Дух и душа - в чем разница между ними? В чем разница между духом и душой. Различные виды душ Отличия предложений духа от души

Личность любого человека целостна и состоит из трех составляющих: тела, духа и души. Они едины и взаимопроникновенны. Нередко последние два термина путают и считают, что это . Но Библия разделяет эти два понятия, хотя они и часто смешиваются в религиозной литературе. Отсюда и такая путаница, которая приводит к сомнениям в этом вопросе.

Понятие «души» и «духа»

Душа представляет собой нематериальную сущность индивидуума, она заключена в его теле и является движущей силой. С ней человек может существовать, благодаря ей он познает мир. Если нет души, то не будет и жизни.

Дух является высшей степенью естества человека, он влечет и ведет его к Богу. Согласно Библии, именно его наличие и ставит человеческую личность выше других существ в существующей иерархии.

Различия между душой и духом

В узком понимании, душу можно назвать горизонтальным вектором жизни человека, она связывает его личность с миром, являясь областью чувств и желаний. Ее действия теология разделяет на три линии: чувствующие, желательные и мыслительные. Другими словами ей свойственны мысли, эмоции, чувства, желание добиваться цели, стремление к чему-либо. Она может делать выбор, пусть даже и не всегда правильный.

Дух является вертикальным ориентиром, который выражается в стремлении к Богу. Его действия считаются более чистыми, поскольку ей знаком страх Божий. Он стремится к Создателю, и отвергает земные удовольствия.

Согласно теологическим учениям, можно сделать заключение, что душа есть не только у человека, но и животных, рыб, насекомых, но только человек владеет духом. Эту тонкую грань нужно понять, а еще лучше прочувствовать на интуитивном уровне. В этом поможет знание того, что душа помогает духу войти в тело человека с целью его усовершенствования. Также важно знать, что человек наделяется душой при рождении или зачатии. Но дух посылается именно в момент покаяния.

Душа делает тело живым, сродни крови, проникающей в клетки человеческого организма и пронизывая собою все тело. Другими словами человек обладает ею, также как и телом. Она является его сущностью. Пока человек живет, душа остается в теле. Когда , то не может видеть, чувствовать, говорить, хотя и имеет все органы чувств. Они бездеятельны, так как нет души. Дух по его природе не может принадлежать человеку, он легко покидает его и возвращается. Если он уйдет, то человек не и живет дальше. Но дух оживотворяет душу.

Дух, душа и тело - составляющие человека, и часто христиане путают душевность и духовность.

Христианин, занимающийся благотворительностью и улыбающийся всем подряд, может быть душевным, но при этом он пойдет в ад, если его сущность не наполнена Божьим дыханием. Душа и дух имеют различную природу и отличия, в то же время они едины.

Что в православии означает душа

Душа - это дыхание, дуновение Бога. Творец сотворил Адама и вдохнул в него душу. (Бытие 2:7) Создатель создал бестелесную сущность, Он ее и забирает, значит, она обладает бессмертностью.

Душевная составляющая наполняет человеческое тело, в которое ее вдохнул Бог при зачатии

А вот где эта сущность очутится после отделения от тела, зависит от человека. Пророк Иезекииль писал, что умирают согрешающие души.(Иез. 18:2)

Без души человек не имеет ни разума, ни чувств. Душевная составляющая лишена формы, она наполняет человеческое тело, в которое ее вдохнул Бог при зачатии.

Происхождение души

Душа создается Творцом, она не перевоплощается и не переселяется из тела в тело. Она появляется сразу после оплодотворения и после смерти телесной оболочки ждет Страшного суда.

Долгое время считалось, что бестелесное духовное создание невесомо, однако, в 1906 году профессором Дунканом Макдугаллом путем взвешивания человека в момент смерти было доказано, что вес души равняется 21 грамму.

Душа после смерти телесной оболочки ожидает Суда Божьего

Основные составляющие души

От состояния души зависит ум, воля и чувствования человека. Очень важно понять, какие душевные силы относятся к разумным и неразумным.

Высшими силами контролируются разумные составляющие, к ним относятся:

  • чувство;
  • воля.

Неразумные силы наполняют тело жизненными потоками, благодаря которым бьется сердце, преобразуется тело и рождается возможность производить потомство. Наш разум не контролирует неразумную субстанцию, все происходит само собой. Сердце бьется, кровеносная система работает, человек растет, взрослеет, стареет. Все это не зависит от человеческого разума.

