Ирландская флейта вистл. Ирландские народные музыкальние инструменты — Ветер Воды - фолк-рок группа, живая музыка языческой Руси и средневековой Европы

Инструмент, теперь известный среди ирландских музыкантов как , , или tinflute , имеет длинную родословную в исторической летописи народной музыки.

Впервые подобные дудки были известны в Китае, около 5000 лет назад. В Европу их конструкция попала примерно в 11 веке. Самые старые сохранившиеся экземпляры — костяные вистлы 12-ого столетия, недавно обнаруженные при раскопках Высокой улицы в старом нормандском квартале Дублина.

Различные типы свистковых флейт, которые были прародителями современного tinwhistle, часто упоминаются в историях и в законах, управляющих древним ирландским обществом. Существует рассказ, в котором Ailen , предводитель волшебного племени Tuatha de Danann , использует feadan , чтобы разбудить жителей дворца Верховного Короля в Tara , чтобы тот мог выполнить свою «Месть В Канун Ноября», проводимую ежегодно (остаётся только догадываться, что это за мероприятие) .

Игроки на feadan также упоминаюся в повествовании о Короле Ирландии, найденном в Судебных Законах, датируемых третьим столетием нашей эры.

В поэме 12-ого столетия упоминаются cuisleannach (исполнители) на cuisle или дудках) часто присутствующие на ярмарках ещё в дохристианский период. Однако сам поэт описывает их довольно неодобрительно (возможно, в силу лишь личной неприязни, или всё-таки из-за их игры) .

Более одобрительное отношение к cuisle высказзывается переводчиком 12-ого столетия в Acallam na Senorach , сравнивающим этот инструмент с тембром и звуком голоса девушки.

Одно из самых интересных упоминаний даёт поэма, найденная в древнем городе Teach Miodhchuarta . В ней содержатся описания королевских банкетов в Tara; cuisleannach отнесены в то же самое подразделение, что и кузнецы, изготовители доспехов, жонглеры, сапожники, рыбаки (короче, простой люд, ремесленники) , и названы их социальными соотечественниками.

Благодаря исследованим ученых 19-ого столетия стало возможным некоторое понимание того, чем же были эти различные «музыкальные трубки», которые процветали в то время.

Оба названия инструмента — feadan (также называемый feadog ) и cuisle (cuiseach ), относятся к «дудке, трубе, артерии, вене», которые делались из выгнутых стеблей растений типа тростника и других трав, (дополнительное значение feadan — «полая палка»).

Изготовитель uilleann pipes (ирландских волынок) Патрик Эннеллай из Чикаго вспоминал, что, будучи мальчиком в Мейо, он часто делал музыкальные инструменты из соломы зрелого овса, просто удаляя сердцевину стебля, и затем формируя свисток и отверстия для пальцев перочинным ножом.

Скорее всего, основные принципы устройства таких инструментов были обнаружены довольно рано многими людьми. Позже, когда технология обработки продвинулась вперёд, стали использоваться более долговечные материалы типа древесины и кости, а так же различные конструкции свистка, для извлечения звука в инструментах были изобретены язычки и трости.

Высеченные на камнях рисунки 9-11 столетий показывают эти флейты прямыми, или иногда немного изогнутыми у основании. Они обладали узким коническим каналом, который расширялся к основанию, и имели длину примерно 14 или 24 дюйма.

Изготавливаемые в настоящее время вистлы в тональности Bb (си-бемоль) (на два тона ниже «стандатной» тональности D) составляют 14.3/4 дюймов в длину, это предполагаемый, но это не досконально точный строй тогдашних feadog или cuisle .

Гармонические и, возможно, «overblowed», т.е. «передутые» ноты, использовались, как и для подобных типов простых флейт во всем мире.

Продольные представители семейства флейт, найденные сначала в средневековой Бретани и Ирландии, позже были также обнаружены в Сомерсете и Маунтутшире, Англия. Две, сделанные из кости оленя, дудки имели пять верхних отверстий; одна имела два нижних отверстия для больших пальцев, в то время как другая дудка имела только одно. Одна дудка обладала диапазоном в полторы октавы, вторая — две с половиной октавы. Эти инструменты были реставрированы до рабочего состояния, и обнаружилось, что они дают диатонический звукоряд (как современные ). Это свидетельствует о том, что в те времена на таких инструментах можно было играть несложные мелодии.

Современный принадлежит к разновидности музыкальных инструментов, называющихся (в западной традиции) flageolets — флажолетами, известным примером которого является блокфлейта. Чтобы отличить эти инструменты по устройству от других флейт так же используется теермин «свистковая флейта» или «fipple-flute «. Хочется обратить внимание, что теперь flageolet»ом называется свистковая флейта, имеющая четыре верхних и два нижних отверстия, одно из которых — октавное.

Fipple (свисток, фиппл) — устройство, сформированное маленьким блоком, обычно из дерева, закрывающим канал флейты с верхнего конца и формирующего воздушный канал, по корому воздух попадает на лезвие свистка; в некоторых случаях этот деревянный блок не изготавливается отдельно, а является неотъемлемой частью свистка.

Fipples в средневековых костяных флейтах были сделаны из глины. Создавалось узкое пространство в виде щели между фипплом и внутренней стенкой инструмента.

Воздушный поток, формируемый исполнителем, направляется этой системой на острый край дудки сразу за фипплом, таким образом производя звук. Этот тип флейты с продольным воздушным каналом стал известен в Европе в 11 столетии, и, согласно музыковедам, существует сегодня в различных формах во всем мире.

В начале 19 века английский окончательно оформился как инструмент с шестью игровыми отверстиями. Некоторые всё же имели традиционное отверстие для большого пальца, однако техника передувания позволила с успехом обходиться и без него.

История Роберта Кларка

Роберт Кларк жил и работал на ферме в маленькой деревушке Кони Уэстон, что в Англии, простым чернорабочим. Он был талантливым музыкантом, и при всяком удобном случае неплохо играл на деревянном вистле. Может именно из-за этого, а может и по другой причине, но в 1843 году хозяин фермы обвинил его в недобропорядочности, и уволил беднягу.

Роберту пришлось искать способ, как зарабатывать себе на хлеб, да ещё и содержать семью.

Тогда он и заинтересовался возможностью изготовления вистла из металла, наподобие имевшегося у него деревянного. Почему из металла? А спросите современных изготовителей вистлов из дерева, почему они так дороги?:) Роберт узнал о существовании нового материала — «tinplate», то есть белой жести. Так называли стальные листы, покрытые оловом. Олово препятствовало коррозии стали, да и вообще улучшало эстетические свойства материала.

Кларк отправился к знакомому кузнецу, и спросил, можно ли достать tinplate, и как сделать из жести дудочку «…как вот эта, деревянная»? Не видя в этом трудности, кузнец помог (а когда это ребята не помогали?) , и у Роберта получилась неплохой инструмент. Причем, настолько неплохой, что он решил начать бизнес по изготовлению !

Его родная деревня не была местом, где можно было открыть настоящее дело. Поэтому Кларк, собрав инструменты и прочий скарб, погрузил всё это в тележку, и, вместе с сыном (кстати, тоже Робертом) отправился в Ланкашир, где, как ему сказали, «есть, где развернуться».

Так шли они, толкая тележку перед собой от Кони Уэстон аж до самого Манчестера.

Когда по пути встречались деревни и городишки, где был рынок, Кларк останавливался там и делал тин-вистлы, чтобы тут же продать. При всех он мастерил свои дудочки и тут же играл на них. Говорят, гудящий рынок замирал и слушал, как наш герой играет свою любимую мелодию «Danny Boy «.

