В. Ю

Класс: 4

Презентация к уроку
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: познакомить с рассказом В.Ю. Драгунского “Что любит Мишка”.

Задачи урока:

1. Предметные:

2. Метапредметные:

а) познавательные УУД:

  • развивать творческое мышление;

б) коммуникативные УУД:

  • формировать умение работать в парах, группе;
  • развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

в) регулятивные УУД:

  • учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
  • формировать умения выполнять свои действия по образцу (синквейн);

3. Личностные:

  • формировать чувство сопереживания героям, чувство сострадания, милосердия.
  • формирование умения адекватно оценивать свою работу.

Оборудование: презентация, иллюстрации к рассказу, карточки с ключевыми словами, аудио запись Ф.Шопена “Си минор”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, мы начинаем урок литературного чтения.

Прозвенел звонок, а это значит, что наша встреча началась. В ваших ладонях солнышко. Чувствуете, оно согревает вас: ваши руки, тело, душу. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок, придает бодрость, заряжает энергией, будит воображение. Вот с таким настроением и начнем наш урок.

II. Речевая разминка. (Слайд 2)

Ю. Мориц
Я вареники люблю.

Я вареники леплю,
Я вареники люблю,
С творогом люблю, с клубникой,
С мясом, с вишнями, с черникой,
С ежевикой и морошкой,
Но сильней всего –
С картошкой!

Прочитайте про себя.

Медленно шёпотом.

Медленно вслух.

Быстро и громко.

С восклицательной интонацией.

III. Подготовка к восприятию произведения

1. Работа в паре.

Определите тему отрывка стихотворения, выберите соответствующий вариант из данных, объясните свой выбор (слайд 3) :

  • голод
  • красота
  • гостеприимство
  • любовь
  • трудолюбие
  • обжорство
  • радость

2. Составление кластера

А знаете ли вы, что такое любовь? (ответы детей)

Подберите ассоциации к слову “любовь”. (Слайды 4, 5)

У нас получилось свое определение. Давайте узнаем, какое толкование даётся в словаре
С.И. Ожегова. (Слайд 6)

Любовь, сущ., ж., - 1. Чувство самоотверженной, сердечной привязанности. Любовь к Родине. Материнская любовь. 2. Склонность, пристрастие к чему-нибудь. Любовь к музыке.

Словарь С.И. Ожегова

Как вы думаете, почему урок мы начинаем с разговора о любви?

3. Работа с ментальной картой “Виктор Драгунский”

Посмотрите на слайд и сформулируйте задание (Слайд 7)

Называют произведения:

Заколдованная буква”, “Друг детства”, “Англичанин Павля”, “Кот в сапогах”, “Тайное становится явным”, “Девочка на шаре”. (Слайд 8)

Попробуйте определить тему урока (Слайды 10, 11)

4. Целеполагание. (Слайды 12, 13)

5. Прогнозирование содержания текста по названию, иллюстрации, автору и ключевым словам. (Слайд 14)

Дениска и Мишка
учитель пения
музыка
люблю
целый мир
разные разности

IV. Первичное восприятие текста.

Прочитаем рассказ и узнаем, верны ли были ваши предположения.

(Чтение с остановками)

Перед 2-й частью:

Как вы думаете, что ответил Дениска?

Перед 3-й частью:

Верны ли были ваши предположения?

Перед 4-й частью:

Выскажите предположение, чем всё закончится.

Дочитайте текст самостоятельно.

Верны ли были ваши предположения?

V. Проверка первичного восприятия

1. Ответьте на вопросы:

Оправдались ли наши предположения в целом по тексту?

Понравилось ли вам произведение?

Какое настроение вызвало? (Радостное, смешное, весёлое)

С помощью модели покажите, к какому жанру отнесёте это произведение? Можете воспользоваться справочником “Моя шкатулка”.

2. Тест “ Проверь себя”.

VI. Физкультминутка.

VII. Вторичное чтение и анализ произведения.

1. Проверка правильности выбора ответа по тексту (выборочное чтение) и самооценка по вопросам. (Слайд 15)

2. Словарная работа

Встретились слова, значения которых вам непонятны?

Воспользуйтесь толковым словариком.

Кто хочет уточнить значение какого-то слова?

3. Ответы на вопросы по содержанию.

3.1. Вопросы на выявление черт характеров героев.

Назовите героев произведения.

Что мы узнали о Борисе Сергеевиче из текста? (весёлый человек, с чувством юмора, любит музыку, умеет внимательно слушать, доброжелательный)

Что сказал Борис Сергеевич про музыку Шопена?

А как Дениска воспринимал музыку Шопена. Найдите в тесте.

Послушайте фрагмент произведения Фридерика Шопена, великого польского композитора и пианиста “Вальс си-минор”. Приложение 2.

Кому удалось услышать, как звуки выскакивали и разбрызгивались?

3.2. Обсуждение поступков героев.

Борис Сергеевич сказал, что Дениска любит целый мир. Докажите, что это так.

Почему Мишка вмешался в разговор? (Почувствовал себя обиженным.)

Прочитайте, как в разговор вмешался Мишка. Что он имел в виду под разными разностями?

