Брал на понт маню облигацию. Народная артистка россии лариса удовиченко: «меня до сих пор дразнят манькой-облигацией

Полное имя героини сериала «Место встречи изменить нельзя» — Мария Афанасьевна Колыванова (отличная роль Ларисы Удовиченко).

Молодую женщину задерживают убегающей из ресторана во время общей облавы, и Жеглов узнаёт в ней «старую знакомую» Маньку-облигацию. Мария весьма симпатичная особа — молодая, ухоженная, с кукольными зёлеными глазами и светлыми локонами. Правда, на момент задержания, левый её глаз украшает внушительный фингал, а манера разговора, где через слово вставлено жаргонное выражение, явно указывает на общественное положение Маньки.

Жеглов замечает на Маньке браслет Груздевой, дело об убийстве которой находится под его расследованием. Гражданка Колыванова врёт, что браслет старинный и имеет для неё семейную ценность.

Узнав, что украшение снято с трупа, Манька-облигация сознаётся, что получила его в подарок от вора по кличке Копченый. Испугавшись оказаться из-за безделушки на скамье подсудимых, задержанная женщина нервничает и ведёт себя не вполне адекватно — то плачет, то истерически смеётся, то вульгарно задирает перед Жегловым юбку, обнажая стройные ножки в чулочках. В итоге, она покорно усаживается писать объяснительную докладную, в которой сдаёт Копченого.

Цитаты Маньки

Так ты только скажи, я ж тебе всю жизнь верная буду.

Память мамочкину мне папа передал, погибший на фронте. И уезжая на войну, сказал: "Береги, доченька. Единственная память по маме нашей дорогой". И сам тоже погиб. И осталась я одна-единственная, как перст, на всём белом свете. И ни от кого мне ни помощи, ни поддержки. Только вы стараетесь побольнее меня обидеть. Ещё ужаснее сделать жизнь мою... и без того задрипанную.

А ты меня за руку ловил, волчина позорный?

Только Копчёный мокрушничать не станет: не такое у него воспитание.

А угостите даму спичкой, гражданин начальник.

Не бери на понт, мусор!

Как пишется: облигация или аблигация?

Чего мне за него отвечать? Он меня чуть под статью не подвёл, а я тут за него пыхти.

Лариса Удовиченко на протяжении десятилетий поражает поклонников красотой и цветущим внешним видом. Актриса практически не изменилась со времен исполнения роли Маньки Облигации. Кажется, что она раскрыла секрет вечной молодости, чтобы блистать на экране и на сцене.

Карьера Удовиченко сложилась так успешно в первую очередь благодаря ее наставникам: Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой. Фильм «Дочки-матери» закрепил за дебютанткой амплуа характерной актрисы. Позже зрители сошлись во мнении, что наиболее выразительно дарование Удовиченко раскрывается в комедийных ролях за счет ее неповторимой мимики и особенных интонаций.

С начала своего творческого пути актриса много снималась. Кокетливая и смешливая исполнительница привносила в картины дух радости и задора. Именно за это зрители прозвали ее королевой второго плана и с нетерпением ждали появлений любимицы в новых фильмах.

Удовиченко Лариса Ивановна родилась в столице Австрии, Вене, 29 апреля 1955 года. В этом городе служил ее отец, Иван Никонович, в должности военного врача. Мать будущей актрисы носила имя Муза и являлась горячей поклонницей кинематографа. В юности она мечтала сниматься, но война разрушила ее планы. Выйдя замуж за военного, мать Ларисы переезжала с семьей с места на место и изредка участвовала в самодеятельных спектаклях.

В начале 60-х Ивана Никоновича демобилизовали, и он уехал с семьей в Одессу. Там Лариса и ее старшая сестра Яна пошли в школу. Родители девочек рано умерли, и присматривать за школьницами пришлось семье их дяди.

Любовь матери к актерской профессии сыграло большую роль в выборе Ларисы, удивительно похожей на нее внешне. В старших классах девочка записалась в кружок при Одесской киностудии. Там на занятиях ее увидел режиссер Александр Павловский.

