«Дайте воды попить, а то так есть хочется, что переночевать негде! Дайте попить, а то так есть хочется, что (и) переночевать негде Дайте понять противной стороне, что у них есть выход.
1) о запросах и требованиях собеседника, к-рые несоизмеримы с ситуацией;
2) просьба дать попить воды.
- - См. ТЛЕН -...
- - В подполе, подполье лежит пирог с морковью: хочется есть, да не хочется лезть...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - В подполье, подполье лежит пирог с морковью: есть хочется, да лезть не хочется...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - Закамуфлированный намёк на то, что, помимо воды, неплохо бы получить от хозяев хлеб-соль и где-то голову приклонить...
Словарь народной фразеологии
- - См....
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - См....
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - См. ЗАВИСТЬ -...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - Дал Бог много, а захочется больше...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - См. СЧАСТЬЕ -...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - См. ОДИНОЧЕСТВО -...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - См. ЗАВИСТЬ -...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - И тесно и на брюхе пресно...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - Хлеб да соль! - Ем да свой. - Хлеб есть! - Да негде сесть...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - См. ВОЛЯ -...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - См. ПРОСЬБА - СОГЛАСИЕ - ОТКАЗ Хочется есть, да не хочется лезть...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - См. ПРОСЬБА - СОГЛАСИЕ -...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
"Дайте попить, а то так есть хочется, что (и) переночевать негде" в книгах
автора Гурвич Михаил МееровичЧто делать, если хочется есть мел?
Из книги Большая книга о питании для здоровья автора Гурвич Михаил Меерович«Да я просто сладкие слюни хотела попить»
Из книги Веселые и грустные истории про Машу и Ваню автора Колесников Андрей«Да я просто сладкие слюни хотела попить» Подготовка ко дню рождения – это, конечно, больше, чем день рождения. Тем более если это не твой день рождения, а на который тебя пригласили.Главная проблема, когда уже куплен подарок. Это же не тебе подарок, вот в чем беда-то. А ведь
Если постоянно хочется есть
Из книги 7000 заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья ИвановнаЕсли постоянно хочется есть Из письма: «Мне 32 года, у меня вес больше ста килограммов, и потому, наверно, я не имею мужа. Но ничего не могу с собой поделать. Люблю поесть, неуправляема, как наркоманка. Ем все подряд и повсюду. Читаю – ем, смотрю кино – ем, если гуляю, то покупаю
Если без конца хочется есть
Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 05 автора Степанова Наталья ИвановнаЕсли без конца хочется есть Из письма: «Мне 32 года, у меня вес больше ста килограмм и потому, наверно, не имею мужа. Но ничего не могу с собой поделать. Люблю поесть, неуправляема, как наркоманка. Ем все подряд и повсюду. Читаю – ем, смотрю кино – ем, если гуляю, то покупаю
Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 28 автора Степанова Наталья ИвановнаДайте право и себе, и близким быть такими, какие вы есть
Из книги Крайон. Создай пространство счастья и успеха вокруг себя! 10 важнейших уроков автора Лиман АртурДайте право и себе, и близким быть такими, какие вы есть Нести в своей душе любовь, любовь Божественную, безусловную – это означает принимать и себя, и других такими, как есть. То есть, во-первых, не пытаться играть какие-то роли, не стараться стать не самим собой, а кем-то –
Зашел попить воды и не вышел, женился
Из книги Учения и наставления моей бабушки Евдокии автора Степанова Наталья ИвановнаЗашел попить воды и не вышел, женился Один парень, Николай, поехал по делам. Проезжая через деревню Черниговку, остановился возле одного дома. Вернее сказать, не он, а его конь встал у этого дома как вкопанный. Николай коня и кнутом, и за уздцы, тот не с места. Дрожит, хрипит,
17. Я не разрешу тебе переночевать у меня, т. к. мой дом не мотель
