Кто такие духоборы и откуда они появились. Нешёлковый путь

В первой половине XVIIIвека в России появилось новое религиозное течение, которое в принципе тогда было сходным с молоканским учением. Сторонники этого религиозного направления получили название "духоборы" ("духоборцы"). Но, если в молоканстве религиозный рационализм, зревший в течение нескольких веков в России, остался в прежнем, "чистом" виде, где Библия и разум лежали и основе религии, то у духоборов русский религиозней рационализм смешался с мистицизмом некоторых западных сект, таких как квакеры, анабаптисты, меннониты и др. 30 От них духоборы заимствовали идею о внутреннем совершенстве Духа и веру во внутреннее просвещение от Бога-слова, обитающего в душе каждого человека.
По учению духоборов, Бог един в трех лицах: Бог-Отец - память. Бог-Сын - разум, Святой Дух - воля. В своих суждениях об Иисусе Христе, об оправдании верою, о внутреннем слове, о будущем воскресении и в правилах нравственности, духоборы повторяют квакеров. Как и квакеры, духоборы не дают присяги властям, отрицают все формы насилия, в том числе и воинскую службу, не снимают головных уборов ни перед кем, честны в труде и в быту и т.д. В то же время учение духоборов в основных своих принципах сохранило религиозный рационализм, существовавший и широко распространившийся среди русского крестьянства в XVIIIвеке, который являлся основой вероисповедания молокан.
Духоборы признавали священное писание, но с некоторыми оговорками. Они утверждали, что Дух прос­вещает человеческий разум и помогает раскрыть тайный смысл священного писания. Истолкованное при помощи Духа писание
становится руководящей нормой.
«Все творения Господни прекрасны, благи и невинны суть и точно и единственно на утехи и удовольствия человеку созданы», но на деле ими владеют и наслаждаются не все, а лишь «забывшие в сердцах Господа», которые
стараются «побольше награбить и захватить бы славы и всех благ мира в руки
30 ВРоссию мистицизм был занесен силезцем Квирином Кульманом, сожженным к конце XVIIвека в Москве
(см Ф. В. Ливанов. Раскольники и острожники. Том 1 Изд. 4-е, Санкт-Петербург. 1872 г , стр. 172.)
своя...
Отсюда вся злая в мире». Это зло мира и должны уничтожить духоборы, как «истинные и воистинные люди». Человек вообще по своей природе есть «чудное, дивное творение Божие», ибо в нем пребывает душа, которая есть «ум небесный», «ум божественный». Но действие этой души проявляется в
достойных того людях, которые знают и соблюдают "закон Бога".
Эти избранные люди, конечно, духоборы; борьба за "дух" должна привести их к обладанию «всеми творениями Господ­ними», к пользованию всеми "утехами и удовольст­виями". 31
Все члены секты разделялись на две группы: "лю­дей истинных", к которым относится духоборческая масса, и "людей воистинных", к которым относятся духо­борческие вожди и пророки. Эти последние – «столпы до небес», «Христы». Христос и есть божественный разум, который впервые явился в лице Иисуса, в котором обитал как душа в теле, но затем не вознесся на небо, а продол­жает пребывать на земле. Вместилищем души Иисуса на земле являются праведники и духоборческие пророки, «столпы до небес». Так, один из пророков духоборов, некто Савелий Капустин, заявлял: «Я действительно Христос, ваш Господь, падите ниц передо мною и обожайте меня.» 32 Духоборы утверждали, что "царство «Божие посреди нас», и что поэтому они являются истинным Божиим родом.
Общественное богослужение у духоборов было упрощено и рационализировано на протестантский манер и состояло в пении и чтении псалмов и стихов, но и заключение обязательно поминались "святые родители" и основатели секты. Духоборы отвергали иконы, мощи, крест, отрицательно относились к культу христианских святых и т.п. Одновременно они верили в заклинания и молитвы в форме заговоров. Духоборческое учение передавалось из поколения в поколение только в устной форме, ибо любая запись, по мнению основателей секты, искажала боговдохновленное слово. Псалмы заучивались наизусть с самого раннего детства, поэтому ведущая роль в сохранении традиций и религиозном воспитании принадлежала женщине.
Духоборы не совершали бракосочетаний в молит­венном доме, весь брачный обряд сводился к обычному свадебному обеду.
Они считали, что сейчас "царствует Вавилон", и что их царство наступит только
после "последнего суда", где в роли судей выступят все порабощенные и

31 Н.М Никольский. История русской церкви. Москва. Издательство политической литературы. 1985 г. стр 307.
32 Там же, стр. 308
угнетенные. После "суда" будет новое небо и новая земля, исчезнет иерархия, все будут равны и станут полны совершенного разума.
Известно, что духоборы появились в первой половине XVIIIвека в Москве. Затем их учение было перенесено в Украину, подальше от верховной государст­венной и церковной властей. Особенно широкое распрост­ранение оно получило в Екатеринославской губернии сре­ди казачьего населения, которое после ликвидации в 1775 году Запорожского войска в царствование Екатерины IIбыло до крайности стеснено и разорено раздачей казачьих земель помещикам. Здесь главным пропагандистом и руководителем духоборчества стал Силуян Колесников.
Духоборчество также распространилось среди Донских казаков, в Харьковской, Херсонской, Воронежс­кой, Тамбовской, Астраханской, Саратовской губерниях и даже в Финляндии. Особенно значительной секта духоборов была в Тамбовской губернии, где ее руководителем стал Илларион Побирохин, крупный скупщик шерсти из тамбовских однодворцев, пользующийся разъездами по торговым делам для пропаганды этого учения. Побирохин приобрел много последователей, организовал новые общины и, объявив себя Христом, выбрал из активных своих учеников 12 «апостолов», которые и составили со­вет по управлению всеми общинами духоборов. Карьера Побирохина окончилась, когда он со своими «апостолами» был арестован и сослан в Сибирь. Его последователи были вновь объединены крестьянином Савелием Капус­тиным, который отличался хорошим знанием Библии и тоже выдавал себя за Христа.
Сторонники духоборческого движения с самого начала подверглись преследованиям и гонениям со стороны правительства и православной церкви. Их отправляли в Сибирь, на послушание в монастырь, на фортификационные работы, на каторгу и т.п. Избавление пришло лишь в 1801 году с восшествием на престол Александра I, который издал манифест об амнистии пострадавшим за религиозные убеждения и разрешил им вернуться к своим домам. Тогда Харьковские духоборы обратились к правительству с ходатайством о поселении их в одном месте, где они могли бы, трудясь на земле, опять стать на ноги. Правительство в это время как раз занималось заселением пустынных, но плодородных степей на юге Украины, куда уже перебирались немецкие колонисты из Западной Пруссии, именуемые меннонитами. 33
33 Меннонитское братство возникло в середине XVIвека в Германии одновременно с учением Лютера. Церковное устройство их основано на пресвитериальных порядках, когда духовные старшины и наставники избираются прихожанами. У них вместо церквей - молитвенные дома без всякого убранства. Меннониты отличались благообразным укладом жизни и трудолюбием
В 1802 году последовал императорский указ, которым пустопорожние места по речке Молочной в Мелитопольском уезде Таврической губернии
отводились для расселения духоборов и молокан. При этом правительство преследовало три основные цели: первая - освоение пустующих земель, вторая - изоляция этих сект от православных поселян России, и третья - облегчение надзора за этими сектами.
Плодородные земли, благоприятный климат и трудолюбие позволили духоборам и молоканам быстро достичь высокого благосостояния. Здесь не последнюю роль сыграло и общение с немецкими колонистами, от которых молокане и духоборы переняли многое, и также сделались искусными земледельцами. Секты жили в разных поселениях, т.к., несмотря на то, что в их веро­исповедании было много общего, особой симпатии они друг к другу не питали. Так, прибывшие на место поселе­ния раньше, духоборы выражали сильное недовольство, когда в 1803 - 1805 гг. на Молочные Воды стали пере­селять молокан из Тамбовской и Орловской губерний.
Вслед за первыми поселенцами на Молочные Воды добровольно потянулись духоборы из многих губерний России и уже к 1818 году здесь насчитывалось 9 больших духоборческих сел: Терпение, Богдановка, Троицкое, Новоспасское, Тамбовка, Родионовка, Ефремовна, Кирил­ловка и Горелое.

