Томб райдер прохождение долина греха. Прохождение DLC Баба Яга

Первым делом при прохождении дополнения Baba Yaga: The Temple of the Witch идём на лесопилку и осматриваем там шкафчики, в одном из которых найдём девушку по имени Надя, которая попросит Лару отыскать её дедушку. Искать деда придётся в Долине Греха, а попасть в неё можно добравшись до гробницы "Глас божий", пройдя на право от входа в гробницу пробегаем по наполовину разрушенным деревянным мосткам до пещеры с костром. Обнаружив таким образом "Долину Греха" пролезаем через узкий проход в пещеру полную какой то пыльцы. Далее у Лары начнутся галлюцинации, заметив её отца бежим за ним пока не окажемся на площадке с волками. Перестреляв всех волков смотрим короткий ролик с нападением избушки на курьих ножках, после чего выбравшись из воды отправляемся искать улики. Забравшись вверх по скале доберёмся до запертой двери, чтобы открыть взламываем механизм слева от двери чтобы опустить подвешенный груз ниже, затем стреляем в него "кометой" стоя рядом с вращающейся катушкой. Когда груз будет натянут открываем перегонное устройство чтобы оборвать верёвку, таким образом выломав дверь.

Если вы только полагаетесь на один слот для сохранения, вы можете столкнуться с проблемами, если вы застряли, столкнулись с ошибкой или если ваше автосохранение будет повреждено. Но для того, чтобы получить все предметы коллекционирования, вам также понадобится грейферный топор, который недоступен, пока вы не закончите Акрополь.

Поэтому вы можете подождать до этого. Как и в основной игре, в то время как местоположения документа и реликвии фиксированы, точные предметы могут различаться в зависимости от того, в каком порядке вы их найдете. Это на самом деле миссия Баба Яги. Затем поднимитесь на холм к Лесопилке. Если вы потеряете равновесие, следуйте розовым маякам коровы-черепа на карте или в Инстинкте выживания.

В следующем помещении на столе обнаружим тетрадь которая и будет искомой уликой, прочитав содержимое тетради возвращаемся в локацию "Советская база", там нам нужно будет собрать пять цветков дурмана в пещерах вору базы и подстрелить пару оленей получив таким образом две печени. Далее отправляемся на медеплавильный завод, там нам нужно найти "Фенотиазин", а после того как найдёте перебив вражеский патруль возвращаемся в Долину Греха. Снова проходим по Долине Греха, на это раз без галлюцинаций, собирая по дороге реликвии, монеты и тайники. Добравшись до площадки с волками поднимаемся по отвесной стене, предварительно отломав со стены доски при помощи "кометы". Далее нужно будет добраться наверх до "канатной дороге", для этого первым делом нужно прицепить верёвку к лебёдке вращая которую будем двигать две деревянные площадки подвешенные впереди.

Когда вы приближаетесь, Лара слышит, как кто-то из Троицы сообщает по радио. Они загнали одного из туземцев в лесопилку. Подкрасьте ближе и используйте свою предпочтительную тактику, чтобы вытащить 3 троих солдат. Сейчас в здании Лесозавода есть 3 металлических шкафчика. Два содержат случайные принадлежности и боеприпасы. Остаток, который вы ищете, скрывается в другом, на нижнем уровне, с тропой крови, ведущей к нему. Поднимите шкафчик, чтобы поговорить с ней.

Она вращает дикую сказку с участием ее бабушек и дедушек и злой ведьмы. Поговорите с Нади дальше и следуйте инструкциям на экране, чтобы принять ее миссию. Войдите в пещеру и пройдите через ворота в задней части. Это будет знакомо, если вы совершили набег на «Голос Бога». Если нет, теперь вы можете комбинировать оба квеста. Сожмите через отверстие в скалах за костром и идите влево. Поднимитесь по каньону к входу в гробницу.

