Интересные факты о скрипках. Техника игры на скрипке, приёмы

Безусловно, все знают скрипку. Самая изысканная и утонченная среди струнных инструментов скрипка являет собой способ передачи эмоций умелого исполнителя слушателю. Являясь где-то мрачной, несдержанной и даже грубой, она остается нежной и ранимой, прекрасной и чувственной.

Мы приготовили вам несколько увлекательных фактов об этом волшебном музыкальном инструменте. Вы узнаете, как устроена скрипка, сколько на ней струн, и какие произведения сочиняются композиторами для скрипки.

Как устроена скрипка?

Её строение просто: корпус, гриф и струны. Аксессуары для инструмента весьма различны по своему предназначению и степени важности. К примеру, нельзя упустить из внимания смычок, благодаря которому из струн извлекается звук, или же подбородник и мостик, позволяющие исполнителю наиболее комфортно устроить инструмент на левом плече.

А ещё встречаются аксессуары наподобие машинки, которая позволяет скрипачу без потери времени поправить изменившийся по какой-либо причине строй, в отличие от использования держателей струн – колков, работать с которыми намного сложнее.

Самих струн всего четыре, настроенных всегда на одни и те же ноты – Ми, Ля, Ре и Соль. скрипки? Из разных материалов – они могут быть и жильными, и шёлковыми и металлическими.

Первая струна справа настраивается на «Ми» второй октавы и является наиболее тонкой из всех представленных струн. Вторая струна вместе с третьей «олицетворяют» ноты «Ля» и «Ре» соответственно. У них средняя, почти одинаковая толщина. Обе ноты находятся в первой октаве. Последней, самой толстой и басовитой является четвёртая струна, настраиваемая на ноту «Соль» малой октавы.

Каждая струна имеет свой тембр – от пронзительного («Ми») до густого («Соль»). Это и позволяет скрипачу так умело передавать эмоции. Также звук зависит и от смычка – самой трости и натянутого на неё волоса.

Какие бывают скрипки?

Ответ на этот вопрос может быть запутанным и разнообразным, но мы ответим достаточно просто: есть наиболее привычные для нас деревянные скрипки – так называемые акустические, а есть и электроскрипки. Последние работают от электричества, а звук их слышен благодаря так называемой «колонке» с усилителем – комбику. Несомненно, что устроены эти инструменты по-разному, хотя могут внешне выглядеть одинаково. Техника игры на акустической и электронной скрипке существенно не отличается, но к аналоговому электронному инструменту по-своему приходится привыкать.

Какие произведения пишут для скрипки?

Произведения – отдельная тематика для размышлений, ведь скрипка – великолепно проявляет себя и как солист, и в . Поэтому для скрипки пишут сольные концерты, сонаты, партиты, каприсы и пьесы других жанров, а также партии для всевозможных дуэтов, квартетов и других ансамблей.

Скрипка может участвовать практически во всех направлениях музыки. Чаще всего на данный момент она включается в классику, фольклор и рок. Вы можете услышать скрипку даже в детских мультфильмах и их японских адаптациях – аниме. Все это лишь способствует возрастанию популярности инструмента и только подтверждает, что скрипка никогда не исчезнет.

Известные скрипичные мастера

Также не стоит забывать о мастерах скрипок. Наверное, наиболее известным можно назвать Антонио Страдивари. Все его инструменты являются весьма дорогостоящими, ценились они в прошлом. Скрипки Страдивари являются самыми знаменитыми. При жизни он изготовил более 1000 скрипок, но на данный момент сохранилось от 150 до 600 инструментов – информация в различных источниках порой поражает своим разнообразием.

Среди других фамилий, связанных с мастерством изготовления скрипок, можно назвать семейство Амати. Разные поколения этой большой итальянской семьи совершенствовали смычковые музыкальные инструменты, в том числе они улучшили строение скрипки, добиваясь от неё сильного и выразительного звучания.

Знаменитые скрипачи: кто они?

Некогда скрипка была народным инструментом, но со временем техника игры на ней стала сложной и из народной среды стали выделяться отдельные умельцы-виртуозы, которые приводили своим искусством публику в восторг. Со времён музыкального Ренессанса славится своими скрипачами Италия. Достаточно назвать лишь некоторые имена – Вивальди, Корелли, Тартини. Из Италии происходил родом и Никколо Паганини, чьё имя окутано легендами и тайнами.

