Айн рэнд настоящее имя. История

Айн Рэнд нужно отдать должное. (Желательно в материальной форме; самым священным предметом для нее был американский доллар.) Несмотря на скромные стартовые позиции, она сумела основать собственное философское движение и стать одним из самых читаемых и почитаемых авторов XX столетия. В рядах ее последователей можно встретить немало знаменитостей, начиная с прославленной теннисистки Билли Джин Кинг и заканчивая экономистом Аланом Гринспеном. А сама Айн Рэнд более полувека была верна одной и той же странной прическе - что тоже можно отнести к разряду достижений.

Айн Рэнд, урожденная Алиса Зиновьевна Розенбаум, появилась на свет в России, а в 1926 году эмигрировала в Соединенные Штаты. Она прибыла в Нью-Йорк, но потом направилась в Голливуд, где мелькнула в эпизодической роли в библейской эпопее Сесила Б. де Милля «Царь царей», а позже дослужилась до должности главного костюмера студии «Рейдио-Кейт-Орфеум». Будучи ярой антикоммунисткой, она начала писать сценарии, а потом и романы, в которых отражалась ее радикально индивидуалистская философия (сначала я, потом все остальные). В романе «Источник», опубликованном в 1943 году, на первый план выведен образ властолюбивого архитектора Говарда Рорка (плохо скрытая отсылка к Фрэнку Ллойду Райту). Это произведение положило начало новому философскому течению, ныне известному как объективизм, которое постепенно стало привлекать все новых и новых поклонников.

В 1947 году Рэнд выступила перед комиссией палаты представителей Конгресса США с критикой Голливуда, создававшего, по ее мнению, слишком положительную картину жизни в СССР. Она наслаждалась ролями обличительницы и основательницы собственного философского течения (некоторые даже говорят, культа), которое в 1950-1960-е годы активно пропагандировал ее ученик и любовник Натаниэль Бранден. Вышедший в 1957 году главный труд Рэнд, роман «Атлант расправил плечи», только укрепил ее репутацию главной проповедницы «рационального эгоизма». Она неоднократно появлялась на телевидении в разнообразных ток-шоу, где охотно дискутировала с оппонентами.

Рэнд никогда не была любимицей литературной общественности и регулярно получала нелестные отзывы как от издателей, так и от критиков. Один издатель отверг «Источник», снабдив рукопись припиской: «Плохо написано, и герой не вызывает симпатии». Другой посетовал: «Хотел бы я, чтобы у книг такого рода существовала своя читательская аудитория. Но ее нет. Книга не будет продаваться». Роман «Атлант расправил плечи» называли «непригодным для публикации и продажи». В своем обзоре этого тысячестраничного талмуда, опубликованном в «Нэшнл ревью», писатель и редактор Уиттакер Чамберс разругал «диктаторский тон» автора, отметив, что «за всю свою читательскую жизнь я не могу припомнить другой книги, где столь упорно выдерживалось бы ощущение высокомерия. Это резкость, лишенная всякой снисходительности. Это догматизм, лишенный всякой привлекательности». Но, отставив в сторону догматизм, скажем, что у Айн Рэнд была и другая, более мягкая и человечная сторона, которой она редко поворачивалась к публике. Она собирала марки и кусочки агата. Она была фанатом игры в «Скрэббл». Оставшись дома одна, Рэнд любила включить патефон, поставить пластинку с песнями начала XX века и подпевать. Иногда она даже брала дирижерскую палочку, кружилась по комнате в танце и размахивала палочкой в такт музыке. Природа ее не интересовала (она даже заявляла, что ненавидит смотреть на звезды), зато ее занимали творения рук человеческих, например, небоскребы. «Если в Нью-Йорке вечером посмотреть на линию горизонта, то увидишь самый грандиозный в мире закат, - говорила она. - Мне кажется, если всей этой красоте будут угрожать войны, я промчусь через весь город и брошусь в космос, чтобы заслонить эти здания своим телом».

Интересно, чувствовала ли она то же самое по отношению к дому телевизионного магната Аарона Спеллинга.

В 1980 году, давая интервью тележурналисту Филу Донахью, Рэнд призналась, что является большой поклонницей телесериала «Ангелы Чарли». Она называла этот хит 1970-х годов «единственным романтическим сериалом на телевидении. Он о трех красивых девушках, которые проделывают всякие невозможные штуки. Невозможность - вот что делает их интересными. Эти три девушки лучше, чем так называемая реальная жизнь».

Собственная так называемая реальная жизнь Айн Рэнд окончилась 6 марта 1982 года. Писательница умерла от остановки сердца. Она похоронена на нью-йоркском кладбище Кенсико через одну могилу от джазового дирижера Томми Дорси.

ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?

Как же Алиса Зиновьевна Розенбаум превратилась в Айн Рэнд? Вопреки распространенной легенде, она не могла взять псевдоним в честь любимой печатной машинки. Марки «Ремингтон-Рэнд» в 1926 году, когда писательница сменила фамилию, еще не существовало. Некоторые утверждают, что ее псевдоним связан с южноафриканской денежной единицей, но убедительных доказательств тому нет. У англоязычных литературоведов есть даже теория, что английское слово «rand», написанное кириллицей, похоже на ее настоящую фамилию Розенбаум - ну, тут уж вы сами можете судить, что это не так. В общем, тайна фамилии остается тайной. А вот «Айн» - это имя финского писателя, чьим творчеством была увлечена Рэнд.

НА ПОВЫШЕННЫХ СКОРОСТЯХ

С двадцати восьми лет и до семидесяти с чем-то Айн Рэнд, скажем так, состояла в длительных отношениях с дексе-дрином - препаратом, способствующим похудению. Эти пилюли для потери веса, содержащие мощный наркотический стимулятор декстроамфетамин, часто показывали по американскому телевидению в роликах, предостерегавших подростков от употребления наркотиков и расписывавших отрицательные побочные эффекты «спидов» (другое название амфетаминов). По некоторым свидетельствам, Рэнд принимала по две маленькие зеленые таблетки ежедневно в течение более чем сорока лет, пока наконец ее лечащий врач не посоветовал от них отказаться. Таким образом, резкие перепады настроения и вспышки ярости, к которым была склонна Рэнд, вполне могут объясняться приемом наркотиков.

МАРОЧНОЕ ХОББИ

Помимо приема зеленых пилюлек у Рэнд было еще одно увлечение - филателия. Она коллекционировала марки в детстве, а потом вспомнила об этом занятии, когда ей было уже за шестьдесят. Она даже, со свойственным ей занудством, подвела под свое хобби философское обоснование, опубликовав в 1971 году очерк, который, разумеется, назывался «Почему я люблю собирать марки».

