Связь с подводной лодкой: настоящее и будущее. Почему нельзя осуществлять радиосвязь между подводными лодками

СВЯЗЬ С ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

Важность задач, решаемых подводными лодками, определяет требование к обеспечению их надводной связью. Основное направление работ – создание надежного, помехозащищенного оборудования, отвечающего современным условиям. Для обеспечения скрытности действий подводных лодок принимаются организационные и технические меры, включая маневр видами связи, энергетикой, временем, частотой и т.д. В направлении «берег – ПЛ» основным средством остается связь на сверхдлинных волнах (СДВ) в диапазоне 2-30 кГц. Сигналы на этих частотах способны проникать вглубь океана до 50 м.

Для приема сигналов в СДВ, ДВ и СВ диапазонах ПЛ используют различные типы антенн. Одна из них, шлейфная, или «плавающий кабель», – длинный проводник с положительной плавучестью, изолированный от морской среды. При движении на глубине этот кабель выпускается с подводной лодки и, всплывая к поверхности, принимает радиосигналы.

Такая антенна проста по устройству, однако может визуально обнаруживаться с самолетов или ИСЗ, а также гидроакустическими средствами наблюдения по шуму, который возникает при движении кабеля в воде. Серьезным недостатком «плавающего кабеля» отмечают и то обстоятельство, что использовать его можно лишь на малых ходах, в противном случае он будет притапливаться до глубин, где прием сигналов невозможен.

Другой вид – «буксируемый буй» – представляет собой отсек обтекаемой формы, в нем смонтирована чувствительная антенна, связанная с буксирующей ее лодкой кабелем, по которому принятый сигнал поступает на вход приемника. Устройство автоматического контроля глубины удерживает заданное заглубление на различных скоростях хода. Однако при плавании на значительной глубине нужен кабель большой длины, и во избежание его разрыва, а также для снижения уровня акустических шумов скорость ограничивается.

Второй канал связи в направлении «берег – ПЛ» – сверхнизкочастотная связь (СНЧ), позволяющая разрешить ряд указанных выше ограничений.

Волны СНЧ диапазона способны проникать на большие глубины океана. С помощью буксируемой антенны ПЛ может принять СНЧ сигнал на глубине нескольких сотен метров и даже под полярными льдами со средней толщиной около 3 м. Не случайно СНЧ система связи считается на сегодняшний день, но оценке специалистов, единственным средством оповещения подводных лодок по тревоге и служит для указания о подвсплытии их для приема передач на СДВ или диапазонах КВ и УКВ. Она не зависит от воздействия ядерных взрывов на среду распространения радиоволн и от преднамеренных помех.

К ее недостаткам относят: низкую скорость передачи информации (всего 3 знака за 15 мин), большие размеры береговых антенных систем, энергоемких источников питания и их уязвимость от ядерных ударов противника. В целях повышения живучести СНЧ связи командованием ВМС США рассматривается возможность использования неуправляемых аэростатов в качестве ретрансляторов.

За рубежом полагают, что, несмотря на несомненные преимущества, СНЧ связь не обеспечивает высокой информационной скорости передачи и приема сообщений при соблюдении скрытности на рабочей глубине погружения.

Ведутся интенсивные работы в других нетрадиционных направлениях. В частности, изучаются перспективы оптической (лазерной) связи, принципиальным достоинством которой является возможность элемтромагнитных волн, этого диапазона проникать в толщу океана на значительную глубину. Полагают, что в большинстве акваторий Мирового океана с помощью чувствительных датчиков на корпусе ПЛ можно принять оптический сигнал на глубине 500-700 м. Считается, что предпочтительней использовать лазер, размещенный на ИСЗ.

Одним из недостатков оптической связи считают необходимость точного знания места адресата для наведения луча, что преодолевается путем последовательной передачи одного и того же сообщения в разные районы, хотя это увеличивает время его прохождения до адресата. В перспективе предусматривается применение мощных лазеров для циркулярных передач во все зоны вероятного нахождения подводных лодок.

Несмотря на преимущества лазерных каналов связи, практическая реализация их задерживается вследствие сравнительно большой стоимости.

Зарубежные специалисты отмечают, что связь берега с лодкой можно осуществлять с помощью акустических средств. Звуковые волны распространяются на тысячи миль, однако требуется много времени при передаче информации на большие дальности. Кроме того, сигнал легко обнаруживается противником и подавляется средствами РЭБ. Считается, что одним из способов гидроакустической связи может быть работа стационарных приемников и маломощных акустических передатчиков на подводных буях, соединенных кабелем с берегом.

Потенциальные возможности связи с подводными лодками в подводном положении ученые видят и в использовании лучей нейтрино (электрически нейтральные элементарные частицы). Они способны проходить сквозь землю со скоростью света с очень малой потерей энергии. При помощи специальных фотоумножителей можно принимать на ПЛ импульсы света, возникающие в результате столкновений нейтрино с ядрами молекул морской воды. Полагают, что такое абсолютно скрытное средство связи будет эффективным на больших глубинах, где помехи солнечного света и космических лучей минимальны. Однако создание нейтринного генератора в настоящее время требует таких материальных затрат, что оно практически трудно осуществимо.