Во главе первых 800 переселенцев стоял С.Капустин. На новом месте поселения духоборы решили осуществить "божию правду" и обобществили весь скот, инвентарь и всякое имущество, создали общую денежную кассу и хлебный магазин. Каждый имел возможность брать из общего имения то, что ему требовалось. Руково­дителем коммуны стал тот же Капустин, который, провозгласив общим поля и все имущество, присвоил себе право распоряжаться ими. Поселившись в волостном доме, называвшемся "Сион" в селе Терпение, Капустин принимал божественное поклонение своей паствы, давал распоряжения своим наместникам, руководившим отдельными колониями, разбирал судебные дела вместе с особым ""Трибуналом тридцати". Колония стремилась не иметь ничего общего с правительственными властями, не поставляла рекрутов, а только платила налог за пользование государственной землей.
В течение десяти лет духоборы достигли огромных хозяйственных успехов.
Не имея возможности обра­батывать все свои земли, они развели большие конские табуны, и их коневодство считалось образцовым. Разво­дили они также и овец, устроили сукновальни, ткацкие полотняные мастерские и многое другое.
В дальнейшем эти успехи привели к расслоению общины, появились свои богатеи и привилегированные группы, которые стали диктовать правила,
появилась эксплуатация и неравенство. Изменилось и отношение к правительствен­ным властям. Когда в 1818 году мимо Молочных Вод ехал и Крым Александр I, духоборческие руководители пригласили его, устроив великолепный прием, и объявили его "проводником божиих идей па земле". На молитвенных собраниях стали провозглашать здравицы царствующим особам.
Отход от основных принципов духоборческих идеалов вызвал многочисленные протесты и недовольство низших слоев, что привело к конфронтации основной массы духоборческой общины с ее руководителями.
"Трибунал тридцати" расправлялся с недовольными с помощью пыток и казней, что не осталось без внимания со стороны правительства. Оно воспользовалось этим, чтобы ликвидировать общину. Духоборчество было объявлено "особо вредной сектой", а духоборам было предложено перейти в православие, чтобы остаться на Молочных Водах. После визита в Закавказье, император Николай I
17 февраля 1839 года издал особый указ, велевший духоборам, не пожелавшим перейти в православие, переселиться на Кавказ в течение 4лет: с 1841 по 1845 гг.
Зажиточная часть общины перешла в православие и завладела лучшими землями. С ними осталось около тысячи человек. Большая же часть (около пяти тысяч человек) отказалась отречься от веры и предпочла отправиться в ссылку. В 1841 году они снялись с насиженных мест и пятью партиями отправились в Закавказье. Им были отведены места в холодной безлесной части Тифлисской губернии в Ахалкалакском уезде, где они основали восемь сел: Горелое, Богдановку, Орловку, Ефремовку, Спасское, Троицкое, Родионовку, Тамбовку. Отведенные им земли из-за сурового климата высокогорья (1800-2100 метров над уровнем моря) были малопригодны для земледелия, и потому часть духоборов переселилась в соседние Борчалинский и Елисаветпольский уезды.
В 1879 году, после присоединения Карсской области к России, часть духоборов перебралась туда. Всего же, в конце XIXвека, согласно переписи населения 1886 года, в Закавказье уже насчитывалось 13 тысяч духоборов, из них в Тифлисской губернии (Ахалкалакский и Борчалинский уезды) - 7132 человека, в Елисаветпольской - 2280, в Карсской области - 3396, в Эриванской губернии - 200 человек. 34

34 А.И. Клибанов. История религиозного сектантсгва в России. Издательство "Наука",Москва, 1965 г., стр. 90.
Новые условия жизни, горная каменистая почва, суровый климат, соседство с воинственными и враждебно настроенными горцами затрудняли земледельческий и скотоводческий труд, заставляя прибегать к просьбам правительства о защите от набегов. 35
Поэтому духоборам приходилось дружить с прави­тельством и подчиняться ему. Вот что писал тот же В.В.Верещагин: "Царя мы почитаем,- говорят
духоборцы. - Это на нас пустое взвели, что мы власть не чтим; царя нельзя не почитать, только что отцом его, как право­славные, не называем." 36
Пришлось духоборам отойти от некоторых заветов своего вероучения и взяться за оружие, создавая в селах отряды "казачков", а также укреплять усадьбы. Власти, не имея возможности защитить их от набегов соседей, стали продавать им оружие для самообороны. Пришлось пойти на большие уступки правительству: платили налоги и даже отбывали воинскую повинность, а во время войны с Турцией в 1854-1855 гг. обслуживали обоз русской армии и принимали другие подряды на поставки.
Начался новый этап становления духоборческого общества. Первые трудные годы были преодолены, и уже к середине 60-х годов хозяйство начало процветать. Вот как описывает жизнь в селе Горелое английский путешественник, член-корреспондент Королевского Географического Общества X. Ф. Линч, посетивший духоборов в 1893году: "Горелое - самое большое селение уезда. Оно состоит из 150 домов с населением в 1500 душ с лишком. Жители рассказывают, что они прибыли сюда из России и получили здесь землю 52 года назад. Каждый дом платит государству за свою землю ежегодную ренту в 15 рублей. Снег лежит у них в продолжении восьми месяцев в году и они, подобно армянам,
отапливают дома кизяком или кирпичами сушеного коровьего навоза. Я любовался их плугами и большими фургонами собственного изделия. Таких плугов и фургонов вы не найдете у их соседей - армян, татар и турок. Но, с другой стороны, они не усовершенствовали своих орудий для молотьбы и употребляют для этого особые доски, нижняя сторона которых усажена острыми камнями. Они говорят, что познакомились с этим способом молотьбы, приехав сюда, и что она удовлетворяет их потребностям. Рынки их - Александрополь и Ахалкалаки.
Злаки на этой высоте ведут усиленную борьбу за существование, но участки пахоты и жнивья, расположенные по склонам, с каждым годом поднимаются выше.
35 В.В.Верещагин. Духоборцы и молокане в Закавказье. Москва. 1900г., стр 21
36. Там же, стр.9
Приятно смотреть, как фургоны, нагруженные сеном, возвращаются домой по эластичному дерну.
Духоборские села не зарываются в землю, подобно селам армян и курдов. Русские борятся с холодом пос­редством большей толщины своих солидных каменных степ. Дома их - низкие одноэтажные здания, каменные стены покрыты штукатуркой, которая в свою очередь покрывается несколькими слоями извести. Через село проходит длинная улица - прямая, широкая и хорошо содержимая.
По обеим сторонам ее выстроены дома на некотором расстоянии друг от друга. Крыши почти плоски и состоят из крепких балок, поддерживающих настилку из земли и кусков дерна. Трубы - просто отверстия в крыше, прикрытые маленькими деревянными колпаками. Внутренность их жилищ чиста и уютна. Доски потолка аккуратно пригнаны друг к Другу, а стены выбе­лены известью. Глубокие амбразуры окон свидетельствуют о толщине стены. Ярко раскрашенные ставни и разные коньки крыш придают еще более веселый характер неко­торым русским селениям, через которые мы проезжали потом. В Гореловке дома крестьян лишены всяких орнаментов, и все свое искусство в резьбе по дереву они расточили на украшение жилища своей царицы.
Жители все большого роста и мощного сложения и, хотя лица их загорели до неузнаваемости, светлые полосы свидетельствуют о их северном происхождении, конечности их как-то плохо связаны в суставах и потому, кроме различия в костюмах и манере держать себя, они представляют сильный контраст с аккуратным красивым сложением туземного населения, благодаря своему вы­сокому росту и развинченной походке. Черты лица неп­равильны, глаза малы и выражение лица недостаточно оживленное, как у мужчин, так и у женщин. Костюм мужчин состоит из темно-синих штанов, кафтана и фуражки с большим козырьком; костюм этот придает им вид отставных солдат. Кажется, все бреют бороды. Женщины носят очень чистые платья из бумажных тканей ярких цветов и узоров.» 37

