Теоретическая интерпретация понятий и их эмпирическая операционализация. Структурная операционализация основных понятий Структурная и факторная операционализация

Выполнение функций по управлению персоналом предприятия, как было установлено ранее методами социальной диагностики, зависит от внутренних и внешних условий осуществления хозяйственной деятельности.

Во многом это является определяющим в необходимости построения структур управления персоналом, адаптированных к этим условиям, зачастую ситуативным, неустойчивым, кризисным и т. п.; что в конечном итоге является признаком гибкости и мобильности этих структур к изменяющимся условиям. Заметим, что процесс гибкости и мобильности структур управления может быть достигнут за счет сегментации элементов или факторов внешней среды и выделения из них таких блоков управления, которые могут стать ответственно-определяющими как за состав изменений в содержании управленческого воздействия, так и адаптивность организационных структур управления персоналом к внешним воздействиям. Другое направление решения поставленной задачи состоит в регламентации направлений и способов воздействия структурных блоков внешнего воздействия на систему управления персоналом. Эти исходные позиции позволяют обозначить основные требования к формализации организационных структур управления персоналом, в числе которых следующие: -

выполнение строго определенной цели функционирования системы управления персоналом; -

совместимость организационных структур управления персоналом с аналогичными структурами управления средствами и предметами труда; -

возможность гибкого использования элементов организационных структур управления персоналом в любых сочетаниях, программно-целевых постановках и т. д.

Подобные требования, по сути, дают возможность выделения соответствующих структурных моделей, в рамках которых устанавливаются основные признаки оргструктурных преобразований; количественных и качественных характеристик элементов каждого из модулей; определения типовых моделей взаимодействия оргструктурных модулей, а также принципа и механизма их взаимодействия в процессе выработки и решения управленческих задач.

Модульный подход к формализации организационных структур управления персоналом предприятий создает предпосылки построения операционной системы, которая обеспечивает взаимодействие различных управленческих модулей, а именно определяющих и воздействующих на эффективное использование персонала предприятия, средств и предметов труда (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Операционная система управления персоналом предприятия

Операционная система управления персоналом предполагает множество решений в части совместимости ресурсов хозяйственной деятельности. Количество этих решений достаточно велико для того, чтобы обеспечить реализацию управленческих функций, их работоспособность. Основной признак работоспособности - разнообразие разрешительных аспектов в возникающих проблемных ситуациях. Именно в этой связи в операционной системе в блоке «В - система управления персоналом» целесообразно выделять: персонификацию ответственности персонала, которая обеспечивает решение проблемных вопросов; оперативность, благодаря которой обеспечивается включение персонала управления в исполнительские процедуры по разрешению проблемных вопросов; гибкость, которая адаптивизирует в структуре управления персоналом предприятия различные управленческие процедуры и методы управленческого воздействия.

Управленческие решения в системе управления персоналом, как подчеркивают Л.

А. Базилевич, Д.В. Соколов, Л.К. Франева, подразделяются на функции «объемную и структурную»33, т. е. специализируются на обеспечении определенных характеристик хозяйственной деятельности. Но одновременно управленческие решения определяют и такие функции, как преобразование и формализация системы управления, выбор инструментария функционирования, защита от воздействия, повышающего конфликтность в реализации управленческих решений, и т. п.

Множество характеристик управленческих решений предполагает использование общих принципов моделирования систем управления персоналом, а именно: -

формирование эталонной модели; -

разработка классификаторов-инвариантов;

Основой формализации организационных структур управления персоналом предприятий может стать и некая нормативная модель, в процессе преобразования которой возникают комбинационные модели, удовлетворяющие основным требованиям.

Для построения нормативной модели управления необходимо, как нам представляется, совместить три вопроса, а именно: -

отражение в операционной нормативной модели всех основных свойств хозяйственной деятельности; -

прогнозирование разнообразия положительных и отрицательных результатов видов деятельности; -

определение или персонификация экономической ответственности за результаты хозяйственной деятельности.

Любой субъект управления персоналом как объект хозяйственной деятельности, несомненно, является носителем индивидуальных и коллективных интересов. Их наличие проявляется как в возникновении различных хозяйственных ситуаций, так и в упорядочении деятельности, управленческих воздействиях и т. д.

Разрешение хозяйственных ситуаций осуществляется на основе системы информационного обслуживания при формализации организационных структур управления персоналом и системы информационного обеспечения. Чем же это вызвано?

В процессе хозяйственной деятельности могут возникнуть ситуации управления, целесообразность разрешения которых вовсе не очевидна.

Чтобы изучить все возможные преобразования в хозяйственной системе представляется необходимым ее описать в режиме так называемого «черного ящика», назначение которого состоит в формулировании решений, которые могут иметь положительный результат на выходе.

В контактах со средой хозяйственная система реализует подражательное поведение структуры: иначе свойства среды не найдут отражения в поведении системы и совместимость среды и системы управления не станет возможной. С этой точки зрения в модели нормативной организационной структуры управления персоналом выделяются части внешней среды Х1, Х2, Х3, Хп...., в которых осуществляется деятельность данного предприятия и его структурных элементов У1, У2, У3, Уп, которые приспосабливаются к соответствующим частям среды. Отметим, что процессы, к использованию которых прибегает хозяйственная система- предприятие с целью введения в свою структуру среды, называются адаптивными. К ним в первую очередь относятся такие составляющие как: прогнозирование и планирование, обучение персонала, выбор различных видов среды. Но есть и обратная зависимость, когда система формирует среду. Это своего рода манипулятивные процессы, которые включают в себя региональный, отраслевой и межотраслевой маркетинг, заключение хозяйственных договоров, создание различных ассоциаций и консорциумов, переподготовка работников и повышение их образовательного ценза. Манипуляционные процессы представляются нами следующим образом:

Х1 - совокупность элементов, составляющих инфраструктуру, внешнюю по отношению к данному предприятию;

Х2, Хп - совокупность экономических факторов среды, составляющих эксплуатационную зону системы более высокого управленческого уровня, если в качестве хозяйственной системы рассматривается единичное предприятие;

Х3 - совокупность научно-технических факторов среды, составляющих инновационную зону системы более высокого уровня;

У1 - инфраструктурная сфера хозяйственной деятельности;

У2, Уп - эксплуатационная сфера предприятия;

У3 - инновационная сфера предприятия.