Иногда ему встречались ирландские чернорабочие, что строили железные дороги и каналы, и он продавал вистлы им — ведь просил Роберт немного, и практически каждый мог купить для себя этот незатейливый музыкальный инструмент. Так тин-вистлы попали в Ирландию, и скоро стали самым любимым ирландским народным инструментом.

Достигнув Манчестера, Роберт Кларк организовал фабрику, и вскоре стал преуспевающим производителем. Позже он отстроил новую, настоящую фабрику, два

дома, да ещё и церковь в близлежащей деревушке Нью-Мостон. К тому времени он был уже довольно богатым человеком…

До сих пор The Clarke Tinwhistle Company производит вистлы, и до сих пор они доступны практически каждому. Вистл, возможно, один из самых недорогих и простых музыкальных инструментов. Свои первые вистлы Кларк называл «Meg», это викторианское слово означает монету в пол-пенни, — именно за это сумму можно было приобрести инструмент у Роберта.

Теперешняя модель «Meg» выпускается в память о тех днях, и теперь это самый дешёвый (но далеко не самый худший) вистл в мире.

Ты можешь купить себе такой, или даже первоначальный вариантClarke Original , и прикоснуться к истории Роберта Кларка — человека, делавшего инструменты для народа…

Немного о

Инструмент, называемый теперь (дословно: низкий свисток) является очень близким родственником обычному вистлу (я не буду употреблять выражение , которое иногда используется для более чёткого смыслового различения этих инструментов). Широкая популярность среди традиционных музыкантов современности заставляет внимательнее приглядеться к этому относительно молодому инструменту. Более богатый, сложный, глубокий и задумчивый звук позволяет делать интересные аранжировки произведений не только в жанре традиционного фолка, но и в производных от него стилях.

Согласия относительно происхождения нет, выделяют три основных версии происхождения «низкого свистка».

Low whistle как инструмент 17-го столетия

Низкий вистл сначала называли «вертикальной флейтой» из-за его формы. Это — потомок блокфлейт, разработанных в течение 16-ого столетия. Первые имели конический канал и шесть игровых отверстий, заимствованных от ранних поперечных флейт. Они делались из дерева, и были ненастраиваемыми. В конце 17 века, когда металлообработка достигла нужного уровня, низкие вистлы начали изготавливать из латуни и никеля. Для этого, как правило, металл скатывали в трубку и спаивали, как конический вистл Кларка. Некоторые инструменты уже имели слайд для настройки. Эти вистлы использовались в течение всего 18 века, и были найдены в Ирландии, Великобритании, Канаде и Соединенных Штатах. Говорят, что повторное появление вертикальных металлических флейт в ирландской музыке произошло в 1970-х годах благодаря музыканту Finbar Furey . Также считается, что именно он ввёл термин ««.

Low whistle как инструмент 20-ого столетия

Низкий вистл — недавнее изобретение (возможно, не более 30 лет назад); и тому же, принят в ирландскую традицию ещё более недавно. Применение лоу-вистла в шоу «Riverdance» способствовало узнаваемости и популяризации инструмента, однако немногие музыканты нашли эту новинку пригодной к употреблению вместо традиционных флейты или обычного . Вообще говоря, чаще всего используют как инструмент «специальных эффектов» на нескольких отдельно взятых мелодиях. Хотя есть некоторые исполнители, играющие исключительно на низких вистлах. Многим кажется, что низкий вистл позволяет получить звук, подобный флейтовому, при этом без техусилий, что требует флейта. Это мнение не совсем верно, так как флейта всё же звучит неповторимо, да и не всегда так прост в игре, как . Можно с допущением сказать, что — что-то среднее между вистлом (по простоте игры) и флейтой (по богатству звука). Но это чисто моё мнение, перейдём к третьей, наиболее распространенной теории.

Low whistle как изобретение Бернарда Овертона

В конце шестидесятых одними из самых известых музыкантов, что задавали тон на английской фолк-сцене, были братья Эдди и Финбар Фьюри. Основным явлением был состав Финбара под названием «Одинокий лодочник». Сам Финбар играл в этой группе на индийской бамбуковой флейте в Ля-бемоле. В конце концов этот инструмент, в силу физического износа, дал трещину, и держался последние свои дни только благодаря липкой ленте и жевательной резинке. Однажды ночью Финбар случайно сел на свою несчастную флейту, доконав её окончательно.

Необходимость в новом инструменте вынудила Финбара сделать заказ у английского мастера по имени Бернард Овертон. Он в то время занимался изготовлением поперечных флейт. Бернард взялся за создание опытного образца в тональности СОЛЬ… Когда инструмент был готов, он настолько понравился Финбару, что тот попросил Бернарда сделать для него ещё один, в тональности РЕ (ниже ровно на октаву). Это было рождением династии Overton

Популярность Финбара Фьюри была высока, и на концертах многие спрашивали у него, где он взял этот новый инструмент. Так Бернард Овертон начал получать свои первые заказы, и вскоре уже оставил всю остальную работу, полностью занявшись изготовлением низких вистлов. В настоящее время лоу-вистлы Overton изготавливаются в более 20 различных тональностях, также производятся специальные модели (с дополнительнымим игровыми отверстиями и нестандартными характеристиками).

Многие производители начали делать , в большей или меньшей степени копируя модели Overton . Однако мало кому удалось приблизиться к звуку «космической водосточной трубы», как иногда называют эту марку лоу-вистлов за узнаваемый звук.

Несколько лет назад Бернард Овертон решил оставить изготовление вистлов, приняв решение, которые могло разрушить хрупкий рынок продажи мастеровых вистлов. Бернард продал права изготовления вистлов Overton двум людям — Колину Голди и Филу Харди.
Колин Голди придерживаеся полностью ручной работы, и делает вистлы точно так же, как делал их Бернард Овертон. Его инструменты пользуются большим уважением и спросом благодаря безупречности и стабильности качества звука. К несчастью, в 2008 году Берднард ушёл из жизни, и, с августа 2009, по требованию семьи Бернарда Овертона, Колин Голди не называет больше свои вистлы «Overton» . Теперь он использует свою собственную фамилию — «Goldie» , сохранив высочайшее качество и неповторимый звук инструментов. Фил Харди пошел по более коммерческому пути. Довольно быстро он разработал новую серию вистлов, основанную на дизайне Overton , но заводского, а не ручного изготовления. Теперь эти вистлы выпускаются под маркой «Chieftain» , и, благодаря массовому производству и хорошему соотношению цена/качество стали очень распространены. Фил Харди, одако, производит и более дорогие лоу-вистлы полностью ручного изготовления под маркой «Kerry Pro» .
«Вот снова пиар!», скажете вы, но тут уж ничего не поделаешь… Много лет термины « » и «Overton » были практически синонимами, и я не знаю другой истории, которая могла бы более достойно расказать о рождении этого нового инструмента, одного из самых молодых инструментов на свете. Красивый инструмент — красивая история, так уж у нас заведено… :)

Статья взята с сайта tinwhistle.breqwas.net

Редко какая ирландская музыка обходится без вистла. Веселые джиги, быстрые польки, медленные душевные эйры – везде можно услышать голоса этих аутентичных инструментов. Вистл представляет собой продольную флейту со свистком и шестью отверстиями. Изготавливается, как правило, из металла, но часто можно встретить и варианты из дерева или пластика.

Они очень дешевы, а научиться азам игры гораздо проще, чем на блокфлейте. Возможно, именно это принесло инструменту такую популярность среди фолк-музыкантов по всему миру. А может, виной стал тому яркий, немного с хрипотцой, звук, который навевает мысли о зеленых холмах Ирландии и хмельных средневековых ярмарках.