Найдите слово, которое характеризует состояние Мишки. (Надулся.)

Подберите синоним к слову “надулся”.

Как вы понимаете слова учителя “поведай тайну души своей”?

Дениска любит целый мир, а что же любит Мишка?

Чего ждал Мишка? (Похвалы.)

Как учитель отреагировал на слова Мишки? (Посмотрел недовольно и строго.)

Что Борис Сергеевич сказал про то, что любит Мишка?

Как вы думаете, действительно ли Мишка любит целый “продуктовый магазин” и только? Почему?

Как вы это поняли?

3.3. Задание в паре:

Какими показаны мальчики в рассказе? Соедини и допиши.

Согласны ли вы, что Мишка в этом рассказе описан с юмором? Объясните свою точку зрения. (Слайд 16)

Можно ли сказать, что весь рассказ юмористический? Почему нельзя?

IX. Творческая работа.

Работа в группах.

Вспомним правила работы в группе. (Слайд 17)

Задания для групп:

1 группа “Мыслители” - составить синквейн. (Слайд 18)

Предполагаемые варианты:

Борис Сергеевич
весёлый, внимательный
играл, выслушал, ждал
Больше всего любит музыку.
учитель

Мишка
обидчивый, хвастливый
вмешался, бормотал, покраснел
Любит целый продуктовый магазин.
“гурман”

2 группа “Исследователи” - проследить, как менялись эмоции и чувства Бориса Сергеевича, показать их с помощью графических моделей. При необходимости можно воспользоваться справочником “Моя шкатулка”, стр.3. (Слайд 19)

3 группа “Аналитики” - выбрать пословицы и поговорки к рассказу “Что любит Мишка”. (Слайд 20)

  1. На вкус и цвет товарища нет.
  2. Не хлебом единым жив человек.
  3. За словом в карман не лезет.
  4. Для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга.
  5. Не спеши языком, спеши делом.
  6. Велик звон, да не красен.
  7. Любишь есть калачи – не сиди на печи.

4 группа “Корреспонденты” - используя предложенный текст, составить краткий рассказ о Ф.Шопене. (Слайд 21) Приложение 3.

X. Итог урока

1. Реализация целей урока. (Слайд 22)

Чему учит рассказ В. Драгунского? (Ответы детей.)

Ребята, жизнь нам преподносит уроки и, читая произведения, мы тоже получаем уроки, которые пригодятся в жизни. Какой урок сегодня мы получили?

XI. Инструкция по выполнению домашнего задания.

Д/з по выбору (слайд 23) :

  • выразительное чтение рассказа “Что любит Мишка”;
  • найти и подготовить выразительное чтение или пересказ другого рассказа Виктора Драгунского;
  • рассказать об 1 событии из жизни писателя;
  • разучить произведение Фридерика Шопена.

XII. Рефлексия. Показать свое настроение. (Слайд 24)

Урок окончен. Спасибо за работу.

Тема урока: В.Драгунский "Что любит Мишка"
Цель: подвести учащихся к осознанию того, что духовный мир человека выше банальных, бытовых материальных ценностей на примере литературного произведения В.Драгунского "Что любит Мишка", формировать навыки беглого чтения, развивать речь, мышление.
Задачи:
формирование у учащихся умения сопоставлять своё видение проблемы с авторским замыслом.

    развитие у учащихся способностей критически мыслить, рассуждать предполагать, обосновывать свою точку зрения по данной проблеме.

    обогащать духовный мир детей.

Оборудование: книга - учебник, портрет писателя В. Драгунского.

Стратегии, используемые на уроке:
"Мозговой штурм", "Ассоциации", "Чтение с остановками"

Ход урока
I. Организационный момент.
- Сегодня мы с вами будем рассуждать о духовном мире человека. Посмотрим, как относится к этому люди, которые имеют жизненный опыт и вы, которые только начинают жить и познавать мир.
^ Стадия вызова.
1) стратегия "Мозговой штурм"
- Как вы понимаете, что такое " духовный мир"?


- Мы зафиксировали версии о вашем и моём понимании, что такое духовный мир человека.
- Сегодня будем говорить об этой проблеме на примере произведения Виктора Драгунского.
^ 2. Стратегия "Ассоциации".
- Какие ассоциации возникают у вас с именем Виктора Драгунского. (детский, писатель, юмор, друг, воспитание и т.д.
- Вспомните произведения этого автора которые мы читали.
(Англичанин Павля", ":Бы", "Арбузный переулок", "Надо иметь чувство юмора", "Независимый горбушка", "Заколдованная буква", "Друг детства", "Тайное становится явным", "Кот в сапогах".)
- К какому литературному жанру мы отнесем данные произведения? (рассказ)
- Можно ли назвать Виктора Драгунского писателем - юмористом.
(нет, в его рассказах веселое, смешное лишь часть повествования, они наполнены глубоким смыслом, он говорит о серьёзных проблемах, включая юмористические ситуации, для того, чтобы юным читателям было проще понять.)
^ II. Осмысление
/оформление "таблицы смыслов"/


"Что любит Мишка"


