История сотворения мира в китае. Китайский миф о происхождении мира

В рубрике про мифы Древнего Китая дети узнают о том, как был сотворен мир и жизнь людей, про отважных героев, оберегающих свой народ от зла. Как люди добывали пищу, защищались от разгневанных китайских богов, посылавших трудности, и как научились испытывать чувства и эмоции. Поймут, что происхождение языка, обрядов, этикета – все это пошло из древних восточных сказаний!

Мифы Древнего Китая читать

Название Сборник Популярность
Мифы Древнего Китая 638
Мифы Древнего Китая 698
Мифы Древнего Китая 741
Мифы Древнего Китая 513
Мифы Древнего Китая 24309
Мифы Древнего Китая 893
Мифы Древнего Китая 662
Мифы Древнего Китая 1136
Мифы Древнего Китая 755
Мифы Древнего Китая 2005
Мифы Древнего Китая 371

Китай с давних времен славится богатой мифологией. В её историю легли древнекитайские, даосские, буддистские и поздние народные сказания народов Китая. Ей насчитывается несколько тысяч лет.

Главные волевые персонажи становились китайскими императорами и правителями, которых чтили и уважали народы в знак благодарности. Второстепенные герои переходили в сановников и чиновников. Древние люди не знали законов науки, но верили, что всё происходящее с ними – это деяния богов. Благодаря мифологии появились китайские праздники, актуальные и по сей день.

Мифология – образ мышления народа, его предания, верования и учения. Она захватывает дух своими сказаниями и сюжетами. Обычно персонажи в легендах представляются смелыми, непредсказуемыми и бесконечно добрыми. Этих храбрецов невозможно спутать ни с кем из других мифологий! К сожалению, со временем китайцы стали забывать свои мифы, и в наше время сохранились только отдельные отрывки сказаний.

На нашем сайте вы сможете читать мифы древнего Китая с интересом, ведь китайские легенды уникальны в своем роде. В нее легли учения, несущие мудрость и доброту. За счет этого в человеке взращиваются черты человеколюбия, отзывчивости, внутренней гармонии и нравственности. А это так необходимо для детей в будущем.

Вначале во Вселенной существовал лишь первобытный водный хаос Хунь-тунь, по форме подобный куриному яйцу, и бесформенные образы блуждали в кромешной тьме. В этом Мировом яйце зародился сам собой Пань-гу.

Долгое время спал Пань-гу непробудным сном. А проснувшись, увидел вокруг себя тьму, и это его опечалило. Тогда разломал Пань-гу скорлупу яйца и вышел наружу. Все, что было в яйце светлого и чистого, поднялось наверх и стало небом - Ян, а все тяжелое и грубое опустилось вниз и стало землей - Инь.

После своего рождения Пань-гу создал всю Вселенную из пяти первичных элементов: Воды, Земли, Огня, Дерева и Металла. Делал Пань-гу вдох, и рождались ветра и дожди, выдыхал - грохотал гром и сверкала молния; если же открывал он глаза, то наступал день, когда закрывал их - воцарялась ночь.

Понравилось Пань-гу то, что сотворено оказалось, и побоялся он, что смешаются опять небо и земля в первобытный хаос. Потому крепко уперся Пань-гу ногами в землю, а руками - в небо, не давая им соприкоснуться. Прошло восемнадцать тысяч лет. С каждым днем поднималось небо выше и выше, земля становилась прочнее и больше, а Пань-гу рос, продолжая удерживать небо на вытянутых руках. Наконец, небо стало таким высоким, а земля такой прочной, что они уже не могли слиться воедино. Тогда Пань-гу опустил руки, лег на землю - и умер.

Его дыхание стало ветром и облаками, голос - громом, глаза - солнцем и луной, кровь - реками, волосы - деревьями, кости -металлами и камнями. Из семени Паньгу возникли жемчужины, а из костного мозга - нефрит. Из тех же насекомых, что ползали по телу Пань-гу, получились люди.