Из книги 100 возражений. окружение автора Францев Евгений17. Я не разрешу тебе переночевать у меня, т. к. мой дом не мотель Намерение: ты не хочешь, чтобы я остался надолго? Я только на ночь.Переопределение: да, выручать нужно не всех, кто просит, но меня можно.Разделение: но одну ночь можно.Объединение: можно как угодно это
Глава 6. Хочется есть много, но часто
Из книги Для подростков или Вся правда о наркотиках автора Кабанова Елена АлександровнаГлава 6. Хочется есть много, но часто При крупных неприятностях я отказываю себе во всем, кроме еды и питья. Оскар Уайльд Тысяча лиц кофеинаХорошо поутру, глядя в ясное небо и думая о приятном, медленно, со вкусом выпить чашечку хорошего кофе… Днем, впрочем, тоже неплохо
Дайте понять противной стороне, что у них есть выход
Из книги Как преодолеть НЕТ: переговоры в трудных ситуациях автора Юри УилльямДайте понять противной стороне, что у них есть выход Сила не принесет пользы, если загонит противную сторону в угол и заставит обороняться из последних сил. В военных хрониках Древнего Китая есть рассказ о полководце, который окружил группу мятежников в городе под
Хочется, но не можется – значит, не хочется
Из книги Книга 21. Каббала. Вопросы и ответы. Форум-2001 (старое издание) автора Лайтман МихаэльХочется, но не можется – значит, не хочется Вопрос: Очень хочется мне поверить в возможность моего личного духовного восхождения, но не можется. Метода обучения для женщин, детей и милиционеров великие каббалисты не описали, очевидно. Написали, что метод «другой», чем у
Глава 39 «Вы дайте им есть»
Из книги Христос - Надежда мира автора Уайт ЕленаГлава 39 «Вы дайте им есть» Евангелия от Матфея, 14:13-21; от Марка, 6:32-44; от Луки, 9:10-17; от Иоанна, 6:1-13 Христос со Своими учениками отправился в уединенное место. Но вскоре их мирный, столь редкий отдых был нарушен. Ученики надеялись, что в их уединении им никто не будет мешать, но,
Глава 39 ЗАКОН О ТОМ, КТО ХОЧЕТ ПОЕСТЬ ИЛИ ПОПИТЬ ДО ТРАПЕЗЫ
Из книги Кицур Шульхан Арух автора Ганцфрид ШломоГлава 39 ЗАКОН О ТОМ, КТО ХОЧЕТ ПОЕСТЬ ИЛИ ПОПИТЬ ДО ТРАПЕЗЫ 1. Если человек хочет поесть до нетилат ядаим1 тех кушаний, которые будет есть также и во время трапезы, не важно, такие ли это кушанья, на которые нужно будет произносить благословение во время трапезы, как фрукты,
16. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.
Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр16. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. (Мк. 6:37; Лк. 9:13). Стих этот у Матфея несколько полнее, чем у других синоптиков. У последних нет слов: "не нужно им идти". "Вы дайте им есть" - эти слова одинаковы (в греч.) у всех трех евангелистов; только у Луки, может быть,
id="razdel">Просятся переночевать люди по-разному. Герой старого анекдота начинал свою просьбу скромно и издалека, но к сути вопроса переходил достаточно быстро: «Дайте воды попить, а то так есть хочется, что переночевать негде». Но в реальности некоторые граждане не обходятся словесными просьбами и добавляют более весомые аргументы.
МОЛОТОК В КАЧЕСТВЕ АРГУМЕНТА
Вот и тридцатилетний гражданин К., отправляясь к своему знакомому переночевать, прихватил бутылку водки. Когда со спиртным счастливо расправились, хозяин квартиры непрозрачно намекнул, что пора и честь знать. Мол, дорогие гости, не надоели ли вам хозяева?
Гражданину К. хозяин не надоел, что гость и попытался донести до сознания своей жертвы. В качестве самого весомого аргумента гражданин К. воспользовался молотком. Четырех ударов строительным инструментом по голове было достаточно, чтобы прекратить дискуссию. Владелец квартиры под напором таких аргументов рухнул замертво, а расстроенный гость пошел, куда глаза глядят.
НЕОЖИДАННЫЕ ОТКРОВЕНИЯ
А глаза гражданина К. смотрели в сторону своей знакомой гражданки Л.
Пришел мужчина для того, чтобы попроситься на ночлег или просто снимал стресс - неважно. Гражданка Л. не стала ждать трагического развития событий и вникать в тяжкие переживания своего знакомого, и как только начался скандал, вызвала полицию.
Блюстители порядка, судя по всему, очень понравились гражданину К. , потому как именно им он и сообщил о том, что в одной из квартир города их дожидается труп.