Симпатичная девушка с точеной фигурой показалась ему подходящей кандидатурой на роль в его фильме «Счастливый Кукушкин». Таким образом, в 9-м классе Удовиченко впервые попала на съемочную площадку. Гонорар за работу в кино очень помог ее семье, поэтому Лариса окончательно решила стать артисткой. Ее выбор расстроил тренера секции по художественной гимнастике, возлагавшего на ученицу большие надежды, но девушка отдала предпочтение актерству.

Первые творческие успехи

До выпускных экзаменов в школе Лариса исполнила роли еще в двух картинах, которые снимались на Одесской киностудии: «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Круза» и «Юлька». Имея опыт работы в кино, девушка отправилась в Москву и подала заявление в несколько театральных ВУЗов.

Ее с первого раза приняли во ВГИК, и она начала учиться на курсе Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Они пригласили ее на роль младшей сестры в фильм «Дочки-матери». Удовиченко только после участия в этой картине по-настоящему поверила в свои силы и актерский талант.

Нельзя с точностью сказать, в какой из ролей Лариса Ивановна более эффектна и убедительна. Одни считают ее характерной актрисой, другие – комедийной. В социальной драме «Дочки-матери» устремления и поступки ее героини тоже понятны, хотя она далеко не положительный персонаж.

«Дочки-матери»

Режиссером картины, вышедшей на экраны в 1974 году, стал Сергей Герасимов. Он и его супруга сыграли в ней роли людей старшего поколения, умеющих прощать и более мудрых, чем младшие героини. Основной конфликт завязывается между дочерьми москвички и ее мужа, приютившими у себя в квартире девочку из детдома Ольгу. Она искала свою мать и по ошибке попала к ним в дом.

Нежданная гостья слишком прямолинейна и часто ставит новых знакомых в неловкие ситуации. Их дочери (Удовиченко сыграла младшую, Галю) насмехаются над ней. Все же встреча меняет и уклад семьи, и отношение к жизни Ольги.

Спустя годы Лариса вернулась к теме социального неравенства в фильме «Валентин и Валентина», сыграв старшую сестру главной героини.

«Место встречи изменить нельзя»

Еще в советские времена Станислав Говорухин продемонстрировал, что он гениальный режиссер. Улицы пустели, когда, начиная с 1979 года, по регулярно показывали приключенческий сериал «Место встречи изменить нельзя».

Каждый артист, независимо от того, исполнял он главную или эпизодическую роль, был 100%-м попаданием в образ его персонажа. Высоцкий, Конкин, Павлов, Белявский и многие другие кумиры кинозрителей украсили фильм и превратили его в самый популярный советский экшн того периода.

Лариса Удовиченко сыграла яркую героиню Маньку по прозвищу «Облигация». Девушка ничего не боится, не особо уважает советскую власть и своим поведением немало шокирует молодого оперуполномоченного в исполнении Владимира Конкина.

Фразу про правильное написание слова «облигация» актриса придумала сама, когда репетировала роль. Эпизод с участием Маньки был небольшим, но хорошо запомнился и стал значимым событием в фильмографии Удовиченко.

«Мэри Поппинс, до свидания!»

Лариса Удовиченко всегда одета «с иголочки» и прекрасно выглядит, поэтому в фильме «Мэри Поппинс, до свидания!» она замечательно сыграла английскую леди Бэнкс и маму главных героев – воспитанников Мэри Поппинс. Английские няни и компаньонки до революции были очень популярны в России. Возможно, отголоском этого поветрия явился особый интерес к истории о няне-волшебнице.

В фильме звучит музыка Максима Дунаевского, бывшего мужа исполнительницы роли няни – Натальи Андрейченко. По сути, у режиссера Леонида Квинихидзе получился настоящий мюзикл, покоривший сердца детей и взрослых.

«Самая обаятельная и привлекательная»

Любимая комедия 80-х про неуверенную в себе Надежду Клюеву стала классикой советского кино. Хотя персонаж Ларисы Удовиченко вновь второстепенный, без ее ухоженной модницы Люси Виноградовой картина утратила бы множество смешных моментов.

Тягучий голос и некоторая манерность удивительно подходили героине Удовиченко, в очередной раз проявившей комедийный дар. Лента также наглядно демонстрирует, что любой человек может измениться до неузнаваемости, если сам того пожелает.