Душевный подарок Создателя состоит в том, что Он наполняет нас чувствами, эмоциями, желаниями, сознанием, дает нам свободу выбора, управление совестью и наполняет дарами веры.

Важно! Сознание и совесть - основные составляющие души христианина, которые отличают его от животного.

Душевная составляющая человеческого тела в отличие от животных обладает разумной силой, которая характеризуется способностью говорить, мыслить и познавать. Разумная сила господствует над всеми остальными составляющими, ей дана возможность отличать добро от зла; выбирать, показывать силу желаний, кого любить или ненавидеть и управлять раздражительной силой.

Бог наполняет нас чувствами, эмоциями, желаниями, сознанием, дает нам свободу выбора

Эмоции людей производит и контролирует раздражительная сила. Святой Василий Великий назвал эту душевную составляющую нервом, поставляющим энергию, которая порой выливается в страсти:

  • ярость;
  • ревность к добру и злу.
Важно! Святые отцы подчеркивают, что настоящее предназначение раздражительной силы - гневаться на сатану.

Желательная или деятельная сила рождает волю, способную выбирать между добром и злом.

Три силы присущи одной жизни, одному телу и ими, по словам Каллиста и Игнатия Ксанфопулы, можно управлять. Любовь обуздывает раздражительную силу, бесстрастия погасит эмоции, а разумную силу окрыляет молитва.

Только в подчинении духовному познанию и созерцании Всевышнего все три душевные составляющие находятся в единстве. Душа невидима, она живет независимо от состояния тела. Душевное состояние людей уравнивает всех перед Богом, который смотрит не на тело, а на Свое подобие, которое не зависит от пола, возраста, цвета кожи и места жительства.

По словам святого Феофана Затворника , именно душевная сущность является источником всех человеческих проявлений, она является личностью, обладающей разумом и свободой выбора, ее нельзя познать органами тела.

Как влияет на человека дух

Душа является храмом Бога Живого, в котором живет Дух Святой. Ни одному Ангелу Создатель не предоставил такой чести называться Божьим храмом.

При крещении в человеке поселяется дух Божий, который в течение жизни может быть вытеснен другими силами. Это возможно только при условии, что человек сам откроет двери нечисти, загрязнив свой храм.

Духовная составляющая является высшей стороной жизни людей

Несмотря на то, что Господь наполняет человека душевной составляющей, она самостоятельно выбирает духовное наполнение. В этом свобода выбора. Творец не создает роботов, Он ваяет Себе подобных.

Духовная составляющая является высшей стороной жизни людей, ей дана сила увлекать человека от видимых вещей к невидимому познанию благодати Божьей, отделять вечное от временного.

Дух является той составляющей человека, которая отделается нас от животных. Созданные Богом твари не имеют духовного наполнения.

Духовное неотделимо от душевного, оно является высшей стороной, сущностью. В человеке нет таких чувств, которыми можно познать духовное наполнение. Святые отцы подчеркивают, что дух и есть ум человеческий, от него происходит разумное начало.

Важно! Дух человека нельзя увидеть или постичь, но духовного человека, наполненного Божественной сущностью, видно сразу по его эмоциям, делам и любви к окружающему миру.

Человеческий дух наполняется совершенством только при соединении с Божьим Святым Духом.

В письме святителя Феофана Затворника мы находим, что духовная наполняющая - сила, которую Творец вдохнул в человеческую душевную составляющую, как завершающий этап создания образа Своего.

В соединении с душой дух поднял ее на божественную высоту над нечеловеческим созданьем. Благодаря духовному наполнению душевный человек становится одухотворенным.

Так как духовная сила пришла от Бога, она знает Творца и ищет Его присутствия в жизни.

Проявляющиеся составляющие духа

Кому человек поклоняется, служит, тот и является его богом. Христиане, независимо от степени развития, знают, что всем в жизни руководит Создатель.

Духовное наполнение ведет христиан к жажде Бога

Он Судья и Спаситель, наказывающий и милующий, символом христианской веры есть Троица, Бог Отец, Сын и Дух Святой. Страх Божий является основной составляющей духовного наполнения.