По отношению к функции хозяйственной системы, инновационная сфера является своего рода «модельным цехом» хозяйственной системы, в ней создается образец нового вида изделия, продукта или услуги. В инфраструктурной среде определяются объем продуктов, услуг и условия их реализации. В эксплуатационной зоне данный объем товаров и услуг производится.

Рассмотрим теперь дифференциацию блоков У1,У2,У3,У4. Признаком деления по-прежнему выступают элементы функционирования системы (вход, выход, процессор).

Блок У1. Любая система функционирует в рамках системы большего масштаба, что, естественно накладывает определенные ограничения на ее деятельность. Формой ограничений в современной хозяйственной практике выступает план, в котором согласованы производство и потребление определенных изделий (продуктов, услуг). Это согласование объективно необходимо в хозяйстве, построенном на структурном критерии. План, с точки зрения экономических отношений, которые он регулирует в данной системе, формирует три класса ограничений: ограничения на входы, ограничения на выходы и ограничения на процессор. Соответственно этому в блоке У1 выделяются три типа структурных модулей:

Ун - связанные с формированием ограничений по входам системы (например, на предприятиях - отдел комплектации);

У12 - связанные с формированием ограничений по выходам системы (например, планово-диспетчерский отдел на предприятии);

У13 - связанные с формированием ограничений по процессору системы (например, производственный отдел, отдел главного механика на предприятии).

Особое положение занимает группа структурных модулей 2(У^, в которой осуществляется синтез ограничений.

Блок У4. Данный блок связан с адаптацией входа системы. На вход хозяйственной системы поступают различные элементы, являющиеся результатами деятельности других систем и служащие условиями работы данной хозяйственной системы. Основным назначением звеньев блока У4 является обеспечение условий, во-первых, преобразования образца изделий (продукта, услуги) в соответствующий тираж изделий (продуктов, услуг) и, во-вторых, замены одного образца изделия (продукта, услуги) другим.

Очень велико разнообразие материальных входов, обеспечивающих производственные процессы на отдельных предприятиях.

Экономическая теория различает такие типы производственных связей между предприятиями, как материально-техническое снабжение и кооперирование. К МТС относят поставки массовой стандартной продукции, например, сырья, материалов, топлива, причем предполагается однородность товарной массы по ее свойствам в каждом виде, то есть независимость этих свойств от места производства и потребления. В этом случае выбор поставщика безразличен с точки зрения производственного потребления.

Предметом кооперационных связей являются полуфабрикаты и комплектующие изделия. В отличие от МТС продукция в этом случае изготовляется по техническим условиям данного потребителя и не может быть использована другими.

По своему назначению (получение, доставка, накопление, хранение, распределение и снабжение) структурные элементы блока У4 могут иметь дело с самыми разными полезными результатами, являющимися продуктами деятельности как других систем, так и звеньев данной систе-

мы.34 Все эти полезные результаты в соответствии с признаком используемой технологии могут быть разделены на результаты, для которых имеются единственный адрес в рассматриваемой системе (виды продуктов, которые никому, кроме, например, одного цеха не нужны), и на результаты, которые имеют не единственный адрес, не единственный вариант потребления (например, детали и полуфабрикаты широкого или регулярного массового применения). По отношению к этим результатам блок У4 сталкивается с двумя главными задачами; задачей регулирования режима работы структурных элементов и с задачей формирования резервов на защиту заданного уровня реализации функции системы.

В случае, когда результат является одноадресным, возможность регулирования связывается с планированием распределения результатов внутри системы во времени (например, календарное согласование отдельных стадий производственного процесса) в силу того, что потребление одноадресной продукции зависит от производственного ритма. Следовательно, именно задача регулирования во времени становится основным

условием защиты интересов структурных элементов по входу в случае одо т~х о

ноадресной продукции. В ситуациях, когда различные хозяйственные единицы нуждаются в одном и том же виде продукции или в одном и том же виде услуг, но с неравномерной по времени интенсивностью, средством защиты интересов соответствующих структурных звеньев является накопление и распределение многоадресных условий в рамках хозяйственной системы.35

Третьим элементом входа является оснащение.36 Появление оснащения в структурном элементе приводит к изменению состава свойств и их распределения по элементам системы, т. е. к росту сложности. Рост сложности приводит к изменению множества потенциально возможных связей, следовательно, в составе контролируемых связей появляются новые элементы. Возникновение новой группы связей приводит к необходимости их проверки на эффективность и выгодность, следовательно, необходимо некоторое время, в течение которого осуществляется перебор возможных вариантов взаимодействия, порожденных изменением сложности. Увеличение организованности хозяйственной системы обусловлено выбором наиболее эффективного набора связей. Длительность во времени решения замены оснащения, его важность с точки зрения организованности системы в целом требуют наличия в системе специальных звеньев, ответственных за создание предварительных условий, облегчающих выбор эффективных связей. Совокупность такого рода условий называется резервированием по оснащению. В рамках отрасли, например, это подразделение, которое занимается строительством и реконструкцией предприятия от монтажа оборудования до вывода предприятия на проектную мощность. Отсутствие такого резервирования по оснащению в действующих структурах порождает затягивание освоения производственных мощностей, растягивание сроков строительства, удорожание строительства и т. п.

Соответственно этому в блоке У4 выделяются следующие типы структурных модулей:

У41 - многоадресной комплектации;

У42 - одноадресной комплектации;

У43 - резервирования по оснащению

Блок У3. Данный блок получен соединением исходных условий с инвестиционным видом деятельности. Элементы этого блока связаны с научно-технической политикой, кадровой политикой и организационной политикой на местах. Их деятельность направлена на изменение состава и разнообразия результатов. Достижение этих целей связано с устранением ограничений собственной материальной базы и ограничений, обусловленных квалификационным потенциалом. Преодолеваются они за счет того, что адаптируются научно-технические открытия вне системы (использование результатов фундаментальных и прикладных наук) и обновляется квалификация работников. Например, знания, зафиксированные в теоретической, научно-методической и учебной литературе, конструкторско- технологической, проектной и нормативно-технической документации, разработанной специализированными отраслевыми и ведомственными организациями, в информационно-обзорных и реферативных фондах о передовом научно-техническом и организационном опыте, в технической документации, уже использовавшейся в производстве, в стандартах, в описаниях изобретений, в документации, приобретенной по лицензиям, и в другой, получаемой производственно-хозяйственными организациями документации, вместе со знаниями, определяющими квалификацию персонала, а также материализованными в приобретаемых со стороны средствах производства (материалах, полуфабрикатах, комплектующих изделиях, инструменте, оборудовании, сооружениях), представляют собой научно-технический потенциал промышленных предприятий и объединений.