«На кого Бог пошлёт»

Российская комедия была впервые показана в 1994 году. В ней абсолютно отсутствует тема политики, зато глубоко раскрываются отношения детей и родителей. Случайно студент узнает, что его биологическим отцом является преподаватель вуза, где он обучается. Парень проявляет недюжинную смекалку, чтобы познакомить с ним свою мать и помочь подруге получить зачет.

В результате стечения нелепых обстоятельств взрослые понимают, что противостоять деятельному наследнику можно, только объединив усилия. Роль матери главного героя Удовиченко считает самой удачной находкой.

Работа в театре

Впервые на театральную сцену Удовиченко вышла в 1998 году в постановке Виталия Соломина «Сирена и Виктория». Далее она продолжила играть в антрепризах. Ее любимой партнершей была Людмила Гурченко, ставшая наставницей коллеги, не имевшей особого опыта выступлений на сцене.

В 1984 году Ларисе Удовиченко было присвоено звание Заслуженной артистки РСФСР, а в 1998 году – Народной артистки России. Она академик российской национальной кинематографической премии «Ника».

В годы, на которые пришелся пик популярности Удовиченко, было принято награждать не артистов, а фильмы. Картины с ее участием получали призы и награды на различных конкурсах и фестивалях на всем простанстве СССР.

Личная жизнь, семья, дети

Первый брак Удовиченко с актером и режиссером Александром Панкратовым-Белым был фиктивным. Таким способом она сумела остаться в Москве. Этот немного авантюрный ход ей подсказала педагог Тамара Макарова. Она не хотела отпускать талантливую студентку и понимала, что остаться в столице Лариса сможет, лишь получив московскую прописку. Как только нужный штамп оказался в паспорте дебютантки, она подала на развод.

Вторым мужем актрисы стал Андрей Эшпай. Он был наследником музыкальной династии и произвел на Удовиченко огромное впечатление своими утонченными манерами и интересом к искусству.

В отличие от общительной Ларисы Андрей предпочитал компании родственников и коллег-единомышленников. Красивую молодую жену он ревновал, но та все равно пропадала на театральных сборищах и в ресторанах с друзьями. Спустя 2 года совместной жизни супруги разошлись.

За Удовиченко ухаживало много поклонников. Она заводила романы, но никто не привлекал ее настолько, чтобы связать с ним свою судьбу надолго. В 80-е актриса в компании друзей познакомилась с Геннадием Болгарином (урожденным Фридманом) и увела его из семьи.

Он был чиновником и занимал видный пост, но не смог устоять перед чарами Удовиченко. С первой женой он развелся, когда Лариса в 1988 году родила ему дочь Марию, ставшую ее единственным ребенком. К сожалению, через несколько лет после оформления отношений с Ларисой мужчина увлекся азартными играми. В нулевые он проиграл огромную сумму и вынужден был скрываться от кредиторов.

Удовиченко развелась с ним и запретила впредь пытаться общаться с ней или дочерью. Мария окончила Плехановский институт, училась в Милане и Риме, для чего освоила итальянский язык. В настоящий момент она пробует строить карьеру актрисы.

Станислав Говорухин предложил Удовиченко роль невесты Шарапова, однако она сочла персонаж скучным. Ее сразу заинтересовал образ Маньки Облигации, но Говорухин признался, что не видит ее в роли проститутки со стажем. Лариса решила, что режиссер ей отказал, но неожиданно получила сообщение об утверждении на роль. Станислав Сергеевич рискнул начать работать с Удовиченко, но в уме держал фамилии других претенденток на Маньку Облигацию.

На счету Удовиченко свыше 130 ролей в фильмах и сериалах. Автор романов о Даше Васильевой, Дарья Донцова, говорила, что представляла в роли этого персонажа только Ларису Удовиченко. Благодаря прекрасной игре актрисы сериал стал широко известен.

Лариса Удовиченко сейчас – последние новости

Поклонники актрисы ждут выхода на экраны очередного фильма из серии «Зимняя вишня». Ее героиня в первой картине – неунывающая воспитательница детского сада. С течением времени она меняется, как и жизнь вокруг, но остается по-прежнему любимой поклонниками.

В последние годы у Удовиченко вспыхнул конфликт со Станиславом Садальским, распустившим слух о покупке ею недвижимости на Лазурном берегу. Актриса посчитала его шутку довольно глупой и посоветовала прекратить обманывать окружающих. Во Франции она провела несколько месяцев, репетируя спектакль. Недавно в прессе появились сообщения, что коллеги помирились.