Любите власть, деньги, веселые гулянки, делаете все в гневе, по собственной воле и желанию, значит, Бога не боитесь, душа при этом управляется сатанинскими силами.

Направляющей духовной силой является совесть, которая заставляет человека бояться Господа, во всем Ему угождать и выполнять Его наставления. Совесть руководит душевными качествами христиан, направляя их к познанию святости, благодати и правды. Только благодаря совести верующие могут определить, что угодно или противно Господу.

Божий закон исполнить могут только те, в ком жива совесть. Духовное наполнение ведет христиан к жажде Бога, когда никакое творение рук человеческих не может дать той благодати, какую человек приобретает при общении со Всевышним в постах, молитвах и исполнении Закона.

О духовной жизни:

Основные отличия души и духа

В человеке, живущем в падшем обществе и любящем Создателя, постоянно будет идти борьба между душевным и духовным, ибо их единство нарушено человеческой греховностью.

Душевная составляющая Божьего творения делает его выше животных, а духовная - выше ангелов. Ибо кому из ангелов когда-либо Господь сказал, что они Его дети? Апостол Павел пишет, что человеческие тела - храмы Бога Живого, Святого Духа, и за это мы должны славить Творца, нашей заслуги при этом нет никакой. (1 Кор. 6:19-20).. Святитель подчеркивал, что в христианине есть человеческое и небесное, видимое и невидимое, плоть и духовность. Человек, по словам Григория Богослова, является маленькой вселенной внутри большого космоса.

Прекрасны высказывания святого Григория Паламы о том, что тело, победившее желания плоти, не становится якорем для души, тянущим ее в ад. Оно парит в душевном и духовном единстве вверх, превращаясь в Божью духовную силу.

Любое сотворенное Богом живое существо имеет душу, духовное наполнение только у человека. Окружающий мир может воздействовать на душевные составляющие, духовными силами руководит Господь.

Душа появляется при зачатии, духовная сила человеку дается при покаянии и принятии Иисуса своим Спасителем, Целителем, Творцом и Создателем. Душевная субстанция расстается с телом при смерти, при исчезновении Божьего духовного начала человек впадает во все тяжкие грехи.

Важно! Только духовный христианин может назвать Иисуса Христа своим Господином, познавать при чтении Божье слово, душевный - только чувствует его.

Духовный человек - образ Бога

В телесной оболочке никогда нельзя увидеть Господа. Творцу абсолютно все равно беден ты или богат, худой или толстый, с руками или без ног, красив с человеческой точки зрения или безобразен.

Образ Бога живет в невидимой душевной оболочке, управляет которой духовная сила. Божья душа обладает бессмертием, разумом, свободной волей и чистой, бескорыстной любовью.

Душевное состояние, переходящее в бессмертие, управляется не христианами, а только Господом.

Как свободен Творец, настолько Он дал свободу Своему творению. Премудрый Создатель наделил человека разумом, способным вникать в невидимые глубины, познавая природу Господа. Бесконечна благость Создателя к Его творению, которое Он никогда не оставляет. Духовный человек стремится к единению с Творцом.

В Новом Завете неоднократно встречается фраза о духовно живых людях, то есть тех, кто принял в свою жизнь Иисуса, как Спасителя.

Атеисты или верующие в других богов названы духовно мертвыми созданиями.

Важно! Всевышний, создавая человека, предусмотрел иерархию. Тело корится душе, а та подвластна духу.

Первоначально так и было. Адам слышал Божий голос духовным сознанием, и спешил исполнить все пожелания Творца при помощи тела. Духовный человек подобен Адаму до грехопадения, он научился с помощью Господа творить Богоугодные дела, различать добро и зло, созидая в себе образ Творца.

«Диалог о Православии» о душе и духе

Вопрос остается открытым. Однако он очень важен. В разных религиях и учениях на него отвечают неоднозначно. Для начала надо рассмотреть эти термины отдельно. Душа - нематериальная суть личности, обитающая в ее теле. Другими словами - "жизненный двигатель" человека. Вместе с душой начинает свой жизненный путь и телесная оболочка, которая познает окружающую среду с ее помощью. Без души не будет жизни. Дух же является высшей степенью сущности личности. Он влечет и ведет человека к Богу. Именно присутствие духа выделяет людей как высших существ в иерархии животного мира.

