Различия между народной и литературной сказкой. Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки

Оборудование: компьютер, медиапроектор, книжная выставка.

Действительно, по-видимому, лай совершенно невиновен, он рассказывает истории любви, которые иногда заканчиваются хорошо, иногда трагичны, но все передается довольно коротко, линейно. Она разрабатывает письменность, основанную на образах, обогащающих поэтические ценности текстов. По словам Филиппа Уолтера, Тристан не использует наш алфавит, чтобы писать на орешнике, потому что надпись слишком длинная, чтобы поместиться на ветке.

Он использовал бы систему письма, которая очень эффективна в кельтах, то есть огамский алфавит. Это письмо используется только для магии, а не для общения. Таким образом, мы сталкиваемся с двумя формами символов. Использование другого алфавита приводит к размышлению о метафорическом шифровании, о том, как обозначить Символ жимолости: растение, которое обертывает ветку, позволяет обозначить неотделимость двух влюбленных, это позволяет предлагать любовь любовников, не выражая этого обычным языком. цветочный семантизм, тайный язык Девиз, взятый с этой эмблемы, также должен быть истолкован: «Ни вы, ни я, ни вы без вас»: здесь у нас есть конструкция в хиаме, которая повторяет в другой форме любовники,, Эти символы являются средством размышления о самом факте написания, своего рода метапоэтический и рефлексивный язык. Мария де Франс дает нам реальное отражение в литературном искусстве, используя символ. Тристан пишет о дереве дерева, и Мария де Франс идет в ее школу. . Этот герметизм позволяет возбуждать воображение читателя, потому что написание изображения и символа содержит ненасытную способность к воспоминаниям.

Метод: проектный

Форма: коллективная, групповая, индивидуальная. Ученики (с учетом их интересов и взаимоотношений) распределяются по творческим группам:

  1. Знатоки сказок
  2. Исследователи сюжета
  3. Составители слайдов
  4. Языковеды

Каждая группа получает задание.

1. Знатоки сказок А.С.Пушкина
Перечитать известные с детства сказки Пушкина, вспомнить героев «Сказки о царе Салтане…»
Задача учителя: Помочь учащимся вспомнить знакомые сказки, составить «перечень» героев «Сказки о царе Салтане…»

Рождение лиризма: трубадуры и саранча

Филипп Уолтер заканчивает свое предисловие, ссылаясь на «светотенец изображения» и хорошо, что нашло Лайса: они являются формой открытой работы, в которую читателю предлагается проектировать. Трубадуры - певцы. Поэзия трубадуров, в которой создана придворная любовь, очень новаторская, потому что это время было довольно женоненавистническим.

Лай как средневековая и преходящая форма сказки

Повествовательная форма очень близка.

Мэри Франция узаконивает нравственность сердца, она на стороне любовников, даже если это запретная любовь, и которая иногда более прелюбодеяна. Мария де Франс создает новую религию: религию любви: пример в лайоне Йонека: жертвенная птица становится мучеником, но конкретным мучеником, мучеником любви. Но в языческой традиции, с другой стороны, есть незлобые существа Другого Мира: пример Йонека: птица в прекрасном рыцаре. Мари де Франс догоняет негативный мотив, чтобы вернуть его к благотворному стандарту.

2. Исследователи сюжета
Сопоставить «Сказку о царе Салтане…» А.С.Пушкина с русской народной сказкой «Во лбу солнце...». Найти сходства и различия.
Задача учителя: Помочь выявить сходства и различия в сказках. Представить материл в виде таблицы «Сопоставление народной сказки с литературной сказкой».

3. Составители слайдов
Собрать материал по сказкам к слайдам.
Задача учителя:
Из собранного материала отобрать наиболее удачный и составить слайды.

Этот тип стихов систематически акцентируется на последнем слоге каждого полустишия, и есть также мобильные акценты, которые определяются ухом. Акцент на «жизни» понимается. Поиск рифмы свидетельствует об искусстве собрать конкретные слова, которые будут иметь смысл. Работа поэта тогда должна была нарисовать на рифмах, чтобы навязывать смысл, и это та же самая работа, что и трубадуры. Рифма действительно является изобретением средневекового запредела, позволяющим сбалансировать звук и смысл. Прежде чем понять стихотворение, рифма позволяет нам это слышать, и в этом мы присоединяемся к деятельности трубадуров.