История вистла

Разные варианты духовых инструментов можно найти в любой стране мира. Не стала исключением и территория современной Великобритании. Упоминания о первых вистлах датируются 11-12 веками. Дудочки легко сделать из подручных материалов, поэтому они особо ценились среди простого люда.

К XIX веку сформировался определенный стандарт – продольная форма и 6 отверстий для игры. В это же время жил Роберт Кларк – англичанин, который внес наибольший вклад в развитие этого инструмента. Хорошие флейты вырезали из дерева или кости – довольно трудоемкий процесс. Роберта посетила идея сделать вистл из металла , а именно из белой жести.

Так появился современный тин-вистл (в переводе с англ. tin – жестяной). Кларк собирал дудки прямо на улицах, а затем продавал их по очень доступной цене. Дешевизна и колоритное хрипловатое звучание покорили людей. Больше всего их полюбили ирландцы. Жестяная флейта быстро прижилась в стране и стала одним из самых узнаваемых народных инструментов.

Разновидности вистлов

Сегодня существует 2 вида вистлов. Первый – это классический tin whistle , придуманный Робертом Кларком. Второй – low whistle – появился только в 1970-х годах. Он примерно в 2 раза больше своего меньшего брата и звучит на октаву ниже. Звук же получается более глубокий и мягкий. Особого распространения не получил, и чаще всего применяется для аккомпанирования тин-вистла.

Ввиду примитивной конструкции, играть эти флейты могут лишь в одном строе. Производители выпускают разные варианты вистлов для игры в различных тональностях. Самая распространенная – Ре второй октавы (D). Именно такую тональность имеет подавляющее большинство композиций ирландской фолк-музыки. Первый инструмент каждого вистлера должен быть именно в Ре.

Основы игры на вистле – как научиться играть?

Если вы знакомы с блокфлейтой, понять суть тинвистла – дело десяти минут. Если нет – ничего страшного. Это очень простой в освоении инструмент. Немного усердия – и уже через пару дней вы будете уверенно наигрывать простые народные песенки.

Сначала нужно правильно взять флейту. Для игры вам потребуется 6 пальцев – указательный, средний и безымянный на каждой руке. Большими пальцами вы будете удерживать инструмент. Левую руку расположите ближе к свистку, а правую – к концу дудки.

Теперь попробуйте закрыть все отверстия. Прикладывать силу не нужно – просто положите подушку пальца на дырочку. Когда все будет готово – можно начинать играть. Нежно подуйте в свисток. Слишком сильный поток воздуха вызовет «передув» – очень высокую визжащую ноту. Если вы плотно закрыли все дырки и дуете с нормальной силой – получится уверенно звучащая нота Ре второй октавы (D) .

Теперь отпустите безымянный палец правой руки (он закрывает самое дальнее от вас отверстие). Высота звучания изменится, и вы услышите ноту Ми (E) . Если, к примеру, отпустить все пальцы – получится До диез (C#) .

Список всех нот показан на картинке.

Как видно, в распоряжении вистлеров всего 2 октавы. Не очень много, но хватает, чтобы сыграть большинство композиций. Схематичное изображение дырочек, которые нужно закрыть, называется аппликатурой. В сети можно найти целые сборники мелодий именно в таком варианте. Чтобы научиться играть, можно даже не знать нотной грамоты. Идеальный инструмент для начинающих музыкантов!

Возможно, вы обратили внимание на плюсик в аппликатурах. Он означает, что дуть нужно сильнее, чем обычно . То есть, чтобы сыграть ноту на октаву выше, нужно зажать те же самые отверстия и просто усилить поток воздуха. Исключение составляет нота Ре. В ее случае лучше отпустить первую дырочку – звук получится чище.

Другая важная часть игры – артикуляция . Чтобы мелодия получалась яркой и не смазывалась – ноты нужно выделять. Попробуйте во время игры сделать языком движение, как будто вы хотите сказать слог «ту». Таким образом, вы выделите ноту, сделаете акцент на смене высоты звучания.

Когда вы сможете одновременно перебирать пальцами и «ту-кать», приступайте к изучению своей первой мелодии. Для начала выбирайте что-нибудь помедленнее, желательно, в пределах одной октавы. И уже через несколько дней тренировок вы будете в состоянии сыграть что-нибудь, вроде саундтрека к фильму «Храброе Сердце» или известной бретонской песенки «Ev Chistr ‘ta Laou!».

Ирландская дудочка (висл, дословно - свисток, что в общем правильно, если посильнее дунуть) - одна палочка и девять дырочек. Шесть рабочих отверстий позволяют извлечь семь нот натурального мажора. Вторую и начало третьей октавы играют передуванием. Специальные комбинации позволяют брать бемоли. Делают их во многих тональностях - A, Bb (строй волынки), C, D, Eb F, G (это сказывается на размере); остальные - по заказу. В основном иcпользуют C и D - соответственно для песен в C/Dm и D/Em.

Вислы бывают двух основных типов - цилиндрические и конические . Цилиндрические представляют собой металлическую трубку (из бронзы или никеля) с просверленными отверстиями и пластиковым мундштуком. Отличаются ярким звуком. Основные марки: Generation, Feadog, Waltons.

Профессиональные цилиндрические вислы делают целиком из алюминия. Оригинальный сильный звук, который уже и не висл, но еще и не флейта. Марки: Howard, Chieftain.

Конические вислы (известные как Pennywhistle - название свое получили за то, что некоторые шустрые граждане, играя на этих самых вислах в общественных местах, умудрялись заработать немножко этих самых пенни) - как видно на фото - свернутый в конус жестяной лист, пропаянный по шву с обратной стороны, с деревянной вставкой в мундштуке. Характерный достаточно мягкий "шипяший" звук. Выпускаются также на октаву ниже (low whistle). При игре с другими инструментами создает ощущение "глубины звука". Марки: Clark, Shaw

Шотландская волынка (Great Highland Bagpipe) полного размера (full size) убивает все живое в радиусе 3 метров от волынщика. Попытки играть на ней в маленких залах типа Magnifique оканчиваются полным параличом публики. Состоит собственно из bag"a (т.е. сумки), мундштука, нескольких дронов (drones - издающих характерный звук постоянного тона, обычно 1 бас, 2 тенора) и чантера (chanter), обычно в Bb, на коем, собственно, и играется мелодия.


Кстати о мелодии. Если кто не знает - объясняем: окромя того что это шоу, это еще и музыка, и если вы не в состоянии запомнить мелодию, это еще не значит, что ее не помнит волынщик.

Для того чтобы люди не умирали на концертах и домашних сейшнах, была придумана малая волынка (smallpipe) . Основное ее отличие от большой - вполне приемлимая сила и без того неоднозначного на восприятие звука (я от него в восторге... первые 10 минут). Кроме того, в нее гораздо легче дуть, так что изучать премудрости игры лучше именно на ней.


Кстати об обучении. Наряду с тренировкой легких, на первых порах рекомендуется использовать Practice chanter (тот же чантер, что и в волынке, но с мундштуком), в который и дуть легче, и забот не так много - надувать, нажимать, играть... и все сразу!

Угадайте, что это?

Едва ли вы угадали - это , или, по-русски говоря - электронный тренировочный чантер, имитирующий шотландскую волынку. С правой стороны имеется гнездо для подключения наушников. Поддерживает натуральные звуки C и D. Выпускается с черным, либо прозрачным корпусом (видимо по аналогии с прорезями на Hi-End технике для наблюдения магического свечения ламп и пр. крутостей). Ежели вы всерьез планируете тренироваться в неподходящих для этого местах (по пути на работу / с работы / к любимой девушке/ или когда она только что заснула, а тем паче если "она" - это не она, а, скажем, теща!) может быть, этот девайс и поможет вам.

