Литературное произведение. Жанр литературного произведения Классификация литературы по жанрам

Жанр в литературе - это такой подбор текстов, которые обладают схожей структурой, близки по содержанию. Их достаточно много, но существует разделение по родам, по форме и содержанию.

Классификация жанров в литературе.

Деление по родам

При такой классификации следует рассматривать отношение самого автора к интересующему читателя тексту. Первым попробовал разделить литературные произведения на четыре жанра, у каждого имеются свои внутренние деления:

  • эпические (романы, повести, эпопеи, новеллы, рассказы, сказки, былины),
  • лирические (оды, элегии, послания, эпиграммы),
  • драматические (драмы, комедии, трагедии),
  • лиро-эпические (баллады, поэмы).

Деление по содержанию

По этому принципу разделения появились три группы:

  • Комедии,
  • Трагедии,
  • Драмы.

Две последние группы говорят о трагической судьбе, о конфликте в произведении. А комедии следует разделить на более мелкие подгруппы: пародия, фарс, водевиль, комедия положений, интермедия.

Разделение по форме

Группа разнообразна и многочисленна. Жанров в этой группе насчитывается тринадцать штук:

  • эпопею,
  • эпос,
  • роман,
  • повесть,
  • новеллу,
  • рассказ,
  • скетч,
  • пьесу,
  • очерк,
  • эссе,
  • опус,
  • видения.

В прозе такого чёткого разделения нет

Непросто сразу определить, какого жанра то или иное произведение. Как воздействует на читателя прочитанное произведение? Какие чувства вызывает? Присутствует ли автор, знакомит ли со своими личными переживаниями, ведётся ли простое повествование без добавления анализа описанных событий. Все эти вопросы требуют конкретных ответов для вынесения окончательного вердикта о принадлежности текста к определённому виду литературного жанра.

Жанры рассказывают о себе

Чтобы начать разбираться в жанровом многообразии литературы, следует знать характеристику каждого из них.

  1. Группы по форме, пожалуй, самые интересные. Пьеса - произведение, написанное специально для сцены. Рассказ - прозаическое повествовательное небольшое по объёму произведение. Роман отличает его масштабность. Повесть - промежуточный, стоящий между рассказом и романом, жанр, в котором рассказывается о судьбе одного героя.
  2. Группы по содержанию малочисленны, поэтому запомнить их очень легко. Комедия имеет юмористический и сатирический характер. Трагедия всегда заканчивается ожидаемо неприятно. Драма основана на конфликте между человеческой жизнью и обществом.
  3. Типология жанров по роду содержит только три структуры:
    1. Эпос рассказывает о прошлом, не выражая своего личностного мнения о происходящем.
    2. Лирика всегда содержит чувства и переживания лирического героя, то есть, самого автора.
    3. Драма раскрывает свой сюжет через общение героев между собой.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Со времён Аристотеля , давшего в своей «Поэтике» первую систематизацию литературных жанров, укрепилось представление о том, что литературные жанры представляют собой закономерную, раз и навсегда закреплённую систему, а задачей автора является всего лишь добиться наиболее полного соответствия своего произведения сущностным свойствам избранного жанра. Такое понимание жанра - как предлежащей автору готовой структуры - привело к появлению целого ряда нормативных поэтик, содержащих указания для авторов относительно того, как именно должны быть написаны ода или трагедия ; вершиной такого типа сочинений является трактат Буало «Поэтическое искусство» (). Это не означает, разумеется, что система жанров в целом и особенности отдельных жанров действительно оставались неизменными на протяжении двух тысяч лет, - однако перемены (и очень существенные) либо не замечались теоретиками, либо осмыслялись ими как порча, отклонение от необходимых образцов. И лишь к концу XVIII века разложение традиционной жанровой системы, связанное, в соответствии с общими принципами литературной эволюции, как с внутрилитературными процессами, так и с воздействием совершенно новых социальных и культурных обстоятельств, зашло настолько далеко, что нормативные поэтики уже никак не могли описать и обуздать литературную реальность.