Для связи в направлении «берег – ПЛ» одновременно с СДВ диапазоном производятся передачи и на коротких и ультракоротких волнах. Для приема в этих диапазонах подводная лодка должна подвсплывать на перископную глубину и поднимать мачтовую антенну. При этом теряется скрытность. Поэтому такой связью пользуются только в случаях крайней необходимости по назначенным сеансам. Вместе с тем отмечается, что УКВ и КВ связь в условиях ядерной войны будет наиболее живучей, устойчивой и надежной, поскольку береговые узлы с массивными и сложными антенными полями СНЧ, СДВ систем могут быть уничтожены.

Передачи в направлении «ПЛ – берег» осуществляют на перископной глубине на КВ и УКВ через ИСЗ или посредника (корабль, самолет). При этом используется мачтовая антенна, которую можно легко обнаружить радиолокационными средствами, а излучаемый сигнал этого диапазона запеленговать. Для обеспечения скрытности первоначально использовалась аппаратура сверхкратковременных передач (СКП), а в настоящее время – техника широкополосной модуляции (ШПМ). Она затрудняет обнаружение и перехват передачи вследствие того, что энергия полезного сигнала распределяется в очень широком частотном диапазоне.

ШПМ связь допускает, кроме того, прием и передачу с высокой информационной скоростью, что также снижает вероятность пеленгования подводной лодки.

Принципиальным недостатком ее остается необходимость подвсплытия для развертывания антенн.

В направлениях «ПЛ – ПЛ» и «ПЛ – надводный корабль» применяется гидроакустическая связь. Поскольку основное тактическое требование к подводным лодкам – это скрытное плавание на глубине, то возможность связи с ними современными средствами весьма ограничена.

Полагают: достижения ШПМ техники, а также применение в высокочастотных сигналах прыгающей перестройки по частоте на фоне помех гарантируют, что передача подводной лодки не будет обнаруживаться самой развитой сетью радиоэлектронной разведки, что намного повысит скрытность, а следовательно, и эффективность подводных сил. И наконец, только комплексное использование всех видов и средств связи может обеспечить ее надежность.

Из книги Морские сражения автора

Из книги Морские сражения автора Хворостухина Светлана Александровна

Из книги Пистолеты и револьверы [Выбор, конструкция, эксплуатация автора Пилюгин Владимир Ильич

Из книги Путеводитель по жизни: Неписанные законы, неожиданные советы, хорошие фразы made in USA автора Душенко Константин Васильевич

Из книги Как совершить кругосветку. Советы и инструкции для осуществления мечты автора Ёрдег Элизабетта

Бой подводной лодки «U-29» В начале ХХ века Британский военно-морской флот значительно превосходил в силе своих главных соперников: Россию, Францию и Америку. Однако 22 сентября 1914 года самонадеянность дорого обошлась британским судам. В сентябре на Ла-Манше было ветрено.

Из книги Яхтинг: Полное руководство автора Тогхилл Джефф

Бой подводной лодки М-36 Подводные лодки Черноморского флота часто попадали в сложные ситуации на мелководье северо-западного района. 23 августа 1942 года капитан-лейтенант В. Н. Комаров, командующий подводной лодкой М-36 XII серии, обнаружил немецкий конвой. Прежде чем

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

Бой подводной лодки М-32 В октябре 1942 года советская подводная лодка М-32 XII серии под управлением капитан-лейтенанта Н. А. Колтыпина атаковала немецкий миноносец «Змеул». К несчастью для Колтыпина, торпеда не попала в цель и лишь указала на место нахождения подводной

Из книги Самозарядные пистолеты автора Каштанов Владислав Владимирович

Бой подводной лодки С-13 В 1945 году советская подводная лодка С-13 находилась на патруле в южной части Балтийского моря. Однажды акустический прибор лодки уловил звуки движения винтов. Командир подводной лодки тотчас же отдал приказ направить судно навстречу противнику. В

Из книги ELASTIX – общайтесь свободно автора Юров Владислав

Пистолет для подводной стрельбы СПП-1М Рис. 71. Пистолет для подводной стрельбыПистолет подводный специальный СПП-1 был разработан в ЦНИИ Точного Машиностроения в конце 1960-х годов конструкторами Кравченко и Сазоновым для вооружения боевых пловцов ВМФ СССР.Основные

Из книги автора

Прошлое, настоящее, будущее Не я принадлежу прошлому, а прошлое принадлежит мне. (Мэри Антин)* * *В сущности, прошлое – почти в той же мере результат работы воображения, как и будущее. (Джессамин Уэст)* * *Ностальгия – это желание вернуть то, чего мы никогда не имели. («14,000 Quips

Из книги автора

Управление лодкой Даже с точки зрения управления лодкой океанские переходы проще чем кажется. Если время выбрано правильно, многогие дни и недели плавание проходит при постоянных и попутных ветрах. Не нужно крутить поворотов. Иногда ветер усиливается и приходится