Задачей последних является освоение всех этих знаний и материализация

их в выпускаемой продукции и производственных процессах.37

Элементы блока по условиям деятельности являются инновационными. Инновационная деятельность приводит к изменениям и усовершенствованиям во всех остальных видах деятельности системы. Это могут быть нововведения в продуктах и процессах, в количестве и типах ресурсов, используемых системой. Это могут быть нововведения в организации производства, методах планирования и управления. Инновационная деятельность системы может вызвать также изменения в ее среде. Конкретно в сферу деятельности элементов инновационного блока попадают задачи обновления видов продукции, поиска типов оборудования, подлежащих замене, разработки новых технологических процессов и видов материалов, повышения квалификации работников, изменения структуры профессиональной деятельности, совершенствования внутренних, хозяйственных механизмов и т. п. Деятельность в инновационной сфере связана либо с модификацией существующего образца изделия (продукта, услуги), либо с получением принципиально нового образца изделия (продукта, услуги) и требует изменений в составе элементов оснащения (оборудования) катализатора и входов хозяйственной системы. Если система функционирует без таких изменений, то она выпускает условно-постоянные изделия (продукты, услуги). Нововведения в продукты и (или) процессы ведет к изменению и содержания труда, способствуя духовному и профессиональному росту работающих, к преобразованию «процесса производства из простого процесса труда в научный процесс, ставящий себе на службу силы природы и заставляющий их действовать на службе у человеческих потребностей.. ,»38

Изменение состава элементов оснащения (оборудования) предполагает решение вопросов разработки новых моделей оборудования, оснастки для технологических процессов, новых видов инструментов и т. п. На крупных машиностроительных предприятиях существуют специальные подразделения (например, отделы главного технолога), специализированные цехи (например, инструментальные), занимающиеся решением соответствующих вопросов.

Изменение состава элементов катализатора связывается с повышением квалификации распорядителей хозяйственной системы с совершенствованием механизмов хозяйственной заинтересованности (оплата труда, стимулирование). В существующей системе повышения квалификации на предприятии имеются звенья, управляющие ее изменением (переподготовка кадров, обучением на рабочих местах и т. п.).

Изменение состава элементов входа связано с необходимостью поиска новых видов сырья, материалов, комплектующих изделий и т. п. Особую роль в инновационной сфере играет группа звеньев, ответственных за синтез образцов изделий (продуктов, услуг). Собственно, эта группа звеньев обеспечивает разнообразие элементов выхода хозяйственной системы. Процесс синтеза образцов изделий (продуктов, услуг) предполагает взаимосогласованное изменение элементов оснащения, катализатора и входов хозяйственной системы. Создание образцов изделий (продуктов, услуг) - самостоятельная область деятельности на всех предприятиях массового производства. Следует заметить, что действующие в настоящее время критерии специализации, основанные на объемных характеристиках, в структурном плане привели к обособлению звеньев, ответственных за синтез образцов, в самостоятельной организации. Например, в легкой промышленности появились общесоюзные и республиканские дома моделей, которые для всех предприятий создают образцы изделий. Такое стремление к экономии обернулось очень дорогими потерями от затоваривания, связанного с несовпадением по времени появления модели на рынке и спроса на нее. При решении соответствующих вопросов специализации нужно руководствоваться основополагающим принципом организации, заключающимся в том, что чем более массовым является производство продукции, чем крупнее тираж, тем ближе к выпуску тиражных образцов должны быть соответствующие звенья, отвечающие за синтез образцов, и наоборот, чем более уникальными являются экземпляры, тем больше оснований для организационного обособления соответствующих звеньев. То что эффективно, например, в авиационной промышленности, не оправданно в легкой.

Таким образом, в сфере У3 выделяются четыре типа структурных модулей.

У31 - отвечающие за изменение элементов оснащения (оборудования);

У32 - отвечающие за изменение элементов катализатора;

У33 - отвечающие за изменение элементов входа;

2(У3)- ответственные за синтез образцов изделий (продуктов, услуг).

Блок У2. Элементы данного блока обслуживают выходы системы. Здесь получают окончательное завершение результаты деятельности всех других структурных элементов системы. Влияние элементов блока У2 на уровень реализации функции системы носит непосредственный характер, так как здесь выпускаются продукты и предоставляются услуги, представляющие собой материализацию результатов согласования интересов данной системы с потребителями. Все остальные элементы структуры могут налаживать свои взаимодействия в рамках внутренних отношений, рассматриваемой структуры и не имеют прямого выхода через продукты и услуги на те системы потребности, удовлетворение которых связано с реализацией системы. Все они оказывают воздействие на эти потребности опосредованно, через элементы блока У2.

Элементы блока У2 связаны с замыкающими результатами хозяйственной деятельности в системе. Каждый вид продукта (услуги) может оказаться приемлемым для других систем, если он отвечает их интересам, следовательно, по отношению к каждому произведенному продукту или каждой представляемой услуге, возникает некоторая совокупность экономических отношений, взаимодействий, критериев выбора, которыми с одной стороны пользуются звенья рассматриваемой системы, а с другой - пользуются потребители их продукции. Характер этих взаимоотношений, виды связей могут быть положены в основу классификации элементов блока У2.

В традиционном представлении при проектировании структур основной классификации выпускаемой продукции выступают технологические условия ее производства. Если рассмотреть, например, структуру любой отрасли, то в ней четко прослеживается разделение предприятий по признакам однородности применяемой технологии.

Исходя из примата организационно-экономических решений над техническими необходимо в основу классификации положить экономическую типизацию продуктов, полученную на основе базовых теоретических предположений о признаках структурного разделения хозяйственных систем. Поэтому признаком классификации является экономический тип продукции, который характеризует сферы экономических воздействий, по тем видам общественных потребностей, в удовлетворении которых будет участвовать созданная в данной системе продукция.