Вращая подъёмный блок сделайте так чтобы левая площадка оказалась внизу, а правая наверху, затем заблокируйте механизм управляющий площадками, сделать это можно выстрелив кометой стоя рядом со столбом. Заклинить механизм подъёма нужно в момент когда площадки будут расположены так чтобы по ним можно было подняться на уступ с правой стороны. На уступе справа обнаружим ещё одни подъёмный блок который нам нужно соединить с третьей деревянной площадкой расположенной напротив. Затем спускаемся вниз и фиксируем первые две площадки так чтобы по ним можно было добраться до уступа слева (левая площадка чуть выше правой). Затем поднимаемся по натянутой верёвке на уступ справа, вращаем стоящий там подъёмный блок подняв таким образом третью площадку, после чего быстро бежим к третьей площадке прыгая по первым двум. Наша задача добраться до третьей площадки пока она не опустилась вниз. Добежав до третьей площадки быстро забираемся по стене на самый верх.

Если это ваш первый раз, вы можете проверить прохождение игры «Угроза вызова» для получения дополнительной информации. Когда вы поднимаетесь, Надя связывается с Ларой через рацию, которую она нашла. Она продолжает рассказ о своих бабушке и дедушке и ведьме, которая, по-видимому, живет в доме, который бродит по лесу на птичьих ногах. Если вы услышали русский народный сказку Баба Ягу, это будет звучать знакомо. Немного дальше, Надя передает передачу от некоторых солдат Троицы, которые, похоже, подвергаются нападению ведьмы.

Вместо того, чтобы войти в Могилу Задач, следуйте по тропинке вдоль скалы на северо-запад. Сдвиньте линию молнии и пройдите по деревянной дорожке. Вскоре вы прибудете в недавно заброшенный кемпинг. После касания базы с Нади, протиснитесь через отверстие в скалах, а затем перепрыгните через уступы в дальнюю часть каньона.

На верху при помощи "кометы" дёргаем отмеченный рычаг после чего к нам по канатной дороге подъедет "избушка на курьих ножках". Забравшись на неё ещё раз дёргаем рычаг, а во время поездки расстреливаем ведьмовские фонари чтобы выполнит испытание "Над гнездом кукушки", всего нужно сбить 10 фонарей. Добравшись до конца канатной дороги обнаружив дедушку Нади, после короткого разговора с которым отправляемся отправляемся искать ведьму. Добравшись до здоровенного зала и разбив последнюю склянку с противоядием останется сразиться с бабой ягой летающей на ступе. Перестреляв врагов подтягиваем ступу с бабой ягой к перегонному устройству выстрелив в неё кометой, чтобы Яга не отрезала верёвку стоит стрельнуть в неё пару раз из любого оружия. Когда ступа окажется над котлом открываем его, использовав оба котла на первом уровне выбираемся из воды и проходим к следующим перегонным устройствам, на этот раз на втором уровне.

Осмотрите документ, лежащий возле костра. Это Дорогая Надия из серии «Журнал дедушки». Используйте лагерь, чтобы сделать апгрейды, если хотите. Затем поднимитесь по лестнице к выходу в пещеру. Следуйте по коридору в лес. Это жутко, как черт, и путь крутится и поворачивается немного, но вы не можете потеряться. Следуйте за призраком, похожим на отца Лары, и будьте готовы к нескольким прыжкам в пути. После короткой последовательности внутри комнаты, которая выглядит так, как будто она вышла прямо из поместья Крофт, продолжайте деревянную платформу с видом на яму для раскопок.

Поджарив ведьму ещё над одним котлом отправляемся к балкону над которым она зависнет и дёргаем там рычаг, после чего по помещению начнут летать три площадки, с их помощью можно добраться до второго котла. Снова повторив операцию с подтягиванием ступы к котлу жарим Ягу после чего опять запрыгиваем на одну из летающих площадок отправившись таким образом к следующему котлу. Поджарив ведьму ещё раз ломаем "кометой". Далее выломав доски закрывающие проход дёргаем ещё один рычаг, после чего появятся ещё несколько летающих площадок. Добравшись до верхних площадок сможем попасть к очередному котлу, последнему. Последний раз взорвав ступу с Бабою Ягой смотрим короткий ролик.