Из книги автора

ЗНАКОМСТВО С ЛОДКОЙ Для большинства людей покупка яхты – это важное событие, которое, как покупка дома или автомобиля, требует серьезного отношения во избежание проблем. Необходимо учитывать многие факторы. Решите заранее, какая яхта вам нужна: новая или бывшая в

Перестала работать входящая связь из города, но внутренняя и исходящая связь работает, что делать? Проверьте наличие соединения станции с провайдерами и с телефонами: откройте WEB-интерфейс Elastix откройте меню PBX / Tools выполните командуsip show registryЕсли все или часть

Однако по мере развития подводного флота все больше и больше требовалось находиться под водой. С появлением атомных подводных субмарин проблема связи стала особенно острой. Ведь эти лодки могли скрытно уже месяцами находиться под водой. Всплытие для сеанса связи грозило обнаружением противником — как по источнику радиосигнала, так и по фото с самолетов и спутников.

Потребовалось кардинальным образом усовершенствовать . Так, чтобы связь была надежной и при этом не позволяла легко обнаруживать себя под водой.

За дело взялись ученые и военные специалисты. Было предложено несколько способов для осуществления связи без необходимости всплытия. Коснемся только тех моментов, которые находятся в свободных источниках информации, т. е. не являются засекреченными. Точнее, их принципы доступны для обсуждения и гражданскими лицами, хотя детальных сведений не найти.
Фото: Depositphotos

Сначала поговорим о более простом и относительно дешевом акустическом способе связи . Он почти одновременно появился как в США, так и в Советском Союзе. Суть способа в том, что по дну моря прокладывался особый кабель в районе, который «контролировался» . В водной среде звук распространяется довольно далеко. Находясь сравнительно далеко от кабеля, экипаж лодки мог, тем не менее, иметь надежную связь со своей базой с помощью усовершенствованных чувствительных гидрофонов. Кодированные сообщения имели только один минус — разведка противника могла найти ключ к коду.

Было замечено, что радиоволны низкой частоты (3−30 кГц) проникают в морскую воду на глубину до 20 метров. Появилась идея воспользоваться этим без полного всплытия лодки. Находясь в подводном состоянии на довольно большой глубине, экипаж выпускал из лодки радиобуй. Он всплывал выше, но до поверхности не доходил примерно 15−18 метров. Таким образом, лодка оставалась малозаметной в толще воды, но могла иметь радиосвязь на низкой частоте.

Но и этот метод со временем стал непригоден. Технически лодка с выпущенным буем должна была находиться на строго заданной глубине, чтобы буй не покидал 20-метровую верхнюю толщу воды. А это вынуждало снизить подводную скорость.



Фото: ru.wikipedia.org

Чрезвычайно низкие частоты (3−300 Гц) дают возможность проникать сигналам в морскую воду на очень большие глубины (порядка нескольких сотен метров). Казалось бы, найден идеальный способ для подводной связи. Но его особенность в том, что на таких частотах нужны очень большие антенны — длиной в три с лишним тысячи метров! Ошибки нет. Именно при таких размерах возможно подать сигнал с антенны на сверхнизких частотах.

Как выход из ситуации было предложено использовать пробуренные скважины на суше с металлическими проводниками такой длины. Для подачи сигнала на столь громадные антенны потребовались отдельно работающие мощные электростанции. Передатчики с грандиозными антеннами появились только в СССР, США и в Индии. Но они малоэффективны, поскольку скорость передачи крайне низкая (один-два знака в минуту).

Понятное дело, что на подлодках возможно иметь только приемник на такие частоты. Стало быть, о двусторонней связи не может быть и речи. Можно лишь за очень длительное время передать с суши что-то очень короткое. Например, требование всплыть для связи другими способами.

В большинстве случаев хватает простейшего решения: всплыть к самой поверхности воды и поднять антенну над водой. Но этого решения недостаточно для атомной подводной лодки - эти корабли были разработаны во время холодной войны и могли находиться в подводном положении в течение нескольких недель и даже месяцев, но тем не менее они должны были оперативно запустить баллистические ракеты в случае ядерной войны .

Связь с подводными лодками, находящимися в подводном положении, осуществляется следующими способами.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Устройство подводной лодки

    ✪ Авария на подводной лодке. "Опасный" ритуал для ребенка.

Субтитры

Акустическая передача

Советская система «ЗЕВС» работает на частоте 82 Гц (длина волны 3656 км), американская «Seafarer» (с англ.  -  «мореплаватель») - 76 Гц (длина волны 3944,64 км). Длина волны в этих передатчиках сравнима с радиусом Земли. До 1977 года использовалась система «Sanguine», находящаяся в Висконсине . Частота - 76 Гц или 45 Гц. ВМС Великобритании предпринимали попытки построить свой передатчик в Шотландии , но проект был свёрнут.

Радиоволны инфранизких частот или infra low frequencies (ИНЧ , ILF 300-3000 Гц) имеют более компактные элементы антенн, но меньшее проникновение в толщу морских и земных глубин.