Для больших любителей выкурить трубочку во время концерта придумана еще одна хитрая вещь - Uilleann (Elbow) Pipe (ирландская волынка) . Как вы уже наверное догадались, дуть в нее не надо. Закачка воздуха производится с помощью мехов. Стандартный строй - D, но по заказу делают любые.


От шотландских волынок UP ушла так же далеко, как флейта Бема от висла: чантер позволяет брать полутона, так что строй становится непринципиальным. Кроме того, трость позволяет передуванием играть на октаву выше. С помощью дополнительных регуляторов на дронах появляется возможность вытворять всякие интересные штуки типа игры аккордами.

Кроме полной комплектации UP бывают половинной - без дополнительных регуляторов, и ученической - без дронов.

Традиционный ирландский ударный инструмент, как правило - деревянная рама, обтянутая натуральной кожей. Держат левой рукой, уперев в брюхо; бьют правой, зажав в ней палочку на манер авторучки так, чтобы при скользящих ударах вниз-вверх оба конца палочки били по коже (основная техника).



Палочки (stick) кроме стандартной формы бывают вычурной и еще более вычурной со смещенным центром тяжести.

Характер звука значительно меняется в зависимости от угла, под которым происходит удар и от положения левой руки на внутренней поверхности кожи. Бывают настраиваемые (tuneable) и ненастраиваемые модели диаметром 14-22 дюйма.

Семейство мандолин кроме всем привычной маленькой мандолины (mandolin) включает в себя старшую сестренку мандолу (mandola) , мамашу мандоцело (mandocello) и папашу мандобас (mandobass) - отставить улыбку!. Однажды малютку мандолину соблазнил сорванец банджо (banjo) . Плод их юной любви, появившийся через положеное время, нарекли мандобанджо (mandobanjo) . Подобный поворот событий не мог не отразиться на ближайших родственниках. Дядюшка ситар (sittern) так расстроился, что вместо ADADA стал звучать как ADGAD, а временами даже как DGDAD, а тетушка бузуки (bouzouki) - ну и имена у этих греков! - даже обзавелась дополнительной парой струн, чтобы не выделяться из стройных рядов семейства мандолин. Между тем бесчинства извращенца банджо на том не закончились. Привлеченный классическими формами, он обесчестил почтенную гитару, оставив на память о пылком африканском любовнике дочурку гитарбанджо (guitar banjo) . Опасаясь мести со стороны возмущенной общественности, банджо сделал слабую попытку загримироваться - обзавелся 5-ой струной (размеров на 5 меньше - видимо отобрал у какого-то дитяти) и сменил строй на GDGBD. Но это не помогло ему уйти от ответа: пойманный разъяренной толпой, он был кас... ну, в общем, оторвали ему лады и натянули нейлоновые струны на гриф.

Мандолина строится так же как скрипка - GDAE. Кроме классической итальянской формы с грушевидным кузовом (round back) в фолк-музыке чаще используется модель с плоским кузовом (flat back - на примере мандолы). И не удивительно. Уверенно держать в руках инструмент, задняя часть которого представляет собой вытянутую полусферу, да еще покрытую лаком, можно лишь в трезвом состоянии, усевшись в классическую позицию "нога на ногу". Подобные требования к музыканту, как вы понимаете, привели не к укреплению трезвого образа жизни, а к появлению инструмента, который твердо стоит между ног. Новый дизайн получил название "кельтского".

Тенор мандола (tenor mandola) строится так же как альт - CGDA и внешне напоминает подрощенную мандолину. Правда, в ирландской музыке чаще используется октав мандола (octave mandola, америкацы кличут ее octave mandolin), настраиваемая как GDAE на октаву ниже мандолины.

Мандоцело (mandocello) строится на октаву ниже тенор мандолы CGDA. Выглядит соответственно на октаву больше.

Мандобас (mandobass) строится EADG . Выглядит, хм... соответственно.

Ситар (sittern) в последнее время, как и другие инструменты семейства мандолин, сменил дизайн на плоскокузовной (flat back), так что основным отличием осталось наличие 10 парных струн, которые строятся как кому в голову взбредет, и более короткий и широкий гриф (на самом деле, струн может быть и больше, и меньше - от 8 до...). Встречаются варианты настройки ADADA, ADGAD, DGDAD, плюс ко всему часто используют каподастр.


Бузуки (bouzouki) - греческий вариант лютни. Традиционные греческие строятся CFAD. Вообще-то раньше их делали с шестью парными струнами (DAD), но сейчас греческие мастера делают в основном восьмиструнные CFAD с грушевидным кузовом (round back).

Ирландские музыканты в своем стремлении все подобные инструменты перестроить в GDAE не обошли вниманием и бузуки, заодно приведя к общему знаменателю и дизайн. Появление моделей с плоским кузовом (flat back) сделало бузуки очень похожими на октав мандолу, вот только гриф у бузуки подлиннее. Подобная адаптация привела к тому, что грань между "ирландскими" бузуки (irish bouzouki) и октав мандолой пролегла где-то в районе 58-го сантиметра шкалы грифа, так что все что короче - мандола, что длиннее - бузуки. Звук у "ирландской" разновидности более открытый и яркий, чем у греческой, да и держать ее поудобнее.


Тенор банджо (tenor banjo) широко используется не только в традиционной ирландской музыке, но и в традиционном джазе. У него более мелкая мензура, чем у G банжо, и четыре струны, настроенных CGDA, но практически все ирландские музыканты настраивают ниже - GDAE, на октаву ниже мандолины и скрипки. Большей популярностью пользуются инструменты с укороченной мензурой (17 ладов вместо 19), поскольку их аппликатура соответствует скрипичной.


5-тиструнное банджо (5-string banjo) обычно используется в bluegrass и country музыке, но в порядке диверсификации используется в качестве аккомпанемента в песнях различных музыкальных направлений. Среди вариантов настройки наиболее распространены gDGBD и gCGDB. Отличается наличием 5-й струны, пришлепнутой сбоку-припеку на пятом ладу со стороны басовых струн. Безладовый вариант банджо (fretless banjo), как правило с нейлоновыми струнами, использовался раньше для игры вместе со скрипкой в силу более согласованного звучания.

Мандобанджо либо банджолин (mandobanjo or banjolin), как видно из названия - результат неправильной ликвидации погрома в музыкальном магазине: резонатор от банджо, гриф от мандолины, звук - ну, это надо слышать.


Гитарбанджо (guitar banjo) - идеальный выход для гитариста, когда хочется извлекать звуки банджо, а учиться лень. Собственно, гитарный гриф, 6 струн, те же аккорды, а звук...


То что в Италии принято называть violin , а в России скрипкой, в руках ирландского музыканта превращается в фиддл . Так что если на сцене кто-то кого-то называет Фидлером - это не конкурс молодых еврейских дарований, а концерт ирландской музыки.


По материалам сайта группы Воинство Сидов (Slua Si)

Звучание инструмента Вистл на викискладе

Различные вистлы

Вистл (от англ . tin whistle , в дословном переводе «жестяной свисток, дудочка», варианты произношения (русск.): вистл, висл , первое более распространено) - народная продольная флейта с шестью отверстиями на лицевой стороне, широко используемая в народной музыке Ирландии , Шотландии , Англии и некоторых других стран.