    В этих условиях одни традиционные жанры стали стремительно отмирать или маргинализироваться, другие, напротив, перемещаться с литературной периферии в самый центр литературного процесса. И если, к примеру, взлёт баллады на рубеже XVIII-XIX веков , связанный в России с именем Жуковского , оказался довольно кратковременным (хотя в русской поэзии и дал затем неожиданный новый всплеск в первой половине XX века - например, у Багрицкого и Николая Тихонова , - а затем и в начале XXI века у Марии Степановой , Фёдора Сваровского и Андрея Родионова ), то гегемония романа - жанра, который нормативные поэтики веками не желали замечать как нечто низкое и несущественное, - затянулась в европейских литературах по меньшей мере на столетие. Особенно активно стали развиваться произведения гибридной или неопределённой жанровой природы: пьесы, о которых затруднительно сказать, комедия это или трагедия , стихотворения, которым невозможно дать никакого жанрового определения, кроме того, что это лирическое стихотворение. Падение ясных жанровых идентификаций проявилось и в умышленных авторских жестах, нацеленных на разрушение жанровых ожиданий: от обрывающегося на полуслове романа Лоренса Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» до «Мёртвых душ» Н. В. Гоголя , где парадоксальный для прозаического текста подзаголовок поэма вряд ли может вполне подготовить читателя к тому, что из достаточно привычной колеи плутовского романа его то и дело будут выбивать лирическими (а порой - и эпическими) отступлениями.

    В XX веке на литературные жанры оказало особенно сильное влияние обособление массовой литературы от литературы, ориентированной на художественный поиск. Массовая литература заново ощутила острую нужду в чётких жанровых предписаниях, значительно повышающих для читателя предсказуемость текста, позволяющих легко в нём сориентироваться. Разумеется, прежние жанры для массовой литературы не годились, и она довольно быстро сформировала новую систему, в основу которой лёг весьма пластичный и накопивший немало разнообразного опыта жанр романа . На исходе XIX века и в первой половине XX-го оформляются детектив и полицейский роман , научная фантастика и дамский («розовый») роман. Неудивительно, что актуальная литература, нацеленная на художественный поиск, стремилась как можно дальше отклониться от массовой и потому уходила от жанровой определённости вполне сознательно. Но поскольку крайности сходятся, постольку стремление быть дальше от жанровой предзаданности подчас приводило к новому жанрообразованию: так, французский антироман настолько не хотел быть романом, что у основных произведений этого литературного течения, представленного такими самобытными авторами, как Мишель Бютор и Натали Саррот , явственно наблюдаются признаки нового жанра. Таким образом, современные литературные жанры (и такое предположение мы встречаем уже в размышлениях М. М. Бахтина) не являются элементами какой-либо предзаданной системы: наоборот, они возникают как точки сгущения напряжённости в том или ином месте литературного пространства в соответствии с художественными задачами, здесь и сейчас ставящимися данным кругом авторов, и могут быть определены как «устойчивый тематически, композиционно и стилистически тип высказывания» . Специальное изучение таких новых жанров остаётся делом завтрашнего дня.

    Типология литературных жанров

    Литературное произведение может быть причислено к тому или иному жанру по различным критериям. Ниже приведены некоторые из этих критериев и приведены примеры жанров.

    Иерархия жанров в классицизме

    Классицизм , например, также устанавливает и строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