Среди скрипачей, выходцев из России, такие великие имена, как Я. Хейфец, Д. Ойстрах, Л. Коган. Современному слушателю известны имена и нынешних звёзд в этой области исполнительского искусства – это, например, В. Спиваков и Ванесса-Мэй.

Считается, для того чтобы приступить к учебе игры на данном инструменте, надо иметь как минимум хороший , крепкие нервы и терпение, которые помогут преодолеть вам от пяти до семи лет обучения. Конечно, такое дело не может обойтись без срывов и провалов, однако, как правило, даже они идут только на пользу. Время учёбы будет тяжелым, но результат стоит этих мук.

Материал, посвящённый скрипке, никак нельзя оставить без музыки. Послушайте известнейшую музыку Сен-Санса. Вы её, наверняка, слышали раньше, но знаете ли вы, что это за произвдеение?

К. Сен-Санс Интродукция и рондо-каприччиозо

Может ли красиво звучать каменная скрипка?

Шведский скульптор Ларс Виденфалк сконструировал скрипку «Чёрный дрозд» из камня. Она сделана по рисункам Страдивари, а материалом послужил чёрный диабаз. Идея такой скрипки возникла у Виденфалка, когда он оформлял большими диабазовыми блоками одно из зданий, и обрабатываемый молотком и стамеской камень красиво «пел». Скрипка звучит не хуже многих деревянных и весит всего 2 кг, так как толщина каменных стенок резонаторного ящика не более 2,5 мм. Стоит заметить, что «Чёрный дрозд» не единственный подобный инструмент в мире - скрипки из мрамора делает чех Ян Рериха.

Среди произведений Моцарта есть необычный дуэт для двух скрипок. Музыканты должны встать друг к другу лицом и положить страницу с нотами между собой. Каждая скрипка играет свою партию, но обе партии записаны на одной и той же странице. Скрипачи начинают читать ноты с разных концов листа, затем встречаются в середине и снова удаляются друг от друга, а в целом получается красивая мелодия.

Является ли цена скрипок Страдивари пропорциональной качеству их звучания относительно современных инструментов?

Самые дорогие скрипки в мире - это инструменты работы Страдивари конца 17-начала 18 века, якобы звучащие лучше всех остальных скрипок благодаря неразгаданному до сих пор секрету мастера. Однако в 2010 году это предубеждение было опровергнуто в ходе эксперимента, в котором 21 профессиональный скрипач методом двойного слепого тестирования исследовал 3 современных скрипки и 3 старых инструмента - 2 работы Страдивари и ещё один работы Гварнери. Большинство музыкантов, участвующих в эксперименте, не смогли отличить старые скрипки от новых. Более того, наилучшим качеством звучания обладают, как выяснилось в результате тестирования, инструменты живущих ныне мастеров, в то время как более чем в сто раз дорогие скрипки Страдивари заняли два последних места.

Кто и когда назвал Эйнштейна великим скрипачом?

Эйнштейн любил играть на скрипке и однажды принял участие в благотворительном концерте в Германии. Восхищённый его игрой местный журналист узнал имя «артиста» и на следующий день опубликовал в газете заметку о выступлении великого музыканта, несравненного виртуоза-скрипача Альберта Эйнштейна. Тот сохранил эту заметку и с гордостью показывал её знакомым, говоря, что он на самом деле знаменитый скрипач, а не учёный.

Что случилось с изобретателем роликовых коньков на первой их демонстрации?

Изобретателем роликовых коньков принято считать бельгийца Жан-Жозефа Мерлена. Он продемонстрировал их на лондонском бале-маскараде в 1760 году, катаясь среди публики в дорогих туфлях с маленькими металлическими колесиками и играя на скрипке. Однако эти ролики были ещё настолько несовершенны, что Мерлен не смог вовремя затормозить и врезался в стену, разбив очень дорогое зеркало.

Интересные факты о скрипке
(Анна Благая)

Бог или дьявол?

Легенды о скрипачах, якобы продавших душу дьяволу, известны всем: вспомним хотя бы Никколо Паганини.

Во многих странах на хороших скрипачей ополчалось духовенство — даже в тихой Норвегии их считали пособниками темных сил, а норвежские народные скрипки жгли, как ведьм.
Но не все знают, что были и прямо противоположные сюжеты!

Если мы заглянем в более древний «слой» времени, мы обнаружим, что со смычковыми инструментами, родственными скрипке, вообще-то изначально изображались на фресках храмов и в рукописных Библиях ангелы , а в одной старинной рукописи Христос был назван не кем-нибудь, а «возлюбленным скрипачом».