Поверить в это было сложно, но полицейские все-таки выехали по указанному адресу, где обнаружили тело убитого хозяина квартиры. Гражданин К. поначалу категорически отказывался признаваться в том, что труп - это его рук дело. Но потом вспомнил, куда положил молоток и другие подробности этого дня. Задержанный уже был судим за убийство, но после выхода на волю в 2005 году в поле зрения правоохранительных органов не попадал.
Религия - самый честный способ отъема денег у населения. Кроме денег чистоганом, отнимают также и жилье. Некоторым хочется в этом видеть четко отработанную схему мошенничества. Другие считают это случайными «несчастными случаями».
ТРУП НА ДАЧЕ
Эта история случилась несколько месяцев назад в одной из многочисленных христианских церквей Бишкека (мы не будем в этом материале называть ни сами церкви, ни подлинные имена людей). Одна верующая женщина, назовем ее Вера, решила продать дачу. Дача была хорошей, и желающих было достаточно. Но она сторговалась с теми покупателями, которые смогли представить себя тоже как «верующие христиане». Смысл торга свелся к следующему:
Ты Бога любишь? И я люблю! Тогда - по рукам!
Результат его был немного странный - все документы купли-продажи оформлялись заранее, в том числе и на получение денег, а вот сами деньги Вера должна была получить уже потом, на самой даче, вечерком. Родня и друзья веры отговаривали ее от этой поездки примерно так:
Тебе не кажется странным, что они назначают встречу так поздно, когда можно днем?
- Ну, так днем люди заняты,- отвечала она.
- А то, что на даче, а не в городе?
- Наверно, они хотят со мной рассчитаться и сразу вступить во владение. Может, они пикник хотят на ней устроить.
- А то, что ты должна туда приехать одна?
- Ну а чего бы и не одна? Что же мне, охрану из братков себе нанимать? Они и не говорили, что именно одна, просто сказали - приезжай. Люди в Бога верят, ничего плохого не сделают. Я им доверяю.
Таким образом, вечерком Вера отправилась на дачу. А на следующий день там обнаружили ее труп с проломленным черепом. И естественно, никаких денег при ней не было. А дальше дело зависло. Покупатели предъявили документы, по которым все было уже уплачено, и сказали что вообще ничего не знают о пребывании Веры на даче. И вскоре вступили во владение недвижимостью. Ничего не скажешь, очень загадочная история!
ДАЕШЬ ЧУЖУЮ БАБУШКУ
Сколько существуют церкви (секты, монастыри, скиты и прочее), столько вокруг них вьется аура мошенничества. Кто-то у кого-то что-то отнял, кто-то чего не так распределил (обычно гуманитарку), и кто-то чье-то жилье увел. Обычно в присвоении чужой недвижимости обвиняют свидетелей Иеговы (ну, правило у них такое - завещать недвижимость не родне, а своей религиозной организации). И завещают - кто после смерти, а кто и при жизни дарит. Но и остальные не брезгуют. Российские психологи даже вывели правила, по которым религиозное объединение (не будем уточнять, церковь или секта, а то они обижаются) отнимает деньги у прихожан:
- Собирают десятину - 10% от ежемесячного дохода. Постепенно сумма увеличивается. Появляются дополнительные пожертвования. Вклады, на которые надо «отстегивать» деньги.
- Подселяют в квартиру брата или сестру по вере, чтобы те контролировали каждый шаг намеченной «овечки». В конце концов «овечку» уговаривают прописать единоверца или вовсе на него жилье переоформить.
- Жертву уговаривают выйти замуж за единоверца, чтобы получить законный доступ к имуществу и к его разделу.
Разумеется, не всегда подобные хитрости приходят в голову именно руководству. Иной раз и прихожане настолько ушлые, что умеют поживиться за чужой счет. Верующие - народ доверчивый. Почему-то думают, что раз человек ходит в церковь и читает Библию, то он ни на что дурное не способен. На этом и горят.
Ольга жила по-соседству со старушкой, с которой она ходила в одну церковь. Сама Ольга осталась сиротой в четырнадцать, и верующие стали ее опекать. Ольге это понравилось, она просекла, что если давить на жалость, тебе помогут.
Я же одна живу! Мне тяжело, родственников нет,- начинала она канючить, как только с кем-то знакомилась.