Радиоволны очень низких частот или very low frequencies (ОНЧ , VLF 3-30 кГц) имеют ещё более компактные антенны по сравнению с предыдущим диапазонам, но могут проникать в морскую воду только на глубины до 20 метров, преодолевая поверхностный (скин) эффект . Подводная лодка, находящаяся на небольшой глубине, может использовать этот диапазон для связи. Подводная лодка, находящаяся гораздо глубже, может использовать буй с антенной на длинном кабеле. Буй может находиться на глубине нескольких метров и из-за малых размеров не обнаруживаться сонарами противника. Первый в мире ОНЧ-передатчик, «Голиаф », был построен в Германии в 1943 году, после войны перевезён в СССР, в 1949-1952 годах восстановлен в Нижегородской области и эксплуатируется до сих пор. В Белоруссии, под Вилейкой , функционирует мегаваттный ОНЧ-передатчик для связи с подводными лодками ВМФ России - 43-й узел связи .

Радиоволны низких частот или low frequencies (НЧ , LF 30-300 кГц) также могут использоваться для связи с подземными или морскими объектами. Американский передатчик «Seafarer» работал на частоте 76 кГц и состоял из двух антенн в Клэм Лэйк, Висконсин (с 1977 года) и на базе ВВС «Сойер» в Мичигане (c 1980 года). Был демонтирован в сентябре 2004 года .

Недостатки радиосвязи указанных диапазонов:

  • Линия связи является односторонней. Подводная лодка на борту не может иметь свой передатчик из-за огромного требуемого размера антенны. Даже приёмные антенны КНЧ/СНЧ-связи отнюдь не малы: лодки используют выпускаемые буксируемые антенны длиной от сотен метров.
  • Скорость такого канала крайне мала - порядка нескольких знаков в минуту. Таким образом, разумно предположить, что передаваемые сообщения содержат общие инструкции или команды по использованию других видов связи.

Спутники

Если субмарина находится в надводном положении, то она может использовать обычный диапазон радиосвязи, как и прочие морские суда. Это не означает использование обычного коротковолнового диапазона: чаще всего это связь с военным для использования их в качестве ретрансляторов сигнала и обеспечения связи кораблей из любой точки мира с командованием ВМФ. По проекту было модифицировано три субмарины.

Аналогичное оборудование установлено на воздушном командном пункте - самолёте Ил-80 .

В ВМС США для связи с ПЛ в СДВ диапазоне используется самолёт E-6 Mercury (созданный на базе пассажирского Боинга-707, используются буксируемые антенны длиной 7925 м (основная) и 1219 м (вспомогательная)). Собственно, этот самолёт не является чистым ретранслятором сигналов боевого управления для ПЛАРБ, а служит командным пунктом для управления стратегическими ядерными силами. В состав экипажа, помимо 5 человек, непосредственно управляющих машиной, ещё входит 17 операторов. Правительственный воздушный командный пункт E-4A (на базе Боинга-747) также имеет станцию СДВ и буксируемую трос-антенну длиной около 8 км.

Скрытность

Сеансы связи, особенно со всплытием лодки, нарушают её скрытность, подвергая риску обнаружения и атаки. Поэтому принимаются различные меры, повышающие скрытность лодки, как технического, так и организационного порядка. Так, лодки используют передатчики для передачи коротких импульсов, в которых сжата вся необходимая информация. Также передача может быть осуществлена всплывающим и подвсплывающим буём. Буй может быть оставлен лодкой в определённом месте для передачи данных, которая начинается, когда сама лодка уже покинула район, или нет.

Обеспечение надежной связи с атомными подводными лодками, несущими дежурство на океанических просторах, без ухудшения параметров их скрытности, всегда было непростой технической задачей.

Основная задача атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) — гарантированный ракетно-ядерный удар. Поэтому главное требование к ним — возможность длительного незаметного патрулирования. При этом ПЛАРБ должна быть обеспечена связью для возможности получения сигналов боевого управления и информацию об оперативной обстановке.

Использование традиционной радиосвязи под водой затруднительно, т. к. радиоволны традиционных частот довольно быстро поглощаются в морской воде. Поэтому для связи с ПЛАРБ применяются специальные технические решения.

НА ПЕРИСКОПНОЙ ГЛУБИНЕ

Подводные лодки в надводном положении или на перископной глубине могут использовать для связи обычный диапазон радиочастот. Как правило, это УКВ-спутниковая связь. Американские АПЛ используют систему SSIXS (Satellite Information Exchange Subsystem — «спутниковая подсистема обмена информацией с подводными лодками»), которая работает через UHF SATCOM — систему спутников, находящихся на геостационарной орбите.