1 часть


2 часть


3 часть


4 часть

Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением этого замечательного автора "Что любит Мишка".
1. Прогнозирование.
- Ребята, обратите внимание на рисунок и ещё раз на название рассказа.
- О чем может пойти речь в рассказе?
- С чего начнет своё повествование автор?
^ 2. Приём "Чтение с остановками"
- Читать рассказ мы буде с остановками, по смысловым частям
Чтение 1 части (до слов " Больше всего на свете? "
- Как дальше будут развиваться события?
Чтение 2 части (до слов "Что же ты любишь?")
Что произойдет потом?
Чтение 3й части (до слов ": чего-то ждали и молчали.")
- Подумайте чем может закончится эта история?
Чтение 4 части (:до конца)
^ III. Рефлексия
1.Давайте обратимся к вашим версиям.
- Били совпадения с авторским замыслом?
- Какие?
- А почему у вас совпало с авторским замыслом?
(потому, что мы знаем что Драгунский писал о проблемах детей, о о серьёзном с использованием юмора, чтобы эти проблемы были понятны детям.
Почему у нас не совпали версии с авторскими мыслями?
(потому, что все мы разные и по-разному думаем и мыслим. Все вы можете быть писателями, и все написали бы свою замечательную истории)
2. Проблемные вопросы.
- Давайте вернёмся к авторскому замыслу и подумаем, то хотел Драгунский сказать юным читателям своим произведением.
(духовный мир человека не ограничивается любовью к продуктам, он должен быть намного богаче, шире, разнообразнее)
- Почему Мишка покраснел и смутился.
(потому, что понял какой у него не глубокий, бедный внутренний мир)
- Чей духовный мир в рассказе Драгунского глубже, богаче, разностороннее)
- Почему?
3. Давайте вернёмся к нашим версиям о духовном мире и, может быть, вы еще дополните.
4.Итог. Цветограмма.
- Какие чувства вы испытывали во время прочтения и обсуждения рассказа.
/отметьте на доске/- веселые, беззаботные.- серьезные и вам есть над чем задуматься.
Д з по ролям

Литературное чтение

4 класс (школа 2100)

В. Драгунский

«Что любит Мишка».

Учитель начальных классов ГБОУ

Гимназии №205 Санкт-Петербурга

Федорова Ирина Аркадьевна

Тема: В. Драгунский «Что любит Мишка».

Цель:

Углубление знаний учащихся по теме;

– Познакомить с произведением В. Драгунского «Что любит Мишка»;

– Показать различия понятий «юмор» и «сатира».

Задачи:

Обучающие:

– Обучить учащихся формулировать тему и идею произведении;

– Совершенствовать различные виды анализа прозаического произведения;

– Отрабатывать умение характеризовать литературного героя;

Развивающие:

– Развивать устную монологическую речь;

– Совершенствовать навык правильного беглого выразительного чтения целыми словами;

Воспитывающие:

– Воспитывать любовь к своим близким, животным, к природе;

– Воспитывать интерес к чтению к музыке.

Оборудование:

Презентация к уроку:

Литературное чтение 4 класс В.Ю.Драгунский Что любит Мишка.ppt

Индивидуальные таблицы для учащихся. (Приложение 1)

Ход урока


  1. Организационный момент.
– Проверьте готовность к уроку.

2. Актуализация знаний.

– Какой раздел мы начали изучать? (Путешествие 13) [Слайд 2]

– Какое название у этого путешествия? (Смешные книжки. Тайны юмора и сатиры.)

– С каким произведением этого раздела мы познакомились? (Н. Носов «Федина задача»).

– Почему это произведение включено в этот раздел? (Оно веселое, смешное, юмористическое.)

– Сегодня на уроке познакомимся с рассказом другого писателя.

– А с каким, мы узнаем, посмотрев сценку. (Заранее подготовленные учащиеся – инсценирование отрывка из рассказа В.Драгунского "Надо иметь чувство юмора".

– Написал?

– Ты мою тетрадку проверь, а я – твою.

– Ты чего, Мишка, покатываешься?

– Я покатываюсь, что ты неправильно списал!

– А ты чего?

– А я то же самое, только про тебя. Гляди, ты написал: "Наступили мозы". Это кто такие – "мозы"?

– Мозы – это, наверно, морозы. А ты вот написал: "Натала зима". Что это такое?

– Да не "натала", а настала. Ничего не поделаешь, надо переписывать.

– Вы узнали произведение? (Да.)

– Какое? («Надо иметь чувство юмора».)

– Кто герои? (Мальчики, школьники, Мишка и Дениска.)

– Какое настроение у вас вызвала сценка? (Веселое, радостное, смешное.)

– Какой это рассказ? (Юмористический.)

– Обиделись ли ребята друг на друга? (Нет.)

– Почему? (Все происходящее было по-доброму «от души».)

– Значит, что такое юмор? (Это когда весело, смешно, радостно.) [Слайд 4]

^ 3. Знакомство с творчеством В. Драгунского

(Дифференцированное задание для сильных учащихся).

Рассказывает ученик.