Благополучию и достатку духоборов способст­вовало также и то, что во главе общины оказались энергичные и ловкие руководители.
Сын С.Капустина Ларион Калмыков, возглавлявший общину, вскоре после переселения, умер. Его наследник Петр вскоре последовал заним и во главе общины с 1864 года оказалась его жена Лукерья Калмыкова, ставшая
37 Линч Х.Ф. Армения. Путевые очерки и этюды. Перевод с английского. Том 1. Тифлис, 1910 г.,стр.140.
неограниченной властительницей "Духоборья" как в духовных, так и в мирских делах.
Влияние ее на духоборов Закавказья было велико, все почитали ее и повиновались ей, и даже после ее смерти усадьба и всякая вещь, принадлежавшая ей, сохранялись заботливо, как святые реликвии.
Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. духоборческая община получила подряд на организацию транспорта для русской армии на Кавказе. Она выставила под обозы и транспорт для армии 16 тысяч лошадей, и на этой операции заработала полтора миллиона рублей - сумму по тем временам
огромную. Как и молокане, значительную часть земли духоборы отвели под огороды,выращивая картофель, капусту, морковь и т.п. Часть этих урожаев продавалась в городах. Но самым доходным занятием было разведение тонкорунных овец. В 80-х годах XIXстолетия духоборы создали передовые ското­водческие и зерновые хозяйства, превосходящие по богатству, продуктивности, производственно-технической культуре хозяйства коренного местного населения. Со временем у них выработался экономический и бытовой индивидуализм. Каждый стремился непременно выде­литься, зажить на своих хлебах и испытать свои силы в житейских делах.
Таким образом, в конце XIXвека духоборы уже составляли полную противоположность своим предкам, которые, закладывая основы движения, провозглашали братство, равенство и взаимоподдержку. Увеличивающая­ся по масштабам эксплуатация и конкуренция развели "братьев" и противопоставили их друг другу. Духоборы уже не считали за грех заставить единоверцев работать на себя от зари до зари. Их основная масса была суеверна и невежественна. Грамотность мужчин ограничивалась в основном умением с грехом пополам вывести свою фамилию или кое-как разобрать написанное на бумаге. Неграмотностью духоборы резко отличались от молокан и баптистов. В отличие от молокан, основывавших свое учение на толковании Библии и штудировавших ее, духоборы противопоставляли Святому Писанию "внутреннее откро­вение", и, согласно новозаветному утверждению о том, что "буква убивает, а дух животворит", объявили "букву" вне своих законов. Дети и молодежь заучивали псалмы на память, не вникая в их содержание.
Молокане и духоборы не любили друг друга, несмотря на весьма схожую судьбу и веру. Художнику В. В. Верещагину их обоюдная неприязнь особенно бросилась в глаза: "...Я, познакомившись с молоканами и духоборцами, ставлю последних далеко выше первых в нравственном отношении. У молокан, например, запрет на вино и табак, и наружно они не пьют и не курят, но зато втихомолку не откажутся от запретного плода. У духоборцев этого нет: они открыто пьют и курят и даже сами разводят махорку... Замечательно, что духоборцы считают молокан отщепенцами своей веры, а молокане уверяют, что духоборцы отстали от них, и это последнее вероятнее. Теперь оба толка ненавидят один другой: «Безбожники хуже псов"отзываются молокане о духоборцах: "Разве это люди - говорят в свою очередь духоборцы о молоканах. 38
Постепенно руководство и привилегированные члены духоборческой общины стали отходить от воздержания, открыто пить водку, устраивать пьяные празднества и свадьбы, что породило протест и недовольство низших слоев. С недовольными расправ­лялся суд старшин, повторяя карательные процессы молочноводческих времен. До открытой конфронтации и стычек не доходило благодаря авторитету умной Лукерьи Калмыковой.
Открытая борьба духоборческой массы против "верхушки", засевшей в "Сионе", началась лишь после смерти бездетной сорокатрехлетней Лукерьи в 1886 году, когда встал вопрос о наследовании власти и огромных общественных капиталов. Здесь община разделилась на два лагеря: Большую партию, состоявшую из 11 тысяч человек, и Малую партию, состоявшую из 2 тысяч. Большую партию составляла беднота, она возглавлялась одним из сторонников Лукерьи, Петром Веригиным. Малая партия включала верхушку духоборья, против которой беднота повела борьбу за свои социально-экономические интересы. Борьба между партиями достигла такого размаха, что затронула не только имущественные интересы, но и семейно-родственные отношения, доведядо бракоразводных процессов и раздела детей. Старейшины общины обратились за помощью к правительству, которое внимательно следило за тем, что происходит и вовсе не желало появления преемника умершей главы и возрождения религиозного энтузиазма. Власти прислали казаков, разгромили Большую партию, а ее руководителя Петра Веригина сослали сначала на Север, а затем, в 1895 году, - в Сибирь, дабы он никак не мог влиять на своих сторонников.
Верхушка общины возбудила в правительственном суде дело "О наследстве Калмыковой", т.е. общественных капталов, и, выиграв его, забрала их себе. Затем она переселилась в Россию, обрекая основную массу духоборов на самосуществование.
38 В.в. Верещагин. Духоборцы и молокане в Закавказье. Москва, 1900 г., стр. 16.
Началось новое становление общины. На собранные деньгисоздали новый "Сион", но уже не в селе Горелое, а в селе Терпение. Часть духоборов добровольно переселилась в Карсскую область, где возникли их новые поселения. К концу XIXвека в этой области уже насчитывалось более 3 тысяч духоборов.
В это же время среди духоборов появились сосланные на Кавказ толстовцы - князь Хилков, Бодянский, Прокопенко и др., которые поддержали бедноту, организовали ее и активно начали проводить работу по созданию общественного производства, отказу от податей и воинской повинности. Были созданы артели, продукты питания делились по числу едоков, была создана общественная касса, запрещалось нанимать рабочих, заниматься извозом и торговлей и т.п. Но и эта коммуна долго не просуществовала, от нее опять откололась наиболее, зажиточная часть и создала свою общину.
В это же время среди духоборов появилось новое крайнее течение - постники, которые отказались от потребления мяса, перейдя на вегетарианство, прекратили брачное сожительство, и т.п.
Находясь в ссылке, П.Веригин поддерживал тесную связь со своими земляками, для которых он являлся непререкаемым авторитетом, и оказывал большое влияние па ход событий. В 1893 году он представил программу своей партии. Она выглядела так:
- эксплуатация наемного и подобного труда несов­местима с христианством;::.
- имущественное неравенство подлежит уничто­жению;
- размеры личного хозяйства должны быть ограни­чены;
- пребывание па военной службе несовместимо с христианством как связанное с насилием.
Результатом этого явилось то, что в 1893-1894гг. во всех поселениях духоборов царило лихорадочное возбуждение, делались попытки делить имущество, создавать общественные мастерские (столярные, сапожные и др.)
Сторонники Веригина, которых было значительное большинство, следуя его наказу, избрали принцип неучас­тия во всех правительственных актах насилия, отказались от несения воинской повинности и стали уничтожать ору­жие. Солдаты отказывались повиноваться, а ополченцы возвратили свои ополченские билеты. Но чашу терпения правительства переполнило то, что духоборы в Карсе, Елисаветполе и Ахалкалаке в ночь на 29 июня, в канун дня рождения Петра Веригина, одновременно сожгли все имеющееся оружие, оправдывая свои действия тем, что они следуют учению Христа. В Карсе и Елисаветполе обошлось без серьезных последствий. Не так обстояло дело в Ахалкалаке. За три версты от села Орловка была пещера, где духоборы нередко устраивали большие молитвенные собрания. Эго же место и было избрано для сожжения оружия. В назначенную ночь туда собралось более двух тысяч человек. Оружие было сложено в кучу, обложено топливом и подожжено. Утром, когда костер погас, духоборы помолились и разошлись по домам. День прошел спокойно, а вечером, вернувшись, они собрали оставшиеся металлические части и сплавили их в присутствии еще большего количества людей. Правительст­во прислало войска, и против духоборов начались жесто­чайшие репрессии.

