Великие женщины в истории. Знаменитые женщины

Потребность в женском божестве, в поклонении матери, защитнице и помощнице сильна была в любых культурах и религиях. В Древней Греции почитали Деметру, в Малой Азии - Кибелу, в Древнем Египте - Исиду. Но в христианской Деве Марии впервые воплотилось реальное человеческое начало - женское и материнское, понимаемое, как божественное. Предназначение женщины впервые было осознано обществом как служение высшим целям, как соединение ее с Абсолютом. Приход нового человека в мир признавался таинством, у истоков которого стояла Мать. Непорочное зачатие было исполнено глубокого смысла - материнская миссия женщины осуществляется при непосредственном участии Всевышнего, без вмешательства грубых материальных сил.

Господь, как известно, разыскивал Мать Иисуса, словно обычный земной мужчина выбирал Мать, которая продолжит его род. В канонических евангелиях образ Девы не слишком занимает воображение авторов, но в апокрифе "История Иакова о рождении Марии" главная героиня с самого начала выступает избранницей Божией. Для Отца оказались важными не только святость самой Марии, но и достоинства ее семейного клана и даже ее национальное происхождение. Поначалу Господь отметил своей печатью "израилев народ", потом в нем выделил ветвь Давида и долго ждал, пока это дерево не принесет райский плод - достойную женщину для Его божественного Сына.

Французская писательница. Автор романов: "Здравствуй, грусть" (1954), "Любите ли вы Брамса?" (1959), "Немного солнца в холодной воде" (1969), "Потерянный профиль" (1974), "Нарисованная леди" (1981), "Уставшая от войны" (1985) - о любви, одиночестве, общей неудовлетворенности жизнью.

Почти каждая третья книга в сегодняшней Франции написана женщиной. Литературное творчество - поприще, на котором женщины наряду с любовным фронтом давно завоевали себе прочное место, но никогда еще не мелькало на обложках самых разнообразных изданий столько имен представительниц прекрасного пола, сколько в конце XX века. Детективы, любовные романы, биографии… Объяснять это явление будут критики и философы. Возможно, мужчины просто освободили слабому полу периферию человеческой культуры, захватывая более современные средства коммуникации, чем литература. Возможно, растет женский интеллект. Возможно, действует все вкупе. Ясно одно, сегодня каждый библиофил назовет десяток писательниц, книги которых вызывают интерес. И нет никакого сомнения в том, что этот список откроет имя Франсуазы Саган. И не потому, что она самая значительная современная романистка, а потому, что именно на ее долю выпал наиболее прочный и длительный успех. Плодовитость и доступность книг Саган словно символизируют общую тенденцию сегодняшней женской литературы - все для среднего читателя, никакой этой мужской зауми, называемой новаторством. Простые истории, понятные обывателю… Недаром Франсуаза, несмотря на солидный возраст, заявляет, что любит игру, ночь и когда отношения между людьми складываются просто.

Политический лидер, бывшая жена президента ЮАР Нельсона Манделы, в настоящее время возглавляет женское движение партии Африканский национальный конгресс.

Карьера современного политического лидера, особенно столь одиозного, как Винни Мандела, как правило, связана со скандалами. Человек привыкает к популярности и нет для него страшнее наказания, чем покой, полное равнодушие прессы. Поистине, самый жестокий наркотик, не поддающийся лечению - слава. На Винни популярность обрушилась сразу, с неожиданным замужеством, но это была еще не та слава, которой, по ее предположениям, была достойна такая женщина, как она.

В детстве она воспитывалась в суровых условиях, рано потеряв мать. Девятилетней девочкой Винни вынуждена была ухаживать за трехмесячным братом. В семье царил культ силы и дисциплины. Отец, учитель истории, преклонялся перед немецкой аккуратностью и педантичностью настолько, что дочка получила свое имя от германского "Винифред", хотя настоящее ее африканское имя - Номзамо. К семнадцати годам она была видной, замкнутой, чрезвычайно самолюбивой. Девушка отправилась из своей деревни поискать счастья в столицу - Йоханнесбург.

На исходе XX века можно с уверенностью, наконец, делить лавры столетия, расставить всех по местам, словом, раздать всем "сестрам по серьгам". Пьедестал великих оперных див, во всяком случае, уже определился без сомнения - Мария Каллас, Рената Тебальди и Монтсеррат Кабалье. Один из рецензентов писал, что если Каллас был присвоен эпитет "Божественная", а Тебальди наградили неофициальным титулом "Изумительная", то Кабалье вполне достойна была бы носить звание "Непревзойденная".

Действительно, вряд ли кто-либо из новых примадонн сможет до конца тысячелетия превзойти Монтсеррат по обширности репертуара, по количеству представлений, по неповторимости голоса и исключительной музыкальности, которая позволяет певице каждый вздох превратить в нежную чистую ноту. А еще Монтсеррат на редкость благополучная, счастливая и веселая женщина. За ее именем не несется шлейфа скандалов и сенсаций и от ее солидной фигуры прямо-таки веет добротой, уверенностью в себе и спокойствием. Вряд ли кому-нибудь из артисток нашего века удастся обойти Кабалье и в полноте личного счастья, и в безоблачном удовольствии существования.

Еврейская девочка, скрывавшаяся от фашистского террора в Нидерландах. Вела записки, которые были опубликованы под названием "Дневник Анны Франк" в 1947 году. Переведен на многие языки мира. Погибла в концлагере.

Пример этой девочки подтверждает мысль о том, что даже самая короткая жизнь может вызвать восхищение и стать примером для подражания, что даже в самых нечеловеческих условиях можно создать свой особый внутренний мир и достойно существовать в нем.

Когда утром 12 июня 1942 года Анна проснулась, то увидела на столе много цветов и разных цветных свертков. Среди очень простых подарков на день рождения девочка обнаружила толстую тетрадь. Дневник. Она будет вести дневник.