Но существует и другая легенда, которая ничуть не хуже

Прародителями людей называют также пару божественных близнецов Фу-си и Нюй-ву, живших на священной горе Кун-лунь. Были они детьми моря, Великого Бога Шень-нуна, принявшие обличье полулюдей-полузмей: обладали близнецы человеческими головами и телами морских змей-драконов.

Разные есть истории о том, как Нюй-ва стала прародительницей человечества. Одни говорят, что вначале родила она некий бесформенный комок, разрезала его на мелкие кусочки и разбросала по всей земле. Там, где они упали, появились люди. Другие же утверждают, что однажды Нюй-ва, сидя на берегу пруда, принялась лепить из глины маленькую фигурку - подобие самой себя. Очень радостным и дружелюбным оказалось глиняное существо, и до того оно понравилось Нюй-ве, что она вылепила еще множество таких же человечков. Ей захотелось заселить людьми всю землю. Чтобы облегчить себе работу, она взяла длинную лиану, опустила ее в жидкую глину и встряхнула. Разлетевшиеся комья глины сразу же превратились в людей.

Но трудно лепить глину, не разгибаясь, и устала Нюй-ва. Тогда она разделила людей на мужчин и женщин, повелела им жить семьями и рожать детей.

Фу-си же научил своих детей охотиться и ловить рыбу, добывать огонь и варить пищу, изобрел "сэ" - музыкальный инструмент типа гуслей, рыболовную сеть, силки и прочие полезные вещи. Кроме того, он начертил восемь триграмм - символических знаков, отражающих различные явления и понятия, что ныне мы называем "Книгой перемен".

Люди жили счастливой, безмятежной жизнью, не зная ни вражды, ни зависти. Земля в изобилии давала плоды, и людям не нужно было трудиться, чтобы прокормить себя. Родившихся детей укладывали, как в колыбель, в птичьи гнезда, и птицы забавляли их своим щебетом. Львы и тигры были ласковы, как кошки, а змеи - не ядовиты.

Но однажды дух воды Гун-гун и дух огня Чжу-жун поссорились между собой и начали войну. Дух огня победил, а побежденный дух воды в отчаянии так сильно ударился головой и гору Бучжоу, подпиравшую небо, что гора раскололась. Лишившись опоры, часть неба обрушилась на землю, проломив ее в нескольких местах. Из проломов хлынули подземные воды, сметая все на своем пути.

Нюй-ва бросилась спасать мир. Она набрала камней пяти различных цветов, расплавила их на огне и заделала дыру в небе. В Китае существует поверье, что если приглядеться, то можно увидеть заплату на небе, отличающуюся по цвету. В другом варианте мифа Нюй-ва починила небо при помощи мелких блестящих камешков, которые превратились в звезды. Затем Нюй-ва сожгла много тростинка, собрала в кучу образовавшийся пепел и запрудила водные потоки.

Порядок был восстановлен. Но после починки мир слегка перекосился. Небо склонилось к западу, и туда каждый день стали скатываться солнце и луна, а на юго-востоке образовалась впадина, в которую устремились все реки на земле. Теперь Нюй-ва могла отдохнуть. По одним вариантам мифа, она умерла, по другим - вознеслась на небо, где до сих пор живет в полном уединении.

Мифический период в истории любой страны, на мой взгляд, представляет наибольший интерес. Многие тысячелетия прошли с тех пор, но каждый раз поражает воображение масштаб деятельности древних богинь и богов, а также сходство многих их подвигов у народов, живущих на противоположных концах Земли.