ЖИВАЯ ИГРУШКА

Вокруг Рэнд кучковалось немало последователей, но ни один из них не был столь же предан писательнице, как Натан Блюменталь, студент из Канады, который сначала стал ее протеже, потом интеллектуальным наследником, а затем и личной игрушкой для сексуальных утех. Они познакомились в 1950 году, когда девятнадцатилетний Блюменталь прислал Рэнд восторженное фанатское письмо. К его удивлению, знаменитая писательница пригласила его к себе домой, дабы он смог поучаствовать в одной из бесконечных философских дискуссионных встреч, которые она называла «Коллективами». Блюменталю (вскоре он сменит имя на Натаниэль Бранден) удалось быстро проникнуть в ближний круг писательницы. Рэнд даже стала подружкой невесты на его свадьбе. К 1955 году их отношения перешли в физическую плоскость. Рэнд к тому времени было пятьдесят, а Брандену двадцать пять. В разговорах с друзьями она упоминала, что должна заниматься с ним сексом как минимум два раза в неделю - чтобы «снять писательский зажим».

Как же реагировали на столь нетривиальные отношения их супруги? Муж Рэнд, Фрэнк О’Коннор, кажется, не имел ничего против. Жена Брандена несколько лет мирилась со сложившейся ситуацией (Рэнд была столь любезна, что заранее проинформировала бедняжку о своих планах вступить в связь с ее мужем), но потом все-таки подала на развод. Бранден использовал свой доступ к телу основательницы объективизма, чтобы учредить Институт Натаниэля Брандена, центр, призванный распространять эгоистическую «благую весть» Рэнд по всему миру. Однако в 1968 году этой идиллии настал конец: Бранден начал тайно встречаться с другой последовательницей Рэнд, юной и красивой моделью. Уличив партнера в неверности, Рэнд пришла в бешенство и поклялась уничтожить его. Она выступила перед публикой с речью, в которой официально изгнала Бран-дена из объективистского движения. Сейчас Бранден живет в Беверли-Хиллз, штат Калифорния, и работает психотерапевтом, специализирующимся на проблемах самооценки. В 1999 году он опубликовал скандальные мемуары «Мои годы с Айн Рэнд».

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ, лю-лю-лю, ЭТУ ГАДОСТЬ НЕ ЛЮБЛЮ!

Рэнд ненавидела всю классическую романтическую музыку, особенно Бетховена и Брамса. Ей даже случалось полностью разрывать отношения с друзьями, если она узнавала, что они любят Бетховена!

ПОКЛОННИЦА ГОЛДУОТЕРА

Имя Рэнд обычно ассоциируют с политическим консерватизмом, однако на деле разложить ее взгляды по полочкам не так-то просто. Хотя она часто выступала в поддержку кандидатов в президенты от партии республиканцев, в 1932 году она проголосовала за Франклина Делано Рузвельта (о чем впоследствии пожалела) и отказалась поддерживать Рональда Рейгана в 1960-м (она раскритиковала его за «смесь капитализма и религии» и назвала Рейгана «представителем худшего типа консерваторов»). Кандидатом, который практически воплощал в себе ее философию, был сенатор Барри Голдуотер, республиканец из Аризоны. Поддерживая его в своем «Объективистском бюллетене» в 1964 году, Рэнд писала: «В эпоху упадка морали, в такие времена, как сейчас, люди, ищущие власти ради власти, стремятся к лидерству повсюду и уничтожают одну страну за другой. Барри Голдуотер - единственный, кто лишен жажды власти… Живя в мире, охваченном диктатурой, можем ли позволить себе упустить такого кандидата?» Как показала практика, можем. Несмотря на поддержку Рэнд, Голдуотер проиграл президентские выборы Линдону Джонсону с отрывом более чем в пятнадцать миллионов голосов.

АЙН РЭНД ПРИНАДЛЕЖАЛА К ЧИСЛУ МНОГОЧИСЛЕННЫХ ФАНАТОВ ПОПУЛЯРНОГО В 1970-Х ГОДАХ СЕРИАЛА «АНГЕЛЫ ЧАРЛИ». ОНА НАЗЫВАЛА ЕГО «САМЫМ РОМАНТИЧЕСКИМ СЕРИАЛОМ НАШИХ ДНЕЙ».

ТАК ВОТ, ОКАЗЫВАЕТСЯ, В ЧЕМ СЕКРЕТ «2112»!

«Грэмми» в номинации «Самый необычный последователь Айн Рэнд» получает… Нил Пирт из канадской рок-группы «Rush»! Барабанщик и автор текстов, создатель таких классических рок-хитов, как «Том Сойер» и «Человек нового мира», влюбился в объективистскую философию Рэнд в начале 1970-х, живя в Лондоне. Внимательные слушатели наверняка найдут отсылки к произведениям Рэнд, щедро рассыпанные в текстах «Rush».

ФИЛОСОФИЯ ТЕННИСА

В ряды последователей объективизма стекались такие разные и не похожие друг на друга личности, как рокер Нил Пирт, бывший глава Федеральной резервной системы США Алан Гринспен и бывший премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер. Кроме того, это учение затронуло необычайно много легенд женского тенниса. Билли Джин Кинг, Крис Эверт и Мартина Навратилова - все они часто рассуждали о влиянии романов Рэнд на их жизнь. Когда Мартину Навратилову попросили назвать любимую книгу, она выбрала «Источник», который научил ее тому, как важно «бороться за превосходство и хранить верность своим мечтам и идеалам, даже если это означает идти наперекор общественному мнению». А Билли Джин Кинг говорила, что «Атлант расправил плечи» помог ей в начале 1970-х совершить новый рывок в карьере. автора Вайс Гэри

Гэри Вайс Вселенная Айн Рэнд Посвящается Сеймуру Цукеру и памяти Билла Уолмана, а также издателям и экономистам, которые неизменно верны своим твердым моральным принципам Если б деньгами Грехи искупались, Лишь богачи бы На свете спасались. Мои испытания (народная

Из книги «Звезды», покорившие миллионы сердец автора Вульф Виталий Яковлевич

Введение. Значение Айн Рэнд Начинался 2009 год, и ужасные последствия финансового кризиса проявлялись во всем. Первое потрясение уже прошло, но легче не стало. Поиски виновных были в самом разгаре.Я собирал материалы для журнальной статьи о Тимоти Гайтнере, только что

Из книги Стив Джобс. Тот, кто думал иначе автора Секачева К. Д.

Айн Рэнд Свобода АтлантаХотя она родилась в России, ее имя практически неизвестно в нашей стране, между тем на Западе она считается одним из влиятельнейших писателей и мыслителей второй половины прошлого века. По данным социологических опросов, ее главная книга

Из книги автора

Айн Рэнд «Атлант расправил плечи» 1957 годАйн Рэнд (2 февраля 1905 года – 6 марта 1982 года) – американская писательница российского происхождения и философ, создательница философского направления объективизма.«Атлант расправил плечи» является четвертым и последним

Айн Рэнд - популярная русско-американская писательница, философ, драматург и сценарист. Она известна своими двумя бестселлерами, «Источник» и «Атлант расправил плечи», а также разработкой философской системы, которую она именовала "объективизмом". Ее произведения выражают принципы свободы воли, морали и нравственности. Данная статься расскажет о биографии и лучших книгах Айн Рэнд.