Подобные вещи позже замалчивались, а фрески уничтожались, но на фреске Софийского собора в Киеве и сейчас можно увидеть музыканта, играющего на смычковом инструменте.

(И не только там. См. страницу «Ангелы со скрипками (фрески)»)

Почему улыбалась Мона Лиза

Леонардораспорядился, чтобы все время, пока в его студии позирует Джоконда, там звучала музыка в исполнении струнных. Улыбка модели была отражением звучавшей музыки; видимо, поэтому ее считают не то улыбкой ангела, не то улыбкой дьявола. (См. выше: Бог или дьявол?)
Вообще художник, видимо, не случайно провел этот эксперимент с музыкой. Ведь он хотел добиться в своей картине синтеза, единства противоположностей (см. об этом у Чичерина в книжке о Моцарте). А скрипка обладает именно таким свойством. Ауэр цитировал слова Берлиоза о том, что «Скрипка способна ко множеству явно противоположных оттенков экспрессии. Она обладает силой, легкостью и грацией, передает мрачное и радостное настроение, мысль и страсть. Надо только уметь заставить ее говорить».

Скрипки и венецианские гондолы

В фильме «Страдивари» (с Энтони Куином) есть красивый эпизод: скользившая в лучах закатного солнца гондола, на корме которой играл скрипач, настолько поразила воображение юного Антонио Страдивари, что он бросился в воду, увязался за скрипачом и в конечном счете стал скрипичным мастером.

У скрипки и гондолы и в самом деле есть нечто общее. Причем эта связь — не только эстетическая, она проявляется и на самом что ни на есть «органическом» уровне.

В скрипках легендарной кремонской школы используется тот же явор (волнистый клен) из Далмации и Боснии, который шел для весел венецианских гондол.

Машина времени

У хороших скрипачей, помимо слуха и ловкости, есть некоторые таланты, пока не объясненные наукой. В том числе — способность управлять временем. (Это умеют не только скрипачи, но все концертирующие музыканты-исполнители). В. Григорьев пишет о любопытном механизме, позволяющем «путешествовать во времени» (назовем это так), когда вся пьеса в сознании музыканта сворачивается в некую формулу, код, и разворачивается уже при игре на сцене. Были и случаи, когда «машина» давала сбой. (Что, разумеется, только доказывает ее существование=) Есть ряд интересных свидетельств о том, как тот или иной виртуоз останавливался, сыграв всего одну ноту, потому что время для него прошло с иной скоростью, чем для слушателей, и все произведение успело уже полностью отзвучать в его сознании.

Еще интересный момент: музыканты часто выглядят моложе своих лет. Видимо, и тут дело в том, что на сцене время течет по-другому. Но есть и еще кое-что. Оперный бас Маторин вспоминает по этому поводу слова Образцовой о том, что «мы, артисты, до старости — Машка, Петька, Катька, потому что бо льшую часть времени проводим не в этом мире». (То есть в мире творческом — это другое измерение, где время замедляется). Науке только предстоит эти вещи объяснить.

Виртуозы — это ученые

Когда-то слово virtuoso применялось к ученым. Многие скрипачи были не только артистами, художниками, поэтами скрипки, но и учеными и изобретателями. (Одно скрипичное произведение, написанное в те времена, так и называлось: «соната для изобретательной скрипки»).

Слово «виртуоз» теперь употребляется (если мы говорим о музыке) лишь в одном значении — «техническом». Между тем положение дел не изменилось: чтобы хорошо играть на скрипке, в том числе виртуозную музыку, по-прежнему нужно иметь не развитую мускулатуру, а гибкий ум и сильную интуицию.

Скрипка – идеальный инструмент для развития воображения. Играть на ней хорошо еще и потому, что она дарит способность к творческим озарениям.
Известно ли вам, что из более, чем ста музыкантов в профессиональном симфоническом оркестре более тридцати - это скрипачи?
Красота тона, а также широкий диапазон выражения звуков у скрипок считается намного лучше, чем у другого инструмента.

Скрипка, практически единственный музыкальный инструмент, не считая ритуальных барабанов и греческих арф, который обожествлялся. Сохранились названия частей скрипки: голова, шея, грудь, талия, душка. Создавалась скрипка как аналог человеческого голоса. До сих пор, даже на самой современной технике, не удалось синтезировать тембр человеческого голоса и скрипки. Столетиями отрабатывались технология, материалы и способы её изготовления, которые с середины 18 века практически не менялись. Скрипка стала одним из наиболее классических инструментов.