И в тот же день на первой странице тетради появилась коротенькая запись: "Надеюсь, что я все смогу доверить тебе".

Самая популярная американская киноактриса 1950-х годов. Снималась в фильмах: "Как выйти замуж за миллионера", "Некоторые любят погорячее" (в отечественном прокате "В джазе только девушки"), "Неприкаянные" и др.

В XX веке нет, пожалуй, другого, помимо Мэрилин, имени, которое символизировало бы по негласному соглашению совершенную женственность. В свете юпитеров женственность все теснее смыкалась с сексуальностью, и хотя это последнее понятие так и не успело устояться до полной ясности, к актрисе Монро прочно прилепилась слава первой и самой знаменитой секс-звезды, секс-бомбы. Она казалась современникам необыкновенно красивой, она сделала свою внешность, довела ее до совершенной кукольности. Потомки, безусловно, найдут в ней изъяны - эстетические идеалы быстро меняются, однако вряд ли когда-нибудь новые ценители сочтут образ Монро заурядным. В этой женщине сквозь бездарные фильмы, банальные роли, через надуманные позы и слабенький голос всегда проступал магнетизм какой-то тайны, которая даже не была создана ею самой. Эта тайна пульсировала в Монро помимо ее воли. Вложенная в ее тело и душу, тайна вела ее к вершинам славы и в пропасть гибели. Не зря жизнь и смерть этой красотки, ничего особенного не внесшей в мировую культуру, волнует сегодня и обывателя, и элиту.

Премьер-министр Великобритании в 1979–1990 годах. Лидер Консервативной партии с 1975 по 1990 год. В 1970–1974 годах министр просвещения и науки.

Пройдут годы, и образ "железной леди" обретет новые краски, появятся очертания легенды, исчезнут детали. Маргарет Тэтчер останется в истории XX века как один из самых сильных политиков. Не поддерживая никаких феминистских движений, она представила миру совершенно новый женский тип, ее характер словно призван был показать человечеству, к чему пришел слабый пол к концу второго тысячелетия. Она символизирует многолетний итог борьбы женщин за свои права, когда женщина, выйдя из-под опеки мужа или отца, оставшись одна, принуждена была не только выжить, но и обрести достойное место.

Балерина, народная артистка СССР (1959), Герой Социалистического Труда (1985). Поставила балеты, в которых исполнила главные партии: "Анна Каренина" (1972, совместно с другими балетмейстерами), "Чайка" (1980), "Дама с собачкой" (1985).

Наверное, балерины не стареют, или, может быть, они владеют каким-то особенным секретом борьбы со временем. Или этот секрет знают только великие балерины, великие женщины? Как знали его полумифические, полуисторические героини. Секрет "вечной молодости" возносил любую женщину в сонм божественных, недосягаемых, делал ее предметом поклонения. И сколько дам отдало бы все сокровища мира, всех любовников, все блага ради одного - никогда не состариться. А сколько дам "полегло" на поле битвы с возрастом, сколько трагедий знает эта борьба, сколько разрушенных судеб, сколько драматического, да и комического в этой, в общем-то, неравной битве, потому что время неумолимо побеждает.

Итальянская киноактриса. Присущие таланту Мазины соединение гротеска и лиризма, тонкий психологизм раскрылись в фильмах, поставленных режиссером Ф. Феллини (мужем Мазины): "Огни варьете", "Белый шейх", "Дорога" (в отечественном прокате "Они бродили по дорогам"), "Ночи Кабирии", "Джульетта и духи", "Джинджер и Фред".

Когда-нибудь о ней, вероятно, напишут книги, снимут фильм и назовут их нечто вроде: "Двойная жизнь великой актрисы" или "Тайные страдания Джульетты". Многие женщины знают эту горечь двусмысленности существования в собственной семье, многие актрисы страдали от бремени популярности, но у Мазины эти два обстоятельства взаимно осложняли друг друга. Она всегда старательно скрывала свою личную жизнь, и иногда благодаря неимоверным усилия это ей удавалось - безупречная интеллигентность Мазины останавливала даже не знавших меры папарацци. Но интерес к великому Феллини, с которым Джульетта разделила пятьдесят лет жизни не оставлял надежд на тайну личной жизни. Маэстро был создан для публичности, скандалов, любовных приключений - этого требовало его яркое, искрометное творчество. Одна из актрис, Сандра Мило, откровенно раструбившая в прессе о "своем милом Федерико", позволила в собственной книге пофилософствовать о натуре Феллини. Она пишет, что "неутолимый голод, с каким грандо Фефе набрасывался на всякую доступную женскую особь", относится не к обычной похоти, а всего лишь к "кладоискательству".

Огонь страстей в крови не гаснет

Ни днем, ни в сумраке ночей…

Ты, Элла, для мужчин опасней

Бриджит Бардо и Дорис Дей…

Музыкантам и любителям джаза и в голову не приходит, что есть еще какая-то Элла. Элла - это имя "первой леди джаза" За кандидатуру Эллы на звание "Лучшей певицы мира" проголосовали Армстронг, Гудмэн, Эллингтон, Питерсон. На вопрос, кого представить к этому званию, Фрэнк Синатра ответил: "Зачем вы спрашиваете, конечно же, Эллу". Кросби сказал: "Только она! Не важно из кого выбирать - мужчин, женщин или детей…"

Это должен быть пост о мотивации. Обещала подруге подумать над этим вопросом. Но поскольку у самой с мотивацией как-то не очень, я решила обратиться к мудрости книг.

После этого замысел заметки поменялся…

Почему-то принято считать, что первым на земле появился мужчина. Конечно, об этом сказано в одной из самых уважаемых книг, но ведь существуют и другие версии. Например, история о первой жене Адама. А значит, вероятность того, что женщина – изначально равное мужчине существо, велика. Тем более что могут женщины не меньше, чем представители сильного пола. И за многие столетия совместного сосуществования не найдется, пожалуй, профессии или дела, которых не освоил бы так называемый слабый пол.