Начало пути

Кто такая Айн Рэнд? Урожденная Алиса Зиновьевна Розенбаум, писательница родилась в 1905 году в еврейской буржуазной семье, живущей в Санкт-Петербурге. Она была старшей из 3 дочерей Зиновия Захаровича Розенбаума и его жены Анны Борисовны. Семья не была религиозной. Отец Зиновий Розенбаум был успешным фармацевтом, который владел аптекой и зданием, в котором она находилась. Рэнд позже сказала, что обучение в школе было довольно легким, она начала писать сценарии в возрасте восьми лет, а романы в возрасте десяти лет. В престижной гимназии имени Стоюниной ее ближайшим другом была младшая сестра Владимира Набокова, Ольга.

Последующая Октябрьская революция и власть большевиков при Владимире Ленине нарушили жизнь буржуазной семьи. Бизнес отца был конфискован, и семья бежала на Крымский полуостров, который изначально находился под контролем Белой армии во время Гражданской войны в России. В училище Рэнд решила, что она будет атеисткой. Разум она считала главной человеческой добродетелью. После окончания средней школы в Крыму в июне 1921 года Рэнд вернулась со своей семьей в Петроград (в то время он был переименован в Санкт-Петербург), где они столкнулись с ужасными условиями и иногда практически голодали.

После русской революции университеты были открыты для женщин, что позволило Рэнд быть в первой группе женщин, которые поступили в Петроградский государственный университет. В возрасте 16 лет она начала учебу на факультете социальной педагогики по специальности «история». В университете она изучала ​​работы Аристотеля и Платона, которые оказали на нее большое влияние. Она также изучала философские труды Фридриха Ницше. Имея возможность читать на французском, немецком и русском, Рэнд также открыла для себя таких писателей, как Федор Достоевский, Виктор Гюго, Эдмонд Ростан и Фридрих Шиллер, которые стали ее любимыми авторами, оказавшими влияние на ее жизненный путь и биографию. Семья Айн Рэнд поддерживала ее стремление к получению образования.

Наряду со многими другими буржуазными студентами, Рэнд был исключена из университета незадолго до окончания обучения. Однако после жалоб со стороны группы иностранных ученых многие из исключенных учеников были допущены к завершению своей учебы. Рэнд окончила университет в октябре 1924 года. Затем она училась в течение года в Государственном техникуме искусств в Ленинграде. В этом техникуме она написала эссе о польской актрисе Поле Негри, ставшее ее первой опубликованной работой. К этому времени она выбрала свой профессиональным псевдонимом для работы - Рэнд. Девушка взяла эту фамилию из названия печатной машинки «Рэмингтон Рэнд», которую она привезла в Соединенные Штаты из России. Так началась история Айн Рэнд как писательницы и философа.

Переезд в Соединенные Штаты

Дальнейшая биография автора Айн Рэнд тесно связана с Соединенными Штатами, куда она переехала в 1926 году, получив образование в России. Осенью 1925 года Рэнд получила визу для посещения родственников в Чикаго. Айн Рэнд навсегда покинула Россию 17 января 1926 года. Когда она прибыла в Нью-Йорк, она была настолько впечатлена горизонтом Манхэттена, что даже заплакала, позже Айн назвала свои слезы «слезами великолепия». Она имела намерение остаться в Соединенных Штатах, чтобы стать сценаристом. Рэнд прожила несколько месяцев со своими родственниками, один из которых владел кинотеатром и разрешал ей бесплатно смотреть десятки фильмов. Затем она уехала в Голливуд, штат Калифорния.

В Голливуде произошла случайная встреча со знаменитым режиссером Сесилом Демилом, которая привела к тому, что девушке дали работу сценариста. Она работала над сценарием фильма «Царь царей» и еще над несколькими другими голливудскими постановками. Во время работы над фильмом «Царь царей», Айн встретила начинающего молодого актера Фрэнка О"Коннора.

Они поженились 15 апреля 1929 года. Она получила вид на жительство в июле 1929 года, а гражданкой США стала 3 марта 1931 года. В течение 1930-х годов она работала на разных должностях, чтобы заработать деньги на издание собственных произведений. Некоторое время Рэнд работала руководителем костюмерного отдела в RKO Studios. Она предприняла несколько попыток привести своих родителей и сестер в Соединенные Штаты, но те не смогли получить разрешение на эмиграцию.

Анна написала пьесу, по которой сделано несколько постановок на Бродвее в 1935 и 1936 годах. После двух первых изданных книг, которые изначально не были популярными, она добилась известности в 1943-м, написав роман «Источник». В 1957 году Рэнд опубликовала свою самую известную работу - роман "Атлант расправил плечи". Затем она занялась написанием научной литературы, чтобы продвигать свою собственную философию, публикуясь в периодических изданиях, а также выпустила несколько сборников эссе.

Первый успех

Рэнд продала поэму "Красная пешка" кинокомпании Universal Studios в 1932 году, хотя по ней не был снят фильм. Это был первый профессиональный успех. Затем была поставлена театральная пьеса по ее книге "Ночь 16 января", впервые выпущенная Э. Клайвом в Голливуде в 1934 году, а затем успешно открывшаяся на Бродвее в 1935 году. Каждую ночь жюри выбиралось из числа зрителей, и на основании голосования жюри выбирался один из двух разных финалов пьесы.

В 1941 году студия Paramount Pictures выпустила фильм по мотивам ее пьесы "Идеал". Рэнд не участвовала в производстве и очень критично оценивала результат. Книга под названием "Идеал" - это роман и пьеса, написанные в 1934 году, которые были впервые опубликованы в 2015 году под ее имением. Героиня произведения - актриса, воплощающая в себе все идеалы американской писательницы.

Первый опубликованный роман Рэнд - это полуавтобиографическое произведение «Мы живые», которое было напечатано в 1936 году. Действие романа происходит в советской России и сосредоточено на борьбе между индивидуумом и государством. В предисловии к роману 1959 года Рэнд заявила, что данное произведение является в своем роде автобиографией. Это автобиография не в буквальном смысле, а только в интеллектуальном. Сюжет выдуман, но перекликается с судьбами реальных людей. Первоначальные продажи произведения не были большими, и американский издатель изъял книгу из печати, хотя в Европе она успешно продавалась. После успеха более поздних романов, Рэнд смогла опубликовать переделанную версию в 1959 году, которая была продана в количестве более трех миллионов экземпляров. В 1942 году по роману были сняты несколько итальянских фильмов известными режиссерами без разрешения Рэнд. В шестидесятых годах по этому же роману был снят еще один фильм, который был одобрен автором сценария.

Ее новелла "Гимн" была написана во время перерыва в создании следующего крупного романа, «Источник». В ней описывалось общество, в котором тоталитарный коллективизм торжествует до такой степени, что даже слово «я» было забыто и заменено на «мы». Новелла была опубликована в Англии в 1938 году, но Рэнд так и не смогла найти американского издателя. Как и в случае с романом "Мы живые", дальнейший успех ее произведений позволил ей издать переработанную версию произведения "Гимн", опубликованную в 1946 году, проданную в количестве более 3,5 миллиона экземпляров. Все книги Айн Рэнд переведены на русский язык.