Философия и душа

Философы с древних времен пытались найти ответ на вопрос, что такое дух и душа, в чем их разница и сходство. Понятия духа и души в философии обозначают слои совершенства нашего мир и наиболее досконально воплощены в людях. Они являются ступенями между человеческим сознанием и реальностью. Душа считается совокупной величиной, объединяющей в себе психические характеристики индивидуума, которые определяют его социальность. В душевном мире находят свой приют все жизненные переживания человека, его психические состояния и влечения. Душа - связующий между внутренним и внешним. Она объединяет сферу социальной жизни с внутренними качествами человека, помогает личности адаптироваться в окружающем обществе, взаимодействовать с другими индивидуумами.

Философия и дух

Дух и душа - в чем разница? Философия не дает конкретного ответа. Данная наука лишь предполагает, что дух является высшим ценностно-мировоззренческим пластом. Он - центр человеческой духовности. Духовное не считается лишь индивидуальным, оно представляет собой уникальное объединение нравственности, искусства, языка, философии. Наиболее значимые человеческие проявления, такие как любовь, вера, свобода, относятся к духовному миру. Во многих философских учениях термины дух и душа имеют отношению к миру в целом, а не к отдельному индивидууму.

Ведизм и душа

Наши предки верили, что душа дана человеку для отработки отрицательных качеств. Она наделена возможностью выбора, то есть может развиваться в негативном или позитивном направлении. Ее дело, какую сторону избирать, отрицательную или положительную. Душа в ведизме считается субстанцией из тонкой материи и частью энергетической оболочки планеты. Веды говорили, что душа сама выбирает себе воплощение, то есть дату и место рождения. В момент смерти человека душа старается вернуться на изначальную точку, то есть в родной город умершего. В ведизме считается, что душа похожа на перфоленту с отверстиями. Эта лента как будто обволакивает духовное зерно и может негативно влиять на положительные порывы самого духа. По этой причине возникают депрессивные состояния, а тело становится слабее и уязвимее.

Ведизм и дух

Древние веды считали человека духовным, если он достиг конкретного энергетического уровня. Дух и душа - в чем разница? Ведические книги указывают на веру в то, что дух - это первоначальное в человеке. Он дан личности с самого начала ее существования. Дух помогает человеку совершенствоваться, несмотря на негативное влияние окружающего мира. Веды говорили, что дух суммирует энергию всех своих воплощений. И если он не смог собрать достаточно энергии со своих прошлых жизней, то человека называть бездуховным нельзя, так как его дух только начинает свой путь совершенствования. В ведизме говорится, что человек не может существовать без духа, а вот без души жизнь вполне возможна.

Православие и душа

Дух и душа - в чем разница? Православие, как религия, отвечает на этот вопрос следующим образом. Считается, что душа - это тонкая нить между личностью и внешним миром, она связывает человека и реальность. Дух же, наоборот, помогает индивидууму обрести связь с Богом. Душой обладают все живые существа, но духом наделен только сын Божий, то есть человек. Тело оживотворяется с помощью души, а она, в свою очередь, - с помощью духа. В момент рождения человека ему посылается душа, но не дух. Он же приходит во время покаяния. Дух несет ответственность за разум, а душа обязана контролировать чувства и эмоции. Человек способен осуществлять контроль над своей душой, но над духом он не властен. Душа склонна к переживанию физических страданий. Дух же не имеет подобных ощущений и не привязан к телесной оболочке. По своей природе дух нематериален, а связь имеет лишь с душой. А душа, напротив, неразрывно связана еще и с телом. Душу можно запятнать греховными поступками. Но дух несет в себе Божественную силу и не может быть затронут грехом.

Дух в исламе

Дух и душа - в чем разница? В исламе с давних пор задавались этим вопросом. В отличие от православия, здесь понятия духа и души трактуются несколько по-другому. Считается, что дух наделен бесконечным количеством качеств и умений. Он может различать с помощью сознания, осознавать умом, быть в единстве с совестью, прислушиваться к мечте, любить сердцем. Некоторые способности духа проявляются через материальные человеческие органы, другие - ограничены ими. В исламе говорится, что дух - закон Аллаха, который управляет телесной оболочкой. Традиционно в исламской религии тело человека обозначается клеткой, а дух олицетворяется в образе птицы. Такая аллегория дает множество поводов для размышлений. К примеру, тело живет и служит духу, но дух ничем не обязан телу. Увеличивая в размере клетку, птицу не сделать больше. Подобным образом можно сказать и о физической и духовной красоте. Украсив клетку, нельзя сделать красивее саму птицу. Также физическое здоровье человека не указывает на его духовное развитие. В исламе говорится, что дух после смерти тела обретает свободу и освобождается от оков оболочки. Далее он сам по себе ожидает Судный День. Новую физическую форму дух обретает уже в загробном мире.