Лилит – первая женщина на земле, жена Адама. История о ней не входит в основной текст Библии. Так вот, на шестой день Бог решил сотворить человека по образу и подобию своему. И были сотворены Адам и жена его Лилит. Лилит не желала подчиняться Адаму, поскольку считала себя ему равной, и отправилась в Ад. Для Адама пришлось подыскивать новую подругу. Бог создал ему Еву из его же ребра – единственной человеческой кости, где нет мозга. Но, если придерживаться этой версии, то Ева была уже второй.

Хатшепсут , царица Египта – женщина-фараон (1525-1503 гг. до н.э.), она вошла в мировую историю как первая великая женщина-политик. 22 года она полновластно правила страной, и царствование ее было временем культурного и экономического расцвета Египта.

Так как на троне привыкли видеть только мужчину, она всегда изображалась с накладной бородкой и в мужском одеянии.

Княгиня Ольга – первая женщина-правительница на Руси . Она же первая из русских правителей приняла христианство и была причислена церковью к лику святых. За время ее правления (945-964 гг.) Русь практически не воевала ни с одним из сопредельных государств, решая конфликты посольствами и переговорами. Примечательно, что в составе ее посольств были женщины.

Анна Бургундская – первая женщина, получившая обручальное кольцо с бриллиантом. Столь необычный подарок ей сделал германский король Максимилиан I в 1477 году. До этого момента кольца с бриллиантами дарили исключительно мужчинам.

Елизавета – австрийская императрица, жена Франца Иосифа, известная красавица, считается первой в истории женщиной, начавшей бороться с полнотой с помощью голодания .

Кэт Варн – первая в мире женщина-детектив. Она работала в течение 12 лет в сыскном агентстве известного детектива Алана Пинкертона, основанного в 1850 году. В 1860-м Пинкертон нанял еще несколько женщин и организовал «Женское детективное бюро», которое раскрыло немало громких преступлений того времени. Директором этого бюро стала Варн.

Берта Сукаре – первая в мире королева красоты. 18-летняя креолка из Гваделупы победила на первом в мире конкурсе красоты, который проходил 19 сентября 1888 года на бельгийском курорте Спа.

Софья Ковалевская , ученый-математик – первая в мире женщина-профессор . В 1888 году Парижской Академией наук присудила Ковалевской премию за работу о вращении твердого тела, которая была признана лучшей.

Мата Хари , больше известна миру как немецкая шпионка, еще и первая женщина в мире стриптизерша. Маргарета Гертруда Зелле скромным поведением и кротким нравом не отличалась. В 23 она оставила мужа и грудного ребенка и отправилась в Париж, где получила не только новое имя, но и право называться первой в истории официальной стриптизершей.

Мария Склодовская-Кюри , ученый физикпервая женщина, получившая Нобелевскую премию . Это была премия по физике в 1903 году. В 1911 году Мария получила вторую Нобелевскую премию, на этот раз по химии. Таким образом, она стала первой дважды нобелевской лауреаткой.

Сабина Шпильрейн – первая женщина-психоаналитик . В 14 лет потеряла любимую сестру, после чего ее стали сводить с ума ночные страхи и галлюцинации.

Родители отправили ее на лечение к тогда еще никому не известному Карлу Густаву Юнгу. У доктора и пациентки вспыхнул роман.

После разрыва, девушка целиком отдалась науке и занялась изучением психоанализа. В 1911 она закончила медицинский факультет Цюрихского университета и защитила диссертацию, посвященную психологической подоплеке шизофрении.

Марлен Дитрих , знаменитая актриса – стала первой женщиной, публично надевшей мужской брючный костюм . Правда, историки утверждают, что в Европе первой женщиной, осмелившейся надеть мужские штаны, была Жанна д’Арк.

Валентина Терешкова стала первой в мире женщиной-космонавтом. Полет Терешковой проходил с 16 по 19 июня 1963 года. В том же году ей было присвоено звание Героя Советского Союза. Британская общественная организация Ассамблея «Женщины года» удостоила первую в мире женщину-космонавта почетным званием «Женщина столетия» за заслуги в деле освоения космоса на благо защиты экологии и планеты.

Стелла Ремингтон – первая в мире женщина-глава спецслужбы . В 1992 году стала генеральным директором британской контрразведки «МИ-5». Во времена холодной войны она смогла избежать потенциальных атак ирландской Армии сепаратистов и вела борьбу с возрастающей угрозой международного терроризма.

Опра Уинфри стала первой в истории темнокожей женщиной-миллиардершей . В конце 70-х Опра открыла дорогу на телевидение женщинам с оттенком кожи темнее кофе с молоком. А в 1986 году создала собственную программу, которая принесла ей мировую славу.

Так что женщины могут практически все, если очень захотят.

Исходное сообщение Волшебница_Алиша
Леди Диана Спенсер, принцесса Уэльсская.
Её называли Queen of Hearts (Королева Сердец), она стала символом монархии "с человеческим лицом", очень много занималась благотворительностью, прилагая все силы к тому, чтобы помогать людям повсюду. Как и многие известные женщины, она не была счастлива в браке и лишь после развода с наследным принцем Уэльсским смогла обрести всё то, чего ей не хватало с мужем. К сожалению, особы её положения неизбежного становятся жертвами чрезмерного внимания со стороны прессы, и в случае с принцессой Дианой, жертва была слишком велика - это стоило ей жизни. Многие до сих пор помнят шок от телевизионных новостей, в которых объявили о её гибели, кадры автомобильной аварии, а затем лица плачущих людей, несущих цветы и свечи к стенам Букингемского дворца. В те дни не только Британия ощутила потерю...