Российские ПЛАРБ имеют комплекс связи «Молния-М» с системой космической связи «Цунами-АМ». Чтобы ПЛАРБ находилась на поверхности или на перископной глубине минимальное время, связь осуществляется в цифровом виде посредством высокоскоростной передачи данных. Но этот способ связи допустим только в чрезвычайных случаях, т. к. лишает АПЛ главного преимущества — скрытности патрулирования. Даже на глубине нескольких десятков метров, куда проникают радиоволны СВ- и КВ-диапазона, субмарина легко может быть обнаружена. Необходимы средства связи для рабочих глубин.

Один из вариантов — шлейфная антенна, или «плавающий кабель», используемая для связи в СВ-диапазоне. Она представляет собой длинный кабель с положительной плавучестью. При движении субмарины на глубине шлейфная антенна выпускается и всплывает к поверхности для приема радиосигналов. Существенным недостатком такой системы является простота ее визуального обнаружения с самолетов или спутников, а также гидроакустическими средствами. Кроме того, использовать ее можно лишь на малом ходе ПЛ.

ДЛИННЫЕ И СВЕРХДЛИННЫЕ РАДИОВОЛНЫ

Для связи с подводными лодками на глубине в настоящее время используют следующие радиодиапазоны: длинные волны (ДВ, 30-300 КГц), сверхдлинные волны (СДВ, 3-30 кГц), а также диапазоны инфранизких (ИНЧ, 300-3000 Гц) и крайне низких частот (КНЧ, 3-300 Гц). Радиоволны этих диапазонов легко проходят сквозь толщу воды, а ИНЧ и КНЧ — сквозь земную кору. И чем ниже частота, тем большей глубины может достичь сигнал. Кроме того, они распространяются от передатчика на десятки тысяч километров, достигая любой точки Мирового океана. Но с низкими диапазонами частот (сверхбольшими длинами волн) возникают следующие технические сложности: огромные размеры передающих антенн (сотни и тысячи метров) и слишком большая необходимая мощность передатчика (3-5 МВт). Кроме того, при таких частотах сигнал очень трудно модулировать, а значит трудно обеспечить надлежащую помехозащищенность и, главное, невозможно передавать быстро большое количество информации. В качестве приемных антенн для ДВ- и СДВ-диапазона на АПЛ используются схемы типа «буксируемый буй» или «рамка», снабженные устройствами автоматического контроля глубины для удержания антенны на заданной глубине при различных скоростях хода.

НА САМОЛЕТАХ

Уязвимость огромных антенн от ядерных ударов противника потребовала разработки резервных систем СДВ-связи, размещенных на самолетах-ретрансляторах, получившая в США наименование ТАКАМО. Система базируется на самолетах Боинг Е-6 «Меркурий», которые сменили прежние носители — ЕС-130.

Для связи с АПЛ в ВМФ России используются самолеты-ретрансляторы Ту-142МР «Орел» и воздушный командный пункт Ил-80. Самолеты имеют выпускную буксируемую тросовую антенну длиной 8,6 км и приемопередатчик СДВ-диапазона большой мощности (Р-826ПЛ «Фрегат»), Самолеты совершают полет по круговой траектории диаметром около 200 км в районе расположения АПЛ, обеспечивая надежную передачу СДВ-сигнала.

Средства связи с атомными подводными лодками США

Капитан 1 ранга запаса А.Марков

В планах Пентагона важная роль во всеобщей ядерной войне отводится атомным ракетным подводным лодкам (ПЛАРБ), которые уже в мирное время находятся в районах патрулирования в постоянной готовности выполнить приказ на пуск ракет по объектам противника. Атомные многоцелевые подводные лодки (ПЛА), решая задачи разведки, патрулируют на противолодочных рубежах, обеспечивают деятельность ударных сил флота и всегда готовы использовать свое оружие (торпеды и крылатые ракеты, в том числе противокорабельные).
Американские подводные силы развиваются в направлении как усиления их боевой мощи, так и повышения их неуязвимости для воздействия противника. К числу важнейших мер, обеспечивающих скрытность деятельности подводных лодок, американское командование относит: особый оперативный режим их использования; снижение уровня физических полей, прежде всего акустических и электрических; применение надежной системы управления. Совершенствование действующих, а также разработка и создание новых систем и средств связи с подводными лодками, особенно находящимися на больших глубинах, являются, как сообщает иностранная печать, основой поддержания их в высокой боевой готовности.
Надежное управление ПЛА в подводном положении представляет собой достаточно сложную проблему, над решением которой, как указывает зарубежная пресса, американские специалисты работают более 20 лет. Главная трудность заключается в том, чтобы радиосигнал преодолел толщу воды, где его энергия поглощается в зависимости от длины волны, а также удаления приемника от передатчика, его мощности, глубины приема сигналов, скорости перемещения антенны и ряда других факторов. Степень поглощения сигналов и глубина их проникновения в водную среду показаны на рис. 1.
Современное развитие электронной техники позволяет достаточно широко использовать для связи с подводными лодками длинноволновый (ДВ) и сверхдлинноволновый (СДВ) диапазоны. Использование более низкого так называемого диапазона чрезвычайно низких частот (ЧНЧ) связано с необходимостью применять излучения значительной мощности и сложные антенны больших размеров. Передача сообщений через водную среду в высокочастотном (оптическом) диапазоне волн требует концентрации энергии в узконаправленном луче и связана с применением лазерной техники над районом нахождения подводной лодки.
В настоящее время ПЛА управляются через сеть береговых узлов и центров связи. Они расположены во всех важных районах мира, примыкающих к акваториям, где действуют подводные лодки США. Радиостанции ведут циркулярные передачи для них бесквитанционным способом. Чтобы повысить надежность связи, на каждый район театра работает не менее двух радиостанций, которые, используя УКВ, KB, ДВ и СДВ диапазоны волн, неоднократно повторяют основные сообщения.