Необходимость ориентации всей хозяйственной деятельности на конечные результаты позволяет заключить, что для данной хозяйственной системы и ее элементов нет и не должно быть других общественных потребностей, кроме тех, которые обусловлены деятельностью ее непосредственных потребителей. Для нее общественные потребности материализуются в нуждах тех потребителей, которые установлены общественной инфраструктурой - планом кооперированных поставок.

Промежуточные результаты классифицируются на одноадресные, многоадресные продукты и услуги, связанные с оснащением.

В блоке У2 решается задача защиты свойств (продукта, услуги) в объеме от влияния внешних возмущений. В условиях многоадресных поставок звенья блоков У2 занимаются решением специфических задач, связанных со стандартизацией требований к выпускаемой продукции. Экономическим содержанием поставленной задачи является сведение разнородных требований потребителей к некоторым унифицированным характеристикам. Таким образом, задачами звеньев, связанных с многоадресными поставками, являются обеспечение снижения технологического разнообразия результатов и повышение комбинаторного разнообразия путем соединения разных унифицированных элементов. Если этого не удается сделать внутренними средствами, то прибегают к воздействию на элементы среды - потребителей данной системы путем их отбора и рекламы. Функция рекламы заключается не только в том, чтобы увеличить спрос на свой продукт, но и в том, чтобы сделать однородными ожидания относительно продукта или услуг данной системы.39

При одноадресных поставках возникают другие экономические задачи, главной из которой является задача согласования интересов поставщиков и потребителей. Эта задача решается путем совершенствования хозяйственного механизма, процессов ценообразования и т. п. Одноадресные и многоадресные поставки рассматриваются только по тем изделиям, продуктам или услугам, которые у потребителей используются для преобразования образца в тираж. Таким образом, эти изделия, продукты или услуги становятся элементами новых изделий, продуктов или услуг потребителей.

Существует специальный класс поставок, которые у потребителя не преобразуются в тираж, а служат источником обновления или замены его оснащения. Отметим, что с позиций системы более высокого уровня поставки оборудования на замену оснащения или на его обновление играют для нее разную роль. При поставке оборудования для замены оснащения у потребителей материально-технические условия реализации функции системы более высокого уровня не изменяются. Функция не реконструируется. Обновление оснащения означает изменение материально-технических условий, т. е. реконструкцию функции системы более высокого уровня.

Таким образом, если деятельность системы связана с формированием промежуточных результатов, то в блоке У2 выделяются три типа структурных модулей:

У21 - отвечающие за многоадресные поставки;

У22 - отвечающие за одноадресные поставки;

У23 - отвечающие за обновление или замену оснащения.

Блок Ъ представляет собой сферу руководства. Одной из форм руководства является власть. Власть рассматривалась, как признанное право давать дополнительные задания без выделения дополнительных ресурсов. Было показано, что власть необходима для компенсации возмущений либо по элементам входа, либо по элементам выхода, либо по элементам процессора. Власть координирует деятельность людей, работающих на один класс задач.

Соответственно в блоке Ъ выделяются два типа структурных модулей:

Ъ1 - ответственные за использование ресурса власти;

Ъ2 - обслуживающие Ъ1.

Исходя из изложенного базовая кибернетическая модель управлении персоналом предприятия может быть представлена схемой на рис. 3.4. Хі \ Уі Х4 У4 Ъ У2 Х2 Уз \ Хз Рис. 3.4. Кибернетическая базовая модель управления персоналом

предприятия

В заключение заметим, что исходя из выделенных направлений деятельности инновационной инфраструктурной и эксплуатационной сферы можно наметить определенную цепочку преобразований в базовой структуре деятельности, характеризующих движение информации в системе (рис. 3.5).

Рис. 3.5. Система преобразований в управлении персоналом предприятий

уз? Ъ(уз) ?

Как видно из схемы (рис. 3.5), вся внутренняя цепочка преобразований определяется без власти, без административного воздействия, только на основе структурного и информационного механизмов реализации.

В модели базовой структуры деятельности определены условия функционирования каждого из пяти блоков структуры. Дальнейшая дифференциация блоков структуры, выявление направлений деятельности выделенных частей и области их взаимодействий возможны на основе разделения решений по законченности экономического цикла получения полезного результата и группировки решений по их отношению к условиям реализации функции системы управления персоналом предприятия.

Можно полагать, что операционализация деятельности организационных структур управления персоналом позволяет установить устаревшее представление о кадровой службе предприятия, которое связано со следующими ее задачами: -

документальное оформление персонала на работу; -

ведение документации личных дел; -

учет квалификации работающих.

Одновременно процесс операционализации раскрывает понимание процессов трансформации деятельности службы управления персоналом, которая ориентирована на решение следующих задач: -

поиск персонала; -

проведение адаптации принятого персонала; -

организацию и проведение обучения работающих; -

периодическую аттестацию персонала; -

ведение компьютерной информационной базы данных по персоналу; -

определение рисков, связанных с деятельностью персонала; -

прогнозирование девиантного поведения персонала при изменении условий его деятельности; -

создание системы оценки персонала; -

отслеживание ситуаций на рынке труда; -

планирование перемещений персонала на предприятии; -

планирование деловой и профессиональной карьеры персонала; -

руководство службой физической, экономической и информационной безопасности персонала и т. п.

В деятельности службы управления персоналом решаются и такие задачи, как адаптация работников к условиям деятельности предприятия. Адаптация персонала - это скорейшее введение работника в организацию работы на рабочем месте, знакомство с принципами и традициями в деятельности предприятия, начальное обучение. Должно пройти определенное время, прежде чем человек активно включится в процесс деятельности коллектива. Адаптацию определяют как процесс познания механизма власти, идеологии, правил деятельности в организации, а также должностных обязанностей. К мероприятиям, ускоряющим адаптацию нового сотрудника относятся:

реалистическая вербовка (полное информирование об условиях труда);

всестороннее информирование на рабочем месте (характеристика предприятия, кадровая политика, режим труда, перспективы роста, коллеги, справочные данные);

предоставление подробной должностной инструкции с описанием основных видов работ;

проведение ритуала посвящения;

проведение ознакомительных семинаров;

наставничество (помощь со стороны равного по положению);

использование шефства (помощь со стороны более высокого по положению);

помощь в планировании деятельности и контроль за содержанием и сроками работ.

Вновь принятым работникам вручают Правила поведения на предприятии, Принципы культуры организации, Справочник работника и другие поддерживающие информационные материалы.

