рождения своего последнего ребенка.

Целый год падишах не находил покоя. Обезумевший от горя, он даже пытался свести счеты с жизнью, но желание отдать почесть своей возлюбленной подарило ему новый смысл существования.

Шах-Джахан начал возведение дворца невиданной красоты, который стал усыпальницей для любимой жены и музы всей его жизни. В этом архитектурном произведении он описал все свои чувства, радость любовных переживаний и горечь утраты.

Дворец Тадж-Махал – это символ безграничной любви и невыносимого горя, увековеченный в мраморе.


Как выглядит Тадж-Махал внутри? Особенности архитектуры

Архитектура Тадж-Махала – это сочетание индийского, исламского и персидского стилей. Более 20 тыс. рабочих ежедневно трудились над возведением дворца в период с 1631 по 1647 год. Участок 1,2 га перед началом строительства был обработан и поднят над уровнем ближайшей реки Джамны на 50 метров.

Дворец выполнен из белого мрамора со срезанными углами, характерными для индийской архитектуры. Общая высота здания – 75 метров.

Для возведения стен использовался прозрачный мрамор. Уникальность этого материала в том, что он меняет свои оттенки в течение суток. Утром – розовый, днем – белый, а при лунном освещении – серебристый.

В качестве декорации использовалась яшма, бирюза, джад, лазурь, малахит, сердолик, кораллы, жемчуг, хризолиты. В общей сложности около 28 видов драгоценных и полудрагоценных камней были применены для украшения дворца.

Пятикупельная усыпальница окружена минаретами и защищена крепостными стенами. Внутри дворца расположены две гробницы неразлучных супругов Шах-Джахал и Мумтаз-Махал. Хотя на самом деле их останки покоятся под землей. Гробница падишаха находится в стороне, так как она была построена после его смерти.

На стенах мавзолея высечены стихи из Корана, изображены художественные композиции в виде геометрических форм, растений, животных и сказочных героев. Живопись представлена в виде гравировки, мозаики и ажурной резьбы. Чудесные барельефы украшают стены усыпальницы, а каменные цветы будто оживают в озарении солнечных лучей.

Создание Тадж-Махала стало смыслом жизни падишаха, поэтому все свои недосказанные слова и нерастраченные чувства он пытался описать здесь, в стенах усыпальницы своей любимой супруги.




Окончание любовной истории

Согласно преданию, Шах-Джахан так увлекся архитектурой усыпальницы, что не мог остановиться. После создания Тадж-Махала он захотел возвести еще один дворец на другом берегу реки Джамны. Сын падишаха считал, что отец разоряет Империю, поэтому посадил его в темницу, где тот провел остаток своих дней.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...