Когда вы побеждаете волков, ведьма снова появляется и преследует Лару с уступа скалы в реку внизу. Будь благодарен за холодную воду на один раз, так как это, похоже, вырвало Лару из ее галлюцинации. Она высаживается в узком каньоне с падением вода и серия ржавых металлических резервуаров и труб. После короткой беседы с Надией по радио у вас теперь есть новая цель.

Затем вернитесь к уступу, где вы начали, двигайтесь к верхнему концу и масштабируйте скальные стены, чтобы достичь выступы, расположенного выше слева. Наверху поверните направо и повернитесь на выступ с другим документом Хороший человек из серии «Дилемма заключенного». Вернитесь на другую сторону и следуйте по уступу за водопадом в дальний конец. деревянная платформа с движущейся машиной.

При просмотре видеопрохождения игры Rise of the Tomb Raider для переключения между роликами используйте вкладку "пелйлист"...

Проникнуть в гробницу можно через медеплавильный завод. Открыв исписанную странными символами и подсвеченную зелёным дверь попадём в урановый рудник, двигаясь по шахте подбираем карту с тайниками, а в итоге добравшись до обрыва спрыгиваем или спускаемся вниз. Далее продолжив двигаться по полузатопленному тоннелю не забываем осматриваться в поисках тайников и артефактов. Добравшись до завала из брёвен и тряпок сжигаем его при помощи коктейля Молотова. Затем перепрыгнув через обрыв и упав вниз продолжаем двигаться по тоннелю спускаясь всё глубже и не забывая собирать артефакты. Оказавшись у очередного завала снова сжигаем его, только на этот раз нужно перебросить коктейль Молотова через трубу из которой льётся вода, чтобы горящая бутылка не потухла. Попав таким образом непосредственно в гробницу спускаемся к костру, а затем нам нужно будет добраться до главного артефакта в гробнице, для этого нужно сжечь коктейлем Молотова забитый досками проход, но сначала придётся перекрыть льющуюся сверху воду.

Перед тем, как подняться, потяните вниз канатный барьер слева. Вернитесь в главную зону и заберитесь на платформу с движущимся механизмом. Лара говорит с Надией по радио, когда она осматривает машины. Исходя из того, что она видит и пахнет, она предполагает, что кто-то перерабатывает и вооружает галлюциногенную пыльцу. И если этот человек может противостоять его последствиям, то должно быть возможно сделать какое-то противоядие.

Это снижает противовес перед воротами. Перемещайтесь на другую сторону пропаренного бака и станьте вращающейся веревочной катушкой. Стреляйте стрелку веревки в противовес, чтобы прикрепить ее к катушке. Когда катушка вращается, она тянет противовес к ней. Подождите, пока вес будет таким же высоким, как он будет идти. Затем нажмите кнопку, чтобы потянуть рычаг и открыть чану. Полученный взрыв взрывает противовес через комнату и через ворота.

Для этого забираемся вверх по лестнице на конструкцию справа от входа и запрыгиваем с небольшого трамплина на ближнюю из двух соединённых тросом люлек заполненных камнями, таким образом освободив две рудничные тележки стоящие на рельсах. Перекрыть воду таким образом не получится, так что нужно будет забраться на крышу помещения с артефактом и от туда выстрелив кометой высвободить ещё одну тележку встав рядом с намотанной на столб верёвкой, привязав таким образом третью тележку к столбу или можно сперва высвободить тележку забравшись на конструкцию справа от входа, а затем привязать её к столбу верёвкой. Далее снова запрыгиваем на люльку с камнями перекрыт на этот раз текущую сверху воду. Теперь останется поджечь доски перегораживающие нам проход, после чего запрыгнув в помещение поднимаемся на второй этаж где осматриваем древнюю рукопись открыв таким образом новый навык "Ясные глаза".

Следуйте по коридору в маленькую мастерскую. Лара автоматически читает документ, лежащий на столе. Это «Формула», также входящая в серию «Дилемма заключенных», в которой подробно описаны ингредиенты для противоядия. Сначала вам нужно собрать 5 семян из растений, которые производят пыльцу, и 2 оленьей печени от животных, которые потребляют эти растения.

