Возникновение авангарда. Авангардные направления в искусстве

Авангард (фр. avant-garde - передовой отряд ) - направление в изобразительном искусстве, в основе которого лежит отказ от классических канонов и традиций и эксперименты с новыми формами и образами. Авангард возник в начале XX века и был тесно связан с модерном и модернизмом, в рамках которых зародилось начало пересмотра классических традиций. Идеи авангардизма получили развитие практически во всех направлениях искусства отличающихся стремлением к новым решениям в реализации творческих идей: футуризме, сюрреализме, абстракционизме, экспрессионизме, кубизме, супрематизме, конструктивизме, фовизме и пр.

Изначальное значение французского слова «авангард» на удивление мало имеет общего с искусством и уж тем более с изобразительным. «Передовой отряд», термин, скорее военный, нежели художественный, однако такое определение как нельзя лучше отражает настроения живописцев-экспериментаторов. Отказ от условностей классической живописи, создание новых форм и нахождение нестандартных решений - вот основной лейтмотив новаторских творений в духе авангардизма.

Авангард как направление искусства не имеет стилистического единства. Признаком принадлежности отдельного художника к передовому отряду экспериментаторов является неклассическая реализация творческих идей и непримиримое отношение к сложившимся стереотипам. Истинный авангардист создает не просто объект искусства, а красноречивое противопоставление с нескрываемым настроем в русле активной полемики.

Существует мнение, что художественное мышление в стиле авангард является типичным для прогрессивного века и логическим следствием развития цивилизации. В рамках такого мышления на смену гуманистическим идеалам приходят сугубо прагматические ценности. Эта точка зрения была сформулирована и описана Шпенглером в его работе «Закат Европы».

Произведения авангардного творчества отличает идеологический замысел художника. Если не вдумываться в смысл этих эпатажных творений, то увидеть что-либо, кроме откровенной бессмыслицы довольно сложно. К примеру, дадаист и сюрреалист Марсель Дюшан (Marcel Duchamp) под звучным и образным названием «Фонтан» представил публике картину, изображающую писсуар с собственным автографом. Другой авангардист Франсис Пикабиа (Francisco Picabia), упростил воплощение картины «Святая дева» до малопривлекательной кляксы. Однако, принимая во внимание время создание столь неоднозначных шедевров - финал Первой мировой войны и абсолютное нежелание общества того времени мириться с подобной ничем не обоснованной дикостью, нетрудно догадаться, что специфика таких авангардистских картин обусловлена как раз желанием обнажить реальный, а не кажущийся порядок вещей.

Интересно, что авангардисты сравнительно всеядны. Отдельные направления авангарда могут вдохновляться народным африканским искусством или искусством древних мировых цивилизаций, в то время как другие - черпать вдохновение в инновационных научных разработках или собственном подсознании.

Несмотря на то, что художественные творения в стиле авангард вызывают совершенно непредсказуемую реакцию зрителя, многие из них давно включены в сокровищницу величайших мировых произведений искусства. Среди признанных мастеров «передового отряда» можно отметить Казимира Малевича, Сальвадора Дали (Salvador Dali), Марка Шагала, Пита Мондриана (Piet Mondriaan), Пабло Пикассо (Pablo Picasso), Василия Кандинского и др.

Нигде и никогда больше авангардизм не был таким радикальным, страстным, разнообразным и безоглядным, как в России в 1910-20 годы

Не, вы как хотите, а я горжусь своей страной. Не все у нас нехорошо и отвратительно. Не все у нас «Жигули», рубероид, пельмени «Любительские» и Стас Михайлов. Все-таки могуч народ, исторгший из таинственных глубин своих человека, способного нарисовать простую геометрическую фигуру одного цвета, которая во всем нашем круглом мире стала общепризнанным символом великого Ничто. И одним из самых радикальных произведений, толкующих о смерти искусства.

Казимир Малевич. Черный квадрат

Могуч народ, который в гробу видит этот символ со всей его общепризнанностью и радикальностью и, вместо того, чтобы им гордиться, считает его дешевой квазиинтеллектуальной разводкой на смыслы, которых нет. И это тоже по-нашему радикально.