Как ни странно, у многих рука тянулась к кошельку. Вообще-то Ольга с удовольствием вышла бы замуж за кого-нибудь из братьев: молодые люди в этой церкви славятся «качеством» - богатые и морально устойчивые. Но «верхушка» женилась на своих, потомственных. А Ольга была пришлая, из не религиозной семьи.
Затем Ольга всё же вышла замуж, но не за верующего, перестала ходить в церковь, и ее отлучили. Заодно и церковная халява отошла. А у нее родилось двое детей, зарплата маленькая, и к тому же муж потом всё-таки бросил. Она, конечно, по-привычке тянула свое жалобное:
У меня двое маленьких детишек, я их тяну-тяну, тяну-тяну…
Но это уже не имело прежнего эффекта. Мирские люди как-то менее отзывчивы. К счастью, соседка ей помогала по-прежнему. Она знала Ольгу практически с детства, дружила еще с ее матерью, и Ольга привыкла называть ее бабушкой. А потом это обращение трансформировалось в легенду, что она действительно ее родная бабушка. Ольга ухаживала за ней и думала, что получит наследство или дарственную. Но бабка умерла, и объявилась ее родная дочка с внуком!
Тогда Ольга сама, от руки, «нарисовала» дарственную и с этим пошла в суд. Разумеется, ее подделку отвергли. Тогда она попыталась придумать, что адвокат законной наследницы сжег дарственную на зажигалке. Все эти нелепости, как ни странно, вылились в годовое судопроизводство. Но результат всё равно был предсказуем - Ольга эту квартиру так и не увидела….
ЖИЛИ-БЫЛИ «ДВЕ СЕСТРИЦЫ»
В той же церкви несколько лет назад была схожая история. Познакомились две старушки - баба Дуня и баба Люся, подружились и стали жить вместе. И вот баба Люся уговорила свою приятельницу продать свою квартиру, и купить новую, побольше, чтобы жить вместе. Баба Дуня согласилась. Вместо двухкомнатной квартиры в центре она переехала в трехкомнатную в Аламедине и зажила с сердечной подругой. Баба Дуня была значительно старше бабы Люси и уже к моменту продажи квартиры плохо ходила. Так что все документы оформляла баба Люся, которой она доверяла. И, конечно же, оформляла их баба Люся на себя. Затем у бабы Дуни совсем отказали ноги, и началась в ее жизни черная полоса. Она лежала на кровати никому не нужная и голодная. У нее начались пролежни, она исхудала, но это никого не интересовало. Баба Люся с сыном ждали ее конца, как праздника. И завещание на сынулю баба Люся уже на всякий случай оформила. Оно вскоре и пригодилось. Вдруг баба Люся скоропостижно скончалась, приехали скорая и милиция, труп увезли в морг, а бабу Дуню - в реанимацию. В дело вмешался главврач, разыскал ее родственников, те приехали, позаботились о бабушке. Раньше они вроде бы не могли ничего сделать - баба Люся с сыном не пускали их в квартиру. И началась борьба за жилплощадь, которая затянулась надолго.
ЛЮБОВЬ-МОРКОВЬ
Эта история тоже достаточно давняя. Одна женщина, по имени Алевтина, посещала оккультную группу. А затем поругалась с гуру - заподозрила, что он просто нацеливается на ее жилье. Гуру предупредил, что она еще об этом пожалеет, и вроде бы слово свое сдержал. Сначала умер зять Алевтины, потом машину, на которой ехал муж, растер колесами КАМАЗ. Дочка с внуками уже давно убежала к одному из членов группы во вторые жены. Алевтина осталась одна, решив без боя не сдаваться. Гуру, конечно же предупреждал:
Вернись, дорогая, а то хуже будет!
Это только подогрело желание Алевтины удрать. Она была уже твердо убеждена, что имеет дело с дьявольскими силами, от которых надо спасаться. И отправилась в ортодоксальную церковь.