Политическая активность

В 1940-е годы Рэнд стала интересоваться вопросами политики. Было время, когда она и ее муж работали добровольцами полный рабочий день в президентской кампании республиканца Уэнделла Уилки.

Американская писательница Айн Рэнд стала публично выступать. Эта деятельность привела ее в к знакомству с другими интеллектуалами, которые были сторонниками свободного рыночного капитализма.

Она подружилась с журналистом Генри Хэзлиттом и его женой, а Хэзлитт познакомил ее с австрийским ученым-экономистом Людвигом фон Мизесом. Несмотря на философские разногласия с ними, Рэнд решительно поддерживала переписку с обоими мужчинами на протяжении всей своей карьеры, и оба восхищались ею. Мизес однажды назвал Рэнд «самым мужественным человеком в Америке». Этот комплимент ей особенно понравился, потому что Мизес произнес слово «человек» вместо «женщины».

Рэнд также подружилась с либертарианской писательницей Изабель Патерсон. Рэнд расспрашивала Патерсон об американской истории и политике долгое время во время их многочисленных встреч. Идеи Патерсон Рэнд использовала для написания своей единственной научной книги «Бог машин».

Роман "Источник"

Первым крупным успехом Рэнд в качестве писателя стало произведение «Источник». Это романтический и философский роман, который она писала в течение семи лет. Роман повествует о бескомпромиссном молодом архитекторе по имени Говард Рорк и его борьбе с теми, кого Рэнд называла «второсортными». То есть это люди, которые ставят других выше себя, пытаясь приспособиться к обстоятельствам. Роман был отклонен двенадцатью издателями, прежде чем, наконец, был принят компанией Bobbs-Merrill по настоянию редактора Арчибальда Огдена.

Для завершения романа Рэнд начала принимать специальный препарат для борьбы с усталостью. Медикамент помогал ей работать длительное время, чтобы успеть к сроку публикации книги, но потом она была настолько измучена, что ее врач настаивал на двухнедельном отдыхе. Использование этого препарата в течение примерно трех десятилетий, возможно, способствовало эмоциональной неустойчивости и перепадам настроения писательницы.

"Источник" стал всемирно известным произведением, принеся Айн Рэнд славу и финансовую стабильность. В 1943 году Рэнд продала права на версию фильма студии Warner Brothers. Она вернулась в Голливуд, чтобы написать сценарий по книге. Закончив свою работу над этим сценарием, женщина была нанята продюсером Хэлом Уоллисом в качестве сценариста и драматурга. Ее работа для Уоллиса включала сценарии для фильмов «Любовные письма» и «Ты проходил мимо», которые стали номинантами на престижную кинонаграду "Оскар".

Рэнд также работала над другими проектами, в том числе над планируемой научной трактовкой ее философии, которая называется «Моральная основа индивидуализма». Хотя запланированная книга никогда не была завершена, краткая версия была опубликована как эссе под названием «Единственный путь к завтрашнему дню» в январском выпуске журнала Reader"s Digest за январь 1944 года.

Произведение "Атлант расправил плечи" и философия объективизма

Айн Рэнд в последующие годы после публикации «Источника» получала многочисленные письма от читателей, некоторые из которых глубоко повлияли на ее произведения. В 1951 году Рэнд переехала из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, где она собрала вокруг себя группу поклонников. В эту группу (в шутку названную «коллективом») вошли будущий председатель Федеральной резервной системы Алан Гринспен, молодой студент-психолог Натаниэль Бранден и его жена Барбара и двоюродный брат Барбары Леонард Пейкофф. Первоначально группа была неофициальным собранием друзей, которые встречались с Рэнд в выходные в своей квартире, чтобы обсудить философию. Позже она начала разрешать им читать черновики своего нового романа «Атлант расправил плечи», когда были написаны страницы рукописи.

Книга «Атлант расправил плечи», опубликованная в 1957 году, считается самой известной среди всех книг Айн Рэнд. Писательница определила тему романа как «роль разума в существовании человека» и демонстрировала новую моральную философию: мораль рациональных личных интересов. Произведение выражает основные принципы философии объективизма Рэнд и выражает ее концепцию человеческих достижений.

Книга является, по сути, антиутопией. По сюжету романа самые креативные промышленники, ученые и художники начинают забастовку и отступают к горному укрытию, где они строят независимую свободную экономику. Действие происходит в Соединенных Штатах Америки. Герой романа и лидер забастовки Джон Голт описывает забастовку как «остановку двигателя мира». Он собирает вокруг себя людей, которые в наибольшей степени способствуют процветанию и развитию страны. В этой вымышленной забастовке Рэнд намеревалась проиллюстрировать, что без усилий рациональных и продуктивных личностей экономика рухнет, а общество развалится.

Роман включает в себя элементы тайны, романтики и научной фантастики, а также содержит расширенное изложение объективизма в виде длительного монолога, который произносит Голт. Произведение множество раз называлось шедевром в литературных кругах и получило хвалебные оценки со стороны литературных критиков. "Атлант расправил плечи" входит в список книг Айн Рэнд как самое известное произведение писательницы.

Книга «Атлант расправил плечи» стала международным бестселлером. В интервью Майку Уоллесу Рэнд объявила себя «самым креативным мыслителем среди живущих».

Данное произведение - это последняя законченная работа Рэнд в художественной литературе. Это ознаменовало конец ее карьеры как романиста. Далее Рэнд стала активно заниматься разработкой своих философских идей.

Продвижение идей

В 1958 году Натаниэль Бранден основал организацию Nathaniel Branden Lectures, позже получившую название Nathaniel Branden Institute (NBI), чтобы продвигать философию Рэнд. Сторонники философии Айн читали лекции и писали статьи для периодического издания «Объективист», которое она редактировала. Рэнд позже опубликовала некоторые из этих статей в книжной форме. Критики, в том числе некоторые из бывших учеников этой организации и сам Бранден, позже называли объективистское движение культом или религией.

Рэнд высказала мнение по широкому кругу тем: от литературы и музыки до сексуальности и волос на лице, а некоторые из ее последователей пытались соответствовать ее предпочтениям, одеваясь так, чтобы соответствовать персонажам своих романов и покупать мебель, как у писательницы. Тем не менее некоторые из бывших сторонников Айн считали, что степень поклонения преувеличена, а фанатичные поклонники были лишь среди ближайших последователей Рэнд в Нью-Йорке. Рэнд не впечатлила многих слушателей Nathaniel Branden Institute, заставляя придерживаться своих строгих стандартов, иногда реагируя холодно или сердито на тех, кто не соглашался с ней. Список книг Айн Рэнд состоит как из художественных произведений, так и из философских и научных работ.