    См. также

    Примечания

    Литература

    • Дарвин М. Н., Магомедова Д. М., Тюпа В. И. , Тамарченко Н. Д. Теория литературных жанров / Тамарченко Н. Д.. - М. : Академия, 2011. - 256 с. - (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат). - ISBN 978-5-7695-6936-4 .
    • Жанр как инструмент прочтения / Козлов В. И.. - Ростов-на-Дону : Инновационные гуманитарные проекты, 2012. - 234 с. - ISBN 978-5-4376-0073-3 .
    • Лозинская Е. В. Жанр // Западное литературоведение XX века. Энциклопедия / Цурганова Е. А.. - ИНИОН РАН : Intrada, 2004. - С. 145-148. - 560 с. - ISBN 5-87604-064-9 .
    • Лейдерман Н. Л. Теория жанра. Исследования и разборы / Липовецкий М. Н, Ермоленко С. И.. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет , 2010. - 904 с. - ISBN 978-5-9042-0504-1 .
    • Смирнов И. П. Олитературенное время. (Гипо) теория литературных жанров. - М. : Издательство Русской христианской гуманитарной академии , 2008. - 264 с. - ISBN 978-5-88812-256-3 .
    • Тамарченко Н. Д. Жанр // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Николюкин А. Н. . - ИНИОН РАН : Интелвак, 2001. - С. 263-265. - 1596 с. - ISBN 5-93264-026-Х.
    • Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. - М. : Дом интеллектуальной книги, 1999. - 144 с. - ISBN 5-7333-0435-9 .
    • Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. - М. : Лабиринт, 1997. - 450 с. - ISBN 5-8760-4108-4 .
    • Шеффер Ж.-М. Что такое литературный жанр?. - М. : Едиториал УРСС , 2010. - ISBN 9785354013241 .
    • Чернец Л. В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). - М. : Издательство МГУ , 1982.
    • Черняк В. Д. , Черняк М. А. . Жанры массовой литературы, Формульность массовой литературы // Массовая литература в понятиях и терминах. - Наука, Флинта, 2015. - С. 50, 173-174. - 193 с. -

    Основные жанры литературы - это группы произведений, идентичных формально и по стилю изложения. Еще во времена Аристотеля произошло разделение литературы на жанры, свидетельство этому - "Поэтика" греческого философа, трактат о литературной эволюции, написанный за триста лет до Рождества Христова.

    в литературе?

    Литература берет свое начало с библейских времен, люди писали и читали всегда. содержащие хоть какой-то текст, - это уже литература, ибо написанное есть мысли человека, отображение его желаний и чаяний. Докладные, челобитные, церковные тексты писались во множестве, и таким образом появился первый литературный жанр - берестяной. С развитием письменности возник жанр летописи. Чаще всего написанное носило уже некоторые литературные признаки, изящные обороты речи, образные аллегории.

    Следующим жанром литературы стали былины, эпические сказания о богатырях и других героях исторических сюжетов. Отдельным можно считать религиозную литературу, описание библейских событий, жития высшего духовенства.

    Появление книгопечатания в 16 веке положило начало бурному развитию литературы. На протяжении всего 17 века формировались стили и жанры.

    Литература 18 века

    На вопрос о том, что такое жанры в можно ответить однозначно, что литература того времени условно делится на три основных направления: драму, повествование и поэтические вирши. Драматические произведения нередко принимали форму трагедии, когда герои сюжета погибали, а борьба между добром и злом становилась все более смертельной. Увы, конъюнктура литературного рынка диктовала свои условия уже тогда. Жанр спокойного повествования тоже находил своего читателя. Романы, повести и рассказы считались "средним звеном", тогда как трагедии, поэмы и оды относились к "высокому" жанру литературы, а сатирические произведения, басни и комедии - к "низкому".

    Вирши - это примитивная форма поэзии, которая была в ходу на балах, светских раутах и других мероприятиях высшей столичной знати. Стихи в жанре виршей имели признаки силлогистики, стих делился на ритмические отрезки. Механический слог, убийственый для настоящей поэзии, долгое время диктовал моду.

    Литература19-20 веков

    Литература 19 века и первой половины 20-го отличается несколькими жанрами, наиболее востребованными в золотой пушкинско-гоголевский век, а затем - в серебряный век Александра Блока и Сергея Есенина. Драма, эпос и лирика - вот что такое жанры в литературе прошлого и позапрошлого столетий.