По китайской версии, мир сотворил божественный Пангу. Вначале он спал в огромном яйце посреди всемирного Хаоса, состояния Великой Бесконечности, в даосской традиции У-цзы (無極, Wújí) . Это напоминает индийские сказания о Ночи Брамы, когда нет ни дня, ни ночи, ни неба, ни земли, Вселенная спит. Затем Пангу проснулся, встал и разделил Небо и Землю, Инь и Ян, положив начало Тай-цзы (太极 , tàijí ). Мир стал дуален, полярности начали взаимодействовать. Совершив это великое деяние, Пангу тут же умер, а из его тела появилась наша видимая Вселенная, а на Земли возникли реки, озера, горы, растения и множество существ, среди которых был великан Хуа Сю. Судя по всему, он был бесполым, но дал жизнь двум детям, брату и сестре, Фуси (伏羲) и Нюйве (女媧 ), созданям с человеческим лицом и туловищем, но змеиным хвостом, подобно индийским . Тут, конечно, хочется ввернуть теории о прилёте на Землю рептилоидов , но оставим это для другой статьи.

Нюйва (女媧 ), несомненно, является гораздо более древним персонажем, чем её брат. Даже хронологически, китайские историки начинают упоминать Фуси вместе с ней только начиная с I столетия нашей эры. Очевидно, в дань прогрессирующему патриархату, когда уже неудобно все заслуги по спасению Земли и созданию рода человеческого приписывать одной женщине. До того, по летописным свидетельствам, Нюйва пахала за двоих, и коня на скаку, и в горящую избу.

Как положено богине-матери, она вылепила из жёлтой глины человеческие фигурки, а затем их оживила. Вначале очень старалась, лепила каждую деталь, из этих фигурок получились императоры, высокопоставленные чиновники, генералы и учёные. Но потом, как настоящая женщина, притомилась, и решила ускорить процесс в ущерб качеству. Обмакнула верёвку в глиняную жижу и стряхнула. Из этих комочков появились ремесленники и крестьяне.

Когда поломались четыре столпа, поддерживающих небо, и свод не полностью покрывал землю, начался Всемирный потоп. Но богиня, расплавив камни пяти цветов (представляющих пять священных элементов, металл, воду, дерево, огонь и землю), заткнула ими небесные дыры, и, отрубив у гигантской черепахи четыре ноги, сделала из них новые столпы. Человечество было спасено. Правда, конструкция слегка покосилась (всё-таки, не женская это работа), поэтому все реки в Китае текут на юго-восток.

Будучи наполовину змеёй, Нюйва сохранила способность к обновлению, сбрасывая старую кожу. Поэтому оставалась вечно юной и прекрасной. Её тело было настолько божественно, что непрестанно производило на свет новых живых существ. Поэтому она стала покровительницей брака, богатства и плодородия. Её полузмеиная сущность напоминает о мощной силе Кундалини, огненной спирали энергии, поднимающейся вверх вдоль позвоночника.


Нюйва и Фуси. Рисунок на шёлке

Фуси (伏羲) , брат и муж всемогущей Нюйвы, стал одним из первых трёх властителей Китая. Своим появлением знаменует переход от матриархата к патриархальному обществу. Ему приписывается введение института брака. Как пишет историк Бан Гу во второй половине I века нашей эры, до Фуси люди не знали своего отца, знали только мать, жадно пожирали сырую пищу, не делая запасов, были грязны и не имели законов. Подобно Прометею в греческой мифологии, Фуси обучил людей земледелию, рыболовству, охоте, ремёслам, а также изобрел письменность, увидев первые восемь триграмм на панцире огромной божественной черепахи.

Он выработал первые законы, и обязал всех соблюдать их, а также научил людей следовать воле богов, спрашивая благословение. По легендам, когда на Земле ещё не было людей, он захотел взять в жёны свою сестру (вспомним Изиду и Осириса), но Нюйва вначале противилась. Тогда они решили получить знак свыше, разошлись по разным горам и зажгли костры. Их дым соединился, это было истолковано, как благоприятное предзнаменование. Нюйва и Фуси поженились, и стали изображаться вместе, со сплетенными змеиными хвостами, как символом соединения мужского и женского. Согласитесь, очень напоминает Кадуцей Гермеса, жезл, способный примирять. Или Урей египетских фараонов.

Фуси, по легендам, правил с 2852 по 2737 год до нашей эры. Умер в провинции Хэнань, где есть его памятник.

© Елена Авдюкевич, сайт

© «Прогулка с Драконом», 2016. Копирование текстов и фотографий с сайта сайт без согласия автора или без ссылки на источник запрещены.