Заключение

Актриса прожила насыщенную жизнь, полную интересных проектов и ролей. В 80-е в год выходило по 5 фильмов с ее участием. Ей удавались образы утонченных ироничных красавиц, чьи реплики нередко разлетались на цитаты.

В отличие от большинства артистов, Лариса Удовиченко была всегда востребована и ей не приходили на ум мысли об отказе от профессии. Ее героини навечно покорили зрителей, поэтому Удовиченко – поистине народная актриса.

Меня зовут Джулия Дженни Норман, я автор статей и книг. Сотрудничаю с издательствами "ОЛМА-ПРЕСС" и "АСТ", а также с глянцевыми журналами. В настоящее время помогаю продвигать проекты виртуальной реальности. У меня европейские корни, но большую часть жизни я провела в Москве. Здесь множество музеев и выставок, которые заряжают позитивом и дарят вдохновение. В свободное время я изучаю французские средневековые танцы. Мне интересны любые сведения о той эпохе. Предлагаю вам статьи, способные увлечь новым хобби или просто подарить приятные минуты. Нужно мечтать о прекрасном, тогда оно сбудется!

Образы этих дам, приятных во всех отношениях, давно уже стали классикой. Многие даже ставят между этими образами знак равенства – дескать обе они уголовницы. И нечего с них брать пример.
Но на самом деле единственное, что их роднит – это происхождение. Обе были дочками преступников.
А дальше начинаются две большие разницы...

Сонька (она же Шейндля-Сура Лейбова Соломониак) была-таки уголовницей.
Ее образ кристально ясен - великосветская воровка, этакий Арсен Люпен в юбке. С 1884 по 1915 мадам Золотая Ручка со свистом грабила банкиров, лесопромышленников и прочих лохов. Сонька работала в Одессе, Москве и Питере. Готовила все свои операции заранее. Специально отращивала длинные ногти, чтобы прятать под ними и выносить из ювелирных магазинов бриллианты.
Короче, Сонька еще при жизни стала легендой уголовного мира. Потому что не попадалась.
Однажды ее все-таки поймали и даже упекли на Сахалин. Но до каторги Сонька не доехала. Антон Палыч Чехов, увидев на Сахалине авантюристку выразил сомнения: "не может быть, чтобы это была она. Каторжанка все время нюхает воздух, как мышь в мышеловке, и выражение лица у нее мышиное".
А одесситы утверждали в 1921 г. когда ЧК расстреляла ее последнего любовника, Сонька ехала в авто по Дерибасовской и разбрасывала деньги "на поминки мужа". Последние деньки Золотая Ручка доживала в Москве. И здесь, на Ваганьковском кладбище ей поставили шыкарный памятник - женская фигура из белого мрамора под черными пальмами. Пьедестал его покрыт надписями вроде: "Соня, научи жить" или "Мать, дай счастья жигану".

Но вот Манька – она каких “мастей” будет?
Вроде бы понятен намек Жеглова: пора, дескать, за 101-й км тебя выселять. Так в те годы пугали проституток.
Но!
Тот же Жеглов утверждает, что папа у Маньки “шниффер был знаменитый, сейфы громил, как косточки из компота”.
А дочка шниффера никак не могла быть проституткой.
Потрошитель сейфов – это была в те годы профессия престижная и уважаемая в уголовном мире. Так что кореша покойного Афанасия Колыванова давно бы посадили его непутевую дочку на ножи, если б она стала позорить фамилию…

Еще одно явное подтверждение расплывчатости образа мы находим во фразе, ставшей уже фольклором: “Надо вспомнить, что ты не Манька, а Мария Афанасьевна Колыванова, что ты человек и что ты гражданка, а не черт знает что...”
Вот это презрительное “черт знает что” можно расценить и так: более точного слова для определения рода занятий Маньки у Жеглова нет…

Аркадий Вайнер характеризует в одном из писем Маньку вовсе не как продажную женщину, а скорее, как тунеядца: “жизнь она прожигает, на какие деньги непонятно, одно слово – попрыгунья-стрекоза”.
Таким образом, вырисовывается некая дама полусвета, вхожая в тогдашние “тусовки” – как непманские, так и воровские.