Виктор Юзефович рано начал работать в театре, как актер. А вот писать для детей начал поздно, в возрасте 32-ух лет. И связано это с появлением у него сына Дениски. Вечерами Виктор Юзефович рассказывал Дениске и его друзьям веселые истории, которые очень нравились детям. Так и появились юмористические рассказы для детей, прототипом которых является его сын.

– Как звали главного героя этих рассказов? (Денис Кораблев.)

– Под каким общим названием издавались эти рассказы? (Денискины рассказы.)

– Вспомните, какие рассказы В. Драгунского вы читали? («Девочка на шаре», «Похититель собак», «Бы», «Тайное становится явным», «Независимый Горбушка»). [выставляются книги]

– Какое настроение вызывают эти рассказы? (Веселое, радостное)

– Посмотрите, В.Ю. Драгунский умер в 70-ые годы прошлого столетия, очень давно, а книги его читают дети и взрослые, и по сей день. И эти произведения приносят нам много радости и веселья. Что объединяет все эти произведения? (Они юмористические)

^ 4. Сообщение темы и цели урока.

– Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Смешное в литературных произведениях В. Драгунского)

– А поможет нам подойти к разгадке тайны смешного В. Ю. Драгунский и его рассказ…

– Найдите ключ к разгадке, и вы узнаете, как оно называется. («Что любит Мишка».) [Слайд 5]

^ 5. Работа с текстом до чтения.

– Глядя на название, предположите, о чем будет рассказ? (О любви.)

– Кто будет главным героем? (Мишка.)

– Рассмотрите иллюстрацию, и в своих учебниках на стр.157.[Слайд 6]

– Кого узнали? (Мишку, Дениску.)

– О чем будет это произведение? (О том, что любит Мишка и Дениска.)

– Прочитайте ключевые слова к рассказу. [Слайд 7]

– Какой еще герой появляется в рассказе? (Учитель пения.)

– Что будут любить наши герои? (Древних воинов, разные разности, люблю булки, пирожки, сыр…)

– О чем будет рассказ?

– А как нам убедиться, верны наши предположения или нет? (Нужно прочитать текст.)

^ 6. Чтение рассказа. Словарная работа.

– Прочитайте рассказ самостоятельно и с помощью линейки и карандаша подчеркните слова, значение которых вам не понятны.

Учащиеся читают текст и составляют вопросы к героям от автора.

– Верны ли ваши предположения (Да)

1) – Вы выбрали слова, значение которых вам непонятны. Найдите теперь предложения с этими словами в тексте. Быть может, в контексте предложения вы сможете определить смысл этих слов? (Предположения учащихся.)

– Остались ли еще непонятные слова? (Да) [Слайды 8-14]

– А где мы можем найти точное грамотное лексическое значение слов? (Помощь родителей, толковый словарь, интернет…)

– Какие слова у вас вызвали улыбку? Почему? (Неправильно говорит.)

2) – Понравился ли вам рассказ (Да)

– Какое настроение вызвал? (Радостное, смешное, веселое)

– А что именно вызвало такое настроение? (Ответ Мишки)

– Почему?

– Кого мы еще встречаем в рассказе? (Бориса Сергеевича)

– А кто это? (Учитель музыки.)

– А какой это учитель? (Творческий, талантливый)

– Докажите словами из текста.

– Что любит учитель пения? (Музыку Фредерика Шопена.)

– Послушайте фрагмент произведения Фредерика Шопена «Вальс минутка».

[Слайд 15].

Физ. Минутка.

– Что вы представляете себе под эту музыку?

Звучит музыкальное произведение.

– Кому понравилось это музыкальное произведение?

– Что вы увидели?

– Что вы услышали?

– Какие чувства у вас возникли?

– На уроке музыки вы вместе с учителем музыки послушаете другие произведения этого композитора.

– Какой герой нам еще встречается в рассказе? (Дениска.)

– Как называется рассказ? («Что любит Мишка».)

– Что же любит Мишка?

Учащиеся перечисляют.

– Что любит Дениска? Найдите и прочитайте. Но сначала давайте обратимся к нашему алгоритму. На что обращаем внимание при чтении? (На интонацию (медленно перечисляет), на темп)

– Прочитайте.

Учащиеся читают.

– Используя алгоритм, оцени, как ты прочитал?

– Что мы можем сказать о Дениске? (Он мечтатель. У него разные интересы.)

– Что мы можем сказать о Мишке? (Он беззаботный и легкомысленный)

– Как слушал Дениску Борис Сергеевич?

– Прочитайте.

– Почему? (Ему было интересно.)

– Какой же Дениска? (Он мечтатель, разносторонний, любознательный)

– Как вы относитесь к Дениске? (Предположения учащихся.)

– Прочитайте по ролям, как в разговор учителя и Дениски вмешался Мишка.

Учащиеся читают. Оценивают чтение.

– Покажите, как это надулся.

Инсценирование учащихся.

– Как понимаете «Поведай тайну души своей»? (Расскажи самое сокровенное.)

– Что такое «разные разности»? (Всякие разности.)

– Можно ли так сказать? Это грамотно? (Нет.)

– Что любит Мишка? Прочитайте по цепочке.

Учащиеся читают.