Философские взгляды

Писательница называла свое философскую систему «объективизмом». Она отвергла все утверждения о неперспективном или априорном знании, включая «инстинкт», «интуицию», «откровение».

Американская писательница считала, что разум - это единственный способ приобретения знаний и отвержения веры и религии. Она осуждала применение силы в политических целях, считая это аморальным. Рэнд выступала против коллективизма и сталинизма, а также анархизма (безвластия). Однако она поддерживала капитализм невмешательства, который она определяла как систему, основанную на признании прав личности, включая право собственности.

В искусстве Айн Рэнд была сторонницей романтического реализма. Она резко критиковала большинство известных ей философов и философских традиций, за исключением Аристотеля, Фомы Аквинского и классических либералов.

Ее философия оказала большое влияние на либеральное движение. Дэвид Нолан, один из руководителей Либеральной партии, заявлял, что «без Айн Рэнд либертарианского направления не было бы»

Мнение критиков

Литературные критики оценивали художественную литературу Рэнд противоречивыми рецензиями, а ученые обычно игнорировали или отвергали ее философию, хотя академический интерес к ее работам за последние десятилетия увеличился.

Движение объективистов пыталось распространять свои идеи как среди широкой публики, так и в академических кругах. Писательница оказала большое влияние на либертарианцев и консерваторов в Америке.

Последние годы жизни

В течение 1960-х и 1970-х годов писательница развивала и распространяла свою философию объективизма через свои научно-популярные работы, а также беседуя со студентами Йельского, Принстонского, Колумбийского, Массачусетского университетов, также выступала в Гарварде. Она получила почетную докторскую степень в колледже Льюиса и Кларка в 1963 году. Женщина также начала проводить ежегодные лекции на форуме Ford Hall, отвечая затем на вопросы аудитории.

Во время этих выступлений она часто занимала противоречивые позиции по политическим и социальным вопросам. Рэнд выступала в поддержку прав женщин на аборт, была против войны во Вьетнаме. Однако она поддерживала Израиль в войне Йом-Киппура 1973 года против коалиции арабских государств. Писательница заявляла, что европейские колонизаторы имели право развивать землю, отобранную у американских индейцев, а также называла гомосексуализм аморальными и отвратительными явлением, в то же время выступая за отмену запрета свободной любви.

Она также поддержала нескольких кандидатов от Республиканской партии в президенты Соединенных Штатов Америки, в наибольшей степени Барри Голдуотера в 1964 году, чью кандидатуру она продвигала в нескольких статьях для информационного издания «Объективист». Американская писательница скончалась от сердечного приступа в марте 1982 года в городе Нью-Йорке. Это краткая биография Айн Рэнд и последних лет ее жизни.

Высказывания писательницы

Американская писательница известна своими высказывания, которые выражали правила жизни Айн Рэнд. Рассмотрим ее наиболее известные цитаты:

Сила и разум противоположны; мораль кончается там, где начинается стрельба.

Я существую - следовательно, я буду мыслить.

Богатство не в накоплении, а в умении выбрать лучшее.

Какое счастье видеть великую, новую, гениальную идею, принадлежащую не мне.

Деньги всегда останутся лишь следствием, они никогда не заменят нас как причину.

Свобода - это фундаментальная необходимость человеческого мышления.

Цитаты и афоризмы Айн Рэнд выражают ее собственную индивидуальную философию. Множество людей цитируют ее произведения, самым цитируемым считается роман "Атлант расправил плечи". Ниже приведено самое известное высказывание (цитата) Айн Рэнд из этого произведения:

Для существа разумного вопрос "быть или не быть?" — это вопрос "мыслить или не мыслить?". Что против разума, то против жизни.

Как видим, во многом писательница оказалась права.

Одна из наиболее известных писателей Америки, родилась 2 февраля 1905 года в красивейшем городе мира и России - Санкт-Петербурге в семье торговца химическими товарами. Одаренный, своенравный и очень уверенный в себе ребенок рано стал интеллектуальной гордостью семьи, родственников и знакомых.

Айн Рэнд начала писать очень рано, создавая свой собственный выдуманный мир, который был для нее более интересным, чем мир окружающей ее действительности. В девять лет она впервые сказала себе, что хочет стать писательницей.

В 1916 году она впервые и уже на всю жизнь заинтересовалась политикой, с радостью встретив февральскую революцию 1917 года и осознав себя свободным от царской деспотии гражданином России. В этом же году также впервые в ее рассказах, которые она, как и в детстве, продолжала писать, появилась политическая тематика: ее герои боролись или против царя или против коммунизма. В эти же годы она познакомилась с творчеством В.Гюго, который, по ее мнению, был единственным писателем, оказавшим на нее влияние.

Осенью 1918 года разорившиеся Розенбаумы переселяются в Крым, где Ренд оканчивает школу и начинает преподавать азы грамоты местным красноармейцам. Вскоре семья возвращается в Петроград и будущая писательница поступает в университет. В годы учебы в университете она знакомится еще с одним писателем - Фридрихом Ницше, также оказавшим на нее большое влияние. Весной 1924 года она заканчивает университет, а в начале 1925 года семья получает приглашение от родственников посетить Америку. До отъезда Рэнд успевает закончить курсы для желающих научиться писать киносценарии, что ей весьма пригодилось в Америке, где она, одна из всей семьи, оказалась в 1926 году.

Свою новую трудовую жизнь Айн Рэнд начинает статистом в Голливуде, т.к. четыре готовых киносценария, которые она привезла с собою в надежде заинтересовать кинопродюссоров, оказались слабыми. В 1929 году она выходит замуж за артиста кино Фрэнка О’ Коннора. В 1930 году она приступает к работе над своим первым романом “Мы - живые”. Этот роман, как считала она, должен был стать протестом против строя жизни в России и введением в ее философию, будущую философию объективизма.

Антикоммунистический настрой писательницы достаточно полно отражен в романе, который вышел в 1936 году в Америке, а в 1937 году в Англии. Все образы коммунистов в нем - злодеи и циники, а единственное сравнение для всей послереволюционной России - кладбище. Тем не менее, для американцев роман стал откровением, а некоторые критики и сегодня считают, что по своему художественному воплощению, эмоциональности и передаче “местного колорита” - это лучший роман Айн Рэнд. Оценка романа вдохновила писательницу, и в 1937 году она заканчивает небольшую повесть “Гимн”, которая в 1938 году выходит в Англии и привлекает внимание необычной постановкой проблемы личности и коллектива. В этом же году Айн Рэнд поступает на работу в мастерскую известного американского архитектора, чтобы лучше понять реальную основу творческих поисков своего нового героя - архитектора Рорка.

В 1939 году Айн Рэнд пишет сценическую версию своего романа “Мы - живые”, которая не принесла ей успеха, в 1941 году, интенсивно работая над новым романом, отвергает предложение двенадцати издателей, чтобы передать права на издание романа “ ” издателю Боббс-Мэрилу, и вновь возвращается к работе над киносценариями.