Вспоминая о первых леди, невозможно не вспомнить Жаклин Кеннеди-Онассис, образец стиля и вкуса, женщину необыкновенной силы и притягательности. Наверное, без неё не было бы президента Джона Кеннеди: её поддержка, её красота, шарм и утончённость во многом способствовал его карьере и обеспечивал ему любовь всей нации. После смерти президента Кеннеди Жаклин нашла в себе силы выйти замуж во второй раз, несмотря на сплетни и кривотолков, но больше всего ей было важно обеспечить покой и комфорт себе и своим детям. После смерти Онассиса она переехала в Нью-Йорк и построила собственную карьеру, в очередной раз доказав всем силу своего характера. У этой женщины можно поучиться и силе духа, и чувству стиля, и готовности начать всё сначала - на каждом жизненном этапе.

После Джекки Кенеди сразу же приходит на ум её антипод, Мэрилин Монро - незабываемый символ сексуальности и яркой неординарной личности. Несмотря на все упрёки в актёрской посредственности, она всегда останется в истории кино и политики, ведь именно она была самой известной и очевидной любовницей президента Джона Кеннеди. Как и Джекки, законной жене, Мэрилин эта связь не принесла ничего хорошего, и даже её трагическую гибель в возрасте 37 лет косвенно связывают с близостью к клану Кеннеди. Она была разной - весёлой и несчастной, очаровательной и невозможной, и такой она остаётся в памяти, по-прежнему вызывая интерес к своей личности. Люди всегда будут с удовольствием пересматривать чёрно-белые фильмы, где мелькает белоснежная улыбка Мэрилин и звучит её хрипловато-сексуальный голос. Её манеры, её своеобразную походку продолжают копировать многие, но оригинал остаётся оригиналом.

Совершенно иной образ в кинематографе олицетворяет нежная и хрупкая и бесконечно трогательная Одри Хёпберн. Она не стала секс-символом кино, но её аристократичная внешность, безупречный стиль, удивительное обаяние и свежесть позволяют причислить её к самым красивым женщинам мира. Она была не только красива, но и умна, и остроумна, она напоминала принцессу, хрупкую фею. Почти все фильмы с её участием необыкновенно светлые и забавные, всегда поднимают настроение - и неважно, в которых раз их смотришь. Взгляд её широко распахнутых глаз Бэмби заставляют поверить, что мир прекрасен и удивителен, что добро всегда побеждает зло и что, несмотря на все неудачи, стоит идти дальше, сохраняя достоинство и улыбку. Её образ никогда не потеряет своей притягательности и актуальности, неся свой удивительный свет чистоты с экранов.

Ещё одна незабываемая героиня кинематографа - Вивьен Ли. Большинство из нас знает её по одному из величайших фильмов мирового кино "Унесённые ветром", и мы ассоциируем её с образом Скарлетт О"Хара - взбалмошной, легкомысленной, порой жестокой, но в то же время сильной, упорной и преданной женщиной. Однако помимо Скарлетт, Вивьен сыграла немало ролей и была любимой актрисой Уинстона Черчилля. Любовью всей её жизни и кумиром был Лоуренс Оливье: влюбившись в него, она ходила на все его спектакли и твёрдо решила стать его женой, несмотря на то, что и она, и Лоуренс уже состояли в браке. Благодаря ей красоте, упорству и счастливому случаю её мечта осуществилась - в течение 20 лет она была леди Лоуренс Оливье. Несмотря на неожиданный развод и тяжёлую болезнь, она сохранила способность смеяться, очаровывать и продолжала играть в кино и театре, поражая глубиной мастерства трагической актрисы. Эти удивительные качества делают её образ особенным.

Особняком в кино и истории стоит необыкновенная Грейс Келли - наследница огромного состояния, выпускница строгого католического колледжа, она неожиданно для всех стала фотомоделью и стала пробовать себя в кинематографе. И со временем её заметили, её актёрские работы выдвигались на премию Оскар, и однажды она была удостоена этой премии. Её называют музой Альфреда Хичкока, и его фильмы с её участием стали одними из лучших в истории. Однако она оставила кино ради семьи - на неё обратил внимание наследный князь Монако, а княгине не пристало сниматься в кино. За её безупречной внешностью и идеальными манерами всегда просвечивала необыкновенная энергетика, приковывающая к себе взгляды и вызывающая уважение и преклонение.

Одна из "великих блондинок кинематографа" - Марлен Дитрих, актриса со сложной судьбой (впрочем, как у всех сегодняшних героинь), необыкновенным драматическим талантом и завораживающим голосом. Её карьера началась в родной Германии, где она снялась в нескольких немых фильмах, а самой заметной ролью стала роль в кинофильме "Голубой ангел". Его успех открыл ей дорогу в Голливуд, где она шокировала общественность, став первой женщиной, появившейся на публике в мужском костюме - и брюки "Марлен" были увековечены в моде. Марлен приписывали немало связей, в том числе, с женщинами, что тоже было шокирующим. Конец её жизни был таким же необычным: после травмы она оказалась прикована к постели, и последние 12 лет поддерживала связь с миром лишь по телефону. Она всегда будет образом загадочности и "брутальной женственности", если можно это так назвать.

Легендарная Коко (Габриэль) Шанель. Женщина-миф, женщина-революционер, женщина-история, она сама окружила свою жизнь множеством легенд и домыслов, маскируя реальность умелой выдумкой, дымкой дорогих духов и овевая роскошными тканями. Она создала образ новой женщины, "отрезав" всё лишнее. Её стиль отличала лаконичность, тем не менее, не чуждая роскоши. Она подарила нам маленькое чёрное платье и немало парфюмерных шедевров. Не будучи классически-красивой, Коко Шанель привлекала внимание мужчин своей харизмой и искрящейся личностью, ей приписывали романы со всеми известными мужчинами её времени - и большинство слухов было правдой. Несмотря на такой бешеный успех, замуж она не вышла, предпочитая свой образ жизни и свой круг интересов свиванию семейного гнёздышка. История её жизни -один из самых неординарных примеров в истории.