    Лирика обязательно должна была иметь эмоциональную окраску, быть осмысленной и целеустремленной. Ее категориями были ода и элегия, причем ода - с восторженным удивлением, воспеванием и возведением в ранг героев.

    Лирическая элегия строилась по принципу печальной тональности стиха, грусти, как результата переживаний героя, независимо от того, что явилось причиной - или дисгармония мироздания.

    Что такое жанры в литературе современной?

    Жанров в современной литературе достаточно много, среди них можно выделить наиболее популярные, востребованные широкой читательской аудиторией:

    • Трагедия - разновидность литературного жанра драмы, отличающаяся крайним эмоциональным напряжением, с обязательной гибелью героев.
    • Комедия - еще одна разновидность жанра драмы, противоположная трагедии, с веселым сюжетом и счастливым концом.
    • Жанр сказки - литературное направление для детей, их творческого развития. В жанре много литературных шедевров.
    • Эпопея - литературный жанр исторического толка, описывает отдельные события прошлых времен в стиле героизма, отличается большим количеством персонажей.
    • Жанр роман - это обширное повествование, с несколькими сюжетными линиями, подробно описывающее жизнь каждого персонажа в отдельности и всех вместе, отличается склонностью к анализу происходящих событий.
    • Повесть - жанр средней формы, пишется по одной схеме с романом, но в более сжатом контексте. В повести обычно выделяется один персонаж как главный, остальные описываются в "привязке" к нему.
    • Рассказ - жанр повествования малой формы, краткое изложение одного события. Сюжет его не может иметь продолжения, представляет квинтэссенцию мысли автора, всегда имеет законченную форму.
    • Новелла - жанр, аналогичный рассказу, отличие только в остроте сюжета. Новелла отличается неожиданным, непредсказуемым финалом. Этот жанр хорошо подходит триллерам.
    • Жанр очерка - тот же рассказ, но в нехудожественной манере изложения. В очерке не бывает цветистых оборотов речи, высокопарных фраз и патетики.
    • Сатира как литературный жанр встречается нечасто, ее обличительная направленность не способствует популярности, хотя сатирические пьесы в театральной постановке принимаются хорошо.
    • Жанр детектива - самое востребованное литературное направление последнего времени. Миллионы книг в мягких обложках популярных авторов, таких как Александра Маринина, Дарья Донцова, Полина Дашкова и еще десятков других, стали настольными для многих российских читателей.

    Заключение

    Многообразны, каждый содержит потенциал дальнейшего творческого развития, который обязательно будет использован современными писателями и поэтами.

    В школе на уроках литературы изучают рассказы, повести, романы, эссе, элегии. В кинотеатрах демонстрируют различные фильмы – боевики, комедии, мелодрамы. А как все эти явления объединить одним термином? Для этого придумано понятие «жанр».

    Давайте разберемся, что такое жанр в литературе, какие их виды существуют и как определить, к какому направлению относится то или иное произведение.

    Деление произведений по родам известно еще со времен античности. Что такое жанр в античной литературе? Это:

    • трагедия;
    • комедия.

    Художественная литература была практически неотделима от театра, а потому набор ограничивался тем, что можно воплотить на сцене.

    В Средние века список расширился: теперь сюда вошли новелла, роман и повесть. К Новому времени относится появление романтической поэмы, романа-эпопеи, а также баллад.

    XX век с его огромными по значению переменами, то и дело происходившими в жизни общества и отдельного человека, породил новые литературные формы:

    • триллер;
    • боевик;
    • фантастика;
    • фэнтези.

    Что такое жанр в литературе

    Совокупность некоторых особенностей групп литературных форм (признаки могут быть как формальными, так и содержательными) – это и есть жанры литературы.

    Согласно Википедии они подразделяются на три большие группы:

    • по содержанию;
    • по форме;
    • по родам.

    Википедия называет не менее 30 различных направлений. В их число входят (из самых известных):

    • рассказ;
    • повесть;
    • роман;
    • элегия,

    и другие.