Передачи в УКВ диапазоне осуществляются в пределах. прямой видимости или через спутниковую систему (диапазон 225 - 400 МГц) "Флитсатком", которая во второй половине 80-х годов будет заменена системой "Лисат". Четыре спутника последней уже выведены на стационарные орбиты.
Один из каналов спутниковой системы (полоса пропускания 25 кГц) предназначен для ретрансляции циркулярных передач по флоту, в том числе и для подводных лодок. При этом передачи в звене "земля - ИСЗ" ведутся в сантиметровом диапазоне, а "ИСЗ - корабль" - в дециметровом. Для циркулярных передач используются наземные станции AN/FSC-79, расположенные в основных центрах связи ВМС в Норфолке (США), Гонолулу (Гавайские о-ва), Неаполе (Италия), на о-вах Гуам (Тихий океан) и Диего-Гарсия (Индийский океан). На ПЛА эти передачи принимаются единым в ВМС США приемником AN/SRR-1. В целях обеспечения надежности связи и повышения пропускной способности канала циркулярных передач в адрес ПЛ используется аппаратура цифровой связи, позволяющая передавать информацию со скоростью 2400 бит/с. Аппаратура размещена на береговом узле связи (УС) и подводной лодке, и с ее помощью можно вести высокоскоростную передачу также с лодки на берег.
KB диапазон (3-30 МГц) по отношению к другим диапазонам используется как резервный, так как прохождение его радиоволн недостаточно устойчиво и он подвержен радиопротиводействию. Для установления связи и передачи сообщения требуется значительное время.
Принимать сигналы в УКВ и KB диапазонах подводные лодки могут только в надводном положении или на перископной глубине на выдвижные антенны.
Большинство береговых узлов связи ВМС США, а также американские радиостанции, расположенные в странах Европы и в западной части Тихого океана, оборудованы длинноволновыми передатчиками, обеспечивающими связь. на дальности 3- 4 тыс. км. Основные береговые УС имеют СДВ передатчики (3-30 кГц), которые обеспечивают связь с подводными лодками на расстоянии до 16 тыс. км. В ВМС США в настоящее время есть семь таких узлов, три из них - Аннаполис (г. Вашингтон), Луалуалей (Гавайские о-ва) и Бальбоа (зона Панамского канала) - были построены до второй мировой войны и уже несколько раз модернизировались. В 60- 70-х годах созданы радиоцентры Катлер (штат Мэн), Джим-Крик (Вашингтон), Норт-Вест-Кап (Австралия) и Сан-Франциско (штат Калифорния). Передающий радиоцентр Катлер оборудован одним передатчиком мощностью 2000 кВт, Джим-Крик- двумя по 1000 кВт, а остальные- по 1000 кВт. Их основные рабочие частоты 14-35 кГц.
В зарубежной печати отмечается, что береговые радиостанции, особенно СДВ диапазона, со своими громоздкими антенными полями подвержены воздействию со стороны противника. Так, антенное поле радиоцентра Катлер занимает около 6 км2. На нем размещается несколько секций антенн, главным образом ромбических, подвешенных на стальных опорах высотой 250 -300 м. По заявлению американского командования, с началом боевых действий большинство радиоцентров может быть уничтожено. Поэтому оно считает, что для более надежного управления подводными лодками, и в первую очередь ракетными, необходимы системы связи с повышенными живучестью, дальностью распространения и глубиной подводного прохождения сигналов.
Особую надежду в решении данной проблемы они возлагают на созданную еще в 60-е годы резервную систему СДВ связи, размещенную на самолетах-ретрансляторах, которая получила наименование ТАКАМО. Она должна своевременно и с большой надежностью передавать на ПЛАРБ приказ применить ядерное оружие. На самолет системы ТАКАМО сообщение поступает по каналу циркулярных передач для подводных лодок и по специальным линиям связи с высшим командованием вооруженных сил и ВМС США.
Самолеты-ретрансляторы ЕС-130 системы ТАКАМО сведены в две эскадрильи (девять самолетов в каждой), действующие на Атлантическом и Тихоокеанском ТВД. Они специально оборудованы для работы личного состава дежурной смены с аппаратурой приема и ретрансляции сигналов на подводные лодки. Дежурная смена располагается в переднем помещении фюзеляжа самолета, где находятся центральный пост управления, посты операторов, контролирующих прохождение информации по телефонным и телеграфным каналам связи, и пост оператора СДВ передатчика. В хвостовой части фюзеляжа установлены приемные и передающие устройства, усилители мощности, системы обработки информации, выходные каскады сверхдлинноволнового передатчика и аппаратура согласования их с антенной.
Аппаратура связи самолета-ретранслятора включает: четыре УКВ радиостанции AN/ARC-138, две KB радиостанции AN/ARC-132, станцию спутниковой связи AN/ARC-146, а также радиоприемники KB, СВ, ДВ и СДВ диапазонов. Для ретрансляции передач на самолете установлен малогабаритный СДВ передатчик AN/ARQ-127 мощностью 200 кВт, работающий в диапазоне 21-26 кГц. Передачи в адрес подводных лодок ведутся в режимах буквопечатания и ручного телеграфирования. Излучающим элементом является буксируемая антенна длиной 10км, которая выпускается и убирается специальным устройством.