Когда вы вернетесь в главную область, Надя предлагает некоторые советы по поиску семян и оленей. Пока вы ищете, она попытается найти источник для третьего компонента - пестицида. Соберите семечки из любой из пещер, отмеченных розовыми маяками. В каждой из отмеченных пещер есть несколько растений, поэтому вам не нужно исследовать их все, чтобы собрать 5 стручков. Следите за волками и патрулями Тринити в этой области. Волки, как правило, появляются на юго-восточной стороне Лесопилки в открытой местности перед их дном, к востоку от Лесопилки.

Продолжение следует...

Страницы: 2

DLC "Баба Яга: Храм ведьмы" к игре Rise of the Tomb Raider - неловкая, но похвальная попытка разработчиков украсить элементами русского фольклора историю лагерной жизни простой советской семьи. Конечно, никакой мистики нет: мы сразу же понимаем, что имеем дело не со сказочным персонажем, а с высококлассным инженером, обладающим глубокими познаниями в химии. Однако, несмотря на все сюжетные нелепости, несомненным достоинством дополнения стал необычный многоярусный бой с «Бабой Ягой», которую надо хитростью разоружить, но убить нельзя, ведь нам ещё предстоит разгадать, кто это на самом деле.

Если вы не верите в логово, вы найдете там некоторые семечки и, возможно, грибы. Пока вы это делаете, Надя передает другую Троицу передачи о пропавшей команде «Браво». После того, как вы соберете 5 семечек, на вашей карте все равно будет два розовых маркерных маяка. Они предположительно показывают места оленя, на которых вы можете охотиться за своей печенью. Маркер рядом с базовым лагерем лагерного лагеря кажется довольно надежным. Так опуститесь так, найдите оленя, убейте его и уроните печень. Не важно, где вы его найдете, а следующий олень предоставит вам печень, необходимую для миссии.

Из этого гайда вы узнаете, как победить Бабу Ягу и выиграть финальный бой.

Сначала нам предлагают разминку в виде бегущих на Лару красноглазых демонов, которых она видит под воздействием галлюциногена. С ними достаточно легко справляется дробовик.

Когда Лара остаётся один на один с летающей в ступе и кидающей огненные шары Ягой, стрелять по ней бесполезно, только переводим патроны. Чтобы нанести реальный урон, нужно:

Если вы быстро выезжаете, вернитесь в базовый лагерь медного завода, так как это сэкономит немного времени. Когда у вас есть первые 2 компонента для противоядия, Надя будет радио Лара, чтобы сказать, что она нашла возможное место для фенотиазина. Направляйтесь в базовый лагерь медной мельницы на южной стороне советской установки, следуя следующей розовой маяк, если необходимо.

Будьте бдительны для других врагов и проверьте основное пошаговое руководство, если вам нужна помощь в навигации по этой области. Пройдите через ворота на юго-восток, поднимайтесь по желтой лестнице на вагон, прыгайте на крышу следующего здания, а затем прыгайте в дверной проем здания впереди слева. Внутри вы найдете коробку с химикатами.

  • Находясь поблизости от вращающегося колеса с катушкой, выстрелить в ступу, таким образом они окажутся связанными, и катушка начнёт притягивать летательный аппарат монстра.
  • Чтобы Баба Яга не перерезала верёвку, стреляем по ступе, вынуждая противника укрыться.
  • Когда ступа окажется над люком, открываем крышку поворотом рычага, и раздаётся взрыв.


Когда Лара смешивает противоядие, Надя предупреждает ее о приближающемся вражеском патруле. Обернитесь и вытащите 2 мужчин, которые поднимаются на крышу впереди. Затем либо перепрыгните на крышу, где они стояли, и справитесь с тремя другими солдатами Троицы во дворе справа, или застрелите их через окна комнаты, где вы нашли химикаты.

На этот раз Лара подошла, поэтому галлюцинаций нет. Следуйте за каньоном мимо рядов жутких скелетов. По мере того, как вы выходите в лес, идите направо, чтобы найти кэш выживания, который похоронили около кривой на западной стороне пути. Теперь отправляйтесь на восток, чтобы найти документ, лежащий на земле в конце тупикового пути. Это Встреча Серафимы из серии журнала «Дед».