Китайская мифология представляет собой сложное сочетание нескольких древнейших мифологических систем – древнекитайской, буддистской и даосской. Реконструировать мифологию Древнего Китая удалось по историческим и философским, религиозным учениям – великим трудам, созданным за несколько веков до нашей эры. В их числе – «Шу-цзин» (датирована XIV-XI в. до н.э., «Книга истории» из конфуцианского пятикнижия), «И-Цзин» (создана в VIII-VII в до н.э., «Книга перемен»), «Чжуан-цзы», (IV-III в.до н.э., по имени философа), «Ле-цзы»(«Трактат учителя Ле»), «Хуайнань-цзы» (II в. до н.э, трактат по мифологии). Немало сведений о классической мифологии почерпнуто из трактата «Шань хай цзин» («Канон гор и морей», III-середина I тысячелетия до н.э.) и поэзии Цюй Юаня.

Древняя китайская мифология

Для китайской мифологии особенно характерно стремление к историзации на всех уровнях. Так, например, герои мифов смежаются с императорами, а второстепенные духи – с чиновниками: считается, что они были реальным личностями, деятелями глубокой древности.

Не меньшее значение имеют и тотемные животные. Принято считать, что в основу китайской мифологии легли верования и легенды двух племен. Первое племя верило, что предком их была ласточка, второе считало прародителем змею. Так, постепенно змея в мифах приобрела облик дракона (Лун), который был связан с подземными силами и стихией воды, а птица по ряду версий является прототипом Фэнхуан – мифической птицы. Объединенный символ Дракон и Фэнхуан – олицетворение государя и государыни.

В этом мифе о Паньгу высказаны космологические представления древних племен Поднебесной, а также высказана одна из ключевых идей восточной философии – связь внешнего и внутреннего космоса.

Цикл мифов о Нюйве, получеловеке-полузмее, считается еще более древним. В мифах Нюйва предстает демиургом, прародительницей людей и всех вещей. И если Паньгу участвует в сотворении стихий и мира неосознанно, пассивно, то Нюйва собственноручно совершенствует и реставрирует мир: например, в мифах она чинит небосвод, подпирает мир ногами черепахи, а также собирает золу тростника, чтобы воды не разлились.

Один из самых известных древних мифов о герое – миф о Фуси, который считается первопредком одного из восточнокитайских племен. Традиционно Фуси представляется в облике человека-птицы, заботящемся о человечестве. Мифы повествуют о том, как Фуси научил людей охотиться и рыбачить, жарить мясо на огне. Именно он считается изобретателем рыболовных сетей и гадальных триграмм. Специалисты предполагают, что в образе Фуси воплотилось тотемное животное – ласточка.

В мифах повествуется и о дальнейшей судьбе Фуси, который, по преданиям, вступил в брак со своей сестрой Нюйвой для возрождения человечества после потопа. При этом согласно ранним мифам потоп был воплощением водного хаоса, а уже после стал трактоваться как наказание за грехи.

Поздняя народная мифология Китая

Для позднего времени в китайской мифологии наблюдается традиция обратная историзации мифических героев. Для Средних веков характерна мифологизация исторических деятелей. Их стали превращать в богов, покровителей городов и ремесел. Сейчас причины обожествления того или иного деятеля кажутся случайными, хотя часто происходило это официально по повелению императора.

Например, мифологизация Лю Бэя, полководца 3 в.н.э. Из его жизнеописаний известно, что в юности он занимался плетением циновок и соломенных туфель, это сделало его в поздней китайской мифологии богом плетенщиков. А его друг Гуань Юй, известный своим мужеством, был обожествлен в качестве стража монастырей, позже – покровителя демонов. А с XVI века он стал богом войны Гуанди. Вот так реальные герои III века до н.э. превратились позднее в универсальных благодетелей.