4. Языковеды
Найти определения (пояснения) предложенным словам.
Задача учителя: Повторить с учениками изученные ранее понятия «эпитет», «постоянный эпитет», «сюжет, зачин и т.д. Объяснить новые определения (лубок, лубочные повествования, гипотеза и др.).

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель. Ах, сколько замечательных сказок окружает нас с самого детства!

Резюме листьев и краткий анализ

Рифма придает смысл стихотворению и является не только декоративным использованием. Леди, запертая мужем в башне. Пристрастие птицы и пророческий намек на ее собственную смерть: любовников осуждают и ловят в ловушку, любовника, раненного ловушкой мужа, но леди, которая беременна своим любовником, дама совершает вторжение в Другой мир, где она видит своего рыцаря. Сдача кольца и меч леди для будущего ребенка. Много позже, на торжестве, леди, ее муж и Йонец входят в аббатство, где находится большая гробница, а также мертвого любовника.

На протяжении всей жизни мы склонны верить, что зло слабее добра, оно не может победить, что несправедливость будет наказана. Эта вера зарождается в нас, когда еще совсем маленькими слушаем сказки.

Ребята, на этом уроке нас ждет встреча с уже знакомыми сказками. С какими? Не спешите отвечать! Будьте терпеливы, внимательны, активны.

Смерть от обмана дамы; Йонец убивает мужа и становится лордом. Один из них в этом случае присутствует в случае прекрасного амора: любовь рождается от желания и реальных чувств, это подпольная любовь. Милон и его леди должны жить отдельно. В течение следующих двадцати лет они отправляют послания любви через путешествующего лебедя. Лебедь - посланник любви, он позволяет переписывать любовь и таким образом, воспринимается как замена для присутствия другого. Символизм птицы очень важен: на самом деле можно думать, что буквы любви и ласковые свидетельства, которые передает лебедь, являются своего рода метафорой любовного желания, которое несет вся литература.

2. Актуализация знаний учащихся

– Что такое сказка? (Занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях).
– Чему она учит? Какой урок может преподнести человеку? (Учит отличать доброе от злого, хорошее от плохого).
– А какие сказки обычно начинаются со слов: «В некотором царстве, в некотором государстве..»? (Волшебные).
– Что вы чувствуете, когда слушаете волшебные сказки? (Они очаровывают; переживаешь за героев, сочувствуешь им, восхищаешься их качествами, поступками).
– Как вы думаете, что испытывал маленький Саша Пушкин, слушая старинные предания и былины, которые рассказывала ему няня?

Любовь и литература воспринимаются на тот же план: они являются движущей силой желания другого. Незначительно, что именно лебедь обеспечивает передачу этого желания: лебедь является символом поэтического вдохновения во всей литературе. Таким образом, птица ассоциируется с размышлением о литературе: любовники видят свое желание в синяках и недовольстве. Именно благодаря посредничеству письма это желание сможет процветать. Письмо, переданное лебедем, является материализацией лай.

Дама в начале своей встречи и до того, как ее отделили от Милона, забеременела: ребенку доверено сестре дамы с кольцом и письмом, которое она должна будет передать ребенку, когда он будет больше. Когда наступает день, сын, осознающий существование своих родителей, отправляется искать их, и по пути он принимает участие в турнире рыцарей, в котором он встречает своего отца, и решает убить официального мужа его мать, чтобы воссоединиться с любовниками. Ребенок - это своего рода реинкарнация отца. Ребенок узаконивает пару, согласно той же схеме, что и в лайоне Йонека.

3. Детство поэта (рассказ учителя с опорой на представления учащихся)

Учитель. Закройте на мгновенье глаза… Представьте себе: зима, поздний вечер, ближе к ночи. За окном разыгралась метель, в печной трубе гудит ветер. А в горнице тепло и уютно. Напевный голос Арины Родионовны звучит негромко, задушевно, погружая ребёнка-поэта в волшебный мир народной сказки.