Устройство скрипки является самым сложным с точки зрения физики, акустики и сопротивления материалов. По сути - это сложнейший акустический прибор, требующий точной настройки и регулировки.
Точная дата рождения скрипки неизвестна, но приблизительно все-таки можно судить о времени ее возникновения - это конец пятнадцатого или начало шестнадцатого века. Самые первые скрипки делали те же мастера, что производили лютни и виолы, а потом появились и скрипичные мастера. Один из них, Гаспаро Бертолотти, поселился в 1562 году в итальянском городке Брешии и работал там до конца своих дней. У Бертолотти было много учеников, и среди них - Джованни Паоло Маджини, который основал потом собственную школу мастеров.

Бертолотти, Маджини и их ученики уже пришли в основном к той форме скрипки, которую мы знаем. И звучание инструментов тоже оформилось при них - оно стало громче и ярче, чем у виол. А других задач первые брешианские мастера, видимо, и не ставили перед собой. Их дело продолжили знаменитые кремонцы. Впрочем, «продолжили» - это не совсем точно.

Существует много школ и направлений изготовления скрипки, но наиболее яркими признаны Итальянская, Французская и Немецкая. Все они имеют свои достоинства и недостатки и ощутимо отличаются друг от друга как по звуку, так и способам изготовления. Звук инструментов Итальянской школы признан самым тембристым, пластичным и управляемым. То есть музыкант может управлять тембральными характеристиками инструмента. Звук инструментов Немецкой школы отличается яркостью и пустотой. Французские инструменты звучат несколько «стеклянно» и гулко. Хотя во всех школах попадались инструменты с «чужими» признаками.

Вокруг скрипки всегда разворачиваются драматические, а порой и мистические события.В таком количестве криминальных историй, связанных, в том числе, и с кровавыми убийствами, не был замешан ни один музыкальный инструмент в мире. Ни в один музыкальный инструмент мастера так не вкладывали душу, наделяя каждое своё изделие неповторимыми чертами, позволявшими присваивать инструменту, как человеку, собственное имя. Ни один музыкальный инструмент не появляется регулярно на известных аукционах, где в связи с ним фигурируют астрономические, чаще всего семизначные, цифры. Ни один! Кроме скрипки.

Так почему вокруг неё всегда разворачиваются такие события?! Копнём историю! “Произошла” скрипка от старинной виолы – довольно крупного инструмента с ладами на грифе. На виоле играли сидя, зажав её между ног или положив боком на бедро. Шли годы, инструмент менялся. История связывает окончательное превращение виолы в скрипку с тремя семействами скрипичных мастеров из итальянского города Кремоны: Амати, Гварнэри и Страдивари. Именно родоначальник династии Страдивари – Антонио (1644–1736) – и почитается главным творцом современной скрипки.

У нового инструмента нашлось немало влиятельных противников и даже откровенных врагов. И скрипка заняла то место, которое она заслуживала по праву, только благодаря великим музыкантам, продвинувшим технику скрипичной игры далеко вперёд. И самым заметным из них был великий Никколо Паганини.
го выступления приводили зрителей в экстаз.
Присутствовавших всегда поражало его невероятное, “нечеловеческое” мастерство исполнения. Он без видимых усилий извлекал из скрипки виртуозные трели, исполнял сложнейшие вариации даже на одной струне.
Говорили, что его искусство – музыка небес, ангельские голоса. Но находились и другие, шептавшиеся за спиной музыканта, что на его инструменте начертаны колдовские знаки и что он давно продал душу дьяволу...
Познав все грани успеха, гениальный скрипач дожил до 58 лет, оставив после себя несколько миллионов франков и десятки написанных им музыкальных произведений, часть из которых настолько сложны, что до сих пор сыграть их не может никто. Второго Паганини человечество пока не породило.

Амати Николо (1596 – 1684) – итальянский скрипичный мастер. Со 2-й половины XVI в. По всей Италии стали славиться скрипки мастеров семейства Амати, издавна живших в Кремоне. В их работах окончательно сложился классический тип инструмента, сохранившийся поныне. Скрипок и виолончелей, созданных самым известным из мастеров семейства Амати – Николо, сохранилось мало, и они ценятся особенно высоко. Именно от Н.Амати сложнейшее искусство конструирования скрипок восприняли А.Гварнери и А.Страдивари.

Гварнери – семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Родоначальник семьи, Андреа Гварнери (1626 – 1698) – ученик знаменитого Н.Амати. Особую известность и признание получили инструменты, созданные его внуком – Джузеппе Гварнери (1698 – 1744), прозванным дель Джезу. Инструментов работы дель Джезу сохранилось немного (10 альтов и 50 скрипок); в настоящее время они представляют исключительную ценность.