Душа в исламе

В религии ислама тоже стоит вопрос о том, что такое дух и душа, в чем разница между ними? Главная книга Коран приводит неоспоримые факты существования человеческой души. Ислам рассказывает о возникновении души следующим образом. Сначала человек формируется в течение ста двадцати дней в животе своей матери, потом появляется ангел, который наделяет зародыш душой. При этом ангел приходит с определенной миссией: он записывает дату рождения человека, длительность его жизни и дату смерти. В исламе говорится, что душа покидает свою физическую оболочку на сороковой день после смерти человека. Теорию реинкарнации в исламе полностью отрицают. Считается, что после того, как душа покидает человеческое тело, она отправляется в мир душ. Тело же хоронится и стает частью земли. После истечения определенного временного периода, согласно религии ислам, Аллах воскресит тела всех умерших и вернет каждому человеку его собственную душу. После этого все люди предстанут перед Богом всех миров, дабы ответить за свои грешные деяния.

Расплывчатая разница

Итак, дух и душа - в чем разница этих понятий? Как видно из этой статьи, каждая религия по-своему трактует значение этих слов. Но в основных идеях о душе и духе как религии, так и философские учения сходятся. Разница между духом и душой заключается в том, что душа неразрывно связана с телом, а дух, наоборот, стремится только к Богу, отвергая все физическое и мирское. Очень важно найти тонкую грань между своим духом и душой. Тогда их можно будет держать в гармонии, ведь в основном дух тянется к высоким идеалам, а душа слишком подвержена негативному влиянию окружающего мира. Когда человек сам для себя осознает, в чем разница между духом и душой, он сможет спокойно жить и радоваться каждому мгновению. Конечно, это задача не из легких. Но тот, кто имеет терпение и выдержку, сможет обрести себя и наладить гармоничную связь между душой и духом.

Под духом в философии понимается идеальное объединяющее начало, придающее цельность, внутреннюю силу, творческие потенции душевному миру человека или какой-либо общности людей (например, «дух народа»). Согласно Н. Бердяеву дух есть Божественное начало в человеке, выражающееся в любви, справедливости, долге, свободе, творчестве. Душа глубинный внутренний мир человека, связанный с его телом, одухотворяющий его телесные потенции. Согласно Платону Д. содержит в себе три неравноценные составляющие: высшее – разумное начало, среднее – волевое и низшее, более всего приверженное телу – вожделеющее.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДУХ и ДУША

религиозно-философские понятия, означающие невещественные начала, в отличие от материального Человек сравнительно легко познает материальную оболочку сотворенной природы, но у него нет легкого внешнего доступа к сущностям духа и души, что нередко вызывает, например, у материалистов и позитивистов, соблазн отрицать существование этих скрытых миров. Более ценно то, что менее доступно, материальные потребности рано или поздно удовлетворяются, духовными же исканиями человек никогда не пресыщается, а потому в тенденции становится существом универсальным. Древние представления о духе (атмане, пневме, спиритусе, рухе) и душе (пране, психе, аниме, нефсе) связывались с процессом дыханиядуша сопрягалась со вдохом, а дух - с выдохом. Считалось, что каждая вещь имеет собственную душу, способную перемещаться в пространстве и входить в иные тела, влиять на них; к этому взгляду восходят доктрины эйдосов, идей, образов, отражения мира человеком.