Гвигемар - персонаж, нечувствительный к любви. Затем однажды, странное явление, посреди куста оленя и белого оленя с оленями. Эта леди говорит с Гигемаром и бросает ему стрелу. Символьная функция стрелы важна здесь: она занимает топы стрелы, нарисованной Божьей любовью, но вводит новое измерение - рефлексивность. Действительно, по этому конкретному пути стрела похожа на материализацию молнии и рефлексивность любви, которая рождается между двумя существами. Стрела также вызывает понятие боли, которое затем указывает на страдание, присущее любовь и, следовательно, хорошо отражает амбивалентность любви.

Маленький Саша не шелохнётся, живо представляет он сказочные события, о которых повествует няня: «В некотором царстве-государстве…»

Поэт живо вспоминал потом, в течение всей жизни, «прелесть этих таинственных ночей»:

От ужаса не шелохнусь бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло.

Когда же он засыпал, весь трепещущий от страха, просыпалось его детское творчество:

Мы видим здесь, что Мария де Франс вызывает любовь через метафору и символ, как мы объясняли выше. Этот эпизод является инициативой для Гвигемара, потому что это приводит к откровению, любви, для него, который был нечувствителен к любви. Вторая часть лай проходит в другом мире. Волшебный неф, который циркулирует между двумя мирами, превращает Гигемара в Другой мир. Там, женщина, несчастливо женатая, которая, конечно же, не кто-то еще, кроме того, что убила Гвигемара, видит, что неф прибывает в порт, она берет Гвигемара в свою комнату, где она скрывает его: любовь ударяет его, его рана не они живут вместе спрятанные на полтора года, до того дня, когда они будут обнаружены: они отделяются, но, как способ любви, и как символ их союза, леди сделал узел в тунике Гвигемара, и она получила от Гвигемара залог своей любви петли, которую она привязала к поясу.

Волшебники, волшебницы слетали,
Обманами мой сон обворожали,
Терялся я в порыве сладких дум

И в вымыслах носился юный ум…

Эти детские вымыслы сквозь сон и были первыми созданиями поэта… Поэтому мы можем утверждать, что любовь к народной поэзии зародилась у Пушкина под влиянием рассказов его старой няни.

Став взрослым, Александр Сергеевич собирал и записывал народные песни, сказки, а затем и сам создал чудесные сказки.

Гвигемар покидает мир, но через несколько мгновений леди удается убежать от башни, в которой она оказывается. был заперт. Она прибывает в Бретань, и там, Мерадок, лорд собирает ее. Она показывает ему пояс, который может уничтожить только рыцарь-рыцарь. Затем лорд организует турнир, чтобы найти этого рыцаря. Гвигемар участвует, место воссоединения.

Лай Биславрет - понятие оборотня

Оборотень в то время, когда Мария де Франс писала, довольно симпатичная фигура и не соответствует имиджу, который мы делаем сегодня. Оборотень - это мотив чудесного. В Древней Греции и Риме уже есть рассказы о оборотнях: история Ликаона в Метаморфозах Овидия, в Сатириконе Петронии, в Буколиках Вергилия или в басне Эзопа, «Вор и хозяин гостиницы». Понятно, что оборотень является результатом архаичных убеждений. В германском мире оборотень имеет особый резонанс: оборотень относится к концепции души, согласно которой душа может выйти из нашего тела и проявить внешний вид. было бы наличие двойного зоографа внутри нас.

– С какими сказками А.С.Пушкина вы уже знакомы? Назовите их. Работает группа знатоков сказок.

4. Исследовательская работа (сопоставительный анализ)

– Сам поэт мог часами слушать сказки. Многие из услышанных народных сказок Пушкин положил в основу своих собственных. Сегодня я предлагаю вам провести исследование, то есть научную работу. В любом исследовании есть гипотеза, то есть предположение. За гипотезу возьмем слова детского писателя, Самуила Яковлевича Маршака.
Прочитайте.