Все-таки – с чего вдруг в наших довольно патриархальных пенатах взорвалось такое мощное явление, известное теперь как «русский авангард»? Вот из-за этой патриархальности, в частности. Авангардизм – он же себя позиционирует не как еще один способ делать искусство, вроде барокко или школы реки Гудзон. Он себя позиционирует как способ менять мозги и менять жизнь в целом. А менять было что. Причем, это касалось не вечной отсталости России от развитых стран – это слишком утилитарная и мелкая задача, а мира в целом. Русский авангард был предельно утопичен и предельно планетарен – так нищий мечтает не о скромной ренте, а сразу о месте в списке Forbes, чтоб не терять времени попусту на промежуточных стадиях. Это же так по-нашему – осчастливить весь мир, сразу и быстро. И тяжкие думы в этом направлении в России одолевали не только деятелей авангардизма. Достаточно вспомнить Циолковского с его фантазиями о пыльных тропинках далеких планет или Николая Федорова с идеей воскрешения всех когда-либо живших людей. И этот разрыв, скажем так, мечты и действительности, масштаба утопии и обстоятельств, в которых она сочиняется* – это опять очень по-нашему.

Вера же в то, что искусство может изменить жизнь, была крепкая. Она родилась еще в романтизме, потом перекочевала в модерн. Но там эта идея носила локальный характер – предполагалось, что в прекрасной, художественно преобразованной среде вырастут прекрасные люди. Авангардизм же уподобил жизнь художественному проекту, а художника поставил на место демиурга, креативной воли которого достаточно, чтобы изменить даже Вселенную. Авангардизм, таким образом, занял ту же позицию, что и религия, и были авангардисты-мессии, авангардисты-апостолы, авангардисты-еретики, пророки, фанатики и т.д. А его утопические прожекты до боли напоминали вполне знакомую христианскую эсхатологию. И даже центральную работу русского авангарда - «Черный квадрат » – называли иконой нового искусства. Она, кстати, структурно и выглядит как икона: черное – это ковчег, белое – поля.

Т.е. русский авангард по большей части, в отличие от западного авангардизма, решал вопросы не искусства, а жизнестроительства. Именно поэтому у нас не появился, скажем, дюшановский писсуар – он все-таки больше обращен к внутренней проблематике искусства. Нет, конечно, наши авангардисты тоже решали подобные задачи, но главное для них была – утопия.

Самыми крупными утопистами были абстракционисты и, прежде всего, супрематисты во главе с Малевичем. Они выстраивали неведомые Вселенные, которые должны были заменить эту уже надоевшую нашу. У Малевича это - другой космос, у Кандинского – другое духовное пространство; систем было много, я еще напишу отдельные тексты о наших авангардистах. Здесь я лишь покажу, насколько все они были разными даже внешне. На Западе, к примеру, из крупных систем беспредметного искусства 10-20 гг. можно вспомнить Делоне, Мондриана и дадаистов -сюрреалистов . И все. И было это в разных странах. У нас:


Василий Кандинский. Композиция VIII

«духовная» абстракция;


Михаил Ларионов. Лучистская композиция

вариант «космической» абстракции;


Ольга Розанова. Зеленая полоса

еще один «космический» вариант;


Михаил Матюшин. Цветок человека

биоморфная абстракция;


Александр Родченко. Побеждающее красное

конструктивистская абстракция;


Эль Лисицкий. Проун 5а

супрематизм. Все это разнообразие – от желания охватить все, от так понятого универсализма. Ларионов и Зданевич придумали даже такое направление – «всёчество» - которое предполагало, что художник не может замыкаться в чем-то одном, а должен быть открыт любым направлениям, всей культуре. Так и тянет сказать банальность про всемирную отзывчивость русской души. Вот, сказал.