В 1895 году только в тюрьме Елисаветполя содержалось более 120 заключенных духоборческого веро­исповедания. В их селах расквартировывали казаков, живших за счет сельчан и насиловавших женщин. В глу­хие регионы Грузии были высланы 460 семей духоборов, которые вынуждены были наниматься батраками к местным жителям и влачить жалкое существование Они осаждали правительственные инстанции просьбами об улучшении своей участи.
В этой ситуации П.Веригин, находившийся в ссылке, в августе 1896 года обратился с письмом к императрице, где ходатайствовал о разрешении духоборам поселиться в какой-нибудь небольшой губернии России, гарантируя, что они исправно будут платить подати, но с условием освобождения их от воинской повинности. В противном случае, он просил разрешения духоборам на выезд за границу в Англию или Америку. Тем временем, Л.Н.Толстой и его сподвижники развернули широкую кампанию за облегчение участи духоборов. Было издано и распространено воззвание "Помогите". Наконец, в мае 1898 года последовало согласие Министерства внутренних дел на выезд духоборов из России. С помощью английских и американских квакерских организаций и при матери­альной поддержке Л. Н. Толстого, пожертвовавшего 30 тысяч рублей из своего гонорара за роман "Воскресение", с декабря 1898 года по апрель 1899 года духоборы четырьмя партиями отбыли в Канаду. Всего переселилось более 7500 духоборов, в том числе из Елисаветпольской губернии - 1100 человек, из Карсской области - 3100, и из мест вынужденного пребывания - 3300. Поддержка передовых людей, благотворительных организаций и правительства Канады помогла переселенцам быстро обустроиться в новых краях. В декабре 1902 года, освободившись из ссылки, в Канаду прибыл и сам Веригин, столь много сделавший для сохранения и благополучия своих единоверцев.
Вот что писала 7 апреля 1906 года издававшаяся в Тифлисе газета "Кавказ" в статье "Духоборы в Канаде": «Канадский комиссар по эмиграции г-н Престен, приехавший в Лондон, согласно молве сообщил интервью­ирующему его сотруднику лондонской газеты "Трибюн", между прочим, следующее о духоборах в Канаде.
Когда они прибыли в Канаду в 1899 году, в числе около 8 тысяч человек, у них не было ничего, кроме кое-какой одежды, которая прикрывала их тело, и той земли, которую они получили в надел от канадского прави­тельства. Теперь их около 11 тысяч человек. Они живут в 44 селениях, построив основательные дома, и владеют двадцатью местами для молотьбы со всякими новейшими приспособлениями, шестью мукомольными мельницами и пятью лесопильными заводами. В каждом селении есть кузница и столярная мастерская. У духоборов имеется 15 паровых плугов.
До сих пор большинство духоборов живет общин­но. Мало по-малу они начинают интересоваться и прини­мать участие в национальной жизни Канады. Они строят школы. Их глава, Петр Веригин, заявил недавно канадс­кому правительству, что духоборы вполне понимают поль­зу образования, и что вначале их отвлекала от него лишь неотложная забота о хлебе насущном.
В прошлом году они прислали в Лондон 4 тысячи фунтов стерлингов (около 40 тысяч рублей) в виде фонда для перевода других духоборов из Сибири в Манитобу. Канадское правительство очень довольно духоборами. Те немногие фанаты из среды духоборов, которые три года назад отправились было в странное паломничество в воображаемую страну Света, Землю Обетованную, нахо­дятся теперь в приютах для душевнобольных..."
Оставшиеся и Закавказье духоборы постепенно стали руководствоваться в основном кулацкими прин­ципами, отличались трудолюбием и трезвостью. Прежняя идеология стала забываться, и уже в начале XXвека они отошли от некоторых основных принципов, за которые их предки оказались в ссылке. Но они продолжали жить замкнуто, избегали смешанных как по национальному признаку, так и вероисповеданию браков, никого не принимали к себе в общину и всячески противились засе­лению их земель чужаками.
В.Д.Бонч-Бруевич, в 1910 соду посетив село Горелое, писал: «…Они почти все мертвы, живут старинкой, воспоминаниями... Они духоборцы только по одежде и названию, а все типично духоборческое безвозвратно ушло от них...». 39
39 DД.Бонч-Бруевич У закавказских духоборов. Журнал "Современ­ный мир",1911 г.,No6,стр. 249.
Духоборы безучастно относились даже к крупным политическим событиям. Жили они зажиточно, основной отраслью хозяйства являлось скотоводство. Духоборы много лет подряд занимали первые места на сельско­хозяйственных выставках в Тифлисе за замечательные экземпляры рабочих и выездных рысистых лошадей. Тогда же они стали заниматься промышленным сыроварением, и большие партии великолепных кавказско-швейцарских сыров вывозились в Москву и Петербург. Процветало коневодство, овцеводство, земледелие. Вместе с тем опять появилась пропасть между богатыми и бедными, внутри общины росли антагонистические настроения, начался от­ход от некоторых догматов веры, имелись случаи перехода духоборов в баптизм, православие
и т.п.
Эмигрировавшие в Канаду духоборы тем не менее не порывали связей, со своей исторической родиной и, несмотря на материальное благополучие, после обещавшего свободу царского манифеста 1905 года в душе таили надежду на возвращение в Россию. В конце 1906 года в Россию прибыла делегация духоборов, состоявшая из шести человек во главе с Петром Веригиным. Делегация имела несколько встреч со Столыпиным и рядом министров. Члены правительства и сам император выразили сожаление относительно эмиграции духоборов и предложили им вернуться в Россию, пообещав предоставить земли в Алтайском крае и Сибири и освободить от несения воинской службы. Однако революционные настроения широких масс, террор и беспорядки заставили делегацию не спешить с принятием решения, и в марте 1907 года она выехала из России. Возвращение духоборов из Канады не состоялось. Напротив, в конце 1905 года из России в Канаду переселилось до двухсот духоборов, живших в Якутии, куда они были сосланы во время волнений 1897-1900 гг. IМировая война 1914-1918 гг. вновь поставила перед духоборами России щекотливый вопрос о воинской службе. На этот раз они не отважились на антимили­таристские выступления и повиновались закону. Не было отмечено ни одного случая отказа от службы в армии.
Буржуазно-демократическая революция и создание Временного правительства
в России в феврале 1917 года вновь возродили надежды духоборов Канады на возв­ращение. Уже 23 марта 1917 года Веригин телеграфировал министру внутренних дел Временного правительства России о желании духоборов возвратиться в количестве 10 тысяч человек. Но правительство, занятое войной, оставило телеграмму без ответа.
Оставшиеся в Закавказье духоборы в силу своей политической инертности восприняли февральскую революцию довольно безразлично. Их занимали только предпринимательские и имущественные интересы. Их руководитель - П.Веригин, сын Петра Веригина, дважды, в 1905 и 1906 гг., побывал у единоверцев в Канаде. Особого влияния на жизнь земляков он не оказывал и значительной роли на играл, а лишь довольствовался оказываемыми ему почестями и «благами», которые ему приносило положение наследника «духа».
Жизнь духоборов все же претерпевала изменения, несмотря на замкнутость и стремление внешне и внутрен­не отгородиться от событий окружающего мира, Многие духоборы научились говорить по-армянски и по-татарски. Последние, в свою очередь, овладевали русским языком. Все это уменьшало отчуждение и уже в начале XXвека произошло существенное сближение духоборов с коренным населением, которому нравилась социальная направ­ленность их деятельности; оно нередко поддерживало духоборов в противостоянии правительству. Ахалкалакские духоборы неоднократно спасали армян в период окку­пации их территории турецкими войсками в 1918-1921гг. Рискуя собой, они прятали армян у себя, а затем оказы­вали им материальную помощь.
Благожелательное отношение к соседям было испорчено земельной реформой, проводимой в 1922-1923 гг. новыми, советскими властями. У духоборов отняли большинство земель, которые перешли в пользование местного населения. Это послужило причиной того, что в 1923 году 4,5 тысячи духоборов переселились в Сальские степи Ростовской области.
Советская власть повела решительную борьбу с духоборческой общиной, ее замкнутостью и религиоз­ностью, нравами и обычаями. Урезание и раскулачивание земельных наделов, подселение к духоборам людей другой национальности и вероисповедания осуществлялись мест­ными советскими властями, которые состояли в основном из грузин, армян и азербайджанцев. В глазах духоборов такая политика принимала национальную окраску и поэтому воспринималась особенно болезненно. В трид­цатые годы многие стали оставлять свои очаги и перебираться в города. Освободившиеся дома стали активно заселять жителикоренной национальности, что нарушало этническую и религиозную монолитность сел и ещебольше стимулировало выезд духоборов с насиженных мест. Процесс миграции усилился в 70-ые и 80-ые годы двадцатого столетия, а массовый характер приобрел в девяностые годы, когда усилились национальные дви­жения, национальные языки получили статус государст­венных, и делопроизводство перестало осуществляться на русском.
К началу нового тысячелетия в духоборческих селах Закавказья осталось считанное количество русских людей -в основном, престарелых, не имеющих возможности выехать на свою историческую родину, откуда их предки прибыли 160 лет назад. Из восьми богатых когда-то сел осталось лишь одно - Гореловка. Но и оно уже наполовину было заселено грузинами и армянами.
В конце 90-ых годов оставшиеся духоборы окон­чательно решили распрощаться с краями, где они и их предки прожили более полутора века. Местом нового поселения была выбрана Брянская область, где было решено возродить один из заброшенных поселков. Туда сначала был направлен отряд, который при поддержке областной администрации и некоторых международных организаций восстановил и подготовил поселок к приему основной массы переселенцев. Другим местом их поселения стала также Тульская область, родина их покровителя Л.Н.Толстого, где ими было создано коллективное хозяйство его имени.
Для трудолюбивого народа, который хочет одного - спокойно жить и трудиться на земле, начинается новый период его истории.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова духоборы

духоборы в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

духоборы

духоборов, ед. духобор, духобора, м. Религиозная секта отвергающая внешнюю обрядность православной церкви.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

духоборы

мн. Представители одного из течений старорусского сектантства, отрицающего внешнюю обрядность православной церкви.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

духоборы

ДУХОБОРЫ (духоборцы) секта духовных христиан; возникла в России во 2-й пол. 18 в. Отвергает православные обряды и таинства, священников, монашество. Обожествляет руководителей своих общин. За неподчинение властям и отказ от военной службы преследовались царским правительством. В кон. 19 в. переселились в Канаду. Сохраняют язык и основные традиции.