“Источник” выходит в свет в 1943 году. Если романом "Мы - живые" как бы кончается "русский период" творчества Айн Рэнд, роман "Источник" - это уже новая, американская тематика, “новый американский период творчества. "Источник" - первый роман в американской литературе, который можно назвать романом идей, что обусловило не только интерес читателей к нему, но и, в не меньшей мере к личности писательницы.

"Источник", хотя он и отстоит на довольно значительное время от предыдущего романа, представляет по сути своей лишь переходный этап к ее самому значительному произведению , которое выходит в свет в 1957 году, и большинством критиков считается самым значительным и самым лучшим произведением Айн Рэнд. Это означает, что в "Источнике" писательница еще не нашла полностью новых способов отражения художественной действительности, еще не создала собственную эстетическую систему ценностей. В нем она использует навыки и штампы предыдущего периода, что говорит лишь о том, что волновавшие ее с юности проблемы не нашли своего высшего выражения в ее творчестве. Ряд американских исследователей рассматривают "Источник" как результат преодоления писательницей ее увлечения философией и героями Ницше, что они и пытаются доказать сравнительным анализом двух изданий романа "Мы - живые", хотя известно, что второе издание появилось спустя почти двадцать лет после первого издания. После появления “Атлант расправил плечи” Айн Рэнд не хотела возвращаться более к художественному творчеству. Можно добавить еще один известный факт - последний роман доставался писательнице очень трудно. Только одну речь Джона Голта она писала практически два года. Что же заставило ее сесть за роман? Биографы Айн Рэнд, рассказывая непосредственно об истории создания , выделяют следующие наиболее принципиальные моменты. Первый - возможная необходимость для Айн Рэнд еще раз объяснить читателям свои социально-философские взгляды, несмотря на то, что она считала их уже хорошо известными читателю. На этом настаивали ее друзья, требовавшие продолжения диалога с читателем. Второй - необходимость в процессе создания романа опираться на свои предыдущие творческие достижения, которые позволили реально запустить весь сложный механизм своего многопланового, многоуровневого и весьма протяженного романа.

Некоторые критики полагают, что в отношении тематики своих крупных произведений Айн Рэнд опиралась на свое раннее творчество, а также на сценарии для кино, работу над которыми она продолжала все время пока писала романы.

Первое название ее романа - "Забастовка", и, вероятно, это название вполне соответствующее тематике самого романа. Оно появилось под воздействием мнения писательницы, высказываемого в многочисленных беседах в узком кругу друзей. Они настаивали на продолжении знакомства читателей с идеями "Источника", потому что" народ в этом нуждается". Айн Рэнд отвечала: "Ах, они нуждаются? А что если я забастую? Что если все творческие умы во всем мире забастуют?" И спустя некоторое время прибавляла: "Это могло бы стать темой хорошего романа. "Тем не менее по своим художественным характеристикам все предыдущее творчество Айн Рэнд выдержано в несколько ином ключе и не содержало аналогов ее "Атланту". Нечто близкое к нему можно видеть только в упомянутой выше повести "Гимн", где мы можем найти как близкие литературные ходы, так и общее решение идейного конфликта произведения. Как известно, Айн Рэнд автор только трех романов, одной повести, нескольких рассказов и киносценариев. В их появлении есть своя логика, которая помогает понять, почему Айн Рэнд прекращает работу над художественными произведениями. Роман "Мы - живые" чисто реалистическое произведение на конкретную тему; роман "Источник" - социальный роман с большой долей аллегорических или, лучше, символических решений. В этом романе можно различить некоторые черты, которые тем или иным образом могут быть связаны с утопией; третий роман "Атлант расправил плечи" - полностью утопическое произведение, хотя в нем есть и остаточные реалистические решения.

Если в романе "Источник" была поставлена проблема "вторичных", т.е. большинства людей на земле, которые обязаны своим существованием "первичных", ибо могут жить только за счет их таланта. Первичные имплицитно поставлены таким образом в положение, когда их труд человечество обязано высоко оценивать. Что же может произойти, если человечество, как это бывает и как это исторически всегда случалось, откажется выполнять эту свою "обязанность" - это уже проблема следующего романа Айн Рэнд "Атлант расправил плечи". Таким образом, последний роман является художественным следствием проблемы, которая поставлена и художественна разрешена в "Источнике" . Именно поэтому Айн Рэнд полагала не нужным дальнейшее продолжение своего литературного творчества, и таким образом "Атлант" чисто внешне появился только потому, что писательницу поразил образ забастовавшей лучшей части человечества - интеллектуальной соли земли.

Если брать творчество Айн Рэнд в целом, то ее возможно самый лучший и технически наиболее совершенный роман "Атлант расправил плечи" воплотил в себе в "драматической" форме все наиболее важные положения философии Айн Рэнд или, как ее еще называют, философии объективизма. Недаром первая волна критики, т.е. самый непосредственный и злободневный отклик на появившееся литературное произведение была более чем недоброжелательна. Айн Рэнд критиковали все: как справа, так и слева. Более поздние отклики уже не были столь безапелляционно отрицательны, появились уже упоминания художественных достоинствах книги, о необычном характере ее героев, о великолепной архитектонике, что вполне справедливо, ибо речь шла о романе, насчитывающем свыше тысячи страниц.

С конца пятидесятых годов Айн Рэнд в плотную занялась философией, выпуская в различные годы такие свои книги как: “Капитализм: неизвестный идеал”, 1966; “Для нового интеллектуала”, 1961; “Введение в философию познания объективизма”, 1979; “Новые левые: антииндустриальная революция”, 1971; “Философия: кому она необходима”, 1982; “Добродетель эгоизма”, 1964, влияние которых Америка ощущает и сегодня. Она становится одной из наиболее читаемых и изучаемых философов двадцатого столетия. И хотя продано уже более 30 миллионов экземпляров ее трудов, закончен перевод их на многие иностранные языки, интерес к ним не ослабевает.

Библиотека конгресса США сообщает, что ее книги, в особенности “Атлант расправил плечи”, занимают второе место в опросах о наиболее читаемых книгах, а также о книгах, которые наиболее влияют на выбор жизненной позиции американцев. В кругу ее почитателей - многие из наиболее известных людей Америки.

Айн Рэнд сама признавала, что развить ее философские положения невозможно за жизнь одного поколения людей. Вместе с тем, как признают многие американские критики, Айн Рэнд была и остается по существу русским мыслителем. Как и большинство оригинальных мыслителей России, она была художником слова, общественным критиком, философом вне рамок любых известных школ, человеком, идеи которого всегда были направлены против традиционных антиномий западной мысли.


Айн Рэнд является основательницей философии рационального индивидуализма, противостоящего коллективизму. Свои философские взгляды Рэнд выразила через идеал человека-творца, живущего исключительно за счёт своих творческих способностей и таланта.

В политике Айн Рэнд была сторонницей неограниченного капитализма и минимального государства, считала единственной правомерной функцией государства защиту прав человека (в том числе прав собственности).