За литературным и причудливым мотивом есть целая метафизическая концепция, переданная германским миром. Христианство будет критически смотреть на эти убеждения и будет осуждать их. Таким образом, человек считается одержимым и должен быть изгнан. В судебных текстах они были ассимилированы демоническим владением. Это то, что современная наука и медицина назвали сегодня психическим заболеванием, аномальным состоянием, расстройством сознания, своего рода шизофренией.

В лай Биславрет Мари де Франс представляет нам человека, ставшего жертвой его метаморфозы. Он является двойной жертвой: жертвой метаморфоза, а затем жертвой своей жены, которая не верна ему. Мари де Франс берет ответственность за леди здесь: она не уважает разницу между моим мужем и Мари де Франс принимает миф о оборотне и приспосабливает его, изменяя его, чтобы нарисовать мораль: это меньше мифа о оборотне, который его интересует, чем символ, применяемый к паре и к любви. Она пытается нарисовать правду, психологию любви и определить, каковы обязанности супружеской пары.

«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».

Нам нужно доказать: либо это высказывание верно, либо доказать, что оно не верно.

– Вспомним названия русских сказок, заданных на дом. (Это народная сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды» и литературная сказка А.С.Пушкина «сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

Этот лай действительно очень интересен, так как это способ задуматься над тем, как писать. Действительно, подытоживая в нескольких словах этот лай, он исходит из довольно традиционной схемы: незамужняя женщина любит молодого человека, но эта любовь невозможна, так что они вынуждены видеть себя только в Леди подходит к окну и в конечном итоге раздражает мужа, и леди отвечает мужу, что она встает, чтобы послушать пение соловья. Затем муж схватил птицу и сломал ему шею, и леди сказала это своему возлюбленному, так как она нежно вышила то, что только что произошло, на куске ткани, в который она положила мертвый соловей, и любовник подделывает золотой и каменный сундук и помещает там птицу.

– Обратите внимание на длинное название сказок. Работает группа языковедов. (Это типичное заглавие лубочных повествований в 18 веке. Лубочные повествования – промежуточный жанр между фольклором и литературой).

5. Сопоставительный анализ

Работает группа исследователей сюжета, им помогает группа языковедов. У каждого ученика на парте таблица «Сопоставление волшебной народной сказки с литературной сказкой».

Леди, даже до Мари де Франс, пишет историю соловья, Мари де Франс и ее лай приходят только после этого, и есть способ положить ее в достаточно разумную прелюбодеяние, потому что она позволяет придать смысл акт письма. Муж абсолютно нечувствителен: он представляет нулевую степень любви, но у леди другое отношение к птице: соловей - это не только животное для нее, за птицей; есть ассимиляция между пением птицы и песней любви, и переход к акту письменности происходит именно после смерти любовника. Птица: она приходит, чтобы заполнить недостаток любви.

Работа с таблицей сопровождается показом слайдов. Приложение 1

Учитель. Давайте понаблюдаем, что общего и в чем различие волшебной народной сказки «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды » и литературной сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди ». Обратите внимание на длинные названия сказок.

Отвечают языковеды: Это типичное заглавие лубочных повествований в XVIII веке. Лубочные повествования – промежуточный жанр между фольклором и литературой.

– Назовите героев, которые встречаются в этих сказках.

Отвечают знатоки героев сказок: Князь Гвидон умный, находчивый, смелый. Царевна Лебедь добрая, нежная, отзывчивая и т.д.

Работают исследователи: Волшебная сказка начинается с традиционного зачина «В некотором царстве…». В сказке Пушкина нет этого зачина.

Далее следует завязка. Это поступок одного или нескольких персонажей, после которого начинает стремительно развиваться действие. Например, в наших сказках – это зло и зависть старших сестёр по отношению к младшей. У Пушкина:

…И завидуют оне
Государевой жене…
В народной сказке тоже:
…Женился Иван-царевич на меньшой сестре…
…А старшие стали ей завидовать да зло творить .