А вот описания Маньки из книги братьев Вайнеров “Эра милосердия:
… Я только сейчас как следует рассмотрел Маню: хорошенькое круглое личико с круглыми же кукольными глазами, губы накрашены сердечком, и завитые желтые локоны уложены в модную сеточку с мушками. Под круглым зеленым глазом светился наливной глянцевитый фингал, переливающийся, словно елочная игрушка.
…Маня открыла сумочку, достала оттуда кусок сахару и очень ловко бросила его с ладони в рот, перекатила розовым кошачьим языком за щеку и так, похожая на резинового хомячка в витрине "Детского мира" на Кировской, сидела против оперативников, со вкусом посасывая сахар и глядя на них прозрачными глазами. Жеглов устроился рядом с ней, наклонив чуть набок голову, и со стороны они казались похожими на раскрашенную открытку с двумя влюбленными и надписью: "Люблю свою любку, как голубь голубку".

Я из этих описаний выяснил для себя, что Манька:
а) модная (сеточка с мушками),
б) обеспеченная (сахарок грызет, когда вся страна живет по карточкам),
в) общается с плохими парнями (фингал).

При этом Жеглов колет Маньку аккуратно, без наездов (а не как, к примеру, гражданина Груздева). Все говорит о том, что она не преступник, а заблудшая овечка, которую еще можно спасти и перековать...
И не исключено, что сдав рецедивиста Копченого с потрохами, Мария перестала вести антиобщественный образ жизни и стала одним из миллионов нормальных советских граждан.

Здесь должна быть мораль
Что-нибудь насчет того, что надо каяться в грехах и становится нормальной советской гражданкой. Но у меня в голове совсем другая мысль: если бы Манька занялась темными делами по-взрослому, и ей бы поставили памятник. А так поди узнай, где ее могилка...

Ларису Удовиченко называют одной из самых красивых актрис советского кино. Нежная, тонкая, благородная красота актрисы покорила зрителей всего огромного Советского Союза. «Дочки-матери», «Золотая мина», «Женатый холостяк», «Мэри Поппинс, до свидания!», «И это всё о нём», «Самая обаятельная и привлекательная»… За 45 лет в кино Лариса Ивановна сыграла более 120 ролей!

В интервью «Слободе» Удовиченко рассказала, какую роль считает любимой, зачем снялась в ремейке «Кавказской пленницы» и как поддерживает себя в прекрасной форме.

— Лариса Ивановна, Вы — академик российской кинематографической премии «Ника» и смотрите много кино. Что из последнего увиденного Вам понравилось?
- Я влюблена, считаю, что это великая картина Станислава Говорухина - «Конец прекрасной эпохи». На «Золотом орле» она уже получила приз за лучшую режиссёрскую работу. Жаль, что Ваня Колесников не получил приз за лучшую мужскую роль, он играет просто замечательно. Там так много его крупных планов: красивых, благородных, аристократических даже. Этот фильм будет и на «Нике». Посмотрите его — это счастье!



Школьница Лариса Удовиченко, 1970 г.

— Одна из Ваших свежих работ — фильм «Кавказская пленница». Как Вы относитесь к подобным ремейкам?
- Очень плохо. Я согласилась в нём сняться только потому, что моим партнёром был Гена Хазанов. Мне хотелось с ним похулиганить. Фильм я не смотрела и смотреть не буду, как будто его и не было (смеётся). Мою роль играла Нина Гребешкова, с которой я знакома. Она очаровательная женщина, мы много общались. Независимо ни от чего, мне хотелось сыграть с Хазановым и побывать в шкуре Гребешковой.

— Вы снялись в четырёх сезонах детектива о Даше Васильевой. А романы Донцовой читали?
- Да Боже сохрани! (Смеётся). Я вообще никакие детективы не читала, кроме Агаты Кристи и Себастьяна Жапризо. И когда мне продюсер Игорь Толстунов предложил сыграть Дашу Васильеву, я сказала, что ничего Донцовой не читала. Он пообещал, что мне понравится и привёз две книги. И я как раз с ними уехала отдыхать. Несколько раз начинала читать, но откладывала в сторону — не шло! Смотрю по сторонам, а на пляже все читают детективы Донцовой (смеётся). Думаю — наверное, я чего-то не понимаю. Начала читать глубже. А потом так втянулась! И сейчас, когда нечего делать, иногда читаю романы Дарьи. Я отдыхаю за ними. Сама Донцова интеллигентная женщина, у неё мягкий юмор и нестрашный сюжет, всё с позитивом и надеждой на хороший конец. Это прекрасно.