Фаина Раневская. Актриса, способная заменить собой всю труппу; философ с
цигаркой, скандальная особа, язвительная дама с толстым голосом, страшно
одинокая и ранимая душа... Гремучая смесь!
Свою сценическую деятельность Раневская начала в 1915 году в Малаховском дачном театре под Москвой. После она играла в Керчи, Ростове-на-Дону, в передвижном "Первом советском театре" в Крыму. Ее первые успехи в профессии связаны с исполнением таких остро характерных ролей, как Шарлотта в "Вишневом саде", Змеюкина в чеховской "Свадьбе", Дунька в "Любови Яровой". С 1931 года Раневская стала актрисой московского Камерного театра, после чего работала также в Центральный театр Красной Армии и в Театре им.Моссовета. В кино Раневская пришла в 38-летнем возрасте, снявшись в "Пышке" у Михаила Ромма. Затем был "Подкидыш", с ним пришла невероятная популярность...
Она прожила очень долгую жизнь - если считать "по головам правителей", то в этот отрезок времени вместятся несколько эпох: Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев: Популярная в народе фраза: "Муля, не нервируй меня" - стала ее проклятием, а эпизодические роли - даже они! - доставались все реже и реже.
Фаина Георгиевна защищалась от реальности как могла - в частности, она во всем старалась увидеть смешное. Именно поэтому она стала для нас, после многочисленных публикаций ее высказываний и афоризмов, одной из самых потрясающих женщин ушедшего столетия. Своим ироническим талантом она воспользовалась настолько полно (в отличие от таланта артистического), что даже сейчас мы бездумно повторяем многие ее фразы: Это ли не есть истинное бессмертие?
О Раневской написано многое - биографии от разных авторов, воспоминания ее современников и исследования потомков... Но нигде ярко так не чувствуется ее личность, не видны ее предпочтения, антипатии и отношение к жизни, как в ее собственных высказываниях.

Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве, в семье артистически - балетной. Мама - Рахиль Мессерер - была актрисой немого кино, а тетка и дядя - Суламифь и Асаф Мессерер, виртуозный танцовщик и прекрасный педагог, - тогдашние звезды Большого балета, любимая балетная пара Сталина.
На самодеятельной сцене на суровом острове Шпицбергене состоялся дебют маленькой Майи в опере Даргомыжского «Русалка». Крошечная роль была исполнена блестяще, и из дома навсегда ушел покой. Юная балеринка ни минуты не сидела на месте, импровизировала, пела, танцевала, исполняя все роли одновременно. И на семейном совете было решено: по возвращении в столицу отдать маленькую непоседу в хореографическое училище. 21 июня 1941 года, накануне войны, Майя удачно дебютировала в выпускном концерте училища в сопровождении оркестра Большого театра на сцене его филиала. С первых шагов на сцене Большого проявилась яркая индивидуальность балерины – необыкновенная выразительность, страстность, динамика танца. Впервые успех пришел к ней в «Шопениане», где она танцевала мазурку. Каждый прыжок Плисецкой, в котором она на мгновение зависала в воздухе, вызывал гром аплодисментов.
Она любила только танцевать, а трудиться совсем не хотела. И только позже она стала понимать, каким увлекательным, интересным, творческим может быть упорный ежедневный труд балерины. Ступенька за ступенькой поднималась Плисецкая к своим главным партиям. В балете «Спящая красавица» была феей Сирени, феей Виолант и, наконец, Авророй. В «Дон Кихоте» перетанцевала почти все женские партии, но блистательно исполненная роль Китри стала открытием в исполнительском искусстве.
Стиль исполнения Майи Плисецкой стал общепринятым каноном... В 1983 году – неожиданный поворот в судьбе примы: ей предложили стать художественным руководителем балета Римской оперы. 4 января 1990 года Майя Плисецкая танцевала свой последний спектакль в Большом театре - «Даму с собачкой». Давние разногласия с художественным руководством балетной труппы привели к тому, что балерина ушла из Большого театра.

Валентина Терешкова. Лететь в космос должна была не Валентина Терешкова, а ее подруга по аэроклубу Татьяна Морозычева, у которой было гораздо больше прыжков с парашютом. Но на медкомиссии неожиданно выяснилось, что Таня ждет ребенка.
Когда 26-летняя Валентина благополучно приземлилась после полета, у многих чувство обиды и зависти сменилось жалостью. Космическое путешествие Терешкова перенесла плохо. Эти семьдесят часов стали для нее настоящим адом. Почти все время Валентину непрерывно тошнило и рвало. Но она старалась держаться – на Землю шли доклады: "Я – "Чайка". Полет проходит нормально". А при катапультировании Терешкова ударилась головой о шлем – приземлилась с большущим синяком на щеке и виске. Валентина была почти в бессознательном состоянии. Ее срочно переправили в госпиталь в Москву. Лишь к вечеру светила отечественной медицины сообщили, что жизнь и здоровье Терешковой вне опасности. На следующий день срочно сделали постановочную съемку для кинохроники: Терешкову посадили в аппарат, засняли статистов, бегущих к нему. Потом один из них открыл крышку аппарата. Терешкова сидела внутри, веселая, улыбающаяся. Эти кадры облетели весь мир.
Из космоса "Чайка" вернулась женщиной-символом. Ей начинают подражать – дамы просят в парикмахерских сделать стрижку, как у Терешковой. На прилавках появляются наручные часы "Чайка". Ее приглашают в Кремль – целуют ручку. Общественные организации по всему миру хотят видеть ее своим почетным членом. Ее жакет, кроме звезды Героя, украшают два Ордена Ленина, Орден Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени и Дружбы народов. Она – герой республик Болгария и Монголия. Терешкова становится женщиной-легендой. Ей присваивают генеральское звание (она до сих пор – единственная в российской армии женщина-генерал). Один из кратеров на Луне назван ее именем.