Духоборы

(«борцы за дух»), сектанты крайнего протестантского толка. Движение зародилось во 2-й половине 18 в. среди крестьян Воронежской, Тамбовской, Екатеринославской губернии и в Слободской Украине, где было распространено хлыстовство и куда, возможно, проникало учение одной из протестантских сект ≈ квакеров. Д. полагали, что в мире извечно происходит борьба духовного (последователи Авеля) с плотским (последователи Каина). К последним относятся власти, неправедные судьи, богачи. Д. считали себя последователями Авеля, истинными людьми и избранным народом, который призван созидать мир на земле, осуществить братство в духе божьей правды. Руководитель Д., по их мнению, и есть Христос во плоти, сам избирающий себе преемника. При нём совет старейшин. Никаких обрядов Д. не признают, за исключением бракосочетания. У Д. существует много специальных псалмов, исполняемых на молитвенных собраниях.

В 1804, желая заселить южные окраины России, Александр I разрешил Д. поселиться на р. Молочная Мелитопольского уезда Таврической губернии. В 1841 они были переселены в Закавказье (Ахалкалакский уезд ≈ так называемые Мокрые горы). К этому времени среди Д. обозначился раскол, завершившийся в 80-е гг. созданием большой и малой (зажиточной) партии. Последняя не выступала с социальным протестом, требовала карать тех, кто преступает волю царя. В 1898≈1900 часть Д. была выселена в Канаду, где их общины продолжают существовать.

Лит.: Новицкий О., Духоборцы. Их история и вероучение, 2 изд., К., 1882; Бонч-Бруевич В. Д., Сектантство и старообрядчество в 1-й пол. XIX в., Избр. соч., т. 1, М., 1959; Клибанов А. И., История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в. ≈ 1917 г.), М., 1965.

А. И. Рогов.

Википедия

Духоборы

Духобо́ры (духобо́рцы ) - особая этноконфессиональная группа русских . Исторически русская религиозная группа, приверженцами Русской православной церкви и некоторыми социологами часто квалифицирующаяся как конфессия христианского направления, отвергающая внешнюю обрядность церкви. Идейно близка к английским квакерам. Одно из ряда учений, получивших общее название «духовных христиан» .

У истоков духоборства стоял Силуан Колесников, живший в селе Никольское Екатеринославской губернии в 1755 - 1775 гг. Духоборство распространилось по многим губерниям и подверглось преследованиям со стороны православных духовных властей и полиции.

Примеры употребления слова духоборы в литературе.

Впрочем, и это было свидетельством некого особого отношения к сектантам, хотя советская власть должна была относиться к ним в худшем случае снисходительно, поскольку духоборы , вывезенные Львом Толстым в Канаду, поклялись вернуться в Россию, когда не будет царя.

И тогда я переключился на голышей, над которыми духоборы смеялись и с удовольствием рассказывали об их дурной, не праведной жизни.

Хлысты и прочие духоборы в обилии населяли столицы России: Петербург и Москву.

Секта в рамках течения "духовных христиан"

Название "духоборы" или "духоборцы" появилось в 1785 г. Оно было дано секте екатеринославским архиепископом Амвросием, говорившим, что учение секты противоречит Св. Духу. Сами сектанты истолковали это название по-своему, заявив, что отрицая религиозную обрядность, они являются поборниками духа, "борцами за дух".

Основатель: казак Силуан Колесников (ок. 1775 – 1785), живший в селе Никольском Екатеринославской губернии.

Активными проповедниками учения секты были Илларион Побирохин, торговец шерстью из села Горелова Тамбовской губернии и Савелий Капустин, отставной капрал, имевший громадное влияние на сектантов.

В конце XVIII в. духоборчество утвердилось в Харьковской, Екатеринославской и Тамбовской губерниях. Оттуда учение распространилось на земли донских казаков, в Саратовской, Астраханской, Пензенской и других губерниях и стало проникать далеко на северо-запад и северо-восток, в Рижскую, Пермскую губернии и в Сибирь.

В XVIII в. правительство относилось к духоборам весьма строго: их ссылали на каторгу или на поселение, нередко подвергали телесным наказаниям, отдавали вне очереди в рекруты и т. д. С воцарением Александра I политика правительства стала более мягкой. По высочайшему рескрипту в 1801 г. было возвращено на родину много сосланных в Сибирь духоборов. Указом 1803 г. для всех духоборов объявлялась свобода вероисповедания. Чтобы пресечь распространение их учения и, в то же время, оградить сектантов от преследований со стороны православного населения, правительство с 1802 г. начало выселять их в степи в Мелитопольском уезде Таврической губернии. (Местность известная как "Молочные воды"). При этом им давалась ссуда из казны, налоговые льготы сроком на 5 лет и земельный надел по 15 десятин на человека. Это привлекало многих духоборов, приезжавших добровольно, некоторые же выселялись туда по распоряжению правительства. К концу 1808 г. на Молочных водах насчитывалось уже 9 деревень, центром их было богатое село Терпение, основанное выходцами из Тамбовской губернии. В 1805 г. те же льготы были дарованы сибирским духоборам. Покровительство властей привело к широкому распространению секты.

В царствование Николая I против духоборов были предприняты ограничительные меры. Секта была объявлена особенно вредной, усилена строгость наказания за ее распространение. Переселение на Молочные воды было прекращено, духоборов стали выселять на пограничные территории в Закавказье. В 1839 г. туда же переселили духоборов Молочных вод, за исключением тех, кто согласился принять православие. Около 4000 человек переселились на Кавказ. В 1836 г. сибирских духоборов начали выселять в отдаленные места Сибири.

С 1891 г. началась пропаганда толстовского учения среди духоборов. Высланные в Закавказье толстовцы кн. Хилков, Бодянский, Дубченко и др. издали духоборческий катехизис в новой исправленной редакции, под названием "Исповедная песнь христианина". Авторы ввели в учение секты толстовское толкование религиозных истин и внесли ряд новых социально-политических вопросов. Те из духоборов, кто принял учение Л. Н. Толстого, получили название "постников", или "белых", т. е. сделавшихся чистыми посредством поста. Постники отказались от военной службы, не признавали государственной власти, публично критиковали царя. В ответ на это правительство переселило постников в другие места: около 4000 человек небольшими группами были расселены в Тифлисской губернии. Здесь они прожили около двух лет. Затем часть из них (около 8000 чел.) эмигрировала в Канаду. На Кавказе осталось еще около 10 000 духоборов.

В настоящее время российские духоборы проживают преимущественно в Тамбовской, Оренбургской и Ростовской областях. Поселения духоборов существуют также на Украине, на Кавказе, в Азербайджане, на Дальнем Востоке, в Средней Азии и в Канаде.

В 1991 г. в г. Целина Ростовской области состоялся съезд российских духоборов, на котором была создана единая организация под названием "Религиозное объединение духоборцев России".