Страдивари (Страдивариус) Антонио (ок. 1644 – 1737) – выдающийся итальянский скрипичный мастер, ученик знаменитого Н.Амати (1596 – 1684). С юных лет до последних дней жизни Страдивари работал в своей мастерской, движимый стремлением довести скрипку до высшего совершенства. Сохранилось свыше 1000 инструментов, изготовленных великим мастером, которые отличаются изяществом формы и непревзойденными звуковыми качествами. Преемниками Страдивари были мастера К.Бергонци и Дж.Гварнери.

Во многих странах на хороших скрипачей ополчалось духовенство – даже в тихой Норвегии их считали пособниками темных сил, а норвежские народные скрипки жгли, как ведьм.
Но не все знают, что были и прямо противоположные сюжеты!
Если мы заглянем в более древний «слой» времени, мы обнаружим, что со смычковыми инструментами, родственными скрипке, вообще-то изначально изображались на фресках храмов и в рукописных Библиях ангелы, а в одной старинной рукописи Христос был назван не кем-нибудь, а «возлюбленным скрипачом».
Подобные вещи позже замалчивались, а фрески уничтожались, но на фреске Софийского собора в Киеве и сейчас можно увидеть музыканта, играющего на смычковом инструменте.

Когда-то слово virtuoso применялось к ученым. Многие скрипачи были не только артистами, художниками, поэтами скрипки, но и учеными и изобретателями. (Одно скрипичное произведение, написанное в те времена, так и называлось: «соната для изобретательной скрипки»).
Слово «виртуоз» теперь употребляется (если мы говорим о музыке) лишь в одном значении – «техническом». Между тем положение дел не изменилось: чтобы хорошо играть на скрипке, в том числе виртуозную музыку, по-прежнему нужно иметь не развитую мускулатуру, а гибкий ум и сильную интуицию.

Интересно, что верно и обратное: скрипка стимулирует работу мозга (чему есть и научное объяснение). Не зря многие выдающиеся умы любили поиграть на досуге на этом волшебном инструменте, чтобы подготовить ум к рождению новых идей. (См. – скрипка Шерлока Холмса и Эйнштейна).

Ирина Морозова
Тематическое занятие по музыке «История маленькой скрипки»

«ИСТОРИЯ МАЛЕНЬКОЙ СКРИПКИ »

(Тематическое занятие )

Цели и задачи :

Расширить кругозор, тезариус, развивать творческие способности, учить различать звучание скрипки . Развивать у детей фантазию при изображении различных персонажей, побуждать к поискам выразительных движений.

Материал :

«Дудочка и барабан» И. Чукаш, «Детская энциклопедия. Музыка от А до Я » Э. Финкельштейн, «Загадки о инструментах» П. Синявский, скрипка и смычок , видеофильм «Изготовление скрипки » , видеомагнитофон, бутафорская скрипка , костюмы кузнечика и пчелы, песня «Маленький кузнечик » сл. С. Козлова, муз. М. Сутягиной, фонограммы («Каприс» Н. Паганини, «Зима» из цикла «Времена года» А. Вивальди)

Ход занятия.

Дети входят в зал, рассаживаются.

Музыкальный руководитель (М. Р.) Отгадайте загадку.

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны.

Мотив журчит издалека,

Поёт про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка.

Звучит мечтательный мотив,

Его названье …

Дети Скрипка .