Философская онтология души и духа оперирует следующими их существенными различиями. Душа связана с конкретным целым (телом), будь то отдельная тварь или телесность всей природы (мировая душа), а после смерти тела душа пребывает в особо легком теле - в "сома пневматикус", "астральном теле" и т. п. Дух же свободен от конкретных воплощений и вездесущ, легко проникает всюду и столь же легко уходит за любую границу; поэтому он способен доходить до вершин мироздания (т. е. быть совершенным), творить любую предельную целостность и привносить в каждое отдельное наличное бытие переживание сопричастности (смысл) всякому иному бытию. Душа сохраняет проект и внутреннюю форму своего тела, его системные свойства, лишь иногда (согласно некоторым учениям) на короткое время покидая свою обитель. Дух же всегда беспокоен, изменчив, мало где задерживается и творит все новые и новые свои определения. Душа несовершенна и ограничена, дух же совершенен и неограничен. Душа творится духом, дух же вечен и несотворим. Правда, христиане полагают, что разряды служебных духов сотворены Абсолютным Духом, Богом. Вместе с тем душа и дух имеют общие черты: они тождественны по своей абсолютной природе, делятся на низшие и высшие разряды, ненаблюдаемы "извне". О духе обычно говорят как о "бытии" (безусловном, открытом, свободном, без границ, бездне бытия); связанное же существование души выражается понятием экзистенции, т. е. "бытия-между" плотью и духом. Не получая долгое время живительных импульсов духа, душа увядает и выпадает из общей структуры бытия; напротив, оплодотворясь духом, душа расцветает, раскрывается и совершенствуется. Т. о., взаимосвязь бытия духа и экзистенции души может быть конкретизирована понятиями духовности и бездуховности души. Духовность - оплодотворение души духом и постоянная тяга к вершинам бытия. Бездуховность - отрыв души от духа, замыкание способностей души на деятельности по обслуживанию своей телесной оболочки и сохранению достигнутой жизненной формы. Бездуховность может быть сопряжена либо с неразвитостью тяги души к духовному бытию, либо с усталостью преодолевать инерцию экзистенции и эгоизм. Альтернативные суждения о смертности и бессмертии души восходят к одному и тому же архетипическому представлению о том, что со смертью тела душа утрачивает функцию обеспечения целостности индивидуума: а) либо смерть тела вызывает качественную переориентацию души на пребывание в "сома пневматикус", б) либо утеря основной функции обслуживания тела и есть смерть души. Учения о смертности души основаны на приписывании душе только телесной функции, учения же о бессмертии души признают телесную и духовную функции и толкуют душу как временно связанный плотью момент Абсолютного Духа. Возрождающиеся ныне гилозоистические воззрения на структуру души ("бывают минеральные, растительные, чувствительные и разумные души") актуализируют проблему простоты и сложности души. Если душа проста, не имеет частей, то ей не на что распадаться, она бессмертна и может исчезнуть лишь по воле Бога. Но в таком случае она не может усложняться и совершенствоваться, а о ее атрибутах почти ничего нельзя сказать. Если же душа сложна, то ее строение созвучно структуре соответствующих тел. Например, человеческое тело состоит из атомов и молекул, клеток и органов, нервной системы и мозга; названные части сопряжены с минеральной, растительной, чувствительной и разумной душевностью. Представления о сложности души обобщаются в двух понятиях человеческой души - понятии иерархии минерального, растительного, животного и разумного уровней души и понятии души человека как эмерджента, т. е. уникального нового качества, возникшего при взаимоснятии всех указанных уровней.

В соответствии с первым понятием душа человека отличается от душ минералов, растений и животных лишь своим высшим (разумным) уровнем. Согласно второму понятию, человеческая душа проста как единое качество и обладает лишь свойствами (гранями, но не уровнями) отражения, раздражимости, чувствительности и разумности.