Учение:

Источником вероучения духоборы считают "внутреннее откровение", или "просвещение Бога Слова, обитающего в душе человека". Плодом этого внутреннего откровения является предание, которое хранится в памяти и сердцах. Предание именуется "Животной книгой". "Животная книга" состоит из псалмов, которые составлены духоборами по подобию псалмов Давида, частью из отдельных стихов и слов этих псалмов, изречений из Св. Писания и молитв Православной Церкви. По мнению духоборов, псалмов этих бесчисленное множество. Знать все псалмы или всю "Животную книгу", одному человеку невозможно, в полноте она содержится только в роде духоборов. Между отдельными духоборами она разбросана по частям, так что если сложить заключенные в каждом частицы предания, то получится полная "Животная книга". Неповрежденность обитающего в памяти и сердцах предания, или "Животной книги", основывается на том, что Бог Слово якобы обитает в роде духоборов и не дает ошибиться. Просвещение Богом Словом каждого человека, содержание в его сердце части "Животной книги" неодинаково: один может быть более просвещенным, другой менее. Поэтому у духоборов существует огромный авторитет "учителей", которые "вещают глаголы жизни".

Св. Писание в глазах духоборцев стоит гораздо ниже "Животной книги": оно – лишь второстепенный источник вероучения, так как в нем наряду с истиной есть много неточностей. Духоборы верят в единого Бога, признают и Св. Троицу, но понимают ее в смысле различных действий и проявлений единого существа. Согласно их учению, в природе Троица открывается так: Отец есть свет. Сын – жизнь. Дух Святой – покой. В человеке Отец – память. Сын – разум, Дух Святой – воля. Таким образом, у духоборцев нет даже представлений о личном, внемирном Боге, и Троица их является не тремя отдельными ипостасями, а силами в мире и способностями в человеке. Душа человека, по мнению духоборов, согрешила духовно еще до рождения и за свое падение была изгнана в видимый мир, как в темницу. Души людей после смерти переходят в другие тела: благочестивые – в человеческие, злые – в тела животных. Переселение души совершается приблизительно от 6-и до 15-летнего возраста, когда духобор заучивает несколько псалмов "Животной книги". До этого времени он имеет не душу, а только дух, который есть простое дыхание, не имеющее бытия. Духоборы отрицают искупительную жертву Христа. Искупление воспринимается ими как духовное просвещение. Об Иисусе Христе они говорят, что Он – один из праведных людей, только более других просвещенный божественным словом, более других одаренный божественным разумом. Цель страданий Иисуса состояла только в том, чтобы подать пример страдания за истину. Божественный разум, бывший в Иисусе Христе, после Его смерти переселился в апостолов, затем в их преемников и, наконец, в род духоборов. Душа Христа также пребывает среди сектантов, воплощаясь в отдельных личностях – лидерах секты. Будущая жизнь, по учению духоборов, будет заключаться не в воскресении бренных тел, а в воскресении падшего духа. По учению духоборов, они – живые храмы Божии, престолы Бога. Церковь – это личное "я" духобора. Они утверждают, что в духоборе воплощается Св. Троица: он есть и священник, и жертвенник, и жертва. Сердце есть алтарь, воля – жертва, священник – душа, поэтому в Церкви не может быть иерархии и священства. Духоборы отвергали почитание креста, икон, мощей, молитвы святым и таинства. Все таинства они трактуют "духовно": причащение бывает через слово, мысли, веру и сердечное желание. Исповедь есть сокрушение сердца пред Богом, хотя можно иногда исповедовать грехи друг перед другом. Брак должен совершаться без всякого обряда, – требуется только воля, взаимная любовь, соизволение родителей и клятва в душе пред всевидящим Богом, что сочетающиеся будут верны друг другу.

Духоборы не имеют молитвенных домов или особых помещений для молитвенных собраний. Нет и определенных дней для общественной молитвы. Молитва состоит в том, что все присутств ующие читают по очереди наизусть псалмы из "Животной книги", причем должны обязательно читаться разные псалмы без повтора, сколько бы людей ни присутствовало. Затем читаются "начатки" духоборческого катехизиса и ведутся благочестивые беседы, в заключение устраивается "братская трапеза".

Кто такие духоборцы, и почему они так называются? Они вообще христиане?

Духоборцы - старая русская секта, образованная в конце XVIII века и близкая к протестантству. Ее учение сводится к тому, что для общения с Богом люди не нуждаются ни в каких посредниках — священниках. Поэтому духоборцы отвергают религиозную символику, церкви, кресты, литургию и иконы, так как они созданы людьми.

Название секте придумал архиепископ Екатеринославский Амвросий еще в 1785 году. Он хотел их таким образом обидеть и пристыдить, но не получилось. Архиепископ, как и православная церковь, полагали, что духоборцы боролись против святого духа. Сами же духоборцы говорят, что борются с собственными душами, чтобы соблюдать десять заповедей.

Духоборцы верят в бессмертие души. Их предки считали, что душа умершего человека переходит в другое существо, в зависимости от добродетелей умершего, поэтому вместо "умер" они говорили "изменился". При таких представлениях о душе и смерти считалось неприличным демонстрировать свою печаль. И хотя все это уже давно забыто, траурной одежды у них до сих пор нет.

© photo: Sputnik / Валерий Мельников

Есть ли у духоборцев молитвы? Проводятся ли духоборские службы?

Молитв как таковых у духоборцев нет, нет и Библии. Учения духоборчества в письменном виде не существует. Есть псалмы, которые положено было учить наизусть. Все сакральные знания хранили самые авторитетные старики, остальные члены секты не были посвящены в тайны учения. При пении псалмов духоборцы брались за руки: два поклона - поцелуй - опять поклон. Кланялись они не иконам, а "образу Божиему, в человеке сияющему". Раньше каждая семья знала определённый набор псалмов, и когда вся деревня сходилась на моления, пела именно свою часть. Но сегодня многие псалмы утеряны безвозвратно…

Так как духоборцы отказались от церкви, службы у них нет. Тем не менее, существует традиция совместного воскресного чтения псалмов. Они это называют Поклоном или Поклонением.

© Sputnik / Levan Avlabreli

Село Гореловка в Грузии

Соблюдают ли духоборцы пост? А водку они пьют?

Несмотря на то, что они отмечают все главные церковные праздники — Пасху, Рождество и прочие, пост духоборцы не держат. Не возбраняется им и употребление спиртных напитков. Словом, они не аскеты, а большие жизнелюбы. А еще они не носят бороды — как и донские казаки, духоборцы бороды брили, но оставляли усы

Делами общины управляет сходка старейшин. Отличаются трудолюбивой и нравственной жизнью.

История движения в XIX-XX вв

Правление Александра I

Посланный в 1801 г. для собирания сведений о духоборах, И. В. Лопухин дал о них самый хороший отзыв. После этого был издан указ о переселении всех духоборов в Мелитопольский уезд Таврической губернии , на берега реки Молочной . При обилии земли (79 000 десятин) они перенимали от поселенных в соседстве с ними меннонитов много полезных нововведений.

Лидер духоборов в Крыму Савелий Капустин завел там коммунистические порядки - обработка земли сообща, деление урожая поровну. В 1818 г. Александр I посетил село духоборов Терпение (теперь - Мелитопольский район , Запорожская область), пробыл там два дня и распорядился освободить всех духоборов и доставить их в Крым . В 1820 их освободили от присяги. С тех пор Александр I пользуется у духоборов исключительным почитанием - ему был даже поставлен памятник .

Закавказская ссылка

При Николае I духоборы вновь потеряли расположение властей. Освоенные духоборами впервые крымские земли стали безопасны и быстро осваивались русскими православными крестьянами, из-за чего правительство стало считать духоборов нежелательными соседями. В 1837 последовал указ о переселении их с Молочных вод в Закавказский край. В 1843 г. известный Гакстгаузен посетил духоборов, еще остававшихся на Молочных водах, о чем оставил ценные сведения.

В Грузии духоборы поселились компактно в южных горных районах Джавахетии , к тому времени практически обезлюдевших. Они основали 10 деревень на территории современного Ниноцминдского района (до 1991 года - Богдановский), называемых Джавахетской Духоборией: Владимировка , Тамбовка и Родионовка на северо-востоке района (вокруг озера Паравани), остальные на юге района: Богдановка (ныне Ниноцминда) , Спасовка , Орловка , Гореловка , Ефремовка , Калмыковой и Троицкое .

На территории современного Азербайджана, высланные духоборы основали несколько поселений, имеющих до сей поры русские названия: Славянка , Новосаратовка и Новоивановка.