Атлант расправил плечи. В трех книгах

«Атлант расправил плечи» - центральное произведение русской писательницы зарубежья Айн Рэнд, переведенное на множество языков и оказавшее огромное влияние на умы нескольких поколений читателей. Своеобразно сочетая фантастику и реализм, утопию и антиутопию, романтическую героику и испепеляющий гротеск, автор очень по-новому ставит извечные не только в русской литературе «проклятые вопросы» и предлагает свои варианты ответов - острые, парадоксальные, во многом спорные.

Возвращение примитива

Кого выпускает современная средняя и высшая школа — независимых, творческих, сильных профессионалов или слабых, безликих невротиков-невежд?

Что такое мультикультурность: попытка сделать мир более справедливым, разнообразным и ярким или уступка дикости нецивилизованных народов и шаг назад на пути к прогрессу? Чего на самом деле добиваются зеленые движения, маскируя под лозунгами о защите природы желание вновь загнать человека в прокрустово ложе страха и беспомощности?

На эти и другие провокационные вопросы Айн Рэнд отвечает со свойственными ей бескомпромиссностью и мощными аргументами, заручившись поддержкой своего союзника — разума.

Искусство беллетристики. Руководство для писателей и читателей

Книга Айн Рэнд «Искусство беллетристики» — это курс об искусстве беллетристики, прочитанный ею в собственной гостиной в 1958 году, когда она находилась на пике творческой активности и была уже широко известна.

Слушателями Айн Рэнд были два типа «студентов» — честолюбивые молодые писатели, стремящиеся познать тайны ремесла, и читатели, желающие научиться глубже проникать в «писательскую кухню» и получать истинное наслаждение от чтения. Именно таким людям прежде всего и адресована эта книга, где в живой и доступной форме, но достаточно глубоко изложены основы беллетристики.

Каждый, кто пробует себя в литературе или считает себя продвинутым читателем, раскрыв книгу, узнает о природе вдохновения, о роли воображения, о том, как вырабатывается авторский стиль, как появляется художественное произведение.

На протяжении нескольких десятилетий этот роман остается в списке бестселлеров мира и для миллионов читателей стал классикой.

Главный герой романа, Говард Рорк, ведет борьбу с обществом за свое личное право на творчество. Фанатичная косность окружающих вынуждает его предпринимать экстраординарные действия. И совсем необычна связь Рорка с влюбленной в него женщиной, которая впоследствии становится женой его злейшего врага. Через перипетии судеб героев и увлекательный сюжет автор проводит главную идею книги - ЭГО является источником прогресса человечества.

Капитализм: Незнакомый идеал

Книга «Капитализм. Незнакомый идеал» представляет собой сборник статей, написанных Айн Рэнд в разные годы, которые и сегодня поражают своей злободневностью, остротой и убедительностью.

В них автор на реальных примерах из общественной, политической и экономической жизни блестяще доказывает основной посыл своей философии: человека может сделать свободным и счастливым только система, ставящая во главу угла личность, система, основанная на рациональности, свободном обмене идеями и товарами, а именно — капитализм. А значит — только такую систему можно считать нравственной, и любые идеологические компромиссы способны нанести человечеству лишь вред.

Романтический манифест

Как писательница, Айн Рэнд знала творческий процесс изнутри, как философ, она считала необходимым его осмыслить.

Почему «Анна Каренина» является самым вредным произведением мировой литературы, а Виктор Гюго — величайшим писателем-романтиком? В чем цель искусства и кто его главный враг? Можно ли считать искусство «служанкой» морали и что объединяет его с романтической любовью?

Алиса Зиновьевна Розенбаум родилась в Санкт-Петербурге, в семье фармацевта Залмана-Вольфа (Зиновия Захаровича) Розенбаума (1869, Брест-Литовск - между 1941-1943, Ленинград) и его жены, зубного техника Ханы Берковны (Анны Борисовны) Каплан (1880, Санкт-Петербург - ноябрь 1941, Ленинград), старшей среди трёх дочерей (Алиса, Наталья и Нора). Зиновий Захарович служил управляющим аптек, принадлежащих сестре Анны Борисовны - Добруле Каплан и её мужу Иезекиилю Конгейму, где в 1904 году и познакомился со своей будущей женой - дочерью портного, владельца крупного предприятия по пошиву военной формы Бориса (Берки Ицковича) Каплана и фармацевта Розалии Павловны Каплан.

Вскоре после рождения младшей дочери Норы в 1910 году, Зиновий Захарович стал управляющим в крупной аптеке Александра Клинге на Невском проспекте и Знаменской площади, и семья переехала во вместительную квартиру во втором этаже особняка над аптекой. Третий этаж заняла семья другой сестры Анны Борисовны и её мужа - известного петербургского врача-гинеколога и учёного-медика Исаака Моисеевича Гузарчика (1864-?). Уже в 1912 году Зиновий Захарович стал совладельцем и в 1914 году единоличным владельцем этой аптеки, персонал которой теперь включал 6 провизорских помощников, 3 практикантов и нескольких ассистентов.

В 1917 году после революции в России собственность Зиновия Розенбаума была конфискована и семья переехала в Крым, где Алиса закончила школу в Евпатории.

2 октября 1921 года Алиса поступила в Петроградский университет по специальности «социальная педагогика» на трёхлетний курс, объединяющий историю, филологию и право. В годы учёбы познакомилась с идеями Фридриха Ницше, оказавшими на неё большое влияние. Закончила университет весной 1924 года. Некоторые источники ошибочно утверждают, что она была исключена из университета из-за «буржуазного происхождения». В 1925 году в серии «Популярная кино-библиотечка» отдельной книгой вышла первая печатная работа Алисы Розенбаум «Пола Негри» - очерк творчества популярной киноактрисы.

В 1925 году она получила визу для поездки на учёбу в США и поселилась в Чикаго у живших там кузенов своей матери. Её родители остались в Ленинграде и умерли во время блокады в годы Великой Отечественной войны. Обе сестры также остались в СССР. Наталья Зиновьевна Розенбаум (1907-1945) окончила Ленинградскую консерваторию. Элеонора Зиновьевна Розенбаум (в замужестве Дробышева, 1910-1999) эмигрировала в США в 1973 году по приглашению Айн Рэнд, но вскоре возвратилась в Советский Союз и до самой смерти жила в Ленинграде/Санкт-Петербурге. Первая любовь Алисы - выпускник Ленинградского технологического института Лев Борисович Беккерман (1901-1937, Лео Коваленский в её романе «Мы живые») был расстрелян 6 мая 1937 года.

Алиса осталась в США и начала работать статистом в Голливуде. Четыре готовых киносценария, которые она привезла из России, не заинтересовали американских кинопродюсеров. В 1929 году она вышла замуж за артиста кино Фрэнка О’Коннора (англ. Frank O"Connor, 1897-1979). 13 марта 1931 года она получила американское гражданство.