Языческие верования о четырех душах внутри каждого человека - архетип современных учений об эволюции форм отражения и посмертной судьбе души. Если душа сложна, то после смерти плоти, целостность которой она осуществляла, она постепенно и последовательно распадается, и прежняя связь между ее уровнями или гранями разрушается: минеральная душа уходит вместе с прахом в царство минералов, растительная и животная души остаются вблизи растений и животных или вселяются в них, разумная же душа восходит к Богу. Этот процесс исчисляют временными рамками: "после третьего дня", "девятый день", "сороковой день". Итак, суждения о бессмертии и смертности души, ее перевоплощении и очищении от низших составляющих, о единственности и множественности ее частей лишь внешне исключают друг друга, ибо имеют разные логические основания; по существу же эти суждения суть вариации на одну и ту же тему о количестве и взаимосвязи свойств и функций души. Равным образом не исключают друг друга идея перевоплощения души и идея совершенствования уникальной души каждого человека. В обоих случаях речь идет об изменении души и ее телесной оболочки: а) в одном и том же теле "я" (душа) совершенствуется или деградирует, б) "я" остается себетождественным в периодически изменяющейся плоти. Клетки нашего организма периодически обновляются; индивид живет вначале в утробе матери, потом, умирая для внутриутробной жизни, рождается как самостоятельный организм и, наконец, умирает как таковой, чтобы родиться в прозрачной для других душ телесности "сома пневматикус"; перевоплощение души в формах растений, животных или других людей обязано (согласно индуизму и буддизму) закону воздаяния - все эти интерпретации идеи реинкарнации (перевоплощения, метемпсихоза) суть варианты суждения об изменчивости души и плоти.

Душу описывают либо как лишенную метрики, либо как пребывающую в сердце, головном мозге, крови, легких (дыхание), либо живущей во всех закоул ках тела (т. е. как тотальный атрибут тела). Из различий этих описаний вытекают различия в понимании характера спаянности души и плоти в единое целое (в тело). С одной т. зр., душа слабо связана с плотью, легко ранима, боязлива, "уходит в себя", ее можно выкрасть, потерять и т. п. С другой т. зр., душа - принцип тела и ни на мгновение не перестает осуществлять свою витальную функцию; она не "рвется наружу" и не покидает тело на всем протяжении земной жизни индивида. Проблема гармонии души и плоти внутри тела имеет следующие основные решения: а) плоть владеет душой, б) душа владеет плотью как своим оружием, в) душа и плоть симметрично взаимоувязаны в теле. На вопрос о посмертном пребывании души отвечают по-разному: "тот свет" далеко - за морем, на острове, под водой, под землей, на небе, в раю или аду, в мире внепространственных абсолютных идей или в сфере "бездны духовного бытия".

Абсолютный Дух творит разряды служебных духов. Духи источают энергию, и, благодаря их действиям, вселенная есть не мертвый механизм, а беспредельный живой организм с мировой душой. Добрые и поддерживающие человека духи именуются ангелами, вознесенными святыми, великими бодхисаттвами, ками и т. д. вплоть до домовых духов. Падшие ангелы, или злые духи, как и добрые духи, имеют свою иерархию, могут навредить человеку и нередко предстают перед людьми под видом ангелов добра. Из культа изгнания злых духов из больных людей возникла светская медицина. Не всякий дух заслуживает доверия и выражает подлинную полноту бытия, добро и благо. Поэтому духовность (т. е. пребывание в душе человека того или иного духа) бывает истинной или ложной, доброй или злой. Неправомерно восхищаться "духовностью вообще" и всякий раз вкладывать в это понятие лишь положительный смысл. Например, одержимость злым духом - не бездуховность, но духовность безобразная, ложная и злая, подменяющая любовь к Богу притяжением к фальшивому идеалу полноты бытия или субстанции. О некоторых духах говорят как об ошибающихся, преследующих эгоистические цели, лживых и дезориентирующих людей. Многие Писания поэтому осуждают оккультную практику, т. е. получение знания от медиумов, колдунов, ведьм, астрологов и иных людей, проникающих в мир служебных духов - ведь может случиться, что эти люди вступили в связь с духами преисполни и обманулись, приняв их за духов добра. Христианство и ислам учат, что духов надо проверять посредством сличения собственных желаний и поступков с требованиями Богооткровенных Писаний.