– О чем говорят эти слова? (Мишка вел себя беззаботно, ждал похвалы.)

– Прочитайте, как слушал Мишку Борис Сергеевич.

Учащиеся читают.

– Почему? (Был недоволен, расстроен, возмущен.)

– Прочитайте.

– Для чего пауза? (Осмыслить, задуматься.)

– Когда вспомнил Мишка о любви к людям? (После замечания Бориса Сергеевича.)

– Прочитайте, как он отреагировал. (Покраснел.)

– Сравните, что любят мальчики.

Учащиеся предполагают.

– Посмотрите, сколько слов Мишка употребил, чтобы описать свою любовь к пище, и сколько, чтобы описать любовь к людям.

– Какое чувство у вас возникло в этот момент? (Грусть.)

– Почему?

– Прочитайте еще раз последние слова Мишки. Можно ли сказать, что он осознал свою ошибку? Докажите.

– Давайте подумаем, можно ли это произведение отнести к юмористическим? (Нет.)

– Почему? (Смех сквозь слезы.)

– В каком жанре написан рассказ? (Сатира.) [Слайд 16]

– Почему так считаете? (Высмеиваются недостатки. Помогает исправиться.)

– Что такое сатира?

– О чем мы должны задуматься, читая этот рассказ? (О любви к ближнему, к животным.)

– У нас два примера. Так о чем? (О любви к родным, к разным увлечениям)

^ 7. Итог урока

– Положите перед собой таблицы.

– Заполните их.

Самостоятельная работа учащихся.

Таблица


Название

«Что любит Мишка»

Автор

В. Драгунский

Жанр

Мягкая сатира

^ Главные герои произведения

Борис Сергеевич

Дениска


Характер героев произведения

Борис Сергеевич – насмешливый

Мишка – беззаботный

Дениска – мечтатель, любознательный


^

Борис Сергеевич – с уважением, пример

Мишка – иронично, с сожалением

Дениска – по-доброму


^

– Проверим.

Один учащийся говорит, а второй (его оппонент) проверяет и дополняет или исправляет, если нужно. (проверяются п.3-п.6 таблицы)

– Кто может высказать свое отношение к героям? (п.7 таблицы)

^ 8. Домашнее задание.

1) – Я уверена, что вам захочется встретиться с произведениями В. Драгунского еще много раз. Как же найти интересующее вас произведение в библиотеке? Давайте вспомним уроки библиографии. Дома, по желанию, используя нашу таблицу, заполните эту карточку.

2) – Домашнее задание для всех. Выполните иллюстрацию к произведению и подпишите ее цитатой из текста. А для этого вам нужно будет дома еще раз прочитать произведение В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка».

– А для записи цитаты из рассказа вам нужно будет вспомнить, как оформляется на письме прямая речь.

9. Рефлексия.

– На доске записаны предложения. Подумайте и закончите их.


  • Произведение В. Драгунского «Что любит Мишка» заставило задуматься…

  • Читая произведения, я испытывал…

  • Особенно меня тронуло…

^ 10. Организационный момент.

– Урок закончен. [Слайд 17]

11. Используемая литература:


  1. Бунеев Р.Н. ,Бунеева Е.В. Литературное чтение. Учебник, 4-й класс. («В океане света»). 2 ч.

  2. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В.
    Методические рекомендации для учителя. Уроки литературного чтения в 4-м классе. Об­разовательная система «Школа 2100. Серия «Свободный ум».
Приложение 1

Название

Автор

Жанр

Главные герои произведения

Характер героев произведения

Отношение автора к героям произведения

Свое отношение к героям произведения

Цели урока: познакомить детей с понятием «духовный мир человека»
Продолжить знакомство с жизнью и творчеством В. Ю. Драгунского.
Учить учащихся формулировать тему и цели урока, идею произведения.
Развивать четкую, грамотную, связную речь учащихся, навыки выразительного, осознанного чтения, творческие способности.
Воспитывать интерес к чтению, любовь к своим близким, животным, природе.

    Организационный момент.

    Постановка темы и цели урока.

Начинаем урок литературного чтения. Ребята, сегодня мы познакомимся с произведением автора, который мне очень нравится. А кто он, вы узнаете, выполнив задание.
Выделите фамилию автора из данного ряда по нескольким признакам одновременно. Обоснуйте свой ответ.


Слайд 1

Ответы учащихся:
- Познакомимся с произведением В. Ю. Драгунского, так как это фамилия прозаика, а остальные – фамилии поэтов, В. Ю. Драгунский жил и творил в XX в., а Ф. И. Тютчев и А. С. Пушкин – в XIX в., фамилия Драгунский начинается со звонкого согласного звука, а остальные – с глухих, фамилия Драгунский состоит из трех слогов, остальные – из двух.

Слайд 2

Да, это Виктор Юзефович Драгунский. Какие его произведения читали?
- А знаете, какие еще веселые и загадочные названия умел придумывать своим рассказам этот писатель? «Зеленчатые леопарды», «Ни пиф, ни паф», «Он живой и светится», «Арбузный переулок». Правда, интересно, и сразу хочется прочитать?
- И сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением В. Драгунского.
- В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка» - это и будет темой нашего урока.