Мероприятиями, обеспечивающими безопасность труда, являются:

информирование об опасностях;

учебное проигрывание последствий нарушений условий труда;

тренировка методам труда;

повышение надежности оборудования

приспособление конструкции оборудования к способностям человека;

сокращение вредного воздействия на окружающее пространство;

улучшение эргономики рабочего места;

создание специальных тренажеров;

повышение квалификации работающих;

разработка системы и курирование подразделений обеспечения физической, экономической и информационной безопасности персонала.

Поддержка работающих более старшего поколения включает:

предоставление чрезвычайного отпуска;

перерыв в карьере (временный уход с работы, временный перевод на другую должность, перерыв в работе на предприятии;

предоставление гибкого рабочего графика;

предоставление неполного рабочего дня;

совмещение должности, работ;

работу на дому.

В системе управления персоналом предприятия решаются вопросы формирования социальной архитектуры, которая представляет собой подбор оптимального соотношения различных социальнопрофессиональных групп работников, функциональных подразделений и органов управления функциональной структурой предприятия.

Совместно со структурными подразделениями служба управления персоналом предприятия осуществляет:

демографические исследования;

прогнозирование изменения структуры персонала;

планирование изменения состава персонала;

подбор резерва на ключевые должности;

организацию довузовской подготовки;

организацию обучения персонала;

сотрудничество с учебными заведениями;

аттестацию кадров;

анализ движения и изменения состава персонала;

ведение документации личных дел работающих;

организацию деятельности социальной базы;

подготовку документов по персоналу;

рассмотрение трудовых взаимоотношений и юридических споров, консультирование;

планирование и учет расходов на трудовые ресурсы;

тарификацию рабочих мест;

оценку уровня безопасности труда;

согласование правил оплаты труда.

Служба управления персоналом предприятия при взаимодействии с другими структурными подразделениями выполняет следующие виды работ:

разрабатывает перспективные планы работы с персоналом, определяет необходимое финансирование по его реализации и источники комплектования кадрами;

анализирует состояние текучести рабочих кадров и вырабатывает предложения по ее сокращению;

составляет статистическую отчетность по формам «Специалисты» и «Научные кадры»;

осуществляет оформление приема, увольнения и перевода внутри подразделений работников, проводит собеседования и консультирование по социально-трудовым вопросам;

проводит профориентационную работу в школах, обеспечивает на договорной основе профессиональную подготовку молодых рабочих и специалистов в технических училищах, колледжах и вузах; осуществляет связь с вузами и техникумами по подбору молодых специалистов для работы на предприятии;

организует производственную практику студентов-вузов, техникумов и учащихся технических училищ, а также целевую подготовку специалистов;

формирует списки резерва руководящих кадров и организует его профессиональную подготовку; принимает участие в проведении аттестации руководителей и специалистов, обеспечивает их необходимой методической и организационной документацией;

оформляет документы (загранпаспорта, визы, анкеты и др.) для командирования, специалистов объединения за границу;

организует учет нарушений трудовой дисциплины и общественного порядка, обеспечивает взаимодействие с внешними организациями по этому направлению, анализирует состояние трудовой дисциплины в подразделениях объединения и представляет рекомендации по организации работы с нарушителями;

обеспечивает механизированный учет кадрового состава, ежемесячный анализ движения кадров по каждому подразделению и объединению в целом; ведет базу данных по персоналу для счета заработной платы рабочих и служащих;

подготавливает комплекты материалов к представлению работников для награждения правительственными наградами и почетными званиями;

выполняет работы по ведению и хранению трудовых книжек, определению всех видов трудового стажа для начисления пенсий и различных выплат;

ведет прием граждан по вопросам социального обеспечения;

ведет учет военнообязанных и призывников в армию, организует начальную военную подготовку призывной и допризывной молодежи;

обеспечивает контроль за выполнением руководящим составом структурных подразделений трудового законодательства и Закона Российской Федерации «О занятости населения»;

осуществляет связь с районными исполнительными органами и общественными организациями;

обеспечивает юридическое консультирование руководителей по вопросам трудового права, формам и методам работы с персоналом;

собирает и обобщает заявки подразделений на подбор кадров, подбирает преподавательский состав, разрабатывает целевые программы, обеспечивает аудиториями и техническими средствами обучения, заключает договоры с другими учебными заведениями; организует производственную практику студентов на предприятии;

  • 3.3. Процедурное обеспечение системы управления персоналом предприятия
  • Интерпретация и операционализация понятий

    Интерпретация и операционализация понятий - это следующие шаги по изучению предмета исследования. Интерпретация и операционализация понятий - это специальные социологические процедуры, представляющие собой формы аналитическое исследования понятий, применяемых в исследовании. Эти две процедуры опираются на знание логики, но уже более конкретны и напрямую направлены на составление инструментария исследования, в данном случае - вопросника.

    Операционализация понятий - это исследование существенных и несущественных признаков обозначаемых понятием феноменов и факторов, влияющих на изменение этих признаков, предполагающее выявление более простых элементарных понятий, соотносимых с исследуемыми основными понятиями, а также выявление единиц анализа и единиц измерений.

    Операционализация понятий выполняет следующие функции в опросœе: 1) уточнение качественной структуры предмета исследования (структурная операционализация); 2) выявление факторов, влияющих на предмет исследования (факторная операционализация); 3) уточнение аспекта исследования; 4) получение максимально простых (называемых операциональными) понятий.

    Операциональные методики исследования берут начало от работ американского физика Бриджмена («Логика современной физики», 1927), обосновавшего крайне важность инструментального измерения научных понятий и считавшего, что теоретические понятия, которые не бывают эмпирически измерены (подтверждены) не имеют смысла. С точки зрения Бриджмена, определœение понятия через другую абстракцию недостаточно, понятия крайне важно определять операционально (через термины эмпирических операций). В философии, эпистемологии и методологии науки операционализм Бриджмена неоднократно подвергался критике. Но в социологии операциональный подход был принят и поддержан, так как оказался созвучным самой идее создания специальной науки об обществе, применяющей точные научные методы исследования.