Строй

Вистл - диатонический инструмент с диапазоном примерно в 2 октавы. Аппликатура простая, вилочные аппликатуры и закрытие отверстий наполовину используются редко, за исключением пониженной седьмой ступени, позволяющей играть во второй тональности. С помощью усложнённой аппликатуры можно добиться почти полного хроматического ряда.

Наиболее распространенный строй - D (ре второй октавы), также производятся тинвистлы в большинстве тональностей от G (соль второй октавы) до G (соль первой), инструменты в A и G иногда считаются уже лоу-вистлами.

История

История инструмента теряется в веках, поскольку подобные флейты ведут своё происхождение с доисторических времён и встречаются практически у каждого народа на Земле.

Собственно «tin» - то есть жестяной, whistle появился в 1843 году в Англии. Небогатый фермер Роберт Кларк (Robert Clarke) имел деревянный вистл и захотел сделать подобный, но из нового материала tinplate (луженая жесть), который тогда только появился. Новый инструмент получился настолько удачным, что Кларк решил начать свой бизнес. Вместе со своим сыном он путешествовал по Англии, возя с собой свои инструменты и материалы в ручной тележке. Останавливаясь в городах и деревнях, особенно на рынках, Кларк на глазах у населения сворачивал тин-вистлы из листка жести, получалась коническая трубочка, которая потом закрывалась с одного конца деревянной пробкой - получался свисток, затем в трубочке прорезались отверстия. Кларк тут же демонстрировал инструмент, играя на нём мелодии для зрителей. Дудочка стоила один пенни, от этого происходит ещё одно её название - penny-whistle . Иногда дудочки Кларка покупали ирландские моряки и другие люди с Зелёного острова, которые привозили их домой. Так тин-вистл попал в Ирландию.

В Ирландии дудочка пришлась всем по душе, поскольку очень хорошо подходила для исполнения ирландской народной музыки. Производство Роберта Кларка дожило до наших дней, вистлы марки Clarke пользуются неизменной популярностью по всему миру, в особенности как инструмент для начинающих.

Впоследствии тин-вистлы стали изготовлять из различных материалов, из металлических трубок, латунных, алюминиевых и т. д. Различных видов пластика и других материалов.

Тин-вистл получил гораздо большее распространение по всему свету в 60-70-х годах XX века на волне возрождения интереса к народной музыке в Ирландии и за её пределами. Практически все известные фолк-группы использовали тин-вистл в своей деятельности. Появились новые фирмы и мастера-изготовители тин-вистлов.

Применение

Несмотря на кажущуюся примитивность устройства, тин-вистл - в контексте ирландской народной музыки - довольно изощренный инструмент, обладающий гораздо большими возможностями, чем кажется на первый взгляд. Техника исполнения на нём, вероятнее всего, сложилась под влиянием техники игры на ирландской волынке uilleann pipes , которая имеет давнюю традицию и довольно сложна. Многие ирландские музыканты прославились именно благодаря своей мастерской игре на вистле, например Мэри Бёргин (Mary Bergin) , записавшая в конце 70-х два альбома под названием Feadoga Stain 1 & 2 (Tin Whistles 1 & 2) , которые оказали и продолжают оказывать заметное влияние на вистлеров всего света.

Известные исполнители-вистлеры:

  • Willie Clancy
  • Mary Bergin
  • Paddy Moloney
  • Sean Potts
  • Brian Finnegan
  • Joanny Madden
  • Sean Ryan
  • Cormac Breatnach
  • Michael McGoldrick

Современные вистлы

В наши дни существует множество различных видов тин-вистлов. Это и дожившие до наших дней жестяные конические вистлы Clarke , и распространенные латунные с пластмассовым свистком Generation , доступные пластиковые вистлы Dixon и Susato и деревянные вистлы профессиональных изготовителей.

Наиболее популярные производители:

  • Clarke
  • Waltons"s
  • Feadog
  • Tony Dixon
  • Susato
  • Chieftain
  • Overton/Goldie
  • Abell

Вистл один из самых распространенных инструментов в мире, во многом благодаря своей доступности: дудочка начального уровня, вполне приемлемая по качеству, может стоить 5$, инструменты профессонального уровня стоят от 100$ до 700$, но некоторые профессионалы предпочитают дешевые вистлы . Самые дорогие, как правило, деревянные мастеровые вистлы.

Лоу-Вистл

Музыкант, играющий на лоу-вистле

Low-Whistle - Лоу-Вистл - низкая разновидность тин-вистла. Отличается более низкой настройкой и большим размером, а также большей требовательностью к дыханию и меньшей подвижностью. Имеет более глубокий и густой тембр. Поэтому лоу-вистл часто применяется для исполнения медленных мелодий. Изготовляется из металла, пластика или дерева.

Наиболее распространенная тональность - D (ре первой октавы, на октаву ниже обычного тинвистла). Изготавливается в большинстве тональностей от G (соль первой октавы) до G (соль малой). Наиболее низкие тональности встречаются очень редко и иногда называются «басовыми».

История

Вероятно, продольные флейты, подобные лоу-вистлу, существовали ещё в XVI веке, этот факт остается спорным.

Изобретателем лоу-вистла в его современном виде считается английский джазовый музыкант и изготовитель инструментов Бернард Овертон (Bernard Overton) , который в 1971 году сделал лоу-вистл для известного ирландского музыканта Финбара Фьюри (Finbar Furey) , который утратил свой бамбуковый вистл в процессе гастролей. Сделав два первых лоу-вистла, которые Фьюри активно использовал в выступлениях, Овертон начал получать заказы от других музыкантов.

Начало массовой популярности лоу-вистла пришлось на 90-е годы XX века после известного танцевального шоу Риверданс (Riverdance) , в котором музыкант Дэйви Спилла́н (Davy Spillane) играл на этом инструменте.

Ссылки

  • Сайт, посвящённый вистлу (рус.)
  • Всемирно известный англоязычный форум, посвящённый вистлу, и другим духовым инструментам (англ.)

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Tin whistle (Вистл)

Тинвистл , Вистл , Висл , Пеннивистл (англ. "Tin Whistle" , "Penny Whistle" ) - простая продольная народная флейта, близкая по устройству к свирели и (в плане устройства свистка) к блокфлейте. Широко используется в ирландской традиционной музыке, и в других близких жанрах.
На базовом уровне это довольно простой инструмент, даже проще блокфлейты. Однако традиционный стиль игры на вистле предполагает изучение достаточно сложной системы пальцевой орнаментации (украшений) . К тому же традиция исполнения большинства ирландских (и не только) народных мелодий предполагает игру в достаточно быстром темпе (слайды, джиги, рилы, польки).

Базовые сведения

Вистл состоит из свистка и тела с шестью игровыми отверстиями на лицевой стороне.

Распространенные названия различных частей инструмента:

Хороший рассказ о вистле, базовых вещах типа постановки рук и извлечения нот:

Вистл относят к диатоническим инструментам, что означает что все его ноты расположены по чистым квинтам или квартам. Первые семь нот вистла сыгранные последовательно от нижней ноты (все отверстия закрыты) до верхней (все отверстия открыты) образуют диатоническую мажорную гамму, тоника (первая ступень (нота) мажорной гаммы) которой, очевидно, совпадает с тональностью (строем) вистла. Таким образом, для вистла в строе ре (D) получим гамму ре-мажор, для вистла в строе ми-бемоль (Eb) - ми-бемоль-мажор и т.д. Полный список смотри ниже.