Во время дежурства в воздухе самолет-ретранслятор совершает полет в заданном районе на высоте около 8000 м со скоростью 330-500 км/ч по кругу радиусом 185км с выпущенной СДВ антенной. В таком режиме буксируемая антенна провисает на 1500 м и занимает положение, близкое к вертикальному. По итогам многолетнего использования системы ТАКАМО, как отмечает западная пресса, их передачи принимаются подводными лодками при заглублении антенны до 15 м и удалении от самолета в основном на относительно небольшие расстояния, но возможно и до 10 тыс. км.
По сообщениям зарубежной печати, система ТАКАМО совершенствуется. Улучшается и обновляется радиотехническое вооружение самолета, широко внедряется электронно-вычислительная техника. Промышленности заказаны 15 машин Е-6А, разработанные на базе самолета Боинг 707. Начиная с 1987 года по мере выработки моторесурса EC-130Q будут заменяться новыми самолетами - Е-6А.
Для связи с подводными лодками в любое время и на глубинах, обеспечивающих скрытность их действий, американские специалисты приступают к использованию диапазона ЧНЧ (0-3000 Гц), радиоволны которого обладают незначительным коэффициентом затухания при проникновении в водную среду (до 0,1 дБ/м) и повышенной устойчивостью к излучениям ядерных взрывов. При достаточно мощном передатчике радиоволны ЧНЧ распространяются на расстояние более 10 тыс. км и проникают в воду на глубину до 100 м.
Еще в 60-х годах предпринимались попытки создать такую систему, но из-за ее чрезмерно высокой стоимости и ряда других причин проект был закрыт, а испытательный центр в 1978 году законсервирован.
В 1981 году правительство США утвердило более дешевый проект системы связи на ЧНЧ общей стоимостью 230 млн. долларов (получил наименование ELF - Extremely Low Frequency). В ней предусматривается иметь два передающих центра с передатчиками мощностью 3-5 МВт. Первым является модернизированный испытательный центр в штате Висконсин, в котором уже установлен передатчик повышенной мощности. В 1982-1984 годах из этого центра было проведено несколько экспериментальных передач на погруженные лодки. Сигнал был принят ими на глубине около 100м при скорости хода до 20 уз. Второй центр строится в штате Мичиган. Для упрощения его строительства и эксплуатации антенная система (общей длиной около 100км) подвешена на стальных опорах высотой 1,8 м.
Для связи предполагается использовать частоты 45-80 Гц, на которых передача команды, состоящей из трех букв, длится 5-20 мин. Командование ВМС считает, что данная система будет вспомогательной, ее цель - предупредить лодку о необходимости подвсплыть и принять сообщение по другим средствам связи. К моменту введения в строй системы полностью на всех ПЛАРБ и ПЛА планируется установить приемную аппаратуру. Работой центров будут управлять с одного диспетчерского пункта, хотя они должны обслуживать различные театры. При необходимости для повышения надежности приема особо важной информации оба центра смогут работать синхронно, увеличивая тем самым мощность излучения.
Надежность связи с глубоко погруженными подводными лодками может быть повышена за счет применения лазеров. Эта широко рекламируемая зарубежной печатью система связи позволит передавать на подводные лодки, находящиеся на глубине свыше 100м, большой объем информации с высокой скоростью. Полагают, что она не потребует применения других средств связи, так как лазерная спутниковая связь сможет обеспечить оперативно-тактическое и стратегическое управление силами.
Для обеспечения связи, как свидетельствует иностранная печать, наиболее целесообразным участком светового диапазона является сине-зеленый (0,42-0,53 мкм) спектр, который преодолевает водную среду с наименьшими потерями и проникает на глубину до 300 м. Однако создание лазерной связи сопряжено с рядом технических трудностей. В настоящее время ведутся эксперименты с лазерами, при этом рассматриваются три основных варианта их применения.
Для первого варианта требуются пассивный спутник-ретранслятор, оснащенный крупноразмерным отражающим рефлектором (диаметр до 7м, вес около 0,5т), и мощный наземный лазерный передатчик. Для второго на спутнике необходимо иметь достаточно мощное передающее устройство и на несколько порядков выше по мощности энергетическую установку. В обоих вариантах надежность связи должна обеспечиваться высокоточной системой наведения и сопровождения объекта связи лазерным лучом. Изучается третий вариант, предусматривающий создание лазерного луча с помощью линз и зеркал, концентрирующих солнечную энергию.
Существующий уровень технологии, по мнению зарубежных специалистов, позволяет в первом варианте реализовать лазер мощностью 400"Вт с частотой повторения импульсов до 100Гц, а во втором - разместить на орбите лазер мощностью 10 Вт с частотой повторения импульсов 18 Гц. Экспериментальный образец системы лазерной связи может быть развернут в 90-х годах, а рабочая аппаратура создана не ранее 2000 года.