Жажда утопии и страсть, с которой она строилась, породили еще одно характерное качество русского авангарда – его радикализм и стремление дойти до последней логической точки. Впрочем, как и все другие перечисленные качества, это – тоже национальное, а не только авангардистское. Точки ставили жирные – как Малевич «Квадратом» - «я убил живопись». В самом деле, если мы занимаемся построением утопий – при чем тут искусство? А если оно к утопии не относится, так с ним вообще кончать надо – только отвлекает своими эффектами. И наш авангард убивал искусство. Искусство в традиционном, конечно, смысле. То, что он создавал взамен, для него искусством не было – это были чертежи, наброски утопий. Или же, после революции, это были совершенно прикладные вещи – дизайн, архитектура. Ну, там-то, после революции, понятно – настало время не чертить, а строить утопию, пока еще – на Земле. В этом смысле характерен путь Эля Лисицкого.


Эль Лисицкий. Агитационный плакат

Так он перенес формальные принципы супрематизма в пропаганду.


Эль Лисицкий. Небоскребы в районе Никитской площади. Проект

А так пытался перенести их в городскую среду. Такими домами должно было быть уставлено все бульварное кольцо. Вообще, если бы были реализованы все проекты авангардистов, мы бы имели сейчас другой город. Выглядел бы он диковато. Красную площадь посещали бы одни специалисты по истории архитектуры, другие бы там не выдержали.


Владимир Татлин. Махолет «Летатлин»

Или вот еще – тоже выход из искусства в утилитарность.

Конечно, все эти качества: утопизм, радикальность, религиозность и т.д. были и у западного авангардизма. Тут важна степень их горячности. Все-таки западная жизнь была более структурирована – этим занимается философия, этим – политика, этим – религия. Поэтому на Западе авангардизм всегда помнил, что появился в нише, где жило искусство, и всеми этими сопутствующими вещами занимался в меру. Одной из постоянно решаемых им задач было – определить границы этой ниши и выйти за них. У нас же структурированность как-то до сих пор не живет. У нас поэт – больше, чем поэт, философ – больше чем философ. В начале ХХ века художник стал больше, чем художник. Он решал вопросы философские, политические, религиозные, эстетические, этические и т.д. Продолжая, в общем-то, традицию XIX века, когда всем этим занималась русская литература. Ну, передвижники еще в искусстве, в какой-то степени.

Продолжим дальше печальное для западного авангардизма сравнение его с нашим авангардом. У нас был гораздо более разнообразный авангардизм. Скажем, Франция – это фовизм , кубизм , дадаизм, сюрреализм. Германия - экспрессионизм . Голландия – один из вариантов абстракционизма – неопластицизм (Мондриан с группой De Stijl), Италия – футуризм . У нас же было это все, кроме дадаизма и сюрреализма**.


Марк Шагал. Я и деревня

Наш отечественный футуризм.


Павел Филонов. Формула весны

Наш отечественный синтетический экспрессионизм.***

Естественно, столь напряженное создание утопий с практически религиозной страстью быстро породило в мире авангарда догматизм, ортодоксию и дикую вражду с конкурентами, особенно обострившуюся после революции. Новая власть тоже ведь строила утопию, и каждая авангардистская группировка, грубо говоря, предлагала ей свой проект. Плохо отзываясь при этом о коллегах по цеху и их проектах. Еще наши авангардисты, занимаясь активной внутривидовой борьбой, стали привлекать в качестве верховного арбитра все ту же власть, т.е. попросту – ябедничать ей друг на друга. Типа, это только мы – истинно пролетарское искусство, а все остальные – буржуазные художники. Кончилось все печально – в 1932 году власть отменила и запретила любые группировки и согнала всех в союз художников, где отныне должен был быть один творческий метод – социалистический реализм. Не потому власть сделала это, что устала от борьбы группировок и их кляуз – это ей было до фени. А потому, что она оказалась круче самых крутых авангардистов и утопию строила самую крутую.

Необходимое добавление. Этот текст ни в коем случае не надо воспринимать как патриотический. Да будь я негром преклонных годов и живи я в Африке даже - я бы написал то же самое.

*Циолковский работал в Калуге школьным учителем. Федоров работал библиотекарем, правда, в столицах. Жили оба довольно убого, иногда – совсем убого. Можно вспомнить еще Хлебникова с его планетарными идеями справедливого обустройства жизни и поисками числовых закономерностей хода истории – он их искал, чтобы на их основе спрогнозировать правильно устроенную жизнь. При этом рукописи он хранил в наволочке, в ней же носил их читать. Иногда еще брал с собой кастрюльку с манной кашей – есть в гостях было нечего, шла революция.