По характеру Алевтина была человеком, склонным увлекаться. То есть, столкнувшись с чем-то новым, она погружалась в это с головой, пока не разочаровывалась. Так и тут она с головой погрузилась в религию, отмаливая связи с дьяволом - медитации там, йогу. Служители церкви встретили ее с распростертыми объятьями и охотно оказывали ей «духовную поддержку». Так что если раньше Алевтина часами сидела в позе лотоса, то теперь так же часами молилась. А дальше она познакомилась в церкви с мелким служителем - молодым парнем, про таких наши друзья из криминала говорят «на шнырь-понтах». Жить этому «брату» было негде, и он попросился на жительство к Алевтине. Она тут сначала малость растерялась, но более опытные «товарищи по вере» успокоили, и уверили, что дать приют бездомному - дело на редкость богоугодное. А дальше всё было, как в веселой поговорочке, бытующей среди многих христиан «брат сестру прижал к кресту и сказал: „Дай мне“». Короче, стали они любовниками. Ни разница в возрасте, ни явное прелюбодеяние не смущало ни парня, ни церковное руководство. Даже Алевтину поначалу не смущало. Но потом подруга ей открыла глаза:
- Ты дорогая, за что боролась, на то и напоролась. Еще немного, он у тебя в квартире пропишется, а потом будет делать, что захочет. И так у тебя не дом, а монастырь какой-то - бабки в платочках по углам шуршат. Днем грехи замаливаете, а по ночам? Неужели не понимаешь, что его к тебе специально поселили?
Тут Алевтина почти прозрела. Парня выгнала, но … у нее обнаружился рак груди. Женщина впала в прострацию - что это - божья кара или месть гуру? Ее душевные терзания кончились завещанием, повлекшим за собой длительный судебный процесс после скорой смерти. В результате квартира осталась дочери, она устроила там с помощью гуру духовной центр. А крупная сумма денег - на хранении у подруги для внука….
В общем, у церкви дело не выгорело. В России и других странах те религиозные объединения, которые промышляют недвижимостью, действуют по следующим схемам, которые встречаются и у нас. Сначала знакомят одиноких «брата» и «сестру». Возраст в этом деле не главное, но ближе к старости предпочтительнее. Их подбадривают вступить в брак, а дальше по выбору:
- Если квартира или дом есть и у брата, и у сестры, то их подталкивают объединиться и жить в одном месте. А второе жилье продать. Тут не то чтобы их напрямую принуждают. Просто, если продать планируют дом, то начинают говорить, что в квартире жить удобнее, чем в своем доме без отопления, да и в огороде возиться тяжело. А если надо продать квартиру, то расхваливают жизнь на природе и экологически чистые продукты со своего огорода. Эта мысль внушается потихоньку, за несколько раз. Когда клиент созревает, то сделка заключается. Ему делают еще одну уступку - предлагают продать жилье либо единоверцу, либо знакомому риэлтеру (даже через церковную риэлтерскую фирму). Тут вам и честность гарантирована, и хлопот никаких. Недвижимость, конечно, уходит по заниженной цене. Затем молодая семья отстегивает еще десятину от полученной на руки суммы. Так церковь может получить до половины стоимости. Но это еще мягкий и безобидный вариант. Два голубка продолжают жить в своем гнездышке, довольные и счастливые. За вырученные деньги они смогли купить машину и новую мебель, а то, что их обманули, так и не поняли. В общем, все счастливы.
- К брату или сестре подселяют человека, который заведомо с ним жить не будет. Тут главное прописка, а лучше дарственная. Как только это сделано, от него избавляются. Находят моральные причины для психологического террора, банально спаивают, или просто выгоняют без объяснений. Если нужен добродетельный имидж в глазах остальной паствы, то говорят - вы только посмотрите, как через него действует дьявол! Если слово вождя обсуждению не подлежит, то и объяснений не надо. Выгнали, потому что недостоин!
- Безо всяких амурных ухищрений человека убеждают продать жилье и переехать в деревню ради спасения души. Или же поменять жилье на меньшее, а разницу пожертвовать.
- Богатых людей призывают служить богу имением своим - например, купить дом и проводить в нем собрания. Или устроить гостиницу для приезжих. Или вносить крупные пожертвования на церковное строительство.
Только не надо думать, что все эти действия характерны для новоиспеченных церквей. Традиционный монастырь - та же тоталитарная секта. И порядки там не лучше. Поступающий в монахи отдает деньги и документы настоятелю, на него же переписывает всю недвижимость. А если вдруг надумает уйти, то уйдет без денег и паспорта, даже без волчьего билета. Тут уже прямая дорога в бомжи.