Мадонна! Кто она? Успешная певица, актриса, писательница, последовательница Кабалы, заботливая мать или гений маркетинга?
Первый вопрос, который возникает у каждого человека, впервые услышавшего, увидевшего или прочитавшего ее творчество. Столь разнообразна личность самой Мадонны, сумевшей объединить в себе иногда несовместимые способности и качества.
Трудности детства не помешали ей, будучи даже маленькой девочкой с голубыми глазками, решительно идти к своей цели, добиться успеха.
Подрабатывая на разных не самых интересных работах, чтобы не умереть с голоду, Мадонна пыталась крутиться и одновременно проталкивать свои песни на различных дискотеках. Попытка за попыткой наконец-то привели Мадонну к первому контракту со студией «Саерз Рекордс», пластинки которой распространялись через фирму «Уорнер Бразерс». Первый альбом Мадонны появился на свет в июле 1983 года, принеся певице мгновенное признание, что означало конец бедности.
Два года спустя Мадонна становится Королевой Поп-музыки.
Успехом для Мадонны явилось впоследствии создание своей собственной звукозаписывающей компании «МЭВЕРИК Рекордс», на которой записываются такие исполнители как Аланис Морисэт и The Prodigy.
Мадонна - певица, чьи песни находились всегда в первой десятке мировых хит-парадов. Лишь маленькие неудачи в актерской деятельности омрачали ее карьеру.
Она была разной, легко меняющей свой облик. Была блондинкой, брюнеткой, с длинными волосами и короткой стрижкой. Одевалась у голливудского модельера Фредерикса и у знаменитого Готье, но появлялась и в наряде деревенской молочницы, и в строгом школьном платье, и в едва прикрывающих тело прозрачных кружевах.
Но, несмотря на все изменения, она осталась Мадонной, сильной, целеустремленной женщиной, сделавшей так, что весь мир лег у ее ног.

Амелия Эрхарт.
Первая женщина-пилот перелетевшая Атлантику. В 1932 г., через пять лет после Чарльза Линдберга, она завоевывает свою - «отдельную» от мужчин! - славу: славу первой в мире женщины, выполнившей одиночный трансатлантический перелет.
Погибла во время попытки перелета через Тихий океан.
Слова торопливы. Голос отрывист, задыхается. «Мы на линии расположения 156-137. Повторим сообщение. Мы повторим это сообщение на частоте 6210 Кгц. Ждите. Слушайте на частоте 6210 Кгц. Мы летим к северу». Последний раз мы слышали голос Амелии Эрхарт в 8 часов 44 минуты по поясному времени 2-го июля 1937 г. Ее двухмоторный «Локхид Электра 10Е» исчез в водах Тихого океана неподалеку от острова Хоуленд (США).
День перед вылетом Амелия посвящает своему другу, журналисту из «Нью-Йорк Гералд Трибьюн», который будет иметь эксклюзивное право на информацию о ходе полета: «Насколько мне известно, у меня есть только одна навязчивая идея - тревога, вероятно, не очень важная и чисто женская - это старость». Судьба даровала ей возможность навсегда остаться молодой: Амелия ушла из жизни, полная красоты и сил, не дожив 22-х дней до своего сорокалетия. Однажды она так и сказала: «Я хотела бы умереть на борту моего самолета. И быстро».

© Наталья Журавлева Статья из журнала «Аэро парк»

Кстати, Амелия фигурирует в фильме "Ночь в музее - 2"
Продолжите список?

Многие женщины в мировой истории оставили значительный след, повлияли в той или иной степени на общество. В действительности выделить самых известных из них оказалось не такой простой задачей.

Тем не менее, нам хотелось бы обратить ваше внимание на некоторых представителей слабого пола, которые сумели добиться мировой известности и славы, даже изменили ход истории. Большинство из вас наверняка о них уже слышали.

Это, бесспорно, самая влиятельная и известная женщина во всей истории и одна из величайших святых в христианской религии. Являясь образом веры и преданности, Дева Мария (или Богородица) внесла наибольший вклад в историю человеческого рода. Всем известно, что более 2000 лет назад она родила божьего сына Иисуса Христа.

Жизнь этой известной яркой личности была очень насыщенной. Уже в возрасте 17 лет она начала командовать французской армией. А в 18 лет Жанна проявила себя как великий стратег и бесстрашный воин, выиграв множество сражений против английской армии. Будучи простой христианкой из Орлеана, Жанна утверждала, что она является божьим посланником и все ее достижения стали возможными только благодаря вмешательству Бога. В возрасте 19 лет Жанну д’Арк заживо сожгли на костре, обвинив в ереси, а спустя 25 лет ее объявили праведницей и великомученицей.

Одни воспринимают Екатерину Медичи как жестокую особу, а другие – как великую женщину. Являясь мастером политики, дипломатии и интриг, Екатерина, скорее всего, была человеком с очень большими амбициями. Она царствовала не напрямую, а через своих сыновей, которые превратились в настоящих марионеток, не способных сопротивляться давлению этой сильной женщины. Часто действия и решения Екатерины Медичи были жестокими и аморальными, продиктованными возрастными потребностями.

Эта прекрасная египетская царица относится к одной из самых влиятельных женщин в истории. Ее имя хорошо известно во всем мире. История жизни Клеопатры была хорошо документирована, поэтому ее достижения и провалы ни для кого не представляют тайны. Прекрасный, но трагический рассказ о царице Клеопатре, являющейся женой известного Юлия Цезаря, стал предметом множества книг и фильмов, передается потомкам из поколения в поколение.