Диатоники для различных распространенных тональностей вистлов:
(Здесь и далее для краткости я называю диатоникой диатоническую гамму)

Строй вистла Список ступеней, образующих диатоническую гамму
I II III IV V VI VII
F# (фа-диез мажор), тоже самое,
что и Gb (соль-бемоль мажор)
F# (Gb) G# (Ab) A# (Bb) B C# (Db) D# (Eb) F
F (фа мажор) F G A Bb (A#) C D E
E (ми мажор) E F# (Gb) G# (Ab) A B C# (Db) D# (Eb)
Eb (ми-бемоль мажор), тоже самое,
что и D# (ре-диез мажор)
Eb (D#) F G Ab (G#) Bb (A#) C D
D (ре мажор) D E F# (Gb) G A B C# (Db)
C# (до-диез мажор), тоже самое,
что и Db (ре-бемоль мажор)
Db (C#) Eb (D#) F Gb (F#) Ab (G#) Bb (A#) C
C (до мажор) C D E F G A B
B (си мажор) B C# (Db) D# (Eb) E F# (Gb) G# (Ab) A# (Bb)
Bb (си-бемоль мажор), тоже самое,
что и A# (ля-диез мажор)
Bb (A#) C D Eb (D#) F G A
A (ля мажор) A B C# (Db) D E F# (Gb) G# (Ab)
Ab (ля-бемоль мажор), тоже самое,
что и G# (соль-диез мажор)
Ab (G#) Bb (A#) С Db (C#) Eb (D#) F G
G (соль мажор) G A B C D E F# (Gb)
Аппликатура (схема закрытия отверстий)
X - закрыто, O - открыто, свисток слева
XXXXXX XXXXXO XXXXOO XXXOOO XXOOOO XOOOOO OOOOOO

С помощью вилочных аппликатур или полуприкрытых отверстий можно добиться хроматического звукоряда, но если вы собираетесь играть исключительно традиционную музыку, необходимость в этом будет возникать редко (за исключением повышения 4 или 6 ступени для игры в дополнительных тональностях, об этом читай ниже).

Основная аппликатура вистла (на примере вистла в строе D):


Полная аппликатура вистла, включая полутона и ноты третьей октавы на примере вистла в строе D (кликните для увеличения):


Диапазон хорошего вистла - две октавы, плюс опциональное количество нот третьей октавы. Переход на октаву выше производится передуванием - усилением силы вдуваемой струи, аппликатура при этом не меняется.
Как это часто бывает у духовых, аппликатура вистла не зависит от строя, поэтому научившись например играть на высоком вистле в ре, вы автоматически осваиваете всю линейку тональностей, в том числе и лоувистлы (если не брать во внимание различия касающиеся расхода воздуха, давления и способов удержания). Таким образом, взяв например в руки вистл в соль и играя на нем произведение так, как на вистле в ре, вы получите то же самое произведение, только транспонированное. Отчасти этим объясняется тот факт, что большинство вистлеров охотнее используют отдельные инструменты в других тональностях при необходимости, а не выпендриваются с альтернативными аппликатурами на одном. Исключением являются разве что "дополнительные" диатоники, которые легко можно получить на любом вистле повышая одну из ступеней на полтона - для ре-шного вистла это прежде всего соль-мажор (повышаем си на полтона - извлекая до) и, реже, ля-мажор (повышаем соль на полтона - извлекая соль-диез).
Ниже перечислены наиболее употребительные "дополнительные" диатоники для разных тональностей вистлов, у каждого вистла их две (остальные используются редко, т.к. для их извлечения нужно повышать больше одной ступени, что накладно держать в голове, и легче взять отдельный инструмент).
Первая из перечисленных "дополнительных" диатоник в любом строе исполняется повышением 6-ой ступени (или понижением 7-ой ступени, если вам нравится такая точка зрения), которое достигается полуприкрытием 1-го отверстия (договоримся, что нумерация отверстий начинается со свистка), либо вилочной аппликатурой - закрытием 2-го и 3-го отверстий. Это наиболее употребительная "дополнительная" диатоника.
Вторая из перечисленных "дополнительных" диатоник в любом строе исполняется повышением 4-ой ступени (понижением 5-ой), которое обычно достигается путем закрытия 1-го и 2-го отверстия и полуприкрытия 3-го. Это диатоника по-сложнее и используется гораздо реже.

"Дополнительные" диатоники для различных распространенных тональностей вистлов:

Строй вистла Повышение 6-ой ступени
(исполняется вместо 7-ой ступени нижней октавы,
гамма начинается с 4-ой ступени нижней октавы)
Повышение 4-ой ступени
(исполняется вместо 4-ой ступени верхней октавы,
гамма начинается с 5-ой ступени нижней октавы)
F# / Gb си-мажор (извлекая E) до-диез-мажор (извлекая C)
F ля-диез-мажор (извлекая D#) до-мажор (извлекая B)
E ля-мажор (извлекая D) си-мажор (извлекая A#)
Eb / D# соль-диез-мажор (извлекая C#) ля-диез-мажор (извлекая A)
D соль-мажор (извлекая C) ля-мажор (извлекая G#)
C# / Db фа-диез-мажор (извлекая B) соль-диез-мажор (извлекая G)
C фа-мажор (извлекая A#) соль-мажор (извлекая F#)
B ми-мажор (извлекая A) фа-диез-мажор (извлекая F)
Bb / A# ре-диез-мажор (извлекая G#) фа-мажор (извлекая E)
A ре-мажор (извлекая G) ми-мажор (извлекая D#)
Ab / G# до-диез-мажор (извлекая F#) ре-диез-мажор (извлекая D)
G до-мажор (извлекая F) ре-мажор (извлекая C#)
Аппликатура
(различные варианты)
X - закрыто,
# - закрыто на половину,
O - открыто,
свисток слева
#OOOOO
OXXOOO
OXXXOO
OXOXXX
OXXOXX
OXXOOX
XX#OOO
XXOXXX
XXOXXO

Соотношения дополнительных тональностей к основной тональности вистла можно быстро получить используя квинтовый круг и простое правило: если принять направление движения по квинтовому кругу по часовой стрелке, и считать одну из мажорных тональностей на внешнем круге в качестве основной тональности вистла, то предыдущая мажорная тональность на внешнем круге укажет на первую дополнительную тональность (повышение 6-ой ступени), а последующая - на вторую дополнительную тональность (повышение 4-ой ступени). Например для вистла в D: предыдущая мажорная тональность на круге - G, последующая - A, для вистла в C# (Db): предыдущая F#(Gb), последующая G#(Ab), и т.д.

Очевидно, что на вистле можно играть и в минорных тональностях соответствующих мажорным, их опять же можно легко определить по квинтовому кругу (тональности внешнего круга - мажорные, соответствующие им тональности внутреннего круга - минорные). Например для ре-мажора параллельная тональность - си-минор, для ми-бемоль-мажора - до-минор, и т.д. Но тут нужно еще конечно учитывать ограничение по доступным октавам - например на ре-шном вистле в этом плане си-минор играть сложнее чем ми-минор, т.к. гамма си-минора начинается, внезапно, с 6-ой ступени нижней октавы, т.е. в двух октавах уже не особо поиграешь, тогда как ми-минор начинается только лишь со второй ступени нижней октавы.

Таким образом, если собрать все вместе, получаем например, что на вистле в ре можно легко играть в тональностях: ре-мажор, ми-минор и соль-мажор, а делая усилие еще и в фа-диез-миноре, ля-мажоре и си-миноре. Думаете, на этом все? Ха, как бы не так. Мы рассмотрели лишь мажор и минор. На вистле можно играть и пентатонику, что еще больше увеличивает формальный список тональностей. Но гораздо важнее здесь вспомнить о натуральных ладах.