Сожжение оружия в июне 1895

Основная статья Духоборческий погром (1895)

Защита Льва Толстого и толстовцев

В защиту духоборов выступил Лев Николаевич Толстой . Он и его последователи организовали одну из первых массовых кампаний в отечественной и международной прессе, сравнивая гонения на духоборов в России с гонениями на первых христиан . В. Г. Чертков опубликовал подробности о травле крестьян в английской газете. Затем В. Г. Чертков , П. И. Бирюков и И. М. Трегубов написали воззвание к русской общественности, призывая помочь духоборам, которых лишили средств к жизни. Толстой дополнил воззвание своим послесловием и передал в помощь голодающим тысячу рублей, а также обещал впредь отдавать голодающим крестьянам все гонорары, которые получал в театрах за исполнение его пьес. В результате этой акции В. Чертков был изгнан за границу, а Бирюков и Трегубов отправлены во внутреннюю ссылку в Прибалтику .

Эмиграция в Канаду

Лев Лагорио (1827-1905). Батумский порт (1881). Отсюда духоборы отправлялись через Атлантику в 1898 и 1899 гг.

Несмотря на широкий общественный и международный резонанс событий 1895, компромисса с властями в вопросе защиты духоборов достигнуто не было. С инициативным и финансовым участием Льва Толстого и зарубежных квакеров было принято решение об эмиграции духоборов. В качестве возможных мест нового поселения рассматривались Маньчжурия , Китайский Туркестан (план одного из инициаторов идеи эмиграции, дипломата, отвечавшего за восточное направление, Э. Э. Ухтомского), Кипр , Гавайи и т. д. Исходно обследованный духоборами Кипр не был одобрен из-за того, что новопоселенцам выделялось недостаточно земли, а также из-за неподходящего климата.

Лев Толстой обратился через сына Сергея к своему сподвижнику Владимиру Черткову (в это время высланному за границу и проживающему в Великобритании) за помощью. В свою очередь, Чертков обратился к знаменитому анархисту князю Петру Кропоткину , а тот - с просьбой о содействии в переселении в Канаду, к профессору политэкономии из Университета Торонто , Джеймсу Мейвору .

Хотя ни духоборы, ни сочувствующие не были уверены в необходимости эмиграции, наряду с поддержкой из-за рубежа они встретили подчеркнуто негативное отношение властей (например, запрет на возвращение). Старички (старейшины общины) пророчествовали:

Эта статья входит в тематический блок
Толстовство
Российские сподвижники
П. Бирюков · Бодянский · В. Булгаков · Горбунов-Посадов · Гусев · Наживин · П. Николаев · Сулержицкий · Трегубов · Хилков · Хирьяков · Чертков
Зарубежные последователи
Арисима · Ганди · Ярнефельт · Кросби · Кониси · Мод · Токутоми
Библиография
Воскресение · Исповедь · В чём моя вера · Царство Божие внутри вас
Разное
Зелёная палочка · Определение Синода · Духоборы · Крестьяне-толстовцы

Перевозку наиболее значительных партий духоборов из Батума в порты Квебек и Галифакс в 1898 г. осуществляли корабль «Лейк Гурон» и корабль «Лейк Супериор» . Сопровождающими (и в качестве переводчиков) выступили Сергей Львович Толстой, а также (10 декабря 1898-12 января 1899) толстовец Л. А. Сулержицкий и доктор А. И. Бакунин. В апреле 1899 г. третью крупнейшую партию духоборов сопровождал Владимир Бонч-Бруевич . В результате поездки, проведя год в Канаде, по просьбе переселенцев В. Бонч-Бруевич составил образцовый сборник псалмов духоборов Канады - «Животную книгу духоборцев ».

Небольшие партии духоборов активно прибывали в Канаду на протяжении последующих лет через порты Европы, как правило на средства ранее переехавших духоборов. В 1903 году к единоверцам в Канаде присоединился освобождённый из ссылки П. Веригин.

Духоборы Канады в XX веке

Духоборы поселились на целинных землях степной провинции Саскачеван . Им разрешили жить согласно своим верованиям. Но когда власти потребовали от них принести клятву на верность правительству, многие отказались подчиниться, и у духоборов экспроприировали 260 000 акров земли, ставшей пригодной к возделыванию в ходе коллективной обработки. В - гг. шесть тысяч духоборов последовали в Британскую Колумбию , самую западную провинцию Канады, где они основали Христианскую Общину Всемирного братства .

Доходы коммуны росли, общинная собственность оценивалась в несколько миллионов долларов . Но в то же время назревали и идеологические конфликты. Некоторые из участников общины ставили авторитет Веригина под сомнение. В 1924 году Пётр Веригин погиб при загадочных обстоятельствах. Движение распалось. Участники радикального течения «Сыны свободы» демонстрировали абсолютное неприятие современной им жизни, в том числе отказываясь посылать своих детей в школы. Более того, они поджигали школьные здания. Также они в знак протеста стали устраивать «голые» демонстрации в канадских городах.

В настоящее время умеренное крыло духоборов возглавляет пра-правнук Петра Васильевича Веригина - Джон Веригин. За вклад в улучшение канадско-российских отношений и последовательную борьбу за мир Джон Веригин был награждён орденом Канады, орденом Британской Колумбии и советским орденом Дружбы народов.

Духоборы сегодня

Канада

Сейчас в Канаде проживает до 30 тыс. потомков духоборов. Из них 5 тыс. человек сохранили веру, более половины - знание русского языка в качестве родного . Один из представителей - Том Невакшонов - является видным канадским политиком.

Грузия

В Гореловке остаются «святые могилки» проповедников, на поклон к которым приезжают духоборы со всего мира. Также особо почитается пещера, где 29 июня 1895 года духоборы сожгли оружие в знак протеста против зла и насилия.

Россия

С конца 1980-х гг. духоборы, приехавшие из Грузии, начали селиться в Тульской , Белгородской , Брянской , Орловской , Ростовской областях, частично в рамках российской государственной программы возвращения соотечественников .

В 1989 г. группа жителей с. Гореловка переехала из Грузии и поселилась на тульской земле, в деревне Архангельское Чернского района .

Духоборы в современной культуре

В отличие от самопрезентации духоборов и от их восприятия в Старом Свете, в англоязычной (канадской и американской) популярной культуре за пределами документалистики под духоборами подразумевается отколовшееся от традиции радикальное движение свободников, памятное за яркие выступления в начале XX в.

Фольклорные ансамбли

  • Материалы, собранных у современных духоборов Тульской области, в России используют такие коллективы, как Фольклорный Ансамбль Дмитрия Покровского и Фольклорный ансамбль «Истоки».
Духоборы в художественной литературе

Духоборы фигурируют в книге Сергея Алексеева «Сокровища Валькирии»

Духоборы в популярной музыке

  • Канадская рок-группа Sons of Freedom выбрала свое название в честь свободников (это один из переводов названия данной религиозной группы).
  • «Do as the Doukhobors Do» - песня Пита Сигера (издана в сборнике The Best of Broadside 1962-1988: Anthems of the American Underground, в серии Smithsonian Folkways Recordings - SFW40130 2000)
  • «Ferdinand the Impostor», песня коллектива the Band , включает юмористическую строку, адресованную незнанию Канады ее южными соседями: «He claimed he was a Doukhobor / But they never heard of that in Baltimore.»