Дарья Донцова и Лариса Удовиченко.

— Это правда, что Ваша мечта — сняться у Никиты Михалкова?
- Об этом все мечтают! Но я снималась в его русско-итальянской картине «Автостоп». Потом поехала на съёмки фильма «Урга — территория любви» и прожила там два с половиной месяца. Я должна была играть Татьяну, которая живёт там с ребёнком-китайчонком. Мы снимали в монгольских и китайских степях. Никиту Сергеевича так это увлекло, что русская часть из фильма ушла, и снимались монголы. Но мы все жили дружной семьёй, я варила на электрических плитах еду — на китайской прожить было нельзя. Как на войне было (смеётся).


Красавица Лариса Удовиченко, 1975 г.

— Какие съёмки вспоминаете с особой теплотой?
- Где хорошие режиссёры и актёры, конечно.
— Я думала, Вы ответите, что это «Место встречи…»
- Вы знаете, «Место встречи…» — это судьба, это даже не обсуждается! Это роль моей жизни, как выяснилось. Очень люблю эту картину. А Станислав Говорухин — мой любимый режиссёр и друг.

Причём мне ведь сначала предложили сыграть роль Вари Синичкиной, возлюбленной Шарапова. Но я не захотела. Слишком уж она лирическая, правильная.

И когда Говорухин меня вызвал, сразу же сказала ему о том, что хочу сыграть Маньку Облигацию. Он сначала отказался: «Нет, ты внешне не подходишь. Посмотри на себя — маленькая, лирическая, инфантильная. Какая из тебя проститутка со стажем?!» А потом согласился: «Я подумал: раз ты так хочешь, значит, что-то себе придумала, вот и решил попробовать». Я очень волновалась! Владимир Высоцкий и Владимир Конкин всеми силами помогали мне. И все равно я мандражировала, зажималась, но… Знаете, у актёров есть такой термин «нахальство от зажима». Вот оно из меня просто попёрло, благодаря чему в результате получилось так, как получилось.



«Место встречи изменить нельзя», 1979 г.

— У Вас есть секрет, как оставаться женственной, стройной и красивой?
- Стараюсь не распускать себя, держусь в рамках, слежу за весом, не позволяя ему подняться выше 57 кг. Неделю могу сидеть на сельдереевом супе. Это легко, так как каждый день можно что-то добавлять: овощи, фрукты, отварную баранину, дикий рис. За неделю, не голодая, можно избавиться от двух кило. Но потом, если не держать себя в руках, они быстренько вернутся. Сейчас ехали из Алма-Аты такие уставшие, я ночь не спала, выпила таблетку, чтобы заснуть. Приехала домой, а через несколько часов уже выезжать в Тулу. Уснула, не поела. И по дороге к вам прошу: «Остановите, дайте хоть какую-нибудь сосиску съесть!» (смеётся). Остановились в кафе, там такие вкусные сосиски с белым хлебом и огурчиками, да ещё штрудель. Столько радости было!



Спектакль «Женитесь на мне!», с Сергеем Колесниковым. Тула, февраль 2016 г.

Из досье Myslo
Лариса Ивановна Удовиченко
Родилась 29 апреля 1955 г. в Вене (Австрия).
Окончила ВГИК.
Живёт в России и Франции, имеет квартиру в Ницце.
Была замужем за кинорежиссёром Андреем Эшпаем (сейчас муж Евгении Симоновой), пианистом Геннадией Болгариным.
Семья: дочь Мария (1988 г. р.).


Будни сотрудников уголовного розыска редко бывают веселыми, слишком много видят полицейские горя, страданий, обмана. Но даже в их практике бывают поистине курьезные случаи из разряда «нарочно не придумаешь».

Версия 1, трагическая

Однажды ночью в дежурную часть пришла молоденькая девушка и подала заявление об изнасиловании. Тремя мужчинами. Случай не рядовой, дежурная группа выехала на задержание. Первое, что оперативники услышали от открывших им дверь подозреваемых, было: «Ну надо же, а мы собирались к вам ехать писать заявление» - ?!?!