    Существуют и менее общеупотребительные:

    • скетч;
    • опус;
    • стансы.

    Как определить жанр

    Как определить жанр произведения? Если речь идет о романе или оде, то мы не запутаемся, а вот нечто более сложное – скетч или стансы – могут вызвать затруднения.

    Итак, перед нами раскрытая книга. Сразу можно верно назвать известные литературные формы, в определении которых мы даже не нуждаемся. К примеру, мы видим объемное творение, описывающее большой промежуток времени, в котором фигурирует много персонажей.

    Сюжетных линий несколько – одна главная и неограниченное число (по усмотрению автора) второстепенных. Если все эти требования соблюдены, то каждый школьник-старшеклассник с уверенностью скажет, что перед нами роман.

    Если это небольшое повествование, ограничивающееся описанием какого-либо события, при этом отношение автора к тому, о чем он говорит, явственно видно, – то это рассказ.

    Сложнее, например, с опусом.

    Толкование понятия неоднозначно: чаще всего так обозначают нечто вызывающее насмешку, то есть эссе, повесть или рассказ, достоинства которого сомнительны.

    В принципе, многие литературные произведения могут быть отнесены к понятию «опус», если не отличаются ясностью слога, богатством мысли, проще говоря – бесталанны.

    А что такое стансы? Это своеобразное стихотворение-воспоминание, стихотворение-размышление. Вспомните, например, пушкинские «Стансы», написанные им в долгой зимней дороге.

    Важно! Чтобы правильно классифицировать то или иную литературную форму, обязательно учитывайте и внешние признаки, и содержание.

    Попробуем свести литературные жанры воедино, а для этого соберем известные нам виды произведений в таблицу. Конечно, охватить все нам не удастся – наиболее полно литературные направления представлены в серьезных филологических трудах. Но небольшой список можно составить.

    Таблица будет выглядеть следующим образом:

    Определение жанра (в общепринятом значении) Характерные признаки
    Рассказ Точный сюжет, описание одного яркого события
    Очерк Разновидность рассказа, задача очерка – раскрыть духовный мир героев
    Повесть Описание не столько события, сколько его последствий для душевного мира персонажей. В повести раскрывается внутренний мир героев
    Скетч Короткая пьеса (чаще всего состоящая из одного акта). Действующих лиц минимальное количество. Рассчитана на постановку на сцене
    Эссе Небольшой рассказ, где немалое место отводится личным впечатлениям автора
    Ода Торжественное стихотворение, посвященное какому-либо лицу или событию

    Виды жанров по содержанию

    Прежде мы касались вопроса о форме написания и делили роды литературы именно по этому признаку. Однако направления можно трактовать шире. Очень важно содержание, смысл написанного. При этом термины в обоих списках могут «перекликаться», пересекаться.

    Скажем, рассказ попадает сразу в две группы: рассказы можно выделить по внешним признакам (короткий, с явно выраженным отношением автора), и по содержанию (одно яркое событие).

    Среди направлений, разделяемых по содержанию, отметим:

    • комедии;
    • трагедии;
    • ужасы;
    • драмы.

    Комедия – это, пожалуй, одно из наиболее древних направлений. Определение комедии многопланово: она может быть комедией положений, комедией характеров. Различают также комедии:

    • бытовые;
    • романтические;
    • героические.

    Трагедии тоже были известны еще античному миру. Определение этого жанра литературы – произведение, исход которого непременно будет печальным, безысходным.

    Жанры литературы и их определения

    Список литературных жанров можно найти в любом учебнике для студентов-филологов. Кому важно знать, по каким направлениям выделяются литературные формы?

    Эта информация нужна следующим специалистам:

    • писателям;
    • журналистам;
    • педагогам;
    • филологам.

    При создании художественного произведения автор подчиняет свое творение определенным канонам, и их рамки – условные границы – позволяют отнести созданное к группе «романы», «эссе» или «ода».