В 1927 году студия, в которой работала Айн Рэнд, закрылась и до 1932 года она перебивалась на разных временных работах: официанткой, продавщицей газетных подписок, а затем костюмершей на студии RKO Radio Pictures. В 1932 году ей удалось продать кинокомпании Universal Studios сценарий «Красной пешки» (англ. Red Pawn) за 1500 долларов, что на тот момент было очень большой суммой. Эти деньги позволили ей оставить работу и сосредоточиться на литературной деятельности.

Айн Рэнд умерла от рака лёгких 6 марта 1982 года. Похоронена на кладбище Кенсико в городе Валхалла, штат Нью-Йорк.

Литературное творчество

Свой первый рассказ на английском языке - «The Husband I Bought» - Рэнд написала в 1926 году, это был первый год её жизни в США. Рассказ не публиковался до 1984 года.

В 1936 году в Америке, а в 1937 году в Великобритании вышел первый роман Айн Рэнд «Мы живые» о жизни лишенцев в СССР. Роману Рэнд отдала много сил, она писала его на протяжении 6 лет. Но критика посчитала «Мы живые» слабым произведением, американские читатели также не проявили к этой книге большого интереса. Однако в 1942 году роман был экранизирован в Италии, а суммарный тираж составил 2 млн экземпляров.

В 1937 году она написала небольшую повесть «Гимн», которая в 1938 году вышла в Великобритании. Второй крупный роман «Источник» вышел в 1943 году, а третий - «Атлант расправил плечи» - в 1957. После «Атланта» Рэнд начала писать философские книги: «Капитализм: неизвестный идеал» (1966), «Для нового интеллектуала» (1961), «Введение в философию познания объективизма» (1979), «Новые левые: антииндустриальная революция» (1971), «Философия: кому она необходима» (1982), «Добродетель эгоизма» (1964) и многие другие, а также читать лекции в американских университетах.

Политические взгляды

В своих политических убеждениях Рэнд защищала неограниченный (laissez-faire) капитализм и минархизм, считала единственной правомерной функцией государства защиту прав человека (в том числе прав собственности).

20 октября 1947 года Рэнд в качестве свидетеля давала показания в Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности в связи с фильмом «Песнь о России». В своих показаниях Рэнд расценила данный фильм как коммунистическую пропаганду. В целом она полагала, что преследование в связи с выражением коммунистических взглядов противоречит свободе слова, однако при этом считала, что государство вправе знать, кто является членом партии, пропагандирующей насилие для достижения политических целей. При этом она поддерживала частные меры для сокращения проникновения коммунистической идеологии в кино. Она говорила по этому поводу:

Восприятие наследия на Западе и в России

На Западе имя Рэнд пользуется широкой известностью, как создательницы философии объективизма, основанного на принципах разума, индивидуализма, разумного эгоизма и являющегося интеллектуальным обоснованием капиталистических ценностей в противовес популярному в годы её активной писательской деятельности (1936-1982) социализму.

Её повесть «Anthem» стала источником вдохновения для Нила Перта, барабанщика канадской рок-группы «Rush», написавшего стихи к одноимённой песне.

Изучением и пропагандой литературного и философского наследия Айн Рэнд занимается ряд организаций в США и других странах. В первую очередь это Институт Айн Рэнд () в Ирвайне (Калифорния).

В России, несмотря на несколько переводов её романов, Рэнд до сих пор остаётся малоизвестным писателем и философом. Известными поклонниками Айн Рэнд в России являются экономист Андрей Илларионов, бизнесмен Евгений Чичваркин, писатель и журналист Юлия Латынина.

Книги

  • Айн Рэнд Атлант расправил плечи (в 3-х томах) = Atlas Shrugged. - М.: «Альпина Паблишер», 2011. - С. 1364. - ISBN 978-5-9614-1430-1
  • Айн Рэнд Источник (в 2-х томах) = The Fountainhead. - М.: «Альпина Паблишер», 2011. - С. 808. - ISBN 978-5-9614-1671-8
  • Айн Рэнд Мы живые = We the Living. - М.: «Альпина Паблишер», 2012. - С. 473. - ISBN 978-5-9614-1752-4
  • Айн Рэнд Добродетель эгоизма = The Virtue of Selfishness: A New Concept of Egoism. - М.: «Альпина Паблишер», 2011. - С. 186. - ISBN 978-5-9614-1462-2
  • Айн Рэнд Возвращение примитива. Антииндустриальная революция = Return of the Primitive: The Anti-Industrial Revolution. - М.: «Альпина Паблишер», 2011. - С. 352. - ISBN 978-5-9614-1480-6
  • Айн Рэнд Капитализм. Незнакомый идеал = Capitalism: The Unknown Ideal. - М.: «Альпина Паблишер», 2011. - С. 424. - ISBN 978-5-9614-1471-4
  • Айн Рэнд Романтический манифест. Философия литературы = The Romantic Manifesto: A Philosophy of Literature. - М.: «Альпина Паблишер», 2011. - С. 200. - ISBN 978-5-9614-1556-8
  • Айн Рэнд Искусство беллетристики = The art of fiction. - М.: «АСТ», «Астрель-СПб», 2011. - С. 319. - ISBN 978-5-17-076672-7
  • Айн Рэнд Муж, которого я купила = The husband I bought. - М.: «АСТ», «Астрель-СПб», 2011. - С. 319. - ISBN 978-5-271-38484-4
  • Айн Рэнд Подумай дважды = Think twice. - М.: «АСТ», «Астрель-СПб», 2012. - С. 319. - ISBN 978-5-271-38691-6
  • Айн Рэнд Концепция эгоизма. - Ассоциация бизнесменов Санкт-Петербурга, 1995. - 128 с. - (Памятники здравой мысли). - ISBN 5-85186-038-3
  • Айн Рэнд Гимн = Anthem. - М.: «Альпина Паблишер», 2011. - ISBN 978-5-9614-1696-1
  • Айн Рэнд Апология капитализма. - М.: «Новое литературное обозрение», 2003. - ISBN 5-86793-229-X
  • Айн Рэнд Атлант расправил плечи (в 3-х томах) перевод Костыгина Д.В. = Atlas Shrugged. - Санкт-Петербург: Культ-информ-пресс, 1997. - 1000 экз.

Статьи

Экранизации

Роман «Источник» был экранизирован в 1949 году, главную роль сыграл Гэри Купер. Роман «Мы живые» был экранизирован в 1942 и в 1986 годах, а экранизация романа «Атлант расправил плечи» вышла в 2011 году.. Было экранизировано три романа писательницы и несколько пьес, также Айн Рэнд была сценаристом фильмов «Любовные письма», которые получили четыре номинации на «Оскар» и «Ты один». Всего состоялось 11 экранизаций по произведениям и сценариям Айн Рэнд.

Сценарий компьютерной игры BioShock был создан на основе критического отношения создателей игры к философии Айн Рэнд. По сценарию игры основатель города Эндрю Райан (анаграмма имени писательницы Ayn Rand - And Ryan) воплощает идеи свободного рынка без внешнего вмешательства, что приводит к разрушению города.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...