    В социологическом исследовании операционализации подлежат всœе основные понятия . Операционализация понятий осуществляется в соответствии с правилами логического делœения понятий. При этом, в отдельных случаях, когда безошибочное логическое делœение понятия невозможно, исследователи вынуждены допускать небольшие погрешности, которые должны быть обязательно зафиксированы в соответствующих разделах программы и учитываться при осуществлении социологических процедур, процедур эмпирического измерения, в процессе интерпретации полученных результатов, формулировки выводов и разработки рекомендаций.

    В специальной литературе обычно указывается три базовых вида операционализации понятий: структурная, аналитическая и факторная. Различаются эти виды операционализации понятий на основе различения базовых функций, выполняемых ими в исследовании. Наиболее распространенными видами операционализации понятий в исследованиях являются структурная и факторная операционализация понятий, их мы и проанализируем подробнее.

    Структурная операционализация имеет своей целью выявление элементов, составляющих предмет исследования, а также выявление порядка их взаимосвязи (это и есть выявление структуры предмета исследования). Структурная операционализация есть форма применения общенаучного метода, получившего название «структурный анализ». Структурная операционализация значительно облегчает поиск единиц счета и единиц анализа, позволяет уточнить предмет, цели и задачи социологического исследования; уточнить формулировки гипотез на предмет возможности их проверки при помощи выявленных единиц счета; способствует выбору адекватных методов и методик исследования.

    Факторная операционализация раскрывает основные способы и направления воздействия на предмет исследования, позволяет обнаружить закономерности, зависимости, тенденции его изменения. Факторная операционализация может включать только факторы, оказывающие прямое воздействие на исследуемый предмет, но также может включать и другие (неосновные, косвенные) факторы. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, факторная операционализация понятия есть разновидность причинно-следственного анализа и аналогично тому, как и структурная операционализация, очень важна для разработки программы исследования. Правильно выполненная программа опроса включает оба эти вида операционализации понятий. Иногда они бывают дополнены целœевыми видами операционализации. К примеру, может быть использована функциональная операционализация , нацелœенная на выявление только функциональных связей, или генетическая операционализация , предназначенная для анализа последовательности изменения исследуемого.

    Полная операционализация понятия помимо процедуры делœения понятия предполагает также выполнение интерпретационных процедур.

    При проведении социологических исследований с крайне важностью интерпретации понятий социолог сталкивается дважды: первый раз - при разработке программы социологического исследования, выполняя операционализацию базовых понятий, и второй раз, - при анализе результатов исследования.

    Интерпретация представляет собой цепочку переходов между различными уровнями теоретического и эмпирического знания, а также способы перехода от одной формы познания к другой, в том числе - переход от одной теории к другой. В социологических исследованиях чаще всœего встречается «интерпретация в свете теории», если воспользоваться термином К.Поппера. В этом случае с позиций определœенной теории, определœенной теоретической концепции или концептуальной схемы интерпретируются эмпирические факты. Впоследствии они измеряются и затем осуществляется обратная интерпретация. Но поскольку исходных теорий, концепций и концептуальных схем может быть достаточно много, то существует огромный набор потенциальных интерпретаций, более того, большой набор различных интерпретаций может быть осуществим даже в рамках одной теории. По этой причине две параллельно работающие группы социологов могут получить различные результаты. Интерпретация, таким образом, является ничем иным, как работой со смыслами понятий; точнее - работа над сохранением смысла определœенных единиц социальной информации. Эти анализируемые смыслы претерпевают различные «переодевания» (гипотеза, общие понятия, единичные понятия, простые понятия, вопросы, ответы и т.д.). Для этого используется то больше, то меньше знаков, то одни знаки, то другие. И вся эта сложная исследовательская работа выполняется в конечном счете для того, чтобы подтвердить или опровергнуть существование тех или иных предполагаемых смыслов каких-либо социальных фактов, событий, процессов, явлений, отношений или взаимодействий.

    Существует множество видов интерпретации понятий.

    Теоретическая интерпретация понятий включает определœение понятия, определœение соотношения по объему с другими понятиями (большими, меньшими или равными по объему), а также делœение понятия.

    Теоретико-эмпирическая интерпретация понятия предполагает выявление эмпирической сферы, то есть выявление социальных фактов, адекватных интерпретируемому понятию. Выявление базовых эмпирических параметров исследуемых социальных фактов (в том числе - прямое и косвенное), то есть логическое выявление эмпирических признаков является главным содержанием эмпирической интерпретации.

    И, наконец, инструментальная интерпретация предполагает операциональную или семантическую интерпретацию. Операциональная интерпретация включает операции с эмпирическими признаками: выявление способов регистрации единиц анализа или единиц счета и построение инструментария измерения (единиц измерения, эталонов измерения и единиц счета). Семантическая интерпретация может включать как вербальные и невербальные компоненты и представляет собой «перевод терминов с языка объекта на язык программы исследования».

    Предложенная выше типология интерпретации понятий построена на различении уровней (сфер) интерпретации. В социологической литературе имеются и другие подходы к типологии видов интерпретации. Помимо указанных видов интерпретации понятий можно различать прямую интерпретацию (направленную от теории к инструменту) и обратную интерпретацию (направленную от эмпирического или инструментального материала к теоретическим выводам), ᴛ.ᴇ. реинтерпретацию. В случае если операции прямой интерпретации выполняются на этапе разработке программы с целью выработки адекватного инструментария исследования, то реинтерпретация выполняется на завершающих этапах исследования и имеет целью выработку на основании результатов проведенного исследования теоретических обобщений.

    На основе опыта многочисленных исследований разработаны общие принципы и правила выполнения интерпретационных процедур, которые важно знать не только аналитику, формулирующему выводы исследования, но и интервьюеру.

    Факторная операционализация.

    Коллектив

    Доверие

    Труд

    Цель исследования

    Целью работы является : исследование процессов межличностных взаимодействий в трудовых коллективах с разным уровнем развития формальных и неформальных связей, изучение процесса формирования доверия в трудовых коллективах, исследование проблем доверия в трудовых коллективах, выявление причин их возникновения.

    Объект исследования

    Объектом исследования: являются общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности сотрудников компании, в зависимости от различных аспектов жизнедеятельности.

    Предмет Исследования

    Предметом исследования является система взаимоотношений работников, формирующаяся в трудовых коллективах в процессе межличностных взаимодействий.

    Задачи исследования

    В рамках цели исследования в социологическом исследовании поставлены следующие задачи:

    · Рассмотреть основные подходы к исследованию доверия в трудовых коллективах.