    Это понятие имеет отношение не только к творениям литературы, но и к другим видам искусства. Википедия объясняет: этот термин можно употреблять также по отношению к:

    • живописи;
    • фотографии;
    • кино;
    • ораторскому искусству;
    • музыке.

    Важно! Даже игра в шахматы подчиняется своим жанровым стандартам.

    Однако это очень большие отдельные темы. Нас же сейчас интересует, какие жанры есть в литературе.

    Примеры

    Любое понятие стоит рассматривать с примерами, и виды литературных форм – не исключение. Ознакомимся с примерами на практике.

    Начнем с самого простого – с рассказа. Наверняка все помнят со школы чеховское произведение «Спать хочется».

    Это страшная история, написанная нарочито простым, будничным слогом, в основе ее – преступление, совершенное тринадцатилетней девочкой в состоянии аффекта, когда ее сознание затуманилось от усталости и безысходности.

    Мы видим, что Чеховым соблюдены все законы жанра:

    • описание практически не выходит за рамки одного события;
    • автор «присутствует», мы чувствуем его отношение к происходящему;
    • в рассказе – одна главная героиня;
    • по объему сочинение небольшое, можно прочесть за несколько минут.

    В качестве примера повести можно взять «Вешние воды» Тургенева. Автор здесь больше рассуждает, словно помогая читателю сделать выводы, ненавязчиво подталкивая его к этим выводам. В повести важное место отводится вопросам морали, этичности, внутреннему миру героев – все эти проблемы выходят на первый план.

    – тоже вещь достаточно конкретная. Это своеобразная зарисовка, где автор высказывает собственные мысли по конкретному поводу.

    Для эссе характерны яркая образность, оригинальность, откровенность. Если вы читали когда-нибудь Андре Моруа и Бернарда Шоу, то поймете, о чем идет речь.

    Романы и их характерные черты – протяженность событий во времени, множественные сюжетные линии, хронологическая цепочка, периодические отступления автора от заданной темы – не позволяют спутать жанр с каким-либо другим.

    В романе автор затрагивает множество проблем: от личных до остросоциальных. При упоминании о романах на ум сразу приходят «Война и мир» Л. Толстого, «Отцы и дети» , «Унесенные ветром» М. Митчелл, «Грозовой перевал» Э. Бронте.

    Виды и группировки

    Кроме группировки по содержанию и форме, мы можем воспользоваться предложением филологов и подразделить все созданное писателями, поэтами и драматургами по родам. Как определить жанр произведения – к какому роду оно может относиться?

    Можно сформировать такой список разновидностей:

    • эпические;
    • лирические;
    • драматические.

    Первые отличаются спокойным повествованием, описательностью. Эпическим может быть роман, очерк, стихотворение. Вторые – это все, что связано с личными переживаниями героев, а также с торжественными событиями. Сюда относят оду, элегию, эпиграмму.

    Драматические – это комедия, трагедия, драма. По большей части «право» на них выражает театр.

    Резюмируя сказанное, можно применить такую классификацию: в литературе существует три крупных направления, охватывающих все, что когда-либо было создано прозаиками, драматургами и поэтами. Делятся произведения по:

    • форме;
    • содержанию;
    • родам написанного.

    В рамках одного направления может быть много совершенно разноплановых сочинений. Так, если брать деление по форме, то сюда мы отнесем рассказы, романы, эссе, оды, очерки, повести.

    Определяем принадлежность к какому-либо направлению по «внешнему строению» произведения: его размеру, количеству сюжетных линий, отношению автора к происходящему.

    Деление по родам – это лирические, драматические и эпические произведения. Лирическим может быть роман, рассказ, очерк. К роду эпических относят поэмы, сказки, былины. Драматические – это пьесы: комедии, трагикомедии, трагедии.

    Важно! Новое время вносит коррективы в систему литературных направлений. В последние десятилетия получил развитие жанр детектива, зародившийся в XIX в. В противоположность роману-утопии, возникшему в период позднего Средневековья, зародилась антиутопия.