Литература

Публикации источников
  • Животная книга духоборцев .
  • Бонч-Бруевич В. (составитель) Животная книга духоборцев . Санкт-Петербург, 1909 - полный текст в формате PDF.
  • П. В. Веригин. « » (1898)
  • Черткова А., Бонч-Бруевич В. (составители) Письма духоборческого руководителя Петра Васильевича Веригина , England, «Свободное слово», 1901.
  • Донсков А. А. (редактор) Л. Н. Толстой и П. В. Веригин. Переписка. Институт Мировой Литературы им. А. М. Горького. СПб, Изд-во «Дмитрий Булавин», 1995. ISBN 5-86007-041-1 .
  • Иван Веригин. Приветствие… всемирной конференции 1982 года // «Всемирная конференция. Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы. Москва 10-14 мая 1982 года». Издание Московской Патриархии, Москва, 1983.
Мемуаристика
  • Сулержицкий Л. В Америку с духоборами (из записной книжки) . Иллюстрировано фотографиями с натуры. Москва, «Посредник», 1905 - фрагменты из книги.
  • Родионов. А. А. СССР - Канада. Записки последнего советского посла . М., «Алгоритм», 2007. - главы о духоборах в Канаде.
Исследования авторов-духоборцев
  • Кузьма Тарасов. Канадские духоборы как миротворцы // «Долгий путь российского пацифизма», М., ИВИ РАН, 1997.
Исследования сочувствующих авторов
  • Бирюков. П. И. Гонение на христиан в России в 1895 г. С послесловием Л. Н. Толстого
  • Тверской П. А. Духоборческая эпопея. СПб., 1900.
  • Бонч-Бруевич В. Д. Духоборцы в канадских прериях. Кн. I-III. - Пг. - 1918
  • Бонч-Бруевич В. Д. Сектантство и старообрядчество в 1-й пол. XIX в., Избр. соч., т. 1, М., 1959.
  • Тан-Богораз В. Г. Духоборы в Канаде // «Русская мысль», М., 1904.
  • Булгаков Валентин Духоборцы (1932) // «Ясная Поляна». Рига, сентябрь-ноябрь 1989. № 8 .
Исследования с официально-православных позиций
  • Новицкий О. Духоборцы, их история и вероучение . Киев, 1882.
  • Плотников К. История и разбор учения рационалистических сект . Пг., 1914.
  • Харламов И. Духоборцы \\ Русская мысль, 1884, № 11
Исследования с официально-атеистических позиций
  • Клибанов А. И., История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в. - 1917 г.), М., 1965.
  • Никольский Н. М. История русской церкви. Минск, 1990. С. 361-379.
Об участии Толстого в переселении духоборов
  • Зверев А., Туниманов В. Лев Толстой Серия: Жизнь замечательных людей. Москва, «Молодая гвардия», 2007. ISBN 978-5-235-03037-4
  • Меликсет-Бек Л. Л. Из истории духоборов в Грузии. - «Труды Тбил. гос. ун-та», т. 78, 1963, с. 121-140. Роль Толстого в переселении духоборов в Канаду (с. 136, 137-138).
  • Меликсет-Бек Л. Л. Из историй духоборов в Грузии (XIX в.). Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. историч. наук. Тбилиси, 1964. 33 с. (Тбил. гос. ун-т). Об участии Толстого в организации переселения духоборов в Канаду (с. 3, 4, 9, 29-31).
  • Шкловский В. Лев Толстой . Серия: Жизнь замечательных людей. Москва, «Молодая гвардия», 1963. 864 с.; 27 л. ил. (Жизнь замечательных людей). Часть V. «Воскресение». - «О духоборах» и о «Воскресении».
Этнографические исследования
  • Абрамова Т. Н. Религиозные верования и обряды духоборов (по материалам экспедиции РОМК в Целинский район Ростовской области. август 1990 г.). \\ Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 7. Ростов-на-Дону, 1997.
  • Абрамова Т. Н. «Животная книга духоборцев» и проблемы народного христианства \\ Христианство и христианская культура в степном Предкавказье и на Северном Кавказе: Сб. науч. ст. Ростов-н/Д., 2000. С. 145-153.
  • Абрамова Т. Н. Бытовая культура донских духоборов (по материалам историко-бытовых экспедиций Ростовского областного музея краеведения в Целинский район Ростовской области). стр. 161 \\ Известия Ростовского областного музея краеведения. Выпуск 11. Ростов-на-Дону, 2004.
  • Никитина С. Е. О заговорах в культуре духоборцев и молокан (на материале полевых исследований) \\ Заговорный текст: Генезис и структура. М., 2005.
Вне категорий
  • Борисова О. О духоборах в Канаде // «Новая заря». Сан-Франциско. - 1945. - 12 мая
  • Малов Л. Н. Духоборцы, их история, жизнь и борьба. К 50-летию пребывания духоборцев в Канаде. - North Kldonan, Manitoba. - 1948.
  • Рыбин А. А. Духоборы и проблема свободников // «Новая заря». Сан-Франциско. - 1964. - 25 августа
  • Клибанов А. И. Материалы о религиозном сектантстве в архиве В. Г. Черткова // Записки Отдела рукописей РГБ. Вып. 28. - М. - 1965
  • Ианникова С. А. Проблемы сохранения русского языка в иноэтнической среде на пример канадских духоборцев // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. - М. - 1995. - С 152-162
  • Духоборы // Хисамутдинов А. А. После продажи Аляски: Русские на Тихоокеанском побережье Северной Америки (1867-1980-е гг.). Материалы к энциклопедии. - Владивосток: Издательство ВГУЭС. - 2003. - С. 59-61
  • Аносова И. А. Канада - вторая Родина духоборцев: интеграция и культурная локализация // «Мир России», 26.10.2006
  • Popoff, Eli. Tanya. - Grand Forks, B.C. Canada: Mir Publication Society, c1975.

Makarova, V. 2013. Doukhobor nudism: exploring the socio-cultural roots. Culture and Religion

Makarova V. 2012. The use of Russian in contemporary Doukhobor prayer service. In: International scientific research Internet conference “Current issues in philology and methods of teaching foreign languages”., 1 February – 29th February, 2012, Novosibirsk, Russia. Международнaя научно-практическая Интернет-конференция «Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков», 1 февраля - 29 февраля 2012 года; http://ffl.nspu.net/?p=144

Makarova V. A., Usenkova, E.V., Evdokimova, V.V. Evgrafova, K. V. 2011. The Language of Saskatchewan Doukhobors: Introduction to analysis. Izvestija Vysshix uchebnyx zavedenij . Serija Gumanitarnyje nauki . Razdel Lingvistika . Vol 2 (2), pp 146-151. http://www.isuct.ru/e-publ/gum/ru/2011/t02n02/philology-and-linguistics

Schaarschmidt, G. 2012. Russian language history in Canada. Doukhobor internal and external migrations: effects on language development and structure. In: V. Makarova (Ed), Russian Language Studies in North America: the New Perspectives from Theoretical and Applied Linguistics. London/New York: Anthem Press.pp 235-260. www.anthempress.com

Примечания

  1. Гололоб Г. Богословие и национальный вопрос.
  2. Spiritual Origins and the Beginnings of Doukhobor History . A keynote address given by Russian ethnographer and archivist Svetlana A. Inikova at the Doukhobor Centenary Conference, held at the University of Ottawa on October 22-24, 1999. (англ.) (Doukhobor Genealogy Website)
  3. Малый энциклопедическій словарь. Изданіе Брокгаузъ-Ефронъ, Спб., 1907 (2-е изд.)..
  4. Снегирёв, Иван Михайлович , "Русские в своих пословицах: Рассуждения и исследования об отечественных пословицах и поговорках". Москва, 1831. Том 2, с. 46. Текст на Google Books
  5. Сомин Н. В. Духоборы
  6. Русские в Грузии
  7. Л. Н. Толстой «О гонениях на духоборов». Письмо в иностранные газеты
  8. Марк Поповский. Русские мужики рассказывают. Последователи Л. Н. Толстого в Советском Союзе. 1918-1977
  9. Рыбин С. Ф. Труд и мирная жизнь . Сан-Франциско, Дело, 1952. с. 26
  10. Index to Doukhobor Ship Lists at doukhobor.org (Doukhobor Genealogy Website), список кораблей, перевозивших духоборов, англ. яз., ссылка актуальна на 29 января 2008
  11. Бонч-Бруевич В. Обращение к канадским, закавказским, амурским, самарским и ко всем прочим духоборцам. Животная книга духоборцев. Санкт-Петербург, 1909, ссылка актуальна на 29 января 2008
  12. Хелен Клукач (Торонто) - Духоборы Канады Празднуют Юбилей.
  13. Лев Симкин. Путешествия духоборов
  14. Stephen Leacock. «CANADA. The Foundations of its Future.» Privately printed in Montreal, Canada. MCMXLI. c.VIII p.206
  15. , на russedina.ru
  16. Чихладзе, Иракли. Джавахетские проблемы Грузии. «Солидарность» выпуск № 2 , на newregion.info от 18.06.2006, ссылка актуальна на 29 января 2008
  17. Страна Духобория. Уникальный уголок русской культуры сохранился в Ниноцминдском районе Самцхе-Джавахети. Информационный выпуск Посольства России в Грузии № 10 от 25 апреля 2005 г. , на georgia.mid.ru, ссылка актуальна на 31 января 2008
  18. Духоборы на сайте Центра «Истоки», ссылка актуальна на 31 января 2008
  19. Брянская область готовится принять партию русских духоборов с Кавказа, 17 марта 2006 г. по данным Патриархия.ru/АНН, ссылка актуальна на 1 февраля 2008.
  20. Писарев, Евгений. Духоборы из Малого Снежетка. Первые переселенцы обустраиваются на новом месте. «Российская газета» - Черноземье № 4568 от 22 января 2008 г. на ng.ru, ссылка актуальна на 29 января 2008
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...