Будучи дочерью Генриха VIII и Анны Болейн (которая сама довольна известная личность), Елизавета I известна многим как дама, оставшаяся незамужней на всю жизнь, причем в эпоху, когда это было практически невозможно, тем более для наследницы престола. Несмотря на этот факт, ее царствование считается одним из самых успешных за всю историю Англии. Вместе с тем по поводу этой особы часто возникали споры. Некоторые ее считают злой и жесткой женщиной.

Мария Кюри – это женщина вне своей эпохи. Появившаяся на свет в 1867 году в Польше, она была гением по физике и химии. Кюри первой получила Нобелевскую премию, а также она – единственная из женщин в истории, получивших две Нобелевские премии. Список ее достижений очень длинный, этой удивительной особой были сделаны многие открытия, продвинувшие человечество в своем развитии на шаг вперед. Она первой начала проводить исследования в области радиоактивности, сам этот термин был придуман Кюри.

Еще одна удивительная женщина – мать Тереза, посвятившая свою жизнь бедным, нуждающимся и беспомощным людям. Она была монахиней, которую с самого детства привлекала жизнь миссионеров. Мать Тереза оставила свой дом и семью и занялась благотворительной миссией в Калькутте. Там ее работа имела большую ценность. Были открыты приюты, больницы, хосписы и много других сооружений, причем не только в Индии, но и в других странах. Община милосердия вначале насчитывала всего 13 членов, а сегодня в ней 4000 монахинь, помогающих нуждающимся.

Эта женщина была королевой Франции и дочерью австрийского императора Франциска I. Она стала очень популярной после казни во время французской революции. Хотя некоторые утверждают, что именно из-за нее произошла революция, так как она утопала в роскоши, была совершенно безразличной к тяготам бедных, за что и поплатилась головой. Другие историки, напротив, не согласны с этими обвинениями.

Индира Ганди – это особенная женщина, великий талантливый политик. Она была первым премьер-министром Индии в общей сложности 15 лет. Индира Ганди сделала значительный вклад в благополучие своей страны, способствовала повышению жизненного уровня и грамотности населения. В 1984 году она была убита.

Мата Хари – это одна из самых известных исторических личностей. Она была очень красивой женщиной голландского происхождения, которая вела аморальный образ жизни, являясь экзотической танцовщицей и куртизанкой. Во время Первой мировой войны она предположительно была двойным агентом, шпионя и для Франции, и для Германии. Хотя она не признавалась и отвергала все обвинения, ее все-таки признали виновной и в 1917 году казнили. Именно тогда общественность начала задаваться вопросом, была ли она действительно виновата или нет, стало ходить много слухов, и так эта женщина прославилась. До сих пор не ясно, была ли она шпионкой или нет.

Спасибо что рассказали о нас друзьям!

Александра Коллонтай – первая женщина нарком, борец за освобождение женщины. Она создала гражданский брак, уберегла СССР от войны со Швецией, но заслуги не спасли ее от обвинений в шпионаже и легализации проституции.

Шведская семья

Александра Коллонтай свою личную жизнь начала со «шведской семьи». Вопреки воле отца она вышла замуж по любви за бедного офицера – Владимира Коллонтая, оставив не у дел двух завидных женихов: адъютанта императора – Владимира Тутомлина и генеральского сына Ивана Драгомирова. Последний после отказа Александры пустил себе пулю в сердце.
Муж ее обожал, но разбудить в Коллонтай любящую жену и хранительницу домашнего очага ему не удалось. «Я хотела быть свободной», - признавалась она. Вскоре она нашла себе отдушину в лице близкого друга Владимира, офицера Александра Саткевича, который поселился в их семейном доме. «Я уверяла обоих, что их обоих люблю - сразу двух», - вспоминала Коллонтай свой любовный треугольник. Потом, ситуация начала ее тяготить, она, буквально, сбежала из дома, уехав в Швейцарию изучать экономику, бросив разом мужа, любовника и маленького сына Мишу. «Больше я к прежней жизни не вернусь. Пусть мое сердце не выдержит от горя из-за того, что я потеряю любовь Коллонтая, но у меня другие задачи…» - гласит запись в ее дневнике.

Первая в мире

Историки называют Коллонтай слишком революционной даже для своей эпохи. Честная, прямолинейная, с обостренным чувством справедливости, она была первой во всем, в прямом смысле этого слова. Александра представляла собой тот класс эмансипированных женщин, которые понимали, зачем им обретенная свобода. Самым точным девизом Александры стал бы этот - «Свобода, справедливость, эрос».

Она стала первой женщиной министром в мире, опередив на несколько десятилетий Голду Меир и . Правда, должность, которую она заняла, называлась «нарком общественного призрения в первом составе Совета народных комиссаров».
Александра Коллонтай также была первой женщиной дипломатом в мире, когда в 1922 году ее назначили послом в Норвегии, благодаря ее прочным связям с социалистическими движениями в Европе.

Борьба за права женщин

Александра происходила из дворянской семьи Домонтовичей, она была генеральской дочкой. Ни одна женщина из высших советских кругов не могла похвастаться такими светскими манерами, какими владела Коллонтай. Но и изысканную Александру иногда можно было встретить в пролетарском платье в обнимку с нетрезвым матросом. Она умела быть разной - эта «валькирия революции», как прозвал ее , ратовавшая за освобождение пролетариата и женское освобождение.

Впервые об ужасах жизни простой женщины, дворянка Коллонтай узнала, когда посетила с мужем, любопытства ради, ткацкую фабрику. Грязные бараки, серые лица работниц, прикрытый тряпьем мертвый ребенок в углу - все это произвело на холеную барышню неизгладимое впечатление. В будущем Коллонтай станет одной из самых ярких борцов за права женщин в истории. Благодаря ей в Советской России появятся оплачиваемый декретный отпуск, бесплатные родильные дома, детские сады и санатории, а также очень щепетильное отношение к гигиене, которой до Александры русские женщины не уделяли должного внимания.