Версия 2, реальная

Трое друзей отмечали день рождения одного из них в ночном клубе. Вечер удался на славу, расходиться не хотелось, поэтому было решено продолжить празднование на даче именинника. А для облагораживания мужского коллектива пригласили даму, которая трудилась в данном заведении.

Дружной компанией приехали на дачу, для создания непринужденной обстановки выпили на брудершафт, а потом кавалеры решили сходить в баню, чтобы почувствовать себя еще непринужденнее. Девушка с ними идти отказалась.

Когда любители оздоровительных процедур вернулись в дом, они не обнаружили ни дамы, ни сотовых телефонов (история случилась в далеком 2000-ом г., когда сотовые телефоны только-только начали появляться, стоили они дорого, и какой-нибудь кнопочный «Ericsson» был показателем невероятной крутости его обладателя), ни наличных денег.

В стрессовой ситуации мозг начинает работать в турбо-режиме: дорога из дачного поселка в город одна, далеко уйти коварная гетера не могла. Беглянку быстро догнали на машине, забрали все похищенное имущество, напоследок высказали все, что о ней думают и отправились восвояси.

Одним махом всех врагов побивахом

Девушка же оказалась крепким орешком: рабочее время потрачено, деньги, на которые она польстилась (украденная сумма была немаленькой и существенно превышала ту, которую бы специалистка получила за свой труд), выскользнули из рук вместе с сотовыми телефонами. И что в этом случае нести «мамке»? - с пустыми руками возвращаться нельзя.

И возник блестящий план, как одним махом всех врагов побивахом (и деньги добывахом): пойти в полицию, написать заявление об изнасиловании и сообщить об этом жадным клиентам - пусть проникнутся как следует и заплатят за то, чтобы она свое заявление забрала.



Конечно, выслушав эту душераздирающую историю от возмущенных мужиков, оперативники посмеялись, на прощание сказали, что серьезным мужчинам ходить по проституткам несолидно, некрасиво и вообще опасно для здоровья. И на этом дело закончилось.

Кто ты, Манька-Облигация?

Биография, конечно, богатая: проститутка, да еще и ворует по-мелкому, оговаривает, пытается, по-возможности, уклониться от работы, но при этом свою выгоду поиметь. Все это - звенья одной цепи, укладывающиеся в четко определенную схему поведения, свойственного только одному типу женщин. Как говорит Юрий Бурлан на своих тренингах по системно-векторной психологии, по этой дорожке могут пойти только обладательницы кожного вектора. Именно они, имея от природы стройное красивое тело, быстрый ум, мгновенную реакцию и, самое главное, - в приоритете понятие пользы-выгоды, и становятся при определенных условиях путанами.
Все эти качества при должном развитии помогли бы девочке, особенно при наличии еще и зрительного вектора, со временем стать прекрасной спортсменкой, танцовщицей, любимой учительницей, успешной бизнес-леди или музой, вдохновляющей своего избранника на создание гениальных произведений или свершение великих подвигов.

А если эти врожденные свойства подавлялись, не развивались, картина складывается с точностью до наоборот. Все те же ловкость, гибкость, изворотливость остаются, но остаются в архетипичном состоянии, и ума теперь будет хватать не на то, чтобы максимально эффективно организовать работу компании или наиболее прочувствованно сыграть роль в спектакле, а на то, как бы обвесить покупателя на рынке, какую бы аферку придумать, чтобы денежек сделать по-быстрому или как максимально выгодно использовать свое тело как актив, став проституткой.

И в результате вместо Таис Афинской, Айседоры Дункан, Ирины Родниной вырастет из девочки торговка на доверии, Сонька-Золотая Ручка или Манька-Облигация, которая «дама, приятная во всех отношениях, но работать не хочет и вообще ведет антиобщественный образ жизни».

Почему это происходит так и только так, что не дает развиваться природным свойствам людей с кожным вектором, и в результате из девочки вырастает именно Манька, а вовсе не Таис, или, к примеру, Фокс становится Фоксом, хотя мог бы стать Жегловым - ответ дает системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Статья написана с использованием материалов

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...