** Дадаизм у нас как течение оформиться не успел, но многие из его практик были в арсенале кубофутуристов, в основном – поэтов. Желтые кофты, розовые пиджаки, расписные ложки или пучки редиски в петлицах, скандальные поэтические вечера, эпатаж как искусство, стихи типа бессмертного -
Дыр бул щыл убешшур
скум вы со бу
р л эз – (Алексей Крученыx) –
все это было бы очень органично в кабаре Вольтер. После революции один наш протодадаист – Илья Зданевич – уехал в Париж и хорошо себя чувствовал среди дадаистов. Сюрреализм же появился там в начале 20-х и нам не подходил уже чисто идеологически – пролетарскую утопию строить он никак не помогал.

*** Повышенная степень радикальности нашего авангарда дала один своеобразный эффект – феминистский. У нас было много авангардисток. Надежда Удальцова, Любовь Попова, Ольга Розанова, Наталья Гончарова, Александра Экстер, Варвара Степанова – они не были на первых позициях, там царствовали Малевич, Кандинский, Татлин, Шагал, Ларионов. Но они уверенно существовали на второй ступени. В Европе ничего подобного и близко не было.


Авангардизм это сводное название совокупности направлений мирового, в первую очередь европейского искусства, которые возникли на границе XIX и XX веков. Как пересмотр классических традиций в пользу новых нетрадиционных начал, литературный авангардизм отклоняет прежние каноны реалистического образа произведения, приносит новые средства выражения его традиционной структуры.

Авангардизм как историческое явление

Авангардизм как историческое явление представляет собой крупное и тяжелое порождение кризиса буржуазной культуры начала ХХ века, он проистекает из субъективистского, анархического миропонимания.

Авангардные течения основаны на резком радикальном отношении к художественному творчеству, не ограниченном аспектами классической эстетики, применяя нестандартные, новые способы представления, насыщенные символизмом творческих образов.

Значение авангарда неорганично по своей сути: в нем сочетаются школы и движения искусства, представляющие порой абсолютно разные идеологии. Такое противоречие тенденций авангардизма, обусловленное разными творческими судьбами авторов, их эстетическими и общественными позициями, привело к его эстетической двойственности, художественной эклектичности. Общей особенностью авангардных течений является манифест – открытый и непреклонный протест против социальных норм и устоев.

Представители авангардизма считают, что для преобразования мира средствами искусства, формирования нового сознания человечества нужна его неограниченная свобода от устаревших условностей, они, прежде всего, обращаются к инстинкту как к первоначальному природному чувству, не омраченному общественными запретами. Авангардисты умело свертывают восприятие сознательного и развивают бессознательное начало в творческом и рецептивном процессах.

Интенсивный период развития авангардизма

Интенсивный период развития авангардизма 1905-1930 год тесно связан с модернизмом, его черты отразились в таких наиболее крупных модернистских направлениях как: импрессионизм, экспрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм, абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм, поскольку, несмотря на широкую распространенность авангардистских концепций, ни одно движение или школа не обозначали принадлежность к авангарду в своем названии. Творческие группы начали именоваться авангардистскими после их распада.

Из-за опасной политической ситуации в Европе в конце 1930-х годов бунтарский характер творчества авангардистов сменяется военно-политическим содержанием, что приводит к исчезновению экстремальной литературы.

Авангардизм возродился в европейской литературе послевоенного периода 1950-1960 годах, его экстремальные идеи воплотились в новом движении «неоавангард», проложившего основу таким направлениям как концептуализм и гипперреализм. Но неоавангардистские тенденции, в отличии от авангардизма начала ХХ века, противостоят не концепциям буржуазного общества, а искусству и культуре социалистических времен.

Отличие авангардизма и модернизма


Модернизм. Анри Матисс: “Танец”

Модернизм, возникнувший в конце XIX века, является ранним периодом авангардизма, основной период развития которого приходится на первую треть ХХ века. Модернизм с авангардизмом связаны общей утопической целью непринятия реализма, преобразования сознания посредством искусства. Но авангардистам присущи более радикальные идеи перестройки не только сознания, но и общества с помощью искусства.