    · проанализировать особенности трудовых взаимоотношений в современном российском обществе;

    · определить направления совершенствования трудовых взаимоотношений в коллективах на уровне фирмы;

    · предложить направления повышения уровня доверия в трудовых коллективах

    Гипотезы исследования

    1)Специалисты с более высшим образованием и положением, больше доверяют своему руководителю

    2)Женщины больше доверяют своим руководителям, нежели мужчины

    3)Руководителям более других доверяют либо саамы молодые работники, либо пожилые.

    4)Работники предприятий, находящихся в сельской местности доверяют своим руководителям больше городских жителей

    5) Доверие к руководству предприятия государственного сектора более высокое, чем к руководителям частного сектора и сектора с иностранным участием.

    6) Чем выше доля умственного труда, тем выше, богаче содержание труда, тем

    более он привлекателен для работника, тем большее удовлетворение от

    выполняемой работы при прочих равных условиях.

    7) У служащих занимающихся интеллектуальным трудом удовлетворенность

    трудом выше, чем у служащих занимающихся низкоквалифицированным трудом.

    Гипотезы проверены на основе анализа полученной информации проведенной в ходе анкетирования.

    Методико-процедурный раздел

    Методы сбора эмпирической информации

    Опрос в форме анкетирования

    Место,время проведения,название

    Москва,октябрь 2010г., «Моральный климат, доверие в трудовых коллективах».

    Характеристика инструментария

    Всего вопросов - 16

    о фактах сознания – 1(№11)

    по форме: закрытых

    а)типа Да/Нет – 3 (№4, 11,14)

    б)альтернативные -1 (№6)

    в)с вариантами ответов -8 (№ 3, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15)

    по оформлению: линейных-15

    табличных-1

    Выборка

    В результате работы были сформированы четыре выборки. Первая состоит из 15 человек. Это работники офиса, которые служат в данной организации от 1 до 3 лет. Все члены выборки имеют высшее образование. Вторая выборка состоит из рядовых рабочих, которые работают в организации не более 3 лет (опрошено 12 человек). Большинство имеют среднее специальное образование. Третья выборка состоит из тех работников, кто проработал в организации менее 1 года (опрошено 11 человека).Четвертая выборка -те кто проработали в организации от 3 лет и более (опрошено 12 человек).


    3.2.2. Стратегия управления персоналом организации


    3.2.2.1. Назначение и цель стратегии управления персоналом в организации

    Стратегия управления персоналом непосредственно связана с такими кадровыми решениями, которые определяют существенный и долговременный эффект относительно занятости и развития сотрудников для достижения стратегических целей организации. Цель кадровой стратегии – преобразование общей стратегии деятельности предприятия и осуществление самостоятельных действий в сфере персонала по расширению, содержанию и использованию кадровых ресурсов. Таким образом, целевое значение кадровой стратегии следует из двойственного характера человеческих ресурсов: с одной стороны, это шансы, но одновременно и ограничения для существующей стратегии предприятия и будущих ее изменений.

    Наличие в организации стратегии управления персоналом означает, что:

    – привлечение работников, их использование и развитие осуществляются не стихийно, а целенаправленно и продуманно, в соответствии с миссией, долгосрочными целями развития организации;

    – ответственность за разработку, реализацию и оценку долгосрочных целей в области управления человеческими ресурсами принимают на себя руководители высшего звена организации;

    – существует взаимосвязь между долгосрочными целями управления человеческими ресурсами и стратегией развития организации в целом и ее отдельными компонентами.

    Цель стратегического управления персоналом – обеспечение скоординированного и адекватного состояния внешней и внутренней среды, формирование трудового потенциала организации в расчете на предстоящий длительный период. Стратегическое управление персоналом – это управление формированием конкурентоспособного трудового потенциала организации с учетом происходящих и предстоящих изменений в ее внешней и внутренней среде, позволяющее организации выживать, развиваться и достигать своих целей в долгосрочной перспективе. Стратегическое управление персоналом позволяет решать следующие задачи:

    – обеспечение организации необходимым трудовым потенциалом в соответствии с ее стратегией;

    – формирование внутренней среды организации таким образом, чтобы внутрифирменная культура, ценностные ориентации, приоритеты в потребностях создавали условия и стимулировали воспроизводство и реализацию трудового потенциала и самого стратегического управления;

    – разрешения противоречий в вопросах централизации-децентрализации управления персоналом. Одна из основ стратегического управления – разграничение полномочий и задач с точки зрения как их стратегичности, так и иерархического уровня исполнения.


    3.2.2.2. Основные подходы к определению стратегии управления персоналом


    Между стратегией управления персоналом и организационной стратегией, частью которой она является прослеживаются разные варианты взаимодействия. В соответствии с этим определяют три основных подхода к объяснению стратегии управления персоналом, различающиеся по степени привязки к бизнес-стратегии:

    – вариант 1. Стратегический менеджмент персонала (кадровая стратегия как самостоятельная функциональная стратегия);

    – вариант 2. Менеджмент персонала, ориентированный на стратегию («ответвленная» стратегия персонала);

    – вариант 3. Стратегически ориентированный менеджмент персонала (стратегия персонала, ориентированная на ресурсы).

    Под стратегическим менеджментом персонала понимаются обусловленные будущим наблюдение, анализ и планирование количественного и качественного состава персонала, осуществляемые в рамках стратегического, или долгосрочного кадрового планирования. Под этим, чаще всего, подразумевают долгосрочно ориентированное планирование, которое несущественно отличается от «нормального», или традиционного определения перспективной кадровой потребности организации.

    Согласно позиции Р. Бюннера, работа с персоналом определяется защитной ролью кадрового руководства, которое лишь может реагировать на организационные решения, но в их разработке участия не принимает. Оно довольствуется восприятием административных задач, связанных с расчетом заработной платы и доходов, тарифного и социального права. Это значит, что кадровая деятельность понимается в этом случае как преимущественно сфера социальных и человеческих интересов, которые, в свою очередь, мало считаются с принципом экономической эффективности. В такой роли служба персонала функционирует независимо от деловой активности предприятия.

    Менеджмент персонала, ориентированный на стратегию . Стратегия управления персоналом – это зависимая производная от стратегии организации в целом. Это означает, что менеджмент персонала, ориентированный на стратегию (МПОС), использует только производные мероприятия для реализации уже разработанной стратегии. Работники службы управления персоналом (как субъект) приспосабливаются к действиям руководства, подчиняясь интересам общей стратегии.