Традиционную музыку гораздо чаще описывают не в понятиях мажорных и минорных тональностей, а в понятиях натуральных ладов (т.к. традиционная музыка не ограничивается мажором и минором). Чаще всего натуральными ладами называют семь октавных диатонических звукорядов: ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский и локрийский. Один натуральный лад отличается от другого уникальной последовательностью пяти тонов и двух полутонов. Например ионийский лад это мажор (тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон), эолийский - натуральный минор (тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон). Полный список:

  • T-T-П-Т-Т-Т-П - ионийский (мажор)
  • T-П-Т-Т-Т-П-Т - дорийский
  • П-Т-Т-Т-П-Т-Т - фригийский
  • Т-Т-Т-П-Т-Т-П - лидийский
  • Т-Т-П-Т-Т-П-Т - миксолидийский
  • Т-П-Т-Т-П-Т-Т - эолийский (натуральный минор)
  • П-Т-Т-П-Т-Т-Т - локрийский

Описывая характер ирландской мелодии используют понятие т.н. "тонального центра", основной ноты мелодии. Обычно это такая "педальная" нота, т.е. нота которой заканчивается вся мелодия или её часть, которую хочется пафосно тянуть в конце. Полное имя лада мелодии состоит из названия тонального центра мелодии и используемого звукоряда, считая при этом тональный центр тоникой (первой нотой) звукоряда. Возьмем например мелодию "Cooley’s reel". Для одного из вариантов данного рила в нотной записи этого тюна при скрипичном ключе указывают два диеза, казалось бы, вот он, ре-мажор. Но если мы захотим описать данный тюн в понятии натурального лада? Тональным центром является нота ми, обычно именно этой нотой заканчиваются обе части этого рила. Два диеза задают основной набор нот, из которых мы можем составить диатонический звукоряд (специально запишем звукоряд начиная с тонального центра): E, F#, G, A, B, C#, D. Тон-полутон-тон-тон-тон-полутон-тон. Это дорийский лад. Таким образом можно сказать, что данный рассматриваемый вариант Cooley’s reel играют в E-дорийском натуральном ладу. На практике конечно все немного сложнее. Помимо того, что тональный центр может гулять при вариациях мелодии или транспонировании (что просто меняет название лада), бывают тюны которые просто выходят за рамки диатонического звукоряда, самый банальный пример - использование и С и С# в одной и той же мелодии. Такие тюны уже нельзя строго отнести к тому или иному натуральному ладу. Также тюн может запросто иметь несколько тональных центров, тогда говорят о разных натуральных ладах по отношению к частям мелодии. Как бы там ни было, иметь представление о натуральных ладах и тональных центрах полезно, например если вы играете аккомпанемент.

В ирландской традиционной музыке чаще всего используются: B-эолийский(минор), A-миксолидийский, E-дорийский, D-ионийский(мажор), A-дорийский, G-ионийский(мажор), E-эолийский(минор) и D-миксолидийский лады. Первые четыре играют через C#, оставшиеся через C. Также используются несколько пентатоник. Все такие мелодии без проблем можно исполнить на вистле в ре. Подробнее вы можете прочитать об этом в книге Грея Ларсена "Основной курс по ирландской флейте и тин-вистлу".

Разновидности и диапазоны

Самый распространенный и каноничный строй вистлов: сопрано Ре (D). Именно на него стоит обратить внимание новичку, именно его следует покупать в качестве первого инструмента. Данный строй многими принимается за стандарт, и практически всегда на сейшенах люди играют именно на D вистлах. Как уже упоминалось выше, на вистле в этом строе можно легко играть в тональностях ре-мажор и соль-мажор, этого достаточно для подавляющего большинства ирландских мелодий и для существенной части музыки Шотландии, Уэльса и Англии. Такая распространенность данных тональностей обычно объясняется тем, что эти тональности проще всего исполнить на скрипке, а так как в ирландских бэндах скрипач был чуть ли не обязательным участником, то и музыка формировалась соответственно.

Строй (тональность) вистла определяется самой нижней нотой, которую можно на нем извлечь (закрывая все дырки).
Закрывая все дырки вистла и дополнительно закрывая наполовину выходное отверстие в нижней части тела вистла мизинцем нижней руки или коленом можно извлечь так называемый вводный тон (“leading tone”), т.е.ноту на полтона ниже основного тона вистла.

Условное разделение вистлов по диапазонам:

Материал и особенности

Каноничным вариантом считаются металлические вистлы (из алюминия, никеля, латуни, жести), бюджетным - пластик, наиболее распространенным и компромиссным - пластиковый свисток и металлическое тело. Вистлы с пластиковым свистком особенно удобны для игры в холодных помещениях, так как по очевидным причинам дают меньше конденсата чем металлические свистки. Дорогие мастеровые вистлы делают также из дерева.
Вистлы бывают настраиваемыми и не настраиваемыми. У настраиваемых вистлов свисток подвижен относительно тела что можно использовать для подстройки (однако особо на это не рассчитывай, обычно подстройкой можно сдвинуться максимум на полтона). Дополнительный плюс настраиваемого вистла — возможность снять свисток, что облегчит чистку.
Бывают также вистлы с регулируемой громкостью (например, модель Every от мастера Carey Parks), что достигается путем возможности изменения размера окошка свистка (чем уже окошко в ширину, тем слабее и, как правило, хуже звук, можешь поэкспериментировать со скотчем).
Существуют вистлы с коническим каналом. Основное его назначение это стабильность строя в обеих октавах. Однако не нужно думать, что любой вистл с цилиндрическим каналом теряет в стабильности, качественный вистл с цилиндрическим каналом ничем не хуже вистла с коническим. И вообще, вистлы с коническим каналом распространены гораздо меньше, думаю это можно объяснить тем, что вистл с цилиндрическим каналом легче в изготовлении (один из распространенных методов - взять длинную металлическую/пластиковую трубку и разрезать на несколько частей, получив заготовки для тел будущих вистлов).
Как это часто бывает в случае народных инструментов, для вистлов в принципе не существует никаких устоявшихся соглашений об их звуке и игровых характеристиках. Не будет большим преувеличением сказать, что каждая фирма выпускает уникальную модель вистла: какие-то вистлы - тихие, другие напротив - громкие; одни - шипящие (как говорят, с "чифом"), другие имеют чистый или даже острый звук; одни инструменты имеют высокое давление и расход воздуха, другие наоборот низкое. В целом никто этому особо не удивляется. Это огромное разнообразие (а также сравнительно небольшая цена) очень часто приводит к забавному эффекту - любой заядлый вистлер со временем превращается в настоящего коллекционера , заказывающего все новые и новые вистлы тех производителей, которых у него еще нет. В той или иной форме этим заболевают все.

Покупка вистла

Читайте также раздел Выбор вистла
Инструкция по покупке вистла, которая нагло стянута мною из одной группы в вк - http://paste.org.ru/?je3yhj
http://dpshop.ru - Новосибирский интернет-магазин Д. Панфилова, торгующий этническими инструментами, в том числе вистлами. В хорошие годы тут можно было найти даже вистлы Хилча, но в последнее время ассортимент поубавился, но дешевые вистлы типа кларков и фидогов туда завозят регулярно. Доставка почтой.
http://ta-musica.ru - Московский интернет-магазин этнических инструментов, вистлы в наличии. Здесь часто продают вистлы Susato и Tony Dixon, вистлы мастерской Караваева. Доставка почтой или курьерской службой.
https://shamanic.ru/ - Питерский магазин этнических инструментов, вистлы Кларка, фидоги, из мастерской Караваева.
http://whistle.jeffleff.com/makers.html - Сборник ссылок на оффициальные сайты различных компаний и мастеров по вистлам, некоторые ссылки устарели, но это лучше чем ничего.
http://www.chiffandfipple.com/inexp.html - Выбор недорогого вистла, сравнительное описание (англ.)
http://www.chiffandfipple.com/tutorial.html - Туториал по разновидностям, отличиям (англ.)