Существуют две основные модели связи души и духа в теле человека: а) человек состоит из души и плоти; б) человек троичен, в нем увязаны дух, душа и плоть. Сторонники первой модели сближают понятия духа и души, толкуя дух как разумную часть человеческой души. Те же, кто разводят дух и душу, противопоставляют "человека духовного" "человеку душевному (плотскому)". Согласно первой модели, развитая душевность - умение приобретать эмпирическую информацию, управлять телом, заниматься интеллектуальной деятельностью и владеть навыками умозрения; духовность - развитая душевность. Вместе с тем далеко не все согласны со сближением интеллекта и духа и предлагают разграничивать духовное и душевное в религии, искусстве, науке, философии и других формах мироотношения. Согласно второй модели, душевность человека обеспечивается такими формами, как телесная чувственность, эмоциональность, воля и интеллект; духовность же сопряжена с развитостью совести, интуиции и со способностью мистически пребывать в тех или иных слоях духовного бытия. Ал. Павел, наиболее полно обосновавший триадичную модель человека, учил, что часто развитие сенсорики, воли и разума человека, обусловленное плотской фукцией души, препятствует становлению в том же индивиде "духовного человека". Плоть - дом и зеркало души, а душа - дом и зеркало духа. Душа вне дара духа не способна к интуиции, мистическому соприсутствию, угрызениям совести, ибо сосредоточена на телесных отправлениях. Телесная смерть наступает от разрыва связи души и плоти, духовная смерть - от прекращения связи души и духа; человек может быть живым душевно, но мертвым духовно из-за греха, отделяющего его от Бога.

Неполное определение ↓

Человеческая личность целостна и состоит из тела, души и духа. Эти составляющие едины и взаимопроникновенны. Библия четко разделяет понятия «духа» и «души». Однако этот один из важнейших богословских вопросов остается закрытым для простого человека. Даже в религиозной литературе понятия «духа» и «души» часто смешиваются, что приводит ко многим недоумениям и неясностям.

Определение

Душа — нематериальная сущность человека, заключенная в его теле, жизненный мотор. С ней тело начинает жить, посредством ее познает окружающий мир. Нет души – нет жизни.

Дух — высшая степень человеческого естества, влекущая и ведущая личность к Богу. Именно наличие духа ставит человека выше всех в иерархии живых существ.

Сравнение

Душа – это горизонтальный вектор человеческой жизни, связь личности с миром, область вожделений и чувств. Действия ее разделяются на три направления: чувствующие, желательные и мыслительные. Это все мысли, чувства, эмоции, желание чего-то добиваться, к чему-то стремиться, делать выбор между антагонистичными понятиями, все то, чем человек живет. Дух – вертикальный ориентир, стремление к Богу. Действия духа направлены исключительно на горнее: страх Божий, жажда Его и совесть.

Душа есть у всех воодушевленных предметов. Духом человек не владеет. Душа помогает духу внедриться в физические формы жизни с целью их усовершенствования. Душой человек наделяется при рождении или, как считают некоторые богословы, при зачатии. Дух посылается в момент покаяния.

Душа оживотворяет тело. Как кровь проникает во все клетки человеческого организма, так душа пронизывает собою все тело. То есть, человек обладает ею, как обладает телом. Она – его сущность. Пока человек жив, душа не покидает тело. Когда умирает, то уже не видит, не чувствует, не говорит, хоть имеет все органы чувств, но они бездеятельны, потому что нет души.

Дух не принадлежит человеку по его природе. Он может покидать его и возвращаться. Его уход не означает смерти человека. Дух оживотворяет душу.

Душа – это то, что болит, когда нет причин для физической боли (тело здорово). Это бывает, когда желания человека идут вразрез с обстоятельствами. Дух лишен чувственных подобных ощущений.

Дух – это исключительно нематериальная часть человека. Но с душой он связан неразрывно. Согласно святым отцам, дух составляет ее высшую сторону. Тем не менее, душа относится также и к материальной части человека, так как она неразрывно связана с телом.

Одна из чувственных сфер жизнедеятельности человека – тяга ко греху. Повинуясь телу, душа может быть запятнанной грехом. Дух же ведает красоту Божественную. Он, действуя на душу, устремляет ее к идеальности: очищает мысли, пробуждает желание бескорыстности, влечет чувства к изящности. Влиять на дух душа не в состоянии.

Выводы сайт

  1. Душа связывает человека с миром, дух устремляет его к Богу.
  2. Душа есть у всех живых существ, духом обладает только человек.
  3. Душа оживотворяет тело, дух – душу.
  4. Душа посылается в момент рождения, дух – во время покаяния.
  5. Дух отвечает за разум, душа – за чувства.
  6. Человек обладает душой, но не властен над духом.
  7. Душа может переживать физические страдания, дух лишен чувственных ощущений.
  8. Дух нематериален, он связан только с душой. Душа неразрывно связана как с духом, так и с телом.
  9. Душа может быть запятнанной грехом. Дух содержит в себе Божественную благодать и не соприкасается с грехом.
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...