Слайд 3
- Сформулируйте цели урока, используя глаголы:

Слайд 4

Ребята, а что вы знаете о В. Драгунском?

Слайд 5

Когда читаешь рассказы В. Драгунского, то кажется, что писатель прожил несколько жизней. Он был и токарем, и режиссером, и лодочником, и актером, и даже работал в цирке… клоуном. А когда в 40 лет у В. Драгунского родился сын Денис – он стал писателем. И вот уже много лет его книги с большим интересом читают и взрослые, и дети. Читая рассказы В. Драгунского, понимаешь, что писатель влюблен в своих героев, он понимает их мысли, чувства, переживания. Бывает, он подшучивает над своими героями, но это шутка добрая, с любовью к ним.
- И сегодня мы с вами в этом убедимся.

3. Первичное восприятие.

Учитель читает отрывок из произведения.
- Назовите главных героев произведения.

Слайд 6

Что вы о них узнали из этого отрывка? (одноклассники, приятели, друзья)
- Вы услышали, что любит Дениска. Как вы думаете, а что же любит Мишка? (
ответы детей)
- Дочитайте текст до конца самостоятельно и проверьте, насколько точны ваши предположения.

Посмотрите на слова. Они вам встретятся в тексте. При чтении обратите на них внимание и подчеркните. (Прием «Молния!»)


Слайд 7 (Учитель читает слова, слайд закрывается)

Дети читают текст до конца

4. Проверка первичного восприятия.

Подтвердились ли ваши предположения?
- Как все, что любит Мишка, можно назвать одним словом?
- Какие слова вы подчеркнули?
Учитель открывает слова. Слайд 7
- Почему назвали не все слова?
- Объясните лексическое значение этих слов.
3 ученика работают со словарем, зачитывают статьи из словаря.

Слушание ответов.

Вы назвали главных героев произведения: Дениска и Мишка.
- А кто они друг другу? (Приятели, одноклассники, ровесники, друзья. )
- Одинаковые ли у них интересы?
- Перечитаем произведение еще раз, дадим характеристику каждому герою, чтобы понять, почему же у них разные интересы.

ФИЗМИНУТКА

5. Чтение произведения и его анализ.

1). Чтение I абзаца цепочкой.
- Какие вопросы можно составить к этому абзацу? (Дети составляют вопросы и отвечают на них.)
2). Чтение по ролям.
- Прочитайте диалог учителя и Дениски и подготовьтесь к чтению по ролям. Для этого исключите слова автора, оставьте только слова героев.
- Что любит Борис Сергеевич? (Музыку Ф. Шопена.)
- Что узнали о Шопене из слов учителя?
- Фридрих Шопен – великий польский композитор и пианист. Послушайте его музыку и подумайте, почему Борис Сергеевич очень любит музыку этого композитора.


Слайд 8 (звучит музыка)

Почему Борис Сергеевич очень любит музыку Ф. Шопена? (Она красивая, завораживает, наполняет сердце радостью.)
- Найдите в тексте, как он сам ответил на этот вопрос.
- Что любит Дениска? Докажите словами из текста.
- Как учитель подвел итог тому, что любит Дениска? (Целый мир.)
- Как вы это понимаете? (Разнообразие: и природа, и ремесла, и история, и космос.)
- Как это характеризует Дениску? Докажите.

Слайд 9

Дети, используя опорные слова, характеризуют героя, доказывая свое мнение.
3).Выборочное чтение.
- А сейчас прочитаем, как в разговор учителя и Дениски вмешался Мишка.
- Найдите слово, которое характеризует состояние Мишки. (Надулся)
- Подберите синонимы к слову «надулся».
- Почему Мишка надулся?
- Дениска любит целый мир, а что любит Мишка? Найдите в рассказе, как он об этом говорит двумя словами. (Разные разности)

Слайд 10

Уточним, какие же разные разности любит Мишка. Подтвердите текстом.
- Как вы это назвали одним словом? (Продукты)
- Что можно сказать о Мишке? (обжора, сластена)
- Чего ждал Мишка? (похвалы)
- Найдите в тексте, как отреагировал учитель на речь Мишки? (Посмотрел недовольно и строго.)
- Почему? Чего он ждал от Мишки?