М. Р. Сегодня мы поговорим о скрипке . (Показывает скрипку и смычок ) Посмотрите, как красива скрипка . У неё прекрасная «фигура» - корпус с длинной изящной шейкой, которая оканчивается головкой с колками и завитком. (Рассматривает с детьми скрипку ) Верхняя сторона корпуса, она называется верхняя дека, изготовлена из ели, а нижняя сторона, нижняя дека – из клёна. На верхней деке есть прорези, они называются эфы, так как сделаны в виде латинской буквы f. Между эфами находится подставка, которая поддерживает струны. Если вы заглянете в прорези эфы, то под правой стороной подставки увидите маленькую палочку , соединяющую обе деки. Это и есть «душа» скрипки , она так и называется – душка. Для чего нужны эти главные части скрипки ?На колках держатся четыре струны : струна ми, струна ля, струна ре и струна соль. Называют их так потому, что они настроены на эти звуки. Поворачивая колки, скрипач настраивает струны . Струны натянуты над грифом. Скрипач прижимает их пальцами левой руки – так он изменяет длину струны, получая то более низкие, то более высокие звуки. Теперь вы видите, какая сложная конструкция у скрипки , наделенной чудесным голосом. Скрипка считается довольно молодым музыкальным инструментом , но понадобилось немало времени для создания её современной формы. Смычок, при помощи которого скрипач заставляет струны зазвучать, первоначально был дугообразной формы. Точь-в-точь как лук, только волос не был туго натянут. Однако пользоваться таким смычком было всё-таки не очень удобно. И скрипичным мастерам пришлось немало потрудиться над созданием его современной конструкции. Трость смычка сделана из бразильского дерева фернамбука. Волос, обычно изготовленный из белых конских волос, натянут между головкой и колодочкой трости. Длина смычка 75 см, а вес примерно 60 г. Смычок должен быть легким для того, чтобы музыкант мог легко с ним обращаться. Мы не знаем имя первого скрипичного мастера , но я назову вам имена известных школ скрипичных мастеров . Наиболее известные из них сложились в северной Италии – в Бреши (Гаспар да Сало и Джованни Маджини, в Кремоне (Амати, Страдивари, Гварнери, Бергонци) . Сейчас мы посмотрим, как делают скрипки мастера .

Просмотр видеоматериала «Изготовление скрипки »

М. Р. Если провести смычком по струнам, то сразу услышишь необыкновенный звук. Послушайте!

Звучит фонограмма «КАПРИС» Н. Паганини

М. Р. Лучше всех на скрипке играл Никколо Паганини. Он жил очень давно. У этого человека был необычайно развит музыкальный слух и были необыкновенно гибкие пальцы. Он не только играл на скрипке , но и сочинял музыку для своего любимого инструмента. Мы её сейчас с вами услышали. В нашей стране тоже были замечательные скрипачи – это Л . Коган, Д. Ойстрах. (Показывает портреты скрипачей ) . Во всем мире известны ансамбли скрипачей «Вивальди» , «Виртуозы Москвы» . Сейчас я хочу предложить вам послушать в их исполнении отрывок из скрипичного концерта А . Вивальди «Времена года»

Звучит фонограмма «ЗИМА» А. Вивальди («Времена года» ).

М. Р. Сейчас мы послушаем стихотворение Э. Огнецвета «Скрипка »

Ребенок Зеленый кузнечик

Играет на скрипке ,

Заслушались бабочки,

Птицы и рыбки.

Пусть первую скрипку

Подарят и мне,

Где звонкая тайна есть

В каждой струне.

Я стану учиться,

А будущим летом

С кузнечиком вместе

Сыграю дуэтом.

Инсценирование песни «МАЛЕНЬКИЙ КУЗНЕЧИК » сл. С. Козлова, муз. М. Сутягиной (Приложение №2)

М. Р. Напоследок я хочу загадать вам ещё одну загадку.

В лесу вырезана,

Гладко выписана,

Поёт, заливается.

Как называется?

Дети Скрипка .

ПРИЛОЖЕНИЕ :

Маленький кузнечик до полудня спал.

С полудня до вечера на скрипочке играл .

Прилетела, села важная пчела.

Музыканта маленького слушать начала .

Золотистым кругом света и тепла

Над зелёным лугом музыка плыла .

Музыка звучала , и, забыв дела,

Головой качала важная пчела.

И кузнечик маленький на скрипочке играл ,

Будто всем по горсточке он счастье раздавал.

Не кричал, не плакал, слов не говорил,

По зелёной скрипице травиночкой водил .

Публикации по теме:

Сценарий новогоднего утренника для подготовительной группы «Новогодняя история с маленькой елочной» Сценарий новогоднего утренника для подготовительной группы Роли: Взрослые: Ведущий, Баба Яга, Дед Моро, Снегурочка, Дети: ёжик, зайчик,.

Название: Интегрированная непосредственно образовательная деятельность по музыкальному воспитанию в старшей группе детского сада «7 цветов.

Интегрированное музыкальное занятие Музыкальный руководитель МАДОУ Детский сад № 2 «Светлячок» Мануиленко В. В. Образовательная область:.

История маленькой скрипки. История маленькой скрипки. Программа задачи: Пополнить знания детей о скрипке. (Откуда появилась её конструкция); продолжить знакомство.

Комплексно – тематическое планирование «История Отечества» подготовили Кузнецова Марина Рафаильевна - музыкальный руководитель, Егорова.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...