К концу первого тысячелетия мифологические системы Китая все больше сближаются. Синкретическая мифология объединяет в одну систему буддистскую, даосскую, народную мифологии и героев конфуцианского культа. Еще более активно синкретизация шла в деревне, где в одном храме могли находиться статуи Будды, Конфуция и Лао-цзы. В городах процесс шел медленнее, и приверженцы разных религий еще предпочитали разных божеств.

Однако, синкретизм привел к тому, что в Средние века появился сводный пантеон богов во главе с Юйди. В период позднего Средневековья мифологические герои синкретичного пантеона стали появляться на народных лубках, заменявших китайцам иконы. Эти лубки распространены и по сей день.

Являются чем-то сложным и непонятным. Их представление о мире, духах и божествах сильно отличается от нашего, что приводит к некому диссонансу при их прочтении. Однако если немного вникнуть в их структуру, осознать все происходящее, то перед глазами откроется совершенное новая картина мироздания, наполненная удивительными историями и открытиями.

Особенности китайской миологии

Начнем с того, что все китайские легенды зарождались как песни. В былые времена их играли при дворце императора, в тавернах, дома у очага и даже на улицах. С течением лет китайские мудрецы начали переносить мифы на бумагу, дабы сохранить их красоту для потомков. При этом наибольшее количество древних тестов было занесено в сборники «Книга песен» и «Книга историй».

К тому же многие китайские легенды имеют реальные корни. То бишь, герои этих мифов действительно жили в определенные временные эпохи. Естественно, их способности и умения были явно преувеличены, дабы придать истории большей эпичности. Однако, это не отменяет того факта, что древние мифы Китая имеют огромное значение для историков, так как позволяют увидеть прошлое этого народа.

Появление Вселенной: миф о хаосе

В китайской мифологии есть несколько версий того, как появился мир. Наиболее известная говорит о том, что изначально в бесформенном хаосе обитали лишь два великих духа - Инь и Янь. В один прекрасный «день» им надоела пустота, и они захотели создать что-то новое. Янь вобрал в себя мужское начало, ставши небом и светом, а Инь - женское, превратившись в землю.

Таким образом, два великих духа создали Вселенную. К тому же все живое и неживое в ней повинуется первоначальной воле Инь и Янь. Любое нарушение этой гармонии непременно приводит к бедам и катастрофам. Именно поэтому большинство китайских философских школ построены на соблюдении вселенского порядка и гармонии.

Великий прародитель

Существует еще один миф о появлении мира. Он гласит о том, что вначале не было ничего, кроме огромного яйца, заполненного первозданной тьмой. Также внутри яйца находился великан Пань Гу - прародитель всего живого. Он провел в глубоком сне 18 тыс. лет, но однажды его глаза открылись.

Первым что предстало пред взором Пань Гу, была кромешная тьма. Она давила на него непомерным грузом, и он захотел прогнать ее прочь. Но скорлупа не давала сделать этого, а потому разгневанный великан разбил ее своим огромным топором. В тот же миг все содержимое яйца разлетелось в разные стороны: тьма опустилась вниз, ставши землей, а свет поднялся верх, превратившись в небо.

Но недолго радовался свободе Пань Гу. Вскоре его начала преследовать мысль о том, что небо может упасть на землю, тем самым погубив окружающий мир. Поэтому прародитель решил удерживать небо на своих плечах, покуда то окончательно не закрепится. В итоге еще 18 тыс. лет Пань Гу продержал небосвод.

В конце он понял, что достиг своей цели и упал на землю замертво. Но его подвиг не пропал даром. Тело великана превратилось в великие дары: кровь стала реками, жилы - дорогами, мускулы - плодородными землями, волосы - травой и деревьями, а глаза - небесными светилами.

Основы мира

Китайцы верили в то, что вся Вселенная разделена на три части: небо, землю и подземный мир. При этом сама суша держится на восьми столбах, которые не дают ей утонуть в морской пучине. На таких же опорах держится небосвод, который в свою очередь разделен на девять отдельных зон. Восемь из них нужны для движения небесных светил, а девятая служит местом сосредоточения высших сил.