4). Дети перечитывают последние два абзаца. Два ученика готовятся к выразительному чтению по ролям данного отрывка.
- В какой момент изменилось настроение Мишки?
- На что обратил внимание учитель?
(На любовь к людям и животным.) Почему? (Это духовная, главная любовь, благодаря которой живет человек.)
Чтение отрывка.
- Удалось ли ребятам показать, что Борис Сергеевич не одобряет, не хвалит Мишку за его разные разности и как Мишка на это реагирует?
- Найдите в тексте глаголы, которые показывают, как отреагировал Мишка на слова учителя.
(Встрепенулся, покраснел.)
- А когда люди краснеют?
- Почему Мишке стало стыдно?
(Самое главное не сказал.)
- Оказывается, он любит и котят, и бабушку, и родителей, наверно. Только пока не выделяет это как главное.
- Как вы думаете, после Мишкиной реакции и его последних слов изменится ли к нему отношение Бориса Сергеевича?
- Выберите слова, которые характеризуют Мишку. Докажите.
Дети, используя опорные слова, характеризуют героя, доказывая свое мнение.
- А как же к героям относится автор? (К Дениске - с уважением, к Мишке - с юмором, но учит.)
- Почему В. Драгунский назвал свой рассказ «Что любит Мишка»?
- Как вы считаете, какова основная идея этого рассказа?
- Почему Дениска и Мишка так по-разному ответили на вопрос «что ты любишь?»
- Да, ребята, как в жизни нет двух одинаковых людей, так и в литературе нет двух одинаковых персонажей, абсолютно схожих между собой. Это первая идея произведения. Но есть еще одна.
- Как вы думаете, может ли Мишка измениться в лучшую сторону? Какая вторая идея?
(Человеку свойственно меняться в лучшую сторону)
- И автор тоже в это верит.
- Какой совет вы могли бы дать Мишке?
(любить свою семью)
- Любите своих близких и почаще им об этом говорите. «На свете все сыщешь, кроме отца с матерью», - гласит народная мудрость. Не забывайте об этом.

Слайд 11

6. Итог урока.

- Ребята, а как вы думаете, что для человека самое главное?

- Когда человек по-настоящему счастлив? Посмотрите на эти фотографии, на свои счастливые лица. Слайды 12-14

- Только в семье, рядом со своими близкими и родными людьми мы чувствуем себя счастливыми.

7. Домашнее задание.

Слайд 15

Прочитайте рассказ и нарисуйте рисунок к понравившемуся отрывку.
Прочитайте рассказ и придумайте, как могли бы развиваться события дальше.

Тема урока: Юмористический рассказ на серьезную тему.

Тип урока: освоение нового материала.

Цель: знакомство с произведением В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка».

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

Познакомить с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского;

Показать различия понятий «юмор» и «сатира»;
- отрабатывать навыки выразительного чтения;
- сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД:

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Личностные УУД:

Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей.

Коммуникативные УУД:

Высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Оборудование: презентация, компьютер, интерактивная доска, аудиозапись фрагмент произведения Фредерика Шопена «Вальс минутка», учебник литературного чтения 4 класс Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «В океане света»

Ход урока

Вступительная беседа

Как называется раздел, который мы начали изучать на прошлом уроке? (Смешные книжки. Тайны юмора и сатиры.)
- Как вы понимаете значение слов сатира и юмор?
- Как значение эти слов поясняется в нашем учебнике? Зачитайте. С.150
- В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова эти слова поясняются так:

Сатира - художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности
Юмор - умение видеть и показывать смешное, снисходительно - насмешливое отношение к чему-нибудь

С каким произведением этого раздела мы познакомились? (Н. Носов «Федина задача»).
- Почему это произведение включено в этот раздел «Смешные книжки»? (Оно веселое, смешное, юмористическое.)
- Сегодня на уроке познакомимся с рассказом другого писателя. Его имя вам подскажет альбом иллюстраций (слайды). Если узнали рассказ - поднимите руку.

Актуализация знаний

Родился Виктор Юзефович Драгунский 30 ноября 1913 году в Нью-Йорке, куда уехали его родители из России в поисках лучшей жизни. Однако через год они вернулись обратно, и поселилась в Гомеле (это в Белоруссии), где и прошло детство Драгунского.
В 1925 году, когда Виктору было 12 лет, семья перебралась в Москву.

Детство и юность Драгунского пришлись на трудные годы. В шестнадцать лет юноше, мечтавшему о театре, пришлось пойти работать. Он трудился на заводе учеником токаря, шил конскую сбрую в шорной мастерской, перевозил пассажиров на лодке через Москву-реку. Но актером он все-таки стал и не без успеха играл на сцене. Сначала в Московском театре транспорта (сейчас - театр имени Гоголя), потом в Театре сатиры, цирке, театре - студии киноактера.

С его Дениской Кораблевым юные читатели впервые познакомились в 1959 году. (56 глет назад) И с тех пор за Виктором Драгунским закрепилось звание детского писателя.

Самые разные случаи происходили с главным героем Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле - но не с Дениской Кораблевым - литературным героем. А с Денисом Драгунским - сыном писателя. Правда Денис Драгунский вырос, теперь он взрослый человек и сам пишет книги, а Дениска Кораблев так и остался мальчишкой.

Назовите главных героев рассказов Драгунского. (Мишка и Дениска, Аленка)
- Под каким общим названием издавались эти рассказы? (Денискины рассказы)
- Какое настроение вызывают эти рассказы? (Веселое, радостное)
- Что объединяет все эти произведения? (Они юмористические)
- Сегодня мы прочитаем юмористический рассказ на серьезную тему. Прочитайте название рассказа

Работа с текстом до чтения

Глядя на название, предположите, о чем будет рассказ? (О любви)
- Кто будет главным героем? (Мишка)
- Рассмотрите иллюстрацию, и в своих учебниках на стр.157
- Кого узнали? (Мишку, Дениску)
- О чем будет это произведение? (О том, что любит Мишка и Дениска)
- А как нам убедиться, верны наши предположения или нет? (Нужно прочитать текст)

Чтение рассказа

Прочитайте рассказ самостоятельно и с помощью линейки и карандаша подчеркните слова, значение которых вам не понятны.