Гражданский брак

Семейные узы с Владимиром Коллонтай, которые оставались лишь формальными с момента отъезда Александры в Швейцарию, страшно ее тяготили. По законам Российской империи женщина могла развестись, только заручившись согласием мужа. Однако супруг отказывался ей давать это согласие. При этом у него самого уже была новая спутница. Но вскоре Александра сама окунулась в страстный роман - с наркомом по морским делам Павлом Дыбенко.

Их первая встреча была очень романтична. Во время пропагандистского выступления Александры перед матросами на одном из кораблей, кто-то сбросил стапели, по которым она поднималась. И вот молодой Дыбенко хватает ее в охапку, спрыгивает в лодку и привозит ее на берег. Как потом вспоминала сама Коллонтай: «так я в этой охапке и осталась».


Александра была впечатлена Павлом, который был моложе ее на 17 лет. В своем дневнике она писала: «Это человек, у которого преобладает не интеллект, а душа, сердце, воля, энергия. Он – орел. Люблю в нем сочетание крепкой воли и беспощадности, заставляющее видеть в нем жестокого, страшного Дыбенко». Страсть была взаимной, а в 1918 году Коллонтай сама сделала Павлу предложение. Это была первая запись о браке в первой книге актов гражданского состояния советской России. С этого момента все советские граждане официально могли вступать в брак за считанные минуты, минуя церкви и венчания.

Агент № 338

Во время посольской миссии Александры Коллонтай, которая за свою жизнь побывала послом в Норвегии, Мексике и Швеции, она не раз попадала под подозрения НКВД. У нее было много близких друзей и соратников среди иностранцев, что в те времена считалось большой дерзостью и приравнивалось к измене. Сам Сталин говорил, что любой иностранный гражданин мог оказаться шпионом. Кроме того, Коллонтай была любвеобильной женщиной, а значит, по мнению советского руководства, в личной беседе могла случайно сболтнуть «чего лишнего».

В 1937 году, вскоре после расстрела Павла Дыбенко, с которым у Коллонтай на тот момент уже не было никаких отношений, и ее бывшего любовника Александра Шляпникова, ее в срочном порядке вызвали из Стокгольма прямо в кабинет народного комиссара . Все вопросы касались связей Александры с ее близким другом Марселем Боре, французским коммунистом, который когда-то порвал отношения с СССР. Тогда Коллонтай отпустили, в ее дневнике осталась запись об этом событии: «Жить жутко». Слежка за ней продолжилась, доверие Сталина она потеряла. После ее смерти пошли слухи о неких списках французских агентов-разведчиков, завербованных во время Второй мировой войны, в котором якобы фигурировало имя Коллонтай, у которой даже был свой номер – агент № 338.

Домашний арест

На дипломатическом поприще Александра Коллонтай достигла невероятных успехов. Благодаря ей заключил ряд выгодных торговых договоров. Она же спасла престиж родины во время Второй мировой войны, доказав, что бомбежка шведских городов неопознанными истребителями дело рук Германии, а не СССР. Германия использовала подобные провокации, дабы вовлечь Швецию в войну в качестве своего союзника.

Но все эти заслуги не уберегли Александру, старого большевика, одного из членов ленинской гвардии от подозрительности Сталина, который неустанно видел в ней шпионку. В 1943 году Коллонтай по состоянию здоровья на время покинула свой пост и отправилась в пригородный санаторий Стокгольма. За несколько недель ее отсутствия из посольства пропал весь ее личный архив, который, спустя несколько дней, был уже в Москве. Все ее письма, воспоминания, записки, тщательно изучались НКВД. Из рапорта сотрудника НКВД, товарища Рыбкина значилось, что архив был украден с помощью его жены – Зои Рыбкиной, сотрудницы советского посольства в Швеции. Она обвиняла Коллонтай в подозрительных и неизвестных для правительства связях. А ее шифровальщика Петрова вдруг объявили французским агентом, завербованным сотрудником французской разведки Жильбертой Буанон. В марте 1945 года – Коллонтай срочно вызвали в Москву. Ей уже было за 70 лет, и она передвигалась только на инвалидной коляске. Она была вынуждена оставить свой пост, и отныне была «пожизненно» помещена под домашний арест.

Вульгаризация

Активная борьба Коллонтай за женскую эмансипацию и революцию в буржуазных семейных ценностей привели к тому, что с ее именем стали связывать легализацию проституции в стране Советов или такие скандальные документы, как, например, Декрет Владимирского совдепа «О раскрепощении женщин». Согласно последнему, «с 1 марта 1918 года в городе Владимире отменяется частное «право» на владение женщинами. Всякая девица, достигшая 18-летнего возраста, объявляется собственностью республики и обязана быть заранее зарегистрированной в «Бюро свободной любви» при «Комитете бдительности» и имеет право выбирать среди других мужчин от 19 до 50 лет временного сожителя – товарища».

Александре Михайловне также приписывалась «Теория стакана воды», которая отрицала любовь в отношениях между мужчиной и женщиной и сводила все к инстинктивной половой потребности. Поводом к появлению связи между именем Коллонтай и этой теории послужило ее высказывание: «Для рабочего класса большая „текучесть“, меньшая закреплённость общения полов вполне совпадает и даже непосредственно вытекает из основных задач данного класса». Действительно, в своих работах Коллонтай писала: «Буржуазная мораль требовала: все для любимого человека. Мораль пролетарская предписывает: все для коллектива! Эрос займет достойное место среди членов трудового единения. Пора научить женщину брать любовь не как основу жизни, а лишь как способ выявить свое истинное я». Однако историки, занимающиеся первыми периодами Советского государства, в частности Алексей Пензенский, считают все это вульгаризацией более глубоких идей Александры Коллонтай, которая ратовала не за «беспорядочные половые связи», а за абсолютное равноправие в «новой семье».

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...