    Полезное видео

    Подведем итоги

    Литература в наши дни продолжает развиваться. Мир меняется с огромной скоростью, а потому претерпевают изменения формы выражения мыслей, чувств, скорость восприятия. Возможно в будущем сформируются новые жанры – настолько необычные, что пока нам трудно представить их себе.

    Не исключено, что они будут находиться на стыке сразу нескольких видов искусства, например, кино, музыки и литературы. Но это – в будущем, а пока наша задача – научиться разбираться в том литературном наследии, которое у нас уже есть.

    Вконтакте

    Список пока не полный, так как в него вошли лишь вопросы из билетов для общеобразовательной школы или базовый уровень (и не вошли, соответственно, - углубленное изучение или профильный уровень и национальная школа).

    "Житие Бориса и Глеба" конец XI – нач. XII в.

    "Слово о полку Игореве" конец XII в.

    В. Шекспир – (1564 – 1616)

    "Ромео и Джульетта" 1592

    Ж-Б. Мольер – (1622 – 1673)

    "Мещанин во дворянстве" 1670

    М.В. Ломоносов – (1711 – 1765)

    Д.И. Фонвизин - (1745 – 1792)

    "Недоросль" 1782

    А.Н. Радищев – (1749 – 1802)

    Г.Р. Державин – (1743 – 1816)

    Н.М. Карамзин – (1766 – 1826)

    "Бедная Лиза" 1792

    Дж. Г. Байрон – (1788 – 1824)

    И.А. Крылов – (1769 – 1844)

    "Волк на псарне" 1812

    В.А. Жуковский – (1783 – 1852)

    "Светлана" 1812

    А.С. Грибоедов – (1795 – 1829)

    "Горе от ума" 1824

    А.С. Пушкин – (1799 – 1837)

    "Повести Белкина" 1829-1830

    "Выстрел" 1829

    "Станционный смотритель" 1829

    "Дубровский" 1833

    "Медный всадник" 1833

    "Евгений Онегин" 1823-1838

    "Капитанская дочка" 1836

    А.В. Кольцов – (1808 – 1842)

    М.Ю. Лермонтов – (1814 – 1841)

    "Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова." 1837

    "Бородино" 1837

    "Мцыри" 1839

    "Герой нашего времени" 1840

    "Прощай, немытая Россия" 1841

    "Родина" 1841

    Н.В. Гоголь – (1809 – 1852)

    "Вечера на хуторе близ Диканьки" 1829-1832

    "Ревизор" 1836

    "Шинель" 1839

    "Тарас Бульба" 1833-1842

    "Мертвые души" 1842

    И.С. Никитин – (1824 – 1861)

    Ф.И. Тютчев – (1803 – 1873)

    "Есть в осени первоначальной…" 1857

    И.А. Гончаров – (1812 – 1891)

    "Обломов" 1859

    И.С. Тургенев – (1818 – 1883)

    "Бежин луг" 1851

    "Ася" 1857

    "Отцы и дети" 1862

    "Щи" 1878

    Н.А. Некрасов – (1821 – 1878)

    "Железная дорога" 1864

    "Кому на Руси жить хорошо" 1873-76

    Ф.М. Достоевский – (1821 – 1881)

    "Преступление и наказание" 1866

    "Мальчик у Христа на елке" 1876

    А.Н. Островский – (1823 – 1886)

    "Свои люди – сочтемся!" 1849

    "Гроза" 1860

    А.А. Фет – (1820 – 1892)

    М.Е. Салтыков-Щедрин – (1826-1889)

    "Дикий помещик" 1869

    "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" 1869

    "Премудрый пескарь" 1883

    "Медведь на воеводстве" 1884

    Н.С. Лесков – (1831 – 1895)

    "Левша" 1881

    Л.Н. Толстой – (1828 – 1910)

    "Война и мир" 1867-1869

    "После бала" 1903

    А.П. Чехов – (1860 – 1904)