    Особенности МПОС определены в Мичиганской и Гарвардской концепциях стратегического менеджмента человеческих ресурсов.

    Согласно Мичиганской концепции стратегического менеджмента человеческих ресурсов стратегия в сфере персонала (в данном значении) исходит из организационной стратегии и как функциональная стратегия ограничивается только частичными фазами стратегического управления.

    Поддерживаемая многими авторами концепция содержит версию интегративной связи между стратегией предприятия, организационной структурой и управлением человеческими ресурсами (рис. 3.3 ). Временные и содержательные приоритеты в этом случае отданы стратегии предприятия. Роль оргструктуры и стратегии персонала – обеспечение вклада в ее реализацию.

    Рис. 3.3. Мичиганская концепция стратегического менеджмента человеческих ресурсов

    Функции персонала (менеджмента персонала) как объекта в рамках стратегического анализа и прогноза, как критерия принятия решения и как детерминанты для формулирования стратегии в тематическую область концепции не включаются. Соответственно этому применение Мичиганской концепции ограничено. В табл. 3.4 показана подчиненность направлений в кадровой стратегии и оперативной работе с персоналом стратегическому организационному поведению.

    Операционализация понятий - специфическая научная процедура установления связи концептуального аппарата исследования с его методическим инструментарием. Она объединяет в единое целое проблемы формирования понятий, техники измерения и поиска социальных индикаторов (см. Измерение; Индикатор социальный; Интерпретация основных понятий). Операционализация – позволяет установить, о чем следует собирать социологические данные.
    Процедура:
    1. Перевод исходного понятия в показатели.
    2. Перевод показателей в переменные.
    3. Перевод переменных в индикаторы.
    4. Определение методов сбора искомых данных.
    Эмпирический индикатор позволяет:
    - установить как и в какой форме надо подойти к сбору данных;
    - правильно сформулировать вопросы в различных видах инструментария;
    - определить структуру ответов на вопросы (шкалы, тесты).
    Таким образом, работа с понятиями есть процедура установления связи между понятий ным аппаратом и методическим инструментарием исследования.

    ПОНЯТИЕ – ПОКАЗАТЕЛЬ – ИНДИКАТОР – ИСТОЧНИК – ИНСТРУМЕНТАРИЙ

    ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ"

    Показатели Переменные Индикаторы
    I. Отношение к труду
    Развитие субъективных побудителей и практических усилий, направленных на самореализацию в труде
    Мотивы, установки, стереотипы, удовлетворенность
    Инициативность, качество работы, дисциплинированность, заработок
    2. Отношение к собственности Субъективное восприятие
    Реальное совладение Мое, наше, чужое
    3. Отношение к производству
    Субъективное восприятие как источник благ, потребления. Фактическое трудовое поведение. Понимание, оценки, установки, события
    4. Отношение между работниками
    Состояние групповой солидарности, социально-психологического микроклимата, состязательности. Обобщение, сопереживание, симпатии, общие ценностные ориента¬ции, интересы, типы поведения.
    5. Отношение к управлению Субъективное восприятие служебно-деловых отношений, стиля управления Мнения о способностях руководителей, соучастии.

    Операционализация понятий не тождественна операциональному определению , которое, прежде всего логическая процедура, указание эмпирических значений теоретических смыслов, одно из правил эмпирической интерпретации - как предпосылка эмпирического исследования, связанного с проверкой гипотезы, ее подтверждением или опровержением. Операционализация понятий включает в себя экспериментальную ситуацию и не является логической процедурой определения. Это - разработка новых средств фиксации данных - индексов, шкал, анкет и т. д., то, что можно назвать «методическим экспериментом». Это - действительно поиск социальных индикаторов, а не их использование.
    Процедура операционализации понятий состоит из тех же операций, что и процедура построения инструмента исследования. Так. при построении индекса осуществляются следующие операции: перевод понятий в индикаторы, точнее в «индикаторные понятия» (используются как операциональные, так и неоперациональ¬ные определения, например, описательное); перевод индикаторов в переменные (выбираются тип шкалы и, если возможно, единицы измерения); перевод переменных в индекс (выбирается техника конструирования индекса); оценка индекса (производится расчет индекса на надежность и обоснованность). Простейшим примером может служить индекс группо¬вой сплоченности, представляющий собой отношение числа взаимных позитивных выборов, сделанных в группе, к числу всех возможных выборов. Понятие групповой сплоченности определяется через эмпирически регистрируемый индикатор - взаимные выборы и средство регистрации - простой подсчет.
    Операционализация понятий является обязательным условием построения системы показателей социальных и требует разработки и введения промежуточной концептуальной модели, которая состоит из понятий, образующих определенную иерархию и опосредующих связь исходного понятия с системой показателей. Перевод исходного понятия в систему показателей осуществляется путем преобразования концептуальной модели в операциональную, состоящую из индикаторов. Индикаторы в данном случае представляют собой идеальные объекты оперирования (понятия-индикаторы), замещающие реальные объекты оперирования (явления-индикаторы) - фрагменты действительности, наделенные экспериментальными функциями приборов-измерителей и «представляющие» изучаемый объект в исследовательской ситуации. Операциональная модель может быть преобразована в математическую, состоящую из переменных. Манипулируя в процессе исследования операциональной и математической моделью, социолог получает данные, позволяющие расширить концептуальные представления об объекте и тем самым осуществить обратную связь с исходным понятием.
    О том, что понятие операционализировано (а не просто определено хотя бы и операционально, интерпретировано или эксплицировано и т. д.), можно говорить лишь в том случае, если разработан специальный методический инструментарий для изучения обозначаемого и отображаемого им (понятием) социального объекта. В процессе операционализации понятий осуществляется совмещение концептуальной модели объекта с его инструментальной моделью, т. е. той моделью, которая априори присутствует в любом методе, уже имеющемся и привлекаемом для исследования или вновь создаваемом. В противном случае формируемый инструментарий (совокупность методов, процедур, методики и техники) будет не пригодным для изучения именно того объекта, понятие которого подверглось операционализации.
    При исследовании операционализации понятий возможны различные подходы, что в значительной степени обусловлено сложной природой понятия как специфической формы отображения действительности.

  • Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...