Словарная работа

Какие слова вам не понятны? Найдите в тексте и прочитайте предложения с этими словами.
Кавалерист - воин на коне.
Лань - быстрое животное рода оленей.
Зельц - вид колбасы.
Боржом - минеральная вода.
Частик - рыба.
Глазурованные пряники - покрытые глазурью, сахаром.
Брынза - сыр из овечьего молока

Анализ произведения

От чьего имени ведется рассказ?
- Куда зашли ребята и кого они встретили?
- Что любил учитель пения?
- Найдите в тексте и прочитайте, как сам учитель говорит об этом
- Послушайте фрагмент произведения Фредерика Шопена «Вальс минутка».
- Что вы представляете себе под эту музыку?

Как автор относится к Борису Сергеевичу? (С уважением)
- Что любит Дениска? Найдите и прочитайте
- Как слушал Дениску Борис Сергеевич? Прочитайте.
- Почему? (Ему было интересно)
- Что мы можем сказать о Дениске? (Он мечтатель. У него разные интересы)
- Как автор относится к Дениске? (С одобрением)

Как вы относитесь к Дениске? (Предположения учащихся)
- Почему Мишка вмешался в разговор? (Почувствовал себя обиженным)
- Как понимаете «Поведай тайну души своей»? (Расскажи самое сокровенное)
- Что любит Мишка? Прочитайте.
- Чего ждал Мишка? (Похвалы)
- Найдите и прочитайте, как учитель отреагировал на слова Мишки? (Посмотрел недовольно и строго)
- На что обратил внимание учитель? (На любовь к людям и животным) Почему? (Это главное - ради чего живет человек на земле)

Выберите глаголы, которые показывают, как отреагировал Мишка на слова учителя. (Встрепенулся, покраснел)
- А когда люди краснеют? (Когда им стыдно)
- Почему Мишке стало стыдно? (Самое главное не сказал)
- Оказывается, он любит и котят, и бабушку, и родителей, наверное. Только пока не выделяет это как главное.
- Чем же отличаются герои?
- Только ли нам смешно было? Почему грустно?

Как к героям относится сам автор? (К Дениске с уважением, к Мишке с юмором, но учит)
- Как вы считаете, какова идея произведения?
- Давайте подумаем, можно ли это произведение отнести к юмористическим? (Нет. Юмор - весело, радостно, смешно)
- В каком жанре написан рассказ? (Сатира. Высмеивает недостатки)
- Почему так считаете? (Высмеиваются недостатки. Помогает исправиться)
- О чем мы должны задуматься, читая этот рассказ? (О любви к ближнему, к животным)
- А что вы любите?

Работа с пословицами

Выберите подходящую по смыслу пословицу:

На вкус и цвет товарища нет
Не хлебом единым жив человек

Игра: «Найди ошибку»

Сейчас мы проверим, как внимательно вы читали и слушали рассказ. На доске записаны предложения (цитаты) из рассказа, вам надо найти в них, если есть ошибки.
Мы с Мишкой вошли в класс, где у нас бывают уроки пения.
Шопен - великий писатель.

Он выслушал меня внимательно, у него было удивленное лицо, когда он слушал, а потом он сказал…
Вареную колбасу люблю прямо безумно, если докторская, - на спор съем сто кило.
По его глазам было видно, что он ждет, когда Борис Петрович его похвалит.
… ты многое любишь, спору нет, но все, что ты любишь, оно получается какое-то одинаковое, чересчур вкусное, что ли.

Работа в группах

Заполните таблицу

Название произведения
Автор
Жанр
Главные герои произведения
Характер героев произведения Борис Сергеевич -
Мишка -
Дениска -
Отношение автора к героям произведения Борис Сергеевич -
Мишка -
Дениска -

Ваше отношение к героям произведения

Викторина

В начале урока вы говорили о том, что прочитали многие рассказы Виктора Драгунского. Сейчас мы проверим, как вы помните их содержание.

1. Назовите фамилию Дениса.
2. Что вывалил Дениска из окна, попав на шляпу прохожему?
(Тайное всегда становится явным)
3. Где Денис и его друзья устроили настоящее сражение?
(Сражение у чистой речки)
4. Как звали девочку, которую Дениска с Мишкой покрасили?
(Вверх, вниз, наискосок)

5. Что варили Дениска с папой, но так и не сварили?
(Куриный бульон)
6. Какую игрушку предложила мама Денису вместо боксерской груши?
(Друг детства)
7. В каком предмете силен Васин папа?
(Где это видано, где это слыхано)
8. Название, какой реки перепутал Дениска, тем самым рассмешив весь класс?
(Главные реки Америки)

Итог урока

С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Чему учит рассказ? (Любить близких)
- Как вы ответите на главный вопрос рассказа?

Черникова Надежда Алексеевна, ГБОУ СОШ №4 г. о. Сызрань Самарской области, учитель начальных классов

Чтобы скачать материал или !
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...