    "Смерть чиновника" 1883

    "Ионыч" 1898

    "Вишневый сад" 1903

    М. Горький – (1868 – 1936)

    "Макар Чудра" 1892

    "Челкаш" 1894

    "Старуха Изергиль" 1895

    "На дне" 1902

    А.А. Блок – (1880 – 1921)

    "Стихи о прекрасной даме" 1904

    "Россия" 1908

    цикл "Родина" 1907-1916

    "Двенадцать" 1918

    С.А. Есенин – (1895 – 1925)

    "Не жалею, не зову, не плачу…" 1921

    В.В. Маяковский (1893 – 1930)

    "Хорошее отношение к лошадям" 1918

    А.С. Грин – (1880 – 1932)

    А.И.Куприн – (1870 – 1938)

    И.А. Бунин – (1879 – 1953)

    О.Э. Мандельштам – (1891 – 1938)

    М.А. Булгаков – (1891 – 1940)

    "Белая Гвардия" 1922-1924

    "Собачье сердце" 1925

    "Мастер и Маргарита" 1928-1940

    М.И. Цветаева – (1892 – 1941)

    А.П. Платонов – (1899 – 1951)

    Б.Л. Пастернак – (1890-1960)

    "Доктор Живаго" 1955

    А.А. Ахматова – (1889 – 1966)

    "Реквием" 1935-40

    К.Г. Паустовский – (1892 – 1968)

    "Телеграмма" 1946

    М.А. Шолохов – (1905 – 1984)

    "Тихий Дон" 1927-28

    "Поднятая целина" т1-1932, т2-1959)

    "Судьба человека" 1956

    А.Т. Твардовский – (1910 – 1971)

    "Василий Теркин" 1941-1945

    В.М. Шукшин – (1929 – 1974)

    В.П. Астафьев – (1924 – 2001)

    А.И. Солженицын – (род. 1918)

    "Матренин двор" 1961

    В.Г. Распутин – (род. 1937)

    Идея защиты земли Русской в произведениях устного народного творчества (сказки, былины, песни).

    Творчество одного из поэтов серебряного века.

    Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого).

    Великая Отечественная война в русской прозе. (На примере одного произведения.)

    Подвиг человека на войне. (По одному из произведений о Великой Отечественной войне.)

    Тема Великой Отечественной войны в прозе ХХ века. (На примере одного произведения.)

    Военная тема в современной литературе. (На примере одного-двух произведений.)

    Ваш любимый поэт в русской литературе XX века. Чтение наизусть его стихотворения.

    Русские поэты XX века о духовной красоте человека. Чтение наизусть одного стихотворения.

    Особенности творчества одного из современных отечественных поэтов второй половины ХХ в. (по выбору экзаменуемого).

    Ваши любимые стихотворения современных поэтов. Чтение наизусть одного стихотворения.

    Ваш любимый поэт. Чтение наизусть одного из стихотворений.

    Тема любви в современной поэзии. Чтение наизусть одного стихотворения.

    Человек и природа в русской прозе XX века. (На примере одного произведения.)

    Человек и природа в современной литературе. (На примере одного-двух произведений.)

    Человек и природа в русской поэзии XX века. Чтение наизусть одного стихотворения.

    Ваш любимый литературный герой.

    Отзыв о книге современного писателя: впечатления и оценка.

    Одно из произведений современной литературы: впечатления и оценка.

    Книга современного писателя, прочитанная вами. Ваши впечатления и оценка.

    Ваш ровесник в современной литературе. (По одному или нескольким произведениям.)

    Ваше любимое произведение современной литературы.

    Нравственная проблематика современной отечественной прозы (на примере произведения по выбору экзаменуемого).

    Основные темы и идеи современной публицистики. (На примере одного-двух произведений.)

    Герои и проблематика одного из произведений современной отечественной драматургии второй половины ХХ в. (по выбору экзаменуемого).

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...