Однако будем справедливы! Не каждая передача жилья религиозной организации или там «сестре по вере» - следствие мошенничества, личного или организованного. Как часто родня забывает о старике или больном человеке и с радостью приходит лишь на похороны, наследство делить! А тут и выясняется, что наследства-то нету! Всё перешло в руки тех, кто об усопшем заботился.
Или же в семье постоянные конфликты, муж, жена, дети ведут себя по-хамски. И владелец жилья за помощью обращается к верующим, по принципу «да лучше я всё им отдам, чем вам, гады!» В конце концов, никто не обязан любить родственников.
Есть только одно железное правило, как не стать жертвой обмана,- на бога надейся, а верблюда привязывай.
«Пастушонку Пете
Трудно жить на свете:
Тонкой хворостиной
Управлять скотиной.»
С. Есенин
« Сказка о Пастушонке Пете»,
Украинские чиновники всех уровней продолжают поражать широтой своих мыслей, полетом идей и совершенно неожиданными решениями. Причем во всем. От новых кредитов (о возврате которых и не думают) до стареньких «Хамви», которым почему-то больше всего рады пользователи соцсетей в возрасте от 16 до 25 лет.
Итак, по порядку. Хотя слово «порядок» к Украине в данный период времени неприменимо. Поэтому – по очереди.
«- Моему корешу из семнадцатого как-то пришлось чистить подбитый из РПГ Хаммер. Говорит, что нашел пальцы водителя в моторном отделении.
А с чего он взял, что это пальцы водителя?
Они сжимали руль, дурень!»
(«Поколение убийц»)
Скоро каждый уважающий себя ВСУшник, лихо управляясь с подаренным бронеавтомобилем, поднимая пыль столбом или меся украинский чернозем, сможет почувствовать себя героем боевиков, снятых в Голливуде годах эдак в 80хх. Осталось решить маленькую задачку: где ГСМ взять, ремонтировать где и чем, и прочие мелочи бытовые. А то, что «Хамви» старенькие, это неважно. А еще Порошенко сказал, что США в рамках договоренностей поставит системы ночного видения, системы связи и прочее. Это, видимо для того, дабы следить, чтобы «Хамви» не продали или чтобы по частным гаражам не разъехались.
Управлять теми машинами, о которых речь шла чуть выше, служащие ВСУ будут, видимо, впроголодь. Потому что минобороны Украины заявило о нехватке денег на питание военных
«На питание украинских военнослужащих в текущем году не хватает около 677 млн гривен (около 29 млн долларов)» такую цифру озвучила директор департамента государственных закупок и поставки материальных ресурсов минобороны Украины Нелли Стельмах.
Возникает резонный вопрос: если нечего кушать тем, кто служит сейчас, зачем Порошенко подписывает указ о том, что будет новая мобилизация? Неужели столько желающих сесть на диету по системе Порошенко: «служим 24 часа в сутки: из них спим - 8 часов, а голодаем оставшиеся 16 часов.»? Одно радует: рулевое управление на бронеавтомобилях с усилителем. А то ездить бы пришлось строго по прямой.
«Получай я по 5 центов каждый раз, когда к моей голове приставляли вонючий пистолет, давно бы разбогател» (Харли Дэвидсон).
Наверняка эти слова из фильма вспомнил сотрудник ГАИ при встрече с судьей одного из районов Киевской области.
25 марта Высшая Коллегия Судей отстранила от должности судью Макаровского районного суда Киевской области Владислава Оберемко на два месяца. За что? Сущие пустяки: нарушил ПДД, за что был остановлен сотрудником ГАИ. Пламенное сердце служителя закона не выдержало такого позора, и, пока оформляли протокол, нетрезвый (!) судья развлекал себя тем, что угрожал пистолетом инспектору, а также журналисту, который снимал инцидент на камеру.
« - Сейчас он мне по морде двинул, а потом и Вам, и ваше место займет.
Ну а ты как хотел? Карьерный рост» (сериал «Глухарь»)
Главой Министерства по Чрезвычайным Ситуациям Украины вместо прежнего (причина банальная и неизменная для Украины образца 2014-2015 года – воровство и растрата) назначен Зорян Шкиряк.
Почему это интересно? Чтобы понять, кто такой Шкиряк и чем он занимался:
1988 год- санитар Центральной районной больницы города Любомль Волынской области.
с 1991 по 2013 год – менеджер, заместитель гендиректора, снова заместитель гендиректора.