Модели и производители

Если говорить о цене и качестве, то вистлы часто делят на категории недорогих (“Inexpensive”) и дорогих, мастеровых, изготавливаемых вручную ("High-end", "expensive", "high quality whistles"). Интересно, что даже профессиональные исполнители часто предпочитают дешевые вистлы, допиливая их под себя до нужного состояния (т.н. “твик вистла”). Имей ввиду, что некоторые профессиональные вистлы сложны для новичка (они могут иметь большее давление и расход воздуха, в расчете на профессиональных вистлеров). Вообще вистл (наряду с блокфлейтой) - один из самых дешевых инструментов среди духовых, вы легко можете найти хороший инструмент начального уровня за 1-3 тыс. рублей, и даже цена мастеровых качественных высоких вистлов из металла/пластика редко переваливает за 10-15 тыс. руб. Металлические/пластиковые лоувистлы более дороги, но обычно цены на них не переваливают за 400-500$. Деревянные вистлы могут стоить сколько угодно, цена в определенной степени зависит от породы дерева.

Бюджетные вистлы
Generation - очень распространенные, дешевые высокие вистлы с пластиковым свистком и телом из никеля или латуни (на выбор), которые штампуются кое-как. Часто можно услышать фразу - “если вы купили Generation, то вы купили либо потрясающий инструмент либо барахло, как повезет”. К сожалению, процент барахла обычно выше, поэтому если есть возможность - покупайте в оффлайне, когда есть возможность сразу проверить звучание. Впрочем люди часто берут Generation-ы именно для того, чтобы собственноручно твикнуть его и получить вполне сносный инструмент. Есть даже люди которые специально целенаправленно скупают Generation-ы и ему подобные вистлы, твикают их и перепродают, один из самых известных таких мастеров - Jerry Freeman (его твикнутые вистлы очень уважают в среде профессиональных вистлеров). Еще одна деталь, которая влияет на популярность Generation-ов - хороший выбор различных тональностей (G, F, Eb, D, C, Bb) за малые деньги. Дженерейшены (как правило твикнутые) очень часто можно увидеть у олдскульных традиционных музыкантов. Несмотря на это, я еще раз хочу подчеркнуть, что хорошие инструменты среди дженерейшенов - большая редкость, но уж если вам повезет найти хороший экземпляр - берегите его.
Feadog, Walton, Clare, Oak - дешевые высокие вистлы, похожи на Generation. Отзывы о них обычно плохие, но их иногда берут с целью твикнуть.
Clarke - аутентичные вистлы с коническим (сужающимся к концу) металлическим телом. Выпускается несколько различных моделей различающихся характером звука. Тональности - только сопрано До и Ре. Самые популярные модели - Sweetone (очень простой и легкий в плане игры, с достаточно точным строем, часто рекомендуемый новичкам) и Original (с большим расходом воздуха и узнаваемым шипящим тембром, т.н. “чифом”, за который его так любят). Среди данных вистлов могут попадаться не слишком качественные (особенно это касается модели “Meg”), но реже чем среди Generation. Время от времени поступают сообщения о том, что пластиковые свистки вистлов Sweetone и ему подобных трескаются и лопаются, я думаю это из-за особой формы тела вистлов, в поперечном сечении тело вистлов Sweetone имеет не совсем круглую, а скорее овальную или даже каплевидную форму, и будучи надеваемым на круглый свисток растягивает его, что может приводить к трещинам. Лично мой Sweetone не избежал этой печальной участи, хотя возможно я сам виноват, так как пару раз хорошенько его ронял, в любом случае мне повезло - треснул он столь удачно, что это никак не повлияло на положение и целостность свистка, звук не изменился.
Shaw - формой очень похож на вистл Clarke Original, но (насколько я слышал) он громче, имеет еще больший расход воздуха чем Original, и характерный хриплый грубоватый тембр.

Вистлы по-дороже, профессиональные и полупрофессиональные
Tony Dixon - довольно популярные вистлы, чаще всего имеют пластиковый свисток и пластиковое / металлическое цилиндрическое тело. Существует довольно много моделей различающихся формами свистка, материалом, возможностью подстройки и тональностями. Диксон продает как высокие вистлы, так и лоувистлы. В целом, мнение большинства людей сходится на том, что это довольно хорошие инструменты, не без огрехов конечно, но довольно хороши в плане цена-качество.
Мне доводилось играть на двух моделях: "DX006D" из алюминия (не самый приятный вистл), и латунном "Trad D" (который мне понравился куда больше первого). Минусом вистла DX006D является его до безобразия неровный тембр, у trad-а с этим куда лучше, что кстати весьма парадоксально, учитывая разницу в цене. Вистл Trad не настраиваемый (хотя пластиковый свисток похоже держится на клее и в принципе его можно попробовать снять), он имеет тихий звук с небольшим чифом, давление и затраты воздуха на нем низки и в целом это хороший инструмент для начинающего.
Заметьте, что некоторые модели Диксонов поставляются с двумя сменными свистками, один из которых превращает инструмент в простенькую поперечку. Воспринимайте это как бонус, не стоит целенаправленно покупать эти модели из-за поперечного свистка, т.к. качество звука с ним хуже чем у нормальных поперечных флейт, лучше купите полноценную поперечку (или файф), если она вам нужна.
Susato - чрезвычайно качественные и популярные пластиковые вистлы. Обладают чистым, довольно громким, звенящим звуком. Susato производят несколько линеек с различными моделями, как со съемным свистком так и цельные. Susato производят как лоувистлы так и высокие вистлы, количество доступных тональностей одно из самых высоких среди данной ценовой категории. Интересно, что в рамках отдельного диапазона (сопрано, альт) вистлы из одной линейки моделей стандартизированны по размерам таким образом, что съемный свисток можно прикреплять к различным телам. Таким образом, имеется возможность заказать несколько тел вистлов в разных тональностях из одного диапазона и один свисток, который по необходимости устанавливается на нужное тело, что экономит деньги и место в сумке. Вистлы susato это чуть ли не единственные вистлы, которые можно приобрести со специальными ключами на дырках которые облегчают игру на лоувистлах с большими расстояниями между дырками. Хотя с другой стороны, привыкнув к этим удобствам возможно в дальнейшем вам будет сложнее переходить на модели других производителей, а так же у вас могут появиться проблемы с игрой некоторых орнаментов, так что лоувистл с ключами можно рекомендовать людям с небольшими кистями рук, которым сложно играть на лоу вистлах, но очень хочется.
Killarney - металлические вистлы из Ирландии, на данный момент доступные в никелевом и латунном вариантах. Это качественные и приятные инструменты с отличным строем, комфортным давлением и приятным, ровным тембром. С чифом. Вистлы настраиваемые, свисток можно снять. Где-то я кажется видел информацию о том, что диаметр игровой трубки данного вистла такой же, как у бюджетных вистлов типа Generation или Clare, что позволяет использовать их игровые трубки со свистком от Killarney (по крайней мере я лично могу подтвердить это для вистла Clare), это якобы даже сделано специально. Дизайном эти вистлы напоминают вистлы мастера J. Sindt (особенно латунный вариант). На данный момент выпускаются в сопрано тональностях до (С), ре (D) и ми-бемоль (Eb).
Hiltch (мастер Галь Хилч)
Overton/Goldie (мастер Колин Голди)

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...