Помимо этого, вся суша поделена на четыре стороны света или четыре Небесных царства. Управляют ими четыре бога, олицетворяющие основные стихии: воду, огонь, воздух и землю. Сами же китайцы живут посредине, а их страна является центром всего мира.

Появление великих богов

Древние мифы Китая говорят о том, что боги появились на небесах. Первым верховным богом стал Шан-ди, так как именно в нем переродился великий дух Янь. Благодаря своей силе и мудрости он получил трон императора неба и начал править всем миром. Помогали ему в этом два брата: Ся-юань и бог земли Чжун-юань. Остальные божества и духи также были рождены посредством энергии Инь и Янь, но при этом имели куда меньше сил, чем Верховный владыка.

Сам же дворец небожителей находился на горе Кунь-лунь. Китайцы считали, что это удивительной красоты место. Там круглый год царит весна, благодаря чему боги могут всегда любоваться цветением дерева фусан. Также в небесной обители живут все добрые духи: феи, драконы и даже огненный феникс.

Богиня Нюйва - мать человечества

Но на этих двух Нюйва не остановилась. Вскоре она слепила еще около ста фигурок, которые молниеносно разбрелись по всей округе. Новая жизнь радовала Нюйву, но она понимала, что не сможет слепить своими белоснежными руками много людей. А потому, небожительница взяла лиану и погрузила ее в густую грязь. После она вытянула ветвь, и стряхнула с нее куски болота прямиком на землю. Из капель грязи один за другим повставали люди.

Позже китайские аристократы будут говорить о том, что все богатые и успешные люди пошли от тех предков, что были слеплены Нюйвой вручную. А бедняки и рабы всего лишь потомки тех каплей грязи, что были сброшены с ветки лианы.

Мудрость бога Фуси

Все это время за деяниями Нюйвы с любопытством наблюдал ее муж бог Фуси. Он всем сердцем полюбил людей, а потому ему было больно видеть то, что они живут как дикие звери. Фуси решил подарить человечеству мудрость - научить их добывать еду и строить города.

Для начала он показал людям, как правильно ловить рыбу с помощью сетей. Ведь благодаря этому открытию, они смогли наконец-то осесть на одном месте, забыв о собирательстве и охоте. Затем он рассказал людям, как строить дома, возводить защитные стены и обрабатывать металл. Таким образом, именно Фуси привел людей к цивилизации, окончательно отделив их от зверей.

Укротители вод Гунь и Юй

Увы, жизнь возле воды оказалась слишком опасной. Разливы и наводнения постоянно уничтожали все запасы пищи, что сильно тяготило людей. Решить эту проблему вызвался Гунь. Для этого он решил построить первую в мире дамбу, которая заградила бы путь великой реке. Для того чтобы создать такое укрытие, ему необходимо было достать волшебный камень «Сижань», сила которого позволяла моментально возводить каменные стены.

Хранился артефакт у небесного императора. Гунь знал об этом, а потому слезно просил владыку отдать ему сокровище. Но небожитель не захотел отвечать взаимностью, а потому наш герой украл у него камень. Действительно, сила «Сижаня» помогла построить дамбу, но разгневанный император забрал сокровище обратно, из-за чего Гунь не смог завершить свою работу.

Помочь отцу и спасти людей от потопа вызвался Юй. Вместо постройки дамбы, он решил изменить русло реки, отвернув течение от деревни к морю. Заручившись поддержкой небесной черепахи, Юй сделал это. В благодарность за спасение, жители деревни выбрали Юйя своим новым правителем.

Хоу-цзи - властелин просо

Окончательно покорить землю человечеству помог юноша Хоу-цзи. Придания гласят, что его отцом был громовой великан Лэй Шэнь, а матерью - простая девушка из рода Ютай. Их союз породил невероятно умного мальчика, который с детства любил играть с землей.

Впоследствии его забавы привели к тому, что он научился возделывать землю, сажать зерна и собирать из них урожай. Свои знания он подарил людям, благодаря чему они навсегда забыли о голоде и собирательстве.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...