Затем идёт повествование о трудностях, выпавших на долю главных героев, об их борьбе со злом, о добрых делах, совершаемых ими, о чудесах и волшебных силах, помогающих в сложной ситуации. Все действия сюжета ведут к кульминации.

Кульминация представляет собой основную проблему произведения, характеры героев раскрываются в ней предельно ясно. У Пушкина:

Тут уж царь не утерпел,
Снарядить он флот велел…
– Что я? царь или дитя?
Говорит он, не шутя: «Нынче ж еду!»
Тут он топнул, вышел вон и дверью хлопнул.

Или в народной сказке: «…Выслушал Иван-царевич и задумался... кольнуло его в грудь, забилося сердце; снял он свой верный меч, взял меткую стрелу, оседлал ретивого коня и, не сказав жене "Прощай!", полетел во дворец».

После нее действие ослабевает. Наступает развязка. У Пушкина:

Тут во всём они признались,
Повинились, разрыдались…

В народной сказке:
«…Очутился там, глянул на детей, глянул на жену – узнал, и душа его просветлела!»

Добрая, счастливая концовка присуща сказкам. Она оставляет светлое чувство в душе. Вот как завершается повествование у Пушкина:

И я там был; мёд, пиво пил –


И усы лишь обмочил.

В народной сказке: «В это время я там была, мёд-вино пила, всё видела, всем было очень весело, горько только одной старшей сестре» .

Мы видим, что композиция сказок схожа; есть завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка и концовка. Но нашлись и отличия: «Сказка о царе Салтане» - вольная обработка народной сказки. Автор свободно изменял и дополнял сюжет, сохраняя при этом народный характер содержания.

В народной сказке у царицы родилось три сына, в пушкинской сказке только один сын.

В народной сказке царские сыновья были с солнцем во лбу, месяцем на затылке и звёздами по бокам, а у Пушкина такой красотой обладала Царевна-Лебедь.

В литературной сказке появляются новые герои: коршун-злодей, Черномор с богатырями, Царевна-Лебедь и другие.

Разная и форма изложения. Народная сказка написана в прозе, что ближе к устному творчеству. А «Сказка о царе Салтане…» написана четырёхстопным хореем с парной рифмовкой; в те времена, так часто писались «подражания» народной поэзии. (Языковеды объясняют понятия «размер», «ритм», «рифма»).

И ещё одно важное отличие: в народной сказке ведётся повествование без отношения к героям и событиям. В литературном произведении присутствует оценка героев и их поступков:

…Гости умные молчат:
Спорить с бабой не хотят…

… А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей…

Народная сказка не так красноречива. У Александра Сергеевича Пушкина вся сказка от первых и до последних строк пронизана волшебством сюжета, она зачаровывает каждой строчкой, восхищает каждым словом. Всё здесь к месту и каждое сравнение уникально по точности:

…И царица над ребенком
Как орлица над орленком…

…Около царя сидят,
Злыми жабами глядят…

Подражая устному творчеству, он использовал эпитеты, постоянные эпитеты. (Работают языковеды. «…на добра коня садяся…», «…видят холм в широком поле…» и другие.

Учитель. Сопоставляя сказки, вы, ребята, конечно же, заметили одно качество, которое
роднит сказку Пушкина с народными сказками. Подумайте над вопросами.

Что всегда побеждает в народной сказке? Какие человеческие качества сказка прославляет, а за какие – наказывает? (Добро всегда побеждает зло. Каждый получает по заслугам. В финале сказки «Во лбу солнце…» все счастливы, «горько только одной старшей сестре». Царь Салтан всех прощает. Он счастлив и не хочет никого наказывать. В этом одна из идей автора. Надо уметь прощать обидчиков, быть выше мести.)

Подводим детей к выводу о том, что сказка Пушкина близка к народной сказке, переняла у неё идеалы добра и справедливости, неприятие злобы и зависти!

Учитель. Мы провели исследовательскую работу, сравнили две сказки. В начале урока нами было выдвинуто предположение, что сказка Пушкина – прямая наследница сказки народной.