Модернизм был направлен на художественный переворот, изменения внутри творческих традиций, не отрицая их, авангардизм же радикально выступал против всех предшествующих обычаев.

В отличии от модернизма, авангардизм не является четко обозначенной и сформированной системой философских и художественных условий, основные качества, которыми он руководствуется: неустойчивость границ, эклектика теорий, отсутствие консерватизма.

Разноплановые школы авангардизма существовали недолго, что обусловлено их противостоянием друг с другом в соперничестве за первенство и уникальность их идеологии.

Тем не менее, новаторские оригинальные идеи воплощают общую черту авангардистского искусства в целом, что дает возможность определить его как единое направление, богатое своими художественными формами на протяжении ХХ века. Появление этого движения обусловлено как разрушением основ мирового порядка, провозгласившего либеральность и гуманизм гарантиями социального прогресса, так и неразрывно связано с отсутствием соответственных форм искусства, овеянных новыми приоритетами.

Прежде всего, были опровергнуты эстетические аспекты искусства классического реализма, которые оказались отжившими и не приспособленными для революционного периода ХХ века. Авангардисты считали, что действительность разрушила философские и моральные концепции, чрезвычайно необходимые для искусства этого времени. К примеру, авангардизм вмешивается в аналогию между понятиями образности и выразительности, отдавая предпочтение последнему. В сравнении с реализмом, который предпочитал полностью и всесторонне изображать мир во всех его гранях, передаваемых художником, авангардизм придерживался противоположных принципов, считая такое органичное и многоплановое изображение недопустимым в обстоятельствах, при которых разрушено мироустройство, современная жизнь человечества охвачена хаосом, беспорядком, происходят тяжелые революционные события. Искусство авангардизма отказывается от репрезентативности – воспроизведения действительности в привычных и точных видах. На смену приходит идея художественного деформирования реальности, которая проложит путь для создания таких важных стилистических приемов, как гипербола, алогизм, гротеск, в отдельных своих формах побуждающая отвергнуть классический творческий акт в пользу образного жеста, который служит отчаянием перед жестоким миром, несогласие с его устоями.

Ощущая время как период кардинальной смены жизненного порядка, падения стойких, несокрушимых убеждений, авангардисты явно примыкают к радикально левым идеологическим силам, что связывает его школы (футуризм, экспрессионизм) с коммунистическими концепциями, так же как и творчество мастеров слова Владимира Владимировича Маяковского, Бертольда Брехта, Луи Арагона, Поля Элюара. Теории коммунизма противоречили незаменимой авангардистской цели о полной свободе и независимости искусства, несочетаемой с канонами. Таким же недопустимым являлось разногласие между теорией подчинения искусства политике коммунизма и авангардистским неконсерватизмом, сопутствующим непрерывному творческому процессу.

Революционное искусство – авангардизм

Признававший себя революционным искусством, авангардизм, сохраняя свою природу, был воспринят на территории коммунистических стран антинародным и формалистическим течением, в Германии был назвав «дегенеративным искусством».

Однако, авангардизм, по правде, в некоторой степени помог укреплению тоталитарных властей, его идеологическое несоответствие тоталитаризму было очевидным явлением, что привело к уничтожению авангардистской культуры, ее школ, арестам и убийствам выдающихся деятелей искусства. Жертвами жестокой расправы стали: яркий представитель театрального гротеска Всеволод Эмильевич Мейерхольд, писатель, поэт Даниил Иванович Хармс, писатель, поэт, сценарист Николай Макарович Олейников, актер, режиссер Александр Яковлевич Таиров и другие.

Отличительные особенности авангардизма

Авангардизм – смелое новаторское течение, не имеющее страха к большим экспериментам, следуя истине . В поисках правды он проникает в подсознательное и дорефлективное, в мистическое состояние, подобное сну (сюрреализм, использующий аллюзии и парадоксы), раскрывает формы психологического (иррациональный дадаизм), социального искусства (футуризм, неоавангард), травестирует стандартные понятия, которые оказываются несуразными (абсурдизм), задействует художественные решения с помощью подчеркнуто геометрических условных форм (кубизм).