Эту процедуру надо повторить с люком по другую сторону бассейна, и с люками на втором, третьем и четвёртом ярусах арены. Добраться наверх можно, когда вода начнёт подниматься. Плывите в сторону двух подвесов, затем прыгайте на уступ слева и бегите до вертикальной деревянной лестницы.


Отступите по пути немного, затем поверните налево. Здесь вы найдете стек ящиков с другим документом «Глаза из серии Браво». Послушайте, а затем сжимайте трещину в скалах и следуйте по пути вниз направо. Выкопайте еще один кэш выживания, зарытый за деревом при первом повороте.

Продолжайте до конца пути. Спуститесь в яму для раскопок и найдите еще один документ, взяв риски из журнала «Дед» из серии справа на земле. Убейте волчьих трупов на шкуры. Затем используйте стрелки из веревки, чтобы вытащить 2 веревочных барьера открывайте скальные стены, а северный - не обязательно, но вы можете использовать его, если вам нужно отступить. На юг - это то, куда мы снова направляемся.

На каждом ярусе на вашем пути встанут демоны и волки, лучшее средство против тех и других - ваш дробовик; ни винтовка, ни лук не будут настолько эффективны.

После того, как вы поджарили Ягу на втором ярусе, совершите двойной спуск вниз.


Справа по коридору вы увидите место, где можно подняться по скале с ледорубом. Наверху этим же ледорубом вырвите заслонку из трубы, пойдёт зелёный газ. Здесь, на третьем ярусе, есть две такие трубы, их надо открыть.

Прежде чем двигаться дальше, посмотрите на восточную и западную стороны ямы, и вы увидите 4 висячих фонаря. Вы можете использовать лук или винтовку или подождать, пока вы не подниметесь, чтобы стрелять в нее. Когда вы закончите, масштабируйте альпинистскую стену на южной стороне ямы до следующей области.

Прежде чем заниматься головоломкой, сделайте несколько пикапов. Прислушайтесь к другому записанному на пленке документу «Демон в темноте» из серии «Браво», сидящему на ящике слева. Плавайте обратно в стартовую зону и выходите из воды. Встаньте рядом с лебедкой, обращенной к двум висячим платформам на противоположной стороне бассейна. Стреляйте стрелку веревки в большую катушку над 2 платформами, чтобы прикрепить эту катушку к лебедке. Теперь используйте свой топор, чтобы дотянуть лебедку до упора.


Здесь же вы найдёте ещё один люк, к которому нужно подтащить ступу прежним способом. Чтобы подняться на четвёртый ярус, воспользуйтесь летающими каменными глыбами. После пятого взрыва над последним люком, ступа наконец-то расколется и вы сможете насладиться разгадкой тайны Бабы Яги.

Это поднимает платформу справа и опускает левую. Как только вы отпустите рукоятку топора, катушка начнет разматываться, и платформы постепенно вернутся в исходное положение. Поэтому быстро перейдите на столбе с веревкой справа от лебедки, дождитесь, пока платформа справа окажется чуть выше, чем слева, а затем запустите еще одну стрелку веревки в катушку, чтобы удерживать платформы в место. Если они спускаются слишком далеко, просто поверните лебедку и повторите попытку.

Пройдите в дальний левый угол бассейна, а затем перепрыгните через поднятые платформы к уступу справа. Вы найдете больше стрел, прислоненных к стене за второй лебедкой. Прежде чем что-либо сделать с этим, вскочите на каменную стену, которая выступает рядом с лебедкой. Идите за стеной, чтобы найти документ «Гюлаг Бернс из Нади», Журнал «Дед» Поднимитесь на вторую лебедку, встаньте рядом с ней и стреляйте стрелой веревки во вторую катушку прямо через бассейн отсюда. Это позволит вам поднять третью платформу рядом с катушкой, Не делай этого.

Теперь вы знаете, как выиграть финальный бой в DLC «Баба Яга: Храм ведьмы» к игре Rise of the Tomb Raider.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...