– Согласны вы с этой гипотезой?

– Как вы думаете, ребята, сказка Пушкина – это пересказ народной сказки или авторская сказка? (Создает свою неповторимую, литературную сказку.)

Итак, мы выяснили, что Пушкин «Сказку о царе Салтане написал на основе русской народной сказки «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды». Но он не просто пересказал сюжет, а создал авторскую сказку, в которой многое изменил, так как хотел выразить свои собственные идеалы, мысли, представления о жизни.

6. Введение нового материала

– Вспомним с детства знакомые строчки «…Там чудеса: там леший бродит…» Эти строчки из знаменитого «Лукоморья» – пролога к поэме «Руслан и Людмила», в котором удивительным образом переплелись известные сюжеты русских сказок.

Выразительное чтение пролога учителем.
(Далее проводится беседа, в ходе которой комментируются трудные слова).

– Какой картиной начинается пролог? Как вы её себе представляете? (Устное словесное рисование).
– Что такое Лукоморье? (В фольклоре – сказочная страна, полная чудес).
– Знакомы ли вам персонажи, упомянутые в прологе? (Лешие, русалки, богатыри, Баба-Яга, Кощей и т.д.)
– А что за персонаж кот ученый? (Кот Баюн, популярный персонаж русской мифологии, хранитель священного дерева Перуна).
– Можете ли вы назвать ту сказку, которую А.С.Пушкин использовал, чтобы написать вступление к поэме? (Использована не одна сказка. Во многих фольклорных произведениях русского народа встречается и Кощей, и Баба-Яга, и другие герои).
– Зачем же они понадобились поэту? Что он хотел пояснить читателю поэмы? (Что поэма сказочная. Читая её, попадаешь в удивительный мир. Для этого в прологе автор рисует картину волшебного царства Лукоморья.)

Учитель. Всё напоминает в прологе о народной сказке. Обратите внимание на композиционное построение вступления. В нем, как и в сказке, есть зачин: где-то далеко, у Лукоморья.., далее развитие действия:

«Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя…»
и т.д.

– Автор проводит читателя через сказочную жизнь разных героев. (Вспомните про постоянные эпитеты. Найдите их в тексте, например: «бурый волк», «на неведомых дорожках» и другие. Повторы: «через леса, через моря», «избушка…без окон, без дверей»).

– Как вы понимаете строчки: «Там русский дух… Там Русью пахнет!» (У Пушкина «русский дух» – это подлинно живое, светлое, доброе, народное начало, истинная Русь, которой веет от сказок).

Пролог заканчивается так же, как кончается народная сказка. Сегодня на уроке звучала традиционная сказочная концовка («И я там был, мёд, пиво пил…»). Но поэт вносит некоторые изменения. Он ввел целый ряд утверждений: «я был», «я пил», «видел», «сидел», «кот… мне сказки говорил». Для чего? (Поэт хотел сказать, что в чудесный мир сказки он вошёл навсегда и уже никогда с ним не расстанется).

7. Подведение итогов

Учитель. Ребята! В любом возрасте не поздно заново открывать для себя мир сказки. Читайте сказки! Это полезное, увлекательное, захватывающее занятие.

8. Домашнее задание

Выучить наизусть вступление к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

Список литературы:

  1. Детская энциклопедия, том 10, Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР 1961.
  2. Зуева Т.В
  3. . Сказки А.С.Пушкина. М.: Просвещение, 1989.
  4. Корепова К.Е
  5. . Русская лубочная сказка. – Нижний Новгород: Ки Тиздат, 1999.
  6. Пушкин А.С
  7. . «Сказка о царе Салтане» 1961г. Художник А. Куркин. (Иллюстрации в стиле ПАЛЕХ).
  8. Русская народная сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды» http://peskarlib.ru (Детская электронная библиотека «Пескарь», 2006–2011).
  9. Самойлова Е.А
  10. . Конспекты уроков для учителя литературы. 5класс. М.:Владос, 2003.
  11. Школьный философский словарь, Издательство «Просвещение», 1995.
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...