Несмотря на богатство необычных эстетических приемов, насыщенность художественными техниками, авангардизм не лишается принципа развенчания мифической реальности – демифологизации, обнаружения ее природных составляющих, которые завуалированы системой художественных принципов, в крайнем происходит полное отклонение эстетического эффекта ради непосредственности, «слова на свободе», «искусства прямого воздействия» (Эдвард Эстлин Каммингс, Эрнст Толлер).

Вместо свойственной реализму и модернизму теории произведения как законченной цельной системы, в которой логично выражен эстетический смысл, авангардизм вводит идею свободного текста, предусмотренного для интерпретаций и импровизаций, участии читателя в создании сюжета, который до конца не познается (разделение понятий «произведение» и «текст», рекомендуемое в 1950-х гг. Роланом Бартом, первоначально отталкивается от авангардизма).

Понятие «расплывчатого смысла» преобладает в литературе неоавангарда, что противоречит модернистскому «концентрированному смыслу», принадлежащему автору произведения.
В отличии от классического модернизма авангардизм рассматривается как не элитарное и открытое искусство, однако отдельные его школы пользовались скрытыми теориями создания эстетического пространства, концепциями «чистой поэзии», теорией «незаинтересованного творчества», которая не признает связи искусства с историей.

Слово авангардизм произошло от французского avantgarde, что в переводе означает - передовой отряд.

Поделиться:

Авангард (конструктивизм) в архитектуре Ленинграда направление в русской (советской) архитектуре второй половины 1920 х начала 1930 х годов (некоторые объекты вводились до конца 1930 х). Русская революция, построение нового… … Википедия

авангард - а, м. avant garde f. 1. воен. Часть войск, находящаяся впереди главных сил. Смотреть надлежит, чтоб вначале силныи корпус.. наперед все дороги и пасы осмотрели.. которои корпус называетца авангардия. УВ 1716 188. Неприятельская авангард. ЖКФ… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Авангард (кинематограф) - У этого термина существуют и другие значения, см. Авангард. Афиша к фильму Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» Ав … Википедия

Авангард (в кино)

Авангард (направление в кино) - Обложка DVD «Авангард: Экспериментальное кино 1920 30 х годов» Авангард (фр. Avant garde, от фр. avant перед и фр. gard охрана, гвардия) направление в развитии кинематографа, возникшее в противовес коммерческому кинематографу. Киноавангард… … Википедия

Авангард (кино) - Обложка DVD «Авангард: Экспериментальное кино 1920 30 х годов» Авангард (фр. Avant garde, от фр. avant перед и фр. gard охрана, гвардия) направление в развитии кинематографа, возникшее в противовес коммерческому кинематографу. Киноавангард… … Википедия

Авангард - (фр. avant garde, дословно: avant впереди; garde стража): В Викисловаре есть статья «авангард» … Википедия

Авангард (футбольный клуб) - Авангард (фр. avant garde, дословно: avant впереди; garde стража): Авангард (военное дело) военный термин Авангард (искусство) термин в искусстве Авангард (кинематограф) направление в развитии кинематографа Авангард подстиль метала Авангард … Википедия

Искусство - Винсент Ван Гог. Звёздная ночь, 1889 г … Википедия

АВАНГАРД - АВАНГАРД (франц. avant garde передовой отряд) категория, означающая в современной эстетике и искусствознании совокупность многообразных новаторских движений и направлений в искусстве 1 й пол. 20 в. В России его впервые употребил (в негативно… … Философская энциклопедия

Книги

  • Искусство книги в России 1910-1930-х годов. Мастера левых течений. Материалы к каталогу , С. В. Хачатуров , Вниманию читателей предлагается первая попытка систематического каталога изданий, оформленных художниками так называемых`авангардных`(или`левых`) течений 1910-1930-хгодов. Собранные материалы… Категория: История и теория искусств Издатель: Либроком , Производитель: Либроком , Купить за 1078 грн (только Украина)
  • Искусство книги в России 1910-1930 годов , С. В. Хачатуров , Вниманию читателей предлагается первая попытка систематического каталога изданий, оформленных художниками так называемых "авангардных" (или "левых") течений 1910-1930-х годов. Собранные… Категория:

Авангардизм в искусстве – понятие, определяющее экспериментальные, модернистские начинания в искусстве: кубизм, фовизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм. К этому направлению в России можно отнести живопись Марка Шагала, Казимира Малевича, Василия Кандинского, Павла Филонова, Александра Лозовой.