Подводные лодки независимо от их назначения при выполнении боевой задачи с целью обеспечения скрытности своих действий соблюдают режим радиомолчания. Лишь в исключительных случаях, связанных с аварией, невозможностью выполнения боевой задачи и доклада особо важных сведений, они ведут радиопередачи. Чтобы ПЛАРБ находилась на поверхности или на перископной глубине с работающим радиопередатчиком минимальное время, связь осуществляется посредством высокоскоростной передачи данных в цифровом виде через спутниковую систему связи "Флит-сатком", а также в KB диапазоне. Существующая сеть береговых станций обеспечивает прием таких передач на сменных частотах KB диапазона с высокой надежностью.
В условиях мирного времени при плавании в надводном положении подводные лодки могут использовать весь арсенал своего радиовооружения.
На ПЛАРБ типа "Огайо" установлен комплект радиоаппаратуры, разработанный по проекту "объединенная радиорубка". Он предусматривает оборудование радиорубки автоматизированными системами управления средствами связи и распределения корреспонденции, что позволяет сократить количество операторов в смене до одного - двух человек. Для атомных многоцелевых подводных лодок типа "Лос-Анджелес" разработан унифицированный центр связи, включающий в свой состав корабельную приемопередающую аппаратуру связи, средства радиотехнической разведки, радиопротиводействия, опознавания и системы гидроакустической связи. Средства автоматизации на атомных ракетных и многоцелевых подводных лодках включают ЭВМ AN/UYK-20.
В состав радиоаппаратуры атомных подводных лодок ВМС США входят: один приемник ЧНЧ диапазона (начинают устанавливать); два - СВ, ДВ и СДВ диапазонов (10-3000 кГц); несколько КВ-приемников; приемное устройство AN/SRR-1 циркулярных передач через спутниковую систему связи "Флитсатком"; две радиостанции KB диапазона (мощность передатчика 1 кВт), которые обеспечивают двухстороннюю связь подводных лодок с берегом в режимах телефонии, буквопечатания и ручной телеграфии; два KB передатчика (2-30 МГц, мощность 1 кВт); две УКВ радиостанции (одна из них - AN/WSC-3 - обеспечивает все виды связи с береговыми станциями и подвижными объектами через ИСЗ). Специальное устройство цифровой связи осуществляет высокоскоростную передачу данных.
Основой надежной работы радиоаппаратуры на подводной лодке являются: антенные устройства (рис. 2); буксируемая на глубине более 100м кабельная антенна шлейфного типа длиной свыше 1000 м для приема передач в диапазоне ЧНЧ (начата установка); буксируемая кабельная антенна шлейфного типа (длина 300-900 м) для приема в ДН и СДВ диапазонах. Для нахождения активного участка антенны на глубине приема (не более 20 м) подводная лодка подвсплывает на глубину 30 м, а при ее погружении ниже 60 м антенна на глубине приема поддерживается буем; буксируемая рамочная антенна СДВ диапазона имеет рабочую глубину приема не более 10 м, которая определяется скоростью движения подводной лодки (до 3 уз) и длиной буксира (500-600м); бортовая рамочная антенна СДВ диапазона для приема сигналов на глубине не более 30 м.
Приемные и передающие ненаправленные антенны KB и УКВ диапазонов (спиральные и штыревые), а также спутниковой системы связи устанавливаются на выдвижных устройствах подводной лодки и используются только в надводном положении и на перископной глубине. Антенны спутниковой связи представляют собой направленную решетку с гироскопическим сервоприводом для удержания ее в заданном направлении и с ручным дистанционным управлением для наведения по углу места.
Для связи ПЛА, находящейся в подводном положении, в KB и УКВ диапазонах используется радиобуй AN/BRT-3. Начиная с 1981 года эти буи модернизируются: вместо УКВ антенн на них устанавливают антенны спутниковой связи.
Аварийная связь подводных лодок с самолетами, надводными кораблями и береговыми станциями обеспечивается автоматическим комплексом, ведущим передачи в KB диапазоне с помощью выпускаемого с ПЛ и всплывающего па поверхность связного буя, на котором установлена телескопическая антенна.
Краткий обзор приведенных в статье сведений зарубежной печати по системам и средствам связи указывает на стремление американского командования создать надежную систему управления подводными лодками.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...