Абстракционизм – направление в изобразительном искусстве ХХ века, для которого характерны отказ от изображения реальных объектов, предельное обобщение или полный отказ от формы, беспредметные композиции, эксперименты с цветом.

Казимир Северинович Малевич

Казимир Северинович Малевич родился 11 февраля 1878 года в доме на окраине Киева. Его отец был управляющим на сахароваренном заводе. И отец, и мать, по происхождению были поляками. Российско-советский художник-авангардист был одним из основателей супрематизма – направления в абстрактном искусстве. Малевич был последовательным пропагандистом собственной теории. Вокруг него со временем образовалась группа единомышленников УНОВИС (Утвердители нового искусства). Творения русских художников-авангардистов начала века взорвали устаревшее прозападное визуальное сознание. Входил в группу молодых художников Ослиный хвост. Самое знаменитое живописное произведение Малевича Чёрный квадрат.

Марк Шагал

Марк Шагал, выдающийся художник XX века, родился в Витебске, Республика Беларусь, в границах оседлости, которые были определены ещё Екатериной II для компактного проживания евреев. Он был девятым ребенком в семье. Его отец работал на складе, где коптили селедку, а мать держала собственную лавку, в которой продавалась эта самая селедка. Сначала Марк учился в школе при синагоге, а позже его устроили в светскую гимназию. Первые художественные навыки Шагал приобрел как раз в гимназии. Затем он стал брать частные уроки у профессионального художника-реалиста. Творчество Марка Шагала, в картинах которого присутствуют и массивные букеты, и меланхоличные клоуны, и парящие в облаках влюбленные, и мифические животные, и библейские пророки, и даже скрипачи на крыше, стало знаковым этапом в развитии мирового художественного искусства. Марк Шагал жил до конца жизни на французской Ривьере. 28 марта 1985 года его не стало.




Василий Кандинский

Василий Кандинский – один из крупнейших художников XX века, определивших лицо нашего времени. С «Абстрактной акварели» Кандинский (1910 г.) начинается история современного абстрактного искусства. В. Кандинский родился в Москве в 1866 г., окончил Московский Университет, изучал экономику и право. В 1896 году получил место профессора юридического факультета знаменитого Дерптского университета, однако, именно в это время, тридцати лет от роду он решает оставить научную карьеру и полностью посвятить себя живописи. Кандинский переезжает в 1896 году в Мюнхен и учится в лучших художественных школах, занимается теорией искусства. Он много путешествует и ищет свой стиль в живописи. Ранний Кандинский – самый неожиданный. Темы разные: древнерусские, рыцарские, восточные – через откровения абстракции становящиеся импрессиями, импровизациями и композициями.

Александр Лозовой

Александр Лозовой остался в ХХI веке единственным художником, являющимся подлинным учеником русских авангардистов начала прошлого века. В 60 – 70 годах он учился в частной мастерской Варвары Бубновой. Александр Лозовой родился в 1949 году. В 1977 году в Ленинграде защитил кандидатскую диссертацию по психологии изобразительного искусства. В 1987 году создал одну из первых частных художественных галерей в Москве, в которой, в частности, проходили выставки работ В. Бубновой, фотографий Laslo Moholy-Nagy. Последняя была организована совместно с Гётте-Центром. Лозовой никогда не состоял в каких-либо творческих союзах, объединениях или политических партиях. В течение длительного времени Александр Лозовой разрабатывал свою уникальную собственную технологию нанесения и закрепления красочных пигментов на холст. Яркость, прозрачность красок, присутствие многих несмешанных между собой пигментов на одном квадратном сантиметре поверхности картины – эта особенность заметно отличает работы Александра Лозового от работ каких бы то ни было других